Почему сергий радонежский благословил князя дмитрия донского на битву: Почему Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на битву?

Благословение Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Сергий Радонежский

Куликовская битва считается одной из величайших побед русского народа над иноземными захватчиками. Благословение князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, полученное им от Сергия Радонежского, знаменует собой не только торжество православной веры, но и заступничество высших сил. В то время Золотая Орда была настоящим бедствием для Руси. Ханские войска, почти не встречая сопротивления, шли по русской земле, подвергая города и сёла разорению и поджогу.

Тысячи мирных жителей были угнаны в плен. Воеводы должны были униженно просить и получать ярлык на княжение у ордынских ханов. Непомерная дань привела к обнищанию некогда богатых городов. Наконец настала ситуация, когда нужно было выбирать или бесконечное рабство или решающая битва. Объединённое войско русских князей возглавил воевода князь Дмитрий Иванович. Глубоко верующий князь решает просить благословения у игумена русской земли Сергия Радонежского.

Важно: К тому времени Русь более 240 лет находилась под игом Золотой Орды.

Кто такой Сергий Радонежский

После отказа от язычества и принятия христианской православной веры, на Руси стали появляться религиозные подвижники. Это были глубоко верующие люди, полностью порвавшие с мирскими заботами и посвятившие себя служению Богу. Они не только способствовали укреплению веры, но и занимались просветительской деятельностью.

В церковных летописях сохранились описания многих чудес, которые творили эти люди. Здесь изгнание бесов, исцеление больных, а так же предсказания будущего, которые сбывались. Одним из самых известных подвижников был игумен Сергий Радонежский.

Ранние годы

Родители будущего святого были ростовскими боярами. О семье Сергия Радонежского известно немного. Они были людьми достаточно знатными, но жили тихо и с достоинством. Отца звали Кирилл, а мать Марией.

Интересно: Кириллу неоднократно приходилось сопровождать ростовских князей в Орду, но никаких чинов от своей службы он не получил.

Когда в семье родился мальчик, он был крещён именем Варфоломей. Месяц рождения известен точно – это май, но годом рождения, в разных источниках, называется 1314, 1319 и даже 1322. У мальчика есть брат по имени Стефан. Когда дети подросли, их отдали учиться грамоте и письму. Стефан хорошо успевал и прилежно учился, а Варфоломею науки не давались.

Всё изменил случай, который воспринимается как чудо. Мальчик Варфоломей в лесу встретил почтенного старца, которому и пожаловался на неуспехи в науках. Старец помолился и дал отроку съесть частичку просфоры. Затем они вдвоём пошли домой к Кириллу и Марии. После трапезы старец велел юноше читать псалтирь. Тот попытался отказаться, ссылаясь на неумение, но старец приказал снова.

Когда Варфоломей начал читать, все были поражены, как хорошо, чисто и быстро он читает.

Интересно: Теперь ты лучше всех будешь знать грамоту и другие науки, сказал старец и ушёл. Больше его никто никогда не видел.

После этого события мальчик сильно изменился. Он стал делать вещи, которые сильно пугали его мать:

  1. В течение недели питался только хлебом и водой.
  2. В среду и пятницу не потреблял пищу.
  3. Мог, стоя на коленях, всю ночь молиться Господу.

Варфоломей говорил родителям, что хочет посвятить свою жизнь служению Богу. Они его не отговаривали, но просили дождаться, когда они умрут. Юноша до последнего оставался с ними и ухаживал.

Лесной скит

После кончины родителей, юноша оправился в монастырь, где иноком был его брат Стефан. Уговорив его отречься от мирской суеты, Варфоломей вместе с ним оправился в чащу Радонежского бора, где своими руками построил небольшую церковь Святой Троицы и простое жилище. Тяжёлый образ жизни в глухой чаще испугал брата Стефана, и он покинул скит.

Интересно: Варфоломей не уговаривал своего брата остаться, так как в детстве ему было видение, что он совсем один живёт в глухом лесу.

В дальнейшем он станет игуменом московского Богоявленского монастыря. Оставшись совсем один, Варфоломей просит навестить его игумена Митрофана, от которого принимает монашеский постриг под именем Сергий. Игумен так же дал своё благословение на пустынную жизнь. Это событие произошло, когда юноше было двадцать три года.

Основание монастыря

В глухом лесу и в полном одиночестве Сергий Радонежский прожил несколько лет. По известной легенде он спас от голода умирающего медведя, после чего они стали лучшими друзьями. Постепенно слух о монахе отшельнике разошёлся по окрестностям и к лесному скиту потянулись люди, прося принять их в обитель.

Сергий отговаривал, ссылаясь на тяготы и лишения лесной жизни, но поток желающих не прекращался. Было построено полтора десятка келий, а обитель обнесли крепким забором из брёвен для защиты от диких зверей. Новые послушники сами плотничали, корчевали пни и выращивали злаки и овощи на небольшом огороде.

Интересно: Несмотря на очень тяжёлые условия жизни, никто не стремился покинуть обитель. Современники отмечали чувство лёгкости и благости, которое охватывало всех прибывших в лесную обитель.

Прошло несколько лет. Небольшая обитель постепенно превращалась в настоящий лесной монастырь. Братия пожелала, чтобы Сергий принял на себя сан игумена. Он долго отказывался, говоря, что для него лучше учиться, чем учить и лучше подчиняться, нежели властвовать. Но монахи продолжали настаивать и Сергий уступил.

За получением сана следовало обращаться к митрополиту московскому, но поскольку он был в отъезде, Сергий со старшими монахами направился к высшему святителю, который замещал митрополита. Епископ Афанасий провёл соответствующую церковную службу и возвёл Сергия Радонежского в сан игумена. Несмотря на высокую церковную должность, отец Сергий не гнушался никакой работой.

При монастыре он делал следующее:

  • Катал воск для свечей
  • Варил кутью и делал просфоры
  • Делал деревянную мебель
  • Шил одежду и обувь

Постепенно в обитель стали поступать дары и денежные средства. Всё это на лесной монастырь жертвовали богатые бояре, прослышавшие про лесную обитель, и священнослужители из городских храмов и монастырей. Это позволило построить новую большую церковь. Число послушников постоянно росло. Кельи стали располагать в правильном порядке создавая подобие улиц.

Игумен Сергий не сразу проводил обряд пострижения вновь прибывших. Он какое-то время наблюдал каждого, желающего принять монашество и остаться в монастыре. Некоторым было категорически отказано и им приходилось покидать обитель.

Монастырь расширялся, постепенно у него появились пахотные земли, которые нужно было обрабатывать. Были проложены дороги и построен гостевой дом, где не зазорно было остановиться не только знатному боярину, но и великому князю.

Митрополит Алексий стал частым гостем в лесной обители. Это ещё больше добавило уважения и почтения к деятельности Сергия Радонежского.

Благословение Сергия Радонежского на Куликовскую битву

К тому времени, как слава о лесном монастыре игумена Сергия Радонежского пошла по всей русской земле, ордынская власть постепенно разрушалась. Орда, которую сплачивал Батый, теряла свою силу. Ханы стали отделяться, борьба за власть активизировалась и вместо опустошительных набегов на русские города, ханы стали сражаться друг с другом. В результате кровопролитной борьбы, в Орде возвысился хан Мамай. Это был хитрый, умный и опасный противник. Русь снова оказалась на грани катастрофы.

Мамаю удалось собрать под свои знамёна большие силы:

  • Хивинцы
  • Буртасы
  • Ясы

Ясы и хивинцы давно принимали участие в набегах на Русь, а буртасы, потеснившие мордву на средней Волге, очень хотели расширить свои владения и прогнать русских с волжских берегов. Кроме этих племён в битве должны были участвовать силы литовцев, которые собирались подойти непосредственно к полю битвы. После полного разгрома войска темника Бегича, Мамай решил, что Москва должна быть уничтожена, вместо князей будут править ордынские наместники, а православную веру нужно заменить на ислам.

Дмитрий был умным и дальновидным воеводой. За всеми передвижениями вражеского войска следили специально посланные разведчики, а посыльные обо всём докладывали князю. Понимая, что битва будет очень серьёзной, русский полководец разослал гонцов во все пределы, призывая удельных князей поднимать свои дружины на бой с врагом. Впервые за всю историю Руси было собрано такое сильное войско.

К месту сбора подошли дружины:

  • Москвы
  • Владимира
  • Суздаля
  • Серпухова
  • Ростова
  • Нижнего Новгорода
  • Мурома
  • Пскова

Святой Преподобный Сергий Радонежский

Поднялась вся Русь и кроме воинов, на войну собрались простые крестьяне, которые умели только обрабатывать землю. Для них ковалось оружие, а опытные воины быстро обучали их основам боя. После того, как огромная русская рать собралась и была готова выступить в поход, Дмитрий со всеми князьями и воеводами поехал в Лавру, чтобы просить благословения у Сергия Радонежского.

Преподобный старец был крёстным отцом двух детей князя Дмитрия. Воспитанный в традициях православия Дмитрий часто вёл со старцем беседы не только на христианские, но и на бытовые темы. Считая Сергия Радонежского своим духовным отцом и наставником, князь, накануне битвы, решил просить о благословении и победе русского оружия.

После встречи в Лавре начался молебен о даровании победы над врагом. Даже во время службы в обитель прибывали гонцы, сообщая о передвижениях ордынского войска. Князь Дмитрий собрался покинуть обитель и двинуть русские силы навстречу врагу, но Сергий упросил его остаться на трапезу, сказав, что ещё не время выступать.

Интересно: Зная о том, что старец Сергий Радонежский мог предвидеть будущее, князь и воеводы остались в монастыре.

После трапезы преподобный отец Сергий благословил Дмитрия, всех князей и воевод на победоносное сражение. Благословение Дмитрия Донского на Куликовскую битву сыграло значительную роль в победе русского оружия. До поездки князя в Лавру были сомневающиеся, которые считали, что сражаться с ордынцами не нужно, достаточно заплатить дань и наступит мир. После благословения Сергия Радонежского все, кто колебался, присоединились к войску.

Преподобный отец Сергий дал в помощь князю Дмитрию двух монахов. Их звали Пересвет и Ослябя. Они были воинами, но приняли монашеский постриг. Наступил час, когда они должны были исполнить священный долг перед Богом и людьми.

Благословение Дмитрия Донского в искусстве

Победа князя Дмитрия Донского на Куликовом поле являлась одной из наиболее значимых побед русского оружия. Но в ранней историографии нет никаких памятников, посвящённых этому событию. Изображения Дмитрия Донского начали появляться в XV веке в храмовой живописи. Так первые изображения князя есть в росписи Благовещенского и Архангельского соборов московского кремля. Из ранних памятников можно отметить красочную миниатюру из рукописной книги «Житие Сергия Радонежского». На ней изображён момент принятия Дмитрием благословения от преподобного старца.

Ситуация изменилась в XIX веке. Куликовская битва становится одной из наиболее популярных тем у художников. На экзамене в Академии художеств была предложена тема: «Дмитрий Донской на Куликовом поле».

К этой теме обращались многие известные мастера живописи:

  • Кипренский О.А.
  • Сазонов В.К.
  • Чориков Б.А.
  • Кившенко А.Д.
  • Серов В.А.

В оформлении Исаакиевского собора достойное место занимает роспись «Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия на битву». Одним из самых известных исторических памятников является монумент «Тысячелетие России», находящийся в Великом Новгороде. Победитель Мамая на Куликовом поле там изображён в среднем ярусе, среди семнадцати самых значительных фигур в истории российского государства.

Барельефы изображающие благословение Дмитрия и эпизоды Куликовской битвы можно встретить в храмах многих городов России.

В XX веке, в период ВОВ, образ Дмитрия Донского часто фигурировал на плакатах, как символ воина победителя. Современные художники также обращаются к сюжету благословения воеводы преподобным Сергием. В 1988 году князь Дмитрий был канонизирован русской православной церковью. Это позволило художникам изобразить его при росписи храма Христа Спасителя уже в образе святого, принимающего благословение от преподобного Сергия.

Литература:

  • Балашов Д.М. – «Святая Русь»
  • Костомаров Н.И. – «Преподобный Сергий»

Благословлял ли Сергий Радонежский Дмитрия Донского на битву с Мамаем? » Перуница

Автор публикации «Непрядва и неправда» Александр Меленберг анализирует памятники древнерусской письменности, в которых отражены события 1380 г. (т.н. особый блок «произведений куликовского цикла»):

Победа на Куликовом поле, безусловно, является одним из самых значительных событий в истории России. Как и всякое явление подобного масштаба, с годами ее стали сопровождать всевозможные домыслы, добавления, «новые подробности», присочиняемые, как правило, с благими намерениями. В какой-то момент такие виртуальные факты вдруг выходят на первый план, делаются не просто историческим штампом, а непреложной истиной. В истории Куликовской битвы такого рода «истины» тоже встречаются.

Первыми из них по времени написания являются статья 1380 г. рогожского летописца и аналогичная ей по содержанию статья 1380 г. Симоновской летописи. По мнению специалистов, оба этих источника вошли в летописный свод 1409 г., то есть их читали современники Куликовской битвы. В чем и ценность! Так вот, при описании подготовки к походу и самого сражения имя Сергия Радонежского там вообще не упоминается. Следовательно, ни о каком благословении им великого князя не идет и речи.

Второе по времени из сохранившихся свидетельств о событиях 1380 г. передает Новгородская 1-я летопись. Специалисты считают ее также восходящей к своду 1409 г. В том смысле, что он являлся первоисточником для новгородского автора летописи. Сама же Новгородская 1-я летопись появилась в летописном своде 1448 г., следовательно, была создана в 40-е гг. XV столетия. Со времени Куликовской битвы прошло уже более 6о лет. Живых свидетелей этого грандиозного события практически не осталось, по крайней мере, их можно было бы по пальцам пересчитать.

И здесь о Сергии Радонежском вообще не упоминается.

В то же время новгородский автор сообщает интересный факт, который никак бы не мог увидеть свет в предыдущих повествованиях московских авторов: перед самой битвой, когда русские вышли на Куликово поле и увидели против себя готовую к бою татарскую рать, первой их реакцией была паника, многие новобранцы из московских полков бросились бежать… Но далее летописец воздает должное великому князю Дмитрию Ивановичу и князю Владимиру Серпуховскому, которые резко прекратили панику в рядах своих воинов и быстро настроили их на боевой лад.

Третий по времени рассказ о Куликовском сражении нашел место на листах Софийской 1-й и (с почти аналогичным текстом) Новгородской 4-й летописей. Обе они восходят к общему протографу – Новгородско-Софийскому своду 30-х гг. XV в. Но при этом рукопись Софийской 1-й летописи датируется специалистами 1481 г. По крайней мере, в этот год она была закончена. Оригинал Новгородской 4-й еще позднее. Понятно, что ни о каких живых свидетелях битвы 1380 г. говорить не приходится.

Сто лет прошло, и в летописях впервые упомянуто имя Сергия Радонежского. Но совсем не в том контексте, в каком связывают его с Куликами нынешние апологеты: «И тогда приспе грамота от преподобного игумена Сергиа от святого старца, благословенаа». Но никакого столь трогательно сейчас многими описываемого посещения в августе 1380 г. великим князем Дмитрием, будущим Донским, Троице-Сергиева монастыря и получения им личного благословения и напутствия от настоятеля старца Сергия в летописном источнике не было. А было письменное пожелание удачи (если пошел, значит, иди до конца, и да помогут тебе…), пришедшее на Дон 6 сентября 1380 г., за два дня до сражения.

Все вышеупомянутые произведения куликовского цикла относятся к предмету истории, а вот следующий по времени памятник цикла – это уже литература. «Задонщина» – поэтическое произведение на мотив и в стиле «Слова о полку Игореве». Авторство этого сочинения связывают с именем Софония Рязанца. Имя Сергия Радонежского там вообще не упоминается.

На самом древнем списке «Задонщины» имеются отметки либо автора, либо переписчика, даты: 1470, 1475, 1483 гг. и даже указание, что 8 сентября 6988 г. Куликовской битве «прешло лет 100». То есть для читателя сюжет покрыт если не дымкой тумана, то неким флером давно прошедшего времени. Как для нас русско-японская война. И читатели конца XV в. знали, конечно, о факте Куликовской битвы, но детали им были уже недоступны.

Прошел еще какой-то отрезок времени, и на основе «Задонщины» в начале XVI в. появился прозаический литературный текст «Сказание о Мамаевом побоище». Здесь автор уже подпускает в сюжет массу фантазий и новых коллизий, способствующих поддержанию интриги в его романе. Вот здесь-то Сергий Радонежский уже благословляет Дмитрия Донского по полной программе: и устно в Троицком монастыре, и письменно на Дону. Отсюда и черпают вдохновение все ныне с жаром говорящие о благословении великим старцем великого князя. Согласитесь, в обыденной жизни довольно странно и даже нелепо выглядят попытки принимать эпизоды литературного сюжета за чистую монету, да еще и истово убеждать в том окружающих.

С легкой руки Карамзина утвердился тезис о духовном участии Сергия Радонежского в подготовке похода на татар. Он написал буквально следующие строки: «…Димитрий, устроив полки к выступлению, желал с братом своим Владимиром Андреевичем, со всеми князьями и воеводами принять благословление Сергия, игумена далекой Троицкой обители… Летописцы говорят, что он предсказал Димитрию кровопролитие ужасное, но победу — смерть многих героев православных, но спасение великого князя; упросил его обедать в монастыре, окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, Александра Пересвета и Ослябю, из коих первый был некогда боярином Брянским и витязем мужественным. Сергий вручил им знамение креста на схимах и сказал: «Вот оружие нетленное! Да служит оно вам вместо шлемов!..»

Из вышеизложенного ясно, что отношения Дмитрия Донского и Сергия Радонежского, сложившиеся перед Куликовской битвой, не были таковы, чтобы просить и получать благословение. В XIV в. это было всем ясно. Но XV и XVI вв. возникла необходимость подвести под действия светской власти священную санкцию. Было ли это связано с завершением собирания русских земель и развитием идеи «Москва — третий Рим» или с окончательным освобождением от власти татар — сейчас трудно сказать. Однако понятно, что возникновение легенды о благословении Дмитрия преподобным Сергием — это яркий пример большого государственного пиара, который и сегодня продолжает успешно работать.

Преподобный Сергий Радонежский — 

Вычищая старые дискеты, я нашел статью, которую написал в 1991 году для студенческого семинара по русским и восточным исследованиям, посвященного восточнославянскому варианту православной культуры. Не особенно глубоко, но эй, что вы ожидаете от 22-летнего?


RAE 401
Доктор Роуленд
Весна 1991

Преподобный Сергий Радонежский

Покровитель Московской Руси в четырнадцатом веке, Сергий Радонежский считается одним из ведущих деятелей монашеского возрождения России, как а также человек большого политического и дипломатического значения. Подобно другим важным религиозным и политическим деятелям своего времени, Сергий теряется в слоях мифов и легенд летописей и Живет дней. Чтобы полностью понять роль этого великого исторического деятеля в сознании русского народа, необходимо изучить различные записи, в которых говорится о Сергии, а также житие святого.

Дата рождения Сергия оспаривается, но эксперты сходятся во мнении, что это было в начале четырнадцатого века, где-то между 1314 и 1321 годами. Сергий родился Варфоломеем (Варфоломеем), одним из трех сыновей боярской семьи. Семья впала в экономическую разруху в 1329 году.когда великий князь Московский Иван Калита присоединил к своим владениям родную Ростовскую губернию семьи. Семья переехала в Радонеж, небольшой город к северо-востоку от Москвы. В более поздние годы родители Сергия приняли постриг и вошли в церковную жизнь. Сергий со своим братом Стефаном (Стефаном) отправился затем в пустыню и в девяти верстах от Радонежа начал подвижническую жизнь. Место, где они поселились, должно было стать будущим Свято-Троицким монастырем.

Стивен не вынес жизни отшельника и ушел от Сергия, чтобы присоединиться к братии Богоявленского монастыря в Москве. Там он был сподвижником Алексея (Алексия), будущего митрополита Русского, а впоследствии стал духовником великого князя и других великих бояр. Через своего брата Сергий был тесно связан с двором и церковной иерархией. [2]

Сергий провел до двух лет в изоляции, пока постепенно вокруг него не начала формироваться группа учеников. Где-то между 1345 и 1346 годами он принял постриг и организовал небольшую общину. Вместе со своими последователями Сергий построил небольшой храм и посвятил его Святой Троице. Позднее, то ли в 1353, то ли в 1354 году Сергий был поставлен игуменом монастыря от Афанасия (Афансия), епископа Переяславского. Из-за своей любви к обособленности и нежелания быть настоятелем над многими Сергий был довольно либеральным лидером, предоставлявшим своим последователям большую свободу. Это вызвало некоторое негативное внимание как со стороны митрополита Алексия, так и со стороны Константинопольского патриарха Филофея, что привело к установлению в монастыре Студийского устава.

Было много предположений о духовных и умственных способностях Сергия. Принципиальное значение имеет вопрос о том, был ли Сергий знаком с техниками созерцания и умной молитвы, практикуемыми исихастами Афона и Византии. Вигцель утверждает, что аскеты России не практиковали исихастов, хотя во многих греческих мистических сочинениях церковной библиотеки свидетельствует, что Сергий и его последователи интересовались личным видением и божественным вдохновением. [3] Далее она указывает, что в это время были активны связи с Афоном и Константинополем, и священнослужители из Константинополя, а также монахи из Афона часто посещали Россию, пытаясь сохранить русские церкви под властью Восточной Церкви. .

Сергий также участвовал в нескольких государственных делах, касающихся московских князей, которые враждовали между собой в попытке консолидировать власть. Самым известным его деянием было благословение Дмитрия Донского перед Куликовской битвой в 1380 году. Более полное изложение политической деятельности Сергия будет дано после конспекта его Жизнь .

Житие, деяния и чудеса блаженного и святого отца нашего Сергия Радонежского впервые было написано около 1418 года Епифанием (Епифанием) «Мудрым» и затем несколько раз переработано между 1440 и 1459 годами выходцем с Балкан , Пахомий Серб (Пахомий Логофет Серб), оба были монахами в Свято-Троицком монастыре. [4] Согласно житию, Сергий родился вторым сыном от отца своего Кирилла и матери Марии. Перед своим рождением он трижды вскрикнул во чреве в три самых торжественных минуты литургии, когда его мать была в храме. [5] Его родители были добродетельны и любимы Богом. [6] Кирилл пытался научить своих сыновей грамоте, но как ни старался, не смог научить своего сына Варфоломея. История рассказывает о долгих тайных молитвах мальчика к Богу, в которых он просил божественной помощи в понимании того, чему пытался научить его отец. Однажды отец послал юного Варфоломея на поиски пропавшего жеребенка, когда наткнулся на монаха «в виде ангела». Когда священник спросил Варфоломея, что он ищет, мальчик ответил, что хочет всей душой понять священные писания. Старик помолился и дал Варфоломею кусок пресного хлеба от Святого Дара, который мальчик съел. При этом он получил полное понимание письменного языка. С этого времени Варфоломей знал, что его судьба лежит в служении Церкви. Его родители просили, чтобы он дождался их смерти, прежде чем вступить в монашескую жизнь. После того, как его родители приняли постриг и поступили в монастырь и женский монастырь, Сергий ушел в пустыню со своим братом Стефаном, как уже было сказано. По отъезде брата Сергий жил один; его единственной компанией был дружелюбный медведь, которого он кормил, когда тот приходил в гости. Бесы, одетые в литовские одежды, посетили Сергия и безуспешно пытались отпугнуть его от святилища. [7]

Великое благочестие и смирение Сергия подчеркивается в Житии сообщениями о его посте, пристрастии к тяжелому физическому труду и общем пренебрежении к собственной внешности, предпочитая скромную, ветхую одежду к золоту, предложенному ему митрополитом. Рассказывают о человеке, пришедшем в монастырь с паломничеством к Сергию. Иноки сказали ему, что барин трудится в саду и что ему следует подождать, пока не кончится Сергий. Мужчина, выглянув из-за забора, мельком увидел Сергия, оборванного и грязного от трудов. Когда святой отец пришел к нему, тот человек оскорбил его и сказал, что он пришел к великому пророку, но вместо этого ему показали нищего. Сергий пал перед ним и в жесте полного смирения похвалил его за оценку. В это время к Сергию пришел князь и пал перед отцом в ноги. Первый человек, видя ошибочность своего пути, просил прощения и позже пришел в монастырь к Сергию, отдав все, что имел.

Через некоторое время Студийское правило было навязано Сергию и его монастырю патриархом Филофеем, как упоминалось ранее. Но Сергий, который не был очарован идеей возглавить своих собратьев, смиренно управлял обителью. Вместо суровых наказаний он использовал мягкие упреки и предоставил монахам большую свободу. С этим совсем не согласился брат Сергия, Стефан, когда тот вернулся в монастырь. Но вместо того, чтобы спорить с братом, Сергий оставил монастырь. После просьбы членов Святой Троицы Алексий приказал Сергию вернуться в его лоно и вновь позаботиться о них. По его возвращении было много радости, и не было никакого злого умысла.

Чудеса Сергия потом записываются в Житие . Считается, что Сергий воскресил мертвого ребенка. Когда родители обрадовались и пожелали рассказать всем соседям, Сергий сказал, что дитя только спит, и предупредил их, чтобы никому не говорили, что он воскресил дитя из мертвых. [8]

Сергий прославился и к нему приходили крестьяне для разрешения своих споров. Однажды к нему пришел крестьянин с жалобой на то, что богатый человек взял его свинью и зарезал ее безвозмездно крестьянину. Сергий увещевал богача, сказав ему, что он должен заплатить за то, что взял. Богач пообещал загладить свою вину, но, уходя от Сергия, передумал. Решив, что он не будет возвращать крестьянину, богач обнаружил, что украденное им мясо полно червей и даже его собаки не будут его есть.

Сергию также приписывают видения. Однажды ему и нескольким его ученикам явилась стая птиц без числа. Голос сказал Сергию, что монастырь его будет процветать и что последователи его будут неисчислимы, как и паства, которая была до него. [9] Говорят, что и Сергию было видение Непорочной с апостолами Петром и Иоанном. Несколько учеников Сергия, как написано, видели во время церковной службы фигуру, озаренную ярким светом вместе с Сергием. Когда его ученики спросили, кто эта фигура, Сергий сказал своим последователям, что эта личность была его личным ангелом, который всегда помогал ему, когда он руководил службами в церкви.

Однажды к Сергию приехал греческий епископ из Константинополя. Увидев Сергия, он ослеп от лица святого отца. От прикосновения руки Сергия с глаз человека сошло что-то вроде чешуи, и его зрение восстановилось. [10] Епископ восхвалял Сергия как небесного человека и земного ангела.

Наконец, Жизнь охватывает некоторые политические действия Сергия. Написано, что князю Дмитрию Донскому предстояло сразиться с монгольским ханом Мамаем в битве на Куликовом поле. Сергий благословил Дмитрия и пророчил ему победу над Мамаем. Говорят, что на поле у ​​Куликова, когда войска стали нервничать, появился Сергий и собрал войска на битву. Князь Дмитрий выиграл битву, и слава Сергия продолжала расти. Его попросили освятить прицел Богоявленской церкви великий князь Дмитрий. Он же освятил прицел для церкви Непорочной Божией Матери для князя Владимира.

В политическом мире религиозной иерархии был настоятель по имени Майкл, который замышлял заговор для собственной выгоды. Он стал епископом и много говорил против Сергия. Святой Отец, вместо того чтобы обидеться, лишь предупредил, что гордость погубит епископа. На лодке в Константинополь с визитом к начальству Михаил заболел и умер.

Сергий умер в 1392 году в возрасте 78 лет. Написано, что от его тела исходило сладкое благоухание. Братия монастыря оплакивала пропавшего пастыря, и ангельский сонм приветствовал Сергия в Царствии Небесном.

Этот Life следует типичному агиографическому образцу. Он начинается с благочестивого мальчика, который вырастает в великого слугу Бога. Он полон аллюзий на другие библейские отрывки (отмеченные в сносках). Life следует устоявшимся «нормам» из более ранних работ. Между этим произведением и Житием Феодосия прослеживаются явные параллели, такие как восхваление таких качеств, как послушание, скромность и кротость. Сергий, как и его предшественники, практиковал воздержание, пост и слезную молитву. [11] Однако характер Сергия представляется более утонченным, чем у Феодосия. Все отчеты, приведенные в Life , указывают на то, что он был полностью предан своему скромному образу жизни. Также нет упоминаний о нем как о сильном лидере перед лицом разногласий. Скорее, он избегает конфликта любой ценой и скорее уйдет, чем затеет драку, которая умалит дух любви и смирения, который он так старается поддерживать в монастыре. Отрывки из видений Сергия, как полагают, были добавлены Пахомием. Это примеры включения веры Юга в русскую подвижническую традицию.

Теперь будут рассмотрены политические действия Сергия. Интересно отметить, что в Житии почти нет упоминаний об этой области карьеры Сергия и не без оснований. Епифаний, поистине «Мудрый», проявил благоразумие, исключив эти действия из своей агиографии. В целом они казались бы несовместимыми с благочестивой жизнью святого. Сергий был тесно связан с великим князем Дмитрием и был крестным отцом двух сыновей Дмитрия [12] . Он совершил для него несколько дипломатических миссий, в том числе для заключения «вечного мира» между Москвой и Рязанью в 1385 г. [13] Споры вызывает причастность святого отца к козням великого князя в его отношениях с нижегородским князем Борисом в 1635 году. Борис при поддержке татар оспорил авторитет Дмитрия, желавшего дать Нижний Новгород старшему брату Бориса в возмещение за присоединение Дмитрием города старшего Суздаля. Когда Борис оказал сопротивление, митрополит Алексий поддержал Дмитрия и приказал Сергию ехать посланником в Нижний Новгород, чтобы пригласить Бориса в Москву. В то время был обычай брать заезжих князей, которые были в оппозиции, и заключать их в тюрьму, если они попадались на такую ​​уловку. Борис, зная, что будет, если он примет приглашение, отказался ехать в Москву. По приказу Алексея Сергий закрыл все храмы Нижнего Новгорода. Это действие, хотя и широко используемое на латинском Западе, было беспрецедентным в восточно-православной традиции. [14] Как упоминалось ранее, это событие исключено из Жизни , а имя Сергия часто исключается из списка делегатов посланного к Борису, как сказано в летописях того времени.

Второй крупный «скандал» связан с назначением Киприана (Киприана), болгарского исихаста, преемником Алексея на посту митрополита. Киприан был назначен в 1375 году, через три года после смерти Алексея. Константинопольский патриарх, желая восстановить твердый контроль над областями России и Литвы, которыми пренебрегал Алексий, отказал великому князю Дмитрию в просьбе разделить митрополию на две части. Дмитрий решил опровергнуть легитимность назначения Киприана и выдвинуть своего кандидата. В 1378 году, после того как ему было грубо отказано во въезде в Москву, Киприан направил прошение Сергию, который встал на сторону Патриарха и поддержал Киприана как законного митрополита. Существует много предположений, подтверждающих тот факт, что благословение Сергием Дмитрия Донского перед его знаменитой битвой на Куликовом поле было условным, зависевшим от принятия им Киприана в качестве митрополита. [15] Этот тип политического маневрирования, конечно, не тот материал, из которого сделаны жизней .

Митрополит Алексий предложил назначить Сергия своим преемником на посту митрополита. Но Сергий отверг это предложение — показатель того, что, возможно, его больше устраивало оставаться дома и заниматься личными духовными интересами. С этого момента до смерти Сергия оставалось всего двенадцать лет. Он оставил процветающий монастырь, который вырос в духовный и культурный центр и на момент его смерти был самым важным во всей России. [16]


[1] 1314 год указан Мейендорфом в его книге Византия и восстание Руси , с. 323. Визгель приводит дату 1321 г. в г. Современная энциклопедия советской и российской истории (МЭРШ) , с. 77; однако она отмечает, что эта дата не определена.

[2] Wigzell, стр. 77-78.

[3] Wizgell, p. 78.

[4] Мейендорф, с. 133.

[5] Это следует за историей из Луки 1:41, в которой по прибытии Девы Марии в дом ее кузины Елизаветы Иоанн Креститель вскочил во чреве Елизаветы. См. Федотов, . Русская религиозная мысль , с. 200.

[6] Жизнь Сергия будет почти полностью пересказана по рассказу Сергея Зеньковского в его книге Средневековая Русь Былины, летописи и сказки , если не указано иное.

[7] Упоминание о демонах, одетых как литовцы, имеет политический подтекст. По общему правилу русское сознание всегда было ксенофобским. Этот отрывок связывает чужаков — здесь, в частности, жителей Балтийского региона — с сатанинскими силами.

[8] Этот отрывок параллелен отрывку из Евангелия от Матфея 9:23-26, где Иисус также вернул ребенка к жизни и заявил, что ребенок просто спал.

[9] Это восходит к ветхозаветному завету Иеговы с Авраамом о том, что его потомство будет бесчисленным. Существует также смутная связь с голубем, который посетил Иисуса и Иоанна Крестителя во время крещения Иисуса, когда он начал служение.

[10] Это событие соответствует опыту Савла (позже апостола Павла) на пути в Дамаск. Когда его привели к Анании, к нему вернулось и зрение, когда «чешуя» упала с его глаз от прикосновения назначенного раба Божия.

[11] Эти качества встречаются в Житии Феодосия — Зеньковского, с. 108.

[12] Мейендорф, с. 135.

[13] Там же, с. 135.

[14] Этот счет освещен у Федотова, стр. 225-226; Мейендорф, с. 137; и Вигзелл, с. 79.

[15] Мейендорф, с. 135; Визгель, с. 39.

[16] Wigzell, p. 79.


Процитированные работы

Федотов Георгий. Русское религиозное сознание . Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1965.

Мейендорф, Джон. Византия и возвышение Руси . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1981.

Вигзелл, Фейт. «Сергий Радонежский». Современная энциклопедия советской и российской истории (МЭРШ) . Галф Бриз, Флорида: Academic International Press, 1977.

Зеньковский, Серж. Средневековые русские былины, летописи и сказки . Нью-Йорк: EP Dutton, 19 лет.74.

Благоверный Димитрий Донской, великий князь Московский

Тропарь и кондак

Благоверный великий князь Димитрий Московский родился в 1350 году. Отец его умер, когда Димитрий был еще младенцем, и поэтому он был вверен наставлению святителю Алексию Московскому (память 12 февраля). Святой князь Димитрий сочетал христианское благочестие с замечательными политическими талантами, посвятив себя объединению земли Русской и освобождению России от татаро-монгольского ига.

18 августа 1380 года, собрав силы для решающего сражения с Мамаем Золотоордынским, святой Димитрий посетил преподобного Сергия Радонежского (память 25 сентября) для получения его благословения. Старец благословил двух монахов из своего монастыря, схимонаха Андрея [Ослябу] и схимонаха Александра [Пересвета], ехать с ними и помогать князю. Он также предсказал победу святого Димитрия. Князь покинул Москву со своим войском 20 августа и двинулся на Коломну.

Однажды, когда они разбивали лагерь перед Куликовской битвой, в воздухе появилась икона Святителя Николая, зависшая над сосной, и спустилась в руки святого Димитрия. Существует более поздняя икона, изображающая это событие, где святой Димитрий преклонил колени перед иконой святителя Николая и возложил свой золотой венец к корням дерева.

Одним из участников Куликовской битвы был литовский князь по имени Монтвид Монтвило, который спас жизнь святому Димитрию, защитив его от татарского меча своим телом. В ту ночь он увидел во сне святого Николая. Святой чудотворец сказал ему, что смягчил удар тем, что князь Монтвило носил на груди икону святителя Николая, являвшуюся семейной реликвией. В обмен на спасение жизни князя святитель Николай сказал князю Монтвило, что один из его потомков сослужит великую службу России.

С годами литовское имя Монтвило стало русским Мотовилов. Александр Мотовилов, потомок князя Монтвило, сделал предложение и был отвергнут предполагаемой невестой Марией, поэтому он поступил в монастырь. Его послушанием было работать в просфорной пекарне, но однажды он почувствовал себя настолько утомленным, что заснул в полдень. Ему явился святитель Николай и сказал: «Александр, твой путь лежит не в монастырь, а в семейную жизнь. Ты обретешь свое счастье с Марией, которая отвергла тебя. Она родит тебе сына, которого ты назовешь Николаем. «Бог требует его! Я святой Николай, и я буду покровителем рода Мотовиловых. Я был таковым с тех пор, как ваш предок, князь Монтвид Монтвило, служил в войске князя Димитрия Донского. Во время Куликовской битвы , татарский воин, поразивший монахов Александра и Андрея, бросился на великого князя с мечом, но твой предок принял удар, и меч попал в мою икону, которую он носил на груди.Он был бы убит, если бы я не смягчил удара, а затем сразил татарина рукой Монвида».

Икона Святителя Николая, поврежденная татарским мечом, хранилась как святыня в семье Георгия Николаевича Мотовилова.

Николай Александрович Мотовилов родился 3 мая 1809 г., а преставился 14 января 1879 г. Великой его заслугой перед Россией была, конечно, запись беседы с преподобным Серафимом Саровским (память 2 января) о цели Христианская жизнь и как стяжать благодать Святого Духа.

Выиграв битву, Князь приказал отслужить Благодарственный Молебен Богу и Святителю Николаю. Позже он построил на этом месте церковь и монастырь во имя святителя Николая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *