Почему древнерусского князя Олега называли вещим?. Кто есть кто в истории России
Почему древнерусского князя Олега называли вещим?. Кто есть кто в истории РоссииВикиЧтение
Кто есть кто в истории России
Ситников Виталий Павлович
Содержание
Почему древнерусского князя Олега называли вещим?
На Руси существовало правило, по которому власть от отца после его смерти передавалась по наследству старшему сыну. Но бывали в истории России случаи, когда дети умерших владык были еще такими маленькими, что не могли самостоятельно управлять народом. В таких случаях до того, как наследник подрастет и достигнет совершеннолетия, за него управлял кто-нибудь из взрослых, близких родственников или специально назначенных опекунов. Так произошло и со смертью первого русского князя Рюрика, после которого остался малолетний сын князь Игорь. И вот тогда за маленького князя на Руси стал княжить его дядя Олег.
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам…
Ходил князь Олег и на Киев, где тогда правили Аскольд и Дир, соплеменники Олега. Он хитростью вызвал их из города и сказал: «Вы не князья и не знаменитого рода, а я князь». Потом взял на руки маленького Игоря, показал его всем и добавил: «Вот сын Рюриков – князь ваш».
Княжеские воины убили Аскольда и Дира, после чего Олег с маленьким Игорем остались в Киеве, который уже тогда был большим торговым городом. Князь Олег решил, что Киев будет главным городом на Руси.
Воевал князь Олег и с греками. Однажды он пошел походом на их главный город Царьград (Константинополь). Недалеко от города князь Олег приказал вытащить все суда из воды и поставить их на колеса, и так с развевающимися парусами русский флот направился к городу.
Конечно, жители пришли в ужас, увидев такое чудо, и сопротивляться не стали. Они послали русскому войску много разных даров, золота, серебра, других ценных вещей. Князь заключил с греками мир и в память удачного похода повесил свой щит на воротах Царьграда, а потом вернулся в Киев, где народ торжественно встретил его и восхвалял за то, что смог захватить Константинополь без боя. За это князя Олега и прозвали «вещим», то есть мудрым. Другое значение этого слова «прорицатель», то есть «умеющий угадывать будущее».Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Почему Афины называли «школой Греции»?
Почему Русь называли Гардарикой?
Почему Русь называли Гардарикой? В древней Киевской Руси было очень много городов. Именно поэтому западноевропейские летописи называют ее Гардарикой, или «страной городов». В дошедших до нас письменных источниках IX–X веков упоминают по крайней мере 24 русских города, но
Почему князя Ярослава называли «Мудрым»?
Почему князя Ярослава называли «Мудрым»? Ярослав, сын князя Владимира, того самого, кто первым в 988 году крестил Русь, был человеком умным и очень любил учиться. При его правлении на Руси было построено много школ, где детей учили читать и писать. Ярослав и сам очень любил
Почему в старину Москву называли белокаменной?
Почему в старину Москву называли белокаменной? Это поэтичное название столицы России пришло к нам из глубины веков, и теперь уже никто точно не скажет, кто первый назвал Москву белокаменной. Известно, что великие князья и бояре любили строить свои дома и церкви из белого
Почему Москву называли третьим Римом?
Почему Москву называли третьим Римом? Представление о Москве как о «третьем Риме» относится к началу XVI века. В это время завершилось формирование великорусской народности. В русских землях, вошедших в состав единого государства, обнаруживалось все больше общего в языке,
Почему Чистые пруды в Москве раньше называли Погаными?
Почему Чистые пруды в Москве раньше называли Погаными? До сих пор историки не могут дать однозначного ответа на этот вопрос. Существует несколько версий, но мы рассмотрим только три наиболее распространенные.Некоторые московские краеведы считают, что название Поганый
Почему императора Александра III называли «гатчинским пленником»?
Почему императора Александра III называли «гатчинским пленником»? «Гатчинским пленником» называли императора Александра III (царствовал в 1881–1894 гг. ), который после нескольких покушений на жизнь своего отца, последнее из которых оказалось трагическим для Александра II,
Почему путешественника Марко Поло земляки называли «Тысяча небылиц»?
Почему путешественника Марко Поло земляки называли «Тысяча небылиц»? В XIII веке Китхай, как тогда называли Китай, был для европейцев незнакомой, полной тайн и чудес страной. Когда Марко Поло исполнилось восемнадцать, он был приглашен своим отцом Никколо и дядей Маттео
Социально-экономическое развитие Древнерусского государства
Социально-экономическое развитие Древнерусского государства При князе Ярославе Мудром впервые появился свод законов Древнерусского государства – Русская Правда. Эти законы были дополнены преемниками Ярослава. Из Русской Правды узнаём о социальной организации
2.
Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства2. Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства Сведения о прославянах (предках славян) упоминаются в археологических источниках на протяжении двух тысячелетий. Со временем они
Как и почему древние греки называли Гибралтарский пролив?
Как и почему древние греки называли Гибралтарский пролив? Пролив между Европой и Африкой, известный ныне как Гибралтарский, древние греки называли Геракловыми столпами. И вот почему. На своем пути к острову Эрифия, расположенному далеко на западе в Океане, Геракл достиг
Княгиня ОЛЬГА (?—969), жена киевского князя Игоря, правила в малолетство князя Святослава и во время его походов
Княгиня ОЛЬГА (?—969), жена киевского князя Игоря, правила в малолетство князя Святослава и во время его походов Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, сказал
Почему Олега назвали Вещим и как его звали на самом деле?
Благодаря известной поэме «Песнь о Вещем Олеге» Пушкина А.С. из школьного курса литературы, почти каждый наш соотечественник знает, что в 9-10 веках в Киевской Руси князем был Олег. Но не все знают, почему Олега назвали Вещим.
Версии, объясняющие происхождение князя Олега
Об этой исторической личности упоминают различные летописи, в частности, «Повесть временных лет» Нестора. Этот летописный свод составлен в начале 12-го века. Но больше сведений содержат народные сказания и легенды.
По одной версии в русский язык имя Олег пришло из Скандинавии. В данном варианте Helge означает «святой» или «вещий». По другой – сам Олег послужил прообразом создания князя-кудесника Вольги, воспетого в былине. Когда надо, он мог прикинуться либо волком, либо горностаем, либо птицей. Поэтому всегда побеждает своих врагов. Характеристика Вещего Олега во всех былинах давалась одинаковая. Он был сильным и уважаемым человеком.
Утверждение Нестора-летописца, будто в жилах князя Олега течет кровь варяга Рюрика, пришедшего из Новгорода, не согласуется с альтернативными источниками, которые убеждают в отсутствии родственных связей. До того момента, как Олег принял титул князя, он служил воеводой у Рюрика. Личностные качества и достоинства способствовали его успешной карьере.
Рюрик, который княжил в Новгороде, умер в 879 году. Власть вместе с опекой над малолетним Игорем по завещанию перешла Олегу. После трехлетнего правления новый князь задумался о новых завоеваниях, устремив свои взгляды на юг. В военный поход он взял также Игоря. Описание Вещего Олега указывали на то, что это был симпатичный мужчина с величественными чертами лица.
Завоевание Киева
Флотилия начала свой путь с озера Ильмень. Далее, плывя Ловатью и Западной Двиной, Олег устанавливал свою власть, в крупных городах – Смоленске и Любече – назначая воевод. К Днепру ладьи пришлось перетаскивать волоком на приспособлениях, напоминающих колёса.
Так они успешно достигли конечной цели похода – Киева, раскинувшегося на днепровских берегах. Вскоре выяснилось, здесь княжили Аскольд и Дир. Так же, как и Олег в своё время, они находились на службе у Рюрика.
Побеждал, потому что Вещий
Отобрать власть у земляков помогла находчивость Олега. В Киев он прибыл на одной ладье под видом купца с небольшим отрядом дружинников, которые спрятались на дне судна. Киевские князья приблизились к прибывшим гостям. Олег огласил киевлянам, якобы Аскольд и Дир не являются законными правителями. После оглашенного приговора выскочившие из засады дружинники Олега тут же коварно убили мечами несчастных киевских князей, а новым правителем был назначен Игорь.
Олегу приписывают фразу, оказавшуюся пророческой, по поводу того, что Киев должен стать матерью городов русских. Вот почему Олега назвали Вещим и уважали люди.
Будь Олег только талантливым полководцем, вряд ли он привлек бы внимание авторов исторических произведений. Он не просто мудр, но и чрезвычайно предусмотрителен, причем до такой степени, что в глазах окружающих это иногда выглядело как волшебство.
Колдовство или дар?
В качестве подтверждения сверхъестественных способностей можно привести описание византийского похода 907 года. Одна часть воинов плыла на кораблях, которых насчитывалось две тысячи, а вторая – конное войско.
Правитель Лев VI заблаговременно позаботился о том, чтобы в столицу не попало 80-тысячное славянское воинство, возглавляемое Олегом. По приказу императора были закрыты городские ворота, цепями перегорожен пролив и тем самым ограничен доступ к гавани. Но это не остановило киевского князя. Вначале его дружинники, вдоволь награбив добра в предместьях столицы, направились к стенам Царьграда.
Вследствие предпринятых византийцами мер, корабли славян не имели возможности вплавь подобраться к городу, Олегу пришлось проявить смекалку. Согласно легендам, по его приказу дружинниками для кораблей были сконструированы специальные колёса. Попутный ветер надул паруса и, к удивлению защитников Константинополя, славянские суда начали приближаться к городу необычным способом. Характеристика Вещего Олега указывала на его смекалку и даже на нечеловеческие способности.
Находчивость Олега не только заставила Льва VI открыть ему городские ворота, но и заключить выгодный для Киевской Руси договор о беспошлинной торговле. Князю-победителю была выплачена огромная дань, размер которой рассчитывался следующим образом: на каждую пару весел всех кораблей полагалось по 12 гривен.
Почему князь стал Вещим?
Из похода на Царьград Олег вернулся на Родину уважаемым и очень популярным военачальником. Теперь его называли еще и Вещим. Новое прозвище закрепилось за ним после того, как Олег, почувствовав присутствие яда в угощениях, преподнесенных византийцами, отказался от еды. Почему Олега назвали Вещим? Потому что у него было развито седьмое чувство.
Не все историки сходятся во мнении относительно того, что это событие вообще когда-либо могло иметь место. Так, например, Карамзин склонен считать поход Олега всего лишь легендой. Тем более что о нем ничего не сказано в византийских хрониках. С ним не согласна вторая группа историков. Д.С. Лихачев в качестве аргумента приводит тот факт, что в северных регионах Руси давно практиковался способ преодоления ладьями местности между реками, т. е. ставили на катки или колеса. Как звали Вещего Олега по-настоящему, точно не могут ответить историки. Басни и исторические данные перемешались, мешая отделить правду от сказки.
Роковое предсказание волхвов
В основу поэмы А.С. Пушкина (произведение «Песнь о Вещем Олеге») было положено летописное сказание. Волхвы предсказали Олегу, будто его убийцей должен стать любимый конь. Естественно, князя оградили от контакта с боевым другом.
По истечении некоторого времени, в 912 году, опечаленный смертью коня, князь пошел навестить его останки. Видимо, решил, что пророчеству не суждено было сбыться. К несчастью Олега, волхвы оказались правы. Но было уже поздно. Почему Олега назвали Вещим? Этот вопрос мучает сотни историков, но прозвище тесно укрепилось в древних летописях. Так величал князя народ, а значит, было за что.
Олег | правитель Новгорода
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Факты и сопутствующий контент
Знакомство с Пророками | Богословие работы
Вернуться к оглавлению Вернуться к оглавлению
Призванный Богом и исполненный Божьим Духом, пророк говорил Божье слово людям, которые тем или иным образом отдалились от Бога. В каком-то смысле пророк — это проповедник. Но с точки зрения рынка пророк часто является разоблачителем, особенно когда целое племя или народ отвернулось от Бога.
Пророки населяли страницы истории Израиля. Моисей был Божьим пророком, который спас еврейский народ от египетского рабства, а затем привел его в землю, обещанную им Богом. Снова и снова эти люди отворачивались от Бога. Моисей был первым рупором Бога, который вернул их к отношениям с Богом. В книгах по истории Ветхого Завета (Иисус Навин, Судей, 1 и 2 Царств, 1 и 2 Царств, 1 и 2 Паралипоменон, Ездра и Неемия) были пророки, такие как Девора, Самуил, Нафан, Илия, Елисей, Олда и другие. вперед, чтобы говорить слово Божье мятежному народу.
Религиозное богослужение в Израиле было организовано вокруг труда священников, сначала в скинии, а затем в храме. Повседневная работа священников заключалась в том, чтобы забивать, разделывать и жарить жертвенных животных, принесенных прихожанами. Но задачи священника выходили за рамки тяжелой физической работы по принесению в жертву тысяч животных. Священник также был обязан быть духовным и нравственным наставником для людей. В то время как священника часто рассматривали прежде всего как посредника между народом и Богом в храмовых жертвоприношениях, его более важной обязанностью было учить народ Закону Божьему (Лев. 10:11; Втор. 17:8-10; 33:10; Ездра 7:10).
Однако в истории Израиля сами священники часто развращались и отворачивались от Бога, заставляя людей поклоняться идолам. Пророки появились, когда священники не смогли научить народ закону Божьему, а цари и судьи не смогли справедливо управлять страной. В некотором смысле Бог призывал и говорил через пророков как разоблачителей, когда все израильское предприятие было на грани самоуничтожения.
Одной из ошеломляющих трагедий народа Божьего была их настойчивость в поклонении многочисленным богам своих языческих соседей. Обычные практики этого идолопоклонства включали в себя предложение своих детей в огне Молоха и ритуальную проституцию со всевозможными распутными практиками «на высотах, на холмах и под всяким ветвистым деревом» (2 Паралипоменон 28:4). Но еще большим злом отказа от Яхве стало то, что он оставил Божью структуру ради жизни в обществе как отдельный и святой народ Божий. Забота о бедном, вдове, сироте и пришельце на земле сменилась притеснением. Деловая практика перевернула Божий стандарт, так что вымогательство, взяточничество и нечестная прибыль стали обычным явлением. Лидеры использовали силу, чтобы разрушить жизни, а религиозные лидеры презирали Божьи святыни. Эти нечестивые действия не только не обогатили нацию, но и привели ее к падению. Пророки часто были последними голосами на земле, призывающими людей вернуться к Богу и к справедливому и здоровому сообществу.
В большинстве случаев пророки не были «профессионалами» в том смысле, что они не зарабатывали на жизнь своей пророческой деятельностью. Бог привлек их к особым обязанностям среди других профессий. Некоторые пророки (например, Иеремия и Иезекииль) были священниками с описанными выше обязанностями. Другие были пастухами, включая Моисея и Амоса. Девора была судьей, рассматривавшей дела израильтян. Олдама, вероятно, была учителем в научном секторе Иерусалима. Задача пророка накладывалась на другие обязанности.
Вернуться к оглавлению Вернуться к оглавлению
Записи самых ранних пророков вплетены в историю Израиля в книгах Иисуса Навина до 2 Царств, а не в отдельных письменных источниках. Впоследствии слова и дела пророков сохранились в отдельных сборниках, соответствующих последним семнадцати книгам Ветхого Завета, от Исайи до Малахии, часто называемых «поздними пророками» или, иногда, «литературными пророками», потому что их слова каждого были записываться как отдельные литературные произведения, а не распространяться по историческим книгам, как ранние пророки.
Когда единое царство разделилось на две части, десять северных колен (Израиль) немедленно погрузились в идолопоклонство. Илия и Елисей, последние из прежних пророков, были призваны Богом, чтобы призвать этих идолопоклонников-израильтян поклоняться одному Яхве. Первые из литературных пророков, Амос и Осия , были призваны бросить вызов отступническим северным царям Израиля от Иеровоама II до Осии. Поскольку и цари, и народ отказались вернуться к Яхве, в 722 г. до н. э. Бог позволил могущественной Ассирийской империи свергнуть северное Израильское царство. Ассирийцы, жестокие и беспощадные, не только разрушили города и поселки земли, взяв в качестве добычи ее богатства, но и взяли народ в плен и рассеяли по всей империи, стремясь навсегда уничтожить всякое чувство государственности (4 Цар. 17:1-23).
Когда Израиль был близок к своему уничтожению, небольшой народ Иуды на юге метался между поклонением Яхве и поклонением чужеземным богам. Добрые цари отвлекли людей от идолопоклонства и дурной деловой практики, но плохие цари обратили это вспять. В южном царстве (Иудее) первыми литературными пророками были Авдий и Иоиль . Они были доносчиками при царях Иораме, Охозии, Иоасе и царице Гофолии.
Исайя говорил от имени Бога в Иудее при четырех царях — Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии — с Михей также пророчествовал в этот период. За Езекией на престоле последовал Манассия, о котором Писание говорит, что он сделал больше зла в очах Господа, чем все его предшественники (4 Цар. 21:2-16).
За Манассией последовал добрый царь Иосия, который провел полную чистку храма, избавив его от многих языческих культов. Люди, убиравшие храм, нашли древний свиток, в котором было написано о суде над землей, что привело к последнему возрождению поклонения Яхве в Иудее. Среди пророков в Иерусалиме в то время было Наум , Иеремия, и Софония (хотя первосвященник обратился к женщине-пророчице, Олдаме, чтобы истолковать свиток для царя). За Иосией последовали цари, чьи пагубные политические решения в конце концов привели вавилонского завоевателя Навуходоносора II против Иерусалима (4 Цар. 23:31-24:17). В 605 г. до н.э. Навуходоносор увел 10 000 евреев в плен в Вавилон. Пророк Иезекииль был среди этих пленников, а Аввакум присоединился к Иеремии и Софонии, продолжая свою пророческую работу в Иерусалиме. Когда царь Седекия объединился с соседними народами, чтобы отбить Вавилон в 589 г., Навуходоносор осадил Иерусалим, который длился более двух лет (4 Цар. 24:18-25:21; 2 Пар. 36). Город капитулировал в 586 году, в основном из-за голода, и был стерт с лица земли, а его храм и дворцы были полностью разрушены. Иеремия остался в Иерусалиме, продолжая свою пророческую работу среди обедневшего остатка в Иудее, пока его не увезли в Египет. Тем временем Иезекииль продолжал пророчествовать в Вавилоне живущим там изгнанным евреям.
Среди еврейских пленников первой депортации (605 г. до н.э.) был юноша Даниил , которого Бог использовал в Вавилоне при дворе всех вавилонских императоров. Когда Вавилон был свергнут персами в 539 г. до н. э., новый мидо-персидский царь Кир позволил евреям вернуться в Иудею и отстроить свой город и его храм сначала при Зоровавеле, а затем при Неемии. Пророчества Даниила охватывают период от вавилонского изгнания (Дан. 1:1) до указа Кира, положившего конец изгнанию (Дан. 10:1).
Персидские цари по-разному относились к евреям. При Камбисе (530–522) восстановление Иерусалима было остановлено (Ездра 4), но при Дарии I (522–486) был завершен второй храм (см. Ездра 5–6). Здесь пророки после изгнания Захария и Аггей бросили вызов евреям: «Вы живете в панельных домах, а дом Божий лежит в руинах. Сделай что-нибудь с этим!» За Дарием последовал Ксеркс (486–464), правление которого описано в Есфири 1–9. Вслед за Ксерксом пришел Артаксеркс (464–423), во время правления которого Ездра вернулся в Иерусалим в 458 г. до н. э. (Ездра 7–10), а Неемия последовал за ним в 445 г. до н. э. (Неем. 1–2). Именно в этот период написал последний постизгнанный пророк Малахия .
Книга Иона не происходит в Израиле, и в тексте не указана его дата. Бог дал Ионе миссию в Ниневию, столицу Ассирии, призывая ассирийский народ к покаянию. Ассирийцы были врагами Израиля, но намерение Бога, тем не менее, состояло в том, чтобы благословить их, в соответствии с Божьим обещанием, что народ Авраама будет благословением для всех народов (Бытие 22:18).