Почему комедия свои люди сочтемся имела шумный успех: Презентация «Комедия А.Н. Островского «Свои люди

Комедия А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся!»

Похожие презентации:

Иван Алексеевич Бунин и Липецкий край

Проект по литературному чтению «Они защищали Родину»

Бауыржан Момышулы (1910-1982)

Исследовательский проект «Пушкин – наше всё»

Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого

Петербург Достоевского. Сцены уличной жизни

Олжас Омарович Сулейменов (род.1936 г.)

Жизнь и творчество Алишера Навои

XIX век в зеркале художественных исканий

Своя игра. Викторина по сказкам Г.Х. Андерсена

Комедия А.Н. Островского
«Свои люди – сочтёмся!»
Обман тут – явление нормальное,
необходимое, как убийство на войне.
Николай Александрович
Добролюбов
— Что такое пьеса?
• Пьеса – видовое название произведений
драматургии, предназначенных для
исполнения со сцены, а также для теле- и
радиоспектаклей.
— Что такое быт?
• Быт – это жизненный уклад,
повседневная жизнь.
— Что такое нравы?

• Нравы – это обычаи, имеющие нравственное
значение для той или иной социальной
группы.
— Что такое купечество?
• Купечество – это полупривилегированное
сословие в России в XVIII — начале ХХ вв.
Так называемое «третье сословие» — после
дворянства и духовенства.
• Купечество — особый социальный слой,
занимающийся торговлей в условиях
господства частной собственности.
— Что такое Замоскворечье?
• Замоскворечье – это исторический район в
Москве, расположенный на территории
Центрального административного округа на
противоположной от Кремля стороне
Москва-реки.
– Что означает слово «сочтёмся»?
• Сочтёмся – это произвести взаимные
денежные расчеты; разобраться в своих
отношениях с кем-либо, чем-либо.
• Первая из опубликованных пьес «Свои люди –
сочтемся!», напечатанная в 1850, сделала А.Н.
Островского знаменитым.
• Первоначальные названия: «Несостоятельный
должник», «Банкрот», «Банкрут, или Свои люди —
сочтёмся» — комедия в 4-х действиях Александра
Островского 1849 года.
— Какое название по вашему мнению
наиболее точно раскрывает смысл
комедии?
«Несостоятельный должник»
«Банкрот»
«Банкрут, или Свои люди — сочтёмся»
— Что изображает А.Н. Островский в
пьесе?
— Какова проблематика пьесы?
Проблема души человека (морального и
аморального, нравственного и
безнравственного).
Проблема материальная.
Проблема отцов и детей.
— Быт и нравы – что первично, а что
вторично?
— Кратко передайте сюжет комедии.
Что в ней происходит?
— Что высмеивает комедия? Кто
ее главный герой?
Охарактеризуйте его.
В комедии высмеяны грубый и жадный купец – Самсон Силыч
Большов. Его самодурство не знает границ, пока он
чувствует под собой твердую почву – богатство.
— Что же губит героя? В чем идея
комедии?
Губит его жадность. Желание разбогатеть еще больше.
Большов, по совету Подхалюзина, переводит на его имя
все свое имущество и объявляет себя банкротом.
Такие злономеренные банкротства были
частыми явлениями в России 40-х годов 19
века.
Пронырливый приказчик Лазарь Подхалюзин
становится мужем Липочки и присваивает
имущество своего тестя. Большова сажают в
«яму» (долговую тюрьму).Его можно спасти,
уплатив кредиторам небольшую часть долгов.
Но зять и родная дочь не чувствуют никакой
жалости и отказывают в помощи.
— Чем можно объяснить такую
жестокость?
Большов – деспот, не знавший «никакого удержу». В его
семье все отношения основаны на страхе, унижении,
нет взаимной любви и уважения к человеку.
— Как зреет замысел Большова
объявить себя банкротом?
— Какие обстоятельства
способствовали тому, что он
решился на это преступление?
— Возникло ли у вас сочувствие при
чтении комедии? Почему?
— Кому из героев пьесы вы бы
посочувствовали?
Самсон Силыч – типичный самодур. Один из героев
Островского в пьесе «В чужом пиру похмелье» так
объясняет, кто такой самодур: «Самодур – это
называется, коли вот человек никого не слушает,
ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое». В
комедии показано, как вырастают самодуры.
— Как показан процесс становления
«самодурства» в Большове?
Большов, в молодости мелкий торговец, натерпелся от
самодуров, научился лебезить и кланяться. «Добрые люди
Самсошкою звали, подзатыльниками кормили». Разбогатев,
он стал давать подзатыльники сам.
— В чем проявляется «искажение
человечности» в Большове в
заключительном действии? Одинок
ли в своем самодурстве Большов?
Такой же путь проделал и Лазарь Подхалюзин. При
помолвке он уговаривается с Липочкой: «старики
почудили на своем веку, теперь нам пора».
— Каковы композиционные
особенности пьесы?
В пьесе ярко выражен конфликт, основой которого
являются материальные взаимоотношения.
Экспозицией являются первые 9 явлений, которые не
связаны с основной интригой. Экспозиция показывает
ярко и достоверно купеческий быт.
— Какие приемы использованы
автором в пьесе?
Трехкратное повторение одного момента: Подхалюзин
трижды обманывает Большова, сваху, стряпчего.
Обман становится привычным делом. Есть в пьесе
фольклорные мотивы: пословицы, поговорки.
— Какова особенность финала пьесы?
Автор нарушил замкнутость композиции пьесы и позволил
своим героям (Рисположенскому и Подхалюзину) обратиться к
читателю (зрительному залу).
Почему комедия «Свои люди —
сочтёмся» имела шумный успех?
Какой новый социальнопсихологический тип ввел в русскую
литературу А. Н. Островский?
В чем жизненная основа комедии?
Вызывает ли кто-либо из персонажей
комедии ваши симпатии?
Почему комедия из жизни
купечества приобретает
общечеловеческое звучание?
Отражает ли название комедии
сущность ее основного конфликта?
Какие нравственные проблемы
поднимает А. Н. Островский в
комедии?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. История создания «Грозы»(тезисно
записать в тетрадь)
2. Город Калинов и его обитатели – острая
сатира на купечество. (Дать характеристику
городу Калинову, выяснить, как живут здесь
люди. )
Напишите эссе на одну из тем:
1. Актуальна ли комедия
Островского сегодня?
2. Чем мне понравилась комедия
Островского?

English     Русский Правила

Начало творческого пути. «Свои люди

Еще с гимназических лет Островский становится завзятым московским театралом. Он посещает Петровский (ныне Большой) и Малый театры, восхищается игрой Щепкина и Мочалова, читает статьи В. Г. Белинского о литературе и театре. В конце 40-х годов Островский пробует свои силы на писательском, драматургическом поприще и публикует в «Московском городском листке» за 1847 год «Сцены из комедии «Несостоятельный должник», «Картину семейного счастья» и очерк «Записки замоскворецкого жителя». Литературную известность Островскому приносит комедия «Банкрот», над которой он работает в 1846-1849 годах и публикует в 1850 году в журнале «Москвитянин» под измененным заглавием — «Свои люди — сочтемся!».

Пьеса имела шумный успех в литературных кругах Москвы и Петербурга. Писатель В. Ф. Одоевский сказал: «Я считаю, на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкроте» я ставлю номер четвертый». Пьесу Островского ставили в ряд гоголевских произведений и называли купеческими «Мертвыми душами». Влияние гоголевской традиции в «Своих людях…» действительно велико. Молодой драматург избирает сюжет, в основе которого лежит довольно распространенный случай мошенничества в купеческой среде. Самсон Силыч Большов занимает большой капитал у своих собратьев-купцов и, поскольку возвращать долги ему не хочется, объявляет себя обанкротившимся человеком, несостоятельным должником. Свое состояние он переводит на имя приказчика Лазаря Подхалюзина, а для крепости мошеннической сделки отдает за него замуж свою дочь Липочку. Большова сажают в долговую тюрьму, но он не унывает, поскольку верит, что Лазарь внесет для его освобождения небольшую сумму от полученного капитала. Однако он ошибается: «свой человек» Лазарь и родная дочь Липочка не дают отцу ни копейки.

Подобно гоголевскому «Ревизору», в комедии Островско-(*47)го изображается пошлая и достойная осмеяния купеческая среда. Вот Липочка, мечтающая о женихе «из благородных»: «Ничего и потолще, был бы собою не мал. Конечно, лучше уж рослого, чем какого-нибудь мухортика. И пуще всего, Устинья Наумовна, чтоб не курносого, беспременно чтобы был бы брюнет; ну, понятное дело, чтоб и одет был по-журнальному…» Вот ключница Фоминична со своим взглядом на достоинства женихов: «Да что их разбирать-то! Ну, известное дело, чтоб были люди свежие, не плешивые, чтоб не пахло ничем, а там какого ни возьми, все человек». Вот пошлый самодур-отец, назначающий дочери своего жениха, Лазаря: «Важное дело! Не плясать же мне по ее дудочке на старости лет. За кого велю, за того и пойдет. Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю…» «Даром что ли я ее кормил!» Вообще на первых порах ни один из героев комедии Островского не вызывает никакого сочувствия. Кажется, что, подобно «Ревизору» Гоголя, единственным положительным героем «Своих людей.
..» является смех. Однако по мере движения комедии к развязке в ней появляются новые, негоголевские интонации. Решаясь на мошенническую махинацию, Большов искренне верит, что со стороны Лазаря Подхалюзина и дочери Липочки не может быть никакого подвоха, что «свои люди сочтутся». Тут-то жизнь и готовит ему злой урок.

В пьесе Островского сталкиваются два купеческих поколения: «отцы» в лице Большова и «дети» в лице Липочки и Лазаря. Различие между ними сказывается даже в «говорящих» именах и фамилиях. Большов — от крестьянского «большак», глава семьи, и это очень знаменательно. Большов — купец первого поколения, мужик в недалеком прошлом. Сваха Устинья Наумовна так говорит о семействе Большовых: «А они-то разве благородные? То-то и беда, яхонтовый! Нынче заведение такое пошло, что всякая тебе лапотница в дворянство норовит. Вот хоть бы и Алимпияда-то Самсоновна… происхождения-то небось хуже нашего. Отец-то, Самсон Силыч, голицами торговал на Балчуге; добрые люди Самсошкою звали, подзатыльниками кормили.

Да и матушка-то Аграфена Кондратьевна чуть-чуть не паневница — из Преображенского взята. А нажили капитал да в купцы вылезли, так и дочка в прынцессы норовит. А все это денежки». Разбогатев, Большов порастратил народный нравственный «капитал», доставшийся ему по наследству. Став купцом, он готов на любую подлость и мошенничество по (*48) отношению к чужим людям. Он усвоил торгашеско-купеческое «не обманешь — не продашь». Но кое-что из прежних нравственных устоев в нем еще теплится. Большов еще верит в искренность семейных отношений: свои люди сочтутся, друг друга не подведут. Но то, что живо в купцах старшего поколения, совершенно не властно над детьми. На смену самодурам большовым идут самодуры подхалюзины. Для них уже ничто не свято, они с легким сердцем растопчут последнее прибежище нравственности — крепость семейных уз. И Большов — мошенник, и Подхалюзин — мошенник, но выходит у Островского, что мошенник мошеннику рознь. В Большове еще есть наивная, простодушная вера в «своих людей», в Подхалюзине осталась лишь изворотливость и гибкость прощелыги-дельца. Большов наивнее, но крупнее. Подхалюзин умнее, но мельче, эгоистичнее.

Добролюбов о комедии «Свои люди — сочтемся!». Островский и Гоголь. Добролюбов, посвятивший ранним произведениям Островского статью «Темное царство», подошел к оценке «Своих людей…» с гоголевскими мерками и не заметил в комедии прорыва в высокую драму. По Добролюбову, в комедии Островского, как в «Ревизоре», есть лишь видимость сценического движения: самодура Большова сменяет такой же самодур Подхалюзин, а на подходе и третий самодур — Тишка, мальчик в доме Большова. Налицо призрачность совершающихся перемен: «темное царство» пребывает незыблемым и непоколебимым. Добролюбов не заметил, что в диалектике смены самодуров есть у Островского явные человеческие утраты. То, что еще свято для Большова (вера в «своих людей»), уже отторгнуто Подхалюзиным и Липочкой. Смешной и пошлый в начале комедии, Большов вырастает к ее финалу. Когда оплеваны детьми даже родственные чувства, когда единственная дочь жалеет десяти копеек кредиторам и с легкой совестью спроваживает отца в тюрьму,- в Большове просыпается страдающий человек: «Уж ты скажи, дочка: ступай, мол, ты, старый черт, в яму! Да, в яму! В острог его, старого дурака. И за дело! Не гонись за большим, будь доволен тем, что есть… Знаешь, Лазарь, Иуда, ведь он тоже Христа за деньги продал, как мы совесть за деньги продаем…» Изменяется в «Своих людях…» и Липочка. Ее пошлость из смешной в начале пьесы превращается в ужасную, принимает устрашающие размеры в конце. Сквозь пошлый быт пробиваются в финале комедии трагические мотивы. Поруганный детьми, обманутый и изгнанный, купец Большов напоминает короля (*49) Лира из одноименной шекспировской трагедии. Именно так, а не по Добролюбову, исполняли русские актеры, начиная с М. С. Щепкина и Ф. А. Бурдина, его роль. Наследуя гоголевские традиции, Островский шел вперед. Если у Гоголя все персонажи «Ревизора» одинаково бездушны, а их бездушие высвечивается изнутри лишь гоголевским смехом, то у Островского в бездушном мире открываются источники живых человеческих чувств.

Как комедия делает нас лучше

Загрузка

Mosaic@Future | Психология

Мэри О’Хара, 30 августа 2016 г.

После многих лет, проведенных в клубах черной комедии, Мэри О’Хара знает, что заставляет ее смеяться. Но что еще может сделать хорошая шутка? Она встречает исполнителей и исследователей, которые говорят, что комедия может изменить то, как мы думаем и даже как мы действуем.

M

Мейв Хиггинс однажды поставила перед собой задачу. Комик ирландского происхождения хотела посмотреть, какой будет жизнь, если она перестанет смеяться над тем, что не смешно. Оказывается, это было не так просто, как она думала. «Это было чертовски тяжело», — говорит она. «Смех — это смазка, и его ждут, и очень трудно не делать этого».

Приближается 11 часов вечера вторника, леденящего кровь, в Нью-Йорке. Хиггинс и ее друг Джон Ронсон ютятся за кулисами за плотным черным занавесом, размышляя о том, как прошел последний концерт из их ежемесячного стендап-сериала I’m New Here — Can You Show Me Around ?. Они довольны. Разнообразные сегодняшние комиксы пришлись по вкусу посетителям, молодой модной толпе, которая, невзирая на ненастную погоду, посидела в переполненном, тускло освещенном зале под пабом — все в поисках смеха.

Шоу в общих чертах основано на теме сбитых с толку недавно прибывших в новый город, как Хиггинс и Ронсон не так давно были в Бруклине. Хиггинс (комик-виртуоз, писательница и телеведущая в своей родной Ирландии) и Ронсон (более известная как автор бестселлеров «Тест на психопата » и « Мужчины, которые смотрят на Козы ») предполагают, что есть что-то особенное в быть частью общего опыта, который представляет собой живую комедию — любопытную алхимию, которая возникает, когда люди собираются вместе специально, чтобы посмеяться (или нет, в зависимости от качества актов).

«Это связь, — говорит Ронсон. «Вот о чем этот спектакль. Это о том, как мы и зрители общаемся друг с другом… Есть что-то в том, чтобы быть с кем-то в одной комнате, читать язык тела друг друга».

Хиггинс кивает. «Определенно. Это общее дело; это освобождение». Возможно, говорит она, из-за того, что зрители, как правило, собираются вместе в комедийных клубах, актеры становятся случайными антропологами и наблюдают с близкого расстояния, как люди взаимодействуют, когда им рассказывают шутки или забавные истории. «Вы [можете] увидеть пару, — говорит Хиггинс, — и вы можете сказать, что они проверяют ответы друг друга. Мол, можно я смеюсь над этим?»

Если заставить людей смеяться, это также может поднять настроение рассказчику анекдотов. «Это идеально для меня», — говорит Ронсон об обстановке, интимном неформальном пространстве, в котором два ведущих небрежно подшучивают и рассказывают истории между комиками, выходящими на сцену. «Для меня участие в этом шоу — настоящая терапия».

Комедия — это больше, чем просто приятное времяпрепровождение, юмор больше, чем просто развлечение. Они вплетены в ткань нашего повседневного существования. Неважно, рассказываете ли вы забавную историю в пабе, отпускаете самоуничижительную шутку после того, как кто-то сделал вам комплимент, или рассказываете мрачную шутку на похоронах, юмор присутствует везде. Но для чего? И может ли юмор, как комедия, изменить то, что мы чувствуем, что мы думаем или даже то, что мы делаем?

Юмор — это не просто легкомысленное развлечение. Он может помочь нам справиться с ситуациями, которые невозможно понять. Как объясняют Питер Макгроу и Джоэл Уорнер в своей недавней книге «Код юмора: глобальный поиск того, что делает вещи смешными» , «Платон и Аристотель размышляли о значении комедии, закладывая основы западной философии… Чарльз Дарвин искал семена смеха в радостных криках щекочущих шимпанзе. Зигмунд Фрейд искал мотивы, лежащие в основе шуток, в закоулках нашего бессознательного».

Одна из самых устойчивых теорий юмора появилась благодаря философу Томасу Гоббсу. Он утверждает, что юмор якобы заключается в насмешках над слабыми и проявлении превосходства. Хотя это явно функция какой-то комедии — любой, кто вздрогнул от неуклюжей попытки комика высмеять, например, инвалидность, подтвердит это — это безжалостно мрачное и далеко не полное объяснение цели юмора.

«Моя первая мысль, когда я думаю о юморе, это то, что это отличный способ для нас эволюционировать, чтобы нам не приходилось бить друг друга палками», — говорит Скотт Уимс, когнитивный нейробиолог и писатель.

В своей последней книге Ха! Наука о том, когда мы смеемся и почему , Уимс рассматривает множество академических исследований, в том числе те, в которых использовалось сканирование, чтобы показать, какие части мозга реагируют, когда мы сталкиваемся с чем-то забавным. В книге он излагает теорию: по сути, юмор — это форма психологической обработки, механизм преодоления, который помогает людям справляться со сложными и противоречивыми сообщениями, «реакция на конфликт и путаницу в нашем мозгу».

Отчасти поэтому, по его словам, мы смеемся в ответ на мрачные, запутанные или трагические события, которые, на первый взгляд, вовсе не должны быть смешными. Почему, например, шутки ходят после 9?/11, если бы мы не искали способы понять, насколько это было тревожно и разрушительно? Юмор безвкусицы или жестоко направленный против определенных групп может вызвать конфликт, но для Уимса юмор — это наш способ проработать сложные темы или чувства.

Тревожные новостные события могут стать источником темной сатиры, которая может помочь объединить людей в их общих ценностях. становится все более популярным – выполняют мощную социальную функцию, от нарушения табу до привлечения к ответственности тех, кто находится у власти. Авнер Зив, написавший множество книг о юморе, широко исследует эту тему. Как он пишет в Личность и чувство юмора , «комедия и сатира имеют общий знаменатель в том, что обе пытаются изменить или реформировать общество с помощью юмора. Эти две формы вместе составляют наилучшую иллюстрацию социальной функции юмора».

Вам не нужно долго искать примеры комиксов, которые ставят социальную справедливость в центр своей работы. Новая книга Негина Фарсада из Нью-Йорка « Как рассмешить белых людей » была описана как «мемуары в сочетании с манифестом социальной справедливости и комедии», а бывший аналитик социальной политики говорит о комедии как о платформе для продвижения социальных справедливость.

Для некоторых комиков важно не только посмеяться, но и изменить то, что мы думаем и, возможно, даже то, что мы делаем. Если есть один комик, который действительно олицетворяет это, это Джози Лонг. Активист социальной справедливости и комик, Лонг известен своим восхитительным, оптимистичным, причудливым юмором и ловким рассказчиком. С подросткового возраста она снималась в живых комедиях, а ее последнее радиошоу BBC « Романтика и приключения » получило широкую известность.

Однако по мере развития ее карьеры она сознательно ставила социальные и политические темы в центр своего выступления. Она считает, что комики должны сыграть свою роль в формулировании и решении некоторых из самых насущных проблем дня.

«Политика может оставить вас в осаде, изнурении, несчастье», — говорит она. «Это та максима, в которой говорится: «Сатира должна огорчать благополучных и утешать страдающих». Вот почему юмор был важен [для меня]. Это был способ быть полезным для других людей». В своей работе Лонг фильтрует политические реалии современной Британии — особенно то, что она считает явной несправедливостью со стороны правительства — через юмор.

Крайне важно понимать, какую работу комедия может выполнять, активно обеспечивая противовес фанатизму и предубеждениям, а также понимать типы юмора, которые укрепляют негативные стереотипы, говорит она. «Я хочу убедиться, что я бью вверх, а не вниз».

Контекст имеет решающее значение для юмора. (Фото: Getty Images)

Как в комедии, так и в обществе, по словам Лонга, есть «сильное место» для дерзких, разрушительных и вызывающих наблюдений за комиками, такими как Джон Оливер и Стюарт. Ли, которым она восхищается. То, что они играют роль в современном обществе, помимо того, что они просто заставляют людей смеяться, неоспоримо; их работа свидетельствует о том, что комедия может оказать более широкое влияние. «Джон Оливер находится в таком положении, когда за ним наблюдает больше людей, чем комментаторов, — говорит она.

«Что бы ни происходило в британском обществе, стендап немедленно начинает процесс обсуждения и переосмысления», — говорит Софи Квирк, академик Кентского университета и автор книги 2014 года « Почему стендап имеет значение ». «Этот процесс обязательно включает в себя нечто большее, чем просто выражение точки зрения отдельного исполнителя. Если мы находим шутку оскорбительной, мы протестуем, не смеясь над ней».

Во многих отношениях, говорит Квирк, наблюдения, сделанные такими комиками, как Лонг, подкреплены ее недавней научной работой, которая включала в себя длинные интервью с комиками-нанимателями. «Я думаю, что иногда литература игнорирует [тот] факт, что комедия делает много вещей», — говорит она. «Социальные шутки — это способ сблизиться с людьми». Она утверждает, что политическая комедия может способствовать возникновению чувства общности идеалов. «Если вы собираете людей и говорите о взглядах, которые в более широком социальном контексте довольно маргинальны, и мы все вместе смеемся над ними, то вы как бы подтверждаете их».

«Я думаю, что комедия может быть способом передачи неприятных идей», — говорит она, вторя Лонгу, добавляя, что важно изучить, каким образом юмор укрепляет или подрывает стереотипы.

По словам Джона Фугельсанга, политического комика, писателя и актера из Нью-Йорка, ведущего радиошоу «Расскажи мне все », недавнее господство политической комедии является одним из самых захватывающих аспектов роли юмора в развлечениях США. , так и в культуре страны в целом. Хотя иногда вам просто нужно посмотреть что-нибудь глупое, комедия имеет гораздо больший резонанс, чем принято считать.

«Я думаю, это врожденное, что если кто-то может заставить вас смеяться над тем, какой беспорядок вокруг, то этот человек не только заслужил ваше восхищение, но и на каком-то уровне заслужил ваше доверие». В случае с США, говорит он, комедия должна была стать такой хорошей, потому что новости стали такими плохими. «Это может быть лучшее время для политического комика, и они могут понадобиться больше, чем когда-либо».

Лучшие комики, утверждает он, — наши самые эффективные антропологи и культурные критики. «Политическая комедия, если она сделана правильно, — это система доставки правды». 9Фото: Getty Images из года в год, и за его плечами успешные программы BBC Radio 4. Амос убежден, что, когда комиксы сознательно затрагивают насущные или противоречивые социальные проблемы, такие как расизм и гомофобия, они могут достичь людей на гораздо более значимом уровне, чем тот, который достигается путем кратковременного поднятия чьего-то настроения. И хотя это может быть трудно определить количественно, говорит он, социальное и психологическое воздействие комедии заслуживает гораздо большего признания.

Очевидно, что у некоторых комедий вообще нет явных социальных целей — это не похоже на то, что большинство комиков пытаются изменить мир — но Амос утверждает, что одним из исключительных свойств некоторых комедий, «когда они сделаны хорошо», является свобода исследования идеи нетрадиционным или противоречащим здравому смыслу образом, чтобы подорвать нормы общества.

Исследования подтверждают это. Хотя роль комедии заключается в том, чтобы в первую очередь развлекать, с помощью интервью с комиками Шэрон Локьер, преподаватель социологии и директор Центра исследований комедии в Университете Брунеля, определила ряд возможных других функций. К ним относятся бросающие вызов «стереотипы и доминирующие дискурсы, которые маргинализируют и стигматизируют отдельных людей», например, в отношении инвалидности и сексуальности.

Работа Амоса часто затрагивает проблемы расы и гомосексуализма, разрушая стереотипы. «Я не делаю ничего шокирующего», — говорит он. «Я делаю то, что важно для меня. В старые времена это было просто шутить. Мы пошли дальше — люди говорят о вещах, которые имеют значение».

В качестве примера того, на что способна комедия, Амос рассказывает историю подростка, который подошел к нему после концерта, на котором Амос рассказывал свою собственную историю о том, как он признался своей семье геем. «Парень подошел ко мне и сказал: «Я здесь один… Я думаю, что я гей, и я собираюсь рассказать об этом своим родителям сегодня вечером». В другом случае женщина, которая привела ее « очень сварливый» папа на концерте сказал Амос, что его выступление заставило ее отца переосмыслить свои взгляды на геев.

«Боже мой, когда ты прикасаешься к людям на таком уровне? Я помогаю вам высвобождать эти химические вещества в вашем теле, чтобы заставить вас смеяться безудержно. И если это означает бросить вызов вашим предвзятым представлениям о том, кто я такой, прекрасно. Мы можем бежать с этим».

«Очень часто комики могут использовать логику, чтобы придать болезненным вещам смысл, — говорит Джон Фугельсанг. «Они могут сформулировать сложные эмоции и аргументы, используя шутки в качестве обрамляющего механизма, тогда как простое существование в сердце без изучения может быть туманным и аморфным».

Когда дело доходит до таких вопросов, как социальная справедливость, «юмор может быть социальным коррективом», — говорит он. «Мы видим это в афроамериканских комедиях, ЛГБТ-комедиях, латиноамериканских комедиях, религиозном юморе, феминистском юморе. Это подтверждает общий опыт, заставляет нас мыслить более гибко и переосмысливать ситуации в этом общем опыте, который мы называем жизнью».

Как отмечает полицейский, ставший комиком, Алфи Мур, «если они смеются, значит, они слушают». Это означает, что вы можете донести свое сообщение до большего числа людей (Фото: Getty Images)

Точно так же убежден в способности комедии изменить нас и Алфи Мур. Полицейский по профессии, а также постоянный участник BBC, повседневная работа Мура серьезна, но он использует свой опыт, чтобы расширять границы своей комедии. Его ремесло — подшучивать над охраной и проводить «тонкую грань» между серьезным и глупым, используя шутки, чтобы разоблачить бессмысленную политику.

Люди приходят на его шоу со своими собственными представлениями о работе полиции, говорит Мур, но могут уйти с измененным представлением о том, что такое работа и какое место она занимает в обществе. «Недавно я услышал одну фразу: «Если они смеются, значит слушают», и я думаю, что это сильная цитата.

«Когда я служил в полиции, меня никто не слушал. Я не имел никакого влияния. Я никогда не встречал старших офицеров и никогда не встречал своего старшего констебля. Сейчас я уволился из полиции, многие меня слушают. Шоу Radio 4 собирало 1,4 миллиона слушателей за серию. Мне написали по электронной почте начальники констеблей».

Жестокая мрачная комедия Лиз Карр основана на сложном восприятии. Как и Амос, Карр, который также является актером и писателем, говорит, что рассматривать комедию просто как нечто легкомысленное означало бы непонимание ее места в мире. С карьерой на радио и телевидении (в настоящее время она играет главную роль в популярной драме Silent Witness ), стендап-комедия и скетч, Карр был одним из пионеров на процветающей арене комиксов с ограниченными возможностями.

Она известна тем, что постоянно бросает вызов условностям: в своей комедии она использует такой язык, как «крип» (сокращение от «калека»), который обычно ассоциируется с унижением людей с ограниченными возможностями, чтобы исправить это. Она собирается взъерошить еще несколько перьев, сняв музыкальную комедию об эвтаназии, которая будет показана в лондонском Королевском фестивальном зале осенью 2016 года. По ее словам, это еще один пример того, как юмор можно натренировать даже на самых мрачных тем и подтолкнуть людей к переосмыслению предвзятых представлений.

«Часто мы не знаем, как на что-то реагировать, — говорит она. «И есть ожидание, что вы не должны смеяться над тем или над этим. Я думаю об инвалидности [здесь]. Люди говорят: «О… мы не хотим никого обидеть». Так что в этом что-то есть, если вы можете разбить это смехом, это как облегчение и выпускной клапан.

«Твое присутствие в любое время меняет людей — меняет взаимодействие… Я просто думаю, что [комедия] раскрывает людей так, как я не встречал ни в одном другом медиуме».

Социолог Шэрон Локьер изучает связь между комедией и инвалидностью. Она опубликовала статьи, в которых исследует взгляды комиков-инвалидов на британскую телевизионную комедийную индустрию и на культурный сдвиг от людей с ограниченными возможностями, которые в основном являются объектами комедии, к тому, чтобы быть «создателями комедии».

Локьер считает, что этот сдвиг и другие изменения, такие как пренебрежительные шутки, которые становятся менее терпимыми, свидетельствуют о более широких изменениях в обществе. «Политический потенциал комедии ясно говорит о том, что к комедии стоит относиться серьезно», — говорит она.

Психологи все больше интересуются отношениями между комиком и аудиторией. (Фото: Getty Images)

Наш аппетит к комедиям растет. Крупнейшие комики — от Сары Милликан и Майкла Макинтайра в Великобритании до Криса Рока и Эми Шумер в США — собирают тысячи и тысячи концертов.

Исключительно успешные исполнители, такие как Louis CK и такие шоу, как Broad City , распространяли свои комедии через Интернет, и существует множество забавных клипов на Vines и YouTube. Некоторые из лучших подкастов — комедийные, в том числе «9» Марка Марона.0015 WTF , который получает 5 миллионов загрузок в месяц и в среднем 450 000 загрузок за серию. Есть даже подкаст комика для комиков с метким названием The Comedian’s Comedian Podcast .

Академические исследователи также все больше интересуются юмором, часто объединяя их под эпитетом «юморологи». В 2009 году в Университете Колорадо в Боулдере открылась исследовательская лаборатория, занимающаяся «научным изучением юмора, его предшественников и последствий» (лаборатория исследований юмора там ласково известна как «HuRL»). А в Великобритании в 2013 году при Университете Брунеля был создан Центр исследований комедии (CCSR) для изучения социального воздействия комедии. Затем есть Международное общество исследований юмора (ISHS) и его ежеквартальный журнал 9.0015 ЮМОР : Международный журнал исследований юмора и выходящий два раза в год журнал Comedy Studies .

Питеру Макгроу, соавтору книги The Humor Code и эксперту в области теории эмоций и поведенческих решений в HuRL, однажды знакомый из Лиги плюща сказал, что изучение юмора — это «убийца карьеры». Но он предполагает, что, поскольку мы гораздо чаще испытываем юмор, чем такие эмоции, как страх или сожаление, его изучение имеет столько же академических достоинств, сколько и предположительно более достойные темы.

«Люди преследуют [юмор] во всех сферах своей жизни: в развлечениях, в кругу друзей и семьи. И есть свидетельства об использовании его, чтобы справиться. Еще одна вещь, которую я считаю важной загадкой, заключается в том, что когда вы пытаетесь быть забавным и терпите неудачу… вы можете создать конфликт. Вы можете расстроить людей. Ты можешь злить людей».

Только когда Софи Квирк связывает комедию с устоявшейся «серьезной» темой, такой как политика, или с негативом, люди думают, что в этом есть какая-то ценность. «То, что это весело, не означает, что это незначительно», — говорит она. «Люди думают, что [изучение] страха должно быть очень важным. Но смех, состояние веселья — потому что это весело и захватывающе, вот почему этим пренебрегают, и это очень, очень странно».

Исследования изучают самые разные аспекты — от того, что происходит в мозгу, когда мы «понимаем» шутку, до пользы для сердечно-сосудистой системы от хорошего смеха. Это также могло бы пролить свет на характер людей, которые выбирают комедию в качестве карьеры. Например, исследование, представленное в 2014 году, показало, что, несмотря на свою работу, у комиков была меньшая активность в областях мозга, связанных с удовольствием и наслаждением юмором, по сравнению со всеми остальными.

«В этом поколении мы увидим, как люди изучают юмор так же, как они изучали интеллект, — говорит мне Скотт Уимс. «Юмор может быть способом, наконец, понять, что особенного в человеческом состоянии… Я не знаю, будет ли это при моей жизни, но мы приближаемся».

Некоторые ученые-когнитивисты считают, что юмор теперь является лучшим способом изучения человеческого состояния. (Фото: Getty Images)

Джейми Масада живет на другом конце США от Мейв Хиггинс и Джона Ронсона. Он в баре с тяжелой обивкой наверху, откуда открывается вид на сцену комедийного клуба «Фабрика смеха» на бульваре Сансет в Лос-Анджелесе. Он собирается проводить еженедельный вечер открытого микрофона, на котором начинающие комики исполняют три минуты лучшего материала, который они могут собрать. Неважно, что большинство из них будут ерундой (он видел все это за 30 лет, что он управляет ночью) — по крайней мере, они попытаются рассмешить людей.

Масада, который подростком эмигрировал в Америку из Ирана, совершенно искренне говорит, что если наблюдение за публикой ночью за ночью и научило его чему-то, так это тому, что комедия может оказать глубокое влияние на то, как мы себя чувствуем, и даже на то, как мы действуем . Он вспоминает, как люди приходили в комедийные клубы совершенно несчастными, но затем уходили с улыбкой на лице, заметно преобразившись — супружеские пары, которые едва разговаривали, держась за руки.

«Это очень важно для нас, — говорит он. «Нам нужна комедия, как воздух, чтобы дышать». Энергичность Масады можно расценить как корыстную (в конце концов, он управляет комедийными клубами), но это не значит, что он чего-то не понимает. В работе многих комиков задействованы глубокие механизмы, особенно когда юмор направлен на политические и более широкие социальные проблемы.

«Ты должен попробовать!» — убеждает он меня с широкой улыбкой на лице. «Заставить кого-то смеяться — это величайшая сила, которой может обладать любой человек!» Он не шутит.

Это отредактированная версия статьи, первоначально опубликованной Mosaic, и воспроизводится в соответствии с лицензией Creative Commons.

Присоединяйтесь к более чем 600 000 поклонников Future, поставив лайк нам на   Facebook или подпишитесь на нас на   Twitter ,   Google+ ,   LinkedIn   и   Instagram 9.

;

Серьезный разговор о комедии

«Я вырос в доме известного комедийного писателя. Мой отец Джонатан написал сценарий одного из самых популярных комедийных шоу BBC «Да, министр», за который он получил премию Британской академии писателей. Затем он переехал в США, где снял много забавных фильмов, в том числе «Улика», «Мой кузен Винни» и «Девять ярдов». Насколько это возможно, он знает, как рассмешить людей, и он хорош в обучении. это, теперь он дает свои советы в киношколах по всему миру. Но ему редко, если вообще когда-либо, приходилось быть забавным с ограничениями, которые есть у бренда… и здесь я вхожу.0187

Последние 20 лет я помогаю брендам выделяться. Ни для кого не секрет, что бренды должны выделяться. Им нужно прорваться сквозь беспорядок тысяч сообщений о брендах, которые люди видят каждый день. Им нужно делать это на переполненных платформах и для аудитории, которая становится все более невосприимчивой к рекламе. Один из способов сделать это — с помощью комедии, но это часто легче сказать, чем сделать.

Позже в этом году в Каннах мы с отцом планируем провести презентацию, посвященную адаптации его комедийной мудрости к среде бренда, в которой мы все работаем. Поэтому, готовясь к этому, я недавно попросил мою подругу и клиентку Валери Варгас которая отвечает за рекламу в AT&T, одном из крупнейших рекламодателей в мире, о своем взгляде на комедию».0187

Тедди: Вэл, почему бренды должны выбирать комедии?

Вал: Юмор запоминающийся. Рекламу обычно считают навязчивой, и если вы не работаете в рекламе, никто не просыпается каждый день со словами: «Мне не терпится посмотреть всю рекламу во время моей любимой программы сегодня вечером!» – но если я могу подарить вам 10-30 секунд смеха, вы уже не находите это навязчивым, а развлекательным времяпрепровождением. И ты это запомнишь. Вы можете даже говорить об этом или писать в Твиттере. И если вы готовы это сделать, впечатление о бренде неизбежно резонирует. Лучшим показателем того, привлечет ли реклама новых клиентов, является сначала отзыв бренда, а затем отзыв сообщения. Юмор, сделанный хорошо, поднимает показатели обоих этих показателей.

Тедди: Можете ли вы указать на некоторые успехи, где сработало вышеперечисленное?

Вал: Абсолютно. У нас есть несколько успехов. Несколько лет назад мы провели кампанию под названием «Ошибочное молчание». В нем были отмечены моменты, когда звонок клиента срывался, а говорящий, который только что пошутил, не получил смеха или ответа от человека на другой линии, но он / она думал, что обидел другого человека, потому что он не не смейтесь над шуткой. Эта пауза до смешного неудобна. Мы провели кампанию под названием «Дети» с участием детей и комика Бека Беннета, которые сидели за детским столом и обсуждали атрибуты нашей Сети в контексте нашей сети («Что лучше — быстрее или медленнее»?) Я имею в виду гепарда на спина бабушки очень быстрая, не так ли?

Мы запустили много забавных и успешных роликов с участием представителя нашего розничного магазина Лили, которую сыграла очень талантливая Милана Вайнтруб – юмор, основанный на диалогах, и моменты, когда она общается с нашими покупателями.

Тедди: А вы разобрали, что сделало эти попытки такими успешными, а некоторые другие менее успешными, потому что из-за ваших первых двух ответов создание комедии кажется легкой задачей? Если юмор решает все и это легко сделать, давайте попробуем. В конце концов, если бренд может использовать шутку, чтобы вызвать признание и вспомнить, он на верном пути. Но мы знаем, что это не так просто. На самом деле, часто можно услышать, как люди говорят, что комедия сложна, и любой, кто пишет, чтобы зарабатывать на жизнь, может подтвердить это. Это сложно по многим причинам, но некоторые важные для брендов, пытающихся это сделать, заключаются в том, что комедия субъективна, и разные люди находят разные вещи забавными.

Val: Мы серьезно обдумали эту тему, да, и мы, безусловно, согласны с тем, что попытки пошутить имеют много подводных камней. Когда я думаю о вашем первом пункте, я считаю, что для наибольшей привлекательности вы должны указывать на универсальную истину (или истину настолько широко принятую, насколько вы можете найти) — так, чтобы наибольшее количество людей могло «поймать шутку». Кроме того, важны талант и производительность. Вы можете сделать или сломать что-то на основе ваших актеров и вашего режиссера.

Тедди: Не могу не согласиться. Последнее мы называем снижением исполнительного риска. Проще говоря, есть люди, которые продолжают делать это правильно. У них есть врожденная способность находить юмор, не оскорбляя, и с ними имеет смысл работать, потому что это снижает риск и увеличивает шансы на успех. А как насчет того факта, что комедия по своей природе агрессивна, часто представляет собой нападение на людей или учреждения, но редко приносит пользу брендам?

Val: Ваше замечание по поводу агрессии и агрессивности комедии мы долго обсуждали. Мы очень стараемся избегать шуток, которые могут быть неверно истолкованы как оскорбление чьей-либо расы, пола и т. д., а не самой шутки или ситуации. Это становится очень важным в кастинге. Приведу пример из двух недавних кампаний:

  • ОК — это не ОК (кампания беспроводной сети) — в ролике фигурирует хирург, и явно не тот, которого вы хотели бы оперировать (его только что восстановили, его пренебрежительное поведение и т. д.). Мы представили его как 40-летнего белого мужчину. Если бы мы играли за другого человека, мы рискуем, что нас сочтут, что этот другой человек не может быть качественным врачом, что не имеет ничего общего с местом или сценарием. И мы никогда не хотели бы подразумевать это каким-либо образом.
  • Жанровые ролики DIRECTV — у нас был спектакль по драме «Титаник», где молодая женщина плывет на большом айсберге, а ее любовь — в ледяной воде. У него есть еще одна вещь, которую он хочет ей пообещать — бросить кабельное телевидение. В конце он спрашивает, нет ли для него места на (просторном) айсберге, и она отвечает, что нет. Мы должны были бросить самца в воду как белого – иначе самка бросила бы кого-то другого на смерть. Опять же, это не имеет ничего общего с роликом или сценарием, но мы бы не хотели, чтобы зрители воспринимали это именно так.

Тедди: Мода часто диктует комедию. Что-то может быть актуальным смешным сегодня и, конечно, не может быть смешным завтра. Как вы относитесь к этому?

Val: Я меньше думаю о моде и больше о том, что подходит для моего бренда. В нашем мире, например, я могу использовать детский, а иногда и фарсовый юмор с DIRECTV, но это не работает для AT&T. Работая с AT&T, я могу использовать повседневные жизненные ситуации с изюминкой, основанной на диалогах, но это не соответствует бренду DIRECTV.

Тедди: Так что это может показаться удивительным из уст креативного агентства, но я считаю, что комедия ДОЛЖНА быть проверена. Причина, по которой я говорю это, заключается в том, что просто невозможно узнать, найдут ли люди что-то забавное, не попробовав это. Стендапы пробуют свои работы, фильмы устраивают тестовые показы, а телешоу создают пилотные версии. Однако сложность в тестировании брендовых комедий заключается в том, что комедии лучше всего смотреть вместе, а рекламу обычно смотрят в одиночку. Как вы собираетесь пробовать свою работу?

Val: Мы проверим концепции через несколько внутренних групп – на самом деле, чтобы проверить – не столько юмор, сколько то, не оскорбим ли мы кого-нибудь этим юмором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *