Литература начала 20 века: особенности, течения — Общие темы
В конце 19 — начале 20 века радикально преображаются все стороны русской жизни: политика, экономика, наука, технология, культура, искусство. Возникают различные, иногда прямо противоположные, оценки социально-экономических и культурных перспектив развития страны. Общим же становится ощущение наступления новой эпохи, несущей смену политической ситуации и переоценку прежних духовных и эстетических идеалов. Литература не могла не откликнуться на коренные изменения в жизни страны. Происходит пересмотр художественных ориентиров, кардинальное обновление литературных приёмов. В это время особенно динамично развивается русская поэзия. Чуть позже этот период получит название «поэтического ренессанса» или Серебряного века русской литературы.
Реализм в начале 20 векаРеализм не исчезает, он продолжает развиваться. Ещё активно работают Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и В.Г. Короленко, уже мощно заявили о себе М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн… В рамках эстетики реализма нашли яркое проявление творческие индивидуальности писателей 19 столетия, их гражданская позиция и нравственные идеалы — в реализме в равной мере отразились взгляды авторов, разделяющих христианское, прежде всего православное, миропонимание, — от Ф.М. Достоевского до И.А. Бунина, и тех, для кого это миропонимание было чуждо, — от В.Г. Белинского до М. Горького.
Однако в начале 20 столетия многих литераторов эстетика реализма уже не удовлетворяла — начинают возникать новые эстетические школы. Писатели объединяются в различные группы, выдвигают творческие принципы, участвуют в полемиках — утверждаются литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др.
Символизм в начале 20 векаРусский символизм, крупнейшее из модернистских течений, зарождался не только как литературное явление, но и как особое мировоззрение, соединяющее в себе художественное, философское и религиозное начала. Датой возникновение новой эстетической системы принято считать 1892 гож, когда Д.С. Мережковский сделал доклад «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». В нём были провозглашены главные принципы будущих символистов: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в эстетике символизма было отведено символу, образу, обладающему потенциальной неисчерпаемостью смысла.
Рациональному познанию мира символисты противопоставили конструирование мира в творчестве, познание окружающего через искусство, которое В. Брюсов определил как «постижение мира иными, не рассудочными путями». В мифологии разных народов символисты находили универсальные философские модели, с помощью которых возможно постижение глубинных основ человеческой души и решение духовных проблем современности. С особым вниманием представители этого направления относились и к наследию русской классической литературы — в работах и статьях символистов нашли отражение новые интерпретации творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Тютчева. Символизм дал культуре имена выдающихся писателей — Д. Мережковского, А. Блока, Андрея Белого, В. Брюсова; эстетика символизма имела огромное влияние на многих представителей других литературных течений.
Акмеизм в начале 20 векаАкмеизм родился в лоне символизма: группа молодых поэтов сначала основали литературное объединение «Цех поэтов», а затем провозгласили себя представителями нового литературного течения — акмеизма (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина). Его главные представители — Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам. В отличие от символистов, стремящихся познать непознаваемое, постичь высшие сущности, акмеисты вновь обратились к ценности человеческой жизни, многообразию яркого земного мира. Главным же требованием к художественной форме произведений стала живописная чёткость образов, выверенная и точная композиция, стилистическое равновесие, отточенность деталей. Важнейшее место в эстетической системе ценностей акмеисты отводили памяти — категории, связанной с сохранением лучших отечественных традиций и мирового культурного наследия.
Футуризм в начале 20 векаУничижительные отзывы о предшествующей и современной литературе давали представители другого модернистского течения — футуризма (от лат. futurum — будущее). Необходимым условием существования этого литературного явления его представители считали атмосферу эпатажа, вызова общественному вкусу, литературного скандала. Тяга футуристов к массовым театрализованным действиям с переодеваниями, раскрашиванием лиц и рук была вызвана представлением о том, что поэзия должна выйти из книг на площадь, зазвучать перед зрителями-слушателями. Футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Кручёных, Е. Гуро и др.) выдвинули программу преображения мира с помощью нового искусства, отказавшегося от наследия предшественников. При этом, в отличие от представителей других литературных течений, в обосновании творчества они опирались на фундаментальные науки — математику, физику, филологию. Формально-стилевыми особенностями поэзии футуризма стало обновление значения многих слов, словотворчество, отказ от знаков препинания, особое графическое оформление стихов, депоэтизация языка (введение вульгаризмов, технических терминов, уничтожение привычных границ между «высоким» и «низким»).
ВыводТаким образом, в истории русской культуры начало 20 века отмечено появлением многообразных литературных течений, различных эстетических взглядов и школ. Однако самобытные писатели, подлинные художники слова преодолевали узкие рамки деклараций, создавали высокохудожественные произведения, пережившие свою эпоху и вошедшие в сокровищницу русской литературы.
Важнейшей особенностью начинающегося 20 века была всеобщая тяга к культуре. Не быть на премьере спектакля в театре, не присутствовать на вечере самобытного и уже нашумевшего поэта, в литературных гостиных и салонах, не читать только что вышедшей поэтической книги считалось признаком дурного вкуса, несовременным, не модным. Когда культура становится модным явлением — это хороший признак. «Мода на культуру» — не новое для России явление. Так было во времена В.А. Жуковского и А.С. Пушкина: вспомним «Зелёную лампу» и «Арзамас», «Общество любителей российской словесности» и др. В начале нового века, ровно через сто лет, ситуация практически повторилась. Серебряный век пришёл на смену веку золотому, поддерживая и сохраняя связь времён.
Источник: Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Литература, 9 класс: уч. пособие: в 2 ч. Ч.2 — М.: «ТИД «Русское слово — РС», 2011
Русская литература 20 века | СПАДИЛО
Рассказываем о русской литературе 20 века – доступно, интересно и кратко! Данный материал можете смело использовать для соответствующих сочинений.
Дореволюционная литература
Конец XIX – начало XX вв. – серебряный век русской культуры. В области литературы на смену классикам пришли новые писатели и поэты. Произведения этого периода отвечали требованиям новой эпохи, отражали изменения, происходящие в обществе.
Последним представителем золотого века оставался Л. Н. Толстой. В 1912 г. были опубликованы его повести “Отец Сергий” и “Хаджи-Мурат”, в 1913 г. – хрестоматийный рассказ “После бала”.
Писателем переходного периода обычно считают А. П. Чехова. Поздний период его творчества приходится на рубеж веков. В это время писатель создает такие знаменитые рассказы, как “Ионыч”, “Человек в футляре”, “Дама с собачкой”. Эти произведения многие критики рассматривали в качестве вершины реализма, которую уже невозможно преодолеть.
Конец XIX – начало XX вв. ознаменовались появлением чеховских психологических пьес (“Чайка”, “Три сестры”, “Вишневый сад”), оказавших огромное влияние на развитие мировой драматургии.
В начале XX века издаются повести и рассказы А. И. Куприна (“Поединок”, “Яма”, “Гранатовый браслет” и др.), юмористические сборники А. Аверченко (“Веселые устрицы”, “О хороших в сущности людях”).
После публикации рассказов “Деревня”, “Суходол”, “Господин из Сан-Франциско” за И. А. Буниным закрепляется слава ведущего русского прозаика.
Бурный подъем переживала русская поэзия. Большой популярностью пользовались сборники стихотворений молодых авторов: “Стихи о Прекрасной даме” А. Блока, “Вечер” А. Ахматовой, “Радуница” С. Есенина и др. Скандальную славу получили произведения В. Маяковского (“Нате!”, “Вам”).
Революционное направление было представлено, главным образом, в творчестве М. Горького. Его пьеса “На дне” (1902 г.) до сих пор не сходит с театральных подмостков, а роман “Мать” считается “фундаментом” соцреализма.
Довоенная литература
Революция оказала огромное влияние на развитие русской литературы. Стали появляться новые имена, закладываться основы т. н. соцреализма. Ряд уже известных поэтов и писателей безоговорочно приняли революцию. Судьба многих сложилась трагично: яростная критика, травля, вынужденная эмиграция.
Последним “крестьянским” поэтом, воспевавшим патриархальную Русь, оставался С. Есенин. Своеобразным гимном революции стала поэма А. Блока “Двенадцать”. Главным “пролетарским” поэтом стал В. Маяковский. Общее снижение культурного уровня выразилось в агитационной поэзии Д. Бедного.
Самобытным путем шли две выдающиеся русские поэтессы. Несмотря на критику и запреты на Родине осталась А. Ахматова. Не выдержав давления, была вынуждена покинуть страну М. Цветаева.
Самым известным и популярным в Советской России писателем становится М. Горький. В 1925 г. он издает роман “Дело Артамоновых”, начинает работу над эпопеей “Жизнь Клима Самгина” – самым значительным, итоговым произведением своего творческого пути. Горький по праву считается основоположником социалистического реализма.
В середине 20-х гг. громко заявляет о себе М. Шолохов, выпустивший книгу “Донские рассказы”. С 1928 г. начинает по частям издаваться его знаменитая эпопея “Тихий Дон”. Одновременно писатель работает над романом “Поднятая целина”.
В это же время появляются первые серьезные произведения М. Булгакова: “Записки юного врача”, “Белая гвардия”, “Собачье сердце”. Явная критика советского строя приводит к тому, что писателя отказываются печатать. Величайший роман XX века “Мастер и Маргарита” (1928-1940 гг.) был впервые издан лишь в 60-е гг.
Непросто складывалась творческая судьба убежденного коммуниста А. П. Платонова – писателя с необычным новаторским стилем. В первые годы советской власти его произведения широко издаются. Однако во второй половине 20-х гг. Платонов разочаровывается в планах кардинальной перестройки общества (“Усомнившийся Макар”). Его гротескное творчество отражает депрессивное состояние духа. Повести “Котлован” и “Ювенильное море”, роман “Чевенгур” были впервые изданы лишь в 80-е гг.
Всенародное признание получают писатели-соавторы И. Ильф и Е. Петров. Романы о похождениях великого комбинатора Остапа Бендера (“Двенадцать стульев”, “Золотой теленок”) – настоящий шедевр в области юмористической литературы.
В эмиграции классические традиции русской литературы продолжает И. А. Бунин. За рубежом писателем был создан автобиографический роман “Жизнь Арсеньева”, знаменитый цикл рассказов о любви “Темные аллеи”.
В 1926 г. на Западе издается первый роман В. В. Набокова – “Машенька”. Известность русскоязычного писателя многократно возрастает в 30-е гг. после публикации романов “Защита Лужина”, “Дар”, “Приглашение на казнь”.
Литература, посвященная Великой Отечественной войне
Произведения, посвященные священной войне, стали появляться буквально с первых дней нападения фашисткой Германии на СССР. Поначалу эти были, в основном, документальные очерки поэтов и писателей, работающих военными корреспондентами (И. Эренбург, К. Симонов, М. Джалиль и мн. др.).
В ходе войны появляются значительные художественные произведения. Это, в первую очередь, поэма А. Т. Твардовского “Василий Теркин”, стихотворения К. Симонова (“Жди меня, и я вернусь”, “Сын артиллериста”), цикл А. Ахматовой “Ветер войны” и т. д.
В 1942 г. был издан известный рассказ М. А. Шолохова “Наука ненависти”. Писатель начал работу над романом “Они сражались за Родину”. Уже в 50-е гг. он написал очень трагичное произведение “Судьба человека”. В 1946 г. была опубликована легендарная “Повесть о настоящем человеке” Б. Н. Полевого, посвященная подвигу летчика Маресьева.
Еще одним значительным произведением, посвященным Великой Отечественной войне, стала повесть Б. Л. Васильева “А зори здесь тихие…” (1969 г.). Естественно, военная тема в целом надолго заняла прочное место в русской литературе.
Литература второй половины XX века
В послевоенный период в СССР самым значительным стало направление “деревенской прозы” (60-80-е гг.). Тема утраты национальных корней, разрушения патриархального мира русской деревни была представлена в творчестве Ф. А. Абрамова (“Братья и сестры”), В. Г. Распутина (“Деньги для Марии”, “Прощание с Матерой”), В. П. Астафьева (“Затеси”) и др. К этому же ряду следует отнести многие рассказы В. Шукшина.
В 1957 г. на Западе был впервые издан роман Б. Пастернака “Доктор Живаго”, что привело к бешеной травле автора в СССР.
В начале 60-х были опубликованы три рассказа А. И. Солженицына (в том числе “Один день Ивана Денисовича”). Однако после прихода к власти Л. Брежнева на творчество писателя был наложен строгий запрет. Солженицын пишет для “самиздата”, передает свои произведения за границу. Таким образом он распространяет тексты романов “В круге первом”, “Раковый корпус”.
В 1955 г., после публикация скандального романа “Лолита”, мировая слава приходит к В. В. Набокову.
С конца 50-х гг. начинается совместная творческая деятельность братьев Стругацких, считающихся в настоящее время классиками современной научной фантастики (“Трудно быть богом”, “Пикник на обочине”).
С середины 60-х гг. в этой области работает Кир Булычев – один из самых популярных отечественных писателей-фантастов. Прославившись, прежде всего, произведениями о приключениях Алисы Селезневой, Булычев является автором большого количества “взрослых” произведений, в которых затронуты серьезные философские темы.
Отечественная поэзия второй половины XX века также была неотделима от политики. Гонениям подвергались “чуждые советскому строю” поэты. В первую очередь следует назвать И. Бродского. На Родине его стихотворения практически не издавались.
В 1972 г. поэт был выслан из страны. На Западе он уже был хорошо известен, получил возможность спокойно работать. В настоящее время Бродский считается одним из выдающихся русских поэтов двадцатого столетия.Советская “легальная” поэзия представлена именами Р. Рождественского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной. Особое место занимают поэты-песенники, знаменитые советские барды: В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич.
Среди современных российских авторов можно выделить В. Пелевина (“Generation P”), П. Санаева (“Похороните меня за плинтусом”), В. Сорокина (“Сердца четерых”) и др.
Даниил Романович | Просмотров: 20.6k
английская литература | История, авторы, книги, периоды и факты
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Саймон Армитидж Колин Макиннес Абдулразак Гурна Дэвид Уоллиамс Джон Ньютон
- Похожие темы:
- Американская литература Канадская литература Австралийская литература литература Новой Зеландии Корнуоллская литература
Просмотреть весь соответствующий контент →
Английская литература , совокупность письменных произведений, созданных на английском языке жителями Британских островов (включая Ирландию) с 7 века до наших дней. Основная литература, написанная на английском языке за пределами Британских островов, рассматривается отдельно в разделе американской литературы, австралийской литературы, канадской литературы и новозеландской литературы.
Английскую литературу иногда клеймят как замкнутую. Можно возразить, что ни один английский роман не достигает универсальности романа русского писателя Льва Толстого.0025 Война и мир
или Мадам Бовари французского писателя Гюстава Флобера . Тем не менее в Средние века древнеанглийская литература покоренных саксов была пропитана латинскими и англо-норманнскими сочинениями в высшей степени иностранного происхождения, в которых выражали себя церковники и норманнские завоеватели. Из этой комбинации возник гибкий и тонкий лингвистический инструмент, использованный Джеффри Чосером и доведенный до высочайшего уровня Уильямом Шекспиром. В эпоху Возрождения возобновившийся интерес к классическим знаниям и ценностям оказал важное влияние на английскую литературу, как и на все искусства; и идеи августовского литературного приличия в 18 веке и благоговения в 19 веке. XX века для менее конкретной, хотя и все еще избирательно рассматриваемой, классическая античность продолжала формировать литературу. Все три этих импульса происходят из внешнего источника, а именно из Средиземноморского бассейна. Декаденты конца 19 века и модернисты начала 20 века искали вдохновения в людях и движениях континентальной Европы. Притяжение к европейскому интеллектуализму не умерло и в конце 20-го века, поскольку к середине 1980-х подход, известный как структурализм, явление преимущественно французского и немецкого происхождения, проник в само изучение английской литературы во множестве опубликованных критических исследований и факультеты университета. Дополнительное влияние оказал деконструктивистский анализ, основанный в основном на работах французского философа Жака Деррида.Кроме того, прошлые имперские действия Британии по всему миру продолжали вдохновлять литературу — в одних случаях задумчивую, а в других — враждебную. Наконец, английская литература получила известное распространение за границей не только в преимущественно англоязычных странах, но также и во всех других странах, где английский является предпочтительным для изучения в качестве второго языка.
Таким образом, английская литература не столько обособлена, сколько оторвана от континентальной европейской традиции за Ла-Маншем. Она сильна во всех условных категориях списка книготорговца: в Шекспире у нее драматург с мировым именем; в поэзии, жанре, заведомо не поддающемся адекватному переводу и поэтому трудно сравнимом с поэзией других литератур, она настолько необычайно богата, что заслуживает включения в первый ряд; Было обнаружено, что юмор английской литературы так же трудно передать иностранцам, как и поэзию, если не больше — факт, во всяком случае, позволяющий навесить ярлык «идиосинкразический»; Замечательный массив путевых заметок в английской литературе представляет собой еще один контрудар против обвинений в изолированности; в автобиографии, биографии и исторических сочинениях английская литература сравнивается с лучшими произведениями любой культуры; а детская литература, фэнтези, эссе и журналы, которые обычно считаются второстепенными жанрами, — все это области исключительных достижений в отношении английской литературы.
Викторина «Британника»
Поэты и поэзия (часть вторая) Викторина
Некоторые из наиболее выдающихся деятелей английской литературы ХХ века — от Джозефа Конрада в ее начале до В.С. Найпол и Том Стоппард в конце — родились за пределами Британских островов. Более того, ни у кого из вышеупомянутых не было столько общего с его приемной страной, как, например, у Дорис Лессинг и Питера Портера (двое других выдающихся писателей-иммигрантов в Британию), оба родились в британской семье и были вырос на земле Британского Содружества.
С другой стороны, в тот же период 20-го века многие известные деятели английской литературы покинули Британские острова, чтобы жить за границей: Джеймс Джойс, Д. Г. Лоуренс, Олдос Хаксли, Кристофер Ишервуд, Роберт Грейвс, Грэм Грин, Мюриэл Спарк. и Энтони Берджесс. В одном случае, в случае Сэмюэля Беккета, этот процесс дошел до написания работ сначала на французском языке, а затем их перевода на английский язык.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Однако даже английская литература, рассматриваемая исключительно как продукт Британских островов, чрезвычайно неоднородна. Литература, написанная на тех кельтских языках, которые когда-то были распространены в Корнуолле, Ирландии, Шотландии и Уэльсе, называемая «кельтской окраиной», рассматривается отдельно (
Даже в Англии, которая в культурном и историческом отношении является доминирующим партнером в объединении территорий, включающих Британию, литература была обогащена как провинциальными писателями, так и столичными. Другим контрастом, более плодотворным, чем нет, для английской письменности был контраст между социальными средами, хотя многие наблюдатели за Британией в своих собственных сочинениях могли сожалеть о сохранении классовых различий. Еще в средние века придворная литературная традиция скрещивалась с более приземленной, демотической. Частое противопоставление Шекспиром королевских особ в одной сцене и плебеев в другой отражает очень британский взгляд на общество. Это осознание различий между светской и низменной жизнью, состояние дел, богатое творческими напряжениями, наблюдается на протяжении всей истории английской литературы.
Американская литература | Хронология, история и факты
Джон Смит: Вирджиния
Посмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Родольфо Гонсалес Кэрол Райри Бринк Лоис Лоури Элизабет Страут Океан Выонг
- Похожие темы:
- Афроамериканская литература поэт-лауреат собиратель грязи Национальная книжная премия Пулитцеровская премия
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Когда зародилась американская литература?
Литература существует в Америке с тех пор, как люди, живущие там, рассказывают истории. Культуры коренных американцев имеют богатую историю устной литературы. Известны книги майя еще с 5-го века, и считается, что майя начали записывать вещи за столетия до этого. Как особая дисциплина, рассматриваемая через призму европейской литературы, американская литература зародилась в начале 17 века с прибытием англоязычных европейцев в то, что впоследствии стало Соединенными Штатами.
Подробнее читайте ниже: 17 век
Литература коренных американцев
Узнайте больше о литературе коренных американцев.Кто некоторые важные авторы американской литературы?
Среди известных авторов американской литературы: Джон Смит, написавший некоторые из ее ранних произведений; Филлис Уитли, написавшая первую афроамериканскую книгу; Эдгар Аллан По, выдающийся представитель эпохи романтизма; Генри Уодсворт Лонгфелло, знаменитый поэт; Эмили Дикинсон, женщина, писавшая стихи в то время, когда в этой сфере в основном доминировали мужчины; Марк Твен, мастер юмора и реализма; Эрнест Хемингуэй, писатель, сформулировавший разочарование потерянного поколения; и Тони Моррисон, писательница, посвятившая свои произведения жизни чернокожих и получившая Нобелевскую премию в 1919 г. 93.
Какие периоды американской литературы?
Американскую литературу часто делят на пять основных периодов:
- Колониальный и ранненациональный период (с 17 века по 1830 г.)
- Романтический период (с 1830 по 1870 г.) Модернистский период (с 1910 по 1945 г.)
- Современный период (с 1945 г. по настоящее время)
Подробнее читайте ниже: Периоды американской литературы
Американская литература , совокупность письменных произведений, изданных на английском языке в Соединенных Штатах.
Как и другие национальные литературы, американская литература была сформирована историей страны, которая ее породила. В течение почти полутора столетий Америка была просто группой колоний, разбросанных вдоль восточного побережья Североамериканского континента — колониями, из которых несколько отважных душ нерешительно отправились на запад. После успешного восстания против родины Америка стала Соединенными Штатами, нацией. К концу 1920-го века эта нация простиралась на юг до Мексиканского залива, на север до 49-й параллели и на запад до Тихого океана. К концу XIX века она также заняла свое место среди мировых держав — ее судьбы были так переплетены с судьбами других наций, что она неизбежно оказалась втянутой в две мировые войны, а вслед за этими конфликтами — в проблемы Европы и Восточной Азии. Между тем рост науки и промышленности, а также изменения в образе мышления и чувств привели к многочисленным изменениям в жизни людей. Все эти факторы развития Соединенных Штатов сформировали литературу страны.
В этой статье прослеживается история американской поэзии, драмы, художественной литературы, социальной и литературной критики с начала 17 века до начала 21 века. Описание устной и письменной литературы коренных народов Америки см. в разделе Литература коренных американцев. Хотя в этой статье обсуждается вклад афроамериканцев в американскую литературу, см. афроамериканскую литературу для более подробного изучения.