Почему княгиня ольга стала святой: Как отмстившая княгиня стала святой, равной апостолам? Взгляд историка: fomaru — LiveJournal

Как отмстившая княгиня стала святой, равной апостолам? Взгляд историка: fomaru — LiveJournal

Одна из древнейших русских святых, княгиня Ольга, считается равно­апостольной. Иными словами, она учила свой народ христианской вере, как учили когда-то апостолы.

Но душа ее притекла к Христу лишь после того, как Ольга совершила чудовищный грех, который на Руси времен язычества считался… доблестью.

После того как народ древлян убил ее мужа Игоря, княгиня жестоко отомстила. Она с дикой свирепостью губила древлянских послов, а затем спалила древлянскую столицу — город Искоростень. Лишь после того Ольга вдоволь насытилась своим мщением.

Бояре киевские, дружина, да и простой люд славословили ей: «Молодец наша княгиня! За супруга своего целую страну умыла кровью! Гордая! Силу показала!» Такою была общественная норма в ту пору. И даже писаный закон, который появится через несколько десятилетий, и тот разрешал кровную месть. Разве что несколько ограничивал ее…

А с христианской точки зрения в мести ничего доброго нет.

Если христианина ограбили, если убили близкого ему человека, если с ним поступили несправедливо, он должен обращаться за правдой к власти и уповать на помощь Господа. В Послании к римлянам апостол Павел говорит: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию (Рим 12:19), — а значит, не давайте воли собственному гневу. Месть — одна из производных от гордыни, а та — истинная мать множеству грехов.

Минуло несколько лет со времен расправы над древлянами. Ольга отправилась в Константинополь — столицу Византии, христианской империи. Летопись не называет причин, по которым Ольга решила посетить великий город. Они могли быть разнообразными: от необходимости обновить договор, заключенный покойным Игорем, до поиска выгодного брака для сына или еще кого-то из родни. Греческие источники свидетельствуют, что Ольгу сопровождал племянник (двоюродный брат?) и 43 купца. Это наводит на мысль о переговорах по торговым делам и о подборе знатной невесты племяннику.

Между двумя странами шла оживленная торговля, велись переговоры о найме дружин для использования их на полях сражений Империи, составлялись договоры о действиях против общего врага — Хазарского каганата. Очевидно, накопились дела, для урегулирования которых понадобился столь высокий гость.

Но главным результатом ее визита стали вовсе не новые договоренности, а принятие Ольгой Христовой веры.

Искала ли Ольга крещения в Константинополе? Вряд ли. Во всяком случае, это не могло быть главной причиной ее визита. Стать христианской она могла, не покидая «стольного града», — отыскался бы священник. На Русь христианство начало проникать как минимум со второй половины IX века. Другое дело, что в самом Константинополе Ольга могла проникнуться доверием и восторгом в отношении Христовой веры. Богослужение в святой Софии, одном из прекраснейших храмов мира, да хотя бы одно пребывание под ее сводами, могли способствовать подобному движению души.

Могло быть и по-другому: Ольга приняла крещение, желая использовать этот шаг в какой-то сложной политической игре. Остался лишь намек на реальную дипломатическую интригу: щедро одарив Ольгу, император попросил ее прислать воинов, но та отказала.

Вот только… вернулась в Киев Ольга уже совсем другим человеком. Гнев, мстительность, гордыня отлетели от нее. Для Ольги крещение не стало пустой формальностью. Она отдалась новой вере всем сердцем.

Обычно в таких случаях примеру властителя следуют его слуги, приближенные и родня.

Вернувшись домой, княгиня почувствовала, что становится образцом для подражания. Тогда она попыталась учить тех, кто прислушивался к ней, христианству. Русский закон не возбранял принимать крещение желающим. Однако языческая среда издевалась над ними, называя их веру «уродством».

Как поступить? Мучить подданных? Мстить им за непокорство?

Невозможно. Христова вера — путь смирения. Для всех, в том числе и для венценосных особ. И одно только смирение оставалось княгине, когда-то горделивой мстительнице.
Больше всего горечи доставил княгине ее собственный сын Святослав. Ольга приступала к нему с увещеваниями. Она желала, чтобы князь разделил с нею радость, полученную вместе с крещением. Но тот отвечал: «Да надо мною дружина станет смеяться!» Княгиня парировала: «Ты крестишься, так и все крестятся вслед за тобой». Но тот решительно отвергал все ее уговоры, предпочитая оставаться язычником.

Что ей оставалось? Летописец с грустью говорит о тщетных попытках Ольги переубедить сына: «Ольга любила… Святослава и говаривала: “Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне”. И, говоря так, молилась за сына и за людей всякую ночь и день, воспитывая сына до его возмужалости и до его совершеннолетия».

Молитвы Ольги не останутся неуслышанными. Христианство встанет на Руси твердой ногой, правда, не при сыне ее, а при внуке. Но она этого уже не увидит. Не даст ей Бог увидеть плоды смирения на земле, разве только на небесах.

Прошли века, и кто ныне с восторгом примет повествование о жестоком убиении древлян? А вот о том, что Ольга смиренно принесла крест на землю свою, да, об этом помнят с теплом сердечным.

Языческие доблести сначала убавили в цене. А потом и вовсе сделались вещами неодобрительными — когда сами русские князья отказались от них, как от большого зла.

Автор: историк Дмитрий Володихин

На заставке: Святая равноапостольная княгиня Ольга на фреске Виктора Васнецова «Радость праведных о Господе. Преддверие Рая» (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Правая часть. 1885-1996

сайт «Фомы»: https://foma.ru/knyaginya-olga-istoriya-preobrazheniya.html

Как княгиня Ольга стала святой покровительницей Руси? | Биографии

Ни дата рождения Ольги, ни её родословная неизвестны. Да и остальные сведения о ней отрывочны и значительно легендированы, так что отделить вымысел от правды уже невозможно. В этом и нет необходимости, так как легенды и предания о её жизни отражают большую любовь и уважение народа к своей правительнице. Пусть история жизни княгини Ольги и остается такой, какой её создали в народе и записали в летописях истории Руси.

По преданию Ольга родилась в лесах под Псковом в простой семье. Со своим будущим мужем, князем Игорем, познакомилась случайно, когда во время княжеской охоты перевозила его на своем челне через реку. Увидев в своем перевозчике красивую девушку, князь решил овладеть ею, но Ольга смогла силой убеждения остановить князя, чем произвела на него большое впечатление. Когда Игорь решил жениться, он вспомнил о красавице Ольге, и её привезли в Киев.

Архонтисса Ольга, рисунок из книги, 1869 г.
Фото: общественное достояние

Брак оказался счастливым. Ольга стала верным помощником мужа, решительно взяв в свои руки многие бразды государственного правления. Похоже, что это даже нравилось Игорю, который мог спокойно ходить в дальние военные походы и на сбор дани, зная, что в его отсутствие супруга поддержит в княжестве должный порядок.


Из очередного похода за данью дружинники вернулись без князя, убитого древлянами. Если верить летописи, князь погиб из-за стремления собрать с древлян повышенную дань. Понимая, что со стороны сильного Киева может последовать жестокая расплата, древляне предложили Ольге выйти замуж за их князя. В те времена подобное было обыденным явлением, поэтому послы древлян и попались на женскую уловку, поверив Ольге, что она готова принять их предложение.

В летописи красочно описывается, как древлянское посольство по совету Ольги потребовало, чтобы его к княгине несли в ладье на руках.

«Они же сидели, величаясь, избоченившись и в великих нагрудных бляхах. И принесли их на двор к Ольге, и как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И, склонившись к яме, спросила их Ольга: „Хороша ли вам честь?“. Они же ответили: „Горше нам Игоревой смерти“.

И повелела засыпать их живыми; и засыпали их».

Этого Ольге показалось мало, она потребовала прислать к ней еще одно посольство, которое сожгла в бане.

Видимо, отомстить древлянам она хотела основательно, так как с небольшой дружиной пошла в их земли, где совершила тризну по мужу. Затем, обманув знатных древлян мнимым миролюбием, напоила их вином, а когда

«опьянели древляне, велела отрокам своим пить в их честь, а сама отошла недалеко и приказала дружине рубить древлян, и иссекли их 5000. А Ольга вернулась в Киев и собрала войско на оставшихся».

Вернувшись с большой дружиной, Ольга подступила к древлянскому городу Искоростеню, под которым был убит её муж. Летопись повествует, как в очередной раз обманув древлян, Ольга

«взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань».

В этом походе княгиню сопровождал малолетний сын Святослав.

Удовлетворив жажду мести, Ольга стала наводить порядок в стране, устанавливая дани и приводя племена к покорности. По большому счету, именно при ней Русь превратилась в единое мощное государство. При ней в стране началось каменное строительство, появились границы с богатырскими заставами, была обеспечена безопасность торговли и на Русь потянулись иностранные купцы.
И. А. Акимов, «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев», 1773 г.

Фото: общественное достояние

Рядом с княгиней подрастал сын, набираясь мудрости и готовясь стать великим воителем, чьё имя еще будет наводить страх не только на соседей Руси, но и на дальние страны.

В 955 году Ольга, оставив Русь под управлением сына, отправилась в Константинополь. В летописи подробно описывается прием у византийского императора Константина Багрянородного и принятие ею крещения от патриарха Феофилакта, обучившего её основам христианства. При крещении княгиня получила христианское имя Елена.

Видимо, её визит прошел не без проблем, и Ольге пришлось длительно ожидать в пригороде Константинополя приема у императора. Об этом свидетельствует ответ вернувшейся в Киев княгини императору через византийских послов, напомнивших об её обещании послать богатые дары в Константинополь:

«Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе».

В Киеве Ольга возвела храм во имя святителя Николая. Её попытки крестить Русь и склонить сына к принятию христианства успехом не увенчались. Любопытно, что священников она пригласила на Русь не из Византии, а из Европы. По её просьбе на Русь сначала прибыл епископ Либуций из Майнца, а после его смерти епископ Адальберт Трирский. Видимо, на Руси не особо вникали в противоречия, которые все усиливались между римской и византийской (греческой) ветвями христианства. Стоит отметить, что приходы, подчинявшиеся папе Римскому, существовали на Руси до времен Александра Невского.

Даже передав сыну бразды правления Русью, Ольга не отошла от государственных дел, продолжая править во время частых военных походов Святослава, стремившегося раздвинуть границы страны от Дуная до Волги.

В 969 году, чувствуя, что дни её жизни заканчиваются, Ольга удержала сына при себе, заявив: «Когда похоронишь меня, отправляйся куда захочешь». Через три дня княгиня скончалась, оплакиваемая сыном, внуками и всем русским народом.

После её смерти летописец вывел удивительные по эмоциональности строки:

«Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи; были тогда люди загрязнены грехами, не омыты святым крещением».

В 1547 году Ольга была канонизирована Русской православной церковью, став единственной равноапостольной святой среди причисленных к лику святых русских женщин. С этого времени её и считают святой покровительницей земли Русской.

Теги: княгиня Ольга, Русь, Древняя Русь, история Руси, святая покровительница, православная церковь, женщины-правители

Благочестивая святая или королева-убийца?

 

Часто провозглашаемая основательницей русского христианства, святая Ольга Киевская (также Киевская) была канонизирована почти через 600 лет после своей смерти в честь ее усилий по распространению христианства в средневековом царстве Киевской Руси. В христианской церкви люди на протяжении всей истории возводились в сан святых по самым разным причинам. Некоторые, как святой Николай, были канонизированы за свою щедрость. Другие люди, такие как святой Августин, были канонизированы за их интеллектуальный вклад в христианство. Однако наследие, которым известна Ольга, не имеет ничего общего с ее святыми делами. Скорее, эта средневековая королева прославилась благодаря легендам, связанным с кампанией жестокой мести, которую она развязала соседнему русскому племени после того, как они убили ее мужа и угрожали ее трону. Предмет как споров, так и интереса, легенды о святой Ольге пережили более 1000 лет, пока ученые и любители истории пытаются разобраться с двойственными личностями древнего монарха.

 

Ольга Киевская: Невеста Руси
Портрет св. Ольги Киевской , работы Николая Бруни , ок. конец 19 века, через ozy.com

 

Существует мало документов об Ольге до ее замужества с Игорем Киевским, но считается, что она родилась около 900 г. н.э. в городе Пскове. Записи показывают, что Ольга Киевская, вероятно, была варягом, группой людей, которые произошли от викингов и скандинавов, которые в основном жили у реки Волги. В 903 г. н.э. Ольга вышла замуж за Игоря Киевского, который был лидером Киевской Руси. Ко времени женитьбы Игоря и Ольги Киевская Русь усилиями отца Игоря Рюрика превратилась из группы враждующих племен в небольшое, но грозное княжество. Рюрик, а позже его сын Игорь, расширили территорию и политический авторитет Киевской Руси за счет покорения соседних племен и сбора с них дани. В результате русы за короткий промежуток времени собрали значительное количество богатств и власти.

 

На протяжении большей части брака Игоря и Ольги ее муж часто вступал в конфликты с различными племенами, либо же был вовлечен в военные стычки с Византийской империей. В записях этого периода мало упоминается об Ольге Киевской, за исключением рождения ее сына в 942 г. н.э., которого назвали Святославом. В 912 г. н.э., когда Игорь вел кампанию по расширению своей территории, многие племена, традиционно платившие дань Киевской Руси, прекратили присылать платежи. После того, как Игорь вернулся из своих многочисленных походов в 945 г. н.э. он решил восстановить систему налогообложения и потребовать дань со всех племен, которые перестали платить.

 

Подвеска Киевская Русь , ок. 11–12 вв. н.э., через Метрополитен-музей

 

Одним из племен, с которыми столкнулся Игорь, была группа, известная как древляне. Древляне (также называемые древлянами и древлянами) были восточнославянским племенем, которое первоначально сопротивлялось Киевской Руси, но решило вступить в союз с Русью во время их похода против Византийской империи при условии, что древляне будут платить дань. Однако, как и многие другие вассальные племена, древляне перестали платить дань, пока Игорь был в отъезде. Когда он столкнулся с древлянами, Игорю сначала удалось собрать с них дань. Однако по непонятным причинам вождя Киевской Руси не удовлетворило то, что дали древляне, и он вернулся, чтобы потребовать дополнительную дань.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

В ответ на требования Игоря древляне устроили засаду и убили вождя. Византийский историк Лев Диакон утверждал, что древляне убили Игоря, привязав его ноги к двум согнутым назад березам. Тогда березы были отпущены, и сила выпрямившихся деревьев разорвала Игоря надвое. Поскольку Киевская Русь была патриархальным обществом, корона Игоря перешла к его сыну Святославу после его смерти. Однако, поскольку мальчику тогда было всего три года, его мать стала регентом и эффективным лидером Киевской Руси. В результате королева Киева Ольга теперь оказалась овдовевшим правителем королевства, которому угрожало восстание, которое только что унесло жизнь их короля.

 

Месть королевы
Иллюстрация Королева Ольга проводит поминки по мужу, ок. 1836, через ozy.com

 

После убийства царя Игоря в Киев прибыли древлянские послы и предложили Ольге выйти замуж за их вождя, князя Мала. Согласно Primary Chronicle , важному источнику информации о королеве, Ольга ответила на их предложение, сказав : «Ваше предложение мне приятно; воистину, мой муж не может воскреснуть из мертвых» . Затем она попросила древлянских послов вернуться к ней на следующий день и потребовать, чтобы Киевская Русь перевезла древлян в город на своей лодке. В тот же день Ольга приказала своим людям вырыть за городом большой ров. Когда представители Ольги прибыли на следующий день за древлянами, они сделали по указанию царицы и потребовали, чтобы русы перевезли их в город на своих лодках. Когда русы доставили древлян Ольге, она приказала своим людям сбросить их в ров. Затем Ольга приказала заживо похоронить древлянских послов в их лодке.

 

Не успели древляне узнать о судьбе своих послов, как Ольга отправила племени очередное послание. В этом послании Ольга заявила, что встретит их князя, если древляне пришлют в сопровождении своих самых знатных мужчин. В ответ древляне послали своих наместников вернуть королеву. Когда группа приехала, Ольга пригласила их попариться в своей бане. После того, как древлянские воеводы вошли внутрь, Ольга подожгла баню и сожгла их заживо.

 

Художественное изображение средневекового Киева , через направления

 

Вслед за этим Ольга отправила древлянам еще одно послание, в котором сообщила им, что хочет приехать в город, где древляне убили ее мужа (Искоростена), чтобы посетить могилу Игоря и устроить по нему панихиду. Древляне, еще не зная, что Ольга убила их послов и наместников, приветствовали Ольгу Киевскую в своем городе и помогли ей приготовить поминки. Когда пир был готов, Ольга пригласила древлян вместе с ней поесть и выпить. После того, как древляне сильно опьянели, Ольга приказала своим людям убить их, и они убили около 5000 человек, прежде чем вернуться в Киев.

 

Украшения Киевской Руси, ок. 12 век н.э., через Британский музей

 

Затем Киевская Русь собрала войско и выступила против уцелевших древлян. Не сумев победить русов в открытом бою, древляне бежали в свои города и забаррикадировались внутри. Затем Ольга и ее войско целый год осаждали древлянский город Искоростень. Когда древляне не уступили, Ольга отправила им сообщение, в котором говорилось, что она больше не хочет мести. Вместо этого она попросила их отдать дань уважения, в частности, попросив по три голубя и три воробья из каждого дома в городе.

 

Ольга Киевская пообещала снять осаду с города, если ей заплатят дань, и древляне с радостью подчинились. Однако в ту ночь Ольга приказала своим людям привязать к каждой птице кусок серы и ткани, поджечь ткань, а затем отпустить птиц. Птицы тут же улетели обратно в свои курятники в городе, устроенные в крышах и карнизах деревянных домов. Почти каждое здание в городе было подожжено, и Ольга с легкостью смогла захватить город. Затем большинство населения города было убито или обращено в рабство, а остальным пришлось платить тяжелую дань, которую Ольга наложила после поражения древельцев.

 

Ольга Киевская: первая русская христианка
Византийский лекционарий Джахариса , ок. 1100 г. н.э., через Метрополитен-музей

 

После того, как Ольга покорила древлян, записи показывают, что она вернулась в Киев и мирно правила в течение ряда лет. Используя свои полномочия регента, королева открыла торговые фактории по всему региону и создала систему централизованного управления. Ольга также внесла изменения в систему дани Киевской Руси, что стало одной из первых правовых реформ в Восточной Европе. В 948 г. н.э. средневековая королева посетила Константинополь в Византийской империи, которой в то время правил император Константин VII.

 

Согласно «Первой хронике» , император Константин сделал предложение Ольге и предложил ей править вместе с ним. Однако Ольга ответила, что не может выйти за него замуж, потому что она язычница, поэтому император Константин крестил ее и дал имя Елена. После крещения император снова обратился к царице Киевской Руси. На этот раз, однако, Ольга ответила, что технически она является «дочерью» Константина по вере, потому что он ее крестил, а кровосмесительный брак считается в христианстве грехом, поэтому она не может выйти за него замуж. Хроника утверждает, что затем император Констатин признал, что Ольга победила его, и отправил ее домой с подарками в виде золота, серебра, шелка и других ценных предметов.

 

Ювелирный византийский браслет, ок. 500–700 гг. н.э., через Метрополитен-музей

 

Вернувшись домой, Ольга провела большую часть оставшейся жизни, выступая за принятие христианства среди своего народа, и пыталась убедить своего сына обратиться в христианство. Хотя Святослав отказался обратиться, потому что он чувствовал, что его люди будут насмехаться над ним за это, он согласился не преследовать никого, кто обратился. При этой поддержке Ольга успешно построила церкви в нескольких городах, таких как Киев и ее родной город Псков. В 968 г. н.э. Ольга защитила Киев от атакующей болгарской армии, которая пришла, чтобы занять престол Святослава, пока он был в походе. Год спустя грозная королева умерла от болезни в 969 году нашей эры.

 

Сложная учетная запись: кровожадный монарх или стратегический гений?
Карта территории Киевской Руси через Smart History

 

История похода Ольги на древлян, взятая на первый взгляд, кажется классической историей о мстительной царице, совершившей библейское возмездие за убийство своего мужа. Однако в этой истории интересно то, что Ольга изображена искусным политическим и военным стратегом. Столкнувшись с группой, которая только что убила ее мужа, Ольга несколько раз смогла завести древлян в смертельные ловушки. Кроме того, Ольга умело использовала свой интеллект, чтобы проникнуть в цитадель врага или прорвать осаду, когда грубая сила не удалась. Соответственно, можно также утверждать, что весь поход Ольги на древлян представляет собой подробное изложение средневековой стратегии.

 

Смерть мужа Ольги, Игоря, поставила бы под угрозу политический авторитет Киевской Руси в то время, когда группе нужно было сохранить свою власть над племенами, на покорение которых Игорь потратил последние несколько десятилетий. Если бы королева Ольга вышла замуж за князя Мала, это дало бы древлянам контроль над Киевской Русью и фактически лишило бы эту группу автономии. Киевская Русь также рисковала потерять свою власть, если бы древляне смогли победить их в бою. Однако, если бы древлянам удалось успешно бросить вызов русам, возможно, древляне вдохновили бы другие племена на восстание, даже если бы они проиграли. Таким образом, Ольга могла бы провести годы, борясь с чередой восстаний других своих вассалов. В записях царствования Ольги не упоминается о каких-либо восстаниях после ее жестокого подавления древлян, поэтому вполне возможно, что целью похода Ольги на древлян было отбить охоту у других племен восставать против русов.

 

Реконструкция крепости Киевской Руси в Киеве, через Re-thinkingthefuture. com

 

Помимо более крупных политических соображений, можно также утверждать, что действия Ольги против древлян были мотивированы ее личной позицией в политической ситуации. Записи показывают, что в обществе Киевской Руси преобладали мужчины, а женщины этой культуры не имели значительного влияния или политической власти. Как недавно овдовевший монарх в патриархальном обществе с маленьким сыном, которого нужно было защищать, Ольга, вероятно, находилась в шатком политическом положении, которое сделало бы ее уязвимой как для внутренних конфликтов, так и для внешнего господства. Если бы Ольга вышла замуж за князя Мала, она была бы вынуждена передать свою власть древлянскому князю и, вероятно, потеряла бы поддержку своего народа за подчинение врагу. Возможно, возмездие Ольги против древлян послужило предупреждением для всех, кто угрожал ей, одновременно завоевав лояльность ее народа через поражение племени, убившего их царя. Это укрепило бы ее репутацию и политическое влияние как лидера, что помогло бы обеспечить безопасность ее самой и ее семьи. Кроме того, это влияние могло способствовать ее способности проводить политические изменения позже, во время ее регентства.

 

Кольцо Киевской Руси, ок. 12 век н.э., через Британский музей, Лондон

 

Личность Ольги как политического стратега дополнительно подтверждается отчетом о ее посещении Византийской империи и ее обращении в христианство. Подобно ее предполагаемому браку с князем Малом из древлян, брак Ольги с императором Константином дал бы Византийской империи контроль над Киевской Русью и подорвал бы политическую независимость княжества. Однако Ольга не хотела бы обидеть Константина, потому что Византийская империя была не только намного больше и могущественнее, чем Русь, но и люди Ольги сильно зависели от византийцев в плане доходов от торговли. Таким образом, некоторые ученые предполагают, что обращение Ольги в христианство было ее способом сохранить союз своего народа с Византийской империей, не отказываясь при этом от своей политической автономии.

 

Небылица о язычестве и христианстве?
Религиозные мозаики в храме св. Софии , построены Киевской Русью ок. 1037, Киев, Украина, через Smart History

 

Хотя ученые в целом сходятся во мнении, что убийство мужа Ольги и последовавшая за ней военная акция против древлян действительно имели место, некоторые эксперты предполагают, что детали конфликта могли быть значительно преувеличены. Записи, в которых подробно описывается конфликт Ольги с древлянами, были написаны более чем через 200 лет после ее смерти, и некоторые ученые отмечают, что основные темы в истории Ольги, такие как мстительная вдова, являются общими мотивами в скандинавском фольклоре. Основываясь на этом, некоторые ученые предполагают, что этот рассказ мог быть мифом, который использовался для иллюстрации хитрости и храбрости королевы Ольги как основателя русского христианства и династии Рюриковичей. Подтверждением этой теории является тот факт, что эти записи были написаны монахами, которых финансово поддерживали потомки Ольги.

 

Другие ученые предполагают, что рассказ о мести Ольги древлянам был способом подчеркнуть жестокость Ольги как языческого монарха и подчеркнуть ее исправление после обращения в христианство. Эта теория подтверждается такими записями, как Первичная хроника , в которой особо подчеркиваются добродетели и мудрость королевы как новообращенной христианки, которая также пыталась обратить свой народ. Ученые отмечают, что тема этического преобразования после религиозного обращения распространена в христианстве, а также в других религиях, таких как буддизм. Можно также утверждать, что эта теория дополнительно подтверждается отказом Ольги от повторного брака после смерти мужа, что иллюстрирует христианскую добродетель верности супругу.

 

Ольга Киевская: святая царица Киевской Руси
Святая Ольга , Михаила Васильевича Нестерова , ок. 1892 , находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург, через The Moscow Times

 

Хотя ученые до сих пор спорят, насколько правдива история Ольги, ясно, что она была настоящим монархом, оказавшим неоспоримое влияние как на свой народ, так и на всю историю Восточной Европы. Политические и экономические реформы, проведенные Ольгой Киевской во время ее правления, заложили основы, на которых ее потомки объединили всю Русь и основали первую правящую династию. Названная в честь отца Игоря Киевского, династия Рюриковичей правила более 700 лет, прежде чем ее сменила династия Романовых. Хотя Ольге не удалось обратить сына, ее внук Владимир Великий обратился в христианство в 9 г.88 г. н.э. и поощрять распространение христианства среди Киевской Руси. В 1547 году Русская православная церковь канонизировала Ольгу Киевскую за ее вклад в русское христианство.

 

Записи гласят, что когда Ольга умерла, все Русское княжество оплакивало ее. Средневековые тексты, такие как «Первая летопись», увековечивают русскую царицу как ту, которая «сияла, как луна ночью, и… сияла среди неверных, как жемчуг в тине» . Когда церковь причислила Ольгу Киевскую к лику святых, она стала первой русской женщиной, причисленной к лику святых, и получила эпитет 9.0017 «равноапостольный» . Будь то благочестивая святая или хитрый и безжалостный лидер, киевская царица Ольга явно сохраняла репутацию уважаемого и грозного лидера, которая сохранилась еще долгое время после ее смерти.

Ольга Киевская, мстительная правительница викингов, ставшая святой

By Genevieve Carlton | Отредактировал Джон Куроски

Опубликовано 15 апреля 2022 г.

Обновлено 7 июня 2022 г.

Святая Ольга Киевская — княгиня Киевской Руси X века, жестоко отомстившая племени, убившему ее мужа, великого князя Игоря I.

Николай Бруни/Wikimedia CommonsСвятая Ольга Киевская, княгиня, жестоко мучившая своих врагов.

Когда до Киевской княгини Ольги дошло известие, что соседнее племя убило ее мужа, князя Игоря, она поклялась отомстить.

В 945 году Игорь, правитель Киевской Руси на территории современной Украины, Белоруссии и России, путешествовал по окраинам своей империи. Местное племя, известное как древляне, перестало платить дань. Игорь спросил почему.

В ответ древляне схватили Игоря и подвергли его ужасным пыткам. Но вскоре Ольга отомстит.

Следующие 15 лет Ольга Киевская почти каждую минуту бодрствования посвящала уничтожению древлян. Тогда, в 1547 году, Русская православная церковь причислила ее к лику святых, и сегодня она остается в Украине покровительницей вдов и новообращенных.

Как Ольга стала регентшей Киевской Руси

Ольга Киевская родилась около 900 г. н. э. на территории современного Пскова, Россия, недалеко от границы с Эстонией. Но в то время город был частью обширной внутренней империи викингов, известной как Киевская Русь.

Jennifer Boyer/FlickrПамятник княгине Ольге на Михайловской площади в Киеве.

Сама Ольга была варягой, потомком первых варягов, поселившихся в империи, и ей было не больше 15 лет, когда она вышла замуж за великого князя Игоря I, правителя Киевской Руси.

Поколением ранее предшественник и приемный отец Игоря, князь Олег, укрепил власть и основал новую столицу Киев. (Раньше город назывался «Киев» на английском языке до распада Советского Союза, и прозвище Ольги происходит от этой исторической орфографической связи с «Киевской Русью».)

Но было одно племя, которое он не мог полностью контролировать: древляне. Со своей идентичностью и целями древляне часто становились на сторону Киевской Руси в войнах с Византийской империей и платили дань Олегу. Но когда он умер в 945 году н. э., платить перестали.

А когда князь Игорь поехал в их столицу (сегодняшний город Коростень на севере Украины) собирать, они его зверски убили. По свидетельству одного византийского летописца, «две березы пригнули к ногам царевича и привязали к ногам его. Затем они позволили деревьям снова выпрямиться, таким образом разорвав тело принца на части».

Но древляне сильно недооценили его жену, княгиню Ольгу Киевскую. В то время Ольге было около 20 лет, и у нее был трехлетний сын Святослав. А поскольку он был слишком молод, чтобы править, Ольга стала регентом Киевской Руси.

Месть Ольги Киевской

Немедленно княгиня Ольга Киевская начала заговор против древлян. И ее враги дали ей возможность уничтожить их.

Василий Суриков/Wikimedia CommonsОля похоронила умершего мужа Игоря, а потом взялась за месть.

Даже разорвав мужа Ольги пополам, князь древлян Мал сделал предложение княжне Киевской Руси. Теперь, когда Ольга была одинока, Мал думал, что через брак он сможет поставить территорию Киевской Руси под контроль древлян.

Прежде чем тело Игоря остыло, Мал отправил в Киев двадцать сановников, чтобы убедить Ольгу выйти за него замуж. Но Ольга не собиралась выходить замуж за человека, который помог убить ее мужа.

Тем не менее предложение древлян дало возможность Ольге. Вместо того чтобы категорически отвергнуть предложение, Ольга приветствовала послов в Киеве и обещала оказать им честь. Затем она приказала своим солдатам вырыть ров.

На следующий день высокопоставленные лица прибыли в своих лучших одеждах. Ольга подвела их к краю рва, и ее воины сбросили их на дно. На глазах у Ольги солдаты хоронили мужчин заживо.

Пока высокопоставленные лица медленно задыхались, Ольга смотрела на них с края траншеи. Она спросила высокопоставленных лиц, «нашли ли они честь по своему вкусу». Умирающие призывали, что их страдания были «страшнее смерти Игоря».

И Ольга все еще не была удовлетворена.

Как Ольга еще больше отомстила, сжег баню

Похоронив заживо древлянских послов, Ольга Киевская задумала очередной акт мести.

Не успела дойти до древлян весть о зверских пытках Ольги, как княгиня написала князю Малу. Делая вид, что она все еще открыта для брака, Ольга попросила Мала прислать своих лучших людей в Киев, чтобы сопроводить ее обратно к князю.

Radziwił Chronicle/Wikimedia CommonsОльга сначала отомстила, закопав и сжег своих врагов, как показывает эта хроника 15-го века.

Мал, не подозревая о ярости Ольги и о том, что она уже убила двадцать его людей, послал группу вождей с наградами.

Когда прибыли древлянские атаманы, Ольга предложила им свою баню, чтобы освежиться после дороги. Но когда они вошли, Ольга заперла двери и сожгла все здание дотла. Никто не ушел живым.

А Ольга все еще требовала мести, но действовать нужно было быстро.

Прежде чем Мал и древляне осознали кровавую судьбу своих сановников и атаманов. Так Ольга Киевская отправилась на север, в древлянскую столицу, опережая известия о жестоких убийствах из мести.

Приехав, Ольга устроила поминки по мужу и пригласила древлянских воинов проявить добросовестность. Но как только древляне напились, верные Ольге воины выхватили мечи и перебили 5000 человек.

Ольга Киевская истребила древлян в их столице

В этот момент древляне опасались, что Ольга Киевская не остановится, пока не истребит все их племя. Поэтому уцелевшие умоляли Ольгу принять их дань и вернуться в Киев.

Ольга обдумала их предложение, но отказалась. Вместо этого она осаждала их столицу более года, пока они не стали молить о пощаде. И когда они не могли больше терпеть, Ольга предложила им мир.

«Дай мне из каждого дома по три голубя и по три воробья», — сказала Ольга, согласно древневосточнославянской летописи Киевской Руси, известной как Повесть временных лет . «Я не хочу налагать тяжелую дань, как мой муж, но я требую от вас только этого небольшого подарка».

Radziwił Chronicle/Wikimedia CommonsОльга Киевская Следующим шагом была резня древлянских солдат и сжигание их городов.

Древляне быстро согласились, удивившись небольшой цене за мир, и собрали птиц. Но у Ольги был другой план.

«Теперь Ольга дала каждому воину в своем войске по голубю или по воробью, и велела им угрожающе привязать к каждому голубю и воробью по куску серы, обвязанному небольшими кусками ткани», — записал летописец.

Той ночью Ольга приказала своим солдатам выпустить птиц. Когда стада садились обратно в свои соломенные гнезда в домах древлян, они поджигали их.

«Не было дома, который бы не сгорел, и нельзя было потушить пламя, потому что все дома загорелись разом», — сообщает летопись Киевской Руси.

«Люди бежали из города, и Ольга приказала своим воинам поймать их. Так она взяла город и сожгла его, а старейшин города взяла в плен».

Ольга разделила пленников. Некоторых она зарезала. Других она продала в рабство. И немногим счастливчикам разрешили отстроить город.

Ее месть, наконец, свершилась, Ольга оставила древлян полностью сломленными, но готовыми отдать любую дань уважения, чтобы остаться на ее стороне.

Как Ольга Киевская стала святой Ольгой

Ольга Киевская заживо сжигала своих врагов, хоронила дипломатов и уничтожала целые города. Так как же она стала святой в римско-католической и восточно-православной церквях?

В 10 веке, когда Ольга правила Киевской Русью, люди были язычниками. Но соседние византийцы выполняли миссию по обращению своих соседей в христианство.

Завершив свою месть древлянам, император Константин VII пригласил Ольгу посетить Константинополь. В этом путешествии Ольга приняла христианство. Вернувшись в Киев, она призвала своих подданных обратиться в христианство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *