Trojden | Образование славянских государств: Агибалова Е. В.
Как римляне называли древние славянские племена?
Что вам известно о жизни славян в первые века нашей эры?
1. Расселение славян. С древнейших времён в Прибалтике, в Центральной и Восточной Европе по соседству с германцами жили славяне. Во времена Великого переселения народов, в VI и VII веках, они продвинулись далеко на восток и на юг. Славяне занимали обширные пространства от Лабы (Эльбы) на западе до среднего течения Днепра на востоке, от Балтийского моря на севере до Дуная и Чёрного моря на юге. Позднее многочисленные славянские племена разделились на три ветви: западные, южные и восточные.
Западные славяне — это чехи, поляки, словаки. К ним относились также полабские племена, жившие к востоку от Лабы, и поморские племена, расселившиеся на юго-восточном побережье Балтийского моря.
Некоторые славянские племена заселили часть Балканского полуострова, и здесь образовались южные славянские народы: болгары, сербы, хорваты и др.
Восточные славяне — это предки трёх родственных народов: русского, украинского и белорусского.
Три ветви славян.
Определите географическое положение территорий расселения каждой из групп славян. Какие славяне принимали участие во вторжении на Балканский полуостров? Почему?
Ручная мельница, топор, серп, глиняные сосуды славян
2. Занятия и образ жизни славян. Славяне издавна занимались земледелием, разведением скота и ремёслами. В середине первого тысячелетия нашей эры славяне делились на множество племён. Все важные вопросы в племени решало народное собрание — вече (от слова «вещать» — говорить, объявлять, поучать).
Во главе племён стояли военные вожди — князья. У них в подчинении были конные дружины. Совершая набеги и нападения на соседей, князья и их дружинники захватывали рабов-пленников, скот, различные ценности. Угроза нападений врагов вынуждала славян объединяться в союзы племён.
3. Болгарское государство. Во второй половине VII века славяне, поселившиеся на землях по нижнему течению Дуная, к северу от Балканского хребта, были завоёваны кочевниками-болгарами, тюрками по происхождению. Предки болгар (или булгар) сначала жили в Западной Сибири, но в первые века нашей эры перекочевали к Средней Волге; отсюда часть их пришла на Балканский полуостров.
Здесь возникло Болгарское государство. Постепенно болгары растворились среди завоёванных ими славян, переняли их язык, но дали им своё имя. На севере соседями Болгарии были предки современных румын, а на юге Болгария граничила с Византийской империей. В середине IX века Болгария приняла от Византии христианство, но одновременно она вела с Византией войны; временами Византия была вынуждена платить болгарам дань.
Болгарское государство в VII—X вв.
Как увеличилась территория Болгарского государства с VII по IX в. ? Какие земли завоевал царь Симеон?
Чешская королевская корона. XI-XIV вв.
Выдающимся правителем Болгарии был князь Симеон (893—927). Образованный, энергичный и честолюбивый, Симеон около 30 лет вёл с Византией войны, не раз осаждал её столицу. Ему удалось отвоевать часть земель, населённых славянами, подчинить сербов. Симеон называл себя «царём болгар и греков».
Византийский военный трактат VI—VII веков о славянах
(отрывок)
Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, охраняют их. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определённым временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там на положении свободных?
У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Они селятся в лесах, у неудобнопроходимых рек, болот и озёр. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют… Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лёжа навзничь на дне, дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов.
Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах… Имея большую помощь в лесах, они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться.
1. На основании текста перечислите занятия древних славян. Насколько высоко было развито их хозяйство? 2. Что может сообщить документ об обществе и управлении славянских племён в то время? 3. Сопоставьте текст документа и учебника, как в дальнейшем сложилась судьба славянских народов и их отношения с Византией?
Страница рукописи на глаголице. Болгария. X в.
Между тем долгие войны истощили страну. После смерти Симеона Болгария ослабела, от неё отделилась Сербия.
В начале XI века византийский император Василий II, прозванный Болгаробойца, почти ежегодно во главе войска совершал походы в Болгарию. Он разрушал города и деревни, выселял болгар из родных мест. Разгромив болгарское войско, Василий II приказал ослепить 14 тысяч пленных, оставив на каждую сотню слепых по одному одноглазому поводырю, и для устрашения отпустил их домой. Болгарский царь при виде такой массы своих ослеплённых воинов умер от сердечного приступа.
Используя раздоры болгарской знати в борьбе за власть, Византия в 1018 году полностью подчинила Болгарию, лишив её независимости более чем на полтора столетия.
4. Великоморавская держава и создатели славянской письменности. В первой половине IX века в долине реки Моравы возникло государство западных славян — Beликоморавская держава. На первых порах оно подчинялось франкам, а после распада империи Карла Великого — Германии.
Один из моравских князей заключил против неё союз с Византией. Чтобы освободить церковь от влияния немецкого духовенства, он просил направить в Моравию миссионеров для проповеди христианства на родном для славян языке.
Первыми славянскими просветителями стали учёные монахи — болгары из Византии братья Кирилл и Мефодий. Кирилл преподавал философию, знал языки разных народов. Мефодий около 10 лет управлял одной из византийских областей. Затем он принял монашество и вскоре возглавил монастырь.
Кирилл и Мефодий
Почему Кирилл и Мефодий изображены с нимбами над головой?
Какие буквы со свитка сохранились в русском алфавите?
В 863 году братья были направлены в Великоморавскую державу как миссионеры. Перед отъездом Кирилл на основе греческого алфавита создал славянскую письменность.
В Моравии братья построили храмы, открыли школу для подготовки священников из местных жителей. Они создали независимую от немецких епископов церковь.
После смерти братьев немецкое духовенство начало гонения на их учеников. Некоторые ученики нашли приют в Болгарии. Здесь они продолжали переводить греческие религиозные книги, способствовали развитию болгарской литературы. Из Болгарии славянская письменность перешла на Русь.
Длительная борьба с королями Германии ослабила Великоморавскую державу. Пользуясь этим, венгры в 906 году нанесли ей поражение и захватили часть её земель. Великоморавская держава распалась.
5. Образование славянских государств.
Из распавшейся Великоморавской державы выделилось Чешское государство. В первой половине X века князья чешского племени, которое проживало около города Праги, объединили под своей властью другие племена. В 1085 году чешский князь принял титул короля — влияние Чехии в Европе возросло.
Во второй половине X века польский князь Мешко I (960—992) подчинил себе племена, обосновавшиеся вдоль реки Вислы. Вместе с 3-тысячной дружиной он принял христианскую веру и этим очень укрепил свою власть. Он положил начало Польскому государству.
Образование славянских государств в IX—XI вв.
Назовите государства, образовавшиеся на территориях западных, восточных и южных славян. Какие из указанных на карте народов не принадлежат к славянам?
Страница средневековой славянской рукописной книги
Объединение Польши завершилось в годы правления Болеслава I Храброго (992—1025). Ему удалось присоединить южные польские земли. В город Краков — крупный торговый центр на пути из Киева в Прагу — была перенесена столица Польши. Болеславу I на время удалось захватить Чехию с Прагой, он ходил походом на Киев, вёл долгие войны со Священной Римской империей. Незадолго до смерти Болеслав был провозглашён королём Польши. В середине XI века Польша вступила в полосу феодальной раздробленности.
1. На какие ветви делятся славянские народы? Потомки какой из них преимущественно проживают в нашей стране? 2. В чём состояла заслуга Кирилла и Мефодия в развитии славянской культуры? 3. Какое славянское государство возникло раньше остальных? В каком веке возникло наибольшее количество славянских государств? 4. Кратко расскажите о знаменитых славянских правителях, предварительно выделив вопросы, которые необходимо изложить. 5. Как связана история славянских государств с известными вам другими средневековыми государствами? 6. Составьте развёрнутый план параграфа: поделите каждый пункт на отдельные, законченные по смыслу части; затем кратко сформулируйте главную мысль каждой части и запиши те её.
1.Что общего было в истории образования и начале существования славянских государств? 2. Докажите, что для чешского князя и для польского правителя Болеслава I Храброго было важно провозглашение их королями. 3. Как повлияло на судьбу славянских народов принятие ими христианства? 4. Расскажите об отношениях Болгарии и Византии: а) с точки зрения средневекового болгарина; б) с точки зрения византийца. По итогам работы обсудите в классе, почему современники могут иметь разные взгляды на одно и то же событие или явление истории
Подведём итоги
Вы узнали, что:
• Восточная Римская империя (Византия) не была разорена варварами и сохранила власть императоров, развитую науку и культуру;
• наивысшего развития Византия достигла в VI веке при императоре Юстиниане;
• архитектура Византии прославилась храмами различных типов, самым знаменитым был храм Святой Софии в Константинополе;
• в VII—X веках были образованы первые славянские государства;
• Византия оказала огромное культурное влияние на славянские страны;
• в IX веке у славян появилась собственная письменность, созданная просветителями Кириллом и Мефодием.
Вопросы и задания к главе II
1. Какую роль в истории Византийской империи сыграл император Юстиниан? 2. В чём проявлялось влияние античных традиций на византийское образование и науку? 3. Какие достижения Византии в раннем Средневековье вы считаете самыми важными? 4. В истории каких славянских государств контакты с Византией в эпоху раннего Средневековья занимают особое место и почему? 5. Расположите в хронологической последовательности события истории Византии и славян в VI-XI веках: а) провозглашение Болеслава королем Польши; б) реформы императора Юстиниана; в) создание славянской письменности Кириллом и Мефодием; г) возникновение Восточной Римской империи. 6. Что прославило культуру Византии (выберите правильные ответы): а) Ахенская капелла; б) храм Святой Софии; в) изобретение «греческого огня»; г) «Дворцовая академия»?
Творческие работы и проекты
Творческий проект «Византийская мозаика». Используя художественные альбомы, интернет-ресурсы, найдите образцы византийской мозаики, вылепите особенности этой техники, приёмы, с помощью которых достигался изобразительный эффект. Подготовьте презентацию но данной теме.
Информационный проект «Создание славянской азбуки». С помощью дополнительной, справочной литературы и интернет-ресурсов соберите информацию о Кирилле и Мефодии, истории создания ими славянской письменности, её родстве с другими алфавитными системами, о двух древних азбуках глаголице и кириллице. Проиллюстрируйте свой текст образцами глаголического и кириллического письма. Логически расположите собранный материал и оформите работу.
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаОглавление
Кирилл и Мефодий — фальсификация церкви
Похоже на то, что церковная корпорация оказалась замешана в серьёзном искажении русского языка, любезно приписанном придуманным ею Кириллу и Мефодию. Борьба со знанием была фактически главной работой церкви на протяжении веков…
Вы никогда не задумывались о том, что произведения Геродота – это художественные произведения? А между тем, это обстоятельство ведомо всем историкам. И, тем не менее, наши отцы и деды, мы с вами и, увы, наши дети и внуки как изучали, так и продолжают изучать историю древнего мира по выдумкам Геродота, причём, достаточно противоречивым. Хотя изучать по нему древнюю историю – это всё равно, что изучать историю Франции или Америки по книгам Жюля Верна или Марка Твена.
Однако двадцать первый век – время открытий, заставляющих многих справедливо усомниться в незыблемости «классических» исторических сочинений и выведенных в них фигур. Поэтому нет ничего удивительного в том, что площадкой, где под сомнение были поставлены заслуги традиционных исторических персонажей, оказалась Российская государственная библиотека, где в настоящее время проходят ежегодные московские Кирилло-Мефодиевские чтения. На читательской конференции «К 1150-летию Великоморавской миссии св. Кирилла и Мефодия: дискуссионные вопросы происхождения славянской азбуки» с сенсационным докладом «Кирилица и древнерусское письмо» выступил президент Академии фундаментальных наук, известный писатель, автор многих научных монографий Андрей Александрович Тюняев. Перед вами фрагменты его выступления, представляющие интерес, в свете новых исторических данных, не только для научной общественности.
Сергей Еремеев, лауреат Литературной премии имени А. П. Чехова
Современная версия зарождения русской письменности известна. Это – церковная легенда, которая сводится к дате 863 год. И персонажу по имени Кирилл, чьим именем письмо и было названо. Между тем, как пишет БСЭ, «большинство учёных… считают, что Кирилл создал глаголицу». То же сообщает и лингвист М. Фасмер: «Кириллица – название изобретённого Кириллом (глаголического) алфавита». То есть Кирилл к кириллице никакого отношения не имеет.
Этапы фальсификации
Легенда берёт своё начало в Европе в 1863 году в инициативах католической церкви. Этот год был объявлен Римской церковью «годом славянского юбилея» с центром торжеств в Велеграде. В том же году российский Святейший Правительствующий Синод, идя на поводу у Рима, установил празднование обоим святым «в память совершения тысячелетия от первоначального освящения нашего отечественного языка Евангелием и верою Христовою». На этом этапе Кирилл и Мефодий ещё не числились «изобретателями русской азбуки»: новоявленные святые были просто просветителями славян – в христианство.
В 1880 году, «в Риме они были канонизированы». И только после 1880 года церковь стала подавать Кирилла и Мефодия в качестве «изобретателей» русской азбуки. Именно по этой причине Брокгауз и Ефрон к статье «Кирилл и Мефодий» дают библиографию, датированную только последующими за 1880-м годами. Раньше этих «изобретателей русской письменности» ни Рим, ни РПЦ не знали, и посвящённых им работ не публиковалось.
В статье «Кирилл», опубликованной в энциклопедическом словаре 1890-1907 гг. приведён подробный пронумерованный список: «Кирилл, имя нескольких святых и духовных лиц…». Но «св. Кирилла» в нём нет. В Библейской энциклопедии 1891 г., переизданной в 1990 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, ни о «св. Кирилле», ни об изобретении им кириллицы сведений нет.
О названии письма
В своём издании 1890-1907 гг. Брокгауз и Ефрон в статье «Кириллица» приводят два написания слова – «кириллица» и «кирилица», а также сопровождают церковную версию красноречивым прилагательным – «приписываемое». И в словаре 1940 г. под редакцией Ушакова мы находим то же – «кириллица» и «кирилица, кирилицы». То есть название с одной буквой «л» говорит об отсутствии связи с именем Кирилл.
В русском языке суффиксы –ИЦ(а) и –ЛИЦ(а) образуют имена существительные женского рода не от личных имён, а от названия лиц мужского пола. Например, мастер – мастерица, жнец – жница, владелец – владелица. Отсюда видно, что слово КИРИЛИЦА могло быть образовано или от КИРИЛ+ИЦА, либо от КИРИЛЕЦ.
М. Фасмер в статье «Кирилл» приводит первоначальное название русского письма времени берестяных грамот – «древнерусское КУРИЛОВИЦА (в «Упырь Лихой», 1047 г.)». Это слово образовано из КУРИЛ и суффикса –ОВИЦ(а), который является вариантом суффикса –ИЦ(а). М. Фасмер также приводит глагол КУРАТЬ – «небрежно шить, писать каракули», из которого можно получить КУРИЛ – КУРИЛЕЦ – КУРИЛОВИЦА (пример: владел – владелец – владелица).
Выдающийся историк и археолог академик Б.А. Рыбаков опубликовал уникальные данные: «Существует укоренившееся мнение, что церковь была монополистом в деле создания и распространения книг; мнение это усиленно поддерживалось самими церковниками. Верно здесь лишь то, что монастыри и епископские или митрополичьи дворы были организаторами и цензорами книжного списания, выступая нередко в роли посредников между заказчиком и писцом, но выполнителями зачастую оказывались не монахи, а люди, не имевшие никакого отношения к церкви. Мы произвели подсчёт писцов в зависимости от их положения.
Для домонгольской эпохи результат был таков: половина книжных писцов оказалась мирянами; для 14-15 вв. подсчёты дали следующие результаты [9]: митрополитов – 1; дьяконов – 8; монахов – 28; дьяков – 19; попов – 10; «рабов божьих» – 35; поповичей – 4; паробков – 5. Всего по нашему подсчёту 63 мирянина и 47 церковников, т.е. 57% ремесленников-писцов не принадлежало к церковным организациям. Основные формы в изучаемую эпоху были те же, что и в домонгольскую: работа на заказ и работа на рынок».
Вспомним, на чём писали на Руси в древности – это были КОРА (береста) и КЕРА (дощечка с воском – cera). На трёх КЕРАХ написана Новгородская Псалтирь (1-й четв. 11 в.). Иногда употреблялась ШКУРА, или ШКИРА, как, например, для написания Авесты. Отсюда и всеобщий глагол, который зафиксирован во многих индоевропейских языках, – ПИСАТЬ. В русском это КАРАКУЛИ, в нем. schreiben, фран. ecrire, итал. scrivere, исп. escribir, лат. ceris aliquid mandare – записать что-либо. Добавим ещё несколько вариантов. Эстонский kirjutamine, kirjutis, kirjatükk – «писание»; но в том же эстонском есть и более короткое слово – kiri – «письмо», то есть почти «Кирилл». То же в финском kirje – «письмо». Сюда же надо добавить не только швед. korrespondens – «письмо».
Отсюда, наконец, понимаем, почему Константина звали Кирилом. КИРИЛ – это писатель, как, например, франц. ecrivain.
О жизни на Руси до появления Кирилла
Христианство рисует Русь дикой и необразованной. Патриарх Кирилл в одном из своих выступлений крайне «толерантно» и демонстрируя «истинную» «заботу» о нашей Родине, загнал всех русов на ветки – соседствовать с обезьянами. По замыслу церкви мы должны пасть ниц перед просвещающим гением веры.
Однако археологические источники нам рисуют совершенно иную картину. В серии своих докладов мы показали, что на Руси, начиная уже с 5-го тысячелетия до н. э., действовали древние торговые пути. Торговля шла серебром, бронзой, нефритом, лазуритом, янтарём и золотом. Уже в бронзовом веке Русь торговала с Древним Египтом и Шумером, а также с Древней Англией и Древним Афганистаном.
Скептики могут задавать вопросы. Мы же на них ответим. Все эти торговые пути обильно маркированы археологическими находками. В частности, не так давно в Англии найдено янтарное колье из русского янтаря. На Урале известно множество находок египетских товаров. Нефрит и лазурит, найденные на Руси, имеют Бадахшанское происхождение. Иными словами, торговля в бронзовом-железном веках на Руси шла очень активно. Даже шёлк на наших землях появился на несколько веков раньше (6 в. до н.э.) открытия так называемого Великого шёлкового пути (2 в. до н.э.).
В серии своих публикаций мы также исследовали населённость Руси в докириловское время. Оказалось, что в железном веке на наших территориях было столько же поселений, как и в средние века. Карты, составленные археологами из Института археологии РАН, показывают, что между некоторыми селениями расстояние было не более 200 метров.
Расчёт численности носителей языков показывает, что так называемая индоевропейская семья языков имеет гораздо более древнюю историю, нежели все остальные семьи языков. Если индоевропейский язык, точнее русский язык древней стадии, образовался ранее 50-го тысячелетия до н.э., то, например, «тюркские языки» – это продукт бронзового-железного веков.
Соревнования между регионами – Русью и Востоком – идут по всем показателям явно не в пользу Востока.
О письме и семьях языков
В своей монографии «Русский Китай: экспорт цивилизации» мы проанализировали большую часть известных на сегодня видов письма и показали, что все они в бронзовом и железном веках обслуживали индоевропейские языки. И это без исключений!
Есть, правда, одно. Это арамейский язык. Его искусственно приписали к семитским языкам. А потом столь же искусственно из арамейского письма вывели все письменности, обслуживающие, опять-таки, языки индоевропейской семьи языков.
В этой связи придётся напомнить вот что. В своей монографии «История возникновения мировой цивилизации» мы показали, что современный человек представлен не несколькими расами, а несколькими видами. В те годы (2006-2009 гг.) эта концепция вызвала у учёных задумчивость. Однако в июле 2012 года РАН уже официально подтвердила, что люди на Земле принадлежат к нескольким видам. Назовём их: европейское население – потомки неандертальцев, русские – потомки современного человека, азиаты – потомки денисовского архантропа. Африканцы, судя по данным генетики, это потомки африканских архантропов или даже гоминин олдувайских культур.
Все эти виды развивались очень неравномерно. Например, африканцы отставали в развитии технологий от русского вида человека на 500-700 тысяч лет, а азиаты отставали на 300 тысяч – 1 миллион лет. В этих условиях наделять Азию началом письменности, по меньшей мере, фантастично. Даже сегодня «цивилизации» востока основывают своё процветание на краже технологий.
Графическое представление данных по развитию и распространению первоначального письма свидетельствуют о следующем. По имеющимся археологическим данным, письмо возникло на территории, заключённой между сегодняшней Москвой и Балканами, примерно в 7-м тысячелетии до н.э. В нашем распоряжении есть изображение буквы «Ж», относящееся к указанному времени. А также составлены репертуары сразу нескольких систем балканского письма. Все они идентичные.
В неолите письмо распространилось в сторону Китая и в сторону Шумера. В железном веке – практически повсеместно. К началу раннего средневековья – вся Евразия, Северная Африка и обе Америки обладали письмом. Письмом обладали даже некоторые дикие племена, на представителей которых первоначально переселенцы из Европы охотились с целью употребления их в пищу.
И вот в этом общеписьменном котле на всей Земле вдруг, нарушая все мыслимые и немыслимые законы, образовалась белая бесписьменная дыра – и это, надо же такому случиться, оказалась Русь. По какой-то «неизвестной» причине якобы только Русь не имела письменности. Богатая, передовая, торгующая со всем миром Русь – и не имела своей письменности.
Обсуждение
Приписывая неким «Кириллу и Мефодию» изобретение письма для русского народа, церковь просто действовала по шаблону. До этого одна из еврейских религий – ислам – уже заимела своё «священное» писание. Схема такова. Первой в покоряемый народ (ислам – «покорность») евреи направляли книгу Таурат – «Тора». Второй направлялось писание под названием Забур – «Псалтырь». Третьим покорённые исламиты получили от евреев книгу Инджиль – «Евангелие». И, наконец, четвёртым мусульмане получили Коран – аль-К̣ур’aн, Quran, Koran, коръан – перевод: «(священное) писание».
Таким образом, схема внедрения ислама и христианства одна и та же:
Ислам: Таурат – Забур – Инджиль – Коран;
Христианство: Тора – Псалтырь – Евангелие – КИРИЛЛИЦА.
Во время встречи в 1956 г. «русской» церкви с представителями церкви США представители православной церкви не отрицали реакционной роли этой церкви в истории культурного развития русского народа. Церковь была гонительницей просвещения народа и насаждала невежество и мракобесие. Церковь старалась помешать распространению грамотности. Она тормозила развитие просвещения и науки, добивалась уничтожения книг передовых учёных.
На церковных соборах 14-17 вв. рассматривались и утверждались индексы запрещённых книг. Древнейший церковный памятник – Кормчая книга – за чтение таких книг назначала церковное проклятие. Книги, признанные вредными, предлагалось сжигать на теле лиц, у которых они были обнаружены. При Иване III за хранение и чтение книг в Москве сожгли в деревянной клетке князя Лукомского. На Славяно-греко-латинской академии лежала обязанность сжигать еретические, гадательные (календарные и научные) и «богохульные» (русские) книги.
Это известные историкам факты. Стоит ли при них задаваться вопросом: почему нет письменных свидетельств на Руси?
Ещё один недавний факт. После столь масштабных церковных репрессий на Руси одну из древних русских книг нашли в США. После двенадцатилетних переговоров с библиотекой Гарвардского университета общественному фонду «Возрождение Тобольска» удалось получить согласие на реставрацию и сканирование рукописи С. У. Ремезова для последующего её издания. И только в 2011 году, то есть через 300 лет после его создания, в России, наконец, этот уникальный атлас стал доступен широкому кругу любителей, специалистов и учёных.
Но тираж издания – всего 600 экземпляров. То есть мы опять видим руку заговорщиков: затратить огромные государственные средства и не выпустить ничего!..
Выводы
Название «кирилица» происходит от глагола «курать», то есть «писать», «чертить каракули»; прозвище Константина – Кирил – происходит от глагола «курать» и обозначает «писатель», как и название книги Куран – «писание».
Письмо возникло в неолите-бронзе, а в железном веке было распространено повсеместно и на всех материках. Русь искусственно была выведена из этого процесса усилиями церкви. По многочисленным свидетельствам, религиозные деятели сжигали русские книги вместе с их владельцами.
Остаётся только надеться, что будущие археологические находки дадут нам такие свидетельства русского письма, как, например, берестяные грамоты. Но ещё более раннего, нежели 11 век, времени; в дореволюционной России хранились целые библиотеки древних берестяных грамот.
Источник
Каково происхождение нимба, изображенного над головой святого? | Примечания и вопросы
| УГОЛКИ И ЗАЩЕЛКИ Каково происхождение нимба, изображенного над головой святого? Роуэн Борчерс, Честерфилд Англия
|
Нимб: происхождение и значение
20 июня 2019
Темп письма: 5 минут
Символ света и благодати, данный непосредственно Богом, нимб Святых выражает их статус блаженства и божественное величие, которое они назначаются с.
Ореол святых, нимб, vesica piscis (или миндаль). Излучающий свет присутствует в художественных иллюстрациях с очень древних времен. С самого начала во многих цивилизациях и культурах он использовался в сакральном искусстве в качестве фигуративного элемента для обозначения божественности, силы и царственности персонажа, а позже, в христианской среде, святости. Египтяне, греки, а позже и римляне использовали ореол света, чтобы подчеркнуть могущество своих богов, а позже даже своих правителей. Что такое ореол? Это кольцо блестящего света, окутывающее голову или всю фигуру человека. Слово «ореол» означает золотой, круглая форма происходит от того факта, что круг является символом совершенства и, следовательно, идеально представляет святость. В некоторых случаях мы проводим различие между нимбом (свет, окутывающий только голову), ореолом (свет, исходящий от тела) и славой или миндалем (сочетание обоих, используется только для Иисуса и Марии, чтобы символизировать их божественную природу).
В живописи ореол прошел замечательную эволюцию, от больших золотых кругов до ореолов световых лучей, до тонких золотых колец, едва заметных глазу.
В статуях обычно изображался в виде золотого диска, помещенного за головой персонажа.
Нимб всегда задумывался как символ света и благодати, данной непосредственно Богом. В языческих цивилизациях нимб был выражением всеобщей силы, божественной, но и человеческой, и эта тенденция сохранилась даже в христианскую эпоху, когда нимбом венчали головы не только святых и ангелов, но и знаменитых людей. Это были богатые клиенты или интеллигентные люди, по крайней мере, до XVII века, когда папа Урбан III строго запретил изображать еще живых и еще не причисленных к лику блаженных мужчин с нимбами на головах.
Нимб в христианской иконографии
Христиане начали использовать нимб в своих изображениях (картинах, статуях, мозаиках и т.д.) только между II и III веками до н.э. и в крайне непрофессиональном видении. Вначале это предназначалось только для того, чтобы подчеркнуть политическую значимость некоторых персонажей, таких как принцы или императоры. Как и у римлян, ореолы обозначали правителей, персонажей, обладавших великой властью и земным достоинством. Вместо этого лучи света окружили Иисуса и других религиозных деятелей. Первыми, кто внес нимб в христианскую обстановку, были византийский император Юстиниан и его жена Феодора: на мозаиках собора Сан-Витале в Равенне они оба были изображены с головами, окруженными золотым диском.
После этого первого представления мирян, начиная с года IV века, христиане стали использовать нимб, чтобы подчеркнуть духовную значимость некоторых фигур, как символ блаженства и небесной славы. Вначале нимб был прерогативой Иисуса, Марии и ангелов; только более поздние апостолы и святые заслужили носить его.
Происхождение ореола святых
Как мы уже видели, святые вскоре получили честь ореола в сакральном искусстве, сразу после Иисуса и Марии, и с должными отличиями по сравнению с ними. Причины этой чести ясны. Святые – это мужчины и женщины, особым образом тронутые божественной благодатью, назначенные с любовью Божией, ставшие орудиями Его воли. Свет, который они излучают, бывает двоякого рода: с одной стороны, он исходит от их головы и тела благодаря их заслугам, а с другой стороны, это отражение божественного света, который окутывает их и пронизывает их.
Нимб на головах святых на священных изображениях обычно изображают в виде круга, окрашенного в золотой или голубой цвет. Первоначально святые носили лавровые венцы, как римские императоры и известные люди, но позже лавровый венец был заменен золотым венцом, а в конце концов — золотым кругом. Святых апостолов иногда изображали с пламенем на головах, символом их божественного вдохновения. Точно так же святые евангелисты могли быть представлены как их символические животные с пламенем, окружающим их головы. Даже Учителя Церкви и ангелы иногда увенчивались пламенем Божественного вдохновения.
Различные формы нимба
Существуют четкие правила, определяющие использование нимба в священном христианском искусстве.
Прежде всего, нужно провести различие между круглым ореолом , только для ангелов и святых, и солнечным ореолом , возложенным на головы блаженных людей.
Нимб Иисуса обычно вставляется в красный крест с тремя видимыми лучами, напоминающими Троицу. Тело покрывает четвертая рука.
Святой Дух не представлен каким-либо особым ореолом, поскольку он обычно представлен как Сам свет, семь языков пламени или звездный луч, которые символизируют семь даров.
В тех редких случаях, когда Бог представлен в виде беззащитного старика с бородой, у него на голове треугольный нимб , символ Троицы.
Нимб Марии украшен 12 звездами или только одной звездой с пламенами от одного до семи.
С VII века существовал также квадратный ореол , используемый, когда им нужно было представить мужчин или женщин, которые должны были стать святыми, но они еще не были канонизированы или даже еще живы. С таким ореолом художник часто представлял покупателя работы.
Добродетели в своей человеческой форме носят многоугольных нимбов .
В течение средневековья художники продолжали изображать округлые или овальные ореолы, изображения которых развивались вместе с самим искусством, адаптируясь к новым стилям и новым правилам перспективы. В течение Ренессанс нимб немного вышел из моды, потому что художники стали отдавать предпочтение более человечному и плотскому измерению сакральных образов. Мы до сих пор можем видеть его в некоторых работах как очень тонкое кольцо света, почти невидимое.
О цветах , Христианская иконография приписывала красный цвет мученикам, белый — девам и чистым людям, зеленый — исповедникам, пурпурный — кающимся, золотой или синий — святым и ангелам.
Дьявол или Иуда Искариот иногда изображаются цифрой 9.0188 черный ореол вокруг их головы.
Звездные короны и нимбы для статуй
Когда мы хотим изобразить святого или священную фигуру, особенно Марию, с помощью скульптуры или вообще с помощью статуя, нам нужно использовать золотую корону для статуи , или чаще звездную корону. Каталог
Holyart предлагает широкий выбор таких артефактов ручной работы в Италии, доступных во всех размерах. По запросу можно персонализировать большинство из них в соответствии с вашими вкусами и потребностями.
Holyart Короны для Девы Марии, нимбы святых, звездные короны и нимбы солнечных лучей часто изготавливаются с использованием филиграни: латунные нити, окрашенные в золото, создают игру света и тени, особые оттенки и контрасты, которые придают объекту больше яркости и выразительности.