Почему 2 глава капитанской дочки начинается с народной песни: Ответ на вопрос — Почему глава начинается народной песней в Капитанская дочка?

Эпиграфы из романа «Капитанская дочка» по главам, анализ, смысл


Эпиграфы в романе «Капитанская дочка» Пушкина


Текст эпиграфов


Источник и смысл эпиграфов

Эпиграф к роману

Береги честь смолоду.        

Эпиграф представляет собой русскую народную пословицу. Эпиграф указывает на одну из центральных проблем романа — проблему чести и долга.

Эпиграф к главе I «Сержант гвардии»

— Был бы гвардии он завтра ж капитан.

— Того не надобно; пусть в армии послужит.

— Изрядно сказано! пускай его потужит…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Да кто его отец?

                                        (Княжнин.
)

Это отрывок из комедии Я. Б. Княжнина «Хвастун» (1784 или 1785 г.), действие III, явление 6-е. Пушкин несколько изменил текст.

Эпиграф намекает на биографию главного героя: Петр Гринев с рождения числится в престижном гвардейском полку в Петербурге. Но строгий отец решает научить сына жизни и отправляет его на службу в обычный полк в глубинке России.

Эпиграф к главе II «Вожатый»

Сторона ль моя, сторонушка,

Сторона незнакомая!

Что не сам ли я на тебя зашел,

Что не добрый ли да меня конь завез:

Завезла меня, доброго молодца,

Прытость, бодрость молодецкая

И хмелинушка кабацкая.

                        (Старинная песня)

Эпиграф взят «Собрания разных песен» Чулкова (ч.III, №167). Это отрывок из песни о молодом солдате, отправившемся на службу в далекие края.

Эпиграф намекает на биографию главного героя: 16-летний дворянин Петр Гринев едет в другой город, чтобы служить в армии.

Эпиграфы к главе III «Крепость»

Мы в фортеции живем,

Хлеб едим и воду пьем;

А как лютые враги

Придут к нам на пироги,

Зададим гостям пирушку:

Зарядим картечью пушку.

                      (Солдатская песня)

Старинные люди, мой батюшка.

          («Недоросль» Фонвизина)

Первый эпиграф – солдатская песня, предположительно написанная самим Пушкиным. Эпиграф намекает на Белогорскую крепость, где офицеры лишь делают вид, что служат. В результате крепость оказывается не в состоянии отразить нашествие пугачевцев.

Второй эпиграф намекает на общие черты семей Гриневых и Мироновых, людей «старинных», для которых важны понятия долга и чести.

Эпиграф к главе IV «Поединок»

— Ин изволь, и стань же в позитуру.

Посмотришь, проколю как я твою фигуру!

                               (Княжнин)

Эпиграф представляет собой отрывок­ из комедии Я. Б. Княжнина «Чудаки» (1790) – действие IV, явление 12-е.

В этом эпизоде Княжнин комически изображает дуэль двух слуг — Высоноса и Пролаза, дерущихся на кортиках (кинжалах).

Эпиграф намекает на рассказ капитанши о дуэли Швабрина.

Эпиграфы к главе V «Любовь»

Ах ты, девка, девка красная!

Не ходи, девка, молода замуж;

Ты спроси, девка, отца, матери,

Отца, матери, роду-племени;

Накопи, девка, ума-разума,

Ума-разума, приданова.

                          (Песня народная)

Буде лучше меня найдешь, позабудешь.

Если хуже меня найдешь, воспомянешь.

                        (Песня народная)

Первый эпиграф — фрагмент из народной песни «Ах ты, Волга, Волга матушка» из сборника Н. И. Новикова «Собрание народных русских песен» (ч. 1. М., 1780, № 176). Второй эпиграф — отрывок из песни «Вещевало мое сердце, вещевало» (тот же сборник, № 135).

Эпиграфы намекает на историю любви Гринева и Марьи Мироновой. Отец Гринева выступает против их неравного брака. Бедная девушка понимает, что она не пара богатому Гриневу, поэтому избегает встреч с ним.

Эпиграф к главе VI «Пугачевщина»

Вы, молодые ребята, послушайте,

Что мы, старые старики, будем сказывати.

                          (Песня)

Эпиграфа представляет собой отрывок из песни о взятии Казани Иваном Грозным («Новое и полное собрание российских песен», ч. 1. М., 1780, с. 156, № 125).

Эпиграф намекает на взятие Белогорской крепости пугачевцами.

Эпиграф к главе VII «Приступ»  

Голова моя, головушка,

Голова послуживая!

Послужила моя головушка

Ровно тридцать лет и три года.

Ах, не выслужила головушка

Ни корысти себе, ни радости,

Как ни слова себе доброго

И ни рангу себе высокого;

Только выслужила головушка

Два высокие столбика,

Перекладинку кленовую,

Еще петельку шелковую.

                  (Народная песня)

Эпиграф представляет собой отрывок из песни о казни стрелецкого атамана: «Голова ль ты моя, головушка, Голова моя послуживая» («Новое и полное собрание российских песен», ч. II. М., 1780, № 130).

Эпиграф намекает на историю капитана Миронова, который служит в Белогорской крепости более 20 лет и в конце концов погибает на виселице от рук пугачевцев.

Эпиграф к главе VIII «Незваный гость»

Незваный гость хуже татарина.

                 (Пословица)

Эпиграф намекает на нашествие Пугачевцев и захват Белогорской крепости. В данном случае незваный гость – это Пугачев и его шайка.

Эпиграф к главе IX «Разлука»

Сладко было спознаваться

Мне, прекрасная, с тобой;

Грустно, грустно расставаться,

Грустно, будто бы с душой.

                 (Херасков)

Эпиграф представляет собой отрывок из стихотворения М. М. Хераскова «Вид прелестный, милы взоры!..» М. М. Херасков — поэт, драматург и романист XVIII века. Пушкин, судя по всему, считал творчество Хераскова безнадежно устаревшим.

Эпиграф намекает на разлуку Гринева и Маши Мироновой.

Эпиграф к главе X «Осада города»

Заняв луга и горы,

С вершины, как орел, бросал на град он взоры.

За станом повелел соорудить раскат

И, в нем перуны скрыв, в нощи привесть под град.

              (Херасков)

Эпиграф представляет собой фрагмент из эпической поэмы М.
М. Хераскова «Россияда» (песнь XI) о взятии Казани войсками Ивана IV. Этим эпиграфом Пушкин как бы уподобляет Пугачева царю и намекает на его «царственный» облик.

Эпиграф к главе XI «Мятежная слобода»

В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.

«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» —

Спросил он ласково.

                 (А. Сумароков)

Эпиграф сочинен самим Пушкиным и представляет собой имитацию стиля Сумарокова. 
Эпиграф намекает на сходство Пугачева со львом – царем зверей.

Эпиграф к главе XII «Сирота»

Как у нашей у яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточек;

Как у нашей у княгинюшки

Ни отца нету, ни матери.

Снарядить-то ее некому,

Благословить-то ее некому.

                    (Свадебная песня)

Эпиграф представляет собой переделанную Пушкиным свадебную песню. Подобная песня пелась в случае, когда выдавали замуж сироту. В данном случае речь идет о сироте Марье Мироновой, чьи родители были убиты пугачевцами.

Эпиграф к главе XIII «Арест»

Не гневайтесь, сударь: по долгу моему

Я должен сей же час отправить вас в тюрьму.

— Извольте, я готов; но я в такой надежде,

Что дело объяснить дозволите мне прежде.

             (Княжнин)

Данное четверостишие написано самим Пушкиным и представляет собой имитацию стиля Княжнина.

Эпиграф намекает на событие из этой главы: арест Петра Гринева за его «дружеские» отношения с Пугачевым.

Эпиграф к главе XIV «Суд»

Мирская молва —

Морская волна.

              (Пословица)

Пословица говорит о том, что мирская молва, то есть слухи и пересуды людей – это вещь переменчивая, как морская волна. В этой главе Гринева объявляют шпионом Пугачева. Императрица верит «молве», слухам, и назначает Гриневу в наказание ссылку в Сибирь. Отец Гринева также верит «мирской молве», то есть слухам о том, что его сын – сообщник Пугачева.  


Это была таблица со всеми эпиграфами из романа «Капитанская дочка» Пушкина по главам: анализ и смысл эпиграфов, их источник и т.д.

Смотрите: Все материалы по «Капитанской дочке»

Краткое содержание — Разбор второй главы произведения «Капитанская Дочка»

Краткое содержание — Разбор второй главы произведения «Капитанская Дочка»

Глава II. Вожатый

Почему глава начинается народной песней?

Это эпиграф к главе, в котором отражено основное содержа­ние главы, а также авторская оценка происходящего. Через эту песню передается состояние души Петра Гринева, впервые ока­завшегося в чужой стороне.

«Сторона незнакомая» — его ждут неизвестные приключе­ния, может быть, испытания. Песня печальная, создает соот­ветствующий настрой у читателя: что-то произойдет, не совсем спокойно на душе.

Как характеризует Гринева разговор с Савельичем? Какой ха­рактеру Савельича?

Это тот разговор расположен в начале главы: Гринев жалеет о том, что обидел старика. Он извиняется перед Савельичем. Это говорит о нем как о добром человеке, он относится к Саве- льйчу как к человеку, а не как к слуге. Это тоже высокая оценка его человеческих качеств.

Савельич имеет характер своеобразный: заботу о Петре он считает важнейшим делом, не боится брать ответственность на себя, имеет свое мнение, не боится его высказывать.

Он мало походит на слугу, больше на старшего товарища.

Дорога, буран, дорожный… Расскажите об этом.

Дорога в литературе часто ассоциируется с жизненным пу­тем человека. Ту часть дороги, которую в этот момент проходит Петр Гринев, автор показывает печальною пустыней. Неуютно на ней, неизвестно, что ждет впереди.

Буран, изображенный в этой главе, предупреждает о возмож­ных потрясениях. Буран все поглотил, налетев внезапно, быст­ро. Чуть не привел к гибели героя, но именно в этот момент происходит встреча Гринева с вожатым — Пугачевым.

Повествование лаконично, глаголы, передающие динамику действия, помогают представить картину. Мы вновь понима­ем, что обстановка вокруг неспокойная.

Вожатый хорошо ориентируется в обстановке. «Сторона мне знакомая», — говорит он. Очевидно, он здесь свой человек. Он спокоен, знает, что делать и куда ехать. Внешность его не была особенно примечательной, рассказчик выделяет выражение лица: «довольно приятное, но плутоватое».

Сцена спасения Петра Гринева повторяется в произведении, это необходимо автору для того, чтобы показать переплетение судеб людей. Если при этом они поступают по-человечески, то их отношения всегда благополучны.

Какой смысл для дальнейших событий имеет сон Петра Гри­нева?

Сон — известный литературный прием. Основное назначе­ние этого приема — показать подсознание героя, именно оно чащб всего помогает герою (и читателям) понять, что происхо­дит в его’душе, какие события будут происходить дальше. Во сне Петр увидел, какую роль сыграет в его жизни провожатый (посаженый отец, у которого нужно целовать руку). Нежелание Петра делать это.

Жестокие действия провожатого, множество мертвых тел. Всё это произойдет в романе дальше, читатель не знает об этом, но атмосфера тревожности сгущается

Опишите портрет вожатого, его таинственный разговор с хозяином. В чем иносказательность?

Портрет вожатого показан таким, каким его увидел рассказ­чик. Некоторые детали (худощав, но широкоплеч, живые боль­шие глаза, глаза бегали, выражение лица приятное, но плутов­ское) говорят о том, что при довольно обычной внешности внут­ренний мир героя необычный: он содержит что-то тревожное, непонятное.

Говорит он загадочно. Использует пословицы. Его речь по­нятна только хозяину, но не понятна Гриневу. Ясно только, что вожатый говорит о каком-то противостоянии («заткни топор за спину: лесничий ходит»), рассказывает вожатый и о том, что он бродил по этим местам, подвергался опасности («швырнула бабушка камушком — да мимо»). Хозяин понимает о чем речь, это, очевидно, единомышленник вожатого.

Как отблагодарил Гринев вожатого?

Он отдал вожатому свой заячий тулуп, потому что тот был плохо одет. Это было сделано искренне, из чувства благодарно­сти, которое должен иметь в душе каждый человек.

Чем интересен разговор Гринева с генералом?

Он интересен тем, что генерал плохо знал русский язык, был немцем. Из-за этого возникла комическая ситуация: Петр Гри­нев толкует ему поговорку «держать в ежовых рукавицах» наро­чито ошибочно («обходиться ласково, не слишком строго, да­вать побольше воли»). На самом деле поговорка имеет обрат­ное значение: обходиться строго.

Но генерал, читая дальше, догадывается о неверном толко­вании. Может быть, этим обосновано его решение отправить Гринева в Белгородскую крепость, тем самым круг сужался: встреча с Пугачевым — бунтовщиком становилась неизбежной.


На этой странице искали :
  • почему глава начинается народной песней
  • чем интересен разговор гринева с генералом
  • как отблагодарил гринев вожатого
  • опишите портрет вожатого его таинственный разговор с хозяином
  • почему глава начинается народной песней как характеризует гринева разговор

Капитанская дочка | Марти О’Рейли

  • Потоковая передача + загрузка

    Включает неограниченную потоковую передачу через бесплатное приложение Bandcamp, а также высококачественную загрузку в формате MP3, FLAC и других форматах.

    Можно приобрести с подарочной картой

    1 доллар доллар США или больше

  • Купить полный цифровой альбом
  • Пластинка/винил + цифровой альбом

    Производитель Furnace Record Pressing. Включает карту загрузки для загрузки высококачественных WAV-файлов всего альбома.

    Включает неограниченную потоковую передачу Pray For Rain через бесплатное приложение Bandcamp, а также высококачественную загрузку в форматах MP3, FLAC и других форматах.

    отправляется в течение 10 дней

    40 долларов доллар США или больше
  • Марти О’Рейли и The Old Soul Orchestra — Капитанская дочка

    Я смотрю через палубу на капитанскую дочку,
    и ее глаза выглядят ярче, чем солнце на воде.
    Мальчики, верно. Да, мальчики, это правильно
    Я слышал, что сегодня мы отправляемся в плавание.

    Она позволяет мне смотреть, но только на расстоянии.
    Она со мной не разговаривает, но когда я пою, она все равно слушает,
    Поздно ночью, поздно ночью,
    без единого клочка земли в поле зрения.

    Платье у нее было ярко-зеленое с вышивкой,
    Я знаю, потому что смотрю на нее с того дня, как мы поднялись на борт.
    смотрит на ее бедро,
    , но теперь я смотрю на это в совершенно новом свете.

    Это был первый в пылу страсти,
    но уже пятнадцать дней как мы исчерпали все пайки,
    мальчика верно,
    теперь смотрю на нее с аппетитом.
    Я собираюсь сделать ее своей…

    1899 Сезон 1, эпизод 2

    Краткое содержание

    «Мальчик» продолжает раскрывать еще больше загадок и острых ощущений, в то время как этот поворотный финал будет перерыв для многих зрителей. Есть серьезные Lost вибрация, исходящая от сериала, что определенно является положительным моментом в моей книге. Увлекательное телевидение, которое нельзя игнорировать.

    Мы повторяем сериал Netflix 1899, сезон 1, эпизод 2, «Мальчик», который содержит спойлеры.

    Корабль с более чем тысячей пассажиров пропал без вести на четыре месяца, а затем появился, как по волшебству, с единственным выжившим. Это та тайна, которая может свести человека с ума, что и происходит с нашим дорогим капитаном 9-го числа.0067 Kerberos , Эйк Ларсен (Андреас Питшманн). В равной степени сводящий с ума, «Мальчик» не раскрывает ни одной из многочисленных загадок сериала. На самом деле, это еще больше, с поворотным концом, который, несомненно, потрясет вас до глубины души. Но это все часть удовольствия, не так ли? Те немногие несчастные, которые путешествовали на борту «Прометей », теперь ощущают последствия этой головокружительной поездки, в то время как другие пассажиры беспокоятся о последствиях всегда непопулярных решений капитана в еще одной захватывающей главе 9. 0067 1899 .

    1899 1 сезон, обзор 2 серии

    1899 1 сезон, 1 серия  показывает кошмар Мауры, а 2 серия, , мы видим кошмар Эйка. Ему снятся видения, как его семья сгорает заживо в загородном доме, а затем он просыпается в своей хижине. Так же, как сны Мауры были основаны на реальности, так же и Эйк. Его жена подожгла себя и троих детей, убив всю семью Эйка одним махом. Эйк возвращается к бутылке и сжимает странный кусок ткани, который он нашел на Прометее, который может быть связан с его семьей.

    Затем

    Эйк обновляется некоторыми довольно своеобразными разработками. Все компасы на корабле выходят из-под контроля, и компания, на которую они работают, отреагировала на их новость о «Прометее» двумя словами — «корабль-тоник». Эйк и Мора умирают от желания узнать, что случилось на «Прометее», но мальчик, которого они нашли, досадно молчит по этому поводу. Вдобавок к своему стрессу Эйк начинает слышать жуткую народную музыку и пение, доносящиеся из коридоров.

    Быстро распространились слухи о таинственном немом мальчике, но никто не знает о другом пассажире «Прометея», человеке, тайно пробравшемся на «Кербер». Он проник в квартиру соседки Мауры и заводит с ней разговор в коридоре. Он представился как Даниэль Солас (Анейрин Барнард), , и Маура не могут не спросить, встречались ли они раньше, заявив, что он кажется ужасно знакомым. Имейте в виду, что многие гости задают подобные вопросы в этом выпуске. Похоже, что Kerberos страдает от сильного случая дежа вю .

    Пока Эйк упорно отказывается двигать корабль, другие гости продолжают общаться друг с другом. Испанец Ангел с верхних палуб и Крестер , датчанин с нижних палуб, разделяют еще один мимолетный момент вместе. И Люсьен пытается поговорить с Лин И , китаянкой, которая притворяется японкой, но она стоически молчит. Миссис Уилсон затем предлагает услуги Линга французу, если вы понимаете, о чем я. Позже безбилетный пассажир Джером и Клеманс ведут сексуальный разговор, намекая на еще большее дежавю.

    Эйк продолжает слышать это навязчивое пение и продолжает исследовать эти звуки. Перед ним открывается скрипящая дверь, и Эйк входит в затемненную комнату, которая переносит его в царство фантазий. В этой мечте он взаимодействует со своей семьей и переполняется подлинной обстановкой, прожив этот момент раньше. Его дочь Нина затем загорается, и он просыпается в чужой комнате. Эйк следует за выдающимся жуком-скарабеем, который ведет его к секретному туннелю. Эйк поднимается по этой скрытой шахте и снова оказывается в своей каюте. Скрытая дверь, конечно же, украшена перечеркнутым символом перевернутого треугольника.

    Сюжет становится еще более запутанным, когда Маура разговаривает с молчаливым мальчиком. Она гладит его волосы, обнажая тот же символ, вытатуированный под ними. Затем в комнату врывается Эйк, требуя рассказать все о Прометее. Маура защищает мальчика и успокаивает капитана, как может. Но Эйк сходит с ума, он что-то слышит и видит мертвых членов своей семьи, и Маура не знает, что сказать. Она возвращается в свою комнату и откровенно разговаривает с мальчиком. Маура объясняет, что ищет своего брата, который пропал без вести, и считает, что он мог быть на «Прометее». Она указывает на символы, которые, кажется, повсюду на конверте ее драгоценного письма. Мальчик не отвечает, и затем ей приказывают посетить еще одно собрание в столовой.

    Пока гости собираются на объявление, Ангел и Рамиро спорят в своей комнате. Они обсуждают свою паутину лжи и беспокоятся, что их раскроют. Выясняется, что Рамиро не священник, он не испанец и не брат Ангела. Затем двое страстно целуются. Дэниел снова выпускает своего жука-скарабея , который ловит в ловушку невинную маленькую датчанку Аду . Жук направляет Аду прямо на путь Даниэля, и он извиняется перед ней, предположительно, за ужасы, которые он собирается совершить.

    1899 сезон 1, окончание 2 серии

    Эйк сообщает высокопоставленным гостям, что планирует развернуть корабль и отбуксировать «Прометей» обратно в Европу. Состоятельные гости возмущены этим нелепым планом действий. Эйк утверждает, что они ближе к Европе, чем к Америке, и у них достаточно угля, чтобы отбуксировать корабль обратно в исходное место. Маура пытается переубедить Эйка наедине, но он непоколебим. Эйку нужно знать, что происходит на «Прометее», тайна его разъедает. Маура умоляет капитана, что она не может вернуться. Но это все зря. Она не единственная, кто убегает от чего-то. Ни одна душа в Керберо не согласна с решением Эйка, и у всех есть свои веские причины не желать возвращаться в Европу.

    «Керберос» начинает буксировать корабль-призрак, а товарищи по кораблю Эйка недоверчиво наблюдают. Они даже думают потопить корабль сами. Мятеж на картах? Затем телеграф начинает извергать треугольные символы, и Маура пристально смотрит на тот же символ, который находится в ее медальоне на колье.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *