Пленение князя игоря: Отступление князя Игоря и пленение его половцами — dongeosociety.ru

Отступление князя Игоря и пленение его половцами — dongeosociety.ru

Leave a Comment

Posted on 26 января, 2020

Не тот ли это шлях,
Где Игоря обозы проходили
На синий Дон? Не в этих ли местах,
В глухую ночь, в яругах волки выли,
А днем орлы на медленных крылах
Его в степи безбрежной провожали
И клектом псов на кости созывали,
Грозя ему великою бедой?

И. Бунин «Ковыль»

По мнению А.П. Черных, донецкого исследователя «Слова о полку Игореве», события, описанные в этом произведении, происходили в наших краях. Существует много различных версий о том, где они происходили, однако, ни одна из них строго не доказана. И пока нет однозначного ответа, где проходили события «Слова…», мы имеем право на свою версию. Мне по душе версия Александра Петровича Черных, донецкого исследователя, короткое изложение которой в моей интерпретации предшествует оригиналу.

Пути в древней степи, как правило, пролегали вдоль рек и водотоков, поскольку других ориентиров тогда просто не существовало. Вот и путь из Новгорода Северского в Тмутаракань, называемый еще Залозный путь, шел вдоль больших и малых рек, их притоков, обминая глубокие овраги и густые леса. Как считает донецкий исследователь Александр Черных, после пересечения Русским бродом Северского Донца, пролегал этот путь вдоль реки Бахмут (река Салница в «Слове») к ее верховьям и достигал необычной точки на территории современной Горловки, где сходятся три водораздела бассейнов рек Сев. Донца, Днепра и Крынки. После точки трех водоразделов пролегал он вдоль реки Корсунь, впадающей в Крынку, вдоль Крынки до слияния с Миусом и далее вдоль него устремлялся к «луке моря» – Таганрогскому заливу.

Май 1185 года. Дружина князя Игоря достигла верховьев реки Корсунь в сумерках. Сторожевые отряды доложили, что половцам уже известно о движении русского войска и, опасаясь возможного подкрепления противника из соседних кочевий, было решено продолжить сближение с противником в ночь. К утру пешие и конные воины достигли реки Крынка в 10 км ниже впадения в нее Корсуня (ныне пос. Нижняя Крынка) и увидели выстроившиеся боевые порядки половецкого войска на противоположном берегу. Пешие воины после ночного перехода были утомлены, в отличие от конницы, возглавляемой молодыми князьями, среди которых были и сын Игоря Владимир, и молодые князья решили провести первый бой, не откладывая. При этом было условлено, что Игорь продолжает продвигаться вдоль правого берега Крынки, и встреча конного отряда молодых князей с основными силами предполагалась в районе слияния Крынки с Орловкой (ныне Степано-Крынка) или приметного места, где русло Крынки прыгает по заметным порогам (ныне п. Новопетровское). Молодые князья преследовали верхом половецкий отряд от Нижней Крынки до впадения Крынки в Миус, взяли штурмом половецкое стойбище и вернулись с трофеями.  Случилось это уже поздним вечером. Около полуночи дозор стал докладывать Игорю, что половцы стягивают большие силы к месту расположения русского войска и что было бы благоразумно отступить в сторону Донца и прекратить поход. Конники были измотаны быстрым переходом и требовали времени на восстановление сил. Недооценив надвигающуюся опасность, Игорь принимает роковое решение остаться на месте до утра. С рассветом стало ясно, что русские полки окружены со всех сторон половцами, силы которых значительно превосходили дружину Игоря. Битва продолжалась весь день с утра до ночи и всю следующую ночь. Русские полки были оттеснены от реки в сторону водораздела Крынки и Кальмиуса, им был отрезан путь назад. Основное сражение произошло недалеко от современного поселка Многополье. Потери русского войска были огромны. Семь курганов в поле рядом с поселком могут отражать место захоронения погибших.

Игорь принимает единственно возможное решение: прорываясь сквозь неприятеля, отступать вдоль реки Осыковой в сторону реки Каялы (Кальмиуса), чтобы затем, оторвавшись от преследования, покинуть половецкую землю. Двигаясь вдоль правого берега остатки русского войска достигают брода через Кальмиус у места впадения Осыковой (пос. Новоекатериновка). Когда основная часть русских воинов переправилась бродом через Кальмиус, и спасение было уже близко, Игорь увидел, что последним к переправе прибыл отряд его брата Всеволода, и что половцы настигли его, и началось сражение. Игорь поворачивает русские полки назад на помощь брату. В кровавом сражении пали почти все русские воины, а сам Игорь был окружен и попал в плен. В истории Татищева написано, что спастись удалось лишь 215 человекам.

Звучат строки летописи: «И тако, во день святаго воскресения, наведе на ны господь гневъ свой, в радости место наведе на ны плачь и во веселья место желю, на реце Каялы».

По мотивам «Слова…» А. Бородин написал музыку к всемирно известному балету «Князь Игорь». Это произведение имело прямое отношение к нашему городу и не раз исполнялось в Донецке в прежние годы. 1 сентября 1932 г. оперой А. Бородина «Князь Игорь» был открыт первый театральный сезон в Донецкий театральный трест (ныне Донбасс Опера). В апреле 1944 года в театр из эвакуации возвратились артисты во главе с режиссером Александром Здиховским, художником Эдуардом Ляховичем. И уже в сентябре 1944 года в театре состоялась премьера оперы А. Бородина «Князь Игорь». «Половецкие пляски» в опере поставил балетмейстер Большого театра, заслуженный артист республики Касьян Голейзовский.  «Половецкие пляски» исполняются и на Международном фестивале «Звезды мирового балета», который проводится в Донецке в последние годы. Любопытно, что Александр Порфирьевич Бородин был внебрачным сыном грузинского князя Луки Степановича Гедеванишвили, чей древнейший род связан кровными узами с потомками половецких ханов.

Ниже приводится карта территории, на которой происходили события и фрагмент из книги А. Черных «Древний мир сквозь призму звукосмысла».
Так сегодня выглядит брод через Кальмиус у слияния рек Осыковой и Кальмиуса, описываемый А.П. Черных.

Category: История

← МЕОТИДА ПТОЛЕМЕЯ

Поход Дария на скифов →

Пленение князя Игоря — Мой Бог рабом меня не называет! — LiveJournal

Исследователи, ученые, в том числе академик Д. Лихачев, взяв за основу Киевскую и Суздальскую летописи, считают, что Каяла-река (Сюурлий — по летописям) — место, где произошло сражение Игоря с половцами, послужившее поводом для написания памятника русской литературы «Слово о полку Игореве», является одним из притоков Донца.

Но никто из них не берет за основу само произведение, где отдельные события говорят о том, что сражение произошло на небольшой быстрой речке — притоке Дона, а не Донца. Ведь летописцы фиксировали событие из чьих-то и, может быть, не из первых уст, и не исключено, что не от участников похода, которые почти все погибли в сражении, а Игорь попал в плен.

Поэтому в данном случае к упоминанию в летописи о битве Игорева полка с половцами надо относиться очень и очень осторожно.

Давайте обратимся к самому произведению, поразмышляем над отдельными фактами и сделаем из этого некоторые выводы. А факты в «Слове» настолько ярко говорят сами за себя, что пренебрегать ими нельзя. Итак, где же Каяла-река? Рассмотрим время года и погодные условия перед походом Игоря. Согласно летописи Игорь ушел в поход в начале мая. Возникает вопрос: какую дату считать отправной?

Началом похода летописцы называют выход полков Игоря из Путивля. А точно ли это? Ведь со своим полком Игорь из Новгорода-Северского вышел раньше — 23 апреля. А в Путивле, соединившись с полком сына, он ждал курского князя, своего брата Всеволода, чтобы идти в Степь. Но Всеволод пришел в Путивль и сообщил Игорю, что его полк стоит у Курска и ждет его, Игоря. Об этом говорится не в летописи, а в «Слове». Вспомните: «И сказал ему Буй-Тур Всеволод. Седлай же брат своих борзых коней, а мои готовы, уже оседланы у Курска».

И еще не менее важное: «… пути им ведомы, яруги известны». Мог ли Игорь идти в незнаемую Степь без курян, которым ведомы пути? Конечно, нет! У него нет значительной силы, и полка. Следовательно, Игорь из Путивля пошел не в Степь, как утверждает автор Киевской летописи, а на соединение с Курским полком. И не где-то в незнакомой Степи встретился, а под Курском.

Если бы Игорь не был опытным предводителем, то можно было бы предположить, что он сразу пошел в Степь. И когда половцы могли бы разбить поодиночке как его полк, так и полк Буй-Тур Всеволода. Поэтому, взяв во внимание слова брата, можно утверждать, что все полки были собраны в одном месте: под Курском!

Теперь рассмотрим погодные условия. Начало похода Игоря приходится на конец апреля — начало мая. Это значит, что реки были еще разлиты. Мог ли Игорь вести свои полки в Степь прямо из Путивля, преодолевая разливы рек? Здесь следует внимательно прочитать слова автора: «Не такая, говорят, река Стугна: бедна водою, но, поглотив чужие ручьи и потоки, расширилась к устью и юного князя Ростислава скрыла на дне у темного берега…»

Весной не одна Стугна принимает ручьи, потоки от талого снега. Реки разлиты, мог ли Игорь вести полки, где помимо конных есть пешие воины, через эти разлившиеся реки? Ведь два полка переправить только через одну реку — проблема. И если бы Игорь из Путивля пошел сразу в Степь в сторону Донца, ему пришлось бы преодолеть не одну Сулу, а еще несколько рек, что в Степи чревато опасностями. Это еще одно доказательство того, что Игорь из Путивля пошел не в Степь, а в Курск на соединение с полком брата. И выход из Путивля — не начало похода.

Сколько примерно воинов участвовало в походе? В Путивле полк Игоря соединился с полком его сына. Каждый полк составлял несколько дружин. Обычно эта цифра была кратна трем. У князей в зависимости от обстоятельств дружины составляли разное количество воинов. Так упоминается в былинах. Для охоты — в дружине обычно от трех до семи воинов. При сборе дани в дружине было от 12 до 70 воинов, а для боевых действий — и того больше. Можно сделать вывод, что в каждой дружине Игоря было самое малое по сто человек. Три дружины — полк. Помимо конников были и пешие воины, что подтверждается словами: в произведении конные без лошадей сражались вместе с пешими. Только в двух полках — Новгород-Северском и Путивльском находилось не менее двухсот воинов. И с таким количеством людей крайне трудно форсировать разлившиеся от весеннего паводка реки.

Поэтому Игорь вел к Дону свои полки таким путем, где мало было водных преград.

Может быть, из-за потери части первоисточника «Слова» мы точно не знаем пути следования полка Игоря в Степь, к Дону. Поэтому будем анализировать те факты, которые нам известны в «Слове» (перевод О. В. Творогова). «Трубят трубы в Новгороде, стоят стяги в Путивле. Игорь ждет милого брата Всеволода». Исходя из вышесказанного, считаю, что Игорь повел полки из Путивля в Курск по дороге, расположенной на территории Руси, 27 апреля. Почему именно в эти дни? Потому что солнечное затмение произошло 1 мая, а Игорь уже был в Курске и был готов к походу в Степь.

Нетрудно определить, что солнечное затмение было 1 мая 1185 года, в воскресенье, в полдень. Полдня у Игоря ушли на окончательные сборы. Значит, до солнечного затмения Игорь в половецкое поле не ушел, хотя автор Киевской летописи утверждает, что Игорь прямо из Путивля отправился в Степь. Когда полки Игоря тенью покрылись, он обратился к воинам: «Лучше убитыми быть, чем плененными быть: так сядем, братья, на своих борзых коней, да посмотрим синий Дон. Хочу, — сказал, — копье преломить на границе поля Половецкого». Эти слова яснее ясного говорят о том, что Игорь во время солнечного затмения еще был на русской земле. И только после солнечного затмения он повел полки в Половецкое поле. Откуда? Из-под Курска. По какому пути? Если сразу на юг — значит, необходимо преодолевать водные преграды, да и не в сторону Дона. Но ведь Игорь решил посмотреть синий Дон. А путь от Курска к Дону — только на восток. И на этом пути нет никаких, а главное, водных преград.

Большая группа по численности воинов за полдня двигалась со скоростью 4-5 километров в час в сторону населенного пункта Становое. Пройдя за 7-8 часов 28-30 километров, полк спустился с возвышенности, холма, где проходила граница Русской земли. Вот когда автор «Слова» словно выдохнул с горечью в душе: «О, Русская земля! Уж за холмом ты!» Полк шел четыре дня. И читаем «Слово»: «Спозаранку в пятницу потоптали они поганые полки половецкие и распались стрелами по полю… Покрывалами, и плащами, и одеждами, и всякими нарядами половецкими стали мосты мостить по болотам и топям», — говорит автор «Слова». Где это было? После населенного пункта Гнилое. Здесь низинное место. И здесь, повернув на юг, полки Игоря спустились в низину. Неспроста автор снова вздохнул: «О, Русская земля! Уж за холмом ты!» «Тут копьям переломиться, тут саблям иступиться о шеломы половецкие, на реке, на Каяле, у Дона Великого». Так какая же река встретилась на пути Игоря у Дона Великого? Смотрим на карту. Потудань. Вот где произошло сражение полка Игоря с половцами — на берегу быстрой Каялы-Потудани. Здесь Игорь был взят в плен.

Интересное название реки — Потудань: по ту сторону реки можно взять дань, т.е. Русская земля.

Здесь, на берегу реки Потудани, необходимо поставить памятник сражению русских воинов с половцами, послужившему поводом для создания одного из первых русских литературных произведений — «Слова о полку Игореве».

Кто автор «Слова», кто так хорошо все знал и был достаточно образован? Уж не сам ли Игорь и написал «Слово»? Такое предположение высказано исследователями, и с ним можно согласиться.

Само произведение — яркий пример того, что вопреки утверждениям лжеисториков об отсталости Руси, это уже было государство с высокой культурой и умело постоять за себя. Русь уже была Великой!

Пленение князя Игоря, 1932-1933 гг. Иллюстрация к «Сказке» #14889154

Наши стандартные фотопечати (идеально подходят для оформления) отправляются в тот же или на следующий рабочий день, а большинство других отправлений — через несколько дней.

Фотопечать
Фотопечать на прочной фотобумаге архивного качества для яркого воспроизведения — идеальна для обрамления

Печать плакатов
Плакаты архивного качества идеально подходят для больших изображений и подходят для обрамления

Репродукция в рамке
Современные репродукции в рамке и вклейке – профессионально сделанные и готовые к развешиванию

Поздравительные открытки
Поздравительные открытки для дней рождения, свадеб, юбилеев, выпускных, благодарностей и многого другого

Холст 7 Печать на холсте Принты добавляют цвет, глубину и текстуру любому пространству. Профессионально натянутый холст на скрытую деревянную рамку и готовый к подвешиванию

Пазл
Пазл — идеальный подарок на любой случай

Старинные рамы
Репродукции в рамах и наклеенных под дерево со скошенной кромкой — профессионально изготовленные и готовые к развешиванию

Художественные репродукции
Лучшее, чем обладание оригинальными произведениями искусства с мягкой текстурированной натуральной поверхностью, нашей репродукцией изобразительного искусства отпечатки соответствуют стандартам самых требовательных хранителей музеев

Фото в рамке
Фотопринты поставляются в картонной упаковке, готовой к обрамлению

Премиум обрамление
Каркас из натурального дерева FSC и двойное крепление с белой подставкой для консервации — профессионально изготовлено и готово к подвешиванию

Кружка с фотографией
Наслаждайтесь любимым напитком из кружки, украшенной любимым изображением. Сентиментальные и практичные персонализированные кружки с фотографиями станут прекрасным подарком для близких, друзей или коллег по работе.

Стеклянная подставка
Индивидуальная стеклянная подставка. Также доступны элегантные полированные безопасные закаленные стекла и термостойкие коврики для столовых приборов.

Коврик для мыши
Фотопечать архивного качества на прочном коврике для мыши с нескользящей подложкой. Подходит для всех компьютерных мышей

Acrylic Blox
Обтекаемый, односторонний современный и привлекательный настольный принт

Metal Print
Металлические принты, изготовленные из прочного металла и роскошных технологий печати, оживляют изображения и придают им современный вид. любое место

Подушка
Украсьте пространство декоративными мягкими подушками

Стеклянная рамка
Крепления из закаленного стекла идеально подходят для настенного дисплея, а меньшие размеры можно использовать отдельно на встроенной подставке

Большая сумка
Наши сумки изготовлены из мягкой прочной ткани и снабжены ремнем для удобной переноски.

Стеклянные салфетки
Набор из 4 стеклянных салфеток. Элегантное полированное безопасное стекло и термостойкое. Также могут быть доступны подходящие подставки

Взятие в плен князя Игоря, 1932-1933 плакаты и репродукции Anonymous

  • Плакат изобразительного искусства
  • Картинка в рамке
  • Холст
  • Открытка
  • Поздравительная открытка

Аноним

Плакат изобразительного искусства

Другие продукты…

  • Невероятное качество печати жикле
  • Бумага для художественной печати плотностью 240 г/м²
  • Гарантия цвета более 100 лет

Художественный плакат / XS: 35,5 x 28 см / нет Плакат изобразительного искусства / S: 40 x 30 см / нет Художественный плакат / M: 50 x 40 см / нет Плакат изобразительного искусства / L: 70 x 50 см / нет Художественный плакат / XL: 80 x 60 см / нет Художественный плакат / XXL: 100 x 70 см / нет Художественный плакат / XXXL: 120 x 100 см / нет

£17,95Специальное предложение Был .

Вы экономите £-17,95 (ошибка Liquid (фрагменты/product.ondemand, строка 187): разделить на 0%).

  • Плакат изобразительного искусства
  • Картинка в рамке
  • Холст
  • Открытка
  • Поздравительная открытка

Закрыть

Информация о размерах

Размеры
Общий размер х см (х дюйм)
Художественное произведение х см (х дюйм)
Граница (крепление) см верх/низ (в)
см лево право (в)
Глубина 3,8 см (1,5)
Лицевая часть рамы 2см (0,79 дюйма)
Глубина 2,3 см (0,9 дюйма)

Модель 5 футов 4 дюйма (1,62 м)

Наши принты

Мы используем бумагу для изобразительного искусства плотностью 240 г/м² и фирменные чернила премиум-класса для создания идеальных репродукций.

Наш опыт и использование высококачественных материалов означают, что наши цвета для печати проходят независимую проверку на соответствие сроку службы от 100 до 200 лет .

Узнайте больше о наших репродукциях.

Произведено в Великобритании

Вся продукция создается на нашей печатной фабрике в Суррее в Великобритании, и мы являемся надежным партнером многих известных и уважаемых художественных галерей и музеев.

Мы гордимся тем, что произвели более 1 миллиона отпечатков для сотен тысяч клиентов.

Доставка и возврат

Мы печатаем все на заказ, поэтому сроки доставки могут варьироваться, но все отпечатки без рамы отправляются в течение 2-4 дней курьером или заказной почтой. все фотографии в рамке отправляются в течение 5-7 дней курьером или заказной почтой. все холсты отправляются в течение 5-7 дней курьером или заказным письмом. все открытки отправляются в течение 1-3 дней. все поздравительные открытки отправляются в течение 1-3 дней.

Доставка в Великобританию осуществляется 5 фунтов стерлингов за отпечаток без рамки любого размера, 10 фунтов стерлингов за печать в одной рамке, 10 фунтов стерлингов за одно полотно (5 фунтов стерлингов за рулонные полотна), 1 фунт стерлингов за одну карту, до 4 фунтов стерлингов за набор из 16 карт, 1 фунт стерлингов за одну карту, до 4 фунтов стерлингов за набор из 16 карт, или бесплатно, если вы потратите 60 фунтов стерлингов.

Мы с радостью заменим ваш заказ, если все не на 100% идеально.

Изображения продукта Взятие князя Игоря, 1932-1933 гг.

Информация о товаре Пленение князя Игоря, 1932-1933 гг.

Пленение князя Игоря, 1932-1933 гг.

Аноним

Пленение князя Игоря, 1932-1933 гг. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве». Голиков, Иван Иванович (1886-1937). Книжный дизайн, Школа Палеха. Находится в коллекции Музея русского лакового искусства Палеха, Палех.

Найти похожие изображения

зум

Узнайте больше

Другие работы художника Аноним.

Ознакомьтесь с коллекцией Образы наследия.

Поиск похожих репродукций изобразительного искусства
  • Fine Art Images
  • Жанр
  • Грибков
  • Холст, масло
  • покраска
  • Россия
  • Русская живопись 19 века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *