Племена древней руси карта: Карта расселения славянских племён на Руси в IX веке

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В 6–10 ВЕКАХ. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. ДРЕВНЕРУССКИЕ ПАМЯТНИКИ • Большая российская энциклопедия

Пальчатые фибулы. Бронза (6 в.): 1 – Курская обл. Музей археологии (Курск).

Ран­не­сла­вян­ские куль­ту­ры. В на­ча­ле Сред­не­ве­ко­вья сла­вя­не, за­се­ляв­шие Вос­точ­но-Ев­ро­пей­скую рав­ни­ну, пред­став­ле­ны не­сколь­ки­ми ар­хео­ло­ги­че­ски­ми куль­ту­ра­ми, вы­де­ляе­мы­ми по осо­бен­но­стям по­гре­баль­но­го ри­туа­ла, до­мо­строи­тель­ст­ва и ке­ра­ми­ки. В ме­ж­ду­ре­чье Дне­ст­ра и ниж­не­го Днеп­ра – это пень­ков­ская куль­ту­ра (5–7 вв.), раз­вив­шая­ся из по­доль­ско-днеп­ров­ско­го ва­ри­ан­та чер­ня­хов­ской куль­ту­ры (3–4 вв.) при уча­стии пле­мён ки­ев­ской куль­ту­ры (3–4 вв.). Пень­ков­ская куль­ту­ра боль­шин­ст­вом ис­сле­до­ва­те­лей свя­зы­ва­ет­ся с ан­та­ми – диа­лект­но-пле­мен­ным об­ра­зо­ва­ни­ем сла­вян позд­ней ста­дии пра­сла­вян­ской ис­то­рии, сло­жив­шим­ся в ус­ло­ви­ях сла­вя­но-иран­ско­го сим­био­за в Се­вер­ном При­чер­но­мо­рье в 3–4 вв.

2 – Среднее Поднепровье. Киргизский исторический музей (Бишкек).

В 7 в. но­си­те­ли пень­ков­ской куль­ту­ры рас­се­ли­лись в ме­ж­ду­ре­чье ниж­не­го Ду­ная и Дне­ст­ра, где со­вме­ст­но со сла­вя­на­ми праж­ско-кор­чак­ской куль­ту­ры и ме­ст­ным на­се­ле­ни­ем соз­да­ли ипо­теш­ты-кын­дешт­скую куль­ту­ру (5–7 вв.). В 8 в. пень­ков­ская куль­ту­ра эво­лю­цио­ни­ро­ва­ла в сах­нов­скую, а по­след­няя при­ня­ла уча­стие в фор­ми­ро­ва­нии древ­не­рус­ской куль­ту­ры. Из сре­ды ан­тов вы­шли хор­ва­ты (Се­ве­ро-Вос­точ­ное При­кар­па­тье), ти­вер­цы (Под­не­ст­ро­вье) и ули­чи (пер­во­на­чаль­но на ниж­нем Дне­пре, а за­тем в ме­ж­ду­ре­чье Юж­но­го Бу­га и Дне­ст­ра).

Восточная Европа в 1-м тыс. н. э. Расселение славян.

Дру­гая круп­ная груп­па сла­вян пред­став­ле­на праж­ско-кор­чак­ской куль­ту­рой (5–7 вв.). Её аре­ал про­сти­ра­ет­ся от верх­ней Эль­бы до пра­во­бе­ре­жья Ки­ев­ско­го По­днеп­ро­вья. С вос­точ­ны­ми сла­вя­на­ми свя­за­на вос­точ­ная часть этой куль­ту­ры на Во­лы­ни и в При­пят­ском По­ле­сье.

Её но­си­те­ли в этом ре­гио­не час­то ото­жде­ст­в­ля­ют­ся с ду­ле­ба­ми рус. ле­то­пи­сей. Здесь праж­ско-кор­чак­ская куль­ту­ра к нач. 8 в. эво­лю­цио­ни­ро­ва­ла в лу­ка-рай­ко­вец­кую (8–9 вв.), а по­след­няя – в древ­не­рус­скую. В ареа­ле лу­ка-рай­ко­вец­кой куль­ту­ры вы­де­ля­ют­ся че­ты­ре ре­гио­на кон­цен­тра­ции ар­хео­ло­ги­че­ских па­мят­ни­ков, раз­де­лён­ных лес­ны­ми или бо­ло­ти­сты­ми про­стран­ст­ва­ми. Они мо­гут быть со­от­не­се­ны с ле­то­пис­ны­ми во­лы­ня­на­ми (вер­хо­вья Бу­га, Сты­ри и Го­ры­ни), древ­ля­на­ми (вер­хо­вья Те­те­ре­ва и Ужа), дре­го­ви­ча­ми (бас­сейн При­пя­ти, где позд­нее сло­жи­лась Ту­ров­ская зем­ля) и по­ля­на­ми (Ки­ев­ское По­днеп­ро­вье).

Височные кольца восточных славян: 1 – вятичей; 2 – радимичей; 3 – северян; 4 – дреговичей; 5 – кривичей; 6 – словен ильменских. 11–12 вв. Исторический музей (…

Тре­тья груп­па ран­не­сред­не­ве­ко­вых сла­вян, как и ан­ты, вос­хо­дит к чер­ня­хов­ской куль­ту­ре. На­ше­ст­вие гун­нов пол­но­стью на­ру­ши­ло раз­ви­тие по­след­ней. Толь­ко срав­ни­тель­но не­боль­шая часть на­се­ле­ния ос­та­лась в ле­со­степ­ной час­ти ме­ж­ду­ре­чья Дне­ст­ра и Днеп­ра (пень­ков­ская куль­ту­ра). Зна­чи­тель­ные мас­сы вме­сте с гун­на­ми уст­ре­ми­лись на за­пад, а од­на груп­па пе­ре­се­ли­лась в пло­до­род­ные зем­ли Сред­не­го По­вол­жья, где ими бы­ла соз­да­на имень­ков­ская куль­ту­ра (кон. 4–7 вв.). Втор­же­ние в сред­не­волж­ские зем­ли на ру­бе­же 7–8 вв. ко­чев­ни­ков-бол­гар вы­ну­ди­ло часть имень­ков­ско­го на­се­ле­ния по­ки­нуть их и рас­се­лить­ся в ме­ж­ду­ре­чье Днеп­ра и верх­не­го До­на, вплоть до верх­ней и сред­ней Оки. Эта диа­лект­но-пле­мен­ная груп­па сла­вян пред­став­ле­на во­лын­цев­ской куль­ту­рой (кон. 7–8 вв.), транс­фор­ми­ро­вав­шей­ся в ро­мен­скую, бор­шев­скую и ок­скую (8– 9 вв.), ко­то­рые, в свою оче­редь, ста­ли ос­но­вой древ­не­рус­ской куль­ту­ры это­го ре­гио­на. К этой груп­пе от­но­сят­ся упо­ми­нае­мые в ле­то­пи­сях се­ве­ря­не (ле­во­бе­ре­жье Сред­не­го По­днеп­ро­вья), вя­ти­чи (бас­сейн верх­ней и сред­ней Оки), ра­ди­ми­чи (бас­сейн Со­жа), а так­же не­из­вест­ные ле­то­пис­цу дон­ские сла­вя­не.

Скандинавские украшения на территории Древней Руси (10 в.): 1 – подвески. Гнёздово. Серебро. Эрмитаж (С.-Петербург).

Куль­ту­ры смо­лен­ско-по­лоц­ких и псков­ских длин­ных кур­га­нов. Се­вер­ные лес­ные об­лас­ти Вос­точ­но-Ев­ро­пей­ской рав­ни­ны до 5 в. при­над­ле­жа­ли пле­ме­нам балт­ской и фин­но-угор­ской язы­ко­вых групп. В кон. 4–5 вв., как сви­де­тель­ст­ву­ют мно­го­чис­лен­ные на­ход­ки сред­не­ев­ро­пей­ско­го про­вин­ци­аль­но-рим­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния, мас­сы пе­ре­се­лен­цев из бас­сей­на сред­ней Вис­лы и смеж­ных рай­онов бас­сей­на Оде­ра ос­ваи­ва­ют бас­сей­ны Иль­ме­ня и Псков­ско­го озе­ра, По­лоц­кое Под­ви­нье, Смо­лен­ское По­днеп­ро­вье и ме­ж­ду­ре­чье Вол­ги и Клязь­мы. Преж­ние ар­хео­ло­ги­че­ские куль­ту­ры в этих ре­гио­нах пре­кра­ща­ют су­ще­ст­во­ва­ние, скла­ды­ва­ет­ся но­вая сис­те­ма рас­се­ле­ния, фор­ми­ру­ют­ся но­вые куль­ту­ры.

2 – уздечка парадная. Гнёздово. Бронза, кожа. МГУ (Москва).

4 – овальная скандинавская фибула. Гнёздово. Бронза. МГУ (Москва). 3 – овальная скандинавская фибула. Приладожье. Бронза. Исторический музей (Москва).

В Псков­ско-Иль­мен­ском ре­гио­не это – куль­ту­ра псков­ских длин­ных кур­га­нов (5–8 вв.), по всем при­зна­кам со­от­но­си­мая с ран­не­сред­не­ве­ко­вы­ми сла­вян­ски­ми древ­но­стя­ми, она по­сте­пен­но пе­ре­рас­та­ет в древ­не­рус­скую. От­дель­ные эле­мен­ты ука­зы­ва­ют на на­ли­чие в со­ста­ве её но­си­те­лей так­же бал­тов и фин­но-уг­ров, вско­ре сла­вя­ни­зи­ро­ван­ных. Кри­ви­чи псков­ские бы­ли пря­мы­ми по­том­ка­ми но­си­те­лей куль­ту­ры псков­ских длин­ных кур­га­нов. В Смо­лен­ско-По­лоц­ком ре­гио­не фор­ми­ру­ет­ся ту­шем­лин­ская куль­ту­ра (5–7 вв.) с уча­сти­ем днеп­ров­ских бал­тов и при­шлых сла­вян. В 8 в. сю­да пе­ре­се­ля­ют­ся сла­вя­не из Псков­ско-Иль­мен­ских зе­мель, скла­ды­ва­ет­ся куль­ту­ра смо­лен­ско-по­лоц­ких длин­ных кур­га­нов (8–9 вв.), ото­жде­ст­в­ляе­мая со смо­лен­ско-по­лоц­ки­ми кри­ви­ча­ми. В ме­ж­ду­ре­чье Вол­ги и Клязь­мы, где про­жи­ва­ла фин­ноя­зыч­ная ме­ря, фор­ми­ру­ет­ся ме­рян­ская куль­ту­ра (6–8 вв.

), в соз­да­нии ко­то­рой уча­ст­во­ва­ли так­же сред­не­ев­ро­пей­ские пе­ре­се­лен­цы-сла­вя­не. В При­иль­ме­нье на ос­но­ве удо­мель­ских древ­но­стей об­ра­зу­ет­ся куль­ту­ра со­пок (8–9 вв.), ото­жде­ст­в­ляе­мая со сло­ве­на­ми иль­мен­ски­ми.

Ме­ж­ду се­вер­ным и юж­ным ре­гио­на­ми рас­се­ле­ния сла­вян со­хра­ня­лись об­лас­ти про­жи­ва­ния бал­тов. Им при­над­ле­жит ко­ло­чин­ская куль­ту­ра в ме­ж­ду­ре­чье Днеп­ра и Со­жа (5–8 вв.), но­си­те­лей ко­то­рой мож­но ото­жде­ст­вить с голь­те­ски­фа­ми, упо­ми­нае­мы­ми у гот­ско­го ис­то­ри­ка 6 в. Иор­да­на. В бас­сей­не Оки до 12 в. со­хра­ня­лась го­лядь, из­вест­ная по со­об­ще­ни­ям ле­то­пи­сей, с ней ото­жде­ст­в­ля­ет­ся мо­щин­ская куль­ту­ра.

Рас­се­ле­ние вос­точ­ных сла­вян и фор­ми­ро­ва­ние древ­не­рус­ской куль­ту­ры. На­чи­ная с 7 в. на Вос­точ­но-Ев­ро­пей­ской рав­ни­не ар­хео­ло­ги­че­ски про­сле­жи­ва­ет­ся но­вый при­ток сла­вян­ско­го на­се­ле­ния с Ду­ная, сна­ча­ла в Под­не­ст­ро­вье и По­днеп­ро­вье, а по­сле раз­гро­ма Ве­ли­ко­мо­рав­ской дер­жа­вы (906) – вплоть до При­ла­до­жья.

В 8 в. но­вая вол­на сла­вян­ских ми­гра­ций в Вос­точ­ную Ев­ро­пу из зе­мель к се­ве­ру от ниж­не­го Ду­ная бы­ла вы­зва­на дав­ле­ни­ем ро­ман­ско­го на­се­ле­ния (вла­хов/во­ло­хов). Сре­ди сла­вян­ских пе­ре­се­лен­цев с Ду­ная бы­ло не­ма­ло ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ре­мес­лен­ни­ков, что да­ло им­пульс раз­ви­тию гон­чар­но­го, юве­лир­но­го и др. ре­мё­сел Древ­ней Ру­си. По­сте­пен­ное про­ник­но­ве­ние сла­вян из Ду­най­ских зе­мель на­шло от­ра­же­ние в «По­вести вре­мен­ных лет» и вос­точ­но­сла­вян­ском фольк­ло­ре. Рас­се­ле­ние ду­най­ских сла­вян сыг­ра­ло ог­ром­ную роль в эт­но­куль­тур­ной кон­со­ли­да­ции раз­но­пле­мён­но­го сла­вян­ст­ва Вос­точ­ной Ев­ро­пы.

Дру­гой дви­жу­щей си­лой ин­те­гра­ции вос­точ­ных сла­вян ста­ло скла­ды­ва­ние древ­не­рус­ско­го дру­жин­но­го со­сло­вия. В 10 в. оно объ­е­ди­ни­ло раз­ные по про­ис­хо­ж­де­нию эт­ни­че­ские ком­по­нен­ты и ста­ло круп­ным над­пле­мен­ным об­ра­зо­ва­ни­ем, куль­ту­ра ко­то­ро­го впи­та­ла в се­бя как ме­ст­ные, так и скан­ди­нав­ские, ви­зан­тий­ские и вос­точ­ные эле­мен­ты.

В 10 в. бла­го­да­ря при­сут­ст­вию скан­ди­нав­ских дру­жин­ни­ков и куп­цов осо­бен­но силь­но ощу­ща­ет­ся скан­ди­нав­ское влия­ние в куль­ту­ре па­мят­ни­ков, свя­зан­ных с круп­ны­ми тор­го­вы­ми пу­тя­ми и ран­не­го­род­ски­ми цен­тра­ми (Ста­рая Ла­до­га, Гнёз­до­во под Смо­лен­ском, Шес­то­ви­цы под Чер­ни­го­вом, мо­гиль­ни­ки Яро­слав­ско­го По­вол­жья и др.).

Важ­ным фак­то­ром фор­ми­ро­ва­ния древ­не­рус­ской на­род­но­сти ста­ло ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие го­ро­дов. На всей тер­ри­то­рии Ру­си скла­ды­ва­ет­ся еди­ная го­род­ская куль­ту­ра с оди­на­ко­вы­ми ре­мес­лен­ны­ми тра­ди­ция­ми (куз­неч­ное, гон­чар­ное, юве­лир­ное, кос­то­рез­ное, де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щее ре­мёс­ла). Ме­тал­ли­че­ское уб­ран­ст­во кос­тю­ма го­ро­жа­нок не име­ло ре­гио­наль­ных раз­ли­чий. Из­де­лия го­род­ских ре­мес­лен­ни­ков бла­го­да­ря раз­ви­тию тор­гов­ли про­ни­ка­ли в сель­скую ме­ст­ность, в ре­зуль­та­те че­го на всей тер­ри­то­рии Ру­си бы­то­ва­ли ук­ра­ше­ния, пред­ме­ты бы­та и воо­ру­же­ния об­ще­рус­ских ти­пов.

На всей тер­ри­то­рии, за­ни­мае­мой вос­точ­ны­ми сла­вя­на­ми на­чи­ная с 9–10 вв., скла­ды­ва­ет­ся един­ст­во по­гре­баль­но­го ри­туа­ла – рас­про­стра­ня­ют­ся кур­га­ны, од­но­тип­ные по об­ря­ду и ин­вен­та­рю. Всю­ду кре­ма­ция по­сте­пен­но сме­ня­ет­ся тру­по­по­ло­же­ния­ми с за­пад­ной ори­ен­та­ци­ей по­гре­бён­ных. Брас­ле­ты, пер­ст­ни, серь­ги, лун­ни­цы, оже­ре­лья из стек­лян­ных и пас­то­вых бус, пред­ме­ты бы­та, со­про­во­ж­даю­щие кур­ган­ные за­хо­ро­не­ния, при­над­ле­жат в осн. к об­щим ти­пам. Па­мят­ни­ка­ми древ­не­рус­ской куль­ту­ры, кро­ме кур­ган­ных мо­гиль­ни­ков, яв­ля­ют­ся ис­то­ри­че­ские го­ро­да, го­ро­ди­ща (во­ло­ст­ные и об­щин­ные цен­тры, вла­дель­че­ские усадь­бы, не­боль­шие кре­по­сти) и се­ли­ща. О язы­че­ст­ве сви­де­тель­ст­ву­ют свя­ти­ли­ща, куль­то­вые кам­ни и из­вая­ния. На юге, на по­гра­ни­чье с ко­че­вым ми­ром, из­вест­ны обо­ро­ни­тель­ные со­ору­же­ния, име­нуе­мые «змие­вы­ми ва­ла­ми».

На­ря­ду с этим к 12 в. вы­яв­ля­ют­ся и эле­мен­ты преж­не­го пле­мен­но­го чле­не­ния вос­точ­ных сла­вян. По ром­бо­щит­ко­вым ви­соч­ным коль­цам в бас­сей­не Иль­ме­ня и смеж­ных ме­ст­но­стях вы­де­ля­ют­ся сло­ве­не иль­мен­ские. Для смо­лен­ско-по­лоц­ких кри­ви­чей бы­ли ха­рак­тер­ны брас­ле­то­об­раз­ные ви­соч­ные коль­ца, а для древ­не­рус­ско­го на­се­ле­ния, вы­шед­ше­го из ме­рян­ской куль­ту­ры, – брас­ле­то­об­раз­ные ук­ра­ше­ния с не­за­вя­зан­ны­ми кон­ца­ми. Вя­ти­чи но­си­ли се­ми­ло­па­ст­ные ви­соч­ные коль­ца, ра­ди­ми­чи – се­ми­лу­че­вые, се­ве­ря­не – спи­раль­ные. Во­лы­ня­не, древ­ля­не, дре­го­ви­чи и по­ля­не, как срав­ни­тель­но позд­но об­ра­зо­вав­шие­ся объ­е­ди­не­ния, не име­ли в жен­ском уб­ран­ст­ве эт­но­гра­фи­че­ских раз­личий. Так­же не бы­ло соб­ст­вен­ных ви­соч­ных ук­ра­ше­ний у ули­чей, ти­вер­цев и хор­ва­тов. Эти пле­ме­на раз­ли­ча­ют­ся по не­ко­то­рым осо­бен­но­стям по­гре­баль­но­го ри­туа­ла.

Балт­ские пле­ме­на. На се­ве­ро-за­па­де со­се­дя­ми вос­точ­ных сла­вян бы­ли бал­ты. Тер­ри­то­рию совр. Лит­вы на­се­ля­ли древ­не­ли­тов­ские пле­ме­на. В бас­сей­не Ня­ри­са ло­ка­ли­зу­ет­ся лит­ва, ха­рак­те­ри­зуе­мая куль­ту­рой вос­точ­но­ли­тов­ских кур­га­нов (5–12 вв.). За­пад­нее, пре­иму­ще­ст­вен­но в бас­сей­не р. Ня­ве­жис, жи­ли аук­штай­ты, важ­ней­ши­ми па­мят­ни­ка­ми (5–13 вв.) ко­то­рых яв­ля­ют­ся грун­то­вые мо­гиль­ни­ки с об­ря­дом кре­ма­ции и ин­гу­ма­ции, а в 10–13 вв. и с за­хо­ро­не­ния­ми не­со­жжён­ных ко­ней с бо­га­тым сна­ря­же­ни­ем. В цен­траль­ной час­ти Лит­вы (бас­сейн р. Ня­ве­жис и смеж­ные зем­ли) оби­та­ли же­май­ты (жмудь древ­не­рус­ских ле­то­пи­сей), вы­де­ляе­мые по грун­то­вым мо­гиль­ни­кам 5–12 вв. с тру­по­по­ло­же­ния­ми.

За­пад­нее оби­та­ли ят­вя­ги, прус­сы, скал­вы и кур­ши, со­став­ляв­шие за­пад­ную груп­пу бал­тов. Ят­вя­гам (су­да­вам) при­над­ле­жа­ли Ли­тов­ское За­не­ма­нье, Су­вал­кия и часть Верх­не­го По­не­ма­нья. Их па­мят­ни­ки – ка­мен­ные кур­га­ны (5– 11 вв.) и ка­мен­ные мо­гиль­ни­ки, в ко­то­рых мо­ги­лы обо­зна­ча­лись клад­ка­ми из кам­ней (10–15 вв. ). Ме­ж­ду ниж­ни­ми те­че­ния­ми Вис­лы и Не­ма­на жи­ли прус­сы, хо­ро­нив­шие умер­ших в бес­кур­ган­ных нек­ро­по­лях, в ко­то­рых мо­ги­лы обо­зна­ча­лись круг­лы­ми, по­лу­круг­лы­ми и че­ты­рёх­уголь­ны­ми клад­ка­ми из кам­ней. Умер­ших не­ред­ко со­про­во­ж­да­ли кон­ские по­гре­бе­ния или кон­ское сна­ря­же­ние.

В ни­зовь­ях Не­ма­на ло­ка­ли­зу­ют­ся скал­вы. Их мо­гиль­ни­ки 5–13 вв. – грун­то­вые, с за­хо­ро­не­ния­ми по об­ря­ду ин­гу­ма­ции и кре­ма­ции. Се­вер­нее, по по­бе­ре­жью Бал­тий­ско­го мо­ря, жи­ли кур­ши (корсь древ­не­рус­ских ле­то­пи­сей). В 2–7 вв. они хо­ро­ни­ли умер­ших в грун­то­вых мо­гиль­ни­ках с вен­ца­ми из кам­ней на по­верх­но­сти. Позд­нее вен­цы из кам­ней ис­че­за­ют. Ха­рак­тер­ны­ми для кур­шей бы­ли брон­зо­вые под­вес­ки-греб­ни.

Наи­бо­лее круп­ным древ­не­ла­тыш­ским пле­ме­нем бы­ли лат­га­лы, на­се­ляв­шие сев.-вост. часть совр. Лат­вии. Для них ха­рак­тер­ны грун­то­вые мо­гиль­ни­ки с тру­по­по­ло­же­ния­ми (5–13 вв. ). В со­став жен­ско­го уб­ран­ст­ва вхо­ди­ли го­лов­ные вен­ки из спи­ра­лей и бля­шек и на­плеч­ные по­кры­ва­ла ти­па совр. вил­лай­не, ук­ра­шен­ные спи­раль­ка­ми и тра­пе­цие­вид­ны­ми под­вес­ка­ми. Юж­ны­ми со­се­дя­ми лат­га­лов бы­ли се­лы. Их па­мят­ни­ки в 1– 6 вв. – кур­га­ны с коль­це­вой ка­мен­ной об­клад­кой, в 6 в. по­яв­ля­ют­ся так­же грун­то­вые мо­гиль­ни­ки. В бас­сей­не р. Лие­лу­пе жи­ли зем­га­лы, ха­рак­тер­ны­ми ук­ра­ше­ния­ми ко­то­рых бы­ли жгу­то­вые го­лов­ные вен­ки, шей­ные грив­ны и брон­зо­вые бу­лав­ки с под­вес­ка­ми на це­поч­ках.

Фин­но-угор­ские пле­ме­на. Се­вер­ные зем­ли Вос­точ­ной Ев­ро­пы за­се­ля­ли фин­ноя­зыч­ные пле­ме­на. При­бал­тий­ско-фин­скую груп­пу со­став­ля­ли эс­ты, ли­вы, сумь, емь, ко­ре­ла, ижо­ра и водь. Эс­ты (чудь древ­не­рус­ских ле­то­пи­сей) за­ни­ма­ли тер­ри­то­рию Эс­то­нии. Для куль­ту­ры эс­тов 5–12 вв. ха­рак­тер­ны ка­мен­ные мо­гиль­ни­ки с кол­лек­тив­ны­ми тру­по­сож­же­ния­ми с ог­рад­ка­ми или вы­клад­ка­ми из кам­ней. В 10–13 вв. ти­пич­но эс­т­ским ук­ра­ше­ни­ем бы­ли бу­лав­ки с кре­сто­вид­ны­ми го­лов­ка­ми.

Ли­вы жи­ли в ни­зовь­ях За­пад­ной Дви­ны и на по­бе­ре­жье Риж­ско­го за­ли­ва. Ка­мен­ные мо­гиль­ни­ки ли­вов 2-й пол. 1-го тыс. близ­ки к эс­т­ским. В 10– 13 вв. для их жен­ско­го кос­тю­ма бы­ли ха­рак­тер­ны за­им­ст­во­ван­ные у скан­ди­на­вов скор­лу­по­об­раз­ные фи­бу­лы, со­еди­нён­ные на­груд­ны­ми це­поч­ка­ми, шей­ные грив­ны и но­жи в око­ван­ных брон­зой ор­на­мен­ти­ро­ван­ных нож­нах.

На юж. по­бе­ре­жье Фин­ско­го за­ли­ва про­жи­ва­ла водь. Её па­мят­ни­ки 2-й пол. 1-го тыс. н.э. на­по­ми­на­ют мо­гиль­ни­ки эс­тов. В 11–14 вв. водь на Ижор­ском пла­то под влия­ни­ем сла­вян ста­ла на­сы­пать кур­га­ны. Сла­вя­ни­зи­ро­ван­ная водь вы­де­ля­ет­ся в сла­вян­ском ок­ру­же­нии по мно­го­бу­син­ным ви­соч­ным коль­цам и шу­мя­щим под­вес­кам. В об­лас­ти юж­нее Не­вы ло­ка­ли­зу­ет­ся ижо­ра, грун­то­вые мо­гиль­ни­ки ко­то­рой от­но­сят­ся к 13–16 вв.

Об­лас­ти к за­па­ду от Ла­дож­ско­го озе­ра за­ни­ма­ла ле­то­пис­ная ко­ре­ла (совр. ка­ре­лы), ко­то­рой при­над­ле­жат грун­то­вые мо­гиль­ни­ки с тру­по­сож­же­ния­ми (до 11 в.) и тру­по­по­ло­же­ния­ми (11– 13 вв). Ха­рак­тер­ны го­лов­ное ук­ра­ше­ние из пле­тё­ных се­реб­ря­ных про­во­ло­чек, скор­лу­по­об­раз­ные фи­бу­лы с ор­на­мен­та­ци­ей, на­по­ми­наю­щей ра­ка с рас­прав­лен­ны­ми клеш­ня­ми, под­ко­во­об­раз­ные фи­бу­лы с рас­ти­тель­ным узо­ром и брон­зо­вые ор­на­мен­ти­ро­ван­ные ру­ко­ят­ки но­жей. На се­вер от ко­ре­лы про­сти­ра­лись зем­ли ло­па­рей (ле­то­пис­ная лопь), пред­ков совр. саа­мов, древ­но­сти ко­то­рых по­ка сла­бо изу­че­ны.

Ме­ж­ду Ла­дож­ским оз. и Бе­ло­зерь­ем оби­та­ла весь (совр. веп­сы). В При­ла­до­жье ей при­над­ле­жат кур­га­ны с оча­га­ми и би­ри­ту­аль­ны­ми за­хо­ро­не­ния­ми, в Бе­ло­зе­рье – грун­то­вые и кур­ган­ные мо­гиль­ни­ки. В за­хо­ро­не­ни­ях мно­го ти­пич­но фин­ских ук­ра­ше­ний – шу­мя­щих под­ве­сок, иголь­ни­ков, ко­по­ушек, це­пе­дер­жа­те­лей.

По­волж­ско-фин­скую груп­пу об­ра­зу­ют ме­ря, о ко­то­рой ска­за­но вы­ше, ма­рий­цы, му­ро­ма, ме­ще­ра и морд­ва. Ма­рий­цы (че­ре­мись древ­не­рус­ских ле­то­пи­сей) про­жи­ва­ли в бас­сей­не Вет­лу­ги и при­ле­гаю­щем к не­му по­ре­чье Вол­ги. Ха­рак­тер­ны на­лоб­ная по­вяз­ка с брон­зо­вы­ми на­клад­ка­ми или про­во­ло­кой, ими­ти­рую­щей пле­тён­ку, це­поч­ка, про­во­лоч­ные ви­соч­ные коль­ца с мно­го­гран­ны­ми или ок­руг­лы­ми го­лов­ка­ми, ко­жа­ные на­груд­ни­ки и на­груд­ные под­вес­ки.

Древ­но­сти му­ро­мы, жив­шей в ниж­нем те­че­нии Оки, из­вест­ны в осн. по грун­то­вым мо­гиль­ни­кам с тру­по­по­ло­же­ния­ми (6–11 вв.). Для неё ти­пич­ны про­во­лоч­ные щит­ко­во­ко­неч­ные ви­соч­ные коль­ца, на­кос­ни­ки из про­ни­зок, обой­миц и ко­ло­коль­чи­ков и мно­го­чис­лен­ные под­вес­ки, при­ве­ши­вае­мые на гру­ди, к поя­су и обу­ви. В ме­ж­ду­ре­чье Клязь­мы и Оки ло­ка­ли­зу­ет­ся ме­ще­ра, па­мят­ни­ки ко­то­рой сла­бо изу­че­ны.

В бас­сей­не Су­ры и смеж­ных об­лас­тях Оки, Вол­ги, Цны и Ала­ты­ря про­жи­ва­ла морд­ва. Осн. па­мят­ни­ки – бес­кур­ган­ные мо­гиль­ни­ки с тру­по­по­ло­же­ния­ми (5–14 вв. ). Ха­рак­тер­ны ви­соч­ные под­вес­ки с гру­зи­ком и спи­ра­лью, на­кос­ни­ки с брон­зо­вы­ми про­низ­ка­ми или в ви­де длин­ной труб­ки из лу­ба, об­мо­тан­но­го брон­зо­вой спи­ра­лью (пу­ло­керь), пряж­ки-сюль­га­мы, зоо­морф­ные шу­мя­щие под­вес­ки.

К перм­ской груп­пе при­над­ле­жат уд­мур­ты, ко­ми-зы­ря­не и ко­ми-пер­мя­ки. Уд­мур­ты (во­тя­ки древ­не­рус­ских ле­то­пи­сей) за­се­ля­ли об­ласть по ре­кам Вят­ка, Чеп­ца, Пиж­ма и Ка­ма. Им при­над­ле­жит че­пец­кая куль­ту­ра (9–15 вв.), эво­лю­цио­ни­ро­вав­шая из по­лом­ской (5– 8 вв.). Яр­ким па­мят­ни­ком яв­ля­ет­ся го­ро­ди­ще Ид­на­кар.

Ко­ми-зы­ря­не пред­став­ле­ны ван­виз­дин­ской (4–9 вв.) и вым­ской (9–12 вв.) куль­ту­ра­ми, ло­ка­ли­зуе­мы­ми по р. Вымь и в вер­ховь­ях Вы­че­гды. По­гре­бе­ния в вым­ских грун­то­вых мо­гиль­ни­ках со­вер­ша­лись по об­ря­дам кре­ма­ции и ин­гу­ма­ции, со­про­во­ж­да­лись ору­жи­ем, ору­дия­ми тру­да и ук­ра­ше­ния­ми.

Ко­ми-пер­мя­ки за­се­ля­ли вер­хо­вья Ка­мы и ме­ст­но­сти по её при­то­кам – Ви­ше­ре, Ись­ве и Об­ве. Ими ос­тав­ле­на ро­да­нов­ская куль­ту­ра (9–15 вв.), ве­ду­щая на­ча­ло от ха­ри­но-ло­мо­ва­тов­ской (5– 9 вв.). Их пле­мен­ны­ми ук­ра­ше­ния­ми бы­ли шу­мя­щие под­вес­ки: дву­конь­ко­вые, с ароч­ным щит­ком и со щит­ком в ви­де двух якорь­ков.

В бас­сей­не Пе­чо­ры к ран­не­му Сред­не­ве­ко­вью от­но­сит­ся би­чев­ни­че­ская куль­ту­ра. Её но­си­те­лем яв­ля­ет­ся из­вест­ная по ле­то­пи­сям пе­че­ра, го­во­рив­шая на од­ном из са­мо­дий­ских язы­ков.

История: Наука и техника: Lenta.ru

«Никакие вы не славяне, на самом деле вы финно-угры!» — такие упреки в полемическом задоре часто адресуют русским людям некоторые жители одной соседней с Россией страны. И дальше следуют пространные рассуждения о том, что во времена Киевской Руси на территории нынешней Центральной России обитали финские племена, которые якобы и есть предки нынешних русских. Понятно, что такой бессмысленный и примитивный демагогический прием применяется исключительно в пропагандистских целях, чтобы потешить уязвленное и еще не совсем сформированное национальное самосознание. «Лента.ру» рассказывает, почему подобные претензии несостоятельны, но в то же время дают нам возможность вспомнить малоизвестные страницы нашей ранней истории.

Мерянская земля

Все мы знаем, что междуречье Волги и Оки стало не только ядром российского государства, но и местом, где сформировался и вышел на историческую арену русский народ. Но если внимательно посмотреть на карту Центральной России, то можно заметить удивительную закономерность — очень многие топонимы (названия географических объектов) имеют явно неславянское происхождение. Например — Москва, Ока, Яхрома, Векса, Лехта, Неро, Толгобол, Нерехта, Печегда, Кинешма, Кострома, Чухлома, Палех, Ухтома, Шуя, Валдай, Селигер, Киржач, Клязьма, Колокша, Хохлома, Вирея, Пахра, Талдом и многие другие. А если еще взглянуть на историческую карту тысячелетней давности, то обнаружится, что этот регион в ту пору почти исключительно был населен финскими племенами мурома, мещера и меря. Поэтому многие вышеперечисленные топонимы имеют финноязычное происхождение. И если наименования мещера и мурома сохранились до наших дней в названиях подмосковной природной территории и известного города Владимирской области, то от мери не осталось почти ничего.

Племя меря в древности занимало обширную территорию Залесья от берегов Москвы-реки в районе современного Звенигорода до Волги и Галичского озера. Кстати, нынешний Галич в Костромской области, основанный переселенцами из современного Галича в Ивано-Франковской области Украины (именно от него появились наименования Галичина и Галиция), первоначально назывался Галич Мерьский. Меря жили небольшими поселениями по берегам многочисленных рек и озер, стараясь не заходить далеко в дремучие леса. Занимались они преимущественно собирательством, охотой, рыболовством и скотоводством. Археологи считают, что до появления славян земледелие в нынешней Центральной России почти отсутствовало. Это и неудивительно: регион и позже долго считался зоной рискованного земледелия. Из-за неблагоприятных природно-климатических условий здешние почвы часто давали весьма скудные урожаи.

Меря оставались язычниками, у них был распространен культ священных камней. Один из них — Синий камень — сохранился на берегу Плещеева озера под Переславлем-Залесским и до сих пор остается местом почитания паломников. Умерших людей меря сжигали на больших ритуальных кострах по берегам рек и озер. Племенным центром меря ученые считают Сарское городище, с VII века существовавшее на южном берегу озера Неро в Ярославской области, где археологи обнаружили большое количество серебряных монет из Европы. Что потом стало с Сарским городищем, имело ли оно отношение к неподалеку возникшему в IX веке Ростову Великому — на сей счет историки спорят до сих пор.

Синий камень на Плещеевом озере в Переславле-Залесском

Фото: Сергей Куликов / Интерпресс / ТАСС

Славянская колонизация Залесья началась еще в конце первого тысячелетия нашей эры. Она проходила волнообразно с трех направлений. Сначала с северо-запада и запада (со стороны нынешних Великого Новгорода и Смоленска) сюда пришли ильменские словене и кривичи. Потом с юга прибыли вятичи, северяне и радимичи. И наконец, уже во времена Древнерусского государства на территорию Волго-Окского междуречья началась массовая миграция жителей южной и юго-западной Руси. Любопытно, что построенным здесь новым городам они часто давали названия родных мест: помимо уже упоминавшегося Галича, это Владимир, Переяславль, Перемышль, Вышгород и многие другие. Колонизация региона славянами была настолько обширной, что уже в домонгольскую эпоху их численное преобладание стало тут несомненным.

Приход славян

Что же тогда стало с коренным финским населением? Куда оно делось: было ли уничтожено пришельцами, было ли ими ассимилировано или ушло дальше в леса? Судя по всему, в основном славянское освоение этой территории проходило мирно, что не исключало отдельных столкновений и конфликтов. Археологические данные показывают, что в течение долгого времени славяне и финны жили вместе или рядом. Например, в Тимеревском городище под Ярославлем (сам город был основан ростовским князем Ярославом Мудрым на месте небольшого финского поселения) ученые нашли как славянские и мерянские, так и скандинавские захоронения. Что касается последних, то это не должно удивлять — именно викинги долгое время доминировали в этом регионе.

Видимо, из-за весьма слабой заселенности Залесья финскими племенами к началу колонизации славянами те впоследствии полностью растворились среди пришельцев. Такая стремительная ассимиляция не должна удивлять: помимо того, что славян было гораздо больше, они находились на более высоком уровне общественно-политического развития, чем аборигены. Например, историк Василий Ключевский писал, что у диковатых финских племен «не были в обычае вечевые сходки», столь характерные для жителей Киева, Чернигова или Ростова и Суздаля. При освоении Залесья славянские колонисты в первую очередь селились не на свободных территориях, а на землях, уже освоенных местным финским населением. Возможно, именно из-за этого некоторая часть меря, издавна проживавших в междуречье Волги и Оки, потом ушла дальше в непроходимые леса Заволжья. Отдельные ученые отождествляют этих людей с современными марийцами или даже с мордвой (эрзя и мокшей).

Изображение: public domain

Некоторые исследователи считают, что меря все же оставили внушительное наследство в нашем языке. Например, только у восточных славян есть характерная для финно-угорских языков притяжательная лексическая конструкция «у меня есть». И действительно, поляк, чех или хорват в подобном случае скажет «я имею». Влиянием мерянского языка также объясняют особенность склонения существительных мужского рода, где в родительном падеже вместе с общеславянской формой -у, -ю (много народу, принести чаю) существует типичный для финских языков вариант -а, -я (много народа, принести чая). Многие русские диалектные слова сторонники этой теории также выводят из финских языков. Трудно судить, насколько это верно — мерянский язык не сохранился до наших дней и не оставил после себя достоверных письменных источников. Обнаружить его отголоски в местных говорах русского языка так и не удалось, а попытки некоторых энтузиастов восстановить или сконструировать мерянский лексический строй в научном смысле выглядят сомнительными.

Вопрос об участии меря и других финноязычных народов в этногенезе русского народа до сих пор остается дискуссионным. В русском фольклоре нет сколь-нибудь явных и отчетливых отголосков о контактах с финскими племенами, жившими на этой территории до прихода славян. Скорее всего, это еще раз подтверждает стремительный и естественный характер их возможной ассимиляции.

Новые меряне

Однако в последние годы в России бурно развивается движение мерянского этнофутуризма, и заметно растет интерес к истории финно-угорских народов. Это в том числе проявляется в стремлении отдельных энтузиастов доказать, что вклад мерян в формирование русского народа был более значительным, чем до сих пор принято считать. Некоторые даже пытаются искусственно сконструировать новые субэтнические идентичности (например, кацкарей в Ярославской области) и доказать, что они вместе с сицкарями и мологжанами остались единственными прямыми потомками мерянского народа.

Материалы по теме:

В любом случае на заре русской истории влияние меря на дальнейшее развитие нашей страны было весьма ощутимым. Современный археолог Андрей Леонтьев считает, что история этого небольшого финского народа по сути стала предысторией Северо-Восточной Руси: «Сложившаяся в эпоху мери география расселения, внешние и внутренние связи отдельных районов во многом определили особенности формирования первоначальной территории и центров Ростовского княжества». Впоследствии Ростовское княжество преобразовалось в Ростово-Суздальскую землю (Суздальско-Владимирскую Русь), ставшую предтечей Великого княжества Московского и Российского государства.

Что касается невежественных отрицателей славянского происхождения русского народа, то им следовало бы помнить следующее. Этническая идентичность прежде всего определяется не генетиками и антропологами с их гаплогруппами и черепомерками, а национальной культурой и языком, с которыми люди себя соотносят. История знает немало примеров, когда в формировании многих великих народов участвовали совершенно разные этнические группы. Замечательный русский писатель Константин Ушинский (похороненный, кстати, в Киеве) еще в XIX веке мудро заметил, что «племя финское … это — какой-то цемент, на котором заложились все новые северные, европейские государства, что еще в большем смысле относится к России. Шведы, датчане, обитатели всего балтийского поморья, русские — все начинают свою историю каким-то молчаливым исчезновением финских племен. Кажется, они как будто сами составляют элемент доисторический и разгоняются вместе с мраком, покрывающим жизнь европейского человека».

Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес и президент России Дмитрий Медведев на V Всемирном Конгрессе финно-угорских народов. Ханты-Мансийск, 2008 год

Фото: Dmitry Lovetsky / AP

Увы, в русской национальной памяти никаких следов о мери не сохранилось. Об исчезнувшем загадочном народе напоминают лишь многочисленные названия рек, озер и населенных пунктов современной Центральной России, а также снятый несколько лет назад грустный артхаусный фильм «Овсянки».

Old World Auctions — The Heart of Ukraine in Early Maps

The Heart of Ukraine in Early Maps

by Eliane Dotson

[Нажмите на любое изображение в этой статье, чтобы получить дополнительную информацию о карте, и в большинстве случаев масштабируемое изображение карты. ]


Территория современной Украины долгое время была спорным регионом, разделенным между соседние державы, стремящиеся увеличить свои территориальные богатства. В средние века части региона в разное время принадлежали Хазарскому государству, Монгольской Золотой Орде, Киевской Руси (также известной как Малороссия), Галиции, Волыни, Великому княжеству Литовскому и другим. После Люблинской унии 1569 г., большая часть Украины попала в состав Речи Посполитой (также известной как Королевство Польское и Великое княжество Литовское), а некоторые восточные части находились под властью России. Поляки начали переселяться в Украину, и многие украинцы ополячились и обратились в католицизм, особенно среди дворянства. Крестьяне-русины, которые в основном были восточнославянами, оставались православными, и это религиозное разделение вызывало напряженность. Польские и полонизированные украинцы начали принуждать русинов к крепостному праву, в результате чего русины присоединились к казакам, населявшим районы вокруг Днепра.

Начиная со Средневековья, различные казачьи войска (или группы) населяли территории вокруг Днепра, Дона, Волги и Урала, а также районы на Кавказе. Казаки были преимущественно восточнославянскими православными и содержали самоуправляющиеся общины с вооруженными силами. Различные районы в регионе управлялись казачьим войском, и каждое войско получило название, например, запорожские казаки, жившие в нижнем течении Днепра, и донские казаки, поселившиеся вдоль реки Дон. Казаки, как известно, защищали свою территорию и свою независимость и чередовали союзы и конфликты с окружающими державами, такими как Османская империя, а затем Речь Посполитая и Российское царство, а также с соседними казачьими войсками. Население запорожских казаков выросло в период Речи Посполитой. Из-за напряженности в отношениях с польским народом и его правительством запорожские казаки начали восстание против Речи Посполитой в серии восстаний. В 1648 году запорожцы провозгласили свою независимость как Казацкое Гетманщина, заняв большую часть центральной Украины. Хотя Казацкая Гетманщина сохраняла автономию более века, она находилась под защитой договора с Россией. Со временем покровительство России превратилось в российское правление. После разделов Польши в 1772 г. 1793 и 1795 года крайняя западная часть Украины, включая город Львов, перешла под власть Австро-Венгерской империи, а остальная часть стала частью Российской империи.

Большая часть Украины оставалась под властью России до Войны за независимость Украины (1917-21), в результате которой была создана Украинская Народная Республика. Новая страна пережила внутреннюю политическую борьбу и просуществовала недолго, став Украинской Советской Социалистической Республикой и одним из основателей Советского Союза в 1922. Украинский народ перенес несколько разрушительных голодовок при советской власти, а также большие человеческие жертвы во время Второй мировой войны. Когда миллионы украинцев погибли, русские иммигрировали в Украину, чтобы заполнить их места. После распада Советского Союза в 1991 году Украина восстановила независимость, однако разделение по региональному и этническому признаку продолжалось. В 2014 году Россия вторглась в Крым, а затем аннексировала его, спровоцировав беспорядки на востоке и юге Украины. В феврале 2022 года Россия вторглась в Украину.

Таким образом, Украина как страна является относительно новым понятием, и картографирование Украины следует объяснять как картографирование региона, разделенного на территории, находящиеся под отдельным управлением. На протяжении веков регион много раз делился и переделывался, что усложняло картографическую историю региона. И все же европейское картографирование Украины можно разделить на три отдельных этапа. Первым было раннее картографирование периода Возрождения, которое в значительной степени опиралось на древние источники. Второй этап начался в 17 веке, после того, как были проведены съемки земли, повысившие точность карт региона. И третий этап начался, когда регион находился в основном под властью России, примерно на рубеже 18-го века. На каждом из этих этапов политические границы постоянно менялись, а номенклатура обновлялась, чтобы отражать лучшее знание региона и преобладающих сил.

ЭТАП 1: КАРТИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ДРЕВНИХ

Европейские карты конца XVI – XVII вв., включавшие Украину, ориентированы на более крупные регионы Восточной Европы или России и Кавказа. Эти карты в значительной степени опирались на древние источники, такие как Птолемей, дополненные региональными названиями средневековья.

Современная карта Польши и Венгрии, составленная Себастьяном Мюнстером, дает неточное представление о речных системах, с рекой Днепр, названной Neper Fl. и Бористен, эт. Город Кёвия (Киев) можно найти вдоль Днепра. Регионы на территории современной Украины называются Россия (Русь или Малороссия), Подолье (Подолье), Волынь (Волынь), Малая Тартария и Тартария Прекопия (Крым). Крайний справа герб Золотой Орды, обозначающий регион, контролируемый Крымским ханством.

Карта региона к северу от Черного моря, включая Крым, составленная Герардом Меркатором, делит Украину на Подолье, Литовский Парс, Русский Парс, Крым seu Tartaria Przecopensis

1 и Таврический 9052 9052 .


Стадия 2: Картирование на основе новых обзоров

после приоритета, стали приоритетом, стали приоритетом, стали приоритетом, стали приоритетом, стали приоритетом, стали приоритетом, стали приоритетом, стали приоритетом, стали приоритетом, стали приоритетом в области, стали приоритетом. , и были заказаны две важные съемки. Эти исследования завершились созданием нескольких важных карт, которые повлияли на картографию региона более века. Первое было инициировано наследным принцем Николаем Кристофером Радзивиллом и обычно приписывается Томашу Маковскому, хотя первое печатное издание было выгравировано Хесселем Герритсом и опубликовано Виллемом Блау.

Первоначально выпущенная как настенная карта в 1613 году, а затем включенная в атласы Блау, начиная с 1631 года, Magni Ducatus Lithuaniae была первой опубликованной картой с названием «Украина». Это значительно улучшило картографирование региона с добавлением новых поселений и обновлений речных систем. Район к западу от Kiova (Киев) называется Volynia Ulterior, quae tum Ukraina tum nis ab aliis volcitatur . Карта также включала большую врезку, прослеживающую течение Днепра от Черкасс до устья Черного моря, с картушем, описывающим казаков в регионе и их поселения.

Второе крупное исследование было проведено французом Гийомом ле Вассером де Боплоном IV от имени короля Польши. Царь хотел понять землю и ее людей, чтобы защитить территорию от врагов (особенно царства России). Боплан опубликовал несколько карт региона, начиная с 1648 г., а также письменный отчет о географии региона, обычаях и привычках казаков, впервые изданный в 1651 г. Его отдельный лист Delineatio generalis Camporum Desertorum vulgo Ukraina (1648 г.) и его 8-страничный Delineato Specialis et Accurata Ukrainae (1650 г.) были выгравированы Виллемом Хондиусом. На этих картах Украина разделена на Palatinatus Kiioviensis, Palatinatus Braclaviensis, Podolia, Volyniae Pars и Russiane Pars . Работа Боплана оказала большое влияние на европейских картографов, в том числе на Николя Сансона и Виллема Блау, которые основали свой набор из 4 региональных карт Украины (9).0051 Ukrainae Pars… ) на картах Боплана, на каждой картуши с изображениями казаков.
Между 1660-1770 годами большинство европейских карт региона содержали ссылки либо на Украину, либо на казаков.
ЭТАП 3: КАРТИРОВАНИЕ ПРИ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ

После разделов Польши и раздела Украины между Австро-Венгерской империей и Российской империей термины «Украина» и «Казак» стали исчезать с карт. Россия стремилась утвердить свое господство над Украиной и дать понять Европе, что эта ранее «независимая» территория является частью России. Вместо «Украина» на картах стал появляться термин «Новая Россия».

СЕРДЦЕ УКРАИНЫ

Хотя границы Украины много раз менялись на протяжении веков, народы Украины – русины, казаки и другие – остались в сердце региона. Это проливает свет на то, как люди Украины переплелись с ее картографией во время второго этапа европейского картографирования региона. Только силой при царизме эти группы и само понятие Украины были стерты с карт. Но народ Украины остался в сердцевине своей земли, и хотя он мог быть невидимым для внешнего мира, но не исчез. Украинцы, наконец, вновь заявили о своей независимости в конце Первой мировой войны, и, хотя Украинская Народная Республика быстро перешла под советскую власть, осталось несколько карт, напоминающих нам об этом времени. Украина снова и снова боролась за свою независимость, создавая нацию сильных людей, способных объединиться в трудные времена и бороться за свою землю.


Ссылки:

Kordan, Bohdan S., The Mapping of Ukraine: Europeane and Modersain. Украинский музей, Нью-Йорк, 2008 г.

Николин, Владимир, Украина на старых картах конца 15 – начала 17 вв., 2006 г.

Николин, Владимир, Украина на старых картах с середины 17 до н.э. Вторая половина 18 века C ., 2009.

Примак, Томас М., [Рецензия на книгу Кордана Картография Украины ], Журнал украинских исследований 33-34, 2008-2009.

Украина и Россия в картах и ​​схемах | Инфографика Новости

В последние недели Россия усилила свое военное присутствие вдоль границы с Украиной. По оценкам, вдоль границы сосредоточено около 100 000 солдат, из которых около 20 000, как сообщается, размещены вблизи Донецкой и Луганской «республик».

Дипломатические переговоры не смогли снизить нарастающую напряженность. Россия выступает против баз НАТО вблизи своих границ и потребовала письменных гарантий того, что НАТО не будет расширяться на восток. Одно из центральных требований Кремля заключается в том, чтобы Украине никогда не разрешили вступить в НАТО — шаг, который он считает красной линией. Соединенные Штаты отказались уступить этому требованию.

Мы раскрываем историю, политику и экономику украинско-российского кризиса в восьми графиках.

[Аль-Джазира]

История СССР

Россия и Украина входили в состав 15 советских республик, входивших в состав СССР.

После распада Советского Союза в 1991 году Украина провозгласила независимость 24 августа. с Западом.

За последние 30 лет Украиной руководили семь президентов. У страны был тернистый путь к демократии с двумя революциями, сначала в 2005 году, а затем в 2014 году. Оба раза протестующие отвергали превосходство России и искали путь для вступления в Европейский Союз и НАТО.

Для сравнения, Россию возглавляли три президента, а Владимир Путин находился у власти 17 лет. В 2021 году бывший агент КГБ СССР подписал закон, который, по сути, позволяет Путину оставаться у власти до 2036 года.

Путин неоднократно заявлял, что русские и украинцы принадлежат «одному народу», являются частью исторической «русская цивилизация», в которую входит и соседняя Беларусь. Украинцы отвергают его претензии.

(Аль-Джазира)

Насколько велики Украина и Россия?

Украина и Россия – две крупнейшие страны Европы. При площади чуть более 17 миллионов квадратных километров (6,5 миллиона квадратных миль) Россия является самой большой страной в мире и примерно в 28 раз больше Украины.

Население обеих стран сократилось с 1990-х годов, при этом коэффициент рождаемости является одним из самых низких в мире. По состоянию на 2020 год коэффициент рождаемости в России составлял 1,5, а в Украине — 1,2. Для контекста, чтобы население оставалось стабильным, требуется общий общий коэффициент рождаемости 2,1.

[Аль-Джазира]

Ресурсы нефти и газа

Россия и Украина богаты нефтью и газом. Россия обладает самыми высокими в мире доказанными запасами газа — 48 938 миллиардов кубометров. Более 70 процентов запасов газа в стране принадлежит «Газпрому», государственному энергетическому гиганту.

Россия поставляет около трети природного газа в Европу. Санкции США в связи с любым конфликтом могут нарушить эти поставки, усугубив энергетический кризис в Европе. Открытие «Газпромом» «Северного потока — 2», газопровода стоимостью 11 миллиардов долларов через Балтийское море, обойдет Украину и лишит ее примерно 2 миллиардов долларов транзитных сборов, которые Россия в настоящее время платит.

Россия также обладает одними из самых больших доказанных запасов нефти, которые составляют 80 миллиардов баррелей, или 5 процентов мировых запасов нефти.

Украина также имеет значительные запасы нефти и газа — 395 млн баррелей и 349 млрд кубометров соответственно. Страна находится на перекрестке между Западом и Россией и играет ключевую роль в доставке российского газа на европейские рынки.

(Аль-Джазира)

Экономика

Западные державы ввели санкции против России с 2014 года, когда она аннексировала Крым. Угроза новых санкций в случае нападения России на Украину вряд ли повлияет на решения Кремля.

Европейский центральный банк (ЕЦБ) призвал кредиторов, связанных с Россией, быть готовыми к последствиям экономических санкций.

Исследование влияния санкций, проведенное финским Университетом Аалто, показало, что более 80% российских компаний испытали неблагоприятные последствия в период с 2014 по 2017 год.

Валовой внутренний продукт (ВВП) Украины на душу населения составляет около в то время как в России он примерно в четыре раза выше и составляет 11 700 долларов. По данным Национального банка Украины, инфляция в стране составила 10 процентов. Для сравнения, Банк России заявил, что инфляция в 2021 году составила 8,5%9. 0016

По данным информационного агентства Reuters, российский рубль и украинская гривна являются валютами развивающихся рынков с наихудшими показателями в этом году.

[Аль-Джазира]

Торговые партнеры

Двусторонняя торговля России с Украиной упала с пикового уровня почти в 50 миллиардов долларов в 2011 году до 11 миллиардов долларов в 2019 году. Россия остается одним из крупнейших торговых партнеров Украины.

В случае открытой агрессии поток пшеницы и зерна может быть нарушен – Украина и Россия являются крупными экспортерами зерна и используют порты, расположенные в ключевом геоэкономическом регионе Черного моря, в качестве узла для транспортировки товаров.

Экономические санкции или военные действия могут существенно повлиять на стоимость продуктов питания, поскольку импортеры ищут альтернативы.

[Аль-Джазира]

Военные лицом к лицу

У России одна из самых мощных вооруженных сил в мире, и она входит в пятерку стран с наибольшими расходами на оборону.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *