Платон родоначальник философии: ПЛАТОН | Энциклопедия Кругосвет

ПЛАТОН | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи
  • Сочинения.
  • Учение.

ПЛАТОН (427–347 до н.э.) – великий древнегреческий философ, основатель Академии и родоначальник традиции платонизма.

Платон родился в Афинах в аристократической семье: его отец Аристон происходил из рода последнего афинского царя Кодра и афинского законодателя Солона, мать – Периктиона, тоже из рода Солона, была двоюродной сестрой одного из 30 афинских тиранов Крития. Платон – третий сын Аристона и Периктионы – получил от родителей имя Аристокл, а «Платоном» («широким») его прозвал учитель гимнастики за ширину плеч. В юности он готовил себя к занятиям политикой, занимался литературой, слушал философа Кратила, последователя Гераклита. Но приблизительно с 407 до н.э. Платон оказывается в числе слушателей Сократа, и это событие изменило его судьбу: он сжег все, что написал до того, отказался от мечты о политической карьере и принял решение заниматься только философией.

После казни Сократа в 399 Платон на десять лет уехал из Афин и путешествовал по Южной Италии, Сицилии, Египту. Во время этих поездок он оказался при дворе сиракузского тирана Дионисия I, которому попытался изложить свои идеи о наилучшем государственном устройстве. Дионисий понял из слов Платона очень мало, стал подозревать философа в подготовке заговора с целью переворота и продал философа в рабство, и из этой беды Платона выручили друзья, заплатив за него выкуп. После возвращения в Афины (ок. 388–387) Платон купил там землю и организовал собственную школу – Академию. В дальнейшем еще дважды по приглашению своего друга и почитателя Диона (в 366 и 361, после смерти Дионисия I) отправлялся на Сицилию, но уже к новому тирану – Дионисию Младшему. Но и эти попытки сделать из тирана просвещенного монарха остались безуспешны. Свое впечатление об этих поездках Платон отразил в ряде Писем.

Сочинения.

Corpus Platonicum включает 36 диалогов, Апологию Сократа (защита Сократа на суде) и Письма, а также ряд сочинений, написанных в рамках школы, но с древних времен приписываемых Платону. Платон стал выдающимся мастером и реформатором жанра сократического диалога, получившего распространение в школах, основанных учениками Сократа. Главное действующее лицо платоновских диалогов – Сократ, который беседует со своими собеседниками, реальными историческими лицами 5 в., на темы о знании и добродетели, бытии и небытии, справедливости и т.д. Наиболее ранние сочинения (Апология, Критон, Ион, Евтифрон, Хармид) в какой-то мере отражают содержание бесед исторического Сократа, но учение, излагаемое персонажами диалогов, принадлежит исключительно гению Платона, который избрал недогматическую форму диалога для изложения собственного философского учения. Стержень всего учения Платона – учение об идеях как бестелесных сущностях, показывает границу, где начинается оригинально платоновское творчество. Кратил описывает и обосновывает сосуществование двух областей: области видимых вещей, находящихся в непрерывном движении и изменении (для нее у Платона позднее был принят термин «становление»), и области вечного самотождественного бытия. Менон посвящен вопросу, откуда берется знание и как возможно обучение, и в нем доказывается, что знание есть припоминание истины, созерцавшейся душой до рождения. Следующая группа диалогов представляет учение об идеях: Федон, Федр и Пир. В тот же период наивысшего расцвета платоновского творчества написано самое крупное произведение Платона – Государство, в котором наиболее полно и систематично представлено разные стороны учения Платона о человеке, мире и познании. Более поздние диалоги посвящены проблемам познания и критике собственной теории идей: Теэтет, Парменид, Софист, Политик; два важнейших поздних диалога Тимей и Филеб отмечены влиянием пифагорейской философии. В конце жизни Платон работал над обширными Законами.

Философский метод Платона связан с пониманием истинного знания как припоминания и созерцания идей. Так как истинное знание не может быть передано в слове или чувственном восприятии, то нужно через воспитание, упражнение и майевтическую практику диалога привести ученика к самостоятельному усмотрению истинной сущности. Для правильного движения к истине прежде всего следует очистить душу от неверных мнений, накопившихся в ней за время нефилософской жизни, и все ранние платоновские диалоги демонстрируют эту практику очищения (в формальном отношении представляющую собой логическое опровержение ложного мнения): в них опровергаются неправильные определения, правильного же определения не дается, потому что предполагается, что собеседник должен дать его сам, к тому же истинная идея не может быть выражена в словах, т.е. в логическом определении.

Учение.

Сердцевина философии Платона – учение об идеях. Как тени относятся к реальным существам, их отбрасывающим, так вся область чувственно воспринимаемого в целом относится к вещам умопостигаемым: идея настолько же реальнее и живее зримой вещи, насколько вещь подлиннее своей тени. Идеи находятся в «мыслимом месте», – сфере умопостигаемого, которая в самой себе имеет градацию: там пребывают вечные идеи, постижимые только интуитивным умом, но также числа и геометрические объекты как предмет, постигаемый дискурсивным знанием. В целом умопостигаемый космос обладает бытием благодаря наивысшему трансцендентному принципу – единому благу, которое «по ту сторону сущности», неизреченно и непознаваемо, но без него никакое бытие невозможно, ибо чтобы быть, всякая вещь должна быть самой собою, быть чем-то единым и одним.

Данный нам в чувствах мир – это область «становления», где все возникает и погибает, вечно меняясь и никогда подлинно не существуя. Вещи существуют лишь благодаря своей причастности идеям, вечным и неизменным образцам. Метод эмпирической науки, основанный на наблюдении, по Платону, никогда не может привести к строгой истине, потому что наука может иметь дело только с вечным и неизменным. Поэтому адекватным способом описания и рассуждения об этом физическом мире в Тимее, где наиболее полно представлена физика Платона, является миф, т.е. не истинное, а только «правдоподобное» рассуждение.

В седьмой книге Государства Платон излагает миф о пещере, в котором образно представляет тот мир, в котором мы живем как пещеру, а всех людей – как узников, крепко скованных цепями и сидящих в этой пещере. Узники смотрят на глухую стену, на которую падают отблески света, падающего в пещеру сверху, где находится выход из нее. Глядя на тени люди устанавливают причины и следствия явлений и таким образом полагают, что познают мир. Но если увидеть истинные причины этих явлений, то окажется, что все познанное на основании отображений не имеет почти никакого отношения к действительности, ведь тени представляют свои первообразы в сильно искаженном виде. Кроме того, сам выход из пещеры (то есть начало истинного познания) физически труден, глаза не привыкли к настоящему освещению, а на само солнце как источник света и вовсе смотреть невозможно. Наконец, трудно не только восхождение, но и возвращение обратно (трансляция истинного знания) – люди не верят речам об истинном бытии, они высмеивают того, кто говорит не о том, что видят глаза, а о том, что познал разум. Поэтому в одиночку философией заниматься крайне сложно, требуется поддержка со стороны человеческого сообщества, в рамках которого и формируется представление о ценностях и методах воспитания. Эти темы являются фоном всего социально-политического учения Платона, принципиальной особенность которого является интерпретация человека как разумной души – не смертные люди, а бессмертные души действуют в платоновском идеальном Государстве, и критика Аристотелем Платона за несходство с реальной жизнью некоторых положений его учения связана прежде всего с пониманием человеческой природы, единократно или многократно проживающей свой земной век.

Души являются третьей важной онтологической реальностью наряду с вещами и идеями, они выступают как посредствующее звено между чувственным и умопостигаемым. Душа представляется у Платона состоящей из трех частей: вожделеющей, пылкой и разумной. Существуя в чувственных телах, души образуют с телом «совокупное целое» – живое существо (под этим словом подразумеваются и животные и люди). Но только души людей обладают разумом и поэтому могут познавать мир идей, если пройдут необходимый путь очищения и воспитания. Души животных (и растений) смертны, а разумные души людей бессмертны, поскольку, согласно изложенному в Тимее учению, они сотворены богом из того же состава, что и бессмертная мировая душа. После смерти души попадают на суд и получают возможность выбрать себе новую жизнь, статус в которой будет зависеть от добродетельности или порочности уже прожитой жизни.

Наиболее похвальное занятие для людей как разумных существ – готовить себя к жизни вечной, упражнять разумную способность, заниматься философией. Но одиночка-философ хотя исторически и возможен (например – Сократ), но все же философия возможна как часть государственной политики, направленной на совершенствование человеческой природы. Платон в диалоге Государство излагает учение, согласно которому построение справедливого и успешного государства возможно только в том случае, если общество людей (т.е. разумных душ, живущих на земле) будет в своей структуре соответствовать истинной иерархии универсума и природе души. Так, поскольку в душе есть три начала, то и в государстве должны быть три слоя граждан: вожделеющей части и интересам соответствуют производители ремесленники и земледельцы, пылкой – воины-стражники, а разумной – правители-философы. Справедливость существует в масштабе всего целого: когда каждый занимается своим делом, к которому способен и которому обучен, тогда общее устроение справедливо. Разные типы несправедливости выражаются в таких формах правления, как тирания, олигархия, демократия, аристократия, а лучшим все же является монархия как власть единого с целью общего блага.

Существенную роль в учении Платона играет тема любовного влечения (эроса). Платон выступает с разоблачением телесной любви, которая существенно суживает кругозор и стремится во-первых, лишь к удовольствию, во-вторых, приводит к собственнической установке в отношениях, по существу желая поработить, а не сделать свободным. Между тем свобода – безусловное благо, которое может дать в человеческих отношениях именно любовь, а в человеческом познании мира – философия, причем одно от другого едва ли может быть отделено. Любовь помогает быстрее пройти первые шаги на философском пути: здесь мы испытываем то самое удивление (оно ведь начало философии), которое заставляет остановиться и узнать в каком-то человеке, одном из многих, неповторимого и единственного; она помогает узнать, почему глубокое чувство и личное переживание не могут быть выражены словами, или, во всяком случае, обыденными словами; она учит тому, что значит стремиться к любимому предмету, думая только о нем и считая это самым важным, забывая о всем прочем. Эти уроки чувственной любви во всяком случае помогают лучше понять философские метафоры Платона, связанные с истинным познанием, устремлением, сосредоточением на главном и отрешении от неважного. Одна из трудных задач платоновского философского взгляда – увидеть в мире единый принцип, который есть именно благо, решается по аналогии с темой личной любви человека к человеку. Но, по Платону, трагедия личной любви всегда будет в том, что она часто заслоняет главное: тело заслоняет душу, отдельный человек и его красота – красоту истины и бытия. Правда же любви всегда будет в том, чтобы пройти путем любви как путем философии и видеть за телом душу, за преходящей красотой – непреходящую красоту добродетели и идеи, что в свою очередь не может не привести к благу и богу.

Философия Платона оказалась важнейшим интеллектуальным достижением античной эпохи. В основанной Платоном школе был воспитан Аристотель, наряду с Платоном оказавший определяющее влияние на развитие западно-европейской философии. Последователи Платона в ранний и особенно поздний период истории античной философии (неоплатонизм) стали образцовыми и важными авторами, чтение которых до сих пор формирует основу философского образования.

Сочинения: Собрание сочинений, под ред. А.Ф.Лосева, В.Ф.Асмуса, А.А.Тахо-Годи. Тт. 1–4. М., 1990–1994.

Мария Солопова

6.Платон как родоначальник философии объективного идеализма

Платон – философ Др. Греции, учитель Аристотеля и ученик Сократа, математик, родился 427 г. до н. э. в семье богатых аристократов из Афин. Получив всестороннее воспитание, соответствующее статусу родителей, Платон занимался живописью, писал трагедии, эпиграммы, комедии, участвовал борцом в греческих играх, получив даже награду. Платон как родоначальник объективного идеализма

Около 408 г. юный Платон встречает Сократа, беседующего и читающего лекции молодёжи в Афинах. Побеседовав с философом, он становится в ряды учеником Сократа, впоследствии став и другом. Восемь лет дружбы между Платоном и Сократом закончатся достаточно грустно: Сократа приговорят к смерти, а Платон пустится в 12-тилетнее странствие. Там он продолжил образование, слушая других философов Малой Азии и Египта, там же, в Египте, получил посвящение, остановившись на третьей ступени, дающей ясность разума и господство над сущностью человека.

Сочинения Платона пользовались популярностью долгое время, заложив возникновение и развитие многих ветвей философии. Ему приписывают 34 сочинения, известно, что большинство (24) из них были истинными сочинениями Платона, остальные же написаны в диалоговой форме с его учителем Сократом. Первое собрание сочинений Платона собрал воедино филолог Аристофан Византийский в 3-м веке д. н.э. Оригинальные тексты Платона не сохранились до современности. Самыми древними копиями произведений считаются копии на египетских папирусах.

В научной жизни Европы труды Платона стали использоваться только в XV-веке, после перевода всех его трудов на латинский язык итальянским христианским философом Фичино Марсилио.

427- 347 гг. до Р.Х.

Днем рождения Платона, которого еще при жизни за мудрость называли “божественным”, по преданию считается 7 таргелион (21 мая), праздничный день, в который, согласно древнегреческой мифологии, родился бог Аполлон. Год рождения в различных источниках указывается 429 — 427 до Р.Х. Платон родился в Афинах в самый разгар беспощадных Пелопонесских войн, предшествовавших распаду Греции. Семья его была знатной, старинной, царского происхождения, с прочными аристократическими традициями. Его отец происходил из рода последнего афинского царя Кодра, а мать — из рода законодателя Солона. Платон получил всестороннее воспитание, которое соответствовало представлениям классической античности о совершенном, идеальном человеке, соединяющем в себе физическую красоту безупречного тела и внутреннее, нравственное благородство. Юноша занимался живописью, сочинял трагедии, изящные эпиграммы, комедии, участвовал в качестве борца в Истмийских греческих играх и даже получил там награду.

Он отдавался жизни без излишеств, но и без суровости, окруженный молодыми людьми своего класса, любимый многочисленными своими друзьями. Но этой безмятежной жизни неожиданно наступает конец.

В 408 году Платон встречает в Афинах Сократа, мудреца и философа, беседовавшего с молодыми людьми в садах Академии. Речь его касалась справедливого и несправедливого, он говорил об истинном, добром и прекрасном. Потрясенный встречей с Сократом, Платон сжигает всё, что он до этого сочинил, призывая на помощь самого бога огня Гефеста. С этой минуты для Платона начался новый период его жизни. Примечательно, что перед встречей с Платоном Сократ видел во сне, у себя на коленях, молодого лебедя, который, взмахнув крыльями, взлетел с дивным криком. Лебедь — птица посвященная Аполлону. Платон как родоначальник объективного идеализма . Сон Сократа — это предчувствие ученичества Платона и будущей их дружбы. Платон обрёл в лице Сократа учителя, которому оставался верен всю жизнь и которого прославил в своих сочинениях, став поэтическим летописцем его жизни.

Сократ же дал Платону то, чего так ему не хватало: твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни, которые познаются через приобщение к благу и красоте трудным путем внутреннего самосовершенствования. Через восемь лет после того, как Платон стал учеником Сократа, последний был приговорен к смерти; выпив спокойно чашу с ядом, он умер, окруженный своими учениками. Светлый образ Сократа, умирающего за истину и беседующего в свой смертный час с учениками о бессмертии души, запечатлелся в уме Платона, как самое прекрасное из зрелищ и как самая светлая из всех мистерий.

Умер Платон в 347 году, по преданию в день своего рождения. Погребение свершили в Академии, роднее для него не было места. В течение всей жизни душу Платона волновали высокие нравственные цели, одной из которых был идеал возрождения Греции. Эта очищенная вдохновенной мыслью страсть заставляла философа неоднократно предпринимать попытки мудростью воздействовать на политику. Трижды ( в 389-387, 368 и 363 гг.

) он пытался осуществить свои идеи построения государства в Сиракузах, но всякий раз был отвергаем невежественными и властолюбивыми властителями. Наследие Великого философа представлено 23 подлинными диалогами, одной речью под названием “Апология Сократа”, 22 приписываемыми Платону диалогами и 13 письмами. В диалогах Платона проявился его незаурядный литературный талант, он совершает целый переворот в манере философского изложения. Никто до него так образно и живо не показывал движение человеческой мысли, идущей от заблуждения к истине, в виде драматического диалога борющихся идей, противоположных убеждений. Диалоги раннего периода (399 — 387 гг.) посвящены выяснению нравственных вопросов (что такое добродетель, благо, мужество, почитание законов, любовь к родине и т.д.), как это любил делать Сократ. Платон как родоначальник объективного идеализма . Позднее Платон начинает излагать свои собственные идеи, выработанные в основанной им Академии. Наиболее известный работы этого периода: “Государство”, “Федон”, “Филеб”, “Пир”, “Тимей”.
И, наконец, в 50-е годы IV века Платон пишет огромный труд “Законы”, в котором пытается представить государственное устройство, доступное реальному человеческому пониманию и реальным человеческим силам.

Платон является первым в Европе философом, заложившим основы объективного идеализма и разработавшим его в целостном виде. Мир Платона — это прекрасный, материальный космос, собравший множество единичностей в одно нераздельное целое, управляемый законами, находящимися вне его. Это самые общие закономерности, составляющие особый надкосмический мир называемый Платоном миром идей. Идеи определяют жизнь материального мира, это прекрасные вечные образцы, по которым строится множественность вещей, образованных из бесконечной материи. Сама материя ничего не может породить. Она только кормилица, принимающая в свое лоно идущие от идей эманации. Сила пронизывающего, сияющего света, исходящего из идей, оживляет темную материальную массу, придает ей ту или иную видимую форму. Самая высшая идея — это высшее благо, тождественное абсолютной красоте, это и есть по Платону начало всех начал, отец, умелый мастер, создающий видимый небесный и человеческий земной мир по самым мудрым, прекрасным законам.

Но однажды созданный физический мир подвержен тлению, деформации и старению. Так давайте же, говорит Платон, созерцать в мыслях этот великолепный, добрый и прекрасный мир идей и хотя бы умственно, шаг за шагом, представим себе лестницу духовного совершенства человека, которая приведет к познанию высшей идеи. Цели совершенствования человека, его продвижению на пути к высшему благу служит и государство, построенное на принципах разделения труда, строгой иерархии и строжайшего соблюдения законов. Т.к. познание и проведение в жизнь высших идей и возможно только с помощью философии, то во главу своего государства Платон ставит философов. Два других разряда свободных граждан платоновского государства — это воинов (стражи) и ремесленников и землевладельцев. Каждый разряд должен быть строго ограничен выполнением своих обязанностей и должен воздерживаться от вмешательства в функции других разрядов. Принадлежность к одному из разрядов не является увековеченным принципом современного кастового государства, а определяется способностями и развитием человека.

Идеи Платона, как никакого другого европейского философа, не переставали волновать человечество на протяжении долгих веков. Его учение стало краеугольным камнем многих философских течений. До сих пор его книги притягивают к себе как волшебный источник множество людей, помнящих, что главное не просто овладеть этой мудростью, но вечно стремиться к ней.

Где нравы без просвещения или просвещение без нравов, там невозможно долго наслаждаться счастьем и свободой. 

Отец западной философии

 


 

Платон: отец западной философии

Вкл. Этот сайт

Академия
Древняя Греция

Поделиться этой страницей






Подписаться на этот сайт


Платон — один из самых известных людей в истории Запада.

Философ и писатель, многие считают его отцом западной философии.

О жизни Платона известно немного, но до нас дошли некоторые факты. Он родился в 420-х годах до н.э. (хотя историки расходятся во мнениях относительно точного года его рождения). Считается, что он родился в Афинах (но некоторые историки расходятся и в этом). Считается, что его отцом был Аристон, афинянин, имевший немалое богатство и положение. Некоторые историки перечисляют имя Платона при рождении как Аристикл и говорят, что ему дали прозвище «Платон» (что означает широкий) из-за его широкого телосложения и что это прозвище было сокращено до Платона, которое в конечном итоге стало его настоящим именем. Как и многие другие юноши, рожденные в более богатых семьях, Платон должен был получить всестороннее классическое образование и хорошо разбираться в грамматике, гимнастике, музыке, философии и естественных науках. Именно в философии юный Платон преуспел больше всего, особенно познакомившись со знаменитым философом Сократом.

До этого, однако, Платон в молодости участвовал в Пелопоннесской войне, закончившейся поражением Афин в 404 г. до н.э.

Платон провел большую часть своей жизни в Афинах и их окрестностях, основав знаменитую Академию в 387 г. до н.э. и служит его путеводной звездой до конца его жизни. Некоторые историки считают, что Платон путешествовал по Египту, Италии и Ливии. Известно, что он не раз посещал Сиракузы, и в одной истории его продали в рабство, а затем спас друг семьи.

Источники расходятся во мнениях относительно места и способа смерти Платона. Считается, что он умер в Афинах в 347 г. до н. э., но многие историки не могут прийти к единому мнению относительно того, умер ли он на свадебном пиру, в одиночестве во сне или каким-то другим образом.

Однако большинство источников сходятся во мнении, что Платон внес огромный вклад в развитие западной философии. Он известен своими Диалогами , серией работ, в которых излагается набор идей для жизни, для видения мира и для понимания элементов этого мира. Всего 36 Диалоги существуют как часть общей платоновской традиции, хотя некоторые историки считают, что некоторые из них написали другие философы. Диалоги излагают ряд идей, обычно в форме беседы, иногда аргумента.

Одним из главных персонажей платоновских диалогов является Сократ. Многие думают, что Платон использовал Сократа как удобный рупор для продвижения собственных идей Платона. Существует несколько других сочинений об идеях или высказываниях Сократа, поэтому выводы по этому поводу делать трудно. Что правда, так это то, что Сократ появляется как «персонаж» во многих платоновских Диалоги , самым известным из которых является, пожалуй, Апология , рассказывающая историю суда над Сократом. В Apology Сократ выдвигает обвинения против него и произносит длинную речь перед членами жюри, которые в конечном итоге признают его виновным в этих обвинениях и приговаривают к смертной казни. Речь Сократа наполнена аспектами его философии, как и другие диалогов Платона .

Еще один известный Диалог — Республика , в котором Платон выдвигает множество идей о гражданах, правительстве и их месте в мире. Одно из обсуждений в этом длинном диалоге касается идеального правителя; Идея Платона состоит в том, чтобы правителем города-государства (или цивилизации) был царь-философ, человек, который продемонстрировал достаточную способность быть мудрым и вдумчивым, и именно так, чтобы люди, которыми он правит, принимали его как все эти вещи. и удовлетворены его способностью править ими честным и справедливым образом.

Платон (и Сократ) много пишут об идеалах, не только об идеях важности вещей, но и о формах, которые эти идеалы принимают. Одним из главных утверждений Платона является Теория Форм, согласно которой люди видят тени идеальных форм вещей и что эти идеальные формы существуют вне человеческого опыта. То, что видят люди, Сократ и Платон, есть копия или вариант идеальной формы чего-либо; и только практикуя разум и интенсивное созерцание, люди могут приблизиться к переживанию этого идеала.

Другие темы, которые можно найти в диалогах Платона , включают семейные отношения, искусство и поэзию, правосудие и политику, науку и медицину, математику и логику, любовь и мудрость.

Один человек, который не говорит ни в одном из диалогов , это сам Платон. Он упоминается в Федоне , одном из трёх Диалогов , связанных со смертью Сократа. Но Платон позволяет Сократу говорить и спорить.

Познакомьтесь с отцами философии: Сократом, Платоном и Аристотелем

Знаете ли вы, что по сей день большая часть западного образа мышления основана на философских исследованиях трех мужчин Древней Греции?

Сократ, Платон и Аристотель. Без сомнения, вы слышали об этих мыслителях. Конечно, когда я начал исследовать свой последний роман, Слезы Афродиты , действие которого происходит в Греции и вдохновлено древнегреческой мифологией, неудивительно, что я снова и снова сталкивался с этими именами. Я был очарован, узнав больше об этих людях, потому что меня поразило, что, хотя они и стали легендами, в некотором смысле их работа была фактом, а не вымыслом, и ее влияние выдержало испытание более чем 2000-летней историей.

Сократ

Римский политик Цицерон называл Сократа «первым, кто спустил философию с небес, поместил ее в города, ввел в семьи и заставил исследовать жизнь и нравы, добро и зло». В V веке до нашей эры Афины были центром обучения и размышлений, а их гражданин Сократ был молодым человеком с головой, полной идей. Несмотря на то, что в то время было незаконно «исследовать то, что над небесами или под землей, предметы, считавшиеся нечестивыми», Сократ сделал своим делом задавать вопросы публично (известный как сократовский метод обучения).

Что делало Сократа таким интересным, так это то, что он не брал на себя роль мудреца. На самом деле вся его философская карьера основывалась на этой предпосылке:

Истинное знание заключается в знании того, что вы ничего не знаете.

Карьера Сократа началась, когда дельфийский оракул объявил его мудрейшим человеком на планете. Вы можете подумать, что Сократ был бы в восторге от этого заявления; какое благо для его эго! На самом деле, однако, он был озадачен – и очень скептичен. Он решил проверить свою мудрость, побеседовав с другими людьми, которые претендовали на то, чтобы быть мудрыми. Он обнаружил, что на самом деле он был мудрее человека просто потому, что «вполне осознавал [свое] невежество». От Апология Сократа (Платон): «Я мудрее его в той малой степени» — «что я не думаю, что знаю то, чего не знаю». наслаждайтесь тем, что их мудрость подвергается сомнению. Результат: он был признан виновным в развращении молодежи города и приговорен к смертной казни за свое «преступление».

Платон

В отличие от Сократа, Платон был аристократом. Однако его богатство и статус в Афинах не мешали ему быть увлеченным учеником Сократа. Он взял все, чему его учил Сократ, и построил на этом, и то, что он построил, было совокупностью работ, наполненных таким центральным смыслом, что ученые приписывают ему основы современной западной философии, науки, математики, политической мысли и даже духовности.

Платон определял мышление как «разговор души с самой собой». Он учил, что душа бессмертна и что жизнь заключает душу в тело. Восприятие является ключевым: в своей «Аллегории пещеры», например, он описывает людей в пещере, которые могут видеть только тени на стенах; но если бы они обернулись, то поняли бы, что отбрасывает эти тени, и, таким образом, стали бы мудрее.

Платон основал свою собственную школу мысли, Академию, в Афинах, которая была центром скептической философии в течение 300 лет и имела много важных учеников, включая Аристотеля (см. ниже). В 16 веке итальянский художник эпохи Возрождения Рафаэль изобразил Академию в своем шедевре 9.0103 Афинская школа , на фото.

Аристотель

В подростковом возрасте Аристотель переехал в Афины, чтобы учиться в Академии Платона около двадцати лет, пока его учитель Платон не скончался. Он был лучшим учеником Платона, и все полученные от него знания принесли Аристотелю высшую должность: наставника Александра Македонского (действительно, в этом он, скорее всего, был самым высокооплачиваемым философом в истории). Позже он основал свою собственную философскую школу под названием Перипатетическая школа при Ликее, храме, посвященном Аполлону. (Перипатетика происходит от греческого peripateo , ‘гулять’; Аристотелю нравилось ходить так, как он думал и учил.)

Аристотеля меньше интересовал метафизический план; он интересовался рассуждениями: действительно, он основал логическую теорию. Он также считал, что жизнь в основном заключается в поиске счастья, но сила принадлежит человеку: «Счастье зависит от нас самих», — сказал он.

В мудрости Аристотеля есть замечательная практичность, так что она имеет большой смысл и по сей день. Возьмем, к примеру:

Мы то, что мы постоянно делаем. Таким образом, совершенство — это не действие, а привычка.

Простой, но мощный. Он также выступал за умеренность; что мы должны искать «золотую середину», средний путь между двумя крайностями.

Но моя любимая аристотелевская мудрость такова:

Любовь состоит из одной души, пребывающей в двух телах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *