Философ Платон. Учение, Платон о человеке и государстве
Главная
Статьи
История
Философ Платон
история, интересное, интересные факты
Платон (Πλάτων) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя— Аристокл. «Платоном» («широким») его прозвал учитель гимнастики за ширину плеч. Кстати, Платон был не только философом, но и олимпийским чемпионом; дважды он выигрывал соревнования по панкратиону (это смесь бокса и борьбы).
Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428—427 годах до н.э. в Афинах или Эгине, как раз в разгар Пелопонесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 21 мая, в который по мифологическому преданию родился бог Аполлон.
Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца Аристона возводили, согласно легендам, к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон.
Первым учителем Платона был гераклитовец Кратил, потом Сократ. По легендам, в юности Платон писал стихи и готовил себя к занятиям политикой; однажды нес в театр только что написанную трагедию, но встретил Сократа, и под впечатлением разговора с ним сжёг свою трагедию и занялся философией. Встреча это произошла, когда самому Платону было около 20 лет.
Следующие несколько лет Платон учился у Сократа, а после смерти учителя отправился путешествовать. По преданию, он посетил Кирену и Египет, потом отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В Сиракузах он оказался при дворе тирана Дионисия I, которому попытался изложить свои идеи о наилучшем государственном устройстве. Дионисий понял из слов Платона очень мало, стал подозревать философа в подготовке заговора с целью переворота и продал философа в рабство, и из этой беды Платона выручили друзья, заплатив за него выкуп.
Тогда Платон возвращается обратно в Афины, где основывает собственную школу— «Платоновскую Академию». Академией школа была названа потому, что находилась в садах Академа (которые, в свою очередь, были названы в честь античного героя Академа). Возле входа в академию была надпись: «Не знающим геометрии вход воспрещен». Вообще, Платон считал, что следует обучать четырем дисциплинам — арифметике, геометрии, стереометрии и теоретической астрономии; при этом Платон подчёркивал вовсе не практическую полезность этих наук, а их важность для упражнения ума и для того, чтобы подготовить душу к размышлениям над высшими философскими проблемами. А геометрию Платон особенно уважал ещё и потому, что считал, будто материя состоит из мельчайших геометрических частиц (подробнее об этом далее).
После смерти Платона древним в 347 году до н.э. его академия существовала ещё 18 лет, пока в 329 году ее не закрыл христианский император Юстиниан, который счел невозможным терпеть ее языческие идеи.
«Модель мира» Платона
Платон утверждал, что существует мир идей и параллельный ему материальный мир. В царстве идей обитают собственно идеи (эйдосы), полные божественного смысла. Идеи— это основа всего мира; это целевые причины, заряженные энергией устремления; это божественное регулирование всех процессов, происходящих во Вселенной. Между идеями существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея— это идея абсолютного блага (Агатон; мировой Разум; Божество).
Материальный же мир состоит из частиц стихий. Основными компонентами при его образовании послужили огонь и земля. Между этими компонентами помещены еще два средних члена – воздух и вода, причем воздух относится к воде, как огонь к воздуху. Эти четыре стихии (земля, воздух, вода, огонь) являеются совокупностью мельчайших невидимых частиц, имеющих формы правильных многогранников. Так частицы огня есть тетраэдры, воздуха — октаэдры, воды- икосаэдры, земли — кубы. Пятый элемент — эфир, частицам которого придается форма додекаэдра.
Материальный мир живёт, существует и развивается в соответствии с теми правилами, которые устанавливают идеи. Но идеи не видны людям и их нельзя почувствовать. Описывая свою модель мира, Платон излагает миф о пещере, в котором образно представляет мир, в котором мы живем, пещерой с выходом наверху, а всех людей – как узников, крепко скованных цепями и сидящих в этой пещере. Узники смотрят на стену, на которой отблески света, падающего сверху, образую тени. Глядя на тени, люди устанавливают причины и следствия явлений и таким образом полагают, что познают мир. Но если увидеть истинные причины этих явлений, то окажется, что все познанное на основании отображений не имеет почти никакого отношения к действительности, ведь тени представляют свои первообразы в сильно искаженном виде. Кроме того, сам выход из пещеры (то есть начало истинного познания) физически труден, глаза не привыкли к настоящему освещению, а на само солнце как на источник света и вовсе смотреть невозможно.
Платон верит в богов и доказывает их существование тем, что люди чувствуют сродство с природой богов: человек эмоционален, то есть имеет возможность чувствовать всякое мгновение по-разному; мир человеческих чувств – это область «становления», где все возникает и погибает, вечно меняясь и никогда подлинно не существуя, всё существует лишь благодаря идеям.
Пытаясь найти место человека в этих двух мирах, Платон приходит к выводу, что человек— дуалистичен: душа его бессмертна, а тело тленно. В этой дуалистичности заложен вечный трагизм— тело тянет человека в животный мир, а душа— в божественный.
Платон о душе
Платон считал, что душа человека тройственна. Первая её часть – это разумная, обращённая к идеям. Разумная часть души— основа добродетели, мудрости; Вторая – пылкая, аффектно-волевая часть души— основа мужества. Третья часть — чувственная, движимая страстями и вожделениями. Эта часть души должна быть ограничена в проявлениях разумом. Гармоничное сочетание всех частей души под регулятивным началом разума дает гарантию справедливости.
До рождения душа человека пребывает в царстве идеи— чистой мысли и красоты. Затем она попадает на 5-ом месяце беременности на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, «вспоминает о мире идей». То есть ещё до рождения основные вопросы своей жизни душа решает в мире образцов (парадигм), а, появившись на свет, она уже знает всё, что нужно знать, и чтобы человека чему-то научить, надо лишь помочь ему это вспомнить.
Учение Платона о познании
Платон считал, что истинное знание не может быть передано в словах или в чувственном восприятии. Для правильного движения к истине следует очистить душу от неверных мнений, накопившихся в ней за время не философской жизни, а правильное мнение человек должен понять (вспомнить) сам.
Всё, доступное познанию, Платон делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Отношение между сферами ощущаемого и постигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяют узреть истину.
Ощущаемое вновь делится на два рода— сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера, со вторым— уподобление. Под верой имеется в виду способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение. Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений.
Сфера умопостигаемого также делится на два рода— это идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму. Ко второму роду относятся математические объекты. Согласно мысли Платона, математикам лишь «снится» бытие, поскольку они используют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок. Разум и рассудок вместе составляют мышление, и лишь оно способно на познание сущности.
Платон вводит следующую пропорцию: как сущность относится к становлению, так мышление относится к мнению; и так же относятся познание к вере и рассуждение к уподоблению. Особую известность в теории познания имеет всё тот же миф о пещере».
Платон о человеке
Сущность человека Платон усматривал в его вечной и бессмертной душе, вселяющейся в тело при рождении. Поэтому он требует очищения души, очищения от мирских удовольствий, от преисполненной чувственных радостей светской жизни. Задача человека в том, чтобы возвыситься над беспорядком (несовершенным чувственным миром) и всеми силами души стремиться к уподоблению богу, который не соприкасается ни с чем злым. В том, чтобы освободить душу от всего телесного, сосредоточить её на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным. Философия Платона почти вся пронизана этическими проблемами: в его диалогах рассматриваются такие вопросы, как природа высшего блага, его осуществление в поведении людей, в жизни общества.
Платон считал, что души животных и растений смертны, а разумные души людей бессмертны, поскольку они сотворены богом из того же состава, что и бессмертная мировая душа. Именно бессмертие и восприимчивость к знанию отличает человека от животного. У Платона нет абсолютного противопоставления животных и человека. Существует легенда, согласно которой Диоген Синопский, в ответ на слова Платона «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», общипал курицу и принес к философу, объявив: «Вот платоновский человек!» Тогда Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями».
Интересные факты о Платоне
· Платон был первым, кто рассказал о существовании Атлантиды, погибшей высокоразвитой цивилизации.
· Именно Платону принадлежит гипотеза о том, что каждый ищет свою «половинку».
· Платоническая любовь впервые описана в диалогах Платона, и изначально означала любовь-дружбу учителя и ученика (например, Платона и Аристотеля).
· «Звонок на урок» — это тоже изобретение Платона. Учеников Академии созывал на занятия сигнал, подаваемый часами: когда из ёмкости истекала вся вода, через клапан проходил поток воздуха, заставлявший звучать флейту.
Платон о государстве
Платон определяет государство как «единое целое, внутри которого неравные по своей природе индивиды исполняют свои различные функции». Помимо этого, Платон считал, что государство похоже на человека. В государстве есть те же три начала, что и в душе человека: разум, ярость и вожделение. Естественным (и идеальным) является то состояние, когда разум руководит. Идеальным государством Платон считал аттический город-полис. Идеальное государство размещено в конкретном политическом времени и пространстве. Уже во время Платона такое государство принадлежало прошлому. Идеальное государство противоположно индивидуалистскому греческому государству.
Идеальное государство для Платона — это замкнутое самообеспеченное образование. Идеальное государство для всех является принудительным учреждением — и для аристократии разума в том числе — ведь они обязаны править над «яростью» и «вожделением». Для идеального государства развитие — это повреждение, разрушение, ибо развитие возможно только к наилучшему, а это государство уже есть идеальное. Поэтому ограничены контакты с другими городами-государствами. Ограничивается торговля, промышленность, финансы — ибо это развращает.
Целью такого государства являются единство и добродетель всего государства в целом, а добродетель отдельного человека. Политическое властвование происходит согласно 4 добродетелям идеального государства, каковыми являются мудрость (философы-стражи законов), рассудительность (единство взглядов у правителей и подданных), мужество (способность правителей постоянно сохранять привитую воспитанием мысль об опасности) и справедливость. В таком государстве три разных (разделённых согласно природным задаткам) сословия делают разную работу. Правители, олицетворяющие разум, обеспечивают правильное исполнение идеи идеального государства. Они происходят из стражей закона старше 50 лет. Воины, олицетворяющие ярость, охраняют государство от врагов, они являются стражами закона. Земледельцы, ремесленники и торговцы олицетворяют вожделение. Их задача – поддерживать экономический базис государства. Однако они не имеют никаких политических прав. Платон считает справедливым такое разделение, и полнейшей несправедливостью — вмешательство этих сословий в дела друг друга.
Платон отмечал, что только стражи закона имеют политическую власть, и проблема сохранения единства государства — преимущественно проблема сохранения внутреннего единства среди сословия стражей. Поэтому Платон разрушил у них семью — иначе это было бы начало индивидуализма, обособленности интересов. Кроме того, стражи не должны иметь каких-либо материальных благ, заниматься торговлей или земледелием.
В процессе осуществления власти отсутствует какое-либо институционное средство для контроля над правителями, единственное, что их связывает — их внутреннее убеждение в необходимости поддерживать закон, который является разумным.
Платон отмечает, что политическая элита является результатом правильного воспитания. Воспитание – это приведение детей к такому образу мышления, который определяется законом как правильный и в его действительной правильности убедились на опыте старейшие и почтеннейшие люди. Цель закона, неписанного обычая, искусства — принудить людей добровольно совершать действия, определенные правителями как справедливые.
Платон не отрицает неравенства. Он утверждает, что неравенство заключено в самой природе, поэтому в идеальном государстве его не избежать. В не идеальных государствах справедливость — это договор людей между собой. Государство — результат договора людей, заключенного для того, чтобы не терпеть несправедливость. В таких государствах отсутствует природная справедливость (зато она присутствует в идеальном). Природная справедливость в том, что государство — это договор, согласный с природной основой: общественная жизнь начинается с природного неравенства.
Платон признает власть старших над младшими, или «отцов» над «детьми» (старше 20 лет — родители, младше – дети). Именно поэтому в правители попадают стражи закона только после 50 лет. Помимо этого, благородные должны править над неблагородными (для обоснования Платон приводит миф, в котором говорится, что боги в души правителей вложили золото, в души стражей закона — серебро, а в души третьего сословия — железо и медь, и очень редко от земледельцев рождается ребенок с золотом или серебром в душе, но если уж родится, то его переведут в соответствующий класс). Кроме этого, господа правят, рабы – подчиняются; сильный подчиняет слабого. И – самое главное — несведущий находится под руководством разумного.
Политический упадок для Платона — значит результат морального упадка (и нехватки знания). Платон считает, что упадок начинается с изменения в детских играх, нравах, привычках, деловых взаимоотношениях граждан. Поэтому необходимо запретить все перемены — они приведут к худшему. И ещё государство должно контролировать нравственность, дабы не допускать нравственных перемен.
Назад в раздел
интересное интересные факты здоровье полезные советы москва история туризм путешествия активный отдых походы кавказ московская область что посмотреть туры отдых достопримечательности крым природа владимир и область горы
Сократ и Платон о человеке и обществе — конспект — Психология | Конспекты лекций Психология
Скачай Сократ и Платон о человеке и обществе — конспект — Психология и еще Конспекты лекций в формате PDF Психология только на Docsity! Реферат по обществоведению на тему: «Сократ и Платон о человеке и обществе» ученика 11 «Б» класса школы 582 Быкова Александра Москва 2001 г. План 1. Введение 2. Сократ а) Познай самого себя б) Сократ о государстве 3. Платон а) Мир идей Платона б) Учение о государстве 4. Заключение Введение Сократ и Платон были людьми необычайной образованности и широты интересов, они пользовались всяким случаем, чтобы не только высказать свои мысли, но и сослаться на предшественников, обратиться к их авторитету или поспорить с ними, процитировать и внимательно проанализировать строку философа или поэта, призвать на помощь слово учителя или писателя. Полнота сочинений Платона и Сократа помогает восстановить сложную картину истории греческой философии, культуры и литературы, атмосферу идейных споров, рождение научной терминологии новых художественных форм, отточенного языка классической прозы. Несмотря на то, что легендарные мыслители Сократ и Платон были характерным продуктом одной и той же эпохи и общественного строя, жили в том же месте в одно и то же время, их жизнь и учения во многом разительно отличаются. Сократ (469 — 399 до н. э.) и Платон (427 — 347 до н.
э.) встретились в 408 г. до н. э. и не расставались до самой смерти Сократа. В 20 лет Платон, на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества. Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество, трагический финал — окружили его имя притягательным ореолом легендарности. Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было. В центре сократовской мысли — тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества. И сократовские беседы — поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов.
Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение. Сократ — принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело богов. Мир представляется Сократу творением божества, «столь великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду присутствует, и обо всем имеет попечение». Нужны гадания, а не научные исследования, чтобы получить указания богов относительно их воли. И в этом отношении Сократ ничем не отличался от любого невежественного жителя Афин. Он следовал указаниям дельфийского оракула и советовал делать это своим ученикам. Сократ аккуратно приносил жертвы богам и вообще старательно выполнял все религиозные обряды. Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно- нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным. Сомнение («я знаю, что ничего не знаю») должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию («познай самого себя»).
Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Материалисты, изучая природу, пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты подвергли сомнению и осмеяли все прежние взгляды, — необходимо поэтому, согласно Сократу, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и в нем найти основу религии и морали. Таким образом, основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознания, природа же — это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу — к божественному разуму. Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию. Развивая свое религиозно-нравственное учение, Сократ в противоположность материалистам, призывающим «прислушиваться к природе», ссылаться на особый внутренний голос, якобы наставлявший его в важнейших вопросах, — знаменитый «демон» Сократа.
Сократ выступает против детерминизма древнегреческих материалистов и намечает основы телеологического миропонимания, причем здесь исходным пунктом для него является субъект, ибо он считает, что все в мире имеет своей целью пользу человека. Телеология Сократа выступает в крайне примитивной форме. Органы чувств человека, согласно этому учению, своей целью имеют выполнение определенных задач: цель глаз — видеть, ушей — слушать, носа — обонять и т.п. Равным образом боги посылают свет, необходимый людям для зрения, ночь предназначена богами для отдыха людей, свет луны и звезд имеет своей целью помогать определению времени. Боги заботятся о том, чтобы земля производила пищу для человека, для чего введен соответствующий распорядок времен года; более того, движение солнца происходит на таком расстоянии от земли, чтобы люди не страдали от излишнего тепла или чрезмерного холода и т.п. Своего философского учения Сократ в письменную форму не облекал, но распространял его путем устной беседы в форме своеобразного, методологически направленного к определенной цели спора.
Не ограничиваясь руководящей ролью в пределах своего философско-политеческого кружка, Сократ бродил по Афинам и всюду — на площадях, на улицах, в местах общественных собраний, на загородной лужайке или под мраморным портиком — вел «беседы» с афинянами и заезжими чужестранцами, ставил перед ними философские, религиозно-нравственные проблемы, вел с ними длительные споры, старался показать, в чем заключается, по его убеждению, действительно моральная жизнь, выступал против материалистов и софистов, вел неутомимую устную пропаганду своего этического идеализма. Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философских интересов и занятий Сократа. Особое значение Сократ придавал познанию сущности добродетели. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как «всеобщее», служащее основной всех частных добродетелей. Задаче нахождения «всеобщего» должен был, по мысли Сократа, способствовать его особый философский метод.
«Сократский» метод, имевший своей задачей обнаружение «истины» путем беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической «диалектики». «Под диалектикой понимали в древности искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречии. В древности некоторые философы считали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений является лучшим средством обнаружения истины». Между тем как Гераклит учил о борьбе противоположностей, как о движущей силе развития природы, сосредоточив свое внимание, главным образом, на объективной диалектике, следует говорить только правду. Правильно ли поступит военачальник, спрашивает Сократ, если он, для того чтобы поднять дух войска, солжет своим войнам, будто бы приближаются союзники. Евтидем соглашается, что подобного рода обман друзей следует занести в графу «дельта», а не «альфа», как это предполагается предыдущим «определением». Равным образом, продолжает «индукцию» Сократ, не справедливо ли будет, если отец обманет своего заболевшего сына, не желающего принимать лекарство, и под видом пищи заставит его это лекарство принять, и тем самым своей ложью вернет сыну здоровье.
Евтидем соглашается, что и такого рода обман следует признать делом справедливым. Тогда Сократ спрашивает его, как назвать поступок того человека, который, видя своего друга в состоянии отчаяния и боясь, как бы он не кончил жизнь самоубийством, украдет или просто отнимет у него оружие. Эту кражу, или этот грабеж, Евтидем также вынужден занести в графу справедливости, нарушая снова предыдущее «определения» и приходя к выводу, подсказанному Сократом, что и с друзьями не во всех случаях надо быть правдивыми. После этого Сократ переходит к вопросу о различии добровольного и недобровольного поступка, продолжая свою «индукцию» и добиваясь нового, еще более точного «определения» справедливости и несправедливости. В конечном итоге получается определение несправедливых поступков как тех, которые совершаются в отношении друзей с намерением им навредить. Истина и нравственность для Сократа — понятия совпадающие. » Между мудростью и нравственностью Сократ не делал различия: он признавал человека вместе и умным и нравственным, если человек, понимая, в чем состоит прекрасное и хорошее, руководиться этим в своих поступках и, наоборот, зная, в чем состоит нравственно безобразное, избегает его.
.. Справедливые поступки и вообще все поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши. Поэтому люди, знающие, в чем состоят такие поступки, не захотят совершить никакой другой поступок вместо такого, а люди, не знающие, не могут их совершить и, даже если пытаются совершить, впадают в ошибку. Таким образом, прекрасные и хорошие поступки совершают только мудрые, а немудрые не могут и, даже если пытаются совершить, впадают в ошибку. А так как справедливые и вообще все прекрасные и хорошие поступки основаны на добродетели, то из этого следует, что и справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость». Истинная справедливость, по Сократу, это знание того, что хорошо и прекрасно, вместе с тем и полезно человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью. Тремя основными добродетелями Сократ считал: 1. Умеренность (знание, как обуздывать страсти) 2. Храбрость (знание, как преодолеть опасности) 3. Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие). Сократ о государстве Только «благородные люди» могут претендовать на знание.
А «земледельцы и другие рабочие очень далеки от того, чтобы узнать самих себя… ведь они знают только то, что имеет отношение к делу и служат ему… А потому, если познание самого себя есть признак разумности, никто из этих людей, не может быть разумным в силу одного своего ремесла». Рабочему, ремесленнику, земледельцу, т.е. всему демосу (не говоря уже о рабах) недоступно знание. Сократ был непримиримым врагом афинских народных масс. Он был идеологом аристократии, его учение о незыблемости, вечности и неизменности моральных норм выражает идеологию именно этого класса. Сократовская проповедь добродетели имела политическое назначение. Он сам говорит о себе, что заботится, чтобы подготовить как можно больше лиц, способных приняться за политическую деятельность. При этом политическое воспитание афинского гражданина велось им в таком направлении, чтобы подготовить восстановления политического господства аристократии, вернуться к «заветам отцов». По Ксенофонту, Сократ восторгается «самыми древними и самыми образованными государствами и народами», потому что они «самые набожные».
Больше того: » …он думает, что ему не стыдно будет взять за образец персидского царя», потому что персидский царь считает земледелие и военное искусство благороднейшими занятиями. Земля и военное искусство — исконная принадлежность «благородных господ», родовой землевладельческой аристократии. Сократ, по Ксенофонту, воспевает земледелие. Он дает возможность сулить «хорошие обещания рабам» и «приохочивать рабочих и склонять их к послушанию». Сельское хозяйство — мать и кормилица всех искусств, источник жизненных потребностей «для благородного господина», лучшее занятие и лучшая наука. Оно сообщает телу красоту и силу, побуждает к храбрости, дает отличных и наиболее преданных общему благу граждан. При этом сельское хозяйство противополагается городским занятиям, ремеслам как вредящим делу и разрушающим душу. Сократ на стороне отсталой деревни — против города с его ремеслами, промышленностью и торговлей. Таков идеал Сократа. Надо было воспитать адептов этого идеала. Отсюда неустанная, непрерывная, изо дня в день ведущаяся пропагандистская деятельность Сократа.
Сократ беседует о храбрости, благоразумии, справедливости, скромности. Он хотел бы видеть в афинских гражданах людей храбрых, но скромных, не требовательных, благоразумных, справедливых в отношениях к своим друзьям, но отнюдь не к врагам. Гражданин должен верит в богов, приносить им жертвы и вообще исполнять все религиозные обряды, надеяться на милость богов и не позволять себе «дерзости» изучать мир, небо, планеты. Словом, гражданин должен быть смирным, богобоязненным, послушным орудием в руках «благородных господ». напротив, модель такого государства, которого нигде и никогда не было, но которое должно возникнуть, то есть Платон говорит об идее государства, создает проект, утопию. Автор неоднократно пробовал воплотить в жизнь свой проект оптимального государственного управления. На Сицилии, в Сиракузах, во времена Платона было правление просвещенного тирана Дионисия, а его шурин Деон был поклонником Платона. Попытки афинского философа применить свои теории если не для управления всей территорией, то хотя бы небольшим селением, едва не закончились гибелью, и только из-за Диона его только продали в рабство.
Анникерид, житель Эгины, узнав в готовом для продажи невольнике известного философа, купил его и немедленно дал ему свободу. Так же бесславно закончились и две последующие попытки устроить в Сиракузах государственное управление на основах разума. Платона многое в уже существующих государствах не устраивало принципиально. В трактате «Государство» Платон пишет о том, что главная причина порчи обществ и государств (которые когда-то, во времена «золотого века» имели «совершенный» строй) заключена в «господстве корыстных интересов», обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания «корыстных интересов» в их строе. • Тимократия власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты «совершенного» строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и «при участии жен» спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.
• Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию. • Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы тирании. • Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека тирана. Отрицательные формы государственной власти Платон противопоставляет своему видению «идеального» общественного устройства. Огромное внимание автор уделяет определению в государстве места правящего класса. По его мнению, правителями «идеального» государства должны быть исключительно философы, для того чтобы в государстве властвовали рассудительность, разум.
Именно философы обуславливают благосостояние, справедливость государства Платона, ведь им свойственны «…правдивость, решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине». Платон считает, что любое новшество в идеальном государстве неизбежно ухудшит его (нельзя улучшить «идеальное»). Очевидно, что именно философы будут охранять «идеальный» строй, законы от всяческих нововведений, ведь они обладают «…всеми качествами правителей и стражей идеального государства». Именно поэтому деятельность философов обуславливает существование «идеального» государства, его неизменность. По существу, философы охраняют остальных людей от порока, каким является любое нововведение в государстве Платона. Не менее важно и то, что благодаря философам правление и вся жизнь «идеального» государства будет построена по законам разума, мудрости, там не будет места порывам души и чувствам. Если в государстве Платона существуют люди, которые занимаются законами и устройством государства, то естественно предположить, что в нем существуют и люди, занимающиеся исключительно земледелием, ремеслом.
Действительно, основной закон существования «идеального» государства состоит в том, что каждый член общества обязан выполнять только то дело, к которому он пригоден. Всех жителей «идеального» государства автор разделяет на три класса. Низший класс объединяет людей, которые производят необходимые для государства вещи или способствуют этому; в него входят самые разные люди, связанные с ремеслом, земледелием, рыночными операциями, деньгами, торговлей и перепродажей это земледельцы, ремесленники, торговцы. Не смотря на то, что торговцами и земледельцами могут быть совершенно различные люди, все они, по Платону, стоят приблизительно на одной ступени нравственного развития. Внутри этого низшего класса также существует четкое разделение труда: кузнец не может заняться торговлей, а торговец по собственной прихоти не может стать земледельцем. Принадлежность человека ко второму и третьему классам, а это классы воинов-стражей и правителей-философов, определяется уже не по профессиональным, а по нравственным критериям.
Нравственные качества этих людей Платон ставит гораздо выше нравственных качеств первого класса. Так Платон создает тоталитарную систему разделения людей на разряды, которая немного смягчается возможностью перехода из класса в класс (это достигается путем длительного воспитания и самосовершенствования). закон важнейшая составляющая «идеального» государства, и его выполняют все без исключения (доходит до того, что дети должны играть (!) по законам государства). Таким образом, правители-философы вершат судьбы всех остальных людей. Они не только определяют способности человека, но и осуществляют регламентацию брака, имеют право (и должны) убивать малолетних детей с физическими недостатками (здесь, как и в некоторых других случаях, Платон берет за образец государственное устройство современной ему Спарты). Философы, на основах разума, управляют остальными классами, ограничивая их свободу, а воины играют роль «собак», держащих в повиновении низшее «стадо». Этим усугубляется и без того жестокое разделение на разряды.
Например, воины не живут в одних местах с ремесленниками, людьми труда. Люди «низшей» породы существуют для обеспечения «высших» всем необходимым. «Высшие» же охраняют и направляют «низших», уничтожая слабейших и регламентируя жизнь остальных. Можно предположить, что такая всесторонняя мелочная регламентация важнейших поступков человека, которые он, по современным понятиям, должен решать сам, приведет к разобщению людей, недовольству, зависти. Однако в «идеальном» государстве этого не происходит, напротив, единство людей Платон считает основой такого государства. Во времена древности, «золотого века», когда сами боги управляли людьми, люди рождались не от людей, как сейчас, но от самой земли. Люди не нуждались в материальных благах и много времени посвящали занятиям философией. Во многом единство древних обуславливалось отсутствием родителей (у всех одна мать земля). Платон хочет достичь того же результата, «обобществив» не только людское имущество, но и жен, детей. Автор хочет, чтобы никто не мог сказать: «Это моя вещь», или «Это моя жена».
По идее Платона, мужчины и женщины не должны вступать в брак по собственной прихоти. Оказывается, браком тайно управляют философы, совокупляя лучших с лучшими, а худших с худшими. После родов дети отбираются, и отдаются матерям через некоторое время, причем никто не знает, чей ребенок ему достался, и все мужчины (в пределах касты) считаются отцами всех детей, а все женщины общими женами всех мужчин. Как писал В.Асмус, для Платона общность жен и детей является высшей формой единства людей. Такая общность описана им для класса воинов-стражей, которым автор уделяет огромное внимание. По его мнению, отсутствие вражды внутри класса стражей повлечет за собой единство низшего класса и отсутствие восстаний. Таким образом, правящие классы государства Платона составляют коммунистическое единство. Этот коммунизм, как уже говорилось, не допускает среди высших классов бедности или богатства, и, следовательно, по логике автора, уничтожает среди них раздоры. Прообраз власти у Платона это пастух, пасущий стадо.
Если прибегнуть к этому сравнению, то в «идеальном» государстве пастухи это правители, воины это сторожевые собаки. Чтобы удержать стадо овец в порядке, пастухи и собаки должны быть едины в своих действиях, чего и добивается автор. Платоновское государство обращается с «человеческим стадом», как мудрый, но жестокосердный пастух со своими овцами. Этого скрестить с тем-то, этих на бойню. Видно, что, по нашим представлениям, это тоталитарная программа, при которой кучка людей (пусть даже мудрейших) подчиняет «…жалкие вожделения большинства … разумным желаниям меньшинства». Прошедшие тысячелетия показали, что последующие утопии недалеко ушли от прародительницы, созданной гением Платона, который ярко проявился и в создании основ объективного идеализма и разработке его в целостном виде. Заключение Сократ – одно из самых загадочных явлений античного духа, что объясняется переходным характером его философии. Он еще совершенно чужд объективного идеализма и конструктивизма Платона, но ясно, что Платон вырастает на его плечах и немыслим без его пропедевтики.
Этот человек хотел понять и оценить жизнь. Вот, по-видимому, его роковая миссия, то назначение, без которого немыслима была бы ни дальнейшая античная жизнь, ни века последующей культуры. Досократовская философия не могла и не хотела обнимать жизнь логикой. Тем более она не хотела исправлять ее логикой. Но Сократ – поставил проблему жизни, набросился на жизнь как на проблему. Сократ хотел перевести жизнь в царство самосознания. Он хотел силами духа исправить жизнь, свободу духа он противопоставил самостоятельным проявлениям бытия, и отсюда это странное, так несовместимое со всем предыдущим, почти что негреческое, неантичное учение о том, что добродетель есть знание, что всякий желает только собственного блага, что стоит только научить человека, и он будет добродетельным. Сократ первый захотел понять жизнь. Музыкально — трагическую безысходность бытия он захотел расчленить, разложить по понятиям. Сущность сократовской эстетики – прекрасное то, что разумно, что имеет смысл. Сократ впервые открывает пестроту жизненных переживаний, он старается все единичное обязательно возвести при помощи рассудка во всеобщее и тем самым уже перейти от пестрой смены жизненных переживаний к их обобщенной проблематике.
Красота есть красота смысла, сознания, разума – историческая позиция, которая возникла в истории античной эстетики. И Сократ был ее провозвестником. Того, что высказал Сократ об искусстве и прекрасном, вполне достаточно, чтобы мы считали его первым начинателем эстетики в смысле проблемы сознания. Эти идеи при всей их простоте настолько фундаментальны, что без них немыслимо никакое философствование об искусстве и прекрасном. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического
ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК? – ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ФОРМ ПЛАТОНА – Симон Кирен – Двенадцатый ученик
Материальная основа духовности. Что такое материя? и Что такое Дух? Если материализм касается влияния денег и материальных благ, я хотел бы использовать Силу/Силу/Энергию, называемую Деньги, чтобы говорить о Жизни и Смерти. Закон Сохранения применим как к живой, так и к неживой материи. Если кто-то сможет опровергнуть мое утверждение, используя достоверную научную информацию, я дам ему в награду купюру в 1000 долларов США.
Что значит быть Субстанцией? и что значит существовать? Нам необходимо установить знания о человеке на твердой основе, а информацию, которую они дают, необходимо проверить на ее точность и соответствие внешней реальности. Мы должны провести фундаментальное различие между живой и неживой материей. Научные достижения 19 и 20 вв. укрепили материалистическую позицию о принципиальном сходстве органической живой и неорганической физической материи. Человек рассматривается как продукт естественной эволюции и считается, что он подчиняется тем же законам физики и химии или механистическим принципам.
Нам нужна методология для изучения философии и понимания философских утверждений. Логический позитивизм, также известный как научный эмпиризм, направлен на прояснение концепций как на повседневном, так и на научном языке. Он описывает анализ языка как функцию философии. Этот анализ языка и понятий важен для понимания вопросов веры и идеологии, которые влияют на то, что, по нашему мнению, мы должны делать индивидуально и в обществе. Я бы использовал этот метод «прикладной философии» для анализа философской доктрины «материализма» и изучения взглядов греческих философов и их усилий по интерпретации человеческой природы и человеческого существования.
Что такое человек? Мотивация задать этот вопрос исходит из утверждения, выраженного на санскрите, «Сарвешам Свастир Бхавату», которое направлено на благо всех людей, всех рас, всех культур, всех религий и всех наций.
ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК? ПЛАТОНСКАЯ ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ФОРМ. ОТКРЫТИЕ МИРА, ГАРМОНИИ И СПОКОЙСТВИЯ КАК ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ. Наши усилия по поддержанию благополучия Человека будут зависеть от нашего понимания «настоящей» или «истинной» природы Человека. Аристотель описывает телесные субстанции, состоящие из двух начал: 1. формы и 2. материи. Важно стремиться к правильному пониманию Человеческой Формы и узнать правду о Человеческой Природе, описывая Форму. Рождение связывает человека с Субъективной Реальностью его физического существования, а Человеческая Природа связана с фактом существования человека в физическом мире и вселенной. Если Объективная Реальность человека нематериальна или нематериальна, нам все равно нужно знать, что существует в мире и как оно существует.
Греческий философ Платон (427–347 гг. до н. э.) описывает Человеческую природу в своей Теории форм. Он описывает четыре аспекта или измерения Человека; 1. Логическая форма, 2. Эпистемологическая форма, 3. Моральная форма и 4. Метафизическая форма.
I. Логическая форма: описывает Физическое Существо, Физическую Форму и Его Идентичность. Каждое человеческое существо имеет характерные физические черты, по которым его можно идентифицировать как члена рода Homo, и у него есть очень специфические черты, определяющие его идентичность, которая является общей для всех представителей вида, известного как Homo sapiens, sapiens. Члены этого вида могут быть далее идентифицированы как Конкретные Индивидуумы, используя настоящую Технологию Идентификации.
Этот Конкретный Индивидуум не будет иметь одни и те же отличительные черты в течение всего времени своего физического существования. Логическая форма человека непостоянна и подвержена постоянным изменениям и возможной смерти. Однако существование этой Физической Формы важно для поддержания существования Человека и познания его Человеческой Природы. Существование предшествует Человеческой Природе или Сущности. Сущность (или Кто Вы Есть) определяется и предшествует Существованию (или То, Что Вы Делаете).
Человек принадлежит к Социальной Группе и всегда существует как Индивидуальность с Индивидуальностью, в то время как его Физическая Форма изменяется и проходит через различные стадии, такие как младенчество, отрочество, юность, взрослость и старость. Логическая форма подвержена изменению, распаду и смерти. Следовательно, реальность этой Формы часто подвергается сомнению. Платон не знал человека как многоклеточного организма, и его описание Логической Формы не основано на изучении анатомии и физиологии человека.
II. Эпистемологическая форма: термин эпистемология имеет дело с теорией познания. Он описывает возможные виды Знания и степени уверенности для каждого вида Знания. Платон описывает вид Знаний, которые Человек может приобрести посредством Образования, процесса обучения на основе чувственного опыта и обучения, передаваемого другими. Платон рассчитывает получить полное знание о человеческих формах посредством надлежащего образования. По мнению Платона, такое Самопознание важно для познания Метафизической Формы Человека. Самопознание ведет к пониманию истинной или реальной природы человека. Восприятие непостоянного, материального, бренного Человеческого Тела описывается Платоном как мнение или убеждение, и он считает, что такое восприятие не является истинным Знанием Человеческого Образа.
Платон не уделял внимания Знанию, которое является врожденным или не приобретается в процессе обучения. Для выполнения Жизненных Функций в поддержку существования человек использует биологическую информацию, которая Наследуется, а не Знания, которые должны быть Приобретены посредством Обучения.
III. Моральная форма: Описывает такие качества, как Мужество и Справедливость, наблюдаемые аспекты Человеческой Природы, описанные в Человеческих Действиях и Человеческом Поведении.
IV. Метафизическая форма: Платон утверждает, что метафизическая форма не воспринимается ни одним из органов чувств. Метафизическая форма является реальной формой человека по сравнению с логической формой, которая считается нереальной. Метафизическая Форма не присутствует ни в Пространстве, ни во Времени, так как она находится за пределами Мира изменчивых и тленных вещей. Он принадлежит Царству Неизменных, Вечных Форм. Эта Истинная Форма может быть полностью познана посредством Интуитивного Знания.
Платоновская теория дуализма души и тела:
Платон делит человека на две категории; 1. Тело – материальная сущность, и 2. Разум или Душа – нематериальная или нематериальная сущность, которая может существовать отдельно от Тела. Платон утверждает, что Разум или Душа неразрушимы, они существовали вечно до Рождения и будут существовать вечно после Смерти.
Платон далее описывает три части Души как 1. Аппетит – местонахождение желаний и страстей, таких как голод, жажда и половое влечение, 2. Разум – место различения, которое выбирает правильное от неправильного и проводит различия между хорошим и зла, и 3. Дух – вместилище самоутверждения, корысти, гнева, негодования и гордыни. Платон считает, что благополучие человека зависит от гармоничного взаимодействия трех аспектов души. Платон считает, что такие гармоничные взаимодействия возможны только тогда, когда Разум контролирует и Дух, и Аппетит. Чтобы установить это равновесие и сохранить гармонию, Человек должен получить Знание Вечной, Неизменной Метафизической Формы.
Платон считает, что Справедливость раскрывается как Принцип каждой вещи, выполняющей функцию, наиболее соответствующую ее природе, Принцип надлежащего суждения о Деятельности и Бытии. Принцип Справедливости раскрывается или открывается в Индивидуальной Человеческой Душе, когда каждая часть Души выполняет свою подобающую и подобающую функцию. Платон считал, что человеческая душа управляет человеческим телом. Правило Разума необходимо, чтобы сочетать добродетель Умеренности с Самообладанием. Гармония возникает, когда все элементы соглашаются в том, кто что должен делать.
Шесть Измерений Человека:
Я описываю Шесть Форм человека, и каждая Форма может быть идентифицирована по своему Действию/Поведению; 1. Физическая форма, описываемая анатомией и физиологией человека, 2. Ментальная форма, описываемая такими науками, как психология и психиатрия, форма, связанная с мышлением, воображением, интеллектом, памятью, настроениями, чувствами и гордостью за себя, 3. Социальная форма, описываемая социальными науками, социальные аспекты человека, его деятельности, а также структура и организация всех человеческих институтов. Я рассматриваю человека как многоклеточный организм, в котором естественным образом обитают триллионы микробов, и который фактически существует как взаимодействующее биологическое сообщество или социальная группа, 4. Моральная форма, описываемая способностью человека Проницательности или Совести делать моральный и этический выбор, 5. Духовная Форма, аспект, формулирующий гармоничные взаимодействия между клетками, тканями, органами и системами органов Человеческого Тела, чьи индивидуальные функции порождают Единичный Эффект, известный как Человек, и 6. Творческая Форма, описываемая Индивидуальностью человека, которая заставляет чтобы человек всегда существовал как Конкретная Индивидуальность, Изначальный, Уникальный, Отличительный и Один из своего Вида Живого Существа. Существование человека окажется под угрозой, если какое-либо из этих шести измерений подвергнется неблагоприятному воздействию. Если мы не будем искать четких визуальных образов Человеческой Формы во всех ее Измерениях, мы не сможем понять человека и его Цель в Жизни.
Саймон Кирен
BHAVANAJAGAT.ORG
ВИТРУВИАНСКИЙ ЧЕЛОВЕК, ОТ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (ок. 1492 г.). Это изображение используется в качестве обложки учебника Best & Taylor по физиологии человека.
Анн-Арбор, Мичиган, США
Нравится:
Нравится Загрузка…
Человек Платона | Знай свой мем
5
- 9621
- 0
- 18
Часть серии о Послание Диогена. [Просмотреть связанные записи]
Это представление в настоящее время изучается и оценивается!
Вы можете помочь подтвердить эту запись, предоставив факты, СМИ и другие доказательства известности и мутации.
- Мем
- Положение дел
- Подчинение
- Тип:
- Аксиома, Справочник по поп-культуре
- Год
- 2018
- Источник
- Тамблер
- Теги
- человек платона, двуногий без перьев, диоген, вот, курица, с широкими плоскими ногтями, мемы platos man, платон, человек, это мужчина
О
Человек Платона ссылается на ироничное определение человека как «бесперого двуногого», данное древнегреческим философом Платоном. Узнав об этом, философ Диоген ощипал цыпленка и принес его в Академию Платона, сказав: «Смотрите! Я привел вам человека». В конце 2010-х определение человека Платоном стало предметом мемов, сначала в рамках более широкой тенденции публикации Диогена, а затем независимо, когда пользователи делились фотографиями различных двуногих, лишенных перьев объектов и существ, заявляя, что их следует считать человеком.
Происхождение
Согласно Диогену Лаэртскому, [1] биографу греческих философов, когда Платон иронично определил человека как «бесперого двуногого», его противник Диоген принес в свою академию ощипанного цыпленка, сказав: « Вот, я привел тебе человека». Инцидент привел к тому, что Академия добавила к определению «с широкими плоскими ногтями».
Исторический инцидент впервые получил признание в мемах в рамках тренда Diogenes Posting, который возник в 2015 году и включал представление философа как оригинального шитпостера и тролля (пример постов из Tumblr [2] [3] (см. ниже).
В то время как вирусные сообщения о встрече были сделаны ранее, она не стала форматом мема до 9 октября 2018 года, когда пользователь Tumblr [4] Everythingstarstuff опубликовал фотографию ящера, стоящего на задних лапах, с подписью «Перья ☐ , двуногий ✔️, это мужчина» (авторство не подтверждено). Пост (показан ниже) за четыре года набрал более 115 800 лайков и реблогов.
Спред
Начиная с 2019 года, эта версия формата, в котором различные персонажи и объекты проверялись на отсутствие перьев и двуногие перед тем, как быть объявленными мужчинами, получила известность в Интернете. Например, 19 сентября 2019 года Redditor [5] Caesar321 опубликовал мем, в котором говорилось, что енот, стоящий на задних лапах, подпадает под определение человека Платона, и этот пост набрал более 3300 голосов в /r/HistoryMemes в шести месяцы. 25 декабря в аккаунте Instagram [6] big__floppa был опубликован мем, проверяющий Big Floppa на соответствие определению Платона (показано ниже в центре). 9 январяth, 2021, Redditor [7] DANKBOI-420-69 создает мем на основе вирусного обмена 2020 года между пользователями Tumblr sandmandaddy и hrraandm, пост набрал более 18 300 голосов за шесть месяцев (показано ниже, справа).
Этот формат, наряду с другими мемами, основанными на платоновском определении человека и перебивающем его Диогене, имел умеренное присутствие в течение 2020 и 2021 годов, при этом несколько версий мема стали вирусными.
Различные примеры
Поисковый интерес
Внешние ссылки
[1] Википедия — Diogenes
[2] Tumblr — Librarianarchy
[3] Tumblr — Bemusedlybespectecled
.