Хан это в древней руси: Почекаев Р. Ю. Батый. Хан, который не был ханом

Почекаев Р. Ю. Батый. Хан, который не был ханом

AlisterOrm

Статья написана 17 декабря 2013 г. 16:28

Размещена:

  • в авторской колонке AlisterOrm

… «В двенадцатый год по перенесении чудотворного образа Николина из Корсуня. Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской». Вот так жутковато начинается одно из самых печальных произведений об истории Древней Руси. Батый – это имя вызывает ассоциацию с пламенем, в котором погибала Древняя Русь, оскаленные лица злобных узкоглазых монголов, кривые сабли, беспорядочно шинкующие человеческие тела… Да, вот такая у нас память о Батые. И у нас полное право на такое отношение – ведь именно вторгшиеся из степей орды Бату добили истекающую кровью от междоусобиц Русь, нанеся coup de grase старой цивилизации, на смену которой придёт уже иная Россия.

Однако мы забываем, что Бату – это ещё и Саин-хан в более поздних среднеазиатских источниках, «светлый хан», то есть полнейшая противоположность тому, как его видели на Руси. Бату вовсе не привязан к истории нашей страны. Его жизнь протекала на широких степных просторах Евразии, слава о нём пережила века, став частью легенды о неожиданном и ярком возвышении степняцкой империи.

А историография? Да маловато, если честно. Пожалуй, одной из самых первых работ стала четырёхстраничная статейка в «Энциклопедии ислама», написанная мастодонтом нашего востоковедения – Василием Бартольдом (1869-1930). Казалось бы, при таком обилии работ о нашествии монголов на Русь, о Монгольской империи – неужели не было биографии Батыя? Нет, не было. Даже в ЖЗЛ книга о нём вышла только в 2011 году, да и то автором её стал не востоковед, а русист Алексей Карпов. Но и он ориентировался, по собственному признанию, на книгу интересующего нас автора. Мало того – многие провозглашают её лучшей работой о «погубителе земли Русской», когда либо написанной в нашей стране. Кто же такой смелый, чтобы взяться за тяжкий труд написания биографии Бату?

Вы думаете, это востоковед, русист или лингвист? Да ничуть не бывало! Роман Юлианович Почекаев (р. 1977) никогда не учился на истфаке, он выпускник питерского юрфака, специалист по истории государства и права, заведующий кафедрой ТГП юрфака СПбГУ. И род занятий у него чрезвычайно интересен – он занимается правом Золотой Орды. Кандидатскую диссертацию Почекаев защитил в 2006 году, его темой стал правовой аспект такого явления, как «ордынский ярлык». Не знаю, насколько может заниматься подобной темой человек без исторического образования, но тем не менее диссертация есть, причём оценена она достаточно хорошо. Однако первой его книгой стало не «Право Золотой Орды» (это сочинение было напечатано только в 2009 году). Ещё до защиты Роман, вооружившись поддержкой монголоведов Р. П. Храпачевского (МГУ) и А. Г. Юрченко (в то время — СПбГУ), смог выпустить всё-таки биографию Бату-каана-ага, как его именуют некоторые источники.

Должен сказать слова похвалы автору – он постарался на славу, даже если учесть все недостатки работы. Но вот что приятно: практически все авторы, пишущие о Бату, не избегали некой «центровки» повествования на событиях 1237-1240 гг., когда была сметена с лица земли северо-восточная и южная Русь. А Почекав, наверное, каждый раз, садясь за письменный стол, произносил мантру: «Я пишу биографию Бату. Не моё дело осуждать и порицать». И в целом избавился от этого порока – в книге место разгрому Руси уделяется не больше, чем нужно. Она получилась всё же более разнообразной и интересной, чем другие работы, давно известные источники он смог развернуть в нужном русле, и рассказать о том, что необходимо.

Каков круг источников? Почекаев не владеет восточными языками, поэтому в этом плане он не преподносит нам ничего нового, что могло бы дополнить сведения о Бату. Что же стоит во главе источниковой базы? Конечно, это классические, сделанные ещё в замшелом XIX веке сборники переводов Тизенгаузена (1884, отсюда взяты тексты многих современников Бату – персов Сирадж ад-дин ал Джузджани, Шихаб ад-дина), Н. Бичурина (кое-какие отрывки из Юань-Ши и других китайских сочинений). Отдельно это сведения других историков:  китайских – династическая история Юань (Юань Ши, недавно фрагментами переведённую заново Р. П. Храпачевским), конечно же, «Сокровенная история монголов» (Юань Чао Би Ши, в классическом переводе С. А. Козина), персидских – Джувейни и Рашид-ад-дина, армянских – сочинения Григора Акнерци, Киракоса Гандзакеци, европейских — Гильом Рубрук и Джованни Плано Карпини, монах Юлиан Венгерский. Отдельно приводятся источники более позднего происхождения – сюда относятся и русские летописи – Ипатьевская, Лаврентьевская, несколько Новгородских, т. н. «летопись Авраамки», и литературные сочинения – начиная от жития Александра Невского и кончая «Словом о Меркурии Смоленском». Из средней Азии – прежде всего труды хана Абу-л-Гази, тибетская Алтан Тобчи. Также множество других источников, имеющих косвенный характер – множество хроник и документов, касающихся истории Монгольской империи на ранних этапах её существования (особенно меня впечатлило использования непереведённой «Истории Польши» Яна Длугоша – на личном примере знаю, как тяжек его текст).

Так что автор подошёл к делу серьёзно, выкапывая из источников те крупицы сведения о Бату Джучиевиче, которые только можно найти. В написании Почекаев главной своей задачей провозгласил написание полной и достоверной биографии этого исторического деятеля, причём во главу угла он ставит цель отчистить своего героя от наслоения мифов, которыми Бату зарос, словно дерево мхом. Что получилось в итоге?

Почекаев в первой части проследил родственные связи Бату с другими Борджигинами, локализовав его место в семье Чингизидов и попытался объяснить с помощью приведённых данных, почему один из младших Джучидов получил штандарт главы Западного похода. Вторая часть – сам Западный поход. Конечно, Почекаев не так много место выделил самим сражениям на просторах Поволжья, Руси и Европы, мы не найдём подробностей о штурме Киева или хода битвы при Легнице. А вот заявленную с самого начала проблему отступления Бату от Адриатического моря он так и не решил, здесь анализ оказался слишком поверхностным. Несмотря на это, автор смог свести воедино ведения многих источников, попытавшись, скажем так, показать «геополитику» Бату, и в третьей части уделил место не только сношениям с государями Запада, но и осветив некоторые менее известные сюжеты, например, его политику в Хорасане, Иране и на Кавказе. Хотя момент об отношениях со Средней Азией, где правил его дядя Чагатай, всё-таки упущен, правда, здесь могут быть проблемы с источниками. Почекаев посвятил много времени описанию отношений Бату с Угедэем и Гуюком, однако по большей части упустил из поля зрения других Чингизидов, хотя, быть может, не хватило источниковой базы. Наконец, четвёртая часть обещала стать самой интересной. Она посвящена Бату как государестроителю, основателю Золотой Орды, но… Видимо, источники снова подвели, и мы имеем просто концептуальное продолжение третьей части. Интриги Бату в Каракоруме, восход на трон Мункэ, описание хитросплетений дворцовой политики в Империи, и политика на Руси. В целом, всё. Пятая часть – «Жизнь после жизни», то есть описание мифов и легенд, сложившихся после смерти Бату. Однако то, на что, например, Виктор Шнирельман может потратить целую книгу, у Почекаева занимает совсем мало места. Однако проблема им поставлена, и, быть может, сам же автор в ближайшем будущем и будет ею заниматься, очищая «светлого хана» от нашмётков лишней грязи.

Я думаю, книга Романа Почекаева будет жить немало лет. Давно не появлялось общей истории Монгольской империи после Чингисхана, и поэтому «Батый. Хан, который не был ханом» останется неплохим путеводителем по источникам, рисующим нам образ живого человека, Бату Чингисида-Кият-Борджигина, который связал историю Евразии в единый, нерасторжимый клубок. Поэтому не будем критиковать лишний раз – вопросов всегда остаётся больше, чем ответов – а просто подойдём и пожмём руку отважному человеку, который волей своей души бросил вызов источникам, бросил вызов исторической мифологии, и подарил нам интересную и ценную книгу.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)


«Ордынская Федерация».

Дума как курултай, президент как хан

Россия управляется с помощью государственной системы, заложенной еще во времена Золотой Орды. Государственная дума, штампующая законы по указанию президента, – почти полный аналог золотоордынского курултая, для которого воля хана всегда была окончательна и неоспорима. Так считает Харамоос Тюньдешев, доцент Института истории и права Хакасского государственного университета, кандидат юридических наук, автор книги «Великий хан Батый – основатель Российской государственности».

Созданное ханом Батыем государство существует до сих пор, хотя его государственным языком теперь является русский – смесь славянского с тюркским, уверен историк, отмечающий, что о языке основателя государства напоминают термины и названия институтов российской государственной власти, правовые и административные термины – «казначейство», «таможня», «закон», «деньги», «дума», «ямская служба», «кара», «караул» и т. д. «Нынешняя Россия формировалась не на почве Киевской Руси, которая распалась на несколько отдельных княжеств еще в XII веке, за век до появления в этих краях монголов, и не в соперничестве с ордынцами, с которыми у русских не было трений на религиозной или культурной почве.

Золотая Орда являлась для русской аристократии и князей важнейшим источником легитимности и престижности их власти

«Россия возникла на совершенно новой московской почве, которая была органической частью золотоордынской государственности; она выросла из соперничества Московии с ханствами, входившими ранее в Золотую Орду, за наследие распадающегося великого государства, – пишет автор книги о Батые. – В течение длительного времени Золотая Орда являлась для русской аристократии и князей важнейшим источником легитимности и престижности их власти. Тесные связи с ханским двором, где господствовали иные, отличные от древнерусских порядки, построенные на отношениях жесткого, часто слепого подчинения, не могли не отразиться на сознании и поведении русской политической элиты, которая постепенно впитывала имперский дух ордынской государственности».

Харамоос Тюньдешев ответил на вопросы Радио Свобода.

– Если принять выводы вашей книги, то получается, что никакого монголо-татарского ига не было? А Золотая Орда, начиная с XIII века, сформировала российскую государственность и, более того, привила ей имперский дух?

Харамоос Тюньдешев

​– Да, основателем российской государственности является хан Батый. Вся построенная им государственная система на Руси была частью Золотой Орды, сейчас бы ее назвали “субъектом федерации” в Золотой Орде. А потом, после поражения хана Тохтамыша от Тимура (конец XIV века. – РС) Золотой Орде был нанесен серьезный ущерб. И центр управления государством постепенно переместился на Русь. Большую роль в этом сыграл Иван Калита. Он сам стал собирать налоги, пополняя казну Орды. Еще большую роль сыграл Иван Грозный. Чтобы стать легитимным правопреемником Золотой Орды, он вместо себя поставил Симеона Бекбулатовича, а сам ушел простым князем Московским и подчинялся тому около года. Некоторые историки говорят, что это он чудил, но это совсем не чудачество было.

– Но еще до прихода Золотой Орды существовала Киевская Русь. Разве не тогда сформировалась российская государственность?

– Нет. Киевская Русь зависела от тюрок. Она входила в Хазарский каганат. Потом пришли половцы. А когда пришел Батый, то он стремился уничтожить именно половецкого хана Котяна, а не русских князей. Русской государственности как таковой до Золотой Орды не было. Но это, конечно, моя точка зрения.

Большая часть российского населения, хотя принадлежит к европейской расе, менталитет имеет азиатский

– Как вы для себя в целом определяете Россию: как страну европейскую, азиатскую, евроазиатскую или какую-то особую, а потому изолированную, как об этом недавно написал Владислав Сурков?

– Это интересный вопрос. По менталитету Россия – азиатская страна. Есть небольшая часть населения, которая предпочитает менталитет европейский. Но большая часть, хотя и принадлежит к европейской расе, менталитет имеет азиатский. Это связано с традиционной этикой, силой привычки, с предками, авторитетом политических лидеров. Другими словами, очень трудное дело – учиться жить свободными. Когда отменили крепостное право в 1861 году, большая часть крепостных не знала, куда деваться. Потом был тоталитарный режим – фактически рабство. Конечно, азиатский менталитет сохранился. Это показывают и выборы, президентские в том числе. Я думаю, там не было фальсификаций. Это такой менталитет. Его быстро не изменишь.

Памятник Чингисхану в Улан-Баторе

– Но ведь кочевники, захватывавшие гигантские пространства, тоже подвергались культурному и политическому влиянию. В Китае несколько веков правила маньчжурская династия. Как вы пишете, огромную роль сыграла идеология конфуцианства. В чем проявилось это влияние? И проявляются ли конфуцианские принципы управления в российской политической культуре сейчас?

Дума всегда голосует, как сказал президент. Как курултай, одобрявший волю хана

– Чингисхан был носителем прогрессивных взглядов. У меня есть другая книга, которая говорит о том, что Чингисхан – носитель ростка капиталистических отношений. Он выступал за верховенство закона, за выборность главы государства еще до принятия в Англии Великой Хартии вольностей. Когда умер Чингисхан, пришел к власти Угэдэй, который хотел следовать его примеру.

Он собирался северную часть Китая полностью освободить для скотоводства. Но китайцы, среди которых конфуцианство уже доминировало, его перетянули на свою сторону.

​Идеи конфуцианства – семья как ячейка общества, непогрешимый глава государства, властная вертикаль – благодаря Угэдэю вошли в кровь россиян. И это во многом прослеживается – и на бытовом уровне, и в армии (возьмите «дедовщину») и т. д. Везде вертикаль власти прослеживается. Как у китайцев, которые управляли, не опираясь на право, а законы играли репрессивную роль. То, что было тогда, есть и сейчас – “басманное правосудие”, “закон что дышло”. Иногда указ президента бывает выше, чем Конституция, пример – указ о создании федеральных округов. Это как раз все идет из глубины тюрко-монгольской государственности.

Карта Золотой Орды

От Золотой Орды сохранилась традиция пожизненно или длительное время находиться у власти, с присущим этому волюнтаризмом при принятии государственных решений. При таком режиме, даже если лидер страны обладает выдающимися способностями и исключительной нравственностью, в конечном счете государство приходит в упадок, а режим находит врагов – внутренних и внешних.

Внутренние – это «непатриоты», «предатели» и «враги народа». Внешние – это «супердержава-монстр, навязывающая свою волю» или коалиция государств, «посягающих на суверенитет» данного государства.

– В вашей книге вы сравниваете современную российскую Думу с курултаем. В чем это проявляется?

– В Западной Европе существует четкое разделение властей. У нас же –суперпрезидентская республика, где институт президентства выше других ветвей власти. И Госдума не как парламенты в Западной Европе, здесь нет системы сдержек и противовесов. Дума всегда голосует так, как сказал президент. И любая законодательная инициатива президента поддерживается депутатами. Я азиат и горжусь этим, но мне больше нравится, когда есть сдержки и противовесы. Я больше тяготею к западной модели.

От Золотой Орды сохранилась традиция пожизненно или длительное время находиться у власти

–​ Исходя из вышесказанного, получается, что российский президент – это современный хан.

– Наверное, это так, потому что он обладает большими полномочиями и никто не ставит под сомнение его подходы к решению проблем. От золотоордынской системы управления в России сохранилось слепое подчинение вождю, отразившееся на сознании и поведении всей политической элиты. Президент РФ, проводя в Йошкар-Оле заседание Совета по межнациональным отношениям, заявил: «Языки национальных республик не должны навязываться некоренным жителям». И сразу начались во многих национальных республиках прокурорские проверки. Но ведь у нас многонациональная федерация, и в конституциях национальных республик имеется норма, гласящая, что вторым государственным языком является язык коренного населения республики, и его должны изучать в школах все дети, проживающие в этой республике.

– А “азиатский менталитет”, который, как вы cчитаете, присущ большей части населения России, может как-то измениться в обозримом будущем?

– Конечно, все меняется, так и должно быть. Пока ничего лучшего, чем демократия, не придумано. С разделением властей; с гражданским обществом, которое контролирует власть, оказывает влияние на нее, с оппозицией, с отсутствием преследования по политическим мотивам. Нужна конкуренция лидеров – не как сейчас, когда все знают, кто победит. Многие европейские институты, традиции, обычаи, политическая культура станут частью нашей культуры, – полагает историк

Харамоос Тюньдешев.

В России обнаружен древний город, которым правили наследники Чингисхана

Новости науки

Город назывался Укек и был основан всего через несколько десятилетий после смерти великого завоевателя в 1227 году.

Археологи Саратовского областного краеведческого музея обнаружена часть древнего города Укек, основанного потомками Чингисхана. Фото предоставлено Дмитрием Кубанкиным

/ Источник: Live Science

Останки 750-летнего старика Город, основанный потомками Чингисхана, был раскопан вдоль реки Волги в России.

Среди находок два христианских храма, один из которых украшен резьбой по камню и тонкой керамикой.

Город назывался Укек и был основан всего через несколько десятилетий после смерти Чингисхана в 1227 году. После смерти великого завоевателя его империя распалась, и его внук Бату-хан, живший с 1205 по 1255 год, основал Золотую Орду ( также называемое Кыпчакским ханством). Золотоордынское царство простиралось от Восточной Европы до Центральной Азии и контролировало многие торговые пути Шелкового пути, которые соединяли Китай со Средневековой Европой.

Этот город Укек был построен рядом с летней ханской резиденцией на берегу Волги, что помогло ему стать процветающим. Название «Золотая Орда» происходит от золотого шатра, из которого, как говорят, правил хан. [См. Фото средневекового города Золотой Орды и артефакты]

Археологи Саратовского областного краеведческого музея обнаружили христианский квартал Укек, проливающий свет на христианский народ, живший при хане. Укек был мультикультурным городом, где исповедовались самые разные религиозные верования, включая ислам, христианство и шаманизм.

Барельеф, изображающий льва, когтистого когтями грифона, был найден в руинах христианского храма на городище Укек. Фото предоставлено Дмитрием Кубанкиным. С христианами обращались как с рабами, и богатые люди часто посещали христианский квартал города.

«В Христианском квартале были найдены некоторые предметы, принадлежащие местной элите, — сообщил Live Science в электронном письме археолог Саратовского областного краеведческого музея Дмитрий Кубанкин. — Среди прочего — китайская стеклянная заколка для волос. , с головой в виде расколотого граната и фрагментом костяной пластины с вырезанным изображением дракона».

Город Укек просуществовал недолго. В 14 веке Золотая Орда начала приходить в упадок, а в 1395 году Укек подвергся нападению со стороны правителя по имени Тамерлан, который стремился построить собственную империю. Он уничтожил Укек и захватил большую часть территории, ранее принадлежавшей Золотой Орде, нанеся им удар, от которого они уже никогда не оправятся.

Сегодня современные здания покрывают большую часть Укека.

Кубанкин недавно представил находки команды на ежегодном собрании Европейской ассоциации археологов в Стамбуле.

— Оуэн Джарус, автор Live Science

Это сокращенная версия отчета Live Science. Читать полный отчет. Следуйте за нами @livescience , Facebook и Google+ .

БОЛЬШЕ ИЗ ЖИВОЙ НАУКИ:

  • На фотографиях: Путешествие по раннехристианскому Риму
  • На фотографиях: Доисторический храм, обнаруженный в Украине
  • На фотографиях: Удивительные руины древнего мира

Наследники Древней Руси Владимир Путин грубо обходит украинскую историю в новом эссе — Meduza

Во время своего ежегодного телешоу 30 июня президент России Владимир Путин пообещал написать статью в поддержку своего громко разрекламированного заявления что украинцы и русские — «один народ». Как и было обещано, 12 июля Кремль опубликовал трактовку Путина «Об историческом единстве русских и украинцев». В эссе, охватывающем период от Средневековья до наших дней, Путин затрагивает все: от монгольского нашествия до распада Советского Союза и многого другого. Помимо заявления о том, что современная Украина является «детищем» советской эпохи, Путин обвиняет Запад и украинские элиты в том, что они якобы работают над превращением страны в «антироссийскую». Несмотря на неоднократные заявления Путина о том, что русский и украинский языки «почти идентичны», Кремль решил опубликовать его эссе на обоих языках. «Медуза» резюмирует «историческую статью» Путина здесь.

Русские, украинцы и белорусы — наследники Древней Руси. Когда этот народ распался, люди по-прежнему воспринимали его территорию как свою родину. После нашествия Батыя восточнорусские земли попали под контроль Золотой Орды, а западные земли вошли в состав Великого княжества Литовского [ Путин называет его Великим княжеством Литовским и Русским ]. Но все говорили на одном языке и сохраняли православную веру.

Москва стала центром воссоединения русских земель; Литва объединилась с Польшей, образовав Речь Посполитую, и начала «полонизацию» и романизацию, вытеснив православие. Вот почему казаки на берегах Днепра во времена Богдана Хмельницкого просили покровительства Москвы. Радовались, конечно, не все, но народ в целом мечтал освободиться от Речи Посполитой и присоединиться к России. «Только небольшая часть казаков поддержала восстание [Ивана] Мазепы». Все эти земли назывались Малая Русь (Малороссия) и наименование Украина (Украина) использовались исключительно для обозначения окраины (периферия). Те, кто остался под властью Польши, страдали от социального и религиозного гнета, и во многом малороссы создали большую общую Россию. Достаточно сказать, что Никита Хрущев и Леонид Брежнев — «чья партийная биография была самым тесным образом связана с Украиной» — возглавляли Коммунистическую партию Советского Союза в течение 30 лет.

Язык был почти идентичен. Хотя в какой-то момент ввоз литературы на украинском языке был запрещен, виноваты в этом были поляки — у них возникло национальное движение, которое воспользовалось украинцами. В то же время возникло представление об отдельном украинском народе, но «исторической основы здесь не было и быть не могло», это основано на «разных вымыслах». Австро-Венгрия подняла эту тему в противовес как польскому национальному движению, так и промосковским настроениям в Галиции; Заподозренных в симпатиях к России галичан бросали в концлагеря. После распада Российской империи Украина провозгласила независимость, но тут же начала переговоры с Австро-Венгрией и Германией и фактически была оккупирована. «Тем, кто сегодня отдал Украину под полное внешнее управление, стоит помнить, что в свое время, в 1918 декабря такое решение оказалось роковым для правящего режима в Киеве».

В результате западная часть Малороссийских земель отошла к Польше, а остальная часть к Советской Украине (хотя Донбасс и тогда хотел жить отдельно, Ленин не разрешил!). Те, кто остался под властью Польши, опять же, как и в средние века, пострадали от полонизации, а советская власть практиковала украинизацию. «Современная Украина целиком и полностью является детищем советской эпохи […] Россию фактически ограбили». В СССР границы между республиками не были государственными, «но в 1991 все эти территории, а главное люди, которые там жили, в одночасье оказались за границей». Все меняется, и в ходе своего развития часть одного народа может в определенный момент признать себя отдельной нацией. Есть только один способ ответить на это: с уважением! «Вы хотите создать свое государство? Добро пожаловать! Но на каких условиях? Вы должны уйти с тем, с чем пришли — вернуться к границам, с которыми вы присоединились к Советскому Союзу в 1922 г.0034].

Россия «много сделала для того, чтобы Украина стала независимой страной», но с помощью Запада украинские элиты превратили ее в «антироссийскую» и «самую бедную страну Европы». Они выдают нашу «общую трагедию коллективизации и голодомора начала 1930-х годов» за «геноцид украинского народа». Президент Украины Владимир Зеленский пообещал мир, но это обещание «оказлось ложью».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *