Платон кто это такой: ПЛАТОН • Большая российская энциклопедия

Содержание

О системе

Система взимания платы «Платон» (далее – «Система») создана в целях обеспечения соблюдения установленного действующим законодательством порядка взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн

Основные данные

Система «Платон» обеспечивает сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и распространяется на все автомобильные дороги общего пользования федерального значения.

2,54 ₽/км*


с 1 февраля 2022 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.06.2019 № 843


50 774 км


Федеральных
дорог в Системе

15/11/2015


Дата запуска
Системы

*Согласно Постановлению Правительства РФ от 24 марта 2017 года №330

Объекты и элементы системы

 

Центры
Информационной
поддержки
пользователей

 

Система
мобильного
контроля

 

Бортовые
устройства

 

Интернет
-сайт



 


Центр управления
и мониторинга,
включая центр
обработки данных

 


Геоинформационная система
и автоматическая
система расчетов

 


Система
стационарного
контроля

 


Колл-центр
круглосуточно

Внесение платы осуществляется Владельцем транспортного средства до начала движения по федеральным трассам или в порядке постоплаты.

Система взимания платы предусматривает два способа расчета платы:

Маршрутная карта

Оформление разовой Маршрутной карты в Личном кабинете, Мобильном приложении или Центре информационной поддержки пользователей

Бортовое устройство

Использование бортового устройства для расчета платы в автоматическом режиме


Внести деньги на расчётную запись можно через Личный кабинет на сайте системы «Платон» или Мобильном приложении для всех типов смартфонов, в Центре информационной поддержки пользователей, через терминалы самообслуживания, через агентские терминалы.



Способы оплаты маршрутных карт:

  • С расчетной записи Владельца транспортного средства, открытой в Системе взимания платы «Платон»
  • Банковской/топливной картой в Личном кабинете и Мобильном приложении «Платон», в Терминалах самообслуживания «Платон», в Центрах информационной поддержки пользователей Системы взимания платы «Платон»
  • Через Интернет-банк и мобильное приложение «Сбербанк Онлайн», а также посредством электронных кошельков (QIWI Кошелек, Элекснет онлайн)
  • Наличными в агентских терминалах партнеров: QIWI, Элекснет, в терминалах и отделениях Сбербанка
  • Со счета мобильного телефона с использованием платежного сервиса МОБИ. Деньги

Способы пополнения расчётной записи:

  • Безналичный банковский перевод по реквизитам Оператора Системы взимания платы «Платон»
  • Банковской/топливной картой в Личном кабинете и Мобильном приложении «Платон», в Терминалах самообслуживания «Платон», в Центрах информационной поддержки пользователей Системы взимания платы «Платон»
  • Через Интернет-банк и мобильное приложение «Сбербанк Онлайн», а также посредством электронных кошельков (QIWI Кошелек, Элекснет онлайн)
  • Наличными в агентских терминалах партнеров: QIWI, Элекснет, в терминалах и отделениях Сбербанка
  • Со счета мобильного телефона с использованием платежного сервиса МОБИ.Деньги

Для получения Бортового устройства Владельцу транспортного средства необходимо заключить с Оператором Системы взимания платы договор безвозмездного пользования, предоставив необходимый пакет документов.

Владелец транспортного средства устанавливает и активирует Бортовое устройство самостоятельно.


После установки Бортового устройства в кабине автомобиля при выезде на федеральную автомобильную дорогу с помощью навигационных систем ГЛОНАСС/GPS определяются географические координаты движущегося автомобиля и с заданной периодичностью через сети сотового оператора отправляются в Центр обработки данных.


В Центре обработки данных на основании данной информации, собранной за сутки, в автоматическом режиме рассчитывается размер платы. Во время движения автомобиля денежные средства списываются с расчётной записи Владельца транспортного средства автоматически. При длительной остановке Бортовое устройство автоматически переходит в «спящий режим».

В случае если автомобиль не проезжает по федеральной автомобильной дороге либо маршрут проходит по платной федеральной автодороге, Система не включает данные участки пути в расчет платы.

481
рамка системы
контроля

100
автомобилей
мобильного
контроля

2 000 000
бортовых устройств


Контроль за внесением платы в счет возмещения вреда осуществляется системой стационарного и
мобильного контроля. Системы контроля обеспечивают проверку регистрации в Реестре Системы и внесение платы в счет возмещения вреда.




Региональные офисы
обслуживания

Офисы на погран.
переходах

Терминалы
самообслуживания

Мобильное
приложение

Интернет-сайт

Колл-центр



Информационная поддержка Владельцев транспортных средств осуществляется:

  • Колл-центром, работающим круглосуточно;
  • Центрами информационной поддержки пользователей в каждом субъекте РФ.

Платон, биография, история жизни, факты.

Философствующие умники в советские годы любили издеваться над необразованными библиотекаршами, прося их выдать сочинения Сократа. Сотрудницы книжных фондов возвращались с растерянным видом, не понимая, что их разводят. Они не знали, что Сократ ничего не писал. Все, что мы знаем о его философских идеях, дошло до нас в пересказе Платона, ученика Сократа. Сам Платон является одним из трех столпов древнегреческой философии, связывая Сократа и Аристотеля. Большое влияние он оказал на развитие христианского богословия, особенно, православия и монофизитства.

Страницы жизни

То, что мы знаем о его биографии, дошло до нас из античных источников. Платон был потомком царя Аттики Кодра и знаменитого реформатора афинских законов Солона. Среди преданий, которые обволакивают его появление на свет, есть упоминание о непорочном зачатии. По мнению историков, Платон родился 428-427 году в Афинах или Эгине, в день 21 мая. Собственным именем философа было Аристокл. У него было два брата и сестра.

О ранних года Платона и причинах любви к мудрости мы ничего не знаем. Кое-какие подробности сообщит нам прозвище, ведь «plato» означает «широкий». Это имя философ получил от своего учителя гимнастики за крепкое телосложение. В мощной фактуре таилась утонченная душа, мечтавшая об идеальных формах.

Известно, что первым учителем Аристокла был Кратил. Позже он познакомился с Сократом и оставался с ним до последних секунд великого мудреца. Потрясение, которое получил Платон от жестокости афинян, заставивших Сократа принять яд, гонит его из Афин.

Юноша отправляется в путешествие по Средиземноморью. Он посещает Египет и Кирену, Сицилию и Южную Италию, общается с пифагорейцами. Путешествовать по ойкумене было в обычае у образованных греков. Каждый ищущий себя молодой человек обязательно находил возможность побывать в городе, где живет великий учитель или выставляется какая-нибудь диковинка.

Свои идеи об идеальном государстве он попытается воплотить на Силиции, в Сиракузах. Руководитель этого города Дионисий Старший кажется ему человеком, способным прислушаться к голосу мудрости. Но тиран терпит назойливого советчика до тех пор, пока тот ему не мешает, не желая жить по утопическим принципам. Он избавляется от Платона, продав его в рабство. Выкупленный друзьями, философ возвращается в Афины в 387 году, чтобы основать Академию. Здесь он будет развивать свои идеи и обучать молодое поколение.

Ученик Сократа

Диалоги Платона были настолько совершенны с драматургической точки зрения, что их ставили на сцене. Во многих из них фигурирует Сократ как собеседник. Сам Платон утверждал, что всего лишь пересказывает мысли учителя. Именно поэтому мы никогда не узнаем, что же на самом деле говорил Сократ, а что было приписано ему талантливым учеником. Каждый диалог обозначает круг тем и подводит к главной, которая указана вместе с названием.

Платон присутствовал при последних часах и секундах своего учителя. Его глубоко поразила легкость и спокойствие, с которым Сократ уходил из жизни, развивая тему бессмертия души и ее приоритета перед телом. Так родилось идеалистическое направление в греческой философии, из которого восточное христианство черпало свои идеи.

Бессмертие души и единый творец вселенной, создавший вселенную из вечных и бестелесных понятий – вот тема, сквозной нитью соединяющая труды философа. Платон переворачивает все мировоззрение древних греков, привыкших к чисто конкретному пониманию вещей. Он утверждает, что материальное есть несовершенное, искаженное проявление мира идей. Неведомый и непостижимый бог создал проект мира, который утяжелился и наполнился противоречиями. Наши души тоскуют по совершенству, но они скованы плотью и не могут увидеть прекрасного замысла.

Для практичных греков философ создал целый ряд образов, помогающих понять его рассуждения. Хрестоматийным стал пример с темной комнатой, в которой сидят люди, прикованные цепями к стене. Они видят лишь отсвет лучей, отраженный на этой стене. Цепи – это плоть, которая не дает развернуться и взглянуть на лучи непосредственно. Конечно, материя для него – не иллюзия, как утверждают буддисты. Материя действительно существует, но она мешает нам соединиться с миром идеальных форм.

Космогония Платона

Все мировые религии подразумевают некое золотое время, которое было в начале. Материальный мир, куда погружены люди, стремится к катастрофе и когда-нибудь прекратит свое существование. В концепции Платона также присутствует золотой век человечества. Первые люди пребывали в самодостаточности, потому что были двуполы и не нуждались в своей противоположности. Она обладали громадной силой и боролись с богами за место под солнцем до тех пор, пока Зевс не рассек их надвое. С тех пор мужчины и женщины стремятся друг к другу, пытаясь обрести полноту первоначальных времен.

Некоторым особо одаренным людям удается на время вырваться из темницы плоти и увидеть свет истины напрямую. Они возвращаются в прежнее место, ослепленные неземным блаженством, и пытаются рассказать об увиденном другим людям. Обычно таких людей принимают за лжецов или умалишенных, проклинают и изгоняют их. Такова судьба всех настоящих мудрецов.

Интересны рассуждения Платона об обезьянах. Он считает их людьми, одичавшими от скотства и бескультурья. Они потеряли смысл жизни, а затем утратили и человеческий облик, отдавши себя чисто животным инстинктам. Опасность превращения в животных подстерегает человека на каждом шагу. Платон видит смысл жизни в непрестанной борьбе с грязными помыслами и низменными страстями.

Его идеями о материальном мире воспользовались монофизиты. Это направление христианства, получившее распространение в Африке и Армении, находилось под влиянием платонизма. Согласно их учению, человеческая, то есть, материальная природа Христа растворилась в его божественной сущности. Монофизитам была отвратительна сама мысль, что их Бог жил как простой человек, страдал, испытывал телесные потребности, предавался земным страстям и, главное, потел, испражнялся и извергал семя.

Государственная доктрина

Поручить управление государством философам, то есть, людям, близким миру возвышенных идей. Так учил Платон, пытаясь воплощать свою концепцию на Сицилии. Он предпринял несколько попыток. Как было сказано, Дионисий Старший продал его в рабство, а Дионисий Младший окружил заботой и любовью, но совсем не спешил допускать к управлению Сиракузами. В конце концов, Платон бежал из Сицилии и больше не пытался создавать идеальное государство.

Платон был автором одной из первых утопий в истории человечества. В наивной простоте он не скрывает тех мер, которые он собирается принять для того, чтобы построить идеальное государство. Люди несовершенные или неспособные встроиться в новую модель отношений, подчиненную высшей цели, должны быть уничтожены. Рассуждениями о концлагерях, расовой иерархии и выведении новой породы людей в 20-м веке воспользуются нацисты и большевики, забрав миллионы невинных жизней.

Дорога в ад устлана благими намерениями, гласит библейская мудрость. Идеализм, романтика и духовность потребовали от человечества слишком большую цену. Кстати, Платон не употреблял слово «духовность», придуманное в библейской среде. Однако христиане, которые унаследовали не только пыл ветхозаветных пророков, но и терминологию Библии, включая духовность, смогли приспособить его к своей доктрине.

Предание гласит, что Платон умер в 347 году в день своего рождения. Он успел основать знаменитую Академию и плеяду учеников, самым великим и наиболее известным стал Аристотель. Он вскормил своей мудростью не только Александра Македонского, но и всю европейскую науку. Величайший шедевр Ренессанса – фреска Рафаэля «Афинская школа» изображает Платона и Аристотеля, идущих вместе. Они спорят о приоритетах. Платон показывает на небо, а Аристотель – на землю. Их спор символизирует дуализм европейской философии, в которой черпает свои аргументы религия и наука.

Биография Платона

 

Среди тех, кто находился под влиянием жизни и учения Сократа, никто не сделал для увековечения его памяти больше, чем Платон, давно признанный одним из величайших философов Древней Греции и одним из самых глубоких мыслителей всех времен. . Платон был слишком молод, чтобы быть одним из самых близких друзей Сократа. Лишь в последние семь-восемь лет жизни Сократа Платон попал под его влияние, но эти годы произвели неизгладимое впечатление на его жизнь и во многом определили дальнейший ход его жизни. Сообщается, что в более поздние годы Платон сказал: «Я благодарю Бога за то, что родился греком, а не варваром, свободным, а не рабом, мужчиной, а не женщиной, но прежде всего за то, что я родился в эпоху Сократа».

Из-за того, что он в то время был болен, Платон не присутствовал, когда группа друзей Сократа пришла в тюрьму для их последнего визита к нему. Однако он был настолько глубоко впечатлен моральным качеством учения Сократа и его преданностью делу истины и справедливости, что решил увековечить свою память, написав серию биографических диалогов, в которых его истинный характер будет раскрыт. . Даже после того, как собственная мысль Платона созрела, он продолжал делать Сократа главным героем своих диалогов. Результатом стало такое смешение взглядов, что в некоторых случаях трудно, если вообще возможно, сказать, где кончается действительный исторический Сократ и начинается собственная мысль Платона.

Платон родился в городе Афины в 427 году до н. э. Он умер в 347 году до н. э. Он происходил из аристократической семьи, которая долгое время ассоциировалась с лидерством в Афинах. Его отец, Аристон, был потомком царя Кодра, а мать, которую звали Периктиона, утверждала, что происходила от знаменитого законодателя Солона. В детстве его звали Аристокл, но из-за широких плеч и лба его звали Платоном, и именно под этим именем он стал известен потомству. В юности он прославился как спортсмен, а также получил признание за свои экстраординарные умственные способности. В дополнение к его достижениям в этом направлении, его социальное положение и связи сделали бы его выдающимся человеком в любой карьере, на которую он мог бы пойти.

Он жил в критический период греческой истории. Его юность была свидетелем упадка и падения афинской мощи, но не афинского гения. Его раннее образование началось под наблюдением частных репетиторов, хорошо известных своими профессиональными навыками. Под их руководством он обучался элементарным дисциплинам, таким как гимнастика, музыка, чтение, письмо и изучение чисел. Достигнув восемнадцати лет или около того, он провел два года в военной подготовке, в которой большое внимание уделялось физическим упражнениям и надлежащему уходу за телом. За этим обучением последовал более продвинутый период обучения, во время которого он познакомился с несколькими наиболее выдающимися школами греческой философии, что дало ему возможность познакомиться со многими софистами, которые были признанными профессиональными учителями того времени.

время. Наконец, Платон провел около семи или восьми лет в качестве ученика Сократа. Этот опыт побудил его не только посвятить остаток своей жизни философии, но и продолжить свою карьеру в духе и под руководством своего любимого учителя.

Поскольку Сократ был казнен под покровительством афинского правительства, Платон считал, что ему небезопасно оставаться в городе и таким образом подвергать себя такому же обращению. Было хорошо известно, что Платон был одним из последователей Сократа и что он очень симпатизировал идеям, провозглашенным его учителем. До тех пор, пока эти идеи считались вредными для государства, любой, кто их разделял, находился в опасности. По этой причине Платон на время покинул город Афины и путешествовал по разным местам, где надеялся ближе познакомиться с лидерами ряда философских течений. Сначала он отправился в Мегары, где вел беседы со знаменитым математиком Евклидом. Позже он совершил обширные путешествия в Египет, Кирену, Крит и южную Италию. Эти экскурсии дали ему возможность лучше познакомиться с лидерами каждой из школ, основанных соответственно Пифагором, Гераклитом и элейскими философами.

Когда Платону было около сорока лет, он предпринял эксперимент в области управления. С ранней юности он интересовался политическими делами. Благодаря общению с Сократом и собственным наблюдениям он пришел к определенным убеждениям относительно надлежащих качеств тех, кто обязан управлять государством. Он считал, что только тем людям, которые обладают интеллектуальными, а также моральными качествами, следует доверять власть над другими. В конце концов, ему представилась возможность применить свою философию на практике. В Сиракузах, на побережье острова Сицилия, друг и ученик по имени Дион убедил его взять на себя воспитание Дионисия, тирана Сиракуз. Дионисий, похоже, был готов брать уроки у Платона, что позволило бы опробовать платоновскую теорию управления в реальных условиях. Эксперимент не удался, поскольку Дионисий не был способным учеником, и когда Платон упрекнул его в глупости, тиран в ответ приказал заковать Платона в цепи и приговорить к смерти. Дион использовал свое влияние, чтобы добиться изменения приговора.

В результате жизнь Платона была сохранена ценой превращения в раба. Вскоре после этого в Сиракузы прибыл представитель киренейской школы философии Анницерис и выкупил Платона на свободу, что позволило ему вернуться в Афины.

Вернувшись в Афины, Платон основал свою школу, учреждение, которое стало известно как Академия . На протяжении более восьми столетий он оставался центром изучения и оценки платоновской философии. С учреждением Академии Платон посвятил большую часть своего времени преподаванию и написанию диалогов. К счастью, эти диалоги сохранились, и они составляют главный источник имеющейся у нас информации о различных аспектах его философии.

Согласно рассказам о жизни Платона, еще дважды его карьера учителя и писателя прерывалась дальнейшими попытками реконструировать правительство Сиракуз. После смерти Дионисия Дион снова призвал его взять на себя воспитание младшего Дионисия, который теперь правил на месте, ранее принадлежавшем его отцу. И снова эксперимент не дал желаемых результатов. С неохотой Платон решил отказаться от этого и вернулся в Афины, убежденный в том, что образование людей, занимающих высокие посты, не может быть осуществлено без их сотрудничества. Нам говорят, что позже он предпринял третью и последнюю попытку применить свою политическую философию в Сиракузах, но с результатами, подобными тем, которые он испытал раньше. На этот раз он был спасен от гнева Дионисия добрыми услугами своего друга Архита из Тарента. Вернувшись в Афины, он посвятил остаток своей жизни преподаванию и писательству. Он умер в 347 г. до н.э. Согласно одному сообщению, его смерть произошла мирно, когда он присутствовал на свадебном пиру в доме друга.

Платон использовал диалогическую форму письма как наиболее эффективное средство изложения своих философских взглядов. Для этого было несколько причин. Во-первых, в его намерения не входило отвечать на конкретные вопросы или предлагать окончательные и догматические решения какой-либо из обсуждаемых проблем. Вместо этого он предпочел сделать что-то, что стимулировало бы оригинальное мышление со стороны читателя. Во-вторых, такая манера изложения позволила ему представить противоположные точки зрения, поскольку они, вероятно, возникнут в серии разговоров, происходящих между людьми, имеющими разные точки зрения. Это помогло бы подготовить путь любому читателю диалогов, чтобы он мог прийти к своему собственному заключению после некоторого рассмотрения каждой из представленных точек зрения. Наконец, используя разговорный метод, можно было бы проиллюстрировать, как текущие вопросы связаны друг с другом, что является одной из причин того, что ни один из диалогов Платона не посвящен исключительно обсуждению какой-либо одной темы. тема. Он хотел пояснить, что для того, чтобы понять какой-либо конкретный предмет, необходимо увидеть, как он связан с другими предметами и с областью знаний в целом.

По общему правилу Платон не упоминал своего имени как автора той или иной точки зрения. Однако во многих диалогах мы можем с уверенностью предположить, что то, что думал сам Платон по обсуждаемой теме, содержится в речах, приписываемых Сократу. Несколько других персонажей, использованных в диалогах, были известными софистами. Приписываемые им высказывания составляют один из основных источников нашей информации о софистическом движении в Древней Греции.

Платон написал более тридцати диалогов, и все они сохранились либо в своем первоначальном виде, либо в том виде, в каком они были отредактированы и переведены компетентными учеными, специализирующимися в области греческой философии. Нет никакого способа узнать точный порядок, в котором были написаны диалоги, и нет полного согласия по этому вопросу среди историков философии. Однако обычно предполагается, что более ранние из них имеют отношение прежде всего к области этики. В этих диалогах Сократ представлен как вопрошающий о точном значении определенных добродетелей. Софисты, с которыми он ведет беседу, заявляют, что имеют полное представление о рассматриваемых добродетелях, и они, не колеблясь, делают утверждения относительно их значения и содержания. Сократ утверждает, что ничего не знает об этих вопросах, но начинает расспрашивать софистов о сделанных ими утверждениях. Цель этого допроса состоит в том, чтобы пролить свет на некоторые выводы, связанные с тем, что они сказали, и таким образом показать неадекватность их провозглашаемой мудрости. Обычно это делается путем выявления внутренне противоречивого характера их утверждений или того, в каких отношениях они не согласуются с известными фактами. Не давая окончательного ответа на поставленные вопросы, Сократ советует своим слушателям продолжать поиск лучшего понимания добродетелей и их отношения к хорошей жизни.

Философия Платона в целом охватывает широкий круг тем, которые достаточно подробно рассматриваются в различных частях различных диалогов. Ни один из диалогов не посвящен исключительно рассмотрению какой-то одной темы, ибо вопросы, возникающие в связи с любым из них, обязательно относятся к разным областям опыта, а Платон хотел, чтобы дискуссии в диалогах соответствовали как можно ближе друг к другу. возможными ситуациями, которые происходят в жизни человека. Тем не менее, в некоторых случаях можно указать тему, преобладающую в том или ином диалоге. Например, платоновская теория познания — главный предмет изучения Meno и снова в Theaetetus. Его теория идей, имплицитно присутствующая во всех диалогах, подвергается критическому анализу в Пармениде. Его космология, наряду с теорией творения, получает особое внимание в Timaeus. Его философия относительно места удовольствия в хорошей жизни изложена в Philebus. Самым известным и широко используемым из диалогов Платона является «Республика». Его главной целью было изложение авторской теории управления, но в связи с этой темой обсуждаются почти все наиболее важные аспекты его философской позиции. Республика часто считается величайшим из диалогов, хотя многие комментаторы с этим не согласны. Он представляет собой то, что Платон считал идеалом, к которому должны стремиться действительные государства. В более позднем и значительно более длинном диалоге под названием Законы, он предложил менее идеалистическую, но более практичную альтернативу организации правительств штатов.

«Апология» Платона и мудрость Сократа

«Апология» повествует о речи, которую Сократ произносит перед афинским судом, что означает казнить его за странные поступки. Его обвиняют в «развращении молодежи и вере в чужих богов» — преступлении, которое в древних Афинах каралось смертью. У Сократа было бы несколько отборных слов для человека, у которого были ответы на все вопросы. Только дурак искренне поверит, что он полностью разгадал тайны жизни.

Итак, давайте рассмотрим мудрость Сократа. Давайте рассмотрим истинную природу мудрости. Давайте подумаем, за какие убеждения стоит держаться даже перед лицом смерти. И на этот раз давайте все признаем, что у нас нет ответов на все вопросы.

В качестве общего предупреждения, прежде чем мы углубимся в это, мы должны сначала признать, что «Апология» не была написана самим Сократом. Он был изложен на бумаге его учеником Платоном. Мы должны быть осторожны, принимая без колебаний все, что написал Платон. Платон писал свои философские эссе в форме диалогов, где Сократ часто использовался как марионетка для объяснения идей Платона. Трудно понять, где заканчивается Сократ и начинается Платон.

Утверждая, что «Апология» Платона, хотя и довольно драматична, общепризнанно считается точным представлением Сократа и его идей о мудрости и перспективе смерти.

1. Сократ о мудрости

В начале «Апологии» Сократ предстает перед афинским судом перед обвинителями, которые хотят, чтобы его казнили. Его обвинителями являются Анит, Мелет и Ликон, все выдающиеся афиняне, которых политики, поэты и ремесленники побудили преследовать смерть Сократа. Сократ обращается к толпе свидетелей своего суда и уверяет их, что обвинения против него «ложные» и «клеветнические». Он утверждает, что эти обвинения были выдвинуты против него, потому что он обладал мудростью, которая была «особенно человеческой». О какой мудрости говорит Сократ?

Недавно дельфийский оракул сообщил Сократу, что он самый мудрый из всех людей в Афинах. Сократ очень скептически относится к этому утверждению. Как он мог быть мудрейшим, когда в Афинах так много выдающихся политиков, художников и поэтов? Наверняка должна быть какая-то ошибка. Так Сократ описывает, как он впервые посетил афинских политиков. Несомненно, если бы он поговорил с этими выдающимися государственными деятелями, то обнаружил бы, что они обладают великой мудростью.

Сократ узнал, что политики, как это обычно бывает с политиками, считали себя очень мудрыми, а люди считали их знающими все хорошие вещи. Однако они не были мудрецами. Сократ пытался показать им это, стряхнуть с них незаслуженное чувство превосходства, а они отказывали ему. Политики рассердятся на Сократа, осудят его и прогонят.

Сократ снова говорил с поэтами и ремесленниками Афин. Все они, казалось, немного разбирались в вещах, но тоже считали себя превосходящими и чрезмерно мудрыми. Они также рассердились бы на Сократа за его упорство в том, что они на самом деле ничего не знали. Затем Сократ придет к своим выводам об истинной мудрости и природе мудрости.

Мудрость — это смирение, признание того, что мы знаем очень мало или вообще ничего не знаем. Сократ описывает этот вывод, когда говорит: «Я мудрее этого человека. Ни один из нас, вероятно, не знает ничего стоящего; но он думает, что делает, когда не делает, а я нет и не думаю, что делаю». Оракул считает Сократа самым мудрым человеком в Афинах, потому что вместо того, чтобы предполагать, что он обладает мудростью, он признает, что мудрость часто недостижима и что вместо этого мы должны постоянно накапливать новые и более истинные знания.

2. Сократ о политике

Итак, если Сократ самый мудрый человек в Афинах, почему он не использует эту мудрость на благо города? Он должен заняться политикой и стать влиятельным в Афинах, верно? Сократ ненадолго попробовал себя в политике. Философ какое-то время был сенатором, представляющим племя Антиохис. Он наблюдал за судом над несколькими афинскими генералами, которых обвинили в том, что они не собрали тела павших солдат после решающего морского сражения. Генералов судили вместе, что было незаконно, и им грозила смерть за их ошибку. Именно тогда Сократ обнаружил фатальный изъян в демократии.

Толпа, как и город, подавляющим большинством выступили против генералов. В ответ другие судьи процесса пошли на многое, чтобы обеспечить смерть обвиняемых. Таким образом, они снискали бы большую благосклонность граждан Афин. Сократ находил такое поведение постыдным. Хотя эти полководцы не выполнили своих обязанностей, правосудие и афинский закон должны объявить, что они не заслужили смерти. Сократ отдал свой голос за спасение генералов и был встречен политической негативной реакцией. Граждане ненавидели его, угрожали его жизни и требовали импичмента. Сократ был тверд в своей приверженности справедливости. Он заявляет: «Я не заботился о смерти. Моим единственным страхом был страх совершить неправедный или нечестивый поступок».

Несмотря на попытки Сократа, генералы будут казнены. Сам Сократ тихонько ускользал от политики. Вскоре после этого в Афинах произойдет короткая политическая революция, и демократия будет заменена олигархическим правлением. Сократ считает себя спасенным олигархическими лидерами, которые не были рабами желаний народа. Из этого опыта Сократ вырос, чтобы не доверять политике. Это система, которая отрицает справедливость и добродетель и вместо этого порождает злых, жадных людей, стремящихся контролировать толпы глупых избирателей. Сократ настаивает на том, что ему лучше читать лекции на улицах, указывая горожанам путь к мудрости и раскрывая в процессе истинную добродетель.

В этот момент мы должны быть осторожны. Платон глубоко ненавидел демократию. «Апология» должна была быть написана уже после смерти Сократа, который во многом был убит демократическим путем. Понятно, что Платон презирал демократию за ее роль в убийстве его наставника и друга. Возможно, описанные здесь опасности демократии на самом деле являются платоновскими идеями, отфильтрованными через характер Сократа. Возможно, мы никогда не узнаем наверняка.

3. Сократ о смерти и бессмертной душе

В ходе судебного процесса Сократ начинает обсуждать понятие смерти. Его жизнь очень сильно на кону, но он, кажется, не раскаивается. Он настаивает на том, что если бы его оправдали, то он продолжал бы свои лекции, никогда не обличал бы философию. Сократ не должен отказаться от своей честности и признать эти ложные преступления. Он не боится смерти. Как это может быть?

Смерть Сократа, Жак-Луи Давид, 1787

Сократ приходит к выводу, что смерть — это либо состояние постоянной бессознательности, подобное сну без сновидений, либо смерть — это переход духа в другое царство. Любое из них будет воспринято как благословение. Если смерть подобна сну без сновидений, то, по Сократу, это было бы большим приобретением. Мир для человека и души, вечный и непрерывный, был бы чем-то, что не мог бы осудить даже король.

И если смерть — это паломничество души, то Сократ с радостью отправился бы в это путешествие. Он с нетерпением ждал встречи с усопшими, прославившимися своими великими делами. Разве не прекрасно было бы пообщаться с такими, как Гомер или Одиссей? Сократ мог проводить время, разговаривая с Агамемноном и Аяксом о Троянской войне. В этом новом царстве бессмертия Сократ мог продолжать свои поиски мудрости и истинного знания. Он мог взять интервью у древних героев и узнать, кто из них мудр, а кто глупец. Смерть, возможно, была бы долгожданной передышкой от жизни.

4. Сократ о цели своей жизни

К настоящему времени Сократ был приговорен к смерти узким большинством голосов. Вместо того, чтобы умолять о своей жизни, он рассказывает о цели своего существования, до самого конца стоя рядом со своими убеждениями.

Сократ говорит нам, что не случайно он жил так, как жил. Он был избран богами, чтобы пробудить Афины от их лени и самоуверенного довольства. Подобно оводу, подгоняющему ленивую лошадь, Сократ пытался пробудить афинян от их дремоты. Он получил божественное руководство, стремясь к знаниям и помогая другим обрести истинную мудрость. На протяжении всего испытания ему не было дано от Бога знака покаяться, молить о пощаде. Итак, теперь он заключает, что для него гораздо лучше освободиться от этого смертного мира. Сократ говорит нам, что смерть — это благородный и неизбежный конец для всех людей; однако жить неправедной жизнью — это грех, который действительно будет преследовать душу.

Сократ обращается к зрителям и заявляет, что «им будет нелегко найти такого, как я». И что Афины, при всей их предполагаемой мудрости, по иронии судьбы будут помнить как город, убивший самого мудрого человека из всех. Он замечает, что даже если бы ему дали шанс жить, при условии, что он откажется от своих лекций и философии, он все равно предпочел бы умереть. Ибо величайшая жизнь — это жизнь, которая постоянно обсуждает добродетель и исследует пределы истинной мудрости. И жизнь, которая не изучена, не стоит того, чтобы жить. Сократ прощается с толпой. Он говорит им, что теперь они должны уйти. Он должен идти умирать, они должны идти жить. И только Бог знает, какой курс лучше.

Когда «Извинение» подходит к концу, я не могу не чувствовать утрату человека, которого я никогда не встречал и который жил во времена, которых я никогда не узнаю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *