План византийская культура: СОСТАВЬТЕ СЛОЖНЫЙ ПЛАН ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ НА ТЕМУ :»КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ»

Содержание

Культура Византии | План-конспект урока по истории (6 класс) по теме:

Культура Византии

Цели:

  1. Продолжить формирование новых знаний у учащихся о Византии и ее культуре основываясь на актуализацию старых знаний.
  2. Продолжить формирование умений у учащихся в работе с текстом учебника, анализ текста и заполнение смысловой таблицы.

Орг.момент

Ход урока

1.Стадия вызова.

На доске написано слово КУЛЬТУРА, ребята,  что мы можем вспомнить, что такое культура.

Прием «Мозговой штурм». Опрос по цепочке, дети сами определяют, у кого спросить.

Рассказ учителя сопровождается презентацией.

Вначале средних веков Византия не переживала сильнейших потрясений и из за этого сохранила свою самобытность.

Развитие образования.

В 7-8 вв. греческий язык становится государственным языком. Государство нуждалось в умных и грамотных чиновниках.

В Византии открывались не только церковные школы, но и  светские (государственные), а также частные.

Развитие науки

Развивалась математика, химия, философия, медицина.

Архитектура и живопись

С принятием христианства развивались храмы, монастыри, появился свой уклад. Менялся внешний и внутренний вид храма. Рассмотрим на главном храме Святой Софии.  В оформлении храма сложился канон – строгие правила изображения и размещение библейских сцен.  Текст Библии не всем был понятен, но лишь церковные изображения могли рассказать простым людям о постулатах христианства.

Культурные связи

Византия была самой культурной страной Европы, культура Византии очень сильно влияла на соседние государства. Мы знаем, что русский князь Владимир принял христианство и распространил его на Руси благодаря связей между Русью и Византией.

2 Стадия осмысления

Заполним смысловую таблицу

Наука

Достижения

Математика

Применяли в начислении налогов. Астрономии и строительстве.

Медицина

Было создано медицинское училище.

Химия

Был изобретен греческий огонь из нефти и смолы.

История

Различные сочинения историков.

Зачитываем достижения в науке.

  1. Стадия рефлексии

Возврат к ключевым словам, которые прописаны на доски. Анализ.

Домашнее задание

Параграф 7, записи в тетрадях, подготовиться к контрольной работе.

План-конспект урока истории по теме Культура Византии

План – конспект урока истории

Тема. Культура Византии

План (сл. 2).

1. Античное наследие и христианство в Византии. Если византийцы ощущали себя римлянами, то какого отношения к культурному наследию Рима мы вправе от них ожидать? В условиях уничтожения античной культуры на Западе Византия оставалась главной наследницей культурных достижений античного мира.

Культурное наследие Античности воспринималось в Византии в полной мере как «свое», несмотря на языческое вероисповедание его создателей, оно очень быстро заполнялось новым христианским содержанием, приобретая новый смысл.

Особенно сильны были античные традиции в образовании. Ведь даже читать дети учились по поэмам Гомера и басням Эзопа. К тому же, Византия сохранила традиции светского образования, в отличие от Западной Европы, где большинство школ были церковными и монастырскими. Получение классического образования открывало путь и к карьере чиновника, и к церковной карьере и служило реальным способом улучшить свое благосостояние и положение в обществе. Далеко вперед ушли от Западной Европы и византийские ученые. Высокого уровня достигла медицина - врачи делали сложные операции. Для подготовки медиков в 11 в. было открыто медучилище. В Византии развивались химия (производство стекла, красок, «греческого огня»), география (составлялись карты), история (писались хроники и другие сочинения.

)

2. Развитие византийского храма. Христианская церковь, в отличие от античного храма, считалась не жилищем Бога, а местом, где верующие собирались для молитвы и совершения обрядов. Поэтому при создании храма особое внимание уделялось интерьеру, т.е. внутреннему убранству. Внешний же вид здания считался менее важным. Первоначально для храмов использовали уже имеющиеся здания – базилики, которые раньше служили залами суда или торговли.

Базилика (сл. 3) – это прямоугольное здание, разделенное рядами колонн на 3 или 5 проходов. Эти проходы называют нефами (от лат. – корабль). Считалось, что только корабль церкви может провести верующих через опасное море жизни к небесному пристанищу. Воплощением такого корабля и был неф. Позже в восточной части базилики продольные нефы стали пересекаться поперечным – трансептом. Такая базилика имела в плане форму креста – главного символа христианства.

В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом – апсидой, находился алтарь – наиболее почитаемая часть храма (сл.

4). На востоке, по христианским представлениям, находился рай, и именно в эту сторону следовало обращать лицо во время молитвы. Доступ в алтарь имели только священники.

Для полного совершенства базилике не хватало купола, напоминающего небо. Зодчие попытались соединить базилику с куполом. Гениальным решением этой сложной архитектурной задачи стал константинопольский храм Святой Софии – Премудрости Божией (сл. 5). При каком императоре он был построен? Юстиниан.

Этот храм воплощал идею могущества государства и торжества христианской веры. Храм казался верующим чем-то непостижимым, нерукотворным. Воздвигнутый на высоком холме, рядом с императорским дворцом и ипподромом, далеко видимый с моря и суши, храм стал не только символом могущества Византии, но и главной святыней христианского Востока. Впервые здесь была реально воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного колоссальным куполом. Огромный купол диаметром 31,5 м казался парящим над зданием. При Юстиниане весь купол был украшен мозаиками; в вершине купола был изображен огромный крест посреди усеянного звездами неба. Убранство храма поражало торжественной пышностью и изысканным интерьером (сл. 6).

Этот храм представлял чудесное зрелище, — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем — совершенно невероятным. Собор Святой Софии остался высшим достижением византийской архитектуры.

Это уже современный вид этого храма (сл. 7). Сейчас это мусульманская мечеть. Об этом свидетельствуют четыре минарета, построенные уже в 16 веке (минарет - башня для призыва мусульман на молитву, ставится рядом или включается в здание мечети).

С IX—X вв. в Византии стала преобладать крестовокупольная форма храма (сл. 8), тогда как на Западе несколько видоизмененная базилика очень долго оставалась основной архитектурной формой храма. Купол, поставленный на цилиндрический или многогранный барабан, перекрывал центральную часть здания и опирался на 4 столба, соединенные арками. Своды, примыкавшие к куполу с четырех сторон, в плане образовывали подобие креста, что и дало название подобному типу церквей. Такие церкви оказались удобными для богослужения, вместительными и прочными. Много таких храмов строилось и на Руси.

Памятников светского искусства Византии сохранилось, к сожалению, не так уж много. Ведь при нашествии внешних врагов именно дворцы императоров и богатые дома знати в первую очередь подвергались разрушению и разграблению, многое погибло в пламени пожаров. Но и то, что дошло до нашего времени, о чем рассказывают письменные источники, достойно восхищения. И в наше время поражают величием крепостные стены и башни Константинополя, сложная система акведуков и цистерн, воздвигнутых для снабжения города водой.

Например, огромное водохранилище (сл. 9), построенное по распоряжению византийского императора Юстиниана и прозванное народом "Дворцом, провалившимся под землю". Эта цистерна - одно из самых крупных и хорошо сохранившихся древних подземных водохранилищ Константинополя (в настоящее время в городе найдено более 40 цистерн), имеющее внешнее сходство с дворцовым комплексом.

Здесь хранился резерв питьевой воды на случай засухи или осады города, вода доставлялась по водопроводу и акведукам.

Большая часть колонн цистерны (сл. 10) взята из античных храмов, поэтому они отличаются друг от друга сортом мрамора и видом обработки, у двух колонн в основании головы Медузы Горгоны. Цистерна активно использовалась до XVI века, впоследствии водохранилище было заброшено и сильно загрязнено, и только в 1987 году в очищенной Цистерне открылся музей.

3. Храм как образ мира. Византийский храм представлял собой образ мира. Так как христианство видело в устройстве мира определенный порядок, то это обязательно проявлялось в устройстве и оформлении церквей. Существовали строгие правила изображения библейских сцен и их размещения внутри храма. Чем важнее было то, что изображалось, тем выше или ближе к алтарю его помещали.

Прежде всего, глаза и мысли входящего в церковь обращались к куполу (сл. 11), олицетворяющему небесный свод. Поэтому там часто изображали Христа в окружении ангелов. От купола взгляд падал на алтарь, где фигура Богоматери напоминала о связи Бога и человека. Дальше следовали эпизоды земной жизни Богоматери и Христа, затем те, чья деятельность связана с Христом: пророки, апостолы, ученики, мученики, цари, епископы. Все фигуры изображались лицом к зрителю: куда бы ни обращал верующий свой взор, всюду он встречал обращенные к нему лики святых.

Человек, знакомый со Священным Писанием и хотя бы с самыми общими правилами расположения в христианском храме мозаик и фресок, легко найдет основные сюжеты в любом храме и будет лучше понимать ход богослужения.

4. Мозаика, фреска, икона. В интерьерах храмов использовались мозаики, фрески, и иконы. От Древнего Рима Византия унаследовала сложную и трудоемкую технику мозаики (сл. 12). Мозаика складывалась из многих тысяч мелких разноцветных кубиков смальты (сплав стекла с минеральными красками).

Фрески – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде.

Иконы – изображения Бога, Богоматери, библейских сцен и святых, выполненные на гладких, деревянных досках. В иконе часто встречаются архитектурные элементы (арки, колонны), однако человеческая фигура господствует в композиции. Ландшафт и архитектурный фон - условны, число действующих лиц ограничено. Композиция строится вокруг центральной фигуры, большей по размеру. На иконе изображали Иисуса Христа, Богоматерь, святых. Изображению и самой иконе присваивали священное значение, способность творить чудеса. Со временем некоторые иконы стали устанавливать на алтарную преграду, отделявшую алтарь от остального пространства храма. Так появился характерный для русских церквей иконостас.

В 8-9 веках вспыхнула острая борьба вокруг икон. Представители иконоборцев считали, что, поклоняясь иконам, человек поклоняется идолу, поскольку Бог есть дух, а дух изобразить невозможно. Их противники – иконопочитатели – полагали, что почитая икону, человек приближается к Богу. В ходе этой борьбы иконоборцы уничтожили множество икон, поэтому до нас дошло так мало икон первых христиан. Но победили в этой борьбе все же иконопочитатели.

Крупнейшим произведением византийской иконописи является икона Владимирская Богоматерь (сл. 13), исполненная в 12 в. в иконографическом типе "Умиление" (младенец прижимается щекой к щеке матери). В первоначальном виде сохранились только лица Богоматери и Христа, свидетельствующие о наблюдательности мастера, сумевшего передать оттенки человеческих чувств и мыслей. Внутренняя близость матери и младенца никогда прежде не была раскрыта в искусстве с такой глубиной. Христос нежно обнял шею Богоматери, прижался к ее щеке, ласкаясь и как бы ища защиты. Привлекают внимание глаза Марии, в которых поражает глубина трагического прозрения. Склонившись к младенцу, она смотрит проникновенным взглядом, в нем безграничная любовь омрачена предвидением скорбной судьбы сына.

Икона была привезена на Русь и сейчас хранится в Третьяковской галерее в Москве.

Сл. 14. Византийская культура оказала огромное влияние на всю Средневековую Европу, страны Азии и Русь. Византии, даже став христианской, удалось сохранить многие традиции римской государственности и античной культуры. Это определило ее отличие от других стран и глубокое влияние на них. Для южных и восточных славян, которые обязаны Византии принятием христианской религии, возникновением письменности, развитием литературы, иконописи и архитектуры, это влияние было особенно значительным.

Д.з.

Культура Византии. Образование славянских государств

Урок истории в 6 классе

Цели: познакомить с материальными и духовными достижениями Византии; выяснить вклад византийской культуры в сокровищницу мировой культуры; объяснить причины расцвета империи.

Планируемые результаты:

  • предметные: научиться объяснять причины расцвета империи; описывать памятники истории и культуры Византии; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности в истории; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;
  • метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия; решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов, работая над проектом «Византийская мозаика»;
  • личностные УУД: формировать познавательный интерес к изучению нового; использовать новые знания и умения при изучении объектов прошлого.

Оборудование: иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Поэт О. Мандельштам в стихотворении «Айя-София» так написал об этом храме:

Айя-София — здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам…
Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и аксерды,
Им указав на запад и восток?
Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон — света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего.
И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.

Документы сообщают, что в день освящения храма Святой Софии император Юстиниан воскликнул: «Слава Всевышнему, который избрал меня для совершения этого великого дела! Я превзошел тебя, Соломон!» О чем говорил император? Почему Юстиниан сравнивал себя с библейским царем Соломоном? Об этом мы поговорим на нашем уроке.

III. Актуализация знаний

— Что такое культура?

— Какие достижения античной культуры вам особенно запомнились?

(Ответы учеников.)

Византия подарила миру искусство, в котором глубочайшая духовность являлась мерилом истинной красоты. Возникнув в Константинополе — столице империи, оно оказало влияние на развитие культуры таких стран, как Сербия, Болгария, Грузия, Армения, Древняя Русь. В определенной степени под его влиянием оказались и страны Западной Европы.

— Предположите, какие вопросы мы должны рассмотреть на нашем уроке.

(Ученики формулируют цели урока, используется метод «Разноцветные листья».)

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «Культура Византии. Образование славянских государств».

(Знакомство с планом урока.)

План урока

  1. Культура Византии:
    • развитие образования;
    • научные знания;
    • архитектура и живопись;
    • культурные связи Византии.
  2. Образование славянских государств.

Формулирование проблемных вопросов урока. Почему образование и наука в Византии в VI-XI вв. были развиты лучше, чем в Западной Европе? Почему Юстиниан сравнил себя с библейским Соломоном?

IV. Работа по теме урока

1. Культура Византии

Представьте себе, что мы присутствуем на заседании круглого стола по теме «Культура Византии». Мы должны выступить в роли искусствоведов, поэтому разобьемся на творческие группы и будем готовиться к предстоящему заседанию.

Задание для первой группы: работая с текстом п. 1 § 7, подготовьте материал о развитии образования в Византии и составьте схему.

Задание для второй группы: работая с текстом п. 2 § 7, подготовьте материал о достижениях византийской науки и заполните таблицу.

Задание для третьей группы: работая с текстом п. 3 § 7, подготовьте мультимедийную презентацию на тему «Экскурсия по памятникам византийской архитектуры».

Задание для четвертой группы: работая с текстом п. 3 § 7, подготовьте экскурсию на тему «Живопись Византии».

Задание для пятой группы: работая с текстом п. 4 § 7, подготовьте плакат-рекламу о культурных связях Византии.

Презентация работы первой группы

Развитие образования в Византии:

  • Резко возросла потребность в хорошо обученных чиновниках
  • Грамотные люди встречались даже среди крестьян и ремесленников
  • Развитие школ
    • Церковные
    • Частные
    • Государственные

В этих школах:

  • обучали чтению, письму, счету и дерковному пению;
  • изучали Библию и другие религиозные книги;
  • изучали труды древних ученых, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, сочинения византийских ученых и писателей;
  • решали сложные арифметические задачи

Презентация работы второй группы

Отрасль Достижения
Математика Византийцы сохранили античные знания по математике и применяли их для исчисления размеров налога, в астрономии и строительстве. Лев Математик изобрел звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстояние и автоматические устройства в тронном зале императорского дворца, приводимые в движение водой
Медицина Составляли учебные пособия по медицине. Для обучения врачебному искусству в XI в. в Константинополе было создано первое медицинское училище в Европе
Химия Изобретен «греческий огонь» — зажигательная смесь из нефти и смолы, которую нельзя погасить водой. Это позволяло одерживать победы в сражениях на море и на суше
География Византийцы умели чертить карты и планы городов. Купцы и путешественники составляли описания разных стран и народов
История Историки обычно описывали короткий отрезок времени и сосредоточивали внимание на современных им событиях, очевидцами и участниками которых они были. Крупным историком был Прокопий Кесарийский — участник многих походов и войн Юстиниана. В своих трудах он прославлял императора, его победы в войнах и грандиозные постройки. Но одновременно он тайком страстно обличал Юстиниана и его окружение. Так, в написанной Прокопием «Тайной истории» он с ненавистью описывал последствия политики Юстиниана, называл его «бешеным зверем», несущим гибель государству, рассказывал о разорении и бесправии народа

Презентация работы третьей группы

Слайд 1. Именно христианство изменило назначение и устройство храма. В древнегреческом храме помещали статую бога внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади, поэтому стремились сделать внешний вид храма особенно нарядным.

Слайд 2. Христиане собирались для общей молитвы внутри церкви, поэтому архитекторы заботились также о красоте ее внутренних помещений. Интерьер церкви должен был отвечать многим требованиям: быть вместительным и удобным для богослужения, иметь отдельные места для священнослужителей и для простых верующих.

Слайд 3. У раннехристианской общины не сразу появились свои культовые сооружения. В период с I по III в. христианское богослужение нередко совершалось в катакомбах — обширных подземельях, вырытых на глубине от 8 до 25 м и служивших местами захоронений. Позже стали использовать уже имеющиеся здания.

Слайд 4. Базилика представляет собой здание продолговатой прямоугольной формы с двускатной крышей. Вход в базилику размещался в торце здания; противоположная сторона имела форму апсиды — полукруглого выступа. Базилика могла разделяться на несколько нефов, имевших самостоятельные перекрытия, как правило, количество нефов было нечетным (чаще всего 3, иногда 5). Нефы имели прямоугольный план и отделялись один ОТ другого рядами колонн, соединенных между собой арками; центральный неф был выше и, как правило, шире боковых.

В восточной части базилики находился алтарь. Он был обращен на восток, где, по христианском представлениям, расположена гора Голгофа — место распятия Христа. Доступ в алтарь имели только священники.

Слайд 5. В X-XI вв. стали возводить крестово-купольные храмы. В плане такой храм имел вид греческого креста, центральная часть которого перекрывалась куполом, покоившимся на барабане, в свою очередь опиравшимся на четыре колонны, образуя В интерьере паруса — сферические треугольники. Такие храмы распространяются не только в Византии, но и за ее пределами — в Болгарии, на Руси, в Закавказье.

Слайд 6. Для полного совершенства базилике не хватало купола — символа неба. Поэтому зодчие попытались объединить базилику с куполом. Гениальным решением этой сложной архитектурной задачи стал храм Святой Софии в Константинополе.

Слайд 7. Юстиниан создал храм, который воплотил идею могущества его государства и торжества христианской веры. Он был построен за пять лет (532-537). Храм Святой Софии возвели архитекторы Анфимий из Трал и Исидор из Милета.

Слайд 8. Тяжесть купола архитекторы распределили на четыре мощные столба посредством арок, а также парусов — треугольных поверхностей между арками и нижними краями купола. Изобретение парусов было большим архитектурным достижением. Зодчие искусно замаскировали массивные столбы, сделав их незаметными зрителю. На высоте 51 м почти квадратное здание венчалось огромным куполом, диаметр которого 31,5 м. Появлялось обманчивое ощущение, что купол легко парит. Через сорок окон купола внутрь храма льется свет. Создается впечатление, что купол завис в воздухе, свет падает на центр зала, а с боков помещение затемнено, что делает храм еще выше.

Слайд 9. Несмотря на всю тяжесть, прочность постройки такова, что она выдержала ряд землетрясений. Лишь в 989 г. купол был разрушен сильным землетрясением, но восстановлен вызванным из Армении архитектором Трдатом.

Слайд 10. Стены храма украшала мозаика, но в 1453 г. Константинополь был захвачен турками, которые превратили храм Святой Софии в мечеть. Турки замазали византийские мозаики и закрыли их огромными щитами с изречениями из Корана.

Слайд 11. В конце X в. послы русского князя Владимира, побывав в соборе Святой Софии, писали так: «…не знали — на земле мы или на небе: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой…» Не случайно именно Софии — Премудрости Божией посвящены величественные соборы, построенные в XI в. в Киеве и Новгороде. Собор Святой Софии остался высшим достижением византийской архитектуры. Возведение столь грандиозного сооружения технически было настолько сложным, что повторить его никто больше не пытался.

Презентация работы четвертой группы

В Византии существовали три типа изобразительного искусства: мозаика, фреска и икона.

Мозаика — изображение из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла — смальты. От Древнего Рима Византия унаследовала сложную трудоемкую технику мозаики. Важной задачей византийских архитекторов было распределение в храме света и тени. Разноцветные кубики смальты укреплялись в грунте с разным наклоном, поверхность смальты делали немного шероховатой. Кусочки смальты при попадании на нее света мерцали, искрились, переливались, отражали его своими гранями.

Мозаичный ансамбль «Император Юстиниан с придворными» из церкви Сан-Витале в Равенне — один из лучших образцов византийской мозаики. Застывшие, вытянутые вверх фигуры императора, выделенного короной и пурпурной одеждой, придворных, воинов и служителей церкви одним своим видом должны были утверждать незыблемость существующих порядков. Нимб над головой императора и передача им в дар архиепископу золотой чаши с монетами напоминают о тесном союзе императорской власти с христианской церковью.

Позже наряду с мозаиками стали использовать фрески — живопись водяными красками по сырой штукатурке. К достоинствам фрески относится быстрота исполнения и выразительность цвета. В период с XII по XIV в. многие храмы Малой Азии, Греции, Кипра, Македонии, Сербии и других стран были украшены фресками.

Самым главным достижением Византии этого периода стала иконопись. В храмах, домах появились иконы — изображения Иисуса Христа, Богоматери, сюжеты из Священного Писания на гладких деревянных досках. В отличие от мозаики икону можно переносить с места на место, дарить, брать с собой в поход. Первой третью XII в. датируется икона Божией Матери, получившая на Руси название Владимирской. Эта икона попала на Русь из Византии около 1131г. как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хрисоверга. В 1155 г. икона была перевезена во Владимир, а в 1395 г. — в Москву.

Презентация работы пятой группы

Византия — самая культурная страна Европы:

  • В Константинополь отправлялись любознательные люди для изучения математики, медицины, права, греческого языка
  • Короли, князья и епископы других стран приглашали из Византии архитекторов, художников и ювелиров
  • Особенно большое влияние оказала византийская культура на развитие и культуру славян
  • У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских стран

Вопросы для обсуждения на заседании круглого стола

— Почему образование и наука в Византии в VI-XI вв. были развиты лучше, чем в Западной Европе?

— Почему древние греки украшали храмы снаружи, а византийские мастера — внутри?

— В чем значение контактов других стран и народов с Византией?

2. Образование славянских государств

Мы должны продолжить работу по формированию навыков составления сложного плана.

Задание: дома вы должны будете составить сложный план по теме «Образование славянских государств» (§ 8 учебника).

При написании плана учитывайте следующие рекомендации.

Как составлять сложный (развернутый) план

  1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.
  2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана). В заголовках нужно передать главную мысль каждого фрагмента. Подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными. Обозначьте пункты римскими цифрами.
  3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана), обозначьте эти положения арабскими цифрами.
  4. В подпункте можно выделить положения, уточняющие главное (обозначьте буквами).
  5. Проверьте, не совпадают ли названия пунктов и подпунктов плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, помогает ли план усвоить материал, представить картину исторического события, понять и осмыслить причины исторических событий и явлений, сделать выводы.

V. Подведение итогов урока

— Как вы думаете, в чем заключались особенности Византииской культуры?

— Какое впечатление производит храм Святой Софии, какие чувства вызывает: восторг, радость, успокоенность, тревогу и др.?

— Попробуйте объяснить, чем вызвано это впечатление; обратите внимание на общий вид храма, его силуэт, пропорциональность и соразмерность частей, материал, поверхность стен, украшения, детали архитектуры.

(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)

VI. Рефлексия

— Что нового узнали на уроке?

— Какое открытие сделал каждый из вас?

— Хотелось бы в заключение урока обратить ваше внимание на слова поэтессы В. Боровицкой:

…Все на свете уходит — остается искусство.
Цепь веков не прервется голосами поэтов.
Смотрят фрески соборов и полотна портретов.
На земле одряхлевшей будет горько и грустно,
Только пусто не будет, пока живо искусство.

Византийская культура не исчезла с падением Византийской империи. Мы с вами являемся хранителями того огромного пласта мировой культуры, который был создан нашими предками, и имеем возможность изучать эти шедевры и восхищаться ими.

Домашнее задание (дифференцированное)

  1. Для сильных учеников — § 7, к § 8 составить сложный план, задание 2.
  2. Для средних учеников — § 7, к § 8 составить сложный план, задание 4.
  3. Для средних учеников — § 7, к § 8 составить сложный план, задание 1.

У р о к 10. КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ | Поурочные планы по истории средних веков 6 класс

У р о к 10. КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ