Оды М. Ломоносова — презентация онлайн
Похожие презентации:
«Ода на день восшествия…» – типичное произведение русского классицизма
Оды Ломоносова
Литературное творчество М.В. Ломоносова
Тематика «Оды 1747 года» М.В. Ломоносова
Поэзия М.В. Ломоносова
Михаил Васильевич Ломоносов. Оды
Презентация-обзор по литературной деятельности М.В. Ломоносова
М.В.Ломоносов. Стихотворения
Михаил Васильевич Ломоносов. Личность, судьба. Оды
Классицизм в художественной культуре
1. ОДА – (от греч. ПЕСНЬ) — жанр лирической поэзии; стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица или события.
Оды М. В. Ломоносова*
2. Из истории жанра
*Жанрвозник в античности, сначала
представляя собой песнь с широким
лирическим содержанием. В русской
теории классицизма ода осознаётся как
жанр героической, гражданской лирики с
обязательным «высоким» содержанием и
торжественным «возвышенным» стилем
выражения.
*
*М.
Ломоносов написал 20 больших по
объёму од. Они положили начало
ангажированной поэзии, поэзии заказной,
поэзии государственного служения.
* Монархов
воспевали, потому что они
олицетворяли государство, героев –
потому что они государству служили,
географические просторы – потому что
они свидетельствовали о могуществе
государства, мир – потому что он
способствовал процветанию государства.
*Идеалом М. Ломоносова была
просвещённая монархия,
идеология которой сложилась в
Западной Европе в эпоху
абсолютизма на рубеже 17-18
веков, а идеальным героем –
Пётр I.
*Русская
действительность середины
18
века
резко
противоречила
идеологии
Ломоносовских
од;
императрица Елизавета Петровна
слишком не была похожа на своего
отца.
*Но
высокий пафос од на дни
рождения, восшествия на престол, на
победы русского оружия не слабел.
*Ломоносовская
ода
оказала
мощное
воздействие на движение поэзии. Она стал
образцом для русских одописцев второй
половины 18 века и даже начала 19 века.
*Потом
на 100 лет её традиция прервалась,
затем неожиданно воскресла в творчестве В.
Маяковского конца 1910 – 1920 годов, когда
после Октябрьской революции вновь настало
время
поэзии
«социального
заказа»,
потребовалось воспевание идеи государства как
высшей меры всех вещей, просвещённого
абсолютизма.
7. Ода М. Ломоносова«На день восшествия…»
*«В оде поэт бескорыстен: он не
ничтожным событиям собственной
жизни радуется, не об них сетует, он
вещает правду и суд Промысла,
торжествует о величии родного края,
межует перуны в сопостатов, блажит
праведника, клянет изверга.»
В.К. Кюхельбекер
*Ода
написана на день восшествия на
престол Елизаветы Петровны. В 1747 году
отмечалась пятая годовщина воцарения
императрицы.
*Но
эта ода была написана ещё по одному
конкретному поводу: Российской академии
наук был «дарован» Новый устав.
Ломоносов возлагал на него большие
надежды
в
деле
распространения
просвещения в России.
*Настроение
и интонация оды
патриотический восторг, призыв.
*Стихотворный
–
размер
–
четырёхстопный ямб. По мнению
Ломоносова,
ямб
усиливает
благородство
и
возвышенность
содержания, способствует выражению
мысли.
10. Идейно-композиционный план оды
**Картины мирной жизни
*Восхваление
Елизаветы
(за
что
прославляет поэт императрицу?)
*Гимн
Петру ( каково отношение поэта к
Петру? Что ставится ему в заслугу?)
*Описание
безграничных
богатств России
*Обращение
науками
к
молодёжи
просторов
–
и
овладевать
*Главная
тема оды – Россия, её
процветание.
Своеобразным
вступлением к раскрытию темы
становятся строфы, прославляющие
наступление мира, «возлюбленной
тишины». Мир – основное условие и
для
успехов
просвещения.
Так
подходит Ломоносов к своей главной
мысли, определяющей основной пафос
оды.
12. Ода М. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величии…»
**Для
Ломоносова природа – это
одушевлённое проявление Божьего
могущества. Тайны природы – это
Божьи тайны, раскрыть которые до
конца
для
человеческого
ума
невозможно.
* Авторское
«я»
-воплощение
дерзостного порыва пытливо постичь
созданное творцом.
*Своеобразие
оды в том, что Ломоносов
понимал одический жанр очень широко.
Предметом оды становилось всё, что
возжигало душу высоким пламенем. –
оружия, мудрость и добродетели царей,
загадочная
красота
природы,
грандиозность и непостижимость Божьего
замысла, величие Творца.
*Поэтому
и
возникли
наряду
с
гражданскими
и
публицистическими
религиозно-философские духовные оды.
English Русский Правила
Тема оды восшествие на престол елизаветы петровны.
Анализ стихотворения «Восшествие Елизаветы. Ода» Ломоносова. Тест по стихотворениюЕлизаветы Петровны (см. её полный текст , краткое содержание и анализ). Таким образом он отметил пятилетие царствования этой императрицы. При этом взор Ломоносова был обращен не вперед, а назад: поэт с ужасом вспоминал беды, принесенные «России предшественницами императрицы – Анной Иоанновной и Анной Леопольдовной – и славил новые времена.
Ломоносов. Ода на день восшествия на всероссийский престол Елисаветы Петровны. Читает Арсений Замостьянов
Эта ода – воспоминание о том, каким опасностям подвергались «дела Петровы» и как хорошо стало русским людям, когда «на трон взошла Петрова дщерь».
Ломоносов заключает этим гимном записанную в предыдущих строфах программу приготовления из «природных российских» молодых людей «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов », то есть обращается к студентам академического достоинства. Через восемь лет в России был создан (1755) Московский университет – и не исключено, что ломоносовская ода ускорила это событие.
Изящная и умная ода 1747 года является одним из лучших стихотворных произведений Ломоносова. Она отличается логической убедительностью, четким построением. Высокая риторика сочетается в ней с поэтическими образами большого художественного достоинства.
Это зрелый Ломоносов, поэт неподдельного гражданского чувства, горячий патриот, опытный ритор и проницательный исследователь природы.
Предмет: литература.
Тема: «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
Цель: изучение од «На день восшествия…», «Вечернее размышление…», раскрытие роли Просвещения в произведениях.
Задачи: образовательные:
Проанализировать оды, выявить их основные темы и идеи;
Составить план «Оды на день восшествия…»;
Выявить особенности стиля изучаемых произведений;
Развивающие:
Совершенствовать навыки анализа художественного произведения, выразительного чтения поэтического текста.
Воспитательные: — воспитывать интерес к литературе и истории родной страны, осознание важности просвещения, изучения наук, стремление овладению ими.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
Расскажите о теории стихосложения, которую создал.
К какому из 3-х видов жанров относится ода?
Дайте определение оды.
3. Работа над новым материалом. Анализ текста.
Сегодня мы познакомимся с двумя одами. Как вы думаете, каковы задачи нашей работы над этими произведениями?
Чтение учителем оды «Вечернее размышление о Божием величестве…»
Можно ли назвать это произведение гражданским или политическим? Почему?
По каким признакам мы понимаем, что это произведение написано в жанре оды?
Работа над «Одой на день восшествия…»
Прочитайте полное название оды. Какому событию она посвящена?
День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 г. отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы. Почему же Ломоносов написал эту оду только через 5 лет после того, как Елизавета взошла на престол? Причина такова: в этом году Российской академии наук был дарован Елизаветой новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России, а ведь, как вы помните, целью жизни Ломоносова было «утверждение наук в отечестве» .
Выразительное чтение и выделение микротем; составление плана оды. Ключевой вопрос: Можно ли считать эту оду по содержанию и форме классицистической?
1.Вступление. Мир – основа блага государства.
2.Главная часть. Величие России, ее процветание:
а) Восхваление Елизаветы:
— «войне поставила конец» — счастье русских людей дороже новых земель и побед;
Расширяет науки.
б) Заслуги Петра 1 перед народом России:
Способствовал распространению наук в России;
Был реформатором, продвигал страну вперед.
в) Описание безграничных просторов и богатств России: занимает огромное пространство, много леса, животных; сильный флот; богатые недра.
г) Обращение к молодежи, пожелание овладеть науками.
3.Заключение. Традиционная благодарность Царице за деяния на благо России.
Беседа по прочитанному произведению, выявление его особенностей:
Какова главная, ведущая тема оды?
Вывод 1: ведущая тема – Родина и ее процветание, просвещение.
Сформулируйте идею оды,
Вывод 2: великие богатства могут быть открыты и освоены только с помощью науки, способствовать развитию которых – задача русских государей.
Каким стилем написана ода?
Используя все вышесказанное, ответьте на основополагающий вопрос: Можно ли считать эту оду классицистической по содержанию и форме?
5. Домашнее задание.
1. Выучить отрывок из «Оды…».
2. Инд.- сообщение о жизни и творчестве
Рушанова Кульжиян Рамазановна
учитель русского языка и литературы
ГУ СОШ №15 г. Павлодара
Урок 2
Тема: М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Основные темы и проблемы произведения
Цели: закрепить и углубить знания о биографии М. В. Ломоносова, его роли в литературе;
помочь осмыслить основные темы и проблемы оды ;
совершенствовать навыки выразительного и внимательного чтения;
способствовать формированию у учащихся умений сотрудничества.
Тип урока : обобщение знаний.
Оборудование : раздаточный материал, презентация, проектор, учебник
Этапы урока
Организационно-мотивационный этап.
Актуализация опорных знаний. (5 мин.)
Учитель: Ребята, вы получили индивидуальное домашнее задание.
Группа «Исследователи» подготовили презентацию на тему «М.В. Ломоносов-учёный», а группа «Литературоведы» — «М.В. Ломоносов-поэт, лингвист»
Презентация творческих работ . Показ слайдов
3.Целеполагание. (1 мин.)
Ребята, мы на прошлом уроке прочитали оду и составили план. Дома должны были ещё раз внимательно прочитать оду Ломоносов. Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок? (Анализу оды)
Мы с вами говорили об основных темах и проблемах оды? (Нет)
Сформулируйте тему сегодняшнего урока (Основные темы и проблемы оды М. В. Ломоносова «Ода на день восшествия на всероссийский престол… Елизаветы Петровны на всероссийский престо 1747 года»)
Тема записывается учениками в тетради. Заполните таблицу ЗХУ, только 1и 2 колонку. (3 мин.) Слайд 5
Что я знаю
Что я хочу узнать
Что я узнала
4.Работа по теме урока. (3 минут)
— Предлагаю внимательно прочитать план оды и определить темы произведения . Найдите ключевые слова, которые помогут вам определить темы.
Слайд 9.
План оды
Прославление мира как основы всеобщего благоденствия.
Величие России, её процветание:
А) восхваление Елизаветы;
Б) заслуги Петра 1, укрепившего могущество России;
В) природные богатства и красота России;
Г) призыв к образованным юношам овладевать науками;
Д) наука и её роль в российском обществе.
3. Благодарность императрице за её деяния на благо государству.
Итак, называем темы (Мир, Россия, Елизавета, Петр 1, наука)
Какова главная, ведущая тема оды, вокруг которого строится главное лирическое повествование? Как с ней связаны другие, казалось бы независимо развивающие темы, которые мы выделили в плане? (Главная тема оды — Россия, ее процветание. Своеобразным вступлением к раскрытию темы становятся строфы, прославляющие наступление мира, «возлюбленной тишины»).
Ломоносов — патриотически настроенный учёный, обращающий взоры читателей на животрепещущие для России проблемы. Какие это проблемы? (Проблемы просвещенного монарха и проблемы служению отечества).
Воспевание героев, силы и славы России, её величия и красоты, прославления мира, восхищение наукой, всесильным разумом человека — вот основные темы поэзии Ломоносова.
6. Физминутка. Записать в дневнике дом. зад.(1 мин.)
7.Работа в группах ( 7 минут)
Группы получают задания.
Приложение 1
Группа «Исследователи»
Задание. Найти в тексте строки, подтверждающие тему мира и тему Петр 1.
Группа «Литературоведы»
Задание. Найти в тексте строки, подтверждающие тему науки и тему Елисаветы Петровны.
8. Выступление групп (5 минут)
Примерные ответы.
Тема мира. Царей и царств земных отрада
Возлюбленная тишина ,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полный корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земле.
Своей одой Ломоносов говорил Елизавете Петровне, России нужен мир и не нужны войны. Мир — основное условие и для успехов просвещения.
Тема Петра 1. Поэт хвалит Елизавету за то, что в начале ее царствования прекратились войны, затем автор переходит к воспоминаниям об отце Елизаветы. Петре 1, которого он считал идеальным монархом и национальным героем.
Послал в Россию человека,
Каков неслыхан был от века.
Сквозь все препятства он вознёс
Главу, победами венчану,
Россию, грубостью поправну,
С собой возвысил до небес
В полях кровавых Марс страшился,
Свой меч в Петровых зря в руках,
И стрепетом нептун чудился,
Взирая на российский флаг…
Это образ царя-гражданина, труженика, посвятившего себя служению государству, неустанно заботящегося об общем благе.
С чувством особого восхищения вспоминает поэт о том, что при Петре
…блаженны науки
Чрез горы и моря
В Россию простирали руки..
Ломоносов выражает надежду, Елизавета будет следовать примеру отца и покровительствовать наукам.
Тема Елизаветы . В этих строках Елизавета представлена миротворицей, прекратившей все войны ради спокойствия и счастья россиян.
Когда на трон Она вступила,
Как Вышний подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец;
Тебя прияв, облобызала; ()
Мне полно тех побед, сказала,-
Для коих крови льется ток.
Я Россов счастьем услаждаюсь,
Я их спокойствием не меняюсь
На целый Запад и Восток.
Тема науки. Развитие наук поможет освоить богатства Севера, сибирской тайги и Дальнего востока.
О, вы которых ожидает
Отечества от недр своих,
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны,
Дерзайте, ныне ободренны,
Реченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рождать.
Науки юноши питают
Отраду старым подают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствиях не помеха,
Науки пользуют везде.
9. Закрепление (5 мин)
Запишите по данной теме синквейн. Слайд 10
Группа «Исследователи»- Пётр 1
Группа «Литературоведы –Елизавета
Синквейн.
1 существительное
2 прилагательных
3 глагола
1 предложение
Слово
10.Итог урока. Тематический тест (5 мин.) Слайды 11-13
Приложение 2.
М.В Ломоносов родился в
а) 1730 б)1711 в)1765
2. Какой университет был основан по инициативе М.В. Ломоносова?
а) Свердловский б) Петербургский В) Московский
3. Произведение М.В. Ломоносова « На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» относится к жанру:
а) элегии б) оды в) послания
4. Какое древнее искусство возродил М.В. Ломоносов?
а) скульптура б) архитектура в) мозаика
5.В какой европейской стране учился М.В. Ломоносов?
а) Германии б) Франции в) Англии
6. Кого восхваляет М.В. Ломоносов в своей оде?
а) королеву б)царевну в) императрицу
7. Основные темы оды М.В. Ломоносова:
а) Петр 1, Елизавета, наука, мир;
б) труд, защита, Отечества, Петр;
в) Елизавета, мир, любовь, счастье
8.Основные проблемы оды М.В. Ломоносова:
а) просвещенная монархия и мир;
б) служение отечеству и просвещенная монархия;
в) развитие науки и защита Отечества.
Взаимопрверка. (5 мин.) Слайд 14
Ключи.
1.б 5.а
2.в 6.в
3.б 7.а
4.в 8.б
Критерии оценок: (Слайд 15)
0 ошибок -«5»
1-2 ошибки- «4»
3-4 ошибки «3»
5-8 ошибок «2»
11. Рефлексия. Заполните 3 колонку ЗХУ и прочитать (5 мин.)
11. Домашнее задание. Выучить отрывок из оды Ломоносова.
На занятии рассмотрим «Оду на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Разберемся в том, что такое ода, поймем ее задачи. Рассмотрим, что М.В. Ломоносов в своей оде хочет донести до Елизаветы I.
На уроке мы рассмотрим тему: «М.В. Ломоносов “Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года”». Сначала узнаем, что такое ода.
Жанр оды характерен для такого литературного направления, как классицизм, которое базируется на идеологии эпохи Просвещения. Французские просветители Франсуа-Мари-Аруэ (Вольтер) и Дени Дидро считали, что к наибольшему благу для народа государства приведет «просвещенная монархия» (рис. 1).
Рис. 1. Просветители
Это значит, что государством должен управлять образованный и развитый монарх. Но монархи не обязательно оказывались просвещенными, и, чтобы им указать что-то, посоветовать без риска для жизни, поэты в одах восхваляли черты характера властителей и идеи, которые хотели воплотить.
Рассмотрим, что М.В. Ломоносов в своей оде хочет донести до Елизаветы I (рис. 2).
Рис. 2. Императрица Елизавета
Рис. 3. Строфа 3
Тишина здесь значит окончание войны со Швецией 1741-1743 года. Но идея мира в оде шире: (рис. 4).
Рис. 4. Отрывок из произведения
Для правителя важно не расширение границ государства, а счастье его подданных. И черты характера императрице приписываются соответствующие: кротость, смиренность.
«Душа ее зефира тише,
И зрак прекраснее рая».
В шестой строфе звучит основная идея оды. М.В. Ломоносов — ученый, создатель Российской Академии Наук — прославляет науку (рис. 5).
Рис. 5. Строфа 6
В седьмой строфе появляется персонаж, который сразу не называется по имени, упоминается как человек с большой буквы, его послал в Россию сам Зиждитель, т. е. творец. Зиждитель, по мнению М.В. Ломоносова, почтеннее Марса и Нептуна. Этот человек — Петр I, он строит новую Россию, новый город, и именно он подпишет указ об учреждении Академии наук. Организует академию уже Екатерина I.
В девятой строфе науки превращаются в живых существ. У наук есть руки, которые простирают их к Петру в знак почтения.
Оплакав смерть Петра Великого и кратко упомянув о Екатерине, автор в оде возвращается к Елизавете Петровне (рис. 6).
Рис. 6. Отрывок из произведения
Ломоносов возвращается к ценности мира и недопустимости войны.
В тринадцатой строфе воинская слава затмевается не плачем о своих погибших, а стоном побежденных (рис. 7).
Рис. 7. Строфа 13
Автор пытается уверить Елизавету I и читателя, что наука России необходима, потому что богатство страны огромно и освоить его можно с помощью науки (рис. 8). Для описания просторов государства автор использует семь строф и ведет описание с позиции творца.
Рис. 8. Отрывок из произведения
Две последние строфы оды (самые цитируемые) посвящены человеку, который с помощью науки овладеет сотворенными богатствами. В этих строчках упоминаются Исаак Ньютон и Платон, потому что для Ломоносова важна идея создания научной школы российских ученых. В те времена детей дворян учили наукам иностранцы, которые ими вовсе не владели и учеными не являлись (рис. 9).
Рис. 9. Отрывок из произведения
наукой (рис. 10).
Рис. 10. Отрывок из произведения
В завершение текста по канонам оды возвращаемся к образу Елизаветы, прославляя ее.
Основные идеи, изложенные в оде, — это прославление мира и отрицание войны, утверждение необходимости счастья для каждого человека, прославление Петра I, Екатерины и Елизаветы, а самая главная идея — прославление науки и ее величайших возможностей (рис. 11).
Рис. 11. Композиция оды
Список литературы
- Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях. — М.: Дрофа, 2013.
- Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. Литература. 9 класс. Учебник в 2 частях. — 7-е изд. — М.: 2012. Ч. 1 — 344 с., Ч. 2 — 408 с.
- Литература. 9 класс. Учебник в 2 частях / Под ред. Беленького Г.И. — М.: Часть 1 — 13-е изд., 2009, 368 с.; Часть 2 — 11-е изд., 2010, 423 с.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. Литература. 9 класс. История твоей литературы. В 2 частях. — 2-е изд., перераб. — М.: 2010., Ч. 1 — 304 с., Ч. 2 — 272 с.
- Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.П. и др. Литература. 9 класс. Учебник в 2 частях. — М.: Просвещение, 2013. -Часть 1 — 399 с., Часть 2 — 383 с.
- Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Литература. 9 класс. Учебник в 2 частях. — М.: 2011. Ч. 1 — 344 с., Ч. 2 — 264 с.
- Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях — 15-е изд., стер. — М.: 2013; Ч. 1 — 272 с., Ч. 2 — 288 с.
- Интернет портал «Rvb.ru» ()
- Интернет портал «Litra.ru» ()
- Интернет портал «Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”» ()
Домашнее задание
Ответьте на вопросы:
- Что такое ода?
- С какой целью М. В. Ломоносов написал свое произведение?
- Каковы основные идеи «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»?
Произведение, которое мы рассмотрим, имеет более длинное и содержательное название: «Ода на день восшествия на Всероссийский Престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Оно написано в честь важнейшего для всей страны праздника. В этой статье мы рассмотрим, что хотел сказать в своем — «Ода на день восшествия». Краткое содержание и анализ этого труда помогут нам понять послание ученого. Итак, приступим.
Ломоносов, «Ода на день восшествия». Краткое содержание
В своем произведении автор воспевает величие России, богатства ее земель и морей, счастливые села, сильные города, урожаи. После он переходит к образу Елисаветы. Ломоносов описывает ее прекрасной, доброй, щедрой, спокойной, покончившей войны на русской земле. Он говорит, что в мирной России развивается наука, и времена настали хорошие. Все это описывается с применением различных метафор и других которыми полна ода Ломоносова «На день восшествия».
В последней части он возвращается к «источнику милости» — Елисавете. Ломоносов называет ее ангелом мирных лет. Он говорит, что Всевышний ее оберегает и благословляет.
Анализ оды М. В. Ломоносова на день восшествия императрицы Елисаветы Петровны
Как, наверное, заметили читатели, автор восхваляет государыню за мирное время. Однако оно таковым не было. Он лишь таким способом пытался донести до императрицы свое мнение о том, что России хватит воевать, крови было пролито немало, пора бы насладиться покоем.
Почему он об этом пишет? В те времена встал вопрос о том, будет ли Россия участвовать в войне вместе со странами, которые боролись с Францией и Пруссией. Автор, как и многие другие, против этого. Он хочет, чтобы Россия развивалась. Поэтому можно сказать, что его похвальная ода носит политический характер, его собственную программу мира.
Тем не менее заслуги у императрицы были. Она начала вести мирные переговоры со Швецией. Этот момент не забыл отметить в хвалебной песне Ломоносов («Ода на день восшествия»). Краткое содержание показывает нам, как ученый и литератор восхваляет Елисавету за развитие науки. Это связано с тем, что в 1747 году императрица увеличила количество средств для нужд Академии. После этого поступка и была написана ученым его известная ода.
Приемы, использованные в произведении
Основным литературным средством, примененным в оде, является метафора. Благодаря ей Ломоносову удается красиво возвеличить свою страну, ее правительницу, призвать к миру и развитию. Мирное время он называет возлюбленной тишиной, войну — пламенными звуками.
Сравнения тоже встречаются в произведении: «душа ее зефира тише», «зрак прекраснее рая».
Благодаря олицетворению Ломоносов одушевляет различные явления: «молчите… звуки», «вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился», «Нептун чудился».
Почему автор выбрал для своего произведения такой жанр, как ода
Ломоносов был настоящим патриотом своей страны. Он всячески ее восхвалял, болел за нее всей душою. Многие произведения написаны им в таком жанре, как ода. Это связано с тем, что данный жанр позволял ему воспевать все то, что казалось для него значимым. Ведь «ода» переводится с греческого как «песня». Этот жанр помог Ломоносову использовать величественный стиль, художественные приемы. Благодаря ему он сумел передать свой взгляд на развитие России. При этом выдержал классицистическую строгость языка в своем — «Ода на день восшествия». Краткое содержание нам показывает, насколько важные темы сумел затронуть автор в своей оде. Другой жанр вряд ли дал бы ему возможность так красноречиво передать свои идеи и взгляды правительнице.
Заключение
Нами рассмотрена одна из лучших литературных работ, которую написал Ломоносов М. В. — «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны». Краткое содержание и показали, какие темы затронул автор, как он их передал, какое значение они имели. Мы узнали, что Ломоносов был патриотом. Он хотел, чтобы правительница Елисавета продолжила дело своего отца: занималась просвещением, наукой.