Идеализм в философии – кратко
Идеализм (новолат.) – философский термин. Надо различать, прежде всего, практический и теоретический идеализм. Практический или этический идеализм обозначает отличительное направление и колорит всей душевной жизни и деятельности человека, руководимого идеалами. Идеалист прикладывает к действительности свои идеалы, он спрашивает не о том, каковы вещи, а о том, какими они должны бы быть. Существующее редко удовлетворяет его, он стремится к лучшему, более прекрасному миру, отвечающему его понятию о совершенстве, и в котором он уже живет умственно. Не таков мечтательный идеализм (идеализм в худшем смысле), который представляет себе фантастический идеальный мир, не задаваясь вопросом, находится ли он в пределах возможности, согласуется ли с природою вещей и человека. Такой идеализм приводит или к пессимизму и бездеятельным грезам, или к гибели индивидуума в борьбе с действительностью.
Теоретический же идеализм может быть или теоретико-познавательным или метафизическим. Первый состоит в утверждении, что наше познание никогда не имеет дела непосредственно с самими вещами, но только с нашими представлениями. Он был обоснован Декартом, который сделал исходным пунктом своей философии вопрос, имеем ли мы право допускать, что нашим представлениям соответствуют предметы, а вместе с тем и предварительное сомнение в реальности этих последних (скептический идеализм). Системы Спинозы и Лейбница принадлежат тоже к идеалистическим, но у них сомнение не более, как переходная ступень, так как на основании правдивости Бога, как виновника наших представлений, по учению Декарта, или «предустановленной гармонии», которую допускает Лейбниц, мы вправе предполагать реальные внешние вещи соответствующими нашим представлениям. Однако, под влиянием Локка, Беркли и Юм пошли еще дальше: первый признавал только реальность Бога (как виновника наших представлений) и других духов, но оспаривал реальность внешних вещей, а последний – вообще всякое реальное бытие вне представлений (субъективный идеализм). Наконец, Кант пытался со своим критическим или трансцендентальным идеализмом проложить средний путь, так как хотя он утверждал, что пространство и время – только формы нашей чувственности, а вещи – только явления, которые обусловлены этими формами и не могут быть представленными помимо ощущающего субъекта, но при этом признавал несомненною эмпирическую реальность «вещей в себе», вне индивидуальной личности, которая сама представляет собою только явление в трансцендентальном смысле. Сомнительным остается у него, соответствуют ли вообще явлениям (эмпирическим объектам) вещи в себе (трансцендентальные объекты), недоступные нашему познанию, или понятие о последних лишено вообще смысла. Теоретико-познавательный идеализм подтверждается новейшею физиологиею и психологиею, которые учат, что представление пространственного внешнего мира возникает в душе и что при этом существенную роль играют субъективные факторы.
Метафизический же (объективный) идеализм учит, что истинно сущее заключается не в мертвом веществе и слепых естественных силах, а в духовных принципах («идеях»): вещественная природа – только форма, в которой отчеканивается идеальное духовное содержание, подобно тому, как художественное произведение – только средство для осуществления художественной идеи. Метафизический идеализм отдает, следовательно, преимущество идеальному перед чувственно реальным, причинное объяснение подчиняет телеологическому, а исследование частных веществ и сил признает низшею ступенью познания природы, завершаемого лишь проникновением в общий «план» и «цель» создания. Это учение было обосновано в древности Платоном и развито дальше неоплатониками. В новое время Кант снова восстановил его, а затем Фихте, Шеллинг и Гегель создали блестящие идеалистические системы, обратив теоретико-познавательный идеализм Канта в метафизический. Если Кант утверждал, что внешние вещи суть лишь явления для субъекта, то Фихте учил, что они целиком определяются чрез посредство Я и понимал мировой процесс, как постепенное осуществление нравственных идей. Шеллинг расширил это понятие Я в понятие всеобщей творческой деятельности, чрез которую получают реальность Я и все единичные существа, которая образует природу и духовную жизнь, смотря по тому, сознает она или не сознает себя (объективный идеализм). Наконец, Гегель перешел к абсолютному идеализму, говоря: «Мышление, понятие, идея или скорее процесс, имманентное происхождение понятия есть единство сущее и истинное. Природа – та же идея в форме инобытия». Но и эти крупные мыслители не могли устранить затруднений, связанных с вопросом об отношении идеального к реальному, причинности к телеологии и их системы позже сильно поколебало клонящее к материализму реалистическое естественнонаучное мировоззрение. В конце XIX века Эдуард фон Гартман старался в своей «Философии бессознательного» обновить метафизический идеализм и примирить его с реализмом.
См. также статьи Материализм в философии – кратко, Дуализм в философии – кратко.
Материализм и идеализм в философии
В философии в зависимости от решения ее основного вопроса выделяется два направления — идеализм и материализм. Их противоположность фиксируется самыми разными мыслителями, хотя сам вопрос — вопрос об отношении мышления и бытия, сознания и материи, духа и природы — большинством философов не формулируется в качестве основополагающего.
Рассмотрим подробнее эти две концепции.
Материализм. Одним из важных философских понятий является понятие материального. Совокупность всего материального называется в философии материей. Материя — это предельно широкое понятие, название. Любой предмет окружающего мира является разновидностью или формой материи. Таким образом, материя существует не в виде какого-то определенного предмета, а в виде огромного и даже бесконечного количества своих форм. Материки и океаны, планеты и звезды, растения и животные — это все различные формы материи.
Одним из важных философских вопросов является проблема происхождения материи. В зависимости от ответа на этот вопрос можно выделить несколько глобальных представлений о мире.
Первое из них называется материализмом. Материализм — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием).
Развитие материализма можно проследить во всей истории западной мысли от самого её возникновения и встретить повсюду в истории философии. Материализм существовал задолго до появления марксистского его варианта.
В античности еще Фалес Милетский считал, что все возникает из воды и в неё превращается. Наиболее последовательно проводили материалистическую линию Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар. Для античного материализма, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах.
Бурного расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения (П. Гольбах, Д. Дидро), но он в этот период остаётся механистическим и редукционистским (то есть, склонён отрицать специфику сложного, сводя его к простому). Французские материалисты понятие материи отождествляли с понятием вещества и утверждали, что все материальные тела состоят из неизменных и неделимых атомов и молекул.
Свойствами материи они признавали тяжесть, непроницаемость, фигуру, протяженность и движение, а под движением понимали перемещение материальных тел в пространстве и движение частиц внутри тел. [3]
Определяющее влияние на европейскую философию он приобретает в XIX веке (К. Маркс, Ф. Энгельс, Л.А. Фейербах, Д.Ф. Штраус,. Бюхнер, Э. Геккель, Е. Дюринг). Соединение гегелевской диалектики и материализма началось почти одновременно в России (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и другие) и в Западной Европе (Маркс, Энгельс). Диалектический материализм Маркса, Энгельса и Ленина, в отличие от всех остальных видов материализма, не сводит материю только к веществу: материя для него — это «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
Главным в философии материализма является мысль о том, материя ниоткуда не взялась и никуда не может деться, потому что она существует вечно, является первоначалом мира, самим миром. Материя — это все.
Материя существует на различных уровнях сложности. Самой сложной и совершенной формой материи является человеческий мозг, который порождает сознание или мышление. Любая мысль является нематериальной. Ведь ее нельзя воспринять органами чувств, и она не обладает никакими физическими свойствами (ее нельзя увидеть, потрогать, измерить, нагреть и т.д. и т.п.) Все что не воспринимается органами чувств и не имеет физических качеств называется в философии термином «идеальное», который, таким образом, противоположен понятию «материальное». Мысль, следовательно, идеальна, но она — продукт мозга, а мозг — это форма материи. Значит, материальное первично, а идеальное вторично и существует только на базе материального, благодаря ему и после него. Идеальное же вторично и полностью зависит от материального. Где нет мыслящей формы материи — мозга, там не может быть ничего идеального.
С точки зрения материализма материя бесконечна не только в пространстве и времени, но также — в своих свойствах или качествах, а значит бесконечно наше познание окружающего мира, и полных знаний о нем, окончательной истины мы не достигнем никогда
Противоположным материализму философским воззрением является идеализм. Идеальное в философии — это все то, что не воспринимается нашими органами чувств и не имеет физических качеств
Идеализм — это термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, считающих единственно подлинной реальностью чувственно воспринимаемую, а жизненные ценности — сводящимися к телесным вещам и их денежному эквиваленту.
В VII — VIII веках философы постоянно пользуются термином «идея», но «идеализм» у них встречается редко. Считается, что впервые он употреблен в статье Лейбница 1702 г. «Ответ на размышления Бейля».
Идеализм имеет различные, но связанные между собою значения, которые могут быть расположены в последовательный ряд по мере углубления понятия:
в самом обыкновенном и поверхностном смысле под идеализмом понимают наклонность к более высокой, чем следует, оценке лиц и жизненных явлений, то есть к идеализации действительности;
далее идеализмом называется преобладание у кого-либо общих интересов над частными, умственных и нравственных над материальными;
сродный с этим, но более глубокий смысл получает идеализм, когда им обозначается сознательное пренебрежение реальными практическими условиями жизни вследствие веры в могущество и торжество высших начал нравственного или духовного порядка;
идеализм Платона или идеализм дуалистического типа, основанный на резком противоположении двух областей бытия: мира умосозерцаемых идей, как вечных и истинных сущностей, и мира чувственных явлений.
Значительными представителями идеализма в философии были также Фихте (субъективный идеализм), Шеллинг (объективный идеализм), Гегель (абсолютный идеализм).
Главным утверждением идеализма является мысль о том, что Сознание вечно, несотворимо и неуничтожимо. Оно есть всё (точно так же, как и материя в материализме). Оно — первоначало мира, которое порождает, создает или творит все материальное, физическое, телесное, чувственное. Таким образом с идеалистической точки зрения Сознание первично, а материя вторична, она существует только на базе Сознания, благодаря ему и после него. Таким образом, все материальное — это проявление, воплощение или инобытие (иная форма существования) идеального. Следовательно, если материалистическое воззрение тесно связано с атеизмом, то идеализм, наоборот, близок к религиозным представлениям.
Идеалистическая философия говорит о том, что человеческое мышление или разум — это малая частица мирового Сознания, которая является как бы «божьей искрой», находящейся в любом человеке.
Поэтому познание мира, представляющего собой бесконечное Сознание, вполне возможно, ведь в нас представлена его частица, с помощью которой мы можем приобщиться к нему[4].Таким образом, основные положения материализма и противоположного ему идеализма, можно сформулировать следующим образом.
Материализм учит, что:
1. Мир материален по самой своей природе, все существующее появляется на основе материальных причин, возникает и развивается в соответствии с законами движения материи.
2. Материя есть объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания, и духовное существует вовсе не отдельно от материального, а все умственное, или духовное, является продуктом материальных процессов.
3. Мир и его законы являются полностью познаваемыми и, хотя многое может быть непознанным, нет ничего, что по природе является непознаваемым.
Эти положения материализма противоположны положениям идеализма. Идеализм утверждает, что:
1. Материальный мир зависит от духовного.
2. Дух, или разум, или идея может и действительно существует отдельно от материи. (Самой крайней формой этого утверждения является субъективный идеализм, который считает, что материя вообще не существует и является, чистой иллюзией)
3. Существует область таинственного и непознаваемого, «над», или «за пределами», или «позади» того, что может быть установлено и познано посредство приятии, опыта и науки.
Понимание 4 основных философских школ: принцип идеализма
Распространение любви
Понимание философии важно для педагогов не только для того, чтобы они владели индивидуальной философией, но и для того, чтобы лучше понимать философию своих учеников и администраторов. В этой серии статей будут рассмотрены четыре основные философские школы: идеализм, реализм, постмодернизм и прагматизм, чтобы помочь понять элементы философии. Эта статья посвящена идеализму.
Философия имеет ряд четко определенных школ мысли. Философские школы мысли оказали глубокое влияние на подходы к преподаванию и обучению, а также на развитие человеческого общества. Роль учителей также развивается в соответствии с доминирующей общепринятой философией того времени.
Основополагающий принцип идеализма состоит в том, что реальность в значительной степени является продолжением психических процессов, которые и являются истинной реальностью. Идеализм предполагает, что идеи универсальны и вечны, в отличие от физических объектов, которые подвержены изменению сил природы. Идеализм можно разделить на три основные части: классический, современный и религиозный.
Классический идеализм относится к набору теорий, выдвинутых Сократом и Платоном (427–347 до н. э.) в их поисках Абсолютной Истины. Сократ и Платон ставили под сомнение основы реальности, знания и человеческой природы. Из этих учений возник метод Сократа — процесс получения знаний путем тщательного задавания вопросов, а затем критики ответов. Сократ считал, что все человечество обладает такими знаниями и способно к ним. Платон считал, что все его идеи, называемые формами, связаны и расположены в иерархии, причем величайшей из всех форм являются Формы Добра. Он считал, что только самые знающие доберутся до окончательной истины.
Религиозный идеализм предполагает существование двух отдельных миров: мира Бога и человечества.
Св. Августин (354–430 гг. н. э.) был религиозным идеалистом, который полагал, что Бог создал знание и что мы должны раскрыть эту неизменную истину. На протяжении всей истории Соединенных Штатов религиозный идеализм христианства оказывал наибольшее влияние на образование, хотя идеализм других религий является важной частью образования во всем мире.
Современный идеализм выдвигают гипотезы Рене Декарта (1596–1650) и Джордж Беркли
(1685–1753). Современные идеалисты также верили в два мира: материальный мир и мир разума.
Современные идеалисты ставят под сомнение существование, Бога и восприятие, наиболее известным из которых является заявление Декарта:
«Я мыслю, следовательно, я существую». Современные педагоги-идеалисты считают своих учеников рациональными, мыслящими существами, способными искать и понимать истину.
Как правило, они верят в то, что нужно идти дальше простого развития ума, и стремятся добиться общего развития характера своих учеников. Эти педагоги-идеалисты служат моральным и умственным образцом для подражания для своих учеников и поощряют их к достижению идей самого высокого качества, извлекая уроки из мудрости великих мыслителей прошлого. Подход к обучению, как правило, определяется концепцией взгляда на мир как на сумму многих частей, при этом требуется основной навык, заключающийся в том, чтобы генерировать и анализировать идеи для понимания целого. Педагоги-идеалисты высоко ценят самостоятельную деятельность, вовлекая своих учеников в деятельность и материалы для чтения, которые побуждают к размышлениям о своей собственной природе, а также способствуют всестороннему пониманию мира в целом.
Реформистские школы представляют собой хороший пример идеалистического образования. Реформистские школы обычно стремятся обучать учащихся, нуждающихся в дальнейшем обучении развитию характера, формированию или укреплению морали и ценностей каждого из учащихся, при этом преподают базовую основную учебную программу, которая преподается в типичной школе.
Основываясь на трех сегментах идеализма, какова ваша философия и соответствует ли она системе образования вашей школы? Необходимо знать философию вашей школы, потому что как учитель вы рассматривается как тот, кто поддерживает эти ценности и убеждения. Продолжайте читать другие разделы этой серии, чтобы понять философские школы.
метафизика — Какие современные философы являются идеалистами?
спросил
Изменено 2 года, 10 месяцев назад
Просмотрено 5к раз
Я имею в виду идеализм, в котором все есть разум, в отличие от физикализма. Я полагаю, что они были бы больше связаны с континентальной традицией, чем с англо-американской аналитической традицией.
- метафизика
- идеализм
7
Фрейя Мэтьюз (да, пишется с одной буквой t) отстаивала довольно идеалистическую позицию как «космологическую» версию панпсихизма, но не получала особого внимания, конечно, за пределами ограниченного панпсихического круга. Ее самое прямое утверждение, я думаю, это …
Панпсихизм как парадигма , у Майкла Бламауэра (редактор), Ментальное как фундаментальное , Ontos Verlag, Frankfurt Heusenstamm, 2011. (http://www.freyamathews.net/downloads/PanpsychismParadigm.pdf)
Вот вступительный ролик…
Суть аргумента в том, что холистическая или космологическая версия панпсихизм, согласно которому вселенная в целом есть конечное местонахождение ума или сходных с сознанием свойств может функционировать как соперником материализма, причем материализм понимается как воззрение, отрицает, что разум или любое подобное разуму свойство присуще сущностному образом в материи или в других фундаментальных элементах физической реальности. Более того, я предполагаю, что по отношению к материализму космологический панпсихизм функционирует не только как соперник
теория но как конкурирующая парадигма . Я делаю это предложение, потому что материализм порождает ряд трудноизлечимых аномалий, аномалий, ставших настолько укоренившейся в философской традиции Запада, как кажется неизбежный. Возможно, мы забываем, что они являются аномалиями, и лечим их вместо этого как сама субстанция метафизики.
1
Во-первых, определимся с терминологией: Физикализм и идеализм — во многом противоположные позиции в философии сознания. Но это не означает, что всякая нефизикалистская позиция является формой идеализма. То есть очень много нефизикалистских позиций, которые не сводятся к идеализму. Среди этих должностей было заметно защищали и обсуждали в ХХ веке: интеракционистский дуализм, параллелизм, эпифеноменализм, нейтральный монизм.
Идеализма действительно нет в этом списке. Тем не менее, есть недавняя работа, выполненная Робертом Адамсом , который защищает своего рода идеализм («ментализм») в фил. ума, согласно которому
все, что реально в конечном счете, достаточно духовно по своему характеру, чтобы его можно было правильно понять по образцу нашего собственного разума, переживаемого изнутри (35)
См. его «Подтвержденный идеализм» в: Д. Циммерман и П. ван Инваген (ред.) Лица: человеческие и божественные , OUP 2007, стр. 35-54.
Кроме того, есть некоторые современные философы-идеалисты в более широком смысле (т.е. как полноценная философская позиция — идеализм как в «немецком идеализме»). Витторио Хёсле — очень известный современный философ-идеалист:
Витторио Хёсле (родился 25 июня 1960 года в Милане, Италия) — немецкий философ. Начав свою академическую карьеру с необычайным успехом, в том числе защитив докторскую диссертацию в возрасте 21 года, он является автором многих выдающихся работ, в том числе «Системы Гегеля» (1987), Мораль и политика (1997, пер. 2004) и Der philosophische Dialog (2006). Он продвигает «объективно-идеалистическую» теоретическую философию, которая пытается оживить платоновскую и гегелевскую мысль, а также опирается на Карла-Отто Апеля . Его практическая философия представляет собой видоизмененное кантианство, которое также во многом заимствовано у Ганса Йонаса.
Есть (или были) по крайней мере трое современных философов-аналитиков, которые являются убежденными идеалистами в том смысле, что они отрицают существование материальных субстанций «за» нашими чувственными переживаниями о них. Ховард Робинсон, Джон Фостер и Николас Решер.
В «Оправдании абсолютного идеализма» Тимоти Спригдж использует, как мне кажется, наиболее существенный аналитический стиль аргументации для обоснования того, что он называет «абсолютным идеализмом». Браво! Блестящий. Трудно понять, как и большинство аналитических «утомительных аргументов о коварных намерениях». За исключением того, что аргумент Спригге НЕ ЯВЛЯЕТСЯ «коварным». Но это стоит усилий, чтобы разобрать его. Совершенно иной подход, чем у всех континентальных философов-идеалистов, начиная с Канта и выше (и внутрь)…
Руперт Шелдрейк известен своими надоедливыми учеными-физиками настолько, что его выступление на TED было запрещено.
Затем квантовый физик Амит Госвами:
Естественно, мы прогнозируем, что луна всегда присутствует в пространстве-времени, даже когда мы не смотрим на нее. Квантовая физика говорит нет. Когда мы не смотрим, волна возможностей Луны распространяется, хотя и незначительно. Когда мы смотрим, волна мгновенно схлопывается; таким образом, волна не могла находиться в пространстве-времени. Имеет больше смысла адаптировать идеалистическое метафизическое предположение: в пространстве-времени нет объекта, на который не смотрит сознательный субъект.
И Дэвид Бом
Я исследую философские измерения взглядов Бома, в которых реалистические и идеалистические, монистические и дуалистические, случайные и детерминистские взгляды встречаются в творческом напряжении. https://onlinelibrary.wiley.com/doi/pdf/10.1111/j.1467-9744.1985.tb00588.x
Как далеко прошлое считается современным? Я уверен, что осталось несколько неокантианцев, но они обычно придерживаются более континентальной философии. Если вы говорите о последних 100 годах, то их довольно много. Британские идеалисты в третьем поколении, такие как Мюрхед, Коллиридж, Коллингвуд и некоторые другие. Гарольд Иоахим дожил до 1930-е годы. Итальянский идеализм у вас есть Бенедитто Кроче и Джованни Джентиле.
Эти ребята появились примерно после позднего Витгенштейна и примерно во времена Куайна, так что они относительно современны. Для тех, кто ближе к 21 веку, у вас есть Brand Blanshard, который был активен до 80-х годов, когда ему исполнилось 90 лет. Величайший философ-идеалист, который, безусловно, современен, — Тимоти Спригдж. Он сочетает абсолютный идеализм Брэдли с панпсихизмом, образуя причудливую, но впечатляющую метафизическую систему. Если вам интересна другая фигура, которая опубликовала много статей в поддержку тезисов идеалистов, но является больше историком философов, поищите Уильяма Мандера из Оксфорда.
Не обращайте внимания на парней, которые не понимают, о чем говорят. Но заметьте, что большинство парней, которых я упомянул, помимо итальянских идеалистов, по стилю больше напоминают аналитическую философию, чем континентальную, здесь вы не найдете гегелевско-хайдеггеровской мешанины, а если и найдете, то гораздо более мягкой. Также эти ребята являются объективными идеалистами, а не субъективными идеалистами или кантианцами.
Нет. Даже континентальные философы не помогут вам в этом предприятии. Они, вероятно, сказали бы, что утверждение, что объекты мысли — это все, что реально, слишком абсолютно, слишком исключающе, возможно, это инструмент социального порядка для обесценивания смысла, и, следовательно, неправильно. Не говоря уже о том, что как объекты мысли они все еще всего объекты .
Когда Сэм Джонсон опроверг идеализм Беркли «таким образом» и пнул камень, это уладило спор для очень многих людей. «Все вещи суть мысли» — слишком короткий путь к солипсизму, чтобы его можно было воспринимать всерьез. Чтобы избежать солипсистского вывода, вы должны либо принять точку зрения Беркли о том, что опыт Бога компенсирует разницу в восприятии мира, либо быть радикальным панпсихистом того типа, в существование которого я не верю. Даже Чалмерс и его сознательные термометры до сих пор признают, что физические свойства существуют.