План маршал: План Маршалла: дружеская помощь или инструмент холодной войны против СССР

План Маршалла — РИА Новости, 05.06.2022

https://ria.ru/20220605/plan-1792895801.html

План Маршалла

План Маршалла — РИА Новости, 05.06.2022

План Маршалла

План Маршалла – программа восстановления и развития Европы после Второй мировой войны на основе американской экономической помощи. РИА Новости, 05.06.2022

2022-06-05T01:11

2022-06-05T01:11

2022-06-05T01:11

справки

сша

европа

великобритания

конгресс сша

гарри трумэн

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/06/03/1792898635_0:234:2873:1850_1920x0_80_0_0_905df0ae081e9f55fbb3615989327885.jpg

План Маршалла – программа восстановления и развития Европы после Второй мировой войны на основе американской экономической помощи. Разработан государственным секретарем США Джорджем Маршаллом и руководителем отдела планирования Государственного департамента США Джорджем Кеннаном летом 1947 года в развитие стратегии помощи «свободным народам», о реализации которой 12 марта 1947 объявил президент США Гарри Трумэн. Вторая мировая война нанесла тяжелый экономический, материальный и демографический урон всем без исключения странам. Самые большие потери понес Советский Союз, принявший на себя основной удар Третьего рейха. Жертвами войны стали более 26 миллионов советских граждан, экономика страны сократилась на четверть. Однако не менее значительный урон – в первую очередь экономический – война нанесла Европе. Так, Великобритания потратила на войну около 25 миллиардов фунтов, утроив свой внешний долг. Производство в различных отраслях экономики Соединенного Королевства сократилось на 20-50% по сравнению с довоенными уровнями. Британия оказалась на грани банкротства и даже перешла на карточную систему распределения продуктов питания. На 60% обвалилось промышленное производство во Франции, на 25% – в Италии. Германия фактически утратила суверенитет, обязавшись выплатить победителям значительные репарации. Промышленное производство на территории бывшего Третьего рейха упало в три раза. Экономика Соединенных Штатов, напротив, за годы Второй мировой войны только окрепла: на нее приходилось около 60% промышленного производства и более 30% экспорта стран капиталистического мира, а также почти 70% мирового золотого запаса. Кроме того, в послевоенной Европе быстро росла популярность левых идей, что сильно тревожило американцев. Обращаясь к конгрессу США в марте 1947 года, президент Гарри Трумэн открыто заявил, что распространению коммунистических идей в Европе необходимо противодействовать. 5 июня 1947 года государственный секретарь США Маршалл, выступая на приеме, устроенном Обществом друзей Гарвардского университета, предложил Западной Европе американскую помощь. Маршалл в своей речи, в частности, заявил: «Америка в течение ближайших 3-5 лет должна оказать странам Европы радикальную помощь… Но, прежде чем Америка приступит к оказанию помощи, между странами Европы должно быть заключено соглашение, определяющее размеры помощи, необходимой для каждой страны. Европа сама должна проявить в этом отношении инициативу». Целью план Маршалла, наряду с решением экономических вопросов, было «сдерживание коммунизма», укрепление антикоммунистических режимов в странах, где левые представляли реальную силу, а также вовлечение европейских стран в западный военный альянс. Формально план Маршалла не проводил различия между странами, в которых сохранялось военное присутствие СССР, и теми, на территории которых не было советских войск. Однако разработчики плана Маршалла рассчитывали, что советское правительство откажется от принятия американской помощи на предусматриваемых планом условиях и не позволит присоединиться к нему странам Восточной Европы, что в свою очередь усугубит переживаемые ими трудности и приведет к дестабилизации существующих там просоветских режимов.Первым на предложение Маршалла откликнулось лейбористское правительство Великобритании. В июне 1947 года английский министр иностранных дел Эрнест Бевин встретился с министром иностранных дел Франции Жоржем Бидо и обсудил предложение Маршалла. В результате на основании этого предложения был составлен проект, к которому было предложено присоединиться и Советскому Союзу.В июне-июле 1947 года на Парижском совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР план Маршалла был поддержан Великобританией и Францией, предложившими создать «руководящий комитет», задачей которого должно было стать выявление ресурсов и нужд европейских стран и выработка рекомендаций относительно основных направлений развития главных отраслей их промышленности. СССР отверг идею регламентации экономического развития европейских стран «руководящим комитетом», расценив это как вмешательство в их внутренние дела, и выступил за обеспечение в рамках плана Маршалла равноправного экономического сотрудничества при уважении национального суверенитета государств. Советская позиция не получила поддержки со стороны западных держав, в связи с чем СССР, а вслед за ним страны Восточной Европы отказались принять американскую помощь. Согласие на участие в плане Маршалла дали Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Норвегия, Дания, Ирландия, Исландия, Португалия, Австрия, Швейцария, Греция, Турция. В июле 1947 года эти страны заключили конвенцию о создании Комитета европейского экономического сотрудничества (впоследствии переименован в Организацию европейского экономического сотрудничества), который должен был разработать «Программу восстановления Европы».В августе в число стран, получающих помощь по плану Маршалла, была включена Западная Германия. 3 апреля 1948 года президент США Гарри Трумэн утвердил закон «Об оказании экономической помощи иностранным государствам» – это была юридическая интерпретация плана Маршалла – предусматривавший предоставление помощи западноевропейским странам на базе двусторонних соглашений (подписаны в 1948 году США со всеми странами, давшими согласие на участие в плане Маршалла, кроме Швейцарии, которая отказалась подписать такое соглашение, но тем не менее получала американскую помощь).По этим соглашениям страны-участницы плана Маршалла обязались способствовать развитию свободного предпринимательства, поощрять частные американские инвестиции, сотрудничать в снижении таможенных тарифов, обеспечить финансовую стабильность, создать специальные фонды в национальной валюте, высвобождаемой в результате получения американской помощи, предоставить США возможность осуществлять контроль за использованием средств этих фондов, а также представлять правительству США регулярные отчеты об использовании получаемых от него средств. Власти США также потребовали от потенциальных партнеров убрать из своих правительств представителей коммунистических партий.Помощь западноевропейским странам предоставлялась из федерального бюджета США в виде безвозмездных субсидий и займов. Согласно документу, 17 капиталистических стран должны были получить в общей сложности 20 миллиардов долларов. По разным оценкам, на практике было перечислено от 13 до 17 миллиардов долларов, из которых 2,8 миллиарда долларов пошли на нужды Великобритании; 2,5 миллиарда долларов – Франции; по 1,3 миллиарда долларов – Италии и Западной Германии; 1 миллиард долларов – Нидерландов.30 декабря 1951 года план Маршалла официально прекратил свое действие в связи с вступлением в силу закона о взаимном обеспечении безопасности, который предусматривал одновременное предоставление военной и экономической помощи.Экономический эффект плана Маршалла эксперты оценивают неоднозначно. С одной стороны, в развитых странах Западной Европы возродилась промышленность, национальные правительства рассчитались по внешним заимствованиям. Однако, как считают эксперты, в 1947-1948 годах большинство западных стран и без помощи американцев, хоть и с трудом, но начали бы выходить из послевоенного кризиса. Вклад плана Маршалла в экономический подъем на самом деле был не таким существенным — всего 10% от общих объемов роста. Наиболее значимой экономическая поддержка США была в первую очередь для Германии, которая также понесла значительные потери в годы войны.План Маршалла создал предпосылки для интеграции западноевропейских стран, в том числе в военно-политической сфере, и привел к углублению «холодной войны».По мнению экспертов, средства, выделенные в рамках плана Маршалла, позволили политическим силам, ориентированным на Соединенные Штаты, закрепиться во власти большинства западных стран и оставаться там вплоть до наших дней.Материал подготовлен на основе информации открытых источников

сша

европа

великобритания

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

2022

Алёна Пава

Алёна Пава

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/06/03/1792898635_49:0:2780:2048_1920x0_80_0_0_c2a7e49b0a6a63d8ee014faefdc9ef61.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Алёна Пава

справки, сша, европа, великобритания, конгресс сша, гарри трумэн

Справки, США, Европа, Великобритания, Конгресс США, Гарри Трумэн

План Маршалла – программа восстановления и развития Европы после Второй мировой войны на основе американской экономической помощи.

Разработан государственным секретарем США Джорджем Маршаллом и руководителем отдела планирования Государственного департамента США Джорджем Кеннаном летом 1947 года в развитие стратегии помощи «свободным народам», о реализации которой 12 марта 1947 объявил президент США Гарри Трумэн.

Вторая мировая война нанесла тяжелый экономический, материальный и демографический урон всем без исключения странам.

Самые большие потери понес Советский Союз, принявший на себя основной удар Третьего рейха. Жертвами войны стали более 26 миллионов советских граждан, экономика страны сократилась на четверть. Однако не менее значительный урон – в первую очередь экономический – война нанесла Европе. Так, Великобритания потратила на войну около 25 миллиардов фунтов, утроив свой внешний долг. Производство в различных отраслях экономики Соединенного Королевства сократилось на 20-50% по сравнению с довоенными уровнями. Британия оказалась на грани банкротства и даже перешла на карточную систему распределения продуктов питания. На 60% обвалилось промышленное производство во Франции, на 25% – в Италии. Германия фактически утратила суверенитет, обязавшись выплатить победителям значительные репарации. Промышленное производство на территории бывшего Третьего рейха упало в три раза. Экономика Соединенных Штатов, напротив, за годы Второй мировой войны только окрепла: на нее приходилось около 60% промышленного производства и более 30% экспорта стран капиталистического мира, а также почти 70% мирового золотого запаса.

Кроме того, в послевоенной Европе быстро росла популярность левых идей, что сильно тревожило американцев. Обращаясь к конгрессу США в марте 1947 года, президент Гарри Трумэн открыто заявил, что распространению коммунистических идей в Европе необходимо противодействовать.

5 июня 1947 года государственный секретарь США Маршалл, выступая на приеме, устроенном Обществом друзей Гарвардского университета, предложил Западной Европе американскую помощь. Маршалл в своей речи, в частности, заявил: «Америка в течение ближайших 3-5 лет должна оказать странам Европы радикальную помощь. .. Но, прежде чем Америка приступит к оказанию помощи, между странами Европы должно быть заключено соглашение, определяющее размеры помощи, необходимой для каждой страны. Европа сама должна проявить в этом отношении инициативу».

Целью план Маршалла, наряду с решением экономических вопросов, было «сдерживание коммунизма», укрепление антикоммунистических режимов в странах, где левые представляли реальную силу, а также вовлечение европейских стран в западный военный альянс. Формально план Маршалла не проводил различия между странами, в которых сохранялось военное присутствие СССР, и теми, на территории которых не было советских войск. Однако разработчики плана Маршалла рассчитывали, что советское правительство откажется от принятия американской помощи на предусматриваемых планом условиях и не позволит присоединиться к нему странам Восточной Европы, что в свою очередь усугубит переживаемые ими трудности и приведет к дестабилизации существующих там просоветских режимов.

Первым на предложение Маршалла откликнулось лейбористское правительство Великобритании. В июне 1947 года английский министр иностранных дел Эрнест Бевин встретился с министром иностранных дел Франции Жоржем Бидо и обсудил предложение Маршалла. В результате на основании этого предложения был составлен проект, к которому было предложено присоединиться и Советскому Союзу.

В июне-июле 1947 года на Парижском совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР план Маршалла был поддержан Великобританией и Францией, предложившими создать «руководящий комитет», задачей которого должно было стать выявление ресурсов и нужд европейских стран и выработка рекомендаций относительно основных направлений развития главных отраслей их промышленности. СССР отверг идею регламентации экономического развития европейских стран «руководящим комитетом», расценив это как вмешательство в их внутренние дела, и выступил за обеспечение в рамках плана Маршалла равноправного экономического сотрудничества при уважении национального суверенитета государств. Советская позиция не получила поддержки со стороны западных держав, в связи с чем СССР, а вслед за ним страны Восточной Европы отказались принять американскую помощь. Согласие на участие в плане Маршалла дали Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Норвегия, Дания, Ирландия, Исландия, Португалия, Австрия, Швейцария, Греция, Турция. В июле 1947 года эти страны заключили конвенцию о создании Комитета европейского экономического сотрудничества (впоследствии переименован в Организацию европейского экономического сотрудничества), который должен был разработать «Программу восстановления Европы».

В августе в число стран, получающих помощь по плану Маршалла, была включена Западная Германия.

3 апреля 1948 года президент США Гарри Трумэн утвердил закон «Об оказании экономической помощи иностранным государствам» – это была юридическая интерпретация плана Маршалла – предусматривавший предоставление помощи западноевропейским странам на базе двусторонних соглашений (подписаны в 1948 году США со всеми странами, давшими согласие на участие в плане Маршалла, кроме Швейцарии, которая отказалась подписать такое соглашение, но тем не менее получала американскую помощь).

По этим соглашениям страны-участницы плана Маршалла обязались способствовать развитию свободного предпринимательства, поощрять частные американские инвестиции, сотрудничать в снижении таможенных тарифов, обеспечить финансовую стабильность, создать специальные фонды в национальной валюте, высвобождаемой в результате получения американской помощи, предоставить США возможность осуществлять контроль за использованием средств этих фондов, а также представлять правительству США регулярные отчеты об использовании получаемых от него средств.

Власти США также потребовали от потенциальных партнеров убрать из своих правительств представителей коммунистических партий.

Помощь западноевропейским странам предоставлялась из федерального бюджета США в виде безвозмездных субсидий и займов. Согласно документу, 17 капиталистических стран должны были получить в общей сложности 20 миллиардов долларов. По разным оценкам, на практике было перечислено от 13 до 17 миллиардов долларов, из которых 2,8 миллиарда долларов пошли на нужды Великобритании; 2,5 миллиарда долларов – Франции; по 1,3 миллиарда долларов – Италии и Западной Германии; 1 миллиард долларов – Нидерландов.

30 декабря 1951 года план Маршалла официально прекратил свое действие в связи с вступлением в силу закона о взаимном обеспечении безопасности, который предусматривал одновременное предоставление военной и экономической помощи.

Экономический эффект плана Маршалла эксперты оценивают неоднозначно. С одной стороны, в развитых странах Западной Европы возродилась промышленность, национальные правительства рассчитались по внешним заимствованиям. Однако, как считают эксперты, в 1947-1948 годах большинство западных стран и без помощи американцев, хоть и с трудом, но начали бы выходить из послевоенного кризиса. Вклад плана Маршалла в экономический подъем на самом деле был не таким существенным — всего 10% от общих объемов роста. Наиболее значимой экономическая поддержка США была в первую очередь для Германии, которая также понесла значительные потери в годы войны.

План Маршалла создал предпосылки для интеграции западноевропейских стран, в том числе в военно-политической сфере, и привел к углублению «холодной войны».

По мнению экспертов, средства, выделенные в рамках плана Маршалла, позволили политическим силам, ориентированным на Соединенные Штаты, закрепиться во власти большинства западных стран и оставаться там вплоть до наших дней.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

МАРШАЛЛА ПЛАН • Большая российская энциклопедия

Авторы: В. Л. Мальков

МА́РШАЛЛА ПЛАН (Marshall Plan; офиц. назв. Про­грам­ма вос­ста­нов­ле­ния Ев­ро­пы, European Recovery Program), про­грам­ма эко­но­мич. вос­ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия Ев­ро­пы по­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны пу­тём пре­дос­тав­ле­ния амер. по­мо­щи. Раз­ра­бо­тан гос. сек­ре­та­рём США Дж. К. Мар­шал­лом и ру­ко­во­ди­те­лем от­де­ла пла­ни­ро­ва­ния Го­су­дар­ст­вен­но­го де­пар­та­мен­та США Дж. Ф. Кен­на­ном ле­том 1947 в раз­ви­тие стра­те­гии по­мо­щи «сво­бод­ным на­ро­дам», о реа­ли­за­ции ко­то­рой 12.3.1947 объ­я­вил пре­зи­дент США Г. Тру­мэн (см. Тру­мэ­на док­три­на). Впер­вые из­ло­жен Дж.  К. Мар­шал­лом 5.6.1947 в вы­сту­п­ле­нии в г. Кем­бридж (штат Мас­са­чу­сетс) пе­ред чле­на­ми ас­со­циа­ции вы­пу­ск­ни­ков Гар­вард­ско­го ун-та. Це­лью М. п., на­ря­ду с ре­ше­ни­ем эко­но­мич. во­про­сов, бы­ло «сдер­жи­ва­ние ком­му­низ­ма», ук­ре­п­ле­ние ан­ти­ком­му­ни­стич. ре­жи­мов в стра­нах, где ле­вые пред­став­ля­ли ре­аль­ную си­лу, а так­же во­вле­че­ние ев­роп. стран в зап. во­ен. аль­янс. Фор­маль­но М. п. не про­во­дил раз­ли­чия ме­ж­ду стра­на­ми, в ко­то­рых со­хра­ня­лось во­ен. при­сут­ст­вие СССР, и те­ми, на тер­ри­то­рии ко­то­рых не бы­ло сов. войск. Од­на­ко раз­ра­бот­чи­ки М. п. рас­счи­ты­ва­ли, что сов. пра­ви­тель­ст­во от­ка­жет­ся от при­ня­тия амер. по­мо­щи на пре­ду­смат­ри­вае­мых М. п. ус­ло­ви­ях и не по­зво­лит при­сое­ди­нить­ся к М. п. стра­нам Вост. Ев­ро­пы, что в свою оче­редь усу­гу­бит пе­ре­жи­вае­мые ими труд­но­сти и при­ве­дёт к дес­та­би­ли­за­ции су­ще­ст­вую­щих там про­со­вет­ских ре­жи­мов.

На Па­риж­ском со­ве­ща­нии ми­ни­ст­ров иностр. дел США, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Фран­ции и СССР (июнь – июль 1947) М. п. был под­дер­жан Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей и Фран­ци­ей, пред­ло­жив­ши­ми соз­дать «ру­ко­во­дя­щий ко­ми­тет», за­да­чей ко­то­ро­го долж­но бы­ло стать вы­яв­ле­ние ре­сур­сов и нужд ев­роп. стран и вы­ра­бот­ка ре­ко­мен­да­ций от­но­си­тель­но осн. на­прав­ле­ний раз­ви­тия гл. от­рас­лей их пром-сти. СССР от­верг идею рег­ла­мен­та­ции эко­но­мич. раз­ви­тия ев­роп. стран «ру­ко­во­дя­щим ко­ми­те­том», рас­це­нив это как вме­ша­тель­ст­во в их внутр. де­ла, и вы­сту­пил за обес­пе­че­ние в рам­ках М. п. рав­но­прав­но­го эко­но­мич. со­труд­ни­че­ст­ва при ува­же­нии нац. су­ве­ре­ни­те­та го­су­дарств. Сов. по­зи­ция не по­лу­чи­ла под­держ­ки со сто­ро­ны зап. дер­жав, в свя­зи с чем СССР, а вслед за ним стра­ны Вост. Ев­ро­пы отка­за­лись при­нять амер. по­мощь. Со­гла­сие на уча­стие в М. п. да­ли Ве­ли­ко­бри­та­ния, Фран­ция, Ита­лия, Бель­гия, Ни­дер­лан­ды, Люк­сем­бург, Шве­ция, Нор­ве­гия, Да­ния, Ир­лан­дия, Ис­лан­дия, Пор­ту­га­лия, Ав­ст­рия, Швей­ца­рия, Гре­ция, Тур­ция. В ию­ле 1947 эти стра­ны за­клю­чи­ли кон­вен­цию о соз­да­нии К-та ев­роп. эко­но­мич. со­труд­ни­че­ст­ва (впо­след­ст­вии пе­ре­име­но­ван в Орг-цию ев­роп. эко­но­мич. со­труд­ни­че­ст­ва), ко­то­рый дол­жен был раз­ра­бо­тать «Про­грам­му вос­ста­нов­ле­ния Ев­ро­пы». В Кон­грес­се США и амер. пра­ви­тельств. ин­стан­ци­ях от­но­ше­ние к М. п. пер­во­на­чаль­но бы­ло не­од­но­знач­ным. Од­на­ко к кон. 1947 в ус­ло­ви­ях на­рас­та­ния в зап.-ев­роп. стра­нах эко­но­мич. труд­но­стей, ост­рой не­хват­ки про­до­воль­ст­вия и то­п­ли­ва, обо­ст­ре­ния внут­ри­по­ли­тич. борь­бы, рос­та по­пу­ляр­но­сти ком­му­ни­стич. и ле­вых пар­тий про­тив­ни­ки М. п. в США сня­ли свои воз­ра­же­ния. С це­лью пре­дот­вра­ще­ния кра­ха цен­три­ст­ских коа­ли­ций во Фран­ции, Ита­лии, Ве­ли­ко­бри­та­нии и Ав­ст­рии США ока­за­ли этим стра­нам экс­трен­ную по­мощь. В дек. 1947 Кон­гресс США ас­сиг­но­вал на спа­се­ние их эко­но­мик 600 млн. долл.

М. п. на­чал осу­ще­ст­в­лять­ся в апр. 1948, по­сле всту­п­ле­ния в си­лу в США За­ко­на о 4-лет­ней про­грам­ме по­мо­щи иностр. го­су­дар­ст­вам, пре­ду­смат­ри­вав­ше­го пре­дос­тав­ле­ние по­мо­щи зап.-ев­роп. стра­нам на ба­зе дву­сто­рон­них со­гла­ше­ний (под­пи­са­ны в 1948 США со все­ми стра­на­ми, дав­ши­ми со­гла­сие на уча­стие в М. п., кро­ме Швей­ца­рии, ко­то­рая от­ка­за­лась под­пи­сать та­кое со­гла­ше­ние, но тем не ме­нее по­лу­ча­ла амер. по­мощь). По этим со­гла­ше­ни­ям стра­ны – уча­ст­ни­цы М. п. обя­за­лись спо­соб­ст­во­вать раз­ви­тию сво­бод­но­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва, по­ощ­рять ча­ст­ные амер. ин­ве­сти­ции, со­труд­ни­чать в сни­же­нии та­мо­жен­ных та­ри­фов, обес­пе­чить фи­нан­со­вую ста­биль­ность, соз­дать спец. фон­ды в нац. ва­лю­те, вы­сво­бо­ж­дае­мой в ре­зуль­та­те по­лу­че­ния амер. по­мо­щи, пре­дос­та­вить США воз­мож­ность осу­ще­ст­в­лять кон­троль за ис­поль­зо­ва­ни­ем средств этих фон­дов, а так­же пред­став­лять пра­ви­тель­ст­ву США ре­гу­ляр­ные от­чё­ты об ис­поль­зо­ва­нии по­лу­чае­мых от не­го средств. Кон­троль за ис­пол­не­ни­ем М. п. был воз­ло­жен на Ад­ми­ни­ст­ра­цию эко­но­мич. со­труд­ни­че­ст­ва (в 1948–1950 её воз­глав­лял У. А. Гар­ри­ман).

По­мощь зап.-ев­роп. стра­нам пре­дос­тав­ля­лась из фе­де­раль­но­го бюд­же­та США в ви­де без­воз­мезд­ных суб­си­дий и зай­мов. С апр. 1948 по дек. 1951 США из­рас­хо­до­ва­ли по М. п. ок. 17 млрд. долл. (по др. дан­ным, ок. 13 млрд. долл.). Осн. до­лю амер. по­мо­щи по­лу­чи­ли Ве­ли­ко­бри­та­ния, Фран­ция, Ита­лия и ФРГ, на ко­то­рую по­сле дол­гих де­ба­тов в Кон­грес­се США с дек. 1949 так­же был рас­про­стра­нён М. п. 30.12.1951 М. п. офи­ци­аль­но пре­кра­тил своё дей­ст­вие в свя­зи с всту­п­ле­ни­ем в си­лу За­ко­на о вза­им­ном обес­пе­че­нии безо­пас­но­сти (при­нят Кон­грес­сом США 10.10.1951; пре­ду­смат­ри­вал од­но­вре­мен­ное пре­дос­тав­ле­ние во­ен. и эко­но­мич. по­мо­щи), за­ме­нив­шего За­кон о 4-лет­ней про­грам­ме по­мо­щи иностр. го­су­дар­ст­вам.

М. п. со­дей­ст­во­вал бы­ст­ро­му вос­ста­нов­ле­нию эко­но­ми­ки по­сле­во­ен­ной Зап. Ев­ро­пы, ут­вер­дил ли­дер­ст­во США в этом ре­гио­не, соз­дал пред­по­сыл­ки для ин­те­гра­ции зап. -ев­роп. стран, в т. ч. в во­ен.-по­ли­тич. сфе­ре, и при­вёл к уг­луб­ле­нию «хо­лод­ной вой­ны». М. п. до­пол­нял­ся ана­ло­гич­ны­ми «про­грам­ма­ми по­мо­щи» стра­нам Азии и Аф­ри­ки, на­прав­лен­ны­ми на рас­ши­ре­ние в них амер. влия­ния.

План Маршалла (1948) | Национальный архив

Увеличить Ссылка для скачивания

Образец цитирования: Закон от 3 апреля 1948 г., Закон о восстановлении Европы [План Маршалла]; Зарегистрированные акты и резолюции Конгресса, 1789-1996 гг.; Общие отчеты правительства Соединенных Штатов; Группа записи 11; Национальный архив.

Просмотреть все страницы в каталоге Национального архива

Просмотреть стенограмму

3 апреля 1948 года президент Трумэн подписал Закон о восстановлении экономики 1948 года. Он стал известен как план Маршалла, названный в честь государственного секретаря Джорджа Маршалла, который в 1948 году47 предложил Соединенным Штатам оказать экономическую помощь для восстановления экономической инфраструктуры послевоенной Европы.

Когда в 1945 году закончилась Вторая мировая война, Европа лежала в руинах: ее города были разрушены; его экономика была разрушена; его люди столкнулись с голодом. В течение двух лет после войны контроль Советского Союза над Восточной Европой и уязвимость западноевропейских стран перед советским экспансионизмом усилили ощущение кризиса.

Чтобы справиться с этой чрезвычайной ситуацией, госсекретарь Джордж Маршалл предложил в речи в Гарвардском университете 5, 19 июня47, что европейские страны разрабатывают план восстановления своей экономики и что Соединенные Штаты оказывают экономическую помощь.

19 декабря 1947 года президент Гарри Трумэн направил Конгрессу послание, в котором следовал идеям Маршалла об оказании экономической помощи Европе. Конгресс подавляющим большинством голосов принял Закон об экономическом сотрудничестве 1948 года, и 3 апреля 1948 года президент Трумэн подписал закон, который стал известен как план Маршалла.

В течение следующих четырех лет Конгресс выделил 13,3 миллиарда долларов на восстановление Европы. Эта помощь предоставила столь необходимый капитал и материалы, которые позволили европейцам восстановить экономику континента.

План Маршалла предоставил Соединенным Штатам рынки сбыта для американских товаров, создал надежных торговых партнеров и поддержал развитие стабильных демократических правительств в Западной Европе. Одобрение Конгрессом плана Маршалла означало продление двухпартийности Второй мировой войны на послевоенные годы.

 

Обучение с помощью этого документа.

Этот документ доступен на DocsTeach, онлайн-инструменте для обучения с использованием документов из Национального архива. Найдите обучающие задания, включающие этот документ, или создайте собственное онлайн-занятие.

Стенограмма

Выступление государственного секретаря Джорджа Маршалла (далее следует стенограмма Закона о восстановлении Европы/Плана Маршалла)

Мне не нужно говорить вам, джентльмены, что ситуация в мире очень серьезна. Это должно быть очевидно для всех разумных людей. Я думаю, что одна трудность состоит в том, что проблема настолько сложна, что сама масса фактов, представленных публике прессой и радио, чрезвычайно затрудняет для обывателя ясную оценку ситуации. Кроме того, люди этой страны далеки от неспокойных районов земли, и им трудно понять бедственное положение и последующую реакцию многострадальных народов, а также влияние этой реакции на их правительства в связи с нашими усилиями. содействовать миру во всем мире.

При рассмотрении требований по восстановлению Европы физическая гибель людей, видимые разрушения городов, заводов, шахт и железных дорог были правильно оценены, но в последние месяцы стало очевидным, что эти видимые разрушения, вероятно, были менее серьезными, чем дислокация всей ткани европейской экономики. Последние 10 лет условия были крайне ненормальными. Лихорадочное поддержание военных действий охватило все аспекты национальной экономики. Техника пришла в негодность или полностью устарела. При деспотическом и деструктивном правлении нацистов практически все возможные предприятия были направлены на военную машину Германии. Давние коммерческие связи, частные учреждения, банки, страховые компании и судоходные компании исчезли в результате потери капитала, поглощения путем национализации или простого уничтожения. Во многих странах доверие к местной валюте сильно пошатнулось. Разрушение бизнес-структуры Европы во время войны было полным. Восстановление серьезно замедлилось из-за того, что через 2 года после окончания военных действий не было достигнуто мирное урегулирование с Германией и Австрией. Но даже при более быстром разрешении этих трудных проблем совершенно очевидно, что восстановление экономического строя Европы потребует гораздо большего времени и больших усилий, чем предполагалось.

В этом вопросе есть фаза, которая одновременно и интересна, и серьезна. Фермер всегда производил продукты для обмена с горожанином на другие предметы первой необходимости. Это разделение труда является основой современной цивилизации. В настоящее время он находится под угрозой срыва. Городская и городская промышленность не производит товаров, достаточных для обмена с фермерами, производящими продукты питания. Не хватает сырья и топлива. Техника отсутствует или изношена. Фермер или крестьянин не может найти в продаже товаров, которые он хочет купить. Поэтому продажа его сельскохозяйственной продукции за деньги, которые он не может использовать, кажется ему невыгодной сделкой. Поэтому он вывел многие поля из-под возделывания сельскохозяйственных культур и использует их для выпаса скота. Он скармливает больше зерна в запас и находит для себя и своей семьи достаточный запас еды, как бы ему не хватало одежды и других обычных приспособлений цивилизации. Тем временем людям в городах не хватает еды и топлива. Таким образом, правительства вынуждены использовать свои иностранные деньги и кредиты для закупки этих предметов первой необходимости за границей. Этот процесс истощает средства, остро необходимые для реконструкции. Таким образом, стремительно развивается очень серьезная ситуация, не предвещающая миру ничего хорошего. Современная система разделения труда, на которой основан обмен продуктами, находится в опасности краха.

Дело в том, что потребности Европы в ближайшие 3 или 4 года в иностранной пище и других основных продуктах, в основном из Америки, настолько превышают ее нынешнюю платежеспособность, что ей необходима существенная дополнительная помощь, или столкнуться с экономическим, социальным и политическим ухудшением очень серьезного характера.

Выход заключается в том, чтобы разорвать порочный круг и восстановить веру европейцев в экономическое будущее своих стран и Европы в целом. Фабриканты и фермеры на обширных территориях должны иметь возможность и желание обменивать свои продукты на валюту, постоянная ценность которой не подлежит сомнению.

Помимо деморализующего воздействия на мир в целом и возможности беспорядков, возникающих в результате отчаяния затронутых людей, последствия для экономики Соединенных Штатов должны быть очевидны для всех. Логично, что Соединенные Штаты должны сделать все возможное, чтобы способствовать восстановлению нормального экономического здоровья в мире, без которого не может быть ни политической стабильности, ни гарантированного мира.

Наша политика направлена ​​не против какой-либо страны или учения, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса. Его целью должно быть возрождение работающей экономики в мире, чтобы создать политические и социальные условия, в которых могут существовать свободные институты. Такая помощь, я убежден, не должна быть разовой, по мере развития различных кризисов. Любая помощь, которую это правительство может оказать в будущем, должна быть лекарством, а не просто паллиативом. Я уверен, что любое правительство, готовое помочь в восстановлении, найдет полное сотрудничество со стороны правительства Соединенных Штатов. Любое правительство, которое маневрирует, чтобы заблокировать восстановление других стран, не может ожидать от нас помощи. Кроме того, правительства, политические партии или группы, стремящиеся увековечить человеческие страдания, чтобы извлечь из этого политическую или иную выгоду, столкнутся с противодействием Соединенных Штатов.

Уже очевидно, что, прежде чем правительство Соединенных Штатов сможет продвинуться дальше в своих усилиях по облегчению ситуации и помочь европейскому миру начать путь к выздоровлению, между странами Европы должно быть достигнуто согласие относительно требований ситуации и той роли, которую примут сами эти страны, чтобы должным образом осуществить любые действия, которые может предпринять это правительство. Этому правительству было бы неуместно и нецелесообразно браться за разработку в одностороннем порядке программы, призванной поставить Европу на ноги экономически. Это дело европейцев. Инициатива, я думаю, должна исходить от Европы. Роль этой страны должна заключаться в дружеской помощи в разработке европейской программы, насколько это может быть для нас целесообразным. Программа должна быть совместной, согласованной рядом, если не всеми европейскими странами.

Существенной частью любого успешного действия со стороны Соединенных Штатов является понимание со стороны народа Америки характера проблемы и средств, которые необходимо применить. Политические страсти и предубеждения не должны иметь места. Благодаря дальновидности и готовности со стороны нашего народа взять на себя огромную ответственность, которую история ясно возложила на нашу страну, описанные мною трудности могут быть преодолены и будут преодолены.

 

Стенограмма Акта о восстановлении Европы/Плана Маршалла

 

Восьмидесятый Конгресс Соединенных Штатов Америки
На второй сессии

Началась и состоялась в городе Вашингтон во вторник, шестого января тысяча девятьсот девятого года сто сорок восемь

Закон 
Содействовать миру во всем мире и общему благосостоянию, национальным интересам и внешней политике Соединенных Штатов посредством финансово-экономических и других мер, необходимых для поддержания условий за границей, в которых могут выжить свободные институты и в соответствии с поддержанием силы и стабильности Соединенных Штатов.

Сенат и Палата представителей Соединенных Штатов Америки на собрании Конгресса должны принять этот закон как «Закон об иностранной помощи 1948 года».

РАЗДЕЛ I

Разд. 101. Это название можно назвать «Законом об экономическом сотрудничестве 1948 года».

Выводы и Декларация политики

Сек. 102. (а) Признавая тесные экономические и другие отношения между Соединенными Штатами и народами Европы и признавая, что разрушения, последовавшие за войной, не ограничиваются национальными границами, Конгресс считает, что существующая ситуация в Европе ставит под угрозу установление прочного мира, общее благополучие и национальные интересы Соединенных Штатов, а также достижение целей Организации Объединенных Наций. Восстановление или поддержание в европейских странах принципов индивидуальной свободы, свободных институтов и подлинной независимости в значительной степени зависит от установления здоровых экономических условий, стабильных международных экономических отношений и достижения странами Европы здоровой экономики, независимой от чрезвычайных внешних обстоятельств.

помощь. Достижение этих целей требует плана восстановления Европы, открытого для всех таких стран, которые сотрудничают в этом плане, основанного на сильных производственных усилиях, расширении внешней торговли, создании и поддержании внутренней финансовой стабильности и развитии экономики. экономическое сотрудничество, включая все возможные шаги по установлению и поддержанию справедливых обменных курсов и постепенному устранению торговых барьеров. Помня о преимуществах, которыми пользуются Соединенные Штаты благодаря существованию большого внутреннего рынка без внутренних торговых барьеров, и полагая, что аналогичные преимущества могут быть получены в странах Европы, политика народа Соединенных Штатов провозглашается поощрять эти … 

[страницы опущены]

Экономическая корпорация может счесть необходимым для достижения целей настоящего раздела и улучшения коммерческих отношений с Китаем.

сек. 406. Несмотря на положения любого другого закона, Финансовая корпорация реконструкции уполномочена и направлена ​​до тех пор, пока не будут выделены ассигнования в соответствии с разделом 404, для предоставления авансов, не превышающих в совокупности 50 000 000 долларов США, для осуществления предоставления это название таким образом и в таких количествах, которые определит Президент. Из ассигнований, санкционированных в соответствии с разделом 404, Корпорации по финансированию реконструкции должны быть без процентов возвращены авансы, сделанные ею в соответствии с полномочиями, содержащимися в настоящем документе. Проценты не начисляются на авансовые платежи, предоставленные Казначейством Финансовой корпорации реконструкции во исполнение настоящего раздела.

Сек. 407. (a) Государственный секретарь, после консультации с Администратором, настоящим уполномочен заключить соглашение с Китаем об учреждении Совместной комиссии по восстановлению сельских районов в Китае, которая будет состоять из двух граждан Соединенных Штатов, назначенных Президентом Соединенных Штатов и трех граждан Китая, назначенных президентом Китая. Такая Комиссия под руководством и контролем Администратора сформулирует и осуществит программу реконструкции в сельских районах Китая, которая будет включать в себя такие исследовательские и учебные мероприятия, которые могут быть необходимы или уместны для такой реконструкции: При условии, что помощь предоставленные в соответствии с настоящим разделом, не должны рассматриваться как прямое или подразумеваемое принятие Соединенными Штатами какой-либо ответственности за внесение дополнительных вкладов для достижения целей настоящего раздела.

(b) Насколько это возможно, сумма, равная не более 10 процентам средств, предоставленных в соответствии с подразделом (а) раздела 404, должна использоваться для выполнения целей подраздела (а) настоящего раздела. Такая сумма может быть в долларах США выручкой в ​​китайской валюте от продажи товаров, предоставленных Китаю за счет средств, разрешенных в соответствии с подразделом (а) раздела 404, или и тем, и другим.

[подтверждения]

 

План Маршалла | Резюме и значение

George C. Marshall

См. все СМИ

Дата:
Апрель 1948 г. — декабрь 1951 г.
Участники:
Австрия Франция Ирландия Италия Нидерланды Португалия Швеция Швейцария объединенное Королевство Соединенные Штаты
Контекст:
Холодная война Греция
Ключевые люди:
Герман Дж. Абс Пол Г. Хоффман Джордж Катлетт Маршалл Гарри С. Трумэн

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что такое План Маршалла?

План Маршалла был спонсируемой США программой, направленной на восстановление экономики 17 стран Западной и Южной Европы с целью создания стабильных условий, в которых демократические институты могли бы выжить после Второй мировой войны. Официально она называлась Европейской программой восстановления.

Какой президент США подписал план Маршалла?

Президент США Гарри С. Трумэн подписал план Маршалла 3 апреля 1948 года, после того как он был одобрен Конгрессом США.

Какие страны участвовали в Плане Маршалла?

Первоначально помощь предлагалась почти всем европейским странам, но позже некоторые из них отказались под влиянием Советского Союза. Остались Австрия, Бельгия, Дания, Франция, Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания и западная Германия.

В честь кого назван план Маршалла?

В 1947 году госсекретарь США Джордж К. Маршалл, в честь которого назван план Маршалла, выдвинул идею европейской программы самопомощи, которая должна финансироваться Соединенными Штатами, заявив, что «требования Европы в отношении следующих трех или четыре года . .. настолько больше, чем ее нынешняя платежеспособность, что она должна иметь существенную дополнительную помощь или столкнуться с … ухудшением очень серьезного характера «.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

План Маршалла , формально Программа восстановления Европы , (апрель 1948 г. — декабрь 1951 г.), спонсируемая США программа, предназначенная для восстановления экономики 17 стран Западной и Южной Европы с целью создания стабильных условий, в которых могли бы выжить демократические институты. .

Узнайте о жизни беженцев и перемещенных лиц, мигрировавших из Восточной Германии в Западную после Второй мировой войны

Посмотреть все видео к этой статье

Соединенные Штаты опасались, что бедность, безработица и неустроенность периода после Второй мировой войны усиливают привлекательность коммунистических партий для избирателей в Западной Европе. 5 июня 1947 года в своем выступлении в Гарвардском университете госсекретарь Джордж К. Маршалл выдвинул идею европейской программы самопомощи, которая будет финансироваться Соединенными Штатами, сказав:

События холодной войны

Правда о дело в том, что потребности Европы в ближайшие три-четыре года в иностранной пище и других основных продуктах — в основном из Америки — настолько превышают ее нынешнюю платежеспособность, что ей придется получить существенную дополнительную помощь, иначе она столкнется с экономическими, социальными и политическими проблемами. ухудшение очень тяжелого характера.

На основе единого плана экономической реконструкции Западной Европы, представленного комитетом, представляющим 16 стран, Конгресс США санкционировал создание Программы восстановления Европы, которая была подписана президентом США. Гарри С. Трумэн, 3 апреля 1948 г. Первоначально помощь была предложена почти всем европейским странам, включая те, которые находились под военной оккупацией Советского Союза. Однако Советы на раннем этапе отказались от участия в плане, и вскоре за ними последовали другие восточноевропейские страны, находящиеся под их влиянием. В результате в плане остались участвовать следующие страны: Австрия, Бельгия, Дания, Франция, Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания и западная Германия.

Под руководством Пола Г. Хоффмана Управление экономического сотрудничества (ECA), специально созданное бюро, распределило в течение следующих четырех лет около 13 миллиардов долларов экономической помощи, помогая восстановить промышленное и сельскохозяйственное производство, установить финансовую стабильность и расширить торговлю. . Прямые гранты составляли подавляющее большинство помощи, а остальная часть — в виде займов. Для координации европейского участия 16 стран во главе с Великобританией и Францией учредили Комитет европейского экономического сотрудничества, чтобы предложить четырехлетнюю программу восстановления. Позже эта организация была заменена постоянной Организацией европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), в которую в конечном итоге была принята Западная Германия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *