«План финансов» М.М. Сперанского, его значение для финансовой системы России
Сперанский Михаил Михайлович
Определение 1
Сперанский Михаил Михайлович – это отечественный государственный и политический деятель, осуществивший большое количество реформ и преобразований.
Изначально в первые годы правления царя Александра I Сперанский не осуществлял активной политической деятельности и в большей степени находился в тени, однако, уже готовил некоторые документы и проекты для Негласного комитета, например, в рамках разработки положений министерской реформы. После успешной реализации министерской реформы Сперанский был задействован во вновь организованном Министерстве внутренних дел. Наиболее важные проекты законодательных и нормативных актов, которые были изданы, начиная с 1802 г., редактировались непосредственно Сперанским, который занимал должность управляющего отдельного департамента министерства внутренних дел. Немного позже, а именно в 1803 г. по поручению императора Сперанский сформировал «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», при формировании которой проявил себя ярым сторонником конституционной монархии, которая могла быть сформирована посредством постепенного реформирования общественного строя согласно детально проработанного плана.
Стоит отметить, что практического значения сформированная Сперанским Записка не имела. Только в 1807 г. после ряда неудачных войн с Францией и подписания Тильзитского мира, император вновь обратился к планам реформ. Александр I поручил Сперанскому непосредственное руководство Комиссией разработки законов и велел сформировать общий план государственного преобразования.
Данной работой Сперанский занимался целый год. Он работал по 18-19 часов в день и уже в октябре 1809 года он представил императору готовый план реформ.
Содержание «Плана финансов»
Первые несколько лет правления Александра I характеризовались осуществлением реформ в сфере государственного устройства. Так, например, в 1802 году вместо организованных ранее коллегий, которые выступали в роли органов центрального управления России, сформированных еще при Петре I, были образованы министерства. Именно в этот период было организовано и Министерство финансов, деятельность в котором и осуществлял Сперанский. Первым в истории России должность министра финансов занял Васильев. В это время в значительной мере вырос объем эмиссий ассигнаций.
В условиях дефицита государственного бюджета, ограниченных возможностей привлечения как внешних, так и внутренних займов, государство прибегало к дополнительной эмиссии денежных средств.
Инфляционный процесс, который характеризовался растущими темпами развития в России, в значительной мере обесценивал денежное накопление населения. Продолжающееся обесценивание ассигнаций сделало невыгодным кредитование. Вследствие падения курса ассигнаций в значительной мере снижалась реальная сумма задолженности по ссудам, кредиторы продолжали получать от заёмщиков стремительно обесценивающиеся бумажные деньги. Развитие подобной ситуации способствовало получению убытков кредиторами, при этом для заёмщиков подобная ситуация была выгодна.
В этот период в связи с отсутствием экономической целесообразности началось резкое сворачивание кредитных отношений.
В 1809 г. Александром I Сперанскому была поручено формирование проекта плана реорганизации государственного управления Империей. Особую важность в рамках данного проекта приобрел «План финансов», который подразумевал реформирование финансового управления государством. «План финансов» включал в себя 2 части. Первая отражала так называемые первоочередные мероприятия, которые планировалось реализовать до 1810 года. Во второй части сформированного плана были предложены основополагающие принципы построения государственной финансовой системы. В рамках второй части особое внимание уделялось вопросам государственного бюджета, его сбалансированности.
В плане Сперанского основной была мысль, что ассигнации, масса обращения которых на постоянной основе увеличивается, превратились в некоторый налог, с различной степенью тяжести ложившийся на различные части общества.
Основные потери, связанные с обращением ассигнаций, несли:
- казна, в которую поступали платежи фиксированными платежами, величина которых не компенсировала падение курса ассигнаций, а расходовавшая все больше из-за увеличения рыночных цен;
- получавшие из казны жалование, пенсионы и прочие выплаты;
- частные лица, которые вступали в договоры и отдавшие денежные средства взаймы, т.
Сперанский считал, что для стабильного улучшения финансовой системы в государстве крайне важно добиться стабильности в государственном бюджете, действовать в соответствии с принципами бережливости в расходах государства. В рамках предложенного «Плана финансов» предлагалось добиться сокращения государственных расходов и, а также прекратить эмиссию государственных ассигнаций.
В соответствии с принятым «Планом финансов» предполагалось осуществить денежную реформу, в рамках которой предлагалась изъять и уничтожить абсолютно все ранее эмитированные ассигнации, а также организовать новое эмиссионное финансовое учреждения, которое должно было иметь в своем распоряжении необходимый запас серебра для обеспечения бумажных денежных средств, которые планировалось выпустить в обращение в рамках эмиссии.
Замечание 1
Стоит отметить, что Сперанский негативно относился к неразменным бумажным банкнотам и считал необходимым изъять их из обращения.
Опыт налоговых реформ М.М. Сперанского 1810 года и современность OpenBooks
Опыт налоговых реформ М.М. Сперанского 1810 года и современность OpenBooks | Репозиторий Университета ИТМОOpenBooks
- М.М. Сперанский
- План финансов
- налоговая реформа
- налоги
- принципы налогообложения
- увеличение налогового бремени
- налоговый террор
- доктрина недобросовестного налогоплательщика
- «договорные» и «заказные» налоговые проверки.
- Информация как нематериальный фактор экономического роста
- Эволюция научных и практических представлений о сущности и содержании корпоративных предпринимательских организаций
- Региональное технологическое развитие в контексте преодоления общественно-экономического кризиса
- Инновационный процесс и его информационное обеспечение
- Понятие социального предпринимательства и отличительные особенности социальных предпринимателей
- Рынок инноваций отраслевой экономической системы
- Концептуальные подходы органов власти к оценке эффективности государственного управления
- (ОТОЗВАНА 13.09.2019) Анализ схем правонарушений в области использования пластиковых карт
- Противодействие коррупции как угрозе финансовой безопасности компании
- Моделирование факторов роста стоимости в условиях рецессии
- Потенциал инновационного развития малого предпринимательства в Самарской области
- (ОТОЗВАНА 13.
09.2019) Актуализация подходов к нивелированию регионального неравенства (на примере субъектов Южного макрорегиона)
- Формирование конкурентных факторов индустриально-инновационного развития Республики Казахстан в современных условиях
- Зарубежный опыт пенсионного обеспечения и реформирование пенсионной системы РФ
- Актуальность развития правового механизма защиты депозитов частных лиц в современной банковской системе
- Разработка целей региональной промышленной политики и их гармонизация с целями экономического развития: методологические аспекты
- Менеджмент инновационного развития экономики регионов России
- Моделирование формирования профессиональных компетенций работника в рамках регионального промышленного кластера
- Характеристика конкурентных преимуществ приграничных территорий в контексте маркетинга мест
- Актуальные проблемы управления инновационной активностью предприятий
- Маркетинговая концепция инновационных предприятий
- Слияния и поглощения как инструмент управления промышленной корпорацией
- Централизованные и децентрализованные стратегии и методы управления малым бизнесом
- Обеспечение роста качества медицинских услуг на основе совершенствования системы антикризисного управления стоматологической поликлиникой
- Проблемы высшего образования, пути их решения
- Управленческие решения в Российской системе образования в современных экономических условиях
- Научно-методическое обеспечение региональных механизмов сценарного управления высшими учебными заведениями
- Становление системы государственного управления Казахстана
- (ОТОЗВАНА 13.
09.2019) Трансформация менеджмента как результат воздействия новых информационных технологий на современное общество и экономику
- Роль органов местного самоуправления в реализации экологической политики предприятия
- Источники становления экономики будущего в свете интегрированной энерго-экологической стратегии
- Водохозяйственный балансовый расчет и его особенности на примере предприятия ГУП «Водоканал СПб»
- Эколого – экономические аспекты управления ресурсосбережением на базе возобновимых источников энергии
- Экономико-аналитическая оценка рынка продуктов питания имеющих сбалансированные рецептуры
- Экономические и экологические аспекты использования геотермальных технологий в народном хозяйстве
- Дженевра ЛУКОВСКАЯ
(Санкт-Петербургский государственный университет, Россия)
- Наталья ШЕВЕЛЕВА
(Санкт-Петербургский государственный университет, Россия)
- Светлана ВОЛКОВА
(Санкт-Петербургский государственный университет, Россия)
- Илья ВАСИЛЬЕВ
(Санкт-Петербургский государственный университет, Россия)
- Андрей ИЛЬИН
(Санкт-Петербургский государственный университет, Россия)
- Дженевра ЛУКОВСКАЯ, Наталья ШЕВЕЛЕВА, Светлана ВОЛКОВА, Илья ВАСИЛЬЕВ, Андрей ИЛЬИН, 2016.
« Роль Михаила Сперанского в реформе финансовой системы «,
Журнал перспективных исследований в области права и экономики, ASERS Publishing, vol.
7(6), страницы 1442-1449.
- Buchanan, J., & Musgrave, R. (2004). Государственные финансы и общественный выбор: два противоположных взгляда на государство. Киев: Киево-Могилянская академия (на укр.).
- Вагнер, А. (1993). Теория финансов. Львов: Петроком (на укр.).
- Кейнс, Дж. (1993). Избранные произведения. Москва: Экономика.
- Самуэльсон, П., и Нордхаус, В. (2010). Экономика. Москва: Вилиямс.
- Сперанский М. (1998). Финансовый план. У истоков финансового права. Москва: Устав.
- Шачова Г.Дж., Крадынов П.Г. и Маненок П.Л. (2012). Долгосрочная устойчивость бюджетной системы. Финансовый Журнал ( Financial Journal), 4, 5-18 (на рус.).
- Василик О. (2000). Теория финансов . Киев: НИОС (на укр.).
- Мазараки А., Чугунов И., Павелко А. и Канева Т. и др. (2015). Государственное финансовое регулирование экономических реформ.
Киев: Киевский национальный торгово-экономический университет (на укр.).
- Запатрина И. (2007). Бюджетный механизм экономического роста. Киев:Институт социально-экономической стратегии (укр.).
- Лысяк Л. (2009). Бюджетная составляющая реализации доминирующих направлений общественного развития. Киев: ДННУ ВСУ (на укр.).
- Лунина И. (2006). Государственные финансы и реформа межбюджетных отношений. Киев: Наукова думка (укр.).
- Лунина И. (2014). Бюджетная децентрализация: цели и направления реформ. Экономика Украины, 11 (636), 61-75 (на укр.).
- Лукьяненко И. (2012). Моделирование влияния изменений фискальной политики на экономику Украины. Бизнес Информ ( Бизнес Информ), 4 (411), 197-201 (на укр.).
- Лютый И. и Кравченко М. (2014). Мировой экономический кризис: угрозы и риски в работе государственных финансов. Экономика та держава (Экономика и государство ), 7, 24-27 (на укр.
).
- Юрий С., Федосов В. и Алексеенко Л. (2008). Финансы . Киев: Знание (укр.).
- Чугунов И., Макогон В. (2014). Бюджетно-налоговая политика в условиях институциональных реформ. Вестник Киевского национального торгово-экономического университета ( Вестник Киевского национального торгово-экономического университета), 4, 79-91 (на укр.).
- Государственные финансы в ЭВС (2011 г.). European Economy, 3.
Получено с http://ec.europa.eu/economy_finance/publications/european_economy/2011/pdf/ee-2011-3_en.pdf - Пакт «Евро плюс». (2015, 8 мая). EPSC Strategic Notes, 3.
Получено с http://ec.europa.eu/epsc/pdf/publications/strategic_note_issue_3.pdf - Договор о стабильности, координации и управлении в Экономическом и валютном союзе.
Получено с http://www.consilium.europa.eu/en/european-council/pdf/Treaty-on-Stability-Coordinated-and-Governance-TSCG - Материалы к семинару по планированию и прогнозированию среднего бюджета (2015, 28 июля).
Журнал
Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент»
Копанев А. А., Быков В. А.
УДК:330.8
Номер:2 (21)
Скачать PDF353 Кбайт
Рассматривается налоговая реформа М.М. Сперанского 1810 года, проводятся исторические параллели с налоговой политикой России в конце ХХ – начале ХХIвеков. В «Плане финансов» М. М. Сперанским были сформулированы концептуальные принципы налогообложения, являющиеся по своей сути гуманистическими. Однако они по сей день остались нереализованными в полной мере. В начале XIХ века востребованным в России стало увеличение налогового бремени, позволившее обеспечить надежную финансовую основу для победы в Отечественной войне 1812 года против Наполеона.
В связи с ухудшением геополитической обстановки в мире представляется вероятным увеличение налогов в современной России в ближайшем будущем. В целях обеспечения большей эффективности налоговой системы современной России, необходимо устранить ряд проблем, присущих ей: неукоснительное применение кодифицированного налогового права не только де-юре, но и де-факто, наряду с устранением несовершенных правовых конструкций и прецедентного характера налоговых правоотношений; искоренение «договорных» и «заказных» налоговых проверок, как не имеющих под собой правовых оснований.
Содержание © 1993–2022 Университет ИТМО
Разработка © 2015 Университет ИТМО
Роль Михаила Сперанского в реформировании финансовой системы
Автор
Перечислены:
Зарегистрирован:
Реферат
Статья посвящена реформе финансовой системы в России 1810 1812 Подготовлено премьер-министром Михаилом Сперанским рубля и обмен ассигнований на банкноты в соответствии с обменным курсом. Ассигнации, выданные ранее в обращении, были объявлены обязанностью государства, было объявлено о прекращении дальнейшего производства ассигнований и о решении погасить государственный долг путем заключения внутренний кредит В результате сократилось финансирование государственного аппарата Создан финансовый фонд для возмещения изъятых из обращения ассигнований, попавших в категорию государственного долга Разрешены свободные кредитные отношения между предприятиями Укреплена национальная денежная система Внедрение 1810 1812 финансовые реформы были прерваны инв. Наполеона в России, но ознаменовало изменение отношения верховной власти к финансовым функциям государства Реформа финансовой системы заложила основу современной российской бюджетной системы
Предлагаемое цитирование
Обработчик: RePEc:srs:jarle0:v:7:y:2016:i:6:p:1442-1449
как
HTMLHTML с абстрактным простым текстом обычный текст с абстрактнымBibTeXRIS (EndNote, RefMan, ProCite)ReDIFJSON
Скачать полный текст от издателя
Насколько нам известно, этот пункт недоступен для
скачать . Чтобы узнать, доступен ли он, есть три
варианты:
1. Проверьте ниже, доступна ли в Интернете другая версия этого элемента.
2. Проверить на сайте провайдера
есть ли она на самом деле.
3. Выполните поиск элемента с похожим названием, который будет
доступный.
Подробнее об этом товаре
Статистика
Доступ и статистика загрузкиИсправления
Все материалы на этом сайте предоставлены соответствующими издателями и авторами. Вы можете помочь исправить ошибки и упущения. При запросе исправления укажите дескриптор этого элемента: RePEc:srs:jarle0:v:7:y:2016:i:6:p:1442-1449 . См. общую информацию о том, как исправить материал в RePEc.
По техническим вопросам, касающимся этого элемента, или для исправления его авторов, названия, реферата, библиографической информации или информации для загрузки, обращайтесь: . Общие контактные данные поставщика: http://journals.aserspublishing.eu/jarle .
Если вы создали этот элемент и еще не зарегистрированы в RePEc, мы рекомендуем вам сделать это здесь. Это позволяет связать ваш профиль с этим элементом. Это также позволяет вам принимать потенциальные ссылки на этот элемент, в отношении которых мы не уверены.
У нас нет библиографических ссылок на этот элемент. Вы можете помочь добавить их, используя эту форму .
Если вы знаете об отсутствующих элементах, ссылающихся на этот, вы можете помочь нам создать эти ссылки, добавив соответствующие ссылки таким же образом, как указано выше, для каждого ссылающегося элемента. Если вы являетесь зарегистрированным автором этого элемента, вы также можете проверить вкладку «Цитаты» в своем профиле RePEc Author Service, так как некоторые цитаты могут ожидать подтверждения.
По техническим вопросам, касающимся этого элемента, или для исправления его авторов, названия, аннотации, библиографической информации или информации для загрузки, обращайтесь: Claudu Popirlan Адрес электронной почты этого сопровождающего больше не действителен. Пожалуйста, попросите Клаудиу Попирлана обновить запись или отправить нам правильный адрес (электронная почта доступна ниже). Общие контактные данные поставщика: http://journals.aserspublishing.eu/jarle .
Обратите внимание, что фильтрация исправлений может занять пару недель. различные услуги RePEc.
Бюджетная политика в условиях экономической трансформации
Деньги, финансы и кредит
Экономическая летопись-XXI
Экономический вестник-ХХI: Том 158, Выпуск 3-4 (2) , Страницы: 66-69
Информация для цитирования:
Чугунов И. , Макогон В. (2016). Бюджетная политика в условиях экономической трансформации. Экономическая летопись-XXI, 158(3-4(2)), 66-69. doi: https://doi.org/10.21003/ea.V158-15
Полный текст Скачать PDF
Игорь Чугунов
Д.т.н. наук,
Профессор,
Заслуженный деятель науки и техники Украины,
Киевский национальный торгово-экономический университет
ул. Киото, 19, г. Киев, 02156, Украина
chugunov5@mail.ru
Валентина Макогон
кандидат экономических наук ( наук),
старший научный сотрудник,
доцент,
Киевский национальный торгово-экономический университет
, ул. Киото, 19, г. Киев, 02156, Украина
makogonvd@ukr.net
Аннотация. В статье обосновано, что стратегические цели социально-экономического развития предусматривают продолжение и углубление фискальных реформ с целью создания и реализации фискальной политики на новом уровне. В данной статье анализируются основные показатели фискальной политики Украины и их соотношение с соответствующими показателями ЕС. В настоящее время дефицит государственного бюджета Украины является одним из факторов инфляции, который влияет на финансово-экономическую стабильность, так как общий государственный долг прогнозируется на 2016 год в размере 1,9463 трлн грн (86% прогнозируемого ВВП).
Определены основные направления совершенствования бюджетной политики в условиях экономических реформ, в том числе использование дефицита бюджета как инструмента финансово-экономического регулирования. Указано, что компоненты бюджетной стратегии должны обеспечивать синергетический эффект в процессе реструктуризации бюджетной системы для повышения фискальной устойчивости в стране. Эта цель может быть достигнута за счет определения приоритетов государственной финансовой политики, построения адаптивных институциональных моделей бюджетной системы на основе бюджетного управления, что позволяет оптимизировать взаимосвязь между элементами системы и цикличностью социально-экономического развития.
Ключевые слова: Фискальная политика; Бюджетная стратегия; бюджетный механизм; Адаптивная институциональная архитектоника бюджетной системы
Классификация JEL: H60; Н61; H62
DOI: https://doi. org/10.21003/ea.V158-15
Ссылки