Пискарев пирогов: Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова в повести Невский проспект Гоголя сочинение

Содержание

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (Невский проспект Гоголь)

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Гоголь
  4. Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова

Главные герои повести Гоголя «Невский проспект» — это два друга: Пирогов и Пискарёв. Автор показывает на их примере, как легко донести до читателя, что один герой не заслуживает сочувствия и сострадания, а другой — заслуживает. Нет, конечно, можно и на фоне одного персонажа выделить его негативные качества и позитивные, но, когда это происходит на контрасте двух противоположностей, воспринимается это гораздо легче, более однозначно и без сомнений в своих суждениях.

Начнём с того, что род профессии у них совершенно разный — Пискарёв занимается художеством, а Пирогов служит поручиком. Уже здесь читатель может подумать о том, что Пискарёв, как и любая творческая личность, наделен тонкостью души, вниманием к мелочам и безграничной фантазией, с помощью которой он любит мечтать.

Пирогов же, как истинный служащий, не способен воспринимать доподлинно красоту окружающего его мира, он слаб в высоких материях, а всё, что его заботит, — деньги и влияние, чин и общественное признание. Если говорить прямо, то романтик Пискарёв живёт миром идеальным: он мечтает о чистой и бескорыстной любви, тогда как Пирогов хочет занять тёплое место под солнцем, обеспечить себе жизнь, женясь на какой-нибудь красотке, у которой богатый отец, причём вовсе не важно, будет он любить девушку или нет.

Ещё одно, что очень сильно отличает главных героев, — это отношение к любви. Когда товарищи встречаются на Невском проспекте и присматривают себе двух понравившихся барышень, Пирогов проявляет всю свою пошлость, мерзость и низменность, потому что ему нужна девушка, с которой он просто хорошо проведёт время, развлечётся. Пискарёв же надеется всем сердцем, что девушка, которая ему понравится, станет для него единственной на всю жизнь, он хочет полюбить раз и навсегда, он ждёт от этой симпатии самых высоких чувств и отношений.

Когда Пискарёв узнаёт, что его девушка работает в непристойном заведении, он сильно ужасается, что говорит читателю о высоких моральных принципах героя. Из благородства своего он даже готов простить ей эту работу, если она только бросит её немедленно и будет жить с ним, Пискарёвым. Отказ девушки становится для него настоящим ударом, от которого он не смог оправиться и скончался. Пирогов же ухаживает за своей девушкой, у которой есть муж. Это говорит о его бесчестии и желании к забавам в жизни. Получив по морде от мужа понравившейся барышне, он грозится арестом и судом. Автор этим как бы показывает, что для него важна честь, но тут же этот Пирогов идёт танцевать мазурку с друзьями в ресторане. Его уже не заботит его честь, это был фарс.

Пирогов и Пискарёв — это антагонисты, на фоне различия которых можно найти, кого презирать, а кому сочувствовать. И решать, кто есть кто, смогут только моральные принципы читателя.

Сочинение Пискарев и Пирогов

Во многих произведениях гоголя значимое место занимал цикл «Петербургские повести». Цикл нельзя назвать полным без повести «Невский проспект». В этом творении Гоголь подробно описал самый главный проспект Санкт-Петербурга в разные времена. После идет знакомства с молодыми людьми, а именно, Пироговым и живописцем Пискаревым.

Сравнивать Пирогова и Пискарева можно уже с самого начала произведения. У двоих мужчин есть общая цель: волочение за женщинами, которые часто прогуливаюсь вдоль Невы. Пискарев – это человек, которого можно назвать романтиком. Он мечтает о светлой любви и хочет ее познать. Увидев на проспекте чудесную и обворожительную брюнетку, он начинает преследовать даму. Однако, его ждало разочарование. Проследив за ней, он попал в публичный дом. Значит, девушка была куртизанкой. Не о такой любви, конечно, мечтает Пискарев.

Художнику дико и не понятно, как такое вообще может быть. Как такая чудесная дама может оказаться настолько падшей. После случившегося молодой человек отправился домой, чтобы поразмышлять об всем происходящем. Полной неожиданностью стало то, что за ним приехала карета, дама хочет его видеть. Пискарев попадает на балл, там он видит всю ту же брюнетку. Однако, поговорить с ней не может, он постоянно исчезает из его поля зрения. Художник судорожно пытается найти ее, но не выходит. Потом он просто просыпается. Молодой человек не может успокоиться, он представляет эту девушку на месте своей возлюбленной. День настал, когда Пискарев решился сделать первый шаг и прийти к ней, предложив тихую и спокойную семейную жизнь. Однако, дама выставила художника за двери и Пискарев ушел домой. Буквально через семь дней его нашли мертвым у себя дома.

С Пироговым в тоже время произошли довольно странные обстоятельства. В тот же вечер мужчина познакомился с  прекрасной девушкой, только уже блондинкой, которая покорила сердце Пирогова. Он последовал к ней домой. Однако, попал в дом к нетрезвому немцу, который просил юношу отрезать ему нос. Пирогов решил вмешать и получил по заслугам. Как оказалась, эта обворожительная блондинка жена пьяного немца. Он начинает ухаживать за блондинкой, но муж оказался настоящим извергом. Он сделал с Пироговым такое, что автор даже не хотел это писывать. Пирогов, в порыве гнева, хочет выслать взбешенного мужа в Сибирь. Однако, он быстро забывает обо всем и живет дальше, тихой и спокойной жизнью, будто ничего и не было.

Другие сочинения:

← Николай Иванович в романе Мастер и Маргарита↑ ГогольХарактеристика и образ Гибнера в комедии Ревизор →

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова

Несколько интересных сочинений

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (По повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»)

Похожие презентации:

Н.В. Гоголь «Невский проспект»

Анализ повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»

Н.В.Гоголь «Невский проспект»

Невский проспект. Петербург глазами героев Гоголя

Человек, Лицо, Вещь (По повести Н.В. Гоголя «Шинель»)

«Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Образ маленького человека в литературе

Петербургские повести Гоголя в критике и литературе

История создания цикла «Петербургские повести»

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852). Художественное своеобразие повести «Портрет»

Повесть Н.В. Гоголя «Невский проспект»

1. Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (По повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)

Урок литературы
10 класс

2. Цели урока

• составить сравнительную
характеристику героев повести
Н.В.Гоголя «Невский проспект»;
• выявить основные приемы
создания характеров героев;
• проследить, как Н.В.Гоголь
раскрывает в повести
общечеловеческую проблематику.

3. Художник Пискарев и поручик Пирогов на Невском проспекте

Художник Д. Кардовский. 1904

4. Род занятий героев повести

Пискарев
художник,
что подчеркивает
присутствие творческого
начала в человеке, не
способного противостоять
действительности.
Пирогов
офицер, поручик
его чин олицетворяет
власть. Он принадлежит к
тому классу людей,
которые подавляют
личность.

5. Портреты героев повести «Невский проспект»

Пискарев
Пирогов
«большей частью добрый, кроткий…,
«…считаются учеными и
застенчивый, беспечный, любящий
образованными; не пропускают ни
тихое свое искусство»; «скромно
одной публичной лекции»; «любят
толкующий о любимом предмете»;
в пьесе хорошие стихи, также очень любят
«с истинным наслаждением трудятся
громко вызывать актеров»;
над своею работою.
«имеют особенный дар заставлять
Они часто питают в себе истинный
смеяться»; «превосходно
талант»;
декламировал стихи»; «имел
«застенчивый, робкий, но в душе
особенное искусство пускать
своей носивший искры чувства»
дым кольцами»; «умел рассказать
анекдот»; «был доволен своим чином»;
«очень льстило это новое достоинство»

6. Характеристика героев (сцена преследования)

Пирогов
Пискарев
«он отдалился на дальнее
расстояние,
беспечно глядел по сторонам»;
«не слыша, не видя, не внимая»;
«стараясь сам умерить быстроту
своего шага»; «иногда
овладевало им сомнение»;
«колени его дрожали»
«не переставал
преследовать,…занимая
вопросами»;
«смело пробирался»;
«следуя русскому
правилу, решился идти
вперед»

7. Поразмышляем!

Какие черты характера героев раскрываются в этих эпизодах?
Пискарев у незнакомки
Пирогов и блондинка

8. Финал преследования Пискарева

«…нет сил перенести. Он бросился вон, потерявши
чувства и мысли. Ум его помутился: глупо, без цели,
не видя ничего, не слыша, не чувствуя, бродил он…»

9. Финал преследования Пирогова

«…как-то странно кончилось: по дороге он зашел в
кондитерскую, съел…, прочитал и вышел…»; «довольно
приятный вечер заставил его пройтись; …он успокоился»;
«отправился на вечер…, с удовольствием провел вечер,
отличился в мазурке…»
Пискарев
— человек чистой
души, искренних
чувств и поступков.
Пирогов
лишен высоких
идеалов, это человек
пошлый,
бездуховный.

11. Какой прием использует автор для того, чтобы глубже раскрыть характер Пискарева?

Сон — эта мечта,
единственная
возможность для
художника почувствовать
себя счастливым.
Сны заменяют Пискареву
реальность.

12. Мечты художника Пискарева. Художник Д. Кардовский. 1904

«Боже, какой сон! И зачем
было просыпаться?…
О, как отвратительна
действительность! Что она
против мечты?»
«Но теперь…какая
ужасная жизнь! Боже, что
за жизнь наша! вечный
раздор мечты с
существенностью!»

13.

Что мы узнаем о характере героя  из снов?Что мы узнаем о характере героя из снов?
Пискарев — мечтатель, его
мечты об идеальной
жизни.
Но его мечты находятся в
противоречии с
действительностью.
Реальная жизнь художника
трагична.

14. Конец художника Пискарева. Художник Д. Кардовский. 1904

15. Почему Н.В.Гоголь не «дает» снов Пирогова?

Пирогов — человек,
лишенный высокой
духовной жизни. Скорее
всего, он не видит снов,
а если и видит их, то
сны отражают его
реальную жизнь.
Реальная жизнь
Пирогова, его поступки
достаточно раскрывают
характер героя,
потребности и
интересы.

16. Язык и стиль повествования о героях

Пискарев
Пирогов
Язык повествования
лирический, передающий
душевное состояние героя
Язык насмешливый,
используется ирония, это
бытовой рассказ
стиль возвышенный
стиль разговорный

17. Выводы

Действительность
Мечта
Пискарев
Пирогов
Образы Пискарева и Пирогова помогают автору показать
две стороны одной жизни: духовную, мечтательную,
высокую и смешную, низкую, сосредоточенную на своих
потребностях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *