Писатель федор сологуб: Биография Федора Сологуба (Тетерникова) — РИА Новости, 29.02.2020

Содержание

Биография Федора Сологуба (Тетерникова) — РИА Новости, 29.02.2020

В апреле 1897 года писатель стал сотрудничать с журналом «Север».

В начале 1899 года Сологуб был назначен в Андреевское городское училище на Васильевском острове, где стал не только учителем, но и инспектором с полагающейся по статусу казенной квартирой при училище.

Летом 1902 года был окончен роман «Мелкий бес».

В 1905 году роман начал печататься в журнале «Вопросы жизни», но его публикация не была завершена. В 1907 году роман «Мелкий бес» вышел отдельным изданием, став одной из самых популярных книг в России.

В 1904 году под одной обложкой «Собрание стихов 1897-1903» вышли третья и четвертая книги стихов, в которых утвердились символы Сологуба поэта.

В середине 1904 года Федор Сологуб обратится к жанру публицистики, заключив с «Новостями и Биржевой газетой» договор на постоянное сотрудничество.

Оно продолжалось чуть менее года, в течение которого было опубликовано около 70-ти статей, и еще десятки остались неопубликованными.

Круг тем, которых касался Сологуб в своей публицистике, был сформирован его служебной деятельностью, а также главными вопросами времени: школа, дети, русско японская война, международное положение, революция.

В период первой русской революции 1905-1907 годов большим успехом пользовались политические сказочки Федора Сологуба. «Сказочки» – краткие, с незатейливым и остроумным сюжетом, – писались для взрослых, хотя Сологуб обильно использовал детскую лексику и приёмы детского сказа.

В 1905 и 1906 годах политические сказочки Сологуба вышли в «Книге сказок» и «Политических сказочках».

В 1907 году после двадцати пяти лет работы в школе Федор Сологуб вышел в отставку.

За время службы ему были пожалованы ордена Святого Станислава 3-й степени (1896), Святой Анны 3-й степени (1896).

В 1907-1908 годах вышли его шестая, седьмая и восьмая книги стихов: «Змий» (1907), «Поль Верлен. Стихи, избранные и переведённые Федором Сологубом» (1907) и «Пламенный круг» (1908).

В 1907-1910 годах в творчестве Сологуба преобладающее место было отведено драматургии. Первым драматическим опытом стала мистерия «Литургия Мне» (1906).

Трагедию Сологуба «Победа смерти» (1907) поставил в театре Комиссаржевской Всеволод Мейерхольд; «пьесы буффонады» «Ночные пляски» (1908) и «Ванька Ключник и Паж Жеан» (1908) – Николай Евреинов.

В 1909 году Сологуб переработал собственный роман «Мелкий бес» в трагедию в пяти действиях.

В 1912 году осуществил первую драматическую переработку романа Льва Толстого «Война и мир».

В 1907-1913 годах были опубликованы части романа-трилогии «Творимая легенда».

В 1908 году Федор Сологуб женился на Анастасии Николаевне Чеботаревской. «Анастасия Николаевна, – писал Сологуб, – стала моею постоянною и деятельною сотрудницею».

Официальное венчание состоялось в сентябре 1915 года.

В 1909-1911 годах и 1913-1914 годах были выпущены Собрания сочинений Сологуба, вначале 12 томное (издательство «Шиповник»), затем дополненное – 20 томное (издательство «Сирин»).

В 1914 году Сологуб создал собственный журнал «Дневники писателей» и общество «Искусство для всех».

В 1921 году Сологуб получил разрешение на выезд из России, но после того как Анастасия Чеботаревская покончила жизнь самоубийством, Сологуб остался в России.

В середине 20-х годов писатель вернулся к публичным выступлениям с чтением стихов. 

В феврале 1924 года Сологуб был избран почетным членом Всероссийского Союза поэтов, членом редакционной коллегии издательства «Всемирная литература» и других организаций.

В январе 1926 года Сологуб был избран председателем правления Петербургского отделения Всероссийского Союза Писателей.

5 декабря 1927 года Федор Сологуб умер. Похоронен на Смоленском православном кладбище в Санкт Петербурге.

В память о писателе Федоре Сологубе установлены мемориальные доски: в 2002 году – в городе Великие Луки, в 2005 году – в поселке Крестцы (Новгородская область) на здании крестецкой школы, где в восьмидесятых годах XIX века Сологуб работал учителем.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

1 марта. Федор Сологуб

 

Фёдор Кузьмич Сологуб – известный поэт, писатель, драматург, публицист. Родился в Санкт-Петербурге, 1 марта 1863 года, в семье портного.

Семья жила бедно. Положение усугубилось, когда отец Фёдора умер в 1867 году. Мать вынуждена была вернуться «одной прислугой» в семью Агаповых, петербургских дворян, у которых она когда-то прежде служила. В семье Агаповых прошло всё детство и отрочество будущего писателя.

Свой поэтический дар Сологуб ощутил в возрасте двенадцати лет, а первые, дошедшие до нас законченные стихотворения, датируются 1878 годом. В тот же год юный Фёдор поступил в Санкт-Петербургский Учительский институт. По окончании института, в июне 1882 года, он, взяв мать и сестру, уехал учительствовать в северные губернии — сначала в Крестцы, затем в Великие Луки (в 1885 году) и Вытегру (в 1889 году), — в общей сложности проведя десять лет в провинции.

Первой публикацией молодого писателя стала басня «Лисица и ёж», напечатанная в детском журнале «Весна» (28 января 1884 года) за подписью «Те-рников». Эта дата стала началом литературной деятельности Фёдора Сологуба.

Осенью 1892 года он смог переехать на постоянное жительство в Петербург, где был определён учителем Рождественского городского училища на Песках. В 1896 году выходят первые три книги: «Стихи, книга первая», роман «Тяжёлые сны» и «Тени» (объединённый сборник рассказов и второй книги стихов). Все Сологуб издал сам небольшим, впрочем, обычным по тем временам, тиражом.

К середине 1900-х гг. литературный кружок, собиравшийся в доме у Федора Кузьмича по воскресеньям ещё в середине 1890-х гг., стал одним из центров литературной жизни Петербурга. Среди посетителей его «воскресений» были: З. Гиппиус, Д. Мережковский, Н. Минский, А. Волынский, А. Блок, М. Кузмин, В. Иванов, С. Городецкий, А. Ремизов, К. Чуковский. Так же из Москвы приезжали А. Белый, В. Брюсов.

Летом 1902 года был окончен роман «Мелкий бес». Как сказано в предисловии, он писался десять лет (1892—1902). Провести произведение в печать оказалось нелегко, поэтому, только когда роман вышел отдельным изданием (в марте 1907 года), книга получила не только справедливое признание читателей и стала объектом разбора критиков, но и просто явилась одной из самых популярных книг России.

В 1908 году Сологуб женился на переводчице Анастасии Чеботаревской. В 1910 году они переезжают в дом 31 по Разъезжей улице, где стараниями жены был устроен настоящий салон, в котором устраивались специальные вечера в честь новых интересных поэтов (были вечера Анны Ахматовой, Сергея Есенина, Игоря Северянина).

Так же Фёдор Сологуб совершил серию поездок по стране с чтением стихов и лекции о новом искусстве, пропагандировавшей принципы символизма. После основательной подготовки и премьеры лекции «Искусство наших дней» 1 марта 1913 года в Санкт-Петербурге, Сологубы вместе Игорем Северяниным выехали в турне. Более месяца продолжалась их поездка по российским городам (от Вильны до Симферополя и Тифлиса).

Первую мировую войну Фёдор Сологуб воспринял как роковое знамение, могущее принести множество поучительных, полезных плодов для российского общества, как средство пробуждения в русском народе сознания нации. Проследить отношение писателя к войне, и различным общественным вопросам, можно по статьям, которые Сологуб еженедельно публиковал в «Биржевых ведомостях».

Февральская революция, обрушившая монархию и создавшая предпосылки для демократического преобразования Российской империи, Фёдором Сологубом была встречена с воодушевлением и большими надеждами. Он с безоговорочной враждебностью отнёсся к большевистскому перевороту и последующему разбою. Всю зиму и весну 1918 года писатель пользовался любой возможностью опубликовать «просветительные» статьи, направленные против отмены авторского права, ликвидации Академии Художеств и уничтожения памятников.

Роман «Заклинательница змей», изданный в начале лета 1921 года в Берлине, стал последним в творчестве писателя. Наследуя реалистическое и ровное повествование предыдущего романа, «Слаще яда», «Заклинательница змей» получилась странно далёкой от всего того, что прежде писал Сологуб. Сюжет романа свёлся к нехитрым феодальным отношениям, разворачивавшимся на живописных волжских просторах.

На закате творческой деятельности Фёдор Сологуб продолжал плодотворно трудиться, много писал — но всё «в стол». Его не печатали. Чтобы продолжать активную литературную деятельность в таких условиях, Сологуб с головой ушёл в работу петербургского Союза Писателей (в январе 1926 года Сологуб был избран председателем Союза). Деятельность в Союзе Писателей позволила Сологубу преодолеть одиночество, заполнив всё его время, и расширить круг общения: ведь к тому времени почти все бывшие крупные писатели и поэты дореволюционной России, к среде которых принадлежал и сам Федор Кузьмич, оказались за границей.

Последним большим общественным событием в жизни писателя стало празднование его юбилея — сорокалетие литературной деятельности, которое он отметил 11 февраля 1924 года. 

Незадолго до смерти, составил два сборника из стихотворений 1925—1927 года — «Атолл» и «Грумант».

В мае 1927 года, в разгар работы над романом в стихах «Григорий Казарин», Фёдор Сологуб серьёзно заболел. Болен он был давно, и болезнь до того более-менее удавалось подавить, теперь же осложнение оказалось неизлечимым. С лета писатель уже почти не вставал с постели. Осенью началось обострение болезни. Умирал поэт долго и мучительно. Последние стихотворения поэта помечены 1 октября 1927 г.

Умер 5 декабря 1927 года и был похоронен на Смоленском православном кладбище.

Романы:

1895 Тяжёлые сны

1905 Мелкий бес

1907—1914 Творимая легенда

1912 Слаще яда

1921 Заклинательница змей, Берлин,

Рассказы:

1896 Тени

1904 Жало Смерти

1905 Книга сказок

1906 Политические сказочки

1907 Истлевающие личины

1908 Книга разлук

1909 Книга очарований

1916 Ярый год

1918 «Слепая бабочка»

Пьесы:

1906 «Литургия Мне»; «Дар мудрых пчёл»

1907 «Победа Смерти»; «Любви»; «Ванька Ключник и Паж Жеан»

1908 «Ночные пляски»

1909 «Мелкий бес»

1910 «Заложники жизни»

1912 «Мечта-победительница»; «Война и мир»

1914 «Любовь над безднами»; «Проводы»

1915 «Камень, брошенный в воду (Семья Воронцовых)»

1916 «Узор из роз»

1917 «Любовь и верность»

Автор: Грошев Артемий, студент гр. РО-11 ПФ

Федор Сологуб – биография, книги, отзывы, цитаты

Федор Сологуб — русский поэт, писатель, драматург, публицист. Один из виднейших представителей символизма.

Родился 17 февраля (1 марта) 1863 в Санкт-Петербурге. Отец, незаконный сын помещика Полтавской губернии, был дворовым человеком, после отмены крепостного права портняжил в столице; умер в 1867, и вдова его нанялась в небогатую чиновничью семью «прислугой за всё». В доме интересовались театром и музыкой, водились книги, и Сологуб рано пристрастился к чтению. Как сообщалось в составленной его женой и выверенной им биографической справке (1915), «из первых прочитанных книг совершенно исключительное впечатление произвели Робинзон, Король Лир и Дон Кихот… эти три книги были для Сологуба своего рода Евангелием». Не менее существенно, что в отрочестве он прочел всего В. Г. Белинского («очень волновал и захватывал»), затем Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева. Н. А. Некрасова знал почти всего наизусть, в отличие от не столь занимавших его А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Под знаком обостренно-личного восприятия Некрасова, чей настрой вполне отвечал сосредоточенности Сологуба на горестном ощущении «злой судьбы» бедняка, сложилось его представление о поэтическом творчестве, в 1880-х скорректированное с оглядкой на С. Я. Надсона и Н. М. Минского.

Пройдя после приходской школы и уездного училища ускоренную педагогическую подготовку в Учительском институте, девятнадцатилетний Сологуб отправился с сестрой и матерью, предоставленными его попечениям, преподавать математику в глухую провинцию — в городок Крестцы Новгородской губернии (1882–1885), в Великие Луки (1885–1889), в Вытегру (1889–1892). Учительствовал он усердно и даже написал учебник по геометрии, однако не считал школьное преподавание достойным себя занятием. Стихи он писал с 12 лет, и, как гласит справка, «в юном поэте созрела твердая уверенность в своем призвании, в заложенных в него поэтических возможностях». Долгое время такая уверенность особых оснований не имела — за все годы пребывания в провинции Сологуб опубликовал в «журнальчиках» около десятка стихотворений; но с начала 1890-х положение стало меняться.

В 1891, наездом в столице, Сологуб свел знакомство с Минским, которого высоко чтил и даже через двадцать лет называл «идейным единомышленником». На его суд была представлена большая подборка стихотворений Сологуба (несколько сотен), и они пришлись весьма кстати. Поэты Минский, Д. С. Мережковский и З. Н. Гиппиус, критик А. Волынский и издатель Л. Гуревич были заняты преобразованием бывшего народнического журнала «Северный вестник» в духе «глубоко современного внутреннего перерождения», манифестом которого был трактат Минского «При свете совести». Мысли и мечты о цели жизни (1890) — по мнению его рецензента В. Соловьева, симптом «общей душевной болезни нашего времени». Живой иллюстрацией к этому трактату могли послужить стихи Сологуба 1880-х: их некрасовско-надсоновская тематика оформляется как философская под очевидным воздействием А. Шопенгауэра, в полной мере сказавшимся уже в 1890-е. Позднее Волынский даже окрестил Сологуба «подвальным Шопенгауэром», явно имея в виду «Записки из подполья» Ф. М. Достоевского: Достоевский был любимейшим автором Сологуба, и, что характерно, его религиозный пафос Сологуба ничуть не затронул, зато превращение «униженных и оскорбленных» в «подпольных» пакостников и озлобленных мечтателей, склонных к солипсизму, стало его универсальным сюжетом, лирическим, эпическим и драматическим. Все это вполне типично для декадентского мироощущения, и у Сологуба декадентство как нельзя более органично: оно оказывается новой ипостасью его социальной обездоленности, возведенной во вселенский масштаб и в метафизическое достоинство. Действительность обличается, отвергается и изничтожается; на ее месте возникает образ мироздания, в котором безраздельно царят «ложь и зло», в основном соответствующие «воле и представлению» Шопенгауэра. В этом ключе в 1890-е определяется потенциальное содержание и разрабатываются мифологемы (большей частью квазирелигиозные) творчества Сологуба.

С 1892, переселившись в Петербург и продолжая преподавать в школе, он становится постоянным и плодовитейшим сотрудником «Северного вестника», где получает и свой «аристократический» псевдоним: им стала изуродованная для юридической безопасности известная графская фамилия. Стихи его обильно печатаются во многих петербургских журналах и газетах; он пишет «множество рецензий, заметок и статей», заканчивает и печатает в 1896 первый роман из провинциальной учительской жизни «Тяжелые сны»; с 1892 работает над вторым романом, где жизненный материал и тематика первого переоформляются под знаком бесовщины и в образах «пляски смерти». Выходят его сборники «Стихи. Книга первая» (1896) и «Тени. Рассказы и стихи» (1896). Как правило, Сологуба причисляли к зачинателям поэтического символизма, поскольку он выступал рядом с ними на страницах периодических изданий и пользовался среди них особенно высокой репутацией. Но, как замечает Волынский, Сологуб лишь «примыкал к ним», и добавляет: «…я лично не видел ничего символического в поэзии Сологуба… Это был не символист, а декадент в самом высоком смысле слова». При некоторой общности умонастроения существенные различия между Сологубом и символистами выявились в период его наибольшей популярности — в 1905–1914 и после 1917. Однако во время общественного подъема начала 1900-х и Минский, и Мережковский, и Бальмонт, и Белый, и Сологуб занимали близкие позиции на левом фланге революционных событий. При этом Сологуб, принципиальный богоборец, был гораздо последовательнее соратников: в его понимании вся действительность была игралищем злой воли, являющей миру двусмысленный образ Богодьявола, и вся подлежала изничтожению: «подвиг… поэта в том, чтобы сказать тусклой земной обычности сжигающее нет; поставить выше жизни прекрасную, хотя бы и пустую от земного содержания форму». В итоге «славнейший подвиг и величайшая жертва — подвиг, приводящий к смерти, жертва жизни». Разрушительный, богоборческий пафос вдохновляет бесчисленные «зажигательные» стихи Сологуба, появлявшиеся в сатирических журналах революционной поры «Зритель», «Сигнал», «Молот», «Вольница» и др. Своеобразную поэтическую экспозицию борьбы с реальностью мира представляют собой его самые знаменитые, шестой и седьмой стихотворные сборники «Змий» (1907) и «Пламенный круг» (1908). Его статья «Я. Книга совершенного самоутверждения» (1907) стилизована под библейские пророчества; программная поэма называется «Литургия мне» (1908). Сологуб выдвинулся в первый ряд литераторов и стяжал всеобщее читательское признание после публикации его законченного в 1902 второго романа «Мелкий бес», появившегося в 1905 в журнале «Вопросы жизни», а затем (1907) вышедшего несколькими изданиями и прочитанного, по словам Блока, «всей образованной Россией». Роман был воспринят как своевременное объяснение торжества реакции; мистификация обывательской стихии превращала российскую провинциальную действительность в некую дьяволическую свистопляску. Неподвластны ей оказывались лишь потаенные эротические игры отрока и отроковицы. Эту тему продолжают опубликованные в альманахах и сборниках новые романы «Навьи чары» (1907–1909) и «Дым и пепел» (1912–1913), в значительно переработанном виде объединенные под названием «Творимая легенда» и занявшие три последних тома 20-томного собрания сочинений Сологуба, законченного в 1914. Здесь всевластию обывательщины и мятежному разгулу противопоставляется апофеоз оторванного от действительности и сопричастного смерти творческого воображения. Скандальный успех романа был обусловлен его нарочитым эротизмом, критика это произведение единодушно осудила. В предвоенное время в центре внимания оказывается драматургия Сологуба, в которой мифологические и фольклорные сюжеты служат проповеди его излюбленных философических идей.

Война и революции 1917 отодвинули творчество Сологуба далеко на задний план. Падению его славы и престижа способствовали его обильные ура-патриотические журнальные стихи, отчасти собранные в книге «Война» (1915). Февральскую революцию он восторженно приветствовал, большевистское переустройство действительности воспринял как очередное торжество зла и лжи, противопоставить которому можно было лишь упорное художественое творчество, что он и пытался делать в поэтических сборниках, включавших преимущественно новые стихи, — «Одна любовь» (1921), «Фимиамы» (1921), «Свирель» (1922), «Чародейная чаша» (1922), «Великий благовест» (1923). Выходили они ничтожными тиражами и никакого читательского интереса не вызывали. «Его никто не знал. Его нигде не ждали… Жизнь отвергала его», — вспоминал будущий председатель Союза советских писателей К. Федин. В справке сообщается, что «прилежная работа над стилем и языком склоняла Сологуба» к художественному переводу. До войны ему особенно удались переводы драм Г. Клейста, осуществленные совместно с женой, переводчицей и критиком А. Н. Чеботаревской (1876–1921), а также стихотворения П. Верлена (1908) — итог 17-летней работы. В 1923 его переводы из Верлена вышли в дополненном и переработанном (далеко не всегда удачно) виде. Большей частью он переводил с французского и немецкого. «Кандид» Вольтера и роман Мопассана «Сильна, как смерть» и поныне печатаются в его переводах.

Умер Сологуб в Ленинграде 5 декабря 1927.

«В мемуарах пишут, что Сологуб был колдуном»

«Критики упрекали Сологуба в садистических безумствах»

Федор Сологуб дает прекрасный материал для психоанализа, настолько благодатный, что даже странно, что никто из психоаналитиков не изучал его творчество с пристрастием. Поразительная вещь: Сологуб работает над «Тяжелыми снами» тогда же, когда Фрейд пишет свое «Толкование сновидений». Несмотря на разность подходов, научного и художественного, проблематика у них одна и та же. Фрейд смотрит на подсознание как врач (в России в то время был принят термин «бессознательное»), а Сологуб как художник работает с аналогичным материалом. Интересно, что первые переводы Сологуба были сделаны именно на немецкий язык, в их числе один из самых любопытных с точки зрения психоанализа рассказов «Тени», которым он заявил о себе в литературе. Эта тема имеет право на существование. Сожалею, что Александр Эткинд обошел Сологуба в своей замечательной монографии «Эрос невозможного», лично мне не хватает в ней сологубовской главы.

Сологуб вполне сознательно работал со своим психологическим материалом, но вряд ли можно говорить о каком-то научном интересе, хотя в его библиотеке имелись книги по психологии и психиатрии. Увлечение этой областью было общим веянием эпохи. Сологуб создавал в своем творчестве деструктивные и патологические образы, сублимировал собственные комплексы, иногда это принимало гипертрофированные формы и казалось современникам искусственным. Но это был его материал, благодаря которому он стал писателем и поэтом. Именно собственные комплексы и страхи помогли Сологубу: он не только пытался художественно осмыслить определенные проблемы, но и контекстуализировать их. Его любимым писателем с юных лет был Достоевский. Романы Достоевского он рассматривал как «миф», источник для нового творчества: «Если могут быть романы и драмы из жизни исторических деятелей, то могут быть романы и драмы о Раскольникове, о Евгении Онегине и о всех этих, которые так близки к нам, что мы порою можем рассказать о них и такие подробности, которых не имел в виду их создатель» (письма к А. Измайлову, 1912).

Некоторых современников шокировало то, о чем писал Сологуб, его проблематика (убийства, детские самоубийства, инцест и т. п.), но далеко не всех. Эпоха была такая, что, в общем, было трудно кого-то чем-то удивить. Если мы посмотрим на критические отзывы, то увидим, что на сто отрицательных будет столько же положительных. Одни видели в писателе нравственного урода, отождествляли его с Передоновым, а другие — великого художника, впервые обратившего внимание на табуированные области «застенной», внутренней жизни. Впрочем, здесь следует быть очень осторожными: всякий раз, когда мы пытаемся объяснять художественное творчество исходя из биографии, мы невольно схематизируем и упрощаем произведение. Но случай Сологуба уникален тем, что обойти биографические аспекты его творчества невозможно. Он был человеком с пограничной психикой, сформировавшейся в детстве. Мать секла его с ранних лет — что называется, «во славу Божию», пытаясь воспитать как истинного христианина, приучить к страданию. Она секла его, когда он был уже учителем, а после ее смерти — секла сестра, и он был уже инспектором, об этом остались автобиографические записи. Конечно, многие тогда жили в нищете и в атмосфере насилия, но далеко не все выходцы из «низовой» среды несли свое прошлое как крест всю жизнь. В связи с этим вспоминается фрагмент из переписки Андрея Белого и Иванова-Разумника. После смерти Сологуба в декабре 1927 года Иванов-Разумник разбирал сологубовский архив перед передачей его в Пушкинский Дом. Андрей Белый был потрясен тем, что узнал от Иванова-Разумника: потрясенный, он писал ему, что если бы знал обо всем при жизни Сологуба, то «рвался бы к нему с иррациональным сердечным плачем, чтобы хоть чем-нибудь отогреть эту неотогретую жизнь». «Стоя над этим страшным случаем, в котором силы добра и зла так сплетены, что и не расплетешь, — не знаешь, чему содрогаться: силе ли зла <…> или силе добра». Сологуб потерял отца в четыре года, и это стало настоящей трагедией, он хорошо его помнил, а отношения с матерью были очень напряженными. Нельзя сказать, что он ее не любил, но там превалировали другие чувства. Она воплощала агрессивную жестокую силу жизни. Он должен был сопротивляться, но был сломлен. Садомазохистский комплекс, который сформировался в детстве из-за жестокости матери, определил и личность Сологуба, и суть его творчества. Критики упрекали писателя в садистических безумствах, особое внимание в статьях уделяли брутальным сценам из его романов и рассказов («при виде розог или побоев герои Сологуба захлебываются от садического восторга»). На самом деле это была сублимация комплекса, который в некотором смысле стал для него источником творчества.

Долгое время говорить об этой стороне личности Сологуба было невозможно. Существовали цензурные запреты, многие биографические материалы были попросту неизвестны. У меня был очень интересный опыт. В 1991 году в Бергамо состоялась первая конференция, посвященная Сологубу. Я как раз недавно пришла работать в Пушкинский Дом, знатоков творчества Сологуба на тот момент почти не было, его архив еще только начинали разрабатывать. Мне повезло, я вытащила счастливый билет. Так вот, в Бергамо один из участников прочел доклад о педагогических взглядах Сологуба, он рассказывал в основном о том, как Сологуб обожал детей — настоящий гуманист! Именно так подавалась тема: односторонне, в духе советского стереотипа. Наверное, я повела себя не очень корректно, но решилась процитировать некоторые документы, обнаруженные в архиве. Один из них — тетрадь, где напротив фамилий учеников ясным учительским почерком Сологуба записано, сколько розог получил каждый ученик за месяц. Плюс его замечательный трактат о телесных наказаниях, где он пишет о том, что детей надо сечь везде: в школе, дома, на улице, в участке и т. д. На полях этого трактата маргиналии: «так поступала моя мать», а далее о том, что он испытывал во время сечения и как сечь правильно. Эти примеры произвели эффект разорвавшейся бомбы. Мы можем изобретать разные теории или следовать стереотипам, но иногда одна подпись под документом или исписанный клочок бумаги из архива способны перечеркнуть все наши построения и гипотезы.

«„Мелкий бес” — одна из визитных карточек эпохи»

В поэтике Сологуба для меня интереснее всего постоянный протагонист, личность, в которой много автобиографического. Герой его прозы, да и лирики, — это и есть его индивидуальная авторская мифологема. Он все время говорит о себе: учитель Логин в «Тяжелых снах», Передонов в «Мелком бесе», Триродов в «Творимой легенде» (сологубовский афоризм: «неистощимая тема — о себе»). Это и есть главная его мифологема, и она не так проста, как может показаться.

Федор Сологуб — стихи. Читать стихотворения Федора Сологуба

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: [email protected]

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Как предложить событие в «Афишу» портала?

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Если вопросы остались — напишите нам.

СОЛОГУБ, ФЕДОР | Энциклопедия Кругосвет

СОЛОГУБ, ФЕДОР (настоящие имя и фамилия – Тетерников, Федор Кузьмич) (1863–1927), русский писатель. Родился 17 февраля (1 марта) 1863 в Санкт-Петербурге. Отец, незаконный сын помещика Полтавской губернии, был дворовым человеком, после отмены крепостного права портняжил в столице; умер в 1867, и вдова его нанялась в небогатую чиновничью семью «прислугой за все». В доме интересовались театром и музыкой, водились книги, и Сологуб рано пристрастился к чтению. Как сообщалось в составленной его женой и выверенной им Биографической справке (1915), «из первых прочитанных книг совершенно исключительное впечатление произвели Робинзон, Король Лир и Дон Кихот… эти три книги были для Сологуба своего рода Евангелием». Не менее существенно, что в отрочестве он прочел всего В.Г.Белинского («очень волновал и захватывал»), затем Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева. Н.А.Некрасова знал почти всего наизусть, в отличие от не столь занимавших его А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Под знаком обостренно-личного восприятия Некрасова, чей настрой вполне отвечал сосредоточенности Сологуба на горестном ощущении «злой судьбы» бедняка, сложилось его представление о поэтическом творчестве, в 1880-х годах скорректированное с оглядкой на С.Я.Надсона и Н.М.Минского («В этой песне не звуки, лишь стоны одне, / В этой песне не мысли, лишь вопли страданья»).

Пройдя после приходской школы и уездного училища ускоренную педагогическую подготовку в Учительском институте, девятнадцатилетний Сологуб отправился с сестрой и матерью, предоставленными его попечениям, преподавать математику в глухую провинцию – в городок Крестцы Новгородской губернии (1882–1885), в Великие Луки (1885–1889), наконец в Вытегру (1889–1892). Учительствовал он усердно и даже написал учебник по геометрии, однако не считал школьное преподавание достойным себя занятием. Стихи он писал с 12 лет, и, как гласит Справка, «в юном поэте созрела твердая уверенность в своем призвании, в заложенных в него поэтических возможностях». Долгое время такая уверенность особых оснований не имела – за все годы пребывания в провинции Сологуб опубликовал в «журнальчиках» около десятка стихотворений; но с начала 1890-х годов положение стало меняться.

В 1891, наездом в столице, Сологуб свел знакомство с Минским, которого высоко чтил и даже через двадцать лет называл «идейным единомышленником». На его суд была представлена большая подборка стихотворений Сологуба (несколько сотен), и они пришлись весьма кстати. Поэты Минский, Д.С.Мережковский и З.Н.Гиппиус, критик А.Волынский и издатель Л.Гуревич были заняты преобразованием бывшего народнического журнала «Северный вестник» в духе «глубоко современного внутреннего перерождения» (Мережковский), манифестом которого был трактат Минского При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни (1890) – по мнению его рецензента Вл.Соловьева, симптом «общей душевной болезни нашего времени». Живой иллюстрацией к этому трактату могли послужить стихи Сологуба 1880-х годов: их некрасовско-надсоновская тематика оформляется как философская под очевидным воздействием А.Шопенгауэра, в полной мере сказавшимся уже в 1890-е. Позднее Волынский даже окрестил Сологуба «подвальным Шопенгауэром», явно имея в виду Записки из подполья Ф.М.Достоевского: Достоевский был любимейшим автором Сологуба, и характерно, что его религиозный пафос Сологуба ничуть не затронул, зато превращение «униженных и оскорбленных» в «подпольных» пакостников и озлобленных мечтателей, склонных к солипсизму, стало его универсальным сюжетом, лирическим, эпическим и драматическим. Все это вполне типично для декадентского мироощущения, и у Сологуба декадентство как нельзя более органично: оно оказывается новой ипостасью его социальной обездоленности, возведенной во вселенский масштаб и в метафизическое достоинство. Действительность обличается, отвергается и изничтожается; на ее месте возникает образ мироздания, в котором безраздельно царят «ложь и зло», в основном соответствующие «воле и представлению» Шопенгауэра. В этом ключе в 1890-е годы определяется потенциальное содержание и разрабатываются мифологемы (большей частью квазирелигиозные) творчества Сологуба.

С 1892, переселившись в Петербург и продолжая преподавать в школе, он становится постоянным и плодовитейшим сотрудником «Северного вестника», где получает и свой «аристократический» псевдоним: им стала изуродованная для юридической безопасности известная графская фамилия. Стихи его обильно печатаются во многих петербургских журналах и газетах; он пишет «множество рецензий, заметок и статей» (в частности, ведет в 1894–1895 в «Северном вестнике» обозрение Наша общественная жизнь), заканчивает и печатает в 1896 первый роман из провинциальной учительской жизни Тяжелые сны; с 1892 работает над вторым романом, где жизненный материал и тематика первого переоформляются под знаком бесовщины и в образах «пляски смерти». Выходят его сборники Стихи. Книга первая (1896) и Тени. Рассказы и стихи (1896). (Высоко оцененный З.Гиппиус рассаз Тени был принципиальной декларацией отторжения художественного творчества от действительности, его заведомой никчемности). Как правило, Сологуба причисляли к зачинателям поэтического символизма, поскольку он выступал рядом с ними на страницах периодических изданий и пользовался среди них особенно высокой репутацией. Но, как замечает Волынский, Сологуб лишь «примыкал к ним», и добавляет: «…я лично не видел ничего символического в поэзии Сологуба… Это был не символист, а декадент в самом высоком смысле слова». При некоторой общности умонастроения существенные различия между Сологубом и символистами выявились в период его наибольшей популярности – в 1905–1914 и после 1917. Однако во время общественного подъема начала 1900-х и Минский, и Мережковские, и Бальмонт, и Белый, и Сологуб занимали близкие позиции на левом фланге революционных событий. При этом Сологуб, принципиальный богоборец, был гораздо последовательнее соратников: в его понимании вся действительность была игралищем злой воли, являющей миру двусмысленный образ Богодьявола («Змий, царящий над вселенной»), и вся подлежала изничтожению: «подвиг… поэта в том, чтобы сказать тусклой земной обычности сжигающее нет; поставить выше жизни прекрасную, хотя бы и пустую от земного содержания форму». В итоге «славнейший подвиг и величайшая жертва – подвиг, приводящий к смерти, жертва жизни».

Разрушительный, богоборческий пафос вдохновляет бесчисленные «зажигательные» стихи Сологуба, появлявшиеся в сатирических журналах революционной поры «Зритель», «Сигнал», «Молот», «Вольница» и др. и отчасти собранные в его пятой книге стихов Родине (1906), а также его пропагандистские Политические сказочки (1906) – «жалящие пародии на духовенство и власть» (А.Белый). Своеобразную поэтическую экспозицию борьбы с реальностью мира представляют собой его самые знаменитые, шестой и седьмой стихотворные сборники Змий (1907) и Пламенный круг (1908). Его статья Я. Книга совершенного самоутверждения (1907) стилизована под библейские пророчества; программная поэма называется Литургия мне (1908).

Сологуб выдвинулся в первый ряд литераторов и стяжал всеобщее читательское признание после публикации его законченного в 1902 второго романа Мелкий бес, появившегося в 1905 в журнале «Вопросы жизни», а затем (1907) вышедшего несколькими изданиями и прочитанного, по словам Блока, «всей образованной Россией». Роман был воспринят как своевременное объяснение торжества реакции; мистификация обывательской стихии превращала российскую провинциальную действительность в некую дьяволическую свистопляску. Неподвластны ей оказывались лишь потаенные эротические игры отрока и отроковицы. Эту тему продолжают опубликованные в альманахах и сборниках новые романы Навьи чары (1907–1909) и Дым и пепел (1912–1913), в значительно переработанном виде объединенные под названием Творимая легенда и занявшие три последних тома 20-томного собрания сочинений Сологуба, законченного в 1914. Здесь всевластию обывательщины и мятежному разгулу противопоставляется апофеоз оторванного от действительности и сопричастного смерти творческого воображения. Скандальный успех романа был обусловлен его нарочитым эротизмом, критика это произведение единодушно осудила. В предвоенное время в центре внимания оказывается драматургия Сологуба, в которой мифологические и фольклорные сюжеты служат проповеди его излюбленных философических идей: трагедию Победа смерти (1907) ставит в театре Комиссаржевской В.Э.Мейерхольд; «пьесы-буффонады» Ночные пляски (1908) и Ванька Ключник и Паж Жеан (1908) – Н.Н.Евреинов.

Война и революции 1917 отодвинули творчество Сологуба далеко на задний план. Падению его славы и престижа способствовали его обильные ура-патриотические журнальные стихи, отчасти собранные в книге Война (1915). Февральскую революцию он восторженно приветствовал, большевистское переустройство действительности воспринял как очередное торжество зла и лжи, противопоставить которому можно было лишь упорное художественое творчество, что он и пытался делать в поэтических сборниках, включавших преимущественно новые стихи, – Одна любовь (1921), Фимиамы (1921), Свирель (1922), Чародейная чаша (1922), Великий благовест (1923). Выходили они ничтожными тиражами и никакого читательского интереса не вызывали. «Его никто не знал. Его нигде не ждали… Жизнь отвергала его», – вспоминал будущий председатель Союза советских писателей К.Федин. В Справке (1915) сообщается, что «прилежная работа над стилем и языком склоняла Сологуба» к художественному переводу. До войны ему особенно удались переводы драм Г.Клейста, осуществленные совместно с женой, переводчицей и критиком Ан.Н.Чеботаревской (1876–1921), а также стихотворения П.Верлена (1908) – итог 17-летней работы. В 1923 его переводы из Верлена вышли в дополненном и переработанном (далеко не всегда удачно) виде. Большей частью он переводил с французского и немецкого. Кандид Вольтера и роман Мопассана Сильна, как смерть и поныне печатаются в его переводах.

Оценивая творчество Сологуба через десять лет после его смерти, В.Ходасевич писал: «Вероятно, от Сологуба останется некоторое количество хороших и даже очень хороших стихов… В пантеоне русской поэзии он займет приличное место – приблизительно на уровне Полонского: повыше Майкова, но пониже Фета». К этому можно добавить, что около трети его стихотворного наследия до недавнего времени оставалось неопубликованным, а опубликованным стихам самые придирчивые критики не отказывают в своеобразии поэтической структуры, особой музыкальности и ритмическом богатстве.

Умер Сологуб в Ленинграде 5 декабря 1927.

Федор Сологуб – краткая биография

Большинство крупных русских писателей предреволюционной эпохи вышли из культурных столичных семей, из верхушки среднего класса. Но самым лучшим, самым изысканным поэтом первого поколения символистов был выходец из низов, чей странный гений расцвел при самых неблагоприятных обстоятельствах. Федор Сологуб (настоящее имя – Федор Кузьмич Тетерников) родился в Петербурге в 1863 г. Отец его был сапожником, а мать после смерти отца пошла в прислуги. С помощью ее хозяйки Сологуб получил сравнительно приличное образование в Учительском институте. Закончив учение, он получил место учителя в захолустном городишке, со временем стал инспектором начальных школ, а в девяностые годы был наконец переведен в Петербург. Только после огромного успеха своего знаменитого романа Мелкий бес он смог оставить педагогическую службу и жить на литературные заработки.

Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников)

 

В 1905 г. Сологуб был настроен революционно, а в 1917 г. и позднее проявлял крайнее неприятие большевицкого режима. В годы гражданской войны, он терпел страшную нужду, но долго не хотел уезжать из России. Однако затем полная невозможность издаваться при коммунистах всё же толкнула его просить о разрешении выезда за границу. Позволения эмигрировать Федор Сологуб добился лишь после долгих мытарств. Отъезд был назначен на 25 сентября 1921, но буквально за два дня до этого, 23-го, нервная, склонная к сумасшествию жена Фёдора Кузьмича, писательница Анастасия Чеботаревская, не выдержав неустройств и лишений, покончила с собой – бросилась в реку с Тучкова моста в Петрограде. После смерти жены Сологуб не захотел покидать родины. В «нэповские» 1920-е годы было небольшим тиражом переиздано несколько его старых книг, но новых сочинений не печатали, несмотря на то, что в январе 1926 он был избран председателем петроградского Союза писателей. Сологуб кое-как существовал благодаря публичным чтениям стихов и постоянно проклинал «туполобую» советскую власть. Он умер 5 декабря 1927 года.

Сологуб начал писать с 1880-х годов, но первые десять лет не имел никаких связей с литературным миром. Его первые книги были изданы лишь в 1896 г. – сразу три: сборник стихов, сборник рассказов и роман Тяжелые сны, над которым он работал больше десяти лет. Следующий сборник стихов и следующий сборник рассказов появились только в 1904 г. Для лучшего своего романа Мелкий бес, над которым он работал с 1892 по 1902 гг., Сологуб в течение многих лет не мог найти издателя. Его наконец стали печатать в 1905 г. в приложениях к журналу, но журнал закрылся. И только в 1907 г. роман наконец был издан в виде книги и был принят на ура. Мелкий бес принес Сологубу всеобщее признание и всероссийскую славу. Однако в позднейших книгах Сологуб стал давать слишком много воли своим настроениям, что не понравилось читателям; книги его уже не имели былого успеха, и после 1910 г. все решили, что талант его пошел на убыль. Творимая легенда (1908–1912) – очень интересная и странно своеобразная книга – была встречена равнодушно. Последний роман Сологуба – Заклинательница змей – решительно слаб, но стихи Сологуба сохраняли высокий уровень, хотя любителям новинок и сенсаций не нравилась некоторая их монотонность.

В творчестве Сологуба необходимо различать два аспекта, не связанных между собой, – это его манихейский идеализм и особый «комплекс», являющийся результатом подавляемого, порочного libido. Нет сомнения, что многие произведения Сологуба, особенно последнего периода, не были бы написаны, если бы не потребность удовлетворять этот «комплекс». Для изучения этого вопроса нужен опытный психоаналитик, а не историк литературы. Наслаждение жестокостью и унижением красоты – один из главных его симптомов. Второй симптом – вечно повторяющаяся деталь «босые ноги». Это как наваждение. Во всех романах и рассказах Сологуба бродят босые героини.

«Манихейство» Сологуба, его отношение к миру как арене постоянного взаимодействия доброго и злого начал, напротив, чисто идеалистическое. Существует мир Добра, состоящий из Единства, Покоя и Красоты, и мир Зла, который состоит из разброда, желаний и пошлости. Наш мир – творение Зла. Только внутри себя можно найти мир Единства и Покоя. Цель человека – освободиться от злых оков материи и стать умиротворенным божеством. Но человек проецирует свои мечты о небе на внешний мир, – в этом состоит «романтическая» ирония жизни. Эту иронию Сологуб символически изображает двумя именами, взятыми из Дон Кихота: Дульцинея и Альдонса. Та, кого мы мнили идеальной Дульцинеей, на деле оказывается пошлой Альдонсой. Материя и желание – главные выразители зла, а Красота – идеальная красота обнаженного тела – единственное воплощение высшего мира идеалов в реальной жизни. В этом пункте идеализм Сологуба встречается с его чувственностью. Его отношение к плотской красоте всегда двойное: одновременно платонически идеальное и извращенно чувственное.

Привкус сологубовской чувственности многим читателям так отвратителен, что становится препятствием к наслаждению его творчеством. Но и помимо этой извращенности, сама философия Сологуба тяготеет к нигилизму, близкому к сатанизму. Мир и Красота отождествляются со Смертью, а Солнце – источник жизни и деятельности – становится символом злой силы. В своем отношении к существующей религии Сологуб занимает позицию, противоположную своим средневековым предшественникам – альбигойцам: он отождествляет Бога со злым создателем злого мира, а Сатана становится у него царем спокойного и прохладного мира красоты и смерти.

Поэзия Сологуба развивалась не в том направлении, что поэзия других символистов. Его словарь, его поэтический язык, его образность ближе к эклектической поэзии «викторианцев». Он пользуется простыми размерами, но утончает их до совершенства. Словарь у Сологуба почти такой же маленький, как у Расина, но пользуется им он почти с такой же точностью и меткостью. Он символист в том смысле, что слова его – символы с двойным значением, и употребляются во втором – непривычном значении. Но законченность его философской системы позволяет Сологубу пользоваться этими словами с почти классической точностью. Это относится, однако, только к той части его поэзии, которая отражает его идеальные небеса или стремление к ним. В других циклах, – например, в Подземных песнях – мрачно и жестоко изображается злой разлад мира, и поэтический язык в них грубее, колоритнее и богаче. В Подземные песни входит странный цикл Личины переживаний – воспоминания о разных формах, которые принимала душа в своих предыдущих воплощениях. Одно из них – жалоба собаки, воющей на луну, одно из лучших и своеобразнейших стихотворений Сологуба. Лирическая поэзия Сологуба – лучшее, что он написал, – ее классическая красота происходит от неуловимых свойств ритма и смысла. Как во всей классической поэзии, умолчание поэта так же важно, как его слова: то, что осталось недосказанным, – так же важно, как и сказанное. Это самые изысканные и тонкие стихи во всей современной русской поэзии.

Хотя стихи Сологуба – это совершеннейший и редчайший цветок его гения, его слава в России и особенно за границей больше основывается на его романах. Первый роман Сологуба – Тяжелые сны – лирически-автобиографический. Героя романа, провинциального учителя Логина, преследуют те же извращенные наваждения и те же идеальные видения, которые наполняют поэзию Сологуба. Это история человека, способного достичь идеала в гуще мира пошлости, жестокости, эгоизма, глупости и похоти. Русское провинциальное общество изображается с разящей жестокостью, напоминающей Гоголя. Но это не реализм – в добром старом русском смысле слова, – так как в изображаемой жизни символизируется не только русская широта. О втором и третьем романах Сологуба – Мелкий бес и Творимая легенда – вы можете прочитать в отдельных статьях нашего сайта (Мелкий бес, Творимая легенда).

Рассказы Федора Сологуба – связующее звено между его поэзией и романами. Некоторые из них – короткие зарисовки в стиле Тяжелых снов и Мелкого беса. Другие, особенно написанные после 1905 г., откровенно фантастические и символические. В них Сологуб дает полную свободу своим патологическим чувственным запросам. Типичные примеры – Милый паж и Дама в узах. Чудо отрока Лина – революционный сюжет в условно-поэтической обстановке – один из лучших образцов тогдашней русской прозы. Вообще проза Сологуба прекрасна: прозрачная, ясная, уравновешенная, поэтичная, но с чувством меры. В поздних произведениях, правда, появляется раздражающая манерность. Особняком стоят Политические сказочки (1905): восхитительные по едкости сарказма и по передаче народного языка, богатого (как всякая народная речь) словесными эффектами и напоминающего гротескную манеру Лескова.

Пьесы Сологуба хуже других его произведений. В них мало драматических достоинств. Победа смерти и Дар мудрых пчел – пышные зрелища, символизирующие философские концепции автора. В них меньше искренности, чем в его поэзии, красота их фальшива. Более интересна пьеса Ванька-ключник и паж Жеан: забавно и иронически рассказанный привычный сюжет о молодом слуге, который соблазняет хозяйку дома, развивается в двух параллельных вариантах – в средневековой Франции и в Московской Руси. Это сатира на русскую цивилизацию, с ее грубостью и бедностью форм, и в то же время символ глубинной образности дурного разброда жизни во всем мире и во все века.

 

Стихи Федора Сологуба> Моя поэтическая сторона

Федор Сологуб — русский поэт, прозаик и драматург, участник движения писателей и художников «Русские символисты». Иногда он использовал имя Теодор рядом со своими работами, которые часто носили пессимистический, болезненный характер. Он принял европейский стиль fin de siècle , и считается, что он был первым русским писателем, который это сделал. Хотя он более известен своими романами, его стихи часто хвалили.Поэт-символист Валерий Брюсов сказал, что его обманчиво упрощенный подход обладает «пушкинским совершенством формы».

Родился Федор Кузьмич Тетерников 17 -го февраля 1863 года в Санкт-Петербурге. Семейная жизнь была тяжелой, его отец был бывшим украинским крепостным, а теперь бедным портным до самой смерти, когда его сыну было всего четыре года. Мать Федора забрала двоих детей в аристократический дом, где работала прислугой. Несмотря на столь неблагоприятный старт, мальчик получил хорошее образование и окончил Санкт-Петербургскую гимназию.Петербургский учительский институт в 1882 году. Ему удалось получить преподавательскую должность, и он взял с собой мать и сестру, когда переехал в Крестцы.

Вскоре он продемонстрировал писательский талант, и у него была первая часть опубликованного произведения, стихотворение под названием Лиса и Ёжик, , включенное в детский журнал в 1884 году. Его работа привела его в различные отдаленные места, и он начал страдать от разочарования из-за того, что находился вдали от центра событий. Он провел около десяти лет в том, что он назвал «ужасным миром провинциальной жизни в глуши», но в конечном итоге это стало причиной романа, который он написал позже, в значительной степени основанный на этом времени.Он назывался The Petty Demon и стал одним из самых известных его проектов.

Сологуб слышал о новых писателях-символистах, таких как Дмитрий Мережковский и Николай Минский, и очень хотел приехать в Санкт-Петербург, чтобы встретиться с ними. В 1891 году ему удалось совершить поездку, и ему посчастливилось встретиться с Минским, что побудило его навсегда вернуться в столицу. Он получил место преподавателя математики в городе и продолжал писать. Его статьи были опубликованы в влиятельном литературном журнале Северный вестник , и Минский, к тому моменту его друг, посоветовал ему не использовать свое настоящее имя (Тетерников).Они решили, что «Соллогуб» — хорошее имя, но его заменили на Сологуб, чтобы не путать с дворянином с таким же именем.

В 1896 году он опубликовал три книги, в том числе один сборник стихов. Они имели некоторый успех, и за ними последовали другие. Он завершил свой тревожный роман The Petty Demon в 1902 году, и это можно сравнить с некоторыми из его мрачных стихов, хорошим примером которых является роман Devil’s Swing . Речь идет о воображаемой встрече с сатаной на берегу реки, где автора толкает на подвешенных качелях рука самого дьявола, пока это неизбежно не закончится катастрофой.Вот вступительные стихи:
Он жил в одном доме со своей сестрой, и они начали привлекать коллег-писателей и художников к групповым литературным занятиям, которые он называл «Воскресенье». Он был очень близок со своей сестрой и был опустошен, когда она умерла от туберкулеза в 1907 году. Это побудило его уйти от преподавания, и он сосредоточился на писательстве. В следующем году он также женился на переводчике.

Следующее десятилетие Россия была в смятении: страну опустошила война, а затем, конечно же, произошла революция 1917 года, которая сильно повлияла на таких писателей, как Сологуб.Он не смог опубликовать ни одну из своих работ в соответствии с новым порядком, и вскоре он и его жена впали в состояние отчаяния. Они пытались получить разрешение на выезд из России, но к сожалению, как только разрешение было получено, его жена бросилась с моста через реку и утонула в реке внизу.

Горе Сологуб по поводу этого события было значительным, и он упомянул о ее смерти в стихотворении 1921 года со следующими строками:

Он решил остаться в России, и постепенно положение улучшилось, и он смог снова опубликовать свою работу, хотя ни одна из его новых работ не была выставлена ​​на публикацию.Его здоровье начало ухудшаться в 1927 году, пока оно не дошло до того, что он не мог встать с постели.

Федор Сологуб скончался 5 -го декабря в Ленинграде. Ему было 63 года.

Неизвестных страниц биографии Федора Сологуба

МОСКВА. Издательство «Новое литературное обозрение» выпустило сборник, посвященный писателю-символисту Федору Сологубу.

Отсутствие мемуаров и эпистолярного наследия, проливающего свет на обстоятельства личной жизни Федора Кузьмича Тетерникова, только усиливает интерес к этой загадочной личности.Писатель, работавший под псевдонимом Сологуб, тщательно оберегал подробности своей личной жизни.

Переписка в основном деловая. На запросы издателей и журналистов подробности биографии — вежливый, но твердый отказ. Подобной линии поведения Сологуб придерживался с подросткового возраста. Он не стал открывать врата в преграду, которую сам воздвиг, даже после значительного успеха «Дьявола», когда интерес к личности автора зашкаливал, а роман о садистском учителе Передонове постоянно переиздавался.Знаменитый писатель и критик амфитеатров, и не только он, считал Федора Кузьмича великим писателем, и его лучший роман был сопоставим по значимости с «Мертвыми душами» Гоголя. Сологуб предпочитал писать романы, статьи, очерки, пьесы, сборники рассказов и стихов, нежели устраивать эмоциональный стриптиз.

Его реакция на большевистский переворот 1917 года была резко отрицательной. Даже контакты его жены Анастасии Чеботаревской с революционной средой не могли повлиять на отношение к новой власти.Его не напечатали, что лишило его средств к существованию. Ранее считавшийся неприемлемым обсуждение вопроса об эмиграции, в 1921 году он решил уехать, чему не суждено было состояться. Бюрократические проволочки и откровенное безразличие к судьбам талантливых людей лишили возможности спасти умирающего от тяжелой болезни Блока, а Сологуба — возможности полноценно жить и работать. После трагической гибели жены он навсегда потерял надежду на это. Через 6 лет его не стало.

Книга о Сологубе — объемное произведение, в котором используются редкие архивные документы для раскрытия хотя бы некоторых его секретов.

Елена Танакова © Gallerix.ru

Аудиокнига недоступна | Audible.com

  • Evvie Drake начинает более

  • Роман
  • К: Линда Холмс
  • Рассказывает: Джулия Уилан, Линда Холмс
  • Продолжительность: 9 часов 6 минут
  • Несокращенный

В сонном приморском городке в штате Мэн недавно овдовевшая Эвелет «Эвви» Дрейк редко покидает свой большой, мучительно пустой дом почти через год после гибели ее мужа в автокатастрофе.Все в городе, даже ее лучший друг Энди, думают, что горе держит ее внутри, а Эвви не поправляет их. Тем временем в Нью-Йорке Дин Тенни, бывший питчер Высшей лиги и лучший друг детства Энди, борется с тем, что несчастные спортсмены, живущие в своих худших кошмарах, называют «ура»: он больше не может бросать прямо, и, что еще хуже, он не может понять почему.

  • 3 из 5 звезд
  • Что-то заставляло меня слушать….

  • К Каролина Девушка на 10-12-19

Федор Сологуб — Стихи известного поэта

Федор Кузьмич Тетерников (Федор Сологу родился в Санкт-Петербурге. Его отец, портной и сапожник, умер, когда Сологубу было четыре года.Его мать была неграмотной и работала прислугой и прачкой. После окончания народного училища и педагогического института в 1882 году Сологуб вместе с матерью и сестрой работал учителем в провинциальных школах на севере России. Он преподавал в основном математику, а в 1892 году вернулся в Петербург, где преподавал в городском народном училище, а затем был назначен инспектором школ. В 1907 году он полностью посвятил себя писательству. В том же году умерла сестра — потеря наложила глубокий отпечаток на спокойные стихи Сологуба.

«Забыты вино и веселье,

Заброшены доспехи и меч.

В одиночестве он спускается в темницу,

И отказывается зажечь лампу».

Как писатель Сологуб начал свою карьеру в 1880-х годах в журналах и опубликовал свой первый сборник стихов «Стихи» в 1886 году. К 1889 году он начал переводить стихи Верлена.

Изображение детей Сологубом вызывает споры — некоторые критики рассматривают их невиновность в декадентской среде как контраст с мерзкими взрослыми, некоторые выглядят намеками на педофильное воображение.Детей Сологуба часто преследуют ненормальные психические переживания и тоска по смерти. Сексуальный подтекст творчества Сологуба и соотношение пола и смерти было отмечено в 1909 г. Г.С. Незлобиным в своем исследовании «Порнографический элемент в русской литературе». Таким образом была обеспечена репутация Сологуба как «несравненного русского порнографа».

Свой самый известный роман «Мелкий бес» Сологуб написал в годы школьного учителя и закончил в 1902 году. Книга была опубликована в 1907 году и инсценирована в 1909 году как пятиактная трагедия.

Пламенный круг (1908, Круг пламени), сборник стихов Сологуба, был своеобразным проявлением его веры в то, что поэт — искатель в мирах запретных знаний, магии и Эроса.

Как поэт Сологуб был чрезвычайно продуктивен. Его лучшим периодом считается 1896–1908 годы. Его собрание сочинений, изданное в Санкт-Петербурге в 1913-1914 гг., Состояло из девятнадцати томов, пять последних томов включали произведения, написанные за период около двух лет.

Сологуб умер в Ленинграде 5 декабря 1927 года.Говорили, что за всю жизнь его ни разу не видели смеющимся.

Библиография и источник изображений: middlebury.edu

Pantheon

  • Визуализации
  • Рейтинги
    • Люди
    • Места
    • Профессии
  • Профили
    • Люди
    • Места
    • Страны
    • Профессии
    • Профессия / Страна
    • Эры
  • О компании
  • Данные
    • Разрешения
    • Скачать
    • API
  • Ежегодник
  • Домой
  • Визуализации
  • Рейтинги
  • Профили
    • Люди
    • Места
    • Страны
    • Профессии
    • Род занятий / Страна
    • Eras
  • О
  • Данные
    • Разрешения
    • API
  • Ежегодник
  • API
  • Поиск
  • Оставить отзыв
  • Использование ссылки

Tôi xin lôi, страница не найдена.

Вместо этого вы можете попробовать новый поиск или эти страницы:
  • Isaac Newton

    Physicist

    United Kingdom

    Rank 6

  • Walt Disney

    Producer

    United States

    3 Rank 82

    Роджер Федерер

    Теннисист

    Швейцария

    Ранг 124

  • Гонщик

    Ранг профессии 16

    665 Лица

    Спортивный домен

  • Ранг

    9000

    Индонезия

  • Laozi

    Philosopher

    Китай

    Рейтинг 157

  • Винсент Ван Гог

    Художник

    Нидерланды

    Рейтинг 20

  • Профессия Модный дизайнер

    Профессия Модный дизайнер

    Профессия

  • Васко да Gama

    Explorer

    Португалия

    Рейтинг 99

  • Знаменитость

    Профессия 40

    142 Физические лица

    Общественный деятель

  • Мари Кюри

    02 Физик Польша

  • Изучите
    • Визуализации
    • Рейтинги
  • Профили
    • Люди
    • Места
    • Страны
    • Профессии
    • Профессии / страны
    • Эры
  • О
    • Ошибка данных отчета
    • Политика конфиденциальности
    • Условия службы
  • Данные
    • Разрешения
    • Скачать
    • API
  • Приложения
    • Ежегодник

Биография Федора Сологуба — ПоэтАндПоэма.com

Биография Сологуб Федор

  • Период времени 1863-1927
  • Место
  • Страна Россия

Биография поэта

 Федор Кузьмич Тетерников (Федор Сологуб) родился в Санкт-Петербурге. Его отец, портной и сапожник, умер, когда Сологубу было четыре года. Его мать была неграмотной и работала прислугой и прачкой.После окончания народного училища и педагогического института в 1882 году Сологуб вместе с матерью и сестрой работал учителем в провинциальных школах на севере России. Он преподавал в основном математику, а в 1892 году вернулся в Петербург, где преподавал в городском народном училище, а затем был назначен инспектором школ. В 1907 году он полностью посвятил себя писательству. В том же году умерла сестра - потеря наложила глубокий отпечаток на спокойные стихи Сологуба.
«Забыты вино и веселье,
Заброшены доспехи и меч.В одиночестве он спускается в темницу,
И отказывается зажечь лампу ».

Как писатель Сологуб начал свою карьеру в 1880-х годах в журналах и опубликовал свой первый сборник стихов «Стихи» в 1886 году. К 1889 году он начал переводить стихи Верлена.

Изображение детей Сологубом вызвало споры - некоторые критики рассматривают их невиновность в декадентской среде как контраст с мерзкими взрослыми, некоторые выглядят намеками на педофильное воображение. Детей Сологуба часто преследуют ненормальные психические переживания и тоска по смерти.Сексуальный подтекст творчества Сологуба и соотношение пола и смерти было отмечено в 1909 г. Г.С. Незлобиным в своем исследовании «Порнографический элемент в русской литературе». Таким образом была обеспечена репутация Сологуба как «несравненного русского порнографа».

Свой самый известный роман «Мелкий бес» Сологуб написал в годы школьного учителя и закончил в 1902 году. Книга была опубликована в 1907 году и инсценирована в 1909 году как пятиактная трагедия.

Сборник стихов Сологуба «Пламенный круг» (1908, Круг пламени) был своеобразным проявлением его убежденности в том, что поэт - искатель в мирах запретных знаний, магии и Эроса.Как поэт Сологуб был чрезвычайно продуктивен. Его лучшим периодом считается 1896–1908 годы. Его собрание сочинений, изданное в Санкт-Петербурге в 1913-1914 гг., Состояло из девятнадцати томов, пять последних томов включали произведения, написанные за период около двух лет.

Сологуб умер в Ленинграде 5 декабря 1927 года. Говорят, что за всю жизнь его не видели смеющимся. 

Сотворенная легенда Федора Сологуба, Художественная литература, Литературная

Федор Сологуб (1863-1927) — русский поэт-символист, писатель, драматург и публицист.Он был первым писателем, который привнес в русскую прозу болезненные, пессимистические элементы, характерные для европейской литературы и философии конца века. Сологуб родился в Петербурге в семье бедного портного Кузьмы Афанасьевича Тетерникова, крепостного в Полтавской губернии, внебрачного сына местного помещика. Его отец умер от туберкулеза в 1867 году, а его неграмотная мать была вынуждена стать служанкой в ​​доме аристократического рода Агаповых, где выросли Сологуб и его младшая сестра Ольга.Видя, насколько тяжелой была жизнь его матери, Сологуб решил спасти ее от нее и после окончания Петербургского педагогического института в 1882 году взял с собой мать и сестру на свою первую преподавательскую должность в Крестцах, где и начал свою литературную деятельность. карьера с публикацией в детском журнале в 1884 г. его стихотворения «Лисица и Ёжик» под названием Терников. Сологуб продолжал писать, переезжая на новую работу в Великие Луки (1885) и Вытегру (1889), но чувствовал себя полностью изолированным от литературного мира и жаждал снова жить в столице; тем не менее, его десятилетний опыт общения с ужасным миром провинциальной деревенской жизни сослужил ему хорошую службу, когда он начал писать «Мелкого демона».(Позже он сказал, что при написании романа он смягчил факты: происходили вещи, в которые никто бы не поверил, если бы я их описал.

Николай Васильевич Гоголь (1809–1852) был украинским драматургом, романистом и новеллистом, чье творчество находилось под сильным влиянием украинской культуры. На его ранние произведения, такие как «Вечера на хуторе близ Диканьки», оказали влияние его украинское воспитание, украинская культура и фольклор. Его более поздние произведения высмеивали политическую коррупцию в Российской империи («Правительственный инспектор», «Мертвые души»).Роман «Тарас Бульба» (1835) и пьеса «Женитьба» (1842), рассказы «Дневник сумасшедшего», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Портрет» и «Карета», завершить список его самых известных работ.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *