Пирогов невский проспект характеристика: Характеристика героя Пирогов, Невский проспект, Гоголь. Образ персонажа Пирогов

Характеристика и образ Пирогова в повести Невский проспект

  • Сочинения
  • /
  • Литература
  • /
  • Гоголь

Одним из центральных героев, показанных в произведении, является Пирогов, который служит поручиком и приходится другом другого персонажа – Пирогова. Он изображен как самовлюбленный и высокомерный молодой человек, который лишен манер и воспитания, при этом считающий себя культурным и образованным. Часто ведет разговоры касательно литературы, пользуется авторитетом у дам.

Приоритетной целью в своей жизни считает продвижение по карьерной лестнице, которая сулит ему в далеком будущем получение должности полковника и безбедное существование. Возможно, он женится на дочери одного из богатых купцов, которая умеет играть на фортепиано и имеет ценное приданое. Чтобы полностью раскрыть образ данного героя, писатель представляет его читателю как ушлого и беспринципного человека, который поступается человеческими нормами и принципами ради достижения собственных благ.

В его привычку входит подражание известным и авторитетным людям, которая не является искренним желанием стать лучше. Наоборот, посещая различные культурные места, такие как театр, Пирогов не понимает сокрытого смысла в произведении, а лишь делает вид, что ему интересно данное занятие. С людьми, которые ниже его чина, он ведет себя надменно и высокомерно, разговаривая с ними в пренебрежительном тоне.

В любовной линии автор показывает его поверхностным человеком, который заводит отношения лишь для того, чтобы хорошо провести время. К женщинам он относится плохо и цинично рассуждает об их роли в обществе. В отличие от своего товарища Пискарева, который искренне и тонко чувствует любовь к своей избраннице, Пирогов не переживает подобных явлений. В тот момент, когда его товарищ переживает драму — узнав правду, после которой жить ему становится тяжело и неприятно, Пирогов заводит роман с замужней женщиной, хвастаясь при этом своим друзьям, и говоря о том, что в этом нет ничего постыдного.

Это также говорит о беспринципности и наглости данного персонажа, которого автор хотел показать именно таким. Писатель не хотел, чтобы образ такого человека закрепился и устоялся в народе, как нечто нормальное. Поэтому и показал на примере сравнения с его товарищем Пискаревым, как нужно относиться к любви, и какие жертвы человеку приходится приносить ради искренних явлений жизни, которые, хотя и доставляют неприятности, но являются неотъемлемой частью жизни человека верного и порядочного.

Другие темы:

← Запорожская Сечь в повести Тарас Бульба↑ ГогольЧиновники в комедии Ревизор →

`

Характеристика и образ Пирогова в повести Невский проспект

Популярные сочинения

  • Преступление и наказание — Значение Имен в романе

    В своем произведении автор использует прием, с помощью которого читатель на подсознательном уровне формирует представление об истинной сущности героев.

  • Как я помогаю маме — сочинение 3, 6 класс

    Мы с мамой настоящие друзья, я очень ценю и уважаю ее труд, и, конечно, стараюсь ей помогать. В чем заключается моя помощь, я расскажу в своем сочинении.

  • Что такое жестокость — сочинение рассуждение

    Что такое жестокость? Это грубое, бесчеловечное отношение к кому-либо, намеренное причинение ему физического или морального вреда. К сожалению, я думаю, каждый человек в своей жизни хоть раз сталкивался

Характеристика главных героев повести «Невский проспект»

Главная » Характеристика

Характеристика

Автор orfeus На чтение 4 мин Опубликовано

09.09.2021 Обновлено

«Невский проспект» — одна из повестей Гоголя. Значительная ее часть посвящена воспеванию Невского проспекта, который назван автором артерией Санкт-Петербурга. В произведении рассказана история, которая произошла однажды с двумя товарищами, встречавшимися на Невском проспекте.

Характеристика героев произведения

Герой Характеристика Цитата
Пирогов Один из центральных персонажей произведения. Молодой поручик. В начале повести идет вместе с другом по Невскому проспекту и замечает блондинку, которая приходится ему по нраву. Относится к среднему классу городского общества, стремится выслужиться, получить чин полковника и выгодно жениться. Скорее всего, женится на купеческой дочери с большим приданым.

Заметив блондинку, решает за ней проследить до дома. Узнает, что она замужем за жестянщиком Шиллером. Статус замужней дамы, однако, не пугает его – он намерен добиться ее расположения и приходит в лавочку жестянщика, когда того нет, начинает заигрывать с блондинкой, выведывает, когда ее мужа не бывает дома.

Делает Шиллеру заказ на шпоры, когда того нет дома, приходит и начинает приставать к женщине, думая, что она с ним кокетничает. Нападает на нее, начинает ее целовать. Это видит вернувшийся Шиллер. Проучен мужем блондинки и его друзьями, из-за чего долго злится и даже думает пойти в полицию и пустить того по этапу, но, посетив кондитерскую и перекусив пирожными, мгновенно забывает о происшествии и продолжает веселиться, как раньше.

Я говорю тебе о блондинке, что прошла за ней в ту сторону. Что ж ты не идешь за брюнеткою, когда она так тебе понравилась?
Пискарев В отличие от своего друга, более романтичен. Художник, интересуется брюнеткой, которую видит вечером на Невском проспекте, и, как и Пирогов, решает проследить за девушкой. Талантлив, однако робок и застенчив. Беден, привык довольствоваться тем, что у него есть. Увидев брюнетку, влюбляется и решает, что эта встреча – начало большого, светлого и искреннего чувства. Тем больше его разочарование, когда он узнает, кем является понравившаяся ему темноволосая красавица. Уходит в себя, однако не в силах справиться с чувствами, которые его одолевают. Начинает принимать опиум, получив его у персиянина – так он пытается уйти от проблем. Прекращает всяческое общение с внешним миром. Предпринимает отчаянную попытку вытащить красавицу-брюнетку из мира, в котором та находится, предлагая ей выйти за него замуж, но над ним насмехаются. Не выдерживает давления обстоятельств и совершает самоубийство, перерезая себе горло. Об ней, о той, что с темными волосами. И какие глаза! Боже, какие глаза! Все положение, и контура, и оклад лица — чудеса!
Брюнетка Красивая, молодая девушка. Работает в борделе. Ей примерно 17 лет. Она нравится Пискареву, но тот, узнав, кем она является, поначалу не может вынести грязи, в которую окунулся, и сбегает, так и не поговорив с ней. Встречается с Пискаревым, когда тот приходит в бордель во второй раз, чтобы просить ее руки. Она отказывает ему. Я также скучала. Я замечаю, что вы меня ненавидите…
Персиянин Владеет магазином шалей. Помогает Пискареву, желающему сбежать от реальности, достать опиум. Взамен просит художника оказать услугу – нарисовать картину, на которой будет изображена красавица. Хорошо, я дам тебе опиуму, только нарисуй мне красавицу. Чтоб хорошая была красавица! чтобы брови были черные и очи большие, как маслины; а я сама чтобы лежала возле нее и курила трубку! слышишь? чтобы хорошая была! чтобы была красавица!
Блондинка Жена Шиллера, которая понравилась Пирогову. Немного глупа и наивна – рассказывает поручику, когда ее мужа нет дома, не понимает, что тот от нее хочет. Немка, помогает мужу в работе. Он по воскресеньям не бывает дома.
Шиллер Немец, жестянщик. Говорит на русском с ошибками. У него Пирогов заказывает шпоры. Видит, как тот пристает к его жене, когда возвращается домой. Избивает Пирогова за это. Что такое офицер! Я — швабский немец. Мой сам будет офицер: полтора года юнкер, два года поручик, и я завтра сейчас офицер. Но я не хочу служить. Я с офицером сделает этак: фу!
Гофман и Кунц Помогают Шиллеру избить Пирогова за то, что тот приставал к жене их друга. Цитаты отсутствуют.

Что за рассказ о шинели

«Шинель» Гоголя Н.В.

В 1842 г., готовя к изданию сборник своих сочинений, Н.В. различные издания. Всего в третий том вошли семь рассказов, из которых один («Рим») не был завершен. Их часто называли петербургскими рассказами.

«Портрет», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего» были впервые опубликованы в 1835 году в сборнике «Арабески». «Нос» и «Коляска» появились в 1836 году в пушкинском журнале «Современник».

«Шинель» была закончена в 1841 г. и впервые опубликована в третьем томе собрания сочинений 1842 г. Рассказ «Рим» был впервые опубликован в 1842 г. в журнале «Москвитянин». В рассказах Гоголь сочувственно рисует образы «маленьких людей» — петербургских чиновников — и остро сатирически изображает дворянство и высоких чиновников. Социальная направленность этих рассказов выражена очень ярко. Вот почему Белинский называл их «зрело-художественными» и «отчетливо задуманными».

Повесть «Шинель» — программа не только цикла петербургских повестей Гоголя, но и всей последующей эволюции русской реалистической литературы.

Гоголь с большой глубиной и силой развивает здесь тему «маленького человека», выдвинутую в «Станционном смотрителе» А. С. Пушкине.

Трагедия титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина не только в том, что он стоит на одной из самых социальной лестнице и что он лишен самых обыкновенных человеческих радостей, но, главное, что у него нет ни малейшего проблеска понимания собственного ужасного положения.

0005

Бездушная государственная бюрократия превратила его в автомат.

В образе Акакия Акакиевича само представление о человеке и его сущности превращается в свою противоположность: именно то, что лишает его нормальной человеческой жизни — бессмысленное, механическое переписывание бумаг — становится для Акакия Акакиевича поэзией жизни. Ему нравится это переписывание.

Бесчисленные удары судьбы сделали Акакия Акакиевича нечувствительным к насмешкам и издевательствам начальства и коллег. И только если эти издевательства переходили все границы, Акакий Акакиевич безропотно говорил обидчику: «Оставь меня, зачем ты меня обижаешь?» И рассказчик, голос которого часто сливается с голосом автора, замечает, что в этом вопросе использовались другие слова: «Я твой брат».

Пожалуй, ни в одном другом произведении Гоголь не подчеркивает с такой силой идеи гуманизма. В то же время сочувствие автора на стороне «маленьких людей», придавленных жизненным бременем.

В рассказе остро сатирически изображены «значительные лица», сановники, дворяне, по вине которых страдает Башмачкин.

Сюжет повести раскрывается в двух событиях — в приобретении и пропаже шинели Акакия Акакиевича. Но покупка новой шинели является таким грандиозным событием в его скучной, однообразной и бедной жизни, что шинель в конце концов приобретает значение символа, условия самого существования Башмачкина. И, потеряв свой тир-ли, умирает.

«И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто его и не было в нем никогда. Существо исчезало и исчезало, никем не охраняемое, никому не дорогое, никому не интересное, не привлекающее даже внимания естественного наблюдателя, который не дает обыкновенной мухе сесть на булавку и рассмотреть ее в микроскоп; существо, покорно терпящее церковные насмешки и без какого-либо экстраординарного поступка сошедшее в могилу, но для которого тем не менее, хотя и перед самым концом жизни, блеснула светлая гостья в виде шинели, оживившая на мгновение бедную жизнь…»

При жизни Акакий Акакиевич ни о каком сопротивлении и неповиновении и помыслить не мог. И только после смерти он появляется на улицах Петербурга в образе мстителя за свою загубленную жизнь. Акакий Акакиевич сводит счеты с «значительным лицом», забирая у него шинель.

Этот фантастический финал истории не только не уводит от основной мысли, но и является ее логическим завершением. Конечно, Гоголь далек от призыва к активному протесту против существующих порядков. Но свое резко отрицательное отношение он выразил вполне определенно.

«Шинель» произвела огромное впечатление как на читателей, так и на литературные круги.

Белинский писал: «…»Шинель» — одно из самых глубоких произведений Гоголя».

Повесть оставила глубокий след в русской литературе.

Тема «Шинели» непосредственно продолжена и развита Ф.М. Роман Достоевского «Бедные люди».

Общая характеристика цикла Н.В.Гоголя «Петербургские повести». Анализ рассказа Н.В. Гоголя «Шинель ».

В рассказах об украинских помещиках проявилась самобытность гоголевского таланта: умение показать «пошлость пошлого человека». Те же черты художественного метода Гоголя проявились и в рассказах, опубликованных в «Арабесках» в 1835 году. Автор объяснил их название как «месиво, смесь, каша» — помимо рассказов в книгу включены статьи на различные темы. Эти произведения соединили два периода творческого развития писателя: в 1836 г. был опубликован рассказ «Нос», а завершил цикл рассказ «Шинель» (1839 г.).- 1841, опубликовано в 1842 г.). Всего в цикл «Петербургские сказки» вошли пять небольших произведений: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего». Все эти рассказы объединены общей темой- темой изображения Петербурга, большого города, стольного города Российской империи. Единство цикла определяется не только сюжетом изображения, но и содержанием рассказов, их социальным смысловым местом в творчестве писателя. Отделенная от остальных петербургских повестей большим временным интервалом и обогащенная опытом гоголевской работы над «Ревизором» и «Мертвыми душами», замечательная повесть «Шинель» концентрирует в себе всю идейно-художественную силу гоголевских произведений о Николаев Петербург

Точное определение времени и последовательности создания петербургской истории представляет большие трудности. Работа над циклом началась во второй половине 1833 года и особенно в 1834 году, когда Гоголь переживал творческий подъем.

Бюрократический дух столицы, социальное неравенство большого города, его «кипящая меркантильность» (выражение Гоголя в очерке 1834 г.) болезненно отозвались в душе мечтателя, приехавшего в Петербург с благородным намерением принести пользу государству . Столкновение мечты и действительности — один из главных мотивов «Петербургских повестей» — переживал Гоголь болезненно, но это был необходимый момент в идейно-художественном развитии писателя.

Рассказы, разные по сюжетам, темам, героям, объединяет одно место действия — Санкт-Петербург. Гоголь создал яркий образ-символ города, как реального, так и призрачного, фантастического. В Петербурге реальность и фантазия легко меняются местами. Будни и судьбы жителей города — на грани правдоподобности и чудесности, что человек может даже сойти с ума.

Живое превращается в вещь (таковы обитатели Невского проспекта). Вещь, предмет или часть тела становится «лицом», важным лицом («Носом»). Город обезличивает людей, искажает их хорошие качества, выпячивает плохие, меняет их облик до неузнаваемости. Чин в Петербурге заменяет человеческую индивидуальность. Нет людей — есть должности. Без чина, без должности петербуржец не человек, но ни то, ни се, «черт его знает что».

Гоголь, изображая Петербург, использует универсальный художественный прием — синекдоху. Замена целого его частью есть закон, по которому живут и город, и его жители. Достаточно сказать о мундире, фраке, шинели, усах, бакенбардах, чтобы охарактеризовать пеструю петербургскую толпу. Невский проспект – парадная часть – города представляет собой весь Санкт-Петербург. Город существует как бы сам по себе, это государство в государстве — и здесь часть вытесняет целое.

Смысл гоголевского изображения Петербурга в том, чтобы указать человеку из безликой толпы на необходимость нравственного прозрения и духовного возрождения. Гоголь считает, что человеческое все же победит бюрократическое.

В «Невском проспекте» писатель дает заглавие всему циклу рассказов. Это и «физиологический очерк» (подробное изучение главной «артерии» города и городской «выставки»), и романтическая новелла о судьбе художника Пискарева и поручика Пирогова. Их свел Невский проспект, «лицо» Петербурга, меняющееся в зависимости от времени суток. Он становится либо деловым, либо «педагогическим», либо «главной выставкой лучших работ человека». Это город чиновников. Судьбы двух героев позволяют показать суть города: Петербург убивает художника и милует официальное, в городе возможны и трагедия, и фарс, Невский проспект фальшив, как и сам город.0005

В каждой истории Петербург открывается перед нами с новой стороны. В «Портрете» — это соблазнительный город, погубивший художника Чарткова деньгами и славой. В «Записках сумасшедшего» город показан глазами сошедшего с ума титулярного советника Поприщина и т. д. В результате везде обман. Поприщин возомнил себя испанским королем Фердинандом VIII. Это гипербола, подчеркивающая страсть чиновников к чинам и наградам.

Ирония писателя в рассказах также достигает небывалого размаха: только что-то фантастическое может вывести человека из морального оцепенения. Только безумный Поприщин помнит о благе человечества. Если бы нос не исчез с лица майора Ковалева, он бы ходил по Невскому проспекту с носом и в мундире. Исчезновение носа делает его индивидуальностью, ведь с «плоским пятном» на лице невозможно показаться перед людьми. Если бы Башмачкиш не умер, то этот мелкий чиновник вряд ли показался бы «значительной персоной». Таким образом, Петербург в образе Гоголя — это мир привычной нелепости, беспорядка и житейской фантастики.

Проявление петербургского абсурда — безумие человека. В каждой истории есть свои безумцы: Пискарев («Невский проспект») и Чартков («Портрет»), Поприщин («Записки сумасшедшего»), Ковалев («Нос»), Башмашкиш («Шинель»). Образы сумасшедших являются показателем алогизма общественной жизни. Жители города — никто, только безумие может выделить их из толпы, ведь только потеряв рассудок, они выделяются из толпы. Безумие есть бунт людей против всемогущества социальной среды.

Тема «маленького человека» представлена ​​в рассказах «Шинель» и «Записки сумасшедшего».

Мир гоголевских петербургских рассказов призывал к гуманизму и чуткости, разоблачал тиранию и бесчеловечность страшного мира, говорил о проблемах «маленького человека» и его великих правах на достойную жизнь.

Анализ повести Н.В.Гоголя «Шинель »

Когда он в бессмертной Шинели дал себе свободу резвиться на краю глубоко личной пропасти, он стал величайшим писателем, которого когда-либо рождала Россия. «Шинель» Гоголя — это гротеск и мрачный кошмар, пробивающий черные дыры в смутной картине жизни. Поверхностный читатель увидит в этом рассказе только тяжеловесные выходки экстравагантного шута; глубоко — не сомневаюсь, что главным намерением Гоголя было обличение ужасов русской бюрократии. Но и те, кто хочет от души посмеяться, и те, кто жаждет чтения, «заставляющего задуматься», не поймут, о чем написана «Шинель». Так сказал В. Набоков, и он был прав, чтобы понять произведение, надо не только внимательно его прочитать, но и, опираясь на жизнь того времени, осмыслить его.

В середине 1930-х Гоголь услышал канцелярский анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Звучало это так: жил бедный чиновник и был страстным охотником за птицами. Он долго копил на ружье, о котором давно мечтал. Вскоре эта мечта сбылась, он скопил ассигнациями 200 рублей и купил ружье, но во время плавания по Финскому заливу потерял его. Вернувшись домой, чиновник от досады заболел, лег в постель и не вставал. И только его товарищи, узнав о горе и купив ему новое ружье, смогли вернуть чиновника к жизни. Все тогда смеялись, но Гоголь не смеялся, он внимательно слушал анекдот и опустил голову… Этот анекдот был первой мыслью для создания замечательной повести «Шинель», которая была закончена Гоголем в 1842 году. Первый черновик рассказа называлась «Сказка о чиновнике, укравшем шинель». В этой версии были видны некоторые анекдотические мотивы и комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает рассказ, меняет имя героя. Рассказ печатается, завершая цикл «Петербургские рассказы». Обычно писатели, рассказывая о жизни в Петербурге, освещали жизнь и характеры столичного общества. Гоголя привлекали мелкие чиновники, ремесленники, обедневшие художники — «людишки». Петербург выбран писателем не случайно, именно этот каменный город был особенно равнодушен и безжалостен к «маленькому человеку».

Жанр «Шинели» определяется как рассказ, хотя его объем не превышает двадцати страниц. Видовое название — повесть — произведение получило не столько за объем, сколько за огромную, смысловую насыщенность. Смысл произведения раскрывается лишь композиционно-стилевыми приемами при предельной простоте сюжета. Простая история о бедном чиновнике, вложившем все свои деньги и душу в новую шинель, после кражи которой он умирает, под пером Гоголя обрела мистическую развязку, превратилась в красочную притчу с огромным философским подтекстом. «Шинель» — не просто обличительно-сатирический рассказ, это — прекрасное художественное произведение, обнажающее вечные проблемы бытия. Резко критикуя господствующий строй жизни, ее внутреннюю фальшь и лицемерие, творчество Гоголя наводило на мысль о необходимости другая жизнь, другой социальный строй. «Петербургские повести» великого писателя, к которым относится и «Шинель», принято относить к реалистическому периоду его творчества. Однако их вряд ли можно назвать реалистичными. Скорбная повесть об украденной шинели, по словам Гоголя, «неожиданно принимает фантастический конец». Призрак, в котором узнавали покойного Акакия Акакиевича, срывал со всех шинели, «не разбирая чина и звания». Таким образом, концовка истории превратила ее в фантасмагорию.

В «Шинели» поднимается тема «маленького человека» — одна из постоянных в русской литературе. Гоголь обнаруживает в самом прозаическом характере способность к любви, самоотречению, самоотверженной защите своего идеала. Гоголь также ставит в произведении социальные и нравственно-философские проблемы. С одной стороны, он критикует общество, превращающее человека в Акакия Акакиевича, протестуя против мира тех, кто смеется над «вечными титулярными советниками». Но с другой стороны, он обращается ко всему человечеству с призывом обратить внимание на «маленьких людей», живущих рядом с нами. Ведь на самом деле Акакий Акакиевич заболел и умер не потому, что у него украли шинель, а потому, что не нашел поддержки и сочувствия у людей. Следовательно, основной темой произведения является тема человеческих страданий, предопределенных образом жизни.

Духовное и телесное убожество, которое намеренно подчеркивается Гоголем и выдвигается на первый план повести, и произвол и бессердечность окружающих по отношению к главному герою определяют гуманистический пафос произведения: даже у такого человека, как Акакий Акакиевич, право на существование и право на справедливое обращение. Гоголь сочувствует судьбе своего героя. Она заставляет читателя задуматься об отношении к окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которое должен вызывать к себе каждый человек, независимо от своего социального и материального положения. В основе Н.В. Гоголя лежит конфликт между «маленьким человеком» и обществом. Для Акакия Акакиевича вещь становится целью и смыслом жизни.

Герой рассказа Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник одного из петербургских ведомств, униженный и бесправный человек «невысокий, несколько рябоватый, несколько красноватый, несколько даже подслеповатый, с легкой лысиной на его лоб с морщинами по обеим сторонам щек». Герой повести Гоголя во всем обижен на судьбу, но не ропщет: ему уже за пятьдесят, дальше переписки бумаг не пошел, выше чина титулярного советника (государственный чиновник 9 в.сословие, не имеющее права приобретать личное дворянство — если он не родится дворянином) — и при этом скромный, кроткий, лишенный честолюбивых мечтаний. У Башмачкина нет ни семьи, ни друзей, он не ходит в театр и в гости. Все его «духовные» потребности удовлетворяются переписыванием бумаг: «Мало сказать: служил усердно — нет, служил с любовью». Никто не считает его человеком. «Молодые чиновники смеялись и издевались над ним, лишь бы хватило канцелярского остроумия. ..» Башмачкин не ответил своим обидчикам ни на одно слово, даже не переставал работать и не делал ошибок в письме. Всю жизнь свою Акакий Акакиевич служил на одном месте, на одной должности; зарплата у него мизерная — 400 руб. в год мундир давно уже не зеленого, а красновато-мучного цвета; протертое до дыр пальто коллеги называют капюшоном.

Однако автор не только принижает, но и возвышает своего героя. С одной стороны, убогость интересов Башмачкина доведена до предела: его мечта и идеал — шинель. С другой стороны, в нем есть черты романтического героя: он беззаветно служит своему идеалу, преодолевая все преграды на пути. Он видит девушку в шинели, защитницу, теплую заступницу в холодном мире. Собирая деньги на новую шинель, выворачивается с обедов, свечи по вечерам, стирая белье у прачки, даже по улице старался ходить осторожно, чтобы не стереть подошвы сапог. Это почти монашеское воздержание. Не случайно его судьбу часто соотносят с житием преподобного Акакия Синаита. Их роднит покорность, смирение, отказ от мирских благ, они оба проходят через испытания и мученичество. Но это все же больше похоже на пародию. День с новой шинелью стал для Башмачкина самым большим и торжественным праздником. Счастье нарушило привычный ход его жизни. «Он весело обедал и после обеда ничего не писал, никаких бумаг, а только немного сибаритизировался на кровати». Вечером он впервые в жизни пошел на дружеский ужин по поводу покупки новой шинели и даже выпил на вечеринке два бокала шампанского.

В сцене пропажи шинели Гоголь возвышает героя. Страдания, которые испытал Акакий Акакиевич, потеряв шинель, сравнивают со страданиями «царей и правителей мира». Он хочет найти защиту, но сталкивается с полным безразличием к своей судьбе. Его просьба о защите только разозлила «значительную персону».

Потеря шинели оказывается для Акакия Акакиевича не только материальной, но и моральной потерей. Ведь благодаря новой шинели Башмачкин впервые в ведомственной среде почувствовал себя мужчиной. Новая шинель способна спасти его от мороза и болезней, но, главное, она служит ему защитой от насмешек и унижений со стороны коллег. С потерей шинели Акакий Акакиевич потерял смысл жизни.

Уходя из жизни, Башмачкин бунтует: он произносит страшные слова.

Но вот и возмездие. С ним повторяется история «значительного лица», ругавшего Акакия Акакиевича. Весь день «значительное лицо» испытывало угрызения совести, получив известие о смерти своего просителя. Но потом он идет на вечер с другом. Там он развлекся, выпил два бокала шампанского и по дороге домой решил заехать к знакомой даме. Внезапно подул порывистый ветер и появился таинственный мститель, в котором «значительное лицо» узнало Акакия Акакиевича. Призрак сказал: «Ах, вот и ты наконец! Наконец-то я поймал тебя за ворот! Мне нужна твоя шинель! На мою он не пожалел, да еще и поругал — теперь отдай свою!»

После смерти Башмачкина справедливость восторжествовала. Его душа обретает покой, когда он возвращает потерянную шинель.

Образ шинели очень важен в развитии сюжета произведения. Завязка сюжета связана с появлением идеи сшить новую шинель или отремонтировать старую. Развитие действия – походы Башмачкина к портному Петровичу, аскетическое существование и мечты о будущей шинели, покупка нового платья и посещение именин, на которых следует «стирать» шинель Акакия Акакиевича. Действие завершается кражей нового пальто. И, наконец, развязка заключается в безуспешных попытках Башмачкина вернуть шинель; смерть героя, простудившегося без шинели и тоскующего по ней. Повесть заканчивается эпилогом — фантастической историей о призраке чиновника, который ищет свою шинель. История «посмертного существования» Акакия Акакиевича полна ужаса и комедии одновременно. В мертвой тишине петербургской ночи он срывает шинели с чиновников, не признавая чиновничьей разницы в чинах и действуя как за Калинкиным мостом (то есть в бедной части столицы), так и в богатой части город. Только настигнув непосредственного виновника его смерти, «одну значительную особу», которая после дружеской начальственной вечеринки идет к «одной знакомой даме Каролине Ивановне», и, сорвав с генеральской шинели, «дух» умершего Акакий Акакиевич успокаивается, исчезает с петербургских площадей и улиц. Судя по всему, пальто подошло.

История в «Шинели» ведется от первого лица. Рассказчик хорошо знает жизнь чиновников, свое отношение к происходящему в повести выражает через многочисленные реплики. «Что делать! виноват петербургский климат», — отмечает он о плачевном внешнем виде героя. Климат вынуждает Акакия Акакиевича идти на все ради покупки новой шинели, то есть, в принципе, прямо способствует его гибели. Можно сказать, что этот мороз — аллегория гоголевского Петербурга. Все художественные средства, которые использует Гоголь в рассказе: портрет, изображение деталей обстановки, в которой живет герой, сюжет повести — все это показывает неизбежность превращения Башмачкина в «маленького человека».

В 1842 г., готовя к изданию сборник своих сочинений, Н. В. Гоголь объединил в третьем томе рассказы разных лет, уже публиковавшиеся в течение 1834-1842 гг. в различных изданиях. Всего в третий том вошли семь рассказов, из которых один («Рим») не был завершен. Их часто называли петербургскими рассказами. «Портрет», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего» были впервые опубликованы в 1835 году в сборнике «Арабески». «Нос» и «Коляска» появились в 1836 году в пушкинском журнале «Современник». «Шинель» была закончена в 1841 г. и впервые опубликована в третьем томе собрания сочинений 1842 г. Рассказ «Рим» был впервые опубликован в 1842 г. в журнале «Москвитянин». В рассказах Гоголь сочувственно рисует образы «маленьких людей» — петербургских чиновников — и остро сатирически изображает дворянство и высоких чиновников. Социальная направленность этих рассказов выражена очень ярко. Вот почему Белинский называл их «зрело-художественными» и «отчетливо задуманными».

Повесть «Шинель» — программа не только цикла петербургских повестей Гоголя, но и всей последующей эволюции русской реалистической литературы. Гоголь с большой глубиной и силой развивает здесь тему «маленького человека», выдвинутую в «Станционном смотрителе» А.С. Пушкин. Трагедия титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина не только в том, что он стоит на одной из низших ступеней социальной лестницы и лишен самых обыкновенных человеческих радостей, но главным образом в том, что у него нет ни малейшего проблеска понимания собственное ужасное положение. Бездушная государственная бюрократия превратила его в пулемет.

В образе Акакия Акакиевича само представление о человеке и его сущности превращается в свою противоположность: именно то, что лишает его нормальной человеческой жизни — бессмысленное, механическое переписывание бумаг — становится для Акакия Акакиевича поэзией жизни. Ему нравится это переписывание. Бесчисленные удары судьбы сделали Акакия Акакиевича нечувствительным к насмешкам и издевательствам начальства и сослуживцев. И только если эти издевательства переходили все границы, Акакий Акакиевич безропотно говорил обидчику: «Оставь меня, зачем ты меня обижаешь?» И рассказчик, голос которого часто сливается с голосом автора, замечает, что в этом вопросе использовались другие слова: «Я твой брат». Пожалуй, ни в одном другом рассказе Гоголь не подчеркивает с такой силой идеи гуманизма. В то же время сочувствие автора на стороне «маленьких людей», придавленных жизненным бременем. В рассказе остро сатирически изображены «значительные лица», сановники, дворяне, по вине которых страдает Башмачкин.

Сюжет рассказа раскрывается в двух событиях — в приобретении и пропаже шинели Акакия Акакиевича. Но покупка новой шинели является таким грандиозным событием в его скучной, однообразной и бедной жизни, что шинель в конце концов приобретает значение символа, условия самого существования Башмачкина. И, потеряв шинель, умирает. «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто его и не было в нем никогда. Существо исчезало и исчезало, никем не охраняемое, никому не дорогое, никому не интересное, не привлекающее даже внимания естественного наблюдателя, который не дает обыкновенной мухе сесть на булавку и рассмотреть ее в микроскоп; существо, которое покорно терпело церковные насмешки и без крайней необходимости сошло в могилу, но для которого, тем не менее, даже в самом конце жизни сверкнула светлая гостья в виде шинели, оживляющая на мгновение бедную жизнь. ..» При жизни Акакий Акакиевич не мог и помыслить ни о каком сопротивлении и неповиновении.

И только после смерти он появляется на улицах Санкт-Петербурга в образе мстителя за свою загубленную жизнь. Акакий Акакиевич 552 сводит счеты с «значительным лицом», забирая у него шинель. Этот фантастический финал рассказа не только не уводит от основной мысли, но и является его логическим завершением. Конечно, Гоголь далек от призыва к активному протесту против существующих порядков. Но свое резко отрицательное отношение он выразил вполне определенно.

«Шинель» произвела огромное впечатление как на читателей, так и на литературные круги. Белинский писал: «…Шинель» — одно из самых глубоких произведений Гоголя». Повесть оставила глубокий след в русской литературе. Тему «Шинели» непосредственно продолжает и развивает роман Ф.М. Достоевский «».

Идиот, часть четвертая, глава первая, сводка и анализ

Идиот, часть четвертая, глава первая, сводка и анализ | ЛитЧартс

Через неделю после встречи Мышкина и Настасьи в парке Варя возвращается домой из гости к друзьям, в задумчивости и тревоге. Затем рассказчик приступает к долгим размышлениям об «обычных» людях, составляющих большую часть человечества, но недостаточно представленных в литературных произведениях. Рассказчик спрашивает, как следует изображать обычных людей в литературе, и предполагает, что задача романиста — найти и изобразить причуды, которые существуют даже в самых нормальных людях. Обычными персонажами «Идиота» являются Варя, Птицын и Ганя.

Это странное, металитературное размышление о простых людях выдает стремление Достоевского изображать истину человеческой природы. «Идиот» задуман не только как развлекательная история, но и как размышление о реальных качествах человечества. Тем не менее, как отмечает здесь рассказчик, писателям может быть трудно точно отразить нормальных людей, и это редкий подвиг.

Активный Темы

Социальная иерархия, власть и восстание

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

<дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Далее рассказчик утверждает, что некоторые люди ошибочно полагают, что они особенные, тогда как другие «гораздо умнее». Менее умные люди наивны, но счастливее последней категории. Одним из лучших представителей такого рода людей является поручик Пирогов, персонаж повести Николая Гоголя «Невский проспект». Ганя относится к категории «намного умнее», но очень хочет быть особенным. Иногда люди, которые знают, что они не особенные, но хотят быть такими, в конечном итоге делают экстремальные вещи, чтобы быть более оригинальными. Ганя много раз был близок к этому, но каждый раз отступал в последний момент. Он в ужасе от упавшего состояния своей семьи. Иногда он решает быть жестоким, но это никогда не длится долго.

Особая трагедия Гани заключается в том, что он, кажется, знает, что нужно, чтобы стать таким человеком, каким он хочет быть, но не может заставить себя сделать это. Проще говоря, он трус: каждый раз, когда он решается на что-то смелое, он останавливается. В некотором смысле рассказчик подразумевает, что знание того, что вы обыкновенны, но желание быть особенным, — это наихудшее возможное положение, потому что оно не дает ни блаженства невежества, ни удовлетворения от принятия ничем не выдающейся жизни.

Активный Темы

Невинность против Глупости

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

<дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Социальная иерархия, власть и восстание

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

<дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Цитаты по теме с пояснениями

Ганя находится на материальном обеспечении Птицына и живет в его доме. Ганя презирает Птицына и этот расклад. Он обиженно называет Птицына евреем из-за его успехов в финансах. Между тем Варя человек разумный, обычный, и не прочь не быть особенной. Ее решение выйти замуж за Птицына было прагматичным и мудрым. Иногда Птицын мягко предлагает Гане устроиться на работу, а Варя заискивает перед Епанчиными, чтобы помочь брату.

Здесь рассказчик указывает, что принятие статуса обычного человека облегчает жизнь, однако не указывает, что в этом есть что-то особенно благородное. Действительно, жизнь Вари определяется не абсолютным самоотверженностью Мышкина и не абсолютным эгоизмом Рогожина или Ипполита, а прагматичными решениями и маленькими жертвами.

Активный Темы

Невинность против Глупости

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

<дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Деньги, жадность и коррупция

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

<дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Социальная иерархия, власть и восстание

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

<дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Утром в Павловске Варя возвращается домой с визита с друзьями и слышит крики Гани в их доме. Войдя, она спрашивает его, злится ли он по той же причине, что и обычно. Ганя проклинает их родителей и обещает, что выкинет «его» (Ипполита) из дома. Когда он начинает успокаиваться, Варя сообщает ему, что это официально: Мышкин и Аглая помолвлены, а свадьба Аделаиды в очередной раз откладывается, так что две свадьбы могут состояться вместе. В эту ночь Епанчины примут у себя «старика Белоконского» и во всеуслышание объявят о помолвке. Ганя спрашивает, довольны ли генерал и госпожа Епанчина; Варя говорит, что генерал есть, но госпожа Епанчина волнуется.

Помолвка Аглаи и Мышкина одновременно и неожиданный поворот сюжета, и не он. Очевидно, что эти двое испытывали друг к другу чувства и у них сложились особые отношения, не говоря уже о тесной связи Мышкина с семьей Аглаи. В то же время, однако, вероятность того, что Мышкин удачно женится на ком-то, по-прежнему кажется незначительной. Хотя он чрезвычайно любвеобилен, он необычайно неромантичный человек, и трудно представить, чтобы он ставил Аглаю выше всех других, как того требует брак.

Активный Темы

Невинность против Глупости

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

<дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Социальная иерархия, власть и восстание

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

<дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Варя говорит, что Аглая весь день смеется над Мышкиным, чтобы скрыть свои истинные чувства. Затем она проговаривается, что накануне генерал Иволгин в пьяном виде поехал на дачу к Епанчиным и, узнав, что генерала Епанчина там нет, заговорил с госпожой Епанчиной. Он попросил ее устроиться на работу и пожаловался на Варю, Ганю и Птицына. Варя не уверена, знают ли об этом происшествии дочери Епанчиных. Она предполагает, что если бы Ганя смог перенести свои несчастья чуть мужественнее, он, возможно, все-таки смог бы завоевать сердце Аглаи. Затем она говорит, что беспокоится о влиянии вчерашних действий генерала Иволгина на их мать, и идет к ней.

Вся работа Вари, направленная на то, чтобы понравиться Епанчиным, чтобы вновь открыть возможность женитьбы Гани на Аглае, была моментально сведена на нет поведением Иволгина. В этом смысле этот отрывок подчеркивает невероятно трудную природу «обычного» человека, пытающегося сохранить все вместе в мире, охваченном скандалами и плохим поведением.

Активный Темы

Деньги, жадность и коррупция

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Социальная иерархия, власть и восстание

‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’

<дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>

Прежде чем Варя выйдет из комнаты, Ганя предполагает, что это Ипполит рассказал Нине о визите генерала Иволгина к Епанчиным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *