Пифагореизм это: ПИФАГОРЕИЗМ | это… Что такое ПИФАГОРЕИЗМ?

ПИФАГОРЕИЗМ | Энциклопедия Кругосвет

ПИФАГОРЕИЗМ – одно из влиятельных течений античной мысли. Связано с деятельностью Пифагорейской школы и пифагорейцев в конце 6 в. до н.э. – сер. 4 в. до н.э., и как особый комплекс идей в рамках платонической академической традиции.

Пифагорейская школа возникла ок. 532 до н.э. как основанное Пифагором политическое сообщество с аристократическими идеалами, ориентировавшее своих членов также на философские и научные занятия. Ключевой фигурой для истории древнего пифагореизма является Филолай, и историю школы удобно представить разделенной на ранний этап (ок. 530–430 до н.э.), до Филолая, и поздний (ок. 430–330 до н.э.), от Филолая до исчезновения школы. Древние источники перечисляют более двухсот членов пифагорейской школы, наиболее яркие представители: Алкмеон, Гиппас, Гиппон, Феодор из Кирены, Филолай, Архит. В ходе демократического движения сер. 5 в. до н.э. многие пифагорейцы были убиты, другие бежали в Грецию. Центрами пифагореизма в это время становятся Фивы, Сицилия, Тарент, были пифагорейцы и в Афинах.

Реконструкция древнего пифагореизма опирается на источники 4 в. (Платон и платоники, Аристотель, Аристоксен, Дикеарх, Евдем и Теофраст).

Древние пифагорейцы разрабатывали различные области знания: космогония и учение о противоположных началах (Алкмеон, Менестор и Филолай, Гиппас и Гиппон), учение о душе-гармонии (разработано Филолаем), медицина и физиология (Алкмеон, Гиппон), ботаника (Менестор, Гиппон), математика (Филолай и Архит), с которой связаны одни из самых известных достижений пифагореизма: создание дедуктивной геометрии, открытие иррациональности, построение трех правильных многогранников (куб, пирамида, додекаэдр), теория чисел. В астрономии ими установлена сферичность Земли, правильный порядок и направление движения пяти планет. На стыке гармоники и физики возникло знаменитое пифагорейское учение о «гармонии сфер»: так как всякий звук возникает от движения, пифагорейцы решили, что звук сопровождает движение в том числе и небесных тел. Находясь на разных расстояниях от Земли, планеты и звезды издают неслышимые нам гармонические звуки, высота которых пропорциональна их скорости.

После смерти основателя школы Пифагора, его последователями он был возвеличен как герой и чудотворец, помнивший не только свои перерождения, но и жизни других; якобы он предсказывал землетрясения, останавливал моровую язву, отвращал ураганы, укрощал морские волны (см. Порфирий. Жизнь Пифагора, 29). Поздние авторы приводят сведения, согласно которым приверженцы основанной им школы до знакомства с основами учения придерживались пятилетнего обета молчания, были разделены на ученых «математиков» и слушателей «акусматиков», у них была общность имущества, а все свои открытия они приписывали Пифагору. А высшим божеством они считали священную тетрактиду («четверице»), которая выражается суммой первых четырех чисел 1 + 2 + 3 + 4 = 10. Метемпсихоз, учение о переселении души в новое тело после смерти, общий в пифагореизме с орфизмом.

В конце 5 в. софист Анаксимандр из Милета (младший) собрал в своем Толковании пифагорейских символов традиционные максимы (Что есть море? – Слезы Кроноса. Что самое мудрое? – Число) и десятки табу (не говорить в темноте, не ходить по торным дорогам и др.). Известны запреты на захоронение в шерстяной одежде, на отдельные виды мяса и рыбы и на бобы. Традиция о \rtlch«\ltrchсимволах\rtlch»\ltrch была очень популярна, а в эпоху эллинизма подобная трактовка пифагореизма породила массу псевдэпиграфов, приписываемых Пифагору и его последователям. Эта литература, соединявшая популярную философию с пифагоризирующим платонизмом, подготовила почву для неопифагореизма (1 в. до н.э.). Неопифагорейцы считали себя преемниками древних, но их основными источниками, кроме псевдэпиграфов, был платонизм в сочетании с интересом к магии и религиозным таинствам.

Источники: Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989; Порфирий. Жизнь Пифагора // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986; Ямвлих. Жизнь Пифагора. М., 1997.

Мария Солопова

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»

Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?

Пройти тест

Что такое Пифагореизм? Пифагореизм — это… Расписание тренингов.

Самопознание.ру

Пифагореизм (от имени основателя — Пифагора) — древнегреческое мистическое религиозно-философское учение, возникшее ок. 532 года до н.э. и существовавшее с 6 по 4 века до н.э. Для пифагореизма характерны мистическая направленность, приверженность к аристократическим традициям, направленность на постижение окружающего мира.

Пифагор создал своё сообщество в италийском городе Кротоне. В дальнейшем, после смерти основателя и гонений на пифагорейцев, учение распространилось по всей территории Греции — пик политического влияния последователей Пифагора пришёлся на конец 5 века до н.э. , а закат пифагореизма с последующим поглощением его платонизмом случился в 6 в до н.э. Отличительная черта данной доктрины от других древнегреческих философских учений, заключается в том, что она, по большому счёту никогда не занимала доминирующего положения, но при этом всегда присутствовала в качестве фона. При этом если пифагореизм изначально подвергался жёсткой критике со стороны многочисленных оппонентов, то в дальнейшем многие известные философы воздали ему должное уважение. Интересно, что учение Пифагора было одним из первых философских направлений, вошедшим в моду у римлян.

К сожалению, учение Пифагора дошло до нас только фрагментарно, со слов его учеников, прежде всего Филолая, а также Платона и Аристотеля. Исследование пифагореизма затруднено не только минимумом дошедших до нас достоверных источников, но и наличием многочисленных позднейших наслоений, которые искажают первоначальную суть доктрины.

Одной из основных идей пифагорейства является вера в переселение душ и в возможность освобождения души из «круговорота рождений», благодаря соблюдению специальных очистительных обрядов. Интересно, что в этом доктрина Пифагора согласуется с некоторыми восточными учениями, хотя напрямую они не могли контактировать и влиять друг на друга. К сожалению, информация о сути обрядов практически не сохранилась, например, известно, что, исходя из веры в переселение душ, пифагорейцы были вегетарианцами, при этом существовало непонятное уже в древности предписание, запрещающее употреблять в пищу бобы.

Интересно, что общеизвестное сейчас понятие «философа» («любитель мудрости») было впервые введено Пифагором. Из других новаторств доктрины можно отметить представление о вселенной как космосе, т.е. «прекрасном порядке». В этом выражается восприятие мира как гармоничного целого.

Большую роль в пифагорейской философии играла категориальная пара противоположностей, состоящая из предела и беспредельного. В дальнейшем эта концепция была расширена до 10 противоположностей, например, чётное — нечётное, правое — левое, одно — многое, добро — зло, квадрат — вытянутый прямоугольник и т.д.

Безусловно, главной наукой для пифагорейцев была математика — они воспринимали математические начала как начала всего сущего. Например, числа наделялись глубоким смыслом, свойствами, трактовавшимися как справедливость, душа, благоприятный случай и т.д. В частности, единица ассоциировалась с единением, два — с раздвоением и т.д., вплоть до нравственных категорий: 4 и 7 воплощают разумность, здоровье, гармонию, так как они средние пропорциональные между 1 и 10. В качестве высшего божества пифагорейцы почитали священную тетрактиду («четверице»), которая выражается суммой первых четырёх чисел 1 + 2 + 3 + 4 = 10. Кроме того, ученики Пифагора глубоко исследовали связь чисел с музыкальной гармонией.

До нас дошли сведения о развитой космогонии пифагорейцев. По их мнению, в центре мира находится огонь, окружённый рядом сфер, внутри которых пребывают в покое и движении звёзды, планеты, солнце, луна и др. Последняя сфера, как и первая, подчинена огненной стихии.

В геометрии исследования Пифагора известны благодаря доказательству одноимённой теоремы. Причём по свидетельству Прокла, доказательство, разработанное пифагорейцами, было гораздо сложнее дошедшего до нас варианта, предложенного Евклидом в работе «Начала».

В области стереометрии заслугой Пифагора и его учеников является изучение правильных многогранников, особенно прибавление к ним новой фигуры — додекаэдра.

Среди пифагорейцев существовало деление на 2 группы:

  • Акусматики (слушатели), ориентировались на религиозные и ритуальные аспекты доктрины;
  • Математики (ученики) — шли по пути постижения 4 основных наук — математики, геометрии, гармоники и сферики.

Акусматики относились к математикам свысока, из-за того, что они открыли тайны доктрины посторонним и брали плату за преподавание.

После смерти Пифагора, его последователи создали своеобразный культ своего учителя — он воспринимался как чудотворец, человек, владевший информацией не только о своих прошлых воплощениях, но и перерождениях других людей. Считалось, что он обладал даром предвидения, был способен повелевать природным стихиям, останавливать эпидемии.

К сожалению, мы весьма мало знаем об истинной сути пифагореизма, особенно его мистической составляющей, но, несмотря на это, вклад Пифагора в развитие философии и науки невозможно переоценить.

Расписание тренингов и семинаров

В данный момент нет планируемых мероприятий.

Пифагореизм: подписаться на новости этого направления.

Направление используют

Спасибо, за интерес к теме «что такое Пифагореизм»!

  • ВКонтакте

Пифагорейство – по направлениям/школам

Пифагореизм — ранняя досократовская греческая философская школа, основанная на метафизических убеждениях Пифагора и его последователей. Их взгляды и методы оказали влияние на многие более поздние движения , включая платонизм, неоплатонизм и цинизм.

Ранние пифагорейцы (первое общество было основано около 530 г. до н.э.) встретились в греческой ахейской колонии в Кротоне в Южная Италия , но после ожесточенных местных боев движение рассеялось , а те , кто выжил , бежали обратно на материковую Грецию и поселились вокруг Фив и Флиус .

Сам Пифагор ничего не записал , и мы должны полагаться на

свидетельства из вторых рук его последователей и комментаторов, Парменида, Эмпедокла, Филолая (ок. 480 — 385 до н.э.) и Платона, но отчеты часто отрывочный и иногда противоречивый .

В пифагорейской мысли доминировала математика , но она также была глубоко мистической . Пифагор (вместе со своим учителем Ферекидом Сиросским ) был одним из первых западных философов, поверивших в метемпсихоз ( переселение души и ее реинкарнацию после смерти). Он также разделял мнение другого своего учителя, Анаксимандра, о том, что окончательная субстанция вещей — это то, что он описал как «апейрон» (по-разному описываемый как «безграничное» или «неопределенное бесконечное»). Пифагор считал, что апейрон вдохнул пустоту извне, наполнив космос пустыми

пузырьками , которые раскололи вселенную на множество взаимосвязанных частей, разделенных «пустотой», и что эта игра апейрона и пейрона имеет место согласно природной гармонии . Всегда как-то , в основе всех этих теорий, лежит предположение, что числа и математика составляют истинную природу вещей.

Пифагорейцы были хорошо известны в древности своим вегетарианством , которое они практиковали по религиозным , этическим и аскетически причинам. Женщинам , которых считали отличными от мужчин, но не обязательно ниже, предоставляли равные возможности учиться как пифагорейки, хотя они должны были также учиться практическим бытовые навыки .

Пифагореизм в какой-то момент развился в две отдельные школы мысли:

  • «акусматикои» (или «слушатели»), сосредоточившиеся на более религиозных и ритуальных аспектах учения Пифагора;
  • «математикои» (или «ученики»), которые расширили и развили более математических и начал научную работу.

Акусматикои утверждали, что математики не были действительно пифагорейцы, но последователи «отщепенцев» пифагорейцев Гиппас (ок. 500 г. до н.э.) реальные взгляды. Группа mathematikoi в конечном итоге стала тесно связана с Платоном и платонизмом, и большая часть пифагорейства, кажется, перекрывается с платонизмом. Акусматикои стали странствующими аскетами, окончательно присоединившись к движению цинизма 4 века до н.э.

Неопифагорейство было возрождением , во 2 веке до н.э. — Период 2-го века нашей эры, различные идеи традиционно связывали с последователями Пифагора. Среди известных неопифагорейцев Аполлоний Тианский 1-го века (ок. 40–120 гг. Н.э.), и их собрания в основном проводились в

Риме .

В конечном счете, пифагорейство было динамической силой западной культуры. Он оказал творческое влияние на философов, теологов, математиков и астрономов, а также музыкантов, композиторов, поэтов и архитекторов Средневековья.



Пифагорейство – Классика – Оксфордские библиографии

Введение

Пифагореизм – современный термин, относящийся к многогранному явлению, которое охватывало различные аспекты древнего мира, такие как политическая жизнь, религия, философия и наука, и существовало лишь в частично пересекающихся формах. . Его создатель, Пифагор Самосский, переместил с.  530 г. до н.э. в итальянский Кротон, где его последователи, пифагорейцы, организовали политическое общество, участники которого в то же время поощрялись к различным интеллектуальным занятиям. Лучше всего засвидетельствовано учение Пифагора о переселении души, тогда как приписываемые ему философские теории и научные открытия вызывают большие споры. Часто его считают чисто религиозным мыслителем, хотя среди его последователей не известно ни одного религиозного деятеля. Все известные древние пифагорейцы принадлежат к пяти пересекающимся категориям: политики, спортсмены, врачи, естествоиспытатели и ученые-математики. После смерти Пифагора пифагорейские общества политически господствовали в Кротоне, Метапонте, Таренте и других городах Южной Италии вплоть до антипифагорейского восстания (9).0145 с.  450), когда многие пифагорейцы были убиты или вынуждены бежать в материковую Грецию. Последним центром пифагорейства в Италии оставался Тарент, которым в 367–361 годах руководил Архит, успешный полководец и блестящий математик. Пифагорейская школа создала теоретическую арифметику и математические гармоники и внесла большой вклад в натурфилософию, геометрию и астрономию. Его исчезновение после 350 г. до н.э. ознаменовало конец древнего пифагорейства. Новой формой пифагорейства без пифагорейцев были псевдопифагорейские сочинения, приписываемые Пифагору и его фиктивным членам семьи. Первая волна Псевдо-Пифагорики (конец 4-го — конец 2-го веков до н.э.) не была ни многочисленной, ни популярной, но с начала 1-го века до н.э. ее сменила вторая, более успешная волна, которая была частью зарождающегося неопифагорейства. Эти трактаты, написанные под именами исторических и вымышленных пифагорейцев и содержащие стоические, платонические и аристотелевские доктрины, были направлены на то, чтобы представить Пифагора и его последователей предшественниками Платона и Аристотеля. Первые неопифагорейцы, писавшие под своими именами, появились в середине I века нашей эры и доктринально принадлежали к среднему платонизму. Важнейшими представителями позднеантичного пифагорейства были неоплатоники Порфирий и особенно Ямвлих, закрепившие его существование до конца античности.

Общие работы по досократической философии

Zeller 1919 по-прежнему актуален благодаря отличной учености автора, хотя работа, естественно, устарела. Коллега Целлера в 20-м веке Гатри (Guthrie 1962) также пытался реконструировать общую систему пифагорейской философии, существование которой вызывает сомнения. Кирк и др. 1983 полезен как краткое введение в пифагорейскую философию, основанное на ранних источниках.

  • Guthrie, W.

     K. C. 1962. История греческой философии . Том. 1, Ранние досократики и пифагорейцы . Кембридж, Великобритания: Кембриджский унив. Нажимать.

    Эта классическая история греческой философии содержит компетентное, подробное и сочувственное изложение пифагорейской мысли с полезным обзором основных источников. Он рассматривает пифагорейскую философию как синтез религиозной и научной мысли и рассматривает ее как единое целое. Не всегда критически различает пифагореизм и платонизм.

  • Кирк Г. С., Дж. Рэйвен и М. Шофилд. 1983. Досократические философы . Кембридж, Великобритания: Кембриджский унив. Нажимать.

    Превосходно ясное и сбалансированное введение в досократовскую философию, основанное на избранных фрагментах и ​​свидетельствах; содержит главы о Пифагоре, Филолае и пифагореизме V века.

  • Целлер, Эдуард. 1919. Die Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwicklung

    . тт. 1–3. Лейпциг: Рейсланд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *