Пифагор и пифагорейцы | Студент-Сервис
С идеей необходимости преобразования общественных и политико-правовых порядков на философских основах в VI—V вв. до н. э. выступили Пифагор (580—500 до н. э.) и пифагорейцы (Архит, Лизис, Филолай и др.). Критикуя демократию, они обосновывали аристократические идеалы правления «лучших» — умственной и нравственной элиты.
Пифагор, будучи уроженцем острова Самос, покинул его, когда к власти там пришел тиран Поликрат, и переселился в Великую Грецию (Южную Италию). Здесь сначала в Кротоне, а потом и во многих других полисах Южной Италии и остальной Греции под влиянием его учения стали возникать пифагорейские гетерии — аристократические по своему духу тайные философско-политические союзы. В конце VI в. до н. э. пифагорейские союзы в полисах Южной Италии были разгромлены сторонниками демократии. Некоторым италийским пифагорейцам удалось бежать в другие греческие полисы и продолжить свою деятельность.
Определяющую роль во всем мировоззрении пифагорейцев, носившем во многом мистический характер, играло их учение о числах. Число, по их представлениям, это начало и сущность мира. Исходя из этого, они пытались выявить цифровые (математические) характеристики, присущие нравственным и политико-правовым явлениям. При освещении проблем права и справедливости пифагорейцы первыми начали теоретическую разработку понятия «равенство», столь существенного для понимания роли права как всеобщей равной меры регуляции общественных отношений.
Справедливость, согласно пифагорейцам, состоит в воздаянии равным за равное. Согласно пифагорейцам, люди в своих многообразных взаимных отношениях должны придерживаться соответствующего вида справедливости. Причем смысл справедливости как равного воздаяния за равное варьируется в зависимости от характера тех конкретных отношений, в которых оказываются люди. С этим связаны вариации и самой «надлежащей меры», надлежащего способа обращения.
Идеалом пифагорейцев является полис, в котором господствуют справедливые законы. После божества, учил Пифагор, более всего следует уважать родителей и законы, повинуясь им по убеждению, а не внешне и притворно. Законопослушание пифагорейцы считали высокой добродетелью, а сами законы — большой ценностью. Причем они, критикуя склонность к законодательным нововведениям, расценивали как «хорошее дело» пребывание «в отцовских обычаях и законах, даже если бы они были немного хуже других».
Интересно
Наихудшим злом пифагорейцы считали анархию (безвластие). Критикуя анархию, они отмечали, что человек по своей природе не может обойтись без руководства, начальства и надлежащего воспитания.
Пифагорейские имели представления о том, что человеческие отношения могут быть очищены от распрей и анархии и приведены в надлежащий порядок и гармонию, в дальнейшем вдохновляли многих приверженцев идеального строя человеческой жизни.
Автором одной из таких идеальных моделей полиса был Фалей Халкедонский, который утверждал, что всякого рода внутренние беспорядки возникают из-за вопросов, касающихся собственности.
Чтобы достигнуть совершенного устройства полисной жизни, необходимо, согласно Фалею, уравнять земельную собственность всех граждан.
Проект идеального полисного устройства выдвинул (во второй половине V в. до н. э.) и неопифагореец Гипподам. По его проекту, население государства должно насчитывать 10000 граждан, которые делятся на три класса — ремесленников, земледельцев и воинов. Все магистраты избираются народом, т.е. перечисленными тремя классами, вне которых остаются рабы, иностранцы и все те, кто не является «гражданином».
Территория государства тоже делится на три части — священную, общественную и частную. Доходы с первой части территории идут на нужды установленного в полисе религиозного культа, со второй части — на нужды воинов (защитников государства), третья же часть территории находится в частном владении земледельцев.
Этот жанр политико-правовой литературы — выдвижение проектов наилучшего строя — в дальнейшем получил широкое распространение как в период расцвета древнегреческой мысли (платоновские проекты идеального устройства государства), так и в период эллинизма (идеальные общественные устройства без рабства и частной собственности в проектах Эвгемера «Священная хроника» и Ямбула «Государство солнца», относящихся к III в. до н. э.).
Подробно
Всё мы с детства знаем о существовании этого древнегреческого гения математики! На самом деле, он был гением не только в математике, но и во многом другом. Окружающим он зачастую казался человеком со странностями: кто-то и открыто называл его сумасшедшим.
Пифагор. Гравюра 1655 года.
Вокруг личности Пифагора создалось столько легенд, что трудно судить, что в них хоть отчасти соответствует действительности и что является вымыслом. Мы не знаем даже точных дат его рождения и смерти: по некоторым данным Пифагор родился около 580 г. и умер в 500 г. до н.э. Родившись на острове Самос, расположенном у самых берегов Малой Азии, от путешественников и капитанов кораблей он узнавал о чудесных странах Египта и Вавилонии.
Мудрость жрецов этих стран изумляла и манила молодого Пифагора. Совсем юным он покинул родину и добрался до Египта. В Египте, рассказывают, Пифагор попал в плен к Камбизу, персидскому завоевателю. В качестве пленника его увели в Вавилон. Грандиозная панорама города, раскинувшего свои дворцы и высокие оборонительные стены по обоим берегам Ефрата, привела Пифагора в восторг и изумление. Он быстро осваивается со сложными вавилонскими традициями, у халдейских магов и жрецов изучает теорию чисел и геометрию. Возможно, отсюда пошла та числовая мистика приписывания числам божественной силы, которая Пифагором была преподнесена как философия.
После возвращения через 22 года на Самос он создал свою школу (лучше назвать — секту, общину), которая преследовала не только научные, но и религиозно-этические и политические цели. Деятельность союза была окружена тайной, и все научные открытия, сделанные пифагорейцами, приписывались самому Пифагору.
Разгром ордена пифагорейцев
Свою школу Пифагор создает как организацию со строго ограниченным числом учеников из аристократии, и попасть в нее было не просто. Претендент должен был выдержать ряд испытаний; по утверждению некоторый историков, одним из таких испытаний являлся обет пятилетнего молчания, и все это время принятые в школу могли слушать голос учителя лишь из-за занавеса, а увидеть могли только тогда, когда их «души будут очищены музыкой и тайной гармонией чисел». Другим законом организации было хранение тайны, несоблюдение которой строго каралось — вплоть до смерти. Этот закон имел негативное влияние, поскольку помешал учению стать составной частью культуры.
Пифагорейцы просыпались с рассветом, пели песни , аккомпанируя себе на лире, потом делали гимнастику, занимались теорией музыки, философией, математикой, астрономией и другими науками. Часто занятия проводились на открытом воздухе, в форме бесед. Среди первых учеников школы было и несколько женщин, включая и Теано — жену Пифагора.
Однако аристократическая идеология школы Пифагора, резко противоречила идеологии античной демократии, преобладавшей в то время на Самосе. Школа вызвала недовольство жителей острова, и Пифагору пришлось покинуть родину. Он переселяется в южную Италию — колонию Греции — и здесь, в Кротоне, вновь основывает пифагорейский союз, просуществовавший около двух веков.
С самого начала в пифагоризме сформировались два различных направления — «асуматики» и «математики». Первое направление занималось этическими и политическими вопросами, воспитанием и обучением, второе — главным образом исследованиями в области геометрии. Пифагорейская философия содержала принципы, научные достижения, взгляды на воспитание человека, социально-политические идеи.
Пифагоризм определил число как принцип, придав научному объекту универсальное значение (прием, использованный позже и другими философиями). Такое преклонение перед числом объясняется теми наблюдениями, которые проводились в пифагорейском союзе над явлениями окружающей жизни, но оно сопровождалось мистическими измышлениями, зачатки которых были заимствованы вместе с началами математических знаний из стран Ближнего Востока.
Занимаясь гармонией, пифагорейцы пришли к выводу, что качественные отличия звуков обусловливаются чисто количественными различиями длин струн или флейт. Так, гармонический аккорд при звучании трех струн получается в том случае, когда длины этих струн сопоставляются с соотношением чисел 3, 4 и 6. Такое же соотношение было подмечено пифагорейцами и во многих других случаях. Например, отношение числа граней, вершин и ребер куба равно отношению чисел 6:8:12.
Пифагорейцы нашли первое в истории доказательство несоизмеримости диагонали квадрата и его стороны, т.е. открыли, что диагональ квадрата со стороной 1 равняется √2 и не может быть рациональным числом. Доказали, изумились и… испугались. Оказывается, нет ни целых, ни рациональных чисел, квадрат которых равнялся бы 2. Значит, существуют какие-то другие числа?! Это так противоречило их учению, в основе которого лежали лишь рациональные числа, что они решили (поклялись своим магическим числом 36!) засекретить свое открытие. Согласно преданию, ученик Пифагора Гиппас Месапонтский, раскрывший эту тайну, был «наказан» богами и погиб во время кораблекрушения.
Особое место в доктрине пифагоризма занимало учение о душе и должном поведении человека. Пифагор выделял три составные части человеческой души : суждение (nous), разум (phrenes) и пристрастия (thymos). Душа есть единство этих трех составляющих, функциональная гармония, сложная триада. Душа вечна разумом, а остальные ее части (суждение и пристрастия) являются общими для людей и животных. Пифагор был последовательным адептом учения о метемпсихозе, считал, что после смерти человека его душа переселяется в другие существа, растения, и т.д., пока опять не перейдет человеку, а это, в свою очередь, зависит от его земных деяний. Пифагорейцы видели души везде, им казалось, что даже воздух вокруг полон душ, которые шлют людям сны, болезни или здоровье.
В «правилах» воспитания, основанных на идее о бессмертии души, обязательными были преклонение перед богами, почитание родителей, воспитание дружбы, смелости, уважения к старшим. Пифагору приписываются «Золотые стихи» и «Символы». Вот некоторые изречения из них:
— Делай лишь то, что впоследствии не огорчит тебя и не принудит раскаиваться.
— Не делай никогда того, чего ты не знаешь. Но научись всему, что следует знать, и тогда ты будешь вести спокойную жизнь.
— Не пренебрегай здоровьем, своего тела. Доставляй ему вовремя пищу и питье, и упражнения, в которых оно нуждается.
— Приучайся жить просто и без роскоши.
— Не закрывай глаз, когда хочется спать, не разобравши всех своих поступков в прошедший день.
— Не проходите мимо весов (то есть не нарушайте справедливости).
— Не садитесь на подушку (то есть не успокаивайтесь на достигнутом).
— Не грызите своего сердца (то есть не предавайтесь меланхолии).
— Не поправляйте огня мечем (то есть не раздражайте тех, кто и без того во гневе).
— Не принимайте под свою кровлю ласточек (то есть говорунов и легкомысленных людей).
Таким образом, пифагореизм представляет собой некую смесь научного и магического, рационального и мистического.
Однако идеология, лежавшая в основе деятельности союза, неуклонно влекла его к гибели. Союз состоял главным образом из представителей аристократии, в чьих руках было сосредоточено управление городом Кротоном, а это оказывало большое влияние на политику. Пифагорейцы стали фактическими правителями Кротона. А весь город разделился на граждан первого сорта (пифагорейцев) и второго…
Жители Кротона подняли восстание и просто перебили пифагорейцев. Пифагор с оставшимися сторонниками вынужден был бежать оттуда. Но это уже не спасло его. Будучи в городе Метапонте, он, восьмидесятилетний старец, погиб в стычке со своими противниками. Не помог ему и богатый опыт ведения кулачного боя и звание первого олимпийского чемпиона по этому виду спорта, завоеванное Пифагором в молодости.
По материалам
https://zen.yandex.ru/media/studinter/pifagor-sumasshedshii-genii-5caf3cea47813d00b35b0912
Пифагор и ранние пифагорейцы
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Укажите
Жмуд, Леонид, Кевин Виндл и Рош Айрленд (редакторы), Pythagoras and the Early Pythagoreans (
Oxford, 2012; онлайн-издание, Oxford Academic, 20 сентября 2012 г. ), https://doi.org/10.1093/ acprof:oso/9780199289318.001.0001, по состоянию на 30 марта 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПифагор и ранние пифагорейцыКлассическая философияКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПифагор и ранние пифагорейцыКлассическая философияКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Abstract
В древней традиции Пифагор ( c .570 –c .495 до н. э.) предстает как мудрый учитель, выдающийся математик, влиятельный политик, религиозный и этический реформатор. Возможно, самый влиятельный мыслитель среди досократиков, он, как считалось, обладал сверхъестественными качествами. Эта комбинация характеристик привела к тому, что его изображают противоречивой и неуловимой фигурой. Напротив, его ранние последователи-пифагорейцы, такие как доктора Демокедес и Алкмеон, победители Олимпийских игр Милон и Икк, ботаник Менестор, естествоиспытатель Гиппон и математики Гиппас и Феодор, все кажутся в наших источниках столь же «рациональными», как и они. возможно может быть. Этот том изучает Пифагора, пифагорейство и ранних пифагорейцев посредством анализа многих представлений человека и его последователей, позволяя представлениям дополнять и критиковать друг друга. Используя источники, относящиеся к периоду до 300 г. до н. э., в книге представлена более историческая картина Пифагора и политического общества, основанного им в Кротоне. В главах, посвященных наукам, философии и религии, культивируемым пифагорейцами, проводится критическое различие между теориями отдельных пифагорейцев.
Ключевые слова: Пифагор, досократики, пифагорейцы, Демокедес, Алкмеон, Милон, Икк, Менестор, Гиппон, Гиппас
Предмет
Классическая философия
Переводчики:
Содержание
Передняя часть
- Страница авторского права
- Преданность
- Предисловие
- Расширять Сокращения
- Введение: Пифагорейский вопрос: проблемы, методы и источники
- Расширять 1
1 Ранняя традиция о Пифагоре и ее развитие
- Расширять 2
2 Биография: источники, факты и легенды
- Расширять 3
3 Кем были пифагорейцы?
- Расширять 4
4 Пифагорейские общины
- Расширять 5
5 Mathematici и Acusmatici .
Пифагорейские «символы».
- Расширять 6
6 Шаманизм и метемпсихоз
- Расширять 7
7 Математика
- Расширять 8
8 Гармоники и акустика
- Расширять 9
9 Астрономия
- Расширять 10
10 Медицина и науки о жизни
- Расширять 11
11 пифагорейских философий
- Расширять 12
12 Пифагорейское учение о числах в академии и лицее
Конец Материи
- Индекс
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок.
Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением.
Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом.
Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Реклама
Реклама
Пифагор и ранние пифагорейцы.
(Перевод с русского Кевина Уиндла и Роша Айрленда; впервые опубликовано в 1994 г.) – Bryn Mawr Classical Review
BMCR 2014.08.30
Леонид Жмуд, Пифагор и ранние пифагорейцы. (Перевод с русского Кевином Уиндлом и Рошем Айрлендом; впервые опубликовано в 1994 г.) . Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2012. ХХIV, 491. ISBN 9780199289318 185 долларов США.
Отзыв от
Карл Хаффман, Университет ДеПау. cahuff@depauw.edu
Предварительный просмотр
Вслед за авторитетным изданием Беркерта Знания и наука в древнем пифагореизме (Harvard University Press, 1972) возник консенсус в отношении того, что Пифагор был не математиком или ученым, а скорее знатоком религиозных ритуалов и судеб души, основавшим образ жизни. Набор табу управлял почти всеми аспектами жизни, и пифагорейцы делились на тех, кто следовал им, не требуя никаких объяснений, и тех, кто узнал их причины и кто, в отличие от Пифагора, создал первую рациональную пифагорейскую космологию (Филолай) и стал первые математики-пифагорейцы (Гиппас и Архит). Новая книга Леонида Жмудь (переработка и дополнение его 1997 книга, изданная на немецком языке) бросает серьезный вызов этой точке зрения. Поскольку Жмуд обладает завидным владением источниками и знанием пифагорейства, любому серьезному исследователю древнегреческой философии придется столкнуться с этими вызовами и либо уступить позиции Жмуда, либо быть готовым показать, где он сбился с пути.
Несмотря на свое название, книга на самом деле является не обзором философии Пифагора и ранних пифагорейцев, а скорее аргументом в пользу серии тезисов о природе этих философий. Если бы книга представляла собой обзор раннего пифагорейства, в ней обязательно должен был бы быть, например, раздел, посвященный астрономической системе Филолая, наиболее засвидетельствованной ранней пифагорейской астрономической системе. Но хотя Жмуд часто ссылается на эту систему, он никогда не пытается представить ее последовательное изложение. Книга полна смелых новых тезисов. Одно повторяющееся утверждение состоит в том, что в пифагорейской философии нет развития от мифа к разуму. Большинство мифических элементов добавлено в более поздней традиции. Исключение составляет сам Пифагор. Он был сложной фигурой, имевшей как религиозную, так и научную/математическую сторону. Удивительно то, что, хотя сам Пифагор верил в метемпсихоз, учил образу жизни, включавшему некоторые религиозные представления, и заявлял, что способен совершать чудеса, ни у кого из других ранних пифагорейцев нет следов подобных идей.
Пифагорейцы также не делились на acusmatici , которые следовали суеверным принципам, известным как acusmata , и mathematici , которые делали акцент на научных исследованиях. Это деление было изобретено во втором веке нашей эры. У нас нет доказательств того, что какой-либо пифагорейец жил в соответствии с максимами. Вместо этого они были литературным явлением, которое росло по мере нарастания почти так же, как что-то вроде гиппократовского корпуса росло вокруг имени Гиппократа. И знаменитое число тетрактис , и представление о том, что десять есть совершенное число, возникли не у ранних пифагорейцев, а в академии Платона.
Многие особенности изложения Жмудом пифагорейства проистекают из того, как он определяет, кого считать пифагорейцем. Он включает ряд фигур, которые обычно не считались пифагорейцами. Жмуд возражает против включения на доктринальных основаниях, потому что это ставит вопрос о том, какие доктрины следует считать пифагорейскими. Вместо этого он начинает с отдельных пифагорейцев и смотрит, каковы были их взгляды и интересы.
Мы можем идентифицировать отдельных пифагорейцев из списка пифагорейцев в конце 9-й книги Ямвлиха.0005 О пифагорейском образе жизни , который был взят из хорошо информированного раннего источника, Аристоксена. Жмуд приходит к удивительному выводу, что пифагорейцы были настолько разнообразны в своих интересах, что мало смысла говорить об общей пифагорейской философии (напр., с. 394). Когда Жмуд говорит о пифагорейцах, он имеет в виду Менестора, Икка, Гиппона, Милона и Алкмеона, а также более обычных пифагорейцев, таких как Гиппас, Филолай и Архит. Для Жмудь нет общего элемента, объединяющего всех пифагорейцев; он ссылается на понятие семейного сходства Витгенштейна. Отсюда возникает парадокс, заключающийся в том, что у пифагорейцев нет ничего общего, кроме того, что они пифагорейцы. Признаюсь, это не имеет для меня никакого смысла. У Аристоксена наверняка был какой-то критерий, по которому он включал пифагорейцев в свой список. Предположительно, он знал, что они принадлежали к пифагорейскому братству и вели узнаваемо пифагорейский образ жизни.
Жмуд мог бы согласиться с первой частью этого утверждения. Он подчеркивает, что пифагорейских групп было 9.0005 hetairiai , т.е. это были политические объединения. Чтобы быть членом, нужно было разделять общие политические идеалы. После упадка политической власти пифагорейцев в середине V века группы теряют даже эту общую характеристику. Жмуд отрицает существование какого-либо образа жизни, которому следовали все пифагорейцы. Он предполагает, что кодекс поведения пифагорейцев был похож на типичные аристократические идеалы того времени. Но этому противоречат утверждения Платона ( R. 600b) и Исократа ( Busiris 29) о том, что спустя более ста лет после смерти Пифагора его последователи все еще выделялись среди других.
Другим удивительным результатом акцента Жмуда на таких фигурах, как Менестор и Алкмеон, является его вывод о том, что «философские воззрения ранних пифагорейцев лежали не столько в математике, сколько в естествознании и медицине» (с. 23). Это утверждение противоречит его попытке в другом месте книги показать, что пифагорейцы также были в авангарде математических наук.
Действительно, одна из центральных целей Жмуда состоит в том, чтобы реабилитировать самого Пифагора как математика, хотя он старается не делать экстравагантных заявлений о математических работах Пифагора.
Приводит ли Жмуд убедительные аргументы в пользу своих новых тезисов? Как подчеркивает сам Жмуд, это вопрос источниковедения. В моем собственном случае я нахожу, что вопросы, которые он поднимает по поводу фактов, более плодотворны, чем его собственные интерпретации. В кратком обзоре я могу привести лишь несколько примеров. Жмуд заключает, что уже к началу IV века существовала четкая традиция связывать Пифагора с математикой и натурфилософией. Он использует два основных аргумента. Он предполагает, что ссылки на мудрость и исследования Пифагора у таких авторов, как Геродот и Гераклит, указывают на то, что он занимался рациональной познавательной деятельностью, а не был просто религиозным деятелем. Однако свидетельство Геродота показывает, что исследование ( historia ) можно было бы так же легко применить к сборнику мифов и религиозных знаний, как и к естественным наукам, 1 , так что эти тексты не показывают нам, что его мудрость была скорее научной, чем религиозной.
2 Жмуд также утверждает, что «свидетельство Исократа опровергает довод о том, что доплатоновская традиция не знала Пифагора как философа и математика» (с. 50). Ключевой отрывок гласит: «После того, как Пифагор Самосский отправился в Египет и стал их учеником, он первым принес остальную философию грекам и более других явно интересовался обрядами жертвоприношений и храмовыми ритуалами» (9).0005 Бусирис 28). Жмуд подчеркивает утверждение, что Пифагор принес «остальную философию грекам» и что в своем описании философии египетских жрецов шестью разделами раньше (23) Исократ включил астрономию, арифметику и геометрию. Однако в разделах, посвященных конкретно Пифагору (28–9), Исократ не упоминает математику и вместо этого обращает наше внимание на интерес Пифагора к жертвоприношениям и храмовым ритуалам.
Одной из основ современного ортодоксального взгляда на Пифагора является проведенное Буркертом различие между аристотелевским изложением пифагорейства, которое он считает более исторически точным, и академическим изложением пифагорейства, открывающим неопифагорейскую традицию, согласно которой Пифагор предвосхитил большинство платоновских философия.
3 Жмуд атакует эту позицию в лоб. По словам Жмудь, хотя Академия представляет Пифагора в выгодном свете, нет никаких доказательств того, что она вернула ему платонические и академические доктрины. Скорее Аристотель тесно связывает платонизм с пифагореизмом и изобретает пифагорейскую числовую философию, которая служит фоном для числовой философии Академии, включая неписаные доктрины Платона. Жмуд прав в том, что доказательств точки зрения Академии на пифагореизм мало, и многое зависит от нескольких текстов. Комментарий Прокла к Платону Парменид в латинском переводе Вильгельма Мербеке сообщает, что Спевсипп отнес к древним, которые в контексте должны быть пифагорейцами, Платоническим Единым и Неопределенной Диадой в качестве первых принципов. Некоторые ученые принимают это свидетельство за чистую монету. 4 Жмуд вместо этого встает на сторону других, которые считают отрывок неоплатоническим, а не Спевсипповым (стр. 424). Здесь Жмуд придерживается процедуры, которой он следует и в других местах: он не приводит никаких новых доводов по вопросу и не репетирует доводы каждой стороны, а просто считает очевидным, что одна сторона вопроса верна (см.
, напр., с. 56, прин. 108). ). В тексте такой важности было бы полезно дать полное рассмотрение аргументов.
Есть проблемы и с тем, что Жмуд говорит об Аристотеле. Одним из выдающихся достижений недавней науки, по словам самого Жмуда, является широко признанный аргумент Буркерта о подлинности ядра фрагментов Филолая (стр. 2-4). Однако аргумент Буркерта в пользу подлинности этих фрагментов как раз и состоит в достоверности аристотелевского описания ранних пифагорейцев. 5 Критерием подлинности отдельных фрагментов Филолая является его соответствие с изложением Аристотеля. Следовательно, если Жмуд прав в том, что Аристотель совершенно ненадежен в своем изложении пифагорейства, то аргумент Буркерта в пользу подлинности фрагментов Филолая несостоятелен. Жмуд также упускает из виду еще одну особенность изложения Аристотеля: оно получает решительную поддержку со стороны самого Платона. В книге Жмудь, как ни странно, очень мало говорится о диалоге, в котором пифагореизм наиболее отчетливо проявляется, о 9-м диалоге.
0005 Филебус . Платон ссылается на людей, предшествовавших его времени, которые предлагали предел и неограниченность в качестве основных принципов (16с), и, как показывают отчеты Аристотеля и фрагменты Филолая, это может быть только ссылкой на пифагорейство пятого века, представленное Филолаем. Не случайно « Филебус » — это диалог, в котором большинство ученых нашли наиболее явный намек на неписаные учения Платона. 6 Таким образом, сам Платон представляет свои неписаные доктрины как развитие более ранних пифагорейских принципов и подтверждает аристотелевскую версию отношений между Платоном и пифагорейцами. Это не означает, что отчет Аристотеля о пифагореизме пятого века полностью точен. Жмуд прав в том, что описанная Аристотелем система, согласно которой числа являются телесными сущностями, не находит поддержки во фрагментах Филолая. Он представляет собой отчет Аристотеля о том, к чему, по его мнению, относится система Филолая, а не буквальное ее изложение. Решающим моментом является то, что отчеты Аристотеля являются узнаваемой интерпретацией того, что можно найти во фрагментах Филолая, и согласуются с тем, что Платон говорит в Philebus , так что мы можем подтвердить подлинность некоторых фрагментов Филолая, как это сделал Буркерт, признавая при этом, что Аристотель интерпретирует содержание этих фрагментов.
Итак, в конце концов, я не вижу причин отказываться от нынешней ортодоксии раннего пифагорейства, основанной на Бюркерте. Тем не менее, я и все, кого не убеждает тезис Жмудь, должны ответить на его внушительные аргументы и могут обнаружить, что стандартный взгляд нуждается в некоторых изменениях. Это богатая книга, из которой читатели многое узнают.
Примечания
1. См. C.A. Huffman, «Heraclitus’ Critique of Pythagoras’ Inquiry in Fragment 129», Oxford Studies in Ancient Philosophy 35 (2008): 19-47.
2. См. G.E.R. Lloyd, «Pythagoras» в C.A. Huffman (ed.), A History of Pythagoreanism , Cambridge University Press, 2014: 24-45.
3. В. Беркерт, Знания и наука в древнем пифагореизме , издательство Гарвардского университета, 1972: 82-3.
4. Буркерт, Знания и наука в древнем пифагореизме , 63-4; Дж. Диллон, «Пифагорейство в академической традиции: от ранней академии до Нумения» в A History of Pythagoreanism (см.
- Расширять 12
12 Пифагорейское учение о числах в академии и лицее
- Расширять 11
11 пифагорейских философий
- Расширять 10
10 Медицина и науки о жизни
- Расширять 9
9 Астрономия
- Расширять 8
8 Гармоники и акустика
- Расширять 7
7 Математика
- Расширять 6
6 Шаманизм и метемпсихоз
- Расширять 5
5 Mathematici и Acusmatici .
- Расширять 4
4 Пифагорейские общины
- Расширять 3
3 Кем были пифагорейцы?
- Расширять 2
2 Биография: источники, факты и легенды