«Падкий до иноземцев». 260 лет назад трона лишился самый нелюбимый в истории русский царь
«Знайте, что все решилось на основе ненависти к иноземцам — ведь Петр III слыл за одного из них», — писала о совершенном ею 9 июля 1762 года перевороте Екатерина Великая. Перешедшие на сторону царицы гвардейские полки блокировали монарха (законного, но нелюбимого супруга Екатерины) в Ораниенбауме под Петербургом. Петра защищали иностранцы — около тысячи солдат из немецкой Голштинии. Но боя они не приняли: в приступе отчаяния император, который мог бежать морем на родину предков, сдался на милость победительницы.
Приключение длиной в 20 лет
Внук Петра Великого по линии его дочери Анны и сын Гольштейн-Готторпского герцога Карла-Фридриха Петр III мог сетовать, что в России оказался в результате сделки. Претендовавший на трон Швеции, именовавшийся Карлом Петером-Ульрихом, юноша был выкуплен у родственников женщиной, которую никогда не видел, — теткой по матери русской царицей Елизаветой. В отсутствие лучших претендентов Петера спешно провозгласили престолонаследником. Из лютеранства ему пришлось перейти в православие, взять отчество «Федорович» («Карлович» посчитали неуместным) и в возрасте 14 лет приступить к изучению русского языка.
Читайте также
Империя парусов и мачт. Построив флот в краткие сроки, Россия удивила весь мир
Любовь к новой родине давалась подростку с трудом. Еще при жизни Елизаветы Петр стал окружать себя немецкими наемниками, а когда представилась возможность — вступил в переписку с прусским королем Фридрихом Великим. Восхищение престолонаследника немецким монархом-полководцем граничило с государственной изменой. На протяжении пяти лет Россия вела изнурительную войну с Пруссией. Но как только императрица Елизавета скончалась, наследовавший ей Петр заключил мир ценой всех территориальных приобретений, чем вызвал глубокое возмущение во всем русском обществе.
Совсем неудивительно, что русские видели в Петре III карикатуру на Петра I: как и его великий дед, новый монарх стремился привнести в Россию достижения европейской цивилизации, но отказывался соблюдать элементарный такт. Услышав о сборнике законов Фридриха Великого, Петр распорядился ввести их все в России, вызвав глухое возмущение в Сенате. Ввезенные из Пруссии мундиры не годились для холодного климата: насильно одетые в них гвардейцы мерзли и роптали на царя. Многие считали, что императору отвратительно все русское, и тот давал для таких толков повод. Расформировав часть прежней гвардии, Петр окружил себя наемниками-немцами, к которым собирался прибавить других иностранцев: вербовщики были разосланы по Российской империи на поиски новобранцев. Условие, поставленное этим рекрутерам, возмутило многих: ни русских, ни украинцев не брать.
На гребне волны
В дружеской переписке с Петром III Фридрих II (называвший русского царя «государем с немецким сердцем») просил его об осторожности. В Берлине догадывались, что Петр может потерять власть, и наставляли его как можно скорее провести коронацию — только «помазанный» монарх считался настоящим — и выставить из столицы всех, кто способен возглавить мятеж. Петр пропускал эти советы мимо ушей или интерпретировал их по-своему. Коронацию откладывали, чтобы сделать более пышной, а вероятным бунтовщиком император посчитал генерала Мельгунова — его и выслали, как позже оказалось, без каких-либо оснований. Близорукий Петр не сознавал, откуда ему грозит опасность, и даже, сам того не ведая, делал все, чтобы ее усугубить.
Партия сторонников переворота тем временем уже собиралась вокруг супруги царя Екатерины. Отношения мужа и жены складывались скверно. Не понимая, с какой опасностью играет, Петр систематически и публично унижал императрицу: отказывался оплачивать ее счета, отсаживал от себя на приемах, бросался оскорблениями при посторонних. После того как Петр отказался признать своего сына от Екатерины Павла наследником престола, отношения в паре оказались на грани разрыва. Император открыто планировал развод — в реалиях XVIII века это означало для Екатерины либо тюрьму, либо монастырь.
Портрет Петра III с супругой Екатериной работы Георга Гроота, 1745 год
© Public Domain/Wikimedia Commons
Далекая от того, чтобы сносить обиды, царица начала мстить супругу загодя. В апреле 1762 года на свет появился ее сын от любовника Григория Орлова — будущий граф Алексей Бобринский. Беременность тщательно скрывали от царя. Екатерину выручил ее камердинер Василий Шкурин: в день родов он поджег собственный дом, чтобы отвлечь внимание публики на «стихийное» бедствие. Было известно, что Петр обожал возгорания и тратил время на то, чтобы следить за тем, как их тушат. В тот раз царь тоже не подвел — сразу же сорвался с места. Воспользовавшись этим, Екатерина втайне разрешилась от бремени, а ребенка передала Шкурину.
Как ни был близорук Петр, об изменах жены его все же ставили в известность. На коварство супруги царь ответил собственной интригой. Возвратившемуся из Парижа дипломату Салтыкову он предложил объявить себя отцом маленького Павла, очень похожего на него внешне. Если бы ребенка Екатерины признали внебрачным, открывался путь к расторжению супружества. Но Салтыков, верный друг Екатерины, от предложения императора отказался.
Трон — или пропала
В окружении Екатерины сознавали: время работает против нее. В июне 1762 года напившийся вдрызг Петр отдал приказ арестовать жену прямо посреди ночи. Только вмешательство немецкого родственника — дядюшки Георга — и то, что ум императора затуманивали винные пары, спасло царицу от быстрого краха. Еще одну отсрочку предоставил день святых Петра и Павла, христианский праздник, значимый для императорской фамилии. Накануне памятной даты гвардейского офицера Петра Пассека, сторонника переворота, по стечению обстоятельств задержали в Петербурге. Интрига стала выходить наружу. Екатерине оставалось либо возглавить мятеж, либо смириться с тем, что она будет арестована.
Читайте также
Убит с согласия Великобритании? Свержение Павла I разрушило готовившийся союз с Наполеоном
Ночь перед переворотом царица провела в деревянном флигеле дворца Монплезир в Петергофе — позже это здание перестроили и стали называть Екатерининским корпусом. Царя в резиденции не было — он выехал в Ораниенбаум, оставив следить за Екатериной придворного распорядителя — гофмаршала Измайлова. В 6 утра в двери флигеля постучали. Это прибыл Алексей Орлов, будущий герой Русско-турецкой войны, а в то время известный царице как брат ее любовника Григория. Вместе Орлов и Екатерина обманули Измайлова: из корпуса выбрались утайкой и пробрались за ограду сада. Несколькими часами позже Измайлов отправился искать Екатерину, но его ввели в заблуждение слуги, участвовавшие в заговоре: они отвечали, что императрица жалуется на недомогание и не соизволит выйти.
На деле ее уже встречали у Казанского собора в Петербурге. Участники переворота смогли подтолкнуть к восстанию гвардейские полки, возмущенные тем, что Петр III отдавал предпочтение иностранным наемникам. Со времен Петра Великого гвардия являлась охраной российских императоров. Ее лишь изредка отправляли в бой. Затеяв войну с Данией и решив, что на ней пригодятся элитные части, близорукий Петр нарушил неписаные правила, за что жестоко поплатился.
И все же часть офицеров гвардии не приняла переворота. Секунд-майору Воейкову удалось склонить верных себе солдат на поддержку царя. Под нажимом офицера в казарме проснулись верноподданнические настроения, стали раздаваться крики «умрем за государя», и лоялисты, готовые применить силу, отправились маршем к Казанскому собору. Там обнаружилось, что их противники — те же гвардейцы, и проявилось, насколько силен корпоративный дух российской гвардии: скрещивать оружие друг с другом охранники русских царей отказались наотрез.
Воейкову и другому стороннику Петра — Воронцову оставалось спасаться бегством. Но и этого им не позволили. Офицеров подозревали в попытке угнать лодку, чтобы добраться до Ораниенбаума и предупредить Петра о восстании — император все еще оставался в неведении. Сторонники Екатерины не допустили такого развития событий.
Картина Иоахима Кестнера «Екатерина II на балконе Зимнего дворца, приветствуемая гвардией и народом в день переворота 28 июня 1762 года», 1760-е годы
© Public Domain/Wikimedia Commons
Тем временем Церковь перешла на сторону Екатерины. В Казанском соборе архиепископ Димитрий (Сеченов) отслужил литургию без упоминания имени Петра III, зато его сына Павла чествовал наследником престола. Позже отношения Екатерины и ее законного ребенка испортились. Но в драматические дни июля 1762 года соблюдение прав Павла было в устах Екатерины единственным оправданием ее действий. Царица выпустила манифест, в котором упрекала мужа в пренебрежении сыном, и в критический момент переворота вместе с Павлом вышла на балкон Зимнего дворца, приветствуемая с Дворцовой площади петербуржцами и гвардией.
Император в западне
Оставалось разрубить последний узел — решить судьбу несчастного Петра III. Во главе гвардейских войск императрица лично выступила на Ораниенбаум. К этому времени ее пропажу обнаружил незадачливый Измайлов в Петергофе. Запыхавшийся, он прибыл к царю, который, после совещания с находившимся при нем генералом Минихом, начал сознавать нависшую над ним опасность. Миних считал прямое столкновение бесперспективным и предлагал Петру, бросив все, искать спасения у Фридриха II. Но Петр оказался не в силах совладать с нервами. Словно не веря Измайлову, в паническом состоянии царь отправился в Петергоф, где самолично обыскал деревянный флигель, пытаясь найти Екатерину. Не обнаружив ее следов, Петр внял совету Миниха и распорядился доставить себя на остров Котлин в Кронштадт. Оттуда по воде можно было бы перебраться в Пруссию.
Перед этим император распорядился о заложницах. Ими объявили придворных дам, чьи мужья — часто офицеры гвардии — по поступавшим сведениям, примкнули к Екатерине. Расчетливый, на первый взгляд, шаг обернулся против императора. Прибыв вместе с захваченными дамами к берегу Котлина, Петр обнаружил, что местный гарнизон перешел на сторону Екатерины. Незадачливый царь оказался не в состоянии ни говорить с позиции силы, ни тем более навязать бой, поскольку был вынужден тратить силы своих немногочисленных солдат на охрану женщин.
В полном отчаянии Петр отплыл обратно в Ораниенбаум, к которому неумолимо приближались войска Екатерины. Императору, которого не приняла его империя, не оставалось ничего, кроме как признать безоговорочное поражение.
Игорь Гашков
Теги:
РоссияИсторияМонетная иконография Петра III
Рисунок 1. Неизвестный художник. Портрет великого князя Петра Федоровича. Холст, масло. Россия. Около 1758 г. Гос. Эрмитаж
Прежде чем увековечить свою персону на российских государственных монетах, император Петр III уже имел возможность лицезреть собственный образ на более ранних монетах и памятных медалях иного происхождения.
Рисунок 2. Г.-В. Вестнер. Медаль в память избрания герцога Голштинского Петра Федоровича наследником российского престола. 18 ноября 1742 г. Серебро. Диаметр 44 мм
Первое известное изображение Петра III на предметах малой пластики датируется 18 числом ноября 1742 года (рис. 2). На оборотной стороне медали, сделанной в память торжественного провозглашения герцога Голштинского наследником русского престола, вырезан бюст будущего российского императора, помещенный на постамент с надписью PETRO FEDORO WIZ NATAL DVCE HOLZAT. (Петру Федоровичу, урожденному герцогу Голштинскому). С обеих сторон от постамента изображены более низкие пьедесталы. На правом с надписью POTEN TIA (Могущество) находятся меч, скипетр и императорская корона. На левом с надписью RELI GIO (Вера) помещены распятие и раскрытая книга со словами EV AN GELI VM (Евангелие).
К сожалению, портрет новоявленного великого князя не представляет интереса с иконографической точки зрения в силу малого размера, а потому условного изображения персонажа.
Медаль была исполнена немецким медальером Георгом Вильгеймом Вестнером (Georg Wilhelm Vestner), который творил в Нюрнберге и создал ряд работ по заказу российского императорского двора. В частности, его резцу принадлежат медали на смерть Петра II, 1729 год; в память победы при Азове, 1736 год; в память взятия Очакова, 1737 год.
По всей видимости, Вестнер готовил медаль в расчете угодить августейшей заказчице, но не ее наследнику. На лицевой стороне медальер вырезал великолепный портрет Елизаветы Петровны с круговой надписью ELISABETHA D G IMPERATRIX RVSSORVM (Елизавета, Божией милостью императрица российская). Мастер с большой ответственностью подошел к заказу. Возможно, поэтому были подготовлены две пары штемпелей. Причем портретные штемпеля хотя и не принципиально, однако отличаются друг от друга, в то время как оборотные в обеих парах идентичны.
Первый монетный иконографический опыт будущего императора Петра III отечественной нумизматикой был получен с выпуском альбертусталера с изображением наследника Елизаветы Петровны (рис. 3).
Рисунок 3. А. Шеффер. Альбертусталер герцога Шлезвиг-Голштинского — будущего императора Петра III, 1753 г.
На момент выхода в свет монеты герцогу было 25 лет. Как отмечали современники, будущий правитель России был недурен собой, хотя красавцем его назвать было трудно (см. рис. 1). Выполненный в барочном стиле, портрет Петра на «альбертовом» талере (так еще его называли русские нумизматы) яркое тому подтверждение. На лицевой стороне альбертусталера можно обнаружить изображение молодого человека с довольно приятными чертами лица. Высокий лоб, прямой нос, четко обозначенные губы демонстрируют зрителю вполне привлекательный образ, наделенный природным умом и внутренней энергией. Закругленный небольшой подбородок лишь слегка отступает назад и совсем не срезан к шее, как это последует в будущем на российских монетах. Ниспадающие каскадом локоны парика, согласно требованиям моды, удачно гармонируют с профилем, придавая ему жизненную убедительность.
Репрезентативность портрета подчеркивает одежда персонажа. Петр изображен в латах, задрапированных мантией, подбитой горностаем. Через правое плечо надета лента иностранного ордена Св. Анны, на груди — знак того же ордена.
Объем и пластические формы портрета выдают высокий профессионализм автора, виртуозно владеющего всем арсеналом технических приемов. Им был медальер по фамилии Шеффер. Однако не ясно, был ли это Виганд или его сын Антон. Тем не менее первоначальная буква «S» фамилии Scheffer присутствует под обрезом бюста.
Причины выпуска монеты не совсем ясны. Е.В. Лепехина склонна считать, что выпуск «альбертова» талера преследовал политические цели. На это указывает титулатура персонажа, которая декларируется в круговых надписях. На лицевой стороне начертано: PETRUS D G MAGNUS DUX TOTIUS RUSSIA (Петр Божьей милостью Великий князь Всероссийский). Легенда констатирует, что изображен преемник российского престола. Круговая надпись оборотной стороны свидетельствует, что Петр является наследником Норвегии: НА R NORV DUX SLESV HOLS ST & DITM COM OLD & DELM 1753 (Наследник норвежский, герцог ШлезвигГолштинский, стормарнский и дитмарсенский, граф ольденбургский и дельменхортский 1753).
На политический аспект чеканки «альбертова» талера указывет также весьма скромный тираж в 1043 монет. Такой объем чеканки характерен для монет донативного предназначения.
На оборотной стороне изображен двуглавый орел с большой императорской короной. На груди орла два щита. Один — с изображением российского герба, видимо, призван подчеркнуть политический вектор великого князя Петра Федоровича. Другой — с шлезвиг-голштинским гербом, вероятно, должен свидетельствовать о преемственности соответствующих династий.
Под орлом различима буква Р. Считается, что это латинская Р — первая буква фамилии Плосс (Ploss). Й.Л. Плосс был уполномочен великим князем Петром Федоровичем представлять его интересы в организации чеканки и контроле за качеством изготовленных талеров, то есть, по существу, выполнять функции минцмейстера.
Из приведенных Е.В. Лепехиной архивных данных следует, что штемпеля для чеканки альбертусталеров были изготовлены на монетном дворе Маннхайма. Вырезавший их медальер при работе над лицевой стороной руководствовался портретом Петра, привезенным из Киля. К сожалению, мы не располагаем тем живописным эскизом, который послужил образцом для медальера Шеффера в процессе его работы над портретным штемпелем.
Рисунок 4. Неизвестный художник. Прижизненная гравюра великого князя Петра Федоровича
Между тем сохранилась гравюра, которая позволяет с определенной долей вероятности представить, как выглядел Петр в реальной жизни в бытность его великим князем (рис. 4). Это обстоятельство также дает возможность оценить портретное сходство будущего императора на альбертусталере с его изображением на живописных миниатюрах. Несмотря на то что на гравюре великий князь изображен в трехчетвертном повороте, а на монете — в профиль, в зрительном восприятии обоих портретов много общего. В обоих случаях регистрируется идеализированный персонаж, Петр одинаково облачен в доспехи, через правое плечо надета орденская лента, на груди орденский знак, сходна прическа парика с ниспадающими на спину локонами. Видимо уже тогда существовали протокольные установки, обязывавшие художников формировать официальный имидж правителя. По всей видимости, автор привезенного из Киля образцового рисунка, а затем и медальер Шеффер неукоснительно следовали установленным правилам.
Однако не следует обольщаться, рассматривая изображения великого князя того периода как реальное отражение его образа. Главенствующий тогда стиль барокко предполагал идеализацию портретируемого объекта, облекая его в художественные рамки символов и условностей.
Существуют две разновидности «альбертова» талера. На втором, в отличие от описанного выше, выгравирован портрет меньшей величины, а также начертан иной вариант креста на груди. Орел на оборотной стороне также имеет другой рисунок крыльев и хвоста (рис. 5). Вариант с портретом меньшего размера, по данным ГМ, известен в единственном экземпляре, который находится в собрании Эрмитажа. На поверхности монеты видны признаки, свидетельствующие, что талер изготовлен треснувшим лицевым штемпелем. Нельзя исключить, что именно его скоротечное разрушение обусловило чрезвычайную редкость экземпляра.
Рисунок 5. Альбертусталер с портретом меньшей величины изготовлен треснувшим лицевым штемпелем
Правда, американский знаток русских монет Р. Зандер утверждает, что известны еще несколько штук этой разновидности с малым портретом. Один такой экземпляр он видел в частной коллекции в США. Как бы то ни было, монета, согласно классификации В.В. Узденикова, соответствует высокой степени редкости.
Некоторые нумизматы не относят альбертусталер к русским монетам, хотя великий князь Георгий Михайлович поместил его в Корпус русских монет наряду с другими экземплярами императора Петра III. В этом есть некоторый резон. Альбертусталер, или патагон, происходит из названия талеровой монеты Испанских Нидерландов, впервые чеканенной в 1612 году наместниками — эрцгерцогом Альбертом Австрийским и его супругой. По его образцу (монетная стопа, характерный монетный тип) неоднократно чеканились монеты в различных европейских странах до 1784 года. К счастью, разногласия, касающиеся национальной принадлежности монеты, носят скорее академический характер и не влияют на предмет нашего исследования — монетную иконографию Петра III.
Великому князю Петру Федоровичу потребовалось около 20 лет, чтобы достичь желанной цели и стать российским императором. За столь долгий период он неоднократно являлся объектом пристального внимания художников. Петр III отличался терпением и с покорностью обреченного ждал своего часа. Воплощение его ожиданий сопровождалось рождением великолепных парадных портретов на полотне и в металле на неоднозначных по эстетическим достоинствам памятных миниатюрах. Петр III быстро почувствовал себя самодержцем и начал активно внедрять в общественно-политическую жизнь свой портрет.
Над изображением нового императора трудились Ф.С. Рокотов, который писал портрет Петра Федоровича, когда он был еще великим князем, А. Антропов, Г.-Х. Гроот, Л. К. Пфанцельт, а также художники, чьи имена до сих пор остаются неизвестными. В историю монетной иконографии вписали свои имена отечественные мастера — Т. Иванов, С. Юдин, а также иностранные специалисты, такие, как А. Абрамсон, создавшие портреты Петра III на предметах малой пластики.
Самым известным является парадный портрет императора, написанный русским живописцем Алексеем Антроповым. «Высочайший портрет» выполнен с учетом решения репрезентативных задач. Главным для художника было показать место персонажа в социальной иерархии. Военный мундир, орденская лента через правое плечо, шпага, императорские регалии, горностаевая мантия на троне призваны подчеркнуть величие императора.
Интересно, что высокое мастерство позволило художнику раскрыть и личность портретируемого. Узкие плечи, формирующийся животик, вальяжная поза, самодовольная уверенность на лице не требуют особых комментариев.
Видимо, Петру III нравились парадные портреты. Известна целая серия полотен различных авторов. Один из таких портретов представлен на рис. 6.
Рисунок 6. Неизвестный художник. Портрет Петра III. Холст. Масло
Как и положено, монетчики не заставили себя долго ждать — монетные дворы в Санкт-Петербурге и Москве выпустили продукцию с портретом Петра III. На рис. 7 воспроизведены рублевики, на которых наглядно представлено изображение императора.
Рисунок 7. Рубли Петра III, 1762 г. Серебро, Диаметр 38 мм. А — Московский монетный двор; В — Санкт-Петербургский монетный двор
Портрет с точки зрения иконографии требует специального рассмотрения. Вполне оправданная формальная характеристика, осуществленная ГМ в рамках целевой задачи каталога, сводится к следующему: «Погрудное изображение Петра III вправо. На голове парик с косою. Бюст в кирасе с орлом на груди; через правое плечо Андреевская лента. Спереди императорская мантия, спущенная с левого плеча…» Приведенное описание лицевой стороны монеты было отнесено ГМ к империалу. Однако оно в полной мере соответствует аверсу рублевиков и полтин с учетом соответствующих особенностей в начертании круговой надписи (рис. 8.)
Рисунок 8. А — империал Петра III, золото, диаметр 31 мм; В — полтина Петра III, серебро, диаметр 34 мм. Монеты приведены к одному масштабу
Художественно-эстетические достоинства портрета на монетах сомнительны. На лицевой стороне предстает профиль прусского солдатика, затянутого в военный мундир. Если изображение Петра III на рис. 7А не лишено привлекательности, то портрет на рис. 7 В и 8 демонстрирует собирательный образ, далекий от идеализации. Сравнительно небольшая голова в парике с косичкой, маскообразное застывшее лицо, вытянутый вперед острый нос вкупе со скошенным подбородком оставляют впечатление того, что изображен не император великой державы, а скорее марионеточный персонаж из немецкой сказки. Лицо — это верное зеркало глубинных чувств и мыслей — напрочь лишено идеализации. В целом, портрет с явными гротескными элементами формирует у зрителя в лучшем случае равнодушное, а то и негативное восприятие. Недаром в среде коллекционеров сленговое название рублевика звучит как «дятел».
Монету с изображением правителя и соответствующей титулатурой можно сравнить с визитной карточкой. Разница заключается в том, что обыкновенная бумажная «визитка» со временем «ветшает, как платье» и постепенно превращается в никому не нужный хлам. Тогда как монета, изготовленная из золота или серебра, с которой смотрит первый человек империи, обязана была произвести соответствующее впечатление не только на подданных, но и на зарубежных гостей, а в итоге увековечить персону императора в памяти грядущих поколений. Хотим ли мы того или нет, но монеты Петра III свидетельствуют, что честолюбивые цели были достигнуты — монеты с изображением императора как исторический памятник мы исследуем с разных сторон.
Царствование Петра III наступило 25 декабря 1761 года. Вскоре на смену монарха реагируют монетчики. Уже 15 января 1762 года появляются первые указы о монетном переделе. Великий князь Георгий Михайлович приводит соответствующие документы, которые отчасти приоткрывают механизмы принятия решения чеканить рублевые монеты Петра III. Так, 31 января 1762 года вышел очередной Указ из монетной канцелярии Московской монетной конторы. — «О приготовлении рублевиков по Высочайше утвержденному образцу».
В нем, в частности, говорится: «…Его императорское Величество рублевой монеты абдрук (пробный образец) высочайше апробировать соизволил…» Далее указ расшифровывает, что пробная чеканка должна была быть осуществлена «наискорее» в объеме 500—1000 штук с использованием серебра 72 пробы. В документе повелевалось «медальерным мастерам Юдину и Иванову… с крайним поспешанием… штемпели и контрпунцоны (маточники) заготовить». Указ обязывал отправить в Москву контрпуансон для изготовления рублевых штемпелей. Документ предусматривал различные мелочи. Интересный штрих: в указе предписывалось, чтобы штемпеля с портретом «при жизни блаженной и вечной славы достойные памяти Великой Государыни Императрици Елизаветы Петровны … не печатать, а хранить их в наличности». Такие предписания были бы достойны только похвалы и уважения, если бы они не создавали благодатную почву для формирования такого печального для русской нумизматики явления, как изготовление новоделов.
Приведенный документ, помимо всего прочего, позволяет предположить, что новый император внимательно следил за процессом выпуска монеты с его портретом. Из контекста указа следует, что Петр III предварительно был ознакомлен с живописным эскизом монеты и утвердил ее пробную чеканку. В этой связи возникает вопрос: каким образом и почему свет увидел такую одиозную монету с портретом сидельца на российском престоле, выполненном на откровенно слабом художественном уровне?
Рисунок 9. С. Юдин. Пробный рубль Петра III, 1762 г.
Этот вопрос остро звучит еще и потому, что Петру III, возможно, был представлен «абдрук» работы С. Юдина, который, как тогда говорили, «сочинил» портрет императора с довольно привлекательными чертами лица (рис. 9). В отличие от Т. Иванова, С. Юдин вырезал портрет в низком рельефе, что больше соответствовало функциональным требованиям, предъявляемым к общегосударственным монетам. Такие экземпляры, как показал опыт, более устойчивы к стиранию изображения в процессе обращения. Вероятно, упомянутые технологические тонкости не интересовали высочайшее мнение. Не устраивала императора и некоторая приглушенная мягкость линий его портрета, которые приближали силуэт персонажа к реальному образу.
Недоумение по поводу выбора Петра III усиливается, если учесть, что тогда, по всей видимости, уже существовали миниатюры с изображением весьма благородного профиля императора. Одна из таких миниатюр, правда созданная несколько позднее, находится в собрании Государственного Эрмитажа (рис. 10).
Рисунок 10. Портрет Петра III. Россия. Петергофская гранильная фабрика. Около 1800 г. Халцедон-оникс; камея. 3,8*2,8 см. Гос. Эрмитаж
Современники отмечали, что Петр Федорович неплохо разбирался в изобразительном искусстве и тяготел к малой пластике. Есть свидетельства того, что из Голштинии он привез нумизматическую коллекцию. А российскую историю будущий Петр III изучал по памятным медалям деда. Трудно себе представить, чтобы император, ценитель высокого искусства, оставил без внимания свой портрет на государственной монете.
По какой же причине работа С. Юдина была отклонена и почему утвержден явно гротескный портрет Т. Иванова?
Разгадка причины утверждения штемпеля Т. Иванова довольно проста. Августейший персонаж стремился во всем, и особенно внешне, быть похожим на прусского короля Фридриха II. Для того, чтобы в этом убедиться, осуществим несложные иконографические сопоставления. Для начала обратимся к изображениям Фридриха II на монетах периода его правления (рис. 11).
Рисунок 11. Монета Фридриха II, 1767 г.
Не правда ли, на лицевой стороне угадываются знакомые по рублям Петра III очертания? Тот же удлиненный нос, такой же клиновидный, со скошенным подбородком силуэт персонажа. Принципиальное различие в том, что в изображении Фридриха присутствует эстетика, эстетика гиперболы, в то время как на портрете его визави — нарочитое искажение.
Подражательство Петра III своему кумиру, преклонение перед ним привели к введению в русской армии формы прусского образца. Вновь испеченный российский монарх гордился этой формой, поэтому неудивительно, что мундир присутствует практически на всех известных портретах Петра, изображенных на живописных полотнах и монетах.
Рисунок 12. А — Антуан Пен. Портрет Фридриха II в молодости. В — Неизвестный художник. Портрет великого князя Петра Федоровича
На рисунке 12 представлены два официальных портрета. Один — малоизвестный портрет Петра III. На другом изображен прусский король Фридрих II. Мы сознательно совместили оба портрета в рамках одной иллюстрации для того, чтобы наглядно продемонстрировать их зеркальную похожесть. Единство композиций обоих полотен настолько поразительно, что касается многих как базовых, так и второстепенных деталей.
Т. Иванов был не только замечательным медальером, но и опытным дипломатом. Свою политическую прозорливость он уже продемонстрировал ранее в негласном соревновании с тем же С. Юдиным при работе над портретным штемпелем императрицы Елизаветы Петровны. Тогда Т. Иванов, собрав воедино лучшие наработки своих учителей и предшественников, создал портрет, получивший высочайшее утверждение. Легенда гласит, что на портрете Т. Иванов удачно скрыл за прической якобы большие уши императрицы, которых она, по утверждению современников, стеснялась. С. Юдин же повторил ошибку Ж. А. Дасье, оставив августейшие уши открытыми, за что и поплатился.
В случае с портретом Петра III ситуация, похоже, повторилась с точностью наоборот. Т. Иванов уловил желания монарха, но не скрыл, как это было при работе над портретом Елизаветы, а гиперболизировал некоторые черты лица императора. Такой художественный прием позволил Т. Иванову максимально приблизить его профиль к профилю Фридриха II. С. Юдин же положил в основу миниатюры принцип идеализации персонажа и ошибся.
Тщеславие императора было удовлетворено работой медальера Иванова, и монетные дворы обеих столиц энергично приступили к массовому производству монет.
Творческий расцвет мастера только начинался, и еще сильно было влияние учителя В. Скотта. Достаточно вспомнить портрет Елизаветы Петровны на монетах 1754—1757 годов с «кукольной» головкой, выполненный Скоттом. Очевидно, что портрет Петра III по стилю и композиции весьма напоминает скоттовский почерк.
Следует особо подчеркнуть, что непривлекательный образ Петра III на монетах, равно как и весьма скромный пластический язык медальера, явился не виной Т. Иванова как художника, а бедой мастера, творческая инициатива которого была «а priori» связана по рукам веригами бесправия.
В отличие от Петра III, судьба к Фридриху II была более благосклонна. Прусский король прожил до 1786 года и умер в возрасте 74 лет. Одним из знаменательных событий в жизни короля было чудесное избавление прусской армии от полного разгрома в Семилетней войне. Фридрих не забыл творца этого счастливого для него события. Видимо, поэтому на свет появилась медаль, в задачи которой входило увековечить память о чудесном спасении и последующем заключении военного союза с Россией (рис. 13).
Рисунок 13. А. Абрамсон. Союз Петра III с королем Пруссии Фридрихом II. 1762 г. Серебро. Диаметр 43 мм
На лицевой стороне изображены два обращенных друг к другу бюста. Один принадлежит Петру III (Petrus III), второй — Фридриху II (Fridericus II). Они похожи, как однояйцовые близнецы. Если бы не надписи над головами, то разобраться, где король прусский, а где император российский, было бы невозможно. Видимо, Фридриху было по душе преклонение перед ним русского императора и король решил посредством памятной миниатюры продолжить эту выгодную для него политическую игру. Оба фигуранта облачены в латы и мантии, увенчаны лавровыми венками, скрепленными на затылке лентами. Клиновидные лица с удлиненными носами молчаливо взирают друг на друга. Надпись под обрезами бюстов словно в насмешку гласит: SAL . GEN . HVM (Во благо рода человечества).
Сюжет оборотной стороны медали комментирует замысел заказчика. Минерва, изображенная в воинских доспехах, с копьем, щитом и в шлеме, изображает богиню мудрости и войны, сражающуюся не ради разрушения, а во имя справедливости. В ее ногах — голова Медузы, как символ победы над монстром. На щите изображены российский, прусский и шведский гербы. Таким образом, политическая подоплека заказа очевидна.
Медаль была заказана А. Абрамсону, по всей видимости, королем Пруссии. К сожалению, мы не располагаем соответствующими документами, регламентирующими взаимоотношения заказчика и исполнителя. Маловероятно, чтобы виновница свержения Петра III, презиравшая его законная жена Екатерина II, проявила заботу об увековечении памяти позорного для России события. Скорее всего, инициатором чеканки медали была прусская сторона.
Медальер А. Абрамсон мастерски воссоздал языком малой скульптурной пластики облик людей, наделенных волею обстоятельств неограниченной властью, наделив их внутренним миром, который легко читается современным зрителем.
Остается добавить, что Яаков Аврахам Абрамсон (1723—1800) и его сын Аврахам (1754—1811), работавшие на прусском монетном дворе, пользовались широкой известностью в Германии. Часто они работали совместно: сын изготавливал портретный штемпель, отец резал оборотную сторону медали.
А. Абрамсон изготовил свыше 250 медалей. Среди них работы с портретом И. Канта, Г. Э. Лессинга и других знаменитостей и царствующих особ.
Часть историков связывают скорый закат царствования императора Петра III с унижением российской армии перед фактически поверженным врагом. Офицерский корпус не мог смириться с таким позором, что явилось главной причиной дворцового переворота.
Наделенная природным умом и за годы пребывания в России привитая от беспринципных нравов и жестоких правил существовавшего придворного этикета, Екатерина понимала, что должна была успокоить народ и легализовать причины переворота.
Для начала она продемонстрировала окружению свою скорбь по поводу кончины императора. Было объявлено, что Петр Федорович скоропостижно скончался в результате «несчастного случая». Была написана картина, изображающая Екатерину в траурном облачении (рис. 14).
Рисунок 14. В. Эриксен. Портрет Екатерины II в трауре. Медь. Масло, 1763 г.
В традиции двора был выпуск медалей и жетонов на смерть императора. Однако таковые в связи с кончиной Петра III, не известны. Вместе с тем, опубликована очень редкая и малоизвестная медаль (рис.15), воспроизведение которой осуществлено в книге М.Е. Дьякова.
Рисунок 15. Неизвестный автор. Медаль на смерть Петра III. Серебро. Диаметр 37 мм. А — лицевая сторона. В — рисунок из книги М. М Дьякова
Медаль, автор которой неизвестен, отчеканена, по всей видимости, в память о смерти Петра III. На лицевой стороне изображены обращенные друг к другу бюсты Петра III и Екатерины II. Голова Екатерины покрыта платком, отсутствуют какие-либо украшения, платье простое без декоративных излишеств — эти детали должны были подчеркнуть атмосферу глубокой печали. Портрет Петра III исполнен в медальной манере: сочный рельеф, скульптурно вылепленные черты лица, создающие идеальные условия для игры света и тени, формируют необычную для изображения покойного императора пластическую поверхность. Над головами Петра и Екатерины императорская корона и ленты с именами портретируемых.
На обороте представлен остроконечный памятник и вензель Екатерины II. Справа от памятника фигура скорбящей женщины, слева парящий гений смерти с косой, символизирующий преждевременное укорачивание жизни.
Художественно-эстетические достоинства медали неоднозначны. В противоречие вступают ясность художественного замысла и показная простота, если не примитивизм рисунка, отсутствие правдивости в сюжете и попытка медальера придать композиции жизненную силу. Впрочем, вся жизнь императора Петра III была соткана из противоречивых поступков, неприятия всего русского и дисгармонии в личной жизни. А какова жизнь — такова и ее иконография.
Источник: Петрунин Ю.П. «Монеты императора Петра III». Таллин, 2010 г.
1 Peter 3:14 KJV Обои для мобильного телефона
1 Петра 3:14 KJV Фоновые картинки для телефона
Лучшие христианские обои для iPhone с вдохновляющими библейскими цитатами на красивых изображениях и фонах. Загрузите мобильные обои 1 Петра 3:14 KJV с цитатами из библейских стихов и поделитесь ими с друзьями и семьей в Instagram или любой социальной сети. Вы также можете использовать приведенные ниже ссылки, чтобы щелкнуть и поделиться обоими стихами из Библии 1 Петра 3:14 KJV на Facebook, Twitter, Pinterest, LinkedIn, WhatsApp и других сайтах социальных сетей. Изображения Писания (https://www.scripture-images.com) предлагает большую коллекцию фоновых изображений для мобильных устройств с цитатами из Священных Писаний и вдохновляющими картинками из библейских стихов об Иисусе, Боге, Любви, Вере, Вдохновении, Ободрении, Жизни, Надежде, Силе и более.
Выбор макета
Квадрат Портрет
« 1 Петра 3:13 (KJV)
1 Петра 3:15 (KJV) »
Ежедневно читайте Слово Божье. Пожалуйста, добавьте эту веб-страницу в закладки и добавьте ее в избранное. Мобильные цитаты из Библии с вдохновляющим фоном добавляются регулярно. Прекрасная коллекция изображений библейских стихов из Писания, которыми можно поделиться в социальных сетях, создана с использованием бесплатных фотографий и стоковых фотографий без лицензионных отчислений. 1 Петра 3:14 KJV Библейские изображения с цитатами создаются с использованием фонов с природными пейзажами и живописных фотографий. Изображения изменены для социальных сетей и совместимы с мобильными телефонами (iPhone и Android), планшетными устройствами, ноутбуками и настольными компьютерами. Мобильные обои со стихами из Библии доступны в форматах HD и FHD (1080 x 19).20) качество. Мы также предлагаем 4K UHD и надеемся добавить разрешение обоев 8K Ultra HD TV (7680 × 4320) в будущем.
Previous Verse
« 1 Петра 3:13 (KJV)
Next Verse
1 Петра 3:15 (KJV) »
Дополнительные изображения библейских стихов
Просмотр Новая вкладка
Просмотр Новая вкладка
Просмотр Новая вкладка
Просмотр Новая вкладка
Просмотр Новая вкладка
Просмотр Новая вкладка
1 Петра 3:14 Ссылки на Библию
Этот раздел страницы с перекрестными ссылками был добавлен в надежде привнести в Священное Писание более глубокий смысл и понимание. Приведенные ниже перекрестные ссылки могут помочь определить сходство между библейскими отрывками. Приведенные ниже стихи были идентифицированы в нашей системе как стихи, относящиеся к 1 Петра 3:14 KJV. Пожалуйста, нажмите на любое изображение ниже, чтобы перейти к странице с конкретным библейским стихом.
Ибо это благодатно, если человек по совести к Богу терпит скорбь, страдая неправомерно. Matthew 10:28 (KJV) »
И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Исаия 41:10 (KJV) »
Не бойся; ибо Я с тобою: не ужасайся; ибо Я Бог твой: укреплю тебя; да, я помогу тебе; да, я поддержу тебя десницей моей праведности. Исаия 8:12 (KJV) »
Не говорите: союз, всем тем, кому этот народ скажет: союз; не бойтесь страха их и не бойтесь. Матфея 5:10 (KJV) »
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 1 Петра 4:13 (KJV) »
Но радуйтесь, яко соучастники Христовых страданий; дабы, когда откроется слава Его, и вы возрадовались радостью преизбытком. Лк. ради. 2 Коринфянам 12:10 (KJV) »
Итак я нахожу удовольствие в немощах, в упреках, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо, когда я немощен, тогда силен. Иоанна 14:1 (KJV) »
Да не смущается сердце ваше: вы верите в Бога, верьте и в Меня. Матфея 16:25 (KJV) »
Ибо всякий, кто спасет свою душу, потеряет ее: и всякий, кто потеряет свою жизнь ради Меня, обретет ее. Иоанна 14:27 (KJV) »
Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. Иакова 1:12 (KJV) »
Блажен человек, который переносит искушение: ибо, когда он будет испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
Доступные переводы Библии. 10
Луи Сегон 1910 (LSG) Французская Библия
1 Пьер 3:14 (LSG) »
Библия Лютера 1912 (LUTh2912) Немецкая Библия
1 Петр 3:14 (LUTh2912) »
Индийская исправленная версия (HINIRV) Библия на хинди
1 पतरस 3:14 (HINIRV) »
Индийская исправленная версия (PANIRV) Пенджабская Библия
1 ਪਤਰਸ 3:14 (PANIRV) »
Индийская исправленная версия (BENIRV) Бенгальская Библия
1 পিতরের 3:14 (BENIRV) »
Индийская пересмотренная версия (TAMIRV) Тамильская Библия
1 பேதுரு 3: 14 (TAMIRV) »
Арабский Ван Дейк (AVD) Арабская Библия
Библия на современном иврите (HEB)
אגרת כיפא הראשונה 3:14 (HEB) »
Библия на португальском языке (BSL)
1 Педро 3:14 (BSL) »
Вьетнамская Библия 1923 г. (VIE)
1 Phi-rơ 3:14 (VIE) »
Рейна-Валера Антигуа 1909 г. (RVA) Испанская Библия
1 Педро 3:14 ( РВА) »
Итальянская Библия Риведута 1927 (RIV) Итальянская Библия
1 Пьетро 3:14 (RIV) »
Китайская упрощенная Библия (CUVS)
彼 得 前 书 3:14 (CUVS) »
Китайская традиционная Библия (CUVT)
彼 得 前 書 3:14 (CUVT) » 9001 0
Албанская Библия (ALB)
1 Петрусбревет 3:14 (ALB) »
Шведская Библия (SV1917)
1 Петрусбревет 3:14 (SV1917) »
Русская Библия (RUSV)
1 Петра 3:14 (РУСВ) »
Украинская Библия (UKR)
1 Петра 3:14 (UKR) »
1 Петра 3 (KJV) Подборка стихов
1 Петра 3:1 1 Петра 3:2 1 Петра 3:3 1 Петра 3:4 1 Петра 3:5 1 Петра 3:6 1 Петра 3:7 1 Петра 3:8 1 Петра 3:9 1 Петра 3:10 1 Петра 3:11 1 Петра 3:12 1 Петра 3:13 1 Петра 3:14 1 Петра 3:15 1 Петра 3:16 1 Петра 3:17 1 Петра 3:18 1 Петра 3:19 1 Петра 3:20 1 Петра 3:21 1 Петра 3:22
Библейские книги KJV Список выбора
Посмотреть полный список библейских книг и глав KJV
Популярные стихи из Библии по темам
Ищете самые сильные стихи из Библии? Мы предлагаем красивые, вдохновляющие картинки и изображения из библейских стихов по темам. Выбирайте из популярных тем библейских стихов. Выберите любую популярную библейскую тему ниже или вы можете просмотреть полный список: Библейские стихи в картинках по темам
ИзобилиеБлагословенныйКомфортМужествоВрагиВечная жизньСтрахБогБлагодатьСердцеПомощьНадеждаИисусРадостьЖизньСветДолготерпениеЛюбовьТерпениеМирСилаЦельИскупительСпасениеОсвящениеСилаИскушениеДовериеНеправедностьСловоПросмотреть все библейские темы »
2 Peter 3:18 KJV Обои для мобильного телефона
2 Петра 3:18 KJV Фоновые картинки для телефона
Лучшие христианские обои для iPhone с вдохновляющими библейскими цитатами на красивых изображениях и фонах. Загрузите мобильные обои 2 Петра 3:18 KJV с цитатами из библейских стихов и поделитесь ими с друзьями и семьей в Instagram или любой социальной сети. Вы также можете использовать приведенные ниже ссылки, чтобы щелкнуть и поделиться обоими стихами из Библии 2 Петра 3:18 KJV на Facebook, Twitter, Pinterest, LinkedIn, WhatsApp и других сайтах социальных сетей.
Выбор макета
Квадрат Портрет Пейзаж 4K UHD
« 2 Петра 3:17 (KJV)
1 Иоанна 1:1 (KJV) »
Ежедневно читайте Слово Божье. Пожалуйста, добавьте эту веб-страницу в закладки и добавьте ее в избранное. Мобильные цитаты из Библии с вдохновляющим фоном добавляются регулярно. Прекрасная коллекция изображений библейских стихов из Писания, которыми можно поделиться в социальных сетях, создана с использованием бесплатных фотографий и стоковых изображений без лицензионных отчислений. 2 Петра 3:18 KJV Библейские изображения с цитатами создаются с использованием фона с природными пейзажами и живописных фотографий.
Изображения изменены для социальных сетей и совместимы с мобильными телефонами (iPhone и Android), планшетными устройствами, ноутбуками и настольными компьютерами. Мобильные обои со стихами из Библии доступны в форматах HD и FHD (1080 x 19).20) качество. Мы также предлагаем 4K UHD и надеемся добавить разрешение обоев 8K Ultra HD TV (7680 × 4320) в будущем. Previous Verse
« 2 Петра 3:17 (KJV)
Next Verse
1 Иоанна 1:1 (KJV) »
Дополнительные изображения библейских стихов
Просмотр Новая вкладка
Просмотр Новая вкладка
Просмотр Новая вкладка
Просмотр Новая вкладка
Просмотр Новая вкладка
Просмотр Новая вкладка
2 Петра 3:18 Ссылки на Библию
Этот раздел страницы с перекрестными ссылками был добавлен в надежде привнести в Священное Писание более глубокий смысл и понимание. Приведенные ниже перекрестные ссылки могут помочь определить сходство между библейскими отрывками. Приведенные ниже стихи были идентифицированы в нашей системе как стихи, относящиеся к 2 Петра 3:18 KJV. Пожалуйста, нажмите на любое изображение ниже, чтобы перейти к странице с конкретным библейским стихом.
Колоссянам 1:10 (KJV) »дабы вы поступали достойно Господа, ко всем угождениям, принося плод во всяком деле добром и возрастая в познании Бога; Ефесянам 4:15 (KJV) »
Но говоря истину в любви, может возрасти в него во всем, что есть глава, даже Христос: 1 Петра 2:2 (KJV) »
Как новорожденные младенцы, возлюбите искреннее словесное молоко, дабы от него возрасти вам: Филиппийцам 3:8 (KJV) »
Да, несомненно, и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю тщетою навоз, чтобы я мог приобрести Христа, 1 Петра 5:10 (KJV) »
Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, по недолгом страдании вашем, да совершит вас, утвердит, укрепит, утвердит вас . Колоссянам 3:10 (KJV) »
И облеклись в нового человека, который обновляется в познании по образу Создавшего его: 2 Тимофею 4:18 (KJV) »
И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит в Царствии Своем Небесном, Которому слава во веки веков. Аминь. 2 Петра 1:3 (KJV) »
Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас к славе и добродетели: 2 Коринфянам 4:6 (KJV) »
Ибо Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа . Ефесянам 1:17 (KJV) »
Да даст вам Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, духа премудрости и откровения в познании Его: 2 Фессалоникийцам 1:3 (KJV) »
Мы обязаны всегда благодарить Бога за вас, братья, как это должно быть, потому что ваша вера чрезвычайно возрастает, и любовь каждого из вас друг к другу преумножается ; Иоанна 17:3 (KJV) »
Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.
Доступные переводы Библии. 10
Луи Сегон 1910 (LSG) Французская Библия
2 Пьер 3:18 (LSG) »
Библия Лютера 1912 (LUTh2912) Немецкая Библия
2 Петр 3:18 (LUTh2912) »
Индийская исправленная версия (HINIRV) Библия на хинди
2 पतरस 3:18 (HINIRV) »
Индийская исправленная версия (PANIRV) Пенджабская Библия
2 ਪਤਰਸ 3:18 (PANIRV) »
Индийская исправленная версия (BENIRV) Бенгальская Библия
2 পিতরের 3:18 (BENIRV) »
Индийская пересмотренная версия (TAMIRV) Тамильская Библия
2 பேதுரு 3: 18 (TAMIRV) »
Арабский Ван Дейк (AVD) Арабская Библия
٢ بطرس 3:18 (AVD) »
Библия на современном иврите (HEB)
אגרת כיפא השניה 3:18 (HEB) » 9000 5
Библия на португальском языке (BSL)
2 Педро 3:18 (BSL) »
Вьетнамская Библия 1923 г. (VIE)
2 Phi-rơ 3:18 (VIE) »
Рейна-Валера Антигуа 1909 г. (RVA) Испанская Библия
2 Педро 3:18 ( РВА) »
Итальянская Библия Риведута 1927 (RIV) Итальянская Библия
2 Пьетро 3:18 (RIV) »
Китайская упрощенная Библия (CUVS)
彼 得 后 书 3:18 (CUVS) »
Китайская традиционная Библия (CUVT)
彼 得 後 書 3:18 (CUVT) » 9001 0
Албанская Библия (ALB)
2 Петрусбревет 3:18 (ALB) »
Шведская Библия (SV1917)
2 Петрусбревет 3:18 (SV1917) »
Русская Библия (RUSV)
2 Петра 3:18 (RUSV) »
Украинская Библия (UKR)
2 Петра 3:18 (UKR) »
2 Петра 3 (KJV) Подборка стихов
2 Петра 3:1 2 Петра 3:2 2 Петра 3:3 2 Петра 3:4 2 Петра 3:5 2 Петра 3:6 2 Петра 3:7 2 Петра 3:8 2 Петра 3:9 2 Петра 3:10 2 Петра 3:11 2 Петра 3:12 2 Петра 3:13 2 Петра 3:14 2 Петра 3:15 2 Петра 3:16 2 Петра 3:17 2 Петра 3:18
Список выбора библейских книг KJV
Посмотреть полный список библейских книг и глав KJV
Популярные стихи из Библии по темам
Ищете самые сильные стихи из Библии? Мы предлагаем красивые, вдохновляющие картинки и изображения из библейских стихов по темам.