Петр 1 где строил корабли: и корабли, и буера – как Пётр I создавал флот

и корабли, и буера – как Пётр I создавал флот

В последнее воскресенье июля в России отмечается День Военно-Морского Флота России. Хотя у праздника нет сейчас конкретной даты, но когда-то, во времена правления Петра I, это было 27 июля. Император установил традицию чествовать военных моряков именно в этот день в память о крупных победах русского флота — в 1714 году у мыса Гангут и в 1720 году около острова Гренгам. В этот день на кораблях поднимались флаги, гремел салют и проводился морской парад.

Правда, после смерти Петра пышное празднование прервалось более чем на век и возобновилось только в 1853 году. Потом опять был перерыв, с 1917 по 1939 год. Но потом традиция так или иначе поддерживалась. А с 2017 года Главный военно-морской парад проводится в Санкт-Петербурге уже официально — в акватории Невы и Финского залива. Как это было при Петре Великом.

Шестой выпуск спецпроекта Petro Primo посвящен одному из важнейших деяний Петра Великого — созданию регулярного Военно-морского флота России.

Датой рождения флота принято считать 20 октября 1696 года, когда такое решение приняла Боярская дума, обсудив рапорт молодого царя Петра о втором Азовском походе против Османской империи. Первые корабли были построены на верфях Воронежского адмиралтейства. 1 декабря 1699 года Пётр объявил флаг с Андреевским крестом официальным флагом российского флота. (По христианскому преданию, апостол Андрей Первозванный был распят на косом кресте в греческом городе Патры. Считается, что святой посещал будущие земли Руси).

То мореплаватель, то плотник, — писал Александр Пушкин о Петре I, отмечая главное: родившийся в «сухопутной» Москве царь любил корабли настолько, что готов был сам их строить. В 16 лет Пётр обнаружил в одном из помещений в усадьбе Измайлово маленькое морское судно. Это был английский бот, купленный родственником царя боярином Никитой Романовым для речных прогулок. Хотя на Руси к тому времени тоже умели строить корабли, но английское судно превосходило их технически.

Юный царь захотел научиться им управлять. Кораблик достали из амбара, отремонтировали и спустили на воду. Пётр водил его по реке Яузе и мечтал о больших походах.

Свой первый корабль император ценил и берёг всю жизнь. В 1723 году, во вторую годовщину заключения мирного договора между Россией и Швецией (Ништадского мира), ботик Петра «Святой Николай» перевезли из Москвы в Санкт-Петербург. 11 августа, стоя на борту своего старого друга, Пётр принимал парад кораблей у острова Котлин, на Кронштадтском рейде.

Тот самый бот можно увидеть и сегодня в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.

Заключению Ништадского мира предшествовала почти 20-летняя война со Швецией, которая стала катализатором создания Балтийского флота. России жизненно важен был выход к морю, который она то завоевывала, то теряла в результате подписания вынужденных мирных договоров. В 1702 году началось строительство галерного флота на верфях рек Сясь, Луга и Свирь.

На Свирской (Олонецкой) верфи были заложены и спущены на воду первые 11 фрегатов, в том числе «Штандарт», на котором Пётр I командовал переходом эскадры через Ладогу в Санкт-Петербург. Долгий поход, да еще и в шторм, убедил царя, что строить корабли лучше в непосредственной близости к морю, например, в только что основанном городе Санкт-Петербурге. И в 1704 году Пётр заложил в будущей столице Адмиралтейские верфи.

Всего корабли строились на 24 верфях — в Воронеже, Казани, Переславле, Архангельске, Олонце, Петербурге и Астрахани. В 1725 году русский флот имел 130 парусных кораблей, 253 галеры и скампавеи, 143 бригантины. В те времена во флоте служили всю жизнь — и офицеры, и рекруты.

Но помимо создания регулярного военно-морского флота, Пётр всячески способствовал развитию всех видов судоходства — морского, речного и даже ледового. Тем более что мостов в ту пору в Петербурге еще не существовало, а переезжать с берега на берег как-то надо было. Так, в 1718 году появился Потомственный Невский флот — предвестник будущих яхт-клубов, причем не только в России, но и в мире. Суда для Невской флотилии строили на Партикулярной верфи, предназначенной для гражданского судостроения. Лето в Петербурге короткое, а зимы в ту пору были суровые, Нева вместе с Финским заливом покрывались льдом. Но Пётр не собирался отказываться от привычки ходить под парусом в любую погоду. Так в России появились буера. Пётр увидел этот вид транспорта в любимой Голландии и, конечно, перенес его на российскую почву (лёд).

Поначалу буер по-русски представлял собой ботик или маломерное судно, поставленное на полозья, а потом Пётр наладил производство буеров на Партикулярной верфи. Специально для ледовых покатушек на Неве каждый день расчищали от снега дорогу, по которой, при попутном ветре, можно было доскользить даже в Петергоф. Царь вместе с флотскими офицерами упражнялся в маневрировании (пригодится летом на воде), а знатные господа просто развлекались. Известно, что Пётр пытался приспособить буера для перевозки почты между Петербургом и Котлином. Изобретательный ум был у нашего императора.

В наши дни ему бы точно понравились многофункциональные беспилотные катера, которые строят молодые инженеры Центра технологических проектов Политеха.

Материал подготовлен Управлением по связям с общественностью. Текст: Екатерина Ефимова

Петр Первый – создатель регулярного Русского военно-морского флота

Петр I

9 июня 1672 года родился Петр I, первый русский император, государственный реформатор XVII-XVIII веков, основатель города Санкт-Петербург, создатель регулярного русского военно-морского флота.

Интерес Петра I к морскому делу возник в 1688 году, когда 16-летний царевич нашел в селе Измайлово брошенный ботик, ранее при-везенный в подарок его отцу из Англии. Ботик отремонтировали и Петр сразу же совершил небольшую прогулку по реке Яуза. Позже «дедушку русского флота» (как называл ботик сам Петр) переносили в разные места – Просяное озеро, Плещеев пруд, Переяславское озеро, где постепенно росло мастерство царевича в управлении судном. В дальнейшем для потех царевича было построено несколько судов и в 1692 году Переяславскому озеру ходили два малых фрегата и три яхты.

Ботик Петра Первого24-пушечный корабль «Святой апостол Павел»

Став московским царем, летом 1693 года Петр Алексеевич основал в Архангельске первую государственную верфь – Соломбальскую, где сразу заложили 24-пушечный корабль «Святой апостол Павел», а затем для усилия флота приобрели в Голландии еще два судна. Посетив в мае следующего года Архангельск, Петр I лично руководил вооружением «Святого Павла» и инспектировал прибывшие из Голландии фрегаты «Святое пророчество» и «Святой Петр». Из солдат Семеновского и Преображенского полков были сформированы команды и три корабля вышли в Англию для ведения торговли.

Русские корабли блокируют турецкую крепость Азов

Иным направлением движения России к морю стало южное: в феврале 1695 года русские войска начали поход к Черному морю и осадили турецкую крепость Азов в устье Дона. Однако овладеть крепостью не удалось, поскольку турки подвозили припасы морем, противодействовать чему русские не могли. В течении последующего года в Воронеже и других городах было построено два 36-пушечных корабля, 24 галеры и несколько вспомогательных судов. Азов пал, Россия получила выход к Черному морю.

В результате Азовские походы на практике показали важность флота для ведения войны. Взятие Азова стало только первым шагом на трудном и долгом пути. Война с Османской империей продолжалась. Флот и армия Турции, Крымское ханство по-прежнему представляли значительную угрозу южным рубежам России. Чтобы противостоять мощному врагу, сохранить выход в море и добиться заключения выгодного мира, необходим был сильный постоянный флот. Понимая это . 20 октября 1696 года Петр издает указ – «Морским судам быть…», утверждая обширную программу военного кораблестроения.

Для строительства кораблей были созданы «кумпанства» (компании). По первоначальной программе планировали построить 52 корабля: 19 кораблей – светские землевладельцы, 19 кораблей – духовенство и 14 кораблей – купечество. Кумпанства должны были самостоятельно организовать весь комплекс подготовительных и строительных работ, включая содержание рабочих и мастеров, покупку всех материалов, оружия. Для устройства верфей были выделены места в Воронеже, Струпинской пристани, в ряде поселений по реке Воронеж и Дон. Четвертым строителем флота выступила казна. Адмиралтейство должно было построить 6 кораблей и 40 бригантин, но затем эту норму дважды повышали, так что в итоге ему пришлось супить на воду 16 кораблей и 60 бригантин. Впрочем, правительство повышало нормы и частным кум-панствам, в 1698 году их обязали построить еще 6 кораблей.

С весны 1697 года кораблестроительные работы шли полным хо-дом. В Воронеж и другие населенные пункты, где были созданы верфи, стекались тысячи людей. Как только на воду спускали один корабль, сразу же закладывали другой. Строились двух- и трехмачтовые боевые корабли с 25-40 орудиями на борту. Воронеж стал настоящей «колыбелью» петровского флота. С каждым годов темпы росли, и к 1699 году постройка большинства кораблей была завершена

«Морским судам быть…!»

.

Парусный корабль «Крепость»

Летом 1699 года из Азова в Таганрог пришли русские корабли «Скорпион», «Растворенные ворота», «Сила», «Крепость», «Благое со-единение» и несколько галер. 4 августа «морской караван» генерал-адмирала Ф. А. Головина снялся с якоря. Начался первый поход Азовского флота. Всего было отправлено 10 больших кораблей – «Скорпион», «Благое начало», «Цвет войны», «Растворенные врата», «Апостол Петр», «Сила», «Безбоязнь», «Соединение», «Меркурий» и «Крепость», и сопровождавшие их галеры. Через несколько дней русский отряд достиг Керчи, где встретился с турецкой эскадрой. 8 сентября 1699 года «Крепость» с русским посланником на борту прибыла в Стамбул. Появление русского флота в Азовском и Черном морях стало одним из фак-торов, который заставил Турция заключить мир с Россией. Мирный до-говор был подписан в июле 1700 года.

Основание Санкт-Петербурга

Основная нацеленность интересов русского государя была на Бал-тике, где господствовал сильный шведский флот. Начав войну, в 1703 году Петр I основал город в устье Невы, ставший впоследствии Санкт-Петербургом, будущей столицей и центром кораблестроения России.

Значимым событием начала XVIII века в российской истории стало создание Балтийского флота, днем основания которого считается 18 мая 1703 года. В этот день под русские корабли командованием Петра I одержали первую боевую победу, захватив в устье Невы два шведских военных корабля. Все участники боя получили специальные медали с надписью «Небываемое бывает». В этом же году был построен первый морской корабль для Балтийского флота «Штандарт» и заложена передовая крепость Кронштадт. С 1704 года началось строительство Адмиралтейской верфи в Петербурге, ставшей центром кораблестроения в России.

Создание военно-морского флота требовало наличие специально подготовленных людей – моряков и кораблестроителей. Среди посту-пивших на русскую службу иностранных моряков и кораблестроителей были десятки высококвалифицированных и честных специалистов, многие из которых стали считать Россию своей второй родиной и отдавали все свои силы для возвеличивания ее морской мощи. Именно они были первыми учителями и наставниками многих видных отечественных кораблестроителей. В эти же годы для обучения офицерских кадров в страны Западной Европы было отправлено 150 молодых русских дворян. В 1701 году в Москве была создана «Школа математических и навигацких наук», полтора десятилетия спустя переведенная в Санкт-Петербург

Корабелы Петра Первого

Первая морская победа в истории России была одержана Балтийским флотом 9 августа 1714 года у мыса Гангут. Пользуясь безветрием и применив тактическую смекалку, русский гребной флот атаковал передовой отряд из 10 шведских парусных кораблей и после жесткого боя разгромил его, захватив в плен фрегат «Элефант». В современности 9 августа является днем Российской воинской славы

Гангутское сражение, 9 августа 1714 года

.Четвертого июня 1719 года отряд русских кораблей в морском бою у о-ва Эзель разгромил отряд шведских кораблей, захватив в плен 52-пушечный корабль «Вахмейстер», 32-пушечный фрегат «Карлус-Кронвапен» и 12-пушечная бригантина «Бернгардус», 376 рядовых чинов, 11 офицеров, в том числе капитан-командор А. Врангель. Неприятель потерял 50 человек убитыми и 14 ранеными. Русский флот потерял 3 офицеров и 6 матросов, 9 человек было ранено. Эзельское сражение стало первой победой русского корабельного флота, которая была одержана в артиллерийском бою, без применения абордажа. Петр I назвал этот бой «добрым почином».

Сражение у о-ва Эзель, 4 июня 1719 годаСражение у о-ва Гренгам , 7 августа 1720 года

Седьмого августа 1720 года отряд русских кораблей в составе 61 галеры и 29 лодок был атакован флотом шведов, имевшим 156 орудий. Русский отряд стал поспешно отступать на мелководье, куда и пошли и преследующие его шведские корабли. На мелководье более маневренные русские галеры и лодки перешли в атаку и сумели взять на абордаж 4 фрегата, после чего оставшаяся часть шведского флота отступила. Результатом сражения при Гренгаме стал конец безраздельного шведского влияния на Балтийском море и утверждение на нём России. Битва приблизила заключение Ништадского мира.

В 1725 году, в год смерти Петра I, русский военно-морской флот имел 130 парусных кораблей, включая в себя 36 линейных кораблей, 9 фрегатов, 3 шнявы, 253 галеры. Корабли были построены на 24 верфях включая верфи в Воронеже, Казани, Переславле, Архангельске, Петербурге и Астрахани.

Морское наследие Петра Великого грандиозно. Он оставил после себя регулярный военно-морской флот, систему морского образования и кадровый состав, который продолжает его дело до сих пор. Трудами Петра Великого в России впервые было создано морское судостроение. Заботами первого русского императора была основана морская торгов-ля с зарубежными странами.

Память о Петре Великом постоянно сохранялась его потомками. И в современности его образ незримо присутствует в старейшем военно-морском учебном заведении – Корпусе Петра Великого, закреплен золотыми буквами на борту самого мощного боевого корабля России – тяже-лого атомного ракетного крейсера «Петр Великий»

Атомный ракетный крейсер «Петр Великий»

.

Чудесный улов рыбы и призвание Петра

Согласно Евангелию от Луки, призванию Петра предшествовал чудесный улов рыбы. Это событие на Галилейском озере дает нам ответ на два вопроса. Что значит действовать с верой? И каков плод акта веры? Евангелист сообщает нам следующее: На озере Галилейском Иисус учил людей из лодки, принадлежавшей Симону Петру. После своей речи Он сказал Симону: «Отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. И сказал Симон: «Господин! мы трудились всю ночь и ничего не взяли!» (Луки 5:4б-5а). Питер, имевший многолетний опыт рыбалки, столкнулся с дилеммой, с вызовом. Что делать с этим наставлением Иисуса? Плотник дал опытному рыбаку команду, совершенно не соответствующую его профессиональному опыту. Ночью было гораздо больше шансов на хороший улов. Если ночью ничего не поймать, то шансов на хороший улов днем ​​еще меньше. К тому же Петр смертельно устал после ночи бесплодной работы. С другой стороны, он восхищался Иисусом. Он слышал его впечатляющую проповедь в Кафарнауме (Лк. 4:31-32) и был свидетелем чудесного исцеления своей свекрови и других больных и бесноватых (Лк.

4:33-41).

В этот момент Питер был внутренне напряжен. С одной стороны, были его трезвые соображения и мысли рыбака. С другой стороны, его любовь и восхищение Иисусом. Для него инструкции этого импозантного человека из Назарета, который сам не был рыбаком, были совершенно неожиданными. Петр любил Иисуса. Он питал к нему уважение. Он всегда обращался к нему «Мастер». Поэтому в своей спонтанной натуре он тут же добавил: « Но по твоему слову я закину сети .» (Луки 5:5б). Так он и сделал.

Петр совершил акт веры, который с чисто человеческой точки зрения противоречил его профессиональному опыту рыбака. слово Господа и не реагировал на приглашение Господа такими словами, как «если» и «но». завоевание себя, выходящее за естественные пределы его личности. Следуя наставлениям Иисуса, он действовал сверхъестественно. В тот момент Петр доказал, что он не хочет оставаться только поклонником Иисуса. Он показал, что он также готов повиноваться с любящей верой. Он пренебрегал своим собственным эго и воздерживался от того, что мог понять. Он подчинил свою чисто человеческую истину божественной Истине и Воле.0005

Здесь Петр показывает нам содержание акта веры. Акт веры состоит, по существу, не в религиозных чувствах или мыслях, а в акте, выходящем за рамки человеческих ограничений. Религиозные чувства могут сопровождать нашу жизнь веры, и религиозные мысли могут приближать нас к миру веры, но чтобы иметь возможность шаг за шагом познавать Бога в Его величии и славе, необходимо действовать с верой. То же самое необходимо для того, чтобы понять его Истину и его Любовь, а также познать его Волю. Иисус просил Петра о чистом акте веры, акте, который не беспокоится и не анализирует людей и ситуации в соответствии со своими личными прозрениями. Это должен быть акт веры в любви и уверенности, который в то же время подчиняется воле Бога.

 

«Но по слову Твоему закину сети».

Луки 5:5б

Лука говорит нам, как такие акты веры щедро вознаграждаются. И когда они сделали это, они поймали большое стадо рыбы, и когда их сети рвались, они поманили своих товарищей в другой лодке, чтобы они пришли и помогли им. И они пришли и наполнили обе лодки, так что они начали тонуть».

(Луки 5:6-7). Когда Господь что-то делает, Он не делает это наполовину. Петр и другие апостолы могли испытать радость и удивление, которые есть у каждого, кто готов совершать акты веры. Все ожидания были превзойдены. Сети начали рваться, и лодки почти тонули под грузом. Как лучший учитель и исключительный знаток человеческого сердца, Иисус знал, как лучше всего поступить с рыбаком из Галилеи. Переполненная сеть произвела на Петра глубокое впечатление. «Ибо он и все, бывшие с ним, дивились улову рыбы, которую они поймали…» ( Луки 5:9). Господь открывает Петру свою божественную силу новым и неожиданным образом. Несмотря на кажущееся бессмысленным забрасывание сетей, акт веры Петра был щедро вознагражден.

Теперь можно было ожидать, что Петр с энтузиазмом выразит свое восхищение чудом Иисуса, но Петр « пал к коленям Иисуса, говоря:

, ‘ Выйди от меня, ибо я человек грешный, Господи ‘» (Луки 5:8). К чему в этот момент покаянное признание своей вины? Почему Петр отвергает Иисуса со словами: « Отойди от меня, ибо я человек грешный. » (Луки 5:8)? Почему вместо слов благодарения у него такое покорное отношение? В этот момент в душе Петра произошло нечто чудесное. За то, что он был послушен в вере, Петр не только получил обильно наполненную сеть, но также проницательный свет, который озарил его душу.В то время как он и его товарищи пытались вытащить на берег переполненные сети, его сердце было наполнено в одно и то же время величием Иисуса, его возлюбленного Господа, и острым знанием себя. Любящее послушание гарантированно принесет лучшее познание Бога и в то же время более глубокое познание себя. Петр пришел к большему осознанию своей собственной греховности. в своем мышлении божественным светом он с благоговением подчинился Господу и признал греховность своей личности, увидел, что его знание и способности ничто по сравнению с божественной силой Л. орд.

 

Теперь Иисус знал, что пришло время, когда Он может сказать: « Не бойся, отныне ты будешь ловить людей ». (Луки 5:10б). Ответ Иисуса пришел неожиданно. Он принял смиренное признание Петра. Он не дал ему времени долго думать о себе, но поручил ему новую и необъяснимую задачу, согласно вечному плану его Небесного Отца. Без промедления и без протеста со словами: « я не достоин у», Петр, а с ним Иаков и Иоанн с верой приняли новое задание, данное им Иисусом; И когда они высадили свои лодки на сушу, они оставили все и последовали за Ним » (Луки 5:11).

»Господь делает нас способными совершать дела веры. Он дает нам силы действовать и служить с любовью, пронизанной Его милосердием. Будучи детьми Божьими, эта любовь поможет нам одновременно излучать радость и мужество искупленных. Верой мы должны свидетельствовать о силе благодати, которую носим в себе».

Мать Юлия

Мозаика в церкви Святого Петра, Кафарнаум

кораблей Библии — Энциклопедия WebBible

Корабли широко использовались в библейские времена и часто упоминаются. Финикийцы особенно широко использовали их для внешней торговли.

Царь Соломон построил флот в Ецион-Гавере с помощью моряков Хирама (1 Царств 9:26-28; 2 Паралипоменон 8:18).

Впоследствии Иосафат попытался обеспечить себя флотом в том же порту, но его корабли, похоже, потерпели крушение, прежде чем отплыли (3 Царств 22:48, 49; 2 Паралипоменон 20:35-37).

Моисей (Второзаконие 28:68) и Иов (Иов 9:26) ссылаются на них, а Валаам говорит о «хиттимских кораблях» (Числа 24:24).

корабли Хирама, доставившие золото из Офира, привезли из Офира очень большое количество альмугов и драгоценных камней. — 3 Царств 10:11 NASB

…раз в три года приходили корабли из Фарсиса, привозя золото и серебро, слоновую кость, обезьян и павлинов. — 1 Царств 10:22 NASB

корабли придут от берегов Киттима,
И угнетут Ассура и угнетут Евера;
Так и они придут к гибели. — Числа 24:24 NASB

Господь вернет вас в Египет на кораблях , путем, о котором Я говорил вам: «Вы никогда больше не увидите его!» И там вы будете продавать себя врагам вашим в рабы и рабыни, но покупателя не найдется». — Второзаконие 28:68 NASB

.

…почему Дэн остался на корабле ?
Ашер сел на берегу моря,
И остался у его причалов. — Судей 5:17 NASB

.

Завулон будет жить на берегу моря;
И он будет пристанищем на корабли … —Бытие 49:13 NASB (буквально: берег кораблей)

Самый ранний корабль в мире был доделювианским — Ноев ковчег, огромное многоэтажное сооружение, похожее на баржу, построенное по планам, данным Богом. Он был построен не для путешествий, а для выживания — предотвращения вымирания человечества и наземных животных, дышащих воздухом. См.: Мог ли Ноев ковчег действительно вместить всех животных, которых предполагалось спасти от потопа?

Во времена нашего Господа рыбацкие лодки на Галилейском море назывались «кораблями».

Апостол Павел плыл на кораблях. Многое можно узнать о строительстве древних торговых кораблей, навигации, портах и ​​кораблекрушениях из записей в Деяниях 27, 28.

Когда решено было плыть в Италию, то Павла и некоторых других пленных передали центуриону когорты Августа по имени Юлий. И, сев на адрамитский корабль, который должен был плыть в страны вдоль побережья Азии, мы вышли в море в сопровождении Аристарха, македонянина из Фессалоники.

На следующий день мы заходим в Сидон; и Юлий относился к Павлу с уважением и позволил ему пойти к своим друзьям и получить заботу. Оттуда мы вышли в море и поплыли под защитой Кипра, потому что ветер был противный.

Когда мы плыли по морю вдоль берегов Киликии и Памфилии, мы высадились в Мирах в Ликии. Там сотник нашел александрийский корабль, плывущий в Италию, и посадил нас на него. Когда мы медленно плыли много дней и с трудом добрались до Книда, так как ветер не позволял нам идти дальше, мы отплыли под прикрытием Крита у Салмоны; и с трудом проплыв мимо него, мы пришли к месту, называемому Хорошие Гавани, недалеко от которого находился город Ласея. — Деяния 27:1-8 СИНД

  • Судовое или лодочное оборудование: якоря, снасти, сети
  • Самый ранний известный кораблестроитель и корабль:
    • Ной
    • Ноев ковчег
    • Мог ли Ноев ковчег действительно вместить всех животных, которых предполагалось спасти от потопа? Ответ
    • Был ли Ноев потоп глобальным? Действительно ли Библия утверждает, что Потоп покрыл ВСЮ Землю? Ответ
  • Водоемы, по которым плавали лодки:
    • Море (Средиземное море)
    • Галилейское море
    • Река Нил
  • Судовые пассажиры:
    • Иона — сбежал на корабле и был сброшен с него
    • Пол — много путешествовал на кораблях
    • .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *