Петиция рабочих 9 января 1905 года: Петиция рабочих и жителей Санкт-Петербурга 9 января 1905 года

9 января 1905 года Кровавое Воскресенье |

9 января 1905 года расстрел мирной манифестации рабочих в Санкт-Петербурге.

Шествие было подготовлено легальной организацией «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга» во главе со священником Георгием Гапоном. Поводом для выступления рабочих стала не достигшая своих целей забастовка, начавшаяся 3 января на Путиловском заводе и охватившая все заводы и фабрики Петербурга. 5 января Гапон бросил в массы мысль обратиться за помощью к самому царю, а 7–8 января составил петицию, перечислявшую требования рабочих. Наряду с экономическими, петиция включала ряд политических требований, главным из которых был созыв народного представительства в форме Учредительного собрания. В день шествия сам царь был не во дворце и не в городе. Политический характер выступления и стремление демонстрантов прорваться сквозь оцепление солдат стали причиной разгона шествия, в ходе которого против безоружных рабочих было применено огнестрельное оружие.

Разгон шествия, повлёкший гибель нескольких сотен человек, вызвал взрыв возмущения в российском обществе и во всём мире и послужил толчком к началу Первой русской революции.

Всего за 9 января войсками были произведены залпы на Шлиссельбургском тракте, у Нарвских ворот, близ Троицкого моста, на 4-й линии и Малом проспекте Васильевского острова, у Александровского сада, на углу Невского проспекта, у Полицейского моста и на Казанской площади. По данным полицейских докладов и военных рапортов, стрельба во всех случаях была вызвана нежеланием толпы подчиниться требованию остановиться или разойтись. Наэлектризованные агитацией, рабочие не слушали предупреждений и продолжали надвигаться на пехотные ряды даже после атак кавалерии. Военные действовали согласно уставам, позволявшим открывать стрельбу в случае, если толпа не слушает предупреждений и подходит ближе известного расстояния. В большинстве случаев военные делали предупреждения о стрельбе, однако в одних местах демонстранты их не слышали, в других не понимали их смысла, а в третьих не обращали внимания.

В течение дня в разных районах города было произведено несколько выстрелов в военных, однако эти выстрелы производились уже после нападения военных на толпу. За день несколько военных были избиты, однако ни один военный не погиб. Два полицейских, убитых у Нарвской заставы – Жолткевич и Шорников – были убиты залпами 93-го пехотного Иркутского полка, что подтверждается свидетельствами очевидцев, данными полицейских докладов.

9 января 2005 года столетняя дата Кровавого воскресенья была обойдена дружным молчанием. Провокационная роль в этих событиях, как представителей политической власти, так и организаторов шествия очевидна. Простые люди, как всегда, оказались крайними в реализации собственных амбиций исторических авантюристов разных мастей.

Фрагмент петиции манифестантов: «Вот, государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к тебе… Повели и поклянись исполнить их, и ты сделаешь Россию и счастливой и славной, а имя твоё запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена.

А не повелишь, не отзовёшься на нашу мольбу, — мы умрём здесь, на этой площади, перед твоим дворцом. Нам некуда больше идти и незачем. У нас только два пути: или к свободе и счастью, или в могилу… Пусть наша жизнь будет жертвой для исстрадавшейся России. Нам не жаль этой жертвы, мы охотно приносим её!»

По материалам Википедии

Президент Союза криминалистов и криминологов

Игорь Михайлович Мацкевич

Post Views: 54

This entry was posted in 1. Новости and tagged Николай II, Первая русская революция, Российская Империя. Bookmark the permalink.

Петиция рабочих Санкт-Петербурга для подачи царю Николаю II: lev_shlosberg — LiveJournal

Принесена к Зимнему дворцу 9 (22) января 1905 года

Государь! 

Мы, рабочие города С.-Петербурга, наши жены, дети и беспомощные старцы-родители пришли к тебе, государь, искать правды и защиты. 

Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся, как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать.  

Мы и терпели, но нас толкают все дальше и дальше в омут нищеты, бесправия и невежества; нас душат деспотизм и произвол, и мы задыхаемся. Нет больше сил, государь! Настал предел терпению! 

Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук. 

И вот мы бросили работу и заявили нашим хозяевам, что не начнем работать, пока они не исполнят наших требований. Мы немногого просили: мы желаем только того, без чего жизнь — не жизнь, а каторга, вечная мука. 

Первая наша просьба была, чтобы наши хозяева вместе с нами обсуждали наши нужды, — но и в этом нам отказали; нам отказали в праве говорить о наших нуждах, находя, что такого права за нами не признает закон. Незаконными оказались также наши просьбы: уменьшить число рабочих часов до восьми в день, устанавливать цены на наши работы вместе с нами и с нашего согласия, рассматривать наши недоразумения с низшей администрацией завода, увеличить чернорабочим и женщинам плату за их труд до одного рубля в день, отменить сверхурочные работы, лечить нас внимательно и без оскорблений, устроить мастерские так, чтобы в них можно было работать, а не находить там смерть от страшных сквозняков, дождя и снега.  

Все оказалось, по мнению наших хозяев, противозаконно, всякая наша просьба — преступление, а наше желание улучшить наше положение — дерзость, оскорбительная для наших хозяев. 

Государь! Нас здесь больше трехсот тысяч — и все это люди только по виду, только по наружности; в действительности же за нами не признают ни одного человеческого права, ни даже права говорить, думать, собираться, обсуждать наши нужды, принимать меры к улучшению нашего положения. 

Всякого из нас, кто осмелится поднять голос в защиту интересов рабочего класса, — бросают в тюрьму, отправляют в ссылку. Карают, как за преступление, за доброе сердце, за отзывчивую душу. Пожалеть рабочего, забитого, бесправного, измученного человека — значит совершить тяжкое преступление! 

Государь! Разве это согласно с божескими законами, милостью которых ты царствуешь? И разве можно жить при таких законах? Не лучше ли умереть, — умереть всем нам, трудящимся людям всей России? Пусть живут и наслаждаются капиталисты и чиновники-казнокрады, грабители русского народа.

 

Вот что стоит пред нами, государь! И это-то нас и собрало к стенам твоего дворца. Тут мы ищем последнего спасения. Не откажи в помощи твоему народу, выведи его из могилы бесправия, нищеты и невежества, дай ему возможность самому вершить свою судьбу, сбрось с него невыносимый гнет чиновников. Разрушь стену между тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой. Ведь ты поставлен на счастье народу, а это счастье чиновники вырывают у нас из рук; к нам оно не доходит, — мы получаем только горе и унижение! 

Взгляни без гнева, внимательно на наши просьбы: они направлены не ко злу, а к добру, как для нас, так и для тебя, государь! Не дерзость в нас говорит, а сознание необходимости выхода из невыносимого для всех положения. Россия слишком велика, нужды ее слишком многообразны и многочисленны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо, чтобы сам народ помогал себе: ведь ему только и известны истинные его нужды. Не отталкивай же его помощи, прими ее! Повели немедленно, сейчас же, призвать представителей земли русской от всех классов, от всех сословий.

Пусть тут будет и капиталист, и рабочий, и чиновник, и священник, и доктор, и учитель, — пусть все, кто бы они ни были, изберут своих представителей. Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания, а для этого повели, чтобы выборы в учредительное собрание происходили при условии всеобщей, прямой, тайной и равной подачи голосов. Это самая главная наша просьба; в ней и на ней зиждится все. Это главный и единственный пластырь для наших больных ран, без которого эти раны вечно будут сочиться и быстро двигать нас к смерти. 

Но одна мера все же не может излечить всех наших ран. Необходимы еще и другие, и мы прямо и открыто, как отцу, говорим тебе, государь, о них. 


Необходимы: 


I. Меры против невежества и бесправия русского народа: 

1) Свобода и неприкосновенность личности, свобода слова, печати, свобода собраний, свобода совести в деле религии. 

2) Общее и обязательное народное образование на государственный счет. 

3) Ответственность министров перед народом и гарантии законности управления.  

4) Равенство пред законом всех без исключения. 

5) Немедленное возвращение всех пострадавших за убеждения. 


II. Меры против нищеты народа: 

1) Отмена косвенных налогов и замена их прямым, прогрессивным и подоходным налогом. 

2) Отмена выкупных платежей, дешевый кредит и постепенная передача земли народу. 


III. Меры против гнета капитала над трудом: 

1) Охрана труда законом. 

2) Свобода потребительно-производительных и профессиональных рабочих союзов. 

3) 8-часовой рабочий день и нормировка сверхурочных работ. 

4) Свобода борьбы труда с капиталом. 

5) Участие представителей рабочих в выработке законопроекта о государственном страховании рабочих. 

6) Нормальная заработная плата. 


Вот, государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к тебе! Повели и поклянись исполнить их, и ты сделаешь Россию счастливой и славной, а имя свое запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена. А не повелишь, не отзовешься на нашу мольбу, — мы умрем здесь, на этой площади, пред твоим дворцом. Нам некуда больше итти и незачем! У нас только два пути: — или к свободе и счастью, или в могилу. Укажи, государь, любой из них, мы пойдем по нему беспрекословно, хотя бы это и был путь к смерти. 

Пусть наша жизнь будет жертвой для исстрадавшейся России! Нам не жалко этой жертвы, мы охотно приносим ее! 

9 (22) января 1905 года, Санкт-Петербург. Расстрел шествия с петицией перед Зимним дворцом. Фото.

Петиция петербургских рабочих к царю Николаю II


 

 

Государь,—

Мы, рабочие Петербурга, наши жены и дети, и наши родители, беспомощные старцы и старухи пришли к тебе, о царь, в поисках справедливости и защита. Мы были нищены, угнетены, обременены чрезмерным трудом, обращались с руганью. Нас не считают нормальными людьми, но мы с ними обращаются как с рабами, которые должны молча нести свою горькую участь. Терпеливо мы терпел это; а теперь нас все глубже вгоняют в трясину бесправия и невежества, душит деспотизм и произвольные капризы, и вот, О Царь, у нас не осталось сил. Ужасный момент настал, когда смерть лучше чем продление наших невыносимых пыток. Поэтому мы ушли с работы, и сообщил нашим работодателям, что мы не возобновим его, пока они не выполнят наши требования. То, что мы спросили, мало, состоит только из того, что без что наша жизнь не жизнь, а ад и вечная мука.

Наша первая петиция была о том, что наши работодатели должны изучить наши потребности вместе с нами, и даже в этом было отказано. Само право обсуждение наших желаний было удержано от нас на том основании, что закон не признают никакого такого права, и наше требование восьмичасового рабочего дня было отклонен как незаконный. Чтобы установить цены на наш труд в согласии с нами, судить о недоразумениях между нами и нижестоящей администрацией заводах, повысить заработную плату чернорабочим и работницам до рубля в месяц. день, отменить сверхурочные, лучше ухаживать за больными, инструктировать без оскорбляя нас, устраивать мастерские так, чтобы мы могли там работать без встретить смерть сквозь сквозняки, дождь и снег: все эти просьбы были осуждены нашими работодателями как незаконные, и само наше ходатайство рассматривалось как преступления, а желание улучшить наше положение рассматривается как часть хамство по отношению к работодателям.

О Император, нас здесь больше трехсот тысяч, но мы все мы люди только по виду и внешне, а на самом деле мы считается лишенным ни одного права человека, даже права говорить, думать и встречи, чтобы обсудить наши нужды и принять меры для улучшения нашего положения. Любой из нас, кто посмеет поднять свой голос в защиту рабочего класса, брошен в тюрьму или сослан. Обладание добрым сердцем, чувствительным душа, наказывается в нас как преступление. Сочувствие к несчастному, жестокому обращению Следовательно, человек, лишенный своих прав, является гнусным преступлением. О Царь, соответствует ли это заповедям Божиим, в силу которых вы теперь правящий? Стоит ли жить по таким законам? Не лучше ли было бы всем из нас, трудящихся в России, умереть, оставив капиталистов и чиновников жить и наслаждаться существованием?

Таково будущее, которое стоит перед нами, сир, и поэтому мы собрались вместе перед стенами твоего дворца. Здесь мы ждем последние доступные средства спасать. Откажись не помогать своему народу из бездны бесправия, нищеты, и невежество. Дайте им шанс осуществить свою судьбу. Доставить их от невыносимого гнета бюрократии. Снести стену между собой и народом, и пусть они управляют страной вместе с сам. Вы посланы вести людей к счастью; но счастье вырвали у нас чиновники, которые оставляют нам только горе и унижение. Относитесь к нашим требованиям внимательно и без гнева. Они произнесены не на зло, а на добро; для нашего блага, сир, и вашего. Это не наглость, говорит в нас, но сознание всеобщей необходимости убежать от нынешнее невыносимое положение вещей. Россия слишком обширна, она тоже хочет многообразна, чтобы допустить, что ею управляют только бюрократы. Это абсолютно необходимо, чтобы люди помогали, потому что только они знают свои собственные трудности.

Откажитесь не помогать своим людям; без промедления отдавать приказы представители всех классов страны собрались вместе. Пусть капиталисты и присутствуют рабочие; пусть придут чиновники, священники, врачи и учителя и выбирают своих делегатов. Пусть все будут свободны выбирать, кого они хотят, и для с этой целью провести выборы в Учредительное собрание принцип всеобщего избирательного права. Это наша основная просьба, на которую все остальное зависит. Это лучший и единственный пластырь для наших открытых ран, без которых они никогда не останутся открытыми и потопят нас на смерть. Здесь нет одна панацея от всех наших бед; нужно много, и мы сейчас приступим к перечислению их, говоря прямо и откровенно с вами, сир, как с отцом. Следующее меры необязательны.

В первом разделе те, которые направлены против невежества и бесправия русского народа. К ним относятся —

(1) Свобода и неприкосновенность личности, свобода слова, печати, объединения, совести в вопросах религии и отделения церкви и государство.

(2) Общее и обязательное государственное образование.

(3) Ответственность министров перед народом и гарантии законность административных методов.

(4) Равенство всех без исключения лиц перед законом.

(5) Немедленный отзыв всех, кто пострадал за свои убеждения.

Во втором разделе меры против бедности нации.

(1) Отмена косвенного налогообложения и замена прямого прогрессивный подоходный налог.

(2) Отмена налога на выкуп земли. Дешевый кредит и постепенный перевод земли людям.

Третий раздел включает меры против угнетения труда капитал.

(1) Охрана труда законом.

(2) Свобода объединений рабочих для кооперативов и профессиональных целей.

(3) Восьмичасовой рабочий день и ограничение сверхурочной работы.

(4) Свобода борьбы между трудом и капиталом.

(5) Участие представителей рабочего класса в разработка законопроекта о государственном страховании рабочих.

(6) Нормальная заработная плата.

Это, сир, составляют наши основные потребности, которые мы пришли изложить перед вами. Отдавайте приказы и клянитесь, что они будут выполнены, и вы окажете России счастливым и славным, и твое имя запечатлится в наших сердцах и в сердцах наших детей и детей наших детей на все времена. Но если вы воздержитесь слово, если вы не откликнетесь на нашу петицию, мы умрем здесь на этом площади перед твоим дворцом, ибо нам больше некуда идти и незачем ремонт в другом месте. Для нас есть только две дороги: одна ведет к свободе, а другая счастье, другой в могилу. Укажите, сир, на любой из них; мы возьмем это, даже если это приведет к смерти. Должны ли наши жизни служить холокостом агонизируя Россию, мы не пожалеем этих жертв; мы с радостью предлагаем их.

Подпись Георгия Гапона и около 135 000 рабочих.

 

 

Источник: Из История моей жизни, Отец Г. Гапон , Лондон: Chapman & Холл, 1906 г .; стр. 257-261
https://en.wikisource.org/wiki/The_St._Petersburg_workmen%27s_petition_to_the_Tsar,_January_22,_1905


Кровавое воскресенье 1905 года: кто виноват?

В этот день — 22 (9 по ст. ст.) января 1905 года — мирное шествие рабочих по улицам Санкт-Петербурга войдет в историю как Кровавое воскресенье.

«В 1905 году рабочие шли к Зимнему дворцу с мирной петицией, требуя расширения прав. Вместо этого их встретила стрельба, полностью разрушившая репутацию Николая и подтолкнувшая российскую монархию к окончательной гибели», — пишет Олег Егоров в выпуске «Russia Beyond» от 15 июля 2019 года

. Нажмите , чтобы прочитать статью Как собственное Кровавое воскресенье в России превратило Николая II во врага народа . Мои личные комментарии ниже — PG

***

Нет сомнений, что «Кровавое воскресенье» было трагическим событием, которое, к сожалению, привело к гибели и ранениям невинных мужчин, женщин и детей. Это трагедия, которая по сей день преследует наследие последнего российского царя. Президент России Владимир Путин не раз публично называл Николая II «Николаем Кровавым».  

Есть пара интересных фактов, которые я хотел бы добавить к статье Олега Егорова о событиях воскресенья, 22 января [ст. 9январь] 1905 года, которые часто упускают из виду или просто игнорируют многие академически ленивые западные историки.

Несмотря на то, что Зимний дворец был официальной царской резиденцией, уже в первые годы царствования Николая II дворец стал не более чем административным зданием и местом редких официальных приемов. Как справедливо указывает Егоров, царя не было ни в резиденции, ни в Петербурге в день демонстрации, организованной отцом Георгием Гапоном (см. ниже).

Многие современные историки и «эксперты» продолжают ложно обвинять Николая II в том, что он приказал своим войскам открыть огонь по рабочим, однако эта теория не подтверждается правдой.

Эта конкретная версия является результатом провокационных слухов, распространяемых большевиками, а затем и Советами, которые утверждали, что «царские войска расстреливали рабочих по приказу Николая II» (что по понятным причинам позже стало официальной точкой зрения в советской историографии). , и никогда не исследовалась и даже не обсуждалась советскими историками). Еще более возмутительным было утверждение, что царь «лично участвовал в расстрелах, якобы стреляя в демонстрантов из автомата».

Вдобавок важно добавить, что, узнав об идее подачи петиции царю, члены трех революционных партийных организаций: социал-демократов (меньшевиков), социал-демократов (большевиков) и Эсеры решили в тот роковой день пополнить ряды «мирных демонстрантов». Согласно новым документам, обнаруженным в Российских архивах, именно эти революционеры, вооруженные и опасные, накалили обстановку, открыв огонь по войскам.

ФОТО: Главком гвардии и Санкт-Петербургского военного округа Великий князь Владимир Александрович (в центре) беседует с Великим князем Дмитрием Константиновичем (слева) и офицерами перед парадом лейб-гвардии Павловского полк, на Марсовом поле, Санкт-Петербург. 30 августа 1904 г.

Генерал-губернатор Санкт-Петербурга Иван Александрович Фуллон (1844-1920) оказывал всестороннюю поддержку «Собранию русских фабричных рабочих Санкт-Петербурга» во главе с священником Георгием Гапоном.

Однако именно командующий гвардией князь Сергей Илларионович Васильчиков (1849-1926) разработал план действий полиции и войск, чтобы шествие вообще не состоялось.

Интересно отметить, что князь Васильчиков находился под командованием дяди царя великого князя Владимира Александровича (1847-1909), занимавшего пост главнокомандующего гвардией и Петербургским военным округом.

Накануне крестного хода 21 (8 по ст. ст.) января великий князь Владимир Александрович приказал своему подчиненному применить военную силу, чтобы воспрепятствовать проведению крестного хода. Васильчиков подчинился своему начальнику, и на следующий день, когда большая группа рабочих вышла на площадь Зимнего дворца, войска, действовавшие по прямому приказу Васильчикова, открыли по демонстрантам огонь.

Хотя великий князь Владимир не брал на себя прямой ответственности за трагедию, так как он также находился вдали от города, его репутация была запятнана. Генерал Фуллон был демобилизован после событий Кровавого воскресенья.

Число жертв сильно преувеличено многими историками. Согласно официальным данным царя: 130 убитых и 299 раненых; в то время как антиправительственные источники утверждали, что погибло от 1000 до 4000 человек.

В тот вечер Николаю II доложили о событиях в Петербурге. Император был огорчен и записал в своем дневнике:

«Ужасный день! В Петербурге произошли серьезные волнения из-за стремления рабочих попасть в Зимний дворец. Войска были вынуждены открыть огонь в нескольких частях города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и как грустно!»

Фотографии: Отец Георгий Гапон (1870-1906) ; дом в Озерках, где был убит Гапон

Отец Георгий Гапон (1870-1906) – организатор шествия – был харизматичным оратором и эффективным организатором, проявлявшим интерес к рабочему и низшему классу российских городов. Однако о. Была у Гапона и скрытая темная сторона, что доказано постсоветскими учеными — священник был милицейским осведомителем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *