Петербургские повести гоголя краткое содержание по главам – «Невский проспект» краткое содержание повести Николая Гоголя – читать пересказ онлайн

Содержание

Гоголь «Петербургские повести», краткое содержание, кто главные герои?

«Петербургские повести» Гоголя – это название сборника, состоящего из 5 (реже из 7) повестей, объединенных временем и местом действия (Петербург 1830- 1840 годов).

Повесть «Невский проспект».

Главные герои:

  • Художник Пискарев
  • Поручик Пирогов

Два приятеля – художник Пискарев и поручик Пирогов, гуляя под вечер по Невскому проспекту, решили приударить за привлекательными незнакомками. Пискарев пленился очаровательной брюнеткой, словно сошедшей с портрета талантливого художника и, не в силах оторваться от созерцания столь совершенного образа, решил проследить ее до дома. Красавица, заметившая преследователя, привела его в запущенную квартиру, оказавшуюся обычным притоном. Ошеломленный художник бросился вон. Оказавшись не в силах забыть прекрасный образ, не отпускавший его даже во сне, он пришел к мысли что должен сберечь эту красоту, сделать девушке предложение и убедить начать скромную и счастливую семейную жизнь, но она лишь презрительно рассмеялась ему в лицо. Раздавленный таким унижением и разочарованием, художник закрывается в своей комнате и перерезает себе горло.

Пирогов отправился за приятной блондинкой, оказавшейся женой мастерового Шиллера. Не смущаясь наличием законного мужа, он принялся настойчиво ухаживать за ней и даже попытался поцеловать. Но тут появился Шиллер с двумя приятелями и жестоко проучил наглеца. Униженный поручик пригрозил обидчикам плетьми и Сибирью, но отобедав в кондитерской и повеселившись вечером с друзьями легко забыл о своей поруганной чести.

Повесть «Нос».

Главный герой – майор Ковалев.

Однажды за завтраком цирюльник Иван Иванович обнаружил в куске хлеба знакомый нос майора Ковалева. Он завернул подозрительную находку в тряпку и сбросил с Исаакиевского моста.

В это же утро майор Ковалев обнаружил пропажу носа и очень разволновался. Он приехал в Петербург чтобы сделать карьеру и достойно жениться, а с таким недостатком планы эти становились совершенно невыполнимыми. Ковалев вышел из дома и в проезжающей карете увидел собственный нос в мундире статского советника. Карета остановилась у Казанского собора, Ковалев подошел к этому господину и попросил вернуться на свое место но нос, воспользовавшись замешательством, исчез.

Ковалев отправился к обер-полицмейстеру, попытался дать объявление в газету, написал знакомой штаб — офицерше, требуя прекратить колдовство, так как на ее дочери он все равно не женится, но все безрезультатно.

Тут к Ковалеву пришел квартальный с его завернутым в бумажку носом. Однако нос не держится на своем месте; визит доктора закончился советом заспиртовать нос в баночке и показывать за деньги.

А через две недели нос таким же таинственным образом сам вернулся на лицо майора Ковалева.

Повесть «Портрет»

Главные герои:

  • Художник Чартков,
  • Портрет старика – ростовщика,
  • Художник, создавший портрет.

Художник Чартков на последние деньги приобрел в картинной лавке талантливо выполненный портрет старика с необыкновенно выразительными глазами. Вернувшись в холодную мастерскую, он вдруг задумался – продолжать далее голодное ученичество или переключиться на заказные картины. Взгляд старика с портрета при этом, казалось проникал прямо в душу . Утром от неосторожного движения рама портрета сломалась и из нее выпал сверток с деньгами. Неожиданно разбогатев, Чартков стал светским художником, рука его потеряла прежнюю гибкость и глубину изображения, наслаждение творчеством заменилось на радость звона монет. Однажды его пригласили оценить работу художника, стажирующегося в Италии, его бывшего товарища. Увидев картину, Чартков осознал, какая пропасть пролегла между их творениями. От отчаяния и злости он стал скупать и истреблять самые талантливые произведения и вскоре умер.

А загадочный портрет всплыл на аукционе и уже был в большой цене, но вмешался один из посетителей. Он рассказал историю своего отца – художника, написавшего эту картину со старика – ростовщика, пользовавшегося дурной славой. Автор первым почувствовал ее негативное воздействие на человеческие души. К несчастью, художнику удалось так талантливо отобразить дьявольскую суть оригинала, что во владельцах портрета просыпались самые низменные свойства, а сама картина то и дело переходила из рук в руки. Осознав последствия, автор портрета ушел в монастырь, а сыну поручил найти его и уничтожить.

В конце истории рассказчик обернулся к портрету, но картина снова бесследно исчезла.

Повесть «Шинель»

Главный герой – Акакий Акакиевич Башмачкин.

Акакий Акакиевич служил мелким чиновником в одном из департаментов. Однажды зимой в его размеренную жизнь вмешался неожиданный случай. Оказалось, что его шинель совершенно износилась, починить ее невозможно и нужно заказывать новую. Большими усилиями, предельно ограничив свои потребности, Акакий Акакиевич накопил денег на новую шинель и явился в ней на службу. Коллеги порадовались за него и даже устроили званый ужин, возвращаясь с которого Акакий Акакиевич столкнулся с грабителями и остался без обновы. Будочник и частный пристав отмахнулись от его беды, некое значительное лицо, приняв его визит как возможность самоутвердиться, ни за что отчитал посетителя. Акакий Акакиевич совершенно расстроенный и сильно простудившийся опасно заболел и вскоре умер, но при этом, превратившись в призрак, стал преследовать прохожих и отбирать верхнюю одежду. Однажды ему встретилось и значительное лицо, тоже оставшееся без шинели, а призрак после этого наконец исчез.

Повесть «Записки сумасшедшего»

Главный герой – Аксентий Иванович Поприщин.

Поприщин – титулярный советник, испытывающий психологический разлад между своими желаниями и реальным положением дел. Свои размышления по этому поводу он записывает в дневник – успокаивает себя, разоблачает недоброжелателей, строит планы на будущее.

Дождливым осенним днем по пути в департамент Поприщин встретил дочку директора Софи и сразу увлекся. Тут же он услышал разговор двух собачек, одна из которых, Меджи, принадлежала Софи и решил узнать побольше о предмете обожания. То, что он понял собачий язык, удивило только сначала – ведь о чем то подобном часто пишут в газетах. Поприщин выследил, где живут хозяева второй собачки и стащил бумажки-письма из ее подстилки. Эти письма принесли новое разочарование – оказалось, что Софи влюблена в камер – юнкера Теплова и дело движется к свадьбе. Мечта о достойной жизни снова порушена. Новая рана врачуется совсем уж запредельными фантазиями: вот в газете написали, что Испания оказалась без короля. В результате многодневных размышлений Поприщин догадался, что испанский король – это он!

Он перестал ходить в департамент, а когда его вызвали на работу и выдали документ для переписывания, он уверенно расписался: «Фердинанд VIII”. Поприщин изготовил себе мантию и стал дожидаться испанских депутатов, которые сопроводят его в Испанию. Но оказанный там прием больше похож на инквизиторский ритуал. Поприщин пишет жалобное письмо свое матушке, а затем окончательно уходит в свои фантазии.

www.bolshoyvopros.ru

Гоголь, «Петербургские повести»: краткое содержание

«Петербургские повести» Николая Васильевича Гоголя – это цикл потрясающих произведений. Они несут в себе философскую проблему выбора и нравственных ценностей.

Что представляют собой «Петербургские повести»?

Основной темой является образ маленького человека, угнетенного жизнью, опустошенного своим одиночеством. Среди других произведений русской классической литературы настоящей изюминкой являются «Петербургские повести».

Краткое содержание этих творений позволит освежить в памяти знаменитые высказывания и высокий гоголевский слог. Статья будет полезна студентам и абитуриентам, готовящимся к экзаменам. Краткое содержание «Петербургских повестей» и их анализ представлены ниже. Обратите внимание на основную мысль автора.

«Нос»

В повести используется прием сатиры, с помощью которого автор высмеивает жадность, скупость, взяточничество. Один из шедевров, представляющих «Петербургские повести», — «Нос».

Краткое содержание таково: однажды коллежский асессор Ковалев просыпается у себя в квартире и обнаруживает, что у него нет носа. У него осталось лишь «гладкое место». Ковалев в панике мчится к разным представителям власти, чтобы разрешить данную ситуацию, но все от него отмахиваются, потому что дело представляется им чрезвычайно странным и несерьезным. Тогда Ковалев решает действовать самостоятельно.

Он находит собственный нос и просит его вернуться на занимаемое место. Нос отказывается от предложения и заявляет, что он сам по себе, индивидуальная личность. Данное произведение входит в цикл «Петербургские повести». Краткое содержание повести позволит учащимся лучше подготовиться к урокам литературы.

Основная мысль

В данном произведении ярко обозначен талант Н.В. Гоголя как сатирика. Он обличает нездоровое общество, в котором положение человека и его должность оказываются выше самой личности, важнее ее потребностей и желаний: у кого серьезнее звание, тот и прав, у кого больше денег, у того голос громче.

Комичность положения Ковалева подчеркивает абсурдность ситуации, когда индивидуальность человека попирается и подавляется внешними обстоятельствами.

«Портрет»

«Портрет» Николая Васильевича Гоголя можно охарактеризовать как самую загадочную и невероятную историю, которая могла произойти с героями произведения «Петербургские повести».

«Портрет» (краткое содержание представим далее) – повесть поразительная. Некий малоизвестный художник Чартков на последние средства приобрел в картинной лавке странный портрет. Он не мог объяснить, чем это творение так его привлекло, но его влияние на мужчину оказалось значительным. Как только сгущалась ночь, художник боялся ложиться спать потому, что отовсюду ему грезились глаза старика, изображенного на портрете. Когда настало время платить за комнату, Чартков обнаружил в портрете мешок с деньгами: ему случайно попалась на глаза надпись «тысяча червонных». Этих средств, по расчетам, при скромной жизни ему должно было хватить на три года.

Праведный голос художника подсказывал ему, что следует запереться в комнате и творить с утра до ночи. Но в то же время Чартков услышал другой голос, исходящий от темного начала: жить на широкую ногу, позволить себе все то, на что хватит денег. Чартков накупил себе дорогой одежды, обедал и ужинал в ресторанах, стал писать картины на заказ. Ему диктовали условия и сроки выполнения, платили огромные деньги, а он должен был выполнять эти требования. Люди, знавшие его прежде, удивлялись: куда исчез его талант? Он стал работать по шаблону, постепенно исчезла живость с полотен.

Однажды Чартков оказался на выставке неизвестного художника и был изумлен талантом юного дарования. Придя домой, он попытался начать писать так же изысканно и оригинально, но рука не слушалась: душа была пуста, ее ничего больше не волновало. Понял Чартков, что именно тогда, когда он был еще бедным художником и имел смелые мечты относительно будущего, он и являлся счастливым по-настоящему. Ни деньги, ни слава не принесли желаемого. Невозможность вернуться назад, чтобы исправить ошибки прошлого, породила в нем зависть. Он скупал произведения талантливых мастеров и уничтожал их. Спустя какое-то время Чартков тяжело заболел и умер. Это творение – часть цикла «Петербургские повести». Краткое содержание мы представили выше.

Главная тема повести «Портрет»

В данном произведении Гоголь показывает конфликт подлинного таланта с демоническим началом. В страшных глазах старика, изображенного на портрете, художник видит себя. Он сам отдал душу дьяволу, потому так ненавистен ему сделался портрет, купленный когда-то за гроши в картинной лавке. Когда Бог преподносит человеку талант, одновременно он дает ему большую ответственность в том, чтобы суметь этот талант правильно применить в жизни. Чем более незаурядна личность, тем больше искушений она встречает на пути.

«Шинель»

Эта повесть известна всем еще со школы. Он входит в цикл под названием «Петербургские повести».

«Шинель» (краткое содержание читайте ниже) – работа очень известная. В одном департаменте служил титулярный советник – Акакий Акакиевич Башмачкин. На службе он был настолько незначительным человеком, что его иногда откровенно не замечали, подтрунивали над ним, могли не поздороваться и пройти мимо. Среди чиновников он не пользовался уважением, его оскорбляли, могли понизить жалование или обидеть каким-то иным способом.

Акакий Акакиевич в пересуды никогда ни с кем не вступал, а предпочитал терпеть такое отношение к себе. Однажды он пошел к портному, чтобы тот поправил ему шинель, но мастер ответил, что одежда порядком износилась, поэтому лучше ее сменить. Тогда титулярный советник принял решение скопить достаточно денег для этого. Это было непросто: жалованья, которое он получал, едва хватало, чтобы прокормиться. Семьи, детей, друзей у него не было.

Более года Башмачкин отказывал себе буквально во всем, чтобы собрать нужную сумму: он часто недоедал, ходил в одних лохмотьях. Когда же нужная сумма была собрана, Акакий Акакиевич купил себе шинель. Коллеги поздравили его с обновкой и предложили отметить это событие. Домой он возвращался поздно, когда двое неизвестных подошли к нему и сняли с него новенькую шинель. Отчаянию Башмачкина не было предела. Он потерял смысл существования. От перенесенного горя титулярный советник заболел ангиной и через несколько дней умер. Иногда, как рассказывают свидетели, в том месте появляется призрак человека, который срывает шинели со своих обидчиков, не давая им возможности оправдаться. Данное произведение входит в цикл «Петербургские повести». Краткое содержание повести позволяет понять, что хотел донести до читателя автор.

Посыл

В образе Акакия Акакиевича заключен образ маленького человека, униженного и обиженного немилосердной судьбой. Герой Гоголя пожертвовал собой: он не занимается саморазвитием, не реализует свои желания, а занят только тем, что переписывает бумаги. Все его мысли сосредоточены на службе. Пожертвовав собой, он не получил ничего. В образе Башмачкина Гоголь рисует образ маленького человека, который не умеет взять на себя ответственность за благополучие собственной жизни: его всякий может обидеть, а он даже не предпринимает никаких попыток, чтобы защититься.

Заключение

Краткое содержание «Петербургских повестей» показывает, что лейтмотивом всех произведений является образ маленького человека. Одиночество героев подчеркнуто, невыносимо: Ковалев нищ сердцем, Чартков отдал душу дьяволу, сбился с пути своего высокого предназначения как художник, Башмачкин унижен и задавлен обстоятельствами. Вот что представляют собой «Петербургские повести». Очень краткое содержание произведений изложено в данной статье.

fb.ru

Петербургские повести (кратко)

В цикл рассказов Н.В.Гоголя входит несколько небольших по содержанию повестей, которые связаны определенными мыслями и идеями. Данное произведение изучается в курсе школьной программы, поэтому так важно знать содержания произведения «Петербургские повести» кратко.

Первый сюжет сборника «Петербургские повести» — «Невский проспект».


Содержание произведения завязывается с похвального обращения Невскому проспекту. Гоголь в буквальном смысле слова детально раскрывает образы картин, возникающих на данной парадной, праздничной улице Санкт-Петербурга. Глубоко мыслящий чтец много занимательного способен извлечь из подобной зарисовки. Основные герои картины поручик Пирогов, очень жизнерадостный, однако немного поверхностный парень и весьма восприимчивый, с изысканным восприятием бытия живописец Пискарев.
Герои преследовали объекты собственного почтения и неудержимой страсти. Первый симпатизировал плотной блондиночке, второй мчался вслед за брюнеткой, облаченной в яркий дождевик. Пискарев догоняет барышню, однако, как безмерно его сожаление, после того, как он выясняет, что его возлюбленная падшая особа. Уже после продолжительных и невыносимых сомнений он желает обезопасить её от такой жизни и делает ей предложение стать его супругой, в ответ на что слышит пренебрежительный отказ. Никак не в состоянии перенести искренние страдания, кончает жизнь самоубийством. Целиком обратная авантюра произошла с Пироговым.
Поручик настиг молодую женщину, а возлюбленная, как выяснилось, является супругой немца-ремесленника. В последующий день Пирогов предоставляет немцу подряд несколько заказов и никак не прерывает откровенных приставаний к супруге специалиста. В результате немец с товарищами бьют поручика и выпирают из собственного жилища. Упомянутые ранее несчастные случаи объединяет то, что оба героя никак не заполучили ожидаемого, к чему стремились с неподдельным упорством. Завершается рассказ рассуждениями писателя о безрезультатности людских стараний. Невзирая на контрастность идеализма Пискарева и непристойности Пирогова, они становятся неярким примером иконы единства.

Второй сюжет из сборника «Петербургские повести» — «Нос».


Удивительное повествование с ноткой сатиры, в котором рассказывается о разобщенной сущности человека, шутовской, раздвоенной бесовщине, существовании, полном абсолютной феерии. Персонаж является коллежским асессором, который выявляет, что у него исчез нос. Гладкое белоснежное пространство – вот все, то что наблюдает вместо носа Ковалев. Главный персонаж отправляется к полицмейстеру с иском о пропаже и сталкивается с собственным носом в мундире, со шпагой и шляпой. Нос, не щадя сил, ходит молиться в Казанский собор. Невзирая на агитации Ковалева, нос только лишь по истечении определенного периода воротится к хозяину. В этом произведении Н.В. Гоголь продемонстрировал человека, настоящую пустышку, устремляющуюся только к внешней красоте. Для героя повести наивысшую ценность представляет положение в обществе, нежели собственная персона, имеющая достойный статус.

Третий сюжет сборника «Петербургских повестей» — «Шинель».


Рассказ демонстрирует перевоплощение человека, перемещение в нереальность. Акакий Акакиевич Башмачкин был обычным титулярным советником, смысл работы которого заключался в обыкновенном переписывании документов. Жизнь сыграла с ним злую шутку, сотворив из него человека без малейшей доли чувства собственного достоинства. Героя переполняют смирение и кротость, он целиком лишен тщеславия.
Благодаря чрезмерным стараниям и тотальной экономии этот безропотный персонаж покупает для себя новенькую шинель. Окружающие его знакомые, все без исключения приветствуют его с триумфом. Однако счастливое бытие было быстротечным, и вскоре его испортит неприятный конфуз. Башмачкин однажды вечером отправляется на улицу, и там злоумышленники грабят его и отнимают шинель. Главный герой устремляется за поддержкой к руководству, однако получив основательный выговор, удаляется. Старое пальто никак не выручает Акакия Акакиевича от трескучего мороза, он тяжело заболевает и вскоре умирает.
После его кончины некое привидение не дает покоя прохожим, снимает с них шинели. Сдавалось, что уже ничто не способно успокоить обезумевшее приведение. Это продолжается до тех пор, пока умершему не встречается тот самый субъект, сыгравший решительную роль в жизни Акакия Акакиевича. Лишь после этого призрак усмиряется.

Четвертый сюжет сборника «Петербургских повестей» — «Портрет».


Данное повествование является эталоном взаимоотношений между дьяволом и художником. Неимущий художник Чартков по делу случая, покупает на развале портрет некоего азиата. Изображенный на приобретенной картине старец посреди ночи выбирается из оправы с деньгами, а главному герою повести посчастливилось выхватить пачку деньжат. На утро в рамке портрета появляются 1000 червонцев.
Жизнь Черткова стала налаживаться, успех ему сопутствовал во всем, однако характер оставлял желать лучшего. Дар искусного художественного мастерства пропадает, Чертков, пребывая в недоумении, что же с ним творится, теряет рассудок и погибает. По прошествии некоторого времени выявляется, что источником всех бед был тот самый портрет, точнее старик, изображенный на нем. Как оказалось, он был неразрывно связан с потусторонними силами.
Идея повести связана с тем, что сила денег беспощадно убивает все позитивное, что только может быть в человеке.

Пятый сюжет «Петербургских повестей» — «Записки сумасшедшего».


Изложение повести представлено в виде записок в дневнике героя Поприщина Аксентия Ивановича. По мнению многих рецензентов, фамилия Аксентия Ивановича была явным свидетельством того, что любой невменяемый человек находится в поисках своего «поприща». В ходе описания главных событий читатели наблюдают за тем, как со временем героя поглощает сумасшествие, обыденная жизнь становится чуждой. Автор «Петербургских повестей» указывает на нравы и уклад жизни людей в различных классах общества, обличая нравственную несправедливость и предвзятость.

www.istmira.com

Петербургские повести Гоголя

Все труды, которые объединило название «Петербургские повести», были написаны Николаем Васильевичем Гоголем в 1830-1840 годах.

Все истории, рассказанные писателем, имели много общего. Во-первых, место действия — это Петербург. Во-вторых, главный герой — это всегда «маленький человек».

В-третьих, каждый главный герой — это исключительный персонаж, который выбивается из общей толпы и совсем непохож на других. В-четвёртых, всех ведущих героев ждёт один конец — смерть или исчезновение.

Это философский сборник. Каждый гоголевский персонаж переживает трагедию, порой несовместимую с жизнью. Но именно раскрывая надежды, переживания и показывая жестокую реальность, рассказчик всё расставляет на свои места.

Своё место в сборнике «Петербургские повести» нашли пять историй:

■     Невский проспект (1833-1834)
■     Портрет (1833-1834)
■     Записки сумасшедшего (1834)
■     Нос (1832-1833)
■     Шинель (1836-1842)    

Это те произведения, которые можно считать мостом, проложенным Гоголем, от классической русской литературы к русскому реализму. В этом случае работа классика — это работа стилиста.

Как рождались Петербургские повести


В Петербург Николай Васильевич приехал, будучи совсем молодым человеком, мечтающем о переустройстве мира. Здесь он и столкнулся со столичной реальностью.

Он собирался стать юристом и служить на благо людям. Попав в чиновничью среду юноша понял, что это не то место, где кто-то желает служить высокими идеями. Николай пытался найти себя на поприще историка — тоже не заладилось, хотя все его лекции имели большой успех. Не удались попытки стать актёром.

Но эти мытарства дали молодому человеку большую порцию жизненного опыта, и помогли определиться с истинным призванием, хотя на этом поприще тоже были разочарования и неудачи. Природа столичного сопротивления стала основой будущих творений зрелого Гоголя, которую писатель описал очень подробно.

О Петербурге в сатирическом русле писали многие авторы: Достоевский, Сологуб, Зощенко. Ругали, хвалили, восхищались. Но задал тон, конечно, Гоголь. Причём та языковая игра слов, которую использовал Гоголь, часто не позволяет выделить наиболее яркие места. Приходится зачитывать целые отрывки, чтобы насладиться искусством игры слов.

Гоголь помнил, как он столкнулся с проблемой несправедливого отношения, неравенством, сложившимся в обществе большого города. Он помнил то бедственное положение молодёжи, самостоятельно прокладывающей себе путь в нечеловеческих условиях. О постоянной нехватке денег на самые необходимые вещи. О некрасивом поведении вышестоящих чинов, для которых «маленького человека» просто не существует.

Всё это нашло отражение в Петербургских повестях.

Невский проспект


В этой работе писатель ярче всего описал атмосферу Петербургской жизни. Всё великолепие светской повседневности, мужицкие заботы, и даже порочность, как спутницу этого роскошества.

Литератор провёл своего читателя по Невскому и не оставил никаких секретов. Рассказчик предупреждает, что не нужно сразу верить в эту красоту и богатство, здесь всё пропитано обманом.

Вот гуляющий господин в дорогом сюртучке, он производит впечатление богача, а на самом деле «сам состоит из сюртучка». И так всё вокруг. Лучше гуляя по проспекту, вообще, не прислушиваться, о чём говорят остановившиеся господа, не заглядывать под шляпку даме, не останавливаться у витрин. Просто не поддаваться никакому соблазну.

Доказательством неоправданного соблазна является трагедия Пискарева. Бедный художник, соблазнённый ослепительной красотой молодой брюнетки, поплатился за своё увлечение жизнью. Художник не смог сопоставить в своём неиспорченном мире, ту прелестницу, к которой он воспылал романтической влюблённостью и ту реальность, в которую его привела девушка, оказавшаяся проституткой. Высшая степень трагической любви показана в этой части повести.

Соблазн второго героя — нахала Пирогова, имел менее фатальные последствия, и выглядел как комический эпизод. Непринципиальный и готовый приспосабливаться ко всем вокруг поручик, просто был физически наказан мужем хорошенькой блондинки, к которой Пирогов долго заигрывал. Отделавшись лёгким испугом, Пирогов быстро смерился со своим наказанием.

«Невский проспект» условно можно разделить на три части. В первой части описывается сам проспект, причём описывается как живой организм. Можно сказать, что это такой же главный герой, как одушевлённые персонажи. Во второй части рассказана история несчастной любви художника Пискарева, а в третьей изложены похождения поручика Пирогова.

Объединяет эти три части одно — обман, клевета, фальшь. Это и есть обратная сторона красивой жизни. Рассказчик, словно стараясь спрятаться от этой лжи, так и говорит: «Я когда иду по Невскому проспекту стараюсь закутаться в плащ» и делает вывод: «Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!» Явный контраст, полное разочарование. Так радужная картинка великолепной светской жизни сменяется на тёмные полутона, где сам демон зажигает свечи.

Портрет


Несмотря на то что рассказ о роковой картине был завершён и прошла публикация этого сочинения, Николай Васильевич решил подправить свой труд. Он непросто внёс небольшие правки, а значительно переработал текст и изменил фамилию героя, Чертков стал именоваться Чартков.

Литератор затронул тему подлинного искусства и отношения художника к искусству. Он решил показать, что явления материального мира поддаются объяснению, с точки зрения мистических законов. Зловещая картина с изображением ростовщика в азиатской одежде, как образ зла, в полной мере влияет на окружающую действительность.

Произведение состоит из двух частей, где в первой части автор акцентирует внимание на служении настоящему искусству. Он рассказывает о бедном художнике, способном отдать последние деньги за понравившуюся картину и высмеивает светскую толпу, готовую воспринимать модные однообразные тенденции.

Портрет мистическим образом помог художнику разбогатеть и теперь перед героем становится серьёзная дилемма. С одной стороны, он хочет развиваться, а с другой, согласен поступиться принципами и рисовать однообразные картины, ради денег.

Жестокое разочарование ожидает художника Чарткова, когда он решает возобновить свою «настоящую» деятельность. У него ничего не получается, кисти, привыкшие к фальши, больше не слушаются его. В отчаянии живописец скупает картины своего ученика и уничтожает их, тем самым ухудшая своё положение. Он не борется со злом — он уничтожает добро. Итог печален — художник сошёл сума и умер.

Вторая часть сочинения повествует о другом искушении. Здесь Гоголь объясняет, на примере своих героев, что если художник соприкоснулся со злом, он навсегда становится заметным, словно человек в белой загрязнённой одежде.

Нет ничего удивительного, что вложив в картину свои эмоции, изображая духа тьмы, даже незаконченная работа приносит каждому новому владельцу несчастья. К искусству нужно подходить не с дьявольской страстью, а с божественной расположенностью. Писатель делает вывод, что простого копирования с натуры недостаточно. Живописец вкладывает в изображение душу, переживание, настроение, и важно, чтобы эти чувства носили божественный, а не дьявольский оттенок.

Записки сумасшедшего


Дав своему герою говорящую фамилию Поприщев, автор сразу показывает, что идея поиска неведомого поприща витает над произведением постоянно. Это поприще — цель, дело, путь, судьба.

Поприщев живёт в своём мире, в котором происходят разные события: чтение собачьей переписки, подглядывание за понравившейся девушкой. В итоге все окружающие воспринимают его каким-то ничтожным чиновником, в то время как Поприщев точно знает, что он человек царских кровей.

На глазах читателя происходит разложение личности, где есть свой отсчёт времени, своя реальность, причём иногда встаёт вопрос, а какая же реальность более объективна. Не та ли, в которой живёт главный герой.

Вся повесть состоит из дневниковых записей, которые ведёт Поприщев. Такой жанр позволяет литератору выразить художественный реализм и показать социальную действительность. Композиционное напряжение растёт с каждой новой записью главного героя.

Первые записи показывают пустую жизнь «маленького человека», пусть и дворянина, но совсем обедневшего. Его никчемная жизнь ничем не примечательна. Он недоволен ни работой, ни своим окружением.

Но вдруг в его жизнь врывается чувство. Поприщев влюбляется и начинает мечтать о дочери своего директора. Примерно в это время и появляются первые записи с зачатками сумасшедших мыслей. А вскоре Аксентий Иванович полностью отрывается от реальности. Теперь в его воспалённом сознании смешалось всё и он совершает безумные поступки.

Вскоре болезнь Поприщева принимает маниакальную форму. Он считает себя наследником испанского престола. Погружение в мир собственных иллюзий приводит несчастного Аксентия Ивановича в сумасшедший дом, где он не понимает, почему с ним так плохо обращается, но с готовностью и христианской повинностью принимает все испытания, выпавшие на его долю. Бурлеска, гротеска, пафосный переход к уничтожающей иронии — всё собрал Гоголь в итоговом монологе Поприщева.

Все проблемы, затронутые автором в «Записках сумасшедшего», остались актуальными до наших дней. Это и протест против несправедливых устоев, и трудности, связанные с бедностью, и отсутствие разума, способного создать справедливое общество.

Нельзя не обратить внимание на одиночество, в котором прибывает Аксентий Иванович. Несмотря на то что он живёт в огромном городе и его ежедневно окружают сотни человек, он в свои сорок два года абсолютно одинок. Трудно разобраться кто в этом виноват, общество, наплевательским образом относящееся к своим членам, или сам «маленький человек» не желающий ничего менять в своей жизни.

Нос


Несмотря на то что произведение «Нос» написано было в период творческого расцвета Гоголя, оно не нашло быстрого признания. Журнал «Московский наблюдатель» сразу отказал литератору в публикации, назвав повесть плохой.

Особый стиль — литература абсурда — это характерное отсутствие причинно-следственных связей, сюжетная нелепость и парадоксальная бессмысленность не всегда бывает понята с первого раза. В сочинение есть такие места, которые остаются непонятными даже при глубоком изучении, но удовольствие доставляет весёлый, оригинальный сюжет.

Принято считать, что сюжет автор нашёл в популярном французском анекдоте. Но работа, проделанная над «Носом», не была простой. Труд неоднократно правился самим классиком и цензурой, был изменён финал, расширилась сатирическая часть.

С первых строк читатель попадает в фантастическую историю. Исчезновение носа — это настоящая трагедия для главного героя, который считает его отсутствие большим препятствием для продвижения по службе. Внешность, а не внутренние качества ставит превыше всего Ковалёв. А очеловеченный Нос автономно гуляет отдельно от своего хозяина, и даже желает убежать от него как можно дальше — за границу.

Абсурдность ситуации заключается не только в том, что нос убежал от своего хозяина, но и в отношении к происшествию. Майор Ковалёв «маленький человек», который расставляет приоритеты. Находясь в своём звании, он точно знает с кем он может держаться надменно, а где без излишеств с умеренной скромностью. Это видно по сценам с извозчиком, цирюльником и уважаемыми чиновниками.

Встреча с собственной частью тела, которая оказалась выше на три чина, полностью обескураживает его. Нос превосходит своего хозяина — вот оно социальное неравенство в разрезе одной личности. Как теперь находиться в социальной идиллии, если собственные части тела такое вытворяют?

Описывая абсурдную ситуацию Ковалёва, Гоголь поднял несколько проблем социума: лицемерие, корысть, фальшь, безнравственность. Нос не желает общаться с тем, кто находится ниже рангом, он отказывается соединяться со своим хозяином.

Многие современники Николая Васильевича узнали в повести своих товарищей, руководителей и даже себя. Тщеславные желания накрыли общество и не оставили места для великодушия, благородства, нравственного величия.

Закончилось, однако, это странное происшествие для главного героя благополучно — нос вернулся к нему так же неожиданно, как исчез.

Шинель


Мысль о «Шинели» возникла у литератора ещё в 1834 году, а толчком послужил анекдот. Байка, призванная развеселить, заставила задуматься классика, и через несколько лет легла в основу новой рукописи.

Тема «маленького человека», поднятая в «Шинели», рассматривает социальные и нравственные вопросы. Писатель критикует и беспринципность человека, и общество, «сделавшее» этого человека. Убогость интересов «маленького человека» доведена до предела. Но даже в этом есть положительный аспект. Герой ради своей цели готов на отказ от жизненных благ. Безропотность, самоограничение, смирение делают его тверже духом.

Этот шедевр разбирало не одно поколение литературоведов. Выдающейся советский лингвист Борис Михайлович Эйхенбаум, анализируя «Шинель», обратил внимание на то, что изначально первая часть «Шинели» написана как житие святого. Акакий — значит беззлобный, а Акакий Акакиевич — это нужно понимать, как тихий, безобидный, благодушный. Когда коллеги обижают Башмачкина и он говорит: «Оставьте меня. Зачем вы меня обижаете?», читатель может услышать библейское: «Я брат твой».

В черновиках Николая Васильевича этот персонаж имел говорящую фамилию — Тишкевич. Но после писатель решил, что это перебор, и сменил фамилию Тишкевич сначала на Башмакевич, потом на Башмаков, и уже в конце, опираясь на созвучность, «вышел» Башмачкин.

Выбор имени тоже был непрост, что нашло отражение в самой повести, где автор, словно пропустив вперёд матушку своего персонажа, дал её возможность самой выбирать имя сыну. Из того, что ей предложили — Моккия, Сессия, Хоздазата, Трифилий, Дула, Варахасий — ничего не понравилось. Тогда матушка решила дать сыну имя его отца. Так и появился Акакий Акакиевич.

Акакий Акакиевич живёт блаженной жизнью. Он нашёл своё призвание и занимается любимым делом — перепиской. Этот процесс он довёл до совершенства. Недаром рассказчик «даёт» ему эту работу, ведь этим делом занимались монахи испокон веков. Но думать он не может. И когда представляется такая возможность, Башмачкин прямо заявляет, что лучше он что-нибудь перепишет.

Обнаружив, что его шинель больше не подлежит ремонту, он, отказывая себе во всём, копит деньги на новую. А когда новая вещь пошита, герой тут же её лишается. Его страдания сопоставимы со страданиями царей и повелителей мира. Для Башмачкина это настоящая катастрофа и он умирает. После смерти его душа не находит покоя.

Из глубоко порядочного человека Акакий Акакиевич превращается в потенциального призрака. Его посмертная тень у Калинкина моста останавливает прохожих, и вместо своей стащенной шинели снимает все подряд, шинели и шубы.

Финал произведения — это утопическое осуществление идеи справедливости. Теперь вместо покорного Башмачкина появляется грозный мститель. И такой финал неутешителен. Бессмертная душа, вынужденная мстить, сама творит суд.

«Маленькому человеку» негде искать правды и защиты. Чиновничий бездушный оплот несправедлив, жесток и беспощаден.

Вот так видел Николай Васильевич Гоголь Петербург. Город контрастов, безумств, утопической фантастики и абсолютной исключительности. Его произведения — это экскурс не только в литературные шедевры — это экскурс в саму нашу историю.

albery.ru

Невский проспект Гоголя – краткое содержание: о чем написана повесть и какова характеристика проспекта

Повесть «Невский проспект» была написана в 1834 году. Этот и следующий год были самыми плодотворными в жизни писателя Николая Гоголя. В этот период он не только создал множество великих произведений, но и задумал все те, что были написаны впоследствии.

Одна из знаменитых повестей носит название Невский проспект (Гоголь), краткое содержание и анализ ее основных идей будут предложены далее.

История создания

Молодой Гоголь был достаточно близок к художественному миру столицы. Три года (1930-1931) он посещал курсы Художественной академии, где учился рисованию. У него было много знакомых живописцев, включая таких светил, как Венецианов или Брюллов.

Николай Гоголь очень хорошо изучил мир художников, знал, что это за люди, чем они живут.

Творческой жизни посвящены два известных произведения писателя: «Невский проспект» и «Портрет». В них автор высказал свои взгляды, сомнения и мысли о роли, значении и возможностях творчества. Образом человека-творца в произведениях писателя всегда является именно художник, живописец.

Обратите внимание! Повесть Невский проспект в кратком содержании полезно прочесть для повторения, если надо быстро вспомнить какие-либо подробности сюжета.

Однако если читать краткое содержание Невский проспект, то оно не сможет заменить собой целое произведение великого писателя. Читать краткий пересказ по главам это значит не прочитать классическое произведение совсем.

Повесть «Невский проспект» была задумана, как полагают, в 1831 году, а написана к октябрю 1934. Произведение входит в знаменитый цикл «Петербургские повести», где собраны произведения разных лет. Объединяет их место действия – Санкт-Петербург.

Сам Гоголь не собирал эти повести в один цикл. Такая традиция появилась в литературе уже после ухода из жизни писателя. Все «Петербургские повести» принято считать во многом близкими между собой по тематике. Литературоведы находят в них художественное единство. Такова история создания повести.

Это интересно! Николай Гоголь — Ночь перед Рождеством: краткое содержание

Краткое содержание

Повествование начинается с описания Невского проспекта, в котором заключена вся душа Петербурга. Здесь можно увидеть множество характерных типов людей из самых разных общественных слоев.

Здесь никогда не прекращается жизнь, только меняется в разное время суток.

Гоголь описывает сановников, дам, мужиков, владельцев магазинов, гувернанток с дворянскими детьми, ремесленников, купцов, чиновников разных рангов, которые, словно вереницей, проходят по Невскому. Наконец, из всей этой толпы автор выделяет двух людей, ставших главными героями повести молодого художника Пискарева и его легкомысленного приятеля поручика Пирогова.

Оба они гуляли по вечернему проспекту, когда их внимание привлекли женщины. Поручик заметил какую-то «блондинку» и сразу увязался за ней, надеясь на легкую любовную интрижку. Мысли же и чувства художника были намного возвышенней. Он увидел юную темноволосую девушку, которая показалась ему идеалом красоты.

В ее лице он разглядел что-то «божественное», «святое». Художник пошел за ней, без всякой дурной мысли, которой просто не могла вместить его чистая душа, желая лишь увидеть, где может жить такая великолепная красавица.

«Дама» заметила молодого человека, улыбнулась ему, а подойдя к своему дому, знаком пригласила молодого человека войти внутрь. Мечтательному художнику представился целый роман. Он подумал, что какие-то таинственные обстоятельства заставляют прекрасную даму искать его помощи и, наверняка, она хочет дать ему очень важное поручение.

Это интересно! Повесть Портрет Николая Гоголя: краткое содержание

Молодой романтик не верил своему счастью, всей душой жаждал служить этому идеалу красоты, выполнять любые ее повеления. Так художник поднялся на четвертый этаж, вслед за своей «дамой» зашел в одну из квартир и, оглядевшись, с ужасом осознал, что он находится в публичном доме.

Это открытие очень болезненно подействовало на чистого, скромного юношу. Ведь красота для него была предметом религиозного поклонения, явлением Бога на земле.

Но вот перед его глазами была «красота, тронутая тлетворным дыханием разврата».

Художник чувствовал здесь что-то мистическое: «она какою-то ужасною волею адского духа, жаждущего разрушить гармонию жизни, брошена с хохотом в эту страшную пучину».

Тут красавица обратилась к нему и о чем-то заговорила. Голос был «нежным», «мелодичным», но слова ужасали своей глупостью и пошлостью. Это было выше всяких сил! Художник со всех ног бросился бежать.

Вернувшись домой, он долго не мог уснуть от потрясения, наконец, уже далеко за полночь, начал дремать. Вдруг в дверь кто-то постучал. Это оказался богато одетый лакей. Он доложил, что пришел от барыни, которую художник видел несколько часов назад.

Дама прислала за ним карету и просит ее навестить. Молодой человек очень обрадовался. Значит, его красавица знатная дама и не может работать в том ужасном доме. Здесь какая-то тайна! Он охотно сел в карету.

Так художник Пискарев оказался во дворце с «мраморными колоннами», где праздновали бал. Залы были переполнены людьми. Молодой человек несколько потерялся от шума, незнакомых лиц и окружающей роскоши. Он прислонился к колонне и стал смотреть на толпу.

Мимо проходило множество великолепных дам, но одна из них особо выделялась изяществом наряда и красотой. С трудом протиснувшись сквозь толпу, художник приблизился к красавице, желая хорошо ее рассмотреть. Оказавшись с ней лицом-к-лицу, он вдруг понял, что эта царица бала та самая девушка, которую он видел накануне.

Дама тоже узнала художника и позвала его в другой конец зала, где можно было бы поговорить. И вот они там встретились. Красавица что-то ему объясняла, говорила о каких-то загадочных обстоятельствах, по вине которых оказалась вчера в том ужасном доме.

Но что здесь была за тайна, художник не успел узнать, их разговор прервал неизвестный пожилой человек, и красавица была вынуждена на минуту отойти.

Художнику не терпелось продолжить беседу, будучи не в силах ждать, он пошел искать свою даму. Пискарев долго ходил из комнаты в комнату, но нигде ее не находил. Наконец, устав, прислонился к стене… и проснулся.

Реальность снова предстала перед ним такой, какая есть. Но он не мог с этим примириться. Сон был куда лучше! И он стал жить только снами, а чтобы как можно меньше бодрствовать, начал принимать опиум. Теперь смысл его существования был в том, чтобы снова и снова вызывать у себя грезы.

Вновь видеть то воплощение идеальной красоты, понимать, что на самом деле она вовсе не работает в публичном доме, такое просто невозможно! Всему причиной сложные, загадочные обстоятельства…

Просыпаясь он думал: «Лучше бы ты вовсе не существовала! Не жила в мире, а была бы созданием вдохновенного художника!»

Однажды ему приснилось, что эта девушка стала его женой. Он был совершенно счастлив. А когда проснулся, подумал: «А вдруг эту красоту еще можно спасти?» Что, если он действительно женится на ней и вытащит из пучины разврата? С этой мыслью художник вновь пришел в публичный дом.

Дверь отворила та самая девушка, все такая же прекрасная, хотя выглядевшая теперь несколько заспанной и бледной. Художник открыл красавице свои чувства, предложил выйти за него замуж и начать вместе с ним новую трудовую жизнь – он будет писать картины, она заниматься каким-нибудь рукоделием.

Но, оказалось, девушка вовсе не в восторге от его предложения. Разврат ее нисколько не тяготил, напротив, ей нравилось, что можно бездельничать, пить, спать до двух часов.

Благородная жизнь в бедности и трудах девицу не привлекала. Художник понял, что ее душа уже совершенно опустошена. Последней каплей стали пошлые шутки присутствовавшей при этом разговоре подруги красавицы.

Художник выбежал из дома и целый день бродил по городу, не зная куда идет. Ум его помутился. Наконец, он вернулся к себе и заперся. Через неделю в доме почуяли неладное и взломали дверь. Художник Пискарев лежал на полу с перерезанным горлом, а рядом лежала бритва.

Сразу после этой трагедии, идет комедия – история товарища погибшего художника, того самого поручика Пирогова, который увязался за какой-то блондинкой. Как оказалось, это была жена немца-жестянщика, которого звали Шиллер.

Пирогов проследовал за белокурой немкой до самого ее дома, откуда был грубо выгнан ее пьяным мужем. Однако, поручик не сдавался. Он пришел к жестянщику на следующий день и заказал себе шпоры, чтобы иметь предлог наведываться в его дом. Потом ему понадобились ножны для кинжала.

Все это время Пирогов тайком пытался заигрывать с женой мастера, однако та не отвечала на его ухаживания. Наконец, поручик пришел в воскресенье, когда немца-жестянщика не было дома, и стал приставать к его жене, несмотря на ее возмущение и крики.

Тут как-раз пришел муж со своими товарищами–ремесленниками. Все они были пьяны. Пирогова подвергли порке и выставили за дверь.

Поручик был крайне возмущен таким оскорблением своей дворянской чести, хотел жаловаться на немца во все судебные инстанции страны, вплоть до самого государя.

Однако посетив кондитерскую, почитав газету, прогулявшись по Невскому, сходив на вечер к друзьям, совершенно успокоился и забыл все неприятное.

Это интересно! Изучаем краткое содержание поэмы Мертвые души по главам

Краткий анализ

В повести «Невский проспект» можно выделить несколько смысловых пластов: философский, социальный, психологический.

Вот основные идеи этого произведения:

  1. Прежде всего, следует сказать о социальной тематике повести. Произведение начинается и заканчивается описанием Петербурга, а точнее его главной улицы – Невского проспекта. Это город контрастов, богатства и нищеты. Это город обманов, где «все не то, чем кажется».
  2. Гоголевское описание Петербурга по стилю можно назвать «ироничной патетикой». Так Гоголь изображает жизнь этого города, внешне – великолепную, внутренне – пошлую и пустую.
  3. Затем писатель останавливается на двух героях, как-бы случайно выбрав их из толпы. Один из них, художник, по духу – полная противоположность тому миру, в котором он живет.
  4. «Этот молодой человек принадлежал к тому классу, который составляет у нас довольно странное явление и столько же принадлежит к гражданам Петербурга, сколько лицо, являющееся нам в сновидении, принадлежит к существенному миру» вот характеристика, данная Гоголем своему герою. Пискарев – романтик, чистый сердцем мечтатель, совершенно чуждый всякой пошлости и грязи. Его история – трагедия идеалиста, не сумевшего примириться с безобразной реальностью.
  5. Другой герой, в отличие от художника, совершенно вписывается в окружающую его жизнь. Если первый «не от мира сего», второй – вполне дитя своего мира. Если первый гибнет, не вынеся встречи с пошлостью, второй прекрасно с ней уживается.
  6. История похождений поручика следует сразу после трагедии художника и поэтому кажется нелепой, неуместной. Так Гоголь еще ярче подчеркнул парадоксальность, неразумность реальной жизни, где фарс перемешан с подлинной трагедией, высокое с глупым и пустым.

Обратите внимание! Глубинная философская идея произведения Невский проспект – двойственность и трагизм красоты и любви в нашем мире.

Здесь повесть «Невский проспект» перекликается с тремя другими творениями Гоголя – «Вием», «Тарасом Бульбой» и «Записками сумасшедшего», каждое из которых освещает вопрос с особой стороны.

В «Невском проспекте» мысль сформулирована наиболее четко. Красота, как считает герой-художник, а вместе с ним сам Гоголь, имеет божественную природу, она, по-сути, явление небесного на земле. 

В реальном мире все извращено, находится во власти зла.

Красота обречена на гибель сама и губит других:

  • в повести «Тарас Бульба» она толкает героя на предательство отчизны,
  • в «Записках сумасшедшего» доводит до безумия,
  • в произведении «Вий» двусмысленность красоты воплощается в демоническом образе панночки-ведьмы.

В «Невском проспекте» этот вопрос рассматривается, прежде всего, в свете творчества, глазами «служителя красоты». То есть, по-сути, речь идет о соотношении искусства с реальностью. Главный герой, ощутив всю неправильность, извращенность действительности, полностью отказывается от нее в пользу вымышленного идеала.

Однако бегство от реальности не спасает художника и оказывается невозможным. Он все-равно, в конце-концов, делает отчаянную попытку сблизить действительность с мечтой и в результате погибает.

Полезное видео

Подведем итоги

Был ли Гоголь, когда писал «Невский проспект», во всем согласен со своим героем художником Пискаревым – трудно сказать. По крайней мере, сам он вполне нашел способ примирить искусство с действительностью, поскольку стал великим русским писателем-реалистом.

В поэме «Мертвые души» Николай Гоголь гениально изобразил окружающую жизнь во всей ее неприглядности, но это был поздний этап его творчества.

tvercult.ru

Гоголь, Петербургские повести: краткое содержание

«Петербургские повести» Николая Васильевича Гоголя – это цикл потрясающих произведений. Они несут в себе философскую проблему выбора и нравственных ценностей.

Что представляют собой «Петербургские повести»?

Основной темой является образ маленького человека, угнетенного жизнью, опустошенного своим одиночеством. Среди других произведений русской классической литературы настоящей изюминкой являются «Петербургские повести».

Краткое содержание этих творений позволит освежить в памяти знаменитые высказывания и высокий гоголевский слог. Статья будет полезна студентам и абитуриентам, готовящимся к экзаменам. Краткое содержание «Петербургских повестей» и их анализ представлены ниже. Обратите внимание на основную мысль автора.

«Нос»

В повести используется прием сатиры, с помощью которого автор высмеивает жадность, скупость, взяточничество. Один из шедевров, представляющих «Петербургские повести», — «Нос».

Краткое содержание таково: однажды коллежский асессор Ковалев просыпается у себя в квартире и обнаруживает, что у него нет носа. У него осталось лишь «гладкое место». Ковалев в панике мчится к разным представителям власти, чтобы разрешить данную ситуацию, но все от него отмахиваются, потому что дело представляется им чрезвычайно странным и несерьезным. Тогда Ковалев решает действовать самостоятельно.

Он находит собственный нос и просит его вернуться на занимаемое место. Нос отказывается от предложения и заявляет, что он сам по себе, индивидуальная личность. Данное произведение входит в цикл «Петербургские повести». Краткое содержание повести позволит учащимся лучше подготовиться к урокам литературы.

Основная мысль

В данном произведении ярко обозначен талант Н.В. Гоголя как сатирика. Он обличает нездоровое общество, в котором положение человека и его должность оказываются выше самой личности, важнее ее потребностей и желаний: у кого серьезнее звание, тот и прав, у кого больше денег, у того голос громче.

Комичность положения Ковалева подчеркивает абсурдность ситуации, когда индивидуальность человека попирается и подавляется внешними обстоятельствами.

«Портрет»

«Портрет» Николая Васильевича Гоголя можно охарактеризовать как самую загадочную и невероятную историю, которая могла произойти с героями произведения «Петербургские повести».

«Портрет» (краткое содержание представим далее) – повесть поразительная. Некий малоизвестный художник Чартков на последние средства приобрел в картинной лавке странный портрет. Он не мог объяснить, чем это творение так его привлекло, но его влияние на мужчину оказалось значительным. Как только сгущалась ночь, художник боялся ложиться спать потому, что отовсюду ему грезились глаза старика, изображенного на портрете. Когда настало время платить за комнату, Чартков обнаружил в портрете мешок с деньгами: ему случайно попалась на глаза надпись «тысяча червонных». Этих средств, по расчетам, при скромной жизни ему должно было хватить на три года.

Праведный голос художника подсказывал ему, что следует запереться в комнате и творить с утра до ночи. Но в то же время Чартков услышал другой голос, исходящий от темного начала: жить на широкую ногу, позволить себе все то, на что хватит денег. Чартков накупил себе дорогой одежды, обедал и ужинал в ресторанах, стал писать картины на заказ. Ему диктовали условия и сроки выполнения, платили огромные деньги, а он должен был выполнять эти требования. Люди, знавшие его прежде, удивлялись: куда исчез его талант? Он стал работать по шаблону, постепенно исчезла живость с полотен.

Однажды Чартков оказался на выставке неизвестного художника и был изумлен талантом юного дарования. Придя домой, он попытался начать писать так же изысканно и оригинально, но рука не слушалась: душа была пуста, ее ничего больше не волновало. Понял Чартков, что именно тогда, когда он был еще бедным художником и имел смелые мечты относительно будущего, он и являлся счастливым по-настоящему. Ни деньги, ни слава не принесли желаемого. Невозможность вернуться назад, чтобы исправить ошибки прошлого, породила в нем зависть. Он скупал произведения талантливых мастеров и уничтожал их. Спустя какое-то время Чартков тяжело заболел и умер. Это творение – часть цикла «Петербургские повести». Краткое содержание мы представили выше.

Главная тема повести «Портрет»

В данном произведении Гоголь показывает конфликт подлинного таланта с демоническим началом. В страшных глазах старика, изображенного на портрете, художник видит себя. Он сам отдал душу дьяволу, потому так ненавистен ему сделался портрет, купленный когда-то за гроши в картинной лавке. Когда Бог преподносит человеку талант, одновременно он дает ему большую ответственность в том, чтобы суметь этот талант правильно применить в жизни. Чем более незаурядна личность, тем больше искушений она встречает на пути.

«Шинель»

Эта повесть известна всем еще со школы. Он входит в цикл под названием «Петербургские повести».

«Шинель» (краткое содержание читайте ниже) – работа очень известная. В одном департаменте служил титулярный советник – Акакий Акакиевич Башмачкин. На службе он был настолько незначительным человеком, что его иногда откровенно не замечали, подтрунивали над ним, могли не поздороваться и пройти мимо. Среди чиновников он не пользовался уважением, его оскорбляли, могли понизить жалование или обидеть каким-то иным способом.

Акакий Акакиевич в пересуды никогда ни с кем не вступал, а предпочитал терпеть такое отношение к себе. Однажды он пошел к портному, чтобы тот поправил ему шинель, но мастер ответил, что одежда порядком износилась, поэтому лучше ее сменить. Тогда титулярный советник принял решение скопить достаточно денег для этого. Это было непросто: жалованья, которое он получал, едва хватало, чтобы прокормиться. Семьи, детей, друзей у него не было.

Более года Башмачкин отказывал себе буквально во всем, чтобы собрать нужную сумму: он часто недоедал, ходил в одних лохмотьях. Когда же нужная сумма была собрана, Акакий Акакиевич купил себе шинель. Коллеги поздравили его с обновкой и предложили отметить это событие. Домой он возвращался поздно, когда двое неизвестных подошли к нему и сняли с него новенькую шинель. Отчаянию Башмачкина не было предела. Он потерял смысл существования. От перенесенного горя титулярный советник заболел ангиной и через несколько дней умер. Иногда, как рассказывают свидетели, в том месте появляется призрак человека, который срывает шинели со своих обидчиков, не давая им возможности оправдаться. Данное произведение входит в цикл «Петербургские повести». Краткое содержание повести позволяет понять, что хотел донести до читателя автор.

Посыл

В образе Акакия Акакиевича заключен образ маленького человека, униженного и обиженного немилосердной судьбой. Герой Гоголя пожертвовал собой: он не занимается саморазвитием, не реализует свои желания, а занят только тем, что переписывает бумаги. Все его мысли сосредоточены на службе. Пожертвовав собой, он не получил ничего. В образе Башмачкина Гоголь рисует образ маленького человека, который не умеет взять на себя ответственность за благополучие собственной жизни: его всякий может обидеть, а он даже не предпринимает никаких попыток, чтобы защититься.

Заключение

Краткое содержание «Петербургских повестей» показывает, что лейтмотивом всех произведений является образ маленького человека. Одиночество героев подчеркнуто, невыносимо: Ковалев нищ сердцем, Чартков отдал душу дьяволу, сбился с пути своего высокого предназначения как художник, Башмачкин унижен и задавлен обстоятельствами. Вот что представляют собой «Петербургские повести». Очень краткое содержание произведений изложено в данной статье.

autogear.ru

Краткое содержание «Петербургские повести» Николая Гоголя

Нос

Иван Яковлевич, Петербургский цирюльник, в хлебе, спеченном его женой на завтрак, обнаруживает человеческий нос. Он ему знаком – нос принадлежит майору Ковалеву. В приступе паники мужчина принимает решение избавиться от странного предмета и выбрасывает его с моста в реку. За этим занятием его задерживает квартальный надзиратель.

В то же время у себя в квартире просыпается мелкий чиновник Ковалев. Подойдя к зеркалу с желанием проверить исчез ли прыщик, появившийся прошлым днем на носу, коллежский асессор с удивлением обнаруживает

пропажу самого носа. Приняв решение ехать к полицмейстеру, Ковалев сталкивается на улице с собственным носом, который невозмутимо отправляется в церковь. Последовавший за ним майор решает обратиться к носу, но, обратив внимание на красивую девушку, упускает из виду.

Обер-полицмейстера не оказывается дома, когда Ковалев туда приезжает и расстроенный мужчина отправляется в редакцию газеты с намерением дать объявление о пропаже части тела. Работающий там чиновник отказывает майору.

Поникший мужчина возвращается домой тем временем размышляя о причинах пропажи носа. За эти занятием его застает квартальный

полицейский, который пришел сообщить о задержании носа. Нос наконец-то передан владельцу, однако попытки вернуть его на место не приносят результата. Даже доктор не в состоянии помочь Ковалеву.

Тем временем слухи распространяются по городу, все стремятся удовлетворить свое любопытство. Майор Ковалев пишет письмо штаб-офицерше Подточиной, считая, что данная ситуация – ее рук дело. Однако женщина находится в не меньшем удивлении, нежели сам асессор.

Через несколько недель, проснувшись утром, Ковалев замечает, что его нос вновь вернулся на место.

Невский проспект

На Невском проспекте встречаются два мужчины художник Пискарев и молодой поручик Пирогов. Во время прогулки они обращают внимание на двух незнакомок. Пискареву очень нравится брюнетка, и он следует за ней до публичного дома. Поняв, где оказался, мужчина тут же убегает оттуда, сожалея, что прекрасная незнакомка там работает. Дома художнику приносят приглашение от девушки. Озадаченный Пискарев приезжает на великолепный бал, где встречает хозяйку и влюбляется в нее. Проснувшись у себя дома, молодой человек понимает, что все оказалось сном и очень сожалеет об этом. Чтобы быть вместе с возлюбленной хотя бы во сне, художник принимает опиум. Не в силах более совладать с эмоциями Пискарев едет к красавице и делает ей предложение, на которое получает отказ. Через несколько дней юношу находят дома, покончившим жизнь самоубийством.

В свою очередь поручик Пирогов узнает, что понравившаяся ему блондинка является женой немца Шиллера. Юноша старается всеми силами добиться расположения девушки. В один из таких моментов их застает ее муж, который выгоняет Пирогова. Поручик недолго переживает над этим происшествием, ведь в жизни много более увлекательных занятий.

Шинель

При рождении титульному советнику дали причудливое имя, которое приносит ему немало неудобств. Его зовут Акакий Акакиевич Башмачкин. Мужчина привык к постоянным подшучиваниям со стороны сослуживцев, но это не мешает ему с огромным усердием выполнять свою работу – переписывать документы. Даже после работы, дома он продолжает писать, находя в этом персональное удовольствие.

Размеренную жизнь внезапно нарушает печальное событие – шинель чиновника приходит в негодность и не подлежит ремонту. Ограничивая себя во многих вещах, Акакий копит деньги на новую. Когда сумма наконец собрана и новая шинель куплена, радости мужчины нет предела. Сослуживцы восхищаются обновкой советника, что еще больше радует его.

Возвращаясь домой, после ужина у знакомого чиновника, на Акакия неожиданно нападают и забирают шинель. Частный пристав не может помочь мужчине и тот обращается за помощью к значительному лицу. За обращение не по уставу Башмачкин получает выговор, что доводит его до лихорадки и смерти.

Ходят слухи, что ночью на мосту появляется мертвец, очень похожий на Акакия, и забирает у всех прохожих шинели. До значительного лица доходят новости о смерти Акакия, что вызывает в нем сочувствие. Поехав развлечься, он оказывается схваченным не кем иным, как покойным Башмачкиным, который снимает с него шинель. Этот случай служит уроком значительному лицу: он перестает всем докучать строгостью. С тех пор мертвец перестает показываться на мосту, лишь позже там появляется высокое привидение с густыми усами.

Портрет

Бедный художник Чертков находит в лавочке портрет неизвестного азиатского мужчины. Принеся портрет домой, мужчина его внимательно рассматривает. Его поражают необычайно живые глаза нарисованного мужчины. Во сне Чертков видит как мужчина с портрета подходит к нему и показывает мешок, заполненный свертками с деньгами. Когда один из них выпадает, молодой художник хватает его и просыпается.

Пришедший утром хозяин квартиры хочет получить у Черткова плату за нее, однако у того нет денег. Юноша решает расплатиться купленной картиной. Сняв ее, он обнаруживает в раме сверток с тысячей червонцев. Художник расплачивается с хозяином, находит себе новое жилье. Благодаря объявлению в газете у него много заказчиков и он становится модным и известным художником. Несмотря на это, талант Черткова постепенно исчезает, и вскоре он сам это замечает. Парень начинает выкупать шедевры других художников и уничтожать их от бессилия самому создать что-либо подобное. В скором времени он сходит с ума и умирает.

Вскоре обнаруживается, что причиной несчастья был портрет, купленный художником. На одном из аукционов художник Б. видит портрет азиатского мужчины с невероятно живыми глазами и рассказывает известную ему историю.

Какое-то время назад на окраине Петербурга жил ростовщик, заказавший портрет у отца художника Б. Он заявил, что намерен жить в этом портрете. И действительно, по мере его написания, у художника сложилось впечатление, что часть дьявольской души ростовщика проникла в произведение. Портрет еще не был завершен, как заказчик умер. Художник, оставивший портрет себе, со временем чувствует странные перемены и решает сжечь его. Но этого не происходит, произведение забирает его друг, с которым также начинают происходить различные несчастья. Так и продолжает портрет менять владельцев до сих пор.

После завершения своего рассказ художник Б. оборачивается к портрету и обнаруживает, что тот бесследно исчез.

Записки сумасшедшего

Сорокадвухлетний титулярный советник Аксентий Поприщин несколько месяцев ведет личный дневник. В дождливый октябрьский день он отправляется на службу в департамент, мечтая получить жалование наперед. Подъехав к месту работы, он наблюдает выходящую из кареты красавицу дочь директора. Мужчине удается краем уха подслушать беседу собачки девушки Меджи с собачкой проходящей мимо дамы.

Вместо работы Аксентий Иванович следует за девушками и узнает их место проживания. В течение следующего месяца, случайно встречаясь с дочерью директора, Поприщин осознает, что влюбляется все больше. Он проникает в дом, где живет девушка, в надежде узнать о ней что-нибудь новое от ее собачки Меджи. Однако та не собирается общаться с незнакомцем. Тогда, проникнув в дом, где проживает Фиделька, собачка, с которой общалась Меджи, мужчина похищает переписку двух собачонок и узнает много интересного. За дочкой директора, Софи, ухаживает камер-юнкер Теплов, сам же Поприщин вызывает у девушки лишь смех. Более того, Софи и Теплов готовятся к свадьбе.

Печальные вести, дополненные тревожными новостями, происходящими в мире, окончательно расшатывают психику Аксентия Петровича. Мужчина начинает считать себя королем Испании. Более трех недель он не наведывается в департамент, а когда наконец приходит, то на одном из документов расписывается как король Испании Фердинанд. После этого Поприщин идет к Софи и заявляет, что несмотря ни на что, они будут вместе.

Аксентий Петрович находится в постоянном ожидании приезда депутатов, которые должны доставить его ко двору. Приехавших из сумасшедшего дома санитаров мужчина принимает за солдат, а место, в которое его привозят за Испанию. Неподобающее отношение лишившийся разума Поприщин принимает за инквизицию, о чем пишет полное тревоги письмо матери.

school-essay.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *