Песня про купца калашникова краткое описание: «Песня про купца Калашникова» очень краткое содержание поэмы Лермонтова

«Песня про купца Калашникова». Краткое содержание по главам

I. В золотом венце за трапезой сидел государь Иван Грозный. Повелел он виночерпию нацедить в ковш заморского вина и поднесть его царским опричникам. Все они пили, царя славили. Лишь один опричник, удалой боец, опустил голову в крепкой думе. Царь ударил в землю посохом, так что вошёл в пол его железный оконечник. Лишь тогда очнулся тот опричник – Кирибеевич из рода Малюты Скуратова. Спросил Грозный: что за думу затаил он про себя? Не завидует ли славе царской? Не измялась ли его шапка соболиная? С ног не сбил ли его в кулачном бою на Москве-реке сын купеческий? (См. очень краткое содержание «Песни» для читательского дневника.)

 

Лермонтов. Песня про купца Калашникова. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу

 

Отвечал опричник, что не родилась та рука, что могла бы его в кулачной схватке победить. А когда надевает он кушак шёлковый и шапку соболиную, то все молодушки у ворот тесовых на него глядят, перешёптываясь. Лишь одна не хочет на него смотреть – Алёна Дмитриевна из семьи купеческой. Он же, как увидит её, так и сам не свой – опускаются руки сильные. Сокрушаясь без любви Алёны Дмитриевны, решил Кирибеевич ехать в степи приволжские, чтобы сложить там буйну головушку на копьё бусурманское.

Засмеялся царь Иван Васильевич. Посоветовал он опричнику подарить Алёне перстенёк, ожерелье – да нанять сваху смышлёную…

Не сказал Кирибеевич царю, что Алёна Дмитриевна перевенчана с молодым купцом – в церкви по закону христианскому.

 

II. Купец Степан Парамонович по прозванию Калашников торговал в лавке шёлковым товаром. Отзвонили вечерю во святых церквах, запер Степан Парамонович лавочку и пошёл домой, к молодой хозяйке. Но не встретила его жена Алёна Дмитриевна. Старая работница сказала купцу, что супруга его не вернулась из церкви, хотя служба уже закончилась.

Стал Калашников в окно на улицу глядеть. Вдруг услышал, что в сенях дверь хлопнула. Обернулся – и увидел молодую жену, с косами расплетёнными, очами мутными. Разгневался Степан Парамонович. Стал спрашивать, где жена в таком виде шаталася. А она, в ноги мужу повалившись, рассказала, как шла с вечерни одна и услышала: сзади человек бежит. Он назвался опричником Кирибеевичем из семьи Малютиной. Уговаривал Алёну не пугаться, а потом схватил за руки и стал целовать-ласкать. Сулил золота и жемчуга, лишь бы она полюбила его. Опозорил опричник Алёну Дмитриевну – ведь смотрели на всё соседушки. Заливаясь слезами горючими, просила она, чтоб не дал её муж в поругание.

Послал Степан Парамонович за двумя меньшими братьями. Поведал им, что опозорил семью их честную Кирибеевич. Сказал Калашников, что завтра в кулачном бою на Москве-реке выйдет биться с опричником насмерть, до последних сил. А коль побьёт опричник его – пусть выходят с ним биться братья. Оба брата согласились, обещали Степана не выдать.

 

III. Поднялась заря над Кремлём, собирались бойцы на Москву-реку. Приехал и Грозный царь, велев кликать молодцов, до боя охочих. Вышел Кирибеевич, поклонился государю в пояс, скинул шубу и ждал соперника, посмеиваясь.

Трижды громкий клич крикнули, но никто на Кирибеевича не тронулся. Вдруг, раздавши толпу, вышел Степан Калашников. Поклонился государю, Кремлю, церквам и всему народу русскому.

Кирибеевич спросил, как его зовут. Он сказал: «я купец Калашников. Жил я по закону Господнему, не позорил чужой жены, не разбойничал ночью тёмною. И из нас двоих по одному панихиду будут петь – не позже как завтра в час полуденный».

Побледнел Кирибеевич, на устах у него слово замерло. Разошлись они и начали бой. Первым ударил опричник Калашникова. Затрещала грудь купеческая. Медный крест, висевший на ней, погнулся, вдавился в грудь. Как роса, из-под него кровь закапала. И ударил Степан Парамонович своего обидчика, прямо в левый висок со всего плеча. Застонал опричник, закачался – и упал мёртвым.

Иллюстрация В. Васнецова к «Песне про купца Калашникова»

 

Царь Иван Васильевич спросил купца, разгневавшись: вольной волей или нехотя ты убил моего опричника? И ответил Степан Парамонович: я убил его вольной волей, а за что – скажу лишь Богу единому. Можешь ты казнить меня. Не оставь только детей моих и молодую вдову, да двух братьев своею милостью.

Обещал Грозный царь вдову и братьев миловать, а Калашникова велел вести на место лобное.

Загудел по Москве большой колокол. Собирался народ к месту лобному. Там стоял в красной рубахе с большим топором палач, руки потираючи. Привели купца Калашникова. Попрощался он с родными братьями, велел кланяться в последний раз Алёне Дмитриевне. И казнили купца лютой смертию. Схоронили его промеж трёх дорог – Тульской, Рязанской и Владимирской – и кленовый крест тут поставили. И шумят над могилой ветры буйные. Стар человек мимо пройдёт – перекрестится, добрый молодец – приосанится, красна девица – пригорюнится.

 

© Автор статьи – Русская историческая библиотека.

На нашем сайте вы можете также прочитать полный текст «Песни про купца Калашникова», её литературный анализ и статью об истории создания

Песня про купца Калашникова: смысл произведения Лермонтова

21:20, 16 декабря 2021

Книги

Автор: Анна Павлова

Поэма Лермонтова в стиле русского фольклора выделяется на фоне остальных известнейших творений автора, таких как Мцыри, Демон, Герой нашего времени. В произведении «Песня про купца Калашникова» смысл​ ​раскрывается в образах главных персонажей.

Краткое содержание Песни про Калашникова

Поэма начинается сценой в Кремле. Иван Васильевич устраивает пиршество для подданных. Царь замечает, что любимый опричник Кирибеевич не притрагивается к ковшу с вином. Его одолела печаль из-за влюбленности в Алену Дмитриевну. Насмехаясь над переживаниями Кирибеевича, царь советует наведаться к возлюбленной с драгоценными дарами. Опричник рад поддержке царя, но Кирибеевич скрыл правду: Алена Дмитриевна — верная супруга и любящая мать.

Купец Калашников застал дома плачущих детей, Алены Дмитриевны не было. Вернувшаяся домой супруга рассказала о насильственных поцелуях и объятиях Кирибеевича на глазах соседей. Калашников намеревается вступить в бой с обесчестившим жену опричником.

На следующий день на Москве-реке проводятся кулачные бои, зрителем которых будет царь. Перед лучшим бойцом Кирибеевичем появляется Степан Парамонович.

Опричник пользуется подлыми приемами несмотря царский запрет смертельных исходов боев. Калашников собирает волю в кулак и наносит противнику смертельный удар. Под натиском царя он честно отвечает, что убивал Кирибеевича намерено, но причину умалчивает. Царь назначает смертную казнь, но обещает выполнить последнее желание. Калашников просит заботы об оставленной им семье.

«Песня про купца Калашникова» — смысл сюжета

Суть поэмы раскрывает название. Сюжет постепенно разъясняет предпосылки возникшего конфликта и его последствия.

Образ Калашникова

Купец — центральный персонаж поэмы, олицетворяющий героическое национальное начало.

Смысл «Песни про купца Калашникова» Лермонтова заключается в простых человеческих ценностях:

  1. Смелость. Герой выходит на поединок с Кирибеевичем, не боясь статусного и физического неравенства. Лермонтов прославляет отвагу простого человека, готового пожертвовать собственной жизнью.
  2. Честь. Калашников защищает честь жены. Бесчестие и позор страшнее смерти.
  3. Семья. Купец — пример мужа, ответственного за жену и семью. Антиподом героя выступает Кирибеевич, управляемый собственным эгоизмом и далекий от семейных ценностей.

Противостояние закона и беззакония

Главная проблема поэмы — конфликт наглости опричника и гордости мужа.

На заметку! Во времена Грозного опричники под покровительством царя имели сильный авторитет, против которого никто не осмеливался выступать.

Калашников поверил рассказу жены, что подчеркивает восхваление Лермонтовым семейной верности. Решение Калашникова отправится в бой с царским опричником говорит о храбрости и вольности.

Сила чести победила произвол опричника, лишенного нравственности. Поступки купца не выходят за рамки закона. Он честно бьется, и смиренно терпит наказание за убийство. Кирибеевич нарушил закон и христианские традиции, вмешавшись в семью.

В произведении «Песня про купца Калашникова» Лермонтов раскрывает смысл понятия гордости. В его основе лежат честность, верность, справедливость, храбрость, мудрость.

Смысл названия

Часто встречается сокращенное название «Песня про купца Калашникова», подчеркивая главенство купца в поэме. Полное название передает отличия социальных слоев 16 века:

  1. «Иван Васильевич». Царь назван по имени и отчеству. Авторитет Грозного должен оставаться непоколебимым. В противном случае неугодным его власти грозит наказание.
  2. «Молодой опричник». Фамилия и имя не указаны. Автор отмечает молодость героя, по сюжету раскрывающуюся силой, агрессией, отсутствием мудрости. В России того времени опричнина обладала огромной силой и защитой царя. Созданным положением Кирибеевич пользуется ради своей выгоды, не задумываясь о судьбе простого народа.
  3. «Удалой купец Калашников». Образом купца раскрывается простой русский народ. Автор отмечает храбрость и честь людей, не сломленных жестоким правлением.

Название отражает стилизацию поэмы под русский эпос (сказания, былины). Средневековые писатели давали своим произведениям говорящие названия, раскрывающие суть повествования. Лермонтов, живший в другой эпохе, сумел отобразить старинный колорит.

Интересно! Михаил Юрьевич с детства увлекался русским фольклорным творчеством. По жанру и художественному оформлению поэма стала единственным русским произведением 19 века подобного стиля.

Смиренный бунт народа

Смысл «Песни про царя Ивана Васильевича» понятен при погружении в историю. Во времена правления Грозного быт русских жителей отличался суровостью. Жены воспринимали мужей государями, мужья могли наказать супруг за серьезную провинность. За суровостью Калашникова скрыта доброта и гуманность. Мужчина борется за честь семьи ценой жизни. Современному читателю сложно понять поведение купца, но в те времена позор был страшнее любого суда. Под угрозой пыток Калашников не называет царю причины убийства, опасаясь огласки имени супруги.

Бунтарство героя проявляется дважды: решение расправиться с царским любимцем, отказ царю назвать причину боя.

В чем смысл концовки

Поединок купца с опричником олицетворяет противостояние правды и лжи, человеческого достоинства и произвола, чести и бесчестия.

В поэме ​«Песня про купца Калашникова» смысл раскрывается и в поклонах противников перед боем:

  • Калашников кланяется царю, кремлевским стенам, народу;
  • Кирибеевич — исключительно Ивану Грозному.

Кроме отстаивания чести семьи, купец доказывает правду народа.

Калашникова похоронили в чистом поле на пересечении трех дорог (место на кладбище не доступно преступнику). Смысл финала «Песни про купца Калашникова» раскрывается в сцене с народом. Проходящие мимо люди вспоминают героя и славят его подвиг.

Смысл поэмы «Песня про купца Калашникова» заключается в прославлении храбрости простого народа. Лермонтову удалось продемонстрировать социальное расслоение и силу каждого представителя слоев.​

Песня о купце Калашникове.

Сказка М. Лермонтова.
  • Нажмите, чтобы увеличить

Редкая находка

Цена: 21,77 канадских долларов

Первоначальная цена: 31,10 канадских долларов

(скидка 30%)

Загрузка

Звездный продавец

Звездные продавцы имеют выдающийся послужной список в обеспечении отличного обслуживания клиентов – они постоянно получали 5-звездочные отзывы, вовремя отправляли заказы и быстро отвечали на любые полученные сообщения.

| 3675 продаж |

5 из 5 звезд

Продавец звезд. Этот продавец стабильно получал 5-звездочные отзывы, вовремя отправлял заказы и быстро отвечал на все полученные сообщения.

Внесен в список 20 декабря 2022 г.

2 избранных

Сообщить об этом элементе в Etsy

Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…

Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.

Если вы уже сделали это, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.

Сообщить о проблеме с заказом

Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.

Если вы хотите подать заявление о нарушении прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.

Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы

Посмотреть список запрещенных предметов и материалов

Ознакомьтесь с нашей политикой в ​​отношении контента для взрослых

Товар на продажу…

не ручная работа

не винтаж (20+ лет)

не принадлежности для рукоделия

запрещено или с использованием запрещенных материалов

неправильно помечен как содержимое для взрослых

Пожалуйста, выберите причину

Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила. Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.

Пол Нэш (1889-1946) Эскиз 1 Иллюстрация к «Песне о царе Иване Васильевиче, его молодом телохранителе и доблестном купце Калашникове» Михаила Юрьевича Лермонтова в переводе Джона Курноса.

Поль Нэш (1889-1946) Эскиз 1 Иллюстрация к «Песне о царе Иване Васильевиче, его молодом телохранителе и доблестном купце Калашникове» Михаила Юрьевича Лермонтова в переводе Джона Курноса.

Пол Нэш (1889-1946) Эскиз 1 Иллюстрация к «Песне о царе Иване Васильевиче, его молодом телохранителе и доблестном купце Калашникове» Михаила Юрьевича Лермонтова в переводе Джона Курноса.

Опубликовано mg_vbfl 18 декабря, 2013 в Все исполнители

Гринвуд 84

Биография

Пол Нэш — один из самых важных английских художников 20-го века, наиболее известный своими работами в качестве военного художника, а также сюрреалистом и пейзажистом. Он родился в Лондоне, старший из троих детей, сын адвоката. Его младшим братом был Джон Нэш, работы которого также можно увидеть в этом каталоге. Из-за военно-морского происхождения его материнской семьи Джон Нэш был предназначен для военно-морского флота, но, провалив вступительные экзамены, вернулся в школу Святого Павла в Лондоне, которую оставил в возрасте семнадцати лет. После непродолжительного обучения в Политехнической школе искусств Челси Нэш в 19 лет поступил в Школу изящных искусств Слэйда.10 при поддержке Уильяма Ротенштейна. В этом же году умерла его мать, несколько лет страдавшая психическим заболеванием. В то время у Slade была группа молодых талантливых художников, в которую входили Бен Николсон, Стэнли Спенсер и Дора Кэррингтон, но, в отличие от них, Нэш не находился под влиянием постимпрессионистов. Вместо этого он сосредоточился на том, что у него хорошо получалось: на изображении природы. В детстве семья Пола переехала в сельскую местность в Бакингемшире, и высокие вязы в конце его сада произвели особое впечатление, присутствующее в ранних картинах, где очевидна сила, жизненная сила и драматизм природы. Всего через год в Slade, где он боролся с рисованием фигур, Пол Нэш посвятил себя рисункам и акварелям пейзажей, кульминацией которых стала успешная первая персональная выставка в престижной галерее Carfax в 1919 году.12. Два года спустя он женился на дочери бывшего священника в Каире Маргарет Одех. У них никогда не было детей.

В сентябре 1914 года Пол Нэш присоединился к Артистским стрелкам, а к марту 1917 года его отправили в Ипр, где всего через три месяца он упал в окоп, сломав ребро. Это было незадолго до наступления, когда его дивизия была практически уничтожена. Отправленный домой, выздоравливая, он работал над серией зарисовок, сделанных им на передовой. Эта работа, выставленная в галерее Goupil, была очень хорошо принята, и он был немедленно принят на работу в качестве официального военного художника. 19 ноября17 вернулся на фронт. В результате появилась серия одних из самых ярких картин войны маслом. Чтобы воссоздать ужас войны, Нэш использовал элементы кубизма и вортицизма, превратив пейзажи в ужасающие видения. Именно эти работы создали ему репутацию.

После войны Нэш неизбежно потерял ориентацию и назвал себя «художником войны без войны». в 1921 году у него случился тяжелый нервный срыв, и он вместе с женой решил снять коттедж в Димчерче в Кенте, где мог бы выздороветь. Там он был вдохновлен пейзажем и морем, меланхолия этого места идеально соответствовала его послевоенному настроению. Там же началась его карьера книжного иллюстратора. Он стал лидером возрождения резьбы по дереву, играя важную роль в Обществе резчиков по дереву.

Нэш также был пионером модернизма в Великобритании и продвигал абстракцию и сюрреализм в 1920-х и 1930-х годах, соучредив влиятельное движение современного искусства Unit One вместе с другими художниками, такими как Генри Мур и Бен Николсон. Под влиянием художников-авангардистов, которых он открыл для себя в Париже и во время своих визитов в Европу, Нэш экспериментировал с абстрактными рисунками во многих книжных иллюстрациях. Там он использовал абстрактные и геометрические элементы, пытаясь наложить порядок и структуру на свои предметы. Во второй половине десятилетия его работы становились все более сюрреалистичными.

В 1929 году смерть отца побудила его отреагировать, изобразив смерть в природе. Страдая от тяжелой астмы, он изображал обширные одинокие пространства в ответ на клаустрофобные эффекты болезни. Несмотря на болезнь, с началом Второй мировой войны Нэш переехал в Оксфорд и вскоре стал заниматься продвижением художественных навыков на службе войне. В 1940 году он снова работал официальным военным художником, но на этот раз в Министерстве информации и Министерстве авиации, что его устраивало, поскольку в детстве он всегда хотел летать. Однако на этот раз его картины не были похожи на пустынные пейзажи прошлой войны и не были так хорошо встречены его покровителями. Его последние работы были посвящены цветам и пейзажам, в которых преобладали гигантские цветы. Пол Нэш умер 11 июля 19 года.46 в Борнмуте; он похоронен в церкви Лонгли, Бакингемшир.

Заявление

Песня о царе Иване Васильевиче, молодом телохранителе его, — поэма-повествование, написанная в стиле древнерусских былинных народных песен. Это история о том, как царский телохранитель Киривеевич влюбляется в купеческую жену Алену. Царь, не зная, что Алена замужем, дает своему телохранителю драгоценности, чтобы ухаживать за ней, но когда купец узнает, что его жена предала его, он убивает телохранителя на дуэли и за это публично обезглавливается. Трагическая история.

Эти гравюры являются одними из последних гравюр художника и одними из самых геометрических и абстрактных из всех. Они напоминают о работах вортицистов, недолговечного британского движения, по сути мужского, образованного в Лондоне в 1914 году художником, писателем и полемистом Уиндемом Льюисом. Название движению дал Эзра Паунд. Выросший из кубизма вортицизм стремился уловить движение в образе и создать новую живую абстракцию, которая выражала бы динамизм современного мира. Вортицизм характеризуется смелыми линиями и резкими цветами. Вортисты опубликовали два номера литературного журнала BLAST в 1919 г.14 и 1915, которые содержали работы Эзры Паунда и Т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *