Песчаная учительница очень краткое содержание: Краткое содержание «Песчаная учительница» за 1 минуту, по главам за 7 мин

Содержание

Платонов А.П. «Песчаная учительница» Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Платонов (Климентов) Андрей Платонович, родился в 1899, умер в 1951г. Русский советский писатель, публицист, сценарист, драматург, изобретатель. Участник Великой Отечественной войны. Наиболее известные произведения «Котлован», «Чевенгур», «Возвращение».

Название: «Песчаная учительница»

Жанр произведения: рассказ

Тема произведения: преданность своей профессии

Число страниц: 11

Годы написания рассказа «Песчаная учительница» — 1927. Опубликован в том же году, впоследствии экранизирован — фильм «Айна».

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Мария Нарышкина – начинающая учительница. 20 лет. Преданная своему делу, активная, жизнелюбивая, храбрая. Верит в себя и в силы человека. «Пустыня была ее родиной, а география — поэзией».

Время и место действия рассказа «Песчаная учительница» — 1920е годы, Советская Россия, село Хошутово (настоящее название Хошеутово) в Астраханской области, на границе со среднеазиатской пустыней.

Краткое содержание рассказа «Песчаная учительница»

  1. Мария Нарышкина, дочь учителя и выпускница педагогических курсов, приезжает по распределению в село Хошутово, расположенное на границе со среднеазиатской пустыней. Она видит песчаную бурю в пустыне, занесенное песком село и небогатых, трудно живущих в этой местности, крестьян.   
  2. Дети ходят в школу нерегулярно, особенно трудно всем приходится зимой. У школьников нет одежды и обуви, а вскоре наступает голод. Двое учеников умирают.
  3. Мария понимает, что так работать нельзя. Крестьяне совсем не интересуются обучением в школе, но для них самое главное – борьба с песком.  Мария решает сама организовать эту работу. В окружном отделе образования ее снабжают нужными книгами и дают понять, что заниматься этим делом ей придется в одиночку.
  4. Через год, благодаря хорошей организации работы, село преображается: появляются защитные посадки, сосновый питомник, улучшаются урожаи, а у крестьян появились дополнительный заработок и топливо.
  5. На третий год, в августе, на село набегают кочевники со своими стадами. Она вытаптывают все посадки, животные объедают зелень, пропадает вода. Мария идет на разговор к вождю кочевников. Тот объясняет, что сила на их стороне, пока в селе меньше людей, чем  в отряде кочевников, и эта степь – их Родина. Мария, с мыслями, что вождь умен, отправляется в окружной отдел образования.
  6. В отделе ей внезапно предлагают оставить Хошутово и поехать в Сафуту. Это село, где оседают кочевники, и нужно обучить их культуре освоения песков. Тогда кочевники бы не снимались с мест, и не вытаптывали другие села.
  7. Мария задумывается о своем будущем, об уходящей возможности устроить личную жизнь, но затем принимает решение ехать в село и обещает заведующему отделом через 50 лет приехать к нему по лесной дороге. Заведующий отвечает, что Мария могла бы заведовать целым народом и желает ей всякого благополучия.

Главная мысль рассказа «Песчаная учительница»

Преданность профессиональному долгу и гражданское мужество в человеке сильнее страха, сильнее личных интересов. Таковы настоящие учителя и подвижники.

Отзыв о рассказе «Песчаная учительница»

Рассказ короткий, но очень емкий, оставляющий сильное впечатление. Он вызывает огромное уважение к людям, преданным своему делу, цельным, мужественным, готовым на все ради счастья других людей. Таким людям чужды мещанские ценности и мелкие личные желания. Не случайно в рассказе обрисована и действует только одна героиня, воплощающая все эти качества. Такими видел истинных учителей автор, причем прототипом главной героини стала супруга Платонова, также поработавшая учителем в глухой деревне, и безмерно уважаемая мужем. Несмотря на то, что литературный стиль Платонова довольно специфический, рассказ написан легко, доступно, с короткими, но меткими примерами и сравнениями, с большим знанием жизни.  

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Больше всего мне запомнилось описание села Хошутово, каким его в первый раз увидела героиня. Это незнакомая местность для подавляющего большинства читателей, особенно современных. Поэтому она одновременно интересная и пугающая, автор рисует картину совершенно нового, чуждого мира. Трудно поверить, что этот мир можно изменить к лучшему, и Мария Нарышкина выступает здесь, как покорительница природы, которая веками была враждебной к людям.

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Бархан – большая насыпь из песка, образовавшаяся естественным путем
  • Шелюга (красная верба, краснотал) – лиственное растение из семейства ивовых. Благодаря длинным и прочным корням хорошо растёт на песках и может использоваться для их закрепления.

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • Была, конечно, у Марии и любовь, и жажда самоубийства, — эта горькая влага орошает всякую растущую жизнь.
  • Наступила ранняя зима, такая же злобная в этой пустыне, как лето. Застонали страшные снежные бураны, перемешанные с колким, жалящим песком, захлопали ставни в селе, и люди окончательно замолчали.
  • Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник.

Другие читательские дневники вы найдете здесь

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. 5 лет я посвятила этому ресурсу и продолжаю его развивать дальше. Все материалы бесплатны, вы можете не опасаясь вирусов скачивать презентации, они тоже бесплатны. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Поддержите проект, чтобы он продолжил дальше существовать и развиваться. Страница для сбора здесь

Краткое содержание песчаная учительница. Мои интересы

Мария Нарышкина, дочь учителя, родилась в Астраханской губернии. Ребёнком она с восторгом читала географические книжки отца. Пустыня была ее родиной, а география – поэзией. Шестнадцати лет Мария поступила на педагогические курсы в Астрахани, через четыре года закончила их и была назначена учительницей в русское село Хошутово, в Средней Азии, прямо на границе с песчаной пустыней.

Хошутово, селение в несколько десятков дворов, было почти совсем занесено песком, надутым с плоскогорий Памира. Всюду стояли лопаты, и каждый день крестьяне работали, очищая усадьбы от песчаных заносов. Но расчищенные места снова заваливались песком, который точил людское дыхание. Молодая учительница увидела, что жители Хошутова были сломлены этим бесплодным трудом и совсем пали духом.

Андрей Платонович Платонов

Дети ходили в школу к учительнице неисправно. Зимой, среди снежных буранов, перемешанных с колким, жалящим песком, наступила страшная нищета. Люди стали голодать. К Новому году из двадцати учеников двое умерли.

Учительница Мария Никифоровна догадалась: в школе надо обучать борьбе с песками, искусству превращать пустыню в живую землю. Она поехала в окружной отдел народного образования. Там ей не дали преподавателя по песчаной науке, но снабдили книгами и предложили, чтобы она учила этому делу сама.

По возвращении в Хошутово Мария Никифоровна убедила крестьян устраивать каждый год добровольные общественные работы – месяц весной и месяц осенью. Уже через год они дали блестящие плоды. Под руководством «песчаной учительницы» повсюду рассадили единственное растение, хорошо растущее на этих почвах – шелюгу (кустарник вроде ивы). Он защитил деревню от ветров пустыни и позволил орошать огороды. Шелюга дала жителям топливо, из её прута они научились делать корзины и даже мебель. Жизнь стала спокойнее и сытее. Вся деревня благодарила «песчаную учительницу», которая начала рассаживать и сосны.

Но на третий год её жизни в Хошутове случилась беда. Раз в 15 лет через деревню по своему кочевому кольцу в пустыне проходили кочевники-скотоводы. В тот год в конце августа показались тысячи их коней и огромные стада. Через трое суток ничего не осталось ни от шелюги, ни от сосны – все обглодали, вытоптали и истребили кони и стада кочевников. Их животные выпили всю воду из колодцев.

Песчаная учительница пошла к вождю кочевников. Тот принял её вежливо, но сказал, что их скоту нужна трава, поэтому ничего не поделаешь… Зачем пришли русские на нашу землю?

Мария Никифоровна уехала жаловаться советской власти в округ. Там её выслушали и сказали: в Хошутове население уже научилось бороться с песками. Песчаная учительница сейчас нужнее не там, а в Сафуте – селе, где селятся не русские переселенцы, а кочевники, переходящие на оседлость. Советская власть боялась, что они не усидят там и разбегутся, поэтому решила послать туда Марию Никифоровну: обучить кочевников культуре песков.

Учительнице жалко было хоронить молодость в песчаной пустыне среди диких племён. Но вспомнив о безысходной судьбе двух народов, зажатых в барханы, она согласилась, сказав, что постарается опять приехать в округ через пятьдесят лет старушкой – и не по песку, а по лесной дороге.

Безоблачное детство Мария Никифоровна провела в родительском доме. Отец-учитель делал все, чтобы маленькая Мария была счастлива. Вскоре Мария окончила педагогические курсы и вступила во взрослую жизнь. По распределению молодая учительница попадает в деревню Хошутово, находящееся на границе со среднеазиатской пустыней. Несмотря на то, что и сама Мария была родом с прикаспийских песчаных степей, Хошутово поразило ее своей бессмысленной, беспощадной борьбой с песками. Песок заметал и без того бесплодные земли, крестьяне были загнаны тяжелой работой, а потому ходить в школу у деревенщины не было никакого желания.

Чтобы помощь жителям деревни, молодая и энергичная Мария Никифоровна решает возглавить борьбу с песком. Сначала она отправляется в райцентр и просит помощи агрономов. Ей отказывают, но дают учебную литературу по борьбе с пустыней. Мария Никифоровна изучила множество книг по песчаному делу и организовала в Хошутове зеленые посадки и сосновый питомник. Благодаря этому пустыня вокруг деревни стала приветливее, а жители деревни стали уважать молодую учительницу, которая сотворила чудо в пустыне. Теперь школы были полны юных и взрослых учеников, желающих слушать уроки Марии Никифоровны о премудростях жизни в песчаной степи. Но счастье длилось недолго.

Через несколько лет в деревню пожаловали кочевники. Они вытоптали всю зелень, выпили воду в колодцах. Мария Никифоровна была готова бороться за результаты своего труда, а потому пошла к вождю кочевников с просьбой прекратить уничтожение зелени. Но вождь просит женщину об услуге: научить жителей села Сафута тому, что уже умеют жители Хошутова. Несмотря на разочарование, что ее предыдущая работа пошла насмарку, Мария Никифоровна соглашается на обучение крестьян лесному делу. Она считает чудом тот факт, что в пустыне может вырасти дерево. Мужественная Мария Никифоровна решает посвятить свою жизнь делу спасения села от песков. Она с улыбкой говорит жителям Хошутова, что вернется сюда через пятьдесят лет, и не по пескам, а по лесной дороге.

Сочинение по литературе на тему: Краткое содержание Песчаная учительница Платонов

Другие сочинения:

  1. Рассказ А. Платонова “Песчаная учительница” был написан в 1927 году. Героиня этого рассказа, Мария Никифоровна Нарышкина, – молоденькая учительница, после окончания педагогических курсов попавшая по распределению в глухую, затерянную в песках деревушку. Существование жителей села сводится к постоянной, изнуряющей борьбе Read More ……
  2. Творчество Платонова является одним из самых значительных явлений в литературе XX века. Первый этап творчества связана с пролеткультом. Основной темой творчества Платонова была идея переустройства при помощи техники. Большое значение имеют публикации о народно-хозяйственных проблемах, засуха, победы армии, религия, многие Read More ……
  3. Взыскание погибших Мария Васильевна возвращается домой. Она идет через фронт, мимо позиций немцев, которые лениво посматривают на нее, не желая тратить пули на жизнь никчемной старухи. У Марии Васильевны погибло трое детей. Их раскатала по земле гусеница немецкого танка. И Read More ……
  4. А. Платонов ценил и уважал самые хорошие качества человека.
    В своем рассказе “Песчаная учительница” Платонов описывает характер молодой учительницы Марии Никифоровны. Она была очень настойчива, решительна и всегда добивалась цели. Еще Мария Никифоровна не отступала от цели и была трудовым Read More ……
  5. Фро Главная героиня произведения – двадцатилетняя девушка Фрося, дочь железнодорожника. Ее муж уехал далеко и надолго. Фрося очень сильно грустит по нему, жизнь теряет для нее всякий смысл, она даже бросает курсы железнодорожной связи и сигнализации. Отец Фроси, Нефед Степанович Read More ……
  6. Корова В рассказе “Корова” главный герой Вася Рубцов. Отец Васи – путевой сторож. Вася рос хорошим и добрым мальчиком. Учился парень в четвертом классе. Школа находилась за пять километров от дома. Вася каждый день должен был преодолевать это расстояние. Учеба Read More ……
  7. Возвращение Прослужив всю войну, гвардии капитан Алексей Алексеевич Иванов убывает из армии по демобилизации. На станции, долго дожидаясь поезда, он знакомится с девушкой Машей, дочерью пространщика, которая служила в столовой их части.
    Двое суток они едут вместе, и еще на Read More ……
  8. Маркун В каждом рассказе А. П. Платонова читатель откроет для себя немало нового и интересного. Здесь интересные философские рассуждения и интересные формы изложения материала. Название рассказа “Маркун” пошло от имени главного героя. Маркун – молодой изобретатель. Парень знает цену и Read More ……

Краткое содержание Песчаная учительница Платонов

Учительница географии учит людей бороться с песками и выживать в суровой пустыне.

Двадцатилетняя Мария Никифоровна Нарышкина, дочь учителя, «родом из забросанного песками городка Астраханской губернии» была похожа на здорового юношу «с сильными мускулами и твёрдыми ногами». Своим здоровьем Нарышкина была обязана не только хорошей наследственности, но и тому, что отец оберегал её от ужасов Гражданской войны.

С детства Мария увлекалась географией. В шестнадцать лет отец отвёз её в Астрахань на педагогические курсы. Мария проучилась на курсах четыре года, во время которых распустилась её женственность, сознание и определилось отношение к жизни.

Распределили Марию Никифоровну учительницей в глухое село Хошутово, что находилось «на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней». По пути в деревню Мария впервые увидела песчаную бурю.

Селение Хошутово, куда Нарышкина добралась на третий день, было полностью занесено песком. Каждый день крестьяне занимались тяжким и почти ненужным трудом — расчищали село от песка, но расчищенные места снова засыпало. Жители села были погружены «в молчаливую бедность и смиренное отчаяние».

Усталый голодный крестьянин много раз лютовал, дико работал, но силы пустыни его сломили, и он пал духом, ожидая либо чьей-то чудесной помощи, либо переселения на мокрые северные земли.

Мария Никифоровна поселилась в комнате при школе, выписала из города всё необходимое и начала преподавать. Ученики ходили неисправно — то пять придут, то все двадцать. С наступлением суровой зимы школа и вовсе опустела. «Крестьяне заскорбели от нищеты», у них кончался хлеб. К Новому году двое из учеников Нарышкиной умерло.

Сильная натура Марии Никифоровны «начала теряться и затухать» — она не знала, что делать ей в этом селе. Учить голодных и больных детей было невозможно, а крестьяне к школе равнодушны — слишком она далека от «местного крестьянского дела».

В голову молодой учительницы пришла мысль, что людей надо учить борьбе с пескам. С этой задумкой она отправилась в отдел народного образования, где к ней отнеслись сочувственно, но специального преподавателя не дали, только снабдили книгами и «посоветовали самой преподавать песчаное дело».

Вернувшись, Нарышкина с большим трудом уговорила крестьян «устраивать каждый год добровольные общественные работы — месяц весной и месяц осенью». Всего за год Хошутово преобразилось. Под руководством «песчаной учительницы» повсюду рассадили единственное растение, хорошо растущее на этих почвах — похожий ни иву кустарник шелюгу.

Полосы шелюги укрепили пески, защитили деревню от ветров пустыни, увеличили урожай трав и позволили орошать огороды. Теперь жителям топили печи кустарником, а не вонючим сухим навозом, из его веток они начали плести корзины и даже мебель, что дало дополнительный доход.

Чуть позже Нарышкина достала саженцы сосны и высадила две полосы посадок, которые защитили посевы ещё лучше, чем кустарник. В школу Марии Никифоровны начали ходить не только дети, но и взрослые, познающие «мудрость жизни в песчаной степи».

На третий год в селе случилась беда. Каждые пятнадцать лет через деревню проходили кочевники «по своему кочевому кольцу» и собирали то, что породила отдохнувшая степь.

Безветренная в этот час степь дымилась на горизонте: то скакали тысячи коней кочевников и топтались их стада.

Через трое суток ничего не осталось от трёхлетнего труда крестьян — всё истребили и вытоптали кони и скот кочевников, а люди до дна вычерпали колодцы.

Молодая учительница пошла к вождю кочевников. Тот молча и вежливо выслушал её и ответил, что кочевники не злы, но «травы мало, людей и скота много». Если людей в Хошутово станет больше, они прогонят кочевников «в степь на смерть, и это будет так же справедливо, как сейчас».

Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник.

Втайне оценив мудрость вождя, Нарышкина поехала в округ с подробным докладом, но там её сказали, что Хошутово теперь обойдётся без неё. Население уже умеет бороться с песками и, после ухода кочевников, сможет и дальше оживлять пустыню.

Заведующий предложил Марии Никифоровне перевестись в Сафуту — село, населённое кочевниками, перешедшими на оседлый образ жизни, — чтобы обучать местных жителей науке выживания среди песков. Научив жителей Сафуты «культуре песков», можно улучшить их жизнь и привлечь остальных кочевников, которые тоже осядут и перестанут истреблять посадки вокруг русских селений.

Учительнице было жалко проводить свою молодость в такой глуши, похоронив мечты о спутнике жизни, но она вспомнила о безысходной судьбе двух народов и согласилась. На прощанье Нарышкина пообещала приехать через пятьдесят лет, но не по песку, а по лесной дороге.

Прощаясь с Нарышкиной, удивлённый заведующий сказал, что она могла бы заведовать не школой, а целым народом. Ему было жалко девушку и почему-то стыдно, «но пустыня — будущий мир, ‹…› а люди будут благородны, когда в пустыне вырастет дерево».

Андрей Платонович Платонов прожил насыщенную, наполненную смыслом жизнь. Он был прекрасным инженером, много работал, чтобы принести пользу молодой социалистической республике. В первую очередь автора запомнили за его малую прозу. В ней Платонов пытался донести до читателей те идеалы, к которым должно стремиться общество. Воплощением светлых идей стала героиня рассказа Платонова «Песчаная учительница». Этим женским образом автор коснулся темы отказа от личной жизни ради общественных дел.

Прообраз платоновской учительницы

Рассказ Платонова «Песчаная учительница», краткое содержание которого вы сможете прочесть ниже, был написан в 1927 году. А теперь мысленно перенеситесь в 20-е годы прошлого столетия. Послереволюционная жизнь, строительство большой страны…

Исследователи литературы считают, что прототипом главной героини рассказа Платонова «Первая учительница» была невеста автора — Мария Кашинцева. Однажды в качестве студенческой практики девушка отправилась в село бороться с безграмотностью. Эта миссия была очень благородной. Также Мария Испугалась слишком бурных чувств и ухаживаний Анрея Платоновича, поэтому совершила своеобразный побег в глубинку. Писатель посвятил своей возлюбленной много трогательных строк в своих рассказах и повестях.

Сюжетная линия рассказа

«Песчаная учительница», краткое содержание которой мы предоставляем, переносит читателя в среднеазиатскую пустыню. Думаете, случайно? Западноевропейские специалисты считают, что в условиях пустыни раскрываются самые сильные черты человека. Библейское предание твердит, что Христос скитался по пустыне 40 дней, ничего не ел, не пил, укреплял свой дух.

У Марии Нарышкиной было прекрасное детство с чудесными родителями. Её отец был очень мудрым человеком. Работая учителем, много сделал для становления дочери. Потом Мария училась на педагогигеских курсах в Астрахани. После окончания её отправляют в отдалённую деревню Хошутово, что возле самой пустыни в Средней Азии. Пески очень усложняли жизнь местных жителей. Они не могли заниматься земледелием, уже опустили руки и забросили все начинания. Даже в школу ходить никто не хотел.

Энергичная учительница не опустила руки, а организовала настоящий бой со стихией. Посоветовавшись с агрономами в райцентре, Мария Никифоровна организовала посадку шелюги и сосны. Эти действия заставили пустыню быть приветливее. Жители зауважали Марию, в школу приходили ученики. Только скоро чудо закончилось.

Вскоре деревня подверглась набегу кочевников. Насаждения они уничтожили, воду из колодцев использовали. Учительница пытается договориться с вождём кочевников. Тот просит Марию научить лесному делу жителей соседнего села. Учительница соглашается и решает посвятить себя спасению сёл от песков. Она подбадривает жителей и верит, что когда-нибудь здесь будут красоваться лесные насаждения.

Образ учителя — покорителя природы

А. С. Пушкин писал:»Наставникам за благо воздадим». Именно наставником, а не учителем можно назвать главную героиню в книге «Песчаная учительница». Краткое содержание не передаёт безжалостности и холодности пустыни к людям. Только целеустремлённый, с активной жизненной позицией человек может противостоять ей. В своих поступках Мария Никифоровна пользуется гуманностью, справедливостью, терпимостью. Учительница ни на кого не перекладывает судьбу крестьян и с оптимизмом смотрит в будущее. Когда-то она мечтает приехать в деревню по лесной дороге.

Темы, проблемы и ценности, затронутые автором

Главные герои «Песчаной учительницы» послужили Платонову для передачи главной идеи — ценность знаний для селян и целых наций. Мария с гордостью несёт свою главную миссию — давать знания. Для жителей села Хошутово самым важным было сажать растения, укрепляя почву и создавая лесополосы.

Герои рассказа почти не общаются, такой стиль повествования можно назвать репортажным. Автор только повествует и описывает действия. Чувства героев переданы Платоновым очень эмоционально. В рассказе много метафор и красочных выражений.

Центральное место в книге уделяется теме культурного взаимообмена. Автор провозглашает особые ценности — дружественные отношения и нахождение общего языка с различными фигурами, даже с кочевниками.

Русская историческая библиотека
Платонов «Песчаная учительница» — краткое содержание

Мария Нарышкина, дочь учителя, родилась в Астраханской губернии. Ребёнком она с восторгом читала географические книжки отца. Пустыня была ее родиной, а география — поэзией. Шестнадцати лет Мария поступила на педагогические курсы в Астрахани, через четыре года закончила их и была назначена учительницей в русское село Хошутово, в Средней Азии, прямо на границе с песчаной пустыней.

Хошутово, селение в несколько десятков дворов, было почти совсем занесено песком, надутым с плоскогорий Памира. Всюду стояли лопаты, и каждый день крестьяне работали, очищая усадьбы от песчаных заносов. Но расчищенные места снова заваливались песком, который точил людское дыхание. Молодая учительница увидела, что жители Хошутова были сломлены этим бесплодным трудом и совсем пали духом.

Платонов. Песчаная учительница
Андрей Платонов, автор рассказа «Песчаная учительница»

Дети ходили в школу к учительнице неисправно. Зимой, среди снежных буранов, перемешанных с колким, жалящим песком, наступила страшная нищета. Люди стали голодать. К Новому году из двадцати учеников двое умерли.

Учительница Мария Никифоровна догадалась: в школе надо обучать борьбе с песками, искусству превращать пустыню в живую землю. Она поехала в окружной отдел народного образования. Там ей не дали преподавателя по песчаной науке, но снабдили книгами и предложили, чтобы она учила этому делу сама.

По возвращении в Хошутово Мария Никифоровна убедила крестьян устраивать каждый год добровольные общественные работы — месяц весной и месяц осенью. Уже через год они дали блестящие плоды. Под руководством «песчаной учительницы» повсюду рассадили единственное растение, хорошо растущее на этих почвах — шелюгу (кустарник вроде ивы). Он защитил деревню от ветров пустыни и позволил орошать огороды. Шелюга дала жителям топливо, из её прута они научились делать корзины и даже мебель. Жизнь стала спокойнее и сытее. Вся деревня благодарила «песчаную учительницу», которая начала рассаживать и сосны.

Но на третий год её жизни в Хошутове случилась беда. Раз в 15 лет через деревню по своему кочевому кольцу в пустыне проходили кочевники-скотоводы. В тот год в конце августа показались тысячи их коней и огромные стада. Через трое суток ничего не осталось ни от шелюги, ни от сосны — все обглодали, вытоптали и истребили кони и стада кочевников. Их животные выпили всю воду из колодцев.

Песчаная учительница пошла к вождю кочевников. Тот принял её вежливо, но сказал, что их скоту нужна трава, поэтому ничего не поделаешь… Зачем пришли русские на нашу землю?

Мария Никифоровна уехала жаловаться советской власти в округ. Там её выслушали и сказали: в Хошутове население уже научилось бороться с песками. Песчаная учительница сейчас нужнее не там, а в Сафуте — селе, где селятся не русские переселенцы, а кочевники, переходящие на оседлость. Советская власть боялась, что они не усидят там и разбегутся, поэтому решила послать туда Марию Никифоровну: обучить кочевников культуре песков.

Учительнице жалко было хоронить молодость в песчаной пустыне среди диких кочевников. Но вспомнив о безысходной судьбе двух народов, зажатых в барханы, она согласилась, сказав, что постарается опять приехать в округ через пятьдесят лет старушкой — и не по песку, а по лесной дороге.

Сэнди учитель анализ. Песочный учитель

Главная героиня рассказа, двадцатилетняя Мария Нарышкина, родом из отдаленного песчаного городка Астраханской области. Когда ей было 16 лет, отец-учитель отвез ее в Астрахань на педагогические курсы. А через 4 года ученицу Марию Никифоровну назначили учительницей в далекий край — село Хошутово на границе с мертвой среднеазиатской пустыней.

Песчаные бури стали настоящим бедствием для деревни. Силы крестьянина были сломлены борьбой с пустыней. Крестьяне «плакали» от нищеты. Новая учительница была расстроена тем, что дети ходили в школу неправильно, а зимой и вовсе прекращали, потому что часто бывали метели, а детям не во что было одеваться, обуваться, поэтому школа часто была совершенно пуста. Хлеб закончился к концу зимы, дети похудели и потеряли интерес даже к сказкам.

К Новому году из 20 учеников умерло двое. Что делать в деревне, обреченной на вымирание?

Но юная учительница не сдавалась, не впадала в отчаяние. Она решила сделать основным предметом в школе обучение борьбе с песками, обучение искусству превращения пустыни в живую землю.

Мария Никифоровна обратилась в районный отдел народного просвещения за советом и помощью, но поняла, что рассчитывать нужно только на свои силы. Она убедила крестьян, что нужно посадить кусты, чтобы задержать пески. Селяне ходили на общественные работы — месяц весной и месяц осенью. Через 2 года вокруг орошаемых огородов в защитных полосах зазеленели шелуговые насаждения. Рядом со школой был посажен сосновый питомник, чтобы деревья защищали от снежной влаги и сохраняли растения от утомления жарким ветром. И крестьяне стали плести корзины, ящики, мебель из прутьев шелюги, получая дополнительно две тысячи рублей.

Беда пришла на третьем курсе. Раз в 15 лет по этим местам проходили кочевники с тысячей лошадей, через три дня в селе не оставалось ничего — ни шелюги, ни сосны, ни воды.

Но Мария Никифоровна уже научила односельчан бороться с песками, а после ухода кочевников шелюгу снова посадят. И начальник окроно (районный отдел народного просвещения) перевел молодого учителя в деревню Сафута, где жили оседлые кочевники, чтобы обучить их культуре песков. Перед Марией Никифоровной встала проблема нравственного выбора. Она подумала: «Неужели надо хоронить юность в песчаной пустыне среди диких кочевников и умирать в шелуговом кустарнике, считая это полумертвое дерево в пустыне лучшим памятником себе и высшей славой жизни?» Ведь ее личная жизнь не устроена, нет спутника жизни — мужа. Но она помнила свой разговор с вождем кочевников, сложную и глубокую жизнь пустынных племен, понимала всю безнадежную судьбу двух народов, зажатых в песчаных барханах. Она согласилась поехать в Сафуту, в шутку сказав, что придет в РОНО лет через 50 старухой не по песку, а по лесной дороге. Удивленный директор заметил, что Мария Никифоровна может управлять не только школой, но и всем народом.

1. Проблема человека и природы.

2. Задача энтузиаста-одиночки, пытающегося противостоять стихии природы.

3. Проблема противостояния обстоятельствам.

4. Проблема счастья.

5. Проблема истинных ценностей.

6. Проблема служения людям

7. Проблема смысла жизни.

8. Проблема жизненных достижений.

9. Проблема мужества, стойкости, силы характера, решительности.

10. Проблема роли учителя в жизни людей.

11. Проблема долга и ответственности.

12. Проблема личного счастья.

13. Проблема самопожертвования.

14. Проблема нравственного выбора.

Обновлено: 24.09.2017

Внимание!
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Таким образом, вы принесете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Год: 1927 Жанр: рассказ

Главные герои: Мария Нарышкина

Молодую учительницу Марию Никифоровну нанимают на работу в деревню у пустыни. Она вынуждена сражаться с песками, чтобы завоевать благосклонность жителей. Результаты ее работы не заставили себя долго ждать. К ней за помощью обращается и вождь соседней деревни. Цель всей жизни Марии — борьба с песками пустыни.

Основное значение. Целенаправленные шаги обязательно приведут к цели. Главное верить в себя и полностью посвятить себя делу. Ничто не может помешать такому человеку достичь своей цели.

Краткое содержание Платонова — Учитель Сэнди

Счастливое детство Марии Никифоровны прошло в собственном доме. Ее отец был учителем и любил то, как он хотел сделать свою дочь счастливой. Повзрослев, Мария выучилась на учителя и, наконец, вошла во взрослую жизнь. Она становится учительницей в селе Хошутово. Рядом с селом расположена среднеазиатская пустыня. Единственной задачей жителей деревни была борьба с бескрайними песками пустыни.

Все земли деревни были засыпаны песком, что еще больше усложнило задачу жителям. Из-за этой проблемы ни у кого из детей нет желания приходить в школу и учиться. Мария Никифоровна бросает все силы на борьбу с песками. Она просит помощи у агрономов. Они отказываются ей помочь. Взамен они дают специальную литературу, в которой описывается, как бороться с пустыней. Она решает справиться с задачей самостоятельно. Он изучает множество книг на эту тему и организует посадки зеленых растений и сосновый питомник. Эти шаги значительно улучшают состояние деревни и заставляют жителей взглянуть на молодого учителя другими глазами.

В школах уже полно учеников всех возрастов, желающих учиться. Это действие шагов учителя вскоре теряет свое действие. Через некоторое время ситуация меняется. Кочевники переезжают в деревню. Их действия стали разрушительными для села. Они уничтожили всю зелень и полностью истощили воду в колодцах. Мария готова на любые шаги, лишь бы сохранить результат своих трудов. Она решает пойти к вождю племени и попросить его прекратить разорять и уничтожать деревню, не уничтожать зеленые насаждения древних и не тратить слишком много воды. Вождь просит учителя научить жителей села Сафута жить, как жители Хошутово.

Учительница соглашается научить их выращивать зелень в своей деревне. Она решает полностью посвятить себя делу и спасти жителей обеих деревень от песков. Мария обещает всем жителям села вырастить на месте пустыни настоящий лес.

Другие пересказы и рецензии для читательского дневника

  • Краткое содержание Песня о горьковском буревестнике

    С невероятной силой вдруг подул ветер и начал водить хороводы черных туч над серой гладью пенного моря. Однако такое погодное явление ничуть не испугало наглого, отчаянного и отважного Буревестника 9.0003

  • Краткое содержание романа «Любители детства Пастернака»

    История Пастернака поэтична и психологична. В произведении показано, как росла героиня, какие этапы она прошла. Например, еще будучи ребенком, она проснулась однажды ночью из-за кота, увидела, что взрослые не спят — на том берегу реки огни и шум

  • Былина Волх Всеславьевич — краткое описание

    Волх Всеславьевич — киевский богатырь-оборотень, он же Волга Святославич. Этот эпос существует в вариантах одной и трех легенд.

  • Краткое содержание Колыбельная для брата Крапивина

    Главного героя зовут Кирилл. Он учится в седьмом классе. В начале года он попадает в очень неприятную ситуацию. Так получилось, что он оказался в учительской раздевалке и был обвинен в краже.

  • Краткое содержание Горя бояться — счастья не видать Маршаку

    Жил-был дровосек. Дожил до старости, но все работает — помощи ждать не от кого. Ему было трудно давать поручения, сил почти не оставалось, а неприятности все приходят и приходят.

Рассказ А. П. Платонова «Песчаный учитель» написан в 1927 году, но по своей проблематике и высказанному к нему отношению автора этот рассказ больше похож на произведения Платонова начала 20-х годов. Тогда мировоззрение начинающего писателя позволило критикам назвать его мечтателем и «экологом всей планеты». Говоря о жизни человека на Земле, молодой автор видит, как много мест на планете и, в частности, в России непригодны для жизни человека. Тундра, заболоченные местности, засушливые степи, пустыни – все это мог преобразовать человек, направив свою энергию в нужное русло и используя новейшие достижения науки. Электрификация, мелиорация всей страны, гидротехническое строительство – вот что волнует юного мечтателя, кажется ему необходимым. Но главную роль в этих преобразованиях должны сыграть люди. «Маленький человек» должен «проснуться», почувствовать себя творцом, человеком, ради которого совершалась революция. Именно такой Личностью предстает перед читателем героиня рассказа «Песчаная учительница». В начале истории двадцатилетняя Мария Нарышкина окончила педагогические курсы и получила направление на работу, как и многие ее подруги. Автор подчеркивает, что внешне героиня — «молодой здоровый мужчина, как юноша, с крепкими мышцами и крепкими ногами». Такой портрет не случаен. Здоровье и сила молодости – это идеал 20-х, где нет места слабой женственности и чувствительности. В жизни героини были, конечно, переживания, но они закалили ее характер, выработали «представление о жизни», придали уверенности и твердости в своих решениях. И когда ее отправили в дальнюю деревню «на границе с мертвой среднеазиатской пустыней», это не сломило воли девушки. Мария Никифоровна видит крайнюю бедность, «тяжелый и почти ненужный труд» крестьян, ежедневно расчищающих места, засыпанные песком. Она видит, как дети на ее уроках теряют интерес к сказкам, как худеют на ее глазах. Она понимает, что в этой деревне, «обреченной на вымирание», надо что-то делать: «голодных и больных детей учить нельзя». Она не сдается, а призывает крестьян быть активными — бороться с песками. И хотя крестьяне ей не поверили, но согласились с ней.

Мария Никифоровна — человек активного действия. Она обращается к властям, в райотдел народного просвещения и не унывает, потому что ей дают только формальные советы. Вместе с крестьянами она сажает кусты и устраивает сосновый питомник. Ей удалось изменить всю жизнь села: крестьяне получили возможность подрабатывать, «стали жить спокойнее и сытнее»

Приезд кочевников наносит Марии Никифоровне самый страшный удар: через три дня там от насаждений ничего не осталось, вода в колодцах исчезла. Метаясь «от этой первой, настоящей в ее жизни печали», девушка идет к предводителю кочевников — не жаловаться и не плакать, она идет «с юной злобой». Но выслушав доводы вождя: «Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник», она втайне признает, что он был прав, но все же не сдается. Она снова идет к главе района и слышит неожиданное предложение: перевестись в еще более отдаленную деревню, где живут «кочевники, переходящие на оседлый образ жизни». Если бы эти места были преобразованы таким же образом, то на этих землях поселились бы и остальные кочевники. И, конечно же, девушка не может не колебаться: так ли уж необходимо хоронить свою молодость в этой глуши? Ей хотелось бы личного счастья, семьи, но, понимая «всю безнадежную судьбу двух народов, зажатых в дюнах песков», соглашается. Она реально смотрит на вещи и обещает через 50 лет приехать в район «не по песку, а по лесной дороге», понимая, сколько времени и труда на это уйдет. Но это характер бойца, сильного человека, который не сдается ни при каких обстоятельствах. У нее сильная воля и чувство долга, которое берет верх над личными слабостями. Поэтому заведующая, безусловно, права, когда говорит, что будет «управлять всем народом, а не школой». «Маленький человек», сознательно сохраняющий завоевания революции, сможет преобразовать мир ради счастья своего народа. В рассказе «Песчаная учительница» такой личностью становится молодая женщина, а твердость и решительность ее характера достойны уважения и восхищения.

Урок литературы на тему: Рассказ А. П. Платонова «Песчаный учитель». Анализ эссе. проблема в рассказе.

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся целостного видения проблематики повести «Песчаный учитель».

Учебник: познакомить учащихся с проблемами, композиционными и сюжетными особенностями рассказа;

Проявление: развитие логического и образного мышления; формирование диалогических навыков;

Образовательные: на примере образа главного героя формировать активную жизненную позицию, гражданское мужество.

Тип урока: урок новых знаний.

Форма урока: урок-диалог с использованием компьютерных слайдов.

Методы и приемы: частичный поиск; визуальный, словесный

Наглядные материалы: портрет А. П. Платонова, текст рассказа «Песчаный учитель», слайд-презентация, репродукция картины «Христос в пустыне».

Во время занятий

I. Организационный момент.

1. Слово учителя.

Рассказ А. П. Платонова «Песчаный учитель» рассказывает о жизни молодого учителя, принадлежащего к поколению честных, целеустремленных людей, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов своего дела, стремящихся преобразить мир и посвятить себя построению новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации безграмотности.

II. Определение темы, постановка цели.

1 . 1) Почему рассказ называется «Песчаный учитель»?

2) Какие вопросы поднимаются в работе?

3) Сформулировать цели урока. (слайд 2)

4) Работа с эпиграфом: Вам будет трудно

Да, у тебя есть сердце

И придет сердце и разум,

А от ума даже сложное станет легким.

(Из сборника сказок А. Платонова)

III. Викторина — проверка знания текста (слайд 4)

один). Сколько лет было Марии Никифоровне, когда она начала преподавать?

2). Почему дети в деревне не ходили в школу?

3). Какой новый предмет должен был преподавать учитель?

4). Могла ли Мария Никифоровна помочь жителям пустыни?

5). Осталась ли она в Хошутове навсегда?

IV. Текстовая исследовательская работа.

События рассказа «Песчаный учитель» происходят в пустыне. По мнению западноевропейского ученого, знатока символов Кэрол, в пустыне человек проявляет свои самые сильные качества. Иисус Христос, согласно библейскому преданию, ушел в пустыню на сорок дней без еды и питья, чтобы укрепить свой дух.

Картина «Христос в пустыне» (слайд 5)

Лирический герой поэмы А. С. Пушкина «Пророк» также навеян образом Серафима в пустыне: Духовная жажда томит,

В хмурой пустыне я тащился

И шестикрылый серафим

Он явился мне на перекрестке. (слайд 6)

V. Изображение пустыни. (Работа над текстом) (слайд 7)

2. Почему страшная картина опустошающей бури в мертвой среднеазиатской пустыне заканчивается описанием другой земли, «наполненной звоном жизни», которая представлялась путешественнику за морем барханов?

3. Чем была пустыня для жителей деревни?

4. Найдите описание пустыни, преображенной усилиями жителей деревни и юной учительницы.

5. Каковы действия персонажа? (слайд 8)

(Отдавая свои молодые годы и всю свою жизнь служению людям, добровольно отказываясь от личного счастья).

Выделение «Ценности» — служение людям. (слайд 9)

Учащиеся выделяют свое (современное) понимание этой ценности, а также другое понимание.

6. Какова цель служения людям?

Гипотеза : Если человек всего себя отдает служению людям, его жизнь имеет смысл.

Мария поняла, что нужно помогать людям в борьбе с пустыней

Она не растеряла всей своей силы, выносливости, и все же добилась поставленных целей.

Она решила пожертвовать собой, чтобы спасти свою деревню.

Ответ: Смысл служения людям в бескорыстном выполнении работы, улучшающей жизнь других.

Вывод: Такие люди, как Мария, нужны. Вспоминаются слова Н. А. Некрасова: (слайд 10)

Мать-природа! Когда бы таких людей

Тебя иногда не посылали на тот свет —

Жизнь бы угасла…

7. Героиня добивается результатов, но какой ценой?

«Вернулась 70-летней женщиной, но…

VI. региональная составляющая.

1. До 70-х годов XX века в школах нашей области работали приходящие учителя. Их, как и «песочного учителя», послали к нам. Их заслуга в воспитании и подготовке местных кадров, приобщении к культуре и т. д.

Филимонова Людмила Аркадьевна пришла работать в родную школу и работает по сей день. Педагогический стаж ___ лет.

VII. Чтение сочинения.

VIII. Презентационный дисплей. Песня «Учитель» звучит

IX. Исход. Рейтинг

X. Домашнее задание.

Напишите мини-сочинение на тему «Роль учителя на селе» (слайд 11).

Анализ повести А. Платонова «Песчаная учительница»

Действие повести Андрея Платонова «Песчаная учительница» происходит в 1920-е годы в небольшом среднеазиатском селе Хошутово. За окраиной поселка начинается настоящая пустыня – беспощадная и холодная к людям.

Идея ценности знаний для человека и целых народов является основной мыслью рассказа «Песчаный учитель». Миссия главной героини, учительницы Марии Нарышкиной, нести знания. В условиях, где жила Нарышкина, знания и умение создавать лесополосы, сохранять зеленые насаждения и разводить растения оказались жизненно необходимыми.

Стиль рассказа «Песчаный учитель» очень лаконичен. Герои мало говорят — в Хошутове всегда мало говорят, экономят слова и силы, ведь они еще понадобятся в борьбе с нашествием песков. Вся история Марии до ее судьбоносного решения — пойти работать к кочевникам, к чужому народу, умещается автором в несколько десятков коротких абзацев. Стиль повествования я бы даже назвал близким к репортажному. В произведении мало описания местности, больше повествования, действия.

Но особое внимание автор уделяет чувствам и эмоциям героев. Они лучше любого описания пейзажа проясняют ситуацию, в которой оказались обитатели засыпанного песком Хошутова. «Старый сторож, обезумевший от тишины и одиночества, обрадовался ей, точно она вернулась к дочери». «Печальное, медленное чувство охватило путешественницу — Марию Никифоровну, когда она очутилась среди пустынных песков на пути в Хошутово».

Стиль Платонова очень метафоричен, образен: «слабое растущее сердце», «жизнь сочилась в пустыне». Жизнь в Хошутове действительно еле движется, вода словно фильтруется по каплям. Здесь капля воды является средоточием самой жизни.

Тема культурного обмена и взаимопонимания между людьми также занимает одно из центральных мест в произведении. Дружелюбие и стремление найти общий язык с разными личностями – ценности, провозглашаемые автором в повести. После появления, а по сути, набега кочевников, Мария Нарышкина отправляется к вождю племени, чтобы высказать ему все свои претензии, отговорить его от разрушения их деревни, порчи зеленых насаждений. Предводитель кочевников, поговорив с молодой женщиной, проникается к ней симпатией. Она тоже к нему.

Но это не решает главную проблему повествования — как сохранить плоды своего труда? Как сохранить жизнь людей и благополучие сел, когда нет воды, не хватает травы на всех? «Кто-то умирает и ругается», — говорит вождь племени. Начальник Нарышкиной предлагает ей стать учительницей в кочевом поселении: научить уважать чужой труд, возделывать зеленые насаждения. Мария становится той самой рукой помощи, которую один народ протягивает другому.

В произведении также затрагивается тема отказа от личной жизни ради общественного блага. «Неужели юношество придется хоронить в песчаной пустыне среди диких кочевников?…» — думает молодой учитель. Однако, помня о «безнадежной судьбе двух народов, зажатых в тисках пустыни», Мария без раздумий решает отправиться учить кочевников.

Book Talk — Lessons by Sandy

Январь 2021

The Alphabet’s Alphabet

Автор: Крис Харрис

Иллюстратор: Дэн Сантат

Резюме: Вы знакомы с алфавитом? Подумайте еще раз! Эта книга познакомит вас с алфавитом так, как вы никогда раньше не сталкивались! Несмотря на то, что все 26 букв уникальны и различны, оказывается, что все они каким-то образом связаны между собой! Вы и ваши дети весело проведете время, пытаясь угадать, как автор напишет следующую букву, и посмотрите, правильно ли вы угадали!

Рекомендуемый возраст: От 5 до 9 лет

Темы, навыки и концепции: Это забавная книга для повторения алфавита и разговоров об использовании своего воображения.

Дополнительные занятия: Создайте свою собственную азбуку, используя свое воображение, или следуйте этому видео и сделайте свой собственный мультяшный рисунок для каждой буквы алфавита. Нажмите здесь!

Посмотреть больше книг