смысл и анализ произведения А. Н. Островского
В 1859 году А. Н. Островский представил новую пьесу «Гроза», с пугающей реальностью описывающей нравы купечества. Смысл «Грозы» Островского вызывал множество споров. Особенно неоднозначно воспринимался образ Катерины. Одни воспринимали героиню как «луч света в темном царстве», другие – считали инфантильной, глупой и не менее порочной, чем окружающие ее люди. Разобраться, кто прав и что на самом деле хотел сказать драматург, а также в чем заключается в пьесе Гроза смысл произведения, можно с помощью подробного анализа произведения.
Краткое содержание Грозы Островского
Действие пьесы происходит в вымышленном провинциальном городке – Калинове, расположенном на берегу Волги. События разворачиваются на протяжении небольшого отрезка времени.
В центре сюжета семья Кабановых:
- Марфа Игнатьевна (Кабаниха) – глава семьи, вдова с властным, деспотичным характером, держит под пятой всю семью;
- Тихон – сын Кабанихи, безвольный, инфантильный, полностью подчиняется матери;
- Катерина – жена Тихона, несчастная молодая женщина, страдающая от тирании свекрови;
- Варвара – дочь Кабанихи, своевольная, хитрая девушка, не боится перечить матери.
Кроме них в пьесе немало и других персонажей, играющих существенную роль в понимании истинного смысла «Грозы». Среди них:
- Дикой – богатый купец, отличается скупостью и грубостью;
- Борис – племянник Дикого, приехал к дяде ради получения наследства;
- Кудряш – возлюбленный Варвары;
- Кулигин – местный житель.
На городской площади беседуют о природе Кулигин с Кудряшом. Их беседу прерывает появление Дикого с Борисом, вынужденным терпеть нападки дяди ради получения наследства. После ухода Дикого Борис признается Кулигину, что ко всем своим несчастьям умудрился влюбиться в замужнюю женщину.
На площади появляется семейство Кабановых. Купчиха отчитывает сына за неправильное обращение с женой, считая его слишком мягким. Тихон вяло оправдывается.
Катерина, оставшись наедине с Варварой, признается в любви к человеку, не являющегося ее мужем.
Измена
Тихон уезжает по делам на несколько дней. После отъезда мужа Катерина по настоянию Варвары выдает ей имя возлюбленного. Это Борис.
Варвара, решив устроить встречу влюбленных, ворует у матери ключ от калитки. Катерина колеблется, она не хочет изменять мужу. Но соблазн увидеть возлюбленного пересиливает угрызения совести и она оставляет ключ.
Борис, прогуливаясь с Кулигиным, натыкается на Варвару, целующуюся с Кудряшом. Девушка сообщает Борису место его свидания с Катериной. Вечером Борис приходит к заднему двору, куда к нему выходит Катерина.
Интересно! Образ Катерины Островский списал со своей возлюбленной, бывшей на тот момент замужем – актрисы Косицкой.
Молодая женщина напугана, пытается прогнать возлюбленного, но чувства перевешивают страх. После обоюдных признаний в любви, влюбленные договариваются встречаться каждую ночь, пока Тихон в отъезде.
Признание
Прошло 10 дней. На берегу Волги прогуливаются жители города, но начавшийся дождь вынуждает всех спрятаться внутри древней постройки. Погода резко портиться, приближается гроза.
Под укрытие приходит и семейство Кабановых. Катерина сильно дрожит, ее страх усиливается после того как раздаются разговоры о том, что из-за грозы может кто-нибудь погибнуть. Девушка не выдерживает и прилюдно признается в своем грехе.
Гибель Катерины
Сбежала с возлюбленным Варвара. Катерину заперли, но ей удалось покинуть дом. Растерянная женщина отправилась на поиски любимого. Она предлагает Борису сбежать из города. Но тому не хочется терять наследство. Дикой в наказание отправляет племянника на Север. Борис подчиняется воле дяде.
Оставшись одна, Катерина бежит к реке. Тихон с матерью и Кулигиным ищет жену. В это время кто-то сообщает о самоубийстве женщины, бросившейся со скалы в воду.
Увидев бездыханное тело Катерины, Тихон обвиняет во всем мать. Кабанов садится возле тела жены, сожалея, что она ушла, а он остался жить и мучиться
Гроза: анализ произведения
При поверхностном чтении пьесы может показаться, что основной фабулой произведения является примитивный любовный треугольник. Но на самом деле, в пьесе Гроза смысл сюжета намного глубже.
Основу драмы составляет конфликт между старым миром (Кабаниха, Дикой) и новым (Катерина, Варвара). Общество разделилось на два лагеря. Лицемерным, фальшивым людям, стремящимся лишь к наживе, противостоят те, кто уверен, что счастье не зависит от материальных благ.
Обстановка все больше накаляется, рано или поздно она должна вылиться в «грозу». Таким образом, основная идея произведения – необходимость перемен. Именно такой смысл вложил Островский в название драмы, подразумевая под грозой не только природное явление, но и чувства, бушующие в душах тех, кто протестует против сложившихся устоев.
Писатель старается передать смысл пьесы «Гроза» и через символику.
В качестве символов автор использует:
- грозу, олицетворяющую божью кару;
- птиц, символизирующих собой свободу, независимость;
- реку, погубившую Катерину и в то же время, давшую ее душе долгожданную свободу.
В свое произведение Островский вложил и глубокий нравственный смысл, описав нравы и быт людей, живущих по домостроевским законам.
В чем суть концовки
Немалое значение для понимания смысла разыгравшейся в пьесе Гроза драмы имеет финал произведения.
Катерина, уставшая бороться с «темным царством», кончает жизнь самоубийством. Ее искренняя, страстная душа не находит места в этом мире. Девушку мучают мысли о совершенном грехе. Она мечтает увидеть любимого, но тот отрекается от нее, боясь потерять наследство.
Катерине, оставшейся одной, приходит мысль, что так дальше жить нельзя. Размышления о смысле жизни выливаются в монологи Катерины в финале «Грозы». Ей становится легче при мысли о могиле, даже Божья кара ей не страшна и героиня решается на самоубийство.
Интересно! Произведение Островского оказалось пророческим. Через месяц после написания пьесы драма, подобная описанной произошла в Костроме, где мещанка Александра Клыкова покончила с собой, бросившись в Волгу. Причиной стали притеснения свекрови и тайная любовь к другому.
В драме Гроза смысл финальной сцены – показать, что жизнь в «темном царстве» хуже смерти. И слова Тихона над трупом жены — «а я то зачем остался жить…» – лучшее подтверждение этого.
Вопросы бытия волновали людей во все времена. Именно поэтому проблемы, затронутые Островским в драме «Гроза», актуальны и сейчас, ставя произведение вне времени.
История создания пьесы Гроза Островского
- Сочинения
- По литературе
- Островский
- История создания пьесы Гроза Островского
Написанию пьесы «Гроза» предшествовала экспедиция по Волге с целью изучения быта местного населения. Островский принял в ней участие. Таким образом, прототипом города Калинова стали несколько приволжских городков, таких как Тверь, Осташково и другие. Наблюдая за бытом и нравом людей из провинции, писатель делал в своем дневнике соответствующие записи. Опираясь на собранные факты, Островский в скором времени создает пьесу «Гроза».
Долгое время существовала теория о том, что сюжет произведения был от начала и до конца позаимствован из реальной жизни. В 1859 году рано утром женщина вышла из дома, а спустя некоторое время ее нашли утонувшей в реке. Погибшей оказалась местная жительница Александра Клыкова. В результате расследования стало известно, что в семье Клыковых обстановка была нездоровой, свекровь издевалась над женщиной, а слабовольный супруг не мог ничего предпринять. Девушка влюбилась в другого человека, что послужило катализатором столь печального исхода.
Интересно, что Костромской исследователь нашел в тексте «Грозы» и в деле о погибшей женщине массу точных совпадений. Обеих девушек рано отдали замуж, обеим приходилось терпеть издевательства свекрови, ни в той, ни в другой семье не было детей. Кроме того, в пьесе Катерина влюбляется в Бориса и в то же время у Александры появляются отношения на стороне.
В начале 20 века данная теория получила опровержение вследствие сопоставления временных промежутков. В частности, костромская история произошла в ноябре, а в октябре, то есть на месяц раньше, Островский представил пьесу к печати. Поэтому никак нельзя утверждать того, что произведение является отражением печальных событий в Костроме. Можно предположить, что во время путешествия по Волге Островский проявил большую мудрость и наблюдательность, предугадав дальнейшее развитие событий в судьбе девушки, проживающей в типичных условиях того места и того времени.
Скорее всего, Александра мучилась от той же самой духоты, о которой идет речь в произведении и которая сдавливала Катерину словно тисками, не давая свободно жить и дышать. Устаревшие, давно изжившие себя взгляды и принципы, косность, отсутствие всякой надежды привели к тому, что в итоге произошло. Однако следует подчеркнуть, что не во всем присутствует сходство в судьбах этих двух женщин, ведь точная причина, приведшая к гибели Александры, наверняка неизвестна.
Возможно, это были какие-то бытовые сложности, а не глубинные личностные переживания и противоречия, которые терзали главную героиню пьесы.Еще одним предполагаемым прототипом Катерины Кабановой называют театральную актрису Любовь Косицкую. Именно ей досталась впоследствии роль Катерины.
Вариант 2
В 1856 году, когда А. Н. Островский писал одну из своих повестей, в его рукописях появляется интересный персонаж – деспотичная купчиха. Образ будущей Кабанихи ждал своего воплощения еще три года.
Работа над пьесой «Гроза» начинается летом 1859 года. В это время автор только закончил этнографическую экспедицию по реке Волге. Ценные знания об обычаях и нравах поволжского населения, приобретенные в путешествии, он красочно описал в новой пьесе. Калинов, в котором разворачивались события пьесы, составлен из мелких деталей многих встречающихся Островскому городов. Персонажи Островского унаследовали характеры встречающихся автору людей. Во время экспедиции автор стал невольным свидетелем бытовых сцен и диалогов местных жителей. Некоторые из них он описал в пьесе и оставил их в неизменном виде. Пьесу «Гроза» смело можно назвать богатой этнографической зарисовкой авторских впечатлений.
Образ главной героини Катерины имел реальный прототип, им была актриса Любовь Косицкая. В пьесе отображены некоторые факты ее биографии, трепетное отношение к вере, запечатлён даже сюжет ее сна. Позднее, Косицкая сыграла на театральной сцене саму Катерину, став первой исполнительницей этой роли. С актрисой Островского связывали близкие личные отношения, но так как оба были несвободны, общее будущее было невозможным.
Долгое время считалось, что Островский просто описал настоящий случай, произошедший в Костроме, в семье Клыковых. У погибшей девушки Александры тоже имелась связь на стороне и суровая, властная свекровь. Но, как оказалось, смерть местной жительницы при похожих обстоятельствах произошла уже после того, как автор отдал пьесу в печать. Возможно у ее гибели были другие причины, а узнать их не представлялось возможным.
На момент написания пьесы, Островского очень волновало незримое противостояние, назревавшее в обществе. «Гроза» — о первых, уникальных личностях, желавших поскорее отойти от старых, сковывающих порядков.
Пьеса, на основании духовной культуры поволжских жителей и личной драмы Островского была закончена в октябре 1859 года. В этом же году зрители увидели ее первую постановку на театральной сцене. Разные отклики получила «Гроза». Однако никто не остался равнодушен к этой трагедии, тяжелому драматическому конфликту молодой женщины. Автор смог создать лаконичное произведение, затрагивающее важные темы для каждого человека.
10 класс
Другие сочинения:← Город Калинов и его обитатели↑ ОстровскийСамоубийство Катерины в Грозе →
История создания пьесы Гроза Островского
Несколько интересных сочинений
Катя Кабанова, Леош Яначек — Виктор Корделл
Катя Кабанова, Леош Яначек — Виктор Корделл — Berkshire Fine ArtsАвтор: Виктор Корделл — 27 июля 2021 г.
В течение нескольких сезонов новаторская и странствующая опера Вест-Эдж выступала на различных исторических, индустриальных и иногда шумных площадках, где сидячие места не имеют наклона. В этом сезоне они переехали на улицу, в великолепный амфитеатр Брунса в Оринде. Его многоуровневые сиденья обеспечивают удобные линии обзора, которые очень приветствуются, не говоря уже о захватывающем фоне золотых холмов с зелеными прибрежными районами в долине Сиеста. Большое спасибо Калифорнийскому Шекспировскому театру, который арендует помещение на длительный срок. Кэл Шейкс помог другим компаниям выступить на этой замечательной открытой арене в рамках «Сезона общего света», предоставив более безопасное убежище от пандемии, чем закрытые помещения.
В соответствии со своей традицией постановки опер, открывающих новые горизонты для большей части публики, фестиваль 2021 года в Вест-Эдж начинается с шедевра Леоша Яначека 1921 года «Катя Кабанова». Звездный актерский состав во главе с сопрано Кэрри Хеннесси демонстрирует выдающиеся выступления, чтобы сделать эту оперу захватывающей.
До недавнего времени в Соединенных Штатах Яначек был известным, но редко исполняемым композитором, ограниченным в основном из-за сложности написания оперы на чешском языке. Тем не менее, «Катя Кабанова» является образцом его обжигающих драм о простых людях, которые поют со словарем, стилем и ритмами естественного языка, создавая аутентичность, которая нашла аудиторию. Его эклектичный, несколько диссонирующий 20 9Музыкальный стиль 0009-го
-го века, который в значительной степени опирается на народную музыку, особенно моравскую, создал спрос. Хотя формат «Кати Кабанова» сквозной, в нем есть несколько примечательных арий.Опера поставлена по русской пьесе Николаевича Островского «Гроза». Однако его страсть также проистекает из собственной безответной любви Яначека к замужней женщине, как любовь Бориса к Кате в опере. Излишне говорить, что общественная условность в маленьком городке России XIX в.-й -й век был более строгим, чем сегодняшний день. Следует отметить, что нравственная распущенность (если вообще желать классифицировать «незаконные» дела как таковые) происходит не от обладания мыслями о социально неприемлемых поступках, а скорее от неспособности воспрепятствовать воплощению мыслей в действия.
Катя — трагическая фигура. Это молодая привлекательная женщина, оказавшаяся в несчастливом браке с Тихоном. Он не злой по своей природе, но страдает под пятой своей властной и социально жесткой овдовевшей матери Кабанички, которая превращает жизнь свободомыслящей Кати в ад. В критическом событии повествования мать вынуждает Тихона отправиться в длительную командировку. Катя знает, что у нее будет соблазн заняться любовью с Борисом, если Тихон уйдет, и умоляет мужа либо остаться дома, либо взять ее с собой. Он утверждает, что его мать не дает ему выбора и отказывает ей. Его отсутствие знаменует падение Кати в опустошение.
К счастью, генеральный менеджер Марк Стрешинский и музыкальный директор Джонатан Хунер были связаны с Кэрри Хеннесси, когда она сыграла главную роль в фильме компании «Конец романа» в 2014 году. Из ее резюме не видно, что она подойдет на такую сложную роль, как Катя. Тем не менее, она полностью командует им. Драматически она передает множество эмоций отчаявшейся молодой женщины. В музыкальном плане она улавливает эти настроения во всем вокальном диапазоне, как в лирическом, так и в драматическом исполнении. Эти контрасты особенно хорошо выражены, когда она находится в конфликте, например, когда она впервые встречает Бориса и признается в своей любви к нему вместе со своей виной и желанием умереть.
Другие исполнители также превосходны, начиная с соответствующего резкого изображения требовательной Кабанички Кристин Клейтон. Двое мужчин в жизни Кати представлены двумя кларионными тенорами, Алексом Бойером в роли ее мужа Тихона и Кристофером Оглсби в роли любовника Бориса. Громкий баритон Фил Скиннер, восхитительная меццо Сара Койт и яркий тенор Чад Сомерс также обеспечивают привлекательные ходы.
Действие оперы происходит «с намеком на Калифорнию 1950-х годов». Несколько предметов мебели соответствуют современному дизайну середины века, но элементы декора, такие как принты цвета сепии и антимакассар, не соответствуют этому периоду. В любом случае преобладание институциональной зеленой окраски стен уныло. Истинное представление 20 -го -го века, возможно, ярко выглядящий контраст с мрачным действием оперы мог бы быть интересным, но в остальном полноценная традиционная версия работала бы хорошо.
Оркестр выдерживает несколько устрашающие условия, полностью размещенный под сценой с небольшим отверстием на фартуке. Для получения удовлетворительной громкости требуется усиление (хотя голоса певцов звучат с большой силой и чистотой без микрофонов). На премьере поразительная вступительная последовательность с глубоким и длинным аккордом, за которым следует короткая мелодия и мотив литавр, была приглушена и почти потеряна, возможно, из-за того, что средства управления звуком еще не были оптимизированы. В целом, оркестр, казалось, чувствовал себя лучше, когда звучание инструментов было более разделенным, но иногда они казались немного не синхронизированными и не настроенными во время трактов, требующих большего унисона.
В общем, мощной партитурой и яркой драматургией «Катя Кабавона» Яначек выразил свою полную зрелость в вокальном жанре. Это классика, и постановку West Edge стоит посмотреть.
«Катя Кабанова», сочиненная Леошем Яначеком на либретто Винсенца Червинки, поставлена West Edge Opera и играет в Амфитеатре Брунса, 100 California Shakespeare Theater Way, Оринда, Калифорния, до 5 августа 2021 года.
Назад к разделу главной страницы Главная
Смысл названия пьесы «Гроза. Насколько я понимаю идейный смысл названия драмы А
А.Н. Островский не просто писатель-драматург. Его по праву считают отцом русской драматургии. Ведь до него в литературе 19 века театральное искусство развивалось очень слабо. Пьесы Островского были новыми, свежими и интересными. Именно благодаря этому автору люди снова потянулись в театры. Одна из самых известных пьес – «Гроза».
История создания
А. Н. Островского отправили с особым поручением в центральную Россию. Здесь писатель смог увидеть провинциальную жизнь во всей красе. Как и любой другой писатель, Островский в первую очередь обращал внимание на жизнь и быт русского купечества, мещан, знатных людей провинции. Он искал персонажей и сюжеты. В результате поездки была написана пьеса «Гроза». А через некоторое время в одном из них произошел аналогичный случай. Островский умел предвидеть события будущего. Характеристика пьесы «Гроза» как цельного произведения показывает, что автор не просто проницательный человек, но и талантливый писатель-драматург.
Художественное своеобразие драмы
Спектакль имеет ряд художественных особенностей. Надо сказать, что Островский был и новинкой драматургии, и поддерживал традицию. Чтобы понять, необходимо проанализировать жанр, главных героев, конфликт и смысл названия пьесы «Гроза».
Жанр
Есть три драматических трагедии и драмы. Из них самый древний — далее следует комедия, а вот драма как жанр появляется лишь в 19 в. век. Его основателем в России был А.Н. Островский. Спектакль «Гроза» полностью соответствует своим канонам. В центре изображения обычные люди, а не исторические личности, не это люди со своими недостатками и достоинствами, в душах которых развиваются чувства, привязанности, симпатии и антипатии. Ситуация тоже банальная. Однако в ней присутствует острый жизненный конфликт, чаще всего неразрешимый. Катерина (главная героиня драмы) оказывается в жизненной ситуации, из которой нет выхода. Смысл названия пьесы «Гроза» многогранен (об этом речь пойдет ниже), одно из толкований – неизбежность чего-то, предопределенность и трагичность ситуации.
главные герои
Главные герои спектакля: Кабаниха, ее сын Тихон, Катерина (невестка Кабановой), Борис (ее любовник), Варвара (сестра Тихона), Дикий, Кулигин. Есть и другие персонажи, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку.
Кабаниха и Дикий олицетворяют собой все негативное, что есть в городе Калинове. гнев, тирания, желание всеми руководить, жадность. Тихон Кабанов — пример безропотного поклонения матери, он бесхребетный и глупый. Варвара не такая. Она понимает, что ее мать во многом неправа. Она тоже хочет освободиться от ее давления и делает это по-своему: просто обманывает ее. Но такой путь для Катерины невозможен. Она не может лгать мужу, измена для нее большой грех. Катерина, по сравнению с другими, выглядит более думающей, чувствующей и живой. В стороне стоит только один герой — Кулигин. Он играет роль героя-резонатора, то есть персонажа, в уста которого автор вкладывает свое отношение к ситуации.
Значение названия пьесы «Гроза»
Символическое название – один из способов выражения идейной концепции произведения. Одно слово имеет большое значение, оно многослойно.
Во-первых, в городе Калинов дважды бывает гроза. Каждый из героев реагирует по-своему. Кулигин, например, видит в грозе физическое явление, поэтому она не вызывает у него особого страха. Конечно, смысл названия пьесы «Гроза» не только в том, что это явление присутствует в тексте. Символ грозы тесно связан с главной героиней – Катериной. Впервые это явление природы застает героиню на улице, когда она разговаривает с Варварой. Катерина очень испугалась, но не до смерти. Ее ужас оправдывается тем, что молния может убить внезапно, и она вдруг предстанет перед Богом со всеми своими грехами. Но самый тяжкий грех у нее один — влюбиться в Бориса. Воспитание, совесть не позволяют Катерине полностью отдаться этому чувству. Выходя на свидание, она начинает испытывать огромные мучения. Героиня также делает признание во время грозы. Услышав громовой грохот, она не выдерживает.
Зависит от уровня интерпретации. На формальном уровне это сюжет и кульминация драмы. Но на символическом уровне это страх божьей кары, расплаты.
Можно сказать, что «гроза» нависла над всеми жителями города. Внешне это нападки Кабанихи и Дикого, а на экзистенциальном уровне – боязнь ответить за свои грехи. Может быть, поэтому она наводит ужас не только на Катерину. Даже само слово «гроза» произносится в тексте не только как название природного явления. Тихон уходит из дома, радуясь, что мать больше не будет его беспокоить, что она больше не будет ему приказывать. Катерина не может избежать этой «грозы». Она была загнана в угол.
Образ Катерины
Героиня кончает жизнь самоубийством, и из-за этого ее образ очень противоречив. Она набожна, боится «огненного ада», но в то же время совершает такой тяжкий грех. Почему? Видимо, нравственные страдания, нравственные терзания сильнее ее мыслей об аде. Скорее всего, она просто перестала думать о самоубийстве как о грехе, видя в нем наказание за свой грех (измену мужу). Часть критиков видит в ней исключительно сильную личность, бросившую вызов обществу, «темному царству» (Добролюбов). Другие считают, что добровольная смерть – это не вызов, а, наоборот, признак слабости.
Как расценивать этот поступок героини, однозначно сказать нельзя. Смысл названия пьесы «Гроза» подчеркивает, что в обществе, сложившемся в Калинове, такие случаи неудивительны, ведь это закостеневший город, отсталый, управляемый такими тиранами, как Дикий и Кабаниха. В результате чувствительные натуры (Катерина) страдают, не чувствуя ни от кого поддержки.
Выводы. Особенности и смысл названия пьесы «Гроза» (кратко)
1. Драма стала ярким примером жизни провинциальных городов, обнажая одну из главных проблем России — произвол.
2. Драма соответствует канонам жанра (есть резонансный герой, есть отрицательные персонажи), но в то же время новаторская (символична).
3. «Гроза», вошедшая в название пьесы, не просто композиционный элемент, это символ Божьей кары и покаяния. Смысл названия пьесы Островского «Гроза» выводит пьесу на символический уровень.
Где ты, гроза — символ свободы?
А.С. Пушкин
Пьеса А.Н. Островского «Гроза» написана под впечатлением от путешествия писателя в 1856 году по Волге. Когда пьеса была опубликована и поставлена в театре, современники увидели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь она была опубликована в 1860 году, когда все ждали отмены крепостного права.
В центре пьесы острый конфликт между хозяевами жизни, представителями «темного царства», и их жертвами. На фоне прекрасного пейзажа Островский рисует невыносимую жизнь простых людей. У Островского состояние натуры часто соотносится с душевным состоянием героев. В начале пьесы природа тихая, спокойная и безмятежная, такой же нам кажется жизнь купеческой семьи Кабановых. Но постепенно природа становится другой: надвигаются тучи, где-то слышен гром. Приближается гроза, но только ли она в природе? Нет. Ожидается гроза и в обществе, в этом царстве деспотизма. Что такое гроза на Островском?
Это имя неоднозначно. Первым о грозе заговорил сын Кабанихи Тихон: «Не будет надо мною грозы две недели». Тихон боится и не любит свою мать, ведь он тоже несчастный человек. Гроза воспринимается героями как наказание, они боятся и ждут одновременно, ведь тогда станет легче. «В наказание нам посылают грозу, — учит Дикий Кулигина. Сила этого страха распространяется на многих персонажей драмы и не проходит даже мимо Катерины.
Образ Катерины — самый яркий образ в пьесе Островского «Гроза». НА. Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, называл ее «лучом света в темном царстве». Катерина очень искренняя, настоящая, свободолюбивая. Она верит в Бога, поэтому свою любовь к Борису считает грехом. Она искренне думает, что заслуживает наказания и должна раскаяться: «Я не знала, что ты так боишься бури», — говорит ей Варвара. «Как, девочка, не бойся! — отвечает Катерина. — Все должны бояться. Страшно не то, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг найдет то, что ты есть, со всеми твоими грехами.
Если в природе гроза уже началась, то в жизни она только приближается. Гроза – символ освобождения от уже начавшегося «темного царства». Разум и здравый смысл изобретателя Кулигина расшатывают старые устои; Катерина протестует, пусть и неосознанно, но она не хочет мириться с такими условиями жизни и сама решает свою судьбу. Она бросается в Волгу, чтобы сохранить право на свободу в жизни и в любви. Так она одерживает моральную победу над «темным царством». Все это является основным значением реалистического символа — символа грозы.
Однако это не только положительно. Есть что-то стихийное, естественное в любви Катерины к Борису, совсем как в грозе. Любовь должна приносить радость, но у Катерины это не так, ведь она замужем.
Гроза проявляется и в самом характере героини – она неподвластна никаким условностям и ограничениям. Сама она рассказывает, что в детстве, когда ее кто-то обижал, убегала из дома и плавала одна на лодке по Волге. Мечтательная, честная, искренняя, добрая Катерина особенно тяжело переносит гнетущую атмосферу мещанского общества. Ее поступок, как гроза, нарушил покой провинциального городка, принес свободу и обновление жизни.
Современники видели в пьесе протест против угнетения личности в условиях крепостного права, для них был важен социальный подтекст. Однако смысл имени глубже. Островский протестует против любого оскорбления личности, против подавления свободы.
Актуальный смысл драмы ушел, но пьеса «Гроза» остается актуальной и сегодня, ведь образ Катерины, несомненно, вызывает симпатию у читателей и зрителей.
«Гроза» — величайшее произведение А.Н. Островский. Он был создан в 1859 году, в период кардинальных перемен в русском обществе. Поэтому неудивительно, что автор дал такое название своему произведению. Слово «гроза» имеет в пьесе несколько значений. Во-первых, это природное явление, а во-вторых, символ грядущих перемен в «темном царстве» — многовековом общественном устройстве России.
Конфликт в работе
В основе работы лежит конфликт консерваторов и новаторов. На лоне прекрасной природы Островский рисует невыносимую жизнь горожан Калинова. Катерина – главная героиня, она не может выдержать угнетения, которое выражается в переменах в природе – сгущаются тучи, слышны раскаты грома. Грядут ужасные перемены.
Слово «гроза» первым произнес Тихон, назвав так атмосферу страха и деспотизма в собственном доме. Дикий, говоря о грозе, вспоминает о таком понятии, как наказание. Страх божьего возмездия ужасает всех героев, в том числе и религиозную Катерину, осознающую греховность своих отношений с Борисом.
Только механик Кулигин не боится грозы, воспринимая ее как некое величавое зрелище, проявление силы стихии, а не опасность для людей.
Гроза в обществе
Итак, гроза в обществе уже началась. Катерина уже не в состоянии жить по старым домостроительным принципам, она жаждет свободы, но бороться с системой у нее уже нет сил. Удары грома предрекают героине скорую смерть. Предсказание сумасшедшей дамы стало толчком к исходу событий.
Катерина напугана, так как она глубоко религиозный человек. Она не могла нести бремя греха в своем сердце, не могла смириться с устройством общества, его правилами, поэтому бросилась в объятия Волги.
Гроза как знак любви
Гроза также является признаком любви между Катериной и Борисом. Их отношения — это реальная стихия, которая не приносит ему или ей радости. Борис был единственным, кто понимал трагедию Катерины, но ничем не мог ей помочь, потому что ему не хватало решимости. Действительно ли он любил девушку? Мне кажется нет. В противном случае он легко пожертвовал бы всем ради ее благополучия. Он променял свои чувства на наследство, которое все равно не получит.
Что означает название пьесы «Гроза»? Отвечая на этот вопрос, нужно, прежде всего, вспомнить время его создания. Это 1859 год — время, непосредственно предшествующее кардинальным переменам в жизни России. Одним из главных изменений является отмена крепостного права, что явилось следствием менталитета общества того периода. Без понимания их сути трудно будет объяснить смысл названия пьесы Островского «Гроза». Поэтому кратко коснемся этой стороны вопроса.
Отражение настроений в русской провинции середины XIX века
Непосредственно перед написанием пьесы автор путешествовал по городкам Поволжья. Поэтому он отражает быт и нравы провинциальных жителей. Хотя тема крепостного права прямо не затрагивается в «Буре», она передает настроение острого социального конфликта — конфликта между «темным царством» (крепостнической Россией) и людьми нового типа.
Это настроение писатель связал с состоянием природы, которое бывает перед грозой. Для него характерны сгущающиеся облака, блокирующие солнечный свет, тяжелый влажный воздух и духота. Отсюда и начинается понимание смысла названия пьесы «Гроза». Действие его происходит в вымышленном городке Калинове, что подчеркивает мысль Островского о том, что «предгрозовая» атмосфера была свойственна всей России.
Семейная среда
Семья, возглавляемая Марфой Игнатьевной Кабановой, как и многие другие купеческие семьи, характеризовалась жесткой жилищной обстановкой. Выйдя замуж за сына Кабанихи Тихона, Катерина (главная героиня), ранее окруженная материнской любовью, попала «из огня в огонь».
Ей чужда вынужденная жизнь в атмосфере угнетения личности, произвола и постоянного давления на ее свободолюбивую натуру. Всем известно, что А.Н. Добролюбов описывал Катерину как лучик света, проглянувший сквозь темное царство, что также вызывает ассоциацию с лучами солнца, освещающими небо после грозы. Это видение главного героя также помогает понять, в чем смысл названия пьесы «Гроза».
Образ грозы в природе и в душе персонажей
Между жертвами домостроения — Катериной, ее возлюбленным Борисом, мужем Тихоном, его сестрой Варварой и представителями «темного царства» — Марфой Кабановой и Диким, назревает конфликт, который является центральным в пьесе. Островский художественно изображает развитие этого конфликта посредством параллельного описания изменений, происходящих в природе и в жизни людей.
Сначала рисуется красивая, безмятежная природа, на фоне которой протекает невыносимая жизнь героев пьесы под игом торговцев-тиранов. Катерина не выдерживает своего бремени. Унижение человеческого достоинства противоречит ее характеру. В качестве свидетеля этих эмоциональных метаний автор как бы призывает саму природу, в которой отчетливо чувствуется приближение грозы. Сгущаются краски, темнеют небеса — в жизни героев приближаются страшные события. И в этом опять же смысл названия пьесы Островского «Гроза».
Гроза в речи героев спектакля
Впервые слово «гроза» в спектакле Тихон произносит при выходе из дома. Он говорит, что целых две недели над ним не будет грозы. Тихон всей душой стремится вырваться из-под гнета матери, вдохнуть свежий воздух после удушливой домашней атмосферы. Он хочет прогуляться на весь грядущий и, как всегда мучительный, год.
Для Тихона гроза — безграничная власть Кабанихи над ним, страх перед ее грозным характером, а также страх ответственности за ее грехи.
Купец Дикий сообщает механику-самоучке Кулигину, что гроза послана людям в наказание за их вольнодумство и непослушание. А страх наказания присущ всем персонажам, в том числе и Катерине.
Крайне религиозна, свою любовь к Борису считает большим грехом, борется с ней, как может, но безрезультатно и ждет возмездия. Здесь мы видим еще одну грань смысла названия пьесы «Гроза». Это прием, отражающий мысль автора о том, что люди, будучи несвободными, одновременно испытывают чувство вины и страх перед новой жизнью.
Что видит механик Кулигин в грозу
Продолжая разбираться в вопросе о том, что означает название пьесы «Гроза», нельзя не рассмотреть отношение Кулигина к грозе. Он один из всех героев, не боящихся ее. Он делает попытку противостоять этому мощному природному явлению, изготовив громоотвод. В грозе механик видит не страшную карающую силу, а чудесное, величественное зрелище, могучую, очищающую силу.
Он, как ребенок, радуется переменам в природе, призывая не бояться грозы, а любоваться ею. Он говорит, что каждая травинка и цветок приветствует грозу, и люди прячутся от нее, как от невзгоды, делая из нее чучело. Что означает название пьесы «Гроза», судя по отношению Кулигина к этому явлению?
Считается, что его прототипом был изобретатель Иван Кулибин, что позволяет судить о Кулигине как о носителе новых, прогрессивных взглядов, готовом делать окружающую жизнь лучше, бороться с трудностями, а не бояться их. Не бояться наступления грозы, а воспринимать ее как приход новой, яркой, свободной жизни. Этот взгляд контрастирует со взглядами остальных персонажей.
Гроза как символ любви Катерины и Бориса
Изучая значение названия пьесы «Гроза», необходимо коснуться взаимоотношений Катерины и Бориса, племянника Дикого. Гроза также символизирует эту сторону в жизни героини. В любви молодых чувствуется присутствие бурной стихии, которой они так боятся.
Чувство их сильное, страстное, но оно не приносит ни радости, ни счастья их душам, не помогает сплотиться в борьбе с действительностью. Будучи замужем, Катерина мучается тем, что не любит Тихона, хотя и пыталась влюбиться. Но он был не в состоянии ни понять свою жену, ни защитить ее от произвола свекрови.
Жажда любви, душевное смятение, приведшие к возникновению чувства привязанности к Борису, также вызывают ассоциации с предгрозовым состоянием природы. Однако Борис не понял стремления Катерины к личному счастью; он был не тем человеком, который ей был нужен. Таким образом, развитие любовной линии является отражением нарастающего конфликта, то есть символом начинающейся грозы.
Заключение
Название произведения тесно связано с его содержанием, с образами многих персонажей. Можно даже сказать, что гроза — самостоятельный персонаж пьесы. Он присутствует в описаниях природы, являясь предзнаменованием конфликта между людьми и его разрешения.
Катерина не может жить по-старому, она жаждет воли, жаждет любви, нормальных человеческих отношений. В ее жизни наступает буря, грянет гроза. Сначала она бросается в любовь, словно в бездну, а потом, не найдя сил бороться, в Волгу.
В конце спектакля на фоне оглушительных ударов появляется сумасшедшая барышня, предрекающая Катерине скорую смерть. Здесь образ грозы выступает как толчок к разрешению конфликта. Несмотря на трагический финал, Островский показал, что главный герой не смирился с ненавистной действительностью и пошел против нее.
Драматург — человек более зависимый, чем прозаик. Это зависит не только от читателя, но и от зрителя, режиссера и актеров. Заставить разношерстную и разношерстную публику поверить в реальность происходящего на сцене – очень сложная задача, решение которой доступно только высококлассному мастеру. А.Н. Островский был именно таким мастером. Его пьесы, основанные на историческом, фольклорном и бытовом материале, составили основу национального репертуара. В спектакле «Гроза» отведено место народной трагедии.
Само название пьесы глубоко символично. Обычно его связывают с судьбой главной героини — Катерины, незаурядной личности. Это, конечно, правда. Но не полностью. Островский чувствовал единство русской жизни в различных ее проявлениях. Душевное состояние человека, семьи, общества, природы — все выступает под пером драматурга Островского в целом. И одно звено будет откликаться по всей цепочке. Сама тема грозы появляется в пьесе задолго до трагического финала.
Темное небо, дождь, раскаты грома — все это символические признаки напряжения. Можно без преувеличения сказать, что почти каждый персонаж пьесы несет в себе искру. Барбара разрывается между видимым послушанием и потребностью в свободном самовыражении? «Делайте, что хотите, лишь бы было пришито и прикрыто» — эта позиция уязвима, и в конце концов разрешается бегством из родительского дома. Ее брат Тихон обречен на мучительный выбор между почтительным страхом перед матерью и любовью к жене: «Я что, на растерзание, что ли!» — восклицает он в отчаянии.
Любящий Катерину, готовый ее простить, он не смеет перечить матери. Конфликтная напряженность в отношениях между матерью и детьми является следствием бытовых неурядиц, грозящих перерасти в финал. Действительно, зритель становится свидетелем распада семьи, которая, казалось, крепко держалась на вековых устоях. У Савелия Диком иногда говорит о встревоженной совести, многие его выходки проистекают из сознания внутреннего бессилия при внешнем всемогуществе.
Конфликтность человеческих отношений распространяется на мир природы. Действие пьесы происходит на высоком берегу Волги, с видом на сельскую местность за рекой. Буря страстей в городе и тихая благодать на противоположной стороне. Для Катерины контраст берегов соотносится с воспоминаниями о родительском доме, счастливом и беззаботном девичестве и реальном положении в семье слабого мужа и гнетущей свекрови. Мы слышим из ее пророческих слов: «Где мне упокоиться моему сердцу, когда придет буря?» Все живут с предчувствием грозы. На глазах у всех Дикий кланяется оскорбленному им мужику; раньше Катерина оправдывалась перед свекровью, теперь она кричит: «Пусть все знают!»
Жалуясь Кулигину на положение в семье, вызванное публичным покаянием жены, Тихон передает слова матери: «предатель должен быть заживо закопан в землю». Когда гроза действительно поднималась, она прежде всего поражала женскую душу, возвышавшуюся над остальными силой духа. Героиня, словно громоотвод, взяла на себя всю силу разряда молнии и вышла победительницей.
В ХХ веке наиболее близкими А. П. Чехову оказались традиции Островского. Как и его великий предшественник, он изобразил на поверхности обычную жизнь, но которая таит в себе огромную взрывную силу. Бросив вызов банальному самодовольству, автор «Трех сестер», «Чайки», «Вишневого сада» конкретизировал энергию в образах-символах. И так же, как и Островский, вывел их в название пьесы, уже с самого начала настраивая зрителей на драматический конфликт.