Образ катерины в пьесе островского гроза. Образ Катерины в пьесе «Гроза Полный образ катерины в пьесе гроза
В пьесе «Гроза» Островский создает совершенно новый для его творчества женский тип, простой, глубокий характер. Это уже не «бедная невеста», не безразлично-добрая, кроткая барышня, не «безнравственность по глупости». Катерина отличается от ранее созданных героинь Островского гармоничностью своей личности, силой духа, своим мироощущением.
Это натура светлая, поэтическая, возвышенная, мечтательная, с сильно развитым воображением. Вспомним, как она рассказывает Варваре о своей жизни в девичестве. Посещения церкви, занятия вышиванием, молитвы, странницы и богомолки, чудесные сны, в которых ей являлись «храмы золотые» или «сады необыкновенные» — вот что составляет воспоминания Катерины. Добролюбов замечает, что она «старается все осмыслить и облагородить в своем воображении… Грубые, суеверные рассказы превращаются у ней в золотые, поэтические сны…». Таким образом, Островский подчеркивает в своей героине духовное начало, ее стремление к красоте.
Катерина религиозна, но вера ее обусловлена в значительной мере ее поэтическим миросозерцанием. Религия тесно сплетается в душе ее со славянскими языческими верованиями, с фольклорными понятиями3. Так, Катерина тоскует оттого, что люди не летают. «Отчего люди не летают!.. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?» — говорит она Варваре. В родительском доме Катерина жила точно «птичка на воле». Снится ей то, как она летает. В другом месте пьесы она мечтает стать бабочкой.
Тема птиц вводит в повествование мотив неволи, клетки. Здесь мы можем вспомнить о символическом обряде славян выпускать птиц на волю из клеток. Обряд этот проводился в самом начале весны и символизировал «освобождение стихийных гениев и душ из той неволи, в какой они томились, заключенные злыми демонами зимы». В основе этого обряда — вера славян в способность перевоплощения человеческой души.
Но тема птиц задает здесь и мотив смерти. Так, во многих культурах млечный путь называется «птичьей дорогой», потому что «души, возносящиеся по этой дороге на небо, представлялись легкокрылыми птицами». Таким образом, уже в начале пьесы присутствуют мотивы, служащие знаками трагической судьбы героини.
Проанализируем характер Катерины. Это натура сильная, обладающая чувством собственного достоинства. Ей невыносимо в доме Кабанихи, где «все как будто из-под неволи», невыносимы бесконечные попреки свекрови, глупость и слабохарактерность мужа. В доме Марфы Игнатьевны все построено на лжи, обмане, покорности. Прикрываясь религиозными заповедями, она требует полного подчинения от своих домашних, соблюдения ими всех домостроевских норм. Под предлогом моральных проповедей Кабаниха методично и последовательно унижает домочадцев. Но если дети Марфы Игнатьевны по-своему «приспособились» к обстановке в доме, найдя выход в молчании и лжи, то не такова Катерина.
«Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», — говорит она Варваре. Не хочет Катерина терпеть и необоснованные оскорбления свекрови. «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!» — говорит она Марфе Игнатьевне. Когда Тихон уезжает, Кабаниха замечает, что «хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет». На что Катерина отвечает: «Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить».
Возможно, что постоянные нападки Кабановой на невестку связаны еще и с тем, что подсознательно она чувствует в Катерине значительный, сильный характер, способный противостоять свекрови. И в этом Марфа Игнатьевна не ошибается: Катерина будет терпеть лишь до определенного момента. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А коли уж очень мне опостылет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты режь!» — признается она Варваре.
Варваре же она рассказывает о характерном событии из своего детства: «…Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!» В этом рассказе угадываются мотивы славянской языческой культуры. Как замечает Ю.В. Лебедев, «этот поступок Катерины согласуется с народной мечтой о правде-истине. В народных сказках девочка обращается к речке с просьбой спасти ее, и речка укрывает девочку в своих берегах». В композиционном плане рассказ Катерины предваряет финал пьесы. Волга для героини — символ воли, простора, свободного выбора.
Тоска по воле сливается в душе Катерины с жаждой настоящей любви. Сначала она пытается сохранить верность мужу, но в сердце ее нет любви, да Тихон и не понимает ее, не чувствует состояния жены. Уважать мужа она тоже не может: Тихон слабоволен, не особенно умен, духовные запросы его ограничиваются выпивкой да желанием «погулять» на воле. Любовь же Катерины — чувство избирательное. Она любит Бориса Григорьевича, племянника Дикого. Этот молодой человек кажется ей добрым, интеллигентным и воспитанным, он так не похож на окружающих. Образ его, вероятно, ассоциируется в душе героини с иной, «некалиновской» жизнью, с иными ценностями, к которым она подсознательно стремится.
И Катерина тайно встречается с ним, пока муж ее находится в отъезде. А затем она начинает мучиться сознанием совершенного греха. Здесь в «Грозе» возникает внутренний конфликт, позволяющий критикам говорить о трагедийности пьесы: действия Катерины не только представляются ей греховными с точки зрения православной религии, но и расходятся с ее собственными представлениями о морали, о добре и зле.
Трагедийность пьесе придает и мотив неизбежности страданий героини, возникающий в контексте ее характера и мироощущения. С другой стороны, страдания Катерины представляются читателям незаслуженными: в поступках своих она реализует всего лишь естественные потребности человеческой личности — желание любви, уважения, право избирательности чувств. Поэтому героиня Островского вызывает в читателях и зрителях чувство сострадания.
Сохранено здесь и понятие «двойственности трагического поступка» (ужас и удовольствие). С одной стороны, любовь Катерины представляется ей грехом, чем-то страшным и ужасным, с другой стороны — это для нее возможность ощущения счастья, радости, полноты жизни.
Мучаясь сознанием собственной вины, героиня публично признается в содеянном мужу и свекрови. Катерина кается во всем на городской площади, во время грозы. Ей кажется, что гром — это кара Божья. Гроза в пьесе — это символ очищения героини, катарсиса, который также является необходимым элементом трагедии.
Однако внутренний конфликт здесь не может разрешиться признанием Катерины. Она не получает прощения семьи, ка-линовцев, не избавляется от чувства вины. Напротив, презрение и попреки окружающих поддерживают в ней это чувство вины — она находит их справедливыми. Однако если бы окружающие простили, пожалели ее — чувство жгучего стыда, владеющее ее душой, было бы еще сильнее. В этом и состоит неразрешимость внутреннего конфликта Катерины. Будучи не в силах примирить свои поступки со своими чувствами, она решается на самоубийство, бросается в Волгу.
Самоубийство, с точки зрения православной религии — страшный грех, но ключевые понятия христианства — это любовь и всепрощение. И именно об этом думает Катерина перед смертью. «Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…»
Безусловно, в поступке этом отразились и внешние обстоятельства — Борис оказался робким, заурядным человеком, он не способен спасти Катерину, дать ей желаемое счастье, в сущности, он не достоин ее любви. Образ непохожего на местных обывателей Бориса Григорьевича в сознании Катерины — не что иное, как иллюзия. И Катерина, думается, чувствует это во время своей последней встречи с ним. И тем сильнее становится для нее осознание собственной неправоты, горечь и разочарование в самой любви.
Именно эти чувства усиливают трагическое мироощущение героини. Безусловно, сказывается здесь и впечатлительность, экзальтированность Катерины, и ее нежелание мириться далее с жестокостью окружающего мира, с самодурством свекрови, и невозможность далее следовать калиновской морали — жить без любви. «Если ей нельзя наслаждаться своим чувством, своей волей вполне законно и свято, при свете белого дня, перед всем народом, если у нее вырывают то, что она нашла и что ей так дорого, она ничего тогда не хочет в жизни, она и жизни не хочет. Пятый акт „Грозы» составляет апофеозу этого характера, столь простого, глубокого и так близкого к положению и сердцу каждого порядочного человека в нашем обществе», — писал Добролюбов.
В пьесе «Гроза» Островский создает совершенно новый для его творчества женский тип, простой, глубокий характер. Это уже не «бедная невеста», не безразлично-добрая, кроткая барышня, не «безнравственность по глупости». Катерина отличается от ранее созданных героинь Островского гармоничностью своей личности, силой духа, своим мироощущением.
Это натура светлая, поэтическая, возвышенная, мечтательная, с сильно развитым воображением. Вспомним, как она рассказывает Варваре о своей жизни в девичестве. Посещения церкви, занятия вышиванием, молитвы, странницы и богомолки, чудесные сны, в которых ей являлись «храмы золотые» или «сады необыкновенные» — вот что составляет воспоминания Катерины. Добролюбов замечает, что она «старается все осмыслить и облагородить в своем воображении… Грубые, суеверные рассказы превращаются у ней в золотые, поэтические сны. ..». Таким образом, Островский подчеркивает в своей героине духовное начало, ее стремление к красоте.
Катерина религиозна, но вера ее обусловлена в значительной мере ее поэтическим миросозерцанием. Религия тесно сплетается в душе ее со славянскими языческими верованиями, с фольклорными понятиями3. Так, Катерина тоскует оттого, что люди не летают. «Отчего люди не летают!.. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?» — говорит она Варваре. В родительском доме Катерина жила точно «птичка на воле». Снится ей то, как она летает. В другом месте пьесы она мечтает стать бабочкой.
Тема птиц вводит в повествование мотив неволи, клетки. Здесь мы можем вспомнить о символическом обряде славян выпускать птиц на волю из клеток. Обряд этот проводился в самом начале весны и символизировал «освобождение стихийных гениев и душ из той неволи, в какой они томились, заключенные злыми демонами зимы». В основе этого обряда — вера славян в способность перевоплощения человеческой души.
Но тема птиц задает здесь и мотив смерти. Так, во многих культурах млечный путь называется «птичьей дорогой», потому что «души, возносящиеся по этой дороге на небо, представлялись легкокрылыми птицами». Таким образом, уже в начале пьесы присутствуют мотивы, служащие знаками трагической судьбы героини.
Проанализируем характер Катерины. Это натура сильная, обладающая чувством собственного достоинства. Ей невыносимо в доме Кабанихи, где «все как будто из-под неволи», невыносимы бесконечные попреки свекрови, глупость и слабохарактерность мужа. В доме Марфы Игнатьевны все построено на лжи, обмане, покорности. Прикрываясь религиозными заповедями, она требует полного подчинения от своих домашних, соблюдения ими всех домостроевских норм. Под предлогом моральных проповедей Кабаниха методично и последовательно унижает домочадцев. Но если дети Марфы Игнатьевны по-своему «приспособились» к обстановке в доме, найдя выход в молчании и лжи, то не такова Катерина.
«Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», — говорит она Варваре. Не хочет Катерина терпеть и необоснованные оскорбления свекрови. «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!» — говорит она Марфе Игнатьевне. Когда Тихон уезжает, Кабаниха замечает, что «хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет». На что Катерина отвечает: «Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить».
Возможно, что постоянные нападки Кабановой на невестку связаны еще и с тем, что подсознательно она чувствует в Катерине значительный, сильный характер, способный противостоять свекрови. И в этом Марфа Игнатьевна не ошибается: Катерина будет терпеть лишь до определенного момента. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А коли уж очень мне опостылет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты режь!» — признается она Варваре.
Варваре же она рассказывает о характерном событии из своего детства: «. ..Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!» В этом рассказе угадываются мотивы славянской языческой культуры. Как замечает Ю.В. Лебедев, «этот поступок Катерины согласуется с народной мечтой о правде-истине. В народных сказках девочка обращается к речке с просьбой спасти ее, и речка укрывает девочку в своих берегах». В композиционном плане рассказ Катерины предваряет финал пьесы. Волга для героини — символ воли, простора, свободного выбора.
Тоска по воле сливается в душе Катерины с жаждой настоящей любви. Сначала она пытается сохранить верность мужу, но в сердце ее нет любви, да Тихон и не понимает ее, не чувствует состояния жены. Уважать мужа она тоже не может: Тихон слабоволен, не особенно умен, духовные запросы его ограничиваются выпивкой да желанием «погулять» на воле. Любовь же Катерины — чувство избирательное. Она любит Бориса Григорьевича, племянника Дикого. Этот молодой человек кажется ей добрым, интеллигентным и воспитанным, он так не похож на окружающих. Образ его, вероятно, ассоциируется в душе героини с иной, «некалиновской» жизнью, с иными ценностями, к которым она подсознательно стремится.
И Катерина тайно встречается с ним, пока муж ее находится в отъезде. А затем она начинает мучиться сознанием совершенного греха. Здесь в «Грозе» возникает внутренний конфликт, позволяющий критикам говорить о трагедийности пьесы: действия Катерины не только представляются ей греховными с точки зрения православной религии, но и расходятся с ее собственными представлениями о морали, о добре и зле.
Трагедийность пьесе придает и мотив неизбежности страданий героини, возникающий в контексте ее характера и мироощущения. С другой стороны, страдания Катерины представляются читателям незаслуженными: в поступках своих она реализует всего лишь естественные потребности человеческой личности — желание любви, уважения, право избирательности чувств. Поэтому героиня Островского вызывает в читателях и зрителях чувство сострадания.
Сохранено здесь и понятие «двойственности трагического поступка» (ужас и удовольствие). С одной стороны, любовь Катерины представляется ей грехом, чем-то страшным и ужасным, с другой стороны — это для нее возможность ощущения счастья, радости, полноты жизни.
Мучаясь сознанием собственной вины, героиня публично признается в содеянном мужу и свекрови. Катерина кается во всем на городской площади, во время грозы. Ей кажется, что гром — это кара Божья. Гроза в пьесе — это символ очищения героини, катарсиса, который также является необходимым элементом трагедии.
Однако внутренний конфликт здесь не может разрешиться признанием Катерины. Она не получает прощения семьи, ка-линовцев, не избавляется от чувства вины. Напротив, презрение и попреки окружающих поддерживают в ней это чувство вины — она находит их справедливыми. Однако если бы окружающие простили, пожалели ее — чувство жгучего стыда, владеющее ее душой, было бы еще сильнее. В этом и состоит неразрешимость внутреннего конфликта Катерины. Будучи не в силах примирить свои поступки со своими чувствами, она решается на самоубийство, бросается в Волгу.
Самоубийство, с точки зрения православной религии — страшный грех, но ключевые понятия христианства — это любовь и всепрощение. И именно об этом думает Катерина перед смертью. «Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…»
Безусловно, в поступке этом отразились и внешние обстоятельства — Борис оказался робким, заурядным человеком, он не способен спасти Катерину, дать ей желаемое счастье, в сущности, он не достоин ее любви. Образ непохожего на местных обывателей Бориса Григорьевича в сознании Катерины — не что иное, как иллюзия. И Катерина, думается, чувствует это во время своей последней встречи с ним. И тем сильнее становится для нее осознание собственной неправоты, горечь и разочарование в самой любви.
Именно эти чувства усиливают трагическое мироощущение героини. Безусловно, сказывается здесь и впечатлительность, экзальтированность Катерины, и ее нежелание мириться далее с жестокостью окружающего мира, с самодурством свекрови, и невозможность далее следовать калиновской морали — жить без любви. «Если ей нельзя наслаждаться своим чувством, своей волей вполне законно и свято, при свете белого дня, перед всем народом, если у нее вырывают то, что она нашла и что ей так дорого, она ничего тогда не хочет в жизни, она и жизни не хочет. Пятый акт „Грозы» составляет апофеозу этого характера, столь простого, глубокого и так близкого к положению и сердцу каждого порядочного человека в нашем обществе», — писал Добролюбов.
Пьеса Островского «Гроза» была написана за год до отмены крепостного права, в 1859 году. Это произведение выделяется среди остальных пьес драматурга благодаря характеру главной героини. В «Грозе» Катерина выступает основным персонажем через которого показан конфликт пьесы. Катерина не похожа на других жителей Калинова, её отличает особенное восприятие жизни, сила характера и чувство собственного достоинства. Образ Катерины из пьесы «Гроза» складывается благодаря совокупности многих факторов. Например, слов, мыслей, окружения, поступков.
Детство
Кате около 19 лет, её рано выдали замуж. Из монолога Катерины в первом действии мы узнаём о детстве Кати. Маменька в ней «души не чаяла». Вместе с родителями девочка ходила в церковь, гуляла, а после занималась какой-нибудь работой. Обо всём этом Катерина Кабанова вспоминает со светлой грустью. Интересна фраза Варвары о том, что «у нас то же самое». Вот только теперь у Кати нет ощущения лёгкости, теперь «всё делается по принуждению». По сути жизнь до замужества практически не отличалась от жизни после: те же действия, те же события. Но теперь Катя относится ко всему иначе. Тогда она чувствовала поддержку, чувствовала себя живой, ей снились удивительные сны о полётах. «И сейчас снятся», да только намного реже. До замужества Катерина ощущала движение жизни, присутствие неких высших сил в этом мире, она была набожной: «страсть как любила в церковь ходить!
» С самого раннего детства у Катерины было всё, что ей нужно: любовь матери и свобода.
Окружение
Катерина живёт в одном доме с мужем, сестрой мужа и свекровью. Одно это обстоятельство уже не способствует счастливой семейной жизни. Однако положение ухудшает тот факт, что Кабаниха, свекровь Кати, жестокий и алчный человек. Алчность тут стоит понимать как страстное, граничащее с сумасшествием, желание чего-либо. Кабаниха желает подчинить всех и всё своей воле. Один опыт с Тихоном у неё прошёл удачно, следующая жертва — Катерина. Несмотря на то что Марфа Игнатьевна ждала свадьбы своего сына, невесткой она недовольна. Кабаниха не ожидала, что Катерина будет настолько сильна характером, что сможет безмолвно противостоять её влиянию. Старуха понимает, что Катя может настроить Тихона против матери, она боится этого, поэтому всячески пытается сломить Катю, чтобы избежать подобного развития событий. Кабаниха говорит, что жена давно стала Тихону милее матери.
«Кабаниха: Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.
![]()
Кабанов: Да нет, маменька!Что вы, помилуйте!
Катерина: Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
Кабанова: Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.
Катерина: Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю»Ответ Катерины достаточно интересен по нескольким причинам. Она, в отличие от Тихона, обращается к Марфе Игнатьевне на ты, как бы ставя себя вровень с ней. Катя обращает внимание Кабанихи на то, что не притворствует и не пытается показаться той, кем не является. Несмотря на то что Катя выполняет унизительную просьбу стать перед Тихоном на колени, это не говорит о её смирении. Катерину оскорбляют ложные слова: «напраслину-то терпеть кому приятно?» — таким ответом Катя не только защищает себя, но и упрекает Кабаниху во лжи и злословии.
Муж Катерины в «Грозе» представляется серым человеком. Тихон похож на великовозрастного ребёнка, который устал от опеки матери, но при этом не пытается изменить ситуацию, а лишь жалуется на жизнь. Даже его сестра, Варвара, попрекает Тихона тем, что тот не может оградить Катю от нападок Марфы Игнатьевны. Варвара единственный человек, который хоть немного интересуется Катей, но всё же и она склоняет девушку к тому, что ей придётся врать и извиваться, чтобы выжить в этой семье.
Отношения с Борисом
В «Грозе» образ Катерины раскрывается и через любовную линию. Борис приехал из Москвы по делам, которые касаются получения наследства. Чувства к Кате вспыхивают внезапно, как и ответные чувства девушки. Это любовь с первого взгляда. Бориса беспокоит то, что Катя замужем, однако он продолжает искать встреч с ней. Катя же, осознавая свои чувства, пытается отказаться от них. Измена противоречит законам христианской морали и общества. Варвара помогает влюблённым встретиться. Целых десять дней Катя тайно встречается с Борисом (пока Тихон был в отъезде).
Узнав о приезде Тихона, Борис отказывается от встреч с Катей, он просит Варвару уговорить Катю молчать об их тайных свиданиях. Вот только Катерина не такой человек: ей нужно быть честной перед другими и самой собой. Она боится божьей кары за свой грех, поэтому расценивает разбушевавшуюся грозу как знак свыше и рассказывает об измене. После этого Катя решает поговорить с Борисом. Оказывается тот собирается уезжать в Сибирь на несколько дней, но не может взять девушку с собой. Очевидно, что Борису на самом деле не нужна Катя, что он не любил её. Но и Катя не любила Бориса. Точнее, она любила, но не Бориса. В «Грозе» Островский образ Катерины наделил свойством видеть во всём хорошее, наделил девушку удивительно сильным воображением. Катя додумала образ Бориса, она видела в нём одну из его черт — непринятие действительности Калинова — и сделала её основной, отказываясь видеть другие стороны. Ведь Борис приехал просить денег у Дикого, так же, как это делали другие калиновцы. Борис был для Кати человеком из другого мира, из мира свободы, той, о которой мечтала девушка.Поэтому и сам Борис становится неким воплощением свободы для Кати. Она влюбляется не в него, а в свои представления о нём. Драма «Гроза» завершается трагически. Катя бросается в Волгу, осознав, что не сможет жить в таком мире. А другого мира не существует. Девушка, вопреки своей религиозности, совершает один из самых страшных грехов христианской парадигмы. Чтобы решиться на такой поступок нужна огромная сила воли. К сожалению, другого выбора в тех обстоятельствах у девушки не было. Удивительно, но Катя сохраняет внутреннюю чистоту даже совершив самоубийство.
Подробное раскрытие образа главной героини и описание её отношений с другими действующими лицами пьесы пригодится 10 классам при подготовке к сочинению на тему «Образ Катерины в пьесе «Гроза»».
Тест по произведению
По одной из версий, во время написания « » Островский был влюблен в одну из актрис Малого театра. Звали ее Любовь Косицкая. Она была замужем и не могла ответить автору взаимностью. В дальнейшем, Косицына сыграла роль Катерины и, возможно, словами литературного произведения предсказывала свою судьбу. Стоит отметить, что актриса в какой-то мере повторила судьбу своей героини, рано уйдя из жизни.
Образ Катерины собрал в себе все бесправие русской женщины той эпохи. Нужно сказать, что в 19 веке российские женщины не имели практически никаких прав. Львиная доля браков заключалась исключительно из расчета личной выгоды или получения высокого чина. Молоденькие девушки были вынуждены выходить замуж за мужчин преклонного возраста только по тому, что они были богаты или почитались в высоком обществе. Института развода не существовало вовсе. В духе именно таких традиций Катерина была выдана замуж за купеческого сына . Замужество стало для девушки настоящим адом, ведь она попала в «темное царство», где правила тирания и ложь.
Немаловажное место в образе в Катерины занимает описание ее детства. Она была дочерью зажиточного купца. Детство Катеньки было веселым и беззаботным. Она могла заниматься любимыми делами, и никто не мог упрекнуть ее в этом. Катерина с самого рождения была окружена материнской любовью. Маленькую Катю наряжали словно куклу.
Еще с детства Катерина очень увлеклась церковью. Она часто посещала церковные службы, получая от этого душевное удовольствие. Именно это увлечение церковью сыграло с Катериной злую шутку, потому что именно в церкви ее заприметил Борис и сразу же полюбил.
Родительское воспитание раскрыло в характере девушки лучшие черты русской души. Катерина была чувственным, открытым и добрым человеком. Она не умела и не хотела обманывать. В один момент вся эта чистота и забота родительского дома сменились на дом Кабановых, где человеческие отношения строились на страхе и безоговорочном повиновении.
Каждый день девушка терпела унижения со стороны своей свекрови. Ни кто, даже муж, не может ее защитить и поддержать, все думают о том, как не попасть в немилость .
Катерина пыталась относиться к свекрови, как к любимой матери, но ее чувства не были ни кому нужны.
Протест Катерины вылился в ее любви к Борису. Конечно же, за этот поступок девушка корит себя. Она понимает, что нарушила божью заповедь и обманула мужа. Катерина не может с этим жить. Она открыто заявляет о своем поступке. После этого Катерина испытывает страшные душевные страдания, она не может найти себе места. Тихон не может поддержать свою супругу, ведь опасается проклятий матери. Борис также отворачивается от девушки. Не выдержав этих страданий, Катерина бросается с обрыва. Но ее душа осталась все такой же сильной и непокоренной. Только смерть позволила ей вырваться из этого «темного царства».
Поступок Катерины был не напрасным. Тихон обвинил свою мать в смерти своей жены. Варвара, не выдержав самодурства Кабанихи, сбежала с Кудряшом из дома матери.
2. Образ Катерины в пьесе «Гроза»
Катерина – одинокая молодая женщина, которой не хватает человеческого участия, сочувствия, любви. Потребность в этом и влечет ее к Борису. Она видит, что внешне он не похож на других жителей города Калинова, и, не имея возможности узнать его внутреннюю суть, считает его человеком другого мира. В ее воображении Борис представляется прекрасным принцем, который увезет ее из “темного царства” в сказочный мир, существующий в ее снах.
По складу характера
и интересам Катерина резко выделяется
из окружающей ее среды. Судьба Катерины,
к сожалению, является ярким и типичным
примером судеб тысяч русских женщин
той поры. Катерина — молодая женщина,
жена купеческого сына Тихона Кабанова.
Она недавно оставила свой родной дом и
переселилась в дом к мужу, где она живет
вместе со своей свекровью Кабановой,
являющейся полновластной хозяйкой.
В совершенно иные
условия попала Катерина в доме мужа. С
внешней стороны будто бы все обстояло
так же, но приволье родительского дома
сменилось на душное рабство. На каждом
шагу она чувствовала зависимость от
свекрови, терпела унижения и оскорбления.
Со стороны Тихона она не встречает
никакой поддержки, а тем более понимания,
так как он сам находится под властью
Кабанихи. По своей доброте Катерина
готова относиться к Кабанихе, как к
родной матери. Она говорит Кабанихе:
«Для меня, маменька, все одно, что
родная мать, что ты». Но искренние
чувства Катерины не встречают поддержки
ни у Кабанихи, ни у Тихона.
Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: «Какая я была резвая, а у вас завяла совсем… Такая ли я была? 1» Искренность и правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием, ханжеством, грубостью. Когда в Катерине рождается любовь к Борису, это ей кажется преступлением, и она борется с нахлынувшим на нее чувством. Правдивость и искренность Катерины заставляют ее страдать так, что ей приходится, наконец, покаяться перед мужем. Искренность Катерины, ее правдивость несовместимы с бытом «темного царства». Все это и явилось причиной трагедии Катерины.
Напряженность
переживаний Катерины особенно ясно
видна после возвращения Тихона: «Дрожит
вся, точно ее лихорадка бьет: бледная
такая, мечется по дому, точно чего ищет.
Глаза, как у помешанной, давеча утром
плакать принялась, так и рыдает».Публичное
покаяние Катерины показывает всю глубину
ее страданий, нравственного величия,
решимости. Но после покаяния ее положение
стало невыносимым. Муж не понимает ее,
Борис безволен и не идет ей на помощь.
Положение стало безвыходным — Катерина
гибнет. В гибели Катерины виновата не
одна конкретная личность. Ее гибель —
результат несовместимости нравственности
и уклада той жизни, в которой она вынуждена
была существовать. Образ Катерины имел
для современников Островского и для
последующих поколений огромное
воспитательное значение. Он звал на
борьбу со всеми формами деспотизма и
угнетения человеческой личности. Это
выражение растущего протеста масс
против всех видов рабства.
Катерина, грустная
и веселая, уступчивая и строптивая,
мечтательная, подавленная и гордая.
Такие различные душевные состояния
объясняются естественностью каждого
душевного движения этой одновременно
сдержанной и порывистой натуры, сила
которой состоит в способности всегда
быть самой собою. Катерина и осталась
верна самой себе, то есть изменить саму
сущность своего характера так и не
смогла.
Я думаю, что самая важная черта характера Катерины – честность перед собой, мужем, окружающим ее миром; это ее нежелание жить во лжи. Она говорит Варваре: “Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу”. Она не хочет и не может хитрить, притворяться, врать, таиться. Это подтверждает сцена признания Катерины в измене. Не гроза, не пугающее пророчество сумасшедшей старухи, не страх перед геенной огненной побудили героиню сказать правду. “Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!” – так начала она свое признание. Для ее честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась. Жить лишь бы жить – не для нее. Жить – это значит быть самой собою. Ее самая дорогая ценность – это личная свобода, свобода души.
С таким характером
не могла Катерина после измены мужу
оставаться в его доме, вернуться к
однообразно-тоскливой жизни, выносить
постоянные упреки и “нравоучения”
Кабанихи, потерять свободу. Но любому
терпению приходит конец. Катерине трудно
находиться там, где ее не понимают,
унижают и оскорбляют ее человеческое
достоинство, игнорируют ее чувства и
желания. Перед смертью она говорит: “Что
домой, что в могилу – все равно… В могиле
лучше…” Ей не смерть желанна, а жизнь
невыносима.
Катерина – человек глубоко религиозный и богобоязненный. Так как согласно христианской религии самоубийство является большим грехом, то сознательно совершив его, она показала не слабость, а силу характера. Ее смерть – вызов “темной силе”, желание жить в “светлом царстве” любви, радости и счастья.
Гибель Катерины —
это результат столкновения двух
исторических эпох. Некоторые герои
пьесы как бы различаются временем, в
которое они живут. Например: Кулигин —
это человек XVIII века, он хочет изобрести
солнечные часы, которые были известны
еще в античности, или перпетуум мобиле,
что является отличительной чертой
средневековья, или громоотвод. Он сам
доходит умом до того, что давно уже
изобрели, а он только мечтает об этом. Он цитирует Ломоносова и Державина —
это тоже черта человека XVIII века. Борис
— это уже просветитель XIX века, образованный
человек. Катерина же — героиня допетровских
времен. Рассказ о ее детстве — это рассказ
об идеальном варианте патриархальных
домостроевских отношений. В этом мире
царей только всепроникающая взаимная
любовь, человек не отделяет себя от
общества. Катерина была воспитана так,
что не могла отказаться от моральных и
нравственных законов, всякое нарушение
их — неминуемая смерть. Катерина
оказывается как бы старше всех в городе
по своему мировоззрению, даже старше
Кабанихи, которая осталась как последняя
блюстительница домостроевского уклада
в Калинове. Ведь Кабаниха только делает
вид, что в семье у нее все как положено:
ее боятся и уважают невестка и ее сын,
Катерина боится своего мужа, и ей все
равно, как происходит все на самом деле,
для нее важна только видимость. Главная
героиня попадает в мир, который она
представляла себе совсем иначе, и
патриархальный уклад внутри Катерины
разрушается прямо на глазах.
Во многом
Варвара решает судьбу Катерины, подбивая
последнюю идти на свидание. Без Варвары
вряд ли она решилась бы на это. Варвара
относится к молодежи города Калинова,
которая сформировалась на переломе
патриархальных отношений. Катерина,
попадая в новую для нее среду, не может
сжиться с обществом, оно чуждо ей. Для
нее идеальный муж — это опора, поддержка,
властелин. Но Тихон не подтверждает
ожиданий Катерины, она разочаровывается
в нем, и в этот момент происходит
зарождение нового чувства — чувства
личности, которое принимает форму
чувства любви. Это чувство для Катерины
— страшный грех. Если бы она продолжала
жить в патриархальном мире, то этого
чувства не было бы. Даже если бы Тихон
показал свою мужскую волю и просто взял
бы ее с собой, она бы забыла о Борисе
навсегда. Трагедия Катерины в том, что
она не умеет лицемерить и притворяться,
как Кабаниха. Главная героиня пьесы,
нравственная, с высокими нравственными
требованиями, не умеет приспосабливаться
к жизни. Она не смогла жить дальше,
нарушив один раз законы “Домостроя”.
То чувство, которое зародилось в Катерине,
не может воплотиться в ней до конца, и
она, не смиряясь с содеянным, совершает
еще больший грех — самоубийство.
Своей смертью Катерина протестует против деспотизма и самодурства, ее смерть свидетельствует о приближении конца «темного царства».Образ Катерины принадлежит к лучшим образам русской художественной литературы. Катерина — новый тип людей русской действительности 60-х годов XIX века.
Заключение
«Гроза» – одно из наиболее выдающихся созданий великого драматурга-реалиста. По мнению Добролюбова, «»Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского, взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий». Не потеряла своей актуальности драма и в наши дни.
В пьесе Островского
“Гроза” несколько конфликтов, но как
же решить, какой из них главный? В эпоху
социологизма в литературоведении
считали, что социальный конфликт самый
важный в пьесе. Конечно, если видеть в
образе Катерины отражение стихийного
протеста народных масс против сковывающих
условий “темного царства” и воспринимать
гибель Катерины как результат столкновения
ее с самодуркой свекровью, следует
определить жанр пьесы как социально-бытовую
драму. Драма — это произведение, в котором
общественные и личные стремления людей,
а иногда и сама их жизнь оказываются
под угрозой гибели со стороны не зависящих
от них внешних сил.
Пьеса “Гроза” — это трагедия главной героини, в которой немаловажную роль сыграла эпоха перелома патриархальных отношений.
Островский в своем произведении сумел показать изменения, происходившие в русском обществе во второй половине XIX века. Об этом свидетельствует и название пьесы “Гроза”. Но если в природе после грозы воздух становится чище, происходит разрядка, то в жизни после “грозы” вряд ли что изменится, скорее всего, все останется на своих местах.
Список литературы
А.
Н. Островский: художник и мыслитель.[Cборник статей]/ Отв. ред. К. Ломунов.- М.: Худож. лит., 1972.- 687 с.
Белик А.В. Художественные образы А.Н.Островского. Эстетические очерки. — М.: Наука, 1974. – 224 с.
Гроссман Л. А.Н. Островский.- М.: Молодая гвардия, 1965.- 605 с.
Гус М. Идеи и образы А.Н. Островского.- М.: Худож. лит., 1971.- 592 с.
Латынина А. Мир А.Н. Островского // Юность, 1971, №11, с. 77-81.
Переверзев В. Творчество А.Н. Островского.- М.: Книга, 1990, с. 278-294.
13
Катрина: спектакль возвращается в эпицентр бури | Театр
Четыре года назад в этом месяце дамбы прорвало и Новый Орлеан затопило. Ураган Катрина нанес скользящий удар, а затем вытеснил воды озера Пончартрейн и Миссисипи через недостаточную оборону города. Это была удивительная демонстрация окончательной санкции природы над человечеством и пугающий знак того, что может произойти, поскольку глобальное потепление доводит климат до крайности.
Катрина стала крупнейшим стихийным бедствием в истории США. Это также было проявлением человеческой несостоятельности в невообразимых ранее масштабах. В самой богатой и могущественной нации на земле жители крупного города были оставлены томиться и умирать в затопленной нищете, в то время как политики ссорились и колебались. Десяткам тысяч американцев, оказавшихся в затруднительном положении из-за наводнения, потребовалось целых пять дней, прежде чем прибыла значимая помощь.
Власти заявили, что Новый Орлеан был отрезан водами, но журналистам удалось попасть внутрь без особых проблем. 31 августа 2005 года, через два дня после того, как «Катрина» вышла на берег, я подвез пару местных репортеров, которые, похоже, знали, что делают. Мы ехали по проселочным дорогам Луизианы, не боясь ничего, кроме воды по щиколотку и полицейского блокпоста, и обнаружили, что пересекаем Миссисипи в город по пустынной скоростной автомагистрали Понтчартрейн, главной дороге в Новый Орлеан с юга.
В городе мы обнаружили группы сбитых с толку людей, которые бродили по зловонным черным водам в поисках пищи, убежища и помощи. Единственными признаками присутствия правительства были пара грузовиков, принадлежащих Национальной гвардии, которые проезжали мимо, выплескивая воду на пострадавших от наводнения, которые надеялись, что их подвезут, или хотя бы какую-то информацию о том, что делать и куда идти. Тысячи выживших, в основном бедняки и в основном чернокожие, в конечном итоге собрались на разрушенной спортивной арене «Супердоум» и в городском конференц-центре, ожидая, что правительство скоро придет им на помощь.
Как же они ошибались. Я пошел в конференц-центр 2 сентября, в пятницу. В понедельник обрушился ураган. С тех пор единственной помощью, которую получили 20 000 человек, были несколько поддонов с военными пайками и водой в бутылках, сброшенных со скоростной автомагистрали высоко над ними.
Там была горстка полицейских, но они наблюдали за страданиями издалека, держа в руках винтовки и помповые ружья, как тюремные охранники. Нас предупредили, что мы перейдем линию полиции на свой страх и риск, но внутри конференц-центра не было никаких признаков агрессии, только отчаяние и полное отсутствие еды и медицинской помощи. У черного хода остались тела двух не выживших прошлой ночью старух.
Одинокий солдат из 101-й воздушно-десантной дивизии прибыл на пикапе, чтобы посмотреть. «Что-то напоминает мне Багдад в худшие времена», — сказал он, прежде чем уехать.
Четыре года спустя воспоминания отступают, и первоначальное чувство неверия снова начинает брать верх. Неужели этого нельзя было допустить? Таким образом, это хорошее время для пьесы, которая сильно напоминает нам о том, что это было.
Катрина написана британским драматургом Джонатаном Холмсом. Он руководит экспериментальной театральной труппой Jericho House, которая занимается глобальными проблемами. Два года назад была поставлена еще одна его пьеса об осаде Эль-Фаллуджи в Ираке. Но Холмс также является опубликованным исследователем Донна и Шекспира и привнес свой поэтический слух в Новый Орлеан.
Дословное исполнение пьесы также является полезным оружием против первой линии защиты публики: недоверия. «Это меняет отношения со зрителем, — говорит мне Холмс. «Чувство наблюдения за событием более интуитивное и более непосредственное». На этой неделе эта непосредственность будет усилена выбором места проведения. Действие будет разворачиваться на заброшенном складе на берегу Темзы в центре Лондона, оформленном так, чтобы передать ощущение Нового Орлеана как до, так и после хита «Катрины». Один этаж загроможден огромными, неуместно безвкусными масками из папье-маше, ожидающими своей очереди на платформе Марди Гра, которая никогда не появится. По соседству находится бар «Funky Butt», когда-то ставший классикой джаза в Новом Орлеане, который был уничтожен ураганом, и «дом с дробовиком», типичный дом из Девятого округа, самой бедной и самой черной части города. Здание получило свое название благодаря своему дизайну: все комнаты выстроены вдоль одной оси спереди назад, так что можно было стрелять насквозь. на полпути», — объясняет Холмс. «Ты пытаешься приблизиться, а потом отступаешь».
Актеры действительно подходят очень близко, смешиваясь со своей аудиторией и ведя ее на прогулку через лабиринт бетонных кладовых и лестничных клеток. Чтобы завершить впечатление от Катрины, повсюду будет звучать саундтрек, передающий впечатление воды, плещущейся у ваших ног, выстрелов паникующих полицейских и вертолетов, пролетающих над головой. «В случае с «Катриной» так сложно оценить масштаб», — говорит Холмс. «Поэтому важно дать точное и запоминающееся описание того, что это значит, когда это происходит с большим западным городом».
Центральная история следует за Беатрис, женщиной из Нового Орлеана, которая несет тело своего возлюбленного Вирджила через весь город в надежде устроить ему похороны, плывет по улицам города на деревянной двери.
Беатрис играет Андреа Харрис, единственная американка в актерском составе. Жительница Нью-Йорка, жившая в Британии во времена Катрины, она с ужасом наблюдала за происходящим издалека. «Я все еще сбита с толку, — говорит она. «Наблюдая за Катриной и последствиями, я не мог поверить, что это место, откуда я родом. Есть определенные вещи, которые, как вы знаете, сложны, трудны или коррумпированы в вашей стране. смерть по-прежнему оставляет меня в недоумении и замешательстве. Это вопрос воли. Воли, похоже, не было».
В эпическом путешествии Беатрис есть элементы греческой трагедии. Другие персонажи — бывший заключенный, певец, молодой самопровозглашенный «нищий ублюдок» (которого играет британский актер Эндрю Деннис, чей собственный двоюродный брат сбежал из Нового Орлеана за несколько дней до урагана) и два застрявших калифорнийских туриста. – иногда слушают и разговаривают с ней, а иногда играют роль хора. Есть также много напоминаний о безрассудстве правительства в виде фрагментов интервью, которые разыгрываются между сценами, в том числе с Майклом Брауном, незадачливым главой Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям (FEMA), которому не удалось справиться с этой задачей. Его предыдущий управленческий опыт был связан с работой в Международной ассоциации арабских лошадей; он, похоже, получил работу в Федеральном агентстве по чрезвычайным ситуациям, потому что дружил с некоторыми старыми добрыми мальчиками, которых Джордж Буш любил иметь рядом с собой. На записи мы слышим, как Браун обещает тонущему Новому Орлеану: «Мы все исправим», прежде чем объявить: «Теперь я пойду домой, погуляю с собакой, обниму жену и, может быть, пообедаю хорошей мексиканской едой и крепкая маргарита и полноценный ночной сон». Неудивительно, что Буш помог утопить свое президентство, когда его засняли на видео, когда он сказал ему: «Домовой, ты делаешь чертовски хорошую работу».
Это стало поворотным моментом для президентства Буша. Он выиграл переизбрание 10 месяцами ранее, несмотря на фиаско в Ираке, во многом благодаря тому, что выбор был сделан как раскол между левыми и правыми по поводу того, как бороться с терроризмом. Теперь Катрина сбросила всю идеологическую мишуру и обнаружила ошеломляющую степень некомпетентности. До средней Америки дошло, что любое правительство, способное на этот беспорядок, могло в конце концов вторгнуться не в ту страну.
Но создатели пьесы «Катрина» настаивают, что пьеса не просто о несчастьях жизни во время урагана при администрации Буша. Они говорят, что это также о том, что происходит с западным обществом 21-го века после катастрофы. Возможно, самый большой урок заключается в том, что это не похоже на фильмы, когда люди обычно сливаются в толпу, оставляя несколько смелых людей наверху, чтобы поддерживать цивилизацию. В Новом Орлеане все было наоборот. По телевидению видели, как толпа грабила магазины; при ближайшем рассмотрении стало ясно, что грабежами руководила полиция, и что многие из гражданских мародеров были единственными, кто поддерживал жизнь толпы в Супердоуме и конференц-центре после того, как ответственные лица отказались от своих обязанностей.
«Все, что вам говорили о реакции общества, переворачивается с ног на голову и опровергается», — говорит Холмс. Может ли это произойти здесь? Британская инфраструктура обычно прогибается под тяжестью нескольких дюймов снега, так что кто знает. Холмс считает, что это может произойти где угодно. «Это означает, что нигде нет безопасного места на многих уровнях: климатическом, политическом, социальном, экономическом», — сказал он. «Интересно, в какой момент социальный распад становится «нами»? Мы всегда говорим о «них» — такие вещи случаются с людьми далеко и не такими, как мы. В какой момент он становится нами?»
Катрина с завтрашнего дня в Bargehouse, London SE1. Касса: 020-7292 2922.
У Катерины был другой путь? в спектакле «Гроза», Островский
Катерина — центральный образ в спектакле «Гроза». Судьба этой героини трагична. И поэтому сочинение «Был ли у Катерины другой путь?» является одним из самых распространенных письменных произведений о том, каков был конфликт этой героини с другими персонажами пьесы?
Детство и юность
Чтобы понять, в чем заключался конфликт Катерины с так называемым темным царством, следует знать ее общие представления о жизни. Чтобы продемонстрировать особенности ее характера, Островский привел некоторые сведения о ее детстве и юности. Композиция «Был ли у Катерины другой путь?» следует, конечно, начать с характеристики этой героини. А понять человека можно, имея представление о его воспитании и обществе, в котором он провел свои ранние годы.
В некоторых сериях Катерина вспоминает отчий дом. Главной чертой ее детства была полная свобода. Это нельзя назвать вседозволенностью. Скорее, такая свобода была обусловлена любовью и заботой со стороны родителей. Атмосфера, в которой Катерина провела первые годы своей жизни, является образцом патриархального образа жизни в лучшем смысле этого слова. В сочинении «Был ли у Катерины другой путь?» можно добавить несколько цитат из воспоминаний главного героя. Так, например, Катерина вспоминает, что в родительском доме она любила рано вставать, потом умывалась водой из родника и по воскресеньям ходила с мамой в церковь. В образе жизни, который вела девушка в доме родителей, нет существенного отличия от того, который она ведет в доме мужа. Радость, с которой она предается воспоминаниям, говорит скорее о ее одиночестве.
В мире, в котором героиня жила до замужества, не было принуждения и насилия. И поэтому именно идиллическая картина такой патриархальной жизни стала ей. В доме Кабановых все иначе. Здесь царит психологическая тирания. Свекровь оказывает на Катерину угнетающее давление. И у молодой женщины нет сил сопротивляться ему.
Мир Кабанихи
Катерина вышла замуж в очень молодом возрасте. Будущего мужа выбрали ее родители. Она не сопротивлялась, потому что в патриархальном мире так оно и было. Катерина готова почтить свою свекровь. Муж в ее понимании – наставник и опора. Но Тихону не удается стать главой семьи. Эту роль играет его мать. Композиция «Был ли у Катерины другой путь?» можно начать с того, что именно этот образ создает противоположность главному. И именно свекровь с ее устаревшими и чересчур властными взглядами оказывает на Катерину пагубное влияние.
Борис
Как ни старается Катерина любить и уважать своего мужа, у нее это не получается. Он лишь вызывает жалость в ее душе. Когда героиня встречает заезжего молодого человека, ее сердце открывается для ранее неведомого ей чувства. Могла ли она поступить иначе? Был ли у Катерины другой путь? Очерк по пьесе Островского призван дать ответы на эти вопросы.
Характеристика Бориса при написании письменной работы на тему, которой посвящена данная статья, не играет важной роли. Образ мужа важен. Тихон — мягкотелый, мягкотелый человек. Даже после того, как случилась трагедия, ставшая кульминацией пьесы, он боится перечить матери. Тихон любит свою молодую жену. Но это чувство оказывается гораздо слабее страха Кабана. Однако многие в маленьком провинциальном городке трепещут перед этой дамой.
Религиозность
В начале спектакля, вспоминая свое детство, Катерина с радостью и теплотой рассказывает о посещении церкви. Следует сказать, что набожность является его характерной чертой. Именно осознание совершенного греха привело ее к страху и чувству безнадежности. Но в то же время вера в Бога не удержала ее от поступка, который, по христианским понятиям, является самым страшным.
«У Катерины был другой путь?» — сочинение, в которое обязательно нужно включить описание мира Кабанихи. С тех пор, как Катерина переступила порог своего дома, гармония в ее душе начала разрушаться. В результате ей становилось все труднее заниматься своими повседневными делами и посещать церковь.
Обман и лицемерие
Был ли у Катерины другой путь? Композиция «Гроза» — трагическая история девушки, не сумевшей приспособиться к обычаям и образу жизни, царившим в доме ее мужа. По натуре эта молодая женщина не умеет лгать. Она не способна жить в обмане и лицемерии. Но по-другому в доме Кабанихи существовать невозможно. Она терпит из последних сил, находит спасение в мечтах и снах. Но пошлая и грубая действительность снова возвращает ее на землю. И есть унижение и страдание.
Грех и исповедь
Кэтрин совершает ошибку. Она влюбляется в Бориса и изменяет мужу. Композиция «Был ли у Катерины иной путь от пьесы «Буря»» является письменным произведением, план которого может выглядеть так:
- Образ Катерины.
- Характеристики Кабанихи.
- Контраст Борис Тихон.
- Неизбежная трагедия.
После того, как выясняется, что такое Кабаниха и какая обстановка царит в ее доме, проясняются и чувства главной героини. Девочка, выросшая в любви и ласке, никогда не смогла бы ужиться в этом доме. Она не привыкла к жестокости и лицемерию и чувствует себя не только несчастной, но и крайне одинокой в мире Кабана. Борис – человек, который произвел на нее впечатление только тем, что не был похож ни на одного представителя «темного царства». Если бы в жизни Катерины была хоть слабая надежда на счастье, она не совершила бы измены.
Композиция «Был ли у Катерины другой путь?» (Островский, «Гроза») — задача, требующая самостоятельного осмысления. Может ли честный человек привыкнуть к миру лжи? Способен ли он скрыть свои проступки и двигаться дальше после совершения греха? В случае с героиней пьесы Островского ответ ясен. У Катерины не было другого выхода.
Ее убил фальшивый мир Кабанихи, одиночество, отсутствие понимания и поддержки со стороны мужа. Она смогла бы преодолеть все это, будь она более опытной. Но особенность патриархального образа жизни такова, что девушка, покидая отчий дом, не имеет представления о жизни. Поэтому можно сказать, что трагедия Катерины была неизбежна.
Композиция по драме А.Н. Островский «Гроза»Драма А.Н. Островского заканчивается смертью Катерины: в отчаянии она бросается в Волгу. Смерть всегда ужасна, а самоубийство молодой женщины ужасно вдвойне. Но был ли у героини другой выбор?
Русский критик Н. А. Добролюбов называл Катерину «лучом света в темном царстве», а ее самоубийство считал протестом, «страшным вызовом произволу власти». Действительно, героиня не похожа на других обитателей «темного царства»: она искренна и честна, ей чуждо всякое лицемерие. Катерина публично признается в измене мужу и, по мнению Кабаных, должна быть наказана. Можно не сомневаться, что, вернувшись домой, жена Тихона получила бы «по заслугам». Однако героиня предпочитает иной путь, по-своему протестуя против «темного царства».
ДВ. Писарев, другой критик, иначе оценивал образ Катерины. В статье «Мотивы русской драмы» он писал, что жизнь героини Островского состоит из противоречий, которые разрешаются «глупым средством» — самоубийством.
Точка зрения Д.И. мне ближе. Писарев. Существование в доме свекрови стало для Катерины невыносимым. В результате у женщины началось что-то вроде нервного срыва. Об этом свидетельствует даже ее речь, полная восклицаний и пауз: «Все равно смерть придет, что она сама собой… но жить нельзя!»
В конце драмы Катерина находится в полубезумном состоянии: жизнь потеряла для нее всякий смысл. Борис уходит, оставив женщину на произвол судьбы. Дома ждут нелюбимый муж и жестокая свекровь. «Иди домой? Нет, мне все равно, дома она или в могиле», — признается героиня в своем последнем монологе, незадолго до совершения страшного греха — самоубийства.
Значит, у Катерины был другой выход? Я считаю, что героиня не могла поступить иначе: слишком бессмысленной и невыносимой стала ее жизнь. Смерть была единственным выходом из боли.
Валерий Калиновский
Действие драмы Островского «Гроза» происходит в девятнадцатом веке, в маленьком провинциальном городке, где царят патриаршие порядки. Катерина, главная героиня пьесы, живет в богатом доме Кабановых с мужем Тихоном и свекровью, прозванной Кабанихой за вздорный характер и самодурство. В своем произведении Островский показывает конфликт между «темным царством», олицетворяющим уклад в доме Кабановых, и Катериной, которая хотела бы построить свою семью на принципах взаимной любви и уважения. Катерина, живущая в семье Кабановых, вынуждена терпеть гнет тирании Кабаных. Ситуация в семье требует от нее лжи и обмана. «Без этого нельзя, ты помнишь, где живешь; на этом весь наш дом держится, — говорит сестра мужа Варвара. Все, что окружает Катерину, восстает против ее естественных стремлений и желаний. В разговоре с Варварой она просто и в то же время очень точно в пяти словах передает свое отношение к сложившейся ситуации. «Да тут все как будто из-под плена!» Она рвется из этого плена к свободной жизни, даже если ей придется умереть в этом порыве. Она не считает жизнь тем существованием, которое ведет в семье Кабановых. Катерина хочет жить, а не существовать, она хочет жить свободно, без какого-либо давления на нее. Муж Тихон не может помочь ей в ее стремлении жить свободно. Он, как и Катерина, очень страдает от старого Кабаниха. Он простодушен и вовсе не злой, но крайне безвольный. Он не в состоянии защитить жену от нападок собственной матери. Катерина, понимая это, жалеет его. Это чувство в ней гораздо сильнее, чем ее любовь к Тихону. В своем желании вырваться из темного царства она ищет человека, который бы понимал ее и разделял ее взгляды. Им оказывается племянник богатого помещика Бориса. Это хорошо образованный человек, приехавший из столицы, он не приемлет сложившихся в городе обычаев и хорошо понимает Катерину.
Кроме того, он финансово зависит от своего дяди, точно так же, как молодая женщина от мужа и свекрови. Она полюбила его больше от безысходности, чем за его душевные качества. Катерина не может решиться, не может найти выход из сложившейся ситуации.
Но из любой ситуации всегда есть выход и не один. Один из возможных вариантов — оставить все как есть и продолжать терпеть и пытаться смириться в надежде, что в будущем что-то изменится. Если бы можно было изменить окружающих ее людей… Но этого не произойдет. Кабанова не может оставить то, на чем ее воспитывали, а ее бесхарактерный сын не может вдруг, ни с того ни с сего, обрести твердость и самостоятельность.
Другой путь кажется менее невозможным. Катерина могла бежать с Борисом от произвола и притеснений своей семьи. Тайно встретившись с Борисом, она просит его: «Возьми меня с собой отсюда». Но и это невозможно, потому что Борис — племянник Дикого и зависит от него материально. Кроме того, Дикий и Кабанов согласились отправить его в Кляхту, и, конечно, не дали взять с собой Катерину. В сущности, Борис — тот же Тихон, только «образованный». Воспитание отняло у него силы на пакости, но не дало сил сопротивляться им.
Она также не могла просто покинуть дом Кабановых и вернуться к родителям или поселиться где-нибудь у родственников, так как в те времена женщины занимали иное положение в обществе, чем теперь. Это было недопустимо по моральным нормам. По социальным нормам того времени жена должна была подчиняться мужу и, как правило, находилась в материальной зависимости от него.
В финале «Гроза» самодурацкой власти дается страшный вызов. Островский в конце своей трагедии показывает читателю невозможность существования в среде, где царит тирания с ее насильственными и смертоносными началами. Его Катерина выбирает единственный достойный выход из той ужасной ситуации. Она довела свой протест до конца. Устремившись в бездну, она обрела свободу, показала всем, что жизнь в «темном царстве» намного хуже смерти. Хотя, с точки зрения христианской морали, Катерина поступила неправильно (ведь церковь осуждает самоубийц), я считаю, что это был для нее единственный выход, так как терпение разрушило бы ее личность, научило бы лгать и изворачиваться, убить в ней все хорошее и положительное.
Катерина Кабанова — героиня драмы А.Н. Островского «Гроза»
Прекрасная женщина, замужем за Тихоном, человек слабый и безвольный, неспособный сопротивляться железной воле, деспотизму своей матери, Марфы Игнатьевны Кабановой, которая постоянно издевается над Катериной., Она живет «от белого света». .»
Действие происходит в городе Калинове, «темном царстве».
В этом городе живут люди, не умеющие ценить красоту, требующие полного подчинения, злобные, лживые, подлые по своей сути.
Это большинство.
Катерина — одна из немногих, кто может противостоять этому.
Она натура чуткая, живая, способная любить, искренне чувствовать.
Всем своим существом Катя стремится противостоять «жестоким нравам» города.
Она была счастлива в родительском доме и с большим трепетом и любовью относилась к матери «души в ней не искала».
«Гроза» — высшее достижение Островского в дореформенные годы (1859 г.)
Центральный конфликт пьесы, задуманной как социальная драма, постепенно достигает истинной трагедии. Это связано с образом Катерины Кабановой.
Катерина – чистая, светлая натура, она любит и чувствует жизнь абсолютно искренне.
Книги, свечи, иконы — мир, который любила Катя. Это человек с высокой духовностью, духовной чистотой.
Она в ней самой, да и в остальном мире порочна, людьми живущими во мраке, полном мраке своей корысти, низости. Она была слишком красива для них, для мира, в котором вынуждена была существовать.
Больше всего в поддержке, опоре нуждалась сама Катерина, она нежная, хрупкая, как цветок, нежная, беззащитная, ее ранимая душа не выносит грубого обращения.
Раньше такой опорой была мама.
Катя жила в своем мирке, где ей было спокойно, тепло, уютно.
В заботе, ласке и любви.
В браке она теряет все. Ее прежний мир разрушен, а новый для нее слишком жесток, мрачен, мрачен.
В нем ничего нет. Со стороны мужа она не получает ничего, кроме обостренного чувства одиночества. Пустота, холод, боль.
Катя медленно умирает. Ее душа увядает.
Ей противна жизнь «птицы в клетке».
Улетай, убегай, лети высоко в небеса гордой и вольной птицей, не прикованной к цепям устоев, традиций, чуждых всякому обновлению.
Ей свобода нужна как воздух, а дышать нечем. Единственное спасение в молитвах, в обращении к Богу.
Я вижу, как Катерина, молясь, вспоминает то веселое, беззаботное и счастливое время, когда ты молод, радуешься каждому дню, мгновению, секунде, дышишь полной грудью и чувствуешь себя свободным от предрассудков, страданий, боли, где тебя понимают и любят.
Катя живет прошлым, но от этого стонет ее душа.
Она хочет быть счастливой с мужем, любить его, но не может.
Катя безропотно пытается смириться с «кабанскими нравами», но желание быть свободной оказывается сильнее.
Борис для несчастной как спасительная соломинка, за которую она хватается, чтобы выжить.
Страсть захватывает ее полностью. Она кидается в омут, просит у Господа помощи, чтобы выбраться из него, но не может побороть искушение.
Ей нужна была поддержка мужа, свекрови, но никто из них ее не поддержал.
Я думаю, что для Кати был другой путь, без страха и упрека, и это не самоубийство.
Нужно просто перестать чувствовать себя жертвой, не искать опору и опору в других, ждать, пока кто-то придет и поможет, а стать той самой опорой для себя. Ведь ее богатый внутренний мир может дать ей и силу, и свободу.. Надо только не убегать и не искать в Борисе поддержки, как спасения, живя прошлым или жалея себя.
Выступите против «темного царства» Калинова, Кабанихи и Дикого, уничтожьте все то зло, что подчинило себе город.
Катерина очень сильный человек, но ее беда в том, что она этого не осознает.
В первую очередь нужно прислушиваться к себе, своему сердцу, душе и не зависеть от внешних обстоятельств, они не способны сломать и победить, я думаю, Катерина сделала это сама.
Его чрезмерная впечатлительность, иногда граничащая с безумием, его фанатичная религиозность, его покорность судьбе, надежде, вере в кого-то, но не в себя.
Катя не могла отдаться чувству к Борису, хотя оно захватило ее целиком.
Я не мог раскрыть свой внутренний потенциал, свои удивительные способности тонко чувствовать, любить, ощущать гармонию с природой и с Богом.
Катерина великая женщина, великий человек.
О таких людях говорят: «Господь целовал».
Красиво. Будь как цветы в жизни любимых мужчин.
И только любовь, свет, «луч» искрометного света души, исходящий из глубины тебя, освещает твой путь в любом, самом «темном» царстве. Сияй для своих близких. Будь счастлив. И никогда не отказывайтесь от чувства, ведь именно так и поступила Катерина, не найдя выхода, найти в себе силы относиться к своим близким с добротой и лаской, чтобы они чувствовали: вы любите.
Катерина умирает, потому что у нее нет другого выхода в решении текущей проблемы. Она поставлена в такие условия, что если бы она осталась жить, то, во-первых, страдала бы от своих мыслей и чувств, корила бы себя. Ведь именно она говорила о своем грехе, если бы она промолчала, никто бы об этом не узнал, но это не значит, что Катерина жила бы спокойно и в свое удовольствие. Ругая себя, сожалея о содеянном грехе, она сводила бы себя с ума, медленно таяла и угасала, со временем приводя себя в могилу. Я думаю, что Катерина боялась бы каждый день, что узнают о ее грехе, задумались бы о нем и душевная мука не покидала бы ее. Мне кажется, что если бы Варвара была на месте Катерины, то она бы молчала о содеянном и жила бы спокойно. Но Катерина, в отличие от Варвары, религиозна, просто впервые в жизни испытала любовь, и не смогла ее заглушить, пошла на ее поводу.
Во-вторых, Кабаниха «укусит» ее. Она и так была тираном в семье, а теперь станет еще хуже. Ее постоянные насмешки, издевательства, снисходительность, обвинения не могла вынести Катерина, с ее сильным характером и волей. Она не сможет развиваться, она замкнется в себе. Муж скоро бы ее простил, но не решившись спорить с матерью, Тихон не стал бы ее защищать. Мне кажется, Варвара могла бы разделить ее горе, она бы ее выслушала, но и помочь не смогла бы, потому что очень зависит от матери. В-третьих, общество, в котором она живет, отвергнет ее.