Первый земский: Первый Земский собор | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Первый Земский собор | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

ПРИЧИНЫ СОЗЫВА ПЕРВОГО ЗЕМСКОГО СОБОРА

По мнению одних, этот собор был созван царем для борьбы с боярами, против которых Грозный искал опоры в народе8. Это мнение не поддерживается историческими свидетельствами. Напротив, именно в 1550 г. царь всего менее мог думать о борьбе с боярством. К тому времени при посредничестве митрополитов Макария и Сильвестра он сблизился с лучшими людьми из боярства и составил из них круг советников и сотрудников, которые помогали ему в его смелых внешних и внутренних предприятиях. Чувствуя это затруднение, другие исследователи поправляют догадку, прибавляя, что первый земский собор дал царю твердую почву для будущей борьбы с боярством9. Но когда настала эта ожиданная борьба, царь не искал опоры в твердой почве земского собора, а создал для этого новое учреждение совершенно противоземского характера, опричнину. Все, что известно о целях первого земского собора от самого верховного виновника и руководителя его, также не поддерживает догадки о боевых демократических побуждениях, будто бы его вызвавших. […]

Другие исследователи указывают другие причины созыва первого земского собора; эти причины повторяют иногда как подкрепление своей догадки и сторонники противобоярского происхождения этого собора. То были: возникшая с объединением Руси Москвой потребность в общем органе для всей Русской земли, при помощи которого она могла бы заявлять о своих нуждах и желаниях перед образовавшеюся общею верховною властью, необходимость дать общее направление интересам и стремлениям отдельных земщин Московского государства, чтобы могло выработаться сознание целостной общерусской земщины, необходимость для царя вступить в союз с землею, отстранив бояр с пути, который вел к единению царя и земли, ясно понятая царем необходимость непосредственного общения своего с народом, чтобы иметь в нем твердую опору в правительственной деятельности, и т. п.10 Нельзя не признать того удобства этих соображений, что они касаются происхождения соборного представительства вообще, а не первого только собора; трудно объяснить происхождение первого собора отдельно от дальнейших, особенно когда для суждений о первом соборе так мало данных.

Ключевский В. О. Состав представительства на земских соборах древней Руси // Ключевский В.О. Сочинения в восьми томах. Том VIII. Исследования, рецензии, речи (1890-1905). М., 1959 Url.: http://az.lib.ru/editors/k/kljuchewskij_w_o/text_0190.shtml

Первый собор был созван Иваном IV в пору крайнего правительственного возбуждения царя. Венчание на царство с принятием царского титула, женитьба и вслед за тем страшные московские пожары, народный мятеж, казанские и крымские набеги — все эти треволнения с самого начала 1547 г. поочередно то поднимали, то повергали в уныние его неустойчивый дух. Он долго не мог оправиться от впечатления московских пожаров и через три с лишком года на Стоглавом соборе описывал свой тогдашний испуг с живостью только что пережитой минуты: тогда «вниде страх в душу мою и трепет в кости моя, и смирися дух мой, и умилихся и познах своя согрешения». Тогда он решился покончить и с боярским правлением, и со своей легкомысленной юностью и хлопотливо принялся за государственные дела. Он начал искать вокруг себя людей и средств, которые помогли бы ему поправить положение дел. При таком настроении царя созван был собор 1550 г. До нас не дошло деяния или протокола этого собора, и мы не знаем ни его состава, ни подробностей его деятельности. Но о нем сохранился такой рассказ. На двадцатом году своего возраста царь Иван, видя государство в великой туге и печали от насилия сильных, умыслил всех привести в любовь. Посоветовавшись с митрополитом, как бы уничтожить крамолы и утолить вражду, царь «повелел собрать свое государство из городов всякого чина». В воскресный день царь вышел с крестами на московскую Красную площадь и после молебна с лобного места сказал митрополиту: «Молю тебя, святый владыко, будь мне помощник и любви поборник. Знаю, что ты добрых дел и любви желатель. Сам ты знаешь, что я после отца своего остался четырех лет, а после матери осьми лет». Изобразив затем яркими чертами беспорядки боярского правления в продолжение своего несовершеннолетия, царь вдруг бросил в глаза присутствовавшим на площади боярам запальчивые слова: «О неправедные лихоимцы и хищники, неправедный суд по себе творящие! Какой теперь ответ дадите нам — вы, многие слезы на себя воздвигшие? Я чист от этой крови; ждите своего воздаяния». Потом царь поклонился на все стороны и продолжал: «Люди божии и нам дарованные богом! Молю вашу веру к богу и к нам любовь; ныне нам ваших обид и разорений и налогов исправить невозможно… молю вас, оставьте друг другу вражды и тяготы свои… я сам буду вам судия и оборона, буду неправды разорять и хищения возвращать».

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec40.htm

ВНУТРЕННЯЯ РЕФОРМА ГОСУДАРСТВА

Одновременно с казанскими походами Грозного шла его внутренняя реформа. Начало ее связано с торжественным «собором», заседавшим в Москве в 1550—1551 гг. Это не был земский собор в обычном смысле этого термина. Предание о том, будто бы в 1550 г. Грозный созвал в Москве представительное собрание «всякого чина» из городов, признается теперь недостоверным. Как показал впервые И. Н. Жданов, в Москве заседал тогда собор духовенства и боярства по церковным делам и «земским». На этом соборе или с его одобрения в 1550 г. был «исправлен» Судебник 1497 г., а в 1551 г. был составлен «Стоглав», сборник постановлений канонического характера. Вчитываясь в эти памятники и вообще в документы правительственной деятельности тех лет, мы приходим к мысли, что тогда в Москве был создан целый план перестройки местного управления. […] Так как примитивная система кормлений не могла удовлетворять требованиям времени, росту государства и усложнению общественного порядка, то ее решено было заменить иными формами управления. До отмены кормления в данном месте кормленщиков ставили под контроль общественных выборных, а затем и совсем заменяли их органами самоуправления. Самоуправление при этом получало два вида: 1) Ведению выборных людей передавались суд и полиция в округе («губе»). Так бывало обыкновенно в тех местах, где население имело разносословный характер. В губные старосты выбирались обыкновенно служилые люди, и им в помощь давались выборные же целовальники (т. е. присяжные) и дьяк, составлявшие особое присутствие, «губную избу». Избирали вместе все классы населения. 2) Ведению выборных людей передавались не только суд и полиция, но и финансовое управление: сбор податей и ведение общинного хозяйства. Так бывало обыкновенно в уездах и волостях со сплошным тяглым населением, где издавна для податного самоуправления существовали земские старосты. Когда этим старостам передавались функции и губного института (или, что то же, наместничьи), то получалась наиболее полная форма самоуправления, обнимавшая все стороны земской жизни. Представители такого самоуправления назывались разно: излюбленные старосты, излюбленные головы, земские судьи. Отмена кормлений в принципе была решена около 1555 г., и всем волостям и городам предоставлено было переходить к новому порядку самоуправления. «Кормленщики» должны были впредь оставаться без «кормов», и правительству надобны были средства, чтобы чем-либо заменить кормы. Для получения таких средств было установлено, что города и волости должны за право самоуправления вносить в государеву казну особый оброк, получивший название «кормленаго окупа». Он поступал в особые кассы, «казны», получившие наименование «четвертей» или «четей», а бывшие кормленщики получили право на ежегодные «уроки» или жалованье «из чети» и стали называться «четвертчиками».

Первый Земский собор 1549 год – значение создания, примирение участников

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 201.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 201.

Созыв первого Земского собора стал одним из ключевых событий правления царя Ивана IV Грозного. Дело в том, что с этого момента идет отсчет сословно-представительной монархии в России. Дата первого Земского собора – 1549 год.

Созыв земского собора при Иване IV

Царствование Ивана IV началось в специфических условиях. Дело в том, что его отец Василий III умер в 1533 году и до 1547 года продолжался период регентства при малолетнем царевиче.

Рис. 1. Первый земский собор.

Первый Земский собор также называли “собором примирения”. Причиной созыва стало восстание в столице в 1549 году. Заседание продолжалось всего два дня, 27-28 февраля. Среди его участников были: царь, бояре, Боярская дума, а также выборные представители от других сословий. Они рассматривали вопросы государственного управления, например, отмену кормлений и борьбу со злоупотреблениями на местах. С этого момента можно датировать возникновение в России сословно-представительной монархии.

Одновременно с созывом этого собора начались реформы. Иногда историки называют их “реформы Избранной Рады”. Последствием реформ стали улучшения в военной сфере, а также в законодательстве, сборе налогов, церковных делах и управлении. В войске была усилена артиллерия и появились инженеры, которые делали подкопы. Это очень помогло во время похода на Казань в 1552 году.

Также вскоре после созыва первого Земского собора Иван IV провел церковную реформу в 1551 и к 1556 году были завершены еще две реформы: губная и земская. Их результатом стало улучшение работы органов местной власти и отмена устаревшего способа содержания администрации на местах – кормлений.

1549 год в истории России запомнился вторым походом Ивана IV на Казань, но успехов он не принес. Бунт в Москве в 1547 году связан с засухой и пожарами. Толпа восставших граждан убила родственника царя – Юрия Глинского.

Рис. 2. Земский собор.

Реформы середины XVI века

Государство нуждалось в реформировании, в соответствии с требованиями времени. Еще в период регентства были начаты две реформы – денежная и губная. В 1550 году в царстве Русском появился новый Судебник. Согласно его пунктам, в государстве вводилась новая единица сбора налогов – большая соха. Такое наименование получили 400-600 десятин земли. Данный порядок налогообложения просуществовал до 1678 года.

К 1550 году относится и начало военной реформы. Вместо прежних пехотинцев-пищальников были сформированы шесть стрелецких полков, по 500 человек каждый. Позже численность стрельцов выросла более чем в десять раз. Также Иван IV раздал земли вокруг Москвы, в радиусе 70 километров, “избранной тысяче” московских дворян.

Последний Земский собор был созван в 1684 году и поводом стало заключение Вечного мира с королем Речи Посполитой Яном Собеским.

Рис. 3. Иван IV.

Что мы узнали?

Значение создания Земского собора для истории России XVI века в том, что в стране начался 135-летний период сословно-представительной монархии, а также были проведены различные реформы.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 201.


А какая ваша оценка?

Земство | Encyclopedia.com

gale

просмотров обновлено 17 мая 2018

Земство — система местного самоуправления, существовавшая в ряде регионов европейской части России с 1864 по 1918 год. земской реформы 1 января 1864 г. Эта реформа ввела выборный орган самоуправления, избираемый из всех сословных групп ( сословий ), в уездах и губерниях. Основными принципами земской реформы были выборность, представительство всех классов и самоуправление в вопросах местных хозяйственных нужд.

Положение от 1 января 1864 г. предусматривало учреждение земств в 34 губерниях европейской части России. Реформа не коснулась Сибири и губерний Архангельской, Астраханской и Оренбургской, где дворян-землевладельцев было очень мало. Не затронули реформа и ближайшие к национальным границам регионы: Прибалтику, Польшу, Кавказ, Казахстан и Среднюю Азию.

По уставу земские учреждения в уездах и губерниях должны были состоять из земских советов и исполкомов. Избирательная система была создана на основе класса и имущества. Каждые три года жители района избирают в совет от четырнадцати до ста или около того депутатов. Выборы прошли в курий (отделов), на которые делилось все население уездов. Первая курия состояла из помещиков, имевших 200 и более десятин земли (около 540 десятин) или другого недвижимого имущества стоимостью не менее 15000 руб. или имевших ежемесячный доход не менее 6000 руб. Эта курия состояла в основном из дворян и помещиков, но представители других классов (купцы, купившие дворянскую землю, богатые крестьяне, приобретшие землю и т. п.) со временем становились все более заметными. Вторая курия состояла из горожан, имевших купеческую прописку, или владевших торгово-промышленными обществами с годовым доходом не менее 6000 руб., или имевших недвижимость стоимостью не менее 500 руб. (в малых городах) или 2000 руб. (в крупных городах). города). Третья курия состояла в основном из представителей сельских обществ и крестьян, не нуждавшихся в особом разрешении на владение. В результате первых из этих выборов в 1865 и 1866 дворяне составили 41,7% уездных депутатов и 74% губернских депутатов. Крестьяне составляли 38,4 и 10,6%, купцы 10,4 и 11%. Представителями уездных и губернских собраний были уездные и губернские предводители дворянства. Земские собрания стали органами управления: они избирали органы исполнительной власти: губернские и уездные исполнительные органы (три-пять человек).

Власть земства ограничивалась местными задачами (медицина, образование, сельское хозяйство, ветеринария, дороги, статистика и т. д.). Земские налоги обеспечивали бюджет земских учреждений. Смета должна была быть утверждена земским собранием. Он составлялся, в основном, из налогов на недвижимое имущество (прежде всего на землю), и в этом случае давление шло главным образом на крестьянскую землю. В пределах своей власти земства имели относительную самостоятельность. Губернатор мог только следить за законностью решений земства. Он также утвердил председателя 9-го0010 уездный исполнительный орган и члены губернского и уездного исполнительных органов. Председатель провинциального исполнительного совета должен был быть утвержден министром внутренних дел.

В результате земской контрреформы 1890 г. губернатор получил право не только следить за разумностью земских решений. Было создано специальное надзорное учреждение, названное Губернаторским бюро по земским делам. Более половины избирателей в 1888 г. были лишены избирательных прав. Состав земских собраний был изменен в пользу дворян. В 189На 7 земских выборах дворяне составляли 41,6% уездных депутатов и 87,1% губернских депутатов. Крестьяне получили 30,98 и 2,2%.

В структуре земских учреждений не было «малой земской единицы», под которой понималась волостная (сельская) единица, наиболее близкая к потребностям местного населения всех сословий. Не было и национального учреждения, которое координировало бы деятельность местных земств. В конце концов земства стали «зданием без фундамента и без крыши». Правительство выступало против сотрудничества между земствами, опасаясь конституционалистских настроений. Земства не имели собственного института принудительной власти, что заставляло их опираться на администрацию и полицию. Все это вскоре поставило земства в оппозицию к самодержавию. Они были особенно активны в 1890-е годы, когда влиятельным стал так называемый третий элемент (профессионалы земства или преимущественно демократические представители интеллигенции). В начале ХХ века либеральные земцы стали откровенно политическими, и в 1903 г. они образовали нелегальный «Союз конституционалистов-земцев». В ноябре 1904 г. в Петербурге состоялось Всероссийское собрание земств, на котором была разработана программа политических реформ, в том числе создание народного представительства с законодательными правами. Позже многие участники движения присоединились к ведущим либеральным партиям, кадетам и октябристам.

К 1912 г. земства создали 40 000 начальных школ, около 2 000 больниц, сеть библиотек, читальных залов, аптек и врачебных пунктов. Их бюджет увеличился в 45 раз по сравнению с уровнем 1865 года и составил 254 миллиона рублей. В 1912 на образование шло 30% земских расходов, на здравоохранение — 26%, на развитие местного сельского хозяйства и местного хозяйства — 6,3%, на ветеринарное обслуживание — 2,8%. В 1912 в земствах работало около 150 тыс. учителей-специалистов, врачей, агрономов, ветеринаров, статистиков и др. К 19В 43 из 93 губерний и областей действовало 16 земств.

После начала Первой мировой войны, 12 августа 1914 года, земства создали Национальный союз земств в помощь больным и раненым воинам. В 1915 году этот союз объединился с Национальным союзом городов. Для координации двух организаций был создан специальный комитет под названием «Земгор». Помимо помощи раненым, он также помогал снабжать армию и помогал беженцам. После Мартовской революции 1917 года председатель Земгора князь Георгий Львов стал премьер-министром Временного правительства. Председатели земских исполнительных управ назначались полномочными представителями Временного правительства в своих уездах и губерниях. Земства были учреждены в 19было создано еще губерний и областей России и волостных земств, образовавших низшие органы местного самоуправления. Перевыборы проводились во всех уровнях земства на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. После Октябрьской революции, 17 января 1918 г., постановлением Советского правительства ( Совнаркома ) главные комитеты земского и городского союзов были распущены, а их имущество передано в ведение ВСНХ. К 19 июля18 земств на территориях, контролируемых большевиками, были ликвидированы, но восстановлены на территориях, контролируемых белыми армиями и за границей. В 1921 году в Париже был создан Комитет земств и городов, вновь названный Земгором, для оказания помощи русским гражданам, проживающим за границей. Дивизии земгоров также действовали в Праге и на Балканах. Парижский Земгор существует и по сей день.

См. также: местное самоуправление и администрация

Эклоф, Бен, Бушнелл Джон и Захарова Лариса, ред. (1994). Великие реформы в России 1855–1881 гг. Блумингтон: Издательство Индианского университета.

Эммонс, Теренс и Вучинич, Уэйн С., ред. (1982). Земство в России: опыт местного самоуправления. Кембридж, Великобритания; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

Старр, Фредерик С. (1972). Децентрализация и самоуправление в России, 1830–1870 гг. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.

Зайончковский Петр Андреевич. (1976). Русское самодержавие при Александре III. Галф Бриз, Флорида: Academic International Press.

Олег Будницкий

Глоссарий организаций: Ze



 

земство

Органы местного самоуправления во главе с дворянством, созданные в центральных губерниях России вскоре после освобождения крепостных, в 1864 г.

Земство строило больницы, школы, строило дороги, занималось сбором налогов. Земство также помогало крестьянам создавать опытные хозяйства; они одолжили деньги; и вообще поощряли кооперативное сельское хозяйство. Сельскохозяйственные склады были созданы, чтобы научить крестьян получать более высокие урожаи с меньшими усилиями. Со временем некоторые крестьяне продавали свое зерно через земство, у которого было больше возможностей для его очистки.

Земство как кредиторы было крайне неудачным: крестьяне отказывались возвращать ссуды, видя в них благотворительность, не вполне осознавая капиталистическую кредитную практику. В ответ земство подало в суд на крестьян-должников, чтобы вернуть потерянные деньги. Что еще хуже, земство вкладывало эти деньги в новые производственные предприятия, не имея промышленного опыта — ни в земстве, ни в крестьянском должнике — в сочетании с растратой крестьянством значительной части этих денег на личные индульгенции такие вложения почти всегда были полным провалом. .

Историческое развитие: С освобождением крепостных крестьян в России было огромное количество людей, освобожденных от кабалы, и все же они были совершенно лишены образования, надлежащих сельскохозяйственных орудий и организации. В первые годы после эмансипации возник вакуум власти, когда-то занятый феодалами, и в результате урожайность сельскохозяйственных культур начала снижаться.

В 1864 году царь решил создать аппарат для обеспечения необходимой крестьянству инфраструктуры. Чтобы сформировать эти комитеты и обеспечить их финансирование, царь ввел новый налог на всем владельцам недвижимости: чем больше доход приносит земельный участок, тем больше налог. Собственники, в свою очередь, избирали среди себя представителей для работы в земстве. Поскольку большая часть собственности в России принадлежала феодалам, они составляли подавляющее большинство в земстве, наряду с меньшим количеством священников, купцов и промышленников. Поскольку не существовало центрального аппарата, который руководил бы или координировал работу земств — правительство решило, что они будут полностью независимыми, — их сфера деятельности была исключительно местной.

Освобождение крепостных требовало, чтобы все крестьяне получили землю, но некоторые получали больше, чем другие, в то время как у других не было ни инструментов, ни семян, ни обучения для ведения собственного хозяйства, полностью независимого от феодальной системы. В то время как земства помогали этим крестьянам, в скором времени русское крестьянство неизбежно раскалывалось на две части: кулаков, владевших большими участками плодородной земли, сельскохозяйственных орудий и пользующихся большим благосклонностью земства, и трудового крестьянства, возделывавшего землю.

кулацкие земли почти в тех же условиях, что и крепостные.

В то время как земство руководило классовыми противоречиями внутри крестьянства, оно также способствовало возникновению одного из самых серьезных конфликтов в русском обществе: борьбы между городом и деревней, или, точнее, борьбы кулаков против капиталистов и царя. В некотором смысле это стало затяжной борьбой феодализма против капитализма. Монархия установила ряд тарифов на все промышленные товары, но позволила русским капиталистам устанавливать рыночные цены любым удобным для них способом. Таким образом, импортные товары стоили чрезвычайно дорого, а местным русским капиталистам достаточно было установить цену чуть ниже этого уровня, чтобы монополизировать рынок. А 19Оценка 04 показала, что за основное сырье, такое как сталь и железо, русские крестьяне имели

переплат на 74 млн. руб. Земство вело ожесточенную борьбу против монархии за снижение этих косвенных налогов, которые наносили ущерб современному сельскохозяйственному развитию России.

Монархия не только проигнорировала мольбы земства, но и начала наступление, чтобы подорвать их финансирование. 20 декабря 1867 г. торговая и обрабатывающая промышленность были освобождены от земельного налога, пропорционального доходам. Вскоре железные дороги также будут освобождены. Таким образом, основная часть налогов теперь ложилась непосредственно на тех, кто изначально должен был получать выгоду от налога на имущество в первую очередь: на кулаков. В 1890 был принят закон, по которому крестьяне (владевшие небольшими участками земли) лишались избирательных прав. Взамен им было позволено лишь предложить представителя, которые могли быть приняты по единоличному усмотрению дворянства земства. Далее, закон предусматривал, что

всякое решение земства должно быть утверждено губернским губернатором. 12 июня 1900 года монархия пошла еще дальше и запретила земцам увеличивать свой бюджет более чем на 3 процента по сравнению с предыдущим годом.

К тому времени, когда началась Первая мировая война, земцам было поручено, хотя и неподготовленным и, как правило, неспособным выполнять эту задачу, выполнять все логистические обязанности для всей армии, включая все запасы продовольствия и одежды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *