Первый письменный свод законов появился во время княжения: Русская Правда – первый свод законов Древней Руси

Содержание

Правление Ярослава Мудрого. Внутренняя и внешняя политика

Ярослав был вторым сыном князя Владимира и полоцкой княжны Рогнеды. В детстве он тяжело болел и остался хромым, что не мешало ему быть физически сильным. Когда мальчику было девять лет, отец отдал ему в удел Ростов, а потом — Новгород.

Ярослав Мудрый. Портрет из «Царского титулярника» 1672 г.

Его имя впервые упоминается в «Повести временных лет» в статье 980 г., где рассказано о женитьбе его родителей — Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Этот брак был заключен в 976 или в начале 977 г. А родился Ярослав в промежутке между 976 и 983 гг.

Свое прозвище Ярослав Мудрый получил не от современников. Оно появилось в историографии в 60-х гг. XIX в. До этого князя называли просто Ярослав Владимирович или Ярослав I.

Еще во время княжения в Новгороде князь Ярослав запомнился своей законотворческой деятельностью. В 1016 г. по его приказу был издан первый на Руси письменный правовой кодекс — «Правда Ярослава». Он содержал 18 статей, в которых были прописаны виды преступлений (убийства, кражи, побои и др.) и предусмотренные за них наказания. За большинство злодеяний преступники наказывались денежным штрафом, однако родственники убитого обладали правом кровной мести преступнику.


Суд во времена «Русской Правды». И. Л. Библин

В дальнейшем Ярослав регулярно издавал письменные законы, действовавшие на территории всей Руси. Свод таких законов назывался «Русской Правдой».

Ярослав внес большой вклад в развитие образования и книжного дела. При нем открылись первые на Руси библиотеки, увеличилось количество школ, было переведено на русский язык множество книг древних авторов. Благодаря своей просветительской и законодательной деятельности Ярослав и получил прозвище Мудрый.

Как выглядел Ярослав Мудрый?

Памятник Ярославу Мудрому в Киеве

Рост Ярослава Мудрого составлял 175 см. У него было лицо славянского типа, средней высоты лоб, узкая переносица, сильно выступающий нос, большие глаза, резко очерченный рот, острый подбородок. Князь был хромым, из-за чего с трудом ходил: по одной из версий — от рождения, по другой — в результате ранения в бою. Правая нога Ярослава была длиннее левой из-за повреждения тазобедренного и коленного суставов.

«Русская правда» — первый свод законов Древней Руси

При Ярославе Мудром появляется первый письменный свод законов Древней Руси – «Русская правда Ярослава Мудрого». В этом документе было 35 глав, каждая из которых описывала отдельное преступление и предусмотренное за него наказание. Закон были жестокими. Особое внимание уделялось наказанию за убийство. Родственники убитого получали право самостоятельно выбрать меру наказания его убийце. Обычно это была смерть. Если же родственников не было, то убийца должен был уплатить штраф в пользу государства – виру[2]. Размер виры зависел от возраста, пола и сословия убитого.

Сурово карала «Русская правда» Ярослава и за воровство. В качестве судьи выступал князь или уполномоченное им лицо. До свода законов «Русская правда» чтобы доказать свою невиновность обвиняемый в воровстве должен был всякий раз действовать по-разному. В своде законов «Русская правда» сказано, что обвиняемый обязан взять в руки раскаленный кусок железа. После этого его руку обматывали куском ткани и отпускали на три дня. По окончании этого срока руку разматывали, и если под тканью не оставалось раны или рубца, то обвиняемый признавался невиновным. В тексте Русской правды Ярослава Мудрого содержатся четкие указания на то, как поступать с ворами.

Суд во времена русской правды. Художник Иван Билибин

Распри Ярослава с родственниками

В 1021 г. у Ярослава возникли проблемы с племянником — полоцким князем Брячиславом. Тот напал на Новгород и захватил богатую добычу. Ярослав настиг его и отобрал награбленное. Тем не менее вскоре они помирились, и дяде пришлось расщедриться и отдать Брячиславу города Витебск и Усвят.

Следующим противником Ярослава стал брат Мстислав, княживший в Тмутаракани. В 1024 г. Мстислав разбил Ярослава в битве при Листвене возле Чернигова, и великий князь бежал в Новгород. Однако киевляне «не прияше» Мстислава, а сам он, вероятно, не надеялся одолеть упорных «киян». Поэтому он великодушно предложил брату переговоры. Через два года на встрече под Киевом князья разделили сферы влияния на Руси. Отныне Ярослав правил западной частью державы (от реки Днепр), а Мстислав — восточной. В 1036 г. Мстислав умер, и Ярослав вновь стал единоличным правителем.

После крещения Руси еще долго люди носили два имени: одно — славянское, языческое, а другое — христианское. Христианским именем Ярослава было Георгий, или Юрий. И поэтому, основав город в Прибалтике, он назвал его Юрьев, в честь своего святого (теперь это эстонский город Тарту). А по своему славянскому имени князь назвал другой основанный им город — Ярославль.

Внутренняя политика

Во внутренней политике при Ярославе Мудром со времен Владимира Святославовича изменилось немного. Ярослав Мудрый по-прежнему занимается собирательством русских земель вокруг Киева, борется с попытками отделения княжеств от центра, пропагандирует распространение христианства.

В 1024 г. в Суздальских землях вспыхивает восстание. На его подавление уходит два года. Подобно отцу, Ярослав отправляет в непокорные или чересчур своенравные земли своих сыновей. В Новгороде княжеский престол занимает Владимир, в Чернигове – Святослав, в Переяславле — Всеволод. Внутренняя политика Ярослава в этом во многом напоминает политику, проводимую его отцом.

Киев постепенно превращается в культурный и религиозный центр русской земли. Начинается строительство собора Святой Софии (1037-1041), заложен фундамент Киево-Печерского монастыря (1051). Назначение митрополитом Иллариона делает русскую церковь более независимой от Константинополя.

При Ярославле происходит расцвет русской культуры, усложняется общественная жизнь, более 25 лет не ведется серьезных войн, вся власть постепенно сосредотачивается в руках князя, принимаются новые законы. Внутренняя политика князя Ярослава направлена на укрепление земли Русской.

()

Внешняя политика Ярослава

Заключив соглашение с Мстиславом, Ярослав стремился расширить границы своих владений. В 1030 г. он захватил западное побережье Чудского озера и основал там город Юрьев (ныне эстонский город Тарту). В следующем году Ярославу удалось отвоевать у Польши утраченные из-за Святополка червеньские города (Червень, Волынь, Брест и др.).

В 1036 г. Ярослав окончательно разбил печенегов, которые напали на Киев. И в честь этого события он велел заложить в городе каменный собор Св. Софии, который сохранился до наших дней.

Софийский собор в Киеве

Он первым из русских князей сделал упор на дипломатию, а не на силу оружия. В то время главным способом наладить отношения с другими государствами считались династические браки. Ярослав завел родственные связи со многими западноевропейскими монархами. Сам он был женат на шведской принцессе Ингигерде, дочери короля Олафа. От отца ей досталось богатое приданое — город Альдейгаборг (позже — Ладога). Прилегающие к нему земли получили название Ингерманландия (что переводится как «земли Ингигерды»). На этих землях в 1703 г. Петр I заложил Санкт-Петербург.

Дочерей же своих Ярослав отдал в жены европейским монархам. Елизавета вышла замуж за норвежского короля Гаральда, Анастасия — за венгерского правителя Андрея. Но наиболее известной и почитаемой оказалась дочь Анна Ярославна, ставшая супругой французского короля Генриха I.

Ярослав Мудрый и шведская принцесса Ингигерда. А. Транковский. XIX в.

Сына Изяслава киевский князь женил на дочери польского короля Казимира, а сам Казимир женился на сестре Ярослава Добротеве. Сын князя Всеволод взял в жены греческую царевну.

В результате такой внешней политики Ярослав Мудрый оказался связан узами родства с множеством сильных соседей, ближних и дальних. Что немаловажно в международных отношениях.

Перед смертью Ярослав дал наставление сыновьям, убеждая их не вести междоусобных войн, а заботиться о сохранении целостности и могущества государства

Законодательство Ярослава Мудрого. [См. также Ярослав Мудрый – внешняя и внутренняя политика, таблица. ] Обязанный великокняжеским престолом, спасением своего рода усердию новгородцев, Ярослав Мудрый (см. его краткую и подробную биографии) в первые годы своего княжения дал им льготные грамоты, служившие впоследствии основанием их внутреннему устройству. Эти грамоты истреблены временем и содержание их в точности неизвестно: знаем только достоверно, что в продолжение 4 веков Новгород дозволял управлять собою только тем князьям, которые клятвою подтверждали грамоты Ярослава. Вникая, однако, в ход событий, можно полагать, что Ярослав предоставил Новгороду исключительное право зависеть, наравне с Киевом, от великого князя, решать дела внутренние судом народного веча и платить князю дань определенную. Слабость преемников Ярослава дозволяла Новгороду предаваться всем порывам необузданного своеволия и мало-помалу присвоить некоторые права самостоятельного государства.

Ярослав Мудрый и расцвет Киевского государства. Видеоурок

В то же время Ярослав даровал Новгороду письменный закон, известный под названием Русской Правды, введенный впоследствии во всей Руси. Законодатель хотел установить лучший порядок суда и расправы, который был раньше основан на праве личной и родовой мести, не согласовался с понятиями христианскими; для этой цели он начертал 17 статей, которыми установил, чего должен страшиться нарушитель общественного порядка и какого удовлетворения мог требовать обиженный. Главные статьи Русской Правды, по новгородскому списку: 1) за смерть мужа мстит брат или сын, или отец или двоюродные братья, или племянники; 2) если не будет мстителя, убийца платит 40 гривен; 3) за удар палкою, жердью, мечом виновный платит 12 гривен; 4) за отсечение руки 40 гривен; 5) за вырвание уса или бороды 12 гривен; 6) за обнажение меча 1 гривну; 7) за увод челядинца и коня 3 гривны;

в случае запирательства ответчика разбирают дело 12 выборных. После смерти Ярослава дети его прибавили 18 статей о праве собственности, о рабах, рубежах, сене, скоте. Владимир Мономах дополнил Русскую Правду несколькими статьями, о ростах или процентах и проч.

Старинные обычаи, славянские и норманнские, освященные временем, были, без сомнения, основанием Русской Правды. Не касаясь тех из них, которые сами по себе имели всеобщую силу закона, например о наследстве, законодатель желал исправить другие, не столь определенные, зависевшие от произвола; хотел согласовать их с правилами здравого рассудка и ослабить слишком вредные для гражданской жизни. Так, принужденный утвердить коренной обычай ранних обществ, право личной и родовитой мести, противный и духу христианства и цели общежития, но освященный веками, законодатель старался по крайней мере уменьшить зло, дозволив личную месть только близким родственникам и притом в случае смертоубийства; за прочие же преступления установил денежную пеню. Обиженный получал удовлетворение сообразное обиде и не мог распространять мщения своего далее предела, назначенного законом.

Церковная политика и просветительство Ярослава Мудрого. Льготные грамоты и Русская Правда были первыми делами внутренней политики Ярослава, предвестниками его мудрого правления. Зная, что вера христианская более всех законов могла способствовать успехам жизни гражданской, сын святого Владимира, равно набожный и благочестивый, распространял ее учение в самых отдаленных областях не жестоким преследованием язычества, но средствами благоразумными: строил церкви, из коих в особенности замечателен Софийский собор в Киеве, переводил божественные книги на язык отечественный, сам читал их неутомимо, многое списывал для народного употребления, определял из казны своей содержание служителям церкви, детей их велел воспитывать и с этой целью основал народное училище в Новгороде для 300 отроков. Новое поколение увидело плоды его ревности просвещенной: явились не только достойные пастыри, но и писатели красноречивые, преподобный Нестор и св. Кирилл, епископ Туровский. Духовенство получило от Ярослава новые льготы и важные права: Уставом о церковном суде он подтвердил устав святого Владимира, предоставив кроме того ведению митрополита и епископов многие тяжбы, с определением, чего они должны требовать от подсудимых.

При всей набожности, при всем уважении к сану духовному Ярослав не хотел, однако, чтобы русское духовенство было в исключительной зависимости от греческого патриарха, подобно тому как западное духовенство признавало верховную власть римского папы. Ярослав смотрел на Византийскую империю как на государство знаменитое, просвещенное, но и Русь признавал державой самостоятельной, неподвластной ни греческому императору, ни патриарху. Он не хотел стерпеть, чтобы подданные его были обижаемы в Царьграде, и, узнав об убиении греками знатного русса, объявил императору Константину Мономаху войну, послал сильное войско под начальством сына своего Владимира и, удовлетворив чести оскорбленного государя, заключил мир, как равный императору самодержец.

В том же смысле он действовал и в отношении к константинопольскому патриарху: считал его первосвятителем восточной церкви, но не отказывался от права назначать в русские митрополиты сановников по собственному усмотрению. По случаю разрыва с греками, утвердив своею властью в достоинстве Киевского митрополита, избранного русскими епископами инока Илариона, он определил ясно, что русский первосвятитель должен находиться в зависимости от великого князя. Преемники Ярослава возобновили отношения с византийскими первосвятителями, требовали от них митрополитов и епископов, предоставляли иногда их суду случаи церковные, но не позволяли им по произволу вмешиваться в дела русской церкви, тем более в дела гражданские, и нередко, по примеру Ярослава, назначали митрополитов сами.

Таким образом, со времен Ярослава установилась русская иерархия, сходная с греческою в устройстве внутреннем, в правах и обязанностях духовенства, в отношениях его к светской власти, тесно соединенная с нею догматами веры, обрядами богослужения, тем не менее самостоятельная и независимая от восточных патриархов в делах внутреннего управления. Она была безопасна и от вредных нововведений и от чужого вмешательства. С одной стороны, составляя нераздельную часть восточной церкви, она не могла принять в свои недра ничего нового без согласия вселенских соборов, следовательно, имела самый прочный залог чистоты вероисповедания; с другой же стороны, имея свой определенный круг, она не могла быть потрясаема кознями чуждого властолюбия, по примеру западных государств, подвластных римскому папе.

Важнейшим действием Ярослава было также определение главных начал удельного права и взаимных отношений князей в потомстве Владимира святого. Назначив каждому из пяти сыновей своих определенную область, он установил, что старший в княжеском семействе есть глава государства, посредник, миротворец и защитник своих братьев, которые обязаны чтить его как отца, но в то же время имели неотъемлемое право на свои уделы. С тех пор Русь образовала систему союзных государств, друг от друга не зависимых, но тем не менее соединенных в одно целое верою, языком и господством одного дома.

Медведь с секирой

Герб Ярославля

Существует предание, связывающее возникновение российского города Ярославля с киевским князем Ярославом. Однажды князь плыл по Волге из Новгорода в Ростов. Во время одной остановки на берегу на него напал медведь. Ярослав с помощью дружинников зарубил зверя. После этого случая князь велел построить на высоком утесе над Волгой небольшую деревянную крепость, которую назвали его именем. Эти события нашли свое отражение на гербе города Ярославля.

Поделиться ссылкой

Киев после смерти Владимира

Смерть Владимира Великого стала причиной жестокой борьбы за власть между его сыновьями. В 1015 г. киевский престол занял Святополк. Князь Новгорода Ярослав выступил против него и разгромил в бою под Любичем. Святополк запросил помощи у тестя – польского короля Болеслава Храброго. Тот согласился и, возглавляя многочисленную рать, вторгся в пределы Руси. В бою под Волынью, в 1018 г. Ярослав потерпел поражение и отошел к Новгороду. Власть в Киеве снова принадлежала Святополку. Но бесчинства войска польского, грабежи и мародерства возмутили киевлян, и те подняли восстание. Болеслав Храбрый вернулся в Польшу, присоединив к своему королевству червенские города – небольшую территорию в Волыни с городами Шеполь, Червен, Волынь.

Ростовское княжество и Ярослав Мудрый

Около 10 лет от роду Ярослав начинает свою политическую карьеру, заняв княжеский стол в Ростове. Этот период жизни сына Владимира оброс огромным количеством позднейших легенд и преданий.

Летописцы говорили о мудрости князя, о его деятельности по распространению христианства на своей земле и обороне её от набегов кочевников и других иноплеменников. Но вряд ли Ярослав управлял княжеством самостоятельно в столь юном возрасте. Исследователи указывают на личность некоего воеводы Будыя, ещё с пребывания в Киеве являвшегося наставником князя. Возможно, что он, как минимум, помогал Ярославу княжить в Ростове.

С пребыванием сына Владимира в Северо-Западной Руси связана легенда об основании города Ярославля. Современные исследователи пришли к мнению, что город появился на берегу Волги не раньше 20-х годов XI века, когда Ярослав уже княжил в Киеве, в то время как, согласно народным преданиям, это произошло в 1010 году.

Ярославский кремль. (Wikimedia Commons)

открытый урок по истории для 6 «А» класса на тему «Древнерусское государство при Ярославе Мудром» | Материал по истории (6 класс):

Тема: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром»

Цели:

Образовательные: Раскрыть процессы государственного и культурного развития Руси при Ярославе Мудром.

Развивающие: Совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой, учить анализировать исторические документы, научить сравнивать, сопоставлять полученную информацию, ставить и разрешать проблемы, видеть причинно-следственные связи.

Воспитательные: Воспитание чувства патриотизма и гордости за свой народ, его исторический выбор.

Важнейшие даты: 1019–1054 – Ярослав Мудрый.

Оборудование: Карта «Киевская Русь в IX–XI вв. », презентация.

Форма урока: личностно-ориентированный проблемный урок, урок-исследование.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте! Запишите сегодняшнюю дату и новую тему. Если кто не успел заполнить дома таблицу, оставьте свободное место. Сегодня мы будем говорить об эпохе Древнерусского государства в первой половине 11 века. Тема урока «Древнерусское го-во при Ярославе Мудром»

— Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что изображено? Звёзды это исторические даты, понятия, события и люди. Давайте теперь постараемся все вместе раскрыть как можно больше исторических тайн за 7 минут. И эту часть я предлагаю назвать «Звёздные тайны истории». (тем самым мы повторяем пройденные темы)

II. Проверка раннее изученного материала.

Звездные тайны истории.

— За каждой звездочкой спрятана историческая тайна.

Предлагаю вам раскрыть то, что спрятано за звездочкой и рассказать, что вы знаете об этой тайне. (ученики по очереди открывают звёзды) 988 г. полюдье (круговой объезд с целью сбора дани)

вече урок 882 г. погост наместник дань (платежи подвластного населения в виде вещей, продуктов или денег)

— Молодцы! (1 слайд)

2. Приоткроем дальше звездные тайны истории.

— Вы уже знаете, что до конца 10 века сформировалось Древнерусское государство, чему способствовала политика первых русских князей. Выделим главные итоги деятельности князей и их вклад в укрепление могущества Древней Руси.

Внимание, задание:

1) Расстановите в хронологической последовательности жизнь и деятельность князей.

 (имена князей расположены в разном порядке)

Олег

Игорь

Ольга

Владимир

Ярослав

— Молодцы! Благодарю за активное участие, а теперь давайте узнаем кто же такой Ярослав и почему он Мудрый. Прежде чем узнать про него запишите пожалуйста синонимы, антонимы слова Мудрый. Или какой по вашему мнению должен быть мудрый человек. 2-3 слова. За 1 минуту.

III. Актуализация знаний:
Мы с вами постараемся раскрыть новую историческую тайну. А Какие бы тайны вы хотели узнать о времени правления Ярослава Мудрого?

IV. Целеполагание.
— А теперь, исходя из темы, определим учебные задачи. Какие бы тайны вы хотели узнать о времени правления Ярослава Мудрого?
Задачи:
изучить правление Ярослава Мудрого;
рассмотреть основные направления внутренней и внешней политики.
Тайны:
Узнаем, почему князя Ярослава прозвали «Мудрым»?
Раскроем тайну, почему время его правления связывают с расцветом Древнерусского государства?
–Что значит расцвет Древнерусского государства?
Значит нам нужно рассмотреть основные направления внутренней и внешней политики князя.
Работать сегодня будем опираясь на рабочие листы, где содержится дополнительный материал, документы.
V. Изучение нового материала.
Правление какого князя мы изучали на прошлом уроке? (Владимир).
— Какое важное событие произошло при нем?
У него было 12 сыновей. Каждый правил там, куда отправил его отец. Изучив документ, отметьте на карте места правления сыновей Владимира.
1. Работа с картой. (в парах) – исследовательская работа.
«Было у него (Владимира) 12 сыновей… И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, Святополка в Турове, Ярослава в Ростове. Когда умер старший брат Вышеслав, посадил в нём (в Новгороде) Ярослава, а Бориса посадил в Ростове, Глеба – в Муроме, Мстислава – в Тмутаракани».
– Теперь внимание на экран. Проверьте (на слайде высвечивается карта). (6 слайд)
— В тексте вам встретилось слово “посадил”. От этого слова образовалось понятия ПОСАДНИК.
-Как по другому можно сказать ? (наставник)
— что обозначает это слово?
Посадник – назначаемый или выборный глава местной власти.

Не сразу Ярослав занял княжеский престол. В начале XI века Древнерусское государство опять было охвачено междоусобицей. Владимир Святославич(отец) умер в 1015 году, не назначив наследника.
Междоусобица- борьба за власть и влияние между представителями правящих слоев общества. (на слайде-записать)

Вывод: Как мы видим Ярослав Мудрый многое сделал для истории Руси, избавившись от претендентов на власть, Ярослав стал спокойно и мудро править в своём государстве. Его политика была направлена на укреплении Руси, помогала развитию хозяйства и культуры. Расцвет Древнерусского государства приходится на период правления князя Ярослава, сына Владимира, получившего прозвище «Мудрый».

3. Работа над понятием «Мудрый».

1019-1054гг.- время княжения Ярослава Владимировича Мудрого.

означает слово «мудрый»?

МУДРЫЙ — основанный на добре и истине; праведный, соединяющий в себе любовь и правду; в высшей степени разумный и благонамеренный.

Это новая звездная тайна истории.

— Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо поработать с документом.

Работа с документом «Похвала Ярославу Мудрому» (из «Повести временных лет»).

— Выберите из документа факты, характеризующие вклад князя Ярослава в развитие древнерусского государства.

В год 1037. Заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь, святой Софии митрополию, а затем церковь святой Богородицы благовещения на Золотых воротах, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. При нем начала вера христианская плодиться и распространяться, и черноризцы стали множиться, а монастыри появляться. Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью, и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением Божественным.

Велика ведь бывает польза от учения книжного; книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в Словах книжных. Это — реки, напояющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания. Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей. Кто ведь книги часто читает, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Читая пророческие беседы и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получаем для души великую пользу.

Ярослав же этот, как мы сказали, любил книги и, много их переписав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил он ее золотом, серебром и сосудами церковными, в ней возносят к богу положенные молитвы в назначенное время. И другие церкви ставил он по городам и иным местам. И увеличилось число пресвитеров и людей крещеных. И радовался Ярослав, видя множество церквей и людей крещеных, а враг сетовал на это, побеждаемый новыми людьми крещеными.

Ответы детей: Ярослав был прозван Мудрым потому, что:

распространял христианство, строил церкви.

Открывал школы, поощрял переводы греческих книг на славянский язык.

Физминутка.

— Так что же сделал Ярослав Мудрый для процветания государства?

4. Работа с текстом учебника.

А теперь ознакомимся с текстом №7 учебника и выполним задания по рядам.

1. Сформулируем раскрывающие внутреннюю политику Ярослава, за которые князь мог получить прозвище «Мудрый». Работаете по плану, опираясь на документ.

План.

1) Управление государством.

2) Закон о наследстве. Перед нами новая тайна о мудрости Ярослава, которую я вам сейчас раскрою:

1) « Для того чтобы не ссорились сыновья между собой за наследство после смерти своих родителей, Ярослав решил установить правила о наследстве, записанные в «Русской правде». Наследством объявлялась вся земля и всё имущество. Теперь по закону все сыновья после смерти отца должны были делить наследство поровну. Сестры их ничего не получали. Но братья были обязаны выдать сестер замуж. Жена умершего также получала часть наследства.

2) Самое же главное, Ярослав Мудрый установил порядок наследования между княжескими сыновьями. Теперь наследовать киевский престол мог только старший сын князя. Только в случае его смерти следующий брат мог стать великим князем. Сделал это Ярослав Мудрый для того, чтобы прекратились на Руси усобицы».

— Какую функцию выполнял князь до образования Древнерусского государства? (ВОЕННОЧАЛЬНИК). А в 11 веке во времена правления Ярослава?

2 ряд: поработать с документом: свод законов «Русская правда».

И теперь давайте более подробно узнаем про тайну «русская правда».

Годы правления Ярослава в истории считают временем расцвета Древнерусского государства. Князь Ярослав пытался укрепить порядок и законность в своём государстве, поэтому при нём на Руси появился письменный сборник законов, «Русская правда».

Свод законов «Русская правда».

Русская правда в краткой редакции.

1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то штраф 40 гривен за убитого.

2. Если кто будет избит до крови или до синяков, то ему не надо искать свидетеля, если же не будет на нем никаких следов (побоев), то пусть приведет свидетеля, а если он не может (привести свидетеля), то делу конец. Если (потерпевший) не может отомстить за себя, то пусть возьмет с виновного за обиду 3 гривны, и плату лекарю.

3. Если кто кого-либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия, платить штраф 12 гривен.

4. Если кто возьмет чужого коня, оружие или одежду, а владелец опознает пропавшего на чужом дворе, то ему взять свое, а 3 гривны за обиду.

Микроитог: Принятие единого свода законов имело огромное значение для объединения и укрепления Древнерусского государства.

Теперь узнаем про внешнюю политику.

1) Укрепление южных и западных рубежей. В отношениях с другими государствами Ярослав стремился продолжить дела своего отца и деда – Владимира и Святослава:

Укреплял южные рубежи Руси, возводил на границе со степью города-крепости. Ярослав оборонял Русь от печенегов и в 1036 году под стенами Киева нанес им сокрушительное поражение. В результате обескровленные печенежские орды откочевали подальше от русских границ. Распростившись со своим главным внешним врагом, Древнерусское государство окрепло и возмужало.

Расширил территорию своего государства и укрепил безопасность его северо-западных границ.

2) Мир с Византией. Последнее военное столкновение Руси с Византией привело к подписанию мирного договора в 1046 году

3) Династические браки..

Дружественные отношения со многими государствами Ярослав Мудрый обеспечивал с помощью браков между правящими династиями. Своих дочерей он выдал замуж за европейских монархов (Анну — за французского короля Генриха I, Елизавету — за норвежского короля Гарольда, Анастасию — за венгерского короля Андрея). Для обеспечения безопасности западной границы старший сын Изяслав был женат на сестре польского короля Казимира, а Всеволод в знак мира и дружбы с Византией женился на «царевне» — дочери императора Константина Мономаха.

? Мудро ли поступал Ярослав, заключая династические браки? (Да, мудро, так как укреплялось положение Руси).

Микроитог:

С именем Ярослава связан расцвет Древнерусского государства. Именно при нём оно достигло наибольшего могущества, превратившись во влиятельную силу на Западе и Востоке.

Богатела страна, изменялись отношения.

V. Закрепление.

1. Работа с эпиграфом.

Обратимся к эпиграфу урока.

«Правление сына Владимира Крестителя великого князя Ярослава Мудрого историки связывают с расцветом Древнерусского государства. Справедливы ли эти суждения?»

— Вспомните все раскрытые нами тайны. Так в чем же заключается расцвет Древнерусского государства во времена правления Ярослава Мудрого?

Создание письменного сборника законов «Русская правда».

Закон о наследстве.

Строительство Киевского и Новгородского Софийских соборов, Киево-Печерского монастыря.

Развитие грамотности, появление библиотеки.

Укрепление границ и торговых отношений Руси.

— Почему князь Ярослав Владимирович вошёл в историю как Мудрый?

Внимание на слайд (на слайде внутренняя и внешняя политика Ярослава) 10 слайд

VI. Итог урока.

— После смерти Ярослава Мудрого такой стабильности в развитии Древнерусского государства больше не было. Народ долго оплакивал этого князя.

VII. Домашнее задание.

П-ф 7, стр 61, вопрос 4. (вам дома нужно узнать какие династические браки были установлены)

Введение в римское право через императора Юстиниана — Исследование римского права

Право в раннем Риме и Республике

Задолго до того, как в 509 г. до н. Это обычное право ( ius , на латыни) передавалось из поколения в поколение и считалось римлянами унаследованным аспектом их общества, поскольку оно развивалось с самых первых дней. Неотъемлемой частью представления о том, что это обычное право было частью ткани ранней римской культуры, был тот факт, что этот закон применялся только к римским гражданам и, таким образом, был ius civile , или гражданское право.
 

Двенадцать таблиц

В период социальных волнений, когда некоторые римляне чувствовали, что судебные решения принимаются произвольно, был предпринят толчок к написанию закона, чтобы лучше предвидеть, как будут приниматься решения. Таким образом, в 451 г. до н. э. был создан комитет из десяти человек, называемых децемвирами, чтобы впервые написать закон. Работа, которую они создали в 449 г. до н. э., Двенадцать таблиц, задокументировала многовековые нормы обычного права и стала основой римского права в том виде, в каком мы его знаем. Двенадцать таблиц касались многих областей права, не только гражданского права, которое применялось непосредственно к гражданам, но также таких областей, как публичное право и религиозное право, которые применялись к более крупным социальным конструкциям и институтам.


Изучите Двенадцать таблиц и сборники римского права.

Юристы и эволюция римской правовой системы

По мере того, как Римская республика превращалась в империю, ее правители сталкивались с растущими трудностями управления все более разнообразным и многочисленным населением. Правовые вопросы и споры возникали не только среди римских граждан, но и с негражданами, проживающими на ее территории или путешествующими по ее территории, на которых

ius civile не распространялся. Это привело к развитию ius gentium («право народов»), который представлял собой свод законов, применимых ко всем людям и основанный на общих принципах и рассуждениях, которые, как считается, разделяют цивилизованные общества и человечество, и ius naturale . («естественный закон»), категория права, основанная на принципах, разделяемых всеми живыми существами, людьми, а также животными (например, законы, касающиеся размножения или физической защиты от нападения).

По мере того, как право становилось все более сложным, римские правители нуждались в большей группе юридических властей, чтобы упорядочить систему юридических формул и решений. Ко второй половине III в. до н. э. для удовлетворения этого спроса возникла новая профессиональная группа специалистов, получивших юридическое образование, — юристы. Юристы не участвовали в применении закона, а скорее сосредоточились на толковании и формировании формальных мнений о законе. Именно труды и научные труды поколений великих юристов возвели римское право на вершину в течение первых двух с половиной столетий нашей эры, которые называют классическим периодом римского права.

При исследовании развития римского права особое внимание уделяется трудам юристов Гая, Ульпиана и Павла, поскольку эти тексты сохранились независимо от компиляций Юстиниана. Поэтому можно ясно признать, что идеи, выраженные в этих работах, относятся к периоду, предшествующему правлению Юстиниана.


Юристы-исследователи.

Император Юстиниан и Corpus Juris C ivilis

Во времена правления византийского императора Юстиниана I (годы правления 527-565 гг. н.э.) Римская империя была политически разделена на Западную и Восточная, или Византийская, империя. Западная империя распалась за пятьдесят лет до того, как Юстиниан пришел к власти, но во время его правления император провел успешную кампанию по отвоеванию некоторых западных территорий, которые были потеряны германскими захватчиками, таких как Италия и часть Испании. Как и другие римские императоры до него, Юстиниан столкнулся с проблемой сохранения контроля и создания чувства единства в Империи.

Одним из способов, которым Юстиниан добивался этого единства, был закон. Римское гражданство было распространено на империю за пределами Италии в третьем веке нашей эры, в результате чего жители стали «гражданами Рима» и подчинялись его гражданскому праву. Юстиниан сформировал комиссию юристов, чтобы собрать все существующие римские законы в один свод, который должен был служить для передачи исторической традиции, культуры и языка римского права по всей империи. Этот сборник, известный под общим названием

Corpus Juris Civilis, состоял из трех разных исходных частей: Дайджеста ( Digesta ), Кодекса ( Codex ) и Институтов ( Institutiones ). В «Дайджесте» (533 г. н.э.) собраны и обобщены все труды классических юристов о праве и справедливости. Кодекс (534 г. н.э.) излагал фактические законы империи, цитируя имперские конституции, законы и постановления. «Институты» (535 г. н.э.) были небольшой работой, в которой резюмировался Дайджест, предназначенный в качестве учебника для студентов-юристов. Четвертое произведение, Новелла ( Novellae ) не был частью первоначального проекта Юстиниана, но был создан отдельно учеными-юристами в 556 г. н.э. для обновления Кодекса новыми законами, созданными после 534 г. н.э., и обобщения собственной конституции Юстиниана.


Исследования  Corpus Juris Civilis.


Corpus Juris Civilis и развитие западных правовых систем

Компиляция Юстиниана широко считается величайшим вкладом императора в историю западного общества. Римское право, в значительной степени забытое на несколько столетий после падения Западной империи, пережило возрождение, которое началось в Болонском университете в Италии в одиннадцатом веке и распространилось по всей Европе. Сохранившиеся рукописные копии компиляции Юстиниана были заново открыты, систематически изучены и воспроизведены. Эти новые издания сборника стали основополагающим источником римского права в западной традиции. Все более поздние системы права на Западе в значительной степени заимствовали его, включая системы гражданского права Западной континентальной Европы, Латинской Америки и некоторых частей Африки и в меньшей, но все же заметной степени английскую систему общего права, из которой в основном происходит американское право.

полученный.


Исследование вторичных источников и влияния римского права.

 

Текст использован с разрешения Калифорнийского университета при Школе права Беркли. Коллекция Роббинса «Римская правовая традиция и компиляция Юстиниана».

 

«>

Возникновение общего права Англии — Venteicher Rare Book Room

Возникновение общего права Англии

Возникновение общего права Англии

Институты Юстиниана

Хотя система общего права Англии отличается от систем гражданского права других европейских стран, она имеет римское влияние. Римское право преподавалось и изучалось в XII веке английскими законодателями того времени. «Наставления» Юстиниана, написанные в 533 году нашей эры во время правления императора Флавия Аниция Юстиниана, — это текст, который должен был стать частью этого исследования. Первый пассаж,

cupidae legum inventuti, означает «для молодых, жаждущих юридических знаний». Это работа, специально разработанная как вводное простое изложение общих принципов частного права для студентов, приступающих к изучению права. И все же Институты были больше, чем древний справочник; они имели силу закона как неотъемлемая часть общей кодификации римского права императором.

Этот сборник, Corpus Juris Civilis, был кратким объединением и интеграцией собственных статутов Юстиниана, статутов его предшественников и трудов римских юристов. Эта кодификация была описана как «величайшее событие VI века». Римское право оказало большое влияние или было полностью принято в большинстве стран Европы, за заметным исключением Англии.

Наши экземпляры Институтов, датированные 1529 и 1546 годами, являются старейшими книгами в коллекции Venteicher Rare Book Room.

Нажмите на изображение, чтобы увеличить

Влияние римского права на общее право Англии

Хотя остров Британия был римской колонией в течение 4 столетий, влияние римского права почти исчезло во время англо-саксонской оккупации в пользу обычного права. Таким образом, саксонские короли стояли особняком от остальной Европы. Норманнское завоевание 1066 г. вновь представило континентальные идеи, в том числе римские. Христианство и появление канонического права также помогли сохранить римские правовые концепции. XII и XIII века ознаменовались большими успехами в развитии общего права, а также отмечены временем болонского возрождения римского права, которое достигло Англии в XII веке.

Большинство юристов и судей в Англии 12-го века были церковниками, обученными каноническому и гражданскому праву. Это обучение методам и принципам позволило им построить рациональную, общую, определенную систему права из неопределенной и противоречивой массы обычаев, наполовину племенных, наполовину феодальных, из которых состояло английское право.

Насколько преднамеренным было использование римского права, неизвестно, но его влияние очевидно в первых трактатах по праву Англии. Предисловие и вводные главы трактата Гланвиля взяты из предисловия к институтам Юстиниана, и на протяжении всей книги прослеживаются следы влияния римских правил, более или менее адаптированных к структуре английского права. Как заметил Фредерик Мейтленд: «В нем очень мало предложений, которые можно отнести к какой-либо римской книге, и все же в некотором смысле вся книга является римской». Использование римских правовых принципов, возможно, более ярко выражено в трактате Брактона 13 века. Там, где обычное право умалчивалось или было неполноценным, он опирался на римское право. Он предоставил метод рассуждений по юридическим вопросам и возможность создать технический язык для описания точных правил из неясных обычаев и отдельных случаев.

После конца 13 века изучение гражданского и канонического права перестало оказывать прямое влияние на развитие английского права, но до этого периода влияние было прямым. Придав обычному праву Англии суть римских принципов, английские юристы смогли построить систему, которая могла существовать сама по себе без иностранной помощи.

«Трактат о законах и обычаях Англии» Гланвиля

Tractatus de Legibus et Consuetudinibus Regni Angliae (Трактат о законах и обычаях Королевства Англии), написанный между 1187 и 1189 годами. , является первым трактатом, написанным по общему праву Англии. Впервые он был напечатан в 1554 году, и здесь представлена ​​копия этого первого издания вместе с более поздним изданием 1673 года.

(изображение слева показывает издание 1554 года. Щелкните изображение, чтобы увеличить)

Ранульф Гланвиль, предполагаемый автор этого трактата, был видным юристом и советником короля Генриха II. Он также был солдатом, возглавлявшим английскую армию в победе над шотландцами в 1174 году при Алнвике. Он служил генералом в валлийских войнах и в войнах против постоянного королевского двора, который был сформирован в 1178 году. В 1180 году он стал главным юстициарием Англии, что сопоставимо с современной должностью премьер-министра. Гланвиль умер в 119 г.0 во время крестового похода на Акру.

Во время правления Генриха II было проведено множество правовых реформ, таких как объединение судов в Англии и первые формы суда присяжных, которые отражены в трактате Гланвиля. Гланвиль изложил процедуры для этих новых юридических форм и, изложив их в письменной форме, дал указания будущим юристам и судьям. Книга представляет собой яркое изображение важности земельного права и процедуры в средневековой Англии. Это очень практично. Существует много информации о способах судебного разбирательства, соответствующих различным судебным приказам. Говорят, что Гланвиль был изобретателем состава нового диссеина и действия реплевина. Проводятся различия между гражданскими и уголовными исками, между исками, выслушанными судом страны, и исками, выслушанными лордами франшиз.

Сомнительно, чтобы Гланвиль сам написал этот трактат. Ученые предполагают, что племянник и секретарь Гланвиля Хьюберт Уолтер написал книгу с согласия Гланвиля и, возможно, под его наблюдением. Как и большинство научных трудов того времени, трактат Гланвиля был написан на латыни. Трактат оставался стандартным учебником английского права почти столетие, пока трактат Брактона не стал доступен в середине 13 века. Действительно, Брактон широко использовал его в своей работе. Позже Кока-кола отдал ему дань похвалы и благодарности и свободно использовал его в своих произведениях.

Библиотечный экземпляр издания 1554 года содержит подпись Фрэнсиса Харгрейва, известного английского юриста и антиквара, умершего в 1821 году. Он подарил свою коллекцию Британскому музею. На оборотной стороне можно увидеть печать музея, а также дубликат печати, указывающий на то, что книга была изъята.

(на изображении справа показан титульный лист 1673 года. Нажмите, чтобы увеличить)

 

Генрих II: Плантагент Анжуйский

Генрих II, первый из Плантагенетов, был сыном Жоффруа Плантагенета и Матильды, дочери Генриха I. В 1152 году Генрих женился на Элеоноре Аквитанской, бывшей жене Людовика VII Французского, и приобрел значительные земли в Франция. В 1153 году Генрих вторгся в Англию и вынудил Стефана сделать его наследником престола. В 1154 г. Генрих Анжуйский стал королем Генрихом II (до 1189 г.). От Элеоноры у него было восемь детей.

Энергичный и способный правитель, Генрих вскоре восстановил порядок после анархии правления Стефана, создав эффективную государственную службу и проведя множество правовых реформ. Совокупность общего права пришла на смену феодальным и окружным судам, которые варьировались от места к месту. Ранняя форма судов присяжных, называемая присяжными, была инициирована, чтобы положить конец старым германским обычным судам суровым испытанием или битвой. Он выбрал способных людей для своих министров. Его борьба за то, чтобы поставить Церковь под королевский контроль, завершилась убийством Томаса Бекета в 1170 г.

Будучи главным министром короля, Беккет вел пышную и властную жизнь. Но когда Генрих сделал его архиепископом Кентерберийским, Бекет изменил свое мнение. Он принял скромный образ жизни и стал стойким защитником церкви. Сообщается, что когда он отлучил от церкви нескольких королевских слуг, Генри сердито завопил: «Кто избавит меня от этого буйного священника?» Четверо рыцарей ошибочно восприняли эти слова как приказ казнить архиепископа и убили его возле алтаря Кентерберийского собора. Генрих глубоко оплакивал кончину своего друга, канонизированного как мученика и святого.

Последние годы жизни Генриха II преследовали ожесточенные семейные споры, поскольку его сыновья, в том числе Ричард I и Джон, ссорились из-за своего наследства. В 1173 году его сыновья восстали при поддержке своей матери Элеоноры Аквитанской. Генрих умер 6 июля 1189 года после успешного восстания под предводительством его сына Ричарда. Несколько цитат из исторических записей проливают уникальный свет на Генри и его семью; «Генрих II Плантагенет, самый первый представитель этого имени и расы и самый великий король, которого когда-либо знала Англия, но вместе с тем и самый несчастный… его смерть приписывается тем, кому он дал жизнь, его нелюбезному сыну… «Борьба Генри и его семьи была драматизирована в 1968 фильм, Лев зимой , начиная с Кэтрин Хепберн и Питера О’Тула.

 

Великая хартия вольностей

Был ли это дар, или закон, или договор, или декларация права, или конституция? Если мы посмотрим на это с точки зрения современной юриспруденции или ее влияния на более поздние разработки конституционного права, мы можем правдоподобно утверждать, что это была одна из этих вещей. Но с точки зрения средневековой Англии 1215 года это был акт, сформулированный королем, церковью, баронами и купцами как партнерами в законодательной власти государства. Ближайшую современную параллель мы можем найти в законодательстве, вытекающем из современных международных конвенций, сформулировавших нормы международного права.

Написанная во время неспокойного правления короля Иоанна, который злоупотреблял сильным центральным правительством и системой налогообложения своей одержимостью вернуть себе владения французскими землями, Великая хартия вольностей раскрывает наличие ярко выраженных классовых различий, характерных для средневекового общества. Он не издает законы для англичан в целом, а пытается защитить права различных классов в соответствии с их различными потребностями. В документе подчеркнуты три пункта:

  • Церковь может самостоятельно назначать встречи
  • для управления правительством можно собирать не более обычных сумм денег, если только королевские феодальные арендаторы не дадут на это своего согласия
  • ни один свободный гражданин не может быть наказан иначе как в соответствии с общим правом.

Знаменитая статья 39 гласит; «Ни один свободный человек не может быть схвачен, или заключен в тюрьму, или лишен права собственности (у него отнята собственность), или объявлен вне закона, или сослан, или каким-либо образом разорен, и мы не должны идти или посылать против него, кроме как по законному приговору его пэров или по закону. земли». Этот пункт, такой широкий и расплывчатый, допускает почти любую интерпретацию. Утверждалось, что это основа предписания Habeas Corpus, суда присяжных и надлежащей правовой процедуры. «Хотя правдивость этих аргументов сомнительна, пункт действительно воплощает протест против произвольного наказания и против произвольных посягательств на личную свободу и права собственности. Он утверждает право на свободное судебное разбирательство. 13-го века, чтобы реализовать эти идеалы.Это первое выражение ведущих идей конституционного правления.

Период, когда закон развивался силой только короны, закончился; начинается период, который закончится созданием органа, который ограничит власть короны и примет участие в создании законов. Между тем, общий закон в безопасности. Король сдержан, но закон остается.

Копия Великой хартии вольностей в Комнате редких книг была напечатана в 1576 году на разных языках.

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

 

Джон Лэкленд

Джон родился в канун Рождества 1167 года, младший сын Генриха II. Его родители разошлись после его рождения, и его юность была разделена между домом его старшего брата, Ричарда, где он научился рыцарскому искусству, и домом юстициария своего отца, Ранульфа Гланвиля, где он занимался государственными делами.

Правление короля Джона, начавшееся в 1199 году, было полно неприятностей. Спор о престолонаследии с его племянником Артуром Бретанским в конечном итоге привел к потере французских территорий. К 1215 году Джон пересек Ла-Манш обратно в Англию, когда последнее из его французских владений выпало из его рук. С этого времени и до конца своего правления Иоанн был озабочен возвращением этих территорий, взимая с баронов-землевладельцев ряд новых налогов для оплаты своих неудачных кампаний. Джон использовал всю огромную власть короны и весь новый государственный аппарат, созданный его отцом Генрихом II, для угнетения всех классов нации. Бароны были готовы купить защиту у Генриха ценой налогообложения; Джон продолжал взимать плату, но взамен не смог обеспечить хорошее правительство. Далекий от защиты скромных от угнетения, он был главным угнетателем. Далекий от того, чтобы использовать усовершенствованный механизм казначейства, курии и местного самоуправления в интересах хорошего управления, Иоанн ценил их просто как инструменты вымогательства и возмущения.

Такого короля невозможно вынести. В 1215 году недовольные восставшие бароны восстали и захватили Лондон. В июне в Раннимиде Джон встретился с баронами и подписал Великую хартию вольностей. Дарование Великой хартии вольностей и успех баронов в ее поддержании открыли новую главу в английской истории, завершившуюся установлением системы конституционного правления, залогом и символом которой считалась Великая хартия вольностей.

 

Брактон о законах и обычаях Англии

«Генрих Браттонский (Henricus de Brattona или Bractona c. 1210-1268) был английским судьей суда, известного как coram rege (позже королевская скамья) с 1247-1250 и снова с 1253-1257. После выхода на пенсию в 1257 году он продолжал служить в судебных комиссиях. Он также был священнослужителем, имевшим различные бенефиции, последним из которых было канцлерство Эксетерского собора, где мы были похоронены в 1268 году».
Цитата из Bracton Online.

(изображение слева показывает 1569титульная страница. Щелкните изображение, чтобы увеличить)

Трактат Брэктона, написанный во время правления короля Генриха III, появился на этапе развития, когда общее право возникло из хаоса местных обычаев и навсегда закрепило принципы общего права. Он начинает свой трактат с замечания, что «в то время как почти во всех странах используются законы и писаное право, только Англия в своих границах использует неписаное право и обычай». Брактон поставил перед собой задачу исправить этот недостаток путем систематизации и кодификации общего права Англии. По его собственным словам, он «сократил его в одно резюме, по заголовкам и абзацам, чтобы сохранить его в вечной памяти с помощью письма». Хотя трактат Брактона носит почти то же название, что и работа Глэнвиля, он представляет собой не просто учебник по практике, а изложение самого закона — первое в своем роде в Англии».0005

Цель Брактона прежде всего практическая. Предметом его трактата являются «факты и случаи, которые ежедневно возникают и происходят в королевстве Англии, чтобы можно было узнать, какова надлежащая форма действия и какова надлежащая форма письма». Но помимо этого есть моральная цель, «чтобы плохие люди могли стать хорошими, а хорошие — лучше как за счет страха перед наказанием, так и за счет поощрения награды». Высоко оценивает должность судьи: «Неразумный и неученый да не взойдёт на судилище, которое есть престол Божий, да не обратится он во свет тьмы и как безумный с мечом своей неискушенной рукой он убивает невинных и освобождает виновных».

Описанный Фредериком Мейтлендом как «венец и цветок средневековой юриспруденции», трактат Брактона долгое время считался стандартным изложением английского права. Ни один судебный писатель не мог соперничать с Брактоном, пока пять столетий спустя не появился Блэкстоун.

(на изображении справа показана внешняя обложка Bracton. Нажмите, чтобы увеличить)

Наша копия De Legibus Consuetudinibus Angliae является первым изданием, напечатанным в 1569 году Ричардом Тоттелем в Лондоне. Первое издание трактата Гланвиля 1554 года и издание Великой хартии вольностей 1576 года, находящиеся в нашей коллекции, также были напечатаны Тоттелем. Книга переплетена в пергамент, который сделан из сырой, необработанной кожи животных, высушенной под натяжением, чтобы сформировать твердую поверхность. Наш экземпляр в отличном состоянии, но корешок начинает трескаться. К счастью, титульный лист этой редкой и важной книги был сфотографирован и выставлен здесь. Наша копия также имеет множество современных обозначений, в том числе 1589 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *