из какой эпохи они к нам пришли?
Возникновение письменности произошло, когда человек перешел на оседлый образ жизни. Именно тогда усложнились методы обработки земли, усовершенствовались орудия труда, возникла и получила широкое распространение религия. Человечество приобрело начальный опыт взаимодействия с окружающей действительностью; опыт, который стоило передать следующим поколениям. Устные предания не могли полностью выполнить эту функцию, возникла потребность наглядной передачи информации другим людям. Так появились первые письменные свидетельства жизни древних людей.
Первая письменность
Первые письмена возникли еще в эпоху мезолита. Ученые нашли множество мелких камней, на которых яркими красками были изображены различные фигурки. Каждое племя использовало свою систему знаков и изображений. Но даже такие случайные попытки изобразить то, о чем раньше только говорилось, благотворно повлияли на развитие человечества. На государственном уровне широкое использование письменности было отмечено в древних царствах Междуречья — в Шумере и Вавилоне, в государствах передней Азии – Мидии и Лидии и, конечно, в Древнем Египте.
Письменность в Древнем Египте
Первые следы иероглифического письма в Древнем Египте возникли свыше 3 тыс. лет назад, в додинастический период. Тогда возникали первые государственные образования, следы которых затерялись в гуще веков. Но до наших дней дошли изображения царских семей на стенах гробниц и храмов, а также первые сведения о хозяйственной деятельности ранних государств. Известно, что в додинастическую эпоху у древних египтян была сложная религиозная система мировоззрения – об этом также свидетельствуют первые следы иероглифического письма в Древнем Египте. Дата и век первых письменных знаков обозначены очень приблизительно, на основе углеродного анализа древностей. Можно с уверенностью сказать, что первые дошедшие до нас письменные обозначения имеют давность около 4 тыс. лет до н. э.
Это пиктографические знаки, которые находились в гробнице Абидоса – фараона додинастической эпохи. Первые следы иероглифического письма в Древнем Египте, дата которых лежит в пределах эпохи Раннего царства, связаны с развитием государственности на территории этой страны, с объединением Верхнего и Нижнего царств в одну державу. Для управления огромным государством требовались тысячи чиновников и писцов, для которых нужны были общие правила счета и письма. Именно тогда система письменности у древних египтян приобрела формы и стиль, характерный для иероглифического письма.
Письменность в религии Древнего Египта
По верованиям египтян, письменность подарил им бог мудрости Тот. Он подарил людям первые знаки, которыми можно было обозначать простейшие понятия – солнца, хлеба, масла и проч. В таких простых знаках и дошли до нас первые следы иероглифического письма в Древнем Египте. Дата появления первых, дошедших до нас иероглифов, – 23-й век до н. э. Позже первые следы иероглифического письма в Древнем Египте доносят более сложные смысловые и образные понятия – например, день обозначался солнцем, так как солнце светит только днем. Изменился и покровитель письменности. Им стала богиня Сешат, которая являлась дочерью Тора. С именем Сешат связывались молитвы египтян о науке и знаниях детей, об успешных экзаменах на должность чиновника или писца, об успехе на государственной службе. Об этих и других сведениях о верованиях египтян рассказывают первые следы иероглифического письма в Древнем Египте.
В каком веке произошел расцвет письменности?
Полностью письменность сформировалась к концу Древнего царства. Первые следы иероглифического письма в Древнем Египте говорят об активном использовании более 800 иероглифов. На протяжении всего третьего тысячелетия до н. э. это количество иероглифов менялось незначительно. В эллинистическом периоде число иероглифов значительно возросло и достигло 6600.
С падением египетской державы и чередой многочисленных завоеваний этой страны значения древних иерогрифов были напрочь забыты.
И только в начале 19-го века великий французский ученый и исследователь Ж. Шампольон, изучив первые следы иероглифического письма в Древнем Египте, начал работу над их расшифровкой. Благодаря его гению и кропотливой работе множества других ученых древние знаки раскрыли свои тайны и предоставили многочисленные сведения о жизни в древней стране современным исследователям.
Письменность Древнего Египта | Статья в журнале «Молодой ученый»
Народы, живущие в речной долине Нила, одними из первых в истории древнейших цивилизаций достигли высокого уровня культуры, овладели силами природы, частично покорив её, и образовали древнейшее в мире государство. Длительное время их история была мало известна, поскольку те немногочисленные памятники древних, что найдены (глиняные обломки, плиты, свитки папирусов и др.) содержали тексты, которые невозможно было прочесть. Позднее путешественники и учёные Греции и Рима сами бывали на египетских землях. Основываясь на увиденном, а равно на рассказах, передаваемых из уст в уста со сменой поколений, они писали историю Египта. Но они познавали это государство уже в период его упадка и много позднее, когда многие исторические документы были утеряны. А до наших времён эти повествования дошли и вовсе или в искажённом виде, или неполно, часть же утеряна.
Ключевые слова: Древний Египет, письменность, иероглиф, писец, папирус.
Сначала было не слово. Из того, что эта великая цивилизация создала и того, что сохранилось до современных нам времён, сначала был рисунок. Начертание различных фигур и знаков на всевозможных поверхностях. С их трактовкой тоже возникали трудности, некоторые остаются загадкой для нас. Но большинство всё ж помогли составить представление о жизни одного из первых в мире государственных образований. Одним из самых ранних изобразительных исторических документов является Палетка царя Нармера . На ней царь Верхнего Египта замахивается на своего противника — царя Нижнего Египта и, вероятно, победив, объединяет страну. Папирус, обнаруженный в Фивах, возрастом 3000 лет, изображает природных врагов — льва и антилопу, мирно играющих в сенет[1], рядом — шакал, играющий на флейте, пасёт овец, и ворон, охраняющий корзину с вишнями. Находка иллюстрировала отличное чувство юмора древнеегипетских художников-сатириков. Следующим этапом освоения творчества были сочетанные изображения рисунка с текстом. Например, царевич IV династии Рахотеп. Он сидит перед столом, на котором собраны жертвоприношения — дары для загробного мира. И рядом иероглифическим письмом перечислены наименования этих даров.
Древнеегипетское иероглифическое письмо появилось на рубеже IV-III тыс. до н. э., в период становления I династии. Самые древние из обнаруженных по настоящее время текстов найдены в гробницах царей в Абидосе[2]. Знаки нанесены на небольшие костяные таблички, уложенные в тканевые мешки. Поскольку изначально иероглифы применялись для записи имён царей, чиновников и титулов, то, как полагают египтологи, пользовались ими сами же чиновники.

В 1352 г. к власти пришёл фараон-реформатор Аменхотеп IV, более известный под именем Эхнатон, который правил 18 лет. К периоду его правления относятся обнаруженные в 1887 г. 400 клинописных табличек с дипломатическими посланиями, адресованными фараону. Язык посланий —
Позже на основе иероглифического письма сформировалась упрощённая версия — иератическое письмо, скоропись из знаков облегчённого вида, для быстрого изображения. Писцам было легче обучиться иератическому письму; так писали на доступных материалах: тканях, коже, глиняных черепках. К середине VII века до н. э. иератическое письмо упростилось ещё больше, так появилось демотическое письмо. На основе иератического письма в раннехристианский период появился коптский язык, который пользовался уже сочетанием демотического письма и греческого алфавита. Коптский язык был официальным языком Египта до XIII века. Таким образом, древнеегипетская письменность состояла из трёх видов знаков: фонетических (звуковых), словесных (идеограмм) и детерминативов (пояснительных, направляющих). Во времена Среднего царства было создано множество письменных сочинений разных жанров: исторические романы, поучения, магические истории, путевые заметки из путешествий за границу, приключенческие повести и, конечно, сказки. Лучшим произведением признано «Сказание о Синухе» о событиях становления XII династии. Эта история была так популярна, что переписывалась на папирусах на протяжении 700 лет.
Судя по разнообразию жанров, первая литература создавалась и для пропаганды, и для обучения, и для развлечения. Но изначально все древнеегипетские истории были предназначены не для записи, а для прослушивания. Аллитерации и каламбуры, собрания куплетов, сочинения из фраз особого ритма — передавались в устной форме. И об этом тоже можно узнать из содержания текстов папирусов: описывая вечера сказок при царском дворе, некий автор Весткар каждый рассказ начинал со слов: «И тогда принц встал, чтобы говорить, и сказал…»
Надписи на стенах в пирамидах помогли установить, что в строительстве были заняты не рабы, а свободные люди, получающие за труд заработную плату. А руководили их работой грамотные управленцы, непосредственно на местах распределяющие обязанности и хорошо понимающие в инженерном деле. Не без юмора описано ими создание рабочих отрядов под названиями «Друзья Хуфу», «Собутыльники Менкаура» и т.
Грамотность ценилась высоко. Писцы Древнего Египта могли претендовать на разной значимости государственные должности: выполняли функции счетоводов, чиновников и управляющих. Им поручалось вести учёт налогов, фиксировать судебный процесс, учёт сельскохозяйственных продуктов, результаты торговых сделок. Словом, выполнять важные государственные обязанности. Археологами в Фивах обнаружена гробница, в которой был похоронен Небамон — «писец и учётчик зерна в зернохранилище Амона». Гробница богатая, имеет свою часовню, отлично сохранились многочисленные росписи, изображающие как земной путь этого уважаемого человека, его семьи, так и наставления ему для загробной жизни.
Литературные папирусы возносили профессию писца. Его труд хорошо оплачивался, а сам он имел авторитет и пользовался уважением. Тогда как все другие рабочие специальности называли тяжёлым грязным трудом для самых низких слоёв общества. «Будешь писцом, — наставлял учитель, — и твои конечности останутся гладкими, а руки — нежными».
Ученик сначала овладевал азами беглого чтения, грамотного и аккуратного письма, затем — умением составлять разного рода деловые документы, прошения, письма, протоколы, науке выбирать нужные обороты речи и образности мышления.
Инструментами писца были папирус, тростниковая палочка, палетка с кисточками, ступка (для измельчения красок), чернильница и сосуд с водой. Для письма использовали чёрные из сажи (обычные тексты) и красные из охры (выделение заголовков, первых строк[4], дат и заглавных букв) чернила. Красными же точками отделяли один стих от другого в поэтических произведениях. Письменные принадлежности были постоянными спутниками писцов с детских лет. Жрец Нембаатранахт наставлял своего ученика Унуэмдиамона такими словами: «Люби писания и ненавидь пляски… Целый день пиши своими пальцами и читай ночью…Побратайся со свитком и с письменным прибором». Ввиду трудоёмкости изготовления и высокой стоимости папируса, учащиеся сначала тренировали технику письма на камнях, деревянных дощечках, глиняных черепках, только потом им давали папирусы. Для переписывания ученикам давали такие тексты, из которых они могли бы почерпнуть для себя полезные знания или навыки. Часто это были образцы писем, которые впоследствии писец должен был уметь составлять самостоятельно.
Египетский скрипторий — место для письма — называли «Домом жизни». Там писцы создавали и копировали манускрипты, там же хранилось собрание свитков папирусов. В скрипториях оборудовали классные комнаты, где премудростям письменной грамоты обучались будущие не только писцы, но даже жрецы. Многие дошедшие до нас древнеегипетские рукописи хранят следы поправок, исправлений. Это тексты, созданные сначала учениками, а исправленные — учителем, более опытной рукой.
Первые иллюстрации появились в «Книге двух путей» , своеобразном «путеводителе» по загробному миру. А «Книга о выходе к свету дня» , больше известной под названием «Книга мёртвых» уже была богато иллюстрирована виньетками всевозможных форм. Кроме иллюстраций Книга содержит множество заклинаний, которые следует читать, чтобы душа умершего могла принимать различные формы и покидать гробницу. И, конечно, подробное описание загробного суда, где центральный момент — взвешивание сердца умершего для определения: является ли он «правоглассным». От этого зависела его судьба в загробном царстве. Заупокойные тексты начертаны на стенах гробниц, саркофагах, амулетах и папирусах и тоже являлись своего рода гидами по загробному миру.
В Древнем Египте был популярен особый вид текстов — поучения , с помощью которых молодые люди обучались азам социальных отношений, грамотному поведению в самых различных житейских актах: от поведения за столом до подбора лексики при подготовке к значимым диалогам. Рекомендации поучений сильно различались в зависимости от статуса собеседника и его положения на сложной египетской иерархической лестнице. Так, в обнаруженном папирусе Присса XII династии содержатся поучения благородного Кагемни об основах нравственного поведения.
Особое место в ряду сохранившихся памятников письменности принадлежит сказкам. Их содержание разнообразно, а лексика очень богата. Истории появления сказок различны, как и пути хождения в народе. Сказка, возникнув в доме, где были дети, передавалась устно от одного поколения другому, и, следуя законам развития жизни, отражала своими дополнениями современную каждому рассказчику обстановку в государстве. Есть сказки — они же религиозные сказания или легенды, есть повествования о победоносных походах, битвах и сменах династий фараонов, о дальних путешествиях. Нам известны те, что были записаны и сохранились, тогда как очевидно, что многие просто не фиксировались письменным образом. Язык сказок книжный, прозаический, не отражающий в полной мере присущего жанру напевного характера изложения и непосредственности сюжетных линий. Но зато в такой форме сказки пришлись ко двору и служили развлечением фараонов с их высоким окружением. Неудивительно, что до нас не дошли такие тексты сказок, где бы высмеивались правители или образ жизни жрецов, а народный юмор представал бы во всём великолепии своей остроты. Хотя такие, вероятнее всего, имелись во множестве. Их отчасти пересказал в своём труде Геродот.
Около 400 г н. э. власть и доминирующая религия сменились, храмы закрылись, жрецы как класс исчезли. «Божественному письму» древних египтян пришлось ждать 15 веков и счастливого случая для возрождения из пепла забвения. В 1799 году, при сооружении форта Сен-Жюльен близ порта Розетта, на западном рукаве дельты Нила, офицер армии Наполеона Бушар обнаружил базальтовый камень с текстом на разных языках и тремя видами письма: иероглифическом, демотическим и древнегреческим. Камень получил имя «Розетский» . Демотическое письмо расшифровали довольно быстро, тогда как иероглифы процесс затрудняли. В 1808 г. решение проблемы доверили юному французскому египтологу Жану Франсуа Шампольону (1790–1832гг.) Знающий отлично латынь, греческий, древнееврейский, арабский и коптский языки, он сумел прочесть на камне имя «Птолемей» на греческом, после распознал эквивалент греческим буквам уже среди иероглифов. Так, постепенно, сверяясь с другими источниками, был впервые расшифрован артефакт с начертанными иероглифами. И оказалось, что на камне начертан указ мемфисских жрецов 196 г. до н. э. в честь Птолемея V Эпифана (вступил на престол в 200 г. до н. э.) в благодарность за щедрость, проявленную им к храмам и институту жрецов при восшествии на престол. Ключ к прочтению был найден. 27 сентября 1822 года Шапмольон сделал отчётный доклад на заседании Академии наук в Париже, в присутствии европейских учёных из разных стран. Так в календаре появилась новая дата рождения науки Египтологии .
Теперь ведущие музеи мира имеют любопытные коллекции памятников древнеегипетской письменности мирового значения. А имена востоковедов, египтологов, среди которых — наши соотечественники В. С. Голенищев, Б. А. Тураев и др., навсегда вошли в учебники истории Древнего Востока.
Литература:
- Грант Н. Древний Египет и Древняя Греция. От пирамид до первой демократии. СПб., 2014. 46 с.
- Древний Египет за 30 секунд. Под ред. П. Д. Мануэляна. М., 2015. 160 с.
- Древний Египет. Энциклопедия. Под ред. Т. Земцовой. М., 2013. 128 с.
- Древний Восток. Под ред. В. В. Струве. М., 1958. 240 с.
- Египтология. Под ред. О. Красновской. М., 2012. 60 с.
- Смит М. Древний Египет. М., 2013. 48 с.
[1] Древнеегипетская настольная игра, старейшая из известных игра с передвижением фишек на доске. Как светское развлечение, игра известна с Додинастического периода (ок. 3500 лет до н. э.)
[2] Древний город в Египте. Входил в VIII верхнеегипетский ном. С сер.IV тыс.до н. э. — важный религиозный центр. Располагается на левом берегу реки Нил, близ современного населённого пункта Эль-Араба-эль-Мадфуна.
[3] Клеопа́тра VII Филопа́тор (69-30 гг. до н.э.) — последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев.
[4] Отсюда — правило написания «с красной строки».
Основные термины (генерируются автоматически): древнеегипетская письменность, Древний Египет, загробный мир, иератическое письмо, иероглиф, коптский язык, писец, IV-III, демотическое письмо, иероглифическое письмо.
История египетских иероглифов и Розеттского камня
«Слова Бога», широко известные как иероглифы, были одной из первых систем письма в истории человечества. Подобно любому другому древнему языку и письменности, точное происхождение иероглифов неизвестно и, скорее всего, никогда не будет раскрыто полностью.
Насколько нам известно, самые старые иероглифы, найденные археологами и надежно датированные, относятся к периоду Накады II (3500–3200 гг. до н. э.), что делает этот шрифт не менее 5000 лет. Судя по всему, первые иероглифы использовались в основном в качестве украшения, так как иероглифы из Накады II и Накады III были найдены на керамике.
Несмотря на тысячи археологических находок, историки не добились бы почти никакого прогресса в понимании письма, если бы не Розеттский камень, но мы подробно обсудим его позже.
Древнеегипетские иероглифы состояли из рисунков и схем, которые помещались на стены храмов и памятников и изображались на папирусе. Их создавали художники, мастера и скульпторы, формировавшие свои модели и накладывавшие на них рельефы.
Единственными людьми, которым разрешалось читать или писать, были так называемые писцы, которые считались профессионалами и очень уважаемыми людьми. Древние египтяне считали, что способности их писцов были дарованы богом Тотом, почитаемым как бог написания иероглифов.
Получайте последние статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостейХотя древнеегипетский шрифт и выглядит сложным, на самом деле он довольно простой и понятный. Существовали три основные группы знаков, которые включают логограммы, фонограммы и определяющие знаки. Логограммы использовались для изображения морфем, а фонограммы — для изображения звуков. Определяющие знаки использовались, чтобы помочь двум другим группам и сделать их более ясными.
Древнеегипетское письмо состояло только из согласных, как и все древние письма додинастического и раннединастического периодов Египта. Несомненно, они использовали гласные в разговорной речи для произношения. Тем не менее, они не включили их в свою систему письма, из-за чего археологам и историкам было чрезвычайно трудно произносить иероглифы. Это привело к созданию протокола чтения, который искусственно использовался для интерпретации слов. Это объясняет, почему большинство людей думают, что египтяне использовали в своем письме гласные.
Древнеегипетская письменность состояла примерно из 700 знаков. Иероглифы в основном использовались как в религиозных, так и в торжественных целях. Они продолжали использоваться в Египте примерно до 400 г. н.э., после чего были заменены коптским языком, другой формой письменности.
Сначала было 24 буквы, которые были заимствованы из греческой системы письма. Позже они добавили еще шесть, которые представляли специфические египетские звуки. Сегодня эти две письменности давно забыты, а официальным языком в Египте является арабский.
Ученые и археологи не преуспели в толковании древнеегипетских иероглифов, пока Розеттский камень не был случайно обнаружен в 1799 году солдатами армии Наполеона.
Розеттский камень — фрагмент большой черной базальтовой гравюры, найденной недалеко от города Розетта в дельте Нила. На камне выгравирован один и тот же текст на двух языках, но тремя древними письменами — египетским иероглифом, демотическим и греческим. Это было потому, что в то время египтяне использовали эти три письма.
И демотическая письменность, и древнегреческий язык были хорошо известны египтологам XIX века, работавшим над расшифровкой камня. Поскольку текст на просторечии и на греческом языке совпал, значение египетских иероглифов стало ясным.
Открытие и перевод этого текста очень важны, поскольку он помогает интерпретировать многие другие ранние письменные источники древнеегипетской цивилизации.
Но что на самом деле изображает текст на Розеттском камне? К сожалению, камень, который у нас есть сегодня, представляет собой лишь небольшую часть настоящей каменной плиты, и большая часть текста отсутствует. Тем не менее, он дает много информации об одном из самых важных правителей Египта из династии Птолемеев.
Расшифровка текста Rosetta Stone
Все три текста относятся к декрету, принятому Мемфисским советом священников. Это подтвердило царский культ Птолемея V Египетского через год после его коронации. Текст на Розеттском камне начинается с великой оценки достижений и владений Птолемея V.
Царь принес Египту процветание и вложил в храмы большие суммы – как на строительство новых, так и на восстановление старых. Птолемей также давал людям золото. Налоги были снижены или полностью отменены, а многие заключенные, считавшиеся ранее врагами государства, освобождены.
г. Птолемей V разгромил врагов Египта и упоминаются даже действия против вражеской крепости, падение которой произошло из-за перекрытия городских каналов водоснабжения. В дань уважения всем этим действиям царя во всех храмах, называемых «Птолемей, защитник Египта», должна была быть воздвигнута статуя царя с 10 золотыми венцами, а сами храмы должны были посещаться 3 раза в день жрецами.
Согласно указу, день рождения Птолемея, а также дата его коронации должны были отмечаться как народные праздники, во время которых устраивались жертвоприношения и пиршества. Кроме того, каждый последний и семнадцатый день каждого месяца должны быть днем празднования в честь великого правителя и любимца богов.
В тексте делается вывод, что эти указы должны быть написаны на трех разных языках, а каменные плиты, на которых они начертаны, должны быть размещены во всех храмах — прямо рядом со статуями того великого царя, который будет жить вечно.
Если у вас есть 3 минуты свободного времени, посмотрите это видео Тома Скотта на YouTube о том, как была расшифрована тайна иероглифов.
Владислав ЧакаровИстория Владислав Чакаров — студент факультета истории Софийского университета в Болгарии и автор статей в TheCollector. Родом из Болгарии, он переехал в Нидерланды, чтобы работать и изучать управление бизнесом, прежде чем понял, что его страсть к истории слишком велика, что привело к его возвращению в Болгарию и началу изучения истории.
Йельские археологи обнаружили самые ранние монументальные египетские иероглифы
Совместная экспедиция Йельского университета и Королевского музея истории и искусства (Брюссель) по исследованию древнего египетского города Элькаб обнаружила несколько ранее неизвестных наскальных надписей, в том числе самые ранние монументальные иероглифы, датирующие около 5200 лет назад.
Эти новые надписи ранее не регистрировались ни одной экспедицией и имеют большое значение в истории древнеегипетских систем письма, по словам египтолога Джона Коулмана Дарнелла, профессора Йельского факультета ближневосточных языков и цивилизаций, который со- руководит проектом исследования пустыни Элькаб.
«Этот недавно обнаруженный участок наскального искусства в Эль-Хави хранит некоторые из самых ранних — и самых больших — знаков со стадий формирования иероглифического письма и свидетельствует о том, как древние египтяне изобрели свою уникальную систему письма», — говорит Дарнелл.
Исследователи также обнаружили наскальные рисунки с изображением стада слонов, вырезанные между 4000–3500 годами до н. э. Внутри одного из слонов находится маленькая слониха, что, по словам Дарнелла, «является невероятно редким способом изображения беременной самки животного».
Археологи также обнаружили панель из четырех знаков, созданную около 3250 г. до н. э. и написано справа налево — преобладающее направление письма в более поздних египетских текстах — с изображением животных с изображением головы быка на коротком шесте, за которым следуют два спина к спине седельных аистов с лысым ибисом над ними и между ними. Расположение символов распространено в более поздних египетских изображениях солнечного цикла и концепции светимости.
«Эти изображения могут выражать концепцию королевской власти над упорядоченным космосом», — говорит Дарнелл. Дарнелл говорит, что команда была «абсолютно ошеломлена» находкой из-за огромных размеров не только отдельных картин, но и отдельных элементов. также.
«Это открытие не ново в том смысле, что это первый раз, когда кто-либо видит эти иероглифы; это первый раз, когда кто-либо видел их в таком массовом масштабе. Каждый из этих отдельных иероглифов имеет чуть более полуметра в высоту, а высота всей картины составляет около 70 сантиметров (27,5 дюймов). Ранее найденные знаки были размером всего один или два сантиметра», — говорит Дарнелл.
Он продолжает: «В современном мире это было бы похоже на то, если бы вы увидели меньший текст на экране вашего компьютера, а затем внезапно увидели бы очень большой текст, сделанный таким же образом, только на рекламном щите».
Место, где исследователи обнаружили надписи, находится в северной части пустыни Элькаб. Этот район, наряду с Иераконполисом, расположенным за рекой и известным как его город-побратим, были очень важными центрами в Древнем Египте, говорит Дарнелл, и демонстрируют, что коммуникативная система в этих районах не ограничивается более часто встречающимися небольшими жетонами или ярлыками. .Дарнелл объясняет, что эти открытия показывают, что не было медленного развития письма в первую очередь для бюрократического использования, как считалось ранее, но что иероглифическое письмо было более широко распространено географически и тематически разнообразно во время или вскоре после его появления».
Это также говорит о том, что ранняя система письма использовалась гораздо шире, чем это видно из других сохранившихся археологических материалов», — говорит Дарнелл.
Группа археологов обнаружила эти наскальные надписи, наметив маршруты на основе сети дорог в Египте. По его словам, большинство наскальных надписей в Египте, которые видел Дарнелл, расположены не случайно: большинство надписей расположены вдоль основных дорог, либо дорог, параллельных Нилу, либо дорог, ведущих в пустыню. Обычно они находятся на стыке или перекрестке. «В любом месте, где кто-то может остановиться в своем путешествии», — говорит Дарнелл.
Используя новую технику записи, впервые разработанную в Йельском университете, Дарнелл и Альберто Урсия, цифровой археолог и младший научный сотрудник Департамента ближневосточных языков и цивилизаций, создали серию трехмерных изображений надписей из фотографий, сделанных в полевых условиях.