Первые марксисты в россии: Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Марксизм – это социальная концепция, основы которой были разработаны К. Марксом и Ф. Энгельсом, а также идеологическое и политическое течение его последователей.

Концепция марксизма

Принципы марксистской теории были сформулированы в работе К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест коммунистической партии» (1848), письме К. Маркса И. Вейдемейеру (1852), книге К. Маркса «Капитал» и других его работах, таких как «Гражданская война во Франции» (1871) и «Критика Готской программы» (1875), а также в работах Ф. Энгельса «Анти-Дюринг» (1878), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886) и других.

Основоположники марксизма стремились выстроить целостную, лишенную противоречий картину мира на основе переработанных диалектики Г. Гегеля и материализма Л. Фейербаха. Стремление очиститься от идеализма Гегеля привело к экономическому детерминизму. Экономика, прежде всего производство, считались в марксизме первичным фактором общества, «базисом», а социальная психология, политика, право, идеология – вторичными, «надстройкой». Внимание к противоречиям общества и стремление к их преодолению, «снятию», привели Маркса и Энгельса к радикальной политической программе, стремлению к революционному свержению капиталистического общества и замене его коммунизмом – целостным обществом без классовых противоречий, которое управляется из центра по единому плану. Нанести поражение классу буржуазии может только ее противоположность – обездоленный класс пролетариата, который установит диктатуру пролетариата. Маркс и Энгельс считали, что после преодоления сопротивления буржуазии диктатура сама собой отомрет. Общество станет бесклассовым, возникнет сначала первая фаза коммунизма – социализм (иногда этот термин употреблялся как синоним коммунизма), а по мере изживания последних «родовых пятен» капиталистического общества – вторая, зрелая фаза коммунизма. Для борьбы за коммунизм и диктатуру пролетариата необходимо создание рабочей политической организации, партии, выражающей интересы пролетариата, – коммунистической или социал-демократической.

Материалистическая диалектика определяла взгляд на историю, известный как исторический материализм. В соответствии с ним движущей силой истории является борьба классов. Существование классов связано с определенными фазами развития производства. Развитие производительных сил вступает в конфликт с господствующими производственными отношениями. В результате нарастают противоречия между различными классами, прежде всего – господствующими эксплуататорами и эксплуатируемыми трудящимися. Классовая борьба между ними приводит к революционной смене этапов развития общества (общественно-экономических формаций). Анализу капиталистического общества посвящена крупнейшая работа К. Маркса «Капитал», в которой он утверждал, что капиталисты недоплачивают рабочему классу за труд, отчуждая в свою пользу прибавочную стоимость.

Маркс и его последователи считали, что их представления о развитии общества являются единственно научными («научный коммунизм»), и обвиняли своих противников в утопизме.

Критикуя капитализм, основоположники марксизма менее подробно разработали концепцию социалистического общества, что открывало различные возможности для толкований. Концентрируя внимание на социально-классовой борьбе, марксисты недооценивали важность психологических, культурно-национальных факторов. Сила марксизма была в его всеохватной системной картине мира, сопоставимой только с религией по способности отвечать на все вопросы. Марксизм был несовместим с религией и относился к любой ее форме резко отрицательно.

Критики марксизма

Уже первые критики марксизма (П.-Ж. Прудон, А. Герцен, К. Фогт, М. Бакунин и другие) указывали на противоречия в этом учении. Экономическая эволюция неизбежно ведет к коммунизму, но марксисты требуют скорейшей подготовки революционного переворота. Пролетарии не имеют культурных навыков для управления обществом в целом, поэтому руководство государством диктатуры пролетариата будут осуществлять бывшие работники и интеллигенты-коммунисты. Марксисты считают, что бывшие работники будут действовать в интересах всех работников, но другие положения марксизма гласят, что классовая позиция человека определяется не его происхождением, а его нынешним социальным положением. Став чиновником, рабочий будет действовать как чиновник, а не как рабочий. Новая бюрократия сохранит эксплуатацию и угнетение. Марксисты надеются на то, что пролетарская революция произойдет в мировом масштабе, в то время как в большинстве стран мира большинство трудящихся составляют крестьяне.

В конце XIX века марксизм возобладал в социал-демократическом движении, но противоречия марксистской теории и решение практических политических задач привели к разделению его на ряд течений. Умеренные марксисты, прежде всего «ревизионисты» во главе с Э. Бернштейном, считали, что преодоление капитализма и замена его первой фазой коммунизма – социализмом – станет результатом эволюции капитализма и пролетарская революция не является необходимой. Марксисты-центристы (К. Каутский, Г. Плеханов) считали, что необходимо вести политическую борьбу за демократию, облегчение положения рабочего класса, создание экономических и культурных предпосылок социализма, но не проводить пролетарскую революцию, пока они не вызрели. Рабочий класс еще недостаточно культурен, чтобы суметь взять на себя управление страной и производством. Хозяйство еще недостаточно сконцентрировано капитализмом, чтобы им можно было управлять из единого центра. Радикальные марксисты (В. Ленин и другие) считали, что предпосылки пролетарской революции могут возникнуть раньше, чем предпосылки социализма, но все равно необходимо бороться за нее.

Организации марксистов

Первой организацией русских марксистов в эмиграции стала группа «Освобождение труда». Была создана Российская социал-демократическая рабочая партия, которая в 1903 году разделилась на два основных течения: умеренное (социал-демократическое) – меньшевизм; радикальное (коммунистическое) – большевизм.

Марксисты внесли большой вклад в исследование экономики империализма. При этом радикальные марксисты преувеличивали готовность мировой экономики развиваться по единому плану, «по-социалистически». Захватив власть, сплоченная организация революционеров сможет, по мнению Ленина, подготовить предпосылки создания социалистического общества, развивая способности рабочего класса к управлению обществом и экономикой.

Победа марксизма

В ХХ веке марксисты-ленинцы победили в ряде стран, где капитализм не был развит. Надежды на мировую революцию не оправдались. В результате марксизм-ленинизм разделился на ряд направлений. Попытка приспособить марксизм к условиям этих стран привела к усилению авторитарных черт марксизма, созданию обществ, в которых установилось господство бюрократии. Правящие коммунистические партии официально заявили, что они построили социализм, хотя нигде общество не стало бесклассовым. Никакого отмирания государства не происходило, бюрократическое планирование экономики оказалось неэффективным, «социалистическая» экономика отставала от капиталистической, хотя коммунисты и способствовали ускорению индустриализации своих стран. В странах развитого капитализма, вопреки прогнозам Маркса, коммунисты не смогли победить.

Ряд марксистских мыслителей и активистов уже в середине ХХ века констатировали кризис марксизма, связанный с тем, что его прогнозы во многих принципиальных вопросах не осуществляются на практике. Теоретики этого направления искали выход из кризиса, пытаясь найти новые, непролетарские революционные силы, скорректировать модель социализма, соединить марксизм с достижениями фрейдизма, анархизма и другого.

Значение марксизма

Падение коммунистических режимов в результате перестройки и Восточноевропейских революций ослабило позиции марксизма. Тем не менее марксизм оказал значительное воздействие на развитие социальной мысли во всем мире, способствовал научной критике капитализма, системному социально-классовому анализу общества, разработке социальных реформ, облегчающих положение рабочих. В социал-демократическом движении возобладали сторонники постепенных реформ, преобразующих капитализм в «демократический социализм». Несмотря на то что капитализм серьезно изменился, он пока так и не сменился следующей «общественно-экономической формацией» – социализмом. Однако развитие капитализма сопровождается множеством кризисных явлений, и марксизм сохраняет влияние в науке и левом общественном движении.

Начало распространения марксизма в России, группа «Освобождение труда»

Марксисткие кружки в России

Крах народовольчества с его тактикой заговора и индивидуального террора заставил революционеров критически пересмотреть взгляды народников и искать новое, более передовое учение о переустройстве общества. Таким учением явился марксизм. К этому времени и относится распространение в России марксизма — научной теории пролетарской революции и построения социализма. Еще в середине XIX в. передовые русские люди познакомились с некоторыми сочинениями К. Маркса и Ф. Энгельса. Особенно усилился интерес к марксизму в 60-е и 70-е годы в связи с подъемом рабочего движения в странах Западной Европы и деятельностью I Интернационала. В 1872 г. на русский язык был переведен I том «Капитала» — гениального произведения, в котором К. Маркс раскрыл закономерности развития капитализма и обосновал неизбежность его гибели

. Русский перевод был первым переводом великого произведения на иностранный язык.

Однако ни в 60-х, ни в 70-х годах марксизм не стал господствующей революционной теорией в русском революционном движении. Это объяснялось отсталостью России, слабостью рабочего движения в стране. Народники с уважением относились к К. Марксу и к его учению, но считали, что оно неприменимо к России.

В 80-90-х годах завершение формирования пролетариата и его выступление как самостоятельного класса создали условия для утверждения марксизма в освободительном движении России как самой передовой революционной теории.

В 1883 г. в Женеве (Швейцария) русские революционеры, уехавшие за границу от преследований царского правительства, создали марксистскую организацию — группу «Освобождение труда». В состав ее вошли бывшие активные народники —

  • Г. В. Плеханов,
  • В. И. Засулич, П.
  • Б. Аксельрод и другие.

Еще в конце 70-х годов они отказались поддержать тактику индивидуального террора и создали организацию «Черный передел», которая свою основную задачу видела в пропаганде социалистических идей в народе.

В 80-е годы они перешли на марксистские позиции.

 

 

Г.В. Плеханов

Организатором и руководителем группы «Освобождение труда» был выдающийся революционер, талантливый пропагандист марксизма и видный теоретик Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918). Он происходил из мелкопоместной дворянской семьи. Будучи студентом горного института в Петербурге, он примкнул к народническому движению и играл в нем видную роль. Плеханов был одним из организаторов демонстрации 1876 г. в Петербурге у Казанского собора. После раскола «Земли и воли» он в 1880 г. эмигрировал за границу.

Хорошо зная слабые и сильные стороны народнического движения, Плеханов смог разобраться в причинах его краха, а глубокое изучение произведений Маркса и Энгельса, серьезное знакомство с борьбой западноевропейского пролетариата сделали его убежденным марксистом. Он порвал с народничеством и стал первым глубоким критиком его.

Участники группы «Освобождение труда» свою главную задачу видели в распространении произведений Маркса и Энгельса в России, в пропаганде и популяризации марксистских идей. Члены группы перевели на русский язык:

  1. «Манифест Коммунистической партии»,
  2. «Нищету философии»,
  3. «Развитие научного социализма» и другие произведения Маркса и Энгельса.

Они издали их и организовали нелегальное распространение в России. Труды Маркса и Энгельса стали настольными книгами русских революционеров.

 

Борьба Плеханова с народничесвом

Большую роль в идейной борьбе с народничеством которое теперь стало тормозом революционного движения, сыграли труды самого Г. В. Плеханова. В работе «Социализм и политическая борьба» (1883) он показал несостоятельность отрицания народниками политической борьбы, т. е. борьбы за власть. При этом он основывался на гениальном положении Маркса о том, что всякая классовая борьба есть борьба политическая, что путь к социализму пролетариат может проложить только завоевав политическую власть.

Народники встретили создание группы «Освобождение труда» и ее деятельность резкой критикой. Плеханов ответил им блестящей работой — «Наши разногласия» (1885). В ней он подверг критике взгляды народников на историческое развитие России. Плеханов, опираясь на глубокое, и всестороннее знание русской действительности, с цифрами и фактами в руках доказывал, что капитализм в России уже победил и задача революционеров- использовать в борьбе за освобождение народа противоречия, порождаемые капиталистическим строем. Надежды народников на крестьянскую общину несбыточны. Община, доказывал Плеханов, есть пережиток глубокой старины, она разлагается на бедноту и кулаков и не только не может быть «ячейкой социализма», она выгодна лишь царизму и помещикам.

Плеханов показал, что первоочередной задачей является борьба за победу буржуазно-демократической революции — полная ликвидация крепостнических пережитков, введение конституции и осуществление демократических свобод: свободы слова, печати, равенство всех перед законом. Только после ее победы возможен переход к революции социалистической, т. е. завоевание власти народом и осуществление социалистических преобразований.

Важнейшее значение имело доказательство Плехановым положения о руководящей роли пролетариата в освободительной борьбе против самодержавия и капитализма. В этой связи Плеханов выдвинул задачу создания рабочей партии, которая призвана организовать пролетариат, возглавить его борьбу и тем самым обеспечить победу в предстоящей революции.

Труды Плеханова, написанные блестящим языком талантливейшего писателя-публициста, нашли самое широкое распространение в России и нанесли сильный удар по народничеству. Они способствовали утверждению марксизма в русском революционном движении.

 

Программа группы «Освобождение труда»

Программа группы в общих чертах правильно определила цели и задачи пролетариата в революционной борьбе. Проект программы ставил конечной целью осуществление коммунистической революции, смену капиталистического строя социалистическим. Руководящая роль в этой борьбе принадлежит пролетариату. Для того чтобы он мог успешно выполнить свою роль, необходимо создать самостоятельную рабочую партию.

Программа указала, что низвержение самодержавия, т. е. буржуазно-демократическая революция, является ближайшей задачей пролетарской партии. Вслед за этим встанет задача завоевания пролетариатом политической власти.

Но в программе группы были и существенные ошибки. В ней не было ясного понимания движущих сил будущей буржуазно-демократической революции в России — тех сил, которые осуществят эту революцию. Отказавшись от народнических представлений о возможности в России только крестьянской революции, группа вообще не видела революционных возможностей крестьянства и недооценивала его роль в революционном движении как союзника пролетариата. Поэтому группа не ставила задачи создания союза рабочего класса и крестьянства. Единственным возможным союзником пролетариата в революционной борьбе против самодержавия она считала буржуазию.

Группа «Освобождение труда» сыграла большую роль в революционном движении, ее деятельность расчистила дорогу для создания марксистской партии в России, но сама группа не была связана с массовым рабочим движением, она лишь «сделала первый шаг навстречу рабочему движению» (В. И. Ленин Соч., т. 20, стр. 255).

 

Марксистские кружки в России

В России в это же время возникает ряд подпольных марксистских групп и кружков — группы кружки в Д. Н. Благоева (будущего основателя Болгарской коммунистической партии) и М. И. Бруснева в Петербурге, кружок Н. Е. Федосеева в Казани и др.

Н. Е. Федосеев (1871 -1898) сыграл выдающуюся роль в пропаганде марксизма и в руководстве первыми марксистскими кружками в России. В. И. Ленин вел переписку с Федосеевым и оценивал его как «необыкновенно талантливого и необыкновенно преданного своему делу революционера».

Федосеев Николай Евграфович был арестован полицией и погиб в сибирской ссылке.

Члены этих кружков изучали марксизм, устанавливали связь с передовыми рабочими и организовывали рабочие кружки, в которых пропагандировали марксизм. Они пытались влиять на ход рабочего движения, делали попытки создать социал-демократическую печать. Однако эти группы были малочисленны, прочной и глубокой связи с рабочим движением еще не имели. Марксистской рабочей партии в России не было. Марксистские идеи еще не проникли в рабочее движение. Марксизм и рабочее движение, говорил В. И. Ленин, существовали раздельно.

Великую задачу слияния социализма с рабочим движением, создания самостоятельной рабочей партии в России решил Владимир Ильич Ленин. 

Основные даты

  • 1874 г. Хождение в народ
  • 1875 г. «Южнороссийский союз рабочих»
  • 1876 г. Создание народнической организации «Земля и воля»
  • 1878г. «Северный союз русских рабочих»
  • 1879г. Раскол «Земли и воли». Создание народнических организаций «Народная воля» и «Черный передел»
  • 1 марта 1881 г. казнь Александра II Народовольцами
  • 1883 г. Создание группы «освобождение труда»
  • 1881 — 1894 гг. царствование Александра III
  • 1885 г. Морозовская стачка
  • < Рост рабочего движения в России (80-е — начало 90-х годов XIX века)
  • -> Просвещение и наука во второй половине XIX века >

Добавить комментарий

Марксизм | Определение, история, идеология, примеры и факты

Карл Маркс

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Карл Маркс Фердинанд Лассаль Георгий Валентинович Плеханов Сальвадор Альенде Джеймс Коннолли
Похожие темы:
аналитический марксизм диалектический материализм ревизионизм диктатура пролетариата бесклассовое общество

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Откуда взялся марксизм?

Марксизм зародился в мыслях немецкого радикального философа и экономиста Карла Маркса при важном вкладе его друга и сотрудника Фридриха Энгельса. Маркс и Энгельс написали памфлет «Коммунистический манифест » (1848 г.), излагающий их теорию исторического материализма и предсказывающий окончательное свержение капитализма промышленным пролетариатом. Энгельс редактировал второй и третий тома Марксова анализа и критики капитализма,  Das Kapital , оба опубликованы уже после смерти Маркса.

Почему важен марксизм?

В середине 19 века марксизм помог консолидировать, вдохновить и радикализировать элементы рабочего и социалистического движений в Западной Европе, а позже он стал основой марксизма-ленинизма и маоизма, революционных учений, разработанных Владимиром Лениным в России и Мао Цзэдуна в Китае соответственно. Это также вдохновило более умеренную форму социализма в Германии, предшественника современной социал-демократии.

Чем марксизм отличается от других форм социализма?

При социализме средства производства находятся в собственности или под контролем государства на благо всех, что совместимо с демократией и мирным переходом от капитализма. Марксизм оправдывает и предсказывает появление безгосударственного и бесклассового общества без частной собственности. Однако этому неопределенно социалистическому обществу предшествовал бы насильственный захват государства и средств производства пролетариатом, который будет править в условиях временной диктатуры.

Чем марксизм отличается от ленинизма?

Марксизм предсказывал стихийную революцию пролетариата, но ленинизм настаивал на необходимости руководства авангардной партией профессиональных революционеров (таких, как сам Владимир Ленин). Марксизм предсказывал временную диктатуру пролетариата, тогда как ленинизм на практике устанавливал постоянную диктатуру коммунистической партии. Марксизм предвидел революцию пролетариев в промышленно развитых странах, в то время как ленинизм также подчеркивал революционный потенциал крестьян в преимущественно аграрных обществах (таких как Россия).

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Марксизм , совокупность доктрин, разработанных Карлом Марксом и, в меньшей степени, Фридрихом Энгельсом в середине XIX века. Первоначально она состояла из трех взаимосвязанных идей: философской антропологии, теории истории и экономической и политической программы. Есть также марксизм, как его понимали и практиковали различные социалистические движения, особенно до 1914 года. Затем есть советский марксизм, разработанный Владимиром Ильичем Лениным и модифицированный Иосифом Сталиным, который под именем марксизма-ленинизма ( см. Ленинизм) стала доктриной коммунистических партий, созданных после русской революции (1917). Ответвлениями этого были марксизм в интерпретации антисталиниста Льва Троцкого и его последователей, китайский вариант марксизма-ленинизма Мао Цзэдуна и различные марксизмы в развивающихся странах. Были также недогматические марксизмы после Второй мировой войны, которые модифицировали мысль Маркса заимствованиями из современных философий, в основном из философии Эдмунда Гуссерля и Мартина Хайдеггера, а также из Зигмунда Фрейда и других.

Мысль Карла Маркса

Письменное произведение Маркса нельзя свести к философии, тем более к философской системе. Вся его работа представляет собой радикальную критику философии, особенно Г.В.Ф. идеалистической системы Гегеля и философий левых и правых постгегельянцев. Однако это не просто отрицание этих философий. Маркс заявил, что философия должна стать реальностью. Нельзя было больше довольствоваться интерпретацией мира; нужно заняться его преобразованием, что означало преобразование как самого мира, так и человеческого сознания о нем. Это, в свою очередь, требовало критики опыта вместе с критикой идей. На самом деле Маркс считал, что всякое знание предполагает критику идей. Он не был эмпириком. Скорее, его работа изобилует концепциями (присвоение, отчуждение, практика, творческий труд, стоимость и т. д.), которые он унаследовал от более ранних философов и экономистов, включая Гегеля, Иоганна Фихте, Иммануила Канта, Адама Смита, Давида Рикардо и Джона Стюарт Милль. Что уникально характеризует мысль Маркса, так это то, что вместо того, чтобы делать абстрактные утверждения о целой группе проблем, таких как человеческая природа, знание и материя, он исследует каждую проблему в ее динамическом отношении к другим и, прежде всего, пытается связать их к историческим, социальным, политическим и экономическим реалиям.

В 1859 г. в предисловии к своему « Zur Kritik der politischen Ökonomie » ( Contribution to the Critique of Political Economy ) Маркс писал, что гипотеза, послужившая ему основой для анализа общества, может быть кратко сформулирована следующим образом:

В общественном производстве, которым занимаются люди, они вступают в определенные, необходимые и независимые от их воли отношения, производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, тот реальный фундамент, на котором возвышается правовая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства в материальной жизни определяет общий характер социальных, политических и духовных процессов жизни. Не сознание людей определяет их существование; напротив, их общественное существование определяет их сознание.

Возведенная до уровня исторического права, эта гипотеза впоследствии была названа историческим материализмом. Маркс применил его к капиталистическому обществу как в Manifest der kommunistischen Partei (1848; Коммунистический манифест ), так и в Das Kapital (т. 1, 1867; «Капитал»), а также в других трудах. Хотя Маркс много лет размышлял над своей рабочей гипотезой, он не очень точно ее сформулировал: для одних и тех же реальностей ему служили разные выражения. Если понимать текст буквально, социальная реальность устроена следующим образом:

1. В основе всего как реальной основы общества лежит экономическая структура. Эта структура включает (а) «материальные производительные силы», то есть труд и средства производства, и (б) всеобщие «производственные отношения», или социальные и политические механизмы, регулирующие производство и распределение. Хотя Маркс и утверждал, что существует соответствие между «материальными силами производства» и необходимыми «производственными отношениями», он так и не разъяснил природу этого соответствия, факт, который должен был стать источником различных толкований среди его более поздние последователи.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

2. Над экономическим укладом возвышается надстройка, состоящая из правовых и политических «форм общественного сознания», соответствующих экономическому укладу. Маркс ничего не говорит о характере этого соответствия между идеологическими формами и экономическим строем, за исключением того, что через идеологические формы индивиды осознают противоречие внутри экономического строя между материальными производственными силами и существующими производственными отношениями, выражающимися в правовых отношениях собственности. . Другими словами, «сумма доступных людям производительных сил определяет состояние общества» и лежит в основе общества. «Общественный строй и государство постоянно вытекают из жизненных процессов определенных индивидуумов. . . как они есть на самом деле , то есть действует и материально производит». Политические отношения, которые люди устанавливают между собой, зависят от материального производства, как и правовые отношения. Это основание социального на экономическом не случайно: оно окрашивает весь анализ Маркса. Он содержится в Das Kapital , а также в Die deutsche Ideologie (написано в 1845–1846 гг.; The German Ideology ) и Ökonomisch-philosophische Manuskripte aus dem Jahre 1844 9.0028 ( Экономические и философские рукописи 1844 г. ).

Марксизм

Карл Маркс, чьи труды легли в основу марксизма

Марксизм — это радикальная политическая идеология, основанная на теориях и трудах немецкого философа Карла Маркса. Его анализ истории, политики и общества, основанный на исследованиях Маркса о капитале, очень понравился многим мыслителям XIX века. Марксизм также стал основой для политического радикализма, вдохновив Октябрьскую революцию в России и другие революции по всему миру.

Основатель марксизма

Карл Маркс родился в Пруссии в 1818 году в еврейской семье среднего достатка. Хотя он получил образование юриста, настоящий интерес Маркса был к политике и философии.

Маркса особенно интересовали работы Георга Гегеля, писавшего о диалектике (метод, посредством которого две конкурирующие идеи создают новую идею).

В 1844 году Маркс всю жизнь сотрудничал с коллегой-писателем Фридрихом Энгельсом, который исследовал и изучал условия рабочего класса в промышленной Англии.

Четыре года спустя Маркс и Энгельс опубликовали свой первый крупный текст, «Коммунистический манифест» . С одной стороны, это была резкая критика капитализма, его неравенства, эксплуатации и бесчеловечного воздействия на рабочих. Это был также призыв к революции, призыв к «рабочим всего мира» объединиться, сбросить капитализм и создать свою собственную политическую и экономическую систему.

Эпоха революции

Марксова теория социалистической революции была воспринята политическими радикалами по всей Европе. Однако Маркс был не единственным двигателем революционных настроений в Европе середины 1800-х годов, и он не развивал свои теории изолированно.

Индустриализация привела сельских фермеров в города в поисках работы. Когда эти фермеры стали промышленными рабочими и разделили ужасные условия фабрик 19-го века, они также поделились идеями и недовольством. Многие считали, что простые люди заслуживают лучших условий и большего права голоса в том, как ими управляют.

В 1848 году европейский континент был охвачен серией политических революций и восстаний более чем в дюжине стран, включая Францию, германское и итальянское государства, Австрию, Венгрию и Данию. В том же году вышел Коммунистический манифест .

Марксистская теория

Центральная идея марксизма состоит в том, что человеческие общества формируются теми, кто владеет капиталом и, следовательно, контролирует производство и приобретение товаров.

На протяжении всей истории каждый класс пытался улучшить свое положение. Требования и желания классов часто противоречат или противоречат требованиям других классов — например, владельцы бизнеса хотят большей прибыли, что означает более низкие затраты на заработную плату; рабочие хотят более высокой заработной платы, что означает меньшую прибыль. В марксизме это продолжающееся напряжение известно как «классовая борьба».

Маркс также отмечал, что правящий класс в каждом обществе владеет или распоряжается своим капиталом, также называемым «средствами производства». Капитал — это материал, необходимый для производства или производства товаров, таких как земля, здания, машины, минеральные ресурсы и сырье.

Капитал управляет миром

В капиталистических системах большая часть капитала находится в частной собственности отдельных лиц или акционеров. Маркс называл эту группу «капиталистами» или буржуазией .

В марксистской теории буржуазия не только владеет капиталом и распоряжается им; они также доминируют в демократических и парламентских системах правления. Эти политические системы призваны создавать впечатление демократии и представительства. По мнению Маркса, эти правительства представляют и поддерживают буржуазию и ее экономические интересы.

Погоня за прибылью, по Марксу, делает буржуазию жадной и эксплуататорской. Они отказывают пролетариату (рабочему классу) в справедливой доле прибыли, которую они помогают создавать. Они также минимизируют расходы, намеренно сохраняя низкую заработную плату и плохие условия труда.

Эксплуатация рабочих

Маркс утверждал, что эксплуатация рабочих является значительным побочным эффектом капитализма, равно как и безработица, обнищание (жизнь в бедности или почти бедности) и отчуждение рабочих (рабочие не заинтересованы в своей работе). Рабочие в капиталистической системе были скорее «наемными рабами», чем активными и хорошо оплачиваемыми участниками экономики.

Эта критика капитализма, безусловно, была верна в то время, когда Маркс опубликовал ее. Первая половина 19век был периодом laissez faire или безудержного капитализма, быстрого промышленного роста и грубой эксплуатации рабочих.

Профсоюзное движение еще не было установлено, и у рабочих было мало прав, если они вообще были. Не было никакой защиты от продолжительного рабочего дня, небезопасных условий, производственного травматизма, несправедливого увольнения или других видов жестокого обращения. Большинство заработных плат было недостаточным для мужчин и еще хуже для женщин и детей.

Фазы истории

Работы Маркса вышли за рамки анализа современных условий и рассматривали человеческое общество во времени. Он утверждал, что все человеческие общества медленно, но неизбежно меняются.

Маркс выделил несколько «фаз истории», каждая из которых определялась владением или контролем над капиталом. Эти фазы длились поколения или столетия, прежде чем изменения и классовая борьба привели к тому, что они были заменены следующими. Через эти фазы и переходы человеческое общество будет бороться за реформирование и улучшение себя, чтобы достичь идеального мира:

Первобытный или племенной коммунизм .
На этом этапе люди жили небольшими сообществами и вели квазикоммунистический образ жизни. И работа, и ресурсы были общими, а решения принимались сообща.

Рабство .
Древние общества были строго иерархическими и основывались на владении землей и контроле над трудом. Правящие классы в значительной степени полагались на рабский труд, набранный из местного населения или военнопленных.

Феодализм .
Система, возникшая в средневековый период, когда короли и лорды владели капиталом (землей) и разрешали использовать ее крестьянам-земледельцам в обмен на их повиновение, дань и военную службу.

Капитализм .
Промышленно развитая система, развившаяся в 18 веке, основанная на частной собственности на капитал, например на землю и фабрики. Капиталистами движет мотив прибыли: по сути, желание заработать больше денег. При капитализме рабочая сила предоставляется наемными рабочими, которых часто эксплуатируют капиталисты.

Социализм .
Система, которая, как утверждал Маркс, заменит капитализм революцией. Социализм начнется с формирования «диктатуры пролетариата», чтобы править от имени рабочего класса. Частный капитал будет захвачен государством; буржуазные привилегии и системы управления будут упразднены.

Коммунизм .
Утопическое общество без классов, разделения богатства, эксплуатации и страданий. Члены давали то, что могли, и получали то, что им нужно. Инструменты государства, такие как правительственная бюрократия, полиция и армия, станут ненужными и «отомрут».

Марксизм в России

Советский плакат, изображающий Ленина преемником Маркса и Энгельса.

Марксизм будет принят по всей Европе и другим частям мира, где бы ни возникали рабочие волнения.

Сюда естественно входила Россия. Крупнейшей марксистской партией была Российская социал-демократическая партия (СД). Это зонтичное движение образовалось в 1898 г. из ряда более мелких групп.

С самого начала русский марксизм столкнулся с рядом идеологических и логистических проблем. Социалистическая революция, писал Маркс, наиболее вероятна в странах с развитым капитализмом. Страны, созревшие для социалистической революции, будут иметь большой промышленный сектор и значительную массу недовольных промышленных рабочих.

Была ли Россия готова к социализму?

Россия не соответствует ни одному из этих критериев. Ее экономика была в основном аграрной, а индустриализация произошла недавно. На рубеже веков в России насчитывалось около трех миллионов промышленных рабочих, или всего два процента населения — едва ли внушительный пролетариат.

Сам Маркс выразил сомнение в социалистическом потенциале России, написав в 1877 г., что она должна упразднить крестьянские общины и перейти к демократической фазе.

Владимир Ленин отверг аргумент о том, что Россия не готова к социализму. Ленин был сторонником марксизма, но не строгим доктринером. Он был готов адаптировать теории Маркса, включив в них свои собственные, разработав идеологию под названием ленинский марксизм.

Ленин утверждал, что капиталистически- буржуазную фазу можно обойти или «телескопировать» в социалистическую фазу. Это стало его идеологическим оправданием столь быстрого свержения Временного правительства после его прихода к власти. В зависимости от точки зрения это можно интерпретировать либо как правильное развитие марксистской теории, либо просто как личное нетерпение со стороны Ленина.

Взгляд историка:
«Марксистам задавался вопрос: как могла Россия совершить социалистическую революцию при отсталости ее капитализма? Как можно назвать революцию, столь противоречащую предсказаниям марксистской теории, марксистской? Как могла быть пролетарская революция в стране, где только зарождался пролетариат? Разве ленинская революция не была опровержением Маркса, а не его осуществлением? Если в отсталой капиталистической нации должна была произойти марксистская революция, неужели передовые страны, так сказать, «сорвались с крючка»? Или русская революция была аберрацией, исторической случайностью?»
Мегнад Десаи, историк

1. Марксизм – это радикальная теория политики, экономики и истории. Он был разработан немецким философом Карлом Марксом в середине 1800-х годов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *