Первые корабли петра 1: Как Петр Первый построил флот, который сгнил у причалов · Город 812

Первые победы Российского флота | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина

В последнее воскресенье июля в России по традиции отмечается День Военно-Морского Флота. О роли Петра Великого в становлении российского флота рассказывают раритетные издания, входящие в коллекцию Президентской библиотеки «Пётр I (1672–1725)».

«Всякий потентат (правитель), который едино войско сухопутное имеет – одну руку имеет, а который и флот имеет, обома рукома владеет», – уверен был царь-реформатор. Слова у Петра Великого с делом не расходились. 30 (20 по старому стилю) октября 1696 года Боярская дума утвердила указ молодого царя о создании регулярного флота – «Морским судам быть». Через три года Пётр Первый в качестве главного стяга Российского морского флота учредил флаг с Андреевским крестом. Это стало важнейшим событием не только для флота, но и для всей страны. В видеолекциии Президентской библиотеки из цикла «Знание о России» ответственный секретарь Геральдического совета при Президенте Российской Федерации Глеб Калашников рассказывает: «Флаги обязаны своим рождением новому времени, развитию мореходства, и не просто мореходства, а появлению больших флотов, флотов крупных национальных государств». Пётр I сам «начертал образец» флага. Собственноручный рисунок царя опубликован в книге историка Петра Белавенца «Цвета Русского Государственного национального флага» (1910), доступной на портале Президентской библиотеки.

В сочинении писателя и переводчика Вениамина Бергмана «История Петра Великого» (1840) приводится диалог молодого Петра с контр-адмиралом Патриком Гордоном: «„На что Вам корабли, Государь“, спросил у него Гордон, „ведь у Вас нет морей“. – Были бы корабли, а моря я найду, – отвечал Пётр. Слова замечательныя, доказывающия, что занятие кораблестроением, при самом начале уже не было одною забавою и конечною целью Петра; Он видел в этом средство к достижению другой высшей цели».

Высшей целью для Петра I было величие России. Чтобы «прорубить окно в Европу», требовалось не просто подойти к акватории – необходимо было «ногою прочной стать у моря». На это ушли десятилетия. С 1700 по 1721 год продолжалась Северная война между Россией и Швецией за право выйти к Балтике. Это были годы настоящей проверки боем для молодого флота, созданного Петром I.  

Первая победа России в морском бою на Балтике была одержана в устье Невы 18 мая 1703 года. Теперь этот день считается днём основания Балтийского флота. 

Сражение подробно описывает историк Феодосий Веселаго в работе «Краткия сведения о русских морских сражениях за два столетия с 1656 по 1856 год» (1871). После отчаянного штурма и взятия Петром I крепости Ниеншанц, расположенной при впадении Охты в Неву, в Финском заливе появилась шведская эскадра. 16 мая 10-пушечный галиот «Гедан» и 8-пушечная шнява «Астрильд» встали на якорь у левого берега Большой Невы. На рассвете 18 мая роты Преображенского и Семёновского полков под командованием бомбардирского капитана Петра Михайлова (Петра I) и поручика Александра Меншикова на шлюпах, под прикрытием тумана и дождя, напали на корабли шведской эскадры. Закипел жестокий абордажный бой, в котором 8 лодок, не имевших артиллерийского вооружения, сражались против военных кораблей. В результате неприятельские судна были захвачены.

За эту победу все участники сражения были награждены медалями с надписью «Небываемое бывает»: у шведов были оружие, адмиралы, обученные матросы, у русских – только отвага солдат, ведомых своим царём…

Чтобы окончательно утвердиться на берегах Невы, 27 мая 1703 года на острове Янни-саари (Заячий остров) Пётр заложил крепость, которую назвал Петропавловской, – так был основан Санкт-Петербург, будущая российская столица и первый морской порт в Финском заливе. По указу государя началось активное строительство флота.

Всего за 10 лет русские кораблестроители достигли столь серьёзных успехов, что Пётр начал подготовку к решающей баталии с неприятелем. Она произошла у мыса Гангут 27 июля (7 августа) 1714 года.  

Вот что сообщает в книге «Подвиги русских адмиралов…» (1900) писательница Мария Лялина: «Весной 1714 года в Кронштадте снаряжались два флота, корабельный и гребной. Царь Пётр, начавший службу под именем Петра Михайлова с бомбардира и дослужившийся до шаутбенахта (контр-адмирала), командовал корабельным флотом, генерал-адмирал граф Апраксин – гребным». Расстановка сил казалась успешной для российского флота: 100 галер против 10 кораблей неприятеля. Однако, подчёркивает Владимир Гончаров в книге «Гангутский бой 27 июля 1714 г.» (1914), «численное превосходство русских… ослаблялось в сильной мере присутствием у шведов артиллерии большого калибра. Наши орудия, разбросанныя на многих судах, большею частью однофунтовыя, не могли состязаться с пушками неприятеля». Было решено идти на прорыв мимо эскадры королевского флота Швеции, но так, чтобы быть вне досягаемости орудий противника. А затем настала пора ударить по основным силам врага. Ожесточённая битва длилась около трёх часов. В абордажных схватках плечом к плечу с матросами дрался сам Пётр I, личным примером ободряя людей… Шведы, привыкшие побеждать в морских боях, бились отчаянно, но вскоре стало понятно: натиск русских моряков не сломить. Победа при Гангуте стала первым серьёзным триумфом нашего флота.

Тоже 27 июля (7 августа по новому стилю), но спустя 6 лет, в 1720 году, у острова Гренгам произошло пoследнее моpское срaжение Северной войны. Шведская эскадра на рассвете неожиданно сблизилась с русскими кораблями и начала массированный обстрел из полутора сотен орудий. Русские галеры отступили на мелководье, где, будучи более маневренными, сумели взять на абордаж четыре шведских фрегата. В честь победы при Гренгаме была отчеканена медаль с надписью «Прилежание и храбрость превосходят силу».

30 августа (10 сентября) 1721 года был подписан русско-шведский мирный договор, завершивший Северную войну. По условиям договора к России отошли Лифляндия (с Ригой), Эстляндия (с Ревелем и Нарвой), часть Карелии, Ингерманландия (Ижорская земля) и другие территории. Подчёркивая значение флота в Северной войне, Пётр I приказал выбить на медали, утверждённой в честь победы над Швецией, слова: «Конец сей войны таким миром получен ничем иным только флотом, ибо землёю никаким образом достигнуть было того невозможно». 

После блистательной победы в Северной войне Пётр I принял от Сената и Священного Синода титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского Петра Великого», флот стал именоваться Российским императорским, а Россия, ставшая империей, по словам Александра Пушкина, «вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек»…

Воронеж – колыбель русского флота

          Во времена Петра I Воронежу предстояло сыграть важную роль в истории нашего государства.
          В конце XVII века Русское государство начало войну с Турцией за выход в Азовское и Черное моря. При впадении Дона в Азовское море стояла турецкая крепость Азов. Первый поход Петра I с целью завоевания турецкой крепости закончился поражением – русская армия в то время не имела военно-морского флота. Тогда царь решил заложить верфь и построить такой флот в Воронеже. Строительство началось зимой 1695 года.
          Петр избрал Воронеж колыбелью российского флота, поскольку город стоял на берегу р. Воронеж, недалеко от Дона. В окрестностях росли вековые дубы и сосны, служившие материалом для строительства судов. Неподалеку залегала липецкая железная руда, из которой можно было выплавить пушки и другое оружие.
          Тысячи жителей из окрестных городов были собраны на строительство флота в Воронеж. Стук топоров стоял с утра до вечера. Царь Петр I сам руководил строительством: его высокую фигуру с топором в руках постоянно видели в гуще работ.

Наконец наступил торжественный момент. К весне 1696 года были готовы два больших корабля и несколько десятков мелких. Так, 2 апреля 1696 года на воду была спущена большая галера «Принципиум», 26 апреля – многопушечный корабль «Апостол Петр».
          Уже летом 1696 строительство флота было закончено, и Петр I совершил второй поход против турок. Русские войска одержали победу, в результате которой Россия получила выход в Азовское море и вернула себе ранее принадлежащие земли.
          Немного позже Петр стал создавать флот и на Балтийском море, но колыбелью военно-русского флота по праву считается Воронеж. Строительство кораблей в нашем крае продолжалось до 1711 года.

***

Литература:

          Аббасов А. М. Воронеж исторический / А. М. Аббасов. – Воронеж: Центр. – Чернозем. кн. изд-во, 2003. – 352.
          Аббасов А. М. Петр I на земле Воронежской / А. М. Аббасов // Воронеж – колыбель флота русского: Петровский сборник. – Воронеж, 1995. – С. 54 – 72.
          Аббасов А. М. Воронеж исторический / А.М.Аббасов.- Воронеж: Центр. -Чернозем. кн. изд-во, 2003.- 352 с.
         Воронеж: встреча с прошлым и настоящим: историко-архитектурный иллюстрированный справочник-путеводитель по культурно-историческим памятникам / Сост. В. Мальцев. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2008. – С. 10-14.
          Воронежские корабли: Зарождение Российского регулярного флота: Учебно — метод. пособие. – Воронеж: Родная речь, 1996. – 123 с.
          Воронежский край в XVIII веке. Документы и материалы по истории края.- Воронеж: Изд-во «ВГУ», 1980.

          Воронежский край на южных рубежах России (XVII – XVIII вв.). – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1981.
          Глазьев В. И грянул бой! Полтавский бой! / В. Глазьев // Воронежский курьер. – 2009. – 11 июля.
          Дыгало В. История Корабля / В. Дыгало. – М.: Изобразительное искусство, 1991. – 62 с.
          Елагин С. И. История русского флота: Период Азовский // С.И.Елагин. – Воронеж: Центр. – Черноземн. кн. изд-во, 1997. – 352 с.
          Елецких В.Л. Воронеж. Город воинской славы / В.Л. Елецких. – Воронеж: ООО «Творческое объединение «Альбом», 2011. – 48 с.
          Загоровский В. П. Петр Великий на воронежской земле// В.П.Загорвоский. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1995. – 166 с.
          Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я / В.П. Загоровский. – Воронеж: Центр. -Чернозем. кн. изд-во, 1982. – 311 с.
          Загоровский В.П. История Воронежской области: учебное пособие для средней школы / В.П. Загоровский, Ф.С. Олейник, Е.Г. Шуляковский. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1976. – 160 с.
          Комолов Н.А. Город Воронеж от начала кораблестроения до губернской реформы Екатерины II. 1696-1775 / Н.А. Комолов. – Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2011. – 44 с.
          Кретова О. К. Русский город Воронеж / О. К. Кретова. – Воронеж: Центр. – Чернозем. кн. изд-во, 1986. – 239 с.
          Кто есть кто: Новейший справочник школьника. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – С. 780 – 781.
          Наш Воронеж / Под ред. А. М. Фактор. – Воронеж: Кварта, 2002. – 30 с.
          Очерки истории Воронежского края. Том I / Под ред. Е.Г. Шуляковского. — Воронеж: Изд-во «ВГУ», 1961.
          Панова В.И. История Воронежского края: учебн. — методич. пособие / В.И. Панова. — 4-е изд., доп. – Воронеж: «Родная речь», 2004. – 287 с.
          Пульвер Е.А. Воронежская мозаика / Е.А. Пульвер, Ю.Е Пульвер. — Воронеж: Центр. Черноземное изд-во, 1983. – 207 с.
          Силин В. Предвидение / В. Силин // Коммуна. – 2010. – 7 мая.
          Тарасова Е. У истоков русского флота / Е. Тарасова // Здравствуй. – 2010. — № 20.
          Чубурин П.Ф. Земля Воронежская. Рассказы об истории и природе Воронежской области для учащихся 4-х классов / П.Ф. Чубурин. – Воронеж: Центр.- Чернозем. кн. изд-во, 1984. – 80 с.

Детям о Воронежском крае

Сделано в Ваниль

Корабль как символ церкви (кора Святого Петра) — раннехристианские символы древней церкви

Корабль (барк или барк, barchetta ) был древним христианским символом. Это церковь, брошенная в море неверия, суетности и преследований, но, в конце концов, достигнув безопасной гавани с его груз человеческих душ. Часть изображений исходит от ковчега спасение семьи Ноя во время потопа (1 Петра 3:20-21). Иисус защищает Лодка Петра и апостолы в бурном Галилейском море (Марка 4:35-41). Это был также великий символ во времена, когда христианам нужно было скрыть крест, так как корабельная мачта образует крест на многих его изображениях..


Лампа в форме корабля с апостолами Пьетро и Паоло, бронза, поздняя 4-начало 5 века. Галерея Уффици, Флоренция

 

«В Апостольском Конституции (II, xlvii) епископ в окружении собрания верный сравнивается с кормчим корабля; но идея стара как Тертуллиана ( De bap ., xii; P. L., l, 1214) и менялась иногда на сравнение церкви с Ноевым ковчегом. В любом случае корабль был признан Христианский символ и Климент Александрийский одобрил его для перстня с печаткой.

«Пусть голубь или рыба, — говорит, — судно летит впереди ветер , — или морской якорь да будет нашими печатками» ( Paed . III, ii; P. G., VIII, 633). Многочисленные изображения кораблей, иногда служащих дизайн светильника с фигурой Христа или Святого Петра в роли рулевого сохранились у нас. Название, которое мы до сих пор сохраняем за «нефом». (французский, nef ) церкви свидетельствует о стойкости того же идея» (Герберт Терстон, «Символизм», Католическая энциклопедия , 1909 г.). Корабль также иногда используется как эмблема Святого Иуды.


Надгробие Фирмиа Виктора, Музей Пио Кристиано, Ватикан, Рим

На иллюстрации к Псалму 69 из Belleville Бревиарий , выбранный для сопровождения таинства Миропомазания, св. Петра. лежит в лодке по бушующему морю, а Бог благословляет его с небес, символизируя убежище души во время испытаний на корабле Церкви, который благословлен Богом.

Окончательное традиционное символическое значение корабля – средство средства передвижения между этим миром и иным. В христианской традиции, в которой земная жизнь воспринималась как паломничество, корабль церкви перевозит верный через моря мира в небесный дом. (Идеи из Чосер и Образ повествования , В. А. Колве.)

Святая Урсула часто изображалась помогающей грешникам сесть в лодку, чтобы спасти их от утопления. в морях мира.

Корабль, плывущий к небесам, из Лапидарианской галереи.

Витражи

  • Полевая часовня Моффет, «Корабль церковного витража (1956), Cummings Studios of South Сан-Франциско. Витраж, Кертис Графика
  • Витражи Окно, Пальмовая лютеранская церковь, Пальмира, Пенсильвания.
  • Окрашенный стеклянное окно, Церковь Короля Славы, Даллас, Техас,
  • Витражное стекло окно, церковь Св. Даниила, Кларкстон, Мичиган,
  • Гобелен барка Святого Петра в Сент-Питерс, Дартмут, Новая Шотландия, Канада, мистер Бэк.
  • Архитектурный орнамент Уолтера С. Арнольда, скульптора/резчика по камню, Чикаго.

Ковчег Спасение, православный иконный стиль.

Корабль в океане с крестом вместо паруса — логотип Национального Совет церквей в США, Церкви Вместе в Англии и Всемирный совет церквей, членами которых является ряд церковных органов.

Fragmento del remate de la tapa de un sarcófago палеокристиано (сигло IV). Los cristianos que podían mandarse hacer sarcófagos de mármol pedían que labraran en ellos símbolos y episodios томадос-дель-Антигуо-и-дель-Нуэво-Завето. Эль-коммун деноминадор que expresa el significado de estas obras artísticas es el de la certeza de la salvación a través de la Fe en Dios. Лос-номбрес грабадос cerca de cada uno de los personajes explican quiénes сын: IESUS el timonel, y los remeros: MARCUS, LVCAS y (IO)ANES. Иисус и евангелисты гребут в лодке. Ватикан.

Церковь как «ковчег спасения», изображение третьего века, найденное в «Карфагене» Тертуллиана общего экклезиологического образа в «православных» церквях.

Лодка святого Иуды. Символ самой церкви, лодка или корабль особенно отождествляется с нашим святым покровителем, Иудой Апостол. Картина, Англиканская церковь Святого Иуды, Брантфорд, Онтарио, Канада.

Барк (кора) св. Петра

Иногда руководство нынешнего папы называют руководством Барк Святого Петра.

  • Барк Питера часть герба Ванкуверской епархии. Более.
  • Джотто Ди Бондоне (1267-1337), Навичелла (1305-1313), холст, масло, 740 x 990 см, Fabbrica di San Pietro, Рим. Картина Петра из корабля, идущего по воде.
  • Юлий Шиллер. Coelum Stellatum Christianum, 1627. Созвездие 2. Святой Лодка Петра, ранее называвшаяся Большой Медведицей.

Раннехристианские символы Древней Церкви

Бкмрк

Copyright © 2022, Ральф Ф. Уилсон. Все права защищены. Одна копия этой статьи бесплатна. Не размещайте это на веб-сайте. См. юридическую информацию, информацию об авторских правах и перепечатку.

Пробуждение Европы, 48. Как Петр Великий научился…

«Ничто не может быть маленьким для великого человека». — ЖУКОВСКИЙ.

Однажды в 1697 году, когда Вильгельм III. еще правил Англией и Голландией, голландские кораблестроители в маленькой деревушке Зандам были удивлены, узнав, что Петр Великий, император или царь России, находится в деревенской гостинице.

«Да, — сказали люди, — он пришел учиться у голландцев строить корабли, и он был замаскирован под простого матроса, как и они сами. Это было совершенно верно. Петр Великий пришел из сердца своей великой страны, России; он пересек Балтийское море и попал в Швецию, а оттуда добрался до Голландии. Было всего шесть часов утра, когда он прибыл в Зандам, и первым выпрыгнул на берег и пришвартовал свой корабль к причалу. Встретив голландского рабочего, который когда-то работал в России, он настоял на том, чтобы поехать в его коттедж на ночлег. Это был небольшой голый домик, построенный из дерева. В ней была всего одна комната с большим каминным уголком и деревянным шкафом, в котором лежал матрас для сна.

«Мы всего лишь иностранные мастера, ищущие работу», — сказал он любопытствующим. Тогда он купил себе набор столярных инструментов, собственноручно отнес их на дачу и тотчас принялся за работу. Он был одет в голландский костюм, как и местные лодочники, в красный жилет с большими пуговицами, короткую куртку и широкие бриджи. Ежедневно он часами наблюдал за работой кораблестроителей; он посетил лесопильные, маслобойные и бумажные фабрики, канатные, парусные и кузнечные мастерские. Он также сделал модель ветряной мельницы. Купил он еще небольшой корабль, сделал мачту своими руками, приладил ее и плавал по заливу.

А между тем просочилась весть, что высокий, красивый мужчина с длинными вьющимися волосами, в платье голландского матроса действительно царь русский, и толпы людей стали повсюду следовать за ним. Поэтому через неделю он бежал в Амстердам в сильный штормовой ветер, где ему предоставили квартиру на больших верфях Ост-Индской компании. Здесь он стабильно работал в течение четырех месяцев, чтобы помочь в постройке одного корабля от начала до конца. Он вставал рано, разжигал свой огонь, готовил себе еду и вообще жил как простой рабочий.

Это была совсем другая жизнь, чем та, что он прожил в России. С ранних лет он был окружен всяческой роскошью. В младенчестве он спал в колыбели, покрытой бархатом и расшитой золотом, его простыни были из шелка, его платья из атласа были украшены жемчугом и изумрудами. В три года он ездил в маленькой золотой карете, запряженной четырьмя крошечными пони, а рядом с ним в качестве телохранителей ехали гномы. Мальчиком он любил моряков и солдат, с энтузиазмом относился к кораблям и морю. Таково было детство человека, которому предстояло основать российскую армию и флот.

Петр Великий работал на верфи в Амстердаме, когда однажды герцог Мальборо посетил доки, чтобы увидеть его за работой. «Питер, плотник из Заандама, помоги тем людям нести этот лес», — крикнул бригадир, чтобы указать на него англичанину. И царь Петр тотчас повиновался.

Когда корабль был закончен, его преподнесли Петру I в подарок от Амстердама. Он принял его с радостью, окрестил Амстердамом и увез обратно в Россию. Он построил свой корабль, но все равно остался недоволен. Он считал, что голландцы слишком много работают по «эмпирическому правилу», что на самом деле они ничего не смыслят в кораблестроении. Так он стал грустным и из духа; он путешествовал так далеко и не «достиг желаемой цели». «Вы должны приехать в Англию,» сказал англичанин, который присутствовал. «В нашей стране кораблестроение доведено до высшего совершенства». Петр Великий был в восторге от этой идеи. Он познакомился с Вильгельмом Оранским, и король Англии прислал ему прекрасный корабль, построенный по новому плану. Теперь Питер спросил его, может ли он приехать в Англию, чтобы посетить верфи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *