Первой мировой войны периодизация: События Первой мировой войны | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Компас-навигатор. Российское историческое общество — Периодизация. Россия в годы Первой мировой войны и Великой российской революции (1914–1922)

 

Россия в Первой мировой войне

Видео, аудио

История в музее

Обобщающие тексты

Тематические проблемы

Начало Великой российской революции (февраль – октябрь 1917 г.)

Видео, аудио

История в музее

Обобщающие тексты

Дискуссионные проблемы

Тематические проблемы

Период становления Советской республики (ноябрь 1917 – май 1918 гг.)

Видео, аудио

История в музее

Обобщающие тексты

Тематические проблемы

Широкомасштабная гражданская война (май 1918 – ноябрь 1920 гг.)

Видео, аудио

История в музее

Обобщающие тексты

Тематические проблемы

Кризис 1920-1921 гг., переход к НЭП и образование СССР

Видео, аудио

История в музее

Обобщающие тексты

Тематические проблемы

Материалы ко всему разделу: Россия в годы Первой мировой войны и Великой российской революции (1914–1922)

Видео, аудио

История в музее

Обобщающие тексты

Дискуссионные проблемы

Тематические проблемы

Персоналии

Персоналии

Карты

Общие сведения о периоде

Период 1914–1922 гг. занимает особое место в российской и мировой истории.

Он связан с чередой войн и революций, до основания потрясших основы прежнего мироустройства. Первая мировая война по праву считается рубежом эпох: с её окончанием начинается отсчёт Новейшего периода истории. Великая российская революция и стартовавший в 1917 г. «советский эксперимент» по силе воздействия на общемировые процессы признаны одними из важнейших событий ХХ столетия.

В результате Первой мировой войны и революций коренным образом изменилась геополитическая карта Европы. Почти одновременно распались четыре империи – Российская, Австро-Венгерская, Германская и Османская. Цивилизация оказалась в состоянии небывалого прежде глобального кризиса, сопровождавшегося массовой гибелью солдат и мирных жителей, сменой типа экономического развития, миграционными процессами, безработицей и резким снижением уровня жизни населения. Голод, эпидемии, смерть и хаос становились обыденным явлением. Одним из последствий Первой мировой войны, проявившихся в том числе в Советской России 1920–1930-х гг. , стала милитаризация экономики, усиление её государственного регулирования, приход к власти диктаторских режимов.

Повсеместно, а не только в России, наблюдалась резкая радикализация общественных настроений на фоне обнищания населения и кризиса старых властных институтов, которым был предъявлен счёт за неспособность уберечь мир от военной катастрофы. Популярными становились идеи переустройства мира на коммунистических началах. В этой ситуации надежды большевиков на то, что революция в России разожжет пожар мировой революции, казались не лишенными оснований.

Россия оказалось в эпицентре великих потрясений 1914–1922 гг. Здесь наблюдалось особенно сложное переплетение военных и революционных процессов. В конце 1917 г. сразу три ключевых фактора обусловили масштаб, глубину и ожесточённость событий: первые революционные преобразования осуществлялись в условиях, когда Россия продолжала вести сражения с внешним врагом, а внутри неё уже разгоралась Гражданская война. Ставшая национальной трагедией Гражданская война явилась следствием глубокого раскола российского общества.

Катастрофическими для России оказались людские потери. Страну захлестнула детская беспризорность. Около 2 млн россиян, в основном из числа образованного сословия, покинули Россию и оказались в эмиграции. Итогом войн и революций стало разорение страны, её распад по региональным и национальным «квартирам» и системный кризис власти. На повестке дня стоял вопрос о существовании российского государства.

 

 

Компас-навигатор. Российское историческое общество — Периодизация. Великая Отечественная война. (1941-1945 гг.)

Первый период войны (июнь 1941– осень 1942 гг.)

Видео, аудио

Обобщающие тексты

История в музее

Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 гг.)

Видео, аудио

Обобщающие тексты

История в музее

Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны
(1944 – сентябрь 1945 гг.)

Видео, аудио

Обобщающие тексты

История в музее

Материалы ко всему разделу: Великая Отечественная война. (1941-1945 гг.)

Видео, аудио

Обобщающие тексты

История в музее

Персоналии

Персоналии

Карты

Общие сведения о периоде

Великая Отечественная война (1941–1945) Советского Союза против гитлеровской Германии и её сателлитов явилась важнейшей частью Второй мировой войны (1939–1945) – крупнейшего вооруженного конфликта в истории человечества. СССР вступил во Вторую мировую войну 22 июня 1941 г., после вторжения Германии на его территорию.

Во Второй мировой войне участвовало 62 государства, население которых суммарно составляло 80% населения земного шара. Однако события на советскогерманском фронте носили наиболее ожесточённый и кровопролитный характер. 70–80% германских потерь в ходе Второй мировой войны пришлись на Великую Отечественную войну. СССР внёс решающий вклад в победу Антигитлеровской коалиции. Победа досталась огромной ценой. Из общего количества жертв Второй мировой войны (свыше 55 млн чел.) наибольшие потери понёс Советский Союз – 27 млн солдат и гражданского населения. Для сравнения: суммарные потери США и Великобритании составили менее 1 млн человек.

Со стороны гитлеровской Германии велась расово-идеологическая война, нацеленная на уничтожение Советского Союза вместе с населяющими его «неполноценными» славянскими и иными народами. Нацистская доктрина рассматривала советский «еврейско-большевистский» режим в качестве врага номер один. Коммунистические комиссары, наряду с евреями, подлежали истреблению в первую очередь. Завоёванную территорию СССР предполагалось подвергнуть немецкой колонизации, а ресурсы использовать на нужды рейха. Для Советского Союза эта война стала общенародной, Отечественной, священной войной за выживание и сохранение своей государственности.

Перед лицом нацистской угрозы произошла консолидация общества. Поведение «освободителей от большевизма», творимые ими на оккупированных территориях зверства и беззаконие, бесчеловечное отношение к военнопленным стали ещё одной причиной, побудившей многих пострадавших от советского режима в период революции, коллективизации, массовых репрессий встать на защиту Родины. Важнейшими слагаемыми Победы стали патриотический подъём, единство фронта и тыла, а также безуспешность попыток нацистов вбить клин между народами СССР.

За исключительное мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, были удостоены звания Героя Советского Союза более 11,6 тыс. граждан, среди которых представители разных национальностей. Самыми юными героями стали 14-летние партизаны Валентин Котик и Марат Казей (оба посмертно). Кроме того, за ударный труд во время войны 204 человека были удостоены звания Героя социалистического труда.

В истории Великой Отечественной войны выделяется несколько основных этапов. На первом этапе (июнь 1941 – ноябрь 1942 г.) основной задачей СССР был срыв германских планов молниеносной войны и мобилизация сил на отпор врагу. Наиболее значимым событием этого периода войны стало контрнаступление под Москвой и первые крупные поражения германских войск.

Тем не менее, к лету 1942 г. врагу удалось занять территорию СССР, на которой до войны проживало 45% населения, производилось 33% промышленной и 47% сельскохозяйственной продукции страны.

В тяжелейших условиях удалось провести массовую военную мобилизацию и не имевшую аналогов в мировой истории эвакуацию промышленных производств и трудовых ресурсов в восточные регионы страны. Благодаря успехам советской дипломатии СССР стал ключевым игроком в сложившейся Антигитлеровской коалиции. Это обеспечило получение экономической и военно-технической помощи от западных союзников. Все эти меры в сочетании с массовым героизмом советских людей на фронте, в тылу и на оккупированной противником территории позволили создать условия для коренного перелома в ходе войны.

Перелом в ходе войны составляет содержание второго этапа (осень 1942 – конец 1943 г.) В ряде крупных сражений, среди которых ключевыми были Сталинградская и Курская битвы, Красная Армия разгромила войска вермахта и перехватила стратегическую инициативу. В данный период происходило заметное наращивание советского военного производства, в том числе за счёт вступивших в строй эвакуированных заводов.

Это позволило усилить боевую мощь армии и ликвидировать количественное и качественное отставание от противника в танках, самолётах и иных средствах ведения войны. На оккупированной территории развернулось массовое вооруженное сопротивление врагу, отвлекавшее значительные силы вермахта и оказавшее влияние на исход боевых действий на советско-германском фронте. Успехи советских войск облегчили положение союзников по Антигитлеровской коалиции на Средиземноморском и Северо-Африканском театрах военных действий.

В ходе третьего этапа Великой Отечественной войны (1944 – май 1945 г.) Красная Армия в результате ряда военных операций разгромила войска вермахта и полностью освободила территорию СССР. Важное значение имело открытие союзниками второго фронта в Европе, а также военные и дипломатические меры, предпринятые СССР для вывода из войны основных европейских союзников Германии.

Освобождение советскими войсками оккупированных гитлеровцами стран Центральной и Восточной Европы избавило их народы от нацизма и одновременно способствовало их последующему вовлечению в орбиту влияния СССР.

Тем самым в конце войны закладывалась основа для последующего расширения «социалистического лагеря». В ходе зимне-весенней кампании 1945 г. Германия была полностью разгромлена. Советские войска взяли Берлин. Великая Отечественная война завершилась. 9 мая 1945 г стал Днём Победы — одним из главных и близких каждому россиянину праздников. Победа над нацистской Германией явилась ключевым фактором послевоенного могущества страны и превращения СССР в мировую супердержаву.

В августе 1945 г., выполняя договорные обязательства перед союзниками, Советский союз вступил в войну с Японией. В ходе Маньчжурской стратегической операции советские войска разгромили Квантунскую армию, предопределив последующую капитуляцию Японии 2 сентября 1945 г. Победа над Японией стала заключительным аккордом Второй мировой войны.

Важным итогом сотрудничества государств Антигитлеровской коалиции стало создание при активном участии СССР Организации Объединённых наций, Устав которой был принят в июне 1945 г.

Периодизация — Обзор APUSH

Периодизация- 
Период 8 – это время перемен как во внешней политике, так и во внутренних делах. Именно в этот период формируется движение за гражданские права, а также происходят конфликты во Вьетнаме, холодная война, война в Корее и гонка ядерных вооружений с Россией.

Берлинский воздушный подъемник

Главной темой этого периода является доктрина сдерживания Трумэна и сильные антикоммунистические настроения. После Второй мировой войны Советский Союз имел территории в Берлине и построил Берлинскую стену. Они начали так называемую блокаду Берлина, чтобы не допустить проникновения припасов внутрь. Это привело к берлинскому авиалайнеру. Это был способ Трумэна помочь конфликту, не развязывая новую войну или даже ядерную войну.


В этот период США также участвовали в других конфликтах, во многом из-за теории домино, согласно которой, если одна нация падет до коммунизма, другие последуют за ней. США подписали Варшавский договор, в котором говорилось, что они помогут любой нации, которой грозит падение до коммунизма.

Это побудило нас попытаться предотвратить распространение коммунизма во Вьетнаме и Южной Корее с помощью военных действий.

Теория домино

Кухонные дебаты

В дополнение к этим конфликтам между Советским Союзом и Соединенными Штатами все еще существовала крайняя напряженность. Между США и СССР произошло много разных событий, которые усилили напряженность, таких как «кухонные дебаты» о капитализме и коммунизме между Никсоном и Хрущевым, космическая гонка и запуск спутника, а также инцидент с самолетом-шпионом U2. Все эти трения достигли апогея во время кубинского ракетного кризиса. Это произошло, когда Фидель Кастро разрешил Советам разместить ядерные ракеты на Кубе, очень близко к побережью Соединенных Штатов. В результате этого инцидента между Россией и США была установлена ​​горячая линия.


SCLC марта

В этот период Движение за гражданские права также было в полной силе. Это внутренние изменения, упомянутые ранее. Многие группы выступали за изменения ненасильственными способами, такие как Конференция христианских лидеров Юга (SCLC), Студенческий координационный комитет ненасильственных действий (SNCC) во главе со Стокли Кармайклом и Нация ислама. Были также агрессивные группы, такие как «Черные пантеры», которые считали, что мирные протесты не сработают. Также влиятельными в это время были Всадники свободы на Севере и движение Black Power, которые помогли объединить некоторые из этих групп.


Эти группы и их действия привели к нескольким важным успехам в движении за гражданские права в ту эпоху. Произошла десегрегация вооруженных сил, дело Брауна против Совета десегрегировало школы, и был принят Закон о гражданских правах. Эта эпоха известна огромным прогрессом Движения за гражданские права.

В целом, этот период известен «Великим обществом» Джонсона и Войной с бедностью, продолжением конфликтов за границей и обрывом движения за гражданские права. Он достаточно динамичен как во внутренних, так и во внешних делах, что делает его уникальным.

Газета после решения Брауна против Совета по образованию

Сила периодизации — Блог проекта ООР — Сообщество преподавателей проекта ООР

Рэйчел Филлипс друг друга — и это, вероятно, то, что многие студенты считают единственной целью временной шкалы. И, конечно же, невероятно важно иметь хронологию прошлого и визуальное представление того, как разворачивается история. Но давайте углубимся во временные рамки и периодизацию — процесс деления и присвоения имен периодам времени. Периодизация позволяет историкам влиять на то, как исторические истории рассказываются и интерпретируются. Возьмем, к примеру, традиционную периодизацию истории раннего Нового времени, которую до сих пор изучают многие студенты, которая движется от эпохи Возрождения, научной революции и Просвещения к индустриализации. Эта периодизация создает аккуратное повествование о прогрессе и человеческой изобретательности, сосредоточенное в Европе и приведшее к нашему современному миру, повествование, известное как «возвышение Запада».

Но, как мы знаем, эта периодизация «возвышения Запада» не принимает во внимание многочисленные вклады различных мировых систем, систем, у которых Запад учился благодаря взаимосвязанным сетям обмена, существовавшим веками. Временные рамки, которые мы выбираем, и способы, которыми мы их обозначаем для создания исторического повествования, могут как высвечивать, так и скрывать детали прошлого. Способы периодизации также могут помочь нам включить голоса, истории и идеи, которые могли быть исключены из повествования.

Периодизация — это ключевой инструмент, когда дело доходит до исторических исследований: мы всегда должны определять наш период времени по отношению к изучаемому историческому событию или процессу, и то же самое должны делать наши ученики. Без определения временных периодов мы не можем ожидать, что учащиеся будут использовать практики исторического мышления, такие как контекстуализация, причинно-следственная связь или преемственность и изменения с течением времени. Без периодизации мы бы плавали в большом бассейне истории.

Периодизация помогает нам создавать плавательные дорожки, чтобы мы могли лучше понимать и систематизировать исторические нарративы.

Пример периодизации, Хронология Большой истории . По ООР, CC BY 4.0.

Периодизация — это то, с чем мы рекомендуем вам и вашим ученикам поиграть, чтобы они могли увидеть силу этой конкретной практики. В прошлом году или около того одной из моих любимых игр было попросить людей провести периодизацию COVID для себя. Например, я думаю о следующих периодах из моего первого года COVID: был период «в продуктовом магазине остались только шоколадные конфеты»; период «дезинфекции пакетов»; период «давайте испечем хлеб на закваске и бананы»; период «наведем порядок в каждом ящике дома»; период «головоломки»; и так далее. Вы можете предложить учащимся попробовать это задание или попросить их провести периодизацию своей жизни.

Играя с периодизацией, можно получить множество занятий в классе. Например, вы можете попросить учащихся выбрать интересующие их темы (спорт, искусство, музыка, поп-культура и т.

 д.) и указать временные рамки для изучения этих тем. Каждый учащийся мог создать временную шкалу или повествование по своей теме в течение этого периода времени, а затем учащиеся могли сравнить их, чтобы увидеть, как изучение разных тем за один и тот же период времени действительно может изменить историческое повествование. Или вы можете дать учащимся одну и ту же тему, но назначить учащимся разные периоды времени для изучения этой темы. Затем вы и ваши ученики сможете увидеть, как меняются истории, когда вы соединяете все периоды времени.

Подборка занятий по периодизации в классе WHP, включая причинно-следственную связь и контекстуализацию, по ООР, CC BY 4.0.

Вы также можете попросить учащихся провести одно и то же задание дважды, но во второй раз вы радикально измените периодизацию. Например, если бы вы попросили студентов проанализировать историю верблюда Альфонса за 1000 лет, а не за 5 лет, их анализ радикально изменился бы. Краткосрочные причины в 1000-летней периодизации могут быть долгосрочными причинами в 5-летней периодизации, а большинство долгосрочных причин в 1000-летней периодизации даже не проявятся в 5-летнем анализе!

Наконец, периодизация предоставляет фантастическую возможность выделить точки зрения, которые часто упускаются из виду в традиционных периодизациях. Вы можете взять такую ​​тему, как Первая мировая война, но вместо того, чтобы просто сосредоточиться на типичном повествовании о основных причинах, битвах и следствиях c. С 1914 по 1918 год вы могли разделить студентов на группы с назначенными ролями, такими как правительственные чиновники, солдаты из европейских стран, колониальные солдаты, женщины в тылу, женщины в колониальных регионах, дети и так далее. Затем каждая группа представляла повествование о войне со своей точки зрения, в том числе о том, как каждая группа может по-разному периодизировать войну.

Есть так много возможностей поиграть с этим, и хотя занятия часто бывают забавными, это серьезная историческая практика и концепция, которой следует уделять внимание на всех уроках обществознания. Без периодизации невероятно сложно разобраться в истории. Как вы погружаетесь в периодизацию в своем собственном классе?


Об авторе: Рэйчел Филлипс, доктор философии, обучающийся ученый, который руководит исследованиями и оценкой проекта ООР, а также разрабатывает учебные программы для своих курсов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *