Становление парламентаризма в России
/ Историческое краеведение / Томск и томичи в истории российского парламентаризма / Законодательная власть в России в начале XX века: страницы истории
Первым подобием парламента в России были законосовещательные органы — Боярская Дума XVI-XVII вв., совет сподвижников Петра I, «круг молодых друзей императора» при Александре I.
В результате земской реформы Александра II появились своеобразные губернские парламенты-земства, обладавшие законосовещательным правом. Но император был категорически против создания общероссийского земства, видя в том ограничение принципов самодержавия.
Однако из-за усиления террора Александр II, считавший, что земства лояльны к государственной власти, издал распоряжение о присоединении собрания земских представителей к Государственному совету.
Это собрание должно было иметь только законосовещательный характер, но впоследствии оно могло стать полноценным парламентом. Задуманным планам помешало убийство Александра II в марте 1881 года.
Следующий император Александр III проводил политику контрреформ с целью укрепления самодержавия.
Пришедший к власти в 1894 году Николай II продолжал политику отца.
Однако в январе-феврале 1905 г. в России началась первая русская революция (1905-1907 гг.). Она продемонстрировала, что самодержавный период в истории Российского государства завершается и начинается период практической конституционализации и парламентаризации страны.
Первые, вначале умеренные, шаги к парламентаризации были связаны с принятием Николаем II документов от 6 августа 1905 года: «Высочайшего Манифеста об учреждении Государственной Думы», «Закона об учреждении Государственной Думы» и «Положения о выборах в Государственную Думу».
Однако этими актами устанавливался статус Государственной думы как законосовещательного органа при монархе.
Кроме того, в документах 6 августа 1905 г. о выборах содержалась масса ограничений, цензовых требований, которые препятствовали широким кругам русского общества принять участие в работе даже такой бесправной Думы.
В тандеме с Государственной думой должен был функционировать Государственный совет. Статус законосовещательного органа при монархе Государственному совету был придан еще в момент его создания — в 1810 году. Манифестом от 6 августа 1905 г. этот статус был лишь подтвержден.
Отправной точкой становления парламентаризма в России стал Высочайший Манифест, подписанный царем Николаем II 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и целый ряд актов, развивающих положения Манифеста и также утвержденных указами императора, изданных в 1905-1906 гг.: Указ от 11 декабря 1905 г. «Об изменении Положения о выборах в Государственную думу (от 6 августа 1905 г.) и изданных в дополнение к нему узаконении», Манифест от 20 февраля 1906 г. «Об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы», Указ от 20 февраля 1906 г. «Учреждение Государственной Думы» (новая редакция) и др.
Манифест 17 октября 1905 г. занимает особое место среди этих документов. В нем говорилось: «Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей».
Это означало, что Государственная дума из законосовещательного органа преобразовывалась в законодательный. Расширялись права в законодательной деятельности не только Государственной думы, но и Государственного совета. Он, как и Государственная Дума, также наделялся уже не законосовещательными, а законодательными полномочиями.
Первая русская революция (1905–1907). Становление российского парламентаризма . Основы курса истории России [Учебник. 2-е издание]
Предпосылки и начало революции. Обилие и острота социально-политических противоречий в России, застой и безынициативность правительственной политики, усугубленные поражением в войне с Японией, привели в 1905 г. к первой русской революции. Перед Россией к 1905 г. стояли задачи буржуазно-демократических преобразований, решенные Европой в предыдущие столетия: демократизация государственного строя, введение общественных свобод и национального равноправия, ликвидация пережитков крепостничества, прежде всего в аграрной сфере. Но поскольку русская революция созрела лишь к началу XX в., особую роль в ней сыграла не буржуазия, а пролетариат, успевший стать серьезной социальной силой.
9 января 1905 г. С выступления пролетариата фактически и началась революция. В январе 1905 г. забастовал крупнейший Путиловский завод в Петербурге. Стачка перекинулась и на другие предприятия столицы. Рабочие требовали повышения зарплаты, восьмичасового рабочего дня, отмены обязательных сверхурочных работ. Легальное рабочее общество священника Георгия Гапона («Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга») попыталось направить недовольство в мирное русло. Гапон предложил пойти с петицией к царской резиденции — Зимнему дворцу.
Представители большевиков и других революционных партий, входившие в окружение Гапона, сумели внести в петицию, помимо экономических, и радикальные политические лозунги (амнистия политическим заключенным, передача земли во всенародное достояние, отделение церкви от государства, созыв Учредительного собрания). Звучали эти требования как ультиматум. «Повели и поклянись исполнить их, — обращались авторы петиции к царю. — А не повелишь, не откликнешься на нашу просьбу — мы умрем здесь на этой площади перед твоим дворцом».
9 января 1905 г. 140 тысячная толпа во главе с Гапоном двинулась с иконами и портретами царя к Зимнему дворцу. Перед дворцом толпу встретили войска, открывшие огонь. Расстрелы и конные атаки на демонстрантов происходили и в других частях города. Всего погибло по официальным данным 130, по неофициальным — 1300 человек и около 2 тыс. было ранено. День 9 января вошел в историю как Кровавое воскресенье.
Первые Советы. Расстрел в столице всколыхнул все страну. В Петербурге, Москве, городах центрального промышленного района, Прибалтике стала нарастать волна забастовок, политических митингов, демонстраций. Революционные партии брали в свои руки стачечное движение, направляя его в политическое русло. У революционных масс появлялись и свои органы власти. Во время стачки текстильщиков в городе Иваново-Вознесенске был создан
Весной 1905 г. поднялась деревня. Волнения охватили Черноземный центр, Среднее Поволжье, Украину, Белоруссию, Прибалтику. Летом возник Всероссийский крестьянский союз, находившийся под влиянием эсеров. Представители Союза требовали созыва Учредительного собрания, передачи земли «в собственность всего народа». Не менее грозным явлением были волнения в армии и на флоте, прежде всего восстание черноморского броненосца «Князь Потемкин-Таврический» (июнь 1905 г.)
Октябрьская политическая стачка. Апогея революция достигла осенью — зимой 1905 г. В октябре в Москве началась политическая стачка, которая распространилась на всю Россию и охватила 2 млн человек. Встали заводы и фабрики, железные дороги, закрылись магазины, перестали выходить газеты. Чисто рабочее средство борьбы — стачка — было подхвачено другими слоями населения: бастовали гимназисты и студенты, аптекари и чиновники. На улицах собирались огромные митинги и демонстрации с требованием политических свобод, установления республики, созыва Учредительного собрания. Продолжало нарастать и крестьянское движение. В октябре — декабре 1905 г. разразилось около 1600 бунтов, ими была охвачено треть российских уездов. Около 90 выступлений было отмечено в армии и на флоте (самое крупное — восстание в ноябре 1905 г. в Севастополе на крейсере «Очаков» под руководством лейтенанта П. П. Шмидта).
Манифест 17 октября 1905 г. Колоссальный размах революционных потрясений показал властям, что пришло время решительных перемен. Еще в феврале 1905 г. царь объявил о подготовке проекта представительства. В августе 1905 г. был опубликован закон о созыве совещательного представительного органа — Государственной думы (по имени министра внутренних дел А. Г. Булыгина она получила название «булыгинской»). Но такая уступка уже никого не устраивала — требовались более крупные перемены.
Под руководством С. Ю. Витте, занимавшего к этому времени пост председателя Комитета министров, была разработана программа политических переустройств. 17 октября 1905 г. появился царский манифест, даровавший России основные общественные свободы (неприкосновенность личности, свободу слова, собраний, союзов) и законодательную Думу. С целью ослабить недовольство крестьян 3 ноября 1905 г.
было объявлено об отмене взимания с них выкупных платежей.Декабрьское вооруженное восстание. Нововведения с пониманием были встречены либеральными кругами, однако нисколько не удовлетворили вождей революционных партий. В декабре 1905 г. Московский Совет по инициативе большевиков объявил о начале новой политической стачки. Вспыхнули столкновения рабочих с войсками и полицией. Забастовка переросла в вооруженное восстание. Городские власти были блокированы кольцом баррикад в центре Москвы. Войска сочувствовали повстанцам, однако власти смогли изолировать ненадежные части. Из Петербурга прибыл гвардейский Семеновский полк, подавивший восстание и с помощью артиллерии разгромивший его последний оплот — рабочий район Пресни.
Волна вооруженных восстаний прокатилась в декабре 1905 — январе 1906 г. по многим городам (Нижний Новгород, Новороссийск, Харьков, Ростов-на-Дону, Красноярск, Чита, Владивосток), но везде они были подавлены войсками.
Основное направление политической борьбы постепенно смещалось в легальное русло. Право объединяться в союзы было одной из важнейших свобод, введенных Манифестом 17 октября. За время революции 1905–1907 гг. возникло около 50 партий, отстаивавших различные пути развития страны.
Социал-демократы и эсеры. В 1905–1907 гг. значительно увеличилась численность революционных партий, ранее находившихся в глубоком подполье. Так, социал-демократов насчитывалось к 1907 г. 67 тыс., эсеров — около 65 тыс. В годы революции отчетливо проявилось расхождение между ветвями социал-демократии. Большевики провозгласили главным союзником пролетариата в революции крестьянство и изменили свою аграрную программу, выступив за национализацию земли (передачу ее в общенародную собственность). После свержения старого строя, считали большевики, должна утвердиться «революционно-демократическая диктатура» рабочего класса и крестьянства.
Меньшевики продолжали видеть главного союзника пролетариата в либеральной буржуазии. Они считали, что власть после революции перейдет к буржуазному правительству, которое будет находиться «под давлением» социалистических партий. Аграрным лозунгом меньшевиков стала
Четче оформили свои лозунги и эсеры: их I съезд в 1905 г. принял программу и устав партии. Громкой известностью в 1905–1907 гг. были окружены эсеровские «экспроприации» (похищение казенных денег на нужды партии) и террор, жертвой которого стало немало чиновников и полицейских.
Кадеты и октябристы. Центр политического спектра России занимали либеральные партии. Самой крупной из них была партия конституционных демократов (кадетов), называвшая себя также «Партией народной свободы». Возникла кадетская партия в октябре 1905 г. на основе «Союза освобождения», «Союза земцев-конституционалистов» и других организаций, входивших в «Союз союзов». Социальной базой кадетов была преимущественно городская и земская интеллигенция. Кадеты слыли «партией профессоров». Их лидером был крупный историк П. Н. Милюков, в руководство входили историки А. А. Корнилов, А. А. Кизеветтер, выдающийся естествоиспытатель В. И. Вернадский. Основную массу сторонников партии составляли учителя, адвокаты, инженеры, врачи, писатели, служащие. Насчитывалось в партии до 60 тыс. человек.
В основу политической программы кадетов был положен принцип компромисса. Они выступали за монархию, но в конституционном и парламентском варианте (правительство ответственно перед Думой, а не перед царем), за всеобщие выборы, бесплатное образование, широкое развитие местного самоуправления. Одобряя рост капитализма, кадеты в то же время признавали за пролетариатом право на экономические стачки, социальное страхование, охрану труда, намеревались «по возможности» вводить восьмичасовой рабочий день. Кадеты выступали за предоставление самоуправления Польше и Финляндии в рамках Российской империи, предлагая прочим народам культурную автономию. В аграрной сфере планировалось
Правее кадетов стоял «Союз 17 октября» (октябристы), возникший в ноябре 1905 г. В эту партию входили верхи интеллигенции, высшее чиновничество, крупная буржуазия, помещики-предприниматели. Численность партии составляла около 50 тыс. человек. Главой октябристов был фабрикант А. И. Гучков. Политической платформой партии Гучкова были принципы Манифеста 17 октября 1905 г.: монархия с законодательной Думой, правительственная власть в руках царя, имущественный и образовательный ценз при выборах в Думу. Октябристы выступали за широкое развитие промышленности и торговли. Предлагая ввести социальное страхование рабочих, октябристы в то же время признавали за ними право лишь на экономические стачки, да и то на предприятиях, не имеющих общегосударственного значения. Право окраин империи на автономию «Союз 17 октября» отвергал. Аграрный вопрос предлагалось решить путем ликвидации общины и сословной неполноправности крестьян.
Консервативно-монархические партии. Крайне правые позиции занимали монархисты и националисты-«черносотенцы». Самой крупной из организаций этого толка был «Союз русского народа», объединявший до 100 тыс. человек. Черносотенцы имели сторонников среди всех слоев населения — крупных дворян и крестьян, мещан, купцов, лавочников. Немало было и деклассированных, уголовных элементов.
Лидером «Союза русского народа» был доктор А. И. Дубровин. Видную роль в «Союзе» играли знаменитые впоследствии думские ораторы — курский помещик Н. Е. Марков и В. М. Пуришкевич, дворянин из Бессарабии, чиновник Министерства внутренних дел.
В 1907 г. от «Союза русского народа» откололась самостоятельная организация — «Русский народный союз имени Михаила Архангела» во главе с Пуришкевичем.
Главную роль в программах черносотенцев играл национальный вопрос. Считая главной причиной революции национальный сепаратизм окраин, они выступали за всемерное укрепление единства империи. Объявлялось о необходимости предоставления в рамках империи безусловного первенства русскому народу. Объединение всех слоев русского населения на базе национальной общности, полагали черносотенцы, позволит сгладить существующие между этими слоями социальные и экономическое противоречия и тем самым сбить накал революционного движения. Правые партии выступали против всякого отчуждения помещичьих земель, за сохранение дворянских привилегий. Некоторые из черносотенцев требовали вернуться к неограниченному самодержавию.
Становление российского парламентаризма. Как уже отмечалось, появление в России законодательного представительства было одним из важнейших нововведений, связанных с революцией 1905–1907 гг.
По закону Государственная дума созывалось на пять лет. Ее депутаты имели право обсуждать и принимать законопроекты и бюджет. Правительство назначалось царем, министры были ответственны лишь перед монархом. Депутаты могли делать запросы министрам по конкретным вопросам проводимой им политики. В то же время военные дела и внешняя политика были вне контроля Думы. Царь мог досрочно распустить Думу, определял продолжительность думских сессий и перерывов между ними.
Выборы в Думу были неравными, непрямыми и не всеобщими. Избиратели делились на группы (курии), выдвигавшие разное количество депутатов: один голос помещика приравнивался к 3 голосам буржуа, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Но даже при таком раскладе представители крестьян должны были составить 40 % депутатов Думы. Правительство пошло на такую меру сознательно, рассчитывая на традиционную веру крестьян в царя.
Верхней палатой представительства был сделан Государственный совет, в составе которого произошли изменения. Теперь половина его состава назначалась царем, а половина избиралась корпорациями — земствами, дворянскими собраниями, университетами, торгово-промышленными союзами и др. Таким образом достигался консервативный состав Государственного совета, призванного служить противовесом Думе. Законопроект, прошедший через Думу, должен был получить утверждение Государственного совета и царя.
Одновременно с введением представительства было учреждено объединенное правительство — Совет министров. Теперь министры должны были обсуждать законопроекты и важные государственные меры сообща под председательством главы Совета министров. Правда, сохранилась и практика отдельных министерских докладов царю. Первым председателем Совета министров стал в октябре 1905 г. творец новой системы С. Ю. Витте, но уже в апреле 1906 г. царь заменил его консервативным сановником И. Л. Горемыкиным. В июле 1906 г. правительство возглавил П. А. Столыпин.
I Государственная дума. В апреле 1906 г. начала работу I Государственная дума, созванная в соответствии с основными положениями Манифеста 17 октября 1905 г. Левые партии и объединения (большевики, эсеры, Всероссийский крестьянский союз) бойкотировали выборы в Думу, что сильно сказалось на составе представительства. Кадеты и примыкающие к ним политики составили в I Думе 43 % депутатов. 23 % мест завоевали социал-демократы и трудовики — крестьяне демократической ориентации. 14 % досталось национальным партиям. Деревня послала в Думу в основном политиков левого и либерального толка. Расчеты правительства на патриархальный консерватизм крестьянства полностью провалились. Председателем Думы был избран профессор Московского университета, кадет С. А. Муромцев.
Дума выдвинула требования политической амнистии, ответственного правительства и дополнительного наделения крестьян землей. Кадеты предлагали использовать для этого казенные, удельные, монастырские владения и часть помещичьих земель, отчужденных за выкуп. Трудовики же требовали конфисковать без выкупа все земли помещиков. Поняв, что с такой Думой сотрудничество невозможно, царь распустил ее уже в июле — через 72 дня после начала работы.
II Государственная дума. II Дума собралась в феврале 1907 г. Выборы проходили на основании прежнего закона. Новая Дума вышла еще более левой по составу, чем прежняя. 43 % депутатов составили социал-демократы, эсеры, трудовики и близкие к ним политики, 19 % — кадеты, 15 % — национальные партии, 10 % — октябристы и черносотенцы. Председателем Думы был выбран кадет Ф. А. Головин.
Трудовики и кадеты вновь поставили на обсуждение свои аграрные проекты (кадеты при этом смягчили ряд требований). Левые партии забрасывали министров запросами, используя думскую трибуну для давления на правительство.
Это привело правительство к выводу о необходимости внести серьезные изменения в политический механизм России. Но вначале необходимо было распустить Думу. Поводом для этого стало обвинение группы депутатов социал-демократической фракции в подготовке военного переворота. Премьер-министр Столыпин потребовал от Думы лишить обвиняемых депутатской неприкосновенности. Демарш Столыпина был в значительной степени предлогом. Не дожидаясь ответа Думы, царь распустил ее 3 июня 1907 г. Одновременно был изменен избирательный закон. Согласно Манифесту 17 октября царь не имел права делать это самостоятельно, без одобрения Думы. Поэтому июньские события получили в исторической литературе название «государственного переворота». Роспуск Думы обошелся без волнений, показав, что революция фактически закончилась.
Итоги революции 1905–1907 гг. События 1905–1907 гг. открыли новую страницу в истории России. Ее социальный и политический строй претерпел существенные изменения. Была значительно ослаблена цензура. Вводились общественные свободы и представительство. Начали действовать легальные политические партии, профсоюзы и общественные объединения. С 1906 г. в деревне началось проведение радикальной реформы, направленной на ликвидацию крестьянской общины.
После 1905 г. заметно улучшилось положение народных масс. Были отменены выкупные платежи с крестьянства. Выросла заработная плата в промышленности. Улучшились условия труда рабочих.