Первая мировая война значение кратко: События Первой мировой войны | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Значение первой мировой войны кратко — о войне 1914

О итогах 1 мировой


Содержание:

  • Политическое значение
  • Экономическое значение
  • Военное значение
  • Демогрофическое значение
  • Общественое
  • Новые идеологии

 

Сама Первая мировая война и ее итоги, кратко говоря, имели огромное историческое значение для последующего развития не только европейских государств, но и всего мира. Во-первых, она навсегда изменила существующие до нее миропорядок. А во-вторых, ее исход стал одной из предпосылок к возникновению второго мирового вооруженного конфликта.

Политика

Наибольшее значение война имела для дальнейшего политического взаимодействия стран.
После войны политическая карта мира довольно сильно изменилась. С нее исчезли сразу четыре крупные империи, игравшие немалую роль в мировой политике. Вместо 22 европейских государств по завершении военного противостояния на континенте стало 30 стран. Появились новые государственные образования и на Ближнем Востоке (вместо завершившей свои дни Османской империи). При этом во многих странах сменилась форма правления и политическое устройство.  Если до начала войны на европейской карте было 19 монархических государств и всего три республиканских, то после ее окончания первых стало 14, а вот количество вторых увеличилось сразу до 16.

Огромное влияние на дальнейшие международные отношения оказала новая Версальско-Вашингтонская система, сформированная в большей степени с учетом интересов стран-победительниц (Россия туда не вошла, так как вышла из войны ранее). В то же время интересы вновь образованных государств, а также стран, потерпевших поражение в войне совершенно игнорировались. И даже, наоборот, молодые государства должны были стать послушными марионетками в борьбе с русской большевистской системой и германской жаждой реванша.
Словом, новая система была совершенно несправедливой, несбалансированной, а, следовательно, и неэффективной и не могла привести ни к чему иному, как только к новой широкомасштабной войне.

Экономика

Даже при кратком рассмотрении становится понятно, но не меньшее значение Первая мировая война имела и для экономики всех стран, принимавших участие в ней.
В результате боевых действий большие территории стран лежали в руинах, были разрушены населенные пункты и инфраструктура. Гонка вооружений привела к перекосу экономики во многих индустриальных странах в сторону военной промышленности, в ущерб другим сферам.
При этом изменения затронули не только крупнейшие державы, тратившие колоссальные суммы на перевооружение, но и их колонии, куда переносилось производство, и откуда поставлялось все больше и больше ресурсов.
По итогам войны многие страны отказались от золотого стандарта, что привело к кризису денежной системы.
Чуть ли не единственной страной, которая получила от Первой мировой войны достаточно большую выгоду – США. Соблюдая в первые годы войны нейтралитет, штаты принимали и выполняли заказы воюющих сторон, что и привело к их значительному обогащению.


Однако, несмотря на все негативные моменты в развитии экономики, стоит отметить, что война дала стимул к развитию новых технологий, причем не только в производстве оружия.

Демография

Человеческие потери этого затянувшегося кровопролитного конфликта исчислялись миллионами. Причем они не закончились с последним выстрелом. Многие умерли из-за полученных ран и разразившейся пандемии испанского гриппа («испанки») уже в послевоенные годы. Страны Европы буквально были обескровлены.

Общественное развитие

Немалое значение, кратко говоря, имела Первая мировая война и для развития общества. Пока мужчины воевали на многочисленных фронтах, женщины работали в цехах и на производствах, в том числе и таких, которые считались исключительно мужскими. Это во многом отразилось на формировании женских взглядов и переосмыслении их своего места в обществе. Поэтому послевоенные годы были ознаменованы массовой эмансипацией.

Также война сыграла огромную роль в усилении революционного движения и как следствие в улучшении положения рабочего класса. В одних странах рабочие добивались реализации своих прав посредством смены власти, в других правительство и монополисты сами шли на уступки.

Новые идеологии

Пожалуй, одним из самых значимых итогов Первой мировой стало то, что она сделала возможным появление новых идеологий, таких как фашизм, и дала шанс укрепиться и подняться на новый уровень прежним, например, социализму.
Впоследствии многие исследователи неоднократно доказывали, что именно такие масштабные и затяжные конфликты способствуют установлению тоталитарных режимов.

Таким образом, можно сказать, что мир после окончания войны был уже совершенно не тем, который вступил в нее четырьмя годами ранее.

Первая мировая война в судьбах Русского мира

К 100-летию начала Первой мировой войны

15.12.2014

Начавшись под патриотическими лозунгами, Первая мировая война (1914-1918 годов) в дальнейшем способствовала сильнейшей поляризации сил в России, предопределила революции, братоубийственную гражданскую войну, раскол страны, привела к появлению в рамках Русского мира другой, эмигрантской России – настоящего Русского мира в изгнании.

1 августа 1914 года Германия объявила войну России. Так Российская империя оказалась втянутой в Первую мировую войну (1914–1918 гг.), закончившуюся для нашего Отечества, всего Русского мира поистине тотальной катастрофой.

Первая мировая война, или Великая война, длившаяся 4 года 3 месяца и 10 дней, явилась переломным моментом в судьбе не только России, но и всей человеческой цивилизации. Это была первая в истории в полном смысле мировая война. В этой кровавой бойне приняло участие 38 государств, расположенных на всех континентах планеты, с населением свыше 1,5 млрд. человек.

В войска были мобилизованы 65 млн. человек. Боевые действия велись на огромной территории – от холодных арктических и антарктических широт до тихоокеанских тропиков и Южной Африки, от Китая до Фолклендских островов. Это было первое, по существу, столкновение национальных амбиций и национальных экономик планетарного масштаба.

Именно в годы Первой мировой войны в ходе военных действий появились и были использованы на практике новые виды средств массового уничтожения – танки, авиация, химическое оружие. На полях сражений осталось 10 млн. человек. Еще более 20 млн. было ранено, отравлено газами и покалечено, мощная артиллерия стерла с лица земли некогда цветущие города и села, разрушила целые страны. За годы войны погибло около 7 млн. ни в чем не повинных мирных жителей.

Первая мировая война кардинально поменяла геополитический ландшафт Европы. В ее огне сгорели сразу четыре могущественные империи (Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская) и в то же время выплавились новые национальные государства. Она изменила судьбы миллионов простых людей, а ее итоги определили дальнейшее развитие мировой цивилизации.

Первая мировая война оказала огромное влияние на судьбу Русского мира, границы которого тогда в целом совпадали с границами Российской империи. Вторая Отечественная война, как ее назвали в 1914 г., стала одновременно и подвигом русского оружия, и национальной катастрофой. Начавшись под патриотическими лозунгами, в дальнейшем она способствовала сильнейшей поляризации сил, предопределила революции, братоубийственную гражданскую войну, раскол страны, привела к появлению в рамках Русского мира другой, эмигрантской России – настоящего Русского мира в изгнании.

Что же предопределило столь трагическую развязку? Первая мировая война с самого начала стала нелегким испытанием для России. Можно с уверенностью сказать, что Петербург не хотел этой войны, старался избежать ее всеми силами. Этот тезис подтверждает хотя бы тот факт, что Россия вступила в Первую мировую войну, не имея никакой серьезной геополитической цели (не говоря уже о каких-либо захватнических планах). Российская империя, в которой тогда проживал каждый седьмой житель Земли, вступила в войну, чтобы защитить маленькую Сербию и помочь своей союзнице по Антанте Франции. Лишь потом, в марте 1915 г., союзники договорились, что черноморские проливы – давняя мечта российских императоров, «ключи от собственного дома» – в случае победы будут контролироваться Россией. Кроме того, России была обещана Галиция. Но, как трезво и обоснованно писал накануне войны знаменитый государственный деятель П.Н.Дурново, присоединение Галиции «лишь спровоцирует центробежные тенденции в России и идею отторжения Малороссии, которую лелеют галицийские униаты». К сожалению, его дальновидное политическое завещание было проигнорировано.

Министр внутренних дел (1905—1906 гг.) России П.Н.Дурново

Уместно напомнить, что еще в 1903 г. российский Генеральный Штаб принял решение, согласно которому территория и границы Российской империи объявлялись окончательными и не подлежащими пересмотру. Россия прямо отказывалась от обретения новых территорий. К сожалению, мудрость и сила данного решения оказались девальвированы тем, что чиновники восприняли его по-своему и сочли необязательным к исполнению.

Для абсолютного большинства населения Российской империи война стала полнейшей неожиданностью и расценивалась как грандиозное стихийное бедствие и Божья кара за людские грехи. Из царских манифестов от 2 и 8 августа 1914 г. о вступлении России в войну народ узнал, что на родину напали Германия и Австро-Венгрия и нужно защищать свою землю и веру от врага, а также помочь «единокровным и единоверным» братьям-сербам.

При этом, как вспоминал позже, основываясь на собственном опыте общения с солдатами, генерал А. А. Брусилов, «кто такие сербы, не знал почти никто», а уж почему немцы из-за Сербии вздумали воевать, «было совершенно непонятно». Вчерашние крестьяне, составлявшие более 80% российской армии, были уверены, что аннексия и контрибуция это какие-то города…

И тем не менее солдаты, а также большинство крестьян и рабочих в тылу твердо стояли на том, что «ежели немец прет, то как же не защищаться» и что «нам чужого не надо, но и своего мы не отдадим». Таким образом, начало войны вызвало самый настоящий патриотический подъем в российском обществе.

Как известно, наспех организованное наступление русской армии на Восточном фронте стало полной неожиданностью для Германии и, по сути, спасло от немедленного разгрома Францию. Однако первоначальные успехи русской армии в Галиции в сентябре 1914 г. уже в январе 1915-го сменились крайне чувствительными поражениями в Восточной Пруссии.

Весна же 1915 г. ознаменовалась тяжелейшими поражениями русской армии в Галиции и ее стремительным откатом на восток. Ухудшение ситуации на фронте, бытовые трудности в тылу и консервативная политика правительства заметно охладили те патриотические чувства, которые, казалось бы, сплотили все слои населения России в начале войны.

Правда, к концу 1915 г. обстановка в тылу и, главное, на фронте несколько стабилизировалась. Был преодолен кризис боевого снабжения армии, а общий объем промышленной продукции даже превзошел уровень 1913 г., хотя это достигалось за счет одностороннего роста военного производства при сокращении объема мирной продукции. Вместе с тем в стране продолжали нарастать топливный кризис и кризис транспорта и – что самое страшное – кризис внутриполитический и династический.

Генерал А.А.Брусилов

В 1916 г. кризисные тенденции в российском обществе заметно усилились. На фронтах шла изнурительная позиционная война, лишь раз прерванная знаменитым «Брусиловским наступлением» войск Юго-Западного фронта в мае-сентябре 1916 г. Именно Брусиловский прорыв вызвал последний всплеск патриотических настроений в армии и в тылу, который сменился затем глубоким пессимизмом и даже чувством безнадежности. В армии росло число дезертиров, учащались случаи «самострела», коллективной сдачи в плен и стихийных братаний с солдатами противника. Ко всему прочему фронт будоражили бесчисленные слухи об измене в «верхах», мнимой скандальной связи Распутина с царицей, военных сверхприбылях буржуазии.

В солдатских письмах домой грозно и гулко зазвучал мотив грядущего возмездия народа власти и всем имущим классам.

Таким образом, уже в 1916 г. в армии, как и по всей стране, интенсивно шел процесс распада тех патриотических настроений, которыми было охвачено в 1914 г. все российское общество.

Давала свои результаты и та работа, которую вели в войсках революционные организации, в первую очередь большевики и эсеры, разлагавшие армейский организм изнутри. Тыл заражал войска духом безверия и пессимизма, подрывал их боевой дух, обострял сословный и классовый антагонизм между солдатами и офицерами. Фронт, в свою очередь, давал тылу понять, что при существующем строе одержать победу над таким сильным врагом, как Германия, нельзя. Как справедливо заметил отечественный исследователь С.В.Тютюкин, царизм бесповоротно терял свою главную опору – армию, что в конечном счете и предрешило его судьбу.

Экономика страны явно не справлялась с перегрузками военного времени. Особенно напряженное положение складывалось на транспорте и в деле снабжения населения продовольствием, а промышленности – топливом и сырьем. Причем все три кризиса были тесно взаимосвязаны и сплетались с кризисом политическим. Монархия в России в том варианте, который олицетворяли собой Николай II и его правительство, объективно изжила себя, и реальных защитников в роковой февраль 1917 г. у нее уже практически не осталось.

Однако и новая власть, сменившая царский режим в ходе Февральской революции, оказалась неспособной справиться с грузом проблем. Несмотря на то что весной 1917 г. Россия стала едва ли не самым демократическим государством в мире, общество требовало конкретных действий по доведению до конца демократической революции, кардинального решения ключевых вопросов российской жизни – земельного, рабочего, национального и др.

Особенно остро стоял вопрос выхода России из войны. Только за весну 1917 г. число дезертиров составило около 2 млн. человек. Уставшие от войны и «разбалованные» бескрайней демократизацией армии солдаты не хотели продолжения войны, пусть даже и за свободу, а жаждали воспользоваться этой самой свободой, чтобы получить долгожданную землю и спокойную мирную жизнь. Столкнувшись с суровыми реалиями жизни и не получив своевременной реальной «подпитки» со стороны власти, патриотизм (который после февраля 1917 г. принял форму «революционного оборончества») стал быстро терять свою действенную силу, уступая место усталости, равнодушию и надежде на пресловутый русский «авось».

Самое парадоксальное и трагическое для судеб Русского мира заключалось в том, что национальная и геополитическая катастрофа, постигшая Россию по итогам войны в 1918 г., случилась не в результате военного поражения. Ведь и после Февральской революции Россия имела возможности оказаться в стане победителей. Несмотря на расшатывание государства, революцию и разложение армии, победа Антанты уже была очевидна. Было ясно, что в ближайшее время на стороне Антанты в войну вступит экономически наиболее сильная страна мира – США. Чувствовать себя обреченными в начале 1917 г. было куда больше оснований у стран Четверного союза во главе с Германией.

Как справедливо писал уже после окончания войны У.Черчилль, «согласно поверхностной моде нашего времени царский строй принято трактовать как слепую прогнившую тиранию. Но разбор 30 месяцев войны с Германией и Австрией должен был исправить эти легковесные представления. Силу Российской империи мы можем измерить по ударам, которые она вытерпела, по бедствиям, которые она пережила, по неисчерпаемым силам, которые она развила. Держа победу уже в руках, она пала на землю, заживо пожираемая червями».

Грандиозный крах, таким образом, явился следствием не столько военной слабости России и поражений русской армии, сколько результатом катастрофического разложения тыла и полного разлада между властью и уставшим от войны, хозяйственной разрухи и правительственной неразберихи обществом. И это при том, что, удержи в 1917–1918 гг. Россия русско-германский фронт, в 1919 г. на Версальской мирной конференции она была бы вместе с другими членами Антанты в стане победителей, а вместо этого после унизительного сепаратного Брестского мира молодая Советская республика оказалась уже среди побежденных, причем вместе с теми, кто за год до этого будто бы ее победил.

История, конечно, не терпит сослагательного наклонения. Всем хорошо известно, что Первая мировая война завершилась для России грандиозным национальным унижением – Брестским миром, подписанным в марте 1918 г. пришедшими за полгода до этого к власти большевиками.

Переговоры в Брест-Литовске, завершившиеся подписанием Брестского мира

Брестский мир стал воплощением, пожалуй, самого позорного военного поражения нашего Отечества со времен монголо-татарского нашествия. Россия теряла около 1 млн. кв. км с населением до 50 млн. человек, всю свою прежнюю армию и флот, статус великой державы. Росчерком пера уничтожались итоги Северной и Русско-турецких войн, которые Россия успешно вела последние два столетия, а также все то, в защиту чего она проливала кровь в Первой мировой войне. Сбылись самые страшные прогнозы министра иностранных дел России С.Д. Сазонова, сделанные накануне войны: «В случае торжества Германии, Россия теряла прибалтийские приобретения Петра Великого, а на Юге лишалась своих черноморских владений, до Крыма включительно, и оставалась… после окончательного установления владычества Германии и Австро-Венгрии на Босфоре и на Балканах отрезанной от моря в размерах Московского Государства».

Нельзя забывать и о том, что именно сам факт подписания Брестского мира стал одной из главных причин окончательного входа России в драму Гражданской войны, – войны, которая привела к еще более страшным людским потерям, вызвала трагический раскол Русского мира и исход значительной (и наиболее образованной) его части в эмиграцию.

Грозные события 1914–1918 гг. на фронте и в тылу стоили Российской империи, более не существовавшей, громадных человеческих жертв. Безвозвратные людские потери составили около 4,5 млн. человек. На поле боя погибли 700 с лишним тыс. человек, умерли от ран еще почти полтора млн. Еще 285 тыс. человек умерли в плену, 238 тыс. не вернулись из плена в Россию, а почти 800 тыс. пропали без вести. Среди гражданского населения умерли от эпидемий и голода около 400 тыс. человек, жертвами террора стали 100 тыс. и оказались в эмиграции 200 тыс. человек. Потери русской армии были больше, чем германской, не говоря уже о французской и английской. По некоторым данным в результате Первой мировой и вызванной ею Гражданской войны население бывшей Российской империи сократилось на 25 млн. человек!

Изменилась и демографическая ситуация в стране, поскольку из жизни ушли миллионы наиболее активных и дееспособных мужчин, не сумевших оставить после себя детей. Не будет преувеличением сказать, что война создала и совершенно новый социально-психологический феномен «человека с ружьем», который впервые стал так активно вмешиваться в политику, а после возвращения к мирной жизни оказался в первых рядах ее строителей.

Велики были и гуманитарные издержки войны и революции. Серьезный кризис переживал институт семьи. Пошатнулись нравственные нормы поведения людей. Несмотря на интенсивный процесс политизации российского общества, уровень политической культуры россиян оставался в целом достаточно низким, свобода понималась сплошь и рядом как анархическая «воля», а сложная диалектика прав и обязанностей гражданина оставалась для большинства населения тайной за семью печатями.

Великая война сломала судьбы миллионов людей, лишила их крова и семьи, коренным образом изменила отношение к жизни, религии, культурным и нравственным ценностям. Из этой войны родилась новая, уже совсем другая, Советская Россия, на долю которой в XX в. выпали взлеты и падения, успехи и провалы, а главное – поистине драматические испытания.

* * *

Как это ни прискорбно, но, несмотря на колоссальное значение Первой мировой войны для судеб Русского мира в XX в., на протяжении 70 лет господства большевистской идеологии осмыслению опыта Первой мировой войны (империалистической, как она официально называлась в СССР) у нас в стране не придавалось почти никакого значения.

После революции 1917 г. подвиги и жертвы миллионов русских людей были преданы забвению, все воинские захоронения тех времен уничтожены, а события Великой войны до недавнего времени представлялись в отечественной истории лишь как пролог Октябрьской социалистической революции.

Невнимание в Советском Союзе (а затем и в новой России) к изучению периода Первой мировой войны привело к значительным искажениям в историческом сознании общества. В это же время в другой части Русского мира – в эмигрантской России – Первая мировая война воспринималась совершенно иначе, память о ней множилась и сохранялась.

В этой связи возрождение памяти о Первой мировой войне, научные и общественные изыскания, поиск консенсуса в понимании этого трагического феномена российской истории могут и должны дать новый позитивный импульс уже наметившемуся сближению двух частей расколотого драмой Великой войны Русского мира.

Александр Наумов, кандидат исторических наук

Телеграмма Циммермана | Национальный архив

Испанский

В январе 1917 года британские криптографы расшифровали телеграмму министра иностранных дел Германии Артура Циммермана германскому министру в Мексике Генриху фон Экхардту, в которой Мексике предлагались территории Соединенных Штатов в обмен на присоединение к делу Германии. Это послание помогло втянуть Соединенные Штаты в войну и, таким образом, изменило ход истории. Подробнее…

 

Первичные источники

Ссылки ведут на DocsTeach, онлайн-инструмент для обучения с использованием документов из Национального архива.

Телеграмма Циммермана, полученная послом Германии в Мексике

Рабочий лист для расшифровки телеграммы Циммермана

Телеграмма с переводом телеграммы Циммермана

Телеграмма исполняющего обязанности государственного секретаря Фрэнка Л. Полка в посольство США в Мехико

Преподавательская деятельность

 

Телеграмма Циммермана на DocsTeach  просит студентов проанализировать телеграмму, чтобы определить, должны ли были Соединенные Штаты вступить в Первую мировую войну на основе информации и последствий телеграммы.

Страница Первой мировой войны на DocsTeach включает другие первоисточники и основанные на документах учебные мероприятия, связанные с Первой мировой войной.

В этом  Расшифровка сообщения  9В упражнении 0030 учащиеся расшифровывают фиктивное сообщение, используя простой код подстановки.

 

Дополнительная справочная информация

Между 1914 и весной 1917 года европейские страны участвовали в конфликте, который стал известен как Первая мировая война. В то время как армии перемещались по Европе, Соединенные Штаты оставались нейтральными. В 1916 году Вудро Вильсон был переизбран президентом на второй срок, во многом из-за лозунга «Он уберег нас от войны».

События начала 1917 года изменили эту надежду. Разочарованная эффективной британской морской блокадой, Германия нарушила свое обещание ограничить подводную войну 1 февраля 1917 года. В ответ на нарушение Сассексского обязательства Соединенные Штаты разорвали дипломатические отношения с Германией. Несколько недель спустя, 24 февраля, британцы представили телеграмму Циммермана правительству США, пытаясь извлечь выгоду из растущих антинемецких настроений в Соединенных Штатах.

Американская пресса опубликовала новость о телеграмме 1 марта. 6 апреля 1917 сентября Конгресс США официально объявил войну Германии и ее союзникам.

Телеграмма Циммермана оказала такое влияние на американское общественное мнение, что, по словам Дэвида Кана, автора книги «Взломщики кодов», «ни один другой криптоанализ не имел таких огромных последствий». По его мнению, «никогда ни до, ни после этого не было так много внимания к разгадке секретного сообщения».

 

Этот текст был адаптирован из статьи «Телеграмма Циммермана» Мэри Александр и Мэрилин Чайлдресс.

Образец цитирования: Александр, Мэри и Мэрилин Чайлдресс. «Телеграмма Циммермана». Социальное образование 45, 4 (апрель 1981 г.): 266

 

 

Материалы, созданные Национальным управлением архивов и документации, являются общественным достоянием.

Краткая история: Министерство труда США

Джадсон МакЛори

Органический акт об учреждении Министерства труда был подписан 4, 19 марта13 сентября, президентом Уильямом Говардом Тафтом, побежденным и покидающим свой пост, всего за несколько часов до того, как Вудро Вильсон вступил в должность. Федеральное министерство труда было прямым продуктом полувековой кампании организованных рабочих за «голос в кабинете» и косвенным продуктом Прогрессивного движения. Согласно органическому закону, цель Департамента состоит в том, чтобы «поощрять, продвигать и развивать благосостояние трудящихся, улучшать условия их труда и расширять их возможности для прибыльной занятости».

Первоначально Департамент состоял из новой Согласительной службы США (USCS), которая выступала посредником в трудовых спорах, а также четырех ранее существовавших бюро: Бюро трудовой статистики (BLS), Бюро иммиграции, Бюро натурализации и Детского бюро. . Министром труда Вудро Вильсон назначил конгрессмена шотландского происхождения Уильяма Б.

Вильсона (1913–1921), основателя и бывшего секретаря-казначея Объединения горняков Америки.

В своем первом годовом отчете секретарь Уилсон изложил философию, которую с тех пор поддержали многие секретари, согласно которой Департамент был создан «в интересах наемных работников», но должен управляться справедливо по отношению к трудящимся, бизнесу и обществу в целом. Под ранним руководством Уилсона Бюро функционировали довольно автономно, и Департамент сосредоточил большую часть своих оставшихся ресурсов на USCS. Он также создал национальную службу занятости в Иммиграционном бюро.

С вступлением США в Первую мировую войну 5 апреля 1917 года адекватное военное производство стало национальной необходимостью, а вопросы условий труда и трудового мира приобрели первостепенное значение. Департамент взял на себя основную ответственность за реализацию национальной политики военного труда, которая включала признание права рабочих на коллективные переговоры, создание механизма для рассмотрения жалоб и 8-часовой рабочий день.

Управление военного труда, возглавляемое Вильсоном, отвечало за большинство государственных трудовых программ. Его основным компонентом был Совет по военному труду, который рассматривал трудовые споры, не разрешенные USCS.

Когда война закончилась, всплеск конфликта между рабочими и администрацией привел к тревожной волне забастовок, которая угрожала парализовать восстановление послевоенной экономики. В то же время общенациональная «красная паника» привела к серии правительственных рейдов, в результате которых были арестованы тысячи «опасных» пришельцев. Министерство юстиции потребовало, чтобы иммиграционное бюро депортировало их всех, но министерство настаивало на соблюдении строгих правовых норм и отклонило большинство обвинений. Всего было депортировано 556 проверенных коммунистов.

После активности президента Вильсона республиканская администрация резко изменила политику с 1921 по 1933 год, и Департамент отразил их стремление к меньшему правительству. Президент Уоррен Хардинг назначил Джеймса Дж. Дэвиса (1921–1930), который добился общенациональной известности как сборщик благотворительных средств. Хотя Дэвис был членом профсоюза, Департамент теперь придерживался нейтрального курса в отношении профсоюзов и сосредоточился на других областях. Его основной функцией стало введение ряда новых ограничительных иммиграционных законов и депортация нежелательных иностранцев. Департамент также расширил деятельность Детского бюро и возглавил безуспешную борьбу за поправку к конституции, ограничивающую использование детского труда. Служба занятости направила сезонных сельскохозяйственных рабочих в районы нехватки рабочей силы, установив ведомственную традицию оказания помощи сельскохозяйственным рабочим-мигрантам. Женское бюро, агентство военного времени, ставшее постоянным бюро в 1920, способствовало повышению благосостояния работающих женщин, прежде всего путем распространения информации.

Департамент предпринял несколько позитивных шагов, чтобы справиться с Депрессией при преемнике Дэвиса, Уильяме Н. Доаке (1930-1933), чиновнике Братства железнодорожников. Одной из основных программ Министерства по борьбе с Депрессией был Закон Дэвиса-Бэкона 1931 года, который боролся с сокращением заработной платы на федеральных строительных проектах, требуя, чтобы подрядчики соответствовали местным ставкам.

В 1933 Президент Франклин Д. Рузвельт назначил Фрэнсис Перкинс (1933–1945) первой женщиной, когда-либо работавшей в кабинете министров. Пока Рузвельт был губернатором Нью-Йорка, Перкинс занимал пост комиссара по вопросам труда и разработал планы по сокращению безработицы по мере углубления депрессии. Она пережила политически мотивированную попытку импичмента из-за своего отказа депортировать лидера коммунистических рабочих Гарри Бриджеса и служила вскоре после смерти Рузвельта Рузвельта в апреле 1945 года. достигнув выздоровления, и она получила ухо президента. Однако ее первый кризис был связан с Бюро иммиграции и натурализации, чьи усилия по депортации иностранцев стали экстремальными. Она распустила специальный корпус, занимавшийся депортацией, и прекратила преследование Бюро этой группы. Это иногда досаждающее Бюро было передано Министерству юстиции в 1919 г.40.

Затем Перкинс помог создать Гражданский корпус охраны природы (CCC), который отправлял молодых безработных мужчин из городов для работы над природоохранными проектами в сельской местности за доллар в день. Она сыграла важную роль в разработке многих других программ экономической помощи и социальных программ Нового курса, но ее главный вклад был в принятие социального обеспечения. Она возглавила кампанию, чтобы убедить нацию в том, что пенсионная система будет гуманной и поможет предотвратить депрессию в будущем. Закон о социальном обеспечении, принятый в 1935.

В ряде программ Нового курса непосредственно участвовало Министерство труда. Закон Вагнера-Пейзера 1933 г. оживил существующую Службу занятости США (USES) и создал общенациональную систему бюро по трудоустройству. USES также обеспечивала трудоустройство и набор безработных, а позже помогала управлять страхованием по безработице (UI) в соответствии с Законом о социальном обеспечении. Закон Уолша-Хили о государственных контрактах 1936 года требовал, чтобы фирмы, производящие товары для правительства, установили 8-часовой рабочий день и гарантировали, что работа будет выполняться в безопасных и здоровых условиях. Он также уполномочил Секретаря устанавливать минимальную заработную плату на основе местных ставок.

Этот закон подготовил почву для гораздо более широкого законопроекта о трудовых стандартах, который уже давно поддерживал Перкинс, установив минимальную заработную плату и максимальное рабочее время для большинства промышленных рабочих. И Американская федерация труда, и Национальная ассоциация производителей выступили против этого, но после продолжительной законодательной борьбы Закон о справедливых трудовых стандартах (FLSA) стал законом в 1938 году. Этот закон, управляемый Министерством труда, установил минимальную заработную плату в размере 25 центов. в час и максимальной продолжительностью рабочей недели 40 часов (будет поэтапно введена к 1940) для большинства работников обрабатывающей промышленности. 40-часовая рабочая неделя не менялась с 1938 года, но уровень заработной платы многократно повышался, а охват расширился и теперь охватывает большинство наемных работников.

Одним из любимых занятий Перкинса была помощь правительствам штатов. В июле 1933 г. она начала серию конференций по государственному трудовому законодательству, которые продолжались ежегодно более 20 лет. Она также создала Бюро трудовых стандартов в 1934 году как сервисное агентство и информационный центр для правительств штатов и других агентств по улучшению условий труда.

Департамент играл лишь ограниченную роль в военном производстве во время Второй мировой войны, сосредоточившись на поддержании трудовых норм. Бюро статистики труда служило исследовательским подразделением Управления ценообразования, Совета военного труда и вооруженных сил. USCS работала с Советом по военному труду.

Когда Гарри С. Трумэн сменил Рузвельта в апреле 1945 года, Перкинс подал в отставку добровольно. Затем Трумэн назначил Льюиса Б. Швелленбаха (1945–1948), федерального судью и бывшего сенатора США, для продвижения программы «Справедливая сделка» в Министерстве труда. Благородные цели рабочих быстро потерпели крах из-за высокой инфляции и, как это было после Первой мировой войны, из-за массовой волны забастовок. Реакция на забастовки привела к принятию антипрофсоюзного закона Тафта-Хартли 19 г.47 (несмотря на сильную оппозицию Швелленбаха). В результате USCS была преобразована за пределы Департамента в Федеральную службу посредничества и примирения (FMCS). Конгресс также распорядился о резком сокращении бюджета Департамента, который многие считали рассадником профсоюзного движения. Больше всего пострадало агентство BLS, штат которого сократили на 40 процентов. К сбоям добавилась перестановка агентств в Департаменте и из него. Отвечая на потребности холодной войны, Департамент создал Управление по международным трудовым вопросам.

Когда Швелленбах умер при исполнении служебных обязанностей в июне 1948 года, его сменил Морис Дж. Тобин (1948-1953), популярный губернатор штата Массачусетс. С помощью Тобина Трумэн был переизбран, и в Департаменте произошло возрождение, в ходе которого были в значительной степени восстановлены сокращения 1947 и 1948 годов. Тобин передал Департаменту несколько разрозненных рабочих функций, в том числе ЕГЭС, которая была удалена в 1939 году, и систему пользовательского интерфейса. Конгресс также дал секретарю прямую власть над традиционно независимыми главами бюро. Во время Корейской войны усиленное управление сыграло важную роль в мобилизации оборонного производства. В процессе он стал решать вопрос о необходимости повышения образовательного уровня рабочих и более эффективного использования способностей женщин, пожилых рабочих и представителей меньшинств.

В 1953 году президент Эйзенхауэр назначил Мартина П. Даркина, демократа и президента профсоюза сантехников и паровых слесарей. Профсоюзы восприняли назначение Даркина как знак того, что новая администрация открыта для внесения изменений в ненавистный закон Тафта-Хартли. Дуркин разработал поправки к Закону, но когда Эйзенхауэр отказался их поддержать, Дуркин подал в отставку в знак протеста в сентябре 1953 года. Основное наследие его недолгого пребывания в должности заключалось в повышении административной эффективности Департамента. Он прояснил и усилил роль секретаря, назначил каждому бюро одного помощника секретаря для улучшения сотрудничества и установил принцип, согласно которому секретарь обычно берет на себя ведущую роль в разработке государственной политики в области труда.

Эйзенхауэр заменил Дуркина Джеймсом П. Митчеллом (1953–1961), вице-президентом, отвечающим за трудовые отношения и операции в нью-йоркском универмаге. Митчелл служил в период высокого процветания и низкой безработицы. Он продолжил стремление Дуркина к организационному совершенствованию, зарекомендовав себя в качестве представителя администрации для всех федеральных агентств, занимающихся вопросами труда, и уменьшив дублирование функций. Внутри он сосредоточился на координации работы бюро и, чтобы способствовать большей преемственности политики, назначил государственных служащих заместителями высшего политического персонала.

В 1955 году в FLSA были внесены поправки, направленные на расширение охвата и повышение минимальной заработной платы с 75 центов до 1 доллара в час. В 1958 году Конгресс уполномочил Департамент обеспечивать соблюдение стандартов безопасности и гигиены труда для защиты рабочих, занимающихся доставкой и работой в порту. Проблема обеспечения достаточного количества обученных рабочих стала серьезной проблемой. Политическая группа Департамента разработала прогнозы навыков, которые потребуются 20 лет спустя. Департамент также изучил проблемы трудоустройства женщин, представителей меньшинств и инвалидов. Митчелл возглавил комиссию, которая исследовала и предала гласности проблемы сельскохозяйственных рабочих-мигрантов. Департамент также обеспечил лучшую защиту от недобросовестных работодателей в рамках своей программы Bracero, которая импортировала сезонных мексиканских сельскохозяйственных рабочих.

Новые законы о неправомерных действиях профсоюзов и работодателей привели к новым обязанностям Департамента. В соответствии с Законом о раскрытии информации о планах социального обеспечения и пенсионного обеспечения он собирал и предоставлял информацию о пенсионных планах и планах пособий компаний. Закон Ландрама-Гриффина 1959 года требовал подачи отчетов о профсоюзных фондах в Министерство труда, запрещал коммунистам занимать профсоюзные должности и ужесточил ограничения на вторичные бойкоты со стороны профсоюзов.

В 1961 году президент Кеннеди привел в правительство способную толпу, стремящуюся реализовать его «Новые рубежи». Его первым назначенным на пост министра труда был Артур Дж. Голдберг (19 лет).61-1962), специальный советник Американской федерации труда — Конгресса промышленных организаций. Известный как «Дэйви Крокетт новых рубежей», Голдберг стал заниматься широким кругом социальных и культурных проблем. Он регулярно принимал меры для урегулирования или предотвращения забастовок, особенно в аэрокосмической и транспортной отраслях. Он даже урегулировал забастовку против нью-йоркской Метрополитен-опера. Твердо осознавая права чернокожих и других меньшинств, он отменил сегрегацию в департаменте.

Отдел сыграл важную роль в решении возникающих проблем автоматизации и безработицы. В соответствии с Законом о перепланировке территорий 1961 года он предоставлял обучение и помощь в регионах с серьезной безработицей. В 1962 году более широкий Закон о развитии и обучении рабочей силы возложил на Министерство ответственность за выявление нехватки рабочей силы, обучение безработных и спонсирование исследований рабочей силы. Поправки к FLSA в 1961 году повысили минимальную заработную плату до 1,25 доллара в час и еще больше расширили сферу действия закона.

Когда Голдберг покинул Департамент, чтобы стать судьей Верховного суда, его сменил заместитель госсекретаря У. Уиллард Вирц (1962–1969), бывший юрист по трудовым спорам и профессор права, активно работавший в демократической политике. Вирц обычно оставлял трудовые споры на усмотрение FMCS и сосредоточился на программах обучения и равных возможностей. Вскоре Департамент разработал широкий спектр программ для достижения социальных и экономических целей «Великого общества» и «Войны с бедностью» президента Линдона Джонсона и учредил Управление кадров для координации этих программ. Одним из самых важных был Районный молодежный корпус, который помог 1,5 миллионам бедных, безработных молодых людей работать и получать доход во время окончания средней школы. Им управляли местные спонсоры, и он предоставлял рабочие места населению. Другие программы включали: Особое воздействие на людей из очень бедных районов; New Careers, обеспечивающая обучение в области здравоохранения, образования и общественной безопасности; и Программа поощрения труда, чтобы переместить трудоспособных людей из системы социального обеспечения и на работу.

Благодаря принятию Закона о гражданских правах 1964 года была создана независимая Комиссия по обеспечению равных возможностей при трудоустройстве для обеспечения недискриминации на рабочих местах в стране. В следующем году Указом 11246 было создано Управление программ соблюдения федеральных контрактов (OFCCP) в Министерстве труда для устранения дискриминации со стороны государственных подрядчиков. В надежде открыть больше рабочих мест для американских сельскохозяйственных рабочих программа Bracero была закрыта. Усилия Департамента по обеспечению принятия закона о безопасности и гигиене труда не увенчались успехом, но они заложили основу для будущих законодательных действий.

При администрациях Никсона и Форда пять секретарей последовательно проводили политику реструктуризации частей Великого общества и децентрализации федеральных трудовых программ. Джордж П. Шульц (1969–1970), академический экономист, специализирующийся на вопросах труда, был первым назначенным президентом Никсоном. Шульц задал общий курс, которому Департамент следовал до января 1977 г., а также помог сформулировать экономическую политику администрации. Он перешел на другие посты в администрации, и его сменил его заместитель Джеймс Д. Ходжсон (19 лет).70-1973), бывший вице-президент по трудовым отношениям с Lockheed Aircraft Corporation. Ходжсон ушел недобровольно после переизбрания Никсона, и его сменил Питер Дж. Бреннан (1973–1975), член профсоюза строительных компаний Нью-Йорка, который поддерживал политику Никсона во время войны во Вьетнаме. Бреннан был заменен президентом Фордом Джоном Т. Данлопом (1975–1976), академическим экономистом по вопросам труда и давним советником правительства. Он прослужил меньше года, уйдя в отставку, когда президент Форд наложил вето на законопроект о труде, принятие которого поддержал Данлоп. Вторым назначенцем Форда был Уилли Дж. Узери (19 лет).76-1977), еще один член профсоюза, занимавший в то время должность директора FMCS.

Главной целью Департамента теперь стало укрепление и рационализация массовых усилий по трудоустройству и обучению. В 1969 г. управление рабочей силы было реструктурировано, и Всеобъемлющий закон о занятости и обучении (CETA) 1973 г. установил целевую форму распределения доходов для передачи средств и принятия решений по обучению ближе к местным чиновникам. Закон о чрезвычайной занятости 1971 года предоставил 170 000 временных рабочих мест на государственной службе. В 1969 Служба трудоустройства, занимавшаяся обучением нуждающейся молодежи, была переведена из Управления экономических возможностей в Департамент.

В 1970 году движение за закон о безопасности и гигиене труда увенчалось успехом, и в следующем году Департамент учредил Управление по охране труда и здоровья (OSHA) для обеспечения соблюдения правил или надзора за государственными программами по защите от опасностей в большинстве рабочие места нации. Споры вскоре преследовали OSHA, поскольку инспекторов критиковали за то, что они «придирались». Затраты на соблюдение правил вызвали противодействие со стороны производителей, а попытки приспособиться к ним вызвали ужас среди профсоюзов.

Обеспечение равных возможностей трудоустройства стало еще более важным направлением деятельности Департамента. В преимущественно белой строительной отрасли Департамент продвигал добровольные соглашения о найме представителей меньшинств между профсоюзами и подрядчиками. Позже эти «Планы Филадельфии» поставили цели найма численного меньшинства для подрядчиков в ряде городов. OFCCP координировал эти и другие усилия по обеспечению равных возможностей и помогал улучшить их управление.

Закон о пенсионном обеспечении работников (ERISA) от 1974 возложил на Департамент главную роль в защите и улучшении национальных пенсионных систем. К январю 1976 года Конгресс поэтапно повысил минимальную заработную плату до 2,30 доллара в час, и первоначально охват был расширен до 1,5 миллиона домашних работников. Охват UI был расширен, чтобы охватить дополнительно 5 миллионов человек, и были разрешены расширенные пособия в периоды высокой безработицы.

Департамент продолжал избегать участия в большинстве споров между работниками и руководством. Однако в 1970 он успешно организовал незаконную забастовку почтовых работников после призыва федеральных войск. Он также сосредоточился на отношениях между работниками и администрацией в неспокойной строительной отрасли. В 1971 году Комитет по стабилизации строительной отрасли в составе Департамента начал контролировать расчеты по контрактам на строительство, что привело к замедлению тенденции к ежегодному увеличению заработной платы.

В январе 1977 года Джимми Картер сменил Джеральда Форда. Его основной внутренней целью было стимулирование экономики и создание рабочих мест для безработных. Он выбрал Рэя Маршалла (1977-1981), экономист по труду Техасского университета, специализирующийся на проблемах безработицы и групп меньшинств. Маршалл помог разработать программу экономического стимулирования, которая включала 725 000 государственных служащих в рамках CETA и расширенный корпус по трудоустройству. CETA был повторно уполномочен в 1978 году с более четкой адресностью помощи наиболее обездоленным лицам и новой Программой инициатив частного сектора, чтобы помочь частным фирмам обеспечить профессиональную подготовку для нуждающихся. Закон о занятости молодежи и демонстрационных проектах 1977 года устанавливает программы помощи молодежи. Целевая налоговая скидка на рабочие места предоставила работодателям налоговые льготы для найма людей из неблагополучных семей. Закон Хамфри-Хокинса 19 г.78 призвал федеральное правительство одновременно сократить безработицу и ликвидировать инфляцию.

К 1977 году OSHA подверглась интенсивным атакам, и Маршалл быстро ввел программу «приоритетов здравого смысла», чтобы сосредоточиться на серьезных опасностях, упростить правила безопасности и гигиены труда и помочь малым предприятиям снизить профессиональные риски. Правоприменение стало намного строже, стандарты безопасности были упрощены, а также были введены жесткие санитарные нормы для бензола, хлопковой пыли, свинца и других опасностей. Кроме того, Управление по охране труда и промышленной гигиене США (OSHA) выпустило инновационную политику в отношении непатентованных средств против рака, которая регулировала сразу целый класс веществ, вызывающих рак. В 1978 К OSHA присоединилось дочернее агентство, Управление безопасности и гигиены труда в шахтах, функции которого в основном были переданы из Министерства внутренних дел.

Поправки к FLSA повысили минимальную заработную плату с 2,30 до 3,35 долларов в час к 1 января 1981 года, и сельскохозяйственные рабочие впервые были охвачены. Чтобы усилить соблюдение программ равной занятости, функции соблюдения федеральных контрактов были централизованы в рамках OFCCP. После выхода США из Международной организации труда по причинам внешней политики в 1919 г.77, Департамент помог заложить основу для возвращения в организацию в 1980 году. Чтобы укрепить способность Департамента анализировать сложные вопросы, его функции экономических исследований были объединены в Управление помощника секретаря по оценке и анализу политики.

В январе 1981 года Рональд Рейган вступил в должность президента с внутренней программой восстановления экономики, в которой особое внимание уделялось сокращению государственных расходов и освобождению бизнеса от обременительных государственных правил. Для выполнения этих программ в Департаменте Рейган назначил Рэймонда Дж. Донована (1981-1985). Донован был вице-президентом строительной компании в своем родном штате Нью-Джерси и принимал активное участие в президентской кампании Рейгана.

Одной из основных целей Донована было ослабление нормативных требований, и Управление по охране труда и гигиене труда (OSHA) было ведущим агентством в этой работе. Он немедленно заморозил правила, предложенные при администрации Картера, и стремился ослабить существующие стандарты, чтобы сделать их менее затратными для бизнеса. Однако из-за сложности нормотворческих процедур существующие правила оказалось трудно изменить. Управление OSHA приняло менее карательный подход к правоприменению и поощряло добровольное соблюдение. MSHA, OFCCP и другие регулирующие органы придерживались аналогичной политики дерегулирования.

Дискреционные расходы были сокращены на 60 процентов, а количество сотрудников отдела сократилось на 21 процент. Программы CETA были сокращены с 8 миллиардов долларов в год до 3,7 миллиардов долларов, в основном за счет ликвидации рабочих мест на государственной службе. На смену CETA в 1983 году пришел Закон о профессиональном обучении и партнерстве (JTPA), который перенес принятие важных решений и надзор с федерального уровня на штаты, продолжая при этом позволять местным чиновникам формировать свои собственные программы при условии одобрения специальными советами частных предприятий. .

Донована сменил Уильям Э. Брок (1985–1987), торговый представитель США и бывший сенатор. Первоначальной целью Брока было повышение эффективности Департамента, и он ввел «Систему управления секретарем» для отслеживания и обеспечения своевременного достижения целей Департамента. Департамент начал уделять внимание как долгосрочной, так и краткосрочной политике занятости и обучения. Он инициировал проект «Рабочая сила в 2000 году», чтобы помочь составить планы удовлетворения будущих потребностей в квалифицированной рабочей силе. Он также сотрудничал с индустрией вещания в рамках Project Literacy U.S. 9.0003

OSHA и MSHA перенесли акцент с сокращения затрат на соблюдение требований для бизнеса на обеспечение более эффективной защиты работников. MSHA осуществила программу по снижению аварийности на малых угольных шахтах. Чтобы ускорить процесс установления защитных стандартов, OSHA изучила опосредованное нормотворчество, в соответствии с которым заинтересованные стороны будут искать консенсус в отношении наилучшего регулирования. Общее установление стандартов, приостановленное секретарем Донованом, было возрождено.

Целевая группа в рамках ERISA разработала предложения по обеспечению того, чтобы в пенсионных планах было достаточно средств для выплаты обещанных пенсионных пособий. Департамент помог разработать предложения по реформированию государственных программ социального обеспечения на уровне штатов и общин, а также по оказанию помощи работающим матерям и перемещенным надомникам в составе рабочей силы.

После того, как Брок ушел, чтобы присоединиться к президентской кампании сенатора Роберта Доула, Рейган выбрал Энн Дор Маклафлин (1987-1989), которая работала помощником министра финансов и заместителем министра внутренних дел. За время своего недолгого пребывания в должности Маклафлин стремилась совместить требования работы и семейной жизни в основном с помощью неправительственных средств, создав Комиссию по качеству рабочей силы и эффективности рынка труда. Департамент помог разработать поправку к ERISA, которая требовала от работодателей устранения недофинансирования пенсионных планов, и учредила программу помощи уволенным работникам.

Новоизбранный президент Джордж Буш назначил Элизабет Хэнфорд Доул (1989-1990). Доул занимала несколько высоких государственных постов и была женой лидера республиканцев в Сенате Роберта Доула. Когда Доул ушел в отставку в 1990 году, она установила основные направления политики, которыми руководствовалось министерство до конца правления администрации Буша. Ее сменила Линн Морли Мартин (1991–1993). Мартин был бывшим школьным учителем, который занялся избирательной политикой и десять лет проработал в Палате представителей США.

Департамент придерживался более активного подхода к кадровым вопросам, чем при администрации Рейгана. OFCCP выступила с инициативой «Стеклянный потолок», чтобы уменьшить барьеры для продвижения женщин и меньшинств в корпорациях. OSHA и MSHA выпустили окончательные стандарты качества воздуха и других опасностей и наложили рекордные штрафы за нарушения правил безопасности и гигиены труда. Доул помог урегулировать затянувшуюся забастовку на угольных шахтах Питтстон на юго-западе Вирджинии. Была назначена Комиссия секретаря по достижению необходимых навыков, которая подготовила национальные руководящие принципы компетентности для повышения уровня образования и навыков американских рабочих, а также были приняты поправки к JTPA, чтобы направить учебные ресурсы на самых нуждающихся. Было принято первое повышение минимальной заработной платы более чем за десятилетие, сопровождавшееся специальной ниже минимальной заработной платы за обучение молодежи, против чего долгое время выступали демократы.

В январе 1993 года Роберт Б. Райх был назначен президентом Биллом Клинтоном, который был избран на платформе «Прежде всего люди» и возрождения экономики. Преподаватель государственного управления в Гарварде, писатель и комментатор на радио и телевидении Райх ранее работал в Министерстве юстиции и Федеральной торговой комиссии.

Под его руководством Министерство труда сосредоточило свои усилия на повышении квалификации американских рабочих. Закон о возможностях перехода от школы к работе, принятый в 1994, был разработан, чтобы облегчить переход от среднего образования к работе для 75 процентов, которые не заканчивают колледж. Цели 2000 установили национальную систему стандартов квалификации для подтверждения того, что работники обладают навыками, необходимыми работодателям. Штатам были выделены средства для создания универсальных центров карьеры, объединяющих страхование по безработице, консультации по трудоустройству и доступ к профессиональному обучению.

В качестве председателя Корпорации по гарантированию пенсионных пособий Райх руководил принятием Закона о защите пенсионного обеспечения, направленного на обеспечение того, чтобы миллионы работников пенсионных планов с недостаточным финансированием получали адекватные пенсионные пособия. Он делал упор на защиту рабочих, проводя активные кампании против потогонных предприятий, небезопасных рабочих мест и мошеннических поставщиков медицинского страхования. Департамент собрал десятки миллионов долларов в качестве невыплаты зарплаты жертвам дискриминации на рабочем месте. Департамент ввел в действие Закон о семейных отпусках и отпусках по болезни от 1993, который предоставил работникам до 12 недель неоплачиваемого отпуска по уходу за новым ребенком или больным членом семьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *