Персонажи славянской мифологии: Герои славянской мифологии

Славянские мифы. Образы славянской мифологии в русской поэзии – онлайн-тренажер для подготовки к ЕНТ, итоговой аттестации и ВОУД

Запомнить

Восстановить пароль

Регистрация

Конспект

Славянская мифология и религия – совокупность мифологических воззрений, верований и культов славянских народов. По отношению к мифологии и религии славян употребление термина «язычество» вполне оправдано его славянской этимологией: слово «язык» означало, в том числе, и «отдельный народ, племя». Нестор-летописец, рассказывая об истории славян, придерживался мнения, что все славяне произошли от общности славянских племён: «Был един язык славянский: славяне, которые сидели по Дунаю <…> От тех славян разошлись по земле и прозвались именами своими, от мест на которых осели… И так разошёлся славянский язык…»

Большинство современных академических исследований относят верования славян к анимизму.

После введения в 988 году князем Владимиром Святославичем христианства под запретом находились традиции и обычаи древней культуры, связанной с язычеством, поклонением многим богам.

Общеславянские боги                      

  • Перун – громовержец, главный бог пантеона.

  • Мать – Сыра Земля – женский образ олицетворённой плодородной, родящей земли-матери. Ср. такие общеславянские обычаи как клятва землёй, исповедь земле, целование земли.

 

Боги восточных славян

  • Перун – главный бог, покровитель князя и дружины, также Громовержец. Сменился Ильёй-пророком.

  • Хорс – олицетворённое солнце.

  • Даждьбог – солнечное божество, замыкает зиму и открывает весну, покровитель свадеб, предок русских людей от князя до земледельца.

  • Стрибог – божество, связанное, вероятно, с атмосферными функциями (ветром).

  • Мокошь (Макошь) – женское божество, покровительница прядения и ткачества. Сменилась Пятницей.

Другие боги Древней Руси

  • Белбог (Белобог) – хранитель и податель добра, справедливости, удачи и счастья.

  • Волос и Велес) часто отождествляются, однако, по источникам, у них разные функции:

Волос – «скотий бог», покровитель скота. Сменился святым Власием Севастийским.

Велес – бог-покровитель сказителей и поэзии.

  • Лада – богиня весны, весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви.

  • Лель – божество любви и/или брака. Образ Леля нередок в литературе и искусстве этого и последующих периодов («Руслан и Людмила» Пушкина, «Снегурочка» А.Н. Островского и др.).

  • Сварог – возможно, бог-кузнец.

  • Сварожич – олицетворённый огонь.

  • Ярило – бог плодородия.

  • Мара – в западно- и восточно-славянской традиции женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскрешения природы.

  • Чернобог –злой бог, приносящий несчастье.

Ритуальные персонажи-символы плодородия

Не являются богами в прямом смысле слова, будучи архаичным этапом развития культа умирающего и воскресающего божества. Представляют собой чучела, являющиеся средоточием сил плодородия и плодовитости. После чествования и оплакивания чучела разрываются, утапливаются или сжигаются. Остатки разбрасываются по полям или в хлеву.

  • Чучело Масленицы

  • Кострома

  • Кострубонька

Персонажи, олицетворяющие народные праздники

  • Коляда

  • Масленица

  • Купала

Персонажи низшей мифологии

  • Вий – персонаж из преисподней, взгляд которого убивает.

  • Заложные покойники – люди, умершие не своей смертью.

  • Русалка – душа «заложного» покойника.

  • Мавка – злой дух, русалка.

  • Упырь – «заложный» покойник, убивающий людей и пьющий их кровь.

  • Святочная нечисть – различные жители потустороннего мира, проникающие в этот мир во время Святок, когда открыты ворота между мирами.

  • Бес – злой, враждебный людям дух.

  • Волколак – колдун-оборотень, способный принимать облик волка.

  • Берегиня – персонаж с неясными функциями (возможно, связана с растительными культами).

  • Лихорадка – женский дух, вселяющийся в человека и вызывающий болезни.

  • Огненный змей – демон в виде огненного шара, залетающий в печную трубу и посещающий женщин, тоскующих по мужьям.

  • Кикимора – отрицательный женский персонаж, тип домового.

  • Домовой – дух-покровитель дома.

  • Банник – дух-хозяин бани.

  • Дворовой – дух-хозяин двора.

  • Овинник – дух-хозяин овина.

  • Водяной – дух-хозяин рек и водоёмов.

  • Леший – дух-хозяин леса.

  • Баба-яга.

  • Кащей (Кощей).

В русской литературе мы почти не встретим славянских богов, а вот представители низшей мифологии встречаются там гораздо чаще.

Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении «Домовому» называет это мифологическое существо «незримым покровителем мирного поместья», «тайным стражем».

Стихотворение Пушкина «Бесы»

отличается многоплановостью, которая раскрывается в загадочных и мрачных образах этого произведения. Сначала поэт изображает довольно обыденную картину: путника остановила метель, и это вызвало у него тревогу и грустные мысли.

Первая часть стихотворения носит более спокойный характер, здесь раскрывается тема дороги. Вторая часть показывает возникшие препятствия, приобретающие символический смысл. Постепенно движение кибитки осложняется и становится понятно, что дальше двигаться будет очень тяжело. Третья часть стихотворения – это яркая кульминация сюжета: человек оказывается в безвыходном положении, так как он бессилен перед метелью.

«Бесы» сильны мистическим подтекстом, в котором рок сравнивается с мощной природной стихией.

Образ русалки находится в центре стихотворений М.Ю. Лермонтова «Морская царевна» и К.

Д. Бальмонта «Русалка».

Представители низший мифологии – главные действующие лица стихотворений А.А. Блока «Старушка и чертенята» и казахстанского поэта Е.В. Курдакова «Леший», о вездесущности Бога повествуется в стихотворении И.А. Бродского «В деревне Бог живёт не по углам…».

 

Вопросы

  1. «Куртак курбатый», то есть бес (лукавый, нечистый) малорослый, – называет

  2. Бог славянского пантеона, враждебный человеку, – это

  3. В славянской мифологии Белбог (Белобог) – это

  4. В славянской мифологии Лель – это

  5. «Незримым покровителем мирного поместья», «тайным стражем» называет

  6. Бог плодородия в славянской мифологии – это

  7. Солнечное божество славянской мифологии, которое замыкало зиму и отмыкало весну, покровительствовало свадьбам и считалось предком русских людей (от князя до земледельца), – это

  8. В славянской мифологии Волос (Велес) – это

  9. Очень древним положительным божеством славянского пантеона, прародительницей, хранительницей рода и традиции, детей и околодомашнего пространства является

  10. Совокупность мифологических воззрений, верований и культов славянских народов – это

  11. Главным славянским богом, Громовержцем, покровителем князя и дружины, был

  12. Олицетворённым солнцем в славянской мифологии является

  13. Безысходность и страх («… надрывая сердце мне…») лирического героя перед мифической силой природного явления показаны А. С. Пушкиным в произведении

Сообщить об ошибке

кто такая, значение в славянской мифологии

https://ria.ru/20210629/baba-yaga-1739102148.html

Баба-яга: почему ее изображают неверно

Баба-Яга: кто такая, значение в славянской мифологии

Баба-яга: почему ее изображают неверно

Баба-яга – наиболее узнаваемый персонаж в славянской мифологии. Ее день рождения отмечают 30 июня. О происхождении образа сказочной чародейки и том, кто она на… РИА Новости, 29.06.2021

2021-06-29T18:41

2021-06-29T18:41

2021-06-29T20:48

религия

сыктывкар

архангельская область

александр афанасьев

республика коми

религиозные праздники

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/151759/32/1517593201_0:72:1561:950_1920x0_80_0_0_935a065370c235a90795ae8a02450f25. jpg

МОСКВА, 29 июн – РИА Новости, Никита Бизин. Баба-яга – наиболее узнаваемый персонаж в славянской мифологии. Ее день рождения отмечают 30 июня. О происхождении образа сказочной чародейки и том, кто она на самом деле, – в материале РИА Новости.Баба-ягаПроисхождение образаПодробно сказочный образ изучил известный советский ученый Владимир Пропп. Он пришел к выводу, что старуха, на самом деле, символизирует мир мертвых. Она – его страж. Отсюда понятно, почему ее жилище всегда располагается где-то далеко — на опушке дремучего леса, например. Для наших предков это символизировало границу двух миров — живых и умерших.Сама же избушка – это не что иное, как могила. Дело в том, что в древности умерших хоронили в домовинах – специальных домиках, расположенных на высоких пнях. Корни пней выступали из земли и напоминали куриные ноги.»Большинство современных ученых принимают теорию Проппа как достоверную, поскольку он исследовал образ Бабы-яги наиболее полно», — говорит российский фольклорист Екатерина Дорохова. Как выглядела Баба-ягаСегодня каждый ребенок знает, что Баба-яга – это злобная старуха, которая обитает в глуши дремучего леса. Она горбата, у нее крючковатый нос и копна редких седых волос, а одна нога — костяная.Атрибуты и символика Бабы-ягиНезаменимые атрибуты Бабы-яги – летающая ступа (средство передвижения) и помело (им она заметает следы). Баба-яга обладает также волшебными предметами: клубок ниток (с его помощью можно найти дорогу куда угодно), блюдо с яблоком (оно нужно, чтобы заглядывать в будущее) и меч-кладенец (для того, чтобы сражаться со сказочными богатырями). Но главный символ лесной колдуньи – это избушка на курьих ножках. Вместо забора у ее жилища частокол из костей и человеческих черепов.День Бабы-ягиНесколько лет назад село Кукобой в Ярославской области было признано официальной родиной сказочной старухи и на протяжении последних десяти лет в каждую последнюю субботу июня здесь отмечают день рождения Бабы Яги.Семья Бабы-ягиСчитается, что отцом Бабы-яги был Вий (повелитель подземного мира). Нередко сказочной старухе приписывают родство с Кощеем Бесмертным: в одних случаях Яга была его матерью, в других — его теткой.Значение Бабы-яги в славянской мифологииСреди ученых существуют и иные трактовки образа Бабы-яги. Например, ее представляли в образе змеи. Это связано с тем, что одноногие или хромые существа с древности ассоциировались с этим животным. А, как мы уже знаем, у Бабы-яги одна нога с дефектом — костяная. Кроме того, колдунья, подобно мифическому змею, летает в ступе. Отсюда, кстати, – представление о сказочном родстве Бабы-яги со Змеем Горынычем: иногда ее считают матерью легендарного чудовища.По другой версии, Баба-яга могла быть берегиней – так древние славяне называли богиню холмов и берегов рек, которая была доброй хранительницей мира и даже его прародительницей. С принятием христианства, однако, все положительные качества яги-берегини сменились на негативные: остались только отвратительная внешность и злые намерения.Существует мнение, что Баба-яга могла быть славянской богиней Мокошью (богиня ремесел, жизненных благ и урожая) или женой бога Велеса (славянский бог плодородия и скотоводства). В этом качестве Яга была хранительницей всевозможных знаний и умений. Если верить легендам, в юности она была молодой девушкой необычайной красоты. Но потом боги разгневались на нее и прокляли. В наказание Яга утратила свою привлекательность.Сказки про Бабу-ягуВ XIX веке русский историк и фольклорист Александр Афанасьев собрал воедино все славянские сказки, в которых так или иначе фигурирует Баба-яга. Их условно можно разделить на три группы – в зависимости от того, кем предстает в них лесная колдунья.Во-первых, есть Яга-воительница. Считалось, что меч-кладенец, который хранился у нее, давал огромную силу. Благодаря этому она могла на равных сражаться с богатырями и даже побеждать их.Кроме того, Яга могла быть похитительницей. Некоторые славянские племена верили, что она крадет детей (чаще всего сирот), уносит их в лесную чащу или в поле. А затем съедает.Третий тип – Яга-помощница. В этом образе она была мудрой волшебницей, которая всячески помогала добрым героям в их приключениях: кормила, давала советы (например, как одолеть Кощея Бессмертного) и даже могла подарить один из своих волшебных предметов – клубок ниток или меч-кладенец. У других народовУченые находят у других народов большое количество мифологических персонажей, которые схожи с образом Бабы-яги.Госпожа Метелица – персонаж немецкой сказки с одноимённым названием – имеет, как и Баба-яга, неоднозначную характеристику. Она, согласно легенде, награждает за труды прилежную и послушную девочку, ленивую и нерадивую — наказывает.Другой всемирно известный сюжет, который напоминает истории про Бабу-ягу, – это «Мальчик-с-пальчик». Главный герой обманом и хитростью сумел победить страшного людоеда. И в наших сказках, как известно, старуху тоже часто оставляют «с носом».В образе Бабы-яги можно обнаружить и сходство сразу с тремя персонажами германской мифологии. У богинь Гольды (владычица царства мертвых) и Перхты (богиня земледелия и прядения), как и у Бабы-яги, одна нога либо хромая, либо уродливая. А с богиней Штампой, чье имя буквально переводится как «толочь, мять, тяжело ступать», родство и вовсе очевидно, ведь ним созвучно русское слово «ступа».Другими фольклорными аналогами Бабы-яги, по мнению ученых, могут быть литовская Рагана (ведьма в балтийской мифологии), баскская Мари (богиня-хранительница горы Амбото) или кельтская Бригита (богиня ремесел и врачевания). Все эти зарубежные божества, как и Яга, живут вдали от людей – либо высоко в горах, либо в глуши леса.А некоторые исследователи и вовсе считают, что образ славянской старухи в ступе имеет много общего с античными мифами и легендами. Она охраняет вход в мир мертвых точно так же, как и греческий Харон (бог-перевозчик душ умерших в загробный мир). И похищала детей подобно греческой нимфе Калипсо, которая, как повествует легендарный Гомер, семь лет удерживала на своем острове хитроумного Одиссея.Была ли Баба-яга на самом делеИсследователи также отмечают, что Баба-яга может быть и собирательным образом черной знахарки (целительницы). В народе к ним всегда относились двояко: одновременно боялись и уважали. Потому что считали, что они могут как помочь, так и навредить. «Такие люди были еще совсем недавно. Просто сейчас изменилась культурная ситуация в сельской местности», — пояснила Екатерина Дорохова.Наиболее широко легенда о Яге-целительнице распространена в регионах, где жили финно-угорские племена. Это, например, Архангельская область или Республика Коми. Фольклорист отмечает, что это поверье живо до сих пор: «В Сыктывкаре, например, многие совершенно серьёзно спрашивали меня, не боюсь ли я, ведь там одни колдуньи».Баба-яга как оберег домаСегодня нередко можно увидеть в домах маленькие декоративные фигурки Бабы-яги, которые люди ставят на подоконник или вешают над входной дверью.Многие считают, что если «завести» дома Бабу-ягу, то она будет защищать жилище от сглаза и разных зол. Для «охраны» дома сказочную волшебницу можно поставить в прихожей: она будет следить за тем, кто входит через двери.Баба-яга на кухне – верный признак того, что хозяева вас хорошо примут и славно накормят. В народе бытует поверье, что незамужняя девушка должна поставить фигурку Бабы-яги у изголовья своей кровати – и та будет подыскивать ей хорошего жениха.

https://ria.ru/20130629/946498746.html

https://ria.ru/20201218/kostyum-1589849444.html

сыктывкар

архангельская область

республика коми

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/151759/32/1517593201_0:0:1561:1172_1920x0_80_0_0_72d28bcd7826acdba168aca9df1a62f3.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

сыктывкар, архангельская область, александр афанасьев , республика коми, религиозные праздники

Религия, Сыктывкар, Архангельская область, Александр Афанасьев , Республика Коми, Религиозные праздники

МОСКВА, 29 июн – РИА Новости, Никита Бизин. Баба-яга – наиболее узнаваемый персонаж в славянской мифологии. Ее день рождения отмечают 30 июня. О происхождении образа сказочной чародейки и том, кто она на самом деле, – в материале РИА Новости.

Баба-яга

Происхождение образа

Подробно сказочный образ изучил известный советский ученый Владимир Пропп. Он пришел к выводу, что старуха, на самом деле, символизирует мир мертвых. Она – его страж. Отсюда понятно, почему ее жилище всегда располагается где-то далеко — на опушке дремучего леса, например. Для наших предков это символизировало границу двух миров — живых и умерших.

Сама же избушка – это не что иное, как могила. Дело в том, что в древности умерших хоронили в домовинах – специальных домиках, расположенных на высоких пнях. Корни пней выступали из земли и напоминали куриные ноги.

«Большинство современных ученых принимают теорию Проппа как достоверную, поскольку он исследовал образ Бабы-яги наиболее полно», — говорит российский фольклорист Екатерина Дорохова.

Сказочная избушка на курьих ножках в Ленинградской области

Как выглядела Баба-яга

Сегодня каждый ребенок знает, что Баба-яга – это злобная старуха, которая обитает в глуши дремучего леса. Она горбата, у нее крючковатый нос и копна редких седых волос, а одна нога — костяная.

Атрибуты и символика Бабы-яги

Незаменимые атрибуты Бабы-яги – летающая ступа (средство передвижения) и помело (им она заметает следы). Баба-яга обладает также волшебными предметами: клубок ниток (с его помощью можно найти дорогу куда угодно), блюдо с яблоком (оно нужно, чтобы заглядывать в будущее) и меч-кладенец (для того, чтобы сражаться со сказочными богатырями). Но главный символ лесной колдуньи – это избушка на курьих ножках. Вместо забора у ее жилища частокол из костей и человеческих черепов.

День Бабы-яги

Несколько лет назад село Кукобой в Ярославской области было признано официальной родиной сказочной старухи и на протяжении последних десяти лет в каждую последнюю субботу июня здесь отмечают день рождения Бабы Яги.

Семья Бабы-яги

Считается, что отцом Бабы-яги был Вий (повелитель подземного мира). Нередко сказочной старухе приписывают родство с Кощеем Бесмертным: в одних случаях Яга была его матерью, в других — его теткой.

Премьера фильма «Книга мастеров» студии Walt Disney Pictures в кинотеатре «Октябрь» в Москве

Значение Бабы-яги в славянской мифологии

Среди ученых существуют и иные трактовки образа Бабы-яги. Например, ее представляли в образе змеи. Это связано с тем, что одноногие или хромые существа с древности ассоциировались с этим животным. А, как мы уже знаем, у Бабы-яги одна нога с дефектом — костяная. Кроме того, колдунья, подобно мифическому змею, летает в ступе. Отсюда, кстати, – представление о сказочном родстве Бабы-яги со Змеем Горынычем: иногда ее считают матерью легендарного чудовища.

По другой версии, Баба-яга могла быть берегиней – так древние славяне называли богиню холмов и берегов рек, которая была доброй хранительницей мира и даже его прародительницей. С принятием христианства, однако, все положительные качества яги-берегини сменились на негативные: остались только отвратительная внешность и злые намерения.

Существует мнение, что Баба-яга могла быть славянской богиней Мокошью (богиня ремесел, жизненных благ и урожая) или женой бога Велеса (славянский бог плодородия и скотоводства). В этом качестве Яга была хранительницей всевозможных знаний и умений. Если верить легендам, в юности она была молодой девушкой необычайной красоты. Но потом боги разгневались на нее и прокляли. В наказание Яга утратила свою привлекательность.

Избушка на курьих ножках

Сказки про Бабу-ягу

В XIX веке русский историк и фольклорист Александр Афанасьев собрал воедино все славянские сказки, в которых так или иначе фигурирует Баба-яга. Их условно можно разделить на три группы – в зависимости от того, кем предстает в них лесная колдунья.

Во-первых, есть Яга-воительница. Считалось, что меч-кладенец, который хранился у нее, давал огромную силу. Благодаря этому она могла на равных сражаться с богатырями и даже побеждать их.

Кроме того, Яга могла быть похитительницей. Некоторые славянские племена верили, что она крадет детей (чаще всего сирот), уносит их в лесную чащу или в поле. А затем съедает.

Третий тип – Яга-помощница. В этом образе она была мудрой волшебницей, которая всячески помогала добрым героям в их приключениях: кормила, давала советы (например, как одолеть Кощея Бессмертного) и даже могла подарить один из своих волшебных предметов – клубок ниток или меч-кладенец.

У других народов

Ученые находят у других народов большое количество мифологических персонажей, которые схожи с образом Бабы-яги.

Госпожа Метелица – персонаж немецкой сказки с одноимённым названием – имеет, как и Баба-яга, неоднозначную характеристику. Она, согласно легенде, награждает за труды прилежную и послушную девочку, ленивую и нерадивую — наказывает.

Другой всемирно известный сюжет, который напоминает истории про Бабу-ягу, – это «Мальчик-с-пальчик». Главный герой обманом и хитростью сумел победить страшного людоеда. И в наших сказках, как известно, старуху тоже часто оставляют «с носом».

© AP Photo / Jens MeyerЛюди в тематических костюмах во время празднования Вальпургиевой ночи в Эрфурте

© AP Photo / Jens Meyer

Люди в тематических костюмах во время празднования Вальпургиевой ночи в Эрфурте

В образе Бабы-яги можно обнаружить и сходство сразу с тремя персонажами германской мифологии. У богинь Гольды (владычица царства мертвых) и Перхты (богиня земледелия и прядения), как и у Бабы-яги, одна нога либо хромая, либо уродливая. А с богиней Штампой, чье имя буквально переводится как «толочь, мять, тяжело ступать», родство и вовсе очевидно, ведь ним созвучно русское слово «ступа».

Другими фольклорными аналогами Бабы-яги, по мнению ученых, могут быть литовская Рагана (ведьма в балтийской мифологии), баскская Мари (богиня-хранительница горы Амбото) или кельтская Бригита (богиня ремесел и врачевания). Все эти зарубежные божества, как и Яга, живут вдали от людей – либо высоко в горах, либо в глуши леса.

А некоторые исследователи и вовсе считают, что образ славянской старухи в ступе имеет много общего с античными мифами и легендами. Она охраняет вход в мир мертвых точно так же, как и греческий Харон (бог-перевозчик душ умерших в загробный мир). И похищала детей подобно греческой нимфе Калипсо, которая, как повествует легендарный Гомер, семь лет удерживала на своем острове хитроумного Одиссея.

День рождения Бабы Яги отметят на ее родине в Ярославской области

29 июня 2013, 00:32

Была ли Баба-яга на самом деле

Исследователи также отмечают, что Баба-яга может быть и собирательным образом черной знахарки (целительницы). В народе к ним всегда относились двояко: одновременно боялись и уважали. Потому что считали, что они могут как помочь, так и навредить. «Такие люди были еще совсем недавно. Просто сейчас изменилась культурная ситуация в сельской местности», — пояснила Екатерина Дорохова.

Наиболее широко легенда о Яге-целительнице распространена в регионах, где жили финно-угорские племена. Это, например, Архангельская область или Республика Коми. Фольклорист отмечает, что это поверье живо до сих пор: «В Сыктывкаре, например, многие совершенно серьёзно спрашивали меня, не боюсь ли я, ведь там одни колдуньи».

Баба-яга как оберег дома

Сегодня нередко можно увидеть в домах маленькие декоративные фигурки Бабы-яги, которые люди ставят на подоконник или вешают над входной дверью.

Многие считают, что если «завести» дома Бабу-ягу, то она будет защищать жилище от сглаза и разных зол. Для «охраны» дома сказочную волшебницу можно поставить в прихожей: она будет следить за тем, кто входит через двери.

Баба-яга на кухне – верный признак того, что хозяева вас хорошо примут и славно накормят. В народе бытует поверье, что незамужняя девушка должна поставить фигурку Бабы-яги у изголовья своей кровати – и та будет подыскивать ей хорошего жениха.

Киностудия Горького представила виртуальную выставку костюмов к сказкам

18 декабря 2020, 10:40

Славянская мифология / Персонажи — TV Tropes

http://tvtropes. org/pmwiki/pmwiki.php/characters/slavicmythology

Следующий

Перейти к

Как было указано на главной странице, славянская мифология до сих пор во многом неясна. Поскольку у нас нет источников, большую часть — почти всю часть об отношениях между богами — пришлось реконструировать. Не относитесь к тому, что здесь написано, как к надежному источнику; это, возможно, ближе к быстрому обзору мифологии, поскольку это обычно считается , или список тропов, которые можно ожидать от вымышленных образов славянских божеств, вместе с объяснениями, составленными для вашего удобства. Для реальной достоверности необходимо провести гораздо больше исследований.


    открыть/закрыть все папки

Описанные здесь боги и богини считаются самыми важными в славянском пантеоне или, по крайней мере, характерными. Художественная литература (по крайней мере современная), стремящаяся показать свое произведение в изображении славянской мифологии, вероятно, попытается включить некоторые из них.

    Перун 

Бог-громовержец (его имя буквально означает «молния»), вовлеченный в постоянную борьбу со своим заклятым врагом (и антитезой) Велесом. Он ассоциировался с небом, огнем, ветром и молнией, а его атрибуты включали топоры (предпочтительно каменные), телеги и дуб. Его также изображали в виде человека с золотыми волосами и/или медной бородой, едущего на телеге с топором, молотом или луком. Перун считается главным богом славянского пантеона, поскольку его следы довольно часто встречаются в славянском фольклоре, и он хорошо вписывается в образ доминирующих небесных божеств. В славянских мифах о сотворении мира ему обычно приписывается сотворение мира.

В сравнительной мифологии Перун является потомком протоиндоевропейского Перквуноса и братом таких фигур, как Тор (могучий бородатый громовержец), Зевс (верховный правитель неба), Индра (ведический верховный бог, владеющий молниями) или балтийского бога Перкунаса (обратите внимание на почти неизменное имя). Также кажется, что нордические правители Новгорода и Киева считали его эквивалентом Тора или, возможно, Одина. В синкретических культах двоеверия Древней Руси ему поклонялись как Илье-пророку, потому что Илия известен также как «Громовержец».


  • Blow You Away: Он бог, связанный с ветром.
  • Силы стихий: Он бог, связанный с небом, огнем, ветром и молнией, а в сравнительной мифологии он брат различных богов грозы/молнии, таких как Тор, Индра и Зевс.
  • Всплеск: В виде дождя.
  • О, Боги!: Им клялась русская знать, и даже сегодня многие славяне используют разновидности его имени как ругательство.
  • Игра с огнем: Возможно, потому что молния может вызвать пожар.
  • Шок и трепет: Его сила грома и молнии является его самой известной.
  • Высший Бог: Лучший претендент на эту должность, записанный византийским писателем Прокопием Кесарийским как единственный бог славян и появляющийся практически во всем славянском мире.
  • Бог войны: Он, возможно, самый чистый случай; его владения, как правило, самые воинственные из всего пантеона, и воины Рюриковичей видели в нем своего покровителя. Но имейте в виду, что такие якобы небоевые божества, как Ярило, также были известны как боги войны.

    Велес 

Перун был «сухим» богом неба, Велес был змеевидным, хтоническим, «влажным» правителем земли и воды, скользившим вокруг, чтобы спрятаться от перуновских молний. Покровитель скота — его имя связано со славянскими словами, обозначающими быков или волосы, что не так нелепо, как звучит, поскольку древние породы крупного рогатого скота были довольно шерстяными. Таким образом, считается, что он был изображен волосатым и рогатым и, возможно, частично змеевидным. Он правит подземным миром, покровительствует магии и музыке, а как повелитель скота он также дает богатство. Возможно, из-за этого он считается обычным человеком богом.

Считается потомком змеиного божества PIE Велноса и может быть уподоблен германскому Локи, ваниру или даже Ёрмунганду; греческие Гермес, Аид и Тифон; и Ведическая Вритра. В синкретических культах Двоеверия Древней Руси ему поклонялись как святому Власию.


  • Аркадия: Как изображался подземный мир, Навь. Это имя иногда служило альтернативным именем Велеса.
  • Каин и Авель: Он и Перун, скорее всего, были братьями, а также заклятыми соперниками. Однако ни один из них не был злой близнец как таковой; они просто были другими.
  • Составной персонаж: Некоторые исследователи считают, что его покровительство скоту исходило от неродственного византийского святого со случайно схожим именем Святого Власа (Власия), чье имя Велес принял в более поздних синкретических культах (двоеверие).
  • Измельчение грязи: Как бог земли, он только следует.
  • Элементарные Силы: Он хтонический бог земли и воды, и считается их «влажным» правителем.
  • Все ненавидят Аид: Когда-то он был предотвращен (знать клялась Перуном, простой народ им), но затем христианские религии превратили его в сатаноподобную фигуру.
  • Рогатый гуманоид: Ну… Возможно.
  • Всплеск: Хотя он был связан с землей, он также был связан с водой, особенно с подземными источниками воды.
  • Наши драконы разные: Его часто изображали в виде змеи с головой медведя и, возможно, рогами коровы, что вполне соответствует современным представлениям о драконах.
  • Мастер чумы: Но он использует чуму, чтобы наказать нарушителей клятвы.
  • В увеличенном масштабе: вроде того, как его часто изображали с драконьими и змеиными характеристиками.
  • Бог-трикстер: В сказках мало что говорится о том, как он обманывает людей, но он вписывается в архетипы «могучий бог-воин против хитрого бога-обманщика».

    Сварог, Сварожич и Дазьбог 

Три бога, которые явно были важными божествами, поскольку они появляются в различных частях славянства. Однако их отношение друг к другу трудно определить: означает ли «Сварожич» «сын Сварога» или это просто уменьшительная, альтернативная версия имени?

Чтобы решить эту загадку, было предложено несколько теорий. Один из них утверждает, что Сварог — бог огня и отец Сварозича и Дазьбога. Другое, что есть только два бога, Сварог, бог неба, и его сын Дазьбог, бог огня, причем Сварожич является альтернативным именем для одного или другого.

Сам Сварог упоминается только в одном источнике, где он является эквивалентом Гефеста. Но он же и претендент на звание главного славянского бога. Дазбог обычно считается богом солнца, хотя, по мнению некоторых, Дазбог имел двойную природу как дневной бог солнца и ночной защитник подземного мира. Интересно, что Сварожича иногда отождествляют с Перуном. Кажется, что региональные предпочтения могли иметь значение.

В сравнительной мифологии проводятся аналогии с протоиндоевропейским богом неба Дьяусом Патером, предшественником таких фигур, как Зевс и Юпитер; а также к Гефесту и другим мифическим кузнецам. В культах Двоеверия Сварог и Сварогич превратились в Св. Косму и Св. Дамиана (Кузьму и Демьяна).


  • Кузнец: Принято считать, что Сварог был богом кузнечного дела.
  • Genius Cripple: В некоторых народных сказках Сварожич/Дазбог изображен хромым, что проводит интересные параллели со всеми остальными хромыми богами-кузнецами.
  • Бог Огня: Сварога иногда считают богом огня.
  • Зажги их: Сварог буквально означает «сияющий бог» или «светлый бог». Массовые споры о том, являются ли они солнечными, лунными или дневными божествами, подпитываются их недвусмысленной связью со светом.
  • Безумие: Луна также могла быть областью компетенции Дазбога.
  • Игра с огнем: По сути, все трио представляет различные аспекты огня и жара.
  • Сила Солнца: Если бы не Дазьбог, можно было бы предположить, что у славян было женское солнечное божество, на что указывает многое (т.е. сравнения с соседними народами). Иди разберись. Другая возможность состоит в том, что их было день божеств (которые не совпадают с солнечными божествами и могут сосуществовать с ними, например, Дагр и Сол), что подразумевается возможными связями Сварога с протоиндоевропейским Дейусом Фтером, богом дневного света. небо.
  • Верхний Бог: Сварог является претендентом на эту должность. Его притязания слабее, чем у Перуна, но он, кажется, более популярен в художественной литературе.

    Ярило

Славянский покровитель урожая, растительности и плодородия. Имя в форме Яровит встречается только в одном письменном источнике, но гораздо чаще встречается в фольклоре. Было реконструировано, что он является одним из богов жизни-смерти-возрождения, чья жизнь и смерть символизируют смену времен года. В этой версии он сын Перуна, похищенный Велесом, куда он пас скот своего отчима. Он вернулся весной, принеся с собой новую жизнь, женился на своей сестре Моране в день летнего солнцестояния и восстановил мир между владениями Велеса и Перуна, но осенью умер вместе с сжатой пшеницей — от руки жены. , кого он обидел, и кого в ярости и отчаянии привела зима. Вероятно, он был изображен верхом на лошади.

Поскольку некоторые источники сравнивают его с Марсом, его покровительство сельскому хозяйству могло идти рука об руку с покровительством воевать. В сравнительной мифологии он также довольно похож на Диониса, особенно на старшего, хтонического Диониса из микенской Греции и месопотамского Думузи/Таммуза, который также был богом земледелия и плодородия и умер за предательство своей жены. После христианизации его приравнивали к святому Георгию Лидийскому и святому Иоанну Богослову.


  • БратСестра Инцест: Покинув Велеса, он женится на Моране, а это значит, что Близнецы тоже могут считаться, поскольку они близнецы. Если реконструкция правильная, конечно.
  • Крутой Конь: Ему были посвящены храмы, где черные кони делали пророчества, проходя через ряды копий.
  • Зеленый большой палец: Как бог весны, он олицетворял рост растений.
  • Вечеринка, также известная как оргия: Кажется, он был не прочь устроить такое празднество в свою честь.

    Морана

Богиня смерти и зимы, а также ночных кошмаров, хотя некоторые исследователи считают, что она была на уровне суббожества, как какое-то демоническое существо. Реконструкции, будь то описанная выше или другие, обычно считают ее частью дуэта, а другой — божеством жизни и / или весны.

В сравнительной мифологии она близка к Гекате, но ее также сравнивают с Церерой.


  • Зло смертельно холодно: На самом деле она не была самым любимым божеством.
  • Ледяной Человек: Как богиня зимы, натч.
  • Леди Черной Магии: Она тесно связана с магией и колдовством.
  • Имена, от которых нужно убегать очень быстро: индоевропейская частица «мор», что означает «смерть».
  • Сезонный багаж: Чемодан интересен в сравнении. В отличие, скажем, от греческой мифологии, где настроение одной богини приносит и лето, и зиму, в славянской мифологии зимой правит отдельное божество. Смерть Мораны позволяет наступить весне.
  • Презираемая женщина: В вышеупомянутой реконструкции.

    Мать-Земля (Мат Земля) 

Сама богиня земли. Для славян, как и для многих других народов, земля, приносящая урожай, была очень похожа на женщину, вынашивающую ребенка; таким образом, поскольку нападение на беременную женщину считалось особым злом, существовало множество табу, касающихся обращения с землей до того, как вырастет пшеница. Ее можно сравнить с богами и богинями урожая и/или плодородия, мало чем отличающимися от Фрейи или Деметры. В культах двоеверия ей поклонялись под именем «Святая Параскева Иконийская» (святая, чья самая большая претензия на славу именно в этом).


  • Антропоморфное воплощение: Ей поклонялись как самой земле.
  • Мать-природа: богиня земли, которая приносит урожай, как женщина рождает детей. Из-за этого нападение на беременных женщин считалось гнусным преступлением, и существовало множество табу, касающихся обращения с землей.
  • Team Mom: более заботливая, чем большинство других богинь земли. Или, по крайней мере, не такой противный.

    Додола

По некоторым толкованиям, богиня дождя и жена Перуна. В основном известна из южных славянских областей, где в фольклоре сохранились следы приношений ей. Как и в других случаях, возможно, что она была гранью или местной разновидностью другой богини.


  • У меня много имен: Также известна как Перперуна (в значительной степени «госпожа Перун»), и упоминание в одном источнике богини «Дзидзилейла» могло относиться к ней.

Пантеон Владимира Киевского. Владимир, очевидно, хотел кодифицировать пантеон как государственную религию для поддержки своего правления и воздвигал для этой цели чучела. Во всяком случае, она прослужила ему недолго, так как вскоре была отвергнута в пользу христианства. Вышеупомянутые Перун и Дазьбог также являются членами пантеона. примечание  Тот факт, что Владимир выбрал именно Дазьбога (из всей троицы), может иметь значение или не иметь значения.

    Мокошь

Еще одна женская богиня. Могла быть женой Перуна, Велеса или обоих. Она может быть такой же, как Мать-Земля, но если нет, то она считается богиней женского труда, такого как прядение и ткачество. Можно сказать, что Макошь как женская богиня обнаруживает сходство и с Гестией, и с Деметрой. Как и Мать-Земля, она была втиснута в синкретические культы двоеверия как Святая Параскева.


  • Канон Иммигрант: Возможно финно-угорское заимствование, возможно нет. Ее имя могло произойти от славянского слова «мокрый/дождь».
  • Выходи за всех замуж: в некоторых реконструкциях предполагается, что она была женой Перуна и Велеса.
  • Текстильная работа женственна: как богиня ткачества.

    Хорс

Бог, почитаемый в восточном славянстве; его чучело было одним из шести при дворе Владимира I Киевского. В основном предполагается, что это солнечный бог, заимствованный у тюркских или иранских народов, населяющих степи, или слияние со славянским Дазьбогом, хотя некоторые утверждают, что он был лунным богом. Как ни странно, поклонение Луне также считается восточным влиянием. Его очевидное разделение солнечной сферы с Дазбогом сравнивают с отношениями между Гелиосом и Аполлоном, Хорс представляет Солнце как небесное тело, а Дазбог олицетворяет его животворящую силу.


  • Канонический иммигрант/составной персонаж: Вероятно, выходец из иранских степных народов.
  • Безумие/Сила Солнца

    Симаргл

Еще один бог из пантеона Владимира. Кажется, это не что иное, как заимствование персидского мифического пса-грифона Симурга , примечание , который был перевоображен Dungeons & Dragons в то, что было описано как возможный талисман пушистого гей-парада правителем, стремящимся создать систематизированная политическая религия. Однако некоторые пытались найти более славянское происхождение, отгадывая его имя от «семиглавого». Он также существует в истории, связанной с Зорями.


  • Канон Иммигрант: возможно, был импортирован из персов.
  • Корпус с несколькими головками: как думают некоторые ученые.
  • Запечатанное Зло в Банке: Трудно сказать, было ли так на дворе Владимира, но точно в вышеупомянутой истории. Подробности в описании Зоря.

    Стрибог

Бог ветра, известный также у южных славян.


  • Blow You Away

Полабские славяне примечание  «Полабский» означает «вдоль Эльбы [реки]», т.е. на территории нынешней восточной Германии. Вы также можете столкнуться с названием «лужиец», которое является их подгруппой, если только вы не определите полабцев как специально исключающих лужиццев (есть лингвистические различия, которые следует учитывать), или «венеды», которое является старым, хорошо зарекомендовавшим себя немецким экзонимом. на всю партию. Не путайте с конкретным полабским славянским племенем, также известным как полабы. Да, это немного грязно. было множество больших и меньших богов, о которых мы знаем сравнительно много из-за постоянных сражений этих народов с германцами, а вместе с этим и последующего интереса немецких летописцев (датские источники также иногда добавляют свои пять копеек). Полабские славяне были уникальными в славянском мире высокоорганизованным характером своего культа; у них был класс священников и возводились роскошные храмы. Лютичи, а позже и племя рани располагали убежищами трансрегионального влияния (подношения поступали даже из Дании), за священниками которых часто оставалось последнее слово в их политике.

Из того, что нам известно, кажется, что у каждого племени или, возможно, даже у подплеменных образований был свой покровитель, часто многоголовый или многоликий. Неясно, были ли они отделены друг от друга или являлись местными разновидностями одних и тех же божеств, подобно множеству изображений Марии в народном католицизме.

    Сварожич 

См. выше. Немецкие летописцы записали его имя как «Zuarasic».

    Свантевит

Четырехликий покровитель войны, гадания, плодородия и изобилия и, возможно, самое известное славянское божество. Его имя означает «святой господин», хотя в течение многих лет предполагалось, что оно относится к четырем ликам, поскольку оно очень похоже на «мироведец»; также очень похоже на «Святого Вита», таким образом, утверждается, что святой каким-то образом превратился в славянского бога. Его культ наиболее тесно связан с легендарной Арконой на острове Рюген, последним остатком славянского язычества, уничтоженным в 1168 году. Таким образом, возможно, что он был местным божеством рани или местной разновидностью другого бога (предположительно Перуна или Сварог как вариант). Самое известное его изображение происходит из Украины, но в настоящее время его подлинность оспаривается.


  • Каноник-иммигрант: Возможно, но также вероятно, что это было недоразумение со стороны христианских летописцев или даже попытка сфабриковать претензии на остров.
  • Cool Horse: Еще одна пророческая лошадь, на этот раз белая. Считалось, что Свантевит ездил на нем по острову ночью.
  • Знаковый предмет: Его рог для питья.
  • Корпус с несколькими головками: четыре стороны.
  • Назовите Мое Имя буквой S: Его многоликие изображения вызвали некоторую путаницу в отношении его имени, хотя оно в любом случае будет звучать одинаково для говорящего на неславянском языке. Несколько сбивает с толку то, что устаревшая версия его имени считается приемлемой для идола Збруч, если оно относится к идолу, а не к божеству.

    Триглав

Трехголовый. Говорят, что его головы наблюдают за тремя мирами: небесами, землей и подземным миром, хотя некоторые ученые сомневаются в этом. Также считается, что он мог быть синкретическим богом, поклонение которому было отражением объединения полабских славянских племен.


  • Составной персонаж: Его три головы считаются тремя другими богами, например, Перуном, Сварогом и Велесом. Первые два, как правило, остаются, кто третий, варьируется.
  • Крутая лошадь: Одним из его символов была черная лошадь.
  • Тьма — это не зло: Часто изображался в виде черной лошади.
  • Похищенный Иисусом: Некоторые считают, что часть о наблюдении за тремя мирами была не его изначальным атрибутом, а ошибкой или чрезмерным толкованием со стороны христианских летописцев.
  • Футляр с несколькими головками: три головки.

    Чернобог 

Скорее всего, это было местное полабское божество. Но дело в том, что его имя, вероятно, оказало гораздо большее влияние на его прием, чем любое его описание. Тот факт, что его имя, вероятно, единственное, признанное во всем мире (но без фактического знания мифов, стоящих за ним), вероятно, не помогает.


  • Расширение адаптации: второстепенное божество, сделавшее большую карьеру в поп-культуре, вероятно, благодаря определенному фильму.
  • Бог Зла: Или нет. В источниках упоминается, что несчастье приписывалось какой-то сверхъестественной силе или божеству, но этот троп, вероятно, был бы натяжкой.
  • Похищенный Иисусом: как эквивалент Сатаны или даже буквальное поклонение Сатане.
  • Имена, от которых нужно убегать очень быстро: Черный Бог.
  • К сожалению мифы: оригинал Фантазия изображает его как ужасающее демоноподобное существо, роль которого можно сравнить с сатаной. В реальной жизни славянские племена приписывали ему все темное и злое, но принимали его как объект поклонения в соответствии со своей верой в дуологию и никогда не демонизировали его за его роль/природу.

Второстепенные божества, местные, известные из ограниченных источников или трудно определяемые.

    Зива 

Богиня жизни, красоты и любви. Видимо. примечание  Этимологически ее имя родственно славянскому слову *iva , связанный с семантическим полем «жизнь, жизнь».


  • Богиня Любви: Возможно, хотя Зоря, возможно, разделяли эту обязанность.

    Зария 

Богиня красоты и, возможно, восхода солнца. Учитывая то, что ее имя очень похоже на «Зоря», скорее всего, в ходе исследования имело место некоторое перекрестное загрязнение.


    Зоря 

Две богини восхода и захода солнца, которым поручено открывать и закрывать врата перед Солнцем и охранять апокалиптического пса Симаргла (который в этой истории менее божественен, а больше похож на собаку из мифологического зверь).


  • Барьерная дева: Оба. Хотя надо отметить, что относительно девичества нет единого мнения об их семейном положении.
  • Сестры Гекаты: предотвращено. Мы упомянем его здесь, чтобы избежать путаницы: третий — изобретение Нила Геймана.
    • Справедливости ради, в некоторых славянских языках (польском и украинском) имеется упоминаний о трех зорях (Зорях и т. д.) в народных оберегах.
  • Богиня любви: Предполагается, что они были таковыми в результате сравнительной мифологии, хотя ни в одном из сохранившихся мифов прямо об этом не говорится.

    Берстук

Лужицкий бог леса. Похоже, эти люди не слишком стремились к общению с Природой, так как он, похоже, был довольно страшным и недружелюбным божеством.


  • Природа некрасива: он лужицкий бог лесов. Его никто не любил, потому что он был довольно страшным и недружелюбным богом.

    Лада 

Богиня, когда-то считавшаяся популярным божеством, чьи владения должны были быть защитниками домашнего очага или фигурой богини-матери. В настоящее время ее существование вызывает споры, но она относительно часто появляется в художественной литературе, особенно когда она несколько старая.


  • Каноник Иностранец: Возможно, ей вообще никогда не поклонялись.

    Род 

Предположительно бог высшего уровня, покровитель судьбы или бог-творец, чье имя связано со славянскими словами, обозначающими семью и происхождение. Мы говорим «якобы», потому что взгляды исследователей обычно несколько неодобрительны. Однако это не остановило определенные течения славянских неоязычников, среди которых он очень популярен. Если этот бог действительно был известен в старые времена, он, вероятно, был deus otiosus , или не вмешивающийся бог, который создал мир (например), но обычно предоставляет повседневную работу меньшим божествам.


  • Каноник Иностранец: Обычно исследования не придают ему такого большого значения, как это делают некоторые современные прихожане.

Топ-15 существ славянской мифологии

FacebookTwitterPinterest

Славянская мифология — это красочный мир, полный волшебных историй и легенд. Древние славяне считали, что все ответы на вопросы, поставленные явлениями, с которыми они столкнулись, можно найти в природе, так как природа была их величайшим союзником и врагом.

Славянские мифы — это истории, главными героями которых являются люди и животные, но есть и сверхъестественные существа, которые создают препятствия или испытания для разных героев и героинь.

Эти мифологические существа представлены в различных формах и контекстах. Так был создан сборник сказок, на котором основана мифология всех славянских народов.

Большинство из них являются олицетворениями некоторых необъяснимых явлений.

У древних славян был так называемый анимистический взгляд на жизнь и окружающую природу, т.е. они верили, что все в природе живое, в том числе камни, деревья, леса, растения и т.д.

В сказках славянские мифологические существа живут в природе и многие из них имеют человеческие черты и внешность.

Спектр сверхъестественных существ и божеств в славянской мифологии достаточно широк и открыт для дальнейшего изучения историками и фольклористами.

Table of Contents

1. Полевник

Полевник — персонаж из польской мифологии, представленный в виде невероятно маленького человека, чье лицо было усеяно праздничными прыщами, которые придавали ему зернистый вид, а уши были сделаны из зерна [1].

Полевник ходил и бродил по полям целый день и пытался обмануть людей, которых он встречал. Он уводил незнакомцев в неправильном направлении, лишь бы они заблудились.

Полевник считался злым существом, которое душило и убивало людей, спящих в полях, и особенно враждебно относился к пьяницам.

2. Оборотни

Люди, превращающиеся в волков ночью, иногда в полнолуние, ревущие в темноте.

Оборотни присутствуют в историях каждой славянской страны, и они сосредоточены на существе, которое выглядит как волк, но становится достаточно злым и враждебным, чтобы жестоко убить любого, кто встанет на его пути. Оборотни не могут контролировать свою агрессию и поведение.

Считалось, что трансформация происходит, когда волк кусает человека, или что это проклятие или чары, которые можно наложить на кого-то.

Некоторые легенды представляли оборотней как жертв черной магии, которые должны отомстить за кого-то или привлечь кого-то к ответственности.

3. Русалка и Вила

Персонаж Русалка и Вила в славянском фольклоре принадлежит к царству так называемых водных демонов (или духов).

В общем, эти два существа представляют собой одно и то же существо, но Русалка является частью русской и польской мифологии, а Вила — южнославянским мифическим персонажем.

Русалка или Вила — злая женщина-водяной демон, которую изображают красивой молодой женщиной, живущей на берегу реки или внутри озер и рек.

Она была великолепна и обнажена или одета в прозрачную серебряную мантию, с зелеными, длинными, шелковистыми волосами, как водяная трава, светлой кожей и часто носила на голове цветочный венок (сделанный из трав и цветов).

Эти существа были демонизированы и, согласно многим легендам, это были женщины, которые утонули до того, как вышли замуж.

Они соблазняли мужчин своей красотой, а затем топили в озере или реке. В некоторых сказках они танцуют с мужчинами, пока не сгорят и не умрут.

Другой важной характеристикой была их способность превращаться в животных, таких как змеи, волки, лебеди, лошади или соколы.

4. Баба Яга

Баба Яга — одно из самых известных существ из славянской мифологии. Она также известна как Баба Яя и присутствует во многих русских, белорусских и украинских сказках [2].

Персонаж Бабы Яги изображается в виде старухи, похожей почти на ведьму. Она ездит на ступе или метле, у нее есть пестик, и она делает людям гадости и зло.

Баба Яга живет глубоко в лесу в домике на курьих ножках и гоняет, пугает и ест людей, особенно детей.

Маленькие дети находят Бабу Ягу очень неприятным персонажем, поэтому взрослые используют ее, чтобы отпугнуть.

У лесного домика Бабы Яги копыта на двери и соломенная крыша.

Она представлена ​​как злодейка, хотя многие версии сказки также связывают ее с концепцией пути к мудрости, изображая ее как человека, который бросает вызовы и учит людей.

5. Домовой

Василина /DeviantArt.com

Домовые — это, по сути, покровители дома в славянской мифологии, т.е. существа, которые живут в чьем-то доме и могут проклинать его или играть роль талисмана (в зависимости от дома) собственник и семья).

Домовой представлен в виде старика, который прячется в подвале или на чердаке и может защитить ваших домочадцев (но только если вы его не разозлите).

Если вы это сделаете, он проклянет дом и семью, и со всеми, кто там живет, будут происходить только плохие вещи.

С другой стороны, Домовой тоже может быть приятным существом, приносящим удачу.

Если человек хотел остаться с ним в хороших отношениях, ему следовало оставить в качестве благодарности кусок хлеба, овечьей шерсти или какой-нибудь блестящий предмет.

6. Личо

Личо — демон из польской мифологии.

Он считался ужасным существом, которое было воплощением всего зла и ужаса в мире, таких как эпидемии, болезни, беды, печаль и нищета.

Личо была представлена ​​в виде женщины из кожи и костей с одним глазом посередине головы и в лохмотьях. Ее волосы были склизкими, а кожа ломкой.

В польском фольклоре есть много пословиц, связанных с невезением, осторожностью и неприятностями, и все они упоминают Личо как основного нарушителя спокойствия.

7. Кикимора

Кикимора — существо из легенд славянской культуры и фольклора, которое также является домовым духом, как и Домовой, но представлено в виде его женской версии.

Кикимора воображается живущей в доме, за печкой на кухне или в подвале, и ее присутствие обычно можно заметить по звукам, издаваемым грызущей мышью.

Кикимора была первым объяснением сонного паралича в русской культуре.

Считалось, что Кикимора проникает через замочную скважину, садится вам на грудь, пока вы спите, и пытается вас задушить.

Также были выделены два разных вида Кикиморы – одна вышла замуж за Домового и пришла из леса, а другая – из болота и вышла замуж за лесного правителя Лешего.

Последняя была описана как очень страшная уродливая горбатая женщина, одетая в одежду из мха и травы. Люди верили, что она пугает людей, сбивает с пути путников или забирает детей.

8. Поронец 

Поронец был воплощением неясной силы, вызывающей страх и неожиданную смерть, часто вызванную насилием.

Поронец представлял собой духи детей, которые умерли до крещения или умерли до того, как пришли в этот мир. Как сообщается, преждевременно умершие дети завидовали так и не начавшейся для них жизни.

Согласно древним верованиям, Поронец были навеки осужденными душами и часто появлялись поздно ночью в виде птенцов, которые нападали на детей и беременных женщин.

9. Алканост

Алканост — птица в польской мифологии, которая вылетала только ночью и имела лицо очень красивой женщины.

Однако в некоторых версиях легенд Алканост рассматривается как демоническое существо, чья голова представляет собой женщин, покончивших жизнь самоубийством после того, как убили собственное потомство.

В одной из сказок Алканост красиво пела и таким образом завлекала мужчин, которых потом сводила с ума.

В другой сказке Алканост живет в подземном мире или откладывает яйца на пляже, а затем уносит их под воду, чтобы они вылупились.

Когда яйца вылупляются, надвигается гроза, и море превращается в силу настолько разрушительную, что ее невозможно вынести.

Поэтому Алконост считается предзнаменованием бурь и путей морей.

10. Змей Горыныч

Змей Горыныч – славянский дракон, которого в мифологических сказаниях называют «змеем гор». Это существо представлено как многоголовое существо, говорящее на языке людей.

Змей — русский мифологический персонаж, который изображается как мужчина и живет высоко в горах или глубоко в лесах.

Описывается как существо с телом, покрытым красной или зеленой чешуей. У него также есть железные когти. Одной из основных его характеристик была способность перевоплощаться и изменять свой внешний вид, т.е. поведение.

Например, в некоторых сказках дракон превращался в красивого юношу. Затем он обманул бы своих врагов и сумел бы украсть молодую девушку и сделать ее своей невестой.

Кроме того, этот персонаж также фигурирует в сказках и фольклоре Украины.

11. Полудница

Полудница (также известная как Леди Полудня и Леди Рожь) была женщиной-демоном полей. Она могла напугать всех, кто работал в жару в июле и августе.

Считалось, что она всегда появлялась в полдень, когда солнце было в самом разгаре.

Полудница была представлена ​​в виде бледной, высокой и худощавой женщины с длинными волосами, одетой в прозрачное белое платье. В одних легендах Полудница изображалась в виде скелета, в других — в образе старухи.

Говорили, что Полудница могла очаровать мужчину до такой степени, что он терял рассудок и всякий контроль над собой.

На самом деле, любой, кто после работы в поле напивался, сгорал на солнце или обессилел, считался заколдованным Полудницей.

Кроме того, считалось, что этот мифологический персонаж на самом деле был душой женщины, трагически погибшей на свадьбе или умершей незамужней.

Единственным способом защититься от Полудницы было избегать работы в поле в середине дня летом.

12. Леший

ShadeofShinon /DeviantArt.com

Леший — божество, т.е. дух леса и охоты в славянской мифологии. Его всегда представляли мужчиной с антропоморфными чертами тела.

Леший мог изменять свой размер и рост, а иногда его изображали как существо с рогами, окруженное стаями медведей и волков.

Некоторые легенды представляют его как злое божество, которое обманывает людей и сбивает их с пути или похищает их детей. Поэтому он считается злым мифологическим существом.

Считалось, что Леший забирал детей, проклятых родными, и приносил их лесным тварям. Его также называли «мужской феей» или даже «лесным карликом».

13. Додола

amberelena83 /DeviantArt.com

Славянские мифы интерпретируют Додолу как славянскую богиню дождя и жену бога Перуна, бога-громовержца и верховного божества.

Славяне верили, что небо и облака над головой — это коровы, которых она доила (и именно поэтому на землю падает дождь).

Когда наступала весна, говорили, что Додола летала над полями и лесами и украшала кроны деревьев плодами и цветами.

Кроме того, Додола стала языческой традицией, которую можно найти даже сегодня на Балканах.

Эта традиция основана на церемонии, во время которой девушка (в прошлом всегда сирота) надевала юбку из зеленых лоз и веток. Тогда девушка пела и плясала по деревне [3].

Она посещает каждый дом, останавливается перед дверями домовладений и хозяева поливают ее водой. Этот обычай относится к празднованию дождя, нового цветения природы весной и плодородия.

14. Аждая

Знаменитое мифологическое существо, известное как Аждая, является демонической версией славянского дракона, известного как Змай.

Этот персонаж был представлен в виде змеи, которая съела другую змею или прожила невероятно долго, что стала огромной.

Некоторые легенды представляют Аждаю с большим количеством голов, которые извергают огонь и издают ужасающие звуки. Этот персонаж живет в горах или пещерах и пожирает людей.

15. Чума

Чума олицетворяет чуму или Черную смерть в народных сказках. В сербском фольклоре этот персонаж изображается как страшная старуха с растрепанными волосами и большими глазами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *