Периоды античности: свобода духа, расцвет искусства и рабство

Античный период в истории: определение, характеристика

Эта эпоха античности, которая предшествует Средневековью, характеризуется античным (от лат Antikuos – древний) периодом в истории человечества. Согласно археологической периодизации, это период охватывает – три века; медный, бронзовый и железный.

Наличие медного, или меднокаменного, века, называемого энеолитическим (от лат. aeneus —медный + lithos), считают также халколитом (от грец. chalkos — медь + lithos). Она занимает небольшой промежуток времени (4–3 тысячи лет до н. э.), в течение которого происходит становление первых металлических орудий труда, а также появляется первые металлические орудия для обработки металлов и оружия из меди.

Определение

Бронзовый век – это исторический промежуток (3 тыс. – нач.1 тыс. лет до нашей эры), который сменился энеолитом и получил свое название благодаря широкому распространению металлургических технологий бронзы, бронзовых орудий и оружия.

Бронзовый век, сменивший железный в период 9-7 вв. до н.э., ознаменовал повсеместное распространение металла и изготовление металлических орудий и оружия.

От варварства к античной цивилизации

Время эпохи античности. Этот период является временем перехода от эпохи варварского общества к античной рабской цивилизации (лат. civilis — гражданский, государ­ственный), который предшествовал современной. С момента появления первых гончарных кругов до появления письма, этот период можно назвать от изобретения гончарного кругля до начала письменности. При переходе к античной цивилизации происходит развитие поливного земледелия, кочевнического скотоводства, письменности, и наступает эпоха металлов.

В результате этого увеличивается количество «излишнего» товара, которое идет на обмен. В результате рост объема обмена приводит к росту товарно-денежных отношений и появлению денег, которые представляют “всеобщий товар”, с помощью которого стали оцениваться другие материальные ценности. Расширение ремесленного дела приводит к появлению торгового центра в котором сосредоточены ремесленные мастерские и торговые связи. Города образуются как следствие отделения от селений и появления противопоставления между ними.

Древним городом-государством, возникшим на месте Двуречья, стала Месопотамия (Двуречье). Примерно в 4—3-м тысячелетиях назад на территории Южной Месопотамии появились города-государства, которые позже стали называться Шумерским государством (Южной страной). Это не случайно, что именно шумеры создали великолепнейшие произведения архитектуры, изобрели письменность (шумерское клинописное письмо), колесо и гончарный круг. Спустя тысячелетия появилась величайшая цивилизация Древнего Египетского царства, на базе которой были созданы иероглификационная письменность, сделаны ряд открытий в областях математики, медицины и астрономической науки.

О. Крит в 3—2 — м тысячелетии нашей эры был самой ранней европейской цивилизацией, древнейшей в Европе минойской культурой, которая славилась своими великолепными дворцами, широкими торговыми связями, не уступающими по прочности и быстроте. В начале нашей эры, с завоеванием острова греки появились культура Древнего Греческого государства (древняя Греция), долгое время считаясь недосягаемой и положенной в основу общеевропейской культуры.

Небывалого расцвета достигает искусство, архитектура, история, политология, философия, мифология, а также мифы и сказания Древней Греции.

Античная техника древних греков и римлян (5 в — V в. н.э.) была античной, а именно техникой древних греческих и римлян (VIII в — IV в.н.э.). Этот период характеризуется окончательным распадом государства на антагонистические классы рабов и рабовладельцев, образованием государств, развитием городов. При наличии натурального хозяйства с продуктами труда для потребления внутри страны, увеличивается количество запасов орудия и средства производств.

Появление классового общества и образования рабовладельческих государств

В период возникновения первых металлических изделий, а именно в период зарождения и развития рабовладельческого строя, возникает и развивается рабовладельческий строй – первая в истории человечества классовая антагонистическая общественно-экономическая формация, возникшая в результате разложения первобытнообщинного общества. Применение металлов, особенно железа, дало мощный импульс в развитии производительных сил в различных областях и тем самым ускорило общественное развитие.

С 4 по 3 тысячелетия до н. э. в Месопотамии и Египте появляются первые рабовладельческие государства (Месопотамия и Египет), которые достигли своего расцвета к концу периода, началу 5 в. до н. э. В период с 7 по 6 вв. до н.э. в районе Эгейского моря появляются автономные города-государства — специализированные рабовладельческие образования античного типа, имеющие наиболее высокий уровень развития.

Человек в эпоху античности. Одним из основных классов в рабовладельческом обществе были рабовладельцы и рабы, вместе с ними были свободные крестьяне, ремесленники и другие социальные группы. В то время как территория, на которой располагались рабовладельческие государства, даже в эпоху их расцвета, была лишь небольшой частью суши, населенной людьми. Огромную часть Земли населяли разнообразные народы — племена, которые жили в условиях первобытнообщинного строя, а также некоторые (в Африке и Авст-ралии) жили еще в мезолит. В основе общественных отношений лежал преимущественно родовой строй, а основным занятием населения – скотоводство и охота.

Как известно, политическая история рабовладельческого периода характеризуется многочисленными войнами с целью захвата рабов и разграбления чужого имущества, а также основным объектом ограбления являлся океан первобытнообщинных племен, окружавший островки рабовладения. На смену межплеменным отношениям приходят межнациональные, международные и начинается история их развития.

Время с 7 в. до н.э. по V в. н.э. было эпохой наивысшего подъема, а затем разложения античного способа производства, причем наиболее четко эти процессы были выражены в греко-римских государствах. При этом дальнейшее превращение рабства в господствующем виде эксплуатации привело к кризису рабовладельческой системы, а на смену изжившей себя рабовладельческой системе пришел более прогрессивный феодальный.

Формирование ремесленного производства

Развертывание строительства, увеличение потребности в орудиях труда и вооружении, увеличение товарообмена и торговли, а также рост ремесленного производства, способствовали развитию и расширению ремесленного производства, что привело к выделению класса ремесленников.

На развитие ремесленничества влияло расширение сырьевой базы, широкое использование рабского труда и укрепление городов, которые были центрами ремесленного производства.

Труд рабов использовался для выполнения наиболее тяжелых и вредных работ в каменоломнях, глиняных ка­рьерах и при производстве земляных работ. В мастерских число невольников достигло десятков. В то же время были и свободные ремесленники, которые объединились в союзы каменщиков, плотниц, ткачей, медников, рыбаков, портных, ювелиров и др.

Именно в ремесленном производстве, которое существовало до появления крупной машинной индустрии и отчасти сохранялось и по сей день, характерны характерные черты. В их число входят индивидуальный характер производства — ремесленник работает один или с ограниченном числе помощников; применение простых орудий труда, а также решающее значение личного труда. Индивидуальная форма труда была распространена в индивидуальном порядке, а также в виде простой кооперации, при которой работа выполнялась одним и тем же или взаимосвязанным человеком.

При этом ремесленная техника была представлена в основном ручными орудиями и средствами производства, что не исключало в некоторых случаях и применения довольно сложных ус­троений. Ролью мышц была мускульная сила людей, а использование тягловой силы животных ограничивалось сельским хозяйством и наземным транспортом.

Развитие и совершенствование ремесел и расширение промыслового производства привели к его отделению от сельскохозяйственного производства и появлению множества квалифицированных специалистов-ремесленников: кузнец, ткач, плотник, оружейник и др.

Первые технические средства и история развития науки и техники

По мере развития производства и роста городов активизировалась деятельность науки в области естественных наук — астрономии, минералогии, медицины и других естественных и точных наук. А для строительства огромных пирамид и Великой китайской стены требовалось прежде всего точное математическое моделирование и отличное знание механики.

По завершении эпохи четырехтысячелетнего царства, на рубеже 4-3-го тысячелетия до н. э. появились первые десятитысячные знаки. По этой причине математика развивалась прежде всего за счет арифметике, необходимой в различных видах хозяйственных расчетов и геометрии — в земледелии.

С начала II в. до н.э. математикой занимались китайские ученые — пифагорейцы, а также другие великие ученые древности (например, Архимед). Это произошло в связи с тем, что в обществе появилось разделение между умственным и физическим трудом.

Особых высот к концу эпохи достигла наука Древней Греции, где были созданы прекрасные натурфи­лософские центры, пытавшиеся объясни­ть многие природные явления. Одним из центров прикладной науки стал Александровский лицей, выпускниками которого были такие известные механики как Ктесибий, Герон Александрийский, Архимед, Герон-Александрийский и другие.

По мнению ученых, Ктесибий являлся одним из самых выдающихся изобретателей в истории человечества, который сконструировал двухцилидровый поршневой пожарный насос с водяными поплавковыми часами и водяной орган (гидравлос), аэротрон и др. , пневматические и гидравлические приборы.

Архимеду принадлежит заслуга в открытии законов статики и гидростатики, он заложил основы статики и гидростатик, а также создал закон, который носит его имя. Его работа была тесно связана с изобретательской. В частности, он разработал ряд боевых метательных машин для защиты его родного город Сиракуз от римлян, усовершенствовал зубчатое колесо.

Герон Александрий изложил основные достижения античности по части математики и прикладной механики, а также описал ряд театральных автоматов, которые являются прообразами современных автоматических систем.

А также то обстоятельство, что в «Математическом собрании» Александрийского ученого Паппа говорится о том, что самыми важными в практической жизни являются следующие: искусство мастеров, делающих канатные полиспасты, лиц, строящих канаты, и тех, кто строит катапульты.

В те времена научные знания имели недифференцированный характер, поэтому труды великих людей древности были энциклопедическими и порой трудно определить их научную специализацию. Несмотря на наличие отдельных гениальных открытий, древняя наука была фрагментарна, умозрительна и внутренне противоречива – она переживала свой «донаучный» этап. Как оказалось, это не так.

В этот период возникновение и развитие точных и естественных наук (математики, астрономии, механики) были обусловлены потребностями производства, но обратное их действие было спорадическим, так как запас эмпирических знаний редко обобщался теоретически.

Нет науки в ее нынешнем понимании в древней истории Китая, Египта, Рима, Греции и других оазисов античности. Следовательно, не было регулярной под­питки практики, а была лишь случайная вспышка блестящих догадок, которые так и не сложились в единую систему знаний. Но отдельные факты из процесса становления науки о природе могли наблюдаться и в рассматриваемый период.

Естественные науки были частью натурфилософии, которая базировалась на абстрактных, умозрительных принципах, хотя в ней учитывался и накопленный практический опыт. В этот период естественнонаучные и теоретические знания развивались одновременно, взаимодействуя лишь эпизодически, не имея непосредственной и постоянной связи между ними.

Религия и ее влияние на науку были полностью в руках церковных ученых-схоластиков. При этом именно цеховое ремесло не поощряло распространение и применение научных знаний, поскольку секреты мастер­ства и эмпирически отработанные приемы ремесленники старались держать в секрете от соперников.

В античной технике появились конструктивно-технические элементы, которые обеспечивают взаимодействие инструмента с объектом преобразования. Соответственно появляются конструктивно-технические знания.

Это произошло к тому моменту, когда уже были сформированы многие технологические операции, в которых вычленялась рабочая часть и производился ее монтаж, а также результат воздействия инструмента на объект. Это позволило создать технологические знания, связанные с конструктивно-техническими, техническими и математическими дисциплинами, а также математикой и механиками, что стало основой для зарождения технических наук в последующие эпохи средневековья.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Как зарождалась письменность и появились письменные принадлежности?

В эпоху энеолита была создана письменность, которая оказала огромное влияние на всю сферу человеческой деятельности, включая и развитие техники. Благодаря ей, она стала возможной более точной и надежной фиксации накопившегося производственного опыта и технологических знаний.

Интересно

Зачатки письменности появились в виде пиктографического письма (от лат. pictum — нарисованный и греч. graphene — пишу), в котором информация фиксируется в виде рисунков или их последовательности. Этот вид письма был известен в эпоху неолита.

Из рисовочного письма к началу 3-го столетия до н.э. развилось условно-изобразительное, или символическое (от греч. idea – идея + grapho), в котором каждый знак соответствовал целому слову или фразе. По­зднее в нем стали преобладать слоговые знаки. Египетская, шумерская и другие древние цивилизации имеют свои идеографические особенности в письменности. С наибольшим развитием оно достигло именно в китайской иероглифике.


Шумерский клинописный язык — язык древних шумеров, на котором говорили в Южном Междуречье в 4—3-м тысячелетиях до н.э.

К концу третьего тысячелетия до н. э., на базе идеографического письма, возник и получил широкое распространение шумерский клинописный язык. В нем знаки, группы клинообразной черточки, выдавлены специальными палочками на сырых глинянных дощечках, которые затем подвергались обжигу. Совершенствование клинопи­си привело к созданию в период с 11 по 10 вв. до н.э. финикийской буквенно-слоговой системы письменности и 22-буквенного алфавитного языка, легшего в основу почти всех современных алфавитов.

Развитие письменности происходило одновременно с развитием средств письма, которые определяли ее технику. Шурские книги на керамических пластинах очень долго сохранялись в первозданном виде, но были слишком громоздкими и не удобными для пользования. С 7 в. до н.э. начали писать на папирусах (от греческого papyros) — свитке из склеенных полосок стебля одного из растений, название которого распространилось и на древние рукописи. На папирусах писали кистью или специальной палочкой. Появился даже специальный набор для написания писем, который был найден среди сокровищ фараона Тутанхамон, относящихся к 14 в. до н.э.

В 3 в. до н. э. в Пергаме (Малая Азия) начали писать на пергаменте, который добывали из кожи животных, которые были привезены из г. Пергам (Малая Азия). Тушь, которая была изготовлена в Китае, стала использоваться для письма. По китайскому преданию в Китае впервые была изготовлена бумага (от ит. bambago — хлопок). В дальнейшем бумагу стали производить из более дешевых отходов шелкового дела, а в 102 г. китайский учёный Цай Лунь разработал способ получения бумаги из древесной коры, древесины, конопли, тряпья и других отходов.

Наиболее важные изобретения и открытия антич­ного периода. К ним относятся, в частности изобретение отмечателей времени – календаря, часов и гоголевского глобуса, непосредственно связанных с астрономией.

Определение

Календарь (от лат. calendarum — долговая книга) — система счисления больших промежутко­в времени (календ), через которые во времена Римской империи взимались проценты с должников.

Календарь появился в 4 в, до н.э., а во времена Юлия Цезаря он был введен юлианский календарь (старый стиль), затем более точным григорианским (новый стиль).

Юлианский календарь —  старый стиль, система летоисчисления, введенная Юлием Цезарем. Google Arts & Culture Григорианский календарь — 436 лет назад, 4 октября 1582 года, по указу папы римского Григория XIII произошёл переход на новый календарь, который был назван по имени папы григорианским. Google Arts & Culture

Около трех тысяч лет назад в Индии, Египте и Китае для измерения времени использовали солнечные часы, которые не потеряли своего практического применения вплоть до наших дней. Позже (в 1 в. до н. э.) появились водяные часы (клепсидра), с помощью которых можно было определять точное время в любое время суток и в любой погоде по количеству вытекающей (перетекающей) жидкости. И на этом же принципе основаны и созданные позднее песочные часы, которые иногда используют, например: врачи или работники сферы услуг, и по сей день.

Древнейшим из известных астрономических приборов является ком­пас (от лат.compasso — измеряю), первое упоминания о котором появилось в китайской летописи в третьем веке нашей эры, а именно во 2-й половине этого века по китайскому летоисчислению. В 1-2 веках по китайскому летоисчислению компас широко распространился среди китайцев под названием «указатель юга» Оригин. Указанный стрелкой указатель подвешивался на нити или закреплялся на пробке, плавающей в воде. Именно в 14 веке, после того как был установлен компас, стрелки были установлены на иглу и заключены в стеклянный корпус.

На рубеже 19-20 веков на территории Китая появились астролябия (от греч.: astron — звезда + labenos — измерение), которая была изобретена в Китае во 2 веке до н.э., и угломерный прибор, который служил до 18 века для определения положения небесных светил. Во второй половине II в. Чжан Хэном были изобретены глобус (от лат. Globus — шар) и сейсмический гигрометр (от греч. seismos — колебания, землетрясение + grapho – пишу).

Приборы, которые были рассмотрены в данной статье являются не только важными сами по себе, но и способствовали распространению особого класса устройств, позволяющих получать важнейшую для человека информацию от окружающего мира, зарождение приборостроения.

Этапы становления и развития античной культуры

Курс Культурология. Разработано О. Г. Петровой Этапы становления и развития античной культуры

Античная культура — колыбель европейской цивилизации. Античный мир — сложное и многообразное понятие. Термин «античный» (от латинского «древний») появился во времена итальянского Возрождения для определения греко-римской культуры, считавшейся тогда древнейшей. Однако позднее были открыты более древние восточные культуры, и термин приобрел чисто условное значение. Этапы античной культуры — эгейская (крито-микенская культура), древнегреческая, древнеримская. В свою очередь этапы древнегреческой и древнеримской культуры делятся на отдельные периоды.

В конце XIX — начале XX вв. археологи обнаружили древнюю культуру (эпохи бронзы) на территории материковой Греции, островах Эгейского моря и западном побережье Малой Азии. Она получила условное географическое название — «эгейская культура».

Ее история строится исключительно на материалах археологических исследований. В районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали три культурные общности. Древнейшая из них — критская или минойская, с центром на о. Крит (3000-1200 гг. до н. э.). На островах развивалась кикладская культура, а в Пелопоннесе- элладская. Центры последней — Микены и Тиринф. Именно на Крите и в Микенах была обнаружена наиболее значительная группа археологических памятников: развалины дворцов и частных жилых домов, гробницы, скульптура, стенная живопись, расписные вазы, резьба по камню. Эгейская культура стала во многом основой культуры Эллады.

Период греческой истории XI-VIII вв. до н.э. принято называть «гомеровским». Главным письменным источником для его изучения служат поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Это было время так называемой военной демократии.

Гомеровский период был бесписьменным, первые известные после длительного перерыва греческие надписи принадлежат уже другой эпохе — архаической (вторая половина VIII в.

до н. э.), В них уже используется алфавитное письмо, заимствованное греками у финикийцев. Этот народ купцов и мореплавателей, хитроумный и предприимчивый, держал в своих руках на рубеже II и I тысячелетий до н.э. чуть ли не всю торговлю на Средиземном море. Памятников его искусства, широко использовавшего в этот период чужеземные образцы, осталось сравнительно мало. Тогдавший мир обязан финикийцам изобретением пурпура (красителя, изготовлявшегося из особого вида моллюсков), совершенствованием стеклянных изделий и, главное, созданием алфавитного письма (впоследствии усовершенствованного греками), более удобного для торговых операций, чем египетские иероглифы или вавилонская клинопись.

Период архаики (VIII-VI вв. до н. э.) вносит основополагающие перемены во все сферы жизни Греции. Они связаны с так называемой великой колонизацией. Многочисленные греческие колонии появлялись и на Востоке и на Западе. Изменения в хозяйственном укладе жизни, развитие рабства и товарно-денежных отношений сопровождались глубокой социальной борьбой, итогом которой стало установление рабовладельческой демократии. Основа античной культуры — полис, то есть город-государство.

Культура Древней Эллады, в отличие от предшествующих, приобретала гражданский характер. Доминанта сознания грека — гражданина полиса — ощущение свободы. Оно нарастает в период архаики, достигает высшей точки в классический период и постепенно угасает в эпоху эллинизма. Именно свобода является основной несущей конструкцией здания уникальной древнегреческой культуры. Демократия порождала и укрепляла в сознании граждан доверие к своему разуму. Самочувствие древних греков в природе и обществе не могло не отразиться на их отношениях с богами. Мир богов был подобен миру людей, мотивы их поступков — подобны человеческим. Сверхчеловечность для греков — это красота и абсолютная гармония, причем божественную «идеальность» они считали достижимой и для человека, по крайней мере, для героев. Древний грек принимает природу такой, какой она видится ему — с тайнами и опасностями. Жизнь для него — борьба, но в ней есть и упоение победой.

И хоть за жизнью следует смерть, главное в жизни — радость. Основные черты античной культуры, проявившиеся прежде всего в греческой культуре, — красота, мера, гармония. Именно в этом смысле античная культура стала классической, то есть образцом для европейской культуры Нового времени. Агонистика — состязательность — ведущий принцип античной культуры. Сочетание разнообразия и взаимной лояльности породило благородное соревнование отдельных личностей, групп и полисов в целом за достижение превосходных результатов во всех сферах жизни, но особенно — в спортивных играх.

С начала V в. до н. э. заметно возросло значение Афин, поэтому классический период иногда именуют аттическим. Именно обитатели Аттики (области на Юго-Востоке Средней Греции, где и расположены Афины), и прежде всего афиняне, придали неповторимое своеобразие греческой культуре классической эпохи. Период наивысшего культурного расцвета Афин наступил в правление Перикла. Миро — и самоощущение свободных эллинов в это время поистине уникально. Никогда и нигде больше человек не воспринимал жизнь столь ясной, а человеческие возможности столь безграничными. Органическая слитность человека с полисом, частью которого он был, давала ощущение надежности, защищенности, открывала целый спектр возможностей для самореализации и изменения своего социального положения. Человек пока еще не ощущал потребности вглядеться и понять самого себя, уяснить мотивы собственных поступков, дать им оценку. Афинское государство заботилось и о культурной жизни своих граждан, предоставляя им возможность участвовать в празднествах, посещать театр. Высотой культурных запросов афинян государство гордилось не меньше, чем их богатством, победами и демократическими институтами. Свобода духа, интеллектуальная честность были присущи народу Эллады, формировались и закреплялись самим образом жизни греков, сложившейся системой образования и воспитания молодежи. Структура рабовладельческого общества способствовала появлению людей „свободных» профессий: философов, поэтов , драматургов, риторов.

Греческая философия удивительно многообразна. В русле ее образовалась почва для развития античной науки. Именно в греческой философии — «матери всех наук» — возник метод, приложимый к любым сферам познания и жизни, и способ мышления, позволяющий из одного знания выводить другое.

Благодаря деятельности софистов (мудрецов) сложилось представление о школе. Воспитание в понимании греков — неразрывное единство физического и нравственного развития. Обучение включало чтение, письмо, счет, музыку и гимнастику. Софисты принесли с собой новый предмет, необходимый в демократических Афинах, — риторику, т.е. умение убеждать людей на народных собраниях, управлять настроениями толпы. В практике воспитания не было лицемерия. Дети росли готовыми к свободе. Греки сформировали культуру, в которой гармонично сочеталось духовное и физическое начало. Девиз греческой культуры: «В здоровом теле здоровый дух».

Главные символы греческой культуры — боги Аполлон и Дионис. Им соответствовали два противоположных мироощущения: Аполлон — бог пластического искусства, умеренности, гармонии, красоты и покоя.

Дионис — бог раскованности и свободы, природной стихии и инстинктов, вина и виноделия, непокоя и чрезмерности. Почитание Аполлона привело к созданию удивительной скульптуры, поэзии, а в дальнейшем нашло отражение в уникальных достижениях эпохи Ренессанса. Почитание Диониса обусловило рождение греческой трагедии, театрального искусства, ряда направлений в античной философии, получивших развитие в последующие эпохи. Греки полагали, что в культуре, как и в самой жизни, должны сочетаться оба эти начала. В их сплаве — залог жизнестойкости культуры, ибо господство одного из них приведет, в конце концов, либо к стагнации, застою, либо к разрушению и хаосу, протесту ради протеста.

Однако уже в эпоху эллинизма в культуре произошли значительные изменения. Упадок общественной жизни в бывших полисах породил чувства неуверенности в завтрашнем дне. Это — доминанта сознания греков эллинистического периода.

В греческой философии того времени преобладала этическая проблематика.

Главная отправная точка всех суждений — признание человеческого счастья наивысшим благом. Ответы на эти вопросы искали на рубеже IV-III вв. до н. э. новые философские течения и школы киников, эпикурейцев, стоиков. Киники (Диоген и др.) провозглашали, что в основе счастья и добродетели лежит отказ от богатства, славы, чувственных удовольствий, пренебрежение к общественным нормам. Стоики верили в возможность создания идеального «всемирного государства», населенного «гражданами мира» и основанного на разумных началах. Мысль о равенстве людей — основа социально-этического идеала стоиков. Для Эпикура сущность счастья — в отсутствии страданий.

Логика исторического развития привела Грецию к утрате свободы. Но парадоксальным образом, благодаря потере свободы внешней, она совершила прорыв к новым измерениям свободы внутренней. Стоицизм стал поистине национальной философией Рима, проложил европейской цивилизации путь к христианству. Первые христиане-мыслители говорили: «Господь Бог в своем попечении о человеческом роде до пришествия Христа дал евреям закон, а эллинам — философию».

Таким образом, наиболее характерные особенности древнегреческой культуры — высокая степень развития художественного творчества: мифологии, философии, скульптуры, архитектуры, лирики, театра.

Римская культура во многом базировалась на греческой. Обе культуры формировались на базе античной гражданской общины и основных ее ценностей. Служение общине было долгом и благом и эллина и римлянина. И греки и римляне, будучи свободными, противопоставляли свободу (хоть и толкуя ее по-разному) рабству. И те и другие не мыслили себя вне самой тесной связи гражданской общины с богами и полубогами, покровительствующими ей.

Вместе с тем между греками и римлянами имелись и серьезные различия. Наиболее яркой особенностью древнеримской культуры явилась высокая степень развития практической деятельности: военное дело, право, историческая наука, риторика, сатира, зрелища.

Так, у греков было славное прошлое (Троянская война), римлянам же надо было постоянно утверждать себя в настоящем. Войны во многом определили организацию, строй жизни и всю историю Рима. Различна и мифология Древней Греции и Древнего Рима. Греческие мифы — о богах и героях, римские — о самом Риме, его победах и славе. Главный римский миф об основателях города Ромуле и Реме. Мифы объясняли настоящее и давали руководство в будущих делах. Вся римская действительность с постоянными войнами делала наиболее ценимыми в обществе такие качества, как мужество, верность, стойкость, гордое достоинство, суровая сдержанность. Особая роль в римском обществе принадлежала праву.

Римской культуре оказались присуща открытость, способность вбирать в себя культурные ценности других народов. Однако культурный синтез был бы невозможен без наличия точек соприкосновения различных культур. Это и обеспечило римской культуре ее удивительную жизнеспособность. Римская культура изначально складывалась как культура синтетическая. Всё — научные и философские идеи, мифология и искусство — переосмысливалось с позиций доминанты римского сознания: «Рим — центр мира». Еще до II в. н. э. римская культура становится двуязычной. Греческий язык стал обычным в высшем обществе. Прекрасные греческие статуи появились как в общественных зданиях Рима, так и в жилых домах, именно тогда возникло много копий с прославленных творений Мирона, Фидия, Поликлета, Праксителя, Скопаса, Лисиппа. Однако, в отличие от Греции, где художников чтили как избранников богов, искусство Рима было вполне утилитарным. Утилитарность проявилась в различных сферах творческой деятельности. Рим славился искусством слова, ораторского мастерства. Существовали специальные риторские школы, причем решали они государственные задачи: готовили будущих государственных чиновников, а те несли блага римской цивилизации в самые отдаленные уголки империи.

Марк Туллий Цицерон популяризировал среди римлян достижения греческой философии. Учась у греков, он вместе с тем упрекал их за увлечение умозрительными науками, в частности математикой, и считал правильным ограничить ее развитие «надобностями денежных расчетов и земельных межеваний».

Интеллектуалы Рима, по большей части, находились под влиянием философии стоиков. Внутренний мир, воцарившийся при принципате, породил оптимизм и веру в божественное провидение, которое, как учили стоики, правит миром. Эта вера соединялась с идеями исторического предназначения Рима, призванного самим провидением господствовать, неся другим странам мир и процветание. Эти идеи пронизывают эпическую поэму Вергилия «Энеида».

Последним словом античной языческой философии явился неоплатонизм, заметно повлиявший на христианство. Это элитарная философия, пронизанная мистикой.

Основная черта науки в римском обществе — подход к знаниям не как к теории, а как к практической дисциплине. Это определило характер римского образования и науки. Особую роль в Древнем Риме играли исторические науки (Тацит, Тит Ливи и, Полибий), биографическое творчество («Сравнительные жизнеописания» Плутарха).

Внешнее величие Рима, обожествление императоров, подобно восточным владыкам, имело теневую сторону, весьма болезненную для самих римлян. Путь простого римлянина от «гражданина» к «подданному» был легче, чем аналогичный путь грека. Римляне психологически были более готовы к повиновению. Рим в эпоху императорского правления охватила волна междуусобных войн с целью захвата центральной власти. В империи, как ранее в эпоху эллинизма, росло чувство неуверенности в завтрашнем дне, ощущение зависимости от чужой (императорской) воли.

К концу IV в. христианство становится господствующей религией в Римской империи. Диктатура крупных землевладельцев нашла в христианской религии необходимую идеологическую опору, массы — психологическую поддержку.

 

 

 

 

 

 

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

Классическая древность | Даты, искусство, литература и карта

Фриз Парфенона с Посейдоном, Аполлоном и Артемидой

Просмотреть все материалы

Местонахождение:
древнегреческая цивилизация Римская империя
Участники:
древнегреческая цивилизация Римская империя

Просмотреть весь связанный контент →

Классическая древность , исторический период, охватывающий период от творчества древнегреческого писателя Гомера в 8 веке до н. э. до упадка Римской империи в 5 веке н.э. Он охватывал греко-римскую культуру, сыгравшую важную роль в средиземноморской сфере влияния и в создании западной цивилизации, формируя такие разнообразные области, как право, архитектура, искусство, язык, поэзия, риторика, политика и философия.

Архаический период начался около 750 г. до н. э. — после так называемого греческого темного века, отмеченного крахом социально-экономической системы и разрушением микенских поселений. В архаический период греческое население увеличилось, и были созданы полисы (города-государства), в том числе Афины, где Солон заложил основы демократии, проводя реформы для борьбы с моральным упадком и экономическим долгом. Этот период способствовал развитию греческого алфавита, а также расцвету литературы в руках таких поэтов, как Гомер, автор Илиада и Одиссея , и Архилох, представивший элегию и личную лирическую поэзию.

Геометрический стиль (ок. 900–700 гг. до н. э.) уступил место «ориентализирующему» стилю (ок. 700–625 гг.), который находился под сильным влиянием культурного мира восточного Средиземноморья (особенно Египта), подчеркивая межкультурные взаимодействия того периода. . И чернофигурная керамика, и ее последующий краснофигурный аналог сыграли значительную роль в формировании архаической керамики. Стоящие юноши курос и коре служили примером развития скульптуры, тогда как дорический и ионический ордера были широко распространены в архитектуре. Основные события включали первые Древние Олимпийские игры в 776 г. и основание Рима в 753 г.

Классический период начался в 510 г. до н. э. со свержением афинского тирана Гиппия. Клисфен, основатель афинской демократии, ввел изономические институты, основанные на равных правах, хотя и исключительно для граждан мужского пола, и остракизм, согласно которому граждане могли быть изгнаны из города на 10 лет. Говорят, что его разделение города-государства на 30 trittyes (племенных третей) и 10 племен способствовало большему равенству. Греко-персидские войны (492–449) объединили многие греческие города-государства для достижения общей цели и завершились поражением Ахеменидской империи и привели к созданию Делосского союза под руководством Афин. Превосходство этого города-государства привело к Пелопоннесской войне (431–404 гг.) против Спарты, чье военное господство в Средиземноморье контрастировало с культурным положением Афин. Война закончилась победой Спарты и навязыванием Афинам Тридцати тиранов (404–403). Однако время Спарты как самого могущественного греческого полиса было недолгим. 4 век стал свидетелем возвышения Фив, а в 337 г. — создания Коринфской лиги во главе с Филиппом II Македонским.

Культурные продукты классического периода оказали сильное влияние на западную цивилизацию. Классическая архитектура стала монументальной благодаря таким сооружениям, как Парфенон, а основные достижения в области скульптуры включали статую Фидия Зевса в Олимпии, одного из семи чудес древнего мира. В Афинах театр процветал благодаря трагедиям Эсхила, Софокла и Еврипида и комедиям Аристофана. Период также отмечен диалогами Платона и трактатами Аристотеля. Ученик последнего, Александр Македонский, завоюет земли за Средиземноморьем, создав одну из величайших империй в истории, которая простиралась от Македонии до Индии.

Смерть Александра Македонского в 323 г. до н. э. ознаменовала начало эллинистической эпохи, сформированной интенсивным межкультурным обменом, примером которого являются эллинистический иудаизм, греко-буддизм и Александрийская школа. В искусстве эмоциональное отображение и натуралистические детали были характерными чертами пергамской школы, связанной с городом Пергамом в Анатолии (Малая Азия). В этот период были созданы известные Ника Самофракийская и Колосс Родосский. В философии этот период стал свидетелем развития эпикуреизма, стоицизма и пирронизма, в то время как театр породил новую комедию, поскольку греческий койне стал лингва-франка эллинистического мира. Выдающиеся математики Евклид и Архимед были из Александрии и Сиракуз соответственно, что подчеркивало обширную сферу влияния Греции.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Тем временем Рим, ставший республикой после падения монархии в 509 г. до н. э., одержал ряд побед, подтвердивших свой статус растущей региональной державы. Среди них были поражение Карфагена в Пунических войнах (264–146) и поражение Македонии в Македонских войнах (3-й и 2-й века). Римляне строили острова, акведуки, мосты, общественные бани, храмы, форумы и рынки. При Августе (годы правления 27 г. до н. э. — 14 г. н. э.) республика стала империей, чье экономическое процветание подпитывалось так называемым Pax Romana, который способствовал расширению торговли. Рим достиг своего наибольшего размаха при императоре Траяне (годы правления 9 г.8–117). Его контроль над Средиземным морем и его статус империи были подтверждены обилием захватывающих архитектурных подвигов, включая акведук в Сеговии, Испания, и арку Адриана в Иордании. Кризис 3-го века предвещал падение Западной Римской империи от рук германских варварских племен, но это произошло только в 476 году, положив конец периоду классической античности.

Даниэль Коста

Классический век — Энциклопедия Нового Света

Римский Форум был центральной областью, вокруг которой развивался Древний Рим.

Классическая древность , эра или период — это широкий термин, обозначающий длительный период культурной истории, сосредоточенный на Средиземном море, который начинается примерно с самой ранней письменной греческой поэзии Гомера (восьмой-седьмой век, год до н. э., год). ), и продолжается подъемом христианства и падением Западной Римской империи (5 век 900–54 гг. н. э. ), заканчиваясь распадом классической культуры с окончанием поздней античности (300–600 г. н. э.) или аналогичным и лучшим Известная периодизация истории Раннее Средневековье (500-1100 CE ). Такая широкая выборка истории и территории охватывает множество довольно разрозненных культур и периодов. «Классическая древность» обычно относится к идеализированному видению более поздних людей того, что было, по словам Эдгара Аллана По, «славой Греции и величием Рима!»

Содержание

  • 1 Древняя Греция
  • 2 Древний Рим
  • 3 Оглядываясь назад на классический
  • 4 Примечания
  • 5 Каталожные номера
  • 6 Внешние ссылки
  • 7 кредитов

Основы современного мира восходят к классической эпохе, поскольку она была переформулирована в эпоху Возрождения, за которой последовало Просвещение, которое впоследствии возникло в рамках того, что обычно называют либеральным гуманизмом. Для некоторых законное место Бога как автора ценностей и как вершителя истории было узурпировано в результате веры в человеческую изобретательность, вдохновленной великими умами классической эпохи. Однако с положительной точки зрения современное универсальное мировоззрение, уважение достоинства всех людей, на котором зиждется демократия, — вдохновленное афинской демократией классической эпохи, — жажда знаний и способов улучшить человеческую судьбу — все это можно проследить до непреходящей влияние классического наследия. [1] [2] Актуальность классики для современности предполагает, что в человеческом опыте существует значительная преемственность и что ценности, которые хорошо служили человечеству в прошлом, сохраняют свое значение в настоящем.

Древняя Греция

Древняя Греция — период в греческой истории, продолжавшийся почти тысячелетие до возникновения христианства. Большинство историков считают его основополагающей культурой западной цивилизации. Греческая культура оказала сильное влияние на Римскую империю, которая принесла свои версии во многие части Европы.

Цивилизация древних греков оказала огромное влияние на язык, политику, образовательные системы, философию, науку, искусство и архитектуру современного мира, подпитывая Ренессанс в Западной Европе и снова возрождаясь во время различных неоклассических возрождений в восемнадцатом веке. – а также Европа и Америка девятнадцатого века.

«Древняя Греция» — это термин, используемый для описания грекоязычного мира в древние времена. Оно относится не только к географическому полуострову современной Греции, но и к областям эллинской культуры, заселенным в древности греками: Кипру и островам Эгейского моря, эгейскому побережью Анатолии (тогда известному как Иония), Сицилии и южной Италии. (известная как Великая Греция), а также разрозненные греческие поселения на побережьях Колхиды, Иллирии, Фракии, Египта, Киренаики, южной Галлии, востока и северо-востока Пиренейского полуострова, Иберии и Таврики.

эллинистический период греческой истории был периодом между смертью Александра Македонского в 323 г. до н.э. г. и аннексия греческого полуострова и островов Римом в 146 г. до н.э. Хотя установление римского правления не нарушило преемственности эллинистического общества и культуры, которые оставались практически неизменными до прихода христианства, оно ознаменовало конец политической независимости Греции.

Древний Рим

Территория под контролем римлян

Древний Рим была цивилизацией, выросшей из города-государства Рима, основанного на итальянском полуострове примерно в девятом веке до нашей эры. За время своего 12-векового существования римская цивилизация перешла от монархии к в олигархическую республику в огромную империю. Он пришел к господству в Западной Европе и на всей территории, окружающей Средиземное море, путем завоевания и ассимиляции. Однако ряд факторов привел к окончательному упадку Римской империи. Западная половина империи, включая Испанию, Галлию и Италию, в конце концов распалась на независимые королевства в пятом веке; восточная империя, управляемая из Константинополя, упоминается как Византийская империя после 476 г. н.э., традиционной даты «падения Рима» и последующего наступления Средневековья.

Римскую цивилизацию часто объединяют в «классическую древность» с Древней Грецией, цивилизацией, которая во многом вдохновила культуру Древнего Рима. Древний Рим внес большой вклад в развитие права, войны, искусства, литературы, архитектуры и языка в западном мире, и его история продолжает оказывать большое влияние на мир сегодня. Древний Рим был республиканским, и даже при развитии имперской системы институты республики сохранялись. «Город-государство» или «полис», который был основной политической организацией среди греков, затем уступил место империи с сильной центральной властью, которая имела тенденцию быть более авторитарной. Религии также уделялось больше внимания с точки зрения официального покровительства и требования соответствия. Греки серьезно относились к религии — действительно, Сократа судили за развращение молодежи своим двойственным отношением к богам, — но они никогда не относились к своей религии слишком серьезно, потому что знали, что их мифы изображают человеческие эмоции и человеческие конфликты на божественном полотне. Таким образом, Еврипид мог беспрекословно высмеивать божества. В своей самой глубокой основе греческая цивилизация была глубоко гуманистической, ценившей свободное исследование причин событий, смысла и цели жизни, с человечеством в центре моральной вселенной. [3]

Оглядываясь назад на классику

Открытие эпохи Возрождения классической древности (1969) — это книга Роберто Вайса о том, как Возрождение было частично вызвано повторным открытием классической древности. Это включало в себя веру в человеческую способность расшифровывать тайны вселенной, а также возрождение классического искусства, медицины и науки, что само по себе привело к Просвещению. Искусство эпохи Возрождения, как и искусство древнего мира, прославляло человеческую форму и отбрасывало некоторые ограничения, которые христианство наложило на искусство, считая наготу аморальной. Просвещение, как и греки, очень высоко ценило разум, что также имело тенденцию вступать в противоречие с церковным упором на высший авторитет Откровения.

Термин «античность» может пониматься как то, как древнегреческая и римская культура рассматривается их поклонниками из недавнего прошлого. Это остается видением, которое многие люди в двадцать первом веке продолжают находить убедительным.

В восемнадцатом и девятнадцатом веках почитание классической античности в Западной Европе и Соединенных Штатах было гораздо больше, чем сегодня. Уважение к древним Греции и Риму повлияло на политику, философию, скульптуру, литературу, театр, образование и даже на архитектуру и сексуальность. Изучение классики в ведущих университетах считалось элитным предметом. Классика в академии сегодня является менее престижным предметом, а классицизм в целом менее влиятельным. Однако философия Сократа, Платона и других, а также литературные произведения Гомера и Вергилия, Истории Геродота продолжают уважать, изучать и анализировать, и лишь немногие изучающие философию или литературу будут игнорировать ценность наследия древних для своей дисциплины.

В политике присутствие римского императора считалось желательным еще долго после падения империи. Эта тенденция достигла своего апогея, когда Карл Великий был коронован как «римский император» в 800 году, что привело к образованию Священной Римской империи. Представление о том, что император — это монарх, который превосходит по рангу простого короля, восходит к этому периоду. В этом политическом идеале всегда должна была существовать Римская империя, государство, юрисдикция которого распространяется на весь цивилизованный западный мир. Однако афинская демократия должна была стать моделью возникновения конституционного парламентского правления (хотя в Афинах граждане представляли себя в Ассамблее, а парламентское правительство было представительным — граждане избирали делегатов в качестве своих представителей в законодательный орган).

Эпическая поэзия на латыни продолжала писаться и распространяться вплоть до девятнадцатого века. Джон Мильтон и даже Артюр Рембо получили свое первое поэтическое образование на латыни. Такие жанры, как эпическая поэзия, пастырские стихи и бесконечное использование персонажей и тем из греческой мифологии, оставили глубокий след в западной литературе.

В архитектуре было несколько греческих возрождений, которые в ретроспективе кажутся более вдохновленными римской архитектурой, чем греческой. Тем не менее, стоит только взглянуть на Вашингтон, округ Колумбия, чтобы увидеть город, заполненный большими мраморными зданиями с фасадами, похожими на римские храмы, с колоннами, выполненными в классическом архитектурном стиле.

В философии усилия св. Фомы Аквинского во многом основывались на идеях Аристотеля, несмотря на промежуточный переход религии от язычества к христианству. Греческие и римские авторитеты, такие как Гиппократ и Гален, формировали основу медицинской практики даже дольше, чем греческая мысль преобладала в философии. Во французском театре такие трагики, как Мольер и Расин, писали пьесы на мифологические или классические исторические сюжеты и подчиняли их строгим правилам классического единства, заимствованного из аристотелевского 9.0051 Поэтика . Желание танцевать, как современные греки, побудило Айседору Дункан создать свой балетный бренд.

Примечания

  1. ↑ «Философ Гераклит Эфесский (ок. 550–480) представлял Вселенную в постоянном движении, управляемом универсальным законом (Логосом)», например, указывая на то, что идея универсальных ценностей была классической концепцией.
  2. ↑ «Классический век: 510-323 г. до н. э. », Энциклопедия всемирной истории , 2001 The Classical Age , Bartleby.com, 2007. Проверено 7 ноября 2007 года.
  3. ↑ Остин Клайн, Гуманизм в Древней Греции, The New York Time Company, 2008. Проверено 7 ноября 2007.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Бордман, Джон, Джаспер Гриффин и Освин Мюррей. Оксфордская история классического мира . Оксфорд (Оксфордшир): Oxford University Press, 1986. ISBN 9780198721123
  • Хаммонд, NGL Классический век Греции . Нью-Йорк: Barnes & Noble Books, 1976. ISBN 9780064926720
  • .
  • Ирвин, Теренс. Классическая мысль. История западной философии . 1. Оксфорд (Англия): Oxford University Press, 1989. ISBN 9780192191960
  • .
  • Нардо, Дон. Классическая Греция и Рим. Всемирная история по эпохе . т. 2. Сан-Диего, Калифорния: Greenhaven Press, 2002. ISBN 9780737705775
  • Портер, Джеймс I. Классическое прошлое: классические традиции Греции и Рима . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 2006. ISBN 0691089426
  • .
  • Родос, П. Дж. Афинская демократия . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2004. ISBN 9780195221398
  • .
  • Вайс, Роберто. Открытие классической античности эпохи Возрождения . Оксфорд: Б. Блэквелл, 1969. ISBN 9780631116905

Внешние ссылки

Все ссылки получены 24 февраля 2017 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *