6. Гуманистический период античной философии. Этическая философия Сократа.
Гуманистический период античной философии образуют: софисты и философия Сократа. Главной заслугой является поворот к человеку. Они первыми в качестве главной проблемы философии поставили вопрос о сущности природы и развития человека.
Софисты, или учителя мудрости, считали, что главная задача философа — воспитание человека. Сократ первоначально считался учеником софистов. Многие философские идеи у них совпадают. Главная причина расхождения состоит в том, что софисты учили за плату, а Сократ считал это недостойным для философа. “Нельзя за деньги научить добродетели”. А именно: научение добродетели или воспитание гражданина Сократ считал главным делом для философа. Для Сократа проблема субстанции, сущности бытия была уделом богов, а для философии основным должен быть лозунг: “Познай самого себя” (Фалес).
В человеке, по Сократу, основное — это душа, а главное в душе — это нравственность, причем нравственность основанная на знании.
— ирония;
— майевтика;
— индукция;
— дефиниция.
Ирония, или опровержение, служит для “расчистки места”. Она освобождает сознание от ложных, неточных знаний. В результате действия иронии человек должен сам себе сказать: “Я знаю, что я ничего не знаю”.
Майевтика — “Я помогаю рожать не женщине, а мужчине, и не ребенка, а истину”. По существу, майевтика — особый методологический прием, когда с помощью последовательно поставленных вопросов собеседника подводят к требуемому выводу.
Индукция — подтверждение полученной истины с помощью примеров из жизни.Дефиниция — окончательное определение истины, понятия.
Сократ первым из античных философов сделал нравственные проблемы, этику обязательной частью философии. Гегель писал: “Сократ дал начало моральной философии (этике)”.
Основные человеческие добродетели: сдержанность как умение укрощать страсти; мужество или умение побеждать страх; справедливость или соблюдение божественных и человеческих законов. “Лучше умереть, оставаясь верным закону, чем жить в насилии”.
Платон (427-347 гг.) задумался об объективных основаниях нравственности. Для этого ему пришлось совершить вторую “навигацию”, т.е. перейти от изучения чувственного мира к анализу умопостигаемого, невидимого мира. Умопостигаемый мир, или “гиперурания” (наднебесный мир), — мир идей. Идеи предшествуют вещам и определяют их существование. Вещи — это бледные копии идей. Они несовершенны и приходящи. Идеи вечны и совершенны. Высшей идеей для Платона является идея прекрасного или блага, если Сократ отождествлял благо с истиной, то Платон — с красотой, с прекрасным.
“Найти знание в самом себе — это и значит припомнить. Вспомнив то, что знала в гиперурании, душа тем самым познает сущность вещей”. Сам метод припоминания Платон назвал диалектикой, внутренним диалогом с самим собой.
“Диалектик тот, кому доступно доказательство сущности каждой вещи”. Душа может вернуться в гиперуранию, но для этого она должна отрастить крылья знаний. В зависимости от уровня знаний Платон выделяет три уровня души: разумная душа, волевая или благородная душа, чувственная душа. Разумная душа должна быть присуща философам или правителям. Волевая или благородная душа должна быть присуща воинам или защитникам. Чувственная душа — всем остальным — производителям.
Основными добродетелями, которые с тех пор называются греческими, Платон считал:
— для носителей 1 уровня души — мудрость;
— для носителей 2 уровня души — мужество;
— для носителей 3 уровня души — умеренность.
А для отношений между людьми — 4 уровень — справедливость.
Современник Платона — Демокрит (460-370 гг.) являлся создателем первой концепции античного атомизма. С его точки зрения бытие и пространство делимы не до бесконечности. Существует предел делимости или неделимое (атом). “В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты”. Атомы неделимы, непроницаемы, пустота заполняет промежутки между атомами. Вещи различаются по соотношению в них атомов и пустоты. Чем больше атомов и меньше пустоты, тем вещь темнее, тяжелее, непроницаема. И наоборот.
Кроме этого вещи различны из-за различия атомов. Атомы различаются по признакам: по форме, по величине, по весу, по положению, по сочетанию.
Вся вселенная состоит из одних и тех же атомов, она бесконечна, бесконечно количество миров во вселенной. Даже душа человека и боги состоят из особого вида атомов: “шарообразных, блестящих, огненных”. Атомы находятся в постоянном движении, они как бы падают в пустоте, причем тяжелые атомы падают быстрее, сталкиваются с легкими, возникают вихри.
Результатом действия вихрей являются космические тела (вихревая теория). Даже процесс восприятия носит, по Демокриту, характер материального взаимодействия. Когда мы воспринимаем предмет, от него отделяется тонкая копия, или эйдос, который втягивается органами чувств и вызывает в сознании образ предмета. Исходя из такой природы восприятия Демокрит выделяет 2 восприятия качеств вещей — истинные и мнимые.“Лишь согласно мнению существует теплое, согласно мнению — холодное. Согласно мнению существует сладкое и горькое. Согласно истине существуют лишь атомы и пустота”. Иначе говоря, истинными являются те качества, которые тождественны качествам атомов: форма, величина, вес, а мнимыми те, что образуются как результат взаимодействия эйдосов с нашими органами чувств.
Гуманистический период в древнегреческой философии . Античная философия. Краткий курс [litres]
Первые греческие философы, пытаясь найти единую первооснову мира, поставили проблему Космоса как объекта познания.
Переход от натурфилософии к антропологической проблематике был обусловлен не только кризисом космоцентрического мировоззрения, но и социально-политическими и экономическими причинами.
В результате греко-персидских войн, которые продолжались почти полвека, во многих городах Греции оживилась политическая жизнь и установилась власть рабовладельческой демократии. В ходе этой длительной войны греки осознали себя единой нацией и стали противопоставлять себя всем остальным народам, называя их варварами. Как граждане демократического государства, они гордились своими свободами и неотъемлемыми правами, суверенитетом и подчинением только закону. Варваров же они воспринимали как «рабов от рождения», поскольку в своих государствах они, подчиняясь исключительно воле монарха, находились в положении подданных, а не граждан.
После окончательной победы над персами в 449 г. до н. э. началось возвышение Афин. В годы правления Перикла (444–429 до н. э.) в Афинах укрепился демократический строй. Свободные граждане получили реальную возможность оказывать влияние на жизнь своего города. К тому времени сложились необходимые для развития демократии экономические условия и высокий уровень культуры в обществе. Широкое распространение рабского труда предоставило полноправным афинским гражданам достаточно свободного времени для занятия политикой. А формирование самосознания эллинов послужило основой для расцвета классической греческой культуры. В итоге во второй половине V в. до н. э. Афины превратились в притягательный центр культурной и умственной жизни всей Греции.
В Афины стремились попасть жители других греческих городов, чтобы насладиться созерцанием скульптур Фидия и прекрасных памятников архитектуры, таких, например, как Парфенон и Пропилеи. Афины привлекали к себе архитекторов, скульпторов, художников, поэтов и философов со всех концов Греции, которые хотели там жить и творить. В Афинах же развернулась и деятельность софистов, которые внесли важный вклад в развитие афинской демократии.
Образование и гуманизм | Западная цивилизация
Цель обучения
- Определить гуманизм и его цели как движение в образовании
Ключевые моменты
- Гуманисты эпохи Возрождения создали школы для обучения своим идеям и написали книги об образовании.
- Одна из самых глубоких и важных школ была основана и создана Витторино да Фельтре в 1423 году в Мантуе, чтобы дать детям правителя Мантуи гуманистическое образование.
- Гуманисты стремились создать граждан, способных говорить и писать с красноречием и ясностью, способных, таким образом, участвовать в гражданской жизни своих сообществ и убеждать других в добродетельных и благоразумных действиях.
- гуманистических школ объединили христианство и классические тексты, чтобы создать модель образования для всей Европы.
Термины
В эпоху Возрождения гуманизм играл важную роль в образовании. Гуманисты — сторонники или практики гуманизма эпохи Возрождения — считали, что образование может кардинально изменить людей. Гуманисты эпохи Возрождения создавали школы для обучения своим идеям и писали книги об образовании. Гуманисты стремились создать граждан, способных говорить и писать с красноречием и ясностью, способных, таким образом, участвовать в гражданской жизни своих сообществ и убеждать других в добродетельных и благоразумных действиях. Это должно было быть достигнуто посредством изучения гуманитарных наук: грамматики, риторики, истории, поэзии и моральной философии.
Гуманисты считали важным перейти в загробную жизнь с совершенным разумом и телом, чего можно достичь с помощью образования. Целью гуманизма было создание универсального человека, личность которого сочетала бы интеллектуальное и физическое совершенство и который был бы способен достойно действовать практически в любой ситуации. Эта идеология называлась uomo universale , древним греко-римским идеалом. Образование в эпоху Возрождения в основном состояло из древней литературы и истории, поскольку считалось, что классика давала моральные наставления и глубокое понимание человеческого поведения.
Образовательная программа гуманизма распространилась по всей Европе в 16 веке и стала образовательной основой для обучения европейской элиты, функционеров политической администрации, духовенства различных официально признанных церквей, а также ученых-профессионалов в области права и медицины.
Philosophia et septem artes Liberales
Картина, символизирующая гуманитарные науки, изображающая людей, представляющих семь областей изучения гуманитарных наук, вращающихся вокруг Платона и Сократа.
Одна из важнейших гуманистических школ была основана Витторино да Фельтре в 1423 году. Школа находилась в Мантуе, маленьком итальянском государстве. Правитель Мантуи всегда хотел дать своим детям гуманистическое образование, и школа была способом помочь ему.
Большинство идей Фельтре были основаны на идеях предыдущих классических авторов, таких как Цицерон и Квинтилиан. Основой школы были гуманитарные науки. Гуманитарные науки рассматривались как ключ к свободе, который позволял людям достигать своих целей и полностью раскрывать свой потенциал. Гуманитарные исследования включали философию, историю, риторику, литературу, математику, поэзию, музыку и астрономию. Основываясь на греческой идее «здорового ума», школа в Мантуе также предлагала физическое воспитание. Это включало стрельбу из лука, танцы, охоту и плавание.
Дети, которые посещали школы, как правило, были из семей высшего класса, хотя некоторые места были зарезервированы для бедных, но талантливых учеников. Женщинам обычно не разрешалось присутствовать, но их поощряли знать историю, учиться танцевать и ценить поэзию. Некоторыми важными женщинами, получившими образование в эпоху Возрождения, были Изотта Ногарола, Кассандра Феделе из Венеции и Лаура Серета.
В целом, гуманистическое образование считалось в то время важным фактором в подготовке к жизни. Его основной целью было улучшение жизни граждан и помощь их сообществам. Гуманистические школы объединили христианство и классику, чтобы создать модель образования для всей Европы.
Лаура Серета Лаура Серета (1469–1499) была гуманисткой эпохи Возрождения и феминисткой. Большая часть ее письма была в форме писем другим интеллектуалам.Ренессанс гуманистической психологии
Гуманистическая психология, долгое время страдающая от проблемы имиджа, переживает период возрождения.
Гуманистическая психология, конечно же, незаметно влияла как на американскую психологию, так и на культуру на протяжении многих десятилетий, например, влияя на дебаты о гражданских правах и движения за права женщин. Но в последние годы появляется все больше свидетельств обновления в самой области.
В 2000 году психологи-гуманисты созвали историческую конференцию, которая вдохнула новую жизнь в эту область и показала, что эффекты управляемого ухода, психофармакологии и других тенденций приводят к тому, что многие гуманисты выходят на новые захватывающие области практики. В прошлом году в этой области было опубликовано несколько знаковых текстов, которые, как надеются гуманитарии, лягут в основу новых курсов, привлекающих новичков в этой области. И школы по всей стране сообщают, что интерес среди учащихся уже стремительно растет.
«Есть место для большого оптимизма в отношении будущего отрасли», — говорит Ларри М. Лейтнер, доктор философии, президент отдела APA. 32 (гуманистический) и профессор психологии Университета Майами в Оксфорде, штат Огайо.
Влияние на господствующую психологию
Возникнув в конце 1950-х годов, гуманистическая психология возникла как реакция на две школы мысли, доминировавшие в то время в американской психологии. Гуманисты считали, что настойчивость бихевиоризма в применении методов физических наук к человеческому поведению заставила его сторонников пренебречь важнейшими субъективными данными. Точно так же акцент психоанализа на бессознательных влечениях низводил сознательный разум до относительной незначительности.
Ранние психологи-гуманисты стремились восстановить важность сознания и предложить более целостный взгляд на человеческую жизнь. Абрахам Маслоу, например, разработал иерархию мотивации, кульминацией которой является самоактуализация. Карл Роджерс представил то, что он назвал личностно-центрированной терапией, которая опирается на способность клиентов к самоуправлению, эмпатии и принятию для содействия развитию клиентов. Ролло Мэй привнес в поле зрения европейский экзистенциализм и феноменологию, признав человеческий выбор и трагические аспекты человеческого существования.
В 1964 году эти и другие влиятельные деятели собрались в Олд-Сейбруке, штат Коннектикут, чтобы объединить свое движение. В течение следующего десятилетия идеи гуманистической психологии легли в основу движений за гражданские права, освобождения женщин и антивоенных движений и приобрели широкую популярность в более широкой культуре.
В академическом мире, однако, отказ гуманистической психологии от количественных исследований в пользу качественных методов привел к падению ее репутации и маргинализации ее приверженцев.
Сейчас ситуация меняется, говорит Дональд П. Мосс, доктор философии, автор книги «Гуманистическая и трансперсональная психология: исторический и биографический справочник» (Greenwood, 1998). По словам Мосса, гуманистические взгляды во многом определяют господствующую психологию.
«Когда гуманистическая психология вышла на первый план в 1950-х годах, психология по большей части ограничивалась изучением наблюдаемого поведения», — говорит Мосс, партнер Службы поведенческого здоровья Западного Мичигана в Гранд-Хейвене и Маскегоне. «Сегодня мы уже не удивляемся, когда психолог-исследователь хочет изучать познание, мышление и чувства в рамках психологических исследований. Психология восстановила тотальность человеческого опыта».
Для многих психологов-гуманистов недавнее движение за позитивную психологию — это просто переупаковка гуманистической психологии. Точно так же упор психологического консультирования на эмпатическое слушание уходит своими корнями в работу Роджерса. В более широкой культуре растущая популярность личного и исполнительного коучинга также указывает на успех гуманистической психологии. И Мосс считает, что принципы гуманистической психологии будут становиться все более актуальными по мере старения нации, создавая культуру, озабоченную лицом к лицу со смертью и поиском смысла жизни.
На самом деле, гуманистическая психология настолько успешно повлияла на господствующую психологию и американскую культуру, что эта область недавно пережила то, что Морин О’Хара, доктор философии, назвала «кризисом идентичности». Неужели гуманистическая психология настолько проникла в культуру, что в самом движении отпала необходимость?
Чтобы ответить на этот вопрос, в 2000 году поле созвало конференцию под названием Old Saybrook 2. Более 300 человек собрались в Государственном университете Западной Джорджии, чтобы изучить будущее движения.
«Участники пришли к выводу, что человеческие нужды, голод, вопросы, которые вдохновляли наших первоначальных мыслителей, так же актуальны и сегодня», — говорит О’Хара, член руководящего комитета конференции и президент Высшей школы и исследовательского центра Сейбрук в Сан-Франциско. . «Люди больше интересуются вопросами духовности, подлинности и смысла, чем в течение десятилетия или двух».
Изучение новых ниш
Особый интерес у посетителей конференции вызвала роль гуманистической психологии перед лицом таких тенденций, как консолидация здравоохранения, глобализация и господство технологий.
«Психотерапия находится под сильным новым давлением со стороны управляемой помощи, с одной стороны, и революций в области психофармакологии и нейропсихологии, с другой стороны», — объясняет О’Хара. «Когда мы все собрались вместе, мы поняли, что есть ряд новых профессий, которые уходят своими корнями в идеи гуманистической психологии, но они ведут к чему-то новому. Мы находим способы работать с людьми в разных областях».
Ключ, решили она и другие участники конференции, заключается в том, чтобы выйти за рамки медицинской модели психологии. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на том, что не так с людьми, психологи-гуманисты должны найти новые способы помочь людям укрепить то, что правильно.
Этот непатологический взгляд открывает совершенно новые области практики, говорят О’Хара и другие. Например, на рабочем месте психологи-гуманисты могут способствовать диалогу между работодателями и работниками о значении их работы. В школах они могут поощрять учащихся к выявлению факторов, способствующих отчуждению, а не самореализации. В сообществах они могут помочь соседям разрешать конфликты и эффективно общаться.
Возможности есть не только в этой стране, говорит О’Хара. Психологи-гуманисты «бесстрашно ввязались» в опасные ситуации, чтобы облегчить диалог между белыми и черными гражданами Южной Африки, католиками и протестантами в Северной Ирландии, а также контрас и сандинистами в Никарагуа.
Распространение информации
В то время как конференция Old Saybrook 2 вдохнула новую жизнь в движение, несколько новых публикаций помогают бороться с давней проблемой имиджа.
«В каком-то смысле мы все еще страдаем из-за нашей репутации обидчивых, мягкосердечных и слабохарактерных», — говорит Дэвид Дж. Кейн, доктор философии, старший штатный психолог консультационного центра Alliant International University. в Сан-Диего. «Теперь мы уделяем гораздо больше внимания исследованиям. Современный психолог-гуманист по-прежнему мягкосердечен, но гораздо более упрям».
Вышедшая недавно в соавторстве с Джулиусом Симаном, доктором философии, книга «Гуманистическая психотерапия: Справочник по исследованиям и практике» Каина отражает эту новую твердость мышления. Чтобы противостоять репутации этой области как небрежной науки, в описании различных психотерапевтических моделей том опирается на тщательные исследования.
Но книга Каина не единственная. «Внезапно появилось множество новых гуманистических книг», — говорит он.
«Справочник по гуманистической психологии: передовые позиции в теории, исследованиях и практике» — еще одна книга, которую психологи-гуманисты называют недавней вехой. Предоставляя широкий обзор истории гуманистической психологии, методологий и приложений к текущим событиям, редакторы тома надеются предоставить альтернативу устаревшим материалам, которые помогли ограничить рост области в прошлом.
«Основные вводные тексты по психологии либо полностью игнорировали гуманистическую психологию, либо отводили ей символическое место», — говорит старший редактор справочника Кирк Дж. Шнайдер, доктор философии, частный практикующий врач из Сан-Франциско, который также является адъюнкт-преподавателем в Сейбруке. «Игнорируются не только пионеры в этой области, но и интерес этой области к очень современным актуальным вопросам, таким как гендер, мультикультурализм и экология. И это даже не начинает охватывать ценный вклад, который гуманисты вносят в области здравоохранения, духовности и социальное действие».
Шнайдер надеется, что его и другие новые книги вдохновят на создание курсов гуманистической психологии в университетах по всей стране и помогут привлечь в эту область новое поколение. Привлечение свежей крови имеет решающее значение, говорят другие, ссылаясь на неизбежный выход на пенсию многих психологов-гуманистов и вытеснение других в такие области, как консультирование, религиоведение, организационные исследования и исследования мира.