Домонгольская Русь . Начало феодальной раздробленности
«Каждый держит отчину свою». Выясним, как Русь стала раздробленной и какое значение это имело для развития нашего государства.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Петр Мазаев
Историк, культурный антрополог, педагог, глава направления гуманитарных наук школы Le Sallay International Academy
После смерти Ярослава интерес к землям обострился еще сильнее.
⚔️ Его сыновья — Изяслав, Святослав и Всеволод — некоторое время правили совместно, но потом начали ссориться и делить земли между собой. В их сражениях были задействованы и половцы, и поляки, и венгры.
👑 После смерти двух братьев у власти остался Всеволод Ярославич.
👨👦 Одним из его сыновей был Владимир Мономах, получивший свою фамилию в честь матери, представительницы византийского императорского рода Мономахов.
🤜 Владимир оказался втянут в новую череду междоусобиц, в процессе которых, скорее всего, именно он предложил идею созыва всех князей на общий съезд.
🤝 В 1097 году этот съезд состоялся в городе Любеч. Собравшиеся князья решили прекратить сражаться за земли, оставив каждому ту территорию, которая ему изначально досталась от отца.
«Каждый да держит отчину свою»
➡️ Это — фактическая смерть корпоративного государства и начало феодализации Руси. Теперь это почти типичное европейское королевство с центром в Киеве и множеством вассальных княжеств.
Несмотря на то, что Владимир Мономах обладал наибольшим авторитетом среди русских князей, он не стремился править в Киеве.
🤴 Поэтому после смерти Всеволода Ярославича в 1093 киевским князем стал Святополк Изяславич, который правил до 1113 года, а Владимир в это время активно ему помогал.
⚔️ Мономах был одним из организаторов походов на половцев с 1102 по 1111 год. В результате Русь на долгое время избавилась от половецкой угрозы, а эта победа сильно повысила популярность Владимира.
👑 Поэтому после смерти Святополка киевляне отказались передавать власть его сыну и призвали на княжение Владимира Мономаха.
👊 Именно на авторитете Мономаха держалась власть в единой Киевской Руси.
Чем запомнился Владимир Мономах? 👇
🤝 Обладал большими международными связями и даже собирался посадить на византийский престол своего ставленника. Одной из его жен была Гита Харольдовна, дочь английского короля, а своего сына он женил на представительнице шведской королевской династии.
🏗 Занимался активным каменным строительством.
📜 Также князь написал последнюю часть «Русской правды».
📚 При нем был написан главный летописный свод — «Повесть временных лет».
✍️ Был одним из первых европейских монархов, оставивших мемуары. В «Поучении детям» он описал свою биографию, оставил наставление потомкам и собрал выписки из богослужебных книг.
Смерть Мономаха в 1125 году была настоящей трагедией для всей Руси.
👨👦 Его сын Мстислав правил всего семь лет, до 1132 года, после его смерти на Руси начинается феодальная раздробленность.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Архитектура эпохи Мономаха
1 — Антониев монастырь
2 — Георгиевский собор
3 — Никольский собор
4 — София Полоцкая
Феодализм на Руси был основан на условном держании земли.
🤝 Вся земля принадлежит верховному правителю, но дана в условное держание князьям и их потомкам.
👥 Начинает складываться боярская верхушка, бывшие дружинники создают русскую аристократию.
⛓ Происходит уход от рабства, вместо него появляются зависимые крестьяне, феодальные повинности.
🏰 Каждая территория становится достаточно независимой: у каждого князя есть ополчение, дружина и собственная земля, существующая за счет натурального хозяйства.
🧨 Поэтому в отсутствие сильного киевского князя государство начало трещать по швам, ведь факторов, сдерживающих все земли вместе становится все меньше.
В итоге Киевская Русь поделилась на несколько земель.
➖ Негативные последствия:
▫️ Ослабление обороноспособности
▫️ Нарушение культурных связей
▫️ Междоусобицы
➕ Позитивные последствия:
▫️ Каждый регион развивается лучше
▫️ Увеличение культурного разнообразия
▫️ Экономическая специализация земель
▫️ Рост численности населения
курс Level One
История тайн: теории заговоров от древности до наших дней
Курс из 6 лекций о главных конспирологических теориях прошлого и наших дней. Обсудим масонов, ведьм, сатанистов и движение Qanon и другие теории заговоров. Попробуем разобраться, почему мы боимся заговоров и верим в них, как распознать заговор, и не рептилоиды ли мы сами.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
3900₽
1950₽
подробнее о курсе
Период феодальной раздробленности
Определение 1
Феодальная раздробленность — это период продолжительного ослабления центральной власти в силу процессов децентрализации, обусловленных усилением крупных феодалов в условиях сеньориальной организации воинской повинности и труда.
Новые небольшие территориальные образования вели практически автономное существование, господствующим было натуральное хозяйство. Широкое распространение термин получил в советской и российской марксистской историографии, и применяется в разных значениях.
Подходы к понятию терминов «феодальная раздробленность» и «феодализм»
Понятие «феодальная раздробленность» используют для обозначения периода существования уделов, и в него включается эпоха от раздела центральной власти в раннефеодальном государстве до ликвидации в централизованном государстве последнего удела.
Зачастую термин «феодализм», характеризующий состояние верховной власти и отношения среди верхушки феодального общества), используется как синоним понятия развитый феодализм, которым характеризуется экономический строй и отношения социальных слоев общества. Также понятия относятся к разным хронологическим интервалам. Советская историография формирование феодального способа производства датировала X-XI веками, а окончание — от XVI-XVIII веков в государствах Западной Европы до середины XIX века в Центральной и Восточной Европе.
Феодальная анархия
В раннефеодальных государствах с разветвлением правящей династии, расширением территории и разрастанием административного аппарата, представители которого осуществляли королевскую власть над местным населением, собирая войско и дань, количество претендентов на верховную власть увеличивается, увеличиваются периферийные военные ресурсы, а возможности контроля из центра ослабевают. Верховная власть постепенно становится номинальной, и монарха начинают избирать крупные феодалы из своей среды, при этом, как правило, ресурсы избранного монарха ограничивались ресурсами исходного княжества, и он не мог передавать по наследству верховную власть. В такой ситуации работало правило:
«Вассал моего вассала — не мой вассал».
Исключениями стали Англия на северо-западе (по Солсберийской присяге 1085 года, все феодалы являлись прямыми вассалами монарха) и Византия на юго-востоке (в тот же период император Алексей I Комнин вынудил крестоносцев, которые захватили во время первого крестового похода территории на Ближнем Востоке, признать вассальную зависимость от империи, включив этим эти земли в состав империи). В этом случае все земли делятся на королевский домен и земли вассалов, как и на следующем этапе, когда верховная власть закреплялась за одним из князей и вновь начинает передаваться по наследству, вслед за чем начинается процесс централизации.
«В XII веке, когда в Англии и Франции полным ходом шло образование национальных государств, в Германии ослабла центральная власть и установилась феодальная раздробленность».
Полное развитие феодальных отношений стало предпосылкой окончания раздробленности, поскольку подавляющее большинство феодалов, рядовые представители были заинтересованы в едином выразителе интересов:
«Социальные интересы феодального класса и нормы рыцарской морали сдерживали центробежные тенденции, ограничивая феодальную вольницу. В процессе централизации рыцарство (мелкие и средние феодалы) составляло основную силу королей в противостоянии со знатью в борьбе за территориальное объединение и реальную власть в государстве».
Феодальная раздробленность на Руси
Формационный подход датирует начало раздробленности на Руси одинаково с началом эпохи развитого феодализма XII веком. После формирования самостоятельных княжеств в середине XII века Киев почти век продолжал оставаться столицей Руси, хотя своё начало в этот период взяли противоположные процессы:
- процесс формирования удельных княжеств;
- процесс объединения земель вокруг новых центров.
После монгольского завоевания правители Золотой Орды выдавали ярлык на владимирское великое княжение, которое давало право на сбор дани для хана с русских княжеств. Новгородская земля, Рязанское княжество, Смоленское княжество, а также княжества Московское, Тверское и Нижегородско-Суздальское собирали и отправляли дань самостоятельно.
Великие княжества, объединявшие удельных князей, проявляли тенденции к преодолению раздробленности. Великих князей поддерживали духовенство, боярство, посадское население (ремесленники и купечество). Они были заинтересованы в ликвидации феодальной чересполосицы, в прекращении княжеских усобиц, в освобождении от ига, в безопасности границ.
В княжение Дмитрия Ивановича Донского за Москвой закрепилось значение центра объединения северо-восточных земель. В то же время южнорусские земли объединялись вокруг Великого княжества Литовского.
Своеобразие Литовского государства было определено сочетанием дофеодальных черт с постфеодальными: юго-западные княжества, в которых никогда удельное дробление не заходило далеко; преодолевавшие раздробленность земли Смоленска и Чернигова; только начавшие феодализацию балтские племена.После двухвековой борьбы Москвы и Вильно, осложнённой постоянным вмешательством Орды, Тевтонского ордена и Польши, великое княжество Литовское вместе с Польшей образовало конфедерацию (1569). При Иване III ордынское иго было сброшено на северо-востоке (1480), в княжение Василия III исчезли последние уделы.
Отечественный историк XVIII века Болтин И. Н. отмечал: «Наши удельные князья пользовались полным феодальным правом». Также он отмечал, что на Руси, как и в Западной Европе, феодальная раздробленность сменилась политическим объединением, и проводил сравнение Ивана IV и Людовика XI, подобное сравнение есть и у Карамзина. Тождество исторического процесса в удельной Руси и в Европе отмечал автор «Истории русского народа» (1829—1833) Полевой Н. А. Приверженец идеи о своеобразии и самобытности русского развития М. П. Погодин, считал, что Россия не знала феодализма, но сопоставлял удельные княжества Руси с формами феодализма на Западе.
феодализм | Определение, примеры, история и факты
феодализм
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Тоётоми Хидэёси Коломан Святой Освальд Йоркский Магнус I Марк Блох
- Похожие темы:
- манориализм вассал тан вассал уважение и верность
Просмотреть весь связанный контент →
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
феодализм , также называемый феодальная система или феодальность , французский féodalité , историографическая конструкция, обозначающая социальные, экономические и политические условия в Западной Европе в период раннего средневековья, длительный период времени между V веком и 12 вв. Феодализм и родственный термин феодальная система — это ярлыки, изобретенные намного позже того периода, к которому они применялись. Они относятся к тому, что те, кто их изобрел, считали наиболее значительными и отличительными характеристиками раннего и среднего средневековья. Выражения féodalité и феодальная система были придуманы к началу 17 века, а английские слова феодальность и феодализм (а также феодальная пирамида ) были в употреблении к концу 18 века. Они произошли от латинских слов feudum («феодальное владение») и feodalitas (услуги, связанные с феодальным владением), оба из которых использовались в средние века и позже для обозначения формы владения собственностью. Использование терминов, связанных с feudum для обозначения существенных характеристик раннего Средневековья придавало феодалу преувеличенное значение и делало чрезмерный акцент на важности особого способа землевладения в ущерб другим, более важным аспектам социальной, экономической и политической жизни. жизнь.
Термины феодализм и феодальная система обычно применялись к раннему и среднему средневековью — периоду с V века, когда центральная политическая власть в Западной империи исчезла, до XII века, когда начали возникать королевства. как эффективные централизованные органы власти. За относительно короткий период, с середины 8 по начало 9 в.В X веке каролингские правители, особенно Пиппин (годы правления 751–768) и Карл Великий (годы правления 768/771–814), добились значительных успехов в создании и поддержании относительно единой империи. Однако до и после этого политические единицы были раздроблены, а политическая власть рассредоточена. Более могущественные из более поздних каролингов пытались контролировать местных магнатов и завербовать их к себе на службу, но власть местных элит никогда не стиралась. В отсутствие властных королей и императоров местные владыки расширили подвластную им территорию и усилили контроль над проживающим там народом. Во многих областях термин feudum , а также термины beneficium и casamentum стали использоваться для описания формы собственности. Владения, обозначаемые этими терминами, часто считались по существу зависимыми владениями, в отношении которых права их держателей были заметно ограничены. Однако, поскольку эти слова использовались в документах того периода, характеристики владений, к которым они применялись, трудно отличить от характеристик владения, обозначаемых такими словами, как 9.0033 allodium , что обычно переводится как «собственность без права собственности».
Феодальные владения существовали еще в XVII веке, когда сложилась феодальная модель, или, как ее называют современные историки, феодальная конструкция. В то время феодальное владение представляло собой часть собственности, обычно землю, которой владели в обмен на службу, которая могла включать военные обязанности. Владелец феодального владения присягал на верность лицу, от которого держалось феодальное владение (господин, dominus , или сеньор ) и становился его (или ее) человеком. Церемония принесения присяги называлась оммаж (от латинского гомо ; «человек»). Эти институты существовали в Англии до тех пор, пока не были упразднены парламентом в 1645 г., а после Реставрации — Карлом II в 1660 г. До их ликвидации Национальным собранием между 1789 и 1793 гг. они имели большое значение во Франции, где они использовались для создания и укреплять семейные и социальные связи. Их вездесущность вызывала у исследователей прошлого желание понять, как они возникли. Сходство терминологии и практики, обнаруженное в документах, сохранившихся со времен средневековья, особенно 9-го века.0033 Libri feudorum («Книга феодальных владений»), итальянский сборник обычаев владения собственностью, составленный в XII веке и включенный в римское право, побудил историков и юристов искать истоки современных феодальных институтов в Средний возраст.
Средневековая «феодальная система», по определению ученых XVII в., характеризовалась отсутствием публичной власти и выполнением местными сеньорами административных и судебных функций, ранее (а позже) выполнявшихся централизованными правительствами; общий беспорядок и эндемический конфликт; и преобладание связей между лордами и свободными иждивенцами (вассалами), которые были выкованы дарованием лордами собственности, называемой «феодами», и получением ими дани от вассалов. Эти узы подразумевали оказание услуг вассалами своим сеньорам (военные обязанности, совет, финансовая поддержка) и обязанность сеньоров защищать и уважать своих вассалов. Эти характеристики были частично выведены из средневековых документов и хроник, но интерпретировались в свете практики и семантики 17-го века. Заученные юридические комментарии к законам, регулирующим собственность, именуемую «феодами», также повлияли на интерпретацию источников. Эти комментарии, выпускаемые с 13 века, были сосредоточены на теории права и правилах, выведенных из реальных споров и гипотетических случаев. Они не включали (и не предназначались) беспристрастного анализа исторического развития. Юридические комментаторы в 16 веке подготовили почву для разработки феодальной конструкции, сформулировав идею, вольно заимствованную из Libri feudorum , единого феодального права, которое они представили как распространенное по всей Европе в раннем средневековье.
Термины феодализм и феодальная система позволили историкам вкратце разобраться с большим периодом европейской истории, сложности которой были — и остаются — запутанными. Римская империя и достижения различных императоров дали ключ к пониманию римской истории, а возрождение государств и сильных правителей в XII веке снова предоставило удобные фокусы для исторического повествования, особенно с учетом того, что средневековые государства и правительственные практики могут быть представлены как предшественники. современных наций и институтов. Феодальная конструкция аккуратно заполнила пробел между V и XII веками. Хотя Карл Великий может показаться аномалией в этой эволюции, он был представлен как «посеявший семена», из которых возник феодализм. Предшественниками феодальной практики считались различные римские, варварские и каролингские институты: римское господство и клиентство, варварские военные вождества и банды, дарование земель солдатам и должностным лицам, а также клятвы верности и верности. В 17 в., как и позднее, расцвет феодализма приходится на 11 в. Более поздние правители, принявшие и адаптировавшие феодальные институты для усиления своей власти, были названы «феодальными», а их правительства — «феодальными монархиями». Несмотря на сохранение институтов и практик, связанных со средневековой феодальной системой в 17 веке, историки того времени представляли, что средневековый феодализм и феодальная система теряют свое значение в 14 и 15 веках. Позднее этот период был назван веком «ублюдочного феодализма» из-за использования заработной платы и письменных договоров между лордами и иждивенцами.
На тех, кто сформулировал концепцию феодализма, повлияли поиски простоты и порядка во Вселенной, связанные с творчеством Николая Коперника (1473–1543) и особенно Исаака Ньютона (1642–1727). Историки и философы были убеждены, что если Вселенная действует систематически, то же самое должно происходить и с обществом. В 16 в. некоторые исследователи феодального права и обычаев заявляли об универсальности феодальных институтов и утверждали, что феодальные системы существовали в Риме, Персии и Иудее. Философ Джамбаттиста Вико (1668–1744) считал феодальное владение одним из вечных институтов человечества. Занимая аналогичную позицию, Вольтер (169 г. 4–1778) оспаривал суждение Монтескье (1689–1755) о том, что появление феодальных законов было уникальным историческим событием. Историки-философы Шотландии 18-го века искали феодализм за пределами Западной Европы, и они расширили поле значения этой конструкции, чтобы охватить крестьян, а также лордов. Адам Смит (1723—90) представлял феодальное правление как стадию общественного развития, характеризующуюся отсутствием торговли и использованием полусвободного труда для обработки земли. Ученик Смита Джон Миллар (1735—1801) нашел «очертания феодальной политики» в Азии и Африке. Распространенная ассоциация между феодальной конструкцией и невежеством и варварством способствовала ее распространению на регионы, которые европейцы едва знали и которые они считали отсталыми и примитивными.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Следуя прецеденту Миллара, некоторые более поздние историки продолжали искать феодальные институты во времена и в других местах за пределами средневековой Европы, особенно в Японии. Эти усилия, как и следовало ожидать, привели к заблуждениям и непониманию. Историки, использующие феодальную модель в сравнительных целях, подчеркивали те характеристики, которые напоминают или кажутся похожими на западные феодальные обычаи, и пренебрегали другими, непохожими аспектами, некоторые из которых имели уникальное значение в формировании эволюции рассматриваемых областей. У жителей Запада использование феодальной модели неизбежно создавало обманчивое ощущение знакомства с обществами, отличными от их собственного.
феодализм | Определение, примеры, история и факты
феодализм
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Тоётоми Хидэёси Коломан Святой Освальд Йоркский Магнус I Марк Блох
- Похожие темы:
- манориализм вассал тан вассал уважение и верность
Просмотреть весь связанный контент →
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
феодализм , также называемый феодальная система или феодальность , французский féodalité , историографическая конструкция, обозначающая социальные, экономические и политические условия в Западной Европе в период раннего средневековья, длительный период времени между V веком и 12 вв. Феодализм и родственный термин феодальная система — это ярлыки, изобретенные намного позже того периода, к которому они применялись. Они относятся к тому, что те, кто их изобрел, считали наиболее значительными и отличительными характеристиками раннего и среднего средневековья. Выражения féodalité и феодальная система были придуманы к началу 17 века, а английские слова феодальность и феодализм (а также феодальная пирамида ) были в употреблении к концу 18 века. Они произошли от латинских слов feudum («феодальное владение») и feodalitas (услуги, связанные с феодальным владением), оба из которых использовались в средние века и позже для обозначения формы владения собственностью. Использование терминов, связанных с feudum для обозначения существенных характеристик раннего Средневековья придавало феодалу преувеличенное значение и делало чрезмерный акцент на важности особого способа землевладения в ущерб другим, более важным аспектам социальной, экономической и политической жизни. жизнь.
Термины феодализм и феодальная система обычно применялись к раннему и среднему средневековью — периоду с V века, когда центральная политическая власть в Западной империи исчезла, до XII века, когда начали возникать королевства. как эффективные централизованные органы власти. За относительно короткий период, с середины 8 по начало 9 в.В X веке каролингские правители, особенно Пиппин (годы правления 751–768) и Карл Великий (годы правления 768/771–814), добились значительных успехов в создании и поддержании относительно единой империи. Однако до и после этого политические единицы были раздроблены, а политическая власть рассредоточена. Более могущественные из более поздних каролингов пытались контролировать местных магнатов и завербовать их к себе на службу, но власть местных элит никогда не стиралась. В отсутствие властных королей и императоров местные владыки расширили подвластную им территорию и усилили контроль над проживающим там народом. Во многих областях термин feudum , а также термины beneficium и casamentum стали использоваться для описания формы собственности. Владения, обозначаемые этими терминами, часто считались по существу зависимыми владениями, в отношении которых права их держателей были заметно ограничены. Однако, поскольку эти слова использовались в документах того периода, характеристики владений, к которым они применялись, трудно отличить от характеристик владения, обозначаемых такими словами, как 9.0033 allodium , что обычно переводится как «собственность без права собственности».
Феодальные владения существовали еще в XVII веке, когда сложилась феодальная модель, или, как ее называют современные историки, феодальная конструкция. В то время феодальное владение представляло собой часть собственности, обычно землю, которой владели в обмен на службу, которая могла включать военные обязанности. Владелец феодального владения присягал на верность лицу, от которого держалось феодальное владение (господин, dominus , или сеньор ) и становился его (или ее) человеком. Церемония принесения присяги называлась оммаж (от латинского гомо ; «человек»). Эти институты существовали в Англии до тех пор, пока не были упразднены парламентом в 1645 г., а после Реставрации — Карлом II в 1660 г. До их ликвидации Национальным собранием между 1789 и 1793 гг. они имели большое значение во Франции, где они использовались для создания и укреплять семейные и социальные связи. Их вездесущность вызывала у исследователей прошлого желание понять, как они возникли. Сходство терминологии и практики, обнаруженное в документах, сохранившихся со времен средневековья, особенно 9-го века.0033 Libri feudorum («Книга феодальных владений»), итальянский сборник обычаев владения собственностью, составленный в XII веке и включенный в римское право, побудил историков и юристов искать истоки современных феодальных институтов в Средний возраст.
Средневековая «феодальная система», по определению ученых XVII в., характеризовалась отсутствием публичной власти и выполнением местными сеньорами административных и судебных функций, ранее (а позже) выполнявшихся централизованными правительствами; общий беспорядок и эндемический конфликт; и преобладание связей между лордами и свободными иждивенцами (вассалами), которые были выкованы дарованием лордами собственности, называемой «феодами», и получением ими дани от вассалов. Эти узы подразумевали оказание услуг вассалами своим сеньорам (военные обязанности, совет, финансовая поддержка) и обязанность сеньоров защищать и уважать своих вассалов. Эти характеристики были частично выведены из средневековых документов и хроник, но интерпретировались в свете практики и семантики 17-го века. Заученные юридические комментарии к законам, регулирующим собственность, именуемую «феодами», также повлияли на интерпретацию источников. Эти комментарии, выпускаемые с 13 века, были сосредоточены на теории права и правилах, выведенных из реальных споров и гипотетических случаев. Они не включали (и не предназначались) беспристрастного анализа исторического развития. Юридические комментаторы в 16 веке подготовили почву для разработки феодальной конструкции, сформулировав идею, вольно заимствованную из Libri feudorum , единого феодального права, которое они представили как распространенное по всей Европе в раннем средневековье.
Термины феодализм и феодальная система позволили историкам вкратце разобраться с большим периодом европейской истории, сложности которой были — и остаются — запутанными. Римская империя и достижения различных императоров дали ключ к пониманию римской истории, а возрождение государств и сильных правителей в XII веке снова предоставило удобные фокусы для исторического повествования, особенно с учетом того, что средневековые государства и правительственные практики могут быть представлены как предшественники. современных наций и институтов. Феодальная конструкция аккуратно заполнила пробел между V и XII веками. Хотя Карл Великий может показаться аномалией в этой эволюции, он был представлен как «посеявший семена», из которых возник феодализм. Предшественниками феодальной практики считались различные римские, варварские и каролингские институты: римское господство и клиентство, варварские военные вождества и банды, дарование земель солдатам и должностным лицам, а также клятвы верности и верности. В 17 в., как и позднее, расцвет феодализма приходится на 11 в. Более поздние правители, принявшие и адаптировавшие феодальные институты для усиления своей власти, были названы «феодальными», а их правительства — «феодальными монархиями». Несмотря на сохранение институтов и практик, связанных со средневековой феодальной системой в 17 веке, историки того времени представляли, что средневековый феодализм и феодальная система теряют свое значение в 14 и 15 веках. Позднее этот период был назван веком «ублюдочного феодализма» из-за использования заработной платы и письменных договоров между лордами и иждивенцами.
На тех, кто сформулировал концепцию феодализма, повлияли поиски простоты и порядка во Вселенной, связанные с творчеством Николая Коперника (1473–1543) и особенно Исаака Ньютона (1642–1727). Историки и философы были убеждены, что если Вселенная действует систематически, то же самое должно происходить и с обществом. В 16 в. некоторые исследователи феодального права и обычаев заявляли об универсальности феодальных институтов и утверждали, что феодальные системы существовали в Риме, Персии и Иудее. Философ Джамбаттиста Вико (1668–1744) считал феодальное владение одним из вечных институтов человечества. Занимая аналогичную позицию, Вольтер (169 г. 4–1778) оспаривал суждение Монтескье (1689–1755) о том, что появление феодальных законов было уникальным историческим событием. Историки-философы Шотландии 18-го века искали феодализм за пределами Западной Европы, и они расширили поле значения этой конструкции, чтобы охватить крестьян, а также лордов. Адам Смит (1723—90) представлял феодальное правление как стадию общественного развития, характеризующуюся отсутствием торговли и использованием полусвободного труда для обработки земли. Ученик Смита Джон Миллар (1735—1801) нашел «очертания феодальной политики» в Азии и Африке. Распространенная ассоциация между феодальной конструкцией и невежеством и варварством способствовала ее распространению на регионы, которые европейцы едва знали и которые они считали отсталыми и примитивными.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Следуя прецеденту Миллара, некоторые более поздние историки продолжали искать феодальные институты во времена и в других местах за пределами средневековой Европы, особенно в Японии.