Перестройка и ее итоги: Причины, этапы и итоги перестройки 1985 – 1991 годов в Советском Союзе

Содержание

Причины, этапы и итоги перестройки 1985 – 1991 годов в Советском Союзе

Перестройка — наименование периода в истории СССР, ознаменованного новой идеологией советской власти и проведением реформ в области экономической и политической сферы.

Инициатором преобразований выступил Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачёв. Целью реформ была «демократизация» и совершенствование сложившейся экономической системы.

Объективное содержание перестройки состояло в том, что стремление привести советские социалистические фундаментальные устои в соответствие с «общечеловеческими» ценностями и идеалами было непоследовательным и крайне противоречивым. Следствием провозглашённой в 1985 году и продлившейся до августа 1991 года «перестройки» стали: крушение КПСС и разрушение СССР.

Содержание

  • 1 Причины перестройки
  • 2 Цели перестройки
  • 3 Этапы перестройки
    • 3.1 Первый этап
    • 3.2 Второй этап
    • 3.3 Третий этап
    • 3. 4 Четвёртый этап
  • 4 Изменения в политическом устройстве СССР 1987-1991 гг.
    • 4.1 Законотворческий процесс с марта 1989 по март 1990 годов
    • 4.2 О главе государства
    • 4.3 Новые высшие органы законодательной власти
    • 4.4 Изменения в высших органах исполнительной власти
    • 4.5 О судебной власти
    • 4.6 Изменения в избирательной системе
  • 5 Плюсы и минусы перестройки
  • 6 Итоги перестройки

Причины перестройки

К 80-ым годам прошлого века в Советском Союзе назрела необходимость некоторых экономических, социальных и политических преобразований на фоне внутренних проблем и противоречий. Утвердившаяся система политической власти и хозяйственных отношений стала тормозить общественный прогресс. В высшей партийно-государственной элите вызрело убеждение: «нужно что-то предпринимать». 

Ситуация для СССР усугублялась внешнеполитическими факторами. А именно: 40-летней холодной войной, гонкой вооружений, общей политикой западных держав, направленной на обострение противоречий, присущих советской системе.

В спорах о перестройке даже маститые исследователи часто подменяют цели и причины этого явления. Безусловно, разные группы лиц пытались зачастую добиться с помощью объявленных преобразований совершенно противоположных целей. Кто-то желал улучшить советский строй. А для ряда лиц целью было полное уничтожение советской системы.

Основные же причины перестройки были следующими:

  • Навязывание, «проталкивание» в умы либеральных и демократических идей со стороны Запада. На фоне однопартийной системы и идеологических догм в СССР такие модели воспринимались многими как «глоток свежего воздуха».
  • Повышение заработной платы трудящихся на фоне товарного дефицита.
  • Значительное социальное расслоение общества в отдельных республиках. Речь в первую очередь идет о южных регионах.
  • Зависимость экономики от мировых цен на энергоносители.
  • Развитие отраслей тяжелой промышленности в ущерб легкой, как следствие гонки вооружений.
  • Убытки сельскохозяйственных предприятий и на их фоне рост импорта продовольствия.

Общее замедление экономического развития СССР привели партийную элиту к идее о необходимости преобразований. Взять на себя ответственность за «новый курс» в СССР было поручено М. С. Горбачёву, молодому и на первый взгляд энергичному партфункционеру «из народа».

Цели перестройки

  1. Кризисных процессов, начавших проявляться во всех сферах жизнедеятельности советского общества.

  2. Тенденций изоляционизма в отношении СССР со стороны «мирового сообщества».

Для достижения этой цели советские аналитики просчитали необходимые шаги:

Сфера жизнедеятельности

Необходимые действия

В области экономики

  • создание саморегулирующегося экономического механизма, при сохранении доминирующей роли государства;
  • обеспечение развития разных форм собственности;
  • всестороннее повышение экономической активности.

В политической и социальной сферах

  • изменение унитарной системы советского государства;
  • углубление демократизации советской политической и социальной системы;
  • достижение более высокого уровня жизни населения страны.

В сфере идеологии

  • реорганизация идеологической направленности внешней политики;
  • формула «нового политического мышления»;
  • открытие «железного занавеса» со стороны Советского Союза для окружающего мира.

Программы конкретных мероприятий под эти шаги предусматривали широкий спектр мероприятий, порой прямо противоречащих друг другу. Это отразилось на изменчивости целеполагания и как следствие, задач процесса трёх этапов перестройки.

Этапы перестройки

№ п/п

Временные рамки

Условное название

1

Апрель 1985 – январь 1987 гг.

«Ускорение»

2

Январь 1987 – июнь 1989 гг.

«Гласность»

3

Июнь 1989 – сентябрь 1991 гг.

«Парад суверенитетов»

4

Сентябрь – декабрь 1991 гг.

«Постперестройка»

Первый этап

11 марта 1985 года М. С. Горбачёв был избран Генеральным секретарём ЦК КПСС, что по факту означало занятие им первого по значимости поста в Советском Союзе. На состоявшемся уже в апреле 1985 года Пленум ЦК КПСС новый «генсек» провозгласил ускорение социально-экономического развития СССР как «новый курс» эволюционирования социализма:

  1. Главной идеей было объявлено построение «социализма с человеческим лицом».
  2. Основная задача – остановить процесс упадка социализма.
  3. Средством являлось робкое реформирование при отсутствии программной концепции преобразований («кампанейщина»).
  4. Метод – командно-административный («проб и ошибок»).

В майской (1985 г.) речи в г. Ленинграде, М. С. Горбачёв признал «некоторые недостатки политической и социально-экономической системы СССР». После этого были проведены административные мероприятия по их исправлению:

  1. «Антиалкогольная» кампания.
  2. Борьба с «нетрудовыми доходами».
  3. Введение госприёмки.
  4. Демонстративная борьба с коррупцией.

Слово «перестройка» ещё не прозвучало с высокой трибуны, но «дух» её уже витал в воздухе. «Кампанейщина» не дала сколь-нибудь значимых результатов. Внешне изменения почти никак не проявились, и всё оставалось как бы по-старому как во внутренней, так и внешней политике.

Однако в 1985-1986 гг. произошли, значимы для последующей истории явления:

  1. Без громких скандалов произошла замена старой («брежневской») команды («кремлёвских старцев») в Политбюро ЦК КПСС на новую группировку («молодых») лидеров.

  2. На XXVII съезде КПСС в феврале – марте 1986 года утверждено изменение в программу партии: хрущёвский курс на «построение коммунизма», тихой сапой заменён на «совершенствование социализма» (удвоить экономический потенциал СССР и предоставить квартиру каждой семье до 2000 года!).

  3. В 1986 году произошли: Чернобыльская катастрофа и обвальное падение нефтяных цен, во многом предопределивших ухудшение общей экономической ситуации в СССР.

  4. Постепенное улучшение отношений с «Западом», путём серьёзных (в основном односторонних – соглашение о РМСД) уступок.

Таким образом, первый этап перестройки не принёс желаемых результатов, стал своеобразным периодом «затишья перед грозой».

Второй этап

Главная идея этапа – радикализация процессов реформирования.

Основная задача – демократическое преобразование социализма.

Средства: изменение общественного мнения через средства массовой информации.

Метод – «гласность».

Этот период начинался с Пленума ЦК КПСС, состоявшегося в январе 1987 года, когда было принято решение начать масштабные преобразования во всех сферах общественной жизни СССР, в частности провозглашались:

  1. Политика «гласности» — снятие в СМИ ограничений на любые темы для обсуждения и кардинальное смягчение цензуры.

  2. Снятие запретов на частнопредпринимательскую деятельность (ИТД и кооперативы) и создание совместных предприятий с иностранными компаниями.

  3. «Новое мышление» в международной политике.

Развитие гласности, частной инициативы и нового мышления, в целом получили в основном позитивную оценку в немного дезориентированном советском обществе. Начавшееся преобразование политической системы, а затем самоподрыв авторитета через самоустранение власти катализировали массу негативных социальных процессов:

  1. Раскол общества по убеждениям: на «коммунистов» и «демократов».

  2. Обострение противоречий между традиционными и вновь создаваемыми общественно-политическими силами.

  3. Переход перестроечных процессов в состояние автономности и неуправляемости.

  4. Межнациональные конфликты выходят на уровень открытого противостояния.

  5. Элита союзных республик вступает в борьбу за полноту власти с центром.

В целом второй этап перестройки не выполнил задачи построения «демократического социализма».

Третий этап

Главная идея – изменение модели социального развития страны.

Основная задача – ликвидация монополии КПСС на власть в государстве.

Средства: переход к рыночной экономике капиталистического образца.

Метод: реорганизация СССР в «мягкую федерацию» суверенных государств (ССГ).

Отличительной чертой третьего этапа перестройки является утрата центральной властью контроля над инициированными процессами. Теперь власти уже только подстраивались под текущую ситуацию:

  1. Экономический рост сменяется падением на грань коллапса всей экономики.

  2. Жизненный уровень населения стремительно падает, а товарный дефицит достигает критического апогея.

  3. Эйфория перестройки меняется разочарованием, антикоммунизмом и русофобией.

  4. Горбачёв быстро терял «рычаги управления» страной, несмотря даже на его избрание Президентом СССР Верховным Советом Советского Союза.

  5. Начинается «парад суверенитетов» — признание республиками приоритетности своих законов над всесоюзными.

  6. Во внешней политике наступил «период беспрецедентных односторонних уступок СССР».

К 1991 году общественно-экономическая формация приобретает частнокапиталистический характер:

  1. Частная собственность становится легальной.
  2. Появились валютный и фондовый рынки.
  3. Кооперация перерастает в бизнес.

В итоге «августовского путча» 1991 года КПСС утратила монополию на власть, а СССР «покатился» к неминуемому распаду.

Четвёртый этап

Главная идея – ликвидация СССР.

Основная задача – обеспечить «мирный развод» союзных республик.

Средство: создание новой формы сохранения всестороннего взаимодействия союзных республик.

Метод: создание СНГ и оформление новых взаимоотношений между республиками бывшего СССР.

Цель «постперестройки» была достигнута в Беловежской пуще фактом договорённости между лидерами Белоруссии (Шушкевичем), России (Ельциным) и Украины (Кравчуком) о создании Союза независимых государств (СНГ). Через некоторое время к этому договору присоединились и другие республики (кроме прибалтийских). 25 декабря СССР перестал существовать юридически.

Изменения в политическом устройстве СССР 1987-1991 гг.

Перестройка породила потребность во всесторонних обновленческих процессах. Целью изменения политического устройства СССР была передача реальной власти от КПСС к Советам депутатов.

Законотворческий процесс с марта 1989 по март 1990 годов

Процесс политических реформ был начат январским (1987 г.) Пленумом ЦК КПСС. Политические преобразования были одобрены на  XIX Всесоюзной партконференции. На XII внеочередной декабрьской (1988 г.) сессии ВС СССР принят Закон с дополнениями в Конституцию СССР, в марте 1990 г. состоялся III Чрезвычайный съезд  народных депутатов СССР. Тогда была отменена ст. 6-я Конституции СССР (1977 г.) о ведущей роли КПСС. В октябре 1990 года закон разрешает формирование многопартийности. В декабре 1990 г. дополнена союзная Конституция.

О главе государства

С 20-х годов фактическим главой Советского государства являлся лидер компартии (Генеральный секретарь ЦК КПСС). Вступившие в декабре 1990 года в силу Конституционные изменения делали официальным Главой государства Президента СССР. Первым и последним этот пост занимал М. С. Горбачёв (март 1990-декабрь 1991 гг.).

Новые высшие органы законодательной власти

  1. Высшая власть в СССР — Съезд народных депутатов.
  2. Верховный Совет СССР — постоянно работающий орган власти (состав: Совет Союза, Совет Национальностей).
  3. Республиканские Верховные Советы, советы депутатов автономий и регионов нового формата.

Изменения в высших органах исполнительной власти

  1. Высшая исполнительная власть сосредотачивается в руках Совмина СССР в декабре 1988 г.
  2. В декабре 1990 Совмин СССР переименован в Кабинет министров Союза (декабрьские 1990 г. изменения в Конституцию).
  3. Запрет на совмещение министерской должности с депутатским статусом.

О судебной власти

  1. Народные и Верховные суды дополнились Высшим арбитражным судом Союза и подобием Конституционного суда — Комитетом Конституционного надзора.
  2. Расширение прав граждан на судебную защиту.
  3. Изменён порядок избрания и сроки полномочий судей.

Изменения в избирательной системе

  1. Установлен срок депутатских полномочий всех уровней – 5 лет.
  2. Депутаты избирались на альтернативной основе (союзный уровень предусматривал резервирование 1/3 мест за выдвиженцами от КПСС, ВЦСПС, ВЛКСМ и др.).
  3. Пребывание на выборных должностях ограничивалось двумя сроками.

Изменения в политическом устройстве СССР стали катализатором для разрушивших государство процессов.

Плюсы и минусы перестройки

«Плюсы»

«Минусы»

Крах тоталитаризма

Непродуманность концепции реформ

Создание многопартийной системы

Прохождение во власть сомнительных личностей

Появление подлинного парламентаризма

Стремительный рост коррупции

Прекращения противостояния «сверхдержав»

Утрата СССР статуса сверхдержавы»

Демилитаризация страны

Экономическое падение

Утверждение прав и свобод граждан

Разгул преступности

Итоги перестройки

Главным результатом перестройки является, прежде всего, то, что она была полностью проваленным проектом властей Советского Союза. Заявленные в начале процесса цели не достигнуты или по ходу переформатированы до неузнаваемости. Положение во всех сферах жизнедеятельности страны и основной массы населения катастрофически усугубилось.

В период перестройки СССР показал свою неспособность достойно ответить на внешние и внутренние вызовы. По вине политической элиты была дискредитирована и ликвидирована КПСС, вместе с идеей построения коммунистического общества. Потеряв скрепы, Советский Союз пришёл к логическому завершению уникального общечеловеческого прогрессивного проекта.

Причины, этапы и итоги перестройки 1985 – 1991 годов в Советском Союзе

Перестройка — наименование периода в истории СССР, ознаменованного новой идеологией советской власти и проведением реформ в области экономической и политической сферы.

Инициатором преобразований выступил Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачёв. Целью реформ была «демократизация» и совершенствование сложившейся экономической системы.

Объективное содержание перестройки состояло в том, что стремление привести советские социалистические фундаментальные устои в соответствие с «общечеловеческими» ценностями и идеалами было непоследовательным и крайне противоречивым. Следствием провозглашённой в 1985 году и продлившейся до августа 1991 года «перестройки» стали: крушение КПСС и разрушение СССР.

Содержание

  • 1 Причины перестройки
  • 2 Цели перестройки
  • 3 Этапы перестройки
    • 3.1 Первый этап
    • 3.2 Второй этап
    • 3.3 Третий этап
    • 3.4 Четвёртый этап
  • 4 Изменения в политическом устройстве СССР 1987-1991 гг.
    • 4.1 Законотворческий процесс с марта 1989 по март 1990 годов
    • 4.2 О главе государства
    • 4.3 Новые высшие органы законодательной власти
    • 4.4 Изменения в высших органах исполнительной власти
    • 4.5 О судебной власти
    • 4.6 Изменения в избирательной системе
  • 5 Плюсы и минусы перестройки
  • 6 Итоги перестройки

Причины перестройки

К 80-ым годам прошлого века в Советском Союзе назрела необходимость некоторых экономических, социальных и политических преобразований на фоне внутренних проблем и противоречий. Утвердившаяся система политической власти и хозяйственных отношений стала тормозить общественный прогресс. В высшей партийно-государственной элите вызрело убеждение: «нужно что-то предпринимать». 

Ситуация для СССР усугублялась внешнеполитическими факторами. А именно: 40-летней холодной войной, гонкой вооружений, общей политикой западных держав, направленной на обострение противоречий, присущих советской системе.

В спорах о перестройке даже маститые исследователи часто подменяют цели и причины этого явления. Безусловно, разные группы лиц пытались зачастую добиться с помощью объявленных преобразований совершенно противоположных целей. Кто-то желал улучшить советский строй. А для ряда лиц целью было полное уничтожение советской системы.

Основные же причины перестройки были следующими:

  • Навязывание, «проталкивание» в умы либеральных и демократических идей со стороны Запада. На фоне однопартийной системы и идеологических догм в СССР такие модели воспринимались многими как «глоток свежего воздуха».
  • Повышение заработной платы трудящихся на фоне товарного дефицита.
  • Значительное социальное расслоение общества в отдельных республиках. Речь в первую очередь идет о южных регионах.
  • Зависимость экономики от мировых цен на энергоносители.
  • Развитие отраслей тяжелой промышленности в ущерб легкой, как следствие гонки вооружений.
  • Убытки сельскохозяйственных предприятий и на их фоне рост импорта продовольствия.

Общее замедление экономического развития СССР привели партийную элиту к идее о необходимости преобразований. Взять на себя ответственность за «новый курс» в СССР было поручено М. С. Горбачёву, молодому и на первый взгляд энергичному партфункционеру «из народа».

Цели перестройки

  1. Кризисных процессов, начавших проявляться во всех сферах жизнедеятельности советского общества.

  2. Тенденций изоляционизма в отношении СССР со стороны «мирового сообщества».

Для достижения этой цели советские аналитики просчитали необходимые шаги:

Сфера жизнедеятельности

Необходимые действия

В области экономики

  • создание саморегулирующегося экономического механизма, при сохранении доминирующей роли государства;
  • обеспечение развития разных форм собственности;
  • всестороннее повышение экономической активности.

В политической и социальной сферах

  • изменение унитарной системы советского государства;
  • углубление демократизации советской политической и социальной системы;
  • достижение более высокого уровня жизни населения страны.

В сфере идеологии

  • реорганизация идеологической направленности внешней политики;
  • формула «нового политического мышления»;
  • открытие «железного занавеса» со стороны Советского Союза для окружающего мира.

Программы конкретных мероприятий под эти шаги предусматривали широкий спектр мероприятий, порой прямо противоречащих друг другу. Это отразилось на изменчивости целеполагания и как следствие, задач процесса трёх этапов перестройки.

Этапы перестройки

№ п/п

Временные рамки

Условное название

1

Апрель 1985 – январь 1987 гг.

«Ускорение»

2

Январь 1987 – июнь 1989 гг.

«Гласность»

3

Июнь 1989 – сентябрь 1991 гг.

«Парад суверенитетов»

4

Сентябрь – декабрь 1991 гг.

«Постперестройка»

Первый этап

11 марта 1985 года М. С. Горбачёв был избран Генеральным секретарём ЦК КПСС, что по факту означало занятие им первого по значимости поста в Советском Союзе. На состоявшемся уже в апреле 1985 года Пленум ЦК КПСС новый «генсек» провозгласил ускорение социально-экономического развития СССР как «новый курс» эволюционирования социализма:

  1. Главной идеей было объявлено построение «социализма с человеческим лицом».
  2. Основная задача – остановить процесс упадка социализма.
  3. Средством являлось робкое реформирование при отсутствии программной концепции преобразований («кампанейщина»).
  4. Метод – командно-административный («проб и ошибок»).

В майской (1985 г.) речи в г. Ленинграде, М. С. Горбачёв признал «некоторые недостатки политической и социально-экономической системы СССР». После этого были проведены административные мероприятия по их исправлению:

  1. «Антиалкогольная» кампания.
  2. Борьба с «нетрудовыми доходами».
  3. Введение госприёмки.
  4. Демонстративная борьба с коррупцией.

Слово «перестройка» ещё не прозвучало с высокой трибуны, но «дух» её уже витал в воздухе. «Кампанейщина» не дала сколь-нибудь значимых результатов. Внешне изменения почти никак не проявились, и всё оставалось как бы по-старому как во внутренней, так и внешней политике.

Однако в 1985-1986 гг. произошли, значимы для последующей истории явления:

  1. Без громких скандалов произошла замена старой («брежневской») команды («кремлёвских старцев») в Политбюро ЦК КПСС на новую группировку («молодых») лидеров.

  2. На XXVII съезде КПСС в феврале – марте 1986 года утверждено изменение в программу партии: хрущёвский курс на «построение коммунизма», тихой сапой заменён на «совершенствование социализма» (удвоить экономический потенциал СССР и предоставить квартиру каждой семье до 2000 года!).

  3. В 1986 году произошли: Чернобыльская катастрофа и обвальное падение нефтяных цен, во многом предопределивших ухудшение общей экономической ситуации в СССР.

  4. Постепенное улучшение отношений с «Западом», путём серьёзных (в основном односторонних – соглашение о РМСД) уступок.

Таким образом, первый этап перестройки не принёс желаемых результатов, стал своеобразным периодом «затишья перед грозой».

Второй этап

Главная идея этапа – радикализация процессов реформирования.

Основная задача – демократическое преобразование социализма.

Средства: изменение общественного мнения через средства массовой информации.

Метод – «гласность».

Этот период начинался с Пленума ЦК КПСС, состоявшегося в январе 1987 года, когда было принято решение начать масштабные преобразования во всех сферах общественной жизни СССР, в частности провозглашались:

  1. Политика «гласности» — снятие в СМИ ограничений на любые темы для обсуждения и кардинальное смягчение цензуры.

  2. Снятие запретов на частнопредпринимательскую деятельность (ИТД и кооперативы) и создание совместных предприятий с иностранными компаниями.

  3. «Новое мышление» в международной политике.

Развитие гласности, частной инициативы и нового мышления, в целом получили в основном позитивную оценку в немного дезориентированном советском обществе. Начавшееся преобразование политической системы, а затем самоподрыв авторитета через самоустранение власти катализировали массу негативных социальных процессов:

  1. Раскол общества по убеждениям: на «коммунистов» и «демократов».

  2. Обострение противоречий между традиционными и вновь создаваемыми общественно-политическими силами.

  3. Переход перестроечных процессов в состояние автономности и неуправляемости.

  4. Межнациональные конфликты выходят на уровень открытого противостояния.

  5. Элита союзных республик вступает в борьбу за полноту власти с центром.

В целом второй этап перестройки не выполнил задачи построения «демократического социализма».

Третий этап

Главная идея – изменение модели социального развития страны.

Основная задача – ликвидация монополии КПСС на власть в государстве.

Средства: переход к рыночной экономике капиталистического образца.

Метод: реорганизация СССР в «мягкую федерацию» суверенных государств (ССГ).

Отличительной чертой третьего этапа перестройки является утрата центральной властью контроля над инициированными процессами. Теперь власти уже только подстраивались под текущую ситуацию:

  1. Экономический рост сменяется падением на грань коллапса всей экономики.

  2. Жизненный уровень населения стремительно падает, а товарный дефицит достигает критического апогея.

  3. Эйфория перестройки меняется разочарованием, антикоммунизмом и русофобией.

  4. Горбачёв быстро терял «рычаги управления» страной, несмотря даже на его избрание Президентом СССР Верховным Советом Советского Союза.

  5. Начинается «парад суверенитетов» — признание республиками приоритетности своих законов над всесоюзными.

  6. Во внешней политике наступил «период беспрецедентных односторонних уступок СССР».

К 1991 году общественно-экономическая формация приобретает частнокапиталистический характер:

  1. Частная собственность становится легальной.
  2. Появились валютный и фондовый рынки.
  3. Кооперация перерастает в бизнес.

В итоге «августовского путча» 1991 года КПСС утратила монополию на власть, а СССР «покатился» к неминуемому распаду.

Четвёртый этап

Главная идея – ликвидация СССР.

Основная задача – обеспечить «мирный развод» союзных республик.

Средство: создание новой формы сохранения всестороннего взаимодействия союзных республик.

Метод: создание СНГ и оформление новых взаимоотношений между республиками бывшего СССР.

Цель «постперестройки» была достигнута в Беловежской пуще фактом договорённости между лидерами Белоруссии (Шушкевичем), России (Ельциным) и Украины (Кравчуком) о создании Союза независимых государств (СНГ). Через некоторое время к этому договору присоединились и другие республики (кроме прибалтийских). 25 декабря СССР перестал существовать юридически.

Изменения в политическом устройстве СССР 1987-1991 гг.

Перестройка породила потребность во всесторонних обновленческих процессах. Целью изменения политического устройства СССР была передача реальной власти от КПСС к Советам депутатов.

Законотворческий процесс с марта 1989 по март 1990 годов

Процесс политических реформ был начат январским (1987 г.) Пленумом ЦК КПСС. Политические преобразования были одобрены на  XIX Всесоюзной партконференции. На XII внеочередной декабрьской (1988 г.) сессии ВС СССР принят Закон с дополнениями в Конституцию СССР, в марте 1990 г. состоялся III Чрезвычайный съезд  народных депутатов СССР. Тогда была отменена ст. 6-я Конституции СССР (1977 г.) о ведущей роли КПСС. В октябре 1990 года закон разрешает формирование многопартийности. В декабре 1990 г. дополнена союзная Конституция.

О главе государства

С 20-х годов фактическим главой Советского государства являлся лидер компартии (Генеральный секретарь ЦК КПСС). Вступившие в декабре 1990 года в силу Конституционные изменения делали официальным Главой государства Президента СССР. Первым и последним этот пост занимал М. С. Горбачёв (март 1990-декабрь 1991 гг.).

Новые высшие органы законодательной власти

  1. Высшая власть в СССР — Съезд народных депутатов.
  2. Верховный Совет СССР — постоянно работающий орган власти (состав: Совет Союза, Совет Национальностей).
  3. Республиканские Верховные Советы, советы депутатов автономий и регионов нового формата.

Изменения в высших органах исполнительной власти

  1. Высшая исполнительная власть сосредотачивается в руках Совмина СССР в декабре 1988 г.
  2. В декабре 1990 Совмин СССР переименован в Кабинет министров Союза (декабрьские 1990 г. изменения в Конституцию).
  3. Запрет на совмещение министерской должности с депутатским статусом.

О судебной власти

  1. Народные и Верховные суды дополнились Высшим арбитражным судом Союза и подобием Конституционного суда — Комитетом Конституционного надзора.
  2. Расширение прав граждан на судебную защиту.
  3. Изменён порядок избрания и сроки полномочий судей.

Изменения в избирательной системе

  1. Установлен срок депутатских полномочий всех уровней – 5 лет.
  2. Депутаты избирались на альтернативной основе (союзный уровень предусматривал резервирование 1/3 мест за выдвиженцами от КПСС, ВЦСПС, ВЛКСМ и др.).
  3. Пребывание на выборных должностях ограничивалось двумя сроками.

Изменения в политическом устройстве СССР стали катализатором для разрушивших государство процессов.

Плюсы и минусы перестройки

«Плюсы»

«Минусы»

Крах тоталитаризма

Непродуманность концепции реформ

Создание многопартийной системы

Прохождение во власть сомнительных личностей

Появление подлинного парламентаризма

Стремительный рост коррупции

Прекращения противостояния «сверхдержав»

Утрата СССР статуса сверхдержавы»

Демилитаризация страны

Экономическое падение

Утверждение прав и свобод граждан

Разгул преступности

Итоги перестройки

Главным результатом перестройки является, прежде всего, то, что она была полностью проваленным проектом властей Советского Союза. Заявленные в начале процесса цели не достигнуты или по ходу переформатированы до неузнаваемости. Положение во всех сферах жизнедеятельности страны и основной массы населения катастрофически усугубилось.

В период перестройки СССР показал свою неспособность достойно ответить на внешние и внутренние вызовы. По вине политической элиты была дискредитирована и ликвидирована КПСС, вместе с идеей построения коммунистического общества. Потеряв скрепы, Советский Союз пришёл к логическому завершению уникального общечеловеческого прогрессивного проекта.

Почему провалилась перестройка — Фонд экономического образования

Когда Михаил Горбачев пришел к власти в 1985 году, он унаследовал политический и экономический бардак. Новосибирский отчет, подготовленный советским социологом Татьяной Заславской и опубликованный на Западе весной 1984 года, уже выявил глубокие структурные проблемы, с которыми столкнулось советское руководство. Годы коммунистического правления душили экономику, подавляя инновации и уничтожая инициативу, и породили политический цинизм, порожденный откровенной коррумпированностью правящей элиты. Горбачев прекрасно понимал масштабы положения, доставшегося ему в наследство.

Но после шести лет пребывания у власти, несмотря на много разговоров об обновлении и реструктуризации, экономика находится в худшем положении, и Советский Союз больше не существует как политическая единица. Как программу реструктуризации экономики перестройку следует признать полным провалом. Гласность, безусловно, вызвала политическое и культурное пробуждение, невиданное за 74 года коммунистического правления, но перестройка не принесла экономических благ. Почему?

Одна из главных причин провала перестройки заключалась в том, что она не была предпринята. За шесть лет пребывания у власти Горбачев представил не менее 10 программ «радикальной перестройки» советской экономики, ни одна из которых не была реализована. Вместо этого экономическая реформа ограничивалась непоследовательными и непоследовательными полумерами. Закон об индивидуальной экономической деятельности, закон о государственных предприятиях и различные предложения по реформе цен, например, представляли собой не более чем полумеры, не способные дать желаемых экономических результатов, даже если бы они осуществлялись в идеальных условиях.

Концептуально экономическая реформа — довольно простое дело. Частная собственность на ресурсы должна быть установлена ​​и защищена законом; субсидии потребителям и производителям должны быть устранены; цены должны быть свободны, чтобы приспосабливаться к силам спроса и предложения; следует проводить ответственную фискальную политику, которая сводит налогообложение к минимуму и ограничивает финансирование дефицита; и твердая валюта должна быть установлена. Провести такие реформы — даже в западной экономике — совсем не просто. И главная проблема заключается не только в концептуальной разработке соответствующей последовательности или плана реформ.

Одним из наиболее важных открытий, полученных в результате академических исследований в области современной политической экономии, является потенциальный конфликт между хорошей экономикой и хорошей политикой. Исследования показали, что в демократических режимах, где политики зависят от голосов и пожертвований на избирательные кампании, политическая логика порождает недальновидность в отношении экономической политики.

Популярная экономическая политика — это та, которая имеет тенденцию приносить краткосрочные и легко определяемые выгоды за счет долгосрочных и в значительной степени скрытых затрат. Финансирование дефицита и инфляционная денежно-кредитная политика — всего лишь два примера из западной экономики.

В бывшей коммунистической политической экономии этот аргумент о логике политики может быть усилен. Выгоды от государственной политики ложились в основном на единственный значимый электорат: партийную бюрократию. От красивой дачи до особого доступа к магазинам — партийная элита была главным бенефициаром системы. Экономическая реформа обещала разрушить эту систему и привести к вполне реальным краткосрочным издержкам.

Если бы рыночные реформы были искренне проведены Горбачевым, краткосрочными перспективами были бы более высокие цены по мере ликвидации потребительских субсидий, безработица по мере закрытия неэффективных государственных предприятий и явное неравенство доходов по мере того, как новые предприниматели использовали возможности для получения экономической прибыли.

Иными словами, структурная экономическая реформа обещала краткосрочные и легко определяемые издержки, которые ляжет главным образом на партийную бюрократию, и долгосрочные и во многом скрытые выгоды в плане повышения экономической эффективности и благосостояния потребителей. Логика реформ прямо противоречила логике политики, и политика победила.

Преобладает экономическая реальность

Хотя правящая элита на каждом шагу боролась с экономической реформой, она не могла отказаться от экономической реальности. Советская экономика исчерпала накопленный профицит природных ресурсов и западных технологий и не могла дальше развиваться. При Горбачеве экономическая ситуация ухудшилась, а требования структурной реформы стали громче и опаснее для старой системы. Гласность, помимо событий 1989 — от площади Тяньаньмэнь до Берлинской стены — мобилизовали интеллектуальную и культурную элиту. Как гласила русская пословица: «Мы еще на привязи, и до собачьей миски еще далеко, но теперь мы можем лаять сколько угодно».

Неудавшийся августовский переворот 1991 года стал последним вздохом главных бенефициаров советской власти: привилегированных аппаратчиков и правящей элиты. В течение 60 часов мир сначала содрогнулся, затем ахнул, когда переворот развалился, и, наконец, обрадовался, когда испытание закончилось. Но переворот был предпосылкой для начала реальной реформы системы. В противном случае партийная бюрократия все еще обладала бы той степенью легитимности и власти, которой больше не существует. Вытеснение доминирующих групп интересов, как утверждал Манкур Олсон в своей

Расцвет и упадок наций, является необходимым условием системной политической и экономической реформы.

Парадокс правительства, как красноречиво указал Джеймс Мэдисон, состоит в том, что работоспособная конституция должна сначала наделить институт управления способностью управлять своими гражданами, а затем заставить его управлять собой. Когда лидеры бывших советских республик обсуждают свои будущие экономические и политические связи и правовые рамки, которые будут управлять их обществом, они должны помнить о самом важном уроке 74-летней истории советского коммунизма — когда политике позволено доминировать. экономия как организующий принцип, политическая и экономическая иррациональность.

Работающая конституция должна защищать от необоснованного политического вторжения (даже во имя демократии) в действие экономических сил. Закон должен установить «правила игры», защищающие экономическую свободу людей. Только таким образом могут прийти надежда и процветание к народу, который был благословлен природными ресурсами, но жил под проклятием — сначала при царях, а затем при коммунистах — плохих правил, которые не смогли сдержать политические прихоти правящая элита.

Эта страница в значительной степени зависит от JavaScript.

Пожалуйста, включите JavaScript и перезагрузите страницу, чтобы воспользоваться нашими современными функциями.

Почему провалилась перестройка — Центр Нисканен

Михаила Горбачева будут помнить и за то, что он не сделал, и за то, что он сделал. Помимо нескольких насильственных, но кратких интервенций в самом СССР (Литва, Грузия), чего он не сделал, так это послал советскую армию, чтобы помешать Польше, Чехословакии и остальной части советской империи восстановить свою независимость. За это его будут вспоминать с благодарностью и уважением. То, что он сделал, заключалось в реализации гласность (часто переводится как «открытость») и перестройка (экономическая реформа, или «реструктуризация»). У них были более смешанные результаты.

Гласность была по крайней мере квалифицированным успехом. Свобода слова, собраний, путешествий и многое другое были значительно, если не полностью, либерализованы. Многие аспекты гласности сохранялись вплоть до репрессий Владимира Путина в 2022 году. Даже сегодня россияне в целом сохраняют одну ключевую свободу, в которой было отказано советским гражданам: право покинуть страну, навсегда или временно, по своему желанию. [Обновление: с тех пор, как 21 сентября правительство России объявило «частичную мобилизацию», всего через несколько дней после того, как это было написано, эта свобода тоже, по крайней мере, частично урезана для мужчин призывного возраста. ]

Но перестройка , экономическая составляющая горбачевских реформ, потерпела неудачу. Он вырвал почву из-под и без того шатающейся структуры централизованного планирования, практически ничего не сделав для того, чтобы заложить фундамент настоящей рыночной экономики. Оглядываясь назад, мы можем увидеть три основных препятствия, которые обрекли перестройку на гибель с самого ее начала.

Неотъемлемая часть перестройки

Централизованное планирование никогда не было подходящим термином для советской экономики. Система всегда была намного сложнее, чем предполагает этот термин. Госплан , предполагаемое центральное плановое агентство, не имел ни знаний, ни вычислительной мощности для управления работой каждой фабрики и фермы в стране. Со временем сложилась система, в которой центральные власти устанавливали несколько приоритетов, которые реализовывались через беспорядочную систему бонусов и санкций, опосредованных торгом между местными и центральными интересами. Руководителям предприятий неохотно была предоставлена ​​определенная степень автономии в отношении деталей. Вся система пришла в своего рода полицентрическое равновесие, которое каким-то образом заставляло колеса вращаться.

Однако к тому времени, когда появился Горбачев, эти колеса вращались все медленнее и медленнее. Он решил повозиться. Но возиться с частями сложной системы, оставляя другие на месте, всегда есть риск непредвиденных последствий.

Многие ключевые экономические изменения, введенные Горбачевым, были направлены на то, чтобы дать директорам предприятий больше свободы в принятии решений о том, как достичь целей, которые, по крайней мере в общих чертах, еще предстояло установить центру. Новые свободы включали больший контроль над методами производства, наймом и поиском ресурсов. Директора предприятий также получили больший контроль над своими финансами, вместо того чтобы следовать строгому финансовому плану, составленному в соответствии с подробными мандатами на ввод и вывод. Но в намерения Горбачева никогда не входило создание настоящей рыночной экономики. Среди вещей, которые Горбачев оставил на месте, были государственная собственность на средства производства, стимулы, основанные на количественных целях, а не на прибылях, и контроль над ценами.

Ограниченная автономия предприятия без прибыли, цен или частной собственности оказалась токсичной смесью. Менеджеры использовали свои свободы для приобретения нового оборудования и найма новых рабочих. В принципе, предприятия должны были покрывать возросшие расходы за счет своих доходов. На практике, однако, нехватка финансовых средств покрывалась государственными субсидиями или льготными кредитами от государственных кредиторов. Спрос на машины и сырье рос, но цены на них оставались ограниченными, что приводило к нехватке товаров для производства. Усиление конкуренции за рабочую силу привело к росту доходов домохозяйств, но рост доходов плюс фиксированные цены также привели к дефициту на потребительских рынках. В совокупности негибкие цены, скудный прирост производства и рост спроса, финансируемый за счет долга, привели к подавлению инфляции в колоссальных масштабах.

К 1990 году противоречия перестройки стали очевидны. Падение производства и подавленная инфляция привели к длинным очередям и вспыльчивости. Группа более радикальных реформаторов предложила 500-дневный план, направленный на завершение перехода к рыночной экономике за счет отмены контроля над ценами, приватизации государственных предприятий и открытия советской экономики для всего мира. Правительство Горбачева забавлялось принятием плана, но вмешалась политика, кульминацией которой стал неудавшийся переворот летом 1991 года и распад самого Советского Союза несколько месяцев спустя.

Отсутствующие институциональные основы

В начале 1992 года Российская Федерация с Борисом Ельциным в качестве президента унаследовала примерно половину населения Советского Союза и все его экономические проблемы. Всего через несколько недель после того, как Россия официально стала суверенной страной, правительство Ельцина развернуло программу шоковой терапии, которая повторила план на 500 дней, но сжала его до еще более коротких временных рамок.

Отмена контроля над ценами в начале 1992 г. немедленно привела к гиперинфляции. В течение года цены выросли более чем в 20 раз. Длинные очереди горбачевской эпохи исчезли в одночасье, но исчезли и сбережения простых россиян. Приватизация привела к появлению нового класса сверхбогатых олигархов, но не оживила экономику в целом. В итоге события того судьбоносного года показали, что и российские реформаторы, и многие их западные сторонники имели лишь поверхностное представление о природе рыночной экономики.

Каким-то образом, зациклившись на технических деталях, реформаторы не поняли, что рыночная экономика может успешно функционировать только в том случае, если ее институциональные основы сильны. Без прав собственности, принудительного исполнения контрактов и защиты инвесторов вы получите не капитализм, а клептократию. В России не было нужных институтов в 1990-х и нет до сих пор. На рис. 1 показана относительная институциональная сила четырех репрезентативных стран примерно в 2020 году. Каждая страна получила от 0 до 10 баллов в соответствии с тремя аспектами потенциала государства (административным, в области безопасности и в налогово-бюджетной сфере) и пятью характеристиками либеральной демократии (конституционные ограничения на правительство, качество рыночные институты, личные свободы, процессуальная демократия и социальная защита). Качество рыночных институтов, в свою очередь, измеряется средним баллом за права собственности, исполнение контрактов и защиту инвесторов. (Подробнее о методах и показателях, лежащих в основе диаграммы, см. здесь.)

Как видно из рисунка, Сингапур имеет самый высокий в мире балл по силе рыночных институтов, набрав высший балл 10. Соединенные Штаты вполне прилично справляются с 8,3. Китай значительно отстает, но его оценка 6,2 была, по крайней мере, лучше, чем его оценка свободы и демократии. Из четырех показанных стран российские рыночные институты, безусловно, самые слабые: всего 4,9 балла. Если бы были доступны данные о рыночных институтах России в эпоху Ельцина, оценка была бы еще ниже.

Культурные ценности

Во многих случаях у меня было место в первом ряду. Несколько раз посетив Россию в конце 1980-х годов, мы с женой поселились преподавать в Москве, начиная с осени 1990 года. В конце концов мы основали собственную небольшую программу MBA в американском стиле и продолжали вести ее до 2000 года, первого года правления Владимира Путина. в силе.

Учащиеся моих собственных классов в основном имели опыт работы в области физики, математики и инженерии, поэтому у них не было особых проблем с уравнениями и моделями экономики и финансов. Однако со временем я начал замечать, что у них слегка отличались взгляды на некоторые менее поддающиеся количественной оценке аспекты рыночной экономики.

Одним из примеров является распространенное русское выражение « кто-ково или «Кто кого одолеет?» Если вы начнете с точки зрения кто-ково , вы увидите каждую потенциальную сделку как игру с нулевой суммой.

Хитростью, дезинформацией или силой кто-то окажется в проигрыше, а кто-то — в выигрыше. Взаимная выгода от торговли, основа западного экономического мышления от Адама Смита до наших дней, была бы случайностью, а не правилом.

Еще одно отличие заключается в русском понимании зависти. Русские более четко различают «черную», или злобную, зависть, и «белую», или доброкачественную, зависть, чем носители английского языка. Если у вашего соседа есть корова, белая зависть побуждает вас усердно работать, чтобы вы тоже могли завести корову. Черная зависть побуждает вас отравить соседскую корову.

В классическом русском анекдоте мужчина ловит волшебную рыбку. «Я дам тебе все, что ты захочешь, если ты бросишь меня обратно в море, — говорит рыба, — но есть одна загвоздка. Все, что я дам тебе, я дам вдвойне твоему злейшему врагу». Рыбак долго думает. Наконец он говорит: «Хорошо, договорились. Ослепи меня на один глаз!»

Излишне говорить, что менталитет черной зависти не является хорошей основой для построения системы продуктивного соперничества и взаимной выгоды от торговли.

В книге 1994 года « Системы выживания » (книге, которая никогда не привлекала должного внимания) Джейн Джейкобс изложила свое собственное понимание культурных основ рыночной экономики. Джейкобс противопоставил два культурных типа. Одна группа, которую она назвала «хранителями», считает проявление доблести одной из самых важных добродетелей. Они также восхищаются готовностью отомстить, даже если это дорого обходится, и умением обманывать как средством достижения цели. Хотя они готовы торговать, когда это необходимо, стражи не считают торговлю особо добродетельным занятием.

Вторая группа, которую Джейкобс назвал «трейдерами», обладает другим набором достоинств. Они ценят эффективность, новизну, трудолюбие и бережливость. Они предпочитают добровольные соглашения для достижения своих целей. Соответственно, они придают большое значение соблюдению контрактов и честности. Они не совсем не желают применять силу, но склонны избегать ее как прискорбной необходимости и применять ее только в крайнем случае.

Джейкобс считал, что здоровое общество требует баланса между хранителями и торговцами. Стражники — термин, который она позаимствовала у Платона, — хорошо подходят для роли правительственных лидеров, солдат и полицейских, хотя, по иронии судьбы, некоторые из их ценностей разделяют уличные банды и организованная преступность. Торговцы, в свою очередь, хорошо приспособлены к работе в промышленности, торговле и сельском хозяйстве. Их преданность инновациям и трудолюбие в сочетании со склонностью к сотрудничеству с другими для достижения взаимной выгоды способствуют не только их собственному процветанию, но и процветанию всего общества. Однако рынки лучше всего работают при верховенстве закона и в контексте мира и безопасности, отсюда и необходимость в балансе торговцев и опекунов.

Я читал книгу Джейкобса, живя в ельцинской России, и убедился, что советский опыт оставил в этой стране фундаментальный дисбаланс: слишком много опекунов, недостаточно торговцев. Более того, перестройка и шоковая терапия открыли путь людям, проникнутым советским охранительным менталитетом, стать бизнесменами, извращенным гибридом двух культурных типов. (Бизнесменок было несколько , тоже, вроде Елены Батуриной, жены мэра Москвы, которая использовала свои связи, чтобы стать самой богатой женщиной России.) бизнесменов с энтузиазмом применили свои достоинства мастерства, мести и обмана к формирующейся рыночной экономике. Результатом стал карнавал мошенничества, коррупции, вымогательства и насильственного разрешения деловых споров, который отравил любой энтузиазм, который простые россияне могли сохранить в отношении рыночной экономики — если он остался после гиперинфляции 1992 года.

Чтобы внести ясность, я хотел бы ограничить свои комментарии о культуре несколькими словами предостережения. Культурные черты неодинаковы в любом обществе. Смесь стражей, торговцев и их гибридов можно найти в любом обществе. Большинство наших собственных русских студентов 19-го90-е годы стали успешными, законопослушными предпринимателями и профессионалами в бизнесе, хотя многим было легче сделать карьеру в эмиграции на Западе, чем дома в России. Кроме того, из того, что я читал и слышал на расстоянии, кажется, что некоторые из наиболее ярких криминальных черт деловой жизни ельцинской эпохи исчезли, не в последнюю очередь из-за решимости Путина не позволить ни олигархам в Gucci, ни мафиози в кожаных куртках установить себя как конкурирующие центры силы. Многие торговцы выживают в более тихих уголках российской экономики, но явно господствуют опекуны.

Оглядываясь назад, я помню, как выступал на конференции в Москве, организованной Институтом Катона в конце лета 1990 года. Темой была экономическая реформа. Только что обнародованный 500-дневный план был с энтузиазмом встречен как западными, так и российскими участниками конференции. У меня нет записей с конференции, но, насколько я помню, я так же, как и другие, надеялся на перспективы реформ. Слишком много надежд.

К тому времени мы поняли некоторые из наиболее очевидных недостатков перестройки, но не понимали, насколько наивно было думать, что 500-дневный план или что-то в этом роде исправит их.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *