Пересказ властителям и судиям – Краткое содержание произведения Властителям и судиям Державин

Содержание

Краткое содержание произведения Властителям и судиям Державин

Поэзия Гавриила Романовича Державина — одно из самых важных явлений в русской литературе XVIII века. Очень храбрый, категорический и свободный характер Державина выражался не только в карьере государственного работника, но, наверное, еще больше — в поэзии. Одно из его стихотворений едва не стало поводом для изгнания. Это было написанное в 1780 году стихотворение «Властителям и судиям», которое сам писатель называл «гневной одой».

«Властителям и судиям» — это переложение 81-го псалма — так в древности называли библейские песнопения, которые были обращены к Богу.

Но, без сомнений, содержание оды Державина, которое основывалось на библейском тексте, было связано с современной жизнью России. Именно здесь он видит игнорирование справедливости, нарушение законов, притеснение слабых, празднование лжи и зла, сходство чему он и находит в ветхозаветной истории.

Державин в своем стихотворении утверждает, что нужно подчиняться единому для всех закону высшей правды и справедливости. Но в реальности он видит, что те, кто стоит у власти, уклоняются от высшего закона. Он заявляет о неизбежности наказания для тех властителей, которые не покоряются высшему закону правды и справедливости – и это основная мысль оды Державина.

Оду «Властителям и судиям» восприняли как революционный возглас не только все придворное общество, но и сама императрица.

Потому как в ней говорилось о том, что грешную власть нельзя признавать божественной, а значит, ее ожидает гнев Божий и падение. На смену таким «властителям и судиям» непременно придут такие, которые будут следовать добру и справедливости.

Интересен тот факт, что во времена Французской революции в Париже как раз этот 81 псалом, который лежит в основе стихотворения Державина, был перефразирован якобинцами-революционерами, и люди пели его на улицах города, показывая тем самым свое возмущение. Так в творчестве Державина были связаны вместе библейская мудрость, история Европы и современность России. А нам остался великолепный пример поэзии высокого гражданского звучания, которое всегда «вечно» и всегда ново.

www.allsoch.ru

«ВЛАСТИТЕЛЯМ И СУДИЯМ» Краткое содержание и главные герои

Стихотворение (переложение псалма 81) звучит как прямое
гневное обращение к «земным богам», т. е. царям, властите­лям.

В сюжете стихотворения восстал Всевышний Бог и
судит земных богов, т. е. правителей, за их неправедные дела.
Всевышний вопрошает, до каких пор земные боги будут
щадить неправедных и злых.
Ведь их миссия на земле состоит в том, чтобы они
ставались верны высшим законам и хранили их заветы
все время. При этом простые люди не должны просить
покровительства сильных мира сего.
Сироты и вдовы в их государстве ни в коем случае
не должны оставаться без поддержки и защиты.
Долг земных богов должен заключаться в том,
чтобы «спасать от бед невинных», «от сильных защищать
бессильных», освобождать невинных от оков.
Но эти боги «не внемлют». Они вроде бы пекутся о своем
государстве, но совершенно ничего не знают о
его людях и их жизни:
«Злодейства землю потрясают, неправда зыблет небеса».

Богам земным предоставлялась честь править на земле
от лица Всевышнего. Но если они не в силах выполнять
свой долг, возложенный на них Всевышним Богом,
лирический герой начинает их сравнивать с обычным
человеком-с собой.
Земные боги оказываются так же подвержены страстям
и смертны, как и он:» И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!»

И тогда лирическому герою остается только одно:
обратиться к истинному Богу за помощью.
Он призывает его воскреснуть снова.
Только Бог правый сможет выслушать моления
всех тех несчастных, которых перечислил выше
лирический герой.
И только ему дано право судить и наказывать за все
совершенные поступки даже царей.
«Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!»

В противоположность сложившейся литературной традиции
восхваления в одах и других поэтических произведени­ях
«земных богов» Державин не только низводит их с пьедестала,
но и судит, на­поминая об обязанностях перед поддан­ными.
Стихотворение содержит и обличе­ние, и наказ (наставление).

Пафос стихотворения «Властителям и судиям» в сожалении
о том, что власть имущие не обладают необходимыми
достоинствами для организации процветания своих
подданных, а стремятся к личным благам, подвержены
тяжелым порокам и страстям.
Державин выступает против таких пороков как
пресыщенность,
взяточничество, безразличие к судьбе народа.

Стихотворение написано высоким сти­лем, который избирается
автором не для восхваления царствующих особ,
а для об­личения и показа высокого назначения земной власти.

otvet.mail.ru

Краткое содержание Властителям и судиям Державин

Властителям и судиям

Поэзия Гавриила Романовича Державина – одно из самых важных явлений в русской литературе XVIII века. Очень храбрый, категорический и свободный характер Державина выражался не только в карьере государственного работника, но, наверное, еще больше – в поэзии. Одно из его стихотворений едва не стало поводом для изгнания. Это было написанное в 1780 году стихотворение “Властителям и судиям”, которое сам писатель называл “гневной одой”.

“Властителям и судиям” – это переложение 81-го псалма – так

в древности называли библейские песнопения, которые были обращены к Богу.

Но, без сомнений, содержание оды Державина, которое основывалось на библейском тексте, было связано с современной жизнью России. Именно здесь он видит игнорирование справедливости, нарушение законов, притеснение слабых, празднование лжи и зла, сходство чему он и находит в ветхозаветной истории.

Державин в своем стихотворении утверждает, что нужно подчиняться единому для всех закону высшей правды и справедливости. Но в реальности он видит, что те, кто стоит у власти, уклоняются от высшего закона. Он заявляет о неизбежности наказания для

тех властителей, которые не покоряются высшему закону правды и справедливости – и это основная мысль оды Державина.

Оду “Властителям и судиям” восприняли как революционный возглас не только все придворное общество, но и сама императрица.

Потому как в ней говорилось о том, что грешную власть нельзя признавать божественной, а значит, ее ожидает гнев Божий и падение. На смену таким “властителям и судиям” непременно придут такие, которые будут следовать добру и справедливости.

Интересен тот факт, что во времена Французской революции в Париже как раз этот 81 псалом, который лежит в основе стихотворения Державина, был перефразирован якобинцами-революционерами, и люди пели его на улицах города, показывая тем самым свое возмущение. Так в творчестве Державина были связаны вместе библейская мудрость, история Европы и современность России. А нам остался великолепный пример поэзии высокого гражданского звучания, которое всегда “вечно” и всегда ново.

rus-lit.com

Державин властителям и судьям краткое содержание — Поэты и писатели

Рубрики

  • Авиация (106)
  • Астрономические явления (16)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (29)
  • Атмосферные электрические явления (8)
  • Бабочки (8)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (17)
  • Вокруг Солнечной системы (48)
  • Вопрос-Ответ (1377)
  • Габсбурги (14)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (45)
  • Дальние страны (497)
  • Дорога — это жизнь (25)
  • Животные (205)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (361)
  • Замки и Дворцы (26)
  • ЗДОРОВЬЕ (134)
  • Земля (74)
  • Искусство (172)
  • Истории любви (110)
  • ИСТОРИЯ (703)
  • История одного стихотворения (1323)
  • История одной картины (267)
  • Книги для детей (185)
  • Краса ветвей зависит от корней (24)
  • Легенды и мифы (83)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (143)
  • ЛЮДИ (11)
  • Люди-легенды (95)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (25)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (8)
  • МИКРОмир (10)
  • Мода (27)
  • Москва (25)
  • Музеи (86)
  • Наполеон Бонапарт (51)
  • Насекомые (17)
  • НАУКА (169)
  • Облака (11)
  • Оружие (11)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (167)
  • Первые среди равных (120)
  • Поэзия (498)
  • Праздники (14)
  • Притчи (30)
  • Проза (360)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (131)
  • Психология (43)
  • Птицы (99)
  • Растения (47)
  • Рекорды (17)
  • Романовы (41)
  • Россия (463)
  • Сады и парки (26)
  • Самарканд — столица Тамерлана (21)
  • Санкт-Петербург (74)
  • Символы (67)
  • Скульпторы (13)
  • Соборы и Мечети (56)
  • Судьбы человеческие (788)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (199)
  • Ташкент (17)
  • Узбекистан (104)
  • Фарфор (7)
  • Фотографии (255)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (163)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (373)
  • ЦВЕТЫ (30)
  • ЧАЙ (17)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (493)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (255)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Гавриил Романович Державин

Восстал всевышний бог, да судит

Земных богов во сонме их;

Доколе, рек, доколь вам будет

Щадить неправедных и злых?

Ваш долг есть: сохранять законы,

На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны

Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных.

Несчастливым подать покров;

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков.

Не внемлют! видят — и не знают!

Покрыты мздою очеса:

Злодействы землю потрясают,

Неправда зыблет небеса.

Цари! Я мнил, вы боги властны,

Никто над вами не судья,

Но вы, как я подобно, страстны,

И так же смертны, как и я.

И вы подобно так падете,

Как с древ увядший лист падет!

И вы подобно так умрете,

Как ваш последний раб умрет!

Воскресни, боже! боже правых!

И их молению внемли:

Приди, суди, карай лукавых,

И будь един царем земли!

Со второй половины 18 века русская поэзия перестала быть салонным и кулуарным явлением, постепенно оказывая на жизнь общества все больше и больше влияния. Красивые стихи, написанные «высоким штилем», уступили место обличительным произведениям, на которых впоследствии выросло не одно поколение бунтарей и революционеров. Одним из первых русских поэтов, который не побоялся публично обличить тех, кто злоупотребляет своей властью, стал Гавриил Державин. Именно ему принадлежит стихотворение «Властителям и судьям», написанное в 1780 году.

К этому моменту автор оставил военную карьеру и успешно осваивал должность статского советника. Параллельно с достижениями на общественном и политическом поприще Державин начал публиковать свои первые стихи, которые принести ему широкую известность сперва в салонах, а позже и во дворце императрицы. На волне заигрывания с французскими республиканцами императрица Екатерина II поощряла смелые высказывания и среди своих подданных. Именно по этой причине она достаточно благосклонно отнеслась к стихотворению Державина, в котором присутствуют достаточно смелые и резкие высказывания в адрес власть имущих.

Тех, кто вершит человеческие судьбы, поэт называет богами на земле и моделирует ситуацию, когда они сами предстанут перед высшим, божественным судом. Державин не причисляет себя к высшему существу, однако отваживается говорить от имени Всевышнего, указывая своим соотечественникам на недопустимость тех поступков, которые он совершают. «Доколе, рек, доколь вам будет щадить неправедных и злых?», — вопрошает поэт.

В первой части стихотворения автор повествует о том, чем именно заключается долг тех, кто находится у власти. Эти люди, по мнению Державина, должны «сохранять законы», помогать вдовам и сиротам, «спасать от бед невинных» и защищать слабых перед сильными. Кроме этого, поэт озвучивает мысль, что необходимо «исторгнуть бедных из оков», то есть, по сути, отменить крепостное право. Такое высказывание даже во времена правления Екатерины II считалось проявлением вольнодумства, однако императрица, благоволившая Державину, закрыла на подобную дерзость глаза.

Вторая часть стихотворения носит обличительный характер. Автор отмечает, что люди не внемлют доводам рассудка и давно уже живут не по божьим заповедям, а по мирским законам. «Злодействы землю потрясают, неправда зыблет небеса», — с горечью констатирует поэт. Обращаясь к русским царям, Державин признается, что считал их божьими наместниками на земле. Однако автор убежден, что «и вы подобно так падете, как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, как ваш последний раб умрет!». В финале поэт призывает Всевышнего спуститься на грешную землю, чтобы вершить суд над людьми. «Приди, суди, карай лукавых, и будь един царем земли!», — восклицает Державин, справедливо полагая, что без вмешательства высших сил навести порядок на Руси не представляется возможным даже самому мудрому и справедливому правителю из числа простых смертных.

rus-poetry.ru

ВЛАСТИТЕЛЯМ И СУДИЯМ — ДЕРЖАВИН — РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА — Короткий пересказ и изложение произведений литературы — краткое содержание книг — комментарий — сокращенное изложение школьных произведений — Краткое содержание произведений — биография авторов — краткий пересказ произведений

Все произведения школьной программы в кратком изложении по русской литературе 5-11 классы

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

 

Г. Р. ДЕРЖАВИН

ВЛАСТИТЕЛЯМ И СУДИЯМ

Восстал Всевышний Бог, да судит        

Земных богов во сонме их;

Доколе, рек, доколь вам будет

Щадить неправедных и злых?

Ваш долг есть: сохранять законы,

На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны

Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных,

Несчастливым подать покров;

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков.

Не внемлют! видят — и не знают!

Покрыты мздою очеса:

Злодействы землю потрясают,

Неправда зыблет небеса.

Цари! Я мнил, вы боги властны,

Никто над вами не судья,

Но вы, как я подобно, страстны,

И так же смертны, как и я.

И вы подобно так падете,

Как с древ увядший лист падет!

И вы подобно так умрете,

Как ваш последний раб умрет!

Воскресни, Боже! Боже правых!

И их молению внемли:

Приди, суди, карай лукавых,

И будь един царем земли!



scribble.su

Державин властителям и судиям краткое содержание — Поэты и писатели

Поэзия Гавриила Романовича Державина — одно из самых важных явлений в русской литературе XVIII века. Очень храбрый, категорический и свободный характер Державина выражался не только в карьере государственного работника, но, наверное, еще больше — в поэзии. Одно из его стихотворений едва не стало поводом для изгнания. Это было написанное в 1780 году стихотворение «Властителям и судиям», которое сам писатель называл «гневной одой».

«Властителям и судиям» — это переложение 81-го псалма — так в древности называли библейские песнопения, которые были обращены к Богу.

Но, без сомнений, содержание оды Державина, которое основывалось на библейском тексте, было связано с современной жизнью России. Именно здесь он видит игнорирование справедливости, нарушение законов, притеснение слабых, празднование лжи и зла, сходство чему он и находит в ветхозаветной истории.

Державин в своем стихотворении утверждает, что нужно подчиняться единому для всех закону высшей правды и справедливости. Но в реальности он видит, что те, кто стоит у власти, уклоняются от высшего закона. Он заявляет о неизбежности наказания для тех властителей, которые не покоряются высшему закону правды и справедливости – и это основная мысль оды Державина.

Оду «Властителям и судиям» восприняли как революционный возглас не только все придворное общество, но и сама императрица.

Потому как в ней говорилось о том, что грешную власть нельзя признавать божественной, а значит, ее ожидает гнев Божий и падение. На смену таким «властителям и судиям» непременно придут такие, которые будут следовать добру и справедливости.

Интересен тот факт, что во времена Французской революции в Париже как раз этот 81 псалом, который лежит в основе стихотворения Державина, был перефразирован якобинцами-революционерами, и люди пели его на улицах города, показывая тем самым свое возмущение. Так в творчестве Державина были связаны вместе библейская мудрость, история Европы и современность России. А нам остался великолепный пример поэзии высокого гражданского звучания, которое всегда «вечно» и всегда ново.

Более новые статьи:

Главное меню

Сочинения по русскому языку и литературе 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 класс

rus-poetry.ru

Сочинение Анализ стихотворения Властителям и судиям Державина

Восемнадцатый век для России и,  в частности, её населения был очень тяжелый. Естественно что поэты и литературные деятели того времени не могли оставить данный факт без внимания, вследствие данного внимания у нас есть множество произведений, которые рассказывают  нам обо всей жестокости и несправедливости того времени. Отличный поэт того времени Державин также как и остальные не мог оставаться в стороне.

Он написал произведение “Властителям и Судиям”, которое, по сути, являлось пересказом 90 библейских псалмов. Через это произведение он говорил о несправедливости правительства, о нищете народа, о чрезмерной зажиточности дворян, и, впрочем, обо всех событиях и проблемах того времени. За данное произведение его не раз называли богохульником, проклятым человеком, и врагом народа, за его, как бы, оппозиционный характер. Также после издания он испытывал притеснения со стороны правящей власти, из-за нескольких строк про неё в произведении, в которых он раскритиковал её по всем параметрам.

По правде говоря, в произведении не было ничего очень оскорбительного, но из-за того что он использовал библейские псалмы, он был сильно раскритикован, так как в то время тема веры и бога являлась табу, за которое, возможно, могли и убить. Сам же позже он называл своё произведение “Гневной одой”, не скрывая своего недовольства властью и общей ситуацией в стране. Именно за это можно уважать данного автора. Он не побоялся последствий и выпустил произведение, которое критикует власть и всех к ней причастных, говоря об их продажности и предвзятости к дворянской части населения. Он описывал преступления совершаемые властью очень подробно, из-за того что он сам работал в данной сфере, и всегда подмечал нечестность того или иного человека.

Его  произведение по правде можно назвать показательной вещью, оно может показать нам насколько же люди были недовольны вещами, происходящими на их родине, но и насколько они беспомощны перед правительственной машиной, которая беспощадно ехала по головам. Благодаря таким людям как Державин, у людей оставались хоть какие — то силы, чтобы бороться с коррумпированным правительством.

Анализ стихотворения Державина Властителям и судиям

Своё открытое стихотворение «Властителям и судиям», Державин написал в 1870 году. Для создания этой оды, поэт использовал библейскую тематику. Содержание из ветхозаветных псалмов как нельзя точно отражало события того времени, происходившие в Российском государстве.

Державин в своё время подвизался на высоких должностях государственной службы, и ему воочию была известна незаконная деятельность правительства. Его сопротивления такому явлению не нашли отклика в умах сильных мира сего. Одновременно, честный и непосредственный Державин, верил в справедливые помыслы императрицы Екатерины, обвиняя в неправомерных действиях её сановитое окружение.

Впечатлительному, но решительному поэту требовалось выплеснуть своё неприятие окружающего бытия, и он приступил к созданию оды. К написанию обличительного стихотворения, поэта подтолкнул реальный случай, произошедший во время перестройки здания Сената. Под его руководством, в зале общего собрания, была установлена скульптура Истины, изображённая в обнажённом виде. Когда князь Вяземский принимал залу, увидев нагую скульптуру, он дал повеление её прикрыть. Приняв это как руководство к действию, правительство с той поры и стало прикрывать и умалчивать правду.

За основу произведения, Державин взял псалом царя Давида. Автор добавил в библейский оригинал всё своё негодование и гнев по отношению к властителям мира, решающих судьбы простого народа. Поэту претит несправедливость и беззаконие правителей. Он осуждает чиновников, поднявшихся на высшую ступеньку государственной иерархии. Добравшись до власти, эти чиновники используют её в своих целях, им глубоко плевать на нужды и проблемы простых людей.

В своём стихотворении Державин обращается к правителям, призывая их к справедливости. Вкладывая в поэтические строчки всю свою боль и искренние переживания, автор требует от властителей честности и благоразумия. Также поэт обращается и к высшим «судиям», которых он призывает наказать алчность и подлость земных властолюбцев.

Державин решился на смелый шаг, опубликовав своё обличительное стихотворение в то смутное время. Он открыто и прямо призывает к политическому перевороту, его ода является призывом к свершению несправедливого самоуправства. Сам Державин понимает, что в этом мире никогда не будет справедливости, и в своём бессилии что-либо изменить, он взывает к высшей инстанции, к Богу.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ стихотворения Властителям и судиям Державина

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Брюллова Бахчисарайский фонтан

    Я вижу перед собой очень красочную картину, здесь много разных персонажей, всё очень красиво. Понятно, что это лето. Довольно много зелени – ветки деревьев. Кроме того, героини не сильно одеты.

  • Сочинение Вера Ростова в романе Война и мир Толстого характеристика и образ

    Вера Ростова играет в романе не яркую роль. Эта героиня — дочь дворян Ростовых и старшая сестра Наташи, Николая и Пети. Автор раскрывает нам образ Веры, как хорошо воспитанную и образованную девушку

  • Сочинение Тип петербургского мечтателя в повести Белые ночи 9 класс

    Драма и психологизм вечные спутники историй Ф.М. Достоевского. «Белые ночи» резко выделяются на фоне остальных произведений автора. Здесь лирический герой не убийца или революционер. Но это не значит, что его не мучают противоречия.

  • Образ и характеристика Ольги Ильинской в романе Обломов Гончарова сочинение

    В произведении «Обломов» И.А.Гончарова наиболее завораживает образ Ольги Ильинской. Автор мастерски совместил в нем самые ценные черты характера и души не просто русской женщины, а русского человека в целом.

  • Сочинение Характеристика и образ Анны Андреевны в комедии Ревизор Гоголя

    Анна Андреевна жена городничего, и мать Марии, является значительной женщиной в обществе. Вначале произведение сразу заметно, что этой героине, важно только как выглядит этот ревизор

sochinimka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *