Характеристика Вулича – сочинение по “Герою нашего времени”
Вулич – человек, с которым свела судьба Печорина из романа “Герой нашего времени”, когда тот служил недолгое время в казачьей станице. Это второстепенный герой, однако его образ очень яркий и запоминающийся, благодаря вере в мистику, предопределение и рок. В нашей статье представлена развёрнутая характеристика Вулича с цитатами.
Знакомство с героем
Вулич был сербом:”высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его…”. Поручик был молчалив, говорил редко, выразительно и вдумчиво. Он не отличался дружелюбием, весёлым нравом или тягой к спиртному. Единственной страстью поручика была игра, азарт. Как правило, он проигрывал, но упрямство не давало мужчине покоя, желание выиграть и доказать всем, что он удачлив, заставляло играть снова и снова.
О семье и жизни Вулича ничего не известно, сослуживцы лишь упоминали, что он не любил этих тем и никогда не касался их в беседах. К женскому полу поручик был также равнодушен. Игра в карты была для него единственным и самым желанным наваждением. В его судьбе была какая-то большая тайна или трагедия, которая оставалась загадкой. Только взгляд серба-красавца выдавал его: тоска, боль или что-то неведомое читалось во взгляде. Вулич – не просто любитель риска, он отчаянный человек. Такими бывают лишь те, кто всё потерял.
Показателен случай из жизни поручика, о котором рассказывают его сослуживцы. Страсть к игре у Вулича достигала такой силы, что однажды, когда её прервало нападение врага, поручик доиграл под огнём, отдал то, что должен….и с чистой совестью, бесстрашно бросился “рубить врага”.
Пари
Печорин соглашается на пари, которое предлагает Вулич, чтобы доказать, что существует рок, судьба. Все, наблюдавшие эту сцену, в ужасе следят за тем, как поручик заряжает пистолет, случайно снятый со стены… Вулич делает ставку и направляет оружие себе в лоб.
Происходит осечка, следующий выстрел в стену доказывает, что пистолет исправен. Довольный, внутренне ликующий поручик забирает выигранные деньги. Печорин замечает, что он очень удачлив. Вулич отвечает, что это впервые в жизни, понимая цену своей “счастливой игры”. Однако, ещё в начале пари, Печорин замечает “печать смерти” на лице поручика и говорит ему об этом. После пари Вулич немного раздражённо относится к напоминанию Печорина:”отчего мне казалось, будто вы непременно должны нынче умереть?”… Все расходятся и отправляются спать.Предчувствие и неизбежность
По дороге домой Вуличу встречается пьяный казак, вооружённый шашкой. Этот человек отличается буйным нравом. Поручик обращает внимание казака на себя, дебошир бросается на Вулича и убивает его. Этот момент подчёркивает то, что игры с судьбой приводят к печальному финалу. Вулич пытался “дразнить” смерть, она его за это наказала. Автор не комментирует то, что случилось, но даёт понять, что человеку не дано управлять своей судьбой.
М. Ю. Лермонтов подчёркивает, что судьбами людей управляет высший разум, а игры с судьбой могут быть опасны. Печорин повторяет “подвиг” Вулича, пытаясь задержать убийцу поручика. Ему везёт, пуля не попадает в него, Печорина признают храбрецом и отличным воякой. Однако этот акт фатализма в дальнейшем скажется на судьбе главного героя.
Материал нашей статьи будет полезен при подготовке к написанию сочинения “Характеристика героя Вулича” из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.Краткое содержание «Герой нашего времени» (по главам) Лермонтова М.Ю.
Роман написан в 1839—1840 гг. Работать над ним Лермонтов начал по впечатлениям первой ссылки на Кавказ, в 1839 г. В журнале «Отечественные записки» под рубрикой «Записки офицера на Кавказе» были опубликованы две повести — «Бэла» и «Фаталист», в 1840г. — «Тамань». В апреле 1840г. роман вышел полностью, к нему добавились еще две главы — «Максим Макси-мыч» и «Княжна Мери». Расположение глав не соответствовало порядку публикации в журнале. Предисловие ко всему роману появилось только во втором издании 1841 г., это был отклик автора на критику.
***
Предисловие
Начинается роман с предисловия, объясняющего цель сочинения: читатели возмущаются, что им ставят в пример такого безнравственного человека, как Печорин. Но в романе — не портрет одного человека, а портрет всех пороков поколения в их развитии. В Печорине больше правды, чем бы этого желали читатели, поэтому они в него не верят. Читателя слишком долго кормили сладким, а нужно горькое лекарство, едкие истины. Автор указывает болезнь общества, а как ее излечить — бог знает!
Часть 1.БЭЛА
В главе «Бэла» рассказчик-офицер говорит о том, как по дороге из Тифлиса он встретил штабс-капитана Максима Максимыча. Из-за бурана они останавливаются на вынужденную ночевку в сакле, штабс-капитан рассказывает своему попутчику о Печорине. Григорию Печорину тогда было лет двадцать пять, а штабс-капитан был комендантом сторожевой крепости. Печорин, по словам Максима Максимыча, был славный малый, хотя и странен, не берег себя. Жили они по-приятельски около года, за который Печорин наделал хлопот. Недалеко от их крепости жил князь. Его сын Азамат часто приезжал к ним, они его избаловали, но мальчик был слишком падок на деньги. Однажды князь позвал их на свадьбу старшей дочери, и там Печорину пропела комплимент младшая дочь, Бэла. Она была хороша собой, и ею любовались Печорин и угрюмый Казбич — знакомый штабс-капитана с внешностью разбойника. В этот раз на нем была надета кольчуга под бешметом. Максим Максимыч подумал, что он что-то замышляет. Выйдя от духоты на улицу, он слышит, что Азамату нравится лошадь Казбича.
Хозяин хвалит своего скакуна, который не раз спасал его, называет его товарищем. Азамат говорит, что отдал бы за него табун в тысячу кобыл, Казбич -не хочет. Азамат не может добиться своего и предлагает украсть для него свою сестру Бэлу. Казбич смеется, Азамат надоел ему, и он нетерпеливо прогоняет его. Азамат бросается на него с кинжалом. Казбич отталкивает его, Азамат кричит, что Казбич хотел его зарезать. Казбич ускользнул. Максим Максимыч вспоминает, что черт его дернул рассказать это Печорину: он посмеялся и задумал кое-что. При Азамате говорил постоянно о лошади Казбича, обещал ее доставить в обмен на Бэлу. В отсутствие отца Азамат увез сестру, а когда Казбич пригнал на продажу баранов, с помощью Печорина увел его скакуна Карагеза. Казбич в отместку убил его отца. Печорин приручил пугливую красавицу Бэлу, черкешенка влюбилась в него, привыкла, что она принадлежит ему, но вскоре она ему наскучила. Печорин говорил, что ни одна женщина его гак не любила, штабс-капитан привык к ней как к дочери.2. МАКСИМ МАКСИМЫЧ
Попутчики расстались, но через несколько дней снова встретились. Неожиданно Максим Максимыч встречает Печорина, вышедшего в отставку и направляющегося в Персию. Он дает знать Печорину о себе, но Печорин не торопится. Расстроенный Максим Максимыч ворочался всю ночь.
Журнал Печорина. Предисловие
После смерти Печорина (он умер, возвращаясь из Персии) автор публикует журнал Печорина с предисловием. В нем он объясняет причины публикации: он убедился в искренности Печорина, выставлявшего наружу свои пороки. Эта история человеческой души, написанная без тщеславия, кажется ему полезнее истории всего народа. Он приводит отрывки, относящиеся пребывания Печорина на Кавказе.
1. ТАМАНЬ
В главе «Тамань» Печорин предстает как охотник за опасными приключениями. Ночью он приезжает в город и подозревает, что слепой мальчик, у которого он ночует, не так прост. Он выслеживает его, видит, что слепой встретился с девушкой и они ждут на берегу какого-то Янко. Печорин убеждается, что Янко привез какие-то узлы, днем пытается узнать у мальчика, что это.
Узнает по голосу ту девушку, она заигрывает с ним, он говорит, что она ночью была на берегу. Скоро она приходит к нему и внезапно целует. Вечером он идет на пристань, велев казаку спешить к нему, если выстрелит. Его встречает девушка, они плывут на лодке, девушка отнимает пистолет и пытается столкнуть его, не умеющего плавать, в воду, опасаясь, что он донесет про узлы. Вместо эФого Печорин сбросил ее в волны. Она выплыла и навсегда уехала с Янко, так как контрабандные товары, которые он привозил, стали опасным делом. Слепой стащил вещи Печорина, отдал их Янко. Получилось, что мальчик обокрал героя, а девушка чуть не утопила. Он встревожил спокойствие честных контрабандистов, едва не пострадав сам. Утром Печорин уехал из Тамани.Часть 2. (Окончание журнала Печорина)
2. КНЯЖНА МЕРИ
Глава «Княжна Мери» — рассказ Печорина о встрече в Пятигорске с юнкером-романтиком Грушницким. Печорин характеризует его как довольно острого, доброго человека, но напоказ выставляющего свои страдания. Говорит, что раскусил его и, если они встретятся на узкой дорожке, Грушницкому несдобровать. Он обратил внимание на молодую девушку, княжну Мери Литовскую, уронил стакан нарочно и напоказ силился достать его, Мери помогла ему и убежала. Печорин говорит ему, что его не тронуло участие Мери, завидует, потому что уверен, что все должно принадлежать только ему, говорит о Мери (по словам Грушницкого) как об английской лошади. Печорин хочет побесить юнкера только из-за страсти противоречить.
Он знакомится с доктором Вернером, злоязычным скептиком по натуре, которого молодежь прозвала Мефистофелем. Они отлично сошлись. Вернер сказал, что Мери думает, что Грушницкого разжаловали в солдаты за дуэль. Вернер понимает, что Грушницкий будет жертвой Печорина, говорит, что рассказал о нем и Мери заинтересовалась, теперь она видит в нем героя романа. Вернер характеризует ему мать и дочь Лиговских. Печорин узнает от него по описанию, что на воды приехала женщина, которую он любил раньше, Вера. Она вышла замуж за родственника Лиговских. Печорин просит Вернера не говорить о нем или отозваться дурно. Грусть овладела им, прошедшее имеет над ним большую власть, он ничего не забыл. Печорин быстро добивается ненависти княжны: кажется странным, что он избегает знакомства. Он перекупает у нее из-под носа ковер. Мери проповедует в обществе ополчение против Печорина. Он говорит Грушницкому, что княжна, наверное, в него влюблена, но она из тех, кто вдоволь накокетничается и через два года из покорности маменьке выйдет замуж за урода. Грушницкий возмущен. Скоро на его руке появляется колечко с именем Мери. Печорин ждет, когда она выберет его в свои поверенные и он насладится.
Неожиданно для себя Печорин встречает Веру. Она по-прежнему любит его, но ее муж следит за ней везде, кроме гостиной Лиговских. Они целуются, и Печорин обещает ей волочиться за Мери, чтобы отвлечь внимание и подозрительность ее мужа. Печорин рассуждает в своем журнале, что уже хочет не любить, а быть любимым, но никогда не был рабом любимой женщины. Он любил одну женщину с твердой волей, но они расстались врагами, женщин с характером он не любит. Вера снова безоговорочно доверяется ему, он уверен, что они и на этот раз расстанутся, но воспоминание о ней будет в душе всегда. После встречи он сел на лошадь и бездумно скакал по степи, измучив ее. Выехав вдруг из-за куста, он пугает Мери, говорит ей, что не более опасен, чем Грушницкий. Грушницкий говорит ему, что после этой выходки ему будет трудно войти к ним в дом, Печорин же спорит: если я захочу, завтра вечером буду у княгини и стану волочиться за княжной. Прошла неделя, Вера хочет видеть его у Лиговских. Он идет на бал и танцует с Мери, потом защищает ее от пьяного капитана, который вульгарно пытается пригласить княжну на мазурку, спасая от обморока на балу. В благодарность княгиня приглашает его к себе в любое время. Он говорит Мери, что ее окружает толпа поклонников и он не хотел поэтому с ней знакомиться. Она отвечает, что они все прескучные, даже Грушницкий. Грушницкий влюблен безумно. Они идут к княгине, за ними приходит Вера. Она говорит, что надо понравиться княгине, думает о скорой смерти от чахотки и просит встречаться только здесь, хочет сберечь репутацию. Печорин говорит о Вере, что она одна приняла его со всеми мелкими слабостями и дурными страстями.
Печорин обольщает княжну, не понимая, зачем он это делает: из зависти к Грушницкому? Под влиянием страсти он действовать неспособен, честолюбие подавлено обстоятельствами. Грушницкого произвели в офидеры, Вернер не поздравляет его, так как теперь он будет выглядеть не как исключение, а как общее правило. Он не желает показываться Мери, пока не будет готов мундир. Общество идет к провалу у Машука. Печорин злословит, Мери говорит, что он хуже убийцы. Он замечает, что все видели в нем дурные черты — и они появились, он сделался нравственным калекой. Своими словами он вызывает слезы Мери. Ждет, что завтра она вознаградит его, и ему это скучно. Печорин все больше привлекает княжну, она делится с Верой, которая говорит Печорину, что Мери в него влюблена и ревнует, просит у него слова не жениться на ней, обещая ночное свидание наедине. Он нанимает квартиру рядом с Лиговскими для свидания. На вечере у Лиговских он танцует с Мери, она слушает его с нежным вниманием, Вера грустит. Тогда Печорин представляет публике их историю с вымышленными именами, живо изобразив свою нежность, беспокойства и восторги. Вера оживилась, подсела ближе. Общество разошлось только в два часа ночи.
До бала Грушницкий спрашивает Печорина, правда ли, что Он все эти дни волочился за его княжной? Печорин думает: неужели его предназначение на земле — разрушать чужие надежды? Мери скучает с Грушниц-ким, ждет Печорина. Грушницкий разгневан, против, Печорина составляется враждебная шайка. Утром Печорин идет к Мери’ц спрашивает, не сердится ли она на него, просит прощения, играет роль. Вернер сказал, что весь город знает, что Печорин женится на Мери. Он опровергает слух, говорит, что уезжает завтра в Кисловодск. Вернер предостерегает его. В Кисловодске он видит Веру. Грушницкий перестает ему кланяться, княгиня ждет, что Печорин попросит у нее руки дочери. На конной прогулке у Мери закружилась голова, Печорин удержал ее и поцеловал в щеку: ему была интересна ее реакция. Она требует сказать, что он к ней испытывает, спрашивает, надо ли ей признаться в любви первой? Печорин говорит, что незачем. На следующий день на пылкие речи княжны он отвечает, что не любит ее. Рассуждает в журнале, что иногда презирает себя; неспособен к благородным порывам, боится казаться себе смешным, но свободу он ценит дороже всего, у него страх перед женитьбой; гадалка сказала его матери, что он умрет от злой жены.
В Кисловодск приезжает знаменитый маг и фокусник Апфельбаум. Весь город, кроме Мери и Веры, там. Печорин исчезает с представления, идет к Вере, на обратном пути видит в окне Мери. Грушницкий с драгуном выслеживают его в саду Литовских и думают, что он идет на свидание с Мери, поднимают шум. Печорин вырывается, уходит к себе и притворяется спящим. Грушницкий распускает слухи про княжну, говорит, что под окном был Печорин. Печорин вызывает его на дуэль. Вернер и драгун — секунданты. Перед дуэлью Печорин размышляет: для чего он родился и жил, каково его предназначение? Он был орудием казни для обреченных жертв, его любовь никому не принесла счастья. Он любил только для себя и не мог насытиться. Может, завтра он умрет, и нет существа, которое бы его поняло. Одни говорят, что он добрый малый, другие — мерзавец. Ему смешно и досадно. Он радуется утру, что Вернер предлагает перемирие, но Грушницкий отказывается, он не хочет извиняться. Печорин говорит, что стреляться лучше на краю скалы, тогда даже малое ранение повлечет падение в пропасть.
По совету драгуна Грушницкий предлагает стреляться «на шести шагах», не зарядив пистолетов. Печорин сначала хочет испытать его, предоставив все выгоды, — вдруг в нем проснется великодушие? Вернер торопит его сказать, что они знают правду, а Печорин говорит ему, что может быть, хочет быть убит. Но план Грушницкого гибнет. Печорин советует ему помолиться и спрашивает, не подсказывает ли ему что совесть. Подзывает доктора и говорит, что господа забыли положить пулю в его пистолет. Драгун говорит, что она, верно, выкатилась, и менять пистолет он не будет. Грушницкий противоречит ему. После его неудачного выстрела Печорин опять предлагает мировую, но Грушницкий говорит, что если не убьет его, то зарежет из-за угла. Печорин убивает. Убийство Грушницкого приписывают черкесам. Веру увозит муж, она так волновалась, когда узнала о дуэли, что призналась мужу в том, что любит Печорина. Печорин читает ее прощальную записку и скачет за ней, загнав лошадь. Он осознает, что Вера для него дороже всего на свете, но не может догнать ее. Возвратившись, он узнает, что гибель Грушницкого вызвала подозрения и его вышлют в другое место. Он идет к Литовским проститься. Княгиня говорит, что он спас ее дочь от клеветы, предлагает ему жениться на Мери. Но Печорин за несколько минут наедине с Мери заставляет ее ненавидеть его так же сильно, как она до этого была влюблена в него. Он говорит ей, что смеялся над ней, значит, она должна его презирать, а любить не может. Через час он уезжает, чувствуя, что с такой долей не ужился бы.
3. ФАТАЛИСТ
В «Фаталисте», заключительной главе романа, говориться, что Печорин проводит две недели в казачьей станице. У майора В*** офицерская компания спорит о судьбе человека Обсуждают мусульманское поверье, что «судьба человека написана на небесах». Кто-то считает это вздором, другие убеждены, что это правда. Майор говорит, что свидетелей этому нет. Поручик Вулич, серб, встает и предлагает закончить пустой спор и испробовать доказательства на нем. Он фаталист, по словам Печорина — существо особенное, неспособное делиться мыслями и страстями с другими. Он говорит, что если еще не пробил час его смерти, то пистолет, приставленный ко лбу, не выстрелит. Никто не хочет спорить, только Печорин соглашается на пари. Вулич приставляет ко лбу пистолет, и Печорин видит на лице поручика печать смерти, говорит ему, что он умрет сегодня. Пистолет дает осечку, и тут же Вулич стреДяет второй раз, в сторону, Все спорят о том, почему пистолет не выстрелил в первый раз. Печорин замечает, что поручик удачлив в игре, Вулич отвечает, что это впервые. Печорин говорит, что все же ему казалось, что он сегодня должен умереть. Вулич смущается и вспыхивает, уходит. Вскоре расходятся и все остальные. Печорин идет переулками, твердо веря в предопределение. Он спотыкается, и видит, что на дороге лежит свинья, разрубленная шашкой. Люди ищут пьяного казака, который гнался за ней. Рано утром Печорина разбудили офицеры: Вулича убил тот самый казак. Может, он и не заметил бы его, да Вулич спросил: «Кого ты, братец, ищешь?» Казак ответил, что его, и разрубил от плеча до сердца. Вулич перед смертью сказал: «Он прав». Эти слова относились к Печорину, который невольно прочитал его судьбу.
Убийца заперся в хате и не желал выйти. Печорин решил испытать свою судьбу, как Вулич. Казака отвлекли к двери, а Печорин бросился к нему в окно. Казак отстреливался, но Печорин схватил его за руки, и казаки связали его. Григория Александровича даже не ранило. После этого можно было сделаться и фаталистом, но Печорин любит сомневаться во всем. Максим Максимыч, которому он рассказывает эту историю, сначала не понимает определения фатализма, потом говорит, что пистолеты и винтовки часто дают осечку. Позже добавляет, что жаль беднягу, видно, на роду так было написано. Больше Печорин от него не добился ничего, Максим Максимыч был не любитель метафизических прений.
***
О «Герой нашего времени» — социально-психологический роман. Герой показан через восприятие своих современников, ближе всех из которых ему Вернер. Также мы можем судить о Печорине по его дневнику. Главы идут не по хронологии, но роман имеет кольцевую композицию, и это позволяет раскрывать героя перед читателем постепенно. Через судьбу своего героя, мудрого, но лишенного веры, автор показывает драматизм мироощущения романтика, его жизнь превращается из-за эгоизма в пытку, и герой так и не находит в ней смысла. Его двойственность раскалывает внутреннее «я», это причиняет боль самому Печорину и окружающим.
Образ Максим Максимыч (Герой нашего времени). Характеристика героя Максим Максимыч, Герой нашего времени, Лермонтов
Проблемы
— поэт и прозаик. Его роман «Герой нашего времени» отличает новизна описанных персонажей, интересная композиция и построение сюжета. Каждая глава произведения – это отдельная история, благодаря которой портрет главного героя становится все более точным. Максим Максимыч – персонаж, позволяющий анализировать героя на фоне сравнения характеров.
История создания
«Герой нашего времени» освещает ситуацию в России начала XIX века, поднимает массу нравственных и социальных вопросов, освещает философские и психологические проблемы, царившие в обществе того времени. Жанр романа развивался в России, и к моменту публикации произведения Лермонтова его едва ли можно было считать вполне сформировавшимся. В произведении сочетаются романтизм и реализм. Критики отмечают в романе и социально-психологические черты.
Повествование не создает ощущения цельности из-за того, что роман разбит на главы, освещающие историю жизни Печорина, но выглядит законченным произведением, доступным для восприятия. В «Герое нашего времени» стилистически отображены жанры заметок, рассказов, рассказов и очерков. Собрав воедино черты этих жанров, автор представил публике разностороннего героя, биография которого полна непредсказуемых жизненных поворотов. Каждая глава описывает Печорина с ранее неизвестной стороны
В образе Максима Максимыча Лермонтов представил публике героя и рассказчика, от имени которого ведется повествование. Должность персонажа — штабс-капитан. Несколько лет служит на Кавказе, хорошо разбирается в местности и традициях. Офицер и простой человек, Максим Максимыч вызывает уважение у автора и читателей. Сердце его наполнено добротой, жажда приключений то ли никогда не захватывала его, то ли отпускала надолго, а главным в жизни для Максима Максимыча оставался долг. Глава, названная в честь этого персонажа, позволяет понять характеристики Печорина.
«Герой нашего времени»
Не случайно автор описывает Максима Максимыча. С помощью этого образа он показывает, что в нынешнюю эпоху не так уж и сложно быть непохожим на Печорина. Герои жили в одно время, но получили разный отклик у публики. Максим Максимыч и Печорин, отношения которых ярко представлены в романе, строили эти отношения с разными целями. Поэтому добродушный Максим Максимыч, ожидавший отзывчивости от друга, получил сочувствие читателей, а черствый Печорин — осуждение.
Вполне вероятно, что Печорин вообще не мог быть «Героем нашего времени». Вряд ли авторский идеал совпадает со списком качеств, которыми наделен главный герой. Но Максим Максимыч располагает к себе с первых строк повествования. Он помогает рассказчику справиться с осетинами, перевозящими груз. Понимая менталитет местных жителей, герой спас автора, как будто это было для него простым житейским делом. При этом он ни секунды не думал о необходимости его помощи, а просто делал то, что подсказывало сердце.
Роман Хрущ в фильме «Печорин», вышедшем в 2011 году, также приуменьшил значимость персонажа и не осветил его в проекте.
Образ Максима Максимыча в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
«История души человеческой… едва ли не любопытнее и полезнее, чем история целого народа, — писал М.Ю. Лермонтов.
Один из самых интересных героев М.Ю. Роман Лермонтова «Герой нашего времени» — это Максим Максимыч. Это чувствительная натура, долго сохраняющая свои привязанности (достаточно вспомнить, как Максим Максимыч познакомился с Печориным). Он любил его, как родного, и очень обиделся на холодную и натянутую встречу, но остался ему верен до конца. Он очень любил Белу, любил как дочь. Ему было очень жаль, что она умерла, и все же он понимал, что Печорин в конце концов оставил бы ее, и для бедной горянки это было бы гораздо хуже смерти. Любовь Максима Максимыча к Бэле — именно отцовская любовь с оттенком суровой жалости. И то, что он был способен на такие чувства, доказывает широту его души. Он мог понять поступки, порядки и обычаи горцев, которые казались совершенно чуждыми его представлениям. Он высказался об убийстве отца Белы Казбичем: «Конечно, по-своему он был абсолютно прав». Он был человеком, способным к горячей любви и прощению. Редкие качества!
Как и другие герои, он позволяет лучше понять образ главного героя романа — Печорина.
Максим Максимыч рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе повлияли на его душу и восприятие жизни. Он многое повидал, у него большой опыт за плечами. Максим Максимыч много времени провел в дальних неприступных крепостях. Жизнь среди солдат, несомненно, сказалась на его характере. Мы видим, что у него довольно узкий кругозор. Но это не следствие его характера, а следствие того, что весь круг его общения долгие годы состоял из черкесов и солдат.
Стоит отметить отношение Максима Максимыча к своим врагам — черкесам. Несмотря на то, что он отзывается о них с явным пренебрежением, он тем не менее изучил их язык, хорошо знает их обычаи и порядки. Его глазами мы смотрим на черкесов, их традиции и быт.
Вся жизнь Максима Максимыча прошла среди простых людей. Он не испытал настоящей любви. Ему некого было даже любить. Все свое нерастраченное чувство любви он отдает Бэле. Будучи очень преданным Печорину, он до сих пор не может простить ему смерть девушки.
Забыв о себе, он служит людям, не требуя взамен благодарности. Служение людям – смысл его жизни. Даже небольшие проявления привязанности к себе он очень ценит. Более того, нам становится ясно, что он расстроен тем, что перед смертью Бэлы она его не помнила. Хотя сразу оговаривается, что он не такой человек, чтобы думать о нем перед смертью.
Армейская жизнь научила его дисциплине. Чувство долга для него превыше всего. Дождавшись Печорина на вокзале, он «в первый раз в жизни, может быть, выпал из службы для собственного употребления…» Максим Максимыч — типичный лучший представитель своей среды. Несмотря на тяготы жизни, он сохранил прекрасную душу. Он добрый, отзывчивый, у него «золотое сердце».
Максим Максимыч позволяет понять Печорина, а Печорин выделяет лучшие качества «человека из народа». Этот человек верит в дружбу. Сравнивая этих героев, мы видим, насколько простой офицер нравственно превосходит пресыщенного жизнью аристократа Печорина. Особенно ярко это показано в эпизоде встречи Максима Максимыча и Печорина.
«Ведь сейчас прибежит!» — гордо заявляет он, узнав от лакея, что в городе Печорин. Максим Максимыч терпеливо ждет ту, которая когда-то принесла ему много тревог и огорчений. Но Печорин забыл бы о нем, и, если бы капитан не пришел вовремя, он ушел бы, не вспомнив Максима Максимыча. При встрече с Печориным Максим Максимыч не может сдержать слез, поэтому рад видеть друга. Он нелеп в своей сентиментальности, но его слабость стоит гораздо больше, чем холодный эгоизм Печорина. Человек, который после долгих лет разлуки пронес любовь к своему случайному другу, способен на многое ради дружбы. Такие люди освещают жизнь мягким, добрым, сердечным светом, помогают понять, что хорошо, а что плохо, осознать и исправить свои ошибки. Таких людей немного. Они почти никогда не бывают знаменитыми, знатными, богатыми, редко занимают высокие посты. Они отдают друзьям все, все, что у них есть, и даже самих себя.
Когда их отбивают, как это было при встрече Максима Максимыча с Печориным, они очень переживают по этому поводу. Мне кажется, что таких, как Максим Максимыч, нельзя намеренно обижать. Это может сделать только очень бесчувственный или плохой человек. На мой взгляд, человек, обидевший такого «Максима Максимыча», должен глубоко переживать свою вину, стараться загладить, смягчить ее. Поэтому иногда с такими людьми довольно сложно общаться.
И еще: такие люди редко обижаются. Это может показаться противоречивым, но это именно так. Обиженный человек чувствует обиду больше, чем обиженный.
Это слабые люди. Слаб по отношению к своим друзьям. Люди, которые прощают. Они могут ругать своих друзей в глаза, но в глаза всегда будут говорить о них хорошо. А когда будут ругать в глаза, испытает это гораздо больше тех, кого они ругают.
Это сильные люди. Они не прощают себе своих слабостей. Даже когда Максим Максимыч говорит, что он плакал, глядя на Печорина и Бэлу, он поправляется: «Не то, чтобы он плакал, а это глупость!»
Такие люди редко говорят о себе. Да бывает и не надо. Видно, что он за человек — с первых его слов.
Это те «первопроходцы», посланные судьбой, которым обычно так легко высказать свои переживания и которые могут помочь притчей, рассказом или просто словом!
Мне кажется, с помощью таких людей можно проверить свои действия. Просто нужно думать не о том, что бы они сказали вам по этому поводу, а о том, как бы они поступили в подобной ситуации.
Таких людей не может и не должно быть много.
Но если такой человек стал вашим другом, это нормально.
Максим Максимыч в романе Лермонтова «Герой нашего времени» имеет добрый и отзывчивый характер. Это впечатлительная натура, способная всю жизнь сохранять привязанность к людям. Эта его черта характера проявляется уже в том, что он очень обиделся на холодное и напряженное поведение Печорина при их случайном знакомстве. Ведь он любил его, как собственного сына.
И все же Максим Максимович остался ему верен до конца. И он любил Бэлу всем сердцем и очень жалел, что девушка умерла. Но в то же время Максим Максимыч хорошо понимал, что Печорин все равно ушел бы от нее, а это было бы для вольной горянки гораздо хуже смерти. Максим Максимыча был человеком широкой и открытой души. Кроме того, Максим Максимыч хорошо понимал обычаи и традиции горцев, совершенно чуждые русскому человеку, и считал, что если живешь среди людей другого народа, то должен знать и уважать их мнение, их обычаи и менталитет. Именно поэтому он высказался об убийстве отца Беллы Казбич: «Конечно, по-своему — он был абсолютно прав». Так что Максим Максимович был человеком, способным к горячей любви и прощению. Редкие качества в любое время!
Необычно, что человек многолетней разлуки пронес теплое, искреннее отношение к почти случайной подруге, и после этого была способна на все ради дружбы. Именно такие люди теперь освещают жизнь окружающих добрым, мягким сердечным светом, помогают разобраться, что хорошо, а что плохо, вовремя осознать и исправить свои ошибки. Таких людей во все времена было немало, чаще всего это были простые люди, не имевшие ни богатства, ни всенародной славы, редко занимавшие высокие посты и отличавшиеся выдающимися подвигами. Это вполне объяснимо, ведь все, что у них было, всю свою жизненную энергию, они отдавали своим друзьям только для того, чтобы им было хоть немного легче.
К сожалению, такие люди, как Максим Максимыч, живут с открытой душой, поэтому постоянно переживают за своих друзей, но не меньше переживают, когда их отталкивают бывшие друзья. К сожалению, таких людей довольно легко обидеть смертельно, причем обидеть неосознанно, но для них это обернется большой душевной болью, и обиженный человек будет переживать больше, чем тот, кто его обидел.
С другой стороны, как ни прискорбно это звучит, люди вроде Максима Максимыча очень слабы. Они слабы в отношениях с людьми и я считаю, что в наше жестокое время Максим Максимович постоянно страдал от обид окружающих и от их непонимания. Да и во времена Печорина ему было не намного легче.
Максим Максимыч мог сказать своим друзьям неприятную правду прямо в лицо, а за спиной говорил о них только хорошее. Он мог ругать своего друга, глядя в глаза, и в то же время переживал больше, чем этот друг. Максим Максимович никогда не рассказывал о себе, но и так было видно, что он, прежде всего, искренний и добрый человек. Он один из тех «первопроходцев», которые посланы нам судьбой, которые обычно так легко развеивают наши заботы простой притчей, рассказом или просто словом, а потому очень нам помогают!
На мой взгляд, по действиям таких людей, как Максим Максимыч, можно сравнивать свои действия. Только в этом случае надо обращать внимание не на то, что они говорили, а на то, что они сами делали в том или ином случае. К сожалению, таких людей не так много, и если вам повезет и такой человек станет вашим другом, вы должны дорожить ею и дорожить ее дружбой до конца ее дней.
«Герой нашего времени» — самое выдающееся произведение Михаила Юрьевича Лермонтова в прозе. Этот роман отличается сюжетным своеобразием. Каждая из глав представляет собой законченную историю, отражающую одну из граней характера главного героя. Но мы будем рассматривать не все произведение, а только одну его часть, вернее, его краткое содержание. «Максим Максимыч» — глава, ценная для нас тем, что в ней отражено отношение Печорина к близким людям. Поэтому сосредоточимся на его анализе.
Роман «Герой нашего времени»
Это произведение стало первым романом в русской литературе, вобравшим в себя нравственно-философские и социально-психологические проблемы 30-х годов XIX века. К моменту выхода произведения в свет сам жанр романа еще не был полностью сформирован и развит.
Уникальность этого произведения заключается в соединении двух различных и даже противоречивых литературных направлений, использованных Лермонтовым: романтизма и реализма. Произведению также присущи черты социально-психологического романа. Несмотря на фрагментарность повествования, состоящего из небольших рассказов, описывающих фрагменты жизни Печорина, роман не теряет своей целостности и законченности.
Лермонтов, создавая «Героя нашего времени», по сути, синтезировал такие жанры, как записки, рассказ, исповедь, дневниковые записи, философско-психологический рассказ. Объединив все эти формы, поэт добился того, что представляется читателю сложным, многогранным, неоднозначным, но невероятно живым и реальным. Главы романа по-своему освещают каждую из сторон личности героя. Эта особенность влияет на объем деталей. То же самое можно сказать и о нашем резюме. «Максим Максимыч» — глава, написанная в жанре рассказа.
Хронология повествования
Как отмечалось выше, «Герой нашего времени» отличается фрагментарностью и бессвязностью повествования. Единственное, что объединяет все части романа, — это главный герой. А персонажи, которые появляются в повествовании, связаны с образом Печорина. Однако они не просто бледные тени, призванные оттенить главного героя, они сами по себе вполне полнокровные и живые личности. И вы можете убедиться в этом, просто прочитав аннотацию. Максим Максимыч, Бэла, Вулич, Грушницкий, княжна Марья, Вера, Вернер — все они наделены своими характерами, привычками, историей. Такое отношение к созданию персонажей было необходимо для того, чтобы в общении с этими реальными и полноценными персонажами личность и характер Печорина предстали еще ярче и ярче.
Главы в романе представлены в следующем порядке: «Бела», затем «Максим Максимыч», предисловие к «Журналу Печорина», после чего даны главы из него: «Тамань», «Княжна Мария», «Фаталист». Если рассматривать события в хронологическом порядке, то они должны быть построены следующим образом: «Тамань», затем «Княжна Мери», затем «Бела», «Фаталист», «Максим Максимыч» и завершающий список предисловия к « Печоринский журнал». Лермонтов не случайно избрал хронологически непоследовательный способ изложения жизни Печорина. Именно в романной последовательности глав наиболее точно написан портрет главного героя. Особое значение имеет повесть «Максим Максимыч», краткое содержание которой мы дадим ниже.
Образ Печорина
Печорин — представитель своего времени, он офицер и дворянин, умен и образован. Но он недоволен своей жизнью, не знает, где применить свои таланты, его мучает тоска, одиночество и беспокойство. Он неустанно ищет смысл существования, бросает вызов судьбе, но ему все быстро надоедает.
Печорин всегда в дороге, нигде подолгу не задерживается, даже смерть настигает его в дороге. Лермонтов словно хочет подчеркнуть неугомонность героя и его стремление найти свое место в мире. Измученный скукой главный герой может не только отправиться в приключение, но и начать играть судьбами других людей. Однако ничто не может доставить ему радость и удовлетворение. Печорин эгоист и не привык ценить окружающих. Эта черта характера особенно ярко проявилась в главе «Максим Максимыч», краткое содержание которой мы опишем ниже.
Даже любовь не способна надолго отвлечь Печорина от его тоски, он быстро разочаровывается и ведет возлюбленную на страдания и смерть.
Образ Максима Максимыча
Информация об этом богатыре содержит главу «Бэла» и главу «Максим Максимыч», краткое содержание которых помогает раскрыть и понять образ.
Максим Максимыч — один из центральных персонажей романа. Его глазами мы видим Печорина, он и рассказчик, и герой. Максим Максимыч – штабс-капитан, давно служит на Кавказе, хорошо знает местность, природу и нравы местных жителей. Этот персонаж наделен добрым сердцем и широкой душой, он ценит покой и не ищет приключений. Главное для него — выполнить свой долг. Все эти черты характера можно узнать, прочитав краткое содержание.
Максим Максимыч никогда не злоупотреблял своим званием и вел себя по-дружески со своими подчиненными. Только во время службы он помнил о своем звании, но вмешивается только тогда, когда кто-то из его подчиненных совершает неправильные действия. Дружба для этого человека стоит на первом месте, поэтому холодность Печорина так его обижает.
Глава «Максим Максимыч»: краткое содержание
Пересказ этой главы можно начать с описания встречи Максима Максимыча и Печорина. Штабс-капитан давно не видел своего друга, его внимание привлекает щегольская карета. Охраняющий ее лакей сообщает, что она принадлежит Печорину, который остался у полковника. Максим Максимыч, полагая, что старый друг будет рад его видеть, просит слугу доложить хозяину о месте его пребывания. Однако проходит вечер, а Печорин не появляется.
Утром капитан уезжает по служебным делам, и почти сразу после его ухода появляется главный герой — он собирается уходить. И тут рассказчик видит бегущего к ним Максима Максимыча, готового броситься другу на шею. Но Печорин холодно улыбается и протягивает руку для рукопожатия. Капитан штаба хочет поболтать с другом, но главный герой спешит. На вопрос, возьмет ли он бумаги, которые бережно хранил Максим Максимыч, Печорин отвечает, что их судьба его не интересует. Главный герой уходит. Лермонтов в образе старого офицера рисует открытость и радость.
«Максим Максимыч», краткое содержание которого мы пересказываем, — очень показательная глава с точки зрения отношения Печорина к другим людям.
Максим Максимыч очень расстроен холодностью главного героя, он даже готов заплакать. И, не раздумывая, отдает рассказчику бумаги, от которых Печорин так легко отказался. Старшина хочет уйти как можно скорее, но из-за нерешенных дел вынужден остаться еще на день.
Выход
Глава «Максим Максимыч» интересна и важна в отношении понимания образа Печорина. Его краткое содержание дает исчерпывающую информацию об отношении главного героя к близким людям.
Эта часть работы является связующим звеном между «Белой» и «Журналом Печорина». Григорий Печорин после расставания с Максимом Максимычем много лет ничего о нем не слышал. Они перестали общаться. Их не интересовала жизнь друг друга. Новая встреча произошла во Владикавказе, где и развернулись события этой главы. Анализ главы «Максим Максимыч» из романа «Герой нашего времени» покажет истинное отношение Печорина к друзьям.
Непонятное поведение Печорина. Когда он встретил старого друга, то совсем не обрадовался. Ему просто было наплевать на него. Когда же капитан пригласил его в гости и прождал весь день, отложив намеченные дела, Печорин не соизволил взглянуть ни на минуту.
Печорин казался отстраненным, погруженным в свои мысли. Ничто, кроме Персии, не беспокоило его. Разговор ограничивался только ею, потому что туда лежал его путь. Даже от своих записей Печорин легко отказывался, а ведь в них содержались его разоблачения, которыми он поделился на бумаге. Они раскрывали сокровенные стороны его души.
Между тем, его поступку есть объяснение. Печорин не хотел ворошить прошлое, вспоминать трагедию, случившуюся с Бэлой. Он знал о своей причастности к ее смерти. При виде Максима Максимыча в душе его всколыхнулись воспоминания, которые хотелось навеки стереть из памяти. Старая рана не заживала. Чувство вины грызло изнутри и не покидало. Все-таки он не такой холодный и монументальный, каким казался. В этом человеке была совесть, и он умел сочувствовать, но, надев маску равнодушия, Печорин не был готов ее снять. Легче спрятаться под оболочкой отчужденности и притворного равнодушия.
Максим Максимыч не понял действий Печорина. Он обиделся и расстроился. Они столько всего пережили вместе, а он обращается с ним как с незнакомцем. Чем он заслужил такое обращение, было для него загадкой. Старик искренне обрадовался встрече, как маленький ребенок при виде матери. Однако вместо радушного приема я получил холодное равнодушие и банальные фразы, которыми обменивались два незнакомых человека.
Почему Печорин выбрал Персию конечной точкой маршрута. Видимо, это было не случайно. Для Максима Максимыча это известие было неожиданным и вызвало недоумение на его лице. Печорин чувствовал близкую смерть, он рвался к ней навстречу. Поэтому я отказался от своего дневника. Он поставил для себя точку в этой жизни и не хотел тащить с собой в дорогу груз воспоминаний, тяжелый кирпич, который давил на него.
Глава 2
Резюме
Понибой и Джонни встречаются с Далли (Даллас) и отправляются в кинотеатр Nightly Double. Они пробираются во въезд, хотя вход стоит всего 25 центов, если вы без машины. Им нравится проникать внутрь, потому что Далли ненавидит делать что-либо законным путем. Оказавшись внутри, они садятся на стулья у прилавка, где встречаются с двумя красивыми женщинами-соками. Черри (Шерри) Валанс и Марсия оставили своих парней здесь, у подъезда, потому что мальчик хочет пить, а две девушки нет. Девочки становятся объектом неприятных и грубых комментариев Далли, но он покупает им газировку, чтобы «остудить их». Черри бросает свою газировку Далли в лицо, и ситуация накаляется, пока Джонни не вступается, чтобы защитить ее, что удивительно, учитывая, что Джонни боготворит Далли и считает его своим героем. К счастью, Джонни — любимец бандитов, поэтому Далли просто уходит, не вступая в конфронтацию. Ту-Бит присоединяется к Понибою и Джонни, и они с Марсией находят общий язык.
Черри впечатлена мужеством Джонни, но она чувствует в Джонни что-то еще. Она расспрашивает Понибоя о Джонни. Точная оценка Черри о том, что Джонни «когда-то сильно пострадал», побуждает Понибоя пересказать историю избиения Джонни соц. Около четырех месяцев назад Джонни был в поле, охотился за футбольным мячом, чтобы потренировать несколько ударов, и четыре сока проехали мимо на синем «Мустанге». Они остановились и набросились на него, избив Джонни до полусмерти. Один из соков носил несколько колец, и кольца сильно порезали Джонни. Избиение изменило Джонни не из-за того, что они его напугали. Джонни больше никогда не ходил один, и он поклялся, что убьет следующего человека, который прыгнет на него.
История об избиении Джонни явно расстраивает Черри. Она говорит Понибою, что не все соки такие, как и все гризеры не такие, как Далли. Она говорит ему, что у соков тоже есть свои проблемы, но Понибой не может представить, какие заботы могут быть у соков. Глава завершается строкой: «Теперь я знаю лучше».
Анализ
В этой главе рассказывается о важности перспективы. Сетования на несправедливость жизни проходят через всю эту главу, но теперь их также высказывает соц. Черри Вэлэнс представляет идеальную жизнь для Понибоя. Она симпатичная чирлидерша, но заявляет, что у соков тоже есть проблемы. Ее жизнь кажется идеальной для стороннего наблюдателя, но, по-видимому, это не так.
Выслушав рассказ об избиении Джонни, Черри не чувствует необходимости защищать соков, напавших на Джонни, но чувствует необходимость оговорить тот факт, что трудности возникают не только у гризеров: «У нас есть проблемы, которых вы никогда не видели». даже слышал. Хотите кое-что узнать? Она посмотрела мне прямо в глаза. «Все плохо». Понибой заявляет, что верит ей, но позже признается читателю, что сомневается в ее мировоззрении. Эта точка зрения является мерой его точки зрения, за которой читатели могут наблюдать, как она растет и меняется по мере развития романа.
Банда снова определяется как семья: «Когда вы банда, вы заступаетесь за членов. Если вы не заступаетесь за них, держитесь вместе, становитесь братьями, это уже не банда». Эта расширенная семья является очень важным элементом безопасности. Похоже, ни одна из семей, представленных бандой Понибоя, не сплотилась. Будь то смерть (в случае Понибоя), отъезд родителей или ребенка (в случае Далли), развод или жестокое обращение с детьми, гризеры ищут семейную атмосферу, которая поддерживает их. Внутри банды идея держаться вместе, одной единой все , это одно из самых важных правил. Пони искренне считает, что обязанность банды — защищать друг друга. Кодекс чести, который защищает банду Понибоя, соблюдается всеми: «Когда ты банда, ты заступаешься за членов».
Правило банды, согласно которому члены должны держаться вместе, также является движущей силой семьи Понибоя. Мальчики должны держаться вместе, если собираются сделать это самостоятельно, то есть без присмотра взрослых. Понибой продолжает бороться с ожиданиями, которые он возлагает на членов своей семьи.
Пони жаждет безусловной любви и поддержки от Дэрри; он также хочет, чтобы Дэрри верил, что он поступит правильно, а не ругал его за отсутствие здравого смысла. Тот факт, что Сода бросила школу, очень беспокоит Пони. Он чувствует, что Сода не реализует свой потенциал, и его это смущает: «Я так и не оправился от этого. Я едва мог вынести это, когда он ушел из школы».
Черри знает Содапопа, потому что он работает на заправке, и она спрашивает, почему не видела его в школе. Понибой смущается признать, что Сода не учится. Это признание «навело меня на мысль о каком-то бедном тупом хулигане, бродящем по улицам и выбивающем уличные фонари — это совершенно не подходило моему беспечному брату».
Имя Черри Вэлэнс очень веселое. Слово вишневый на сленге может означать как совершенный, так и красный цвет. Черри — сок, и она идеальна в глазах Понибоя. Тот факт, что «вишня» также означает красный цвет, подчеркивает использование автором цвета в качестве темы книги. Теплые цвета ассоциируются у нее с соками, а холодные — с гризерами. Тепло обычно ассоциируется с внутренним, а прохладное — с внешним. Цвета обозначают положение групп в обществе: гризеры считают соков своими, а себя — чужаками.
Хинтон дважды использует белый цвет в этой главе, чтобы описать страх. Первоначально она использует этот цвет, чтобы описать Джонни в подъезде, когда Два-Бит удивляет его, подкрадываясь к нему сзади и выдавая себя за Сока. Хинтон также описывает Черри как «белую как полотно» после того, как услышал версию атаки Джонни от Понибоя. Использование этого цвета в качестве подходящего описания для обеих групп продолжает слияние цветов. Мир не такой уж черно-белый, когда цвета начинают пересекать линии.
Последнее предложение главы подсказывает читателю, что техника повествования ретроспективна. Понибой пересказывает эту историю и, следовательно, может включать предзнаменования, которые не только дразнят читателей, но и позволяют им стать свидетелями роста его персонажа.
Во время Главы 2 персонаж Пони не может понять точку зрения Черри о том, что у соков есть свои проблемы. Но последнее предложение главы «Теперь я знаю лучше» не только предвещает предстоящие события, но и показывает личностный рост Понибоя. Позже он лучше понимает Socs и меняет свою точку зрения. Задним числом, в пересказе этой истории, он может увидеть соков в другом свете: «Я действительно не мог понять, о чем сокам придется попотеть — хорошие оценки, хорошие машины, хорошие девушки, мадрасы и мустанги и Корвейры». Это предложение было написано в прошедшем времени, «действительно не мог видеть», с подразумеваемой корректировкой понимания.