Переселение греков: МАРИУПОЛЬСКИЕ ГРЕКИ • Большая российская энциклопедия

Содержание

«Греки выражают удовлетворение районом их расселения» – Власть – Коммерсантъ

7K 15 мин. …

Не раз за свою долгую историю греческая цивилизация распространялась по миру пешком. В 40-х годах прошлого века поход бойцов Демократической армии Греции и их близких (на фото) завершился в Средней Азии.

       Мы продолжаем знакомить читателей с историей переселения народов*. Историю странствий греков по России и СССР восстановил корреспондент «Власти»
Кирилл Новиков.

«Если сбудется это — крещусь»
       Греки начали переселяться на российские земли задолго до возникновения России. Первые поселения древних эллинов возникли на северном и восточном берегах Черного моря уже в VIII веке до н. э., а в IV веке до н. э. после похода Александра Македонского греки обосновались и в Средней Азии. Если на территории современного Таджикистана греческое население растворилось среди местных жителей уже к началу новой эры, то в Причерноморье греческие колонисты пустили глубокие корни, и их потомки живут там до сих пор. В X веке греки начали переселяться на территорию Киевской Руси — они рассматривали ее как страну больших возможностей. К грекам относились как к носителям древней и великой культуры, что приносило греческой диаспоре существенную выгоду.

       В 988 году князь Владимир, желавший жениться на византийской царевне, пошел войной на Византию. Дружина князя вторглась в Крым и осадила греческий город Херсонес (Корсунь). Осада шла не слишком успешно, пока херсонесский грек по имени Анастас не решился на измену. Если верить летописцу, Анастас со стены «пустил стрелу, так написав на ней: ‘Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока’. Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: ‘Если сбудется это — крещусь'». Благодаря Анастасу Корсунянину город остался без воды и сдался на милость победителя. Став хозяином Херсонеса, Владимир заставил византийцев выдать за себя замуж императорскую сестру Анну и триумфально перешел в христианскую веру. Вернувшись из похода, князь разорил языческие капища, заставил народ креститься и поставил в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, служить в которой стали греческие священники из Херсонеса и Константинополя. Хозяйством новой церкви был поставлен управлять Анастас, который, надо полагать, остался доволен новой должностью, поскольку Владимир даровал этой церкви десятую долю своих немалых богатств.

Александр Македонский первым привел греков в Среднюю Азию. Вторым это сделал Иосиф Сталин

В следующие века греки ехали на Русь главным образом по церковной линии. Свое место под русским солнцем нашли также многие греческие книжники, художники и мастеровые, включая знаменитого Феофана Грека. Русь продолжала ориентироваться на Константинополь вплоть до его падения в 1453 году. Когда Второй Рим оказался во власти турок и Москва стала претендовать на роль Третьего Рима, многочисленные греки, бежавшие от завоевателей, смогли поучаствовать в превращении Москвы в новую столицу православного мира. Москва начала до мелочей копировать константинопольский быт: в московских храмах и теремах зазвучала греческая музыка, на столы подавали греческие яства, а монастырские библиотеки пополнились греческими книгами. Естественно, все это обеспечивали греческие иммигранты.
       В эпоху Петра Великого Россия переориентировалась на Запад, и греков перестали воспринимать как носителей эталонной культуры. Впрочем, в Европе со времен Возрождения существовала мода на античность, а потому российская элита в XVIII веке вслед за просвещенными европейцами стала воспринимать древнюю Элладу как потерянный рай. С воцарением Екатерины II империя начала активно продвигаться на юг и вступила в борьбу с Турцией и Крымским ханством за обладание Черным морем, на берегах которого жило немало греков. Екатерина, желая отвоевать у турок Константинополь, мечтала о восстановлении Византийской империи.

Иоанн Каподистрия стал первым российским министром, пересевшим в президентское кресло

В 1771 году русские войска заняли Крым, однако крымский хан оставался номинальным правителем, и у Петербурга не было уверенности в том, что полуостров удастся удержать. Поскольку недавно завоеванное Приазовье оставалось практически неосвоенным, власти решили переселить на свободные земли христианское население Крыма, решив сразу две задачи — поднять приазовскую целину и ослабить экономику Крымского ханства. В 1778 году крымские греки приняли приглашение России и двинулись в Приазовье, где вскоре появились 25 новых сел, многие из которых имели привычные крымские названия: Ялта, Урзуф (Гурзуф), Старый Крым и Сартана, а также город Мариуполь.
       А когда в 1783 году Крым был присоединен к России, оказалось, что на полуострове осталось слишком мало христиан, и нехватку православных вновь стали восполнять за счет греков. Екатерина II официально разрешила грекам свободно селиться в Крыму как «единоверцам и древним обитателям этой страны», чем многие греки из сопредельных стран поспешили воспользоваться.
       
«Греки научились делать квас, чтобы заправлять им свое варево»
       В первой половине XIX века греки оставались в центре российской внешней политики, поскольку Россия рассматривала их как естественных союзников в борьбе против Турции и революционной Франции, которая стремилась закрепиться на населенных греками Ионических островах.

Русский генерал и греческий аристократ Александр Ипсиланти имел редкую возможность бороться за свободу своего народа, оставаясь верным слугой трона

В 1800 году адмирал Ушаков отбил у французов Ионические острова и создал там Республику Семи Соединенных островов — первое независимое греческое государство со времен падения Византии. Независимость республика вскоре утратила, но ее первый и последний президент Иоанн Каподистрия перебрался в Россию, где в 1815 году стал министром иностранных дел. В 1821 году в Греции началось восстание против турецкого владычества, и, поскольку русской внешней политикой в ту пору руководил Каподистрия, в Петербурге решили помочь греческому народу. Штабом подрывной деятельности против Турции стало тайное греческое общество Филики Гетерия, которое базировалось в Одессе и возглавлял которое генерал русской армии и герой войны 1812 года грек Александр Ипсиланти. В 1827 году греческие повстанцы объявили свою страну независимой и избрали президентом Иоанна Каподистрию, который оставался надежным проводником русской политики, пока не был убит в 1831 году.
       Если в первой половине XIX века греки ехали в Россию главным образом из страха перед турками, то во второй половине столетия российская власть сама стала зазывать их на свою территории. К началу 1860-х годов стала явной победа России в затянувшейся Кавказской войне, и многие представители горских народов Северного Кавказа эмигрировали в Турцию. Несмотря на немалый приток мигрантов из России и Малороссии, рабочих рук на Северном Кавказе не хватало, и недостачу населения решили покрыть за счет греков Турции. По закону 1862 года переселенцев наделили немалыми привилегиями — «шестилетней льготой от военного постоя, за исключением тех случаев, когда войска оставлены для защиты самих переселенцев; восьмилетней льготой от платежей податей и отправления денежных и натуральных повинностей; пожизненным с наличными детьми освобождением от рекрутской повинности».

 Хорошо знавший Маркса Герман Лопатин не верил, что перевод греков в русское подданство принесет стране капитал

Однако правительство напрасно возлагало на переселенцев большие надежды. В октябре 1864 года управляющий Ставропольской палатой государственных имуществ статский советник Мартынов писал ставропольскому губернатору Гващенко: «Вашему Превосходительству известно, что из пришедших уже на Кавказ греков весьма немногие оказались способными к полевым работам, большая часть их ничем не занималась или содержала себя с семействами подаянием; все они по природе ленивы, грубы, недоверчивы и необщительны до такой степени, что уже успели перессориться с соседними крестьянами.
.. По-видимому, греки вообще заботились войти к нам в полной уверенности, что Правительство вынуждено будет позаботиться о них, как это и случилось… Расходы на этих греков продолжаются до сих пор и какую составят цифру в итоге, пока греки устроятся и будут в состоянии содержать себя и хозяйство собственными средствами, определить невозможно… Поэтому Палата Государственных Имуществ полагала бы, если возможно, приостановить переселение новых греческих выходцев из Турции в ее ведомство». Несмотря на просьбы Мартынова, переселение приостановлено не было, а начиная с 1865 года просить об этом уже не решился бы ни один чиновник, ведь пост генерал-губернатора Ставропольской губернии занял Георгий Властов, происходивший из древнего греческого рода.

К осени 1945 года греческие коммунисты спелись с советскими инструкторами достаточно, чтобы вести затяжную гражданскую войну

Шли годы, а ситуация с турецкими греками все не улучшалась. В 1869 году чиновник для особых поручений при губернаторе Властове Герман Лопатин составил Сборник статистических сведений Ставропольской губернии, в котором подробно описал быт и нравы различных групп местного населения. Лопатина трудно заподозрить в отсутствии симпатий к бедным и угнетенным, поскольку он уже в те годы был убежденным социалистом, а впоследствии сдружился с Карлом Марксом и даже стал первым переводчиком «Капитала» на русский язык. Однако бедность греческих поселенцев не вызвала у него особого сочувствия: «На все заботы и беспокойства местного начальства о них они смотрели как на что-то должное… Поэтому они неохотно брались за какой бы то ни было труд, хотя бы этот труд клонился в их же собственную пользу… Жилища греков, которые русские крестьяне справедливо называют лисьими норами, вырыты в земле, так что вы очень часто можете пройти по крыше подобной землянки, совершенно не замечая, что вы попираете ногами жилище человека. Узкая, круглая дыра, служащая окном, не пропускает достаточно света, чтобы различать сколь-нибудь ясно окружающие предметы, даже когда дверь в землянку отворена, впрочем, и эта дыра на зиму затыкается, так что, по-видимому, греки не чувствуют ни малейшей надобности в свете. .. Грязный образ жизни, добровольное лишение себя всего, кроме самого необходимого для поддержания жизни, христарадничество, вечные жалобы на неприкрытую бедность представляют в настоящее время исторически выработавшуюся, неотъемлемую характерную черту греков». Лопатин отметил и некоторые улучшения в быте поселенцев: «В своем образе жизни, орудиях, сельскохозяйственных приемах они начинают довольно заметно подражать своим русским односельцам… Русский хлеб и щи русского приготовления также чрезвычайно нравятся грекам, многие из них научились делать квас, чтобы потом заправлять им свое варево. Вообще, чуть ли не в первый раз в течение всей своей истории русский крестьянин является здесь ‘цивилизатором'».
Между тем покровительственное отношение к грекам в Ставрополье вошло у царской администрации в хорошую традицию, а через 14 лет после отставки Властова — в 1887 году — власть в губернии вновь оказалась в руках этнического грека — Николая Егоровича Никифораки.
       
«Немецкие власти оказывали содействие грекам»
       К началу ХХ века в России проживало около 1,5 млн греков, причем основная их масса распределялась между тремя общинами: грузинской, причерноморской, включавшей побережье от Геленджика до Сочи, и мариупольской. Крупные общины были в Одессе, где жило немало богатых греческих купцов, в Феодосии, Севастополе, Евпатории, Таврии и Херсоне. Жили греки и на Кубани, в Ставрополье и на Северном Кавказе, а также в Петербурге и Москве. Многие греки Турции часто бывали в России наездами и рассматривали ее как страну, где в случае чего можно найти вторую родину.

Под напором противника партизаны Демократической армии Греции (на фото) отступили в город Ташкент

С началом первой мировой войны в Россию из Турции переехали около 14 тыс. греков, а в начале 1917 года в Бессарабию перебрались около 15 тыс. греков из Палестины. Даже революция 1917 года не смогла поколебать веру греков в то, что Россия готова встретить их с распростертыми объятиями. В 1923 году, после того как Греция проиграла войну Турции, многие турецкие греки предпочли переселиться в СССР, поскольку опасались турецкой мести.
       В 1920-е годы даже самые малые народы получали в СССР автономию. Своя административная единица возникла и у греков — в Краснодарском крае был создан Греческий район с райцентром в станицей Крымской. Жители района мирно выращивали табак и строили социализм, пока власть в конце 30-х годов не начала пересматривать свое отношение к национальным автономиям.
       В 1938 году Политбюро ЦК ВКП(б) потребовало провести «операцию по разгрому шпионско-диверсионных контингентов из поляков, латышей, немцев, эстонцев, финнов, греков, иранцев, харбинцев, китайцев и румын». В Греческом районе была «разоблачена» «Греческая контрреволюционная националистическая диверсионно-шпионская и террористическая организация». По делу этой организации были расстреляны 77 человек, Греческий район ликвидирован, а греческие школы перешли на русский язык.

Обнаружив эту фотографию в Большой советской энциклопедии, сотрудники советского лесхоза опознали в своем директоре генсека коммунистической партии Греции Никоса Захариадиса

Репрессии против греков продолжились и в 1940-х годах. В 1941 году немцы вступили в Крым, а в 1942 году дошли до Кубани. Когда же советские войска начали возвращать оккупированные территории, карательные органы принялись выявлять неблагонадежные народы. Весной 1944 года НКВД взялся за выселение из Крыма крымских татар и армян. Греки тоже подлежали выселению. Как отмечал Берия в письме Сталину, «значительная часть греков, особенно в приморских городах, с приходом оккупантов занималась торговлей и мелкой промышленностью. Немецкие власти оказывали содействие грекам в торговле, транспортировке товаров и т. д.». Больше грекам ничего не инкриминировалось, но и этого оказалось достаточно.
       В июне 1944 года из Крыма были депортированы около 14 тыс. греков. Спецпереселенцы были высланы в Башкирию, Марийскую АССР, в Кировскую область, Якутию и другие места, удаленные от государственной границы. Всего к 1946 году в СССР насчитывался 82 тыс. 481 грек-спецпереселенец.
В июне 1949 года настал черед греков в Абхазии. Обвинить в пособничестве врагу тамошних греков было нельзя, поскольку до Абхазии немцы не дошли. Поэтому причин выселения объяснять вообще не стали. По словам полковника МГБ Гоцева, который в 1951 году расследовал обстоятельства депортации, власти «по одному вызывали греков в сопровождении солдат и предлагали написать заявление о добровольном выезде из Абхазии». Из Сухуми и сухумских пригородов, где греки составляли относительное большинство, их вывезли в ночь с 13 на 14 июня и отправили в Казахстан. Дома и имущество депортированных были переданы мингрелам, которым повезло иметь соплеменника — Лаврентия Берию. Точное число греков, изгнанных из Абхазии, до сих пор не установлено.
       
«В директоре опознали бывшего генсека компартии Греции»

Жена Никоса Захариадиса Рула Кукулу ставила интересы партии выше семейных

В том же 1949 году греческое население СССР пополнилось за счет целой армии политэмигрантов из Греции. Дело в том, что в Греции с 1946 по 1949 год шла гражданская война между сторонниками монархии, которых поддерживали англичане и американцы, и Демократической армией Греции (ДАГ), которая боролась за социализм, получая щедрую помощь от СССР и Югославии. В 1949 году отряды ДАГ были разбиты и к тому же лишились помощи Югославии — Тито к тому времени разругался со Сталиным и перестал поддерживать просоветских партизан. В течение сентября 1949 года все уцелевшие бойцы ДАГ и члены их семей были вывезены в СССР через албанские порты, а по прибытии в Поти тайно переброшены под Ташкент, где были срочно организованы 23 жилых городка. Городки не отличались особым комфортом, поскольку были созданы на базе бывших лагерей для военнопленных и заключенных, однако местное МВД доложило в Москву, что греки «выражают полное удовлетворение созданными для них бытовыми условиями, а также географическим районом их расселения».
       На деле далеко не все греки были довольны своим положением. Контрразведчик Вадим Удилов, впоследствии генерал-майор КГБ, а в 1949 году — рядовой сотрудник МГБ Узбекистана, вспоминал: «Среди колонии политэмигрантов существовала группировка греческих моряков, ранее служивших на американских, английских, французских и других судах. .. Лидеры группы моряков уговорили остальных нелегально уйти за кордон, добраться до Организации Объединенных Наций, где выступить с заявлением, в каком бедственном положении в СССР, как они считали, находятся греческие политэмигранты, и в частности моряки… Экипированная всем необходимым группа покинула греческий городок и сосредоточилась в пустом бараке в районе поселка Дурмень… У входа в барак моряками выставлен часовой, чтобы он вовремя предупредил их о возможной опасности». Чтобы избавиться от часового, двое чекистов переоделись рабочими, которые, якобы не сумев зажечь спичку, попросили у грека прикурить. По словам Удилова, «через 15 секунд часовой с кляпом во рту и закрученными назад руками лежал на земле», и уход греков за кордон не состоялся.
       Греческие эмигранты доставляли советским властям и более серьезные хлопоты. Во главе компартии Греции и ДАГ стоял пламенный революционер и убежденный сталинист Никос Захариадис, известный также как Неистовый Никос. Пока был жив Сталин, Захариадис верил, что его армия вот-вот вернется в Грецию и возобновит гражданскую войну. Он разрабатывал разнообразные планы вторжения — вплоть до воздушного десанта,— но Москва год за годом хранила молчание, и Неистовый Никос все больше терял терпение.
       В 1956 году Хрущев выступил против культа личности Сталина, а Захариадис — против ревизионистской политики советского руководства, чего ему, разумеется, не могли простить. ЦК греческой компартии лишило Захариадиса поста генсека, причем за его отставку проголосовала даже его жена и соратница Рула Кукулу. Захариадиса отправили руководить лесхозом в Новгородской области с паспортом на имя Николаева.
       Спрятать в лесхозе греческого героя не удалось, и секретарь местного горкома запрашивал ЦК: «Из лесхоза мне докладывают, что там в директоре опознали бывшего генсека КПГ Захариадиса. Что делать?» Бывалый партизан и сам не собирался мириться со своим положением. В 1962 году Захариадис тайно приехал в Москву, явился в греческое посольство и потребовал выдать ему визу для поездку в Грецию, где его уже давно заочно приговорили к смертной казни. После этой выходки Захариадиса отправили на вечную ссылку в сибирский Сургут. В августе 1973 года Захариадис повесился в своей сургутской квартире.

Приход к власти в Греции «черных полковников» заставил возмущенных греков найти адекватный язык для выражения протеста

Судьба других бойцов ДАГ сложилась в основном менее печально. Отношения СССР и Греции к середине 60-х годов стали улучшаться, и политэмигранты стали задумываться о возвращении на родину. Однако в 1967 году к власти в Афинах пришла хунта «черных полковников», которые не питали к коммунистам ни малейших симпатий. Москва ответила хунте «стихийными» демонстрациями протеста, и пребывание политэмигрантов под Ташкентом затянулось. Бывшие бойцы ДАГ и члены их семей получили возможность репатриироваться только после падения в Греции диктатуры в 1974 году.
       Что касается греков, депортированных из Крыма в 1944 году, то с них статус спецпоселенцев сняли в 1956 году, объявив особым постановлением ЦК, что они «могут проживать в любом пункте страны, за исключением Крымской области». Окончательно эпопея с депортациями народов завершилась 14 ноября 1989 года, когда Верховный совет СССР признал депортации «незаконными и преступными». Впрочем, в те годы многие греки уже мечтали не столько о возвращении в Крым или Абхазию, сколько об эмиграции в Грецию.
       
*О переселении поляков см. «Власть» #3, армян — #15, японцев — #29 за 2005 год.
       
ПРИ СОДЕЙСТВИИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ВАГРИУС «ВЛАСТЬ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ СЕРИЮ ИСТОРИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
       

Вся лента

Как греки попали на Ставрополье?

Ставропольский край отличается пёстрым этническим составом населения. Здесь живут представители более 120 народов мира.

Мы решили познакомить вас с историей и традициями наиболее многочисленных народов Ставропольского края. Один из них — греки.

Как греки появились на Кавказе?

Связи греков и россиян уходят своими корнями в глубокую историческую даль. В знаменитых мифах Древней Греции есть упоминания о том, что аргонавты в поисках золотого руна достигали Колхиды — сейчас это территории Северного Кавказа.

Большая волна греков-переселенцев, бежавших от турецкого геноцида, пришла в Россию в 1914-1923 годах. Большинство из них осели в Ростовской области и на Северном Кавказе.

Современные ученые-историки считают, что греки добирались конкретно до Ставрополя в целях торговли, а также поиска среди местного населения наемников в свои войска. Обо всем этом говорят археологические раскопки на Грушевском городище, где был найден склад греческих амфор с вином, маслом и нефтью для светильников.

История греческого народа в Ставрополе

После переселения и расселения греков в Прикубанье, на Ставрополье и на востоке страны, первое место в земледельческом хозяйстве заняла пшеница. Также греки выращивали рожь, ячмень, просо, овощные и бахчевые культуры, виноград, подсолнечник (в дальнейшем из него делали масло). Главным товаром с конца XIX века стал табак. Многие греки стали ремесленниками: каменщиками, строителями, пекарями, сапожниками, изготовителями кирпичей и черепицы.

Весомую роль всегда играли греки в исторической биографии города Ставрополя. Самый знаменитый из них — генерал-губернатор Ставропольской губернии Николай Егорович Никифораки. В период его 17-летнего правления в крае наблюдался настоящий промышленный бум. Вступали в строй паровые мельницы, винокуренные, маслобойные, кожевенные, свечные заводы. Была проведена первая на Северном Кавказе телефонная связь, в Ставрополе стала работать телефонная станция, а потом и электростанция. При Никифораки были открыты психиатрическая больница, другие лечебницы, Ольгинская женская гимназия, бесплатная библиотека, народный театр, строились православные храмы.

Мы решили не останавливаться на исторических фактах, с которыми и так многие знакомы, а поговорить с представителем греческого народа, который живет в Ставрополе, и подробнее узнать о культуре и быте современных греков. Это Савва — студент 6 курса Ставропольского медицинского университета, фельдшер скорой медицинской помощи. Он любезно согласился ответить на наши вопросы о греческой истории и рассказал несколько интересных фактов, которыми мы делимся с вами.

Что ты знаешь из греческой истории?

Самый известный и наверное печальный момент в истории Греции — конечно, геноцид Понтийских греков, осуществленный Османской империей, который унёс жизни более 350 тысяч человек мирного греческого населения. Последствия геноцида привели к массовым миграциям греков в Грузию. Так же от родственников проживающих в Греции, я узнал об историческом событии в истории Греции — день Охи!

В переводе с греческого означает «нет». Это день, когда Греция отказалась предоставить итальянским войскам войти на территорию Греции и занять «стратегические позиции». Данная позиция ознаменовала вхождение греков во Вторую Мировую войну.

фото: Савва Шейранов

Какие национальные праздники вы отмечаете семьей?

Что касается праздников, то мы отмечаем те же праздники, что и все: Пасху, Рождество и день Святой Марии. Причём Рождество некоторые греки отмечают аж 2 раза. По старому и новому стилю: 25 декабря и 7 января соответственно. День независимости Греции также является одним из наших главных праздников.

Какие греческие традиции ты знаешь или соблюдаешь?

Есть у нас такая традиция: первого ребёнка обязательно называть в честь родителей мужа, в зависимости от того кто родился, конечно.

А второго называют в честь одного из родителей жены. Что касается свадеб, то здесь тоже есть пару традиций. Например, невесту обязательно прячут у крестной матери невесты. Когда невесту выкупает друг жениха, её брат связывает их руки платком перед тем как родители дадут своё благословение. Связанные руки — символ долгой семейной жизни.

А что по традиционным греческим блюдам.
Какие знаешь, любишь или, может быть, готовишь?

Самым популярным в нашем крае, разумеется, является гирос, а также знаменитый греческий салат. Их очень люблю. Есть замечательное блюдо — мусака и греческий суп факес. Однако, такое редко готовят у нас в России. Готовить я в принципе не люблю, поэтому предпочитаю сразу есть.

Где тебе хотелось бы жить в дальнейшем?

Я бы хотел продолжать жить в России, здесь моя семья, родственники, друзья. Однако, во время пребывания в Греции, я понял что и там я с удовольствием бы пожил.

Интересный факт о греках

Самый интересный факт о греках, которым мы любим хвастаться:

греки придумали все! Это довольно самовлюблённый факт, но вот такие мы.

Ты знаешь греческий язык?

К сожалению, языка на разговорном уровне я не знаю, за что мне очень стыдно. В своё оправдание скажу, что я родился и воспитывался в среде преимущественно русскоговорящей и немного турецкоговорящей.

Одна из причин по которой я хочу пожить в Греции — это изучение греческого языка. Это довольно красивый и благозвучный язык.

Автор: Марина Гамзатова

Типы беженцев и проблемы переселения

Роберт Гарланд, доктор философии, Университет Колгейт

Быть беженцем означает не только покинуть свою родину и ценности, но и бояться неопределенности. С 8 по 6 века до нашей эры большой процент греков был изгнан со своей родины. Читайте дальше, чтобы получить более полное представление об обстоятельствах, в которых боролись беженцы.

Кризис с беженцами в Греции был масштабнее, чем можно себе представить. Он включал в себя путешествие в неизвестность для выживания, постоянно преодолевая трудности, встречающиеся на пути. (Изображение: Луи Станислас д’Арси Деларошетт/общественное достояние)

Последствия отмены набора

Как только беженцы согласились или были призваны на эмиграционный корабль, пути назад уже не было. Надпись с острова Санторини на Кикладах гласила: «Любой, кто откажется плыть, если он будет отправлен городом, подлежит смертной казни, а его имущество будет у него отнято». Это не оставляло места для размышлений. Они прощаются с семьей, родителями, сестрами и другими людьми с мыслью, что, возможно, больше никогда никого из них не увидят.

Беженцы буквально уплыли в неизвестность. Хотя город-мать часто сохранял тесные политические связи со своим поселением, он не пытался установить тесные эмоциональные или материальные связи. Девизом было «С глаз долой, из сердца вон».

Благословения греческого бога Аполлона

Аполлон оказал сильное влияние на беженцев, которые верили, что его благословения помогут им доплыть до нужного места. (Изображение: Gilmanshin/Shutterstock)

Отчаяние было мощным стимулом для греков пройти через процесс эмиграции, но более того, было что-то, что вселило в них уверенность. Этим великим активом был бог Аполлон, который проявлял особый интерес к колониальным предприятиям. По этой причине представитель города-государства посещал пророческое святилище Аполлона в Дельфах, чтобы получить совет о том, куда направиться, когда их город решит экспортировать часть своего населения. Без благословения Аполлона они были без руля. Тем не менее, с его благословения, полные надежды лодки были уверены, что их скитаниям придет конец.

Очень немногие предприятия в истории человечества сталкивались с такими обстоятельствами. Требовалось огромное мужество и вера, чтобы плыть в неизвестность. Воды Эгейского моря были непредсказуемы даже в лучшие времена, а шквалы случались в любое время года.

Это стенограмма из серии видео Другая сторона истории: повседневная жизнь в древнем мире . Смотрите прямо сейчас на Wondrium.

Высадка в неизвестности

Лодки греческих первопроходцев обычно подплывали близко к берегу и находили укромную бухту для высадки. Оказавшись на суше, они заглянули в подлесок, чтобы узнать, привлекла ли их посадка внимание местных жителей. Первую ночь они провели рядом со своим кораблем или в пещере. Покинуть Грецию было равносильно тому, чтобы покинуть Солнечную систему; не было никакой подсказки о том, какие формы инопланетной жизни существовали там. Odyssey со своим странным составом персонажей во многом является продуктом этой эпохи колонизации — продуктом ее страхов и неуверенности.

Неожиданное путешествие домой

Лодка пионеров с острова Санторини столкнулась с трудностями, не найдя подходящего места для постройки нового дома, и поэтому они решили вернуться домой. Не сумев основать поселение на побережье Ливии, они отплыли обратно на Санторини, ожидая, что их с радостью примут соотечественники.

Но они больше не были их земляками, и за время их отсутствия дела пошли еще хуже. Бывшие земляки забросали их ракетами, чтобы они не высадились на берег. Пионеры стали лицами без гражданства. У них не было другого выбора, кроме как снова отправиться в Ливию и попробовать еще раз, зная, что это их последний шанс. В конце концов им удалось основать поселение на острове у берегов Ливии.

Широкое движение за колонизацию

Греческие поселения были обнаружены в разных частях мира, включая Италию и Грецию, во время колонизационного движения. (Изображение: Future Perfect at Sunrise/Public domain)

Движение колонизации было огромным по масштабам: между 800 и 500 годами до н. В большинстве случаев, как только поселение было основано, посылались последовательные волны; вероятно, 70 000 человек в конце концов покинули свою родину.

К концу было подсчитано, что движение колонизации привело к удвоению числа греческих поселений, разбросанных по всему Средиземному и Черному морям и в других местах. Были поселения в Албании, Болгарии, Египте, Франции, Италии, Ливии, Румынии, России, Сицилии, Испании и Турции, а также новые поселения в самой Греции.

Узнайте больше о происхождении греческого рабства.

Беженцы военного времени

Было много других типов беженцев, таких как эвакуированные во время войны. В 431 г. до н. э. только что разразилась Пелопоннесская война между афинянами и их союзниками, с одной стороны, и спартанцами и их союзниками, с другой. В Аттике, на территории, окружающей Афины, было объявлено, что спартанская армия направляется в Афины, чтобы через несколько дней опустошить сельскую местность. У фермеров не было другого выбора, кроме как покинуть свою ферму и отправиться в безопасный город, взяв с собой свою семью и рабов.

Согласно Фукидиду, сельское население Аттики было вынуждено покинуть свои дома. Им было трудно представить себе, как спартанцы вырубают оливковые деревья, сжигают их посевы и дома и даже разбивают гробницы. Они собрали свои ценности, такие как драгоценности, вышитые ткани и все дерево, которым они владели, в виде дверных и оконных рам, а также любую другую мебель, потому что дерево было ценным.

Игра «Найди правильное место»

С северо-востока в город тянулись бесконечные очереди беженцев. Недалеко от Афин они обнаружили, что все ворота в городской стене забиты, и внутрь проходят десятки тысяч человек. Первый, кто прибыл, смог построить навес в сливовом месте с внутренней стороны городской стены, в то время как опоздание означало занять все доступное место.

Аристофан, поэт-комик, описал беженцев из сельской местности, живущих в «бочках, лачугах и чердаках». Это привело к вспыхнувшим дракам как между беженцами за место для проживания, так и между беженцами и постоянными жителями Афин.

Вскоре все свободное место было заполнено. У Длинных Стен на корточках сидели беженцы; стены, которые соединяли Афины с их портовым городом, называемым Пирей, и в Пирее их тоже было много. Было использовано даже пространство внутри святилищ. Только Акрополь остался вне границ. Афины и Пирей превратились в один большой лагерь беженцев.

Узнайте больше о том, как греческие женщины были отрезаны от общества.

Общие вопросы о греческих беженцах

В: Чем известен греческий бог Аполлон?

Греческий бог Аполлон известен своим особым интересом к колониальным предприятиям. По этой причине представитель города-государства посетил пророческое святилище Аполлона в Дельфах, чтобы получить совет о том, куда направиться для поселения. С его благословения полные надежды лодки были уверены, что их скитаниям придет конец.

В: Что произошло в 500 г. до н.э. в Греции?

Во время колониального движения в Греции между 800 и 500 г. до н.э. было обнаружено не менее 139 поселений, в которых проживало 28 500 человек в первой волне.

В: Какие страны колонизировала Греция?

Греция колонизировала Средиземное и Черное моря. Были поселения в Албании, Болгарии, Египте, Франции, Италии, Ливии, Румынии, России, Сицилии, Испании и Турции, а также новые поселения в самой Греции.

Продолжайте читать


Классическая Греция — вино, оливковое масло и торговля
Взгляд на древних кельтов через призму Греции и Рима
Игры Древней Греции — жизнь и смерть греческого спортсмена

Массовый приток беженцев и долгосрочный Процветание: уроки переселения греческого населения

Литературный обзор Джойнта

Эли Мурард и Сейхун Оркан Сакалли

Документ, представленный на исследовательской конференции по вопросам вынужденного перемещения 2020, , организованный Объединенным центром данных о вынужденном перемещении.

https://www.iza.org/publications/dp/11613/mass-refugee-inflow-and-long-run-prosperity-lessons-from-the-greek-population-resettlement

Обзор

В этом документе исследуются долгосрочные последствия принудительного переселения 1,2 миллиона греко-православных граждан Турции в Грецию в 1923 году после греко-турецкой войны . Массовое переселение беженцев увеличило принимающее население Греции более чем на 20 процентов за несколько месяцев. Беженцам, переселенным в сельские районы, в дополнение к индивидуальным домам были предоставлены участки пахотной земли, сельскохозяйственные ресурсы и крупный рогатый скот. Анализ основан на геокодированном наборе данных, который объединяет исторические данные о расселении беженцев с современными социально-экономическими результатами на дезагрегированном административном уровне. Авторы используют несколько эмпирических стратегий, основанных на разной степени пространственной и временной изменчивости притока беженцев.

 

Основные выводы:

  • В местах расселения беженцы способствовали более высокой индустриализации и структурным преобразованиям, отходя от сельского хозяйства. Места расселения беженцев демонстрируют более высокий уровень зажиточности в 1991 г. по сравнению с другими населенными пунктами без беженцев: в зависимости от географических и допереселенческих характеристик первые имеют более высокую освещенность в ночное время, жилье с лучшими удобствами (например, электричество), более крупный производственный сектор и более высокий средний заработок.
  • Переселение дало меньшие экономические выгоды в местах, где местное население составляли преимущественно беженцы, а также в муниципалитетах, где беженцы были разделены на отдельные деревни . Между долей беженцев и долгосрочным благополучием существует горбообразная зависимость, причем благосостояние сначала увеличивается, а затем снижается, когда беженцы составляют более 40 процентов местного населения. Экономические выгоды от переселения также были ниже в местах, где беженцы были сосредоточены в отдельных анклавах и где их навыки было труднее передать. Это подчеркивает решающую роль социального взаимодействия и обмена знаниями, чему способствовал тот факт, что беженцы и коренные жители часто говорили на одном языке и придерживались одной религии.
  • Нет свидетельств негативных побочных эффектов в близлежащих населенных пунктах , что позволяет предположить, что результаты обусловлены не перераспределением экономической деятельности в места переселения, а скорее созданием новой деятельности.
  • Долгосрочные выгоды в сельских районах северной Греции, по-видимому, обусловлены передачей новых специальных знаний в области текстиля и предоставлением новых сельскохозяйственных ноу-хау в основном беженцами-фермерами . Переселение привело к расширению текстильного сектора и производства, особенно в местах, более подходящих для выращивания текстильных культур (например, хлопка), где знания беженцев могли более эффективно передаваться и использоваться. Переселение принесло меньшие экономические выгоды в тех местностях, где взаимодействие между беженцами и коренными жителями было менее вероятным, либо потому, что местное население было преимущественно беженцем и, следовательно, менее разнообразно с точки зрения навыков — отсюда и горбообразное соотношение между долей беженцев и продолжительностью жизни. процветание — или из-за большей сегрегации беженцев в отдельные деревни в пределах одного муниципалитета. Не было эмпирических данных об альтернативных механизмах, таких как агломерация, инвестиции в общественную инфраструктуру или экономическая интеграция беженцев второго поколения.

 

Авторы приходят к выводу, что предоставляя дополнительные (не обязательно более совершенные) знания, беженцы могут в долгосрочной перспективе приносить значительные выгоды, даже если они не приносят большего человеческого капитала, и при условии, что в их переселение будут вложены достаточные средства . Автор предполагает, что политика переселения должна избегать группирования беженцев в отдельных анклавах, но должна быть нацелена на места, где навыки новоприбывших легче всего передать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *