Перед вами краткое описание характера власти византийского императора: Византийские императрицы / Православие.Ru

Византия: в плену мифологем

Евгений Баев, студент V курса исторического факультета МГУ

  

В последнее время пристальный интерес общественности к Византии и роли византийского наследия на Руси возрастает. При этом публицистические оценки истории этой мировой державы и ее значения зачастую некорректны, искажают действительность, содержат фактические ошибки, преувеличения, изобилуют преднамеренными фигурами умолчания. То есть фальсифицируют историю. Ярким примером этого явилась опубликованная недавно в «Новой Газете» статья обозревателя Ю.Латыниной [1], где автор по сути возвращается к давно отвергнутой в мировой науке гиббоновской теории о тотальном упадке и регрессивности державы ромеев, но даже не упоминает таких «маленьких фактиков» как кодификация при Юстиниане римского права и кирилло-мефодиевская традиция. Не ставя целью выявлять и исправлять ляпы и натяжки журналистки [2], мы помещаем в качестве ответа рассуждения нашего студента.

Византийская империя — великое государство, от которого наш народ принял православную веру — в последнее время часто сравнивается с Россией по понятным причинам. Причём зачастую Византия либо чрезвычайно идеализируется, либо, наоборот, описывается в самых чёрных красках (и то, и другое с намёком на нашу страну).

С точки зрения исторической науки подобные действия неуместны. Византия – это Византия, Россия – это Россия. Несмотря на общность веры и сходство культур, это разные общества.

Вместе с тем, нам есть, чему поучиться у Византии. Для нашей страны крайне важно учитывать опыт византийцев, которых мы можем назвать своими духовными предшественниками. При этом крайне важно опираться на истинное историческое знание, а не на мифологемы и идеологические штампы.

«Корабль всемирного государства»

Начнём с того, что «Византия» — термин искусственный, возникший в немецкой историографии в XVI в.

Он условен, как и многие научные термины, создаваемые для обозначения понятия, и всяк пишущий о Византии это, конечно, знает. В средневековой Европе и на Руси это государство было известно как Греческое царство. Во Франции его называли Bas-Empire (Нижняя империя). Часто встречается термин «Восточная Римская империя». На самом деле это была просто Римская империя, существовавшая непрерывно с древнейших времён, чей континуитет идёт от гражданской общины существовавшего в древней Италии полиса под названием Roma.

В «Поучении» Агапита Диакона (самый популярный в средневековой Европе учебник государственного управления) встречается потрясающее определение ромеями своей империи — «корабль всемирного государства». Всемирность, универсальность его заключалась не в обладании всем миром – в этом не видели нужды – а в том, что для ромеев их империя была единственным в мире государством в собственном смысле этого слова, кораблём в бушующем варварском море. У ромеев была претензия не на всемирное господство, а на всемирное значение, на моральное превосходство.

Конечно, это было самолюбование — самолюбование своими законами, гражданственностью, культурой, а также силой и процветанием. Ромеи считали себя элитой человечества. Даже когда от всей империи остался практически один Константинополь, мысль о своей исключительности не покидала ромеев.

С одной стороны, мы должны помнить, что подобная эксклюзивность часто приводит к негативным последствиям для исповедующих её обществ, с другой, — ромеи действительно имели полное право гордиться своей державой, пока не были подточены сами её основы — законность и публичный характер государства.

Римская империя всегда, и в византийский период в том числе, была правовым государством. Это государство покоилось на законах и на согласии граждан. По мнению римлян, как не существует двух математик, не может существовать и двух систем права. Только римское право, основанное на естественных принципах, считалось истинным. И Римское государство является хранителем этого права, а император — его живым воплощением.

Считалось, что император, подчиняясь Закону Божьему, даёт людям праведные законы. В его руках было «кормило благозакония».

Подобным образом ромеи относились и к православию — официальной религии империи с конца IV в. Империя должна быть средоточием благочестия и истинной веры, а император — верховным хранителем догматов и блюстителем правоверия. Именно поэтому императоры-иконоборцы преследовали иконопочитателей, а православные императоры — иконоборцев. Поэтому великий Юстиниан посвящал богословию едва ли меньше сил и времени, чем составлению законов: в этом он видел свой гражданский долг главы Римского государства. Интересно, что даже языческий император Юлиан Отступник придерживался, в общем, тех же взглядов: он философствовал и участвовал в мистериях как верховный понтифик древнеримской религии, и преследовал несогласных как охранитель официального благочестия.

Православие было официальным культом Римского государства. Поэтому еретики не были просто вольнодумцами от религии. Как членство в официальной церкви считалось долгом патриота, так и отклонение от правой веры было актом политического протеста. В идеале римский народ совпадал с земной церковью, поэтому еретики считались отщепенцами. Более того, они и сами не отделяли инакомыслия религиозного от политического. Когда сирийцы и египтяне в VI в. возжелали национальной независимости и решили во что бы то ни стало обособиться от ромеев, они массово переходили в монофиситство — назло императору, исповедовавшему православие.

Религиозное и политическое диссидентство тесно смыкались. Так, опасная секта павликиан (богомилов) поддерживалась Арабским халифатом и была своеобразной «пятой колонной» внутри империи. Именно поэтому императоры так боролись за её искоренение — это было вопросом внутренней безопасности государства.

К чести Римской империи следует добавить, что нет в истории ни одного другого государства, проявившего такую живучесть, которое словно сжималось в точку под напором внешних обстоятельств, но долгое время не исчезало, даже уменьшившись до размеров города (правда, этот Город по праву именовался царицей всех городов мира).

Надо помнить, что ромейская держава была не просто преемником Римской республики, она сама была Римской республикой. Respublica по-латински — общее дело. Государство воспринималось ромеями как дело общенародное. Единственным источником власти и суверенитета в империи был народ (именно это, наряду с высокой правовой культурой, лежало в возможности заключения международных договоров с империей, поскольку гарантом оных были народ и его верховный представитель — император, а не постоянно сменяющийся варварский вождь, за слова и действия которого наследники не несут ответственности).

Более того, государство было имманентным обществу, ромеи вообще не различали этих понятий, для них общество — это и есть государство. Полис, в котором власть принадлежит гражданам — только разросшийся до гигантских размеров.

Что же касается республики, то даже окончательно перейдя на греческий язык, ромеи не захотели расставаться с этим словом: своё государство они называли по-гречески ta dēmosia pragmata, или ta koina pragmata, что означает «общее дело».

Легитимность

Таким образом, мы видим, что сконструированный на Западе миф о Византии как о кровавой восточной деспотии, мягко говоря, не совсем соответствует истине. И если государство для ромеев было общенародным делом, то византийский император был ни кем иным как народным избранником.

В практике императорской власти сочетались демократический принцип (император провозглашался народом на Константинопольском ипподроме) и принцип теократический (по мнению ромеев, власть дана императору Богом, Который выражает Свою волю через глас народа). В эдикте Юстиниана Великого о составлении Дигест, с одной стороны, говорится: «власть нам передана от небесного величества», а с другой: «власть римского народа переносится на императора».

Интересно, что собственно закона, который описывал бы функции императора, не было. Всё дело в том, что в основе императорской власти лежал не писаный закон, а длительный обычай (longa consuetudo).

Дело в том, что император не мог сам законодательствовать о своей особе — это было бы узурпацией прав народа. Народ же, в силу своей многочисленности, уже не был способен к самостоятельному законотворчеству в комициях. Зато, согласно своду римского гражданского права, если народом создаётся некий обычай, то он равен закону, и даже не требует письменной фиксации. Таким обычаем и стало вручение высшей власти в руки одного человека.

Император не связан никакими законами (как сказал свт. Григорий Богослов: «Воля царя есть неписаный закон, ограждённый силой власти»), он стоит над ними, но он же первым должен уважать законы и руководствоваться ими, чтобы и другим нарушение законов казалось небезопасным.

Возвышенная византийская политическая философия, основанная на православном понимании царской власти есть важная составляющая византийского наследия. Согласно ей, обязанность императора быть наилучшим, стремиться к уподоблению Богу в милосердии, упражняться и возвышаться в добродетели.

По мнению византийского философа Синесия Киренского, император должен сообщать свою добродетель всем народам, изливать блага на множество людей. От состояния его души зависит положение в стране. Поэтому задача правителя быть царём над самим собой, и тогда своим вдохновенным внутренним спокойствием он будет удивлять добрых и устрашать злых.

Византийские авторы писали, что император не может обращаться со своей властью произвольно, словно бы она была его собственностью. Император держит власть не для себя, а для блага народа. Власть обязывает её носителя к определённому образу действий. Власть — это священное служение.

Император должен печься о своих подданных, как о детях, он — отец народа. Но хотя власть императора и подобна власти Бога, он такой же человек, как и все, и не должен прельщаться блеском своего сана (здесь уместно вспомнить о замечательной традиции: во время коронации императору преподносили несколько образцов мрамора для его будущей гробницы: «Memento mori!»). Поставленный превыше всего земного, он не должен забывать о нравственных заповедях.

Византия не была наследственной монархией подобно варварским королевствам Запада. В ней существовала система передачи власти через назначение преемника. Хотя подчас она и давала сбои, но в основном работала прекрасно. Теоретически, любой гражданин мог стать императором. Император, как правило, заранее выбирал себе достойного преемника и объявлял своим соправителем (официально последний становился таковым, пройдя процедуру народного согласия). При этом и в акте назначения, и в одобрении народа ромеи видели непосредственное выражение воли Бога, Который даёт власть, кому хочет. И даже если императора свергали, то это считалось результатом грехов народа, который должен быть наказан через пришествие тирана.

Так, когда центурион Фока поднял мятеж в 602 г., и по его приказу был убит император Маврикий со всей семьёй, после чего Фока стал тиранить всю империю, по преданию некий монах всю ночь молил Бога объяснить, как подобный человек мог оказаться у руля власти, и на утро услышал глас: «Искал вам худшего, да не нашёл».

Однако после мрачного восьмилетнего правления Фоки, поставившего империю на грань гибели, к власти пришёл талантливый полководец Ираклий (610–641), который сумел не только удержать осажденный персами Константинополь, но и совершить казавшееся невозможным: разгромить грозную персидскую армию и вернуть в Иерусалим Животворящий Крест Господень, имеющий огромное сакральное значение.

Истинный император тем отличается от тирана, что, господствуя над множеством людей, он соединяет свои интересы с благом подданных, готов страдать, чтобы оградить их от страданий, подвергается за них опасности, лишь бы только они жили в мире и безопасности, бодрствует днём и ночью, чтобы им не было причинено никакого вреда.

Из-за избытка своей власти император страшен для людей уже самим фактом её безграничности, но одновременно он внушает любовь подданным своими благодеяниями. Концентрируя в своих руках огромные ресурсы, он осуществляет функцию распределения благ и является мощным источником благотворительности. Император является законным начальством, общим благом для всех подданных.

Культура

Никто не станет спорить с тем, что именно ромеи сохранили античную греко-римскую культуру и дали толчок итальянскому Возрождению, которое преобразует Европу. Между тем, иногда их обвиняют в том, что они сами не создали ничего равного по масштабу памятникам античности. Это не так. Конечно, особенностью ромейской культуры был её эклектический, даже подражательный характер. Главной задачей считалось именно сохранение античного наследия и подражание древним образцам.

В литературе, например, господствовал языковой пуризм: все мало-мальски значимые произведения писались на аттическом диалекте древнегреческого языка, который имел мало общего с разговорным, высоко ценилась стилизация. Многие западные учёные относились к византийской литературе предвзято, называя её «архивом эллинизма», однако за маской аттицизма скрывалась литература весьма самобытная. Достаточно вспомнить берущие за душу гимны Романа Сладкопевца, увлекательные любовные романы Ахилла Татия и Гелиодора, многочисленные исторические сочинения: от написанных изысканным языком подробных историй Прокопия Кесарийского и Менандра Протектора до хроники Иоанна Малалы, писавшего на живом и доступном, но вместе с тем именно литературном языке. Процветала и светская поэзия (в первую очередь, конечно, следует вспомнить роман в стихах «Роданфа и Досикл» Феодора Продрома и «Повесть о Дросилле и Харикле» Никиты Евгениана). Увы, византийскую литературу можно назвать незаслуженно забытой, так как она мало известна широкому кругу читателей, несмотря на свои достоинства.

Византийская иконопись и византийская архитектура оказали колоссальное влияние на искусство Европы и Руси. Без Византии не было бы ни Джотто, ни Андрея Рублёва, ни собора Сан-Марко в Венеции, ни церкви Покрова на Нерли. Именно нацеленность на полноценное усвоение античного наследия стала причиной византийских «возрождений» (Македонского, Комниновского и Палеологовского) и, наконец, европейского Ренессанса.

Некоторое культурное оскудение произошло в VII в., что было связано с трагическими событиями — нашествиями славян и арабов. Империя была на краю гибели. Государству пришлось надолго милитаризироваться, сосредоточить все ресурсы на обороне. Разумеется, это сказалось на культуре. Кроме того, тяжёлое положение империи вызвало всплеск фанатизма, характерного как для иконоборцев, так и для рьяных иконопочитателей в то время. Ещё следует помнить, что мы просто очень мало знаем о культуре VII–IX вв., так как значительное число памятников погибло.

Однако уже в IX в. империя стала одерживать одну победу за другой. Она постоянно воевала на два фронта и на обоих успешно и неуклонно наступала (уникальный случай в истории). Более того, как только в государстве наступила стабильность, сразу же процвели науки и искусства. Экономический подъём в IX–XI вв. был невиданным.

Константинополь был крупнейшим городом мира, на умопомрачительные богатства которого с восхищением и завистью взирали путешественники с варварского Запада. Ипподромы, термы, библиотеки, акведуки были неотъемлемой частью византийского города. Византия была единственным государством, которое могло себе позволить широкомасштабную чеканку золотой монеты, причём её вес и проба не менялись на протяжении семи веков.

Слава Константинопольской высшей школы, возрождённой Иоанном Грамматиком и Львом Математиком, гремела по всему известному ромеям миру. В середине IX в. начался процесс обращения славян в православное христианство и приобщения их к наследию античной цивилизации. Патриарх Фотий разъяснял первому крещёному болгарскому царю Борису основы римского государственного управления, а в это время Кирилл и Мефодий переводили священные тексты на славянский язык.

После неурядиц, связанных с нашествием сельджуков и борьбой с печенегами и норманнами, в XII в. империя вступает в очередную пору расцвета при династии Комнинов. Характерным представителем культурной элиты той эпохи был ритор Михаил Италик, крупный специалист по квадривиуму, а также философии, механике, оптике и медицине. Вопреки расхожему представлению о том, что ромеи не позаботились о сохранении научных достижений древности, это не так. Михаил Италик не только был прекрасно осведомлён о гелиоцентрической системе Аристарха Самосского, но и поддерживал её, и при это не был за это осуждаем.

Разумеется, в Средние века, как и в Античности, научные достижения, как правило, не были доступны основной массе населения (к которой, например, принадлежал Косма Индикоплов, египетский монофисит, простодушно считавший, что мир имеет форму ковчега), зато они были вполне доступны ромейской культурной элите, в отличие от западной (которая начали знакомиться с сочинениями Аристотеля и Галена лишь в XII в. через арабский перевод с сирийского, в то время как ромеи читали этих авторов в оригинале).

Византийская наука не стояла на месте. Немесий Эмесский и Иоанн Филопон строили новую картину мира на основании натурфилософии неоплатонизма, соединённого с христианством; Исидор Милетский и Анфимий Тралльский не только построили храм св. Софии, но и разработали теорию конических сечений, а также реанимировали изобретения Архимеда; Леонтий Византийский и Максим Исповедник произвели революцию в богословии, введя в него понятийный аппарат Аристотеля; Никифор Влеммид издал аристотелевские учебники логики и физики, получившие широкое распространение. Умы византийских философов закалялись в богословских спорах, оказавших большое влияние на развитие христианства.

Христианская идея трансцендентности Бога давала науке возможность развиваться, в отличие от античного язычества, для которого весь мир был наполнен богами и духами. Опровергая вечность и безначальность материи, Иоанн Филопон (VI в.) пришёл к выводу, что небесные тела состоят из огня, кроме того, небо так же подвержено изменениям, как и «подлунный» мир. Филопон экспериментально доказал, что скорость падения тела не зависит от его массы, и вообще не оставил камня на камне от аристотелевской теории движения.

Из-за арабского нашествия Александрийская академия, в которой работал Филопон, была уничтожена, а сами арабы с благоговением восприняли от сирийцев учение Аристотеля, которое потом восприняла и сакрализировала поздняя схоластика.

Филопон имел изначальной целью доказать христианский догмат о сотворении мира из ничего, поэтому его научные успехи вызывали страшный гнев в языческой Афинской академии (ещё один миф, связанный с византийской культурой — закрытие Афинской академии: якобы сей «светоч» был погашен «мракобесами»). Последнее поколение афинских неоплатоников стояло на непримиримых позициях ямвлиховского догматизма и люто ненавидело христиан, ожидая скорого конца света из-за мести позабытых богов. Император Юстиниан, ознакомившись с трудами Филопона, увидел в них потрясающие перспективы развития античной науки, свободной от языческих догматов, и закрыл Афинскую академию, превратившуюся в заповедник устаревших идей Ямвлиха и Прокла, в которой главными преподаваемыми предметами были оккультизм и теургия (общение с духами). Как видим, мракобесами скорее можно назвать самих философов Афинской академии.

Зато в Александрийской академии под давлением патриарха Петра Монга прекратили преподавание «бесовских таинств», а вместо них включили в учебную программу математику, геометрию и механику. Наверняка, если бы эта академия не погибла во время арабского нашествия, уже к началу второго тысячелетия астрономы, столкнувшись с несоответствием астрономических наблюдений «Альмагесту» Птолемея, занялись бы не «спасением феноменов» по Аристотелю, выдумывая новые эпициклы, а постарались бы реабилитировать гелиоцентризм, идея которого, как мы уже знаем, никогда не была полностью забыта.

Социальная справедливость

Ромеи прекрасно осознавали, что перед государством стоят определённые социальные задачи. Юстиниан Великий в своей 148 новелле прямо заявлял, что его целью является всеобщее благоденствие. Главными принципами законодательства для ромеев были справедливость и человеколюбие (формула римского юриста Ульпиана: «право — это искусство добра и справедливости»).

Агапит Диакон указывает, что и чрезмерное богатство, и чрезмерная бедность суть зло, обрекающее людей на физические и нравственные страдания. Поэтому государство должно уничтожать эти противоположности, стремясь к уравниванию граждан в имущественном плане.

Здесь нет ничего общего с пресловутым «взять всё — и поделить». Ромеи подчёркивали неприкосновенность собственности, и именно поэтому задачей правительства являлось устранение нужды, чтобы каждый имел всё, в чём нуждается, и не посягал на чужое имущество.

В VII в., когда империя, казалось, скоро погибнет, началась мобилизация общества. Государство не могло более терпеть несправедливые общественные отношения, когда пришло время призвать народ к обороне Отечества. Государство поставило задачу не допустить появления сверхбогатых людей.

Прежние римские латифундии исчезли напрочь. Основу экономики и обороны составили свободные крестьяне-общинники, а в городах — свободные ремесленники. Внешняя торговля была под строгим надзором государства. Госслужащим было запрещено заниматься торговлей и ремеслом, а также покупать землю и давать деньги в рост. Единственное, что позволялось сановникам с огромным жалованием — престижное потребление.

Согласно «Книге эпарха» Х века (своду уставов корпораций, подконтрольных Константинопольскому градоначальнику) предприниматель обязан был сам работать в своей лавке, норма прибыли жёстко фиксировалась. Таким образом, мелкие производители конкурировали на равных, никому из них не позволялось усилиться слишком сильно и задавить других, а государство следило за качеством продукции.

Государство заботилось о том, чтобы предпринимательство было, как бы сейчас сказали, «социально ответственным», а широкие народные массы не разорялись и не превращались в пролетариат. Всех вдохновлял принцип апостола Павла: Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3:10).

Именно эти механизмы обеспечивали экономическую стабильность и зажиточную жизнь народа в средневизантийский период. Когда же, несмотря на все усилия государства, воспользовавшись произошедшим по природным причинам голодом 922 г., динаты стали притеснять крестьян, а чиновники стали требовать для себя свободы предпринимательства, система, обеспечившая стране потрясающие военные и экономические успехи, начала разваливаться. К власти пришли люди, которые поставили корыстные личные интересы выше общественных. Именно это привело к катастрофе 1204 г. и длительной агонии XIII–XV вв. Агонии, тем не менее, сопровождаемой подъемом духовности и созданием идеальной модели христианского мира, названной Д.Д. Оболенским «византийским содружеством наций». И отвечая на вопрос, почему пала Византия, логичнее сформулировать его иначе: как она могла просуществовать более тысячелетия (а на самом деле и полтора тысячелетия, если начинать с классической Римской империи), ведя почти беспрерывную войну на два, а то и на три фронта. Секрет не в упадке, а в поразительной устойчивости…



[1] Латынина Ю. Византия: идеальная катастрофа // Новая Газета. Выпуск №14. 11 февраля 2015. http://www.novayagazeta.ru/arts/67159.html

[2] Отчасти это сделано, например, в публицистической статье: Холмогоров Е. И эта война закончится // Взгляд. Деловая газета. 12 февраля 2015. http:// www.vz.ru/columns/2015/2/12/729195.html


Византийская империя | История, география, карты и факты

Собор Святой Софии: мозаика

Смотреть все СМИ

Основные события:
Падение Константинополя Битва при Манцикерте Битва за Косово Осада Антиохии Битва при Ярмуке
Ключевые люди:
Константин I Юстиниан I Диоклетиан Эдвард Гиббон Ираклий
Похожие темы:
Восточное православие римское право Купол Скалы Византийское искусство монофизит
Похожие места:
Римская империя Стамбул Иерусалим древний Египет Сицилия

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Когда существовала Византийская империя?

Византийская империя существовала примерно с 395 г. н.э., когда Римская империя была разделена, до 1453 г. Она стала одной из ведущих цивилизаций в мире, прежде чем пала под натиском турок-османов в 15 веке.

Чем Византийская империя отличалась от Римской империи?

Византийская империя была восточной половиной Римской империи и просуществовала более тысячи лет после распада западной половины. Ряд региональных травм, включая эпидемии, войны, социальные потрясения и нападение арабов-мусульман в 630-х годах, ознаменовали его культурную и институциональную трансформацию из Восточной Римской империи в Византийскую империю.

Как Византийская империя получила свое название?

Современные историки используют термин Византийская империя, чтобы отличить государство от западной части Римской империи. Название относится к Византии, древнегреческой колонии и перевалочному пункту, который стал местом расположения столицы Византийской империи, Константинополя. Жители Византийской империи называли себя ромеями или римлянами.

Где находилась Византийская империя?

В наибольшей степени Византийская империя покрывала большую часть земель, окружающих Средиземное море, включая то, что сейчас является Италией, Грецией и Турцией, а также части Северной Африки и Ближнего Востока. Он достиг своего пика в 6 веке при императоре Юстиниане I, но значительно уменьшился к 11 веку из-за внутренних конфликтов и вторжений извне, включая турок-сельджуков и норманнов.

Византийская империя исповедовала христианство?

Граждане Византийской империи четко идентифицировали себя как христиан, так же, как они идентифицировали себя как римляне. Императоры, стремясь объединить свое царство под одной верой, признали христианство государственной религией и наделили церковь политической и юридической властью. При некоторых императорах язычникам было приказано посещать церковь и креститься, а евреям и самаритянам запрещалось получать приданое или наследство, если они не обращались.

Византийская империя , восточная половина Римской империи, просуществовавшая тысячу лет после того, как западная половина распалась на различные феодальные королевства и окончательно пала под натиском турок-османов в 1453 г.

Само название «Византийский» иллюстрирует ошибочные представления, которым часто подвергалась история империи, поскольку ее жители вряд ли сочли бы этот термин подходящим для себя или для своего государства. По их мнению, империя была не чем иным, как Римской империей, основанной незадолго до начала христианской эры по благодати Божией, чтобы объединить Свой народ в подготовке к пришествию Его Сына. Гордясь этим христианским и римским наследием, убежденные, что их земная империя настолько похожа на небесный образец, что он никогда не изменится, они называли себя ромеями, или римлянами. Современные историки согласны с ними лишь отчасти. Термин Восточный Рим точно описывал политическую единицу, охватывавшую восточные провинции старой Римской империи до 476 г. , когда было еще два императора. Тот же термин может использоваться даже до второй половины VI века, пока люди продолжали действовать и мыслить в соответствии с моделями, мало чем отличающимися от тех, что преобладали в более ранней Римской империи. Тем не менее в течение тех же столетий произошли настолько глубокие изменения в их кумулятивном эффекте, что после VII века государство и общество на Востоке заметно отличались от своих более ранних форм. Стремясь признать это различие, историки традиционно описывали средневековую империю как Византийскую.

Последний термин происходит от названия Византии, основанной колонией древнегреческого происхождения на европейской стороне Босфора, на полпути между Средиземным и Черным морями. Город был, в силу своего расположения, естественным перевалочным пунктом между Европой и Малой Азией (Анатолией). Возрожденный как «новый Рим» императором Константином I в 330 году, он наделил его именем Константинополь, город Константина. Происхождение от Византии наводит на размышления, поскольку оно подчеркивает центральный аспект византийской цивилизации: степень, в которой административная и интеллектуальная жизнь империи была сосредоточена в Константинополе с 330 по 1453 год, год последней и безуспешной обороны города при 11-м (1453 г. ) или 12-й) Константин. Обстоятельства последней защиты также наводят на размышления, поскольку в 1453 году древний, средневековый и современный миры, казалось, ненадолго встретились. Последний Константин пал, защищая новый Рим, построенный первым Константином. Стены, прочно державшиеся в раннем Средневековье против германцев, гуннов, аваров, славян и арабов, были в конце концов пробиты современной артиллерией, секретам которой европейские техники научили самых успешных из центральноазиатских захватчиков: турок-османов.

Таким образом, судьбы империи были тесно переплетены с судьбами народов, чьи достижения и неудачи составляют средневековую историю как Европы, так и Азии. Не всегда враждебность характеризовала и отношения между византийцами и теми, кого они считали «варварами». Хотя византийский интеллигент твердо верил, что цивилизация кончается границами его мира, он открывал его варвару при условии, что последний (со своим родом) примет крещение и окажет верность императору. Благодаря поселениям, возникшим в результате такой политики, за многими названиями, кажущимися греческими, скрывается другое, иного происхождения: славянское, может быть, или турецкое. Вследствие этого варварская неграмотность затмевает ранние поколения более чем одной семьи, которым суждено занять видное место на военной или гражданской службе империи. Византия была обществом плавильного котла, для которого в предыдущие века характерна была степень социальной мобильности, противоречащая часто применяемому к ней стереотипу неподвижного кастового общества.

Викторина «Британника»

Викторина «Римские и византийские императоры»

Будучи источником силы в раннем средневековье, центральное географическое положение Византии плохо сослужило ей службу после 10 века. Завоевания той эпохи поставили новые проблемы организации и ассимиляции, и императорам пришлось столкнуться с ними как раз в то время, когда старые вопросы экономической и социальной политики требовали ответов в новой и острой форме. Удовлетворительные решения так и не были найдены. Острая этническая и религиозная вражда отмечена в истории империи в последующие века, ослабляя Византию перед лицом новых врагов, надвигавшихся на нее с востока и запада. Империя окончательно рухнула, когда ее административные структуры больше не могли поддерживать бремя лидерства, возложенное на нее военными завоеваниями.

Империя до 867

Римское и христианское происхождение

Единство и разнообразие в поздней Римской империи

Римская империя, прародительница Византийской, удивительным образом сочетала единство и разнообразие, первое из которых гораздо более известно, поскольку его составляющие были преобладающими чертами римской цивилизации. Общий латинский язык, чеканка, «интернациональная» армия римских легионов, городская сеть, закон и греко-римское наследие гражданской культуры вырисовывались в наибольшей степени среди тех уз, которые, как надеялись Август и его преемники, принесут единство и мир. в средиземноморский мир, измученный веками гражданской войны. Чтобы укрепить эти жилы имперской цивилизации, императоры надеялись, что между несколькими провинциями может развиться оживленная и спонтанная торговля. На вершине этого мира стоял сам император, мудрый человек, который защитит государство от любых несчастий, которые мрачно скрыла судьба. Только император мог обеспечить такую ​​защиту, поскольку, как воплощение всех добродетелей, он в совершенстве обладал теми качествами, которые его отдельные подданные лишь несовершенно проявляли.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться сейчас

Римская формула борьбы с судьбой с помощью разума и тем самым обеспечения единства во всем средиземноморском мире работала на удивление хорошо, учитывая давление разобщенности того времени, которое должно было умножаться. Завоевание привело к римскому правлению регионы с разнообразным прошлым. Восточные провинции были древними и густонаселенными центрами той городской жизни, которая на протяжении тысячелетий определяла характер средиземноморской цивилизации. Западные провинции только недавно вступили на свой собственный путь городского развития под не всегда мягким руководством своих римских хозяев.

Каждый из перечисленных выше аспектов единства имел свою оборотную сторону. Не все понимали или говорили по-латыни. Параллельно римскому праву, а иногда и влиянию на него, были местные обычаи и обычаи, по понятным причинам живучие по причине своей древности. Языческие храмы, иудейские синагоги и христианские баптистерии свидетельствуют о множестве организованных религий, с которыми официальные формы римского государства, в том числе культ императора, не всегда могли мирно сосуществовать. И отнюдь не объединяя римский мир, экономический рост часто создавал самодостаточные единицы в нескольких регионах, провинциях или крупных поместьях.

Принимая во внимание препятствия, с которыми боролись властители римского государства, совершенно примечательно, что римский патриотизм всегда был больше, чем пустая формула, что образованные джентльмены от Геркулесовых Столпов до Черного моря знали, что у них есть «что-то» в общем. Это «что-то» можно определить как греко-римскую гражданскую традицию в самом широком смысле ее институциональных, интеллектуальных и эмоциональных значений. Благодарные за условия мира, которые способствовали этому, богатые и культурные люди посвящали свое время и ресурсы прославлению этой традиции, украшая города, которые ее олицетворяли, и обучая молодежь, которая, как они надеялись, сможет ее увековечить.

На этот мир варвары пришли примерно после 150 г. н.э. Чтобы защитить границу от них, воины-императоры тратили все силы, которые могли сэкономить от постоянной борьбы, на восстановление контроля над провинциями, где возникали местные режимы. Принимая во внимание последовавшие войны, широкое распространение болезней и быструю смену лиц, занимавших императорский трон, было бы легко предположить, что мало что осталось ни от традиционной структуры греко-римского общества, ни от бюрократической структуры, разработанной чтобы поддержать это.

Ни одно из предположений неверно. Опустошение было случайным, и одни регионы пострадали, а другие нет. На самом деле экономика и общество империи в целом в тот период были самыми разнообразными, какими они когда-либо были. Понуждаемые необходимостью или заманиваемые прибылью, люди переезжали из провинции в губернию. Социальный беспорядок открыл пути к славе и богатству, которые более стабильный порядок прежней эпохи закрыл для талантливых и амбициозных. По личным и династическим причинам императоры отдавали предпочтение одним городам и провинциям за счет других, а беспорядочный порядок наследования престола в сочетании с вытекающей из этого постоянной сменой высших административных чиновников в значительной степени лишал экономическую и социальную политику узнаваемой последовательности.

Византийская империя: определение, религия и Византия

Византия

Термин «Византия» происходит от Византии, древнегреческой колонии, основанной человеком по имени Визас. Расположенный на европейской стороне Босфора (пролива, соединяющего Черное море со Средиземным), город Византия идеально подходил для того, чтобы служить транзитным и торговым пунктом между Европой и Азией.

В 330 г. н.э. римский император Константин I выбрал Византию в качестве места для «Нового Рима» с одноименной столицей Константинополем. Пять лет назад на Никейском соборе Константин провозгласил христианство — некогда малоизвестную иудейскую секту — официальной религией Рима.

Жители Константинополя и остальной части Восточной Римской империи идентифицировали себя как римлян и христиан, хотя многие из них говорили на греческом, а не на латыни.

Знаете ли вы? Одним из самых необычных аспектов Византийской империи было ее долголетие: это было единственное организованное государство к западу от Китая, непрерывно существовавшее с древних времен до начала современной эпохи.

Хотя Константин правил объединенной Римской империей, это единство оказалось иллюзорным после его смерти в 337 г. В 364 г. император Валентиниан I снова разделил империю на западную и восточную части, поставив себя у власти на западе, а своего брата Валента на западе. Восток.

В течение следующих нескольких столетий судьбы двух регионов сильно разошлись. На западе постоянные нападения немецких захватчиков, таких как вестготы, разрушали борющуюся империю по частям, пока Италия не стала единственной территорией, оставшейся под контролем Рима. В 476 году варвар Одоакр сверг последнего римского императора Ромула Августа, и спустя много столетий некогда могучая Римская империя пала.

Расцвет Византийской империи

Восточная часть Римской империи оказалась менее уязвимой для внешних атак, отчасти благодаря своему географическому положению.

Поскольку Константинополь находился у пролива, прорвать оборону столицы было крайне сложно; кроме того, восточная империя имела гораздо меньшую общую границу с Европой.

Он также выиграл от более сильного административного центра и внутренней политической стабильности, а также большого богатства по сравнению с другими государствами периода раннего средневековья. Восточные императоры смогли лучше контролировать экономические ресурсы империи и более эффективно собирать достаточное количество людей для борьбы с вторжением.

Восточная Римская империя

В результате этих преимуществ Восточная Римская империя, известная также как Византийская империя или Византия, смогла выжить в течение столетий после падения Рима.

Хотя Византией управляли римские законы и римские политические институты, а ее официальным языком была латынь, греческий язык также был широко распространен, и студенты получали образование в области греческой истории, литературы и культуры.

Халкидонский Собор

В религиозном плане Халкидонский Собор 451 г. официально закрепил разделение христианского мира на отдельные патриархаты, включая Рим (где патриарх позже назовет себя папой), Александрию, Антиохию и Иерусалим.

Даже после того, как в седьмом веке Исламская империя поглотила Александрию, Антиохию и Иерусалим, византийский император остался духовным лидером большинства восточных христиан.

Юстиниан I

Юстиниан I, пришедший к власти в 527 г. и правивший до своей смерти в 565 г. , был первым великим правителем Византийской империи. В годы его правления империя включала в себя большую часть земель, окружающих Средиземное море, так как армии Юстиниана завоевали часть бывшей Западной Римской империи, включая Северную Африку.

Многие великие памятники империи будут построены при Юстиниане, в том числе эффектная купольная церковь Святой Мудрости, или Айя-София. Юстиниан также реформировал и кодифицировал римское право, установив Кодекс Юстиниана, который просуществовал века и помог сформировать современную концепцию государства.

На момент смерти Юстиниана Византийская империя безраздельно властвовала как самое большое и могущественное государство в Европе. Однако долги, возникшие в результате войны, поставили империю в тяжелое финансовое положение, и его преемники были вынуждены облагать византийских граждан высокими налогами, чтобы удержать империю на плаву.

Кроме того, имперская армия была слишком растянута и тщетно боролась за сохранение территории, завоеванной во время правления Юстиниана. В седьмом и восьмом веках нападения со стороны Персидской империи и славян в сочетании с внутренней политической нестабильностью и экономическим спадом угрожали огромной империи.

Новая, еще более серьезная угроза возникла в виде ислама, основанного пророком Мухаммедом в Мекке в 622 году. В 634 году мусульманские армии начали наступление на Византийскую империю, ворвавшись в Сирию.

К концу века Византия потеряет Сирию, Святую Землю, Египет и Северную Африку (среди прочих территорий) из-за исламских сил.

Иконоборчество

В течение восьмого и начала девятого веков византийские императоры (начиная с Льва III в 730 г.) возглавили движение, отрицавшее святость икон или религиозных образов и запрещавшее их поклонение или почитание.

Известное как иконоборчество — буквально «разбивание идолов» — движение нарастало и ослабевало при разных правителях, но окончательно не прекратилось до 843 года, когда церковный собор при императоре Михаиле III вынес решение в пользу демонстрации религиозных изображений.

Византийское искусство

В конце 10-го и начале 11-го веков, под властью македонской династии, основанной преемником Михаила III, Василием, Византийская империя переживала золотой век.

Хотя Византия занимала меньшую территорию, она имела больше контроля над торговлей, больше богатства и больше международного престижа, чем при Юстиниане. Сильное имперское правительство покровительствовало византийскому искусству, в том числе ныне лелеемой византийской мозаике.

Правители также начали восстанавливать церкви, дворцы и другие культурные учреждения и способствовать изучению древнегреческой истории и литературы.

Греческий язык стал официальным языком государства, а процветающая культура монашества была сосредоточена на горе Афон в северо-восточной Греции. Монахи управляли многими учреждениями (детскими домами, школами, больницами) в повседневной жизни, а византийские миссионеры привлекли многих обращенных в христианство среди славянских народов центральных и восточных Балкан (включая Болгарию и Сербию) и России.

Крестовые походы

В конце XI века начались крестовые походы, серия священных войн, которые европейские христиане вели против мусульман на Ближнем Востоке со 109 г.5 по 1291.

Когда турки-сейджуки из Центральной Азии надвигались на Константинополь, император Алексей I обратился за помощью к Западу, что привело к объявлению папой Урбаном II «священной войны» в Клермоне, Франция, что положило начало Первой Крестовый поход.

Когда армии из Франции, Германии и Италии хлынули в Византию, Алексей пытался заставить их лидеров принести ему присягу на верность, чтобы гарантировать, что земли, отвоеванные у турок, будут возвращены его империи. После того, как западные и византийские войска отбили Никею в Малой Азии у турок, Алексей и его армия отступили, вызвав обвинения в предательстве со стороны крестоносцев.

Во время последующих крестовых походов враждебность между Византией и Западом продолжала нарастать, кульминацией которой стало завоевание и разграбление Константинополя во время Четвертого крестового похода в 1204 году. население города и его безденежье. Многие беженцы из Константинополя бежали в Никею, место пребывания византийского правительства в изгнании, которое в 1261 г. должно было вернуть себе столицу и свергнуть латинское правление9.0003

Падение Константинополя

В период правления императоров Палеологов, начиная с Михаила VIII в 1261 году, экономика некогда могущественного византийского государства была подорвана и так и не восстановила прежний рост.

В 1369 году император Иоанн V безуспешно искал финансовой помощи на Западе, чтобы противостоять растущей турецкой угрозе, но был арестован как неплатежеспособный должник в Венеции. Четыре года спустя он был вынужден, подобно сербским князьям и правителю Болгарии, стать вассалом могущественной Османской империи.

Будучи вассальным государством, Византия платила султану дань и оказывала ему военную поддержку. При преемниках Иоанна империя время от времени освобождалась от османского гнета, но восхождение Мурада II на пост султана в 1421 году ознаменовало конец последней передышки.

Мурад отменил все привилегии, данные византийцам, и осадил Константинополь; его преемник Мехмед II завершил этот процесс, начав последнюю атаку на город. 29 мая 1453 года, после того как османская армия штурмовала Константинополь, Мехмед с триумфом вошел в собор Святой Софии, который вскоре был преобразован в главную мечеть города.

Падение Константинополя ознаменовало конец славной эпохи Византийской империи. Император Константин XI погиб в битве в тот день, и Византийская империя рухнула, положив начало долгому правлению Османской империи.

Наследие Византийской империи

В течение столетий, предшествовавших окончательному османскому завоеванию в 1453 году, культура Византийской империи, включая литературу, искусство, архитектуру, право и теологию, процветала, несмотря на то, что сама империя пошатнулась.

Византийская культура оказала большое влияние на западную интеллектуальную традицию, поскольку ученые эпохи Возрождения обращались за помощью к византийским ученым в переводе греческих языческих и христианских писаний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *