Вопросы и задания. Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века
Вопросы и задания. Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI векаВикиЧтение
Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века
Керов Валерий Всеволодович
Содержание
Вопросы и задания
1. Вспомните определение абсолютной монархии. Подумайте, какие из признаков абсолютизма остались после революции 1905–1907 гг., а какие исчезли.
2. Можно ли назвать «третьеиюньский» режим конституционной монархией, а Основные законы – буржуазной конституцией?
3. Опишите программу реформ, планировавшихся П. А. Столыпиным. Почему ему не удалось реализовать значительную часть своих планов?
4. Почему крестьянское движение в 1912–1914 гг. практически сошло на нет, а рабочее движение переживало в эти годы быстрый подъем?
5. Каковы были особенности рабочего движения в 1907–1914 гг.? Какие периоды в рамках этого этапа вы можете выделить?
6. Опишите систему политических партий России после революции 1905–1907 гг.
7. Охарактеризуйте деятельность либеральных партий. Объясните причины их полевения в 1910–1914 гг.
8. Почему Государственный совет занимал более консервативные позиции, чем Дума?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Вопросы и задания
Вопросы и задания 1. Каковы предпосылки и особенности общественного движения пореформенной России? Какие основные течения сложились и действовали в это время?2. Почему именно интеллигенция стала ведущей силой общественного движения пореформенной России? Каковы
Вопросы и задания
Вопросы и задания 1.
Вопросы и задания
Вопросы и задания 1. В 1897–1901 гг. работало Особое совещание о нуждах дворянского сословия, искавшее пути, чтобы вернуть дворянству «преобладающее значение в судьбах государства». Совещание сопровождалось спорами и выявило значительные разногласия в среде поместного
Вопросы и задания
Вопросы и задания 1. Почему Россия, активно участвовавшая в разделе сфер влияния, стремилась в начале XX в. к укреплению мира и ограничению вооружений?2. Каковы были мотивы России, выступившей с инициативой проведения Гаагской мирной конференции?3. Как вы считаете,
Вопросы и задания
Вопросы и задания
1. Вспомните определение абсолютной монархии. Подумайте, какие из признаков абсолютизма остались после революции 1905–1907 гг., а какие исчезли.2. Можно ли назвать «третьеиюньский» режим конституционной монархией, а Основные законы – буржуазной
Вопросы и задания
Вопросы и задания 1. Перечислите основные проблемы крестьянского хозяйства, мешавшие его нормальному развитию.2. Назовите основные цели аграрной реформы. Какое место она занимала в комплексе столыпинских реформ?3. Перечислите основные направления реформы? Каково было
Вопросы и задания
Вопросы и задания 1. Назначение сторонника конституционной монархии А. П. Извольского министром иностранных дел в конце апреля 1906 г. было приурочено к инаугурации I Государственной думы. Как вы думаете, в чем заключалась связь между этими событиями?2. Соглашение с
Вопросы и задания
Вопросы и задания
1. Какие цели преследовала Россия, вступая в войну?2. Опишите ход военных действий в 1914–1916 гг.3. Как развивалась во время войны промышленность России?4. Имела ли Россия в 1916 г. экономические возможности для продолжения войны? Могла ли выиграть
Вопросы и задания
Вопросы и задания 1. Какие качественно новые черты приобрела российская культура на рубеже веков?2. Какое место в начале XX в. занимала российская культура в мировой?3. Как были связаны политические и социальные процессы в стране с развитием культуры?4. Какие открытия
Вопросы и задания
Вопросы и задания 1. Раскройте сущность политического кризиса власти накануне Февральской революции.2. Что представляли собой российский пролетариат и армия накануне февральско-мартовских событий в Петрограде?3. Почему в послефевральский период большевики выступили
Вопросы и задания
Вопросы и задания
1. Назовите меры, предпринимавшиеся Временным правительством по выводу страны из социального, продовольственного и финансового кризиса.2. Что такое идея «непредрешенчества»? Какую роль она сыграла в падении власти Временного правительства?3. Какое
Вопросы и задания
Вопросы и задания 1. Какими боевыми силами располагали большевики и их противники к моменту восстания в Петрограде и Москве?2. В чем проявился крах государственных институтов в России к осени 1917 г.?3. Как шел процесс установления советской власти в национальных районах
Вопросы и задания
Вопросы и задания 1. На каких принципах формировалась Красная Армия?2. Какая идеология лежала в основе Белого движения?3. Назовите основные причины выступления крестьянства против большевиков к концу Гражданской войны.4. Что вы знаете об участии бывших офицеров царской
Вопросы и задания
Вопросы и задания
1. Назовите основные элементы экономической политики большевиков в области распределения в период Гражданской войны.2. Какие последствия для системы государственного управления имела данная политика?3. В чем заключались доктринальные (теоретические)
Вопросы и задания
Вопросы и задания 1. Назовите причины перехода к новой экономической политике.2. Приведите конкретные примеры и покажите степень эффективности осуществления НЭПа в деревне.3. К каким социальным изменениям в жизни людей привела новая экономическая политика?4. Почему в
Вопросы и задания
Вопросы и задания 1. Каков был национальный состав России к моменту прихода к власти большевиков?2. Назовите первые шаги советской власти на пути реализации принципа самоопределения наций.3. Каково было отношение партийного руководства к явлениям национального
Русская революция 1905 года — Генеральная репетиция Октября | Российская революция
Ленин утверждал, что Октябрьская революция 1917 года никогда не могла бы произойти без предшествующего опыта революции 1905 года.
Ленин писал, что Октябрьская революция 1917 года никогда не состоялась бы без предшествующего опыта Парижской Коммуны, Февральской революции 1917 года и революции 1905 года. Все эти революции дают нам богатейшую сокровищницу опыта и заслуживают тщательного изучения. учиться. И настоящая работа великого русского революционера Льва Троцкого, председателя Петербургского Совета в 1905 году и одного из главных действующих лиц этой грандиозной исторической драмы, безусловно, является самой важной работой на эту тему.
В моей книге Большевизм — путь к революции я написал:
«[…] Первая русская революция развернулась в эпических масштабах, вовлекая все слои пролетариата и все другие угнетенные слои общества, проходя через все мыслимые фазы борьбы и применяя все мыслимые методы борьбы, от экономических забастовок и челобитных властям через всеобщую политическую забастовку и массовые демонстрации, к вооруженному восстанию.
1905 революция уже выявила, хотя и в зачаточном виде, все основные процессы, которые должны были повториться в более высоком масштабе через 12 лет. Это была генеральная репетиция, без которой окончательная победа пролетариата в октябре 1917 года была бы невозможна. В течение 1905 года все идеи, программы, партии и лидеры подвергались испытанию. Опыт первой революции был решающим для дальнейшего развития всех течений в русской социал-демократии».
Поэтому изучение этого замечательного периода имеет большое значение для всякого, кто хочет понять динамику революции вообще, а не только в частном случае. Нечего и говорить, что такое понимание возможно только для тех, кто основательно усвоил метод марксизма, известный как исторический материализм.
Самым поразительным аспектом революции является скорость, с которой учатся массы. Вообще рабочий класс учится не по книгам, а на самой жизни. События, особенно великие события, необходимы для того, чтобы массы могли сбросить тяжелое бремя традиций, привычек и рутины и воспринять новые идеи. Таково положение материалистического понимания истории, блестяще выраженного К. Марксом в знаменитой фразе «общественное бытие определяет сознание». Идеалисты всегда представляли сознание движущей силой всего человеческого прогресса. Но даже самое поверхностное изучение истории показывает, что человеческое сознание всегда имеет тенденцию отставать от событий. Далеко не революционный, он врожденно и глубоко консервативен.
Большинству людей не нравится идея перемен и еще меньше насильственных потрясений, трансформирующих существующие условия. Они склонны цепляться за привычные идеи, общеизвестные институты, традиционную мораль и религию. Те, кто ставит под сомнение существующий порядок, никогда не пользуются популярностью у современников. Карл Маркс, Сократ, Иисус Христос, Мухаммед, Коперник и Галилей — все они были отвергнуты, преследованы и брошены в еретики, пока последующие события не обнажили несостоятельность старого порядка и не привели его в полный тупик и, в конечном итоге, к ниспровержению. Мы очень наглядно видим этот диалектический процесс в событиях 19 века.05, которую Ленин назвал генеральной репетицией Октябрьской революции 1917 года.
Война и революция
Бурные события этого периода связаны с русско-японской войной 1904-1905 гг. Амбиции русского царизма в Азии столкнулись с устремлением на запад молодого и энергичного японского империализма, что привело его к вторжению в Маньчжурию и оттеснению границ России на Дальнем Востоке и в Сибири. Война быстро обнажила внутреннюю гниль царизма, потерпевшего ряд унизительных поражений, закончившихся падением Порт-Артура. Здесь не в первый и не в последний раз война выступила катализатором революции.
Пацифисты всегда оплакивают зло войны. С точки зрения абстрактного гуманизма ни один здравомыслящий человек не стал бы отрицать, что войны являются причиной огромных человеческих страданий, смертей и разрушений. И все же войны всегда играли заметную роль в истории — настолько, что мы склонны датировать основные исторические периоды с точки зрения войн и революций (которые являются разновидностью войн). Слезные жалобы пацифистов (которые существовали даже в Древней Греции), по-видимому, не оказали заметного влияния на изменение этого положения дел. Более того, нередко именно те, кто громче всех провозглашают дело мира, оказываются самыми большими поджигателями войны. В этом контексте достаточно назвать Джорджа Буша-младшего и Тони Блэра.
Кроме того, не все войны носят реакционный характер. Мало кто сегодня стал бы отрицать прогрессивное значение американской войны за независимость или Гражданской войны в США в XVIII и XIX веках, хотя многие поклонники этих кровавых событий отказываются признать законность русской революции и гражданской войны в России. или национально-освободительная война народов Вьетнама, Кубы или Ирака против американского империализма в наше время.
Война между Россией и Японией не имела прогрессивного содержания, как и все другие войны, которые велись между различными бандами империалистических разбойников за определение того, кому должны принадлежать мировые рынки, сырье и сферы влияния. Но войны, даже когда они носят реакционный характер, служат тем не менее беспощадному разоблачению слабостей существующего строя, обнажая скрытые линии разлома, лежащие под поверхностью социальной ткани, и в известном месте приводя в движение огромные массы. Так было в 1905, и снова в 1917 году, когда это привело к величайшей социальной революции в истории. Так было на последних этапах войны во Вьетнаме, так будет и в случае с Ираком, который неизбежно вызовет взрывы на определенном этапе — не только в Европе, но и в самих Соединенных Штатах.
На первых этапах первой русской революции массы проявляли известную наивность. Это неизбежный этап, который мы наблюдаем во всякой великой революции. Мы видели это на начальных этапах гражданской войны в Англии в 17 веке. Мы видели это во Французской революции 1789 года.-93. Мы видели это во время Февральской революции 1917 года. Мы видели это снова в Испании в 1931 году, с падением монархии и провозглашением республики. И мы видим это сейчас в Венесуэле.
Революция выбрасывает на арену активной политической жизни миллионы политически неопытных и необразованных масс. В самом деле, сущность революции состоит именно в этом активном участии масс. На ранних стадиях они страдают от всякого рода иллюзий; они не знают точно, куда идут и чего хотят, хотя точно знают, чего не хотят. Определенная путаница неизбежна. Откуда массы должны получить ясность? Нормальные условия жизни рабочих в капиталистическом обществе не позволяют им приобрести необходимые идеологические инструменты для осуществления революции.
Массы учатся медленно, на событиях. Они исходят эмпирически, из ряда последовательных приближений. Причем этот процесс не движется прямолинейно: каждые два шага вперед сопровождаются шагом назад. Но общая линия всегда левая, от более умеренной к более радикальной. Этот процесс дает большие возможности самому революционному течению, которое может быстро развиваться, если оно сумеет сочетать революционную смелость с необходимой тактической гибкостью и сохранит связь с массами на каждом этапе.
Слабость партии
Задачи пролетариата в революции было бы гораздо легче осуществить, если бы до января 1905 года существовала сильная революционная марксистская партия. Но ее не было. Российская социал-демократическая партия (РСДРП), выступавшая за марксизм, всего за два года до этого на II съезде раскололась надвое. Две фракции, возникшие в результате раскола, большевики и меньшевики, были очень слабы на местах в Петербурге. Их связи с рабочим классом были слабыми. Они представляли меньшинство меньшинства активистов и были почти полностью изолированы. Эта ситуация известна в истории движения. На самом деле это норма. Как заметил старый Энгельс в конце своей жизни: «Маркс и я всегда были в меньшинстве, и мы гордились тем, что были в меньшинстве».
Старые сталинские истории рисуют картину большевистской партии, стоящей у руля и руководящей революцией на каждом этапе. Правда состоит в том, что начало революции застало партию в плачевном состоянии. Накануне 1905 года партия была серьезно ослаблена расколами и арестами. Внутренняя борьба фракции парализовала ее деятельность. Об этом свидетельствует количество большевистских листовок, выпущенных в Петербурге в 1904 г.: всего 11 за весь год против 55 в 19 г.03 и 117 в 1905 году.
Часто бывает так, что наиболее политически передовые рабочие отрываются от масс и теряют к ним доверие. Годы изоляции, выдвижения революционных позиций и отсутствия ответа, биения головой о кирпичную стену могут породить настроения скептицизма, которые могут сыграть самую разрушительную роль, когда условия начнут меняться. Отсюда не раз случалось, что самые боевые и революционные слои актива оставались позади, прыгая через их ничего не подозревающие массы. Возможно даже, что «революционеры» могут превратиться в критический момент в консервативную преграду на пути класса.
Перед январскими событиями местные большевистские лидеры в Петербурге проявляли пессимистический настрой и закоренелое недоверие к рабочим. Так называемые комитетчики (и женщины) засыпали Ленина жалобами. Они не видели признаков революционного настроения в массах, а видели только отсталость и невежество. В доказательство безвыходности положения они приводили тот факт, что подавляющее большинство рабочих поддерживало реакционный «союз», созданный священником отцом Гапоном при поддержке царского полицмейстера Зубатова.
Меньшевик С. Сомов (И.А. Пушкин) так описывал положение в их петербургской организации на начало года:
«Вырисовалась очень печальная картина. Хорошо функционирующие организации имелись только в Нарвском секторе, с его 30 000 рабочих, например, вся социал-демократическая организация состояла из шести-семи кружков рабочих Путиловского и Вагоностроительного заводов (по пять-шесть рабочих в каждом). кружок) и работа велась по старинке, с длительными курсами политической экономии и первобытной культуры. Правда, существовала и секторальная организация представителей кружков, но чем она занималась, трудно определить. Заводская жизнь вообще не находила отклика в кругах.
Рассеянное волнение… находящее выражение в мощно развернувшемся гапоновском движении, в котором так ясно проявилось стремление рабочих масс к широкой организации и классовому единству, было проигнорировано как зубатовщина. К тому же большинство рабочих, принадлежащих к нашему кружку, были очень молодыми людьми, только что окончившими ученичество и не имевшими никакого влияния в своей фабричной среде».
Годы спустя, после победы Октябрьской революции, когда Ленин пытался объяснить молодым и неопытным кадрам Коммунистического Интернационала основы большевистской тактики, он привел случай гапоновского союза. В своей классике марксизма « Левый коммунизм — детская болезнь» Ленин объяснял, что коммунисты всегда должны вести работу даже в самых реакционных рабочих организациях. Он сказал, что большевики работали даже в полицейских объединениях. Эта ссылка, которую многие не понимают, относится к гапоновскому союзу, так называемому «Собранию русских фабрично-мастерских рабочих».
На самом деле это не совсем точно. Большевики в Петербурге фактически пренебрегали работой в этой организации, которую они бойкотировали на том основании, что это был реакционный полицейский союз. Так и было, но, как поясняет Ленин, надо было работать даже в такой реакционной организации, чтобы оторвать рабочих от руководства. Если бы петербургские большевики серьезно восприняли совет Ленина, они были бы в гораздо более сильном положении, когда началась революция. Но они страдали известной болезнью всех сектантских ультралевых, воображающих, что для построения массовой революционной партии требуется только ее провозглашение. К сожалению, вся история показывает, что задача несколько сложнее.
В Левый коммунизм — детская болезнь Ленин писал:
«При царизме у нас не было никаких «легальных возможностей» до 1905 года. Однако, когда Зубатов, агент охранки, организовал черную сотню [черная сотня была реакционной, антисемитской организацией, использовавшейся царизмом как подсобное орудие против революционное движение] рабочие собрания и рабочие общества в целях ловли революционеров и борьбы с ними, мы посылали членов нашей партии на эти собрания и в эти общества.
.. Они установили связь с массами, смогли вести их агитацию, и сумел вырвать рабочих из-под влияния агентов Зубатова».
Отвечая ультралевым, он написал:
№«Отказаться от работы в реакционных профсоюзах — значит оставить недостаточно развитые или отсталые массы рабочих под влиянием реакционных вождей, агентов буржуазии, рабочих аристократов или «рабочих, полностью обуржуазившихся».
«Эта нелепая «теория» о том, что коммунисты не должны работать в реакционных профсоюзах, с полной ясностью вскрывает легкомысленное отношение «левых» коммунистов к вопросу о влиянии на «массы» и злоупотребление ими криком о «массах». Если вы хотите помочь «массам» и завоевать сочувствие и поддержку «масс», вы не должны бояться ни трудностей, ни уколов, придирок, оскорблений и преследований со стороны «вождей» (которые, будучи оппортунистами и социал-шовинистами , в большинстве случаев прямо или косвенно связаны с буржуазией и полицией), но непременно должны работать везде, где есть массы.
Вы должны быть способны на любые жертвы, на преодоление величайших препятствий, чтобы систематически, настойчиво, настойчиво и терпеливо вести агитацию и пропаганду в тех учреждениях, обществах и объединениях, даже самых реакционных, в которых пролетарская или полупролетарская должны быть найдены массы».
Ленин не раз указывал, что рабочий класс всегда революционнее самой революционной партии. Это утверждение на первый взгляд кажется не соответствующим действительности, и менее всего накануне революции 1905 года. Подавляющее большинство рабочих придерживалось консервативных взглядов. Они были в подавляющем большинстве религиозны, что отчасти объясняет их безграничную веру в отца Гапона. Они пили водку. Большинство из них были монархистами, безоговорочно верившими в царя. Когда большевики подходили к забастовщикам с революционными листовками, призывающими к республике, они часто рвали их, а иногда и избивали тех, кто их распространял. Но все это за 24 часа превратилось в свою противоположность.
Все попытки полиции и их профсоюзных марионеток зажать рабочее движение в смирительную рубашку правовых ограничений были обречены на провал. Нарастающая волна недовольства, охватившая в ходе русско-японской войны все слои общества, стала затрагивать и самые отсталые слои рабочего класса. До этого момента оппозицию царизму составляли в основном либеральные интеллигенты и студенты. Это тоже закон. Интеллигенция не может играть самостоятельную роль в революции, но она является чутким барометром напряженности, накапливающейся в глубинах общества.
«Ветер сначала дует сквозь верхушки деревьев». Брожение в обществе отразилось в волнении оппозиции среди интеллигенции. Университеты стали бастионами революционного протеста и на определенном этапе были открыты для рабочих. Они стали центром жарких споров об идеях и программах, важной частью революции, ярко описанной в настоящей книге.
Кровавое воскресенье
Первый решительный выход рабочего класса России на историческую сцену мирным шествием, с петицией в руках и священником во главе. В руках они несли не красные флаги, а религиозные иконы. Цель демонстрации состояла в том, чтобы призвать царя, батюшку («Отца») улучшить их невыносимые условия жизни.
Эти рабочие не разбирались в политике. Многие из них едва умели читать и писать. Это были бывшие крестьяне, лишь недавно эмигрировавшие в города в поисках лучшей жизни — явление, слишком знакомое массам в большинстве стран Латинской Америки и ныне в огромных масштабах воспроизводимое в густонаселенных городах Китай.
Этот процесс быстрого развития имел очень революционные последствия. Вырвав миллионы людей из условий деревенской отсталости, остававшихся неизменными в течение тысячи лет, русский капитализм разрушил ту социальную ткань, которая веками обеспечивала как бы устойчивость и самобытность русского крестьянина. Вырванный из естественной среды, бывший крестьянин был брошен в бурлящий котел фабричной жизни. Под бдительным оком надзирателя он научился дисциплине и фабричной организации. Он научился подчинять себя беспощадным правилам массового производства. Поэтому он научился отбрасывать старую крестьянскую традицию индивидуализма и эгоизма, узкую привязанность к семье, деревне и роду. Он начал думать о себе как о части более широкого сообщества, рабочего класса, с общими интересами и солидарностью против эксплуататоров.
Но это классовое сознание носило еще только зачаточный характер. Русский пролетариат был еще классом «в себе», но не «для себя». Для качественного скачка к революционному самосознанию рабочий класс должен был пройти суровую школу — боевое крещение. Это произошло девятого января (по старому дореволюционному календарю) 1905 года, известного в истории как Кровавое воскресенье.
Растерянное сознание масс ясно выражается в их горячей поддержке отца Григория Гапона. Такие фигуры всегда возникают в первый период революции. С его причудливой смесью воинственности и религии, классовой борьбы и монархизма он соответствовал первому, беспорядочному нащупыванию сознания миллионов самых забитых слоев общества. Сам крестьянский сын, он верно выразил смутные стремления этого слоя, в котором стремление бороться за лучшую жизнь в этом мире еще переплетается с религиозными представлениями и верой в царя.
Мирная демонстрация 9 января была встречена градом пуль из сомкнутых рядов милиции и солдат. Безоружных мужчин, женщин и детей безжалостно вырезали конные казаки. Никто не знает, сколько было убито, но общее число, вероятно, не меньше тысячи. Это дело рук Царя, заслужившего прозвище Николая Кровавого, но ныне представленного общественному мнению мира как некий святой мученик бессердечных большевиков.
Всякая революция характеризуется молниеносными изменениями в психологии масс, при которых вещи превращаются в свою противоположность. В ночь на Кровавое воскресенье те самые рабочие, которые раньше рвали большевистские листовки, разыскали большевиков (они знали, кто они такие) и осадили их одним настойчивым требованием: « Дайте оружие!»
Люди могут меняться. Мы видим это во всякой стачке, когда прежде отсталые и апатичные рабочие становятся самыми боевыми и энергичными поборниками стачки. Революция подобна забастовке в гораздо более широком масштабе. Отец Гапон был фигурой случайной и противоречивой. После 9 января он призывал к вооруженному восстанию и даже на некоторое время сблизился с большевиками.
Советы и Октябрьская забастовка
В течение следующих одиннадцати месяцев Революция прошла целый ряд этапов. В борьбу постоянно втягивались новые слои класса. Советы — эти замечательные органы рабочей власти — созданы рабочим классом как гибкие и демократические органы борьбы. Вначале они были просто расширенными забастовочными комитетами.
В очередной раз местные большевистские вожди не поняли значения советов. Они проявили такое же сектантское отношение, какое ранее проявляли к союзу Гапона. Они обратились к Петербургскому Совету с ультиматумом: рабочие должны либо принять программу и политику партии, либо распуститься. Как писал Троцкий, присутствующие рабочие только пожали плечами и перешли к следующему пункту повестки дня, после чего большевики ушли с собрания.
Из-за границы Ленин наблюдал за поведением своих товарищей со смесью досады и тревоги. В отличие от них, он очень хорошо понимал действительное значение советов, которые он правильно характеризовал как зачаточные органы рабочей власти. Он призывал большевиков к участию в реальном движении масс, и в конце концов они исправили свою ошибку. Но ущерб уже был нанесен. Большевики потеряли много позиций из-за своего сектантства.
Ключевая фигура в 1905 Петербургским Советом был, несомненно, Лев Троцкий, стоявший в то время вне как большевистской, так и меньшевистской фракций, но политически гораздо ближе к первой. Осенью революционная волна достигла своего пика невиданной забастовочной волной. Во главе движения стоял пролетариат, вооруженный своим классическим оружием борьбы — всеобщей забастовкой. «По своему размаху и остроте, — вспоминал впоследствии Ленин, — стачечная борьба не имела себе равных нигде в мире. Экономическая забастовка переросла в политическую, а последняя — в восстание».
Во время октябрьской всеобщей забастовки и ноябрьского локаута все взоры были прикованы к Петербургскому Совету. Здесь был чрезвычайно широкий, демократичный и гибкий орган борьбы. В ходе борьбы советы постепенно расширяли свои функции и представительный размах. Через Совет рабочие воспользовались вновь завоеванной свободой печати простым приемом захвата типографий. Они добились введения восьмичасового рабочего дня и даже установили на некоторых заводах рабочий контроль за производством. Они сформировали рабочую милицию и даже арестовывали непопулярных полицейских. В дополнение к многочисленным другим заданиям Совет опубликовал Известия Совета Рабочих Депутатов как его общественный орган. На протяжении всех этих драматических событий автором большинства заявлений и манифестов Петербургского Совета был Троцкий.
Описание Октябрьской забастовки, написанное одним из ее ключевых руководителей, составляет одну из важнейших глав книги. Если в 1917 году всеобщей забастовки не было, то в 1905 году всеобщая забастовка была одним из важнейших орудий рабочего класса. Это было средство, с помощью которого революция измеряла свои силы, организовывалась и дезорганизовала врага, одновременно мобилизуя на борьбу новые слои рабочего класса.
Декабрьское восстание
Основной слабостью революции 1905 г. было то, что рабочее движение в городах не получило поддержки от крестьянства, пока не стало слишком поздно. К концу декабря рабочие Петербурга, которые с января вели непрерывную борьбу, были измотаны. Рабочие Москвы теперь заняли центральное место. Они шли в направлении вооруженного восстания, но, к сожалению, петербургский пролетариат был уже не в состоянии прийти им на помощь.
Кровавое поражение декабрьского восстания в Москве фактически положило конец революционному паводку в городах. Но революция еще долго продолжала распространяться в деревнях. Повсюду вспыхивали крестьянские восстания, сопровождавшиеся вспышками партизанской войны. Но без победы рабочих городских центров она была обречена на провал. Поняв, наконец, что это уже не в повестке дня, Ленин призвал к прекращению партизанских действий и подготовил партию к периоду реакции.
Поражение революции 1905 года было тяжелым. Тысячи революционеров были казнены, замучены, заключены в тюрьмы и сосланы. Партия, выросшая из горстки в многотысячную массовую силу, вновь превратилась в маленькую и преследуемую подпольную организацию. Были ссоры и разногласия. Ленин был в меньшинстве, когда выступал против ультралевой политики большевистских лидеров, которые хотели бойкотировать парламент и отказывались вести легальную работу в профсоюзах.
Положение было столь безрадостным, что многие молодые товарищи покончили жизнь самоубийством, считая, что Революция обречена навсегда. Однако к 1911–1912 годам реакция достигла своего предела, и началась новая революционная волна. Именно в это время Ленин и большевики завоевали руководство организованным рабочим классом в России.
Как удалось Ленину и большевикам выйти невредимыми из этого страшного поражения? Наполеон однажды сказал, что побежденные армии хорошо учатся. Ленин не сбился с курса временной победой реакции. Он упорно защищал основную программу, методы, идеи и традиции в условиях всеобщего отступничества, ревизионизма и отступничества. Он даже был готов порвать со всеми своими бывшими товарищами — людьми вроде Богданова, Горького и Луначарского — ради защиты марксистской философии. Только так можно было сохранить марксистскую партию и обеспечить ее окончательную победу.
В прошедший период мы пережили период реакции, хотя и не такой масштабной, как реакция 1907-1911 годов. Повсюду мы видим одну и ту же тенденцию к отступлению, к отказу от позиций марксизма и ленинизма. Со всех сторон мы видим одни и те же настроения скептицизма и цинизма среди интеллектуалов среднего класса, бывших коммунистов и бывших левых. Наш ответ такой же, как у Ленина и Троцкого в гораздо более трудный период. Мы твердо стоим на защите идей, программы и методов марксизма, единственной научной социалистической идеологии. И события мирового масштаба показывают, что мы правы.
Говорят, что самый темный час наступает перед рассветом. Под покровом черной реакции, империалистических войн и варварства вызревают и с каждым днем крепнут новые силы. Готовятся новые революционные движения, вроде развивающейся революции в Венесуэле. Как и во всякой прошлой революции, они пройдут через много фаз, со многими путаными идеями и противоречиями. Это не удивительно. Разве сама жизнь не полна противоречий?
На основе своего опыта массы будут искать те идеи и ту программу, которая наиболее точно выражает их стремления и пожелания, наиболее точно выражает не только то, что есть , но и то, что должно быть . Только идеи и программа революционного марксизма могут предложить массам тот путь, который они ищут.
В борьбе за революционную идеологию почетное место занимают замечательные сочинения Льва Троцкого. И среди них одним из важнейших является 1905. Я рекомендую ее читателю с величайшим энтузиазмом.
Причины — Русская революция — Путеводители по библиотеке гимназии для девочек в Ментоне
Перейти к основному содержанию Похоже, вы используете Internet Explorer 11 или более раннюю версию. Этот веб-сайт лучше всего работает с современными браузерами, такими как последние версии Chrome, Firefox, Safari и Edge. Если вы продолжите работу в этом браузере, вы можете увидеть неожиданные результаты.
Источник: Обращение Ленина ко Второму Всероссийскому съезду Советов в Петрограде, 1917. (Британская энциклопедия, 2019).
Не забывайте цитировать и ссылаться на свои источники. Для получения справки см. справочные руководства Junior School или Senior School и/или CiteMaker . |
При доступе к содержимому используйте приведенные ниже номера:
УРОВЕНЬКраткая базовая информация, изложенная в удобном для чтения формате. Может использовать неформальный язык. (Включает большинство новостных статей)
УРОВЕНЬПредоставляет дополнительную справочную информацию и дополнительное чтение. Вводит некоторый предметно-специфический язык.
УРОВЕНЬ Подробная подробная информация. Часто использует технический/предметный язык. (Включает большинство аналитических статей)
Справочные руководства
Руководства по навыкам обучения
Руководства по исследованиям
5 02 020005
Академическая честность
Библиотечный каталог
Электронные библиотеки
Русская революция | Причины: ключевые цифры
- Николай II и Александра
- Граф Витте
- Столыпин
- Распутин
- Керенский
- Ленин
- Троцкого

Русская революция | Причины: Ключевые события
- Царская Россия
- Русско-японская война 1904-1905
- Кровавое воскресенье 1905
- Октябрьский манифест 1905
- Дума 1906-1917
- Первая мировая война 1914-1918
- Февральская революция 1917
- Двойная мощность 1917
- Временное правительство 1917
- Возвращение Ленина 1917
- Июльские дни 1917
- Дело Корнилова 1917
- Октябрьская революция 1917

Заседание четырех дум (10 мая — 21 июля 1906 г.; 5 марта — 16 июня 1907 г.; 14, 17 июня 1907 г. — 14, 17 июня 1900 г. 28 ноября 1912 г. — 11 марта 1917 г.) (Британника, без даты)
1914–1918 23 февраля — 3 марта по старому стилю | с 8 по 16 марта 1917 г. по новому стилюРусская революция | Причины: популярные движения
- Протесты рабочих
- Крестьянские протесты
- Военные мятежи
- Меньшевики и большевики
- Другие российские движения и партии
Русская революция | Причины: революционные идеи
- Русский национализм
- Либеральные реформы
- Популизм
- Марксизм
- ленинизм
Русская революция | Основные источники
Русская революция | Видео: Причины
Русская революция | Причины: Резюме и пересмотр
Русская революция | Причины: согласование учебного плана
Причины революции- «Каковы были важные причины революции?
- Как действия народных движений и отдельных лиц способствовали возникновению революции?
- В какой степени социальная напряженность и идеологические конфликты способствовали возникновению революции?»
Victorian Certification of Education, History, Study Design 2016–2020 (Victorian Curriculum and Assessment Authority, 2015, стр.