Пьер абеляр: Абеляр Пьер

Содержание

Абеляр Пьер



Абеляр Пьер

1079-1142

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Пьер Абеляр

 

Пьер Абеляр (1079-1142) — самый значительный представитель Средневековой философии периода ее  расцвета. Абеляр известен в истории философии не только своими взглядами, но и своей жизнью, которая изложена им в автобиографическом произведении «История моих бедствий». С малых лет он почувствовал у себя тягу к знаниям, а потому отказался от наследства в пользу своих родственников. Получил образование в различных школах, затем обосновался в Париже, где занимался преподавательской деятельностью. Он приобрел славу искусного диалектика по всей Европе. Абеляр прославился также любовью к Элоизе, своей талантливой ученице. Их роман привел к браку, в результате которого родился сын. Но дядя Элоизы вмешался в их отношения, и после того как над Абеляром по указанию дяди было совершено надругательство (он был оскоплен), Элоиза ушла в монастырь. Отношения между Абеляром и его женой известны из их переписки.

Основные произведения Абеляра: «Да и нет», «Познай самого себя«, «Диалог между философом, иудеем и христианином», «Христианская теология» и др. Он был широко образованным человеком, знакомым с произведениями Платона, Аристотеля, Цицерона, с другими памятниками античной культуры.

Главная проблема в творчестве Абеляра — соотношение веры и разума, эта проблема была основной и для всей схоластической философии. Абеляр отдавал предпочтение разуму, знанию перед слепой верой, поэтому вера у него должна иметь рассудочное обоснование. Абеляр — ревностный сторонник и адепт схоластической логики, диалектики, которая в состоянии разоблачить всевозможные ухищрения, в чем и заключается, ее отличие от софистики. По мнению Абеляра, мы можем совершенствоваться в вере, лишь совершенствуя свои знания посредством диалектики.

Абеляр определял веру как «предположение» о вещах, недоступных человеческим чувствам, как то, что имеет дело не с природными вещами, познаваемыми науками.

В произведении «Да и нет» Абеляр анализирует взгляды «отцов церкви», используя выдержки из Библии и их сочинений, и показывает противоречивость приводимых высказываний. В результате этого анализа возникают сомнения в некоторых догматах церкви, христианского вероучения. С другой стороны, Абеляр не сомневался в основных положениях христианства, а лишь призывал к осмысленному их усвоению.

Он писал, что тот, кто не понимает Священного писания, подобен ослу, стремящемуся извлечь из лиры стройные звуки, ничего не понимая в музыке.

Согласно Абеляру, диалектика должна состоять в том, чтобы подвергать сомнению утверждения авторитетов, в самостоятельности философов, в критическом отношении к теологии.

Взгляды Абеляра осуждены церковью на Суассоиском соборе (1121), и по его приговору он сам бросил свою книгу «Божественное единство и троичность» в огонь. (В этой книге он доказывал, что существует лишь один-единственный Бог-отец, а Бог-сын и Бог-дух святой — лишь проявления его могущества.)

В произведений «Диалектика» Абеляр излагает свои взгляды по проблеме универсалий. Он пытался примирить крайне реалистические и крайне номиналистические позиции. Крайнего номинализма придерживался учитель Абеляра Росцелин, а крайнего реализма — тоже учитель Абеляра — Гильом из Шампо. Росцелин полагал, что существуют лишь единичные вещи, общего вообще не существует, общее — это лишь названия.

Гильом из Шампо, наоборот, считал, что общее существует в вещах как неизменная сущность, а единичные вещи лишь привносят индивидуальное разнообразие в единую общую сущность.

Абеляр полагал, что человек в процессе своего чувственного познания вырабатывает общие понятия, которые выражаются в словах, имеющих тот или иной смысл. Универсалии создаются человеком на основе чувственного опыта посредством абстрагирования в уме тех свойств вещи, которые общи для многих предметов. В результате этого процесса абстрагирования происходит образование универсалий, которые существуют лишь в уме человека. Такая позиция, преодолевающая крайности номинализма и реализма, впоследствии получила название концептуализма. Абеляр выступал против схоластических умозрительных и идеалистических спекуляций в отношении знания, существовавших в то время.

В произведении «Диалог между философом, иудеем и христианином» Абеляр проводит идею веротерпимости. Он доказывает, что каждая религия содержит в себе зерно истины, поэтому христианство не может считать, что она единственно истинная религия. Только философия может достичь истины; она направляется естественным законом, который свободен от всевозможных священных авторитетов.

В следовании естественному закону и состоит нравственное познание. Кроме этого естественного закона, люди следуют еще всевозможным предписаниям, но они — лишь ненужные добавления к естественному закону, которому следуют все люди, — совести.

Этические воззрения Абеляра изложены в двух произведениях -«Познай самого себя и «Диалоге между философом» иудеем и христианином». Они находятся в тесной зависимости с его теологией. Основной принцип этической концепции Абеляра — утверждение полной моральной ответственности человека за свои поступки — как добродетельные, так и греховные. Такое воззрение —  продолжение абеляровской позиции в области гносеологии,  подчеркивание субъективной роли человека в познании.

Деятельность человека определяется его намерениями. Сам по себе ни один поступок не является ни добрым, ни злым. Все зависит от намерений. Греховный поступок — такой, который совершен в противоречии с убеждениями человека.

В соответствии с этими своими убеждениями Абеляр полагал, что язычники, которые преследовали Христа, не совершали никаких греховных действий, так как эти действия не находились в противоречии с их убеждениями. Не были греховны и античные философы, хотя и не являвшиеся сторонниками христианства, но действовавшие в соответствии со своими высокими моральными принципами.

Абеляр подверг сомнению утверждение об искупительной миссии Христа, которая состояла не в том, что он снял грех Адама и Евы с рода человеческого, а в том, что был примером высокой морали, которой должно следовать все человечество. Абеляр полагал, что человечество унаследовало от Адама и Евы не способность к греху, а лишь Способность раскаиваться в нем. Согласно Абеляру, божественная благодать нужна человеку не для осуществления добрых поступков, а в качестве награды за их осуществление. Все это противоречило распространенным тогда религиозным догматикам и было осуждено Санским собором (1140) как ересь.

Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002.


Вернуться на главную страницу Абеляра

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Абеляр Пьер

 

Абеляр Пьер Пале — французский философ, теолог, поэт. Развил учение, названное впоследствии концептуализмом. Разрабатывал схоластическую диалектику (сочинение «Да и нет»). Рационалистическая направленность Абеляра («понимаю, чтобы верить») вызвала протест ортодоксальных церковных кругов: учение Абеляра было осуждено соборами 1121 и 1140 годов.

Трагическая история любви Абеляра к Элоизе описана в автобиографии «История моих бедствий».

Родился в окрестностях Нанта в благородной семье. Избрав карьеру ученого, отказался от права первородства в пользу младшего брата.

Абеляр добрался до Парижа и стал там учеником католического богослова и философа Гильома из Шампо. Абеляр начал открыто и смело выступать против философской концепции своего учителя и вызвал этим большое недовольство с его стороны. Абеляр не только покинул кафедральную школу, но и решил открыть свою собственную.

Школа была открыта, и лекции нового магистра привлекли сразу же много учеников. В Париже, как и в других городах Северо-Восточной Франции, шла упорная борьба между представителями различных философских школ. В средневековой философии сложились два основных направления — реализм и номинализм.

Родоначальником средневекового номинализма был Росцелин, учитель Абеляра, а современный Росцелину реализм представлял Ансельм, архиепископ Кентерберийский, ученый наставник богослова Ансельма Ланского, ближайшим учеником которого являлся философский враг Абеляра — Гильом из Шампо.

Доказывая «реальность» существования объектов веры, средневековый реализм отвечал интересам католической церкви и находил с ее стороны полную поддержку.

Учению реалистов номиналисты противопоставили учение о том, что все общие понятия и идеи (универсалии) — есть лишь наименования («nomia» — «имена») вещей, существующих действительно и предшествующих понятиям. Отрицание номиналистами независимого существования общих понятий несомненно расчищало почву для стремления к эмпирическим знаниям.

Церковь сразу же усмотрела опасность в учении номиналистов и на одном из церковных соборов (в Суассоне, в 1092 году) предала их взгляды анафеме.

Возвратившись в 1113 году из Лана в Париж, Абеляр возобновил чтение лекции по философии..

В 1118 году он был приглашен учителем в частный дом, где стал любовником своей ученицы Элоизы. Абеляр перевез Элоизу в Бретань, где она родила сына. Затем она возвратилась в Париж и вступила в брак с Абеляром. Это событие, должно было оставаться в тайне. Фульбер — опекун дувушки стал повсюду рассказывать о заключенном браке и Абеляр вновь увез Элоизу в женский монастырь Аржантейль. Фульбер решил, что Абеляр насильно постриг Элоизу в монахини и, подкупив наемных людей, приказал оскопить Абеляра.

Философ поступил в монастырь Сен-Дени и возобновил преподавательскую деятельность.

Церковный собор созванный в 1121 году в Суассоне осудил взгляды Абеляра как еретические и принудил его публично предать свой богословский трактат сожжению. Возвратившись в монастырь Сен-Дени, Абеляр погрузился в чтение монастырских рукописей и провел за этим занятием несколько месяцев.

В 1126 году, он получил известие из Бретани о том, что он избран аббатом монастыря Св. Гильдазия.

Совершенно не подготовленный к роли руководителя, он быстро испортил отношения с монахами и бежал из монастыря Св. Гильдазия.

Возвратившись из Бретани в Париж, Абеляр вновь поселился на холме Св. Женевьевы. Как и раньше, лекции Абеляра посещало большое количество слушателей, и его школа вновь стала центром публичного обсуждения богословских проблем.

Немалую роль в особенной популярности Абеляра сыграла книга «История моих бедствий». Наибольшей известностью среди школяров и магистров «свободных искусств» в это время пользовались такие произведения Абеляра, как «Диалектика», «Введение в теологию», трактат «Познай самого себя» и «Да и Нет».

Основной принцип этической концепции Абеляра — утверждение полной моральной ответственности человека за свои поступки — как добродетельные, так и греховные. Деятельность человека определяется его намерениями. Сам по себе ни один поступок не является ни добрым, ни злым. Все зависит от намерений. В соответствии с этим Абеляр полагал, что язычники, которые преследовали Христа, не совершали никаких греховных действий, так как эти действия не находились в противоречии с их убеждениями. Не были греховны и античные философы, хотя и не являвшиеся сторонниками христианства, но действовавшие в соответствии со своими высокими моральными принципами. Общий дух учения Абеляра делал его в глазах церкви наихудшим из еретиков.

Инициатором нового церковного собора в 1140 году стал Бернар Клервоский. Наряду с представителями высшего духовенства на Сансский собор прибыли также король Франции Людовик VII.

Участники собора осудили сочинения Абеляра. Они просили у папы Иннокентия II осуждения еретического учения Абеляра, беспощадной расправы с последователями, запрещения Абеляру писать, преподавать и повсеместного уничтожения книг Абеляра.

Больной и надломленный, философ удаляется в монастырь Клюни.

В 1141-1142 годах Абеляр написал «Диалог между Философом, Иудеем и Христианином». Абеляр проповедует идею веротерпимости. Каждая религия содержит в себе зерно истины, поэтому христианство не может считать, что оно — единственно истинная религия.

Абеляр умер 21 апреля 1142 года. Элоиза перевезла прах Абеляра в Параклет и там предала его земле. 

Использован материал с сайта http://100top.ru/encyclopedia/ 


Вернуться на главную страницу Абеляра

 

 

 

Питер Абеляр — Энциклопедия Нового Света 08 ) или

Abailard (на английском, Peter Abelard ) или Abailard (1079 — 21 апреля 1142) был выдающимся французским философом-схоластом, которого часто называют «Декартом двенадцатого века» из-за его рационалистической ориентации, и считается предшественником Руссо, Кант и Лессинг. Он был одним из величайших логиков Средневековья и одним из тех, кто считал, что древняя языческая философия имеет отношение к христианской мысли. Он был одним из первых, кто познакомил христианских интеллектуалов с методами и идеями Аристотеля и помог установить схоластическую традицию использования философии для обоснования церковной доктрины. Грозный полемист, он редко терпел поражение в дебатах из-за своего острого ума, прекрасной памяти, красноречия и дерзости. Абеляр рассматривается позднейшими учеными как один из основоположников «номинализма». Он также предвосхитил Канта, утверждая, что субъективное намерение определяет если не моральный характер, то, по крайней мере, моральную ценность человеческого действия.

Содержимое

  • 1 срок службы
    • 1.1 Молодежь
    • 1.2 Подняться к славе
    • 1.3 Роман с Элоизой
    • 1.4 Дальнейшая жизнь
  • 2 Мысли и дела
    • 2.1 Работы
    • 2.2 Абеляр, Ансельм и Бернар
    • 2.3 Этика
    • 2.4 Проблема универсалий
    • 2.5 Музыка
  • 3 Библиография
  • 4 Каталожные номера
  • 5 Внешние ссылки
    • 5.1 Общие источники по философии
  • 6 кредитов

История его трагического романа со своей ученицей Элоизой стала романтической легендой.

Жизнь

Юность

Пьер Абеляр родился в 1079 году в маленькой деревушке Ле Палле, примерно в 10 милях к востоку от Нанта, в Бретани (Франция), и был старшим сыном в знатной бретонской семье. Имя Абелярдус (также пишется Абейлардус, Абаилардус и многими другими способами) считается искажением имени Хабелардус, замененным самим Абеляром на прозвище «Байолардус», данное ему в школе. Его отец, Беренгар, был главой деревни; его мать звали Люсия. Мальчиком он быстро учился и, выбрав академическую жизнь вместо обычной для его рождения военной карьеры, овладел искусством диалектики (методом философского исследования), состоявшим в то время главным образом из логики Аристотеля. передавался по латинским каналам и был основным предметом либерального изучения в епископальных школах. Номиналист Росцеллин, знаменитый компьенский каноник, утверждает, что был его учителем; но было ли это в ранней юности, когда он бродил из школы в школу для обучения и упражнений, или несколько лет спустя, после того как он уже начал учить, остается неизвестным.

Восхождение к славе

Абеляр и его ученица Элоиза, Эдмунда Блэра Лейтона.

Путешествия Абеляра привели его в Париж, когда он был еще подростком. Там, в большой соборной школе Нотр-Дам-де-Пари, он некоторое время обучался у Вильгельма Шампо, ученика Ансельма Лаонского (не путать со святым Ансельмом) и самого передового из реалистов. Вскоре он смог победить мастера в споре, что привело к длительным дебатам, завершившимся крушением философской теории реализма, до того господствовавшей в раннем Средневековье, и заменой ее концептуализмом Абеляра или номинализмом, основным соперник реализма до Абеляра. Перед лицом противодействия со стороны Вильгельма Шампо в возрасте всего двадцати двух лет Абеляр основал собственную школу в Мелене, а затем переехал в Корбей, ближе к Парижу, чтобы более непосредственно конкурировать с ним.

Его усилия по обучению были особенно успешными, но работа слишком сильно напрягала его здоровье, и ему пришлось бросить ее на время около 1101 года. Он провел несколько лет, выздоравливая в своем родном городе, «почти отрезанном от Франции, », как он вспоминал. По возвращении в Париж после 1108 года он застал Вильгельма Шампо, читающего лекции в монашеской обители за городом, и там они снова стали соперниками. Абеляр снова одержал победу и возвысился. Уильям только временно смог помешать ему читать лекции в Париже. Из Мелуна, где он возобновил преподавание, Абеляр отправился в столицу и основал свою школу на высотах горы Сент-Женевьев, с видом на Нотр-Дам. После своего успеха в диалектике он затем обратился к теологии и посетил лекции Ансельма в Лаоне. Его триумф был полным; без предварительной подготовки или специального обучения он мог читать лекции, которые были признаны выше лекций мастера. Абеляр был сейчас на пике своей славы. Он занял кресло в Нотр-Дам, будучи также назначенным каноником, примерно в 1115 году.

Выдающийся фигурой и манерами Абеляр был замечен в окружении толпы; говорят тысячи студентов, привлеченных со всех стран славой его учения. Обогащенный пожертвованиями своих учеников и развлекаемый всеобщим восхищением, он пришел, как он говорит, к мысли о себе как о единственном непобедимом философе в мире.

Роман с Элоизой

Абеляр и Элоиза, изображенные в манускрипте четырнадцатого века

В своей преданности науке Абеляр всегда жил очень размеренной жизнью, оживляемой лишь философскими спорами: теперь, на пике своей славы, он столкнулась с романтикой. В окрестностях Нотр-Дам на попечении своего дяди, каноника Фульберта, жила девочка по имени Элоиза (родилась около 1101 года). Говорят, что она была красива и отличалась знанием не только латыни, но и греческого и древнееврейского. Абеляр влюбился в нее; и он искал и получил место в доме Фульберта. Став воспитателем девушки, он использовал свою силу с целью обольщения, а она отвечала на его преданность. Их отношения мешали его общественной деятельности, и сам Абеляр не скрывал их. Вскоре все знали, кроме доверчивого Фульберта. Как только ее дядя узнал об этом, влюбленные расстались, но продолжали тайно встречаться. Элоиза забеременела, и Абеляр увез ее в Бретань, где она родила сына по имени Астролябия. Чтобы успокоить ее разъяренного дядю, Абеляр предложил жениться, держась в секрете, чтобы не омрачать его перспективы продвижения в церкви. Элоиза выступила против этой идеи, призывая его не жертвовать независимостью своей жизни ради нее, но неохотно поддалась давлению. Тайну брака Фульберт не хранил; и когда Элоиза смело отрицала это, жизнь стала для нее настолько трудной, что по настоянию Абеляра она нашла убежище в монастыре Аржантёй. Немедленно Фульбер, полагая, что ее Абеляр, который помог ей сбежать, хочет избавиться от нее, задумал отомстить. Он и некоторые другие ночью ворвались в комнату Абеляра и кастрировали его. Таким образом, священство и церковный сан были для него канонически закрыты. Элоиза, которой еще нет двадцати, по ревнивому требованию Абеляра никогда больше не разделять романтической любви с мужчиной, стала монахиней.

Дальнейшая жизнь

Абеляр, которому сейчас сорок лет, хотел похоронить себя как монах в аббатстве Сен-Дени. Не найдя передышки в монастыре и постепенно вновь обратившись к учебе, он поддался настойчивым уговорам и вновь открыл свою школу при монастыре Мезонсель в 1120 году. Его лекции снова слушали толпы студентов, и все его былое влияние казалось вернуться; но у него все еще было много врагов. Как только он опубликовал свои богословские лекции (видимо, Introductio ad Theologiam ) его противники критиковали его рационалистическую интерпретацию тринитарного догмата. Обвинив его в ереси Савеллия на провинциальном синоде, состоявшемся в Суассоне в 1121 году, они посредством нерегулярных процедур добились официального осуждения его учения. Абеляра заставили сжечь свою книгу, прежде чем его заключили в монастырь святого Медара в Суассоне. Это был самый горький опыт, который только мог выпасть на его долю. Жизнь в монастыре была для Абеляра невыносимой, и ему наконец разрешили уйти. В пустынном месте близ Ножан-сюр-Сен он построил себе хижину из соломы и тростника и стал отшельником. Когда его убежище было обнаружено, студенты стекались из Парижа и покрывали пустыню вокруг него своими палатками и хижинами. Он снова начал учить и нашел утешение; в благодарность он освятил новую молельню Параклета.

Абеляр, опасаясь новых преследований, покинул Ораторий, чтобы найти другое убежище, приняв приглашение возглавить аббатство Сен-Жильда-де-Рюи на далеком берегу Нижней Бретани. Район был негостеприимным, поместье было добычей преступников, сам дом был диким и беспорядочным, но Абеляр оставался на этом посту десять лет. Когда монастырь Элоизы в Аржантее распался, он смог назначить ее главой нового религиозного дома в заброшенном Параклете и часто посещал ее в качестве духовного наставника. Элоиза осталась верна своим клятвам. Через некоторое время после того, как он покинул аббатство Святого Гильдаса, Абеляр написал свои знаменитые Historia Calamitatum, побуждает Элоизу написать свое первое письмо , , которое остается непревзойденным выражением человеческой страсти и женской преданности. Затем последовали два других письма , , в которых она, наконец, с покорностью приняла жизнь, которую, как брат сестре, рекомендовал ей Абеляр.

Вскоре Абеляр вернулся на место своих первых триумфов, читая лекции на горе Святой Женевьевы (где его услышал Джон Солсберийский в 1136 году), но лишь ненадолго. Во времена его Параклета его главным врагом был Бернар Клервоский, который представлял принцип пылкой и непоколебимой веры и для которого рациональные исследования Абеляра были явным бунтом. Бескомпромиссный Бернар решил сокрушить растущее зло рационализма, напав на Абеляра как на самого смелого преступника. После предварительных переговоров в 1141 году в Сансе собрался совет, чтобы выслушать Абеляра, которого официально привлекли к суду по ряду еретических обвинений, в защиту своего дела. Однако когда Бернар открыл дело, Абеляр неожиданно обратился к Риму. Бернард, имевший право добиться вынесения приговора на соборе, не успокоился ни на минуту, пока в следующем году в Риме не было получено второе осуждение. По пути в Рим, чтобы лично представить свою апелляцию, Абеляр потерял сознание в аббатстве Клюни, где задержался всего на несколько месяцев. Его друзья, чтобы облегчить его страдания, перевезли его в монастырь Сен-Марсель, недалеко от Шалон-сюр-Сон, где он и умер. Его останки были сначала погребены в Сен-Марселе, затем тайно перенесены Параклету и переданы на попечение Элоизы, которая со временем сама покоилась рядом с ними (1164 г.).

Их кости впоследствии не раз перемещали, но они сохранились даже во время превратностей Французской революции и теперь предположительно лежат в хорошо известной могиле на кладбище Пер-Лашез в восточной части Парижа, хотя, кажется, быть некоторые разногласия относительно их фактического места отдыха. Ораторий Параклета утверждает, что Абеляр и Элоиза похоронены на их месте и что то, что существует в Пер-Лашез, является просто памятником. Согласно Пер-Лашез, останки обоих влюбленных были перевезены из Оратория в начале 1800-х годов и перезахоронены в знаменитом склепе на их территории. Другие считают, что хотя Абеляр похоронен в гробнице на Пер-Лашез, останки Элоизы находятся в другом месте.

Мысли и труды

Общее значение Абеляра заключается в установлении им схоластической традиции использования философии для формального рационального выражения общепринятой церковной доктрины. Хотя его собственные интерпретации могли быть осуждены, они были восприняты в основном в том же духе, что и общая схема мысли, разработанная впоследствии в тринадцатом веке с одобрения глав церкви. Он положил начало восхождению философского авторитета Аристотеля в Средние века; до него реализм опирался на авторитет Платона. Влияние Аристотеля утвердилось через полвека после смерти Абеляра, когда была завершена «Органон», , а позднее и все другие произведения греческого мыслителя стали известны в школах.

Абеляр способствовал развитию аргументативных методов, приняв метод исследования под названием Sic et non («Да и нет»), который представляет две противоречивые точки зрения авторитета и выдвигает на первый план спорные вопросы.

Произведения

Абеляр оказал большое влияние на своих современников и на ход средневековой мысли, но в наше время он известен главным образом своей связью с Элоизой. Только в девятнадцатом веке Кузен (1836 г.) выпустил сборник под названием Ouvrages inedits d’Abelard, , что о его философском выступлении можно судить из первых рук. Ранее только одна из философских работ Абеляра, этический трактат Scito te ipsum, , была опубликована в 1721 году. противоположные мнения по вопросам вероучения, взятые у отцов как основа для дискуссии, главный интерес которых состоит в том, что нет попытки примирить разные мнения), включает в себя «Диалектику», комментарии к логическим трудам Аристотеля, Порфирия и Боэций и фрагмент, De Generibus et Speciebus. Последняя работа, а также психологический трактат De Intellectibus, , опубликованный отдельно Кузеном (в Fragmens Philosophiques, vol. II), теперь считаются на основании внутренних свидетельств не написанными самим Абеляром, а только вышли из его школы. Подлинный труд, Glossulae super Porphyrium, , из которого Шарль де Ремюза в своей классической монографии Abélard (1845) дал выдержки, был опубликован в 1919 г. 30.

Абеляр, Ансельм и Бернар

Ансельм Кентерберийский был представителем «объективной» ветви философии Средневековья, а Питер Абеляр был представителем «субъективной» ветви. «Объектив» означает безусловное принятие данных объектов Библии, традиции и авторитета как истины. «Субъективное» означает интерпретацию этих объектов веры индивидуумом в контексте личного опыта.

Последним теологическим врагом Абеляра был Бернар Клервосский, который осудил некоторые договоры Абеляра, а также его подход к вопросам веры. Бернар считал философов агентами сатаны. Он осудил Абеляра за распространение еретического учения о Пресвятой Троице. Чтобы устранить разногласия между их теориями, Абеляр попросил архиепископа устроить между ними публичный диспут 3 июня 1140 года, который так и не состоялся. В этом споре и Абеляр, и Бернар заняли «субъективную» позицию; Абеляр использует разум, а Бернар использует мистицизм для объяснения Троицы.

Абеляр был широко известен своим романом с Элоизой, которой он написал несколько любовных писем. Historia Calamitatum (История моего бедствия) был написан как автобиография и исповедь; при сравнении с исповедями Августина различия очевидны. В « исповеди» Августина события описываются с точки зрения отношений Августина с Богом. Автобиография Абеляра описывает его личные чувства и реакцию на события. Само слово «Бедствие» (в названии) подразумевает субъективное отношение. Этот тип автобиографической исповеди — очень ранний пример самоанализа, имевшего место в эпоху Возрождения и Просвещения.

Этика

Помимо своей диалектики, наибольший вклад Абеляра приходится на этику. Его мысли в этом направлении примечательны тем, что его последователи-схоласты едва ли осмеливались подвергать принципы и правила поведения чисто философскому обсуждению даже после того, как великие этические изыскания Аристотеля стали им полностью известны.

Философия и идеи Абеляра предвосхитили на несколько столетий философов Возрождения и даже Просвещения. Он предвосхитил Канта, утверждая, что субъективное намерение определяет если не моральный характер, то, по крайней мере, моральную ценность человеческого действия. Абеляр также подчеркивал роль совести, считая ее высшим проводником и окончательным судьей. Позже Иммануил Кант и другие протестантские мыслители развили эту идею в религиозный индивидуализм.

Проблема универсалий

Абеляр учился у Вильгельма Шампо (1070-1120), ученика Ансельма Лаонского (не святого Ансельма) и реалистов. Вильгельм Шампо был одним из многих известных учителей логики, риторики, грамматики и богословия и помог построить школы, которые впоследствии стали Парижским университетом. Однако он потерпел тяжелое поражение в споре с молодым студентом Питером Абеляром о реальности универсалий, и впоследствии большинство его учеников вместо этого перешли к Абеляру. Наконец, Вильгельм Шампо был вынужден изменить свою собственную теорию. Их обсуждение касалось реальности универсалий или «проблемы универсалий». Иоанн Солсберийский (1115–1180) считал это проблемой, неразрешимой человеческим разумом.

Источником этого запроса, по-видимому, была Eisagoge (Исагога) Порфирия (ок. 232-ок. 305), греческого философа. Eisagoge был кратким введением в «Категории» Аристотеля, ставшим известным стандартным учебником в Средние века. Боэций (ок. 480–525/6) перевел Eisagoge на латынь и написал к ней комментарий. Порфирий спорил, являются ли индивидуальные характеристики, отличающие каждый вид, живыми существами, которые будут существовать независимо от того, думает ли человек о них или нет, или же они существуют только как идеи. Это произведение положило начало самой шумной полемике средневековой философии. Она стала известна как проблема универсалий. Это касалось отношений между абстрактными понятиями в нашем уме и конкретными вещами. Например, какая связь между понятием лилии и конкретной лилией, цветущей в поле?

Реалисты поддержали теорию Платона о том, что универсалии являются реальностями (по-латыни res ) с реальным существованием отдельно от частностей, в которых они обоснованы. Эта точка зрения процветала с девятого по двенадцатый век, и ее придерживались Джон Скот Эригена и Ансельм Кентерберийский. Вильгельм Шампо после учебы в Париже и Лане учился у Росцелина в Компьене. Однако Вильгельм Шампо придерживался мысли, совершенно противоположной мысли Росселина, и учил ультрареализму. Абеляр учился у Вильгельма Шампо и позже обсуждал его. Мысль Росселина была названа «номинализмом». Поскольку большая часть его сочинений была утеряна, за исключением письма к Абеляру, можно полагаться только на комментарии Ансельма, Абеляра и Джона Солсберийского, которые свидетельствовали, что Росселин был противником ультрареализма. Согласно Ансельму, Росцелин думал, что универсальное — это просто слово 9.0003 (вздутие живота) . Номинализм считал, что универсалии — это просто имена (на латыни nomina ), а индивидуум — единственная реально существующая субстанция.

В крайних случаях ни реализм, ни номинализм не могут быть удовлетворительно оправданы. Питер Абеляр предложил более разумную форму номинализма. Он принял аристотелевское объяснение всеобщего, но утверждал, что обозначается не вещь, а имя. Это отражает номиналистический взгляд Рослена, у которого учился Абеляр. Однако нельзя сразу предположить, что Абеляр отвергал любую реальность, соответствующую универсальному слову. Казалось, он признал, что существует реальность, соответствующая конкретным словам. Абеляр провел дальнейшие различия vox и sermo . Vox подразумевает слово как телесное существование (flatus vocis) , вещь. Sermo относится к слову по отношению к его логическому содержанию, и именно это и утверждается. Абеляр утверждал, что соответствие между конкретными вещами оправдывает использование универсалий для построения знаний. Фома Аквинский и Дунс Скот предпочитали менее чрезмерный реализм, отвергавший мнение о том, что универсалии существуют отдельно от индивидуальных сущностей, к которым они относятся.

Музыка

Сегодня Абеляр известен в основном как философ, у которого был трагический роман с Элоизой. Однако Абеляр был также давно известен как важный поэт и композитор. Абеляр сочинил для Элоизы несколько знаменитых песен о любви, которые сейчас утеряны.

Позже Абеляр написал слова и мелодии для более сотни гимнов религиозной общины, к которой присоединилась Элоиза. Сохранившиеся мелодии получили высокую оценку как «гибкие, выразительные мелодии, (которые) демонстрируют элегантность и техническое мастерство, очень похожие на качества, которыми долгое время восхищались в поэзии Абеляра».

Абеляр также оставил шесть библейских planctus (оплакиваний), которые были очень оригинальными и повлияли на последующее развитие лай, формы песни, которая процветала в Северной Европе в тринадцатом и четырнадцатом веках.

Библиография

  • Глоссы Питера Абайяра о порфире (Petri Ababaelardi Glossae in Porphyrium)
  • Sic et Non
  • Диалектика , до 1125
  • Introductio ad Theologiam , 1136-1140
  • Диалог философа с евреем и христианином , 1136-1139
  • Этика Абеляра (Scito Teipsum, seu Ethica) , до 1140
  • История моих несчастий (Historia Calamitatum) , перевод Генри Адамса Беллоуза, 1922 г. , из Интернет-справочника по средневековью.
  • Письма Абеляра и Элоизы, перевод Бетти Радис, 19 лет72, ISBN 0140442979.
  • Time Jesum Non Riventum, перевод Бетти Радис, c. 1970.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Клэнчи, Майкл Т. Абеляр: Средневековая жизнь . Паб Blackwell, 1997. ISBN 0631205020.
  • Маренбон, Джон. Философия Питера Абеляра . Издательство Кембриджского университета, 1997.
  • .
  • Мьюз, Констант Дж. Утерянные любовные письма Элоизы и Абеляра. Восприятие диалога во Франции XII века . Сент-Мартин Пресс, 1999.
  • .
  • Мьюз, Констант Дж. Абеляр и Элоиза. Oxford University Press, 2005.

Внешние ссылки

Все ссылки получены 23 ноября 2022 г.

  • Пьер Абеляр из Стэнфордской философской энциклопедии
  • Пьер (Питер) Абеляр из Ле Палле, введение
  • Работы Пьера Абеляра в Project Gutenberg
  • Абеляр и Элоиза из сериала «В наше время» (BBC Radio 4)
  • Ле Палле, место рождения Пьера Абеляра, фото

Общие источники по философии

  • Стэнфордская философская энциклопедия
  • Интернет-энциклопедия философии
  • Проект Пайдейя Онлайн
  • Проект Гутенберг

Авторы

Энциклопедия Нового Света автора и редактора переписали и дополнили статьи Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Кредит должен соответствовать условиям этой лицензии, которая может ссылаться как на Энциклопедия Нового Света участников и самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:

  • Питер Абеляр  история

История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :

  • История «Питера Абеляра»

Примечание. На использование отдельных изображений, которые лицензируются отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.

№ 583: Пьер Абеляр


№ 583:
ПЬЕР АБЕЛАР

Джон Х. Линхард

Щелкните здесь для прослушивания аудио эпизода 583.

Сегодня наш поиск изобретательского ума ведет нас к большой истории любви. Университет Хьюстона Колледж Инженерии представляет эту серию о машины, которые заставляют нашу цивилизацию работать, и люди, чья изобретательность создала их.

Кто не был разорван История Элоизы и Абеляра? Тем не менее, история растет у власти, когда мы читаем это более внимательно.

Пьер Абеляр родился в 1079 году. Учился лингвистика, логика и диалектика. Его блеск швырнуло его в центр средневековой интеллектуальной жизнь. В 35 лет он был действующим гладиатором в Арены словесного боя. Разгневанные неудачники прогнали его из школы после школы. Затем он принял учение пост в Нотр-Дам.

Там Фульберт, каноник собора, поместил его обучать свою блестящую племянницу Элоизу. Они стали любовниками, а потом тайно поженились. Абеляр прожил свою жизнь с головы до ног. Сейчас, в конце жизни он научился любить. Он написал Элоиза,

Возьми эту розу, о роза,
Так как это собственный цветок любви,
И тем розой
Твой любовник в плену.
Когда Фульберт узнал об этом, он послал своих людей кастрировать Абеляра.

После этого Абеляр и Элоиза оба приняли святое заказы. Их любовь не угасла, а усилилась. Абеляр основал монастырь. Он назвал это «Утешение Дух.» Позже Элоиза стала настоятельницей.

Конечно, в этом были две стороны. договоренность. Но больше всего нам рассказывает Абеляр. о себе в своих сочинениях.

Мы читаем произведения философа с мощным оптимизм относительно состояния человека. Он верит в сила разума, чтобы осмыслить мир, который давит менее полных надежд людей.

Вскоре после того, как он стал монахом, Абеляр попал в беду. снова. В монастыре Сен-Дени он осудил лень и суетность он нашел там. Позже он получил руководство монастырем в Бретани. Там, недовольные монахи пытались убить его.

Абеляр писал и писал. Он был в постоянной жаре вода. Церковные соборы осудили его книги. Папа осудил его.

И все же он плыл с кипящей верой в человеческий разум и человеческий дух. Он написал логический повестка дня научных исследований. Он выступал за скептицизм. Он указал, что Писание должно быть ошибаться хотя бы потому, что писцы, скопировавшие его сделал ошибки. Разум, сказал он нам, был высшим друг веры, а не ее враг.

Так это был человек, чья любовь была непоколебима даже когда его физическое выражение было отрублено. Впоследствии Абеляр писал:

Мир, о моя пораженная лютня!
Твои струны спят.
Если бы мое сердце могло еще
Его горький плач!
Но сквозь его тоску сияет высоко принципа и искупительной веры в то, что интеллект, подпитываемый любовью, может все исправить. В конце концов, Абеляр показал нам творческие орудия человеческого превосходство.

Я Джон Линхард из Хьюстонского университета, где нас интересует, как изобретательные умы работа.

(Музыкальная тема)


Уоделл, Х., Странствующие ученые . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday Anchor Books, 1955.

Минио-Палуэлло, Л., Абайяр, Пьер. Научно-биографический словарь .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *